Дидактические игры на тему блокада ленинграда. Беседа с презентацией «Блокада Ленинграда. Тематическая беседа «блокада ленинграда

Беседа с презентацией

«Блокада Ленинграда»

1. Организационный момент Воспитатель здоровается, проверяет готовность учащихся к занятию.

2. Вступительное слово воспитателя. Сообщение темы и цели занятия

Сегодня мы с вами собрались, чтобы еще раз поговорить о нашем прекрасном городе, Санкт-Петербурге. Но у него было и другое название- Ленинград, в честь Владимира Ильича Ленина. Именно с этим названием связана жизнь старшего поколения нашего города - ваших бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек.

Это название носил наш город в годы Великой Отечественной войны. И пережившие блокаду называют себя ленинградцами.

Вы уже, я думаю, много знаете о нашем городе из рассказов родителей, учителей, воспитателей детского сада. Сегодня же мы с вами вспомним одну из самых страшных страниц истории нашего города- годы войны 1941-1945, а именно годы блокады. Узнаем как жил наш город в это время и попытаемся понять, что же помогло выстоять ленинградцам в эти сложные дни.

3. Беседа, показ презентации.

За окном прекрасная пора, начало лета – солнце, тепло, голубое небо, уже закончились выпускные экзамены в школах, отгремели выпускные вечера, у каждого множество планов на будущее…. НО…. 22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. Звучит музыка «Вставай страна огромная….» слайд 1 Гитлеровские войска напали на Советский Союз. Все встали на защиту страны, мужчины, женщины, дети, вчерашние студенты и школьники, все шли на фронт. С первых дней войны основными направлениями ударов врага были Москва и Ленинград. Москва- столица, а Ленинград- город вождя Владимира Ленина, город Октябрьской революции.

Слайд №2 На этих снимках вы видите как выглядели эти города до войны. До войны по данным переписи населения 1939 года проживало 3 миллиона 15 тысяч человек.

Задачей немцев было полностью разрушить наш город, стереть его с лица Земли. Гитлер планировал взять город к ноябрю и затем снести. Немцы говорили «Не подлежит сомнению, что Ленинград должен быть уничтожен голодом, ибо невозможно этот город прокормить»

Судьба нашего города в годы ВОВ – это настоящий пример стойкости, мужества и героизма всего населения - от мала до велика.

Немецкие войска подошли к границам города и уже обстреливали из пушек все ленинградские улицы, город стал фронтом, где шли бои, можно было доехать на трамвае. Начались ежедневные обстрелы и бомбежки.

Слайд 3 - Бомбежка города. Вой сирены

Слайд 4 - надпись на стене. На улицах появились надписи: «Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстрелах» разрушенные дома.

Слайд №5 Уже в июле- августе месяце началась эвакуация жителей города, в основном детей. Только за это время в тыл было отправлено около 600 тысяч женщин, детей, стариков. Эвакуировали и на самолетах и в дальнейшем - по Ладожскому озеру.

Слайд 6 Но немцы не просто подошли близко к городу, они его полностью окружили, из города не было возможности выехать ни на поезде, ни на машине. Началась блокада нашего города, она длилась с 8 сентября 1941 до 27 января 1944, целях 872 дня.

Слайд 7 К началу блокады в городе было недостаточное количество продовольствия и топлива, медикаменты для больниц, уже в августе были введены карточки на продукты – обратить внимание на надпись: «При утрате не возобновляется» Карточки печатались в типографии имени Володарского. Немцы пытались разрушить типографию, нарушив тем самым снабжение города хлебом. Хлебная карточка!!! Ей не было цены. Она была дороже золота! В каждом этом талончике была заключена жизнь. Да, было большим соблазном взять хоть одну карточку, ведь работников не досматривали, не проверяли. Но блокадники даже и не думали забрать себе хоть немного карточек и пожить лучше остальных!

В самом начале блокады, немцы обстреляли и сожгли Бадаевские склады, Огонь уничтожил 3 тысячи тонн муки и 2,5 тысячи тонн сахара. Вот что вспоминают блокадники: «Через несколько дней после пожара жители блокадного города начали приходить сюда и собирать землю. Её несли домой в ведрах, мешках и даже наволочках, потом варили, процеживали и пили на вид мутную, но на вкус очень сладкую воду» «Пока земля стояла сухая, мы даже брали комочки этой земли, скатывали шарики, клали в рот и сосали, пока чувствовался вкус сахара».

Слайд 8 На город стал надвигаться голод. Только 3 % жителей блокадного Ленинграда погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода. –

Слайд 9 Единственным путем, который связывал город с Большой землей было Ладожское озеро.

Слайд 10 Город спасала только Дорога жизни, прошедшая через Ладожское озеро. 12 сентября 1941 в город по Ладоге прошли первые баржи с продовольствием и боеприпасами. А из города вывозились люди- главным образом дети. До поздней осени шли баржи. Каждый рейс был подвигом, потому что немцы вели постоянный обстрел этой дороги. В первые дни фашисты безнаказанно обстреливали автомашины, обогревательные и санитарные палатки, фугасными бомбами разбивали лёд на трассе. К тому Ладога очень своенравное озеро и на нем постоянно были штормы. Когда на Ладоге появился лёд по дороге пошёл конно-санный обоз. Для машин лед был еще очередь хрупок, да и сани в это время нагружали очень мало, потому что лед мог не выдержать, да и животные тоже были голодные и не могли работать в полную силу. Они как и люди тоже были блокадниками Люди, чтобы облегчить жизнь животным сами не садились в сани, а шли рядом, помогая своим питомцам, подталкивали сани сзади. Чуть позже по Дороге Жизни пошли грузовики.

Слайд 11 Эти грузовики называли полуторками, потому что они могли провезти только полторы тонны, именно полуторки стали легендарными машинами Дороги жизни. А чтобы привезти больше зерна сзади к грузовикам привязывали сани, на которых тоже были мешки с мукой.

Слайд 12 В некоторых местах лед был хрупок и нередко грузовики тонули. Трассы, по которым проезжали машины постоянно менялись, больше 10-15 дней трасса не выдерживала, потому что лед «уставал» от движения и переставал держать машины, они начинали проваливаться. И тогда дорогу переносили. Большинство рейсов проводилось ночью, когда немецким войскам было сложнее бомбардировать машины. На озере также установили зенитные орудия, большое количество зенитных пулеметов и наши войны смогли дать отпор гитлеровской армии. На трассе круглосуточно дежурили автослесари - работала «скорая помощь» для машин, регулировщики, показывающие путь и контролирующие ситуацию на дороге.

Слайд 13 Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Сейчас на Ладожском озере находится музей, есть памятник «Разорванное кольцо», «Памятник детям блокадного Ленинграда. Цветок жизни»

Продовольствия в городе не хватало, в декабре ввели карточки с самой маленькой нормой за все месяцы блокады- 125 детям, и 250гр рабочим.

Слайд 14 Такие объявления висели во всех булочных города. «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам» так писала Ольга Бергольц- великая поэтесса нашего города.

Слайд 15 Да и этот хлеб нельзя было назвать хлебом, он был совсем не такой как мы с вами привыкли. Хлеб был маленький, но тяжелый и влажный, потому что муки в нём было совсем мало, а больше воды и хлопкового жмыха.

Слайд 16 Вот один из рецептов блокадного хлеба Но сначала закончился ячмень, в том числе и ячменный солод с пивных заводов. Потом - овсяная мука из фуражного овса, которым кормят лошадей.

За месяцы израсходовалась соевая и кукурузная мука, а за ними и картофель, даже мороженый. Стали молоть жмых. К концу 41-го года продукты закончились, в ход пошла гидроцеллюлоза. Проще говоря, обработанная химическим путем древесина. Отсюда и байки о том, что в хлеб добавляли опилки.

Делали муку и из коры березовых веток, и из сосны, и из семян дикорастущих трав. А в самые тяжелые времена вообще собирали мучную пыль со стен и потолков складов.

Слайд17 В городе началась дистрофия, люди падали от голодных обмороков. Ели всё, что попалось- суп из травы, кисель из столярного клея, мышей, кожаные ремни. В городе не было мяса, сахара, овощей. Дети крошили хлеб на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки.

Но не только с голодом столкнулись ленинградцы. Начались очень морозные зимы, иногда температура достигала минус 40 градусов. Закончилось топливо, замерз водопровод- город остался без света и питьевой воды. нет угля в котельных- поэтому батареи холодные, а чтобы топить печь уже нет дров. У ленинградцев появились печурки времянки слайд18 , но они не держат тепла, кончишь топить и все опять холод как на улице. В домах были выбиты стекла, и чтобы хоть немного укрыться от холода и ветра окна забивали фанерой, поэтому в квартирах было не только холодно, но и темно.

Слайд 19-20 В лютые морозы водопровод замерз и за водой ходили на Неву и другие реки и каналы. Брали с собой ведерки, кастрюльки, чайники, что могли унести, ведь сил совсем не было. Если не могли далеко идти собирали снег и растапливали его, но он был грязный, ведь в городе были пожары.

Слайд 21 У мест, где жители брали воду образовывались огромные ледяные горки от расплесканной на морозе воды. Эти горки были серьезным препятствием для ослабленных от голода людей.

Слайд 22-23 В Городе были постоянные бомбежки, жители укрывались в бомбоубежищах, нередко в них проходил весь день. Только за первые 3 месяца 1942 фашисты выпустили по Ленинграду 15 тысяч снарядов. За годы блокады в городе было потушено 39 тысяч пожаров.

Трудно было жить в это время и страшно. Но город жил. И не просто жил, выживал, но и работал, помогал всей стране.

Слайд 24 Мужчины ушли на фронт, их заменили женщины - они работали на заводах им помогали старики и дети. На заводах непрерывно ремонтировались танки, пушки, пулеметы, выпусками мины, гранаты, снаряды и авиабомбы. Многие после смены оставались ночевать в цехах, до дому не дойти- далеко и нет сил, а городской транспорт не работал. Помимо этого ленинградцы шили одежду, вязали теплые вещи солдатам, защищавшим город.

Слайд 25 Вот эту девочку зовут Вера Тихонова. Она пришла на завод, где работали её отец и братья, которые ушли на фронт, стала токарем и выполняла полторы нормы! далеко не каждый взрослый мог это. Далеко не каждый взрослый мог это. Эту девочку называли «Блокадной Джокондой», с её загадочной улыбкой. Дети не только работали на заводах, они тушили бомбы-зажигалки, оповещали об артобстрелах, помогали раненным, работали в госпиталях.

Слайд 26 Началась война, но как положено в сентябре начался учебный год. Большинство школ было разбомблено. В самые суровые дни блокадной зимы 1941-1942 годов о городе работало 39 школ, позже их число увеличилось до 80. В классах был мороз. Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Бывало чернила замерзали и превращались в ледяшку. Учителя ставили оценки в журнал карандашом. Нередко занятия проходили в бомбоубежищах. После уроков ребята направлялись в госпиталя, ухаживать за раненными, обходили дома, подъезды, квартиры- помогали совсем ослабленным от голода ленинградцам, которые сами не могли встать с постелей. дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы.

Слайд 27 В городе также работали детские сады и ясли. Были созданы детские дома, ведь многие дети остались сиротами - родители погибли при бомбежках или умерли от голода.

Слайд 28 Одной из самых знаменитых блокадниц была Таня Савичева – ленинградская школьница, которая с начала блокады начала вести дневник в запиской книжке. Дневник стал одним из символов блокады, мужества ленинградцев. и впоследствии стал одним из вещественных свидетельств фашистских зверств на Нюрнберском процессе. Сегодня дневник хранится в музее Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге.

В дневнике всего 9 страниц, на шести из них даты смерти близких людей…. 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра… Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня… Осталась одна Таня…..Эти страшные строки нельзя читать спокойно. В августе 1942 года Таню эвакуировали, два года врачи боролись за её жизнь, но 1 июля 1944 года Таня умерла от туберкулеза кишечника, а незадолго до смерти ослепла.

Город жил… Слайд 29 - Ленинградцы выходили на улицы расчищать снег, сажали огороды, разбирали завалы после бомбежек. С 24 января 1942 года повысилась норма хлеба, рабочим 400грамм, детям 250 грамм. Немного стало легче…

Постоянно наши войска предпринимали множество усилий прорвать блокадное кольцо. Это удалось 18 января 1943. Весь мир слушал сообщение советского радио «После семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда…»

Слайд 30 По Ладожскому берегу, отвоеванному у немцев, всего за 18 дней проложили железнодорожный путь, длинной тридцать три километра, Позже его назвали Дорогой победы.7 февраля в Ленинград на Финляндский вокзал пришёл первый поезд с Большой земли!!! Железнодорожникам было так же трудно как и шоферам машин на ладожском озере, немцы постоянно обстреливали дорогу, поэтому она могла работать только ночью. Поезда шли с потушенными огнями, сначала все в одном направлении, потом в обратном. ни на одной станции не горели семафоры, их заменили люди. через каждый километр специальные сигнальщики подсвечивали поездам фонариками.

Но главное - городу уже не грозил голод.

Слайд 31- Открылись первые блокадные столовые

Город жил своей, особенной, сложной, в какие-то моменты страшной жизнью, но он жил и дышал….

Слайд 32 Девушки старшеклассницы собирали посылки для солдат красной армии, младшие школьники помогали раненным в госпиталях. В городе работала танцевальная студия под руководством Аркадия Орбанта. Хотя много детей было эвакуировано, по разным причинам в городе осталось дети. Руководитель ансамбля нашел своих воспитанников. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, потом они смогли приступить к репетициям. Уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. За время блокады ансамбль дал около 3000 тысяч концертов. Артисты выступали в госпиталях, совсем близко к передовой. и чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки и полы застилали сеном.. Бойцы. видевшие многое за время войны, не могли без слез смотреть на этих маленьких героев! Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда»

Слайд 33 В городе работали музеи, театры - Театр музыкальной комедии, Большой Академический театр, театр им. Комиссаржевской. Это было необходимо, доказать врагу, что город жив, блокада не убьёт его!

Слайд 34 Во время блокады была написана известнейшая 7-ая симфония Дмитрия Шостаковича, она получила название «Ленинградская». В Ленинграде работал симфонический оркестр. Звучит музыка Ленинградской симфонии В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, а симфония длилась 80 минут наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета. На концерт пришли моряки, пехотинцы, простые ленинградцы, труженики блокадного города. Это сочинение Шостаковича потрясло слушателей, многие плакали и не скрывали своих слёз.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио и через громкоговорители по всему городу. Её слушали и фашисты. Позже, уже в мирное время один из бывших Солдатов немецкой армии, признался, именно в этот день 9 августа 1942 года, мы поняли- Ленинград нам не взять, не победить.

Слайд 35 Выживать во время блокады было трудно, но…. Детям устраивались ёлки, организовывались выставки, проходили футбольные матчи.

Слайд 36-37 Время шло, советская армия постепенно набирала силу, немцы отступали. И вот наступил этот долгожданный день. Блокада полностью снята 27 января прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда. Закончились эти старшие, суровые 872 черных для нашего города дня. Но до окончательной победы оставалось чуть больше года.

Слайд 38 В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда»

Слайд 39 В Ленинграде 3 военных кладбища. Самое большое Пискаревское, на нём похоронено 470 тысяч человек. Там лежат ленинградцы, которые не смогли дожить до победы - мирные жители, солдаты, защищавшие город. Женщины, мужчины, дети, старики. Многие могилы неизвестны.

Как минимум три раза в год ленинградцы приходят на Пискаревское кладбище вспомнить тех, кто не вернулся с войны. В день Победы (9 мая), в день начала блокады (8 сентября) и в день полного снятия блокады (27 января). И мы с Вами должны помнить какой ценой нам достался этот мир, что пережил наш город. Мы должны быть достойны называться Петербуржцами, Ленинградцами. Ведь если человек не знает и не ценит прошлое, у него нет и будущего. Давайте почтим память всех ленинградцев минутой молчания.

4 .Обсуждение увиденного.

Воспитатель: «Вы посмотрели, послушали, и узнали еще одну страницу жизни нашего города, увидели как трудно было всем ленинградцам. А как вы думаете, что помогло пережить эти страшные дни, что помогло выжить и восстановить наш город?»

Воспитатель наводящими вопросами помогает учащимся найти ответы на поставленный вопрос:

просит их вспомнить, что им помогает преодолевать трудности, которые встречаются у них в жизни;

Просит подумать почему же в это страшное время в городе всё-таки работали театры, концертные залы

«А сейчас, давайте мы все вместе напишем пожелания для жителей нашего города и, может быть, даже самому городу.» (Учитель на доске записывает лучшие пожелания детей. Кто-то из детей зачитывает с доски результат работы).

5. Подведение итогов, Рефлексия.

Скажите, пожалуйста, 1. Что для вас было новое в нашей беседе, 2. Что запомнилось и произвело на вас наибольшее впечатление. А дома вы свои впечатления выразить в рисунках. И потом мы сделаем выставку ваших работ.

А сейчас, давайте еще раз посмотрим на наш Великий город- демонстрация слайдов с видами Санкт-Петербурга. Вы видите как кравив Петербург-Ленинград. Пожалуйста, любите, наш город, узнавайте его, просто ходите по его замечательным улицам! Сохранить его красоту

Спасибо за внимание.

27 января – одна из самых значимых дат петербуржцев — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе со взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей.

Безусловно, нашим современным детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта память должна быть в каждом из нас, и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.

Мы составили подборку книг, которые можно почитать детям и с детьми о блокаде Ленинграда.

Г. Черкашин «Кукла»

Это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях — хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.

Здесь нет описания ужасов военного времени: вражеских налётов, взрыва снарядов, голода… Но осязаемо встаёт перед глазами всё то большое несчастье, случившееся с нашей страной. В нехитром, незамысловатом сюжете передано размышление о семейных отношениях, о человеческих ценностях, о жителях города-героя Ленинграда и их подвиге.

Книга «Кукла» – это не только рассказ о девочке и её игрушках. Это рассказ о беспримерном подвиге жителей и защитников города на Неве, об истинных человеческих ценностях.

Ю. Герман «Вот как это было»

Детская повесть «Вот как это было» при жизни писателя не публиковалась. Она посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. В повести многое документально, основано на исторических фактах. Это не только памятные всем ленинградцам, пережившим блокаду, эпизоды с обстрелом зоопарка и пожаром в Народном доме, не только бомбёжка госпиталя… Так, например, стихи «Над Ленинградом нависла блокада», помещённые в главу «Школа в подвале», — это не стилизация, не подделка под детское творчество — это подлинное стихотворение одного ленинградского школьника тех суровых годов, подаренное писателю на встрече с юными читателями в одной из школ Ленинграда.

Повесть для детей дошкольного возраста.

Т. Цинберг «Седьмая симфония»

Блокада Ленинграда… Юная Катя берёт под свою опеку трёхлетнего мальчика, спасая его от смерти. И благодаря этому сама обретает силы жить дальше. Повесть Тамары Цинберг рассказывает удивительно светлую и честную историю о незаметных ежедневных подвигах ленинградцев и о том, что же означала храбрость отдельного человека в годы Великой Отечественной войны.

В этой книге автор рассказывает о людях с чистой душой и совестью, о том, как, выполняя свой долг, они ежедневно совершали незаметные, но героические подвиги. И девушки-продавщицы из булочной, и управхоз, и врач из госпиталя, и девочка Катя - все они боролись за общее дело, за счастье народа.

Она - о любви, о человечности, о сострадании.

Е. Верейская «Три девочки»

Эта книга о дружбе трех девочек-школьниц – Наташи, Кати и Люси, – о том, как в мирные годы интересно и весело живут подружки в “Соленой Католюандо”, и о том, как в дни Великой Отечественной войны дружба помогает им наряду со взрослыми стойко и мужественно выдержать суровые испытания блокады Ленинграда.

Повесть “Три девочки” – это трогательная история трёх девочек, переживших блокаду Ленинграда и вынужденных столкнуться с недетскими трудностями, правдиво поведает о настоящей дружбе, мужестве и искренней преданности, о нежданных потерях и приобретениях.

Э. Фонякова «Хлеб той зимы»

Автобиографическая повесть современной петербургской писательницы Эллы Фоняковой посвящена ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора. Написанный ярким, простым и сочным языком на основе собственных воспоминаний «Хлеб той зимы» - это честный рассказ без приукрашиваний и нагнетания кошмаров. Книга переведена на многие языки, в том числе вышла в Германии и США.

«Как это — война? Что это — война?» Немногим не понаслышке известны ответы на эти вопросы. А первоклашке Лене, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится узнать, «как выглядит война взаправдашняя»: что такое воздушная тревога и как тушить «зажигалку», каким бывает настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень — из столярного клея.

«Хлеб той зимы» Эллы Фоняковой — это и слепок времени, и во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях, и пронзительная история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город.

Л. Пожедаева «Война, блокада, я и другие»

«Книга обжигает и потрясает… Горе и радость, мужество и трусость, верность и предательство, жизнь и смерть, голод, одиночество, жгучий холод были «блокадными подружками» маленькой девочки Милы…

…Она должна была погибнуть в той страшной бомбежке, ее должны были раздавить железные гусеницы прорвавшихся немецких танков, она должна была умереть еще много раз, потому что такого не может вынести даже взрослый и сильный человек. Но, наверное, души и судьбы маленьких, таких же, как она, девочек и мальчиков оставили ее жить, чтобы она могла нам сегодня рассказать о той страшной войне, которую вели блокадные дети, большие и маленькие, как могли… и часто без взрослых, закрывая и спасая своими худенькими тщедушными тельцами нас, сегодняшних…

Эта книга - укор о забытом долге перед ними, детьми Ленинградской блокады, умершими, замерзшими, раздавленными фашистской танковой атакой, разорванными самолетной бомбежкой… И нам нужно этот долг отдать и живым, и мертвым…» Александр Конюшин, директор «ДОМА сотрудничества с ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге и Ленинградской области»

М. Сухачев «Дети блокады»

Михаил Сухачев, автор книги «Дети блокады», двенадцатилетним мальчиком пережил много месяцев в трагической и героической блокаде Ленинграда в 1941–1944 годах. Эта книга не просто литературное произведение, она рассказывает о тяжелых и страшных воспоминаниях, о борьбе ленинградцев и их детей, оставшихся в городе, об их невыносимых страданиях от голода и холода. У многих ребят в блокаде умерли все родные.

Но это книга и о невероятном мужестве и стойкости ребят, не струсивших под бомбежками и обстрелами, а тушивших зажигательные бомбы на чердаках, помогавших женщинам и старикам и работавших на заводах наравне со взрослыми… Они быстро повзрослели и стремились сделать все, даже невозможное, для помощи городу, в котором ленинградцы умирали, но не сдавались.

Л. Никольская «Должна остаться живой»

Действие повести происходит на протяжении одного, самого страшного, месяца блокады Ленинграда — декабря 1941 года. Обыкновенная ленинградская девочка проявляет подлинное мужество, переживает трагические моменты, проходит настоящие приключения, помогая добру в его борьбе со злом. Несмотря на трагизм ситуации, повесть наполнена светлым оптимизмом. Книга рассчитана на детей и взрослых.

А. Крестинский «Мальчики из блокады»

Лирико-драматическое повествование о жизни ребят в осажденном фашистами Ленинграде.

Рассказы и повесть, вошедшие в сборник, автобиографические; и все же прежде всего они — художественные тексты, адресованные подростку. Правдиво и просто рассказывают они о понятных юному читателю вещах: о мальчишеской дружбе и первой любви, о родительском самопожертвовании — и сложности взаимопонимания, о силе и благородстве — и о слабости и низости; одним словом, о детстве и юности, пришедшихся на годы страшного бедствия, Ленинградской блокады.

В. Шефнер «Сестра печали»

Повесть «Сестра печали» — одно из самых значительных и глубоких произведений В. Шефнера. Она воспринимается как обобщенный портрет поколения. В ней говорится о Ленинграде, о неразрывной связи прошлого с настоящим, о мужестве, стойкости, трудовой и боевой дружбе, преодолевающих невзгоды войны, блокаду, потеря близких, о душевном здоровье, помогающем людям, пережив утраты, со светлой грустью думать о прошлом и уверенно смотреть в будущее. И еще это повесть о Любви, настоящей Любви с большой буквы, пронесенной через годы и не потерявшей силы и чистоты.

В. Семенцова «Лист фикуса»

Автор книги принадлежит к тому уже не многочисленному поколению людей, которых называют «Детьми блокады». В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке, и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде.

Избирательная память ребенка запечатлела то, что казалось важным и интересным для героини именно в этом возрасте. Эта особенность воспоминаний способствует тому, что книга воспринимается современными детьми актуально, так как соответствует их собственным чувствам и переживаниям. Рассказы помогают по-новому увидеть и прочувствовать военные события, жизнь и быт блокадного города. Книга адресована читателям старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Н. Ходза «Дорога жизни»

Очень важная книга для дошкольников и младших школьников о блокаде Ленинграда. Без лишнего пафоса, без леденящих душу подробностей, простым и спокойным языком Нисон Ходза рассказывает маленькие истории — на страничку-две — о том, что это было такое — блокада Ленинграда, и что значила для людей Дорога жизни.

В. Воскобойников «Оружие для Победы»

Книга объединяет три документальные повести: «900 дней мужества», «Василий Васильевич» и «Оружие для победы».

«900 дней мужества» В этой повести показана блокада на примере жизни одной семьи — от первого дня войны до ленинградского салюта. В мирную жизнь, когда «в воскресенье 22 июня 1941 года Иван Семенович Пахомов пришел вместе с сыном Алешей и дочкой Дашей в зоосад», врывается известие о начале войны: «И вдруг по радио объявили, что началась война».

В ткань повествования органично вписываются документальные факты и истории. И про летчика Севостьянова, именем которого потом была названа улица, и про Таню Савичеву, и про Максима Твердохлеба.

Повести «Василий Васильевич» и «Оружие для победы» в чем-то очень похожи. Рассказывают они о судьбах подростков, которые все силы бросили в те тяжелые годы на помощь своему городу. Мальчишки трудились на заводах, старались изо всех сил. Это была их война, они сражались за Родину у станков. Сколько их было таких мальчишек? Василий Васильевич осиротел еще до войны, у Гриши родители погибли во время эвакуации, а сам он чудом остался жив, случайно отстав от поезда…

Интересен факт, что Василий Васильевич — реальный персонаж! И после войны он работал на том же заводе! Именно его рисовал во время войны художник Алексей Пахомов для известного плаката, именно его Пахомов рисовал через тридцать лет — лучшего рабочего! Об этом художник рассказал писателю Воскобойникову. Этот подвиг простого мальчишки стал достойным не только кисти художника, но и документальной повести.

В. Дубровин «Мальчишки в сорок первом»

Какой мальчишка не мечтает побывать на поле боя? Тем более, если вчера началась самая настоящая война! Вот и Вовка с Женькой совершенно серьёзно решили отправиться в армию. Кто бы мог подумать, что до настоящих бойцов им ещё расти и расти! И, конечно, друзья и представить себе не могли, что в Ленинграде, окружённом кольцом блокады, будет ничуть не легче, чем на передовой. Теперь на счету — каждый грамм хлеба, а совсем рядом, за озером, куда раньше по выходным ребята ходили купаться и загорать, — линия фронта. Так для мальчишек наступает время попрощаться с беззаботным детством, пережить совсем недетские трудности и — повзрослеть.

И. Миксон «Жила, была»

Документальная повесть о Тане Савичевой, основанная на ее дневнике.

Жизнь одного ребенка. Детство, погубленное под тяжелой канонадой, сломленное потерей родных. Возможно, самое шокирующее это то, что главная героиня это… девочка. Хрупкая, маленькая девочка 12-ти лет. Она должна была бы такой быть, хрупкой, веселой, жизнерадостной, если бы не ужасы, которые описывает нам история, книги и рассказы.

Имя Тани Савичевой известно всему миру. В её дневнике, предъявленном на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего фашизм, всего несколько листочков, на которых девочка неуверенным детским почерком фиксировала смерть своих родных. И нет равнодушных: так искренне, точно и предельно сжато сумела маленькая девочка рассказать о войне в своей маленькой записной книжке.

Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова»


В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941-1942 годов. Вся тяжесть войны легла на плечи не только взрослых, но и детей.

Перед вами искренний и волнующий рассказ о девочке Тане, переживающей блокаду Ленинграда. Благодаря её дневнику ребята узнают о драматических событиях, происходящих в те нелёгкие времена. О голоде, из-за которого страдает семья девочки, о потере близких и родных. Но всегда существует дружба, которая может связывать людей, живущих в разное время.

Это рассказ о том, как война изменяла жизнь людей и прежде всего, детей, как повлияла на их внешний облик и внутреннее состояние. Речь в рассказе идет о шестилетней девочке Маринке из блокадного Ленинграда, которая жила с писателем в одном доме и по одной лестнице.

Юлия Короткова

Основные данные проекта

Название организации в которой проводился проект: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Павловская основная общеобразовательная школа» (дошкольное отделение)

Ленинградская область, Кировский район, п.Павлово.

Время проведения: 19.01.2015-27.01.2015.

Участники проекта: сотрудники МКОУ «Павловская ООШ» дошкольное отделение.

Тип проекта: информационно-практико - ориентированный.

Целевая группа: старшая и подготовительная группы в количестве – 36 человек.

Основная идея: знакомство детей с блокадой Ленинграда.

Цели проекта:

Воспитывать чувство патриотизма, сострадания, гордости за свой город;

Расширять представление детей об истории Родины и города.

Задачи:

1. Воспитывать нравственно-патриотические чувства, гордость за свою страну.

2. Обобщить и систематизировать знания детей о причинах возникновения войн на земле.

3. Дать оценку мужеству и героизму советских солдат.

4. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ. 5. Закрепить умение делать выводы, давать оценку событиям, которые изучают.

Ожидаемые результаты:

  1. Знание таких терминов как: блокада, война, «дорога жизни», ветеран и др.
  2. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда.

Программа проекта

Реализация проекта «Блокада Ленинграда» состоит из 4 этапов, каждый

этап – 1 день недели. В заключении проекта экскурсия в музей «Прорыв блокады Ленинграда».

1 этап – вступительный.

Используемые материалы: демонстрация презентаций на тему «Город Ленинград», картинки с изображением войны, блокады. Книга «Был город-фронт, была блокада…», составители Д.Колпакова и В.Суслов.

Цель: вспомнить о городе Ленинграде, рассказать и разобрать что такое блокада, война, познакомить детей с последствиями войны.

1. Беседа с детьми о городе Санкт-Петербурге - Ленинграде:

Время проведения НОД – 25 минут.

  • Знакомство с прошлым города Санкт-Петербурга.
  • Напомнить, как город назывался во время ВОВ.
  • Рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ.
  • Демонстрация презентации.

Тема 1 « Древний Петербург» - знакомство детей со «старым» Петербургом, слайд - картинки с изображениями достопримечательностей города в прошлом; сравнение с «новым» Петербургом схожесть и различие.

Тема 2 «Блокадный Ленинград» - познакомить детей с г. Ленинградом во время войны. Показ слайдов о Ленинграде, блокаде, о людях живших в то время.

Тема 3 «Дорога Жизни» - дать понятие, что такое «дорога жизни», как помогала дорога людям блокадного города.

2. Знакомство с книгой «Был город-фронт, была блокада…», составители Д. Колпакова и В.Суслов. Время проведения – 25 минут. Громкие чтения в библиотеке.

  • Рассказать о том, как появилась эта книга, что хотели этим сказать авторы, для кого книга предназначена; пояснить необходимость каждого человека знать о подвигах свершенных во время ВОВ;
  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну;
  • Рассказать о лишениях, которые пережили люди, замкнутые в городе;
  • Чтение книги.

2 этап – ознакомительный

Используемые материалы: для воспитателя: книга «Был город-фронт, была блокада…», составители Д. Колпакова и В.Суслов; карта блокады Ленинграда; подборка песен о войне.

Для детей: лист формата А4, цв. карандаши, фломастеры.

Цель: систематизация знаний о блокаде Ленинграда; проявление творческого потенциала в рисовании и аппликации, оригами.

1. Рассматривание карты блокады Ленинграда

Время проведения – 25 минут.

  • Знакомство с картой блокады Ленинграда.
  • Продолжаем читать книгу «Был город-фронт, была блокада…», составители Д. Колпакова и В.Суслов.

3 этап – творческий

НОД «Художественное творчество» под музыку военных лет.

Занятие «Рисование» «Цветок жизни».

Занятие «Аппликация» - «Разорванное кольцо».

Конструирование из бумаги «оригами» - Журавлики.

Разукрашивание карты блокады Ленинграда

Коллективная работа. На листе ватмана нарисована карта, детям нужно показать свои знания и разукрасить карту самим.

Полученный результат:

  • Закрепление знаний о блокаде Ленинграда.
  • Проявление возможности показать свои знания о блокаде путем разукрашивания карты.
  • Проявление индивидуальности детей путем добавления на карте индивидуальных моментов.

Дополнительное занятие:

На НОД «Музыка» педагог закрепляет знания детей о войне, о блокаде. Рассказывает о появлении песни «Катюша», «Ладога, родная Ладога» и в течении четырёх занятий педагог с детьми разучивает песни:

«Катюша»

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег катюша,

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед

И бойцу на дальний пограничный

От катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег катюша,

На высокий берег на крутой.

«Эх Ладога, родная Ладога»

Сквозь шторм и бури, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети!

Дорога здесь пробита сквозь блокаду,-

Родней дороги не найти!

Эх, Ладога, родная Ладога!

Метели, штормы, грозная волна...

Недаром Ладога родная

"Дорогой жизни" названа.

Недаром Ладога родная

"Дорогой жизни" названа.

Полученный результат:

  • Систематизация знаний о войне и блокаде Ленинграда.
  • Проявление сочувствия и сожаления к людям, пережившим блокаду Ленинграда.

Дополнительно:

В целях подготовки к заключительному – четвёртому этапу, совместно с сотрудником библиотеки, детям домой были розданы стихи, которые они учили в течение недели с родителями.

Полученный результат:

  • Закрепление знаний о городе Санкт-Петербург.
  • Дети познакомились с понятиями: война, блокада, лишения и др.
  • Проявление сочувствия и сострадания к людям, находившимся во время блокады в городе.
  • Знакомство с книгой «Был город-фронт, была блокада…», составители Д. Колпакова и В.Суслов.

4 этап - заключительный

Представление детьми продукта деятельности на «Уроке мужества», посвящённого 71 годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда. Оснащение: ноутбук, мультимедийное оборудование, экран.

Участники: дети, воспитатели, муз. руководитель, сотрудник библиотеки, родители, ветераны.

Возложение венка к памятнику «Аллея ветеранов».

Экскурсия в музей «Прорыв блокады Ленинграда».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ

«70-летие снятия

блокады Ленинграда»

Воспитатель:

Павловская С.А.

Санкт-Петербург

2017

Информационная карта проекта

Проект:

Продолжительность проекта: 10 дней

Тип проекта: информационно-практический.

Участники проекта (взрослые, дети) : младшая группа №10

Возраст детей: 3-4 года.

Проблема, на которую направлен проект: воспитание патриотических качеств.

Цель проекта: формирование патриотических чувств, чувств гордости и эмоционального сопереживания.

Задачи проекта:

Для детей:

    формирование патриотических чувств;

    воспитывать уважение и благодарность к людям, защищавших город в блокаду;

Для педагогов:

    осуществлять реализацию проекта в различных видах детской деятельности;

    организовать и координировать деятельность детей;

    привлекать родителей к совместной деятельности с детьми;

Для родителей:

    закреплять полученную информацию с детьми;

    принимать участие в мероприятиях проекта и выполнять (по желанию) совместные задания к проекту;

Продукты проекта

    рисунки;

    аппликация с эл. Рисования «Военная техника, танк»;

    лепка «Разорванное кольцо»;

    презентация «70-летие снятия блокады Ленинграда»;

    стендовая и наглядная информация.

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

    ребенок стремится к познанию нового, овладение необходимыми знаниями и умениями;

    успешно решать творческие задачи в процессе художественной деятельности.

Для педагогов:

    реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте;

    систематизация знаний детей.

Для родителей:

    осознанный интерес родителей к данной теме;

    приобщение к проектной деятельности.

Системная паутинка по проекту

(по образовательным областям)

Павловская С.А.

Познание

Формы:

«Наш город в дни блокады»

«Норма хлеба в блокадные дни»

Социализация

Формы:

    С/р игра «Военная медсестра».

    Конструирование из настольного строителя «Военная техника».

Художественное

творчество

Формы:

    Лепка «Разорванное кольцо»

    Аппликация с эл. рисования «Военная техника, танк»

Чтение художественной

литературы

Формы:

А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга»

«Стихи о блокаде»

С. Баруздин «Шел по улице солдат»

Музыка

Формы:

    Прослушивание муз произведений на военную тему.

Проект:

«70-летие снятия блокады Ленинграда»

Формы взаимодействия с социальными партнерами

Формы:

Взаимодействие с группой №8 просмотр слайдов на тему «Блокада»

Безопасность

Формы:

Правила поведения на прогулке, в группе

Режимные моменты/ взаимодейст. с семьей

    Рассматривание и обсуждения картин и иллюстраций дома;

    Совместные с родителями рисунки о блокаде;

    Пословицы о хлебе.

Здоровье

Формы:

«культура поведения во время еды»

Беседа о пользе хлеба.

Коммуникация

Формы:

    Беседы;

    Ситуативный разговор;

    Рассматривание иллюстраций «Дни блокады» с использованием проективной доски.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

«70-летие снятия блокады Ленинграда»

Павловская С.А.

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия

членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный

(проблема, планирование,

прогнозирование результатов / продуктов проекта)

Планирование всего проекта.

Использование модели 3-х вопросов.

Формулируют проблемные вопросы.

Определяют задачи.

Подбор методической и

художественной литературы. Монолог, побуждающий детей узнать о войне, умение слушать и участвовать в совместном планировании.

Работа в режимных моментах.

Разговоры между детьми, желание разобраться в проблеме.

Интерес к возникшей проблеме, отклик на детские предложения.

Деятельностный

(непосредственная деятельность

по проекту)

Организация совместной деятельности с детьми.

Контролируют развитие проектной деятельности детей.

Оказывают дифференцирован

ную помощь детям при проведении проектной деятельности.

Собирают рисунки детей и вырезки из журналов для оформления коллажа.

Рисуют для выставки «Военная техника, танк».

Слушают песни военных лет.

С/р игры «Военная медсестра».

Размышление «Какие песни пели во время ВОВ и почему?»

Родители принимают участие в конкурсе рисунков к «70-летию снятия блокады Ленинграда» . Совместно с детьми.

Завершающий

(презентация проекта «70 летие снятия блокады Ленинграда»)

Откликаются на приглашение быть на презентации.

Участие в беседе «Блокада Ленинграда», «Подвиг людей в блокадном городе». Рассматривание рисунков «Разорванное кольцо», «Цветок жизни»

Родители посетили памятник «Цветок жизни», «Разорванное кольцо блокады», «Пискаревское мемориальное кладбище», возложили цветы.

Алгоритм тематического планирования

информационно-практического проекта

«70-летие снятия блокады Ленинграда»

1. Просмотр иллюстраций, фото, книг о блокаде Ленинграда.

Педагоги и дети д/с и родители воспитанников.

II . Планирование проекта

1. «Модель трех вопросов»

Дети, педагоги, родители

2. системная «Паутинка»

Дети, педагоги, родители

3. Календарное планирование

Педагоги

4. Определение конечного продукта

Дети, педагоги, родители

III. Реализация проекта

1. Создание среды (оснащение центра активности):

    фото;

    книги;

    материалы.

Педагоги, родители

3. Совместная деятельность педагога и детей

Педагоги, дети

IV . Продукты проекта

Рисунки, слайды, наглядная информация, презентация

Воспитатели, дети, родители

V . Презентация проекта

Выступление перед коллективом детского сада

Воспитатели

Модель трёх вопросов .

К проекту «О блокаде»

2 младшая группа

Вика-« Было холодно, людям не хватало хлеба.»

Сева -«Солдаты защищали наш город от врагов.»

Вика- «Почему была блокада?»

Сева -«Почему наш город назывался Ленинградом?

У воспитателя, у родителей.