Экхарт Толле. Золотые слова. Семь способов избавиться от чувства вины

Что называется присутствием - для этого также используют другие слова, например, осознание - это состояние сознания, выходящее за рамки разума.

Вы наверняка замечали, что почти постоянно в вашей голове есть внутренний голос, который все время говорит. На большинство людей внутренний голос - разговор с самим собой - оказывает в основном неприятное воздействие, потому что для многих людей разговор с самим собой очень часто имеет негативную окраску. .

На самом деле, в мире есть миллионы людей, которых мучает их собственное сознание, разговор с самим собой, и это, разумеется, обусловлено только состоянием их разума. Но они даже не понимают этого, потому что настолько отождествляют себя со своим внутренним голосом, что у них не осталось пространства для осознания самого факта наличия внутреннего голоса, ведь если они отождествляют себя с внутренним голосом, они сами становятся им.

Роскошь, Которая Стала Необходимостью Для Выживания Человечества

Присутствие - это появление нового измерения в сознании, попав в которое, вы можете осознать само наличие внутреннего голоса . Такое осознание находится на уровне выше, чем разум, это место в вашем сознании, из которого вы можете взглянуть на собственный разум, это осознание, стоящее за мыслительным процессом.

Для человека открытие в себе такого измерения необычайно важно. Это является следующим шагом в эволюции человечества - открыть в себе это неограниченное измерение сознания. Это удивительный скачок.

Все древние духовные учителя уже указывали на возможность этого - и Будда, и Иисус, и другие. Но до сих пор мало кто действительно смог испытать это состояние сознания и принять это состояние сознания.

Кто-то может сказать, что до недавнего времени найти этот новый уровень сознания было роскошью, но текущая ситуация в мире настолько критична, мы сталкиваемся с таким количеством проблем, что трансформация человеческого сознания - а именно этим является появление присутствия - больше не является роскошью, это необходимость для выживания человечества.

Проблемы, с которыми мы сталкиваемся как вид - большинство проблем, если не все - результат работы нашего собственного разума . Все эти проблемы не связаны с природными катастрофами - кроме катастроф, причиной которых явились люди. В них есть очень сильное влияние того, что кто-то может назвать сумасшествием, или дисфункцией того, что называется старым сознанием. Оно производит огромное количество страданий без всякой на то нужды. Древние учителя говорили об этом. Будда говорил, что жизнь полна страданий, а Иисус говорил, что нам нужно обрести Царствие Небесное в душе, нам необходимо спасение.

И только сейчас на планете есть множество людей - их еще очень мало, но значительно больше, чем когда бы то ни было ранее - которые готовы войти в это новое состояние сознания и сделать присутствие частью своей жизни. У них произошел сдвиг - для некоторых постепенный, для небольшого количества - внезапный, резкий сдвиг от состояния сознания, в котором они отождествляли себя с постоянным потоком мыслей.

Сдвиг от такого состояния к признанию существования другого измерения сознания - состояния присутствия, или осознания - позволяет наблюдать за своими мыслительными процессами. Вы больше не загнаны в угол, не отождествляете себя с полным ограничений разумом.

Это пожалуй, самая важная вещь в вашей жизни - пройти через этот сдвиг. Это не невероятно сложно, но, к сожалению, в господствующем сейчас культурном потоке пока не существует даже знаний о том, что такой сдвиг возможен.

Как Мы Блокируем Радость в Каждом Моменте, Когда Нам Плохо

Итак, присутствие должно появиться прямо сейчас, люди к этому готовы, вы к этому готовы. И когда вы ощутите в себе появление этого нового состояния сознания, вы начнете замечать изменения в своей реакции на происходящее в вашей жизни , изменения в том, как вы относитесь к другим людям, и это все изменения к лучшему.

Вы поймете, например, что ситуации, которые раньше вызывали у вас огромную боль и страдания, уже больше не в состоянии причинить вам боль и страдания. Вы также откроете для себя удивительную правду - вы поймете это на собственном опыте, осознавая то, что с вами в жизни происходит.

Наблюдайте за тем, как вы чувствуете себя несчастными в разных ситуациях - по-разному несчастными. Это чувство имеет много разновидностей, например, раздражение - это легкая форма несчастья. Раздражение, гнев, ненависть - одни из множества видов несчастья, так же как жалость к себе и т.д. Вы осознаете, что ощущение себя несчастным связано с вашими собственными мыслительными процессами, а не с реальной ситуацией. В большинстве случаев вы чувствуете себя несчастным не из-за ситуации, в которой оказались, а из-за того, что говорит вам об этой ситуации ваш разум.

Позвольте себе представить один пример: вы стоите в очереди в аэропорту или супермаркете, и она не движется, все задерживается, потому что кто-то работает слишком медленно и недостаточно эффективно. И люди быстро начинают испытывать раздражение, злость, расстройство (это мелкий пример). Они верят, что недовольны ситуацией. Но если они внимательнее посмотрят на причину своего несчастья, то поймут, что несчастны не из-за того, что стоят в очереди. Они несчастны, потому что их разум говорит, что стоять в очереди – это плохо. Внутренний голос говорит разное, комментирует.

Если бы вы были в состоянии присутствия, вы бы осознали, что говорит ваш разум. Если бы вы были в состоянии присутствия в этой ситуации и многих других, даже в так называемых «тяжелых» ситуациях, вы бы увидели, что это ощущение несчастья происходит из вашего разума, а не вызвано ситуацией, в которой вы оказались.

Когда вы это осознаете, то у вас появляется возможность стать свободным, возможность выбора : хотите ли вы продолжать так думать и быть несчастным или же освободиться от этого чувства.

Присутствие проявляется очень активно и внезапно, вы принимаете ситуацию такой, как есть, потому что ничего не можете с ней сделать, и происходит огромный сдвиг в вашем восприятии этого момента . Вы освобождаетесь от гнета несчастья.

Это всего лишь один пример того, как присутствие может изменить вашу жизнь. В том, что касается отношений: когда вы перестаете постоянно судить других людей через призму ограниченного разума, вы наблюдаете множество перемен в своем взаимодействии с другими людьми.

Точка Сдвига

Самое важное, что с вами может случиться в жизни - это возможность испытать этот сдвиг, не быть заложником своего ограниченного разума, а его ограничивали воспитанием в детстве и множеством воздействий в жизни. Вместо того, чтобы быть заложником своего ограниченного разума и не испытывать свободы, вы можете переступить через ограничения своего разума и стать свободным.

Вот почему во многих духовных практиках используется термин «освобождение ». Стать свободным, освободиться. Освободиться от чего? Полностью освободиться от собственного разума .

И тогда вы сможете использовать свой разум, свои мыслительные способности значительно более эффективно. Что же изменится? Не ваш разум будет использовать вас, а вы будете использовать свой разум, и это огромная разница .

Когда вы отождествляете себя с этим постоянным потоком мыслей, вы не мыслите на самом деле - мысли просто случаются с вам и. Вы отождествляете себя с ними, вам кажется, что это вы мыслите, но это всего лишь мыслящий внутри вас ограниченный разум, и вы считаете, что он - это вы. Но вас там нет.

Есть сдвиг от того, чтобы отождествлять себя с потоком мыслей, к осознанию наличия этого потока мыслей внутри вас, осознания того, что этот поток часто интерпретирует реальность так, что вызывает у вас и у других людей страдания. Затем вы понимаете, что можете освободиться от этого.

Возвращаясь к примеру - когда вы стоите в очереди в аэропорту или супермаркете, вы чувствуете себя расстроенным, затем вы понимаете, что можете освободиться от этого чувства, всего лишь отказавшись от дисфункциональных внутренних комментариев. И внезапно ситуация становится такой, какая она есть на самом деле, и вы чувствуете себя довольно хорошо. Это мелкий пример, но присутствие затрагивает все области вашей жизни, и вы это поймете.

Если вы чувствуете, что в этом есть смысл, это значит, что вы, возможно, готовы пережить этот сдвиг сознания.

Если же вы не имеете ни малейшего представления, о чем сейчас идет речь, и для вас эти слова звучат чепухой, это скорее всего значит, что вы пока не готовы. Это также значит, что вам, возможно, нужно еще немного пострадать, прежде чем достичь состояния готовности…

Экхарт Толле

Публикация Сайт "OMAR TA SATT "

“Все духовные упражнения ведут к тому, чтобы радостно принять момент сейчас.” Экхарт Толле

В большинстве случаев страданий и боли можно избежать. Причина боли - мы сами, ведь нашей жизнью руководит разум - разум, за которым мы не наблюдаем. Создаваемая нами боль - это всегда признак неприятия, неосознанного сопротивления тому, что есть.
На уровне мышления это сопротивление проявляется как осуждение. На эмоциональном уровне оно выплескивается негативными эмоциями. Чем сильнее сопротивление настоящему, тем сильнее боль. Интенсивность сопротивления, в свою очередь, зависит от степени идентификации с разумом. Разум всегда пытается отвергнуть Сейчас и бежать от него.
Иными словами, чем теснее вы отождествляете себя с разумом, тем больше страдаете. Можно сказать и так: чем больше ваша способность ценить и принимать Сейчас, тем меньше вы страдаете от боли и мучаетесь. И тем свободнее вы от эгоистического разума.
Как утверждают некоторые духовные учения, боль есть иллюзия. Это действительно так. Вопрос в том, так ли это для вас. Одной убежденности мало. Или, быть может, вы хотите всю жизнь страдать от боли, продолжая утверждать, что боль - это иллюзия? Это поможет вам избавиться от мучений? Самое важное здесь, как вы реализуете эту истину, то есть как воплотите ее в собственном опыте.
Пока вы отождествляете себя с разумом (в духовном смысле - пока вы не осознаёте себя), вы обречены терпеть боль. Главным образом я имею в виду душевную боль - основную причину боли физической и физических же болезней. Обида, ненависть, жалость к себе, чувство вины, гнев, депрессия, зависть, даже легкое раздражение - всё это разновидности боли. В любом наслаждении, эмоциональном подъеме есть зернышко боли, неотъемлемая противоположность наслаждения, которая рано или поздно обязательно даст о себе знать.
Каждый, кто хоть раз употреблял наркотики, знает: «кайф» неминуемо оборачивается спадом, удовольствие становится болью. Многие из нас не понаслышке знают, как легко отношения с близким человеком превращаются из источника радости в источник боли. Если копнуть глубже, становится ясно, что эти противоположности, позитив и негатив, - две стороны одной медали, две составляющие глубинной боли; боль же - это неотъемлемая часть сросшегося с разумом эгоцентричного сознания.
Пока у вас нет доступа к потенциалу Настоящего, внутри скапливается осадок пережитых страданий. Этот «остаток» соединяется с уже присутствующей в вас болью из прошлого и прочно обосновывается в теле и разуме. Частью этой боли, безусловно, является и та детская боль, которую когда-то причинила вам неосознанность нашего мира, в который вы тогда только-только пришли.
Такие залежи боли - не что иное, как поле негативной энергии, захватившей ваше тело и разум. Вы не слишком погрешите против истины, если станете воспринимать это поле как некую невидимую сущность, заслуживающую отдельного разговора. Это эмоциональное болевое тело.

У болевого тела два режима существования: пассивный и активный. Существование в пассивном режиме может составлять девяносто процентов времени. В жизни же глубоко несчастного человека болевое тело может быть активно на все сто процентов. Жизнь некоторых из нас полностью состоит из страданий, в то время как другие люди испытывают боль лишь время от времени, когда что-то не ладится в отношениях с близкими, когда становится больно физически или психологически, при воспоминании о прошлых утратах и так далее.
Активировать болевое тело может что угодно - особенно резонанс с болью из прошлого. Когда болевое тело готово войти в активный режим, катализатором может оказаться любой пустяк - мысль, невинное замечание близкого человека, что угодно.

Разотождествление с болевым телом
Болевое тело не хочет, чтобы его разглядывали и определяли, какое оно на самом деле. Когда вы наблюдаете болевое тело, ощущаете в себе его энергетическое поле и направляете внимание внутрь него, отождествление прекращается.
Вам открывается более высокий уровень сознания. Я называю это присутствием. Теперь вы наблюдаете за болевым телом, созерцаете его. Это значит, что болевое тело больше не может притворяться вами и таким образом вас использовать, не может «подзаряжаться» через вас. Вы обретаете свою сокровенную силу.
Некоторые болевые тела довольно неприятны, но относительно безвредны, как безвредны дети-плаксы. Иные же напоминают злобных монстров-разрушителей, воплощенных демонов. Есть поля, приносящие физическую боль, но больше всего тех, что ранят душу. Некоторые поля ранят близких людей да и вообще всех, кто оказался рядом, а другие ранят «хозяина», и тогда жизнь видится вам в мрачных тонах, ваши мысли и чувства начинают вас разрушать. Нередко это становится причиной болезней и несчастных случаев. Случается, когда болевые поля доводят своих хозяев до самоубийства.
Когда вы думаете, что знаете человека как самого себя, но потом впервые сталкиваетесь с чужеродным и омерзительным существом его болевого тела, то, конечно, испытываете сильный шок. С другой стороны, куда важнее наблюдать эту сущность в себе, а не в другом человеке.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К ЗНАКАМ ОТЧАЯНИЯ В СЕБЕ - в любой форме это могут быть вестники просыпающегося болевого тела. Болевое тело нередко проявляется как раздражение, нетерпение, уныние, желание причинить кому-то боль; как гнев, ярость, депрессия, потребность драматизировать отношения… Поймайте момент, когда оно пробуждается из пассивного состояния.
Болевое тело, как и любая другая сущность, стремится выжить. А выжить оно может только в том случае, если вы неосознанно отождествите с ним себя. Вот тогда болевое тело оживет, возьмет над вами верх, «станет вами» и будет жить через вас.
Получать «пищу» болевое тело может только через вас. Питается оно переживаниями, которые резонируют с его типом энергии и способны воплотиться в самые разные проявления боли: в гнев, стремление разрушать, ненависть, горе, насилие, душевные муки и даже болезни. Таким образом, когда болевое тело берет на себя бразды правления, оно создает такую ситуацию, при которой его энергетические частоты к нему же и возвращаются, питая его таким образом. Боль питается исключительно болью. Боль не может питаться радостью - от радости у нее случается несварение.
Когда болевое тело подминает вас под себя, вы сами тянетесь к боли. Становитесь либо жертвой, либо преступником. Вы хотите причинять боль или страдать от боли. Или и то и другое вместе, разница невелика. Конечно, вы не осознаете этого и утверждаете, что не стремитесь к боли. Но присмотритесь к себе, и вы обязательно увидите, что ваши мысли и поступки подчинены желанию продлить боль, заставить страдать себя и других. Если бы вы действительно это осознали, стремление к боли исчезло бы, потому что хотеть боли - это ненормально, а быть осознанно ненормальным невозможно.
Болевое тело, эта темная тень эго, действительно боится света вашего сознания. Оно боится быть обнаруженным. Ваша неосознанная идентификация с ним, равно как и неосознанная боязнь встретиться с живущей в вас болью - это гарантия выживания болевого тела. Но если вы не откроете эту боль, не осветите ее лучом сознания, то будете переживать ее снова и снова.
Возможно, болевое тело кажется вам опасным чудищем, на которое даже смотреть невозможно, но на самом деле это бестелесный фантом, неспособный вытерпеть силу вашего присутствия.

КОГДА ВЫ СТАНЕТЕ СВИДЕТЕЛЕМ и начнете процесс разотождествления, болевое тело не сразу сдаст свои позиции: оно обязательно постарается заставить вас снова слиться с ним. Вы больше не подкармливаете его идентификацией, но у болевого тела есть инерция - вспомните, как вращается по инерции колесо прялки, когда его никто уже не крутит. На этой стадии боль может возникнуть в разных частях тела, но эта боль непродолжительна.
Присутствуйте, живите осознанно. Будьте готовы защитить свое внутреннее пространство. Чтобы наблюдать болевое тело и ощущать его энергию, необходимо в достаточной степени присутствовать в Сейчас. Тогда болевое тело не сможет управлять вашими мыслями.
Когда ваши мысли соединяются с энергетическим полем болевого тела, вы отождествляете себя с ним и снова питаете его мыслями. Предположим, гнев - господствующая энергетическая вибрация болевого тела. Вы сердитесь, мысленно фокусируетесь на обидах и мести - и впадаете в неосознанность, болевое тело становится «вами». Там, где есть гнев, всегда скрывается боль.
Когда в плохом настроении человек размышляет о том, как ужасна его жизнь, мысли сливаются с болевым телом, осознанность исчезает, и человек легко поддается атакам со стороны болевого тела.
Под «неосознанностью» я подразумеваю отождествление с некоей мысленной или эмоциональной моделью. Такое отождествление означает полное отсутствие наблюдателя.

Превращение страдания в сознание
Непрерывное сознательное внимание разрывает связь между болевым телом и мыслительным процессом, превращая страдание в сознание. Боль словно становится топливом, питающим сознание, и свет сознания разгорается ярче.
В этом и заключается эзотерический смысл древнего искусства алхимии: превращение металла в золото, страдания в сознание. Внутренний раскол зарастает, вы вновь обретаете целостность. Ваша обязанность теперь - не преумножать боль.
СОСРЕДОТОЧЬТЕ ВНИМАНИЕ НА ВНУТРЕННИХ ОЩУЩЕНИЯХ. Осознайте, что вы ощущаете болевое тело. Признайте его присутствие. Не думайте о нем, не позволяйте ощущению превратиться в мысль. Не оценивайте и не анализируйте. Не отождествляйте себя с ним. Присутствуйте и наблюдайте, что происходит внутри вас.
Осознайте не только душевную боль, но и «того, кто наблюдает», безмолвного очевидца. Это и есть сила Настоящего, мощь вашего осознанного присутствия. Посмотрите, что будет дальше.

Отождествление эго с болевым телом
Описанная выше техника и эффективна, и проста. Обучить ей можно даже ребенка, возможно, наступит время, когда школьников первым делом будут учить именно этому. Осознав основной принцип присутствия в роли наблюдателя внутренних процессов, а осознать это можно лишь посредством опыта, вы овладеете мощнейшим инструментом трансформации.
Это не значит, что боль не станет сопротивляться разотождествлению. Сопротивление будет тем сильнее, чем сильнее и дольше вы отождествляли себя с болевым телом эмоций и чем больше вложили в него своего «я». Это значит, что вы сотворили из боли некое «я» (очень несчастливое) и уверовали в то, что этот порожденный разумом фантом есть ваша истинная сущность. В таком случае неосознанный страх утраты идентичности заставит вас изо всех сил сопротивляться разотождествлению. Иными словами, прыжку в неведомое, риску потерять ставшее привычным несчастное «я» вы предпочтете боль, то есть выберете быть болевым телом.

НАБЛЮДАЙТЕ ЗА СОПРОТИВЛЕНИЕМ ВНУТРИ ВАС. Наблюдайте за привязанностью к боли. Будьте очень внимательны. Наблюдайте за своеобразным удовольствием, которое приносит вам ваше несчастье. Наблюдайте за неотвязным желанием говорить и думать о своей горькой участи. Если сможете осознать все это, сопротивление исчезнет.
Затем можно направить внимание внутрь болевого тела, присутствовать как наблюдатель и таким образом начать процесс преобразования.

Сделать это можете только вы. Заменить вас не в силах никто. Но если вам посчастливится найти человека, который полностью присутствует в Сейчас, и если вы сможете быть с ним и последуете его примеру присутствия, это может очень помочь вам ускорить трансформацию. Ваш свет разгорится быстрее. (Вам повезло – у вас есть такой человек в лице Сильвестры). Если едва начавшее тлеть бревно положить рядом с объятым пламенем поленом, а потом отделить от него, бревно будет гореть ярче. Огонь один и тот же. Одна из функций духовного учителя в том и состоит, чтобы самому быть таким пламенем. С этой функцией могут справиться и некоторые врачи - при условии, что они смогли возвыситься над уровнем разума и во время работы с вами интенсивно и осознанно присутствуют в моменте Сейчас.

Запомните раз и навсегда: пока вы отождествляете себя с болью, вы не можете от нее избавиться. Пока вы вкладываете часть себя в душевную боль, вы будете неосознанно отбрасывать или саботировать свои попытки исцелиться от боли.
Почему? Да потому что боль стала важнейшей частью вашей природы, а себя вы будете беречь и ограждать от любых нападок. Процесс этот неосознанный, вам следует осознать его - это единственный способ с ним справиться.

Сила вашего присутствия
ВНЕЗАПНОЕ ОСОЗНАНИЕ того, что вы привязаны или были привязаны к боли, может вызвать сильный шок. Но именно в момент такого осознания привязанность исчезает.
Болевое тело - это энергетическое поле, почти существо, временно вторгшееся в ваше внутреннее пространство. Это пленённая жизненная сила, обездвиженная энергия.
Конечно, болевое тело возникло не просто так - его существование обусловлено какими-то событиями прошлого. Минувшие события все еще живут в вас, и если вы отождествляете себя с прошлыми переживаниями, значит, отождествляете себя с прошлым.

Позиция жертвы - это уверенность в том, что прошлое сильнее настоящего. На самом деле все наоборот. По мнению жертвы, в ее страданиях и неспособности быть собой виноваты другие люди и нанесенные ими обиды, ответственность за свою нынешнюю сущность жертва возлагает на других. Истина же в том, что единственно реальная сила находится в Сейчас, и это сила вашего присутствия. Когда вы это осознаете, вы поймете и то, что теперь за ваше внутреннее пространство отвечаете вы, и только вы, и что перед мощью Настоящего прошлое бессильно.

Неосознанное порождает боль, а сознание превращает боль в сознание. Святой Павел красиво сформулировал этот универсальный принцип: «Все же обнаруживаемое делается явным от света, и все, делающееся явным, свет есть».

Победить болевое тело невозможно, как невозможно победить тьму. Попытки задушить боль спровоцируют внутренний конфликт и доставят еще больше боли. Все, что вам нужно, - это наблюдение. Наблюдать болевое тело означает осознавать его частью Настоящего.

* Экхарт Толле: Растворение Болевого Тела! - https://www.youtube.com/watch?v=911zIqZI3bI
** Экхарт Толле: Сначала вытащи стрелу - https://www.youtube.com/watch?v=5cqmWaN0Xfo
*** Экхарт Толле: Позвольте быть тому, что есть - https://www.youtube.com/watch?v=GaWwF5_Sf7Y
(для просмотра ссылок их надо копировать в адресную строку браузера и нажимать Enter)

Мышление у большинства людей — это, в огромной мере, непроизвольное, автоматическое и без конца повторяющееся думанье. Своего рода мысленный шум, некая разновидность ментальной статики, лишенная какой бы то ни было целесообразности. Строго говоря, ты не думаешь. Думанье происходит само по себе. Утверждение «я мыслю» подразумевает присутствие воли или желания. Оно содержит предположение, что ты сам участвуешь в процессе, что это твой выбор, и что ты решил это делать. Но у большинства людей это не так. Выражение «я думаю» — ошибочно. Оно находится на том же уровне, что и утверждения типа «я перевариваю пищу» или «я циркулирую кровь». Пищеварение происходит, кровообращение происходит, думанье происходит.

Тысячелетиями люди становились все более одержимы умом, так как не могли распознать в овладевшей ими сущности нечто отличное от себя. В результате полного отождетсвления человека со своим умом у него возникло ложное ощущение себя - эго. Плотность эго зависит от степени того, насколько ты — сознание — отождествлен с умом, с мышлением. Мышление — это лишь крошечная составляющая всего сознания, всего того, что вы есть.

У разных людей степень отождествленности с умом разная. Одним нравятся периоды, когда они хотя бы ненадолго от нее освобождаются. Спокойствие, радость и жизненная сила, переживаемые ими в такие моменты, делают их жизнь такой, что ее стоит жить. Это моменты творчества, любви, сочувствия. Другие постоянно находятся в плену эгоического состояния. Они стали чужими не только для самих себя, но и для других людей вместе со всем окружающим миром. Если посмотреть на них, то на их лицах можно заметить напряжение, может быть, глубокие морщины меж бровей, отсутствующий или пристальный взгляд. Большая часть их внимания поглощена собственными мыслями, поэтому тебя они практически не видят, и вряд ли будут слушать. Они не присутствуют ни в какой ситуации, их внимание направлено либо в прошлое, либо в будущее , — каковые, разумеется, существуют только в виде мыслеформ, или имеют к тебе такое же отношение, как исполняемая роль, а потому не являются тобой. Многие отчуждены от того, кто они есть, но отчуждены до такой степени, что их поведение и общение с другими почти всеми распознается как «фальшь» — за исключением тех, кто сами настолько же фальшивы и в той же мере отчуждены от своей сути.

Отчуждение означает, что ты никогда, ни в какой ситуации, ни в каком месте, ни с каким человеком, даже с самим собой не чувствуешь себя свободно. Ты все время стремишься «домой», но никогда и нигде не чувствуешь себя дома. Некоторые из величайших писателей двадцатого столетия, такие как Франц Кафка, Альберт Камю, Т.С. Элиот и Джеймс Джойс, считали отчуждение общим фактором мировой дилеммы человеческого существования. Они, возможно, пережили его глубоко внутри и потому сумели столь блестяще выразить его в своих произведениях. Они не предлагают решения. Их вкладом является то, что они показали нам проблему человечества так, чтобы и мы смогли ее ясно увидеть. Ясно увидеть свою проблему - это первый шаг к тому, чтобы ее преодолеть.

Рождение эмоции

К потоку мыслей добавляется еще одно, хотя и не совсем отдельное от него измерение эго — эмоция. Нельзя сказать, что все мышление и все эмоции исходят из эго. Они превращаются в эго только тогда, когда ты с ними отождествляешься. Тогда они полностью подменяют тебя, иначе говоря, становятся твоим «я».

Физическое тело, твой организм, как и любой другой живой организм, имеет собственный интеллект. И этот интеллект реагирует на то, что говорит твой ум, он реагирует на твои мысли. Поэтому эмоция — это реакция тела на состояние ума. ...

Эмоция — это реакция тела на мысль. Косвенно любая эмоция может быть также и откликом на реальную ситуацию или событие, — но уже на событие, воспринимаемое через фильтр умственной интерпретации, фильтр мышления, иначе говоря, через ментальные концепции «плохого» и «хорошего», «нравится — не нравится», «меня» и «моего». Например, у тебя, скорее всего, не возникнет никаких эмоций, если тебе скажут, что у кого-то угнали машину, но если это твоя машина, то ты, возможно, расстроишься. Поразительно, как много эмоций порождает такая маленькая, созданная умом идея, как «моё».

Хотя тело и весьма разумно, оно все же не способно отличить реальную ситуацию от мысленной. На любую мысль оно реагирует, как на реальность. Тело не знает, что это всего лишь мысль. Для тела тревожная, пугающая мысль означает «я в опасности», и оно реагирует соответственно, даже если ты лежишь ночью в теплой и уютной постели. Сердцебиение и дыхание учащаются, мышцы сокращаются. Нарастает энергия, но поскольку это опасность вымышленная, то энергия не находит выхода. Часть ее возвращается в ум и порождает еще более тревожные мысли. Остальная энергия делается токсичной и мешает гармоничному функционированию тела.

Эмоции и эго

Эго — это не только ненаблюдаемый ум, голос в голове, претендующий на то, что он это ты, но также и ненаблюдаемые эмоции , являющиеся реакциями тела на то, что этот голос говорит. ...

Дисфункциональное думанье — это то, на что тело откликается негативной эмоцией.

Голос в голове рассказывает историю, в которую тело верит и соответственно реагирует. Эти реакции являются эмоциями. Эмоции, в свою очередь, возвращают энергию мыслям, возбудившим первоначальную эмоцию. Это порочный круг неисследованных мыслей и эмоций, порождающих эмоциональное мышление и эмоциональное сочинительство историй.
Эмоциональный компонент у разных людей разный. У одних эго он больше, у других меньше. Мысли, спускающие курок обоймы эмоциональных откликов тела, иногда приходят так быстро, что ум еще не успеет их высказать, как тело уже откликается эмоцией, и уже эта эмоция становится реакцией. Эти мысли существуют на невербальной стадии, и мы можем назвать их невысказанными, бессознательными ожиданиями. Они берут начало в прошлой обусловленности человека, обычно в раннем детстве. Примером такого бессознательного ожидания у человека, чьи изначальные отношения, например, с родителями, или братьями и сестрами, не были ни поддерживающими, ни доверительными, ни вдохновляющими, является установка «людям нельзя доверять». Вот несколько примеров наиболее распространенных бессознательных предположений: «Никто меня не уважает и не ценит. Чтобы выжить, я должен драться. Денег всегда не хватает. Жизнь всегда бьет по голове. Я не заслуживаю богатства. Изобилие не для меня. Я не заслуживаю любви». Бессознательные предположения формируют в теле эмоции, возбуждающие в свою очередь мыслительную активность и/или вызывающие немедленную реакцию. Так они создают твою личную реальность.

Голос эго постоянно подрывает и естественное состояние тела — состояние благополучия и здоровья. Тело почти любого человека испытывает сильное напряжение и стресс не со стороны какого-то внешнего фактора, а исходящие изнутри, их ума. У тела есть присосавшееся к нему эго, поэтому тело не может не откликаться на все нарушающие его нормальное функционирование ментальные модели поведения, образующие эго. В итоге непрерывный поток навязчивых мыслей сопровождается потоком негативных эмоций. Что такое негативная эмоция? Это эмоция, токсичная для тела и нарушающая его равновесие и гармоничное функционирование. Страх, тревога, гнев, обида, печаль, ненависть или сильная антипатия, ревность, зависть - все это нарушает нормальный ток энергии в теле, влияет на сердце, иммунную систему, пищеварение, выработку гормонов и т.д. Даже официальная медицина, хотя она еще очень мало знает о механизме действия эго, начинает признавать наличие связи между негативными эмоциональными состояниями и физическими болезнями. Эмоция, которая вредит телу, также передается людям, с которыми вы вступаете в контакт, и опосредованно, по цепочке, заражает бессчетное множество других людей, с которыми вы вообще никак не сталкиваетесь. Для всех негативных эмоций есть одно определение: "я так несчастен".

Оказывают ли позитивные эмоции противоположное действие на физическое тело? Укрепляют ли они иммунную систему, дают ли силы и исцеляют ли тело? Да, конечно, но нам нужно уметь различать позитивные эмоции, порожденные эго, и более глубокие эмоции, исходящие из твоего естественного состояния соединенности с Сущим.

Позитивные эмоции, порожденные эго, изначально содержат в себе свою противоположность, в которую быстро и превращаются. Вот несколько примеров: то, что эго называет любовью — это обладание и болезненная привязанность, способная в секунду обернуться ненавистью. Ожидание по поводу предстоящего события, которому эго заранее дает завышенную оценку, легко превращается в свою противоположность — неудовольствие или разочарование, если событие уже завершилось или не оправдало ожиданий. Сегодня похвала и признание заставляет тебя чувствовать себя живым и счастливым; завтра критика и безразличие сделают тебя удрученным и несчастным. Удовольствие от дикой вечеринки наутро превращается в озноб и похмелье. Без плохого нет хорошего, без низа нет верха.

Эмоции, порожденные эго, извлекаются из ментального отождествления с внешними факторами, ни один из которых не стабилен и может в любой момент измениться. Более глубокие эмоции — это совсем не эмоции, а состояния Сущего. Эмоции существуют в мире противоположностей. Состояния Сущего могут заслоняться, но у них нет противоположности. Они излучаются изнутри тебя как любовь, радость и покой, являющиеся твоей истинной природой.

Утка с человеческим умом

В книге «Сила Момента Сейчас» я упоминал о своих наблюдениях за утками, когда две из них устроили небольшую драку, какие у них никогда не бывают долгими, а после расплылись в противоположных направлениях. Потом каждая сделала несколько энергичных взмахов крыльями, высвобождая избыточную энергию, накопившуюся во время драки. Похлопав крыльями, они поплыли так же мирно, как и прежде, словно никакой драки и не было.

Имей утка человеческий ум, она продолжала бы драться мысленно, сочиняя разные истории. Одной из таких утиных историй могла бы быть такая: «Даже поверить не могу, что она сейчас сделала. Она приблизилась ко мне меньше чем на пять дюймов. Она, наверное, думает, что весь этот пруд принадлежит ей. У нее нет никакого уважения к моему личному пространству. В следующий раз она попытается сделать что-нибудь еще, просто чтобы досадить мне. Я уверена, она уже что-то замышляет. Но я не собираюсь это терпеть. Я проучу ее так, что она этого не забудет». И так далее и тому подобное, ум раскручивает свои сказки, думая и рассказывая их дни, месяцы и даже годы спустя. Что касается тела, то для него драка все еще продолжается, и в ответ на все эти мысли и эмоции генерируется соответствующая энергия, порождая еще больше мыслей. Это становится эмоциональным думаньем эго. Легко понять, насколько трудной была бы жизнь утки, будь у нее человеческий ум. Но большинство людей живут так постоянно. Никакая ситуация или событие никогда по-настоящему не завершаются. Ум и созданное им «я и моя история» поддерживают их в перманентно активном состоянии.

Мы заблудившиеся существа. Все естественное, любой цветок или дерево, любое животное может преподать нам важный урок, может многому научить, если только мы остановимся, посмотрим и прислушаемся. Урок, преподанный уткой, таков: похлопай крыльями — что переводится как « отпусти свою историю» — и вернись в единственное место силы — в настоящий момент.

Ноша прошлого

История о двух дзенских монахах Танзане и Экидо прекрасно иллюстрирует неспособность, а скорее, нежелание человеческого ума отпускать прошлое. Монахи шагали по раскисшей от дождей проселочной дороге, и вблизи деревни встретили молодую женщину. Она пыталась перейти дорогу, но грязи было столько, что женщина могла безнадежно испортить свое шелковое кимоно. В один миг Танзан подхватил ее и перенес на другую сторону. В молчании монахи пошли дальше. Пять часов спустя, уже на подходе к храму, где их ждал приют, Экидо уже не смог себя сдержать.
— Зачем ты перенес ту девушку через дорогу? — спросил он. — Нам, монахам, не полагается так поступать.
— Я поставил девушку на землю несколько часов назад, — сказал Танзан. — А ты ее все еще несешь?

Теперь вообрази, какой должна быть жизнь человека, живущего подобно Экидо, неспособного или нежелающего внутренне отпустить ситуацию, накапливая внутри себя все больше и больше хлама, и ты сможешь представить себе, как живет большинство людей на нашей планете и какой тяжелый груз прошлого несут они по миру в своем уме.

Прошлое живет в вас в виде воспоминаний, однако сами они не являются проблемой. На самом деле именно благодаря памяти мы можем учиться у прошлого, учиться на прошлых ошибках. Лишь когда воспоминания, то есть мысли о прошлом, полностью овладевают вами, они становятся бременем, становятся проблемой и превращаются в часть вашего самоощущения. И тогда ваша личность, обусловленная прошлым опытом, становится вашей тюрьмой. Вы начинаете наделять воспоминания своим самоощущением, и ваша история становится тем, кем вы себя считаете. Это "маленькое я" - не что иное, как иллюзия, заслоняющая ваше истинное "я" - вневременное и бесформенное Присутствие.

Однако ваша история состоит не только из воспоминаний ума, но и из эмоциональной памяти - старых эмоций, которые беспрерывно воскрешаются. Подобно монаху, который пять часов нес в себе груз возмущения, питая его своими мыслями, большинство людей всю жизнь носят в себе массу ненужного багажа, как умственного, так и эмоционального. Они ограничивают себя обидами, сожалением, враждебностью и чувством вины. Их эмоциональное мышление превратилось в их "Я", и они цепляются за старые эмоции, так как те укрепляют образ их личности.

По той причине, что люди имеют склонность увековечивать старые эмоции, почти каждый включает в свое энергетическое поле накопленную прежде эмоциональную боль, что я называю «болевым телом».

Однако мы можем перестать пополнять и подпитывать уже имеющееся у нас болевое тело. Мы можем этому научиться и сломать привычку накапливать и увековечивать старые эмоции , метафорически говоря, научиться, похлопав крыльями, удерживать себя от пребывания в прошлом, независимо от того, случилось ли это вчера или тридцать лет назад. Мы можем научиться не оживлять в своем уме ситуации или события, и не попадаться на удочку собственного ментального киносценария, а все время возвращать внимание к первоначальному, не имеющему времени, чистому и нетронутому настоящему моменту. Тогда нашей тождественностью становится истинное Присутствие, а не мысли и эмоции.

Что бы ни случилось в прошлом, это не может помешать вам присутствовать в настоящем. А если прошлое не может помешать вам присутствовать в настоящем, тогда какая в нем сила?

Необходимы ли страдания? И да, и нет. Если бы ты не страдал так, как страдал, - в тебе не было бы глубины, не было бы человечности, сострадания. И ты не читал бы сейчас эти строки. Страдание раскалывает скорлупу эго, исполняя тем свое предназначение.
Страдать до тех пор необходимо, пока не постигаешь, что страдать - не обязательно!
Беды и несчастья нуждаются в сотворенном умом "я" с его историей и ложной идентичностью. Они нуждаются во времени - прошлом и будущем. А если удалить время из своей "горестной судьбы", то что останется? Таковость мига Настоящего.

"Истинная свобода и конец страданий наступают, когда начинаешь относиться к жизни так, будто сам выбрал то, что с тобой сейчас происходит. То, что чувствуешь и переживаешь.
Такая непрестанная внутренняя связь со Здесь и Сейчас и есть конец страданий.

Да, может остаться чувство тяжести, смятения, напряженности, гнева или даже отвращения. Но это уже не "злая судьба" и не проблема личности. В людской боли нет ничего личного. Это просто некая сильная энергия, ощущаемая в том или ином месте тела. Удели ей внимание - и эти ощущения уже не перейдут в мышление, не воссоздадут, как прежде, "я"-жертву.
Посмотри, что произойдет, если просто позволить ощущению быть.

Сколько возникает страданий, когда каждую мысль, приходящую в голову, принимаешь за истину! Не обстоятельства жизни делают тебя несчастным, - да, они могут причинить физическую боль, но не страдания. Несчастным тебя делают твои мысли. Интерпретации и истории, которые ты себе вечно рассказываешь.

Когда страдаешь, когда несчастлив - оставайся в Сейчас. Злосчастия и беды не в состоянии в нем выжить.

Страдания начинаются, когда ментально определяешь ситуацию как нежелательную, "плохую". Возникают возмущение, обида - и тут же персонифицируются в виде негодующего "я".
Назвать, снабдить ментальным ярлыком - это привычка, но ей может быть положен конец.

Определение чего-то как неприемлимо плохого порождает в тебе эмоциональное стеснение, зажатость. А если позволишь происходящему быть, не определяя его, - тебе откроется источник немыслимой силы. Эмоциональная зажатость отсекает тебя от этой силы. Силы самой жизни.

Наблюдай, что происходит, когда не спешишь судить, а вместо этого приемлешь происходящее, говоришь ему "да", позволяешь быть.

Вот истинное чудо: во всякой "плохой" ситуации, обстоятельстве или личности есть сокрытое благо. И оно являет себя - и внутри тебя, и вовне - через приятие происходящего.
"Не противься злу" - высочайшая истина человечества.

Похоже, что у страха есть множество причин. Страх потери, страх неудачи, страх получить какое-либо повреждение и т. д., однако в конечном итоге все страхи - это не более, чем страх эго умереть, аннигилировать. Для эго смерть всегда скрывается за ближайшим углом. Когда ты находишься в состоянии отождествления себя с разумом, то страх смерти оказывает влияние на любой аспект твоей жизни. К примеру, даже такая кажущаяся тривиальной и “нормальной” вещь, как навязчивая потребность быть правым в споре и делать другого неправым, отстаивая и защищая ментальную позицию, с которой ты отождествляешься, порождена страхом смерти. Если ты отождествляешься с некой ментальной позицией и при этом оказываешься неправым, то твое базирующееся на разуме восприятие самого себя подвергается серьезной угрозе аннигиляции. Таким образом, ты, как эго, не можешь позволить себе быть неправым. Быть неправым означает умереть. Именно это является главной причиной возникновения войн и развала неисчислимого количества отношений между людьми.
Как только ты перестанешь отождествлять себя со своим разумом, то твоему чувству себя будет безразлично, прав ты или нет. Тогда усиленная, вынужденная и глубокая неосознанная потребность быть правым, являющаяся одной из форм насилия, перестанет существовать. Ты сможешь ясно и твердо заявлять о том, что чувствуешь и что думаешь, однако все это уже будет свободным от агрессивности или необходимости защищаться. Твое чувство себя будет исходить из более глубинного и настоящего места, находящегося внутри тебя, а не из твоего разума. Отслеживай появление у себя любого желания защищаться, которое рождается у тебя внутри. Что ты защищаешь? Иллюзорное отождествление, образ, возникший в своем сознании, вымышленное существо. Делая модель этого существа осознаваемой, становясь свидетелем ее появления, ты перестанешь отождествляться с ней. Тогда неосознанная модель быстро растворится в свете твоей осознанности. Это положит конец всем спорам и силовым игрищам, которые так разрушительно действуют на взаимоотношения. Подавление других - это слабость, замаскированная под силу. Истинная сила находится внутри тебя, и теперь она становится доступной тебе.
Осознание – это когда исчезают разногласия между тем, чего требует и ожидает твой разум, и тем, что есть.

Любое страдание является результатом сопротивления эго.
Если ты за что-то цепляешься и сопротивляешься на данной стадии, то это означает, что ты отказываешься следовать вместе с потоком жизни, а значит, будешь страдать.
Если условие или ситуация, к которым разум привязался и с которыми отождествился, изменяются или исчезают, то разум никак не может это принять. Он будет цепляться за пропадающее обстоятельство и сопротивляться этой перемене. Похоже на то, как если бы от твоего тела отрывали какою-нибудь часть.
“Я научился не сопротивляться тому, что есть; я научился позволять настоящему моменту быть, и принимать непостоянную природу всех вещей и обстоятельств. Так я нашел покой”.
Циклы будут приходить и уходить, но поскольку зависимости от них больше не будет, то больше не будет и страха их потерять.
Даже если всё вокруг тебя рушится, разваливается и крошится, ты продолжаешь чувствовать глубинную внутреннюю сердцевину покоя. Возможно, ты не будешь счастливым, но ты будешь спокойным.
Вместо того чтобы иметь внутри себя стену сопротивления, которая постоянно получает болезненные удары со стороны того, что “не должно происходить”, позволь всему этому проходить сквозь тебя.
Положим, что кто-то, желая тебя обидеть, говорит тебе что-то оскорбительное. Вместо ухода в неосознанную реакцию и негативность типа нападения, защиты или отступления, ты позволяешь этому оскорблению пройти сквозь себя. Не сопротивляйся. Будто здесь нет никого, кто хотел бы сделать тебе больно. Это и есть прощение. Так ты становишься неуязвимым. Ты можешь спокойно сказать этому человеку, что его или ее поведение неприемлемо, если это, конечно, твой выбор. Тогда этот человек будет уже не в силах управлять твоим внутренним состоянием. В этом случае ты сам будешь владеть собой, а не будешь находиться во власти кого-то еще, и твой собственный разум также больше не будет управлять тобой.
Всё, что ты целиком принимаешь, будет приводить тебя в состояние покоя. Это и есть чудо уступания.

Выйдя за пределы противоположностей, созданных разумом, ты становишься подобным глубокому озеру. Внешняя ситуация твоей жизни и происходящие в ней события - это поверхность озера. Иногда она спокойная, иногда - бурная и взволнованная ветром в полном соответствии с циклами и сменой сезонов. Глубоко внизу, на самой большой глубине, озеро всегда спокойно. Ты - не только его поверхность, ты - все озеро целиком, ты соединен со своей собственной глубиной, которая всегда остается абсолютно спокойной. Ты не сопротивляешься перемене, мысленно цепляясь за какую-либо ситуацию. Твой внутренний покой не зависит от нее. Ты сохраняешь верность Сущему - неизменному, вневременному, бессмертному - и больше не зависишь от того, сумел ли ты реализоваться или стать счастливым во внешнем мире, в мире непрерывно меняющихся форм. Ты можешь наслаждаться ими, играть с ними, создавать новые формы и ценить их красоту. Но у тебя больше не будет потребности привязываться к какой-либо из них.

Негативность, чувство недовольства или наличие любой формы страдания говорит о присутствии сопротивления, а оно всегда неосознанно.
Если ты не в состоянии уступить ситуации, тогда действуй немедленно: выговорись или что-нибудь сделай, чтобы у тебя появился шанс изменить ситуацию, - или же выходи из нее. Прими на себя ответственность за свою жизнь. Не загрязняй негативностью ни свое прекрасное и лучезарное внутреннее Сущее, ни Землю. Не давай недовольству, в каком бы виде оно ни приходило, находить внутри тебя место для своего обитания.

Уступание - это внутреннее и безоговорочное принятие того, что есть.
Тогда, для того чтобы уступить, у тебя появляется второй шанс. Если ты не можешь принять то, что окружает тебя снаружи, тогда прими то, что есть внутри. Если ты не можешь принять внешние условия - прими внутренние. Это означает вот что: не сопротивляйся боли. Позволь ей быть. Уступи горю, отчаянию, одиночеству или страданию, какую бы форму они ни приняли. Будь свидетелем, не вешая на это ментальных ярлыков.
На некотором уровне они должны понять то, что их боль была создана ими самими.

Время и боль - неразлучны.

Мысль не может существовать вне сознания, однако сознание не нуждается в мыслях.
Не-разум - это сознание без мыслей

Чем больше ты отождествляешься со своим мышлением, то есть с тем, что тебе нравится и что не нравится, со своими суждениями и интерпретациями, тем в меньшей степени ты присутствуешь как осознанный наблюдатель, как наблюдающее сознание.
Если мысль и эмоция находятся в явном конфликте, то мысль будет ложью, а эмоция - правдой.

Страх включает в себя глубокое чувство покинутости, заброшенности, не целостности и незавершенности

Буквальное значение слова “эмоция” - это беспокойство, волнение, нарушение.
Возмущение и негодование, ненависть, жалость к самому себе, чувство вины, злость, депрессия, ревность и т. д., даже легкое раздражение - все это формы боли.

Боль, которую ты сейчас создаешь, - это некая форма неприятия, то есть всегда некая форма неосознанного сопротивления тому, что есть. Сопротивление на уровне мысли - это какая-нибудь форма суждения. На эмоциональном уровне - какая-нибудь форма негативизма. Интенсивность и острота боли находится в зависимости от силы твоего сопротивления настоящему моменту, а она, в свою очередь, зависит от того, насколько глубоко и сильно ты отождествляешь себя со своим разумом

Время и разум неотделимы друг от друга.
Представь себе, глубоко пойми то, что настоящий момент - это всё, что у тебя есть.
Что может быть бесполезней, неразумней, чем внутреннее сопротивление тому, что уже есть? Что может быть более неразумным, чем противостояние самой жизни, которая есть сейчас и всегда происходит сейчас. Уступи, поддайся тому, что есть.
Сначала прими - потом действуй. Что бы ни содержал настоящий момент, прими его так, как будто ты его выбрал
Фокусируй внимание на своих внутренних чувствах. Знай, что это и есть тело боли. Прими то, что оно есть. Не думай о нем - не позволяй чувствам превратиться в мысли. Не суди и не анализируй. Не создавай свою личность, наделяя ее качествами, исходящими из него. Оставайся присутствующим и продолжай наблюдать за тем, что происходит внутри тебя. Отдавай себе полный отчет не только о наличии эмоциональной боли, но также и о наличии “того, кто наблюдает”, стань безмолвным свидетелем.
эмоция - это реакция тела на состояние сознания.
Секрет жизни состоит в том, чтобы “умереть до того как умрешь” и обнаружить, что смерти нет.
Потребности эго бесконечны. Оно чувствует себя уязвимым и находящимся под угрозой и, таким образом, живет в состоянии страха и нужды
Убери время из своего сознания, и оно остановится, пока ты не решишь снова им воспользоваться.
Отождествиться со своим разумом, значит угодить в ловушку времени - то есть быть вынужденным проживать свою жизнь почти исключительно через свою память и ожидания. Это порождает бесконечную озабоченность и поглощение себя прошлым и будущим, а также формирует нежелание чтить настоящий момент и быть ему благодарным, так же как и нежелание позволить ему быть. Вынуждение возникает потому, что прошлое предоставляет тебе отождествление, а будущее питает твою надежду на спасение, на свою полную реализацию в любой форме.

Жизнь происходит сейчас
Страданию необходимо время; оно не может жить в моменте Сейчас.
Отслеживай мысли, чувствуй эмоции, наблюдай за реакциями. Не создавай из них личных проблем. Тогда ты будешь чувствовать нечто гораздо более сильное, чем любая из тех вещей, которые ты наблюдаешь, это - спокойствие, это - само наблюдаемое присутствие за пределами того, что содержит твой разум, это - безмолвный свидетель.
Глубокое присутствие совершенно необходимо, когда знакомые ситуации вызывают у тебя реакцию с сильным эмоциональным накалом: такие, когда твое представление о самом себе подвергается угрозе, когда твоей жизни брошен вызов, который включает и активизирует твой страх, когда все идет “наперекосяк”, или когда эмоциональный комплекс выносится из прошлого и встает прямо перед тобой. В этих случаях у тебя появляется тенденция становиться “неосознанным”. Реакция или эмоция завладевает тобой, и ты “становишься” ею. Ты действуешь так, как она тебе велит. Ты оправдываешься, нападаешь, делаешь других неправыми, защищаешься,… при том, что сам ты всем этим не являешься; всё это - реактивная модель, шаблон, это - разум, действующий в своем привычном режиме выживания.
Весь имеющийся негатив вытекает из аккумулирования психологического времени и вызван отрицанием настоящего. Предчувствие беды, тревога, напряженность, стресс, беспокойство - а это разновидности страха - вызваны тем, что будущего слишком много, а настоящего мало. Чувство вины, сожаления, возмущения, недовольства, уныния, горечи, так же как и возникновение любой формы непрощения вызваны наличием слишком большого прошлого и недостатком настоящего.
В конечном счете все сводится только к одной проблеме - к самому разуму, закованному в кандалы времени
Это и есть психологическое время: прошлое и будущее. В прошлом у тебя не все складывалось так, как ты хотел. Но даже сейчас ты продолжаешь сопротивляться тому, что было в прошлом, а теперь сопротивляешься еще и тому, что есть сейчас. Надежда - вот что заставляет тебя двигаться, но она же удерживает фокус твоего внимания в воображаемом будущем, и этот длительный фокус прямо-таки не отпускает твое отрицание настоящего момента, а значит, продлевает твое недовольство.

Забудь ненадолго о своей жизненной ситуации и обрати внимание на свою жизнь.

Твоя жизненная ситуация существует во времени.

Твоя жизнь происходит сейчас.

Твоя жизненная ситуация - это продукт разума.

Твоя жизнь - это реальность.
Твоя жизненная ситуация может быть полна проблем, как и большинство жизненных ситуаций, но проясни вот что: есть ли у тебя хоть какая-то проблема прямо сейчас, прямо в этот момент. Не завтра или через десять минут, а сейчас. У тебя есть хоть одна проблема прямо сейчас?
Создавая проблему, ты создаешь боль.

То, о чем ты думаешь как о прошлом, - это лишь след в памяти, хранимый в сознании, след минувшего момента Сейчас. Когда ты вспоминаешь о прошлом, то ре-активируешь след в своей памяти - сейчас ты поступаешь именно так. Будущее - это воображаемый момент Сейчас, проекция разума. Когда будущее наступает, то оно наступает как момент Сейчас. Когда ты размышляешь о будущем, ты делаешь это сейчас. Прошлое и будущее с полной очевидностью не имеют своей собственной реальности, они могут лишь отражать свет солнца, и, стало быть, прошлое и будущее - это только слабое отражение света, силы и реальности вечного присутствия. Их реальность “заимствована” у момента Сейчас.

Суть того, о чем я здесь говорю, нельзя постигнуть рассудком. В тот момент, когда ты это ухватываешь, в твоем сознании происходит сдвиг от разума к Сущему, от времени к присутствию. Внезапно все начинает ощущаться живым, все излучает энергию, источает Жизнь.

Разум постоянно рыщет не только в поисках пищи для думанья; он ищет пищу для собственного отождествления, для чувства самого себя. Так эго возникает и поддерживает свое существование, так оно непрерывно воссоздает само себя.

Когда ты думаешь или говоришь о себе, когда ты произносишь: «Я», то обычно имеешь в виду вот что - «я и моя история». Это «Я» сделано из того, что ты любишь и не любишь, чего боишься и желаешь. Это то самое «Я», которое никогда не бывает удовлетворено надолго. Это - созданное разумом чувство того, кто ты есть, которое обусловлено прошлым и ищущее реализации в будущем.

Видишь ли ты, что это «Я» - мимолетно, поверхностно, что это временная формация, похожая на волновой узор на воде?

Кто это видит? Кто осознает скоротечность и поверхностность твоей физической и психологической формы? Я. Это гораздо более глубокое «Я», у которого нет ничего общего ни с прошлым, ни с будущим.

Что останется, если не будет тех страхов и желаний, которые связаны с твоей проблематичной жизненной ситуацией и которые день за днем отвлекают на себя львиную долю твоего внимания? Прочерк - длиной в один-два дюйма, тире между двумя датами - рождения и смерти - на твоем надгробном камне.

Для эгоистичного «я» это очень неприятная мысль. Для тебя же она - освобождающая.

Если какая-нибудь мысль целиком поглощает твое внимание, это значит, что ты отождествляешься с голосом, звучащим у тебя в голове. Тогда эта мысль получает подкрепление от твоего чувства самого себя. Это эго, это «я», созданное разумом. Ментально сконструированное «я» чувствует себя неполноценным и перебивающимся случайными подачками. Вот почему и чувство страха, и его желания являются не только доминирующей и господствующей эмоцией, но и мотивирующей силой.

Когда ты понимаешь, что у тебя в голове есть голос, претендующий на то, чтобы быть тобой, и никогда не прекращающий своей трескотни, ты пробуждаешься от своего бессознательного отождествления с этим мыслительным потоком. Когда ты начинаешь замечать этот голос, тогда ты начинаешь понимать, что ты - не этот голос, ты не думатель - но тот, кто осознает его.

Знание того, что ты - это осознанность, которая за голосом, и есть свобода.

Эгоистичное «я» только и делает, что что-нибудь ищет. Оно ищет побольше того, побольше этого. Чтобы приплюсовать это к себе. Чтобы почувствовать себя более цельным. Это является объяснением тому, почему эго так озабочено будущим и почему оно его так любит.

Если ты осознаешь себя «живущим в следующем мгновении», значит, твой выход за пределы схемы действий эгоистического разума состоялся, и одновременно с этим у тебя появляется возможность выбора - перенести всё свое внимание в это мгновение и оставить его в нем.

Перенос всего внимания в настоящий момент позволяет интеллекту, неизмеримо большему, чем эгоистический разум, войти в твою жизнь.

Когда ты живешь через эго, то всегда низводишь настоящий момент до уровня цели и средства. Тогда ты живешь ради будущего, и когда достигаешь своих целей, они тебя уже не устраивают, во всяком случае, надолго.

Когда ты больше внимания уделяешь тому, что делаешь, чем тому, чего хочешь этим достичь, ты ломаешь старую эгоистическую обусловленность.

Тогда то, что ты делаешь, становится не только несоизмеримо эффективней, но и дает тебе бесконечно больше возможностей для самовыражения и радости.

Почти в каждом эго содержится хотя бы один элемент, который мы могли бы назвать «отождествлением с образом жертвы». Некоторые люди носят в себе такой сильный образ себя-жертвы, что для их эго он становится центральной, стержневой опорой. Самая сущностная часть их чувства себя складывается и формируется из негодования и обид.

Даже если твои обиды полностью «обоснованы», то все равно то отождествление, которое ты из них для себя соорудил, больше похожее на тюрьму, решетки которой сделаны из мыслеформ. Стремись видеть то, что ты сам же себе и делаешь, или, вернее, то, что твой ум тебе делает. Чувствуй ту эмоциональную привязанность к своей истории жертвы, которая у тебя есть, и осознавай свою навязчивую потребность думать и говорить о ней. Будь свидетельствующим присутствием своего внутреннего состояния. Тебе ничего не надо делать . Вместе с осознанностью приходит трансформация и свобода.

Жаловаться, выражать недовольство и реагировать - вот любимые модели поведения, из которых эго черпает свою силу. Огромная часть ментально-эмоциональной активности очень большого числа людей состоит из недовольства тем или этим, а также реагирования на то или другое. Тем самым ты делаешь других людей «неправыми», ситуации «неправильными», а себя - «правым». Через собственную «правоту» ты чувствуешь свое превосходство, а через чувство превосходства ты усиливаешь свое чувство себя. На самом деле, в реальности, ты всего лишь усиливаешь иллюзию эго.

Способен ли ты наблюдать за этими моделями поведения, которые исходят из тебя, и распознавать тот недовольный голос у себя в голове, ибо это именно он.

Эгоистичное чувство себя нуждается в конфликте, потому что его чувство отделенной от других личности черпает силу и крепнет в борьбе против того или этого, и, кроме того, оно демонстрирует: вот это - «я», а это - не «я».

Нередко кланы, народы и религии извлекают усиление чувства своего коллективного отождествления из того, что имеют врагов. Что же это за «верующий», если нет «неверующих»?

Можешь ли ты обнаружить в том, как ты взаимодействуешь с другими людьми, хотя бы едва заметное чувство превосходства или неполноценности по отношению к ним? Если да, тогда ты смотришь на эго, которое живет через сравнение.

Зависть - это побочный продукт эго, которое чувствует себя ущемленным, если у кого-то другого происходит что-нибудь хорошее, или у кого-то чего-то больше, или он больше знает, или способен на большее, чем ты. Отождествление эго зависит от результатов сравнения, и его пищей является больше . Оно хватает всё, что под руку попадет. Если ничего другого не получается, то ты можешь усиливать свое ложное чувство себя тем, что будешь считать себя более невезучим и пострадавшим от жизни или более больным, чем кто-либо еще.

Каковы же эти истории, фикции, из которых ты извлекаешь чувство самого себя?

Необходимость в том, чтобы спорить, сопротивляться, не пускать и отказывать кому-либо с целью нагнетания и усиления чувства разобщенности, от величины которого зависит, сможешь ли ты продолжить свое существование, выживешь ли, встроена во все схемы действия эгоистичного «я». То есть - «я» против «него», «мы» против «них».

Эго нуждается в конфликте с кем-то или чем-то. Это объясняет, почему ты ищешь и покоя, и радости, и любви, но не можешь выносить их достаточно долго. Ты говоришь, что хочешь счастья, а сам сидишь на игле несчастья.

В конечном счете, всё твое несчастье рождается не из обстоятельств твоей жизни, а в твоем обусловленном разуме.

Носишь ли ты в себе чувство вины по поводу чего-то такого, что сделал - или не сумел сделать - в прошлом? Вот что несомненно: ты действовал тогда в полном соответствии со своим уровнем осознанности или неосознанности. Если бы ты был более осознан, более сознателен, ты бы действовал иначе.

Чувство вины - это еще одна попытка эго создать личное отождествление, чувство себя. Для эго совершенно неважно, будет ли это чувство позитивным или негативным. То, что ты сделал или не сумел сделать, было демонстрацией бессознательности - человеческой бессознательности. Тем не менее, эго его персонифицирует и говорит: «Это сделал Я», и, таким образом, ты начинаешь носить в себе ментальный образ себя как «плохого».

В течение всей своей истории люди причиняли друг другу неисчислимые страдания и боль, вершили насилие и жестокость и продолжают этим заниматься по сей день. Неужели все они были прокляты; разве все они виновны? Или эти акты просто являются выражением бессознательности, этапа эволюции, из которого мы сейчас вырастаем?

Слова Иисуса «Прости им, ибо не ведают что творят» примерь еще и на себя.

Если ради освобождения себя, повышения своей значительности или усиления чувства собственной важности ты ставишь эгоистические цели, то даже если их достигаешь, они все равно тебя не устраивают.

Ставь цели, но знай, что их достижение - это еще далеко не все, что имеет значение. Когда что-то возникает из присутствия, это значит, что настоящий момент не является средством достижения цели: делание само по себе в каждый свой момент является самой полной реализацией. Ты больше не низводишь этот момент до уровня средства достижения цели, до уровня эгоистичного сознания.

«Нет меня. Нет проблем», - сказал буддистский Мастер, когда его попросили объяснить глубинный смысл буддизма.