Анализ как тяжело ходить среди людей. Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…

/ / / Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Александр Блок – русский писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик, один из начинателей русского символизма. Стихи поэта довольно разные по тематике и форме.

Символизм выявляет себя на уровне идей, тем, художественных средств и приемов. Как известно, это художественное течение возникло во Франции в 70-80 годах 19 века. Русские поэты, в первую очередь, ориентировались на искусство французских символистов. Символ становится главным средством для выражения, он призван раскрывать глубинные чувства. Многозначность символа определяется его неясностью, неопределенностью, его границы размыты. Каждый воспринимает символ по-своему, в этом и особенность данного метода. Основным принципом изображения действительности считается отсутствие красок, используются только оттенки.

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…» начинается с эпиграфа из стихотворения Фета: «Как тяжко мертвецу ходить среди людей живым и страстным притворяться». Вначале стиха фразы одного и другого автора перекликаются. Фраза Фета становится реминисценцией.

После прочтения стихотворения возникает какое-то странное чувство, стих проникнут атмосферой «страшного мира». Это дает основания предполагать, что Блок идет за Фетом, воссоздает эстетику его произведений.

Эмоциональное состояние лирического героя тяжелое. Он ощущает себя погибшим человеком, чувствует себя ходячим мертвецом. Это стихотворение о человеке, лишенном жизненной энергии и творческих сил, который вынужден притворяться живым.

В стихотворении варьируется мотив игры трагических страстей, которая связана с ощущением духовной опустошенности. Образ ночи ассоциируется с ночными кошмарами, ночь символизирует гибель старого мира. В эстетике символизма атрибут ночи имеет важное значение, ассоциируется с мистицизмом и таинственностью.

Лирический герой пытается найти «строй в нестройном вихре чувства». Передается тяжелое эмоциональное состояние человека, в душе которого разыгрывается гибельный пожар. Только «бледное зарево искусства» спасает от такой жизни. Творчество спасает человека, дает ему новые силы и энергию для осуществления своих планов.

Раскрывая эстетику ночи и страшного мира, автор использует чаще всего эпитеты. Произведение состоит из двух четверостиший, каждое из которых реализует основной мотив. Используется прием анафоры и повторение союза и, это очень важные приемы, которые обеспечивают единство стилистики произведения.

Таким образом, Александр Блок в своем произведение воссоздает эстетику страшного мира, которая связана с ночью и темными силами, в этом вопросе ссылается на Фета. В этом стихотворение важное значение играет символика ночи и таинственных сил. Эстетика символизма играет большую роль. Александр Блок реализовал принципы символизма на всех уровнях, не только в тематике, но и на уровне художественно-эстетических средств.

«Как тяжело ходить среди людей…» Александр Блок

Там человек сгорел
Фет

Как тяжело ходить среди людей
И притворятся непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельной пожар!

Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения « «: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,

Строй находить в нестройном вихре чувства,

Чтобы по бледным заревам искусства

Узнали жизни гибельной пожар!

А. Блок

«Где это... один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить, - а кругом будут пропасти, океан, вечный мрак, вечное уединение и вечная буря, - и оставаться так, стоя на аршине пространства, всю жизнь, тысячу лет, вечность, - то лучше так жить, чем сейчас умирать! Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить, - только жить!.. Экая правда! Господи, какая правда!" (Достоевский)


А можно ли жить, когда похоронишь своего ребенка? Оказывается, можно. Только нужно очень сильно, крепко-накрепко, забить свои мозги, чтобы им некогда было проворачивать документальный ужастик в черепной коробке. Если не получается "забить на всё", то нужно забить добропамятно-злопаметный мозг информационной свалкой, чтобы ему было недосуг рисовать картинки из жизни милого младенца и бесконечно-поглощающей любви, чтобы не помнить, когда сынуля открывал дверь и с порога кричал: "Мамуля!".

Что сделать, чтобы не стоял в ушах его любимый, такой родной, неповторимо-единственный голос?

Заглушить!

Заглушить верещанием, визгом, суетой суетящихся в этой глупой жизни!

Оптимистов, слава Богу, со щитом принимающих жизнь даже самую пустую, полно. Зарядиться их энергией: шути, шути, шути. Шути!!! Даже если станет тошно, даже если уже ничего не веселит. А вдруг попадётся разудалая песня или развесёлая "демка", а вдруг хоть на миг она вызовет улыбку и закроет этой мишурой трагедию. Ведь есть же в жизни и комедии. А оптимистические трагедии уж точно есть. Вот и вытаскивай из них золотую россыпь комедийную.

Моё милое дитя, оказывается, дальше жить можно. Только нужно побольше всякой чепухи, чтобы эта чепуха сыпалась, вертелась, кружилась, пусть даже надувается, как мыльный пузырь. Примем его за радугу жизни, высветим на солнце - заиграет мыльный пузырь всеми цветами радуги. Чем не иллюзия жизненной красоты?! Красоте всегда есть место в жизни, как и подвигу. Вот и двигай подвиг: прими мыльный пузырь за красоту жизни. Влюбимся в Мыльный Пузырь.

Жить можно. А нужно ли?

Один за одним уходят в землю любимые. Говорят, что Бог берёт прежде времени самых лучших. А почему? Потому что хочет наказать тех, кто их мало любил, кто не умеет любить. Как это несправедливо! Взять лучших, чтобы наказать лишних. И ходит этот лишний - живой труп - в толпе людской, притворяется живым живущим.

Милые, ушедшие в вечность, как мы умеем вас любить, когда вас нет рядом!!! И ничего уже не исправить! И некого любить!!! И не для кого жить.

Вот и стоим на аршине пространства, на скале, на узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить, а кругом пропасть, вечный мрак, вечное уединение и вечная тревога.

Стихотворение Блока «Как тяжело ходить среди людей...», написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк:
* * *
Там человек сгорел.
Фет

Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагических страстей
Повествовать ещё не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар!

Стихотворению предпослан эпиграф - строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, когда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось её платье.
Для Блока в контексте его стихотворения «человек сгорел» - это не физическая гибель, а духовная трагедия, боль опустошения, когда самые высокие, прекрасные идеалы сгорают, человек теряет смысл жизни. Он существует, но душа его погибла в «игре трагических страстей». У него осталась только способность рассказать о своей бурной жизни «ещё не жившим», то есть тем, кто не испытал подобного.
Искусство поэзии обладает способностью переплавить личностный опыт человека в стихи, которые, может быть, не отражают всей полноты и глубины чувств («бледное зарево искусства»), но лишь они доносят, передают их «нестройный вихрь», воплощают в звуках опыт трагического мироощущения.
Сила блоковских стихотворений в обращении их к образам бессознательного, воскрешении сновидческих воспоминаний об иных мирах.
Строки:
Но есть ответ в моих стихах тревожных,
Их тайный жар тебе поможет жить...
(«О, нет! не расколдуешь сердца ты...», 1913)
- можно понять как своеобразное поэтическое завещание Блока. Он чувствует, что глубокое проникновение в его стихи даст возможность ощутить те же энергии и понять те же истины, что было суждено чувствовать ему. Его стихи при этом - не истина в последней инстанции, но направление собственных поисков; недаром речь идёт о том, что энергия стихов окажет помощь при решении индивидуальных проблем.