Часовщик императрицы. История нереализованных проектов Ивана Кулибина. Портрет инженера: И. П. Кулибин

Нижегородский "посадский" Иван Петрович Кулибин после нескольких лет упорного труда, многих бессонных ночей, построил в 1767 году удивительные часы. "Видом и величиною между гусиным и утиным яйцом", они были заключены в затейливую золотую оправу. Часы были столь замечательны, что были приняты в дар императрицей Екатериной II. Они не только показывали время, но и отбивали часы, половины и четверти часа. Кроме того, в них был заключён крохотный театр-автомат. На исходе каждого часа отворялись створчатые дверки, открывая златой чертог, в котором автоматически разыгрывалось представление. У "гроба господня" стояли воины с копьями. Входная дверь была завалена камнем. Через полминуты после того, как был открыт чертог, появлялся ангел, отодвигался камень, двери открывались, и воины, поражённые страхом, падали ниц. Через полминуты появлялись "жёны-мироносицы", звонили колокола, трижды исполнялся стих "Христос воскрес". Всё стихало, и створки дверей закрывали чертог с тем, чтобы через час снова повторилось всё действие. В полдень часы играли гимн, сочинённый Кулибиным в честь императрицы. После этого на протяжении второй половины суток часы исполняли новый стих: "Воскрес Иисус от гроба". При помощи особых стрелок можно было вызывать действие театра-автомата в любой момент. Создавая сложнейший механизм первого из своих творений, Кулибин начал работать именно в той области, которой занимались лучшие техники и учёные того времени, вплоть до великого Ломоносова, уделившего немало внимания работе по созданию точнейших часов.



Часы Кулибина, 1767 год, слева - вид сбоку, справа - вид снизу .

Иван Петрович Кулибин - выдающийся изобретатель и механик-самоучка - родился 21 апреля 1735 года, в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца. "Выучка у дьячка" - его единственное образование. Отец надеялся сделать из своего сына торговца мукой, но пытливый юноша стремился к занятиям механикой, где его исключительные способности проявились очень рано и разнообразно. Пылкая натура изобретателя раскрывалась всюду. В саду отцовского дома был гнилой пруд. Юный Кулибин придумал гидравлическое устройство, при котором вода с соседней горы собиралась в бассейн, оттуда шла в пруд, а лишняя вода из пруда выводилась наружу, превращая пруд в проточный, в котором могла водиться рыба.

Особенно много внимания Кулибин уделил работе над часами. Они принесли ему славу. Нижегородский часовщик-изобретатель и конструктор стал известен далеко за пределами своего города. В 1767 году Кулибин был представлен Екатерине II в Нижнем-Новгороде, в 1769 он получил назначение заведывать мастерскими Академии наук Петербурга . Кроме часов, он привёз с собой электрическую машину, микроскоп и телескоп. Все эти создания "нижегородского мещанина" были сданы в кунсткамеру для хранения.

С переездом в Петербург наступили лучшие годы в жизни Ивана Кулибина. Позади остались многие годы жизни, насыщенной тяжёлым неприметным трудом. Предстояла деятельность в условиях постоянного общения с академиками и другими выдающимися людьми. Однако длительная канцелярская волокита по оформлению "нижегородского посадского" в должности закончилась только 2 января 1770, когда Кулибин подписал "кондицию" - договор об его обязанностях на академической службе. Он должен был: "иметь главное смотрение над инструментальною, слесарною, токарною и над тою полатою, где делаются оптические инструменты, термометры и барометры". Его обязали также: "чистить и починивать астрономические и другие при Академии находящиеся часы, телескопы, зрительные трубы и другие, особливо физические инструменты от Комиссии, к нему присылаемые". "Кондиция" содержала особый пункт о непременном обучении Кулибиным работников академических мастерских: "Делать нескрытное показание академическим художникам во всём том, в чём он сам искусен". Предусмотрена была также подготовка определяемых к Кулибину для обучения мальчиков по сто рублей за каждого из учеников, которые "сами без помощи и показания мастера в состоянии будут сделать какой-нибудь большой инструмент, так, например, телескоп или большую астрономическую трубу от 15 до 20 футов, посредственной доброты". За руководство мастерскими и работу в них положили 350 рублей в год, предоставив Кулибину право заниматься во вторую половину дня его личными изобретениями. Кулибин стал продолжателем замечательных трудов Ломоносова .



Иван Петрович Кулибин работал в Академии тридцать лет. Его труды всегда высоко оценивались учёными. Через несколько месяцев после начала академических работ Кулибина академик Румовский освидетельствовал выполненный новым механиком "грегорианский телескоп". По докладу Румовского 13 августа 1770 в протоколах академической конференции записали: "...в рассуждении многих великих трудностей, бываемых при делании таких телескопов, заблагорассуждено художника Кулибина поощрить, чтобы он и впредь делал такие инструменты, ибо не можно в том сомневаться, что он в скором времени доведёт оные до того совершенства, до которого они приведены в Англии".

Кулибин лично выполнил и руководил исполнением очень большого количества инструментов для научных наблюдений и опытов. Через его руки прошли: "инструменты гидродинамические", "инструменты, служащие к деланию механических опытов", инструменты оптические и акустические, готовальни, астролябии, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, "электрические банки", солнечные и иные часы, ватерпасы, точные весы и многие другие. "Инструментальная, токарная, слесарная, барометренная палаты", работавшие под руководством Кулибина, снабжали учёных и всю Россию разнообразнейшими приборами.



Составленные им многочисленные инструкции учили тому, как обращаться с самыми сложными приборами, как добиться от них наиболее точных показаний. Написанное Кулибиным "Описание, как содержать в порядочной силе электрическую машину", - только один из примеров того, как обучал он постановке научных опытов. "Описание" было составлено для академиков, производящих экспериментальные работы по изучению электрических явлений. Составлено "Описание" просто, ясно и строго научно. Кулибин указал все основные правила обращения с прибором, способы устранения неисправностей, приёмы, обеспечивающие наиболее эффективное действие прибора.

Во время выполнения разнообразных работ Кулибин постоянно заботился о воспитании своих учеников и помощников, среди которых следует назвать его нижегородского помощника Шерстневского, оптиков Беляевых, слесаря Егорова, ближайшего соратника Кесарева.

Кулибин создал при Академии образцовое по тому времени производство физических инструментов. Скромный нижегородский механик стал на одно из первых мест в деле развития русской техники приборостроения.



Проект деревянного моста через р. Неву, составленный Кулибиным в 1776 году.

Строительная техника, транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли хранят замечательные свидетельства творчества Кулибина . Широкую известность получили его проекты в области мостостроения, которые опередили всё известное в мировой практике.

Кулибин обратил внимание на неудобства, вызываемые отсутствием постоянных мостов через Неву. После нескольких предварительных предложений он разработал в 1776 проект арочного однопролётного моста через Неву. В 1813 Кулибин закончил составление проекта железного моста через Неву. На постройку моста из трёх решётчатых арок, покоящихся на четырёх быках, требовалось до миллиона пудов железа. Для пропуска судов предполагались особые разводные части. Предусмотрено было в проекте всё, вплоть до освещения моста и защиты его во время ледохода. Постройка моста Кулибина, проект которого поражает своей смелостью даже современных нам инженеров, оказалась не по плечу для его времени.

Знаменитый русский строитель мостов Журавский так оценивает модель кулибинского моста: "На ней печать гения; она построена на системе, признаваемой новейшею наукою самою рациональною; мост поддерживает арка, изгиб её предупреждает раскосная система, которая, по неизвестности того, что делается в России, называется американскою". Деревянный мост Кулибина до настоящего времени остаётся непревзойдённым в области мостостроения.

Понимая исключительное значение быстрой связи для такой страны, как Россия, с обширнейшими её просторами, Кулибин начал в 1794 году разработку проекта семафорного телеграфа. Он отлично решил задачу и разработал, кроме того, оригинальный код для передач. Но только через сорок лет после изобретения Кулибина были устроены первые линии оптического телеграфа в России . К тому времени проект Кулибина был забыт, а установившему менее совершенный телеграф Шато правительство заплатило сто двадцать тысяч рублей за привезённый из Франции "секрет".

Так же печальна судьба ещё одного из великих дерзаний замечательного новатора, разработавшего способ движения судов вверх по течению за счёт самого течения реки. "Водоход" - так было названо судно Кулибина, удачно испытанное в 1782 году В 1804, в результате испытания другого "водохода" Кулибина, его судно было официально признано "обещающим великие выгоды государству". Но дальше официальных признаний дело не пошло, всё кончилось тем, что созданное Кулибиным судно было продано с торгов на слом.

Обстоятельные расчёты Кулибина характеризуют его как выдающегося экономиста. Замечательный патриот, трудившийся со всей страстью для своего народа, он выполнил много замечательных дел, в перечне которых одни из первых мест должны занять такие изобретения: прожекторы, "самокатка", т. е. механически перемещающаяся повозка, протезы для инвалидов, сеялка, пловучая мельница, подъёмное кресло (лифт)...

В 1779 году "Санкт-Петербургские ведомости" писали о кулибинском фонаре-прожекторе, создающем при помощи особой системы зеркал сильный световой эффект , несмотря на слабый источник света (свеча) . Сообщалось о том, что Кулибин: "изобрёл искусство делать особою выгнутою линиею составное из многих частей зеркало, которое, когда перед ним поставится свеча, производит удивительное действие, умножая свет в пятьсот раз, противу свечного, и более, смотря по мере числа зеркальных частиц в оном вмещённых" . Певец русской славы Державин, назвавший Кулибина "Архимед наших дней", писал о этом фонаре:

Ты видишь, на столбах ночною как порою Я светлой полосою В каретах, в улицах и в шлюпках на реке Блистаю вдалеке, Я весь дворец собою освещаю, Как полная луна.

Иван Кулибин сыграл немалую роль в том, как изобрели автомобиль. Его трехколесная карета, увидевшая свет в 1791 году, состояла из деталей, которые и по сей день есть в каждой машине. Коробка передач, подшипники, маховик и тормоз - заслуга русского «самоделкина». Именно 1886 год считается точкой отсчета, давшей начало термину «автомобилестроение» и отрасли производства как таковой.

В перечне замечательных дел Кулибина должн ы занять своё место и такие изобретения, как бездымный фейерверк (оптический), автоматы для развлечения, приборы для открывания дворцовых окон и иные изобретения, выполненные для удовлетворения требований императрицы и знатных лиц. Е го заказчиками были: Екатерина II, Потёмкин, Дашкова... Выполняя заказы на изобретения и такого сорта, Кулибин действовал как исследователь. Он написал целый трактат "О фейерверках", содержащий разделы: "О белом огне", "О зелёном огне", "О разрыве ракет", "О цветах", "О солнечных лучах", "О звёздах" и иные. Была дана оригинальная рецептура многих потешных огней, основанная на изучении влияния разных веществ на цвет огня. Предложено было немало новых технических приёмов, введены в практику остроумнейшие виды ракет и комбинации потешных огней.

Сохранилось далеко не всё из написанного И. П. Кулибиным, но и дошедшее до нас весьма разнообразно и богато. Одних чертежей осталось после И. П. Кулибина около двух тысяч.

Лучшие люди того времени высоко ценили дарование И. П. Кулибина. Знаменитый учёный Леонард Эйлер считал его гениальным. Сохранился рассказ о встрече Суворова и Кулибина на большом празднике у Потёмкина:

"Как только Суворов увидел Кулибина на другом конце залы, он быстро подошёл к нему, остановился в нескольких шагах, отвесил низкий поклон и сказал:

Вашей милости!

Потом, подступив к Кулибину ещё на шаг, поклонился ещё ниже и сказал:

Вашей чести!

Наконец, подойдя совсем к Кулибину, поклонился в пояс и прибавил:

Вашей премудрости моё почтение!

Затем он взял Кулибина за руку, спросил его о здоровье и обратился ко всему собранию:

Помилуй бог, много ума! Он изобретёт нам ковёр-самолёт!"

Так Суворов почтил в лице Ивана Кулибина великую творческую мощь русского народа.

Однако личная жизнь замечательного новатора была заполнена множеством огорчений. Он был лишён радости видеть должное использование своих трудов и был вынужден тратить немалую часть своего таланта на работу придворного иллюминатора и декоратора. Особенно горькие дни наступили для И. П. Кулибина, когда он в 1801 г. вышел в отставку и поселился в родном Нижнем Новгороде. По сути дела ему пришлось жить в изгнании, испытывая нужду, нараставшую всё сильнее, вплоть до кончины 12 июля 1818 года. Для похорон великого деятеля его жене пришлось продать стенные часы и ещё брать деньги взаймы.

nplit.ru ›books/item/f00/s00/z0000054/st027.shtml

Ничто так высоко не ценят, как целостность натуры и профессионализм. Слово для этих людей - закон. Часто именно им выпадает роль законодателя моды в обществе, обозначая тенденции в поведении, и в целом слывут именинники этого дня личностями прогрессивными. , появившиеся на свет 21 апреля, владеют интуитивным ощущением смысла , они умеют так управлять ею, чтобы она над ними не довлела. Вот поэтому они чувствуют себя настолько комфортно в качестве «сливок общества». Для таких личностей деньги не значат ничего по сравнению с добрым именем. От природы они очень выносливы; инстинкт самовыживания в них развит достаточно хорошо. Родившиеся 21 апреля обладают неиссякаемым запасом энергии, им сопутствует удача в финансовых предприятиях. Сильными приоритетными сторонами в характере Тельцов-именинников, открывающих этот знак, являются чуткость, тонкий вкус и энергичность, - отмечают эксперты раздела “новости ” интернет-издания для инвесторов “Биржевой лидер”.

Эти имена знакомы каждому

Иван Петрович Кулибин (1735 г.) - выдающийся механик-изобретатель. Еще юношей обучился слесарному, часовому и токарному делу. Кулибин собрал уникальные карманные часы /сейчас хранятся в Эрмитаже/; он дважды изготавливал часы «Павлин» работы механика Джеймса Кокса /Англия/, которые экспонируются постоянно в Павильонном зале в Малом Эрмитаже. Иван Петрович разработал ряд проектов одноарочного 298-метрового моста через Неву. Кроме этого, он изобрел и изготовил множество оригинальных механизмов и аппаратов. Диковинные автоматы, хитроумные фейерверки, забавные игрушки для высокородной толпы - все это только впечатляло современников. У Кулибина было одиннадцать детей.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782 г.) - немецкий педагог, создал понятие «детский сад». По мнению Фребеля, от природы ребенок наделен 4-мя инстинктами: познания, деятельности, религиозным и художественным. Педагогику и методику воспитания детского сада Ф. Фребель полагал целью воспитания развития природных особенностей ребенка наряду с его самораскрытием. По мнению ученого, детский сад осуществлять должен всестороннее развитие детей, начинающееся с физического развития. Ядром педагогики в детском саду Фридрих Фребель, прежде всего, считал игру.

Елизавета II (1926) - королева /с 1952 г. по настоящий период/. Глава Британского Содружества наций. Также является главой англиканской церкви, верховным главнокомандующим вооруженных сил Великобритании. Елизавета II - старейший по возрасту британский монарх в истории. Занимает 2-ое место в истории по длительности пребывания на английском троне; является самой пожилой женщин в мире среди действующих глав . Кроме этого, королева является попечителем более шестисот благотворительных организаций. Взойдя на престол, в 1952 г. Елизавета стала королевой 7 государств: Великобритании, Канады, Новой Зеландии, Пакистана, Южной Африки и Цейлона.

Знаменитые женщины-огоньки

Энди Макдауэл (1958 г.) - и модель . Является обладательницей «Золотой камеры» и почетного «Сезара». Будучи моделью, состоялся дебют Энди Макдауэлл в кинокартине 1984 г. под названием «Грейстоук: Легенда о Тарзане, повелителе обезьян», однако активно сниматься в стала только в конце восьмидесятых после окончания курсов актерского мастерства. Прорывом оказалась роль в независимой картине 1989 г. « , ложь и видео». За эту роль Энди была удостоена премии «Независимый дух» за “Лучшую женскую роль”, а также победила в номинации «Золотой глобус».

Татьяна Устинова (1968 г.) - популярная российская писательница, работает в детективном жанре. Проходила обучение в английской специализированной школе, а также на факультете летательной техники и аэромеханики в Московском физико-техническом институте. После окончания института приглашена была для работы на телевидении. Позднее переходит работать в пресс-службу президента . Некоторый период являлась редактором программ на “ ” «Москва-Кремль», «Из первых рук»; в начале 2000-х гг. работала в должности пресс-секретаря Торгово-промышленной палаты России.

Анастасия Приходько (1987 г.) - украинская эстрадная исполнительница. Обрела популярность после победы в шоу “Первого канала” «Фабрика Звезд-7», после этого начала сотрудничать с Константином Меладзе. Представляла Российскую Федерацию в рамках музыкального конкурса «Евровидение-2009» /с русско-украинской композицией «Мамо»/. В заключительной части конкурса заняла одиннадцатое место.

К сожалению, из-за ограничения рубрики мы не можем упомянуть всех именинников, родившихся в этот день, но ясно одно, что все люди этого дня гордо и достойно представляют эту прекрасную весеннюю дату. Убедившись в том, что вам все по силам и вы также можете доказать миру свою уникальность и значимость, призываем вас творить, удивлять, совершенствоваться и, возможно, очень скоро о вас узнает весь мир. Редакция издания “Биржевой лидер” сердечно поздравляет вас, дорогие именинники, с днем Ангела и желает чтобы ваша чуткость, проницательность и тонкий вкус по достоинству были оценены вашим родными, коллегами. Будьте красивы и любимы, счастливы и оптимистичны, здоровы и богаты!!!

19 апреля 2013 г. 11:35

21.04.2010

Подробно:

Иван Петрович Кулибин (1735 - 1818 гг..) — выдающийся русский механик-изобретатель Кулибин родился в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда.

В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу. В 1764—1767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе помимо часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками (ныне часы хранятся в музее Эрмитаж). Кулибин дважды (в 1792 г. и в 1799 г.) собирал знаменитые часы Павлин работы английского механика Джеймса Кокса, которые постоянно экспонируются в павильонном зале малого Эрмитажа.

С 1769 г. и на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.
К 1772 г. Кулибин разработал несколько проектов 300-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения, механический экипаж с педальным приводом.

Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы — лишь это впечатляло современников. Неутомимый новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, Кулибин в длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике.
Кулибин был трижды женат, третий раз женился в 70 лет, и третья жена принесла ему трех дочерей. Всего у него было 12 детей обоих полов. Всем своим сыновьям он дал образование.

Изобретатели


Место рождения: Нижегородский уезд, селение Подновье

Семейное положение: трижды женат

Деятельность и интересы: механика, поэзия

Однажды на балу Суворов, встретившись с Кулибиным, трижды ему поклонился, желая отдать должное уму изобретателя. Еще факты

Работа

1769-1801 , Санкт-Петербургская Академия наук: Заведовал механической мастерской

Открытия

В 1769 году преподнес Екатерине II часы в форме яйца, над которыми работал несколько лет. В корпусе размером с гусиное яйцо помещались крошечный театр-автомат, музыкальная шкала и сложнейший часовой механизм - всего 427 миниатюрных деталей. Каждый час створки часов распахивались под музыку, и внутри начиналось представление, которое давали крошечные фигурки.

Примерно в то же время спроектировал одноарочный деревянный мост через Неву с длиной пролета в 298 метров (вместо использовавшихся тогда 50-60-метровых). Мост удерживали уникальные фермы с перекрестной решеткой. Построенная в одну десятую натуральной величины модель прошла все испытания, но проект все равно не был осуществлен. Кулибин разработал в общей сложности три проекта деревянных и три - металлических мостов, но ни один из них утвержден не был.

В 1779 году сконструировал прожектор со светоотражателями, способный давать мощный свет при слабом источнике. Это изобретение получило признание и долгое время использовалось на маяках.

Биография

Выдающийся изобретатель, самоучка и самородок. Выходец из семьи мелкого сельского торговца, несколько десятков лет прослужил в столичной Академии наук. Знаменит уникальными часовыми механизмами (как настенными, так и наручными), астрономическими, физическими и навигационными приборами, а также проектами мостов. Самое известное изобретение Кулибина - знаменитые часы-яйцо - выставлены в Эрмитаже. К сожалению, большинство изобретений Кулибина не пользовались популярностью у современников и были оценены только после смерти механика. В то время придворная публика больше интересовалась забавными игрушками и роскошными фейерверками, чем практичными механизмами - несмотря на то, что Екатерина II вроде бы покровительствовала наукам. К старости Кулибин пресытился светской жизнью, вернулся в Нижний Новгород и полностью посвятил себя изобретательству. Имя Кулибина стало нарицательным и обозначает изобретателей и мастеров-самоучек.

Сегодня, 21 апреля, день рождения великого русского изобретателя, механика Ивана Петровича Кулибина. Предлагаем вспомнить, что придумал и построил наш знаменитый соотечественник.

Иван Петрович, родившийся в слободе Подновье близ Нижнего Новгорода в 1735 году, был невероятно талантливым человеком. Механика, инженерное дело, часовой промысел, кораблестроение - все спорилось в умелых руках русского самоучки. Он имел успех и был приближен к императрице, но при этом ни один из его проектов, способных облегчить жизнь простым людям и способствующих прогрессу, не был ни профинансирован должным образом, ни реализован государством. Тогда как развлекательные механизмы - забавные автоматоны, дворцовые часы, самоходки - финансировались с превеликой радостью.

В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд - тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь - так обеспечивалась непрерывность движения.

Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал - якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге.

В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование - водоходы так и не получили распространение. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны - суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.

Винтовой лифт

Наиболее распространенная лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебедках. Лебедочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины XIX века - подобные конструкции действовали еще в Древнем Египте, приводились в движение они тягловыми животными или рабской силой.

В середине 1790-х годов стареющая и разжиревшая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.

Теория и практика мостостроения

С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного стационарного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста - при том, что теории мостостроения на тот момент еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потемкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины в 30 м.

Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что расчеты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Кулибин был награжден медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850-м.

В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Методика изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы - за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.

В 1810-х годах Кулибин занимался разработкой железных мостов. Перед нами проект трехарочного моста через Неву с подвесной проезжей частью (1814). Позже изобретатель создал проект более сложного четырехарочного моста.

Самобеглая коляска и другие истории

Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он действительно совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше другой русский инженер-самоучка, а Кулибин был вторым. Рассмотрим некоторые из распространенных заблуждений.

Итак, в 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи.

Кулибин не был изобретателем веломобиля - за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков (известный в частности, разработкой системы подъема Царь-колокола, которая так и не была использована по назначению). Конструкция Шамшуренкова была двухместной, в более поздних чертежах изобретатель планировал построить самоходные сани с верстомером (прообразом спидометра), но, увы, не получил должного финансирования. Как и самокатка Кулибина, самокатка Шамшуренкова до наших дней не дошла.

Протез ноги

На рубеже XVIII-XIX веков Кулибин представил Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии несколько проектов «механических ног» - весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена (!) ногу. «Испытателем» первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын - на тот момент поручик, потерявший ногу при штурме Очакова.

Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат прозвище Железная Нога; он вел полноценную жизнь, и не все догадывались, почему генерал чуть-чуть прихрамывает. Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Федоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции.

Прожектор

В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение - прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света.

«Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты - это принесло ему определенный доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права - каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

Что еще сделал Кулибин?

  • Наладил работу мастерских при Петербургской академии наук, где занимался изготовлением микроскопов, барометров, термометров, подзорных труб, весов, телескопов и множества других лабораторных приборов.
  • Отремонтировал планетарий Петербургской академии наук.
  • Придумал оригинальную систему спуска кораблей на воду.
  • Создал первый в России оптический телеграф (1794 год), отправленный в Кунст-камеру в качестве диковинки.
  • Разработал первый в России проект железного моста (через Волгу).
  • Сконструировал рядовую сеялку, обеспечивающую равномерный посев (не была построена).
  • Устраивал фейерверки, создавал механические игрушки и автоматоны для развлечения знати.
  • Отремонтировал и самостоятельно собрал множество часов разных компоновок - настенных, напольных, башенных.

Часы работы Кулибина: