Адаптированный Рассказ «Ёж» (по Е. Чарушину). План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Е. Чарушин "Ёж"

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: Пересказ рассказа «Еж» по Е. Чарушину.

Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием магнитной доски.

Основные задачи:

● Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.

● Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

● Развитие слухового и зрительного внимания детей.

Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание предметных картинок, выстраивание плана рассказа по картинкам; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Оборудование: Магнитная доска, демонстрационная картина или игрушка ежа; предметные картинки: ребята, еж (два вида), дом, блюдце с молоком.

Предварительная работа:

● Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина.

● Изучение лексической темы «Дикие животные».

● Рисование, ручной труд по теме «Еж».

Лексический материал:

Слова, сложные по семантике: Глаголы: свернулся, закатили, удрал.

Слова, сложные по слоговой структуре: Существительные: страх; Глаголы: свернулся, развернулся, удрал.

Ход занятия

Ребята посмотрите сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

У нас с вами сегодня будет не обычное занятие, мы с вами отправимся в лес. А какое сейчас время года, а кокой месяц? А как мы с вами можем добраться до леса? (машиной, поездом, и т. д.) . Так давайте будем добираться кто на чем хочет. (Музыкальное сопровождение.)

Приезжаем в лес и находим конверт с заданием от ежа. Дети я нашла под деревом письмо, а от кого оно мы узнаем отгадав загадку

1. Организационный момент. Развитие произвольного внимания, словесно - логического мышления.

Педагог: Дети, отгадайте загадку.

Шуба — иголки,

Свернется - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж) правильно от ежа.

Давайте скорей читать письмо, что же еж нам пишет. Дорогие ребята меня из леса забрали ребятишки, помогите мне попасть домой в лес. Я очень хочу домой. Как только вы про меня составите рассказ с хорошим окончанием для меня я сразу вернусь в лес. Спасибо ребята я буду очень ждать.

2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.

Рассматривание (рисунок или игрушка).

Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов)

Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки)

Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко...)

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

Послушайте рассказ, который написал Е. Чарушин. Он называется «Еж».

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог выставляет картинки на

магнитной доске.

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.

● Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу)

● Кого они нашли? (Они нашли ежа)

● Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом)

● Что сделал ежик от страха? (Он со страху шариком свернулся)

● Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой)

● Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)

● Что они ему дали? (Ребята дали ему молока)

5. Физкультминутка «Прогулка». Координация речи с движением.

Педагог приглашает детей на ковер и выполняет движения вместе с ними.

Раз, два, три, четыре, пять, (Дети стоят шеренгой, хлопают в ладоши.)

В лес идем мы погулять. (Шагают друг за другом.)

Землянику мы найдем (Наклоняясь, «собирают» ягоды.)

И братишке отнесем. (Шагают друг за другом в обратную сторону.)

6. Дидактическое упражнение «Закончи предложение». Согласование существительных в косвенных падежах.

● Как надо говорить правильно?

● Дети нашли (кого?) …(ежа)

● Подошли (к кому?)…(к ежу)

● Напоили его (чем?)… (молоком)

● Ежик напился (чего?)… (молока)

● Значит, дети позаботились (о ком?) …(о еже)

Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.

Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

Дети договаривают начатые педагогом фразы.

Ходили ребята по (лесу).

Нашли под кустом (ежа).

Он со страху свернулся (шариком).

Закатили ребята ежа в (шапку).

И принесли ежа (домой).

Дали ему (молока).

Развернулся еж и начал есть (молоко).

А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

8. Составление картинного плана содержания рассказа. Развитие словесно - логического мышления, диалогической речи.

Посмотрите на эти необычные картинки. Давайте их рассмотрим по порядку. С чего все началось? Что было дальше?

Педагог вместе с детьми выстраивает картинки по порядку на могнитной доск.

9. Пересказ по плану с наглядной опорой на картинки. Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

Расскажите историю про ежа. Картинки вам в этом помогут.

Принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребенок повторяет рассказ целиком. Ежик появляется и благодарит детей и дарит им свои портеты.

Что мы сегодня с вами делали? Чем занимались? Чему вы сегодня научились? Что запомнили? (ответы детей)

Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка.


Наталья Свиткова
Открытое занятие по художественной литературе. Чтение рассказа «Ёж» Е. Чарушина (старшая группа)

Занятие по художественной литературе .

Тема : «Чтение рассказа Е . Чарушина «Ёж» .

Цель : знакомство детей с рассказом «Ёж»

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с рассказом «Ёж» Е. Чарушина

Развивающие :

Способствовать развитию умений отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста и пересказывать его.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к творчеству Е. Чарушина .

Место проведения : группа .

Участники : (дети, педагог) .

Предварительная работа : знакомство с биографией и творчеством Е. Чарушина .

Ход занятия.

Какие его рассказы вам знакомы ? («Курочка» , «Корова» , «Собака и Гусь» )

А сейчас отгадайте загадку :

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом, вдруг, убежала.

(Показать детям иллюстрацию с изображением ежа)

Сегодня я вам прочитаю еще один рассказ Е . Чарушина «Ёж» , а вы слушайте внимательно, так как я вам буду задавать вопросы по содержанию рассказа и вы будете его пересказывать.

«Ёж»

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка.

А ёж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет?

Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть. Поели снова шариком свернулся.

А потом ребята чем-то другим занялись , зазевались – ёжик удрал обратно в лес.

Е. Чарушин .

Вопросы по тексту :

Где гуляли ребята?

Кого они нашли в лесу?

На что был похож ёжик?

Почему ёж свернулся в шарик?

Почему дети не могли взять ежа в руки?

Как ребятам удалось взять ежа?

Что дети дали ёжику?

Почему ёж не стал сразу есть?

Как ежу удалось вернуться в лес?

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Физ. минутка.

Под соснами, под елками

Идёт мешок с иголками.

Ты куда идёшь так быстро?

Яблочко кому несешь?

Рассердился и свернулся ,

Став клубком колючий ёж.

Ребята, правильно ли поступили дети, что взяли ежа к себе домой? Объясните, почему вы так думаете. (Ответы детей)

Как нужно было поступить детям? Почему? (Ответы детей)

Нужно ли забирать диких животных из леса? Почему? (Ответы детей) .

Пересказ рассказа (по цепочке)

Рефлексия :

Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии по художественной литературе ? (Ответы детей)

Что понравилось/ не понравилось?

Публикации по теме:

Комплексное занятие по художественной литературе и изодеятельности (подготовительная группа) Тема: «Беспечность медлительной черепахи».Цель: выяснить с детьми, какой порок разоблачает басня С. Михалкова " Заяц и черепаха"; выявить.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа В. Сутеева «Три котёнка» Цель: Познакомить с рассказом В. Сутеева «Три котёнка». Задачи: 1. Формироватьэмоционально-образное восприятие рассказа. 2. Учить отвечать.

НОД по ОО «Чтение художественной литературы». Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Снег» (первая младшая группа) .художественная литератураТема:Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Снег»Цель: продолжать формировать умение детей на слух воспринимать.

НОД по развитию речи и художественной литературе «Зимующие птицы» (старшая группа) 5 лет Воспитательное: Воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам. Развивающее: Развить внимание, логическое мышление, связную.

НОД во второй младшей группе по художественной литературе «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» НОД во 2 младшей группе по художественной литературе «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель. Познакомить детей со сказкой "Гуси.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)

Чарушин Евгений Иванович

Рассказы о животных

Чарушин Е. И. Рассказы о животных.

Что за зверь?

Выпал первый снег. И всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце – всё покрылось снегом. Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце, в снегу, какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И на ступеньках следы, и на крыльце следы, и в саду следы.

"Вот интересно-то! – подумала девочка Катя. – Что за зверёк, тут ходил? Это надо узнать". Взяла Катя котлетку, положила ее на крыльцо и убежала. День прошёл, ночь прошла. Настало утро. Проснулась Катя – и скорее на крыльцо: смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит – котлетка цела! Где её положила, тут она и лежит. А следов ещё больше стало. Значит, зверёк снова приходил. Тогда убрала Катя котлетку и положила вместо неё косточку. Из супа. Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит – косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест. Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит – морковки нет! Зверёк приходил и всю морковку съел! Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его лучинкой, а к лучинке привязал бечёвкой морковь. Если морковку дёрнуть – лучинка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька. На следующий день и папа пошёл, и мама, и даже бабушка – все пошли смотреть, не попался ли зверь в западню. А Катя впереди всех. Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки! Заглянула Катя в щёлочку, видит – сидит там зверь. Белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает. Это кролик! Унесли его домой, на кухню. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить. А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.

Медвежонок

Охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат продали в зоопарк.

В зоопарке их всех посадили в одну клетку – бурых, рыжих, черноватых, неодинаковых и мастью и ростом – кто побольше, кто поменьше.

Самый маленький – самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит.

А другие весёлые: борются, по клетке лазают, барахтаются, кричат, пыхтят – мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые медвежатки.

Один хоть и всех перерос, а есть не умеет по-настоящему.

Его служительница соской кормит. В бутылку молока нальёт, тряпку в горлышко сунет и отдаст ему. Он бутылку облапит и сосёт. Никого к себе не подпускает, ворчит. Страшно так!

Другой, черноватый, с белым пятном-нагрудником, всё лазает, карабкается. Полез он по железным прутьям клетки к потолку. Прутья-то скользкие – два вершка пролезет, на вершок обратно съедет. Лез, лез, до половины добрался, а дальше – никак. Устал. Вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на потолок, а ничего не выходит – вниз съезжает.

Придумал. Вцепился зубами в железный прут и висит – лапы отдыхают.

Повисел, отдохнул и сразу до потолка добрался. Потом и по потолку полез, да сорвался, упал и завопил отчаянным голосом.

Прибежала служительница, взяла его на руки, укачивает, гладит.

Медвежишко успокоился, учуял в кармане конфету, достал и вместе с бумажкой давай её сосать, причмокивать.

Принесли медвежатам молочной каши. Все на корытце навалились, толкаются, прямо в кашу лезут, огрызаются, чавкают, чмокают, сопят.

Вдруг опять кто-то закричал.

Орёт во всё горло, надрывается.

А это тот самый сосун, который по-настоящему есть не умеет. Выбрался он из клетки, когда кашу давали, и полез по метле – у клетки метла стояла.

Полез мишка по метле и вместе с ней свалился. Об пол ушибся, да ещё и палка от метлы его по голове ударила.

Лежит, закрыл глаза и вопит. А метлу из лап не выпускает.

Дали ему опять соску.

Медвежата съели кашу. Так вывозились, что никакой масти не узнаешь – все в каше. Стали полосатые, пятнистые. Поели и снова давай играть.

Захотелось мне купить медвежонка, да нельзя: в зоопарке медвежат не продают.

Медведь-рыбак

В прошлом году я всю зиму жил на Камчатке. А ведь это самый край нашей Родины. Там я и весну встречал. Интересно начинается камчатская весна, не по-нашему.

Как побегут ручьи, как вскроются камчатские речки, прилетает из Индии красный воробей-чечевица и везде поёт свою песню чистым, флейтовым свистом:

Чавычу видел?

Чавычу видел?

Чавычу видел?

А чавыча – это такая рыба лососёвой породы. И тут-то начинается самое интересное в камчатской весне.

В это самое время вся рыба из океана заходит в речки, в ручьи, чтобы в самых истоках, в проточной пресной воде метать икру.

Идёт рыба табунами, косяками, стаями; рыбы лезут, торопятся, толкаются, – видно, тяжело им: животы у них раздуты, полны икрой или молоками. Иногда они плывут так густо, что нижние по дну ползут, а верхних из воды выпирает.

Ох, как много идёт рыбы!

А говорят, в старину, когда на Камчатке было совсем мало людей, рыба шла ещё гуще. В старинных записях так и сказано, что весло в реках стояло и против течения шло «попом».

Все радуются, галдят. И тоже спрашивают друг друга:

– Чавычу видел?

– Чавычу видел?

– Чавычу видел?

А она изредка проплывёт – эта чавыча – огромный, драгоценный лосось.

Плывёт она по дну среди мелкой рыбы – горбуши. Будто свинья с поросятами по двору проходит.

А через несколько дней вся эта рыба сваливается обратно, в солёную воду. Только уж не косяками, не табунами плывёт она, а вразброд, каждая по-своему. Кто – хвостом вперёд, а кого и по дну катит и выкатывает на берег, как гнилое полешко. Вся рыба еле живая, больная, «снулая». Выметала она икру и обессилела.

И теперь уже по всей Камчатке другие рыбаки орудуют. Кто каркает, кто крякает, кто рычит, кто мяучит.

Дикие рыбаки рыбачат.

Пойду-ка, думаю, в лес, отдохну, да и посмотрю лесных рыбаков. Как-то они с делом справляются. И ушёл далеко-далеко от селения.

Хорошо весной в лесу! Берёзы распускают свои клейкие листья, стоят прозрачные, будто не деревья, а дымок зелёный. Среди них темнеют плотные ели и высокий можжевельник.

Воздух чистый, лёгкий, еловой смолой пахнет, молодым листом, прелой землёй.

И хор птичий... И флейта поёт, и трель рассыпается, и чеканье, и посвисты.

Солнце печёт вовсю. А тень ещё холодная.

Я подошёл к берегу речки, притаился и сразу увидел рыбака.

Ай да мужик-богатырь! Ростом с воробья. Рыба его в тридцать раз больше.

Это голоногий куличишка рыбачит. Вокруг рыбы бегает, суетится, суетится, клюёт. А рыбу из воды на берег выкинуло – дохлая.

Пищит кулик, ногами семенит.

Потом прилетели две вороны. Спугнули кулика, а сами рыбу не трогают.

Видно, уже поели досыта. Как сели на отмель, так и заснули. Сидят, носатые, глаза закрыли. Налетели чайки с криком, с гамом. Стали потрошить эту рыбину. Одна голова осталась.

Как удачно я выбрал место!

Тут у речки крутая излучина, и всё, что поверху плывёт, вода выкидывает на берег.

Пока я тут был, трёх рыб к берегу прибило течением.

Гляжу – с того берега по камням спускается лиса. Паршивая такая. Шерсть клочьями на боках висит – сбрасывает зимнюю шубу Лиса Патрикеевна.

Спустилась она к воде, воровато схватила ближнюю рыбу и спряталась с нею за камень.

Потом опять показалась, облизывается. И вторую рыбу утащила.

Вдруг лай, вой, визг поднялся: прибежали собаки деревенские да как бросятся с обрыва к воде, к лисице. Видно, учуяли её сверху. Лиса берегом, берегом наверх – и в лес. Собаки за ней.

Ну и я ушёл. Кого мне тут ждать?

Ни один зверь теперь не придёт сюда: собачьих следов испугается.

Снова я пошёл по ручьям и по речкам.

Видал, как другая лиса рыбу ела – смаковала. Выедала только спинки.

Ещё крохаля видал большого – с гуся. Он спал среди объедков. До отвалу наглотался рыбы.

А потом я прилёг и заснул незаметно. Разморило меня. Долго ли спал – не знаю. Только вижу сон: будто делаю я какую-то замечательную вещь, не то самолёт, не то молотилку, а может, и башню какую. По порядку видится сон: сначала работал я, потом устал и тоже лёг спать. Лёг и громко-громко захрапел.

И потом во сне соображаю:

«Да как же это так? Ведь я никогда не храплю. Не умею».

И тут у меня всё как-то спуталось. Уж я наполовину проснулся, а сон продолжаю видеть, что будто лежу и храплю.

Знаю, что это неправда. Сержусь даже.

Рассердился, проснулся, открыл глаза. Что за чудо? Храплю. Я даже испугался. Как так? Что такое?

Потом очнулся... Да нет, это не я храплю... И на храп совсем не похоже.

Это кто-то рычит неподалёку, фыркает, плещется.

Поднял я голову. Смотрю – в речке медведь сидит. Здоровенный медведь – старик-камчадал. Вот тебе и сон с храпом!

А ружья у меня нет. Что делать? Убираться надо подобру-поздорову.

Начал я осторожно-осторожно отползать от речки... И вдруг задел за какой-то камень. Камень этот покатился и в воду – плюх! Я так и замер. Лежу не дышу и глаза закрыл. Сейчас задерёт меня медведь. Вот выберется на берег, увидит – и конец.

Долго я лежал, пошелохнуться боялся. Потом слышу: будто всё ладно. Медведь порявкивает на старом месте, ворчит. Неужели он не слышал, как камень плюхнулся в воду?

Глухой он, что ли?

Я осмелел и выглянул из-за кустов. А потом присмотрелся немного и совсем страх забыл. Этот медведь тоже рыбу ловил. И до чего чудно!

Сидит Михайло Иванович по горло в воде, только голова сухая из воды торчит, как пень. Башка у него громадная, мохнатая, с мокрой бородой. Он её то на один бок наклонит, то на другой: рыбу высматривает.

А вода совсем прозрачная, мне медведя всего видно, как он там орудует лапами, и туловище медвежье вижу.

К туловищу шерсть прилипла, и тело у медведя кажется не по голове. Головастый он такой получается. Маленький и головастый.

Сидит этот медведь. И вдруг что-то лапами стал в воде хватать.

Вижу – достаёт рыбу-горбушу. Прикусил он горбушу и... сел на неё.

Зачем это он, я думаю, на рыбу-то сел?

Сел и сидит в воде на рыбе. Да ещё и проверяет лапами: тут ли, под ним ли?

Вот плывёт мимо вторая рыба, и её медведь поймал. Прикусил и тоже на неё садится. А когда садился, так, конечно, привстал. И первую рыбу течением из-под него утащило. Мне-то сверху всё видно, как эта горбуша покатилась по дну. А медведь как рявкнет! Потерялась рыба. Ах ты! Непонятно ему, бедняге, что такое с его запасом делается, куда он девается. Посидит, посидит, да и пощупает лапой под собой: тут ли рыба, не убежала ли? А как схватит новую, опять я вижу: старая выкатилась из-под него и ищи-свищи!

Ведь на самом деле обида какая: теряется рыба, и всё тут!

Долго-долго сидел он на рыбе, ворчал, даже пропустил две рыбины, не решился ловить; я видел, как они проплыли мимо. Потом опять – р-раз! Подцепил лапой горбушу. И опять всё по-старому: нет прежней рыбы.

Я лежу на берегу, хочется мне посмеяться, а смеяться нельзя. Попробуй-ка посмейся! Тут тебя медведь со злости съест вместе с пуговицами.

Громадную сонную чавычу натащило на медведя. Сгрёб он её, кладёт под себя...

Ну, конечно, под ним пусто.

Тут медведь так обиделся, что и чавычу забыл, заревел во всю мочь, прямо как паровоз. Поднялся на дыбы, лапами бьёт по воде, воду сбивает в пену. Ревёт, захлёбывается.

Ну уж тут и я не вытерпел. Как прысну! Как захохочу! Услыхал меня медведь, увидал. Стоит в воде, как человек, на двух лапах, и на меня смотрит.

А мне до того смешно, что я уж ничего не боюсь – хохочу-заливаюсь, руками машу: уходи, мол, дурак, мочи больше нет! Уходи!

И на моё счастье, верно, так и вышло.

Рявкнул медведь, вылез из воды, отряхнулся и ушёл в лес.

А чавычу опять потащило течение.

Пунька и птицы

Кошки – они охотники. Они любят словить пичужку.

Наш Пуня тоже не прочь поохотиться, но только не дома. Дома он никого не трогает.

Принесли мне как-то в маленькой клетке несколько певчих птиц. Щеглы, канарейки.

«Куда, – думаю, – мне их деть, чего с ними делать?»

Выпустить на волю – на дворе вьюжно-морозно. В клетке – тоже не годится.

Поставил я в уголке ёлку. Закрыл мебель бумажками, чтобы не пачкали, и... делайте, что хотите. Только не мешайте мне работать.

Щеглы, канарейки вылетели из клетки – и к ёлке.

Копошатся в ёлке, поют! Нравится!

Пришёл Пунька, глядит – интересуется.

«Ну, – думаю, – сейчас надо Пуньку ловить да из комнаты выкинуть».

Непременно начнётся охота.

А Пуньке только ёлка понравилась. Он её понюхал, на птиц и внимания не обратил.

Щеглы, канарейки побаиваются. Не подскакивают близко к Пуньке.

А тому безразлично, есть тут птицы или нет их. Он лёг и спит около ёлки.

Но Пуньку я всё-таки прогнал. Кто его знает. Хоть и не смотрит на птиц, а вдруг невзначай и словит.

Прошло время. Птицы начали вить гнёзда: ищут пушинки разные, нитки из тряпок выдёргивают.

Пунька к ним ходит. Спит у них. Щеглы, канарейки его не боятся: чего его бояться, если он их не ловит.

И так расхрабрились пичужки, что начали у Пуньки теребить шерсть.

Пунька спит. А птицы из него шерсть дёргают.

Страшный рассказ

Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче – у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости. Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает – шуршит; может быть – таракан, а может быть – кто другой!... Шура и говорит со своей кровати:

– Мне совсем и не страшно.

– Мне тоже совсем не страшно, – отвечает Петя с другой кровати.

– Мы воров не боимся, – говорит Шура.

– Людоедов тоже не боимся, – отвечает Петя.

– И тигров не боимся, – говорит Шура.

– Они сюда и не придут, – отвечает Петя. И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат – за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.... топ.... топ.... шлёп.... шлёп... топ... топ.... Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.

– Не дыши, – говорит Шура Пете.

– Я не дышу.

Топ... топ... шлёп... шлёп... топ... топ... шлёп... шлёп... А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок. Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят – да это ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.

Удивительный почтальон

Мальчик Вася со своим папой поехал на дачу. А Васина мама осталась в городе: ей надо было ещё чего-то купить. Мама хотела приехать с покупками вечером. Вот идёт поезд. Вася сидит в вагоне на скамейке рядом со своим папой и глядит в окно. А в окне бегут деревья, и заборы, и разные дома. Напротив Васи на скамеечке тоже сидит мальчик, с часами на левой руке. Он везёт какую-то корзинку. Этот мальчик уже большой; ему, наверно, лет пятнадцать. Как поезд подъедет к станции, мальчик посмотрит на свои часы, запишет что-то карандашом в записной книжке, наклонится над своей корзиной, что-то вытащит из неё и выбежит из вагона. А потом снова придёт и сидит, в окно поглядывает. Вася сидел-сидел, смотрел-смотрел на мальчика с корзиной, да вдруг как заплачет во весь голос! Он вспомнил, что свой велосипед дома забыл.

– Как же я без велосипеда-то? – плачет. – Я всю зиму думал, как по лесам на нём буду ездить.

– Ну-ну, не плачь, – сказал его папа. – Мама поедет и привезёт тебе велосипед.

– Да нет, не привезёт, – плачет Вася. – Она его не любит. Он скрипит...

– Ну, ты, паренёк, перестань, не плачь, – вдруг сказал мальчик с часами на руке. – Я тебе сейчас, устрою это дело. Я сам люблю ездить на велосипеде. Только он настоящий, двухколёсный. У вас есть дома телефон? – спрашивает он у Васиного папы.

– Есть, – отвечает папа. – Номер пять пятьдесят пять ноль шесть.

– Ну, так всё в порядке, – говорит мальчик. – Мы сейчас срочно отправим почтальона с письмом. Он вытащил из кармана крохотную бумажную ленточку из тонкой папиросной бумажки и написал на ней: "Позвоните по телефону 5-55-06, передайте: "Маме надо взять на дачу Васин велосипед". Потом вложил это письмо в какую-то блестящую маленькую трубочку, открыл свою корзинку. А там, в корзине, сидит голубь – длинноносый, сизый.

Вытащил мальчик голубя и привязал к его ноге трубочку с письмом.

– Вот мой почтальон, – говорит. – Готов к полёту. Смотри.

И только поезд остановился на станции, мальчик посмотрел на часы, отметил время в своей записной книжке и выпустил голубя в окно. Голубь как взлетит прямо вверх – только его и видели!

– Я сегодня учу почтовых голубей, – говорит мальчик. – На каждой станции выпускаю по одному и записываю время. Голубь полетит прямо в город, на свою голубятню. А там уж его ждут. А на этом, последнем, увидят трубочку, прочтут письмо и позвонят к вам на квартиру. Только бы его по пути ястреб не поймал. И верно: Вася приехал на дачу, ждет-пождет маму – и вечером мама приехала с велосипедом. Получили письмо. Значит, не словил голубя ястреб.

Кот Епифан

Хорошо и привольно на Волге-реке! Посмотри, ширина-то какая! Другой берег еле видно! Блестит эта живая, текучая вода. И все небо в эту воду смотрится: и облака, и голубая лазурь, и кулички, что, пересвистываясь, перелетают кучкой с песка на песок, и стаи гусей и уток, и самолет, на котором человек куда-то летит по своим делам, и белые пароходы с черным дымом, и баржи, и берега, и радуга на небе. Посмотришь на это текучее море, посмотришь на облака ходячие, и кажется тебе, что и берега тоже куда-то идут – тоже ходят и двигаются, как и все кругом. Вот там, на Волге, в землянке, на самом волжском берегу – в крутом обрыве, живет сторож-бакенщик. Посмотришь с реки – увидишь только окно да дверь. Посмотришь с берега – одна железная труба торчит из травы. Весь дом у него в земле, как звериная нора. По Волге день и ночь плывут пароходы. Пыхтят буксиры, дымят, тянут на канатах за собой баржи-беляны, везут разные грузы или тащат длинные плоты. Медленно поднимаются они против течения, шлепают по воде колесами. Вот идет такой пароход, везет яблоки – и запахнет сладким яблоком на всю Волгу. Или рыбой запахнет, значит, везут воблу из Астрахани. Бегут почтово-пассажирские пароходы, одноэтажные и двухэтажные. Эти плывут сами по себе. Но быстрее всех проходят двухэтажные скорые пароходы с голубой лентой на трубе. Они останавливаются только у больших пристаней, и после них высокие волны расходятся по воде, раскатываются по песку. Старый бакенщик около мелей и перекатов расставляет по реке красные и белые бакены. Это такие плавучие плетеные корзины с фонарем наверху. Бакены показывают верную дорогу. Ночью старик ездит на лодке, зажигает на бакенах фонари, а утром тушит. А в другое время старик бакенщик рыбачит. Он завзятый рыбак. Однажды старик рыбачил весь день. Наловил себе рыбы на уху: лещей, да подлещиков, да ершей. И приехал обратно. Открыл он дверь в землянку и смотрит: вот так штука! К нему, оказывается, гость пришёл! На столе рядом с горшком картофеля сидит весь белый-белый пушистый кот. Гость увидал хозяина, выгнул спину и стал тереться боком о горшок. Весь свой белый бок испачкал в саже.

– Ты откуда пришел, из каких местностей? А кот мурлычет и глаза щурит и еще больше себе бок пачкает, натирает сажей. И глаза у него разные. Один глаз совсем голубой, а другой совсем желтый.

– Ну, угощайся, – сказал бакенщик и дал коту ерша. Кот схватил в когти рыбку, поурчал немного и съел ее. Съел и облизывается, – видно, еще хочет. И кот съел еще четыре рыбки. А потом прыгнул на сенник к старику и задремал. Развалился на сеннике, мурлычет, то одну лапу вытянет, то другую, то на одной лапе выпустит когти, то на другой. И так ему, видно, тут понравилось, что он остался совсем жить у старика. А старик бакенщик и рад. Вдвоем куда веселее. Так и стали они жить. Бакенщику не с кем было раньше поговорить, а теперь он стал разговаривать с котом, назвал его Епифаном. Не с кем было раньше рыбу ловить, а теперь кот стал с ним на лодке ездить. Сидит в лодке на корме и будто правит. Вечером старик говорит:

– Ну, как, Епифанушка, не пора ли нам бакены зажигать, – ведь, пожалуй, скоро темно будет? Не зажжем бакены – сядут наши пароходы на мель. А кот будто и знает, что такое бакены зажигать. Ни слова не говоря, идет он к реке, залезает в лодку и ждет старика, когда тот придет с веслами да с керосином для фонарей. Съездят они, зажгут фонари на бакенах – и обратно. И рыбачат они вместе. Удит старик рыбу, а Епифан сидит рядом. Поймалась маленькая рыбка – ее коту. Поймалась большая – старику на уху. Так уж и повелось. Вместе служат, вместе и рыбачат. Вот однажды сидел бакенщик со своим котом Епифаном на берегу и удил рыбу. И вот сильно клюнула какая-то рыба. Выдернул ее старик из воды, смотрит: да это жадный ершишка заглотил червяка. Ростом с мизинец, а дергает, как большая щука. Старик снял его с крючка и протянул коту.

– На, – говорит, – Епифаша, пожуй немножко. А Епифаши-то и нет. Что такое, куда девался? Потом видит старик, что его кот ушел далеко-далеко по берегу, белеется на плотах. "С чего это он туда пошел, – подумал старик, – и что он там делает? Пойду взгляну". Смотрит, а его кот Епифан сам рыбу ловит. Лежит пластом на бревне, опустил лапу в воду, не шевелится, даже не моргает. А когда рыбешки выплыли стайкой из-под бревна, он – раз! – и подцепил когтями одну рыбку. Очень удивился старик бакенщик.

– Вот ты какой у меня ловкач, – говорит, – ай да Епифан, ай да рыбак! А ну, поймай-ка мне, – говорит, – стерлядку на уху, да пожирнее. А кот на него и не глядит. Рыбу съел, перешел на другое место, снова лег с бревна рыбу удить. С тех пор так они и ловят рыбу: врозь – и каждый по-своему. Рыбак снастями да удочкой с крючком, а кот Епифан лапой с когтями. А бакены вместе зажигают.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе

Е. Чарушин «Ёж».

Цели: закрепить произношение звуков в, ф ; развивать речевое дыхание; научить правильно, произносить слово клевать ; познакомить детей с рассказом о еже; способствовать развитию у детей воображения.

Планируемые результаты: умеет целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием; обобщены и систематизированы представления об окружающем мире; умеет согласовывать прилагательные с существительными.

Материалы и оборудование: предметные картинки диких животных (ёж, волк, лиса, медведь); иллюстрация к произведению, волшебный мешочек.

Ход НОД:

  1. Организационный момент:

Воспитатель показывает детям куб с картинками. Поворачивает его гранью, на которой наклеен самолёт. Малыши произносят (хором и по одному) звук в . Затем исполняют длинную песенку (произносят звук в длительно). Воспитатель следит за правильностью и отчётливостью произношения.

Затем продолжается. Перед детьми на доске вишнёвое дерево. «Видите, какой созревает урожай, - говорит воспитатель. – Если мы с вами спасём вишню от воробьёв, то непременно сегодня отведаем вкусных и сочных ягод».

Появляется воробей. Он заявляет: «Я весёлый воробьишка – серый маленький воришка. Буду вишню клевать». И спрашивает у детей: «Кто я?» (Ты весёлый воробьишка, серый … и т.д.).

Воробей повторяет свою песенку и собирается клевать ягоды, но дети вместе с воспитателем говорят: «Кыш, воробей, кыш! Дай вызреть нашим вишням!». «Вот и вызрела наша вишня», - говорит воспитатель.

Воспитатель вновь крутит куб. Когда куб поворачивается к детям гранью, на которой изображён ёж, воспитатель загадывает загадку.

Шуба – иголки, свернётся – колкий, рукой не возьмёшь. Кто это? (Ёж.)

Воспитатель показывает детям игрушку «ёж».

  1. Подготовка к восприятию текста.

«Зачем у ежа на спине иголки торчат? (Защита.)

Как он спасается от врагов? (Сворачивается шариком.)

Воспитатель предлагает детям произнести звук « ф » (пофыркаем, как ёжики, - негромко, но сердито). Напоминает о том, что недавно на участке была слышна песня синички: « фью – фью - фью ». «Скажите, как пела синичка, радуясь весне»?

3. Чтение адаптированного рассказа.

«Ребята, послушайте рассказ «Ёж», который написал Евгений Чарушин. По ходу чтения педагог выставляет предметные карточки.

«Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Ёж со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку, и домой принесли. Дали ему молока. Ёж развернулся и начал пить молоко. А потом ёжик обратно в лес к себе удрал».

  1. Беседа по содержанию:

Почему дети – герои рассказа закатали ежа в шапку?

Почему вылез из колючек чёрный ежиный носик и задвигался?

Далее проводится игра «Ёжик, хочешь молока?». Предварительно воспитатель объясняет её содержание: «Я спрошу: ёжик, хочешь молока? А ёжик должен ответить: ффф ». Роль ёжика исполняют 7-8 детей поочерёдно.

5. В заключении воспитатель ещё раз читает рассказ Евгения Чарушина.

6. Итог: «Дети, с каким рассказом мы сегодня познакомились?».


Бражникова Татьяна Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №35
Населённый пункт: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Отрадо-Ольгинское
Наименование материала: Конспект НОД по речевому развитию в средней группе
Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина "Еж"
Дата публикации: 10.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект

открытого занятия по развитию

речи в средней группе.

Пересказ рассказа Е. Чарушина

«Еж»

Воспитатель: Бражникова Т.С..

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней

группе.

Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину)

Цель: обучать детей пересказу короткого литературного текста с использованием

графических схем.

Задачи:

Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов, объединять фразы в

короткий рассказ из 4-5 предложений.

Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

Развитие слухового и зрительного внимания детей.

Воспитание доброжелательности, бережного отношения к диким животным.

Образовательная область : Развитие речи.

Планируемый результат : Пересказ детьми короткого рассказа с использованием

графических схем.

Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание

картинок (слайдов); рассматривание колющих предметов, графических схем;

выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми;

грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Лексический материал:

Слова, сложные по семантике: Глаголы: свернулся, закатили, удрал.

Слова, сложные по слоговой структуре: Существительные: страх; Глаголы:

свернулся, развернулся, удрал.

Предварительная работа:

Чтение рассказов и рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая

зоология»;

Беседа с детьми о диких животных;

Разучивание физкультминутки.

Материал: игрушка ежа, рассказ Е. Чарушина «Еж», графические схемы, презентация

к рассказу, раскраски.

Оборудование: ИКТ, доска для схем, коробка, набор колющих предметов (ветка с шипами,

иголки в игольнице, булавки, кактус).

Ход занятия

Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Воспитатель предлагает встать детям полукругом.

Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц - полукругом.

У нас сегодня много гостей. Все хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся. Все гости

приветливо нам улыбаются, подарим и мы гостям свои улыбки.

А теперь улыбнитесь друг другу.

Пожалуйста, улыбнитесь и мне. Спасибо.

Доброго утра! Доброго утра! Всем хочу сказать вам я!

Вот вы все и улыбнулись.

Спасибо, говорю вам я!

Проходите, садитесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики.

2.- Ребята, подскажите, а вы умеете говорить ласковые слова?

Проводится словесное упражнение «Назови себя по имени ласково»

Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа.

Оживление личного опыта детей. Развитие словесно - логического мышления.

Ребята, вы слышите, кто-то скребется? Я сейчас поищу.

Воспитатель «находит» коробку.

Здесь написано, что коробка откроется, если вы отгадаете загадку:

Шубка - иголки,

Свернётся – он колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто же это? (Ёж)

Вот коробка и открылась (достаёт ежа).

Кто же спрятался в этой коробке?

Посмотрите, какой он?

Что можете про него сказать? (пушистый, серый, большой и т. д.)

Из чего сделана эта игрушка? (из искусственного меха)

А чем покрыто туловище настоящего ежа? (иголками) (слайд 2)

Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов.)

Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.)(слайд 3)

Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься.

А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, иголкой, булавкой).

Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.

Как надо обращаться с такими предметами? (осторожно)

Проводится дидактическая игра «Найди опасный предмет»

Чем эти предметы схожи с ежом?

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

Ребята, а сейчас я прочитаю вам рассказ. Вы, наверное, уже догадались, о ком он? (о

Рассказ называется «Еж», а написал его детский писатель Е. И. Чарушин. (слайд 4)

Е. И. Чарушин был не только писателем, но и замечательным художником. Посмотрите,

каких забавных животных нарисовал Е. И. Чарушин к своим рассказам. (Слайд 5)

Слушайте внимательно, потому что этот рассказ мы будем учиться пересказывать.

А наш ежик пусть сядет на стульчик и тоже послушает.

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог демонстрирует слайды.

Ходили ребята по лесу. (Слайд 6)

Нашли под кустом ежа. (Слайд 7)

Он со страху шариком свернулся. (Слайд 8)

Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. (Слайд 9)

Дали ему молока. Развернулся еж и начал есть молоко. (Слайд 10).

А потом ежик удрал к себе обратно в лес. (Слайд 11).

4. Словарная работа.

Что значит «со страху», «удрал»? (от испуга, убежал)

5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи . Дети отвечают полным

предложением.

Давайте поучим нашего гостя - ежика отвечать на вопросы не одним словом, а целой

Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)

Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.) Покажите руками.

Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)

Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)

Что они ему дали? (Ребята дали ему молока.)

6. Физкультминутка.

Что – то наш ежик заскучал, давайте с ним поиграем. Ребята, выходите на лужок,

становитесь все в кружок. (Дима с ежом в середине)

Музыкальная игра

«Жил в лесу колючий ёжик»

(дети выполняют движения, согласно тексту)

Жил в лесу колючий ёжик, да-да-да,

Был клубочком и без ножек, да-да-да.

Не умел он хлопать - хлоп, хлоп, хлоп.

Не умел он топать - топ, топ, топ.

Не умел он прыгать - прыг, прыг, прыг.

Только носом шмыгал - шмыг, шмыг, шмыг.

В лес зайчата приходили, да-да-да,

И ежа всему учили - да-да-да.

Научили хлопать - хлоп, хлоп, хлоп.

Научили топать - топ, топ, топ.

Научили прыгать - прыг, прыг, прыг.

А он их… носом шмыгать - шмыг, шмыг, шмыг

Проводится упражнение с мячом «Закончи предложение». Согласование

существительных в косвенных падежах.

Давайте с вами поучимся правильно говорить.

Дети нашли (кого) (ежа)

Подошли (к кому (к ежу)

Напоили его (чем… (молоком)

Ежик напился (чего… (молока)

Значит, дети позаботились (о ком) (о еже)

Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.

8. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.

Согласование существительных в косвенных падежах.

Я вам сейчас прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

Дети договаривают начатые педагогом фразы.

Ходили ребята по (лесу).

Нашли под кустом (ежа).

Он со страху свернулся (шариком).

Закатили ребята ежа в (шапку).

И принесли ежа (домой).

Дали ему (молока).

Развернулся еж и начал есть (молоко).

А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

9. Составление плана-схемы содержания рассказа. Развитие словесно - логического

мышления, диалогической речи.

Ребята, давайте подойдем с вами к столу.

Воспитатель знакомит с детей с условными обозначениями.

Посмотрите на эти необычные картинки.

Это схемы к рассказу «Ёж». - Давайте эти схемы разложим по порядку. С чего все

Дети под руководством воспитателя выстраивают мнемосхему - план рассказа.

Педагог вместе с детьми выстраивает графическую мнемодорожку - план рассказа.

10. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной

речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

А сейчас мы с вами расскажем историю про ежа по схемам, которые только что

разложили по порядку. Принимают участие все дети по цепочке.

Кто хочет рассказать историю целиком?

Один – два ребенка повторяют рассказ целиком.

11. Рефлексия.

Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Кто не успел пересказать рассказ,

сможет сделать это на прогулке или дома родителям. Ведь они не знают этот рассказ.

Кто напомнит, как называется рассказ?

А кто написал этот рассказ?

Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. Воспитатель достает из коробки раскраски.

Вот эти раскраски. Их вы раскрасите позже.

Дети прощаются с гостями.

Закрепление изученного материала вне занятия:

Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки - плана рассказа.

Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).