Что сложнее инстинкт или условный рефлекс. I. безусловные рефлексы. инстинкты

Когда требуется объяснить какие-либо действия человека или животного, необходимо вспомнить о понятиях «инстинкт» и «рефлекс». Что означают эти слова? И чем отличается инстинкт от рефлекса? Попытаемся в этом разобраться.

Определение

Инстинкты – заложенные природой побуждения, которые в целом управляют поведением человека. Инстинкты наследуются людьми от предков и проявляются независимо от окружающих условий и воспитания. Их значение неоценимо. К примеру, благодаря действию инстинктов самосохранения и продолжения рода жизнь на Земле не перестает существовать.

Рефлексы – автоматические реакции организма на возбуждающие факторы. Есть рефлексы, которыми человек обладает с рождения, называемые безусловными. Так, новорожденный, оказавшись в положении на животе, рефлекторно отворачивает голову в сторону, что позволяет ему свободно дышать. Параллельно с развитием и приобретением опыта человек «наживает» условные рефлексы. Например, маленький ребенок, не зная, что крапива жжется, может спокойно потрогать ее руками. Но, испытав неприятные ощущения, в следующий раз он будет отдергивать руку, даже не дотронувшись до растения.

Сравнение

Исследователями определено, что в основе жизненной активности человека (или животного) на глубинном уровне лежат инстинкты. Они являются руководством для всех совершаемых действий. Второй уровень составляют безусловные рефлексы, с которыми человек уже рождается. На третьем уровне в поведении участвуют условные рефлексы, формирующиеся на разных этапах жизни.

Отличие инстинкта от рефлекса состоит в самой сути этих понятий. Инстинкт сам по себе не является действием. Он лишь подает организму определенный сигнал. Скажем, при появлении опасности активизируется инстинкт самосохранения. Это выражается в том, что человек внутренне напрягается (испуг), силы его организма мобилизуются. Но за действия в данной ситуации отвечают уже рефлексы. Они подсказывают, как именно можно преодолеть угрозу: убежать, вступить в схватку и т. д. Причем действия выполняются автоматически, без какого-либо анализа ситуации – на это просто нет времени.

В чем разница между инстинктом и рефлексом? В том, что отдельный рефлекс – это простая реакция. Инстинкт же выражается в целой череде рефлекторных действий. Кроме того, проявление инстинкта может в какой-то мере контролироваться сознанием. К примеру, подчиняясь инстинкту исследования, человек совершает определенные действия, но по своему желанию активность в этом направлении он способен на время приостановить. Между тем коленный рефлекс непременно даст о себе знать в случае удара по соответствующему участку ноги, хотим мы того или нет.

Под интеграцией понимают объединение информационных сигналов, различных процессов, ответных реакций, необходимых для реализации физиологических функций и достижения конечного полезного результата.

    Как правило результат является приспособлением живого организма к изменяющимся условиям существования

    Интеграцию функций можно наблюдать на различных уровнях организации живых систем:

Ч. Шеррингтон выделил 4 уровня интеграции:

  1. Нейронный ансамбль (модуль)

    Нервный центр

Первым уровнем интеграции является нейрон, клеточная мембрана которого интегрирует синаптически влияния.

    Интеграция на уровне нейрона осуществляется взаимодействием возбуждающих (ВПСП) и тормозных (ТПСП) постсинаптических потенциалов, которые генерируются при активации синаптических входов нейрона.

Вторым уровнем интеграции являются элементарные нервные сети.

В нейронных сетях происходит:

дивергенция,

иррадиация,

конвергенция,

суммация,

реверберация,

окклюзия и облегчение

распространения возбуждения.

Третий уровень координации осуществляется в процессе деятельности нервных центров и их взаимодействии.

    Нервные центры формируются объединением нескольких локальных сетей и представляют собой комплекс элементов, способных осуществить определенный рефлекс или поведенческий акт.

    Динамика изменений возбуждения и торможения в центрах коры мозга, их распостранение с одних областей коры на другие лежат в основе механизмов функционирования коры большого мозга называют аналитико-синтетической деятельность

Четвёртый уровень - Высший

Высший уровень объединяет все центры регуляции в единую регулирующую систему, а отдельные органы и системы в единую физиологическую систему – организм. Это достигается взаимодействием главных систем ЦНС: лимбической, ретикулярной формации, подкорковых образований и неокортекса – как высшего отдела ЦНС, организующего поведенческие реакции и их вегетативное обеспечение.

2.Безусловные рефлексы и инстинкты.

Первые теоретические представления о рефлекторном характере деятельности коры и других высших отделов мозга были даны И.М.СЕЧЕНОВЫМ.Он обосновал природу безсознательной деятельности.Открыл явления центрального торможения в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга".

Иван Михайлович является основоположником учения о ВНД.Он полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах.

Высшая нервная деятельность - деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающих приспособляемость животных и человека к условиям среды.

Еще И. М. Сеченов выделял два рода рефлексов:

    Потоянные, врожденные

    Изменчивые, приобретенные в индивидуальной жизни.

И.П.Павлов развил такое разделение рефлексов на два принципиально различных рода.

И.П.Павлов экспериментально подтвердил справедливость взглядов И.М.Сеченова и создал учение об условных и безусловных рефлексах.

Примером безусловного рефлекса является слюноотделение у собаки с фистулой слюнной железы . При попадании пищи в ротовую полость, возбуждаются рецепторы языка, по отросткам чувствительных нейронов возбуждение передается в продолговатый мозг, где находится слюноотделительный центр, затем возбуждение по двигательным нейронам передается к слюнной железе и начинается слюноотделение.

Принципы рефлекторной теории И.П.Павлова

    1. Принцип детерминизма - любой нервный процесс запускается в результате какого-нибудь воздействия

    2. Принцип структурности - любая функция организма обеспечивается строго определенной структурой

    3. Принцип анализа и синтеза-ответная реакция на раздражитель начинается с разделения его на элементы, а затем происходит синтез этих элементов и осуществляется ответ на раздражитель

    4. Сигнальность - превращение индифферентного раздражителя в сигнальный

    5. Подкрепление - сохранение рефлекса при подкреплении условного раздражителя безусловным

Совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих формирование приобретенных поведенческих реакций и научение

    Термин «безусловный рефлекс» введен И. П. Павловым для обозначения рефлексов, безусловно возникающих при действии адекватных биологически значимых раздражителей на определенное рецептивное поле.

    Безусловный рефлекс - относительно постоянная, видоспецифическая, стереотипная, генетически закрепленная реакция организма на внутренние или внешние раздражители, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы.

    Имеют готовую генетически детерминированную рефлекторную дугу. Созревают постепенно

    Лежат в основе врожденных комплексов – ИНСТИНКТОВ

По анатомическому строению- степени сложности :

Простые(спиномозговые)

Усложненные (с участием продолговатого мозга)

Сложные (с участием среднего мозга)

Сложнейшие(с участием подкорковых структур и коры полушарий большого мозга) - (инстинкты)

идивидуальные (пищевой активности, пассивно-оборонительный, агрессивный, рефлекс свободы, исследовательский, рефлекс игры ).

видовые (половой инстинкт и родительский инстинкт )

Уровни замыкания безусловных рефлексов: - спинной мозг и - подкорковые ядра головного мозга. В формировании безусловного рефлекса кора мозга непосредственного участия не принимает , но осуществляет свой высший контроль над этими рефлексами, что позволило И.П. Павлову утверждать о наличии «коркового представительства» каждого безусловного рефлекса.

Как отмечает академик Павел Васильевич Симонов, определение безусловного рефлекса как наследственного, неизменного, реализация которого машинообразна, обычно преувеличено. Его реализация зависит от наличного функционального состояния организма, соотносится с доминирующей в данный момент потребностью. Он может угасать или усиливаться. Нейронные цепи подкорковых структур, "запускающие" безусловные рефлексы, находятся под достаточно сильным тормозным влиянием со стороны коры, нашего сознания, т.е., используя терминологию Фрейда, "запрещены". Под влиянием раннего индивидуального опыта врожденные рефлексы претерпевают значительные изменения. Примером этого служит исчезновение в онтогенезе некоторых рефлексов, присущих новорожденному ребенку и их появление у взрослого в условиях, когда тормозится контролирующая функция коры головного мозга.

Хватательный рефлекс выражается в том, что при попадании предмета (например, маминого пальца) в кисть малыш сгибает пальчики и обхватывает предмет, при этом происходит разгибание мышц руки. В некоторых случаях малыш так крепко обхватывает вложенные ему в ладошку пальцы, что его можно приподнять (рефлекс Робинзона). Аналогичный хватательный рефлекс присущ и пальчикам стопы: если надавить пальцем на подушечку стопы малыша у основания пальчиков, они сгибаются, как бы пытаясь захватить палец взрослого. Этот рефлекс утрачивает силу к 2-3 месяцам, когда начинает развиваться осознанное хватание. (Рефлекс Робинзона – можно поднять ребенка.)

Джон Ватсон – отец американской психологии поведения (бихевиоризма)

Рефлекс Бабинского до 2-2,5 лет. Выявляется у 90 % новорожденных.

Угасание р. Бабинского у новорожденного с возрастом обусловлено завершением миелинизации нервных волокон кортикоспинальных трактов и соответственно установлением тормозного контроля экстензоров со стороны ЦНС.

Нейронные цепи подкорковых структур, "запускающие" безусловные рефлексы, находятся под достаточно сильным тормозным влиянием со стороны коры, нашего сознания, т.е., используя терминологию Фрейда, "запрещены ". Под влиянием раннего индивидуального опыта врожденные рефлексы претерпевают значительные изменения. Примером этого служит исчезновение в онтогенезе некоторых рефлексов, присущих новорожденному ребенку.

Классификация безусловных рефлексов

В соответствии с характером действующего раздражителя

пищевые (глотание, сосание и т.п.);

половые («турнирные бои», эрекция, эякуляция и т.п .);

защитные (кашель, чихание, мигание и т.п.);

ориентировочные (настораживание, прислушивание, поворот головы к источнику звука и т.п.) и др.

    по характеру ответной реакции:

1-двигательные или моторные

(к мышцам),

2-секреторные (к железам),

3-сосудодвигательные (к сосудам ).

    Врожденные формы поведения

ИНСТИНКТ более совершенные врожденные безусловно-рефлекторные акты

(это генетически сложившаяся форма поведения осуществляемая под влиянием основных биологических потребностей- переходная форма)

Факторами инициирующими инстинктивное поведение, не только внешние, но и внутренние, воздействия, метаболические и гормональные, колебания показателей гомеостаза, связанные с возникновением биологических потребностей

Виды инстинктов Классификация инстинктов (по П.В.Симонову)

    Витальные (неудовлетворение потребности ведет к гибели особи, реализация не требует участия другой особи)

    Ролевые или зоосоциальные (направлены на выживание вида, эффективное существование группы - «что хорошо виду, то хорошо и тебе»

    Инстинкты саморазвития (обращены в будущее, направлены на совершенствование психической деятельности)

Однако биологическое значение безусловных рефлексов не сводится исключительно к индивидуальному и видовому самосохранению. П.В. Симонов предложил оригинальную классификацию инстинктов как сложнейших безусловных рефлексов, составляющих потребностно-эмоциональную основу поведения.

Первую самостоятельную группу рефлексов составляют витальные рефлексы , которые обеспечивают сохранение индивидуума и вида. Сюда относятся пищевой, питьевой, регуляции сна, оборонительные (включая рефлекс «биологической осторожности»), рефлекс экономии сил и многие другие. Определяющими для отнесения рефлексов в данную группу являются два признака:

      Неудовлетворение соответствующей потребности ведет к гибели особи;

      Удовлетворение потребности не требует участия другой особи того же вида.

Вторую группу поведенческих реакций составляют ролевые (зоосоциальные) безусловные рефлексы, которые возникают при взаимодействии с особями своего вида. Эти рефлексы лежат в основе полового, родительского, территориального поведения, в основе феномена сопереживания и формирования групповой иерархии. При этих формах поведения отдельная особь выступает в качестве брачного партнера, родителя или детеныша, хозяина территории или пришельца, лидера или ведомого, т.е. «примеряет» на себя различные зоосоциальные роли.

Третью группу поведенческих актов именуют рефлексами саморазвития . Сюда относят разные формы ориентировочно-исследовательского поведения, рефлексы сопротивления (рефлекс свободы, по Павлову) и рефлексы «превентивной вооруженности» - имитационный и игровой. Для рефлексов саморазвития характерны два момента:

Они не связаны с индивидуальной или видовой адаптацией к существующей в данный момент ситуации, эти рефлексы обращены к будущему;

Эти рефлексы самостоятельны и невыводимы из других потребностей живого организма.

Важную роль при рождении играет импритинг – запечатлевание .

Импринтинг- временная избирательность по отношению

к некоторым внешним стимулам (напр. родитель, детеныш, половой партнер).

У животных проявляется в реакции следования новорожденных за первым движущимся объектом. Например, К Лоренц и гуси….

Класиффикация форм обучения

. стимулзависимое поведение Импринтинг - Конрад Лоренц.

эффектзависимое обучение

когнитивное

Рассмотрим теперь закономерности образования индивидуального опыта, т.е. формирования приобретенных форм поведения. Проследим различные этапы развития различных форм обучения в онтогенезе животных и человека. Начиная с первых дней постнатального развития у детенышей животных и человека развивается т.н. стимулзависимое поведение . Ответная реакция организма возникает в ответ на какой-либо стимул, который никак не связан с целостной деятельностью организма в данный момент времени. К стимулзависимому обучению у человека относится, в частности, имитационное /подражательное/ обучение. В результате имитации /подражания/ животное или человек выполняет типичные действия, обучаясь путем непосредственного наблюдения за поведением других, взрослых представителей своего вида. Имитация основана на принципе "делай как я". Имитационное поведение не дает обучаемому никакого ощутимого результата - поощрения или наказания, т.е. Такая форма обучения не связана с каким-либо эффектом от ее применения. Импринтинг - Конрад Лоренц.

Позже, по мере созревания нервной системы, развиваются более сложные формы обучения - т.н. эффектзависимое обучение . К эффектзависимому обучению относят выработку классических /павловских/ услов­ных рефлексов и инструментальных /оперантных/ условных рефлексов. Термин "эффектзависимое" показывает, что в результате обучения приобретается такой опыт, такие ответные реакции, которые приносят индивиду какую-то пользу /поощрение/, либо позволяют избежать вредоносного воздействия /наказания/. Условные рефлексы, таким образом, носят сигнальный, приспособительный характер, позволяют изменить свое поведение в зависимости от конкретной обстановки.

И, наконец, у человека получили наибольшее развитие высшие формы обучения - когнитивное /познавательное/ обучение. К когнитивным формам обучения относят, в частности, психонервную деятельность, которая интегрирует элементы внешней среды в одно целое переживание, формирующее целостный образ, и направляет поведение животных. К когнитивным формам поведения относят также рассудочную деятельность, позволяющую понимать различные эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды и оперировать этими законами для выработки программы поведения в конкретных условиях, т.е. выстраивать стратегию будущего поведения; большое значение имеет и инсайт-обучение /интуиция, догадка/, когда какое-то решение приходит без предварительного обучения в новой для человека ситуации: если такое решение верно, оно закрепляется. Одна из самых важных форм познавательного обучения - вероятностное прогнозирование. Человек способен прогнозировать развитие не зависящих от него событий, результаты своей деятельности, наиболее вероятные действия своих партнеров и т.д. Прогнозы живого организма призваны оптимизировать результаты его действия с учетом вероятности развития независимых от субъекта событий, актуальности результатов деятельности, поведения своих активных партнеров и собственных энергетических затрат. Обучение вероятностному прогнозированию представляет собой наиболее сложную задачу, которая требует от обучаемого высокой степени развития интегративных систем мозга.

Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть ). Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации.

В опытах с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению.

Наука о психической деятельности прошла в своем развитии длинный исторический путь. Весьма примитивные представления древних сменились рефлекторной теорией Декарта, которому принадлежат первые высказывания о нервной природе реакций организма в ответ на внешнее воздействие. Самые ранние психофизиологические теории бихевиористов и гештальтпсихологов сменились учением о высшей нервной деятельности, возникшим благодаря трудам Сеченова и особенно работам Павлова. Развитие высшей нервной деятельности человека, естественно, сопряжено с формированием в онтогенезе центральной нервной системы, и, в частности, коры больших полушарий, в которой не только замыкаются дуги условных рефлексов, но и находят отражение все безусловные рефлексы.

Рефлексы (от лат. reflexus – отражение) – это стереотипная реакция организма на воздействие внешней среды при участии центральной нервной системы. Реализация рефлексов обеспечивается нервными элементами, формирующими рефлекторную дугу – путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора по чувствительному пути, соединяющий место раздражения с центром в спинном или головном мозге, а от центральной нервной системы к рабочему органу по двигательному пути. Простая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов: чувствительного и двигательного (например, коленный рефлекс). Сложная рефлекторная дуга состоит из чувствительных, нескольких вставочных и двигательных нейронов. Время рефлекса зависит от силы раздражения и от возбудимости центральной нервной системы. При сильном раздражении оно короче, при снижении возбудимости, вызванном, например, утомлением, время рефлекса увеличивается, при повышении возбудимости значительно уменьшается .

Каждый рефлекс имеет свою локализацию в центральной нервной системе, то есть тот ее участок, который необходим для его осуществления. Например, центр расширения зрачка – в верхнем грудном сегменте спинного мозга. При разрушении соответствующего отдела рефлекс отсутствует. Обычно рефлекс носит биологически целесообразный характер: слезы вымывают раздражающие соринки из глаза, а сгибание ноги удаляет стопу от источника боли. Многие сложные реакции, такие, как рвота, кашель или чихание, представляют собой комбинацию или последовательность нескольких более простых рефлексов, связанных друг с другом различными способами. Первоначальное раздражение, даже ограниченное небольшим участком, может запустить один или несколько рефлексов, которые, в свою очередь, инициируют другие реакции, так что может быть приведен в действие весь организм. Ходьба и поддержание определенной позы – примеры сложной комбинации рефлексов. И.П. Павлов вывел классификацию рефлексов и подразделил их по биологическому принципу (защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные), по модальности раздражителя (зрительные, слуховые, обонятельные) и по характеру ответной реакции (двигательные, секреторные и сосудистые). И.П. Павлов в своих трудах ввел деление рефлексов на безусловные, которые осуществляются врожденными, наследственно закрепленными нервными путями, и условные, которые осуществляются посредством нервных связей, формирующихся в процессе индивидуальной жизни человека или животного .

В высших этажах мозга посредством суммирования нервных импульсов создается устойчивый очаг возбуждения при торможении других центров. Доминантный очаг возбуждения отличается повышенной возбудимостью, стойкостью возбуждения, способностью к суммации возбуждений, инерцией. Диффузные волны от раздражений разной модальности возбуждают все центры, достаточно возбудимые в данный момент, но доминанта образуется лишь в том из них, который способен притягивать и суммировать возбуждения. Процесс упрочения доминанты совпадает во многом с процессом выработки условного рефлекса .

В отличие от простых рефлексов инстинкты являются сложным длительными целенаправленными действиями, состоящими из череды следующих друг за другом рефлексов. Инстинктам не предшествует никакой предварительный опыт. Л.С. Выготский писал, «многое говорит за предположение, что инстинкт в генетическом отношении является предшественником рефлекса. Рефлексы представляют собою только остаточные, выделившиеся части из более или менее дифференцированных инстинктов. Инстинкт – эта генетически первичная форма поведения, рассматривается как сложная структура, отдельные части которой слагаются наподобие элементов, образующих ритм, фигуру или мелодию», то есть тоже характеризуется определенной формой, имеющей некое сигнальное значение и которую возможно распознать» .

«Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение) – эволюционно выработанная врожденная приспособительная форма поведения, свойственная данному виду животных, представляющая собой совокупность унаследованных сложных реакций, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражения», такое дает определение инстинкту отечественный биолог Н.Ф. Реймерс .

Инстинкты, имея врожденные программы поведения, формируются, проявляются и исчезают, заменяясь один другим в процессе развития организма, на фоне определенного уровня развития нейрогуморальной регуляции. Так, например, по ходу созревания ферментативных систем изменяется пищевая возбудимость, чем обеспечивается переход от молочного вскармливания к другим формам питания. Созревание гормонального фона способствует развитию инстинктивных форм полового поведения. А формирование и дифференцирование мышечного аппарата обеспечивает возможности активации оборонительного поведения (как пассивно-избегательного, так и активно-агрессивного). Формирование инстинктивных форм поведения в процессе онтогенеза протекает параллельно с созреванием соответствующих биологических мотиваций. И все это, естественно, происходит на фоне созревания и дифференцировки структур центральной нервной системы, обеспечивающих быструю настройку и переключение инстинктивного поведения .

«Для возникновения (первого проявления) инстинктов нужно присутствие соответствующих гормонов, но однажды проявленный в действии инстинкт возобновляется и живет далее в порядке чисто нервного рефлекторного фактора» .

В структуру инстинктивного поведения входят хорошо скоординированные движения, выразительные позы, психофизиологические реакции, воспроизводящиеся в строгой последовательности. Формирование инстинктивного и мотивационного поведения в раннем онтогенезе человека проходит несколько этапов, управляемых генетическими и ситуационными факторами. При этом переход от автоматизированных простых реакций (отдельных безусловных рефлексов) к сложному инстинктивно-мотивационному поведению происходит постепенно и в значительной степени определяется созреванием соответствующих структур в центральной нервной системе, а также гормонально-ферментативным фоном. Дефинитивные черты мотивации приобретаются в связи с формированием высших структур мозга, когда появляется возможность усложнения врожденного поведения, за счет его «обрастания» условно-рефлекторными компонентами в процессе обучения и в течение всей жизни .

Стабильность внутренней среды – совершенно необходимое условие для жизнедеятельности организма. Любые, незначительные, отклонения от нормы воспринимаются системой интерорецепторов и приводят в действие физиологические механизмы саморегуляции, в результате чего эти нарушения устраняются. Возникшие в организме ритмы обусловливают первичную мотивацию поведения. Инстинктивные движения заблокированы специальной системой «врожденных пусковых механизмов», обеспечивающих приуроченность поведенческих актов к биологически адекватным условиям среды (к «пусковой ситуации»). Инстинкты действуют в такой ситуации и соответствующий врожденный пусковой механизм обеспечивает распознавание, оценку и интеграцию специфических для данной инстинктивной реакции раздражителей. Если внутреннее состояние животного соответствует определенной внешней пусковой ситуации, то оно волей-неволей вынуждено вести себя так, как это диктует для данных условий генетически зафиксированный код видотипичного поведения .

В физиологии принято представлять заключительную фазу инстинктивного поведения в виде совокупности безусловных рефлексов. Инстинктивное поведение в течение жизни обрастает условно-рефлекторными поведенческими компонентами и в таком виде участвует в формировании мотивационного поведения, направленного на удовлетворение биологической потребности. Инстинктивно-мотивационное поведение зачастую эмоционально окрашено, ибо эмоциогенные и инстинктивные зоны мозга лежат рядом. Эта эмоциональная окраска активизирует мотивационный поиск, что приводит к наиболее адекватному удовлетворению потребностей .

Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.

РЕФЛЕКСЫ И ИНСТИНКТЫ

Познай себя, и ты познаешь вселенную и богов.

/Древнегреческая пословица/

Человек рождается и начинает свое физическое развитие, ничем не отличающееся от развития любого другого живого организма. Ведущей физиологической системой его организма является нервная система, сформировавшаяся у высших животных и человека в процессе эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы было вызвано необходимостью приспособления к воздействию внешней среды. Благодаря деятельности нервной системы мы связаны с окружающим миром, способны восхищаться его совершенством, познавать тайны его материальных явлений. На высшем этапе своего развития центральная нервная система приобретает еще одну функцию – она становится органом психической деятельности, в котором на основе физиологических процессов возникают ощущения, восприятия и появляется мышление. Мозг человека является органом, обеспечивающим возможность социальной жизни, общения людей друг с другом, познание законов природы и общества. Деятельность нервной системы позволяет человеку активно воздействовать на окружающую природу, преобразовывать ее в желаемом направлении.

Академик Иван Павлов определил, что нервная деятельность организма протекает на трех уровнях. На первом – базовом – задано общее постоянное направление деятельности человека в течение всей жизни, нервная деятельность протекает на уровне инстинктов, данных ему природой и являющихся общим руководством жизнедеятельности организма. На втором уровне действием организма управляют безусловные рефлексы, приобретенные в результате эволюции. Третий уровень определяется действием условных рефлексов, которые сформировались в результате полученных знаний и опыта жизни.

Все животные обладают двумя основными инстинктами – инстинктом самосохранения и инстинктом воспроизводства. У человека как двуполого вида животного мира инстинкт воспроизводства становится половым инстинктом, поскольку имеет различие в форме и содержании относительно женской и мужской особи. Инстинкты, будучи общим руководством к действию, ничего не говорят о том, как надо поступать в различных ситуациях. Например, инстинкт самосохранения подает сигнал об угрозе жизни и мобилизует силы организма, но он не подсказывает, как преодолеть угрозу, здесь вступают в действие безусловные рефлексы инстинктов.

Безусловные рефлексы – это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма. Безусловные рефлексы являются общим руководством к действию. Их назначение в том, чтобы подсказать возможные решения в конкретных условиях. Действие выполняется организмом, а точнее – мозгом, без рассмотрения и анализа условий, поскольку сами условия в этом случае не дают ни времени, ни возможности. Классический пример безусловно-рефлекторного действия – отдергивание руки от горячего чайника. Следует подчеркнуть, что далеко не все безусловные рефлексы появляются сразу к моменту рождения. Многие безусловные рефлексы, например, связанные с половым актом, возникают у животного и человека через длительный срок после рождения, но они обязательно появляются при условии нормального развития нервной системы.

Условные рефлексы – это реакции, приобретенные организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта». Они представляют собой выработанные в обучении и в практическом опыте привычные действия в знакомых или аналогичных условиях. Мы не задумываемся о большинстве наших действий, поскольку они стали уже привычными. Включая телевизор, мы не ищем кнопку на пульте, поскольку знаем, где она расположена. Не задумываясь, мы знаем, что делать, даже если это сложная последовательность действий, например, управление автомобилем. Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы относительно постоянны, условные же рефлексы непостоянны, и в зависимости от определенных условий они могут вырабатываться, закрепляться или исчезать, это их свойство отражено в самом их названии.

Первоочередная задача новорожденного организма, выполнения которой требуют инстинкты – это его физическое и умственное развитие. После рождения и до определенного возраста половой инстинкт и его рефлексы заторможены, но они быстро просыпаются. С физиологией человека неразрывно связана и его психология. Но о какой-либо психологии новорожденного говорить не приходится, поэтому вначале все виды выражения нервной деятельности – это инстинкты и их безусловные рефлексы. Поскольку у новорожденного нет никаких представлений и понятий об окружающем мире, а только одни инстинкты, то дальнейшая жизнь формируется в столкновении инстинктов и условий жизни в обществе. Таким образом, вырабатываются определенные ограничения на формы и способы удовлетворения инстинктов, учитывающие интересы других людей. Эти ограничения в процессе развития сохраняются в сознании и становятся условными рефлексами. Содержание этих рефлексов отражает требования морали, традиций, права, существующие в обществе. Поэтому можно обоснованно утверждать, что все половые взаимоотношения между мужчинами и женщинами основаны на врожденных безусловных рефлексах, инстинктах и условных рефлексах, сформированных в процессе воспитания в семье и обществе.

Человек формировался в процессе эволюции, поэтому имеет те же инстинкты, что и животные. Сеченов и Павлов доказали, что физиологию и психологию человека можно в значительной степени исследовать по поведению животных. Изучение животных дает более объективные данные, потому что поведение и проявление инстинктов у них не подвержены влиянию традиций и норм общественной и религиозной морали. Наблюдения за животными позволили выявить влияние половых особенностей в распределении ролей во всей сфере их жизнедеятельности.

С окончанием процесса полового созревания самец стремится утвердиться вожаком в стае или в семье. Самец старается привлечь внимание самок смелым поведением, чтобы доказать свои возможности по их защите и высокий потенциал в добыче средств существования. Образование пар у серых гусей происходит почти также, как у людей, писал в своей книге Конрад Лоренц. Молодой гусак внезапно увлекается какой-то юной гусыней и начинает за ней бурно ухаживать, в чем ему порою очень мешает ее рассерженный отец. Молодой гусак всячески показывает свою храбрость – бросается отгонять других гусаков и даже тех, которых обычно побаивается. Но делает он это лишь тогда, когда избранница может его увидеть. В ее присутствии он всячески щеголяет физической силой – взмывает в воздух, чтобы пролететь короткое расстояние, которое всякий не ослепленный страстью гусь благоразумно пройдет пешком. Словом, ведет себя как влюбленный юноша. Если гусыня отзывается на ухаживания, они вместе совершают ритуальную брачную церемонию, названную орнитологами торжествующим криком. Этой клятве на верность гуси следуют до конца своей жизни.

У животных отсутствует мораль и право, поэтому решающим фактором в утверждении статуса вожака является физическая сила. Если молодой самец не может установить доминирующее положение в родной семье, то уходит из нее. Он уводит или отбивает самок из других семей и создает свою. В иерархии стаи всякий самец занимает положение, соответствующее его силе. Эта особенность поведения самцов видна у всех видов двуполых животных, жизнедеятельность которых проходит в стайной, стадной или в семейной форме, поэтому можно говорить о существовании безусловного рефлекса вожака.

Самка также стремится к доминирующему положению в семье или стае. Но, поскольку самки по своим физическим качествам уступают самцам, то они могут занять доминирующее положение только рядом с вожаком, то есть став его любимой и первой самкой. Наблюдения показывают, что самка охраняет свое положение рядом с вожаком от покушений со стороны других самок, не останавливаясь даже перед применением силы. Самцу для того, чтобы стать вожаком, нужна только сила, самке, чтобы стать доминанткой в семье или стае, необходима защита вожака, самец должен приблизить ее к себе, а для этого надо привлечь его внимание. Самки животных не умеют делать макияж, не носят украшения и не одеваются в эксклюзивные наряды от знаменитых кутюрье, они вместо этого просто постоянно предлагают себя вожаку. Такое поведение ученые отмечают у всех самок, жизнедеятельность которых проходит в семье или стае, значит необходимо вести речь о наличии безусловного рефлекса привлечения. Но само привлечение не является целью – это способ завоевания статуса и поэтому можно говорить о наличии у самок безусловного рефлекса доминантки.

Ученые, изучающие поведение людей, утверждают, что существует такая же подчиненность женских рефлексов по отношению к мужским, какая отмечается в стае или семье животных. Это противоречит моральным принципам эмансипированной части прекрасной половины человечества, но очевидно для тех, кто знаком с основами эволюции жизни. Природа не может допустить борьбы за место вожака между самцом и самкой, это равнозначно самоуничтожению вида. В зависимое от мужчин положение женщины попали по экономическим причинам. Мужчины благодаря силе стали собственниками средств производства и распространили эти отношения на женщин. А затем религия освятила уважительное отношение к владельцам собственности и пренебрежительное к женщинам – части этой собственности.

В период полового созревания человека начинает действовать в полную силу половой инстинкт, который требует реализации рефлекса вожака и доминирования. Стремление подростка везде быть первым, если не во всем, то хоть в чем-то – это внешнее проявление рефлекса вожака. Девочки подолгу рассматривают свое изображение в зеркале, наряжаются в мамины вечерние платья, одевают ее украшения, накладывают макияж, пытаясь найти свой стиль, привлекающий внимание мальчиков – они примеряют на себя статус доминантки. В подростковом возрасте сложно обеспечить реализацию безусловных рефлексов вожака и доминирования. Все привлекательные для статуса вожака места и высоты заняты взрослыми, поэтому ребята пытаются реализовать рефлекс вожака в общении со своими сверстниками. Они стараются выделиться физической силой, наличием самого навороченного мобильного телефона, компьютера, большим количеством карманных денег. Девушки стремятся выделиться одеждой, неосознанно стараясь прийти через рефлекс привлечения к доминированию. Но главная возможность реализовать свои рефлексы вожака для всех парней – это обладание девушкой. Обладание не обязательно должно быть физическим, достаточно и морального. Есть два вида реализации рефлекса вожака – в обладании большим количеством девушек или в обладании одной девушкой, но той, которая признает тебя вожаком, для которой ты самый лучший и незаменимый. В этом и состоит причина, почему некоторые мужчины до старости не могут успокоиться, меняя жен и любовниц, а другие счастливо прожили всю жизнь в одной семье с одной женщиной. Можно рассматривать и два варианта реализации рефлекса доминирования у девушек, когда одной для удовлетворения рефлекса необходимо блистать в обществе, окруженной вниманием множества поклонников, а другой достаточно внимания своего парня, для которого она является единственной и самой лучшей на свете. Чрезмерное кокетство, свойственное некоторым дамам, связано с проявлением именно этого рефлекса.

В детском возрасте закрепляются условные рефлексы полового инстинкта со всеми индивидуальными особенностями, они определяются конкретными внешними и внутренними условиями, в которых формировались. Между двумя крайними формами условных рефлексов, такими как рефлекс полного игнорирования общественных норм морали и права и рефлекс полного запрета на сексуальность, находится бесчисленное множество переходных форм. Условные рефлексы каждого человека вырабатываются в разных условиях, зависят от большого количества факторов и поэтому строго индивидуальны. Приобретенные условные рефлексы головного мозга слабее врожденных инстинктов и их безусловных рефлексов.

Мужчины и женщины не всегда типичны в проявлении своих безусловных рефлексов половых инстинктов. Есть женщины с преобладанием черт мужского характера или рефлексов, женщины, пытающиеся взять на себя роль вожака в кругу общения, на работе, в семье. Некоторые мужчины, напротив, сознательно отказываются от роли вожака и претендуют на статус доминантки. Как правило, все зависит от относительного преобладания женских и мужских гормонов, но бывает вызвано и серьезными генетическими отклонениями, ставящими под сомнение принадлежность человека к определенному полу, несмотря на наличие ярко выраженных половых признаков. Часто у мужчин нежелание брать на себя ответственность объясняется приобретенными в детстве условными рефлексами в результате неправильного воспитания в семье. Но бывает, это просто трезвый расчет, позволяющий уйти от бытовых трудностей.

К несчастью, в юном возрасте многие получают глубокую душевную травму, которая преследует их всю оставшуюся жизнь. Травма появляется от чрезмерного подавления безусловных рефлексов вожака и доминантки со стороны родителей или ровесников, самовнушения подростка, связанного с пережитыми неудачами, а также неверно сформированных условных рефлексов. В животном мире и первобытном обществе не было ограничений на проявление рефлексов и, следовательно, не было отрицательных последствий, вызванных противоречиями между физиологией человека и общественными нормами морали и права. В нашем цивилизованном обществе от этих ограничений и противоречий рушатся семьи, люди сходят с ума и становятся маньяками, но половой инстинкт и его рефлексы вожака и доминантки не исчезнут из генетического кода человека никогда. Мы все еще остаемся лишь одним из видов животного мира.

Большинству людей трудно думать о себе как об одной из особей животного мира. Единственное, что отличает нас от других животных – это наша способность думать и планировать. Другие животные всего лишь реагируют на ситуацию в соответствии с генетической программой, заложенной в мозге, и усвоенными стереотипами поведения. Они не могут думать, они могут только реагировать. Большинство людей знают и согласны с тем, что животные руководствуются инстинктами, которые в значительной степени определяют характер их поведения. Но нам трудно провести параллель между их и нашим поведением. Какими бы ни были поведенческие особенности человека, позитивные или негативные, они скорее всего генетически перейдут к его детям. В этом отношении люди ни чем не отличаются от других животных. Если мы признаем, что недалеко ушли от животных, чьи инстинкты отточены миллионами лет эволюции, нам будет легче понять наши базовые побуждения, легче примириться с собой и другими. Возможно, именно в этом направлении лежит путь к счастью.

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

3. Инстинкты. Вопрос о том, является ли уничтожительное стремление первичным или же оно вторично по отношению к созидательному, занимает в психиатрической практике примерно такое же положение, как и родственная проблема "наследственность versus 78среда". Для проверки

Из книги Ступени к божественному автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Психология собаки. Основы дрессировки собак автора Уитни Леон Ф

7. Условные и безусловные рефлексы Множество, если не большинство поступков собак представляют собой результат безусловных и условных рефлексов, которые мы сейчас обсудим. Лучше нам говорить о собаке именно с этой точки зрения, чем рассуждать о ее разуме. Вопрос о

Из книги Эволюционно-генетические аспекты поведения: избранные труды автора Крушинский Леонид Викторович

8. Инстинкты Теперь примем новый подход к изучению поведения собак. До сих пор мы говорили о нервной системе и о ее реакции на внешние воздействия и стимулы - поступающие к собаке извне. Работа Павлова с условными рефлексами была связана именно с таким влиянием стимулов

Из книги Элементы мысли автора Сеченов Иван Михайлович

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Рефлексы головного мозга[ 1 ] § 1. Вам, конечно, случалось, любезный читатель, присутствовать при спорах о сущности души или ее зависимости от тела. Спорят обыкновенно или молодой человек с стариком, если оба натуралисты, или юность с юностью, если один занимается больше

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Инстинкты Инстинкт - врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчетному побуждению. Это подсознательное, безотчетное чувство, внутреннее чутье. Основным инстинктом считается инстинкт самосохранения. Инстинкт размножения

Из книги Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология автора Калинаускас Игорь Николаевич

Из книги Психология день за днем. События и уроки автора Степанов Сергей Сергеевич

Рефлексы Ранее мы говорили о том, как организованы простейшие нейронные сети. Так, у гидры одни ветви нервной сети направляются к рецепторным клеткам, а другие - к сократимым. Такая организация связей позволяет реализовать простейший алгоритм поведения - реакцию на

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Условные рефлексы Кроме рефлексов генетически предопределенных, существуют рефлексы, которые приобретаются по ходу жизни. Их принято называть условными рефлексами. Изучение условных рефлексов связано в первую очередь с именем И. П. Павлова. Он показал, что новый

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Для чего же социальные рефлексы? Однако возникает вопрос: для чего необходимы социальные рефлексы и механизмы, в чем их роль и почему без них нельзя обойтись?Переход к прямым субъектным отношениям с собой есть сознательный акт, требующий подготовки и опыта. Между тем

Из книги Рефлексы головного мозга автора Сеченов Иван Михайлович

Рефлексы под цензурой 9 июля 1866 г. против выдающегося русского физиолога И.М. Сеченова было возбуждено уголовное дело по статье 1001 “Уложения о наказаниях уголовных и исправительных”, касавшейся “развращения нравов” (похоже, сей дамоклов меч со времен Сократа висит над

Из книги автора

Инстинкты Все поведение животных является "инстинктивным" в том широком смысле, в котором иногда употребляют это слово, противопоставляя инстинктивное сознательному. Сознательное поведение, которое выражается в измененииприроды и регулируется на основе осмысления,

Из книги автора

Болевые точки и рефлексы Славные люди верят, что для получения любви им надо быть собой, то есть «славными». Они начинают отчаянно защищаться, если их обвинить в том, что они поступили несправедливо или плохо. Если нажать на такую чувствительную точку, реакция будет

Из книги автора

Рефлексы головного мозга § 1 Вам, конечно, случалось, любезный читатель, присутствовать при спорах о сущности души или ее зависимости от тела. Спорят обыкновенно или молодой человек с стариком, если оба натуралисты, или юность с юностью, если один занимается больше

В процессе эволюции животного мира образовались три приспособительных механизма, обеспечивающие биологически целесообразные реакции организма человека и животных на действие раздражителей окружающей среды. Первый из них – это безусловные (врожденные) рефлексы, второй – условные (приобретенные) рефлексы, третий – умственная деятельность. Умственная деятельность в начальной, примитивной форме свойственна также и высшим животным, например, человекоподобным обезьянам. Но умственная деятельность человека по своему разнообразию и сложности не может идти ни в какое сравнение с умственной деятельностью животных.

Безусловные рефлексы – это врожденные, относительно постоянные стереотипные реакции организма на действие окружающей и внутренней среды, осуществляющиеся с помощью центральной нервной системы. Они образовались и закрепились в процессе продолжительного развития человека или определенного вида животных. Эти рефлексы проявляются одинаково у каждой особи одного и того же вида. Они определяют четко очерченную программу поведения, обеспечивающую приспособление животных данного типа к стабильным, характерным для конкретного вида, условиям жизни.

Уже с первых минут после рождения у человека появляются дыхательные, сосательные и сгибательные (хватательные) рефлексы. Первые два рефлекса имеются у всех млекопитающих, а последний – только у человека и обезьян. Сила хватательных движений у детей настолько велика, что они способны висеть, ухватившись за пальцы взрослого человека. Для детей хватательный рефлекс не имеет большого значения, но для предков человека и современных обезьян, дети которых держались за шерсть матери, он очень важен.

Много безусловных рефлексов проявляется не сразу после рождения, а запускается программой генетического развития только через некоторое время. К таким рефлексам относится, например, ориентировочный рефлекс. Только животное и человек через определенное время после рождения могут ориентировать глаза на раздражитель, поворачивать туловище в ответ на внезапное воздействие раздражителя (свет, звук). У новорожденных ориентировочные рефлексы на свет и звук четко проявляются уже на седьмой день. Еще позже проявляются сложные безусловные рефлексы, связанные с размножением и заботой о потомстве. Эту сложную систему безусловных рефлексов, врожденных программ поведения, называют еще инстинктами (от латинского instinctus - побуждение, мотив). У животных примерами инстинктов являются обустройство гнезда, норы, кормление потомства, обучение добыванию пищи. Подобно всем другим рефлексам, инстинкты у животных обуславливаются комплексом внешних и внутренних раздражителей. Так, появление половых и родительских рефлексов стимулируется выделением гормонов железами внутренней секреции, а также такими внешними раздражителями, как свет, температура, природные условия и другие. Известен такой случай. В московском зоопарке длительное время не могли получить потомство от павлинов, содержавшихся в открытом вольере. Причиной оказалось отсутствие естественной среды – зарослей кустарника. Как только птиц перевели в вольер, в котором рос кустарник, они стали откладывать яйца и высиживать птенцов. Решающим здесь стал внешний раздражитель.

Инстинкты – врожденные программы поведения, для осуществления которых почти не нужно предварительное обучение. Известно, что все высшие животные способны копировать поведение родителей. Поэтому при общении с родителями инстинктивная деятельность развивается быстрее. Одновременно инстинкты могут несколько изменяться под влиянием условных рефлексов, приобретаемых животными в процессе индивидуального развития.

Поведение человека определяется законами общества, традициями. Инстинктивная деятельность его часто проявляется в форме неосознанных действий. Но умственная деятельность, сознание направляют поведение человека соответственно законам общества.

Безусловные рефлексы являются врожденными. Они проявляются всегда, когда действует адекватный раздражитель. Безусловные рефлексы являются основой образования условных рефлексов.

К безусловным рефлексам относятся рефлексы, связанные с регуляцией процессов жизнедеятельности (выделение, глотание слюны при попадании пищи в рот, мочеиспускание, дефекация); рефлексы, связанные с сохранением вида (популяция, забота о потомстве); защитные рефлексы, обеспечивающие защиту организма от воздействия вредных факторов (отдергивание руки при уколе пальца, кашель). К безусловным рефлексам относят также рефлекторные реакции, возникающие каждый раз при действии новых незнакомых раздражителей. Это так называемое ориентировочные рефлексы, рефлексы нацеливания. С помощью этих рефлексов создаются оптимальные условия восприятия раздражителей, проводится оценка их биологического значения. Считают, что ориентировочные рефлексы лежат в основе механизма непроизвольного внимания.

Итак, в процессе эволюции животных и человека закрепились стабильные формы реакций на изменения внешней среды, называемые безусловнорефлекторными. Систему врожденных безусловнорефлекторных поведенческих реакций, связанных с продолжением и сохранением вида, называют инстинктами.