Детский яндекс жизнь николая алексеевича плещеева. Биография алексея плещеева. Характер и личные качества
Р усский писатель-петрашевец родился в обедневшей дворянской семье. Подростком его отдали в петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, где он, однако, не доучился, покинув ее 1843 году, чтобы поступить в Петербургский университет для изучения восточных языков. Благодаря университету он начал входить в литературные круги столицы, познакомился с Достоевским, Гончаровым, Салтыковым-Щедриным и другими.
В 1845 году он подружился с участниками кружка Петрашевского. Тогда же он оставил университет из-за стесненного материального положения и посвятил себя исключительно писательству. На следующий год вышел его первый сборник стихов, вскоре он начал пробовать себя и в прозе. В 1849 году Плещеев в числе других членов кружка петрашевцев был арестован. 21 человек был приговорен к расстрелу, но все были помилованы прямо на месте казни (в том числе Достоевский). Плещеев получил взамен четыре года каторги.
В 1850 году он оказался сосланным в солдаты в Уральске, затем в Оренбурге. Всего в тех краях он провел восемь лет. Плещеев добровольно принял участие в Туркестанских походах и за храбрость был повышен до унтер-офицера, а затем получил чин прапорщика и возможность перейти на гражданскую службу. Он поступил в канцелярию оренбургского губернатора и женился.
В 1858 году ему разрешили вернуться в Петербург и возвратили права потомственного дворянина. Тогда же, после десятилетнего перерыва, вышел его второй сборник стихов. На следующий год «под строжайшим надзором» он поселился в Москве и стал заниматься литературой, в частности сотрудничать с журналом «Современник». Со временем Плещеев все больше вовлекался в политическую жизнь, по неподтвержденным слухам, даже держал подпольную типографию. При этом лирика его оставалась мелодичной и романтической, из-за чего на его стихи было написано более сотни романсов и песен. В 1868 году овдовевший писатель переехал в Петербург и по приглашению Некрасова занял пост секретаря журнала «Отечественные записки».
В 1890 году Плещеев получил огромное наследство от одного из родственников, что позволило ему обеспечить детей, учредить фонды для поощрения талантливых писателей, финансировать издания. Через три года, направляясь для лечения в Ниццу, 67-летний Плещеев по дороге скончался от апоплексического удара.
Дата рождения: 4 декабря 1825 года
Место рождения: Кострома, Российская империя
Дата смерти: 8 октября 1893 года
Место смерти: Париж, Франция
Алексей Николаевич Плещеев – русский поэт. Алексей Плещеев был рожден 4 декабря 1825 года в Костроме в семье дворянина, служащего при губернаторах.
В семье было много писателей. Детство Алексей провел в Нижнем Новгороде, где обучался по домашней системе с помощью матери. За время обучения изучил 3 языка, а в 13 лет уехал в Петербург и начал обучаться в Петербугский школе гвардейских подпрапорщиков, в котором ему не понравилось, и в 1843 году он ее покинул.
Тогда же начал обучаться в Петербургском университетеи изучать восточные языки. Вместе с ним учились Майков, Достоевский, Гончаров и Салтыков-Щедрин.
Уже тогда проявились первые признаки его таланта, который заметил ректор университета Краевский и по совместительству издатель Современника. В 1845 году вошел в кружок Буташевича-Петрашевского и стал социалистом.
В 1846 году стал вхож в кружок братьев Бекетовых вместе с Майковым и Григоровичем. Там же он познакомился с Достоевским, который в будущем посвятил ем свою повесть Белые ночи.
В 1845 году Плещеев покинул институт, так как не мог за него платить, а уже через год издал первый стихотворный сборник На зов друзей, а вскоре Вперед без страха и сомненья.
С 1847 по 1849 годы он печатался в журнале Отечественные записки, а вскоре его начал узнавать и прозвали поэтом-борцом, первым из русских поэтов, который рассказал о событиях во Франции.
В 1848 году пишет стих Новый год, но из-за цензуры его опубликовали только в 1861 году.
Ближе к концу 1840-х годов Плещеев пробует себя в качестве прозаика – пишет Рассказы и повести. Наиболее известными стали Енотовая шуба и Шалость.
В 1849 году Плещеев послал Достоевскому копию запрещенного произведения Письмо Белинского Гоголю, за что был арестован и провел почти год в Петропавловской крепости, а после приговорен к расстрелу.
Но в декабре того же года, прибыв на место казни, она была заменена на 4 года каторги в Оренбурге, где вскоре Плещеев стал рядовым в местном военном корпусе.
В январе 1850 года он прибыл в Оренбургскую область, где пробыл 8 лет, 7 из которых провел в качестве солдата. В ссылке он познакомился с графом Перовским, Тарасом Шевченко, Михаилом Жемчужниковым и Михайловым.
В 1853 году Плещеев по собственной инициативе перевел службу в Туркестане со своим другом Серовским, за время похода стал прапорщиком и уволился в чине коллежского регистратора.
Вскоре он начал работать в пограничной комиссии Оренбурга, а в сентябре 1858 года в канцелярии местного губернатора. Параллельно печатался в Русском вестнике, куда регулярно посылал стихи.
В 1857 году женился, а через год уехал в Петербург, где стал продолжать творчество.
В 1858 году вышел его второй сборник стихов, а через год переехал в Москву и стал регулярно печататься в Современнике. Помимо этого журнала публиковал свои стихи в Русском слово, Времени, газете Век и многих других. В декабре 1859 года стал членом Общества любителей российской словесности и вновь начал писать рассказы повести.
Повести отличались автобиографичностью с элементами сатиры. Вскоре он организовал газету Московский вестник в соавторстве с Тургеневым, Островским, Салтыковым-Щедриным, Толстым и Чернышевским, а вскоре в газете появился первый труд Плещеева – перевод шевченковского сна.
В 1866 году закрылся Современник, и Плещеев сосредоточился на своих изданиях, проводил литературные вечера в своем доме.
Куда приглашал именитых поэтов и писателей. Тогда же вновь обратился к политике под влиянием реформы 1861 года, которую сначала принял с энтузиазмом, но потом пересмотрел свои взгляды.
Из-з политики перестал печататься в Русском вестнике, а в 1863 году после суда над Чернышевским написал гневное стихотворение.
Когда же пошли слухи о принадлежности Плещеева к тайной организации Земля и воля, причастность к которой сам поэт отрицал.
Параллельно с политической активность, Плещеев в 1860-х выпустил 2 сборника повестей и рассказов и 2 сборника стихов. Но, к сожалению, литературная деятельность не приносила большого дохода, поэтому он вынужден был в 1864 году работать ревизором контрольной палаты при почтамте Москвы.
В 1868 году по приглашению Некрасова Алексей Николаевич едет в Петербург и занимает место секретаря редакции журнала Отечественные записки, в котором проработал до 1884 года.в 1884 году после закрытия журнала основал свой журнал Северный Вестник, просуществовавший до 1890 года.
В 1880-е пишет много стихов, переводит их с французского и немецкого, по-настоящему раскрывает себя как поэт.
В 1887 году издается его полное собрание сочинений.
В последние годы жизни пишет в детском направлении, а в 1861 году издал хрестоматию Детская книжка.
В 1890 году Плещеев получил наследство от своего родственника и переехал в Париж, где и прожил последние годы жизни.
Достижения Алексея Плещеева:
Множество стихов и прозы, на многие стихи положены песни и романсы
13 пьес
Детские произведения, хрестоматии и пособия
Даты из биографии Алексея Плещеева:
4 декабря 1825 года – родился в Костроме
1838-1843 годы – обучение в школе гвардейских подпрапорщиков
1843-1845 годы – обучение в Петербургском университете
1846 год – первый сборник стихов
1849 год – арест
1850-1858 годы – ссылка в Оренбурге
1868-1884 годы – работа в журнале Отечественные записки
1890 год – переезд в Париж
8 октября 1893 года - скончался
Интересные факты Алексея Плещеева:
Был знаком с Чайковским и Чеховым
Поддерживал молодых начинающих литераторов
Учредил фонд имени Белинского, имени Чернышевского
Финансировал журнал Короленко Русское богатство
Был дважды женат, имел 4 детей
Алексей Николаевич Плещеев. Биография
(1825 - 1893), русский поэт. Родился 22 ноября (4 декабря н.с.) в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери получил хорошее домашнее образование.
В 1839 вместе с матерью переселяется в Петербург, учится в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушел в 1845. В студенческие годы определился его интерес к литературе и театру, а также к истории и политической экономии. Тогда же сблизился с Ф. Достоевским, Н. Спешневым и Петрашевским, социалистические идеи которого он разделял.
В 1844 в "Современнике" появились первые стихотворения Плещеева ("Сон", "Странник", "На зов друзей"), благодаря которым его стали воспринимать как поэта-борца.
В 1846 выходит первый сборник стихов, в котором было исключительно популярное в кругу петрашевцев стихотворение "Вперед! без страха и сомненья...".
В 1849 вместе с другими петрашевцами был приговорен к смертной казни, замененной солдатчиной, лишением "всех прав состояния" и отправкой в "отдельный оренбургский корпус рядовым".
В 1853 принял участие в штурме крепости Ак-Мечеть, за храбрость был произведен в унтер-офицеры, в мае 1856 получил чин прапорщика и смог перейти на гражданскую службу.
В 1857 женился, в 1859 после длительных хлопот добился разрешения жить в Москве, правда, под "строжайшим надзором", "без срока".
Активно сотрудничает с журналом "Современник", становится сотрудником и пайщиком газеты "Московский вестник", печатается в "Московских ведомостях"и др. Примыкает к некрасовской школе, пишет стихи о народной жизни ("Скучная картина", "Родное", "Нищие"), о жизни городских низов - "На улице". Под впечатлением от тяжелой участи Чернышевского, находившегося уже пять лет в сибирской ссылке, было написано стихотворение "Жаль мне тех, чья гибнет сила" (1868).
Творчество Плещеева высоко оценивалось прогрессивной критикой (М. Михайлов, М. Салтыков-Щедрин и др.).
В 1870 - 80 Плещеев много занимался переводами: он переводил Т. Шевченко, Г. Гейне, Дж. Байрона, Т. Мура, Ш. Петёфи и других поэтов.
Как прозаик он выступил еще в 1847 с рассказами в духе натуральной школы. Позже вышли его "Повести и рассказы" (1860). В конце жизни написал монографии "Жизнь и переписка Прудона" (1873), "Жизнь Диккенса" (1891), статьи о Шекспире, Стен-дале и др.
Интерес к театру особенно усилился в 1860-е, когда Плещеев подружился с А. Островским и сам начал писать пьесы ("Что часто бывает", "Попутчики", 1864).
В 1870 - 80 был секретарем редакции "Отечественных записок", после их закрытия - одним из редакторов "Северного вестника".
В 1890 Плещеев получил огромное наследство. Это позволило ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внес в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей, поддерживал семью больного Г. Успенского, Надсона и других, финансировал журнал "Русское богатство".
Плещеев был "крестным отцом" таких начинающих писателей, как В. Гаршин, А. Чехов, А. Апухтин, С. Надсон.
Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский, Варламов, Кюи, Гречанинов, Глиэр, Ипполитов-Иванов.
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Стихотворения поэта
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич родился в семье губернского чиновника - поэт.
Его семья принадлежала к старинной дворянской фамилии. В 1827 отец Алексея Николаевича переводится на службу в Нижний Новгород, где провел свои детские годы и будущий поэт.
До 13 лет Алексей Николаевич учился дома, где получил хорошее образование и знание иностранных языков.
В 1839 был отдан в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, где некогда учился и Лермонтов .
В 1843 поступает на восточный факультет Петербургского университета. Однако предметы, которыми он занимался «без всякой любви», заставляют его покинуть университет, чтобы на свободе заняться «живыми» науками, близкими «к интересам времени» - историей и политэкономией.
В 1844 появляются первые стихотворения Плещеева, которые он публикует в «Современнике», «Библиотеке для чтения», «Литературной газете».
В 1846 вышел первый сборник. Поэт звал в них к «доблестному подвигу», верил в «желанный час освобождения» народа из-под ига самодержавия. Он становится членом общества, возглавляемого Петрашевским.
В 1849 кружок был разгромлен. Алексей Николаевич вместе с другими членами кружка был приговорен к смертной казни, которая в последнюю минуту была заменена солдатчиной и ссылкой. Лишенный «всех прав и состояния», отданный рядовым в Оренбургские линейные батальоны, он почти 10 лет тянул солдатскую лямку.
В середине 50-х гг. Алексей Николаевич возобновляет прерванную литературную деятельность. Он активный сотрудник «Современника», в 1859- 60 неофициально редактирует газету «Московский вестник».
В 1858, 1861 и 1863 выходят сборники.
В 1887, 1898 и 1905 - полное собрание его стихотворений.
В 1860 и 1896-97 - два тома повестей и рассказов.
Плещеев издает в эту пору «Повести и рассказы» И. С. Тургенева , семь выпусков полезного пособия для учащихся - «Географические очерки и картины» , литературные сборники для детей. Много пишет для театра. Закрытие «Современника», «Русского слова» ставят Плещеева в тяжелое положение, он вынужден служить ревизором Контрольной палаты Московского почтамта.
С 1867 в связи с возобновлением Некрасовым «Отечественных записок», сотрудничает с журналом.
В 1872 Алексей Николаевич получил разрешение на въезд в Петербург и стал бессменным секретарем некрасовского журнала, активным его сотрудником.
С 1877 - заведующим стихотворным отделом. После закрытия «Отечественных записок» вместе с основной группой членов редакции этого журнала перешел в «Северный вестник», где с 1884 по 1890 заведовал стихотворным и беллетристическим отделами. Плещеев заботился об успехе журнала и прилагал много сил, чтобы улучшить его литературно-художественные отделы. Он принимал деятельное участие в работе Литературного фонда, был старшиной Артистического кружка в Москве, организованного Островским, одним из учредителей Общества русских драматургических писателей, председателем Общества сценических деятелей, членом Театрально-литературного комитета, активным участником Общества российской словесности.
Стихотворения, вошедшие в сборник 1846, привлекли внимание читателей своей общественной направленностью. Испытав сильное воздействие Пушкина , Лермонтова, Огарева , Алексей Николаевич продолжал традиции гражданской лирики.
Его стихотворение «Вперед! без страха и сомненья...» было программным для петрашевцев. Прозванное «русской Марсельезой», оно звучало на митингах и маевках и стало песней рабочих, которую пели в канун революции.
Не меньшей популярностью пользовалось стихотворение «По чувствам братья мы с тобой» , которое до недавнего времени приписывали то Добролюбову, то Рылееву . Призывавшее к бесстрашию, оно способствовало сплочению передовых людей, было любимейшим в семье Ульяновых. Стихи поэта оказали огромное воздействие как на современников поэта, так и на последующие поколения.
Ни арест, ни солдатчина, ни ссылка не сломили убеждений поэта, страстного последователя идей Белинского , его стремления честного служения своей музой обществу. Еще находясь в ссылке, Плещеев внимательно следит за деятельностью Чернышевского , Добролюбова, Некрасова. В первых же стихотворениях, написанных в середине 50-х гг., звучат мотивы сострадания к горю народа, к участи угнетенных. Поэт создает ряд стихотворений, где звучит призыв к юному поколению бороться во имя новой жизни («О, юность, где же ты?» ). Через многие стихотворения поэта проходит тема любви к родине и народу, страдающему под игом самодержавия («Нищие», «Родное», «Скучная картина», «На улице» ).
Самое сильное стихотворение этого цикла - «Отчизна» , где изображена горькая жизнь труженика убогих деревень. Поэт мечтает о том дне, когда исчезнет «ненависть племен», когда не будет «братской кровью меч народов обагрен» («Иль те дня еще далеки?» ).
Реалистические тенденции русской литературы обусловили развитие сатирического жанра в ней. Наряду с Некрасовым к нему обращается в 50-е гг. и Плещеев, которому принадлежит ряд сатирических произведений («Мой знакомый», «Счастливец», «Дети века все больные» ). Самое сильное стихотворение этого цикла - «Марш отступников» , полное ненависти к ренегатам и предателям. Элементы сатиры мы находим и в элегических стихотворениях Плещеева. Поэт никогда не стоял в стороне от общественной жизни, он откликается на острые вопросы и политические события, обращаясь к молодежи, к единомышленникам, участникам революционного движения. Он вновь, как и в начале своего пути, поднимает вопрос о назначении поэта и поэзии, причем поэт выступает уже не только как пророк, предсказывающий грозную расплату, но и как боец.
Как и Некрасов, он обращается к образам великих людей своего времени. Он посвящает стихи Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову, в которых воплощены характерные черты замечательных борцов революционной демократии. И, несмотря на то, что ни в одном стихотворении не обозначен адресат (из-за цензуры, особенно свирепствовавшей, когда эти произведения создавались), современники узнали тех, чей облик нашел воплощение в стихах Алексея Николаевича.
Разгром революционного движения в 60-е гг., гибель Добролюбова, Михайлова, арест и ссылка Чернышевского потрясли Алексея Николаевича, он тяжело переживал эти события. Гнетущими были и условия работы в связи с наступлением реакции, необыкновенно тяжелыми обстоятельствами личной жизни. Плещеев тяжело переживал в 60-70-е гг. то, что не мог сказать «нового слова» «свежим борцам», что ему приходилось только сочувствовать продолжающим дело, которому он отдал лучшие годы юности. Поэт болезненно переживал свою оторванность от крестьянской массы. Его мучило сознание, что он не может воплотить в жизнь свои идеалы, то есть принять непосредственное участие в борьбе за свободу народа, и эти раздумья мы находим в ряде произведений («Жаль мне тех, чья гибнет сила», «Старик», «Так тяжело, так горько мне и больно» ). Но лирический герой Плещеева не противостоит людям, обществу, а тесно связан с ними. Поэт никогда не совершал компромиссов со своей совестью, оставаясь верным служению отчизне.
Большое место в творчестве Алексея Николаевича 70-х гг. занимает пейзажная лирика, отличающаяся простотой, задушевностью («Летние песни» ). Много сил и энергии отдал он, созданию детской литературы, посвятив самым маленьким читателям прекрасные стихотворения, проникнутые горячей любовью к ним. Поэт-гуманист стремился познакомить ребенка с жизнью, объяснить окружающий мир. Он нарисовал прекрасные картины родной природы «родимой сторонки». Эти чудесные стихи по достоинству оценили Варламов, Мусоргский, Гречанинов, Кюи, Чайковский, написавшие на них музыку.
Немалое значение имеет деятельность Алексея Николаевича как переводчика. В переводе он видел продолжение своего оригинального творчества, придавая большое значение выбору оригинала. Несмотря на крайнюю нужду, которая заставляла его переводить ради насущного хлеба, он относился к переводу как большому и важному средству в деле воспитания читателя, как высокому искусству, как к работе художественной. Его перу принадлежат первые в России переводы из Стендаля, Золя, Ж. Занд, Додэ, Мопассана, Брет Гарта; он один из первых переводчиков Гейне, Петефи, Байрона.
Разносторонне образованный, обладавший тонким эстетическим чутьем, Алексей Николаевич был видным, талантливым критиком, которому принадлежит множество критических статей, обзоров, рецензий, напечатанных анонимно и под различными псевдонимами во многих газетах и журналах.
Критические отзывы Плещеева очень ценились Добролюбовым, Некрасовым, Островским. Статьи революционно-демократических критиков, а также редакционные рецензии некрасовских журналов «Современник» и «Отечественные записки» отражали отношение передовых людей к творчеству Плещеева, опровергали потуги реакционной и либеральной критики, стремившейся исказить гражданский характер его поэзии. Стихи Плещеева А.Н. переведены на многие европейские языки.
Умер – , Париж.
Плещеев Алексей Николаевич (1825 - 1893), поэт.
Родился 22 ноября (4 декабря н.с.) в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери получил хорошее домашнее образование.
В 1839 вместе с матерью переселяется в Петербург, учится в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушел в 1845. В студенческие годы определился его интерес к литературе и театру, а также к истории и политической экономии. Тогда же сблизился с Ф.Достоевским, Н.Спешневым и Петрашевским, социалистические идеи которого он разделял.
В 1844 в "Современнике" появились первые стихотворения Плещеева ("Сон", "Странник", "На зов друзей"), благодаря которым его стали воспринимать как поэта-борца.
В 1846 выходит первый сборник стихов, в котором было исключительно популярное в кругу петрашевцев стихотворение "Вперед! без страха и сомненья...".
В 1849 вместе с другими петрашевцами был приговорен к смертной казни, замененной солдатчиной, лишением "всех прав состояния" и отправкой в "отдельный оренбургский корпус рядовым".
В 1853 принял участие в штурме крепости Ак-Мечеть, за храбрость был произведен в унтер-офицеры, в мае 1856 получил чин прапорщика и смог перейти на гражданскую службу.
В 1857 женился, в 1859 после длительных хлопот добился разрешения жить в Москве, правда, под "строжайшим надзором", "без срока".
Активно сотрудничает с журналом "Современник", становится сотрудником и пайщиком газеты "Московский вестник", печатается в "Московских ведомостях"и др. Примыкает к некрасовской школе, пишет стихи о народной жизни ("Скучная картина", "Родное", "Нищие"), о жизни городских низов - "На улице". Под впечатлением от тяжелой участи Чернышевского, находившегося уже пять лет в сибирской ссылке, было написано стихотворение "Жаль мне тех, чья гибнет сила" (1868).
Творчество Плещеева высоко оценивалось прогрессивной критикой (М. Михайлов, М. Салтыков-Щедрин и др.).
В 1870 - 80 Плещеев много занимался переводами: он переводил Т. Шевченко, Г. Гейне, Дж. Байрона, Т. Мура, Ш. ПетЕфи и других поэтов.
Как прозаик он выступил еще в 1847 с рассказами в духе натуральной школы. Позже вышли его "Повести и рассказы" (1860). В конце жизни написал монографии "Жизнь и переписка Прудона" (1873), "Жизнь Диккенса" (1891), статьи о Шекспире, Стен-дале и др.
Интерес к театру особенно усилился в 1860-е, когда Плещеев подружился с А.Островским и сам начал писать пьесы ("Что часто бывает", "Попутчики", 1864).
В 1870 - 80 был секретарем редакции "Отечественных записок", после их закрытия - одним из редакторов "Северного вестника".
В 1890 Плещеев получил огромное наследство. Это позволило ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внес в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей, поддерживал семью больного Г. Успенского, Надсона и других, финансировал журнал "Русское богатство".
Плещеев был "крестным отцом" таких начинающих писателей, как В. Гаршин, А. Чехов, А. Апухтин, С. Надсон.
Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский, Варламов, Кюи, Гречанинов, Глиэр, Ипполитов-Иванов.