Анализ введения обновленного содержания образования. Доклад на тему: "Обновление образования - реальность времени"

ГУ «Симферопольская начальная школа» отдела образования

акимата Карасуского района

ДОКЛАД

ТЕМА: «Плюсы и минусы обновлённого содержания»

(из опыта работы)



Учитель ГУ «Симферопольской НШ» Тиханская Т.П.

Тема: Плюсы и минусы обновленного содержания образования

« Детей надо учить тому,

что пригодится им, когда они вырастут»

Аристипп

Одна из важных задач обновленной программы – «Научить - учиться», учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности.

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».

– Сегодня изменился и мир. И то, по какой программе мы учились, будет недостаточно сегодняшнему ребенку. Потому что пришло другое время. Пришли другие экономические отношения, новые технологии, которые требуют более высокого порядка навыков для наших детей. Многие хотели бы, чтобы вернулась прежняя, советская система образования, в которой все было понятно, но это невозможно, дети стали совсем другими, сегодняшние первоклашки не похожи на первоклассников, скажем, 90-х годов. Это современные дети, поэтому нельзя оставлять систему образования в прежнем состоянии, все обновляется, и она должна обновляться в первую очередь. Сейчас главная задача не просто дать детям знания, а научить их применять их на практике. Кроме того, мы должны заинтересовать школьников самостоятельно добывать знания и искать информацию. Вот в чем смысл обновленного содержания.
И если мы хотим научить детей пользоваться своими знаниями в быту, это следует делать на примерах, проектах, которые учителя разрабатывают посредством новейших методик.
Программа обновленного содержания образования направлена на совершенствование четырех навыков: слушание, говорение, чтение и письмо. Четыре навыка тесно связаны в учебном плане и сравнимы с «методом спирали». + Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. + Немаловажная особенность обновленного содержания образования – это критериальное оценивание.

Для учащихся, родителей и учителей привычно, что должна быть оценка. Теперь, для учителя будет важно научить ребенка и его родителей обратной связи. + То есть в тетрадях ученика педагог будет прописывать, на что следует обратить внимание. Это то, что поможет родителям понять, насколько успешно учится их ребенок.+ А у учителя, в свою очередь, будет больше возможностей дать точную оценку успеваемости учащегося, потому что любое задание будет формативно оцениваться. Будут определены критерии этого оценивания, и учащиеся будут знать эти критерии, и тогда не будет возникать вопросов, а почему одного похвалили, а другого нет.

+ Предлагаемая к рассмотрению программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

+ Благодаря личностному и социальному развитию учащиеся научатся определять, пересматривать и оценивать ценности общества и личностные ценности. Они так же выработают умения, которые позволят им оценивать свои собственные способности, работать самостоятельно, а также в коллективе, и принимать решения. Другими словами говоря, акцент будет ставиться не на освоение определённого содержания учебного плана, а на способность осмысливать и использовать его для достижения личных целей и для эффективного участия в жизни общества.

Итак, что требуется от учителя? Это умение:

Формулировать учебные цели для достижения результатов;

Строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;

Готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;

Использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;

Создавать условия для опережающего развития учащихся в и личностно-деятельностной направленности;

Создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

Готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

Оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.

Выпускник начальной школы должен обладать востребованными обществом качествами: креативность, мобильность, социальная ответственность, развитый интеллект, функциональная грамотность, коммуникативность, общаться на родном, государственном и иностранных языках, выражать толерантность в отношениях с окружающими его людьми, уметь обращаться с современной техникой и средствами коммуникации.

Ведь именно в начальной школе формируются первоначальные основы моральных ценностей, жизненных позиций, происходит различение нравственно - смысловых категорий (добро и зло, ответственность, уважение, согласие и др.)

Создание хорошей коллаборативной среды, способствует хорошему настрою на уроке, значит нужно создавать атмосферу сотрудничества, в которой дети чувствовали себя комфортно;

Подводить к тому, чтобы они сами находили пути решения возникшей перед ними проблемы;

Проводить и готовить учебный процесс, так чтобы, учитывались все индивидуальные способности учеников;

Больше использовать заданий, чтобы они работали в группе, в паре;

Составлять вопросы, так, чтобы они подходили к вопросу более углубленно;

Более серьёзный подход к развитию у учащихся критического мышления;

Способствовать всестороннее гармонично развитой, функционально грамотной личности.

Недостаточное обеспечение учебниками и УМК. 3. Слабая материально-техническая база школ (ограниченный доступ к интернету, морально-устаревшее оборудование, недокомплектация).

Возможное снижение успеваемости на начальном этапе внедрения обновленного содержания среднего образования.

Неравные возможности и слабое психологическое сопровождение детей дошкольного возраста для подготовки к школе.

Неразвитость системы дополнительного образования, особенно, на селе.

Трехъязычие станет еще одним камнем преткновения в учебе, когда детям, которые плохо понимают математику или русский язык на родном языке – казахском или русском, придется воспринимать предмет на английском!
- Если мы хотим, чтобы ребенок знал три языка, не обязательно, чтобы он математику, физику, химию учил на иностранном языке. Пусть просто учит язык, и перевести какой-то предмет, от которого не будут страдать когнитивные способности, общие знания. Предмет «художественный труд» – почему бы ее не сделать на английском языке?

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения

Перестраиваться, конечно, если признаться честно, было сложно.

Прежде чем начать работать по этой программе, передо мной стояли задачи:

Самое главное это развивать критическое мышление у детей, и у себя как у учителя тоже;

Научить детей работать с проблемой, учить находить ее решения;

Развивать в детях умения работать в группе, работать вместе сообща, и при этом обучаться;

Обновленное содержание по предмету история

Идеи спиралевидного обучения (Дж. Брунер). Работа американского психолога Дж. Брунера «Психология познания» вышла на русском языке в 1977 г. Как сказано в предисловии к этому изданию, Дж. Брунер изучает основные формы познавательной деятельности (образования понятий, классификации), которые складываются в процессе практической деятельности и обучения. Он показывает, как умелое педагогическое воздействие может привести к интенсивному развитию познавательной деятельности человека. Одна из центральных проблем педагогического творчества Дж. Брунера – признание ребенка активным субъектом познавательной деятельности, исследователем окружающего мира. Главную цель школы ученый видел в развитии мыслительных способностей учащихся, в формировании качеств, необходимых для жизни в быстро меняющемся мире. В этой связи им были разработаны психолого-педагогические основы развития у учащихся интуитивного мышления, опубликованы работы по стимулированию интереса к приобретению знаний, использованию в процессе обучения метода самостоятельных открытий.

Ученик проходя из года в год, повторяет навыки и умения что подобно показана (1 Слайд )

1 Слайд

Мысалы, орта білім беру деңгейіндегі «Қазақстан тарихы» пәні бойынша «Әлеуметтік қатынастардың дамуы» бөлімінің «Этникалық қатынастар» бөлімшесі бойынша (2 кесте) білім беру бағдарламасының спиральділігі, яғни оқушылардың алға ілгерілеуі айқын көрінеді, себебі сыныптан сыныпқа жоғарылаған сайын оқу материалы күрделене береді.

2 кесте

Бөлім: Әлеуметтік қатынастардың дамуы

Бөлімше: Этникалық қатынастар

Тақырыптар, мазмұны

Оқу мақсаттары

5 сынып

Алғашқы адамдар қалай өмір сүрді

5.1.1.1 алғашқы адамдардың антропологиясын сипаттау

6 сынып

Түркі тілдес халықтардың миграциясы Еуразия тарихына қаншалықты әсерін тигізді

6.1.1.1 түркі тілдес тайпаларды атап, олардың картада территориялық орналасуын көрсету

7 сынып

7.1.1.1 жоңғар шапқыншылығы кезіндегі демографиялық өзгерістерді және миграциялық процестерді түсіндіру

8 сынып

Неліктен ұжымдастыру саясаты «Ұлы нәубетке» әкеліп соқтырды

8.1.1.1 демографиялық өзгерістердің себептері мен салдарын анықтау

9 сынып

9.1.1.1 демографиялық өзгерістердің себеп салдарлық байланысын талдау арқылы дәйекті қорытынды жасау

Түсінікті арттыру үшін «Қазақстанның экономикалық дамуы» бөлімінің «Шаруашылық» бөлімшесіне (3 кесте) сәйкес 5 пен 9 сыныптардағы оқу мақсаттарының спиральділігі ұсынылады. Бұл тұста 5 сыныптан бастап 9 сыныпқа дейін қазақ жеріндегі экономиканың дамуын сыныптан сыныпқа көшкен сайын күрделене беретіндігін көруге болады. Мысалы, алғашқы адамдардың кәсібі, көшпелілер мен отырықшылардың экономикалық байланысы, қазақ шаруашылығына жоңғар шапқыншылығының әсері, жаңа экономикалық саясат және Кеңес үкіметі кезіндегі ауыл шаруашылығы. Бұл жерде назар оқу мақсаттарында болуы қажет. Себебі, оқу мақсаттары білім беру бағдарламасының негізгі құжаттарының бірі.

3 кесте

Бөлім: Қазақстанның экономикалық дамуы

Бөлімше: Шаруашылық

5 сынып

Не себепті ботайлықтарды жылқыны алғашқы қолға үйретушілер деп атайды

5.4.1.1 ежелгі адамдардың алғашқы кәсібін сипаттау

6 сынып

Қимақтарда қалалық мәдениетінің дамуын қандай деректер дәлелдейді

6.4.1.1 көшпелілер мен отырықшылар арасындағы өзара экономикалық байланыстарын анықтау

7 сынып

Не себепті «Елім-ай» бүкілхалықтық әнге айналды

7.4.1.1 жоңғар шапқыншылығының қазақ халқының шаруашылығына тигізген зардаптарын анықтау

8 сынып

Не себепті Кеңес үкіметі Жаңа экономикалық саясаттан бас тартты

7.4.1.1 деректер мен дәйектерді салыстыру арқылы жаңа экономикалық саясаттың нәтижесінде орын алған өзгерістерді талдау

9 сынып

Соғыстан кейінгі кезеңде қандай әлеуметтік-экономикалық өзгерістер орын алды

9.4.1.1 Кеңес үкіметі кезіндегі ауыл шаруашылығында орын алған өзгерістерге баға беру

Спиральді білім беру қағидатына негізделген білім беру бағдарламасы арқылы оқушының бұрынғы біліміне сүйене отыра, анағұрылым күрделі идеяларға қисынды жолмен ауысуға мүмкіндік береді. Демек, оқушы әр сынып сайын тақырыпты әр түрлі деңгейде қайталап және толықтырып отырса тақырыптың тереңнен оқылунына көп көмегін тигізеді.

Малокомплектная школа – это учебно-воспитательный, а часто и культурный центр села. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, в ней организовываются разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых, создаются разновозрастные коллективы по интересам. В малой деревне все события в школе становятся достоянием населения. Можно с уверенностью сказать, что недостаточное внимание уделяется вопросу о проблемах малокомплектных школ со стороны методистов и учителей-практиков.

Но есть проблемы. Проблемы стоят количестве детей. Закрыв школ, мы закрываем и деревню. Ведь известно, что часто село живет школой. Нужно не только определять и ставить перед собой задачу, но и решать её с учетом интересов школьника, его семьи, учителя.

В условиях малой школы педагогу представляется возможным узнать глубже каждого ученика, рассчитать обучение для каждого школьника. В такой школе ликвидируется такой общий недостаток всех школ, как дефицит внимания к личности каждого ученика.

Казалось бы, в классе, где пять-семь учащихся, а то и два-три, научить можно всех и каждого. Индивидуальные возможности каждого ребенка педагогам отлично известны. Система обучения, по сути, индивидуальная. Контроль знаний в классах с малой наполняемостью буквально тотальный. На каждом уроке каждый день можно опрашивать всех учащихся. В этих условиях качество знаний вроде бы должно быть на высоте!

Сельские школы оснащены компьютерами, имеются мультимедийные проекторы, и другие современные технические средства, позволяющие повысить качество знаний учащихся. Средства есть - знаний нет! В чем причина? На мой взгляд, существует целый ряд причин, препятствующих повышению качества обучения в малочисленной школе. Они носят как объективный, так и субъективный характер.

Безусловно, на относительно низкое качество знаний сельских школьников влияет невысокий образовательный и культурный уровень родителей.

В школе, где мало учащихся, на каждого из них в течение всего учебного дня приходится огромная нагрузка. Ведь одних и тех же спрашивают на всех уроках, одним и тем же дают различные задания. В результате этого у некоторых учащихся может угаснуть интерес к занятиям, появиться усталость, перенапряжение.

Я работаю в школе, где наполняемость классов низкая, от 3 до 6 обучающихся. Дети обучаются из разных семей: многодетных, малообеспеченных, полных и неполных. Многие ученики довольно медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, иногда с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. Не говоря уже о обновленной программе.

Использованная литература:

    Ізғали Жоламан Ізғали

«Өрлеу» БАҰО» АҚ филиалы Атырау облысы бойынша

педагогикалық қызметкерлердің біліктілігін арттыру институты,

Деңгейлік бағдарламалар орталығының жетекшісі,

Тарих магистрі

    ҚР Президенті Н.Ә.Назарбаевтің 2017 жылдың 31 қаңтарындағы «Қазақстанның үшінші жаңаруы: жаһандық бәсекеге қабілеттілік» тақырыбындағы халыққа Жолдауы.

    Мұғалімге арналған нұсқаулық. «Қазақстан тарихы» және «Құқық негіздері» пәндері бойынша педагог қызметкерлердің біліктілігін арттыру курсының білім беру бағдарламасы. Астана. 2016.

    Предыбайло Татьяна Ивановна

Учитель истории и обществознания МКОУ Шрамовская ООШ

    Обновление содержания образования в Республике Казахстан

    Википедия

В настоящее время в педагогическом сообществе нет более актуальной темы, чем модернизация системы образования. До сих пор идут дискуссии сторонников и противников внедрения обновлённого содержания образования.

Хотелось бы воспользоваться возможностью через нашу областную профессиональную газету «Учительская плюс» выразить своё мнение о плюсах и минусах обновлённого содержания образования. В первую очередь поддержу сторонников «обновлёнки». Государство взяло политический курс по присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), самой мощной и сильной международной экономической организации развитых стран мира, поэтому нашей системе образования нужно соответствовать стандартам ОСЭР, а для этого нужно модернизировать систему отечественного образования.

Организация экономического сотрудничества и развития создана в 1961 году. Миссия ОСЭР – содействие политике улучшения благосостояния людей, что отражается в слогане организации «Best policies for better life» (лучшая политика для лучшей жизни). ОСЭР объединяет 35 стран. Казахстан присоединился к ОСЭР в 2010 году. И первый мониторинг, проведённый по стандартам ОСЭР, показал, что наши 15-летние учащиеся отстают от среднестатистических школьников стран ОСЭР по грамотности чтения на два с половиной года, по естествознанию – на два года и по математике – на полтора года. Были изучены причины такого отставания, и анализ показал, что наша страна не отвечает международным стандартам в области содержания образования. Поэтому, в первую очередь, стал вопрос о необходимости обновления содержания образования в казахстанских школах. Чтобы понять, где и насколько мы уступаем, в 2019 году впервые пройдёт сравнительное исследование качества учительского корпуса и в 2020 году будет проведён замер компетенций взрослых от 16 до 65 лет.

В 2015 году Казахстаном была принята Дорожная карта обновлённого содержания образования, которая состоит из конкретных шагов по формированию компетенций, принятых странами ОСЭР: уметь работать с информацией, технологиями и знаниями, быть в команде с партнёрами и обществом. Дорожная карта включает в себя поэтапное внедрение 12- летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрение новой модели полиязычного образования в старшей школе и вузах. Разработаны шаги по развитию критического мышления, навыков самостоятельного поиска информации, формированию IT-знаний. Начата работа по цифровизации образовательного процесса и контента. Внедряется политика трехъязычия и системного изучения английского языка, идёт переход казахского алфавита на латинскую графику.

Как видим, внедрение обновлённого содержания образования необходимо для того, чтобы войти в клуб 30 самых развитых стран мира. А это политический курс государства.

Вместе с тем правы и противники обновления содержания образования. Реализация идёт без учета лучших советских и казахстанских традиций. Нельзя формально «насадить» западные модели образования в нашу среду. Для того чтобы обновление содержания образования проходило более успешно и результативно и было поддержано общественностью, учителями и особенно родителями необходимо учитывать наш опыт – фундаментальное советское и казахстанское образование. В последнее время мы постоянно приводим в пример США, Западную Европу. Но объективности ради нужно отметить, что ведь там общественность очень озабочена низким уровнем знаний своих школьников. Слабое место в системе западного обучения на протяжении многих лет – это низкий уровень преподавания и изучения математики, физики, химии. А в советской школе, по мнению западных экспертов, фундаментальным предметным дисциплинам учили более качественно и основательно. И нам необходимо, вводя обновлённое содержание образования, сохранить наши традиции в фундаментальной подготовке школьников.

Вместе с тем нужно признать, что в традиционном советском и казахстанском образовании акцент делался на теорию и меньше внимания уделялось практическому применению знаний. Как известно, международные и отечественные специалисты неоднократно указывали на отличительные особенности нашего фундаментального образования, в центре которого, в большей степени, способность к запоминанию, нежели способность к мышлению. Этот недостаток фундаментальной подготовки не давал технологической отдачи, не формировал компетенции. В образовательных же системах передовых мировых держав, стран Организации экономического сотрудничества и развития в основе лежит компетентностная философия, при которой акцент делается, прежде всего, на технологический подход, формирование компетенций. Поэтому страны ОЭСР (Корея, Япония, Финляндия) добились больших экономических успехов за счет компетенций, технологий в образовании, что привело к высокой конкурентоспособности человеческих ресурсов.

Хочу подчеркнуть: компетентностный, технологический подходы не отменяют фундаментального подхода. Без этого достижения советской школы мы не обойдёмся. Вместе с тем мы должны понять, что в обновлённом содержании образования нужно соединить фундаментальный и компетентностный подходы. Таким образом, обновлённое содержание образования предполагает смену парадигмы образования: от «инструктивного» образования к «конструктивному». Результатом современного образования станут способы активного познания и преобразования окружающей действительности.

Кроме того противники обновлённого содержания образования отмечают увлечение цифровизацией и слабую гуманитарную подготовку учащихся. Исследования показывают, что современные дети стали хуже говорить и писать, так как виртуальное общение ведёт к утрате коммуникационных устных и письменных навыков. Увлечение «цифрой» формирует у учащихся «клиповое мышление». Современные ученики не пытаются даже коротко переписываться в социальных сетях, а используют незамысловатые смайлы или вовсе перебрасываются мемами. Применяя информационно-коммуникационные технологии, мы создали психологическую проблему безлюдного обучения, так как в Интернете нет реального общения: контактов с реальными людьми и с реальным миром. Зато можно всё. Поэтому школьники подписываются в сетях вымышленными именами – никами и выставляют вымышленные фотографии – аватарки. Такая виртуальная жизнь ведет к фрагментарному живому общению. Материальные учебники и учитель теряют позиции главных источников знаний.

Благодаря социальным сетям школьники-виртуалы зацикливаются «на себе любимых». Давайте задумаемся, почему в последнее время люди так увлечены селфи: фотографируют себя даже в самых примитивных бытовых ситуациях. Потому, что в условиях сети можно говорить о себе бесконечно, возводя на пьедестал своё самолюбие. Только в интернете можно так легко самоутвердиться.

Школе нужно защищать учеников от негативного воздействия цифровых технологий и вредоносной информации, которую они получают. В 1994 году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребёнка.

В ней в статье 13 говорится, что дети имеют право на получении информации, если она не наносит им вреда. В феврале 2015 года у нас принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Реализуя обновлённое содержание образования, необходимо соблюдать разумный баланс между правом ребёнка на свободу выражения, свободу доступа к информации и ограничениями в её получении. Сегодня, когда поток информации становится безграничным, внедряя обновлённое содержание образования, упор нужно сделать на умение критично воспринимать информацию.

Таким образом, если в ходе модернизации системы образования будут сняты все вопросы и будет идти системная работа по её корректировке, то педагогическая общественность, всё сообщество поддержит реализацию обновлённого содержания образования. Сегодня его реализацию нужно сделать такой, чтобы она позволила ответить на все вопросы учителей, родителей, школьников, а значит, получила бы поддержку всего казахстанского общества.

Римма БЕКТУРГАНОВА,
советник ректора КГПУ, доктор педагогических наук, член Академии естественных наук и информатизации

Шайхутдинова Виктория

«Роль учителя в реализации

обновлённого содержания образования»

21 век – век информационных технологий, век, который вносит свои коррективы в процесс образования школьников. Стратегические ориентиры развития образования определены Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Нұрлыжол – путь в будущее» и находят свое воплощение в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Изменения в сфере технологий, коммуникаций и науки предъявляют современные требования и к учителям, которые должны понимать свою роль в процессах обновления содержания образования и обеспечивать внедрение новых методов. В 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению. Главная задача учителя– научить детей учиться. Помочь ребенку стать гармоничноразвитой, конкурентноспособной личностью. Я убедилась, что сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Новое время потребовало от учителя владения современными активными технологиями и активного применения их на уроках. Сегодняшний ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в технике. А наша задача направить их умения в нужное русло, подсказать, как добыть знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза загорелись интересом к познанию.

Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.

В современной школе всегда была и остаётся миссия - воспитание и обучение «Будущего страны» и «Будущего нации». Об истинности этих слов, можно судить по одному основному факту: если учитывать, что у ребёнка в стенах школы проходят основные Этапы жизни: детство, отрочество, здесь же он вступает на порог юности. Ещё мы можем утверждать, что он проходит «школу жизни». В скором будущем современная школа будет обновлённой и полиязычной, многофунциональной, конкурентоспособной школой, благодаря принятой программе перехода казахстанских школ на 12-летнее обучение и начавшегося эксперимента по коренному обновлению стандарта обучения. Хорошая школа - это школа педагогического мастерства, которая славится педагогами - мастерами «своего дела» и прекрасными выпускниками.

Сегодня общество предъявляет к учителю высокие требования. В современном мире происходят изменения, которые требуют изменений и от учителя. Поэтому он должен идти в ногу со временем. А для этого учителю надо учиться. У настоящего учителя всегда много вопросов, на которые он ищет ответы и таким образом двигается вперед. Настоящий учитель живет своей работой! Невозможно научить кого-то любить, если сам не любишь; невозможно научить кого-то учиться, если сам не учишься, не повышаешь свое мастерство; невозможно научить кого-то открывать в себе таланты, если сам в себе их никогда не искал! Такой человек точно знает, чтобы быть настоящим учителем, необходимо развиваться самому, искать активные формы и методы обучения, идти в ногу со временем.

На сегодняшний момент каждого педагога интересуют вопросы:

Чем различается обновленное содержание образования от ныне действующего?

Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе?

Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»?

— Как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования?

– принцип спиральности при проектировании содержания предмета, то есть постепенного наращивания знаний и умений усложнение навыков по темам и по классам);

– иерархия целей обучения по таксономииБлума, основанная на закономерностях познания;

– педагогическое целеполагание на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;

– наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей;

– соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков;

– технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.

Ожидаемые результаты обучения конкретизируются в целях обучения по каждому разделу.

Между долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными планами существует очень тесная взаимосвязь.

Учитель должен выступать не как единственный источник знаний, а как организатор активной учебно-познавательной деятельности самих учащихся.

В условиях обновления содержания школьного образования меняются формы и методы организации обучения учебного предмета. Процесс обучения предмета имеет следующие особенности: ученику не даются знания в готовом виде, а знания добываются учащимся самостоятельно, через организованнную учителем коллаборативную среду, поисковую деятельность.

Учебный процесс организуется по спиральной системе, где ученик с каждым разом имеет возможность расширить и углубить свои познания. Согласно требованиям PISA большое внимание уделяется пониманию текста и грамотности чтения Современный урок представляет собой следующее:

  1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление.
  1. Формирование поведенческих привычек, таких как приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет.
  1. Свободный урок, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития
  1. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений.
  1. Полоролевое (гендерное) воспитание.
  1. Организация групповой деятельности.

7.Благоприятная психологическая атмосфера урока.

Сегодня часто используют пассивные, активные и интерактивные методы и приемы обучения.

Пассивные: где учащиеся выступают в роли «объекта» обучения, который должен усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем — источником знаний. Основные методы- это лекция, чтение, опрос.

Активные: где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы — это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Признаки активных методов обучения:

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности, т.е. учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.

Самые распространенные из активных форм: презентации, кес-технологии, проблемные лекции, дидактические игры, баскет метод (имитация ситуации)

Интерактивные. От англ. (inter – «между»; act – «действие») дословный перевод обозначает интерактивные методы, позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение — обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Задачи интерактивных методов обучения:

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работать в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения:

Мозговой штурм

Кластеры

Корзина идей, понятий, имен

«Инсерт»

Аквариум

ПОПС формула представляет собой:

  • интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал.
  • данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П — позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О — обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П — примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, — «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С — следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что …

Очень много внимания будет уделено изменению системы оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся. Оценивание должно соответствовать следующим принципам:

Валидности

Систематичности

Последовательности

Объективности

Достоверности-

Оно предполагает параллельное развитие двух линий оценки: (формативное и суммативное оценивание).Оценивание учебных достижений в модели образования, ориентированного на результат, предполагает способы оценивания по результатам обучения за урок и итоговую работу в четверти

Обновленное содержание предметов представлено на сайте expert.okuluk-edu.kz. Издательства представили для изучения и обсуждения педагогами, родителями и общественностью учебные пособия, дидактические материалы, методические руководства, тетради и атласы. Данный сайт удобен в использовании, без труда позволяет познакомиться с перечнем литературы для 2, 5,7 классов по всем предметам.

Но обновление содержания образования, транслируя лучший опыт внедрения новых подходов к обучению и методике преподавания должно учесть и положительный опыт традиционного. Синтез традиционных и инновационных методов обучения позволит разнообразить формы проведения занятий активизирующие познавательную деятельность учащихся.

В целом уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире.

Использованная литература:

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «НұрлыЖол — путь в будущее» // www.аkorda.kz

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва: Издательский центр Академия, 2003г.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Москва: Изд — во Педагогика,1979г.

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ –

РЕАЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ

Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркивает, что «…одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования».

Качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе. Без осмысления, нами учителями, новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания с учетом компетентностно-ориентированного подхода в обучении это сделать практически невозможно.


На сегодняшний момент каждого педагога интересуют вопросы:
-Чем различается обновленное содержание образования от ныне действующего?
-Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе?
-Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»?
- Как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования?

В Республике и Алматинской области делается немало по обновлению содержания образования. Свидетельством тому известные всей Республике инновационные проекты, инновационная деятельность, программы развития организаций образования. Это внедрение с 2015 года опыта работы НИШ, как базовой площадки полиязычной школы. В 2012 – 2013 годах прошла апробация новых учебных пособий. В 2014 году разработана и апробирована программа профильного обучения "Бейіндік мектеп" по направлениям: общественно-гуманитарное и естественно-математическое

С какими новшествами мы столкнулись в этом учебном году:

- С 1 сентября 2016 года в первых классах общеобразовательных школ Казахстана введена пятидневная учебная неделя. Соответственно учиться до 31 мая придется тоже только им – за счет 33 «сэкономленных» субботних дня. Продление учебного года необходимо для полноценного освоения заложенной программы школьного обучения.

- Вызвало не мало вопросов внедрение критериального, формативного, суммативного оценивания. Анализируя итоги суммативного оценивания учеников 1-х классов за 3 четверть, была внесена ясность в решении отдельных вопросов.

Для всех учителей в этом учебном году стало возможным применение в практике «Электронного дневника». Новая информационная образовательная среда была разработана ТОО "Күнделік" при поддержке Министерства образования и науки РК.

Что ждет казахстанских школьников в новом учебном году

Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе учителя. С 2017 – 2018 учебного года по обновленном программам будут обучатся учащиеся 1,2, 5, 7 классов.

Итак, что, по моему мнению, требуется от учителя? Это умение:

Формулировать учебные цели для достижения результатов;

Строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;

Готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;

Использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;

Создавать условия для опережающего развития;

Создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

Готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

Оценивать текущие результатов, направленные на достижение поставленных целей.

Что касается трехъязычия:

Нововведения ждут детей и их родителей с 1 сентября 2019 года во всех школах, независимо от языка обучения, историю Казахстана будут преподавать на казахском языке, а Всемирную историю – на русском. В 2019-20 учебном году в 10-11-х классах четыре предмета будут вестись на английском языке – химия, физика, биология и информатика. Изучение терминологии на английском языке по предметам «Информатика» и «Естествознание» учениками 5-х и 6-х классов начнется соответственно в 2017-18 и 2018-19 учебных годах.

Кроме того, в Казахстане в 2019 году в школьную программу 10-го и 11-го классов будет введена дисциплина по основам предпринимательства.

Пятидневка:

С 1 сентября 2017 года на пятидневную учебную неделю перейдут ученики 2, 5 и 7 классов . С 2018 года в новом режиме будут учиться все классы школ республики.

По мнению вице-премьера РК Дариги Назарбаевой, шестой день недели может быть использован на организацию дополнительных платных занятий, открытие спортивных секций, учителя в этот день могут заниматься повышением своей квалификации, готовиться на следующую неделю.

В мерах по обновлению содержания отечественного среднего образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни. Основываясь на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащимся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера.

Программа в условиях обновления отличается тем, что учебные достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик – субъект познания, а учитель выступает организатором познавательной деятельности учащихся.

Содержательным отличием обновленных учебных программ является:

принцип спиральности при проектировании содержания предмета, то есть постепенного наращивания знаний и умений усложнение навыков по темам и по классам);

иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания;

педагогическое целеполагание на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;

наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей;

соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков;

технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.

Ожидаемые результаты обучения конкретизируются в целях обучения по каждому разделу.

Между долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными планами существует очень тесная взаимосвязь.

В долгосрочных планах отражаются: общие принципы развития образования (концепция развития); главное направление и программы развития; В долгосрочный план включаются темы обучения на один учебный год.

В среднесрочных планах даются рекомендации для учителя по проведению занятий по темам и разделам, организации деятельности учащихся на уроках, включены также ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео и аудиоматериалы и др.). В отличие от учебной программы учебные планы носят рекомендательный характер, поэтому учитель может адаптировать виды деятельности и подобрать свои альтернативные ресурсы, которые соответствуют интересам, уровню, потребностям и возрастным особенностям учащихся.

Среднесрочный план состоит из языковых целей. У каждого предмета есть свой языковой стиль, его можно назвать «научным языком» одного конкретного предмета.

Научный язык - основное средство используемое в обучении содержания предмета, мышлению и улучшению способностей работы с основными понятиями в содержании предмета. Языковые цели являются важным средством в научении научному языку.

Для построения языковых целей можно использовать следуюшие глаголы: разделенить на категории, выбрать, классифицировать, сравнить, связать, идентификация, копирование, построение, критика, определение, характеристика, оценить, объяснить, привести примеры, проектирование, выяснение, обосновать, вести переговоры, гипотеза, добыча, предложение альтернативных решений, объяснить причины, уточнить, говорить другими словами, пересмотреть, списание, играть в ролевые игры, подведение итогов, ситезирование и написание, использовать в различных целях, написать справки своими словами, оформить.

Краткосрочный план , или план урока, составляется учителем самостоятельно по примерному шаблону, представленному в конце среднесрочного плана. При разработке краткосрочного плана учителю рекомендуется обратить внимание на дифференцированный подход к обучению и учитывать индивидуальные особенности детей.

При составлении краткосрочного плана учитель может руководствоваться следующими рекомендациями:

при организации урока необходимо руководствоваться целями, указанными в учебной программе и в учебном плане;

следует детализировать формулирование целей урока (по принципу S.M.A.R.T.), то есть ставить конкретные, измеримые, достижимые цели;

на уроке должны быть организованы все виды деятельности, включенные в среднесрочный план;

при необходимости следует дополнить виды деятельности по усмотрению самого учителя.

Учитель должен выступать не как единственный источник знаний, а как организатор активной учебно-познавательной деятельности самих учащихся.

В условиях обновления содержания школьного образования меняются формы и методы организации обучения учебного предмета. Процесс обучения предмета имеет следующие особенности: ученику не даются знания в готовом виде, а знания добываются учащимся самостоятельно, через организованнную учителем коллаборативную среду, поисковую деятельность.

Учебный процесс организуется по спиральной системе, где ученик с каждым разом имеет возможность расширить и углубить свои познания. Согласно требованиям PISA большое внимание уделяется пониманию текста и грамотности чтения Современный урок представляет собой следующее:

1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление.

2. Формирование поведенческих привычек, таких как приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет.

3. Свободный урок, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития

4. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений.

5. Полоролевое (гендерное) воспитание.

6. Организация групповой деятельности.

7.Благоприятная психологическая атмосфера урока.

Сегодня часто используют пассивные, активные и интерактивные методы и приемы обучения.

    Пассивные: где учащиеся выступают в роли «объекта» обучения, который должен усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем - источником знаний. Основные методы- это лекция, чтение, опрос.

    Активные : где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы - это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику. Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Признаки активных методов обучения:

активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;

длительное время активности, т.е. учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;

самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;

мотивированность к обучению.

Самые распространенные из активных форм: презентации, кес-технологии, проблемные лекции, дидактические игры, баскет метод (имитация ситуации)

    Интерактивные . От англ. (inter – «между»; act – «действие») дословный перевод обозначает интерактивные методы, позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Задачи интерактивных методов обучения:

Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

Научить работать в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения :

    Мозговой штурм

    Кластеры

    Корзина идей, понятий, имен

    «Инсерт»

    Аквариум

    ПОПС

ПОПС формула представляет собой:

интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал.

данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П - позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О - обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П - примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С - следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что …

Критериальное оценивание как новая форма оценки заключается в оценивании навыков коллективного взаимодействия, понимания друг друга, организации самостоятельной совместной деятельности обучающихся.

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т.е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения обучающихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Критерий – это измерители оценки по предмету, которые являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.

Целью внедрения критериального оценивания является – повышение качества обучения учащихся в школе и соответствие знаний выпусников международным стандартам. Критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания обучающихся и стимулировать их к достижению более высокого результата

Преимущества критериального оценивания:

соответствует предметным учебным целям и способствует повышению объективности оценивания;

четко сформулированные уровни достижения;

делает оценивание более понятным для всех участников образовательного процесса обучающихся, родителей, учителей;

способствует развитию навыков самооценивания;

воспитывает ответственность обучающихся за результат своего труда;

способствует росту мотивации к обучению;

предоставляет возможность оценивания обучающихся на каждом этапе урока

возможность самооценивания и взаимооценивания

повышает качество образования.

При критериальном оценивании нет условий для сравнения одного обучающегося с другим, появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по одному или по другому критерию. Оценивая отдельную работу, учитель обращает внимание обучающегося на успешность в той или иной составляющей, из совокупности, которых выставляется итоговая оценка.

Для использования системы критериального оценивания учитель должен разработать дескрипторы с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся по критериям «знание и понимание», «использование», «критическое мышление и исследование», «коммуникация и рефлексия» и по другим критериям в соответствии с целями обучения по учебному предмету. Каждый критерий состоит из дескрипторов позволяющих системно оценить выполнение заданий учащимися, а также обучающиеся имеют возможность с помощью этих дескрипторов оценить результаты своих работ.

Обновленное содержание предметов представлено на сайте expert.okuluk-edu.kz. Издательства представили для изучения и обсуждения педагогами, родителями и общественностью учебные пособия, дидактические материалы, методические руководства, тетради и атласы. Данный сайт удобен в использовании, без труда позволяет познакомиться с перечнем литературы для 2, 5,7 классов по всем предметам. Предварительное знакомство позволяет сравнить пособия разных издательств, выявить положительные стороны и минусы, что позволит избежать затруднений в новом учебном году.

Обновление содержания образования должно осуществляться с учетом задач государственных приоритетов, международного опыта и отечественной практики. От обновления содержания образования зависит, сможет ли школа подготовить личность, способную активно, творчески мыслить и действовать, саморазвиваться интеллектуально, нравственно и физически.

Обновленное содержание образования ориентировано на результаты обучения, которые проектируются с учетом учебных материалов.

Желаю Всем коллегам творчества, успехов и удачи в работе!