Человек в футляре кто написал. История создания рассказа. Приезд учителя Коваленко с сестрой

Человек в футляре

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в темных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, веселого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьезная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображен с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжелое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущен этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова.

Не стерпев его поучений насчет катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошел домой, слег в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя - «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещенная циркуляром, но и не разрешенная вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?»

Двое запоздавших охотников – ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин – расположились на ночлег в сарае на краю села. Им не спалось. Чтобы скоротать время, охотники беседовали. Речь зашла об одиноких людях, которые в жизни необщительны и стараются уйти в свою скорлупу. Буркин рассказал историю об учителе греческого языка Беликове, с которым он вместе работал в гимназии.

Беликов был известен всему городу тем, что даже в хорошую погоду, выходил из дома в калошах, с зонтиком и непременно в теплом пальто. Он носил темные очки, уши закладывал ватой. Все вещи: зонт, часы, нож для очинки карандашей – были у него в чехольчиках. Во всех привычках Беликова угадывалось желание окружить себя оболочкой, футляром, который дал бы ему защиту от внешнего мира. Действительность раздражала его и держала в постоянной тревоге. Из отвращения к настоящему он, быть может, и выбрал себе специальностью древнегреческий язык.

Во всей жизни Беликов неуклонно следовал циркулярам и предпочитал из них запретительные. Уклонения от правил приводили его в замешательство. На педсоветах он угнетал всех своею осторожностью, мнительностью – и своим нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице давил всех. Другие учителя, свободомыслящие люди, чувствовали, что они боятся Беликова. Этот человек в футляре держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Его влияние распространялось даже и на весь город: дамы не устраивали домашних спектаклей, опасаясь, как бы он не узнал, а духовенство стеснялось при Беликове кушать скоромное и играть в карты.

«Человек в футляре». Мультфильм по рассказу А. П. Чехова. 1983

И этот человек в футляре ко всеобщему удивлению раз чуть не женился! В гимназию приехал новый учитель – Михаил Саввич Коваленко из хохлов, а с ним незамужняя сестра Варенька, чернобровая, краснощекая хохотушка лет 30-ти, любительница петь малороссийские романсы. Знакомство с Коваленками происходило на именинах у директора гимназии. Беликов неожиданно очаровался пением Вареньки и, подсев к ней, заметил, что «малороссийский язык своею приятною звучностью напоминает древнегреческий». Глядя на эту пару, директорша вдруг тихо предложила другим учителям поженить их.

Гимназические дамы от этого предложения ожили, даже похорошели, точно вдруг увидели цель жизни. Беликова и Вареньку стали приглашать на вечера, в театр – и везде сажать их вместе. Оказалось, что Варенька не прочь была замуж. По возрасту ей уж некогда было перебирать, приходилось идти за кого угодно. Варенька стала оказывать Беликову явную благосклонность, а учителя – убеждать человека в футляре: ему ничего больше не остается в жизни, как жениться. Беликов колебался, говорил, что «перед вступлением в брак надо взвесить предстоящие обязанности, ответственность… чтобы потом чего не вышло». Мало-помалу он всё-таки склонялся к согласию, но вдруг произошёл нежданный скандал.

Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, с зонтом и с Варенькой под руку. Когда Беликов увидел рисунок, у него задрожали губы; он стал ругать «нехороших и злых людей». Учителя как раз собрались у гимназии, чтобы идти за город в рощу. Едва не плакавший человек в футляре вдруг увидел, что Варенька с братом подъезжают ко всем остальным на велосипедах.

Беликов оцепенел. Когда Коваленки уехали, он стал говорить, что женщинам неприлично кататься на велосипеде. От потрясения Беликов даже ушёл домой, а на следующий день явился к Коваленкам.

Михаил Саввич был дома один. Человек в футляре вначале стал рассказывать ему про карикатуру, а потом «предостерёг», что езда на велосипеде непристойна для преподавателя. Побагровевший Коваленко заявил: до его с сестрой катаний никому нет дела. Разговор перешёл на резкие тона. Под конец Коваленко обозвал Беликова фискалом, схватил его за воротник и, открыв дверь, пихнул по лестнице. Человек в футляре скатился до самого низу, хотя и благополучно, даже не разбив очки. Однако в самый момент его падения в подъезд вошла Варенька ещё с двумя дамами. Ещё ничего не зная, думая, что Беликов свалился со ступеней случайно, Варенька не удержалась и захохотала на весь дом. Беликов встал и, не говоря ни слова, побрёл домой.

Дома он лёг в постель больным, больше не вставал и через месяц умер. Когда Беликов лежал в гробу, выражение у него было приятное и даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Варенька на похоронах всплакнула, однако сослуживцы Беликова шли с кладбища, едва скрывая радость. Все чувствовали облегчение и свободу.

Название: Человек в футляре

Жанр: Рассказ

Продолжительность: 10мин 57сек

Аннотация:

Автор рассказывает нам историю Беликова, работающего учителем древнегреческого языка в провинциальной гимназии. Он был необычайно аккуратен как в личной, так и в профессиональной жизни. Строгий, дисциплинированный, он никогда не делал исключений из правил. Он всегда делал все по-своему, стараясь избежать даже малейшего проявления непристойности.
Хотя ему и его коллегам не о чем было говорить, он регулярно посещал каждого из них, потому что так принято было делать. Каждый раз, когда начиналось что-то, даже слегка неправильное, Беликов переживал, как бы это не дошло до ушей власти. Естественно, другие учителя ненавидели его.
В какой-то момент Беликов влюбился в Вареньку, сестру Коваленко, нового учителя в школе. Все поощряли эти отношения, надеясь, что брак смягчит Беликова.
Однажды кто-то нарисовал юмористическую карикатуру на Беликова и Вареньку, которая его очень задела. Затем Беликов увидел в парке Вареньку и ее брата, катающихся на велосипеде. Возмущенный Беликов пошел к Коваленко жаловаться на столь неприличное, по его мнению, поведение, и Коваленко в разгаре ссоры спустил его с лестницы. После этого происшествия Беликов впал в депрессию, перестал вставать с постели и спустя месяц умер. На похоронах все его знакомые почувствовали облегчение.

А.П. Чехов — Человек в футляре. Прослушать краткое содержание в аудио онлайн.

Рассказ Чехова "Человек в футляре "входит в маленькую трилогию и раскрывает тему "футлярной жизни",которая постепенно может привести к деградации целый город
Главный герой рассказа - учитель гимназии Беликов.Он преподаёт древнегреческий ("мёртвый ")язык и живёт по принципу:"Как бы чего не вышло ".Рассказчик,учитель Буркин говорит:
«Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек…держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!»
Этот страшный человек всем внушал,что надо жить по правилам и циркулярам,а всем,кто их нарушает,грозил тем,что есть люди наверху,которые разберутся с нарушителями установленных порядков.
Сам Беликов вёл "футлярную жизнь":
«даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». К тому же «и зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике». Лицо его тоже, казалось, было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. "
У этого человека было постоянное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать," футляр», который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его.Но дело,в том,что герой не просто сам жил в футляре,он пытался заставить это делать весь город.И ему это почти удалось.Деградация личности,свойственная Беликову,охватила всех,кто с ним соприкасался: боялись громко разговаривать,боялись смеяться,боялись высказать своё мнение,отлично е от циркулярного..,".Буркин замечает:
«боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книжки и боятся помогать бедным, учить грамоте"
Но наш герой скатывается с высоты "футлярной "жизни: и в буквальном,и в переносном смысле.Брат девушки,на который вздумал жениться Беликов,высказывает тому всё ,что о нём думает и,толкнув,спускает его с лестницы прямо под ноги возвратившейся с прогулки Вареньки.Раздался смех,который и погубил "человека в футляре" .Он не смог пережить такого позора,заболел и умер.
Когда его хоронили,то,казалось,что он наконец-то обрёл спокойствие и вечный футляр,в который чуть не угодил весь город.
Оказывается,страх может заставить людей деградировать и подчиняться ничтожеству,которое торжествует,потому что его боятся.Новые люди (брат и сестра Коваленко),приехавшие в город,смогли уничтожить эту удушающую атмосферу деградации жителей города.
Своими произведениями Чехов предостерегает читателя от деградации,но не "обрекает на неё".Этим рассказом он призывал читателя не поддаваться влиянию среды и беречь в себе человека.

Конец XIX в. Сель-ская мест-ность в России. Село Миро-но-сицкое. Вете-ри-нарный врач Иван Иванович Чимша-Гима-лай-ский и учитель гимназии Буркин, проохо-тив-шись весь день, распо-ла-га-ются на ночлег в сарае старосты. Буркин расска-зы-вает Иван Иванычу историю учителя грече-ского языка Бели-кова, с которым они препо-да-вали в одной гимназии.

Беликов был изве-стен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непре-менно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перо-чинный нож Бели-кова были уложены в чехлы. Он ходил в темных очках, а дома закры-вался на все замки. Беликов стре-мился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь цирку-ляры, в которых что-нибудь запре-ща-лось. Любые откло-нения от нормы вызы-вали в нем смятение. Своими «футляр-ными» сооб-ра-же-ниями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Бели-ковым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случи-лось, что в гимназию назна-чили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Кова-ленко, чело-века моло-дого, весе-лого, из хохлов. С ним прие-хала его сестра Варенька, лет трид-цати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаро-вала всех в гимназии, и даже Бели-кова. Тут и пришла в голову учителям мысль поже-нить Бели-кова и Вареньку. Бели-кова стали убеж-дать в необ-хо-ди-мости жениться. Варенька стала оказы-вать ему «явную благо-склон-ность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьезная».

Беликов часто бывал у Кова-ленок и в конце концов сделал бы Вареньке пред-ло-жение, если бы не один случай. Какой-то озорник нари-совал кари-ка-туру на Бели-кова, где тот был изоб-ражен с зонтом под руку с Варенькой. Экзем-пляры картинки были разо-сланы всем учителям. На Бели-кова это произ-вело очень тяжелое впечат-ление.

Вскоре Беликов встретил на улице Кова-ленок, ката-ю-щихся на вело-си-педах. Он был крайне возмущен этим зрелищем, так как, по его поня-тиям, учителю гимназии и женщине ездить на вело-си-педе не пристало. На другой день Беликов отпра-вился к Кова-ленкам «облег-чить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи чело-веком свобо-до-лю-бивым, с первого дня невзлюбил Бели-кова. Не стерпев его поучений насчет катания на вело-си-педах, Кова-ленко попросту спустил Бели-кова с лест-ницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знако-мыми. Увидев катя-ще-гося по лест-нице Бели-кова, она звонко рассме-я-лась. Мысль о том, что о проис-шедшем узнает весь город, привела Бели-кова в такой ужас, что он пошел домой, слег в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выра-жение лица у него было счаст-ливое. Каза-лось, он достиг своего идеала, «его поло-жили в футляр, из кото-рого он уже никогда не выйдет. Хоро-нили Бели-кова с приятным чувством осво-бож-дения. Но через неделю жизнь потекла прежняя — «утоми-тельная, бестол-ковая жизнь, не запре-щённая цирку-ляром, но и не разре-шенная вполне».

Буркин закан-чи-вает рассказ. Размышляя об услы-шанном, Иван Иваныч произ-носит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?»