Экологические факторы определяющие здоровье человека. Экологические факторы и их влияние на здоровье. Антропогенные источники загрязнения


Устные вопросы итогового модульного контроля

1. Предмет и основные задачи гигиены. Предмет и задачи экологии. Взаимосвязь и отличия гигиены и экологии. История развития гигиенической науки. Основные разделы гигиены и их задачи. Основные законы гигиены и их практическое значение.

2. Методы гигиенических исследований и примеры их проведения.

3. Составные части окружающей среды в гигиене. Составные части среды обитания в экологии.

4. Классификация факторов окружающей среды в гигиене. Классификация факторов среды обитания в экологии.

5. Основные источники и факторы загрязнения окружающей среды. Критерии качества окружающей среды и виды мониторинга загрязнения окружающей среды. Понятие об экопатологии населения, ее разновидности.

6. Основные группы количественных показателей здоровья населения. Основные группы показателей здоровья населения, отражающие влияние загрязнения окружающей среды.

7. Виды государственного санитарного надзора и примеры их проведения.

8. Основы санитарного законодательства Украины (основные документы СЭС).

9. Структура санитарно-эпидемиологической службы Украины. Структура санитарно-эпидемиологической станции. Состав санитарно-гигиенического отдела СЭС и его задачи. Состав эпидемиологического отдела СЭС и его задачи.

10. Предмет и задачи гигиены питания.

11. Виды государственного санитарного надзора в области гигиены питания и примеры их проведения.

12. Методы гигиенических исследований в области гигиены питания и примеры их проведения.

13. Понятие о санитарной экспертизе продуктов питания. В каких случаях проводится санитарная экспертиза качества продуктов питания? Где проводится санитарная экспертиза качества продуктов питания? Правила отбора проб продуктов для санитарной экспертизы качества продуктов питания.

14. Какие документы определяют качество продуктов питания на Украине?

15. Методы исследования качества продуктов питания и примеры.

16. Классификация качества продуктов питания и примеры.

17. В чем заключается разница понятий «фальсифицированный продукт» и «суррогат продукта»?

18. Гигиеническая характеристика молока и молочных продуктов. Правила проведения санитарной экспертизы молока. Нормативы органолептических показателей молока по ГОСТ и методы их определения. Нормативы физических показателей молока по ГОСТ и методы их определения.

19. Нормативы химических показателей молока по ГОСТ и методы их определения. Какие приборы используются для санитарной экспертизы молока и с какой целью? Пробы на фальсификацию молока (разведение водой, добавление крахмала или соды).

20. Разновидности питания и цели их применения. Понятие о рациональном питании, научные теории рационального питания человека. Основные ненаучные (нетрадиционные) теории питания и их гигиеническая оценка.

21. Понятие о превентивном питании, примеры использования у различных категорий населения. Понятие о лечебно-профилактическом питании, примеры использования. Понятие о лечебном питании, примеры использования.

22. Классификация алиментарных и алиментарно-обусловленных заболеваний, приметы. Классификация первичных алиментарных заболеваний, примеры. Тактика врача при дифференциальной диагностике и лечении разных групп алиментарных и алиментарно-обусловленных заболеваний.

23. Основные принципы рационального питания человека согласно теории сбалансированного питания, заболевания, связанные с их нарушениями и методы проверки их соблюдения у человека.

24. Состав пищевых продуктов и основные нутриенты

25. Значение белков в питании. Понятие «Белковая норма», от чего она зависит. «Белковый минимум», физиологический расчет его количества. Незаменимые аминокислоты для взрослых, их функции и продукты-поставщики. Незаменимые аминокислоты для детей, их функции и продукты-поставщики.

26. Признаки полноценности белков. Международные биохимические признаки ценности белков (аминокислотное число, соотношение незаменимых/заменимых аминокислот, коэффициенты использования белка). Белковая проблема и их гигиеническая оценка.

27. Роль жиров в питании. Классификация и основные функции жирных кислот.

28. Насыщенные жирные кислоты, представители, функции, продукты-источники. Мононенасыщен

29. ые жирные кислоты, представители, функции, продукты-источники. Полиненасыщенные жирные кислоты, представители, функции, продукты-источники. Фосфатиды, представители, функции, продукты-источники. Холестерин, функции в организме, продукты-источники.

30. Пищевые антисклеротические факторы и их использование в превентивном и лечебном питании.

31. Роль углеводов в питании. Классификации углеводов, функции отдельных групп углеводов. Гигиеническая характеристика незащищенных (рафинированных) углеводов. Функции сверх защищенных углеводов, использование их в превентивном и лечебном питании.

32. Роль минеральных веществ в питании. Классификация минеральных веществ. Критерий разделения минеральных веществ на макро- и микроэлементы.

33. Значение макроэлементов в питании на примере кальция, условия его усвоения, продукты-поставщики.

34. Значение макроэлементов в питании на примере фосфора, условия его усвоения, продукты-поставщики.

35. Значение макроэлементов в питании на примере магния, условия его усвоения, продукты-поставщики.

36. Классификация заболеваний, связанных с нарушением содержания микроэлементов в пище (микроэлементозов), их причины и примеры. Природные микроэлементозы: причины, примеры. Антропогенные микроэлементозы: причины, примеры.

37. Значение фтора в питании, заболевания, связанные с фтором, их причины.

38. Значение йода в питании, заболевания, связанные с йодом, их причины.

39. Значение железа в питании, заболевания, связанные с железом, их причины.

40. Понятие о витаминах. Основные функции витаминов в организме. Классификация витаминов, основные представители. Витамины, образующиеся эндогенно в организме. Виды витаминного статуса организма и методы его диагностики. Факторы, повышающие потребность организма в витаминах.

41. Значение витамина С, суточная потребность, способы сохранения его в готовой пище. Роль витамина А, проявления а- и гипервитаминозов, их профилактика. Роль витамина Д, проявления а- и гипервитаминозов, их профилактика. Роль витаминов группы В, проявления авитаминозов, профилактика.

42. Принципы анализа рациона питания по содержанию витаминов и минеральных веществ.

43. Понятие о пищевых отравлениях, их классификация и причины возникновения.

44. Пищевые отравления микробной этиологии: разновидности, патогенез, продукты-источники. Токсикоинфекции, продукты-источники, условия возникновения. Токсикоинфекции, клинические формы, профилактика. Бактериальные токсикозы, виды, причины возникновения, профилактика. Стафилококковый пищевой токсикоз: продукты-источники, условия возникновения, клиника, профилактика. Ботулизм, особенности возбудителя, продукты-источники, патогенез, клиника и лечение. Профилактика ботулизма.

45. Пищевые отравления немикробной этиологии: разновидности, причины возникновения. Пищевые отравления ядовитыми растениями: представители, основные токсины, патогенез, особенности клиники, профилактика. Пищевые отравления ядовитыми грибами: представители, основные токсины, патогенез, особенности клиники, профилактика.

46. Пищевые отравления солями тяжелых металлов (свинец): причины, патогенез, особенности клиники, профилактика. Пищевые отравления солями тяжелых металлов (цинк, медь): причины, патогенез, особенности клиники, профилактика.

47. Пищевые отравления нитратами: продукты-источники, патогенез, профилактика. Проблема нитрозосоединений. Пищевые отравления пестицидами: причины, патогенез, профилактика.

48. Микотоксикозы, виды, причины возникновения, клиника, профилактика. Эрготизм, причины возникновения, клинические формы, профилактика. Фузариоз и алиментарно-токсическая алейкия: причины возникновения, клиника, профилактика. Афлотоксикозы: причины возникновения, клиника, профилактика. Проблема афлотоксикозов на юге Украины.

49. Пищевые отравления недостаточно изученной этиологии: виды, клиника, вероятные причины возникновения.

50. Правила диагностики пищевых отравлений. Правила подтверждения диагноза пищевых отравлений. Тактика врача лечебного профиля при обнаружении пищевого отравления. Правила оформления документации в случае пищевого отравления.

51. Предмет и задачи гигиены окружающей среды. Состав окружающей среды. Гигиеническая классификация факторов окружающей среды. Виды состояния окружающей среды.

52. Критерии оценки опасности загрязнения окружающей среды. Принципы оценки опасности загрязнения окружающей среды при совместном присутствии нескольких загрязнителей.

53. Понятие о загрязнителе и загрязнении окружающей среды.

54. Основные факторы и источники природного загрязнения окружающей среды. Основные факторы и источники антропогенного загрязнения окружающей среды.

55. Основные направления охраны окружающей среды от загрязнения, примеры таких мероприятий. Гигиенические мероприятия в области охраны окружающей среды от загрязнения.

56. Предмет и задачи общей экологии. Понятие о медицинской экологии.

57. Понятие о биосфере, ее состав. Понятие о ноосфере.

58. Понятие об экологическом факторе, классификация этих факторов. Разновидности действия экологических факторов на организм. Закономерности действия экологических факторов на организм. Понятие о лимитирующем экологическом факторе.

59. Понятие об экологическом спектре и экологической валентности вида. Классификация живых организмов по широте экологической валентности.

60. Понятие об экосистеме и биоценозе. Состав биоценоза. Основные характеристики состояния экосистемы, экологический мониторинг.

61. Понятие о трофических цепях. Значение их изучения для гигиены.

62. Взаимосвязь и отличия гигиены окружающей среды и экологии.

63. Критерии оценки опасности загрязнения окружающей среды. Медицинский мониторинг качества окружающей среды.

64. Экологическая патология населения, ее разновидности и примеры. Понятия «Здоровье» в медицине и физиологии. Понятие «Здоровье» в Уставе ВОЗ. Понятие «Здоровье» как среднестатистического показателя в медицинских исследованиях. Критерий разделения здоровья и болезни.

65. Понятие о науке «эпидемиология», эпидемиологический метод исследования в медицине.

66. Эпидемиологический метод исследования в гигиене и способы его проведения (статистический, мед. обследования в поликлинике, в стационаре, натурный эксперимент).

67. Понятия продольное, поперечное исследование, проспективное, ретроспективное исследование, «когорта», «популяция», «население» в эпидемиологических исследованиях.

68. Основные группы показателей здоровья населения, примеры отдельных показателей. Демографические показатели здоровья населения, примеры показателей, особенности использования их для оценки качества окружающей среды. Показатели физического развития детей как критерий индивидуального и популяционного здоровья.

69. Основные группы факторов, влияющих на здоровье населения согласно данным ВОЗ, удельный вес их влияния.

70. Наиболее чувствительные к влиянию загрязнения окружающей среды группы показателей здоровья населения, примеры отдельных показателей.

71. Прямое и косвенное отрицательное влияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения, примеры. Разновидности прямого отрицательного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения, примеры.

72. Основные группы здоровья населения, критерии распределения людей по этим группам. Основные способы получения данных о показателях здоровья населения в конкретном районе.

73. Основные методические подходы к изучению проблемы влияния качества окружающей среды на здоровье населения. Основные методические схемы изучения проблемы влияния качества окружающей среды на здоровье населения.

74. Понятие о зонах наблюдения при изучении проблемы влияния качества окружающей среды на здоровье населения. Правила выбора зон наблюдения. Требования к зонам наблюдения при изучении проблемы влияния качества окружающей среды на здоровье населения.

75. Гигиеническая классификация вредных факторов в окружающей среде, основные объекты окружающей среды. Гигиеническое нормирование вредных факторов в среде как важный элемент предупредительного санитарного надзора. Понятие о гигиеническом нормативе вредного фактора в окружающей среде, виды таких нормативов.

76. Отличия в гигиеническом нормировании естественных факторов (например, показателей освещения) и вредных факторов в окружающей среде.

77. Основные принципы гигиенического нормирования вредных факторов в окружающей среде. Основной (центральный) принцип гигиенического нормирования вредных факторов в окружающей среде.

78. Основные признаки вредного действия при гигиеническом нормировании вредных факторов в окружающей среде. Понятие о лимитирующем признаке вредного действия при гигиеническом нормировании вредных факторов в окружающей среде. Схема изучения токсикологического признака вредного действия при гигиеническом нормировании вредных факторов в окружающей среде.

79. Принципы санитарной оценки объекта окружающей среды при совместном загрязнении с учетом типа комбинированного действия.

80. Гигиеническое нормирование вредных факторов в атмосферном воздухе, виды ПДК, признаки вредного действия. Гигиеническое нормирование вредных факторов в воде водоемов, признаки вредного действия. Гигиеническое нормирование вредных факторов в продуктах питания, признаки вредного действия. Гигиеническое нормирование вредных факторов в почве, признаки вредного действия.

81. Индикаторные (санитарно-показательные) микроорганизмы при гигиеническом нормировании биологических факторов в окружающей среде, правила их выбора. Нормативы бактериального загрязнения воздуха помещений (операционных залов). Нормативы бактериального загрязнения воды водоемов и питьевой воды.

82. Основные концепции и подходы к экологическому регламентированию загрязнителей в биосфере. Гигиеническое регламентирование загрязнителей в курортно-рекреационных ресурсах.

Тема: Человеческие экосистемы. Экологические факторы и здоровье населения

ВОПРОСЫ:

1.Перечислите глобальные экологические проблемы.

2.Общая характеристика биосферы.

3.Основные этапы развития биосферы: синтез простых органических соединений,биогенез,антропогенез, техногенез, ноогенез.

4.Дайте определение экосистемы.

5.Человеческие экосистемы

6.Виды экосистем (по пространственному масштабу)

7.Виды экосистем (по характеру обитания)

8.Виды экосистем (по антропогенному воздействию на природную среду)

9.Дайте определение основным экологическим категориям: продуценты, консументы, редуценты.

10. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

11.Здоровье населения

краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Лесосибирский медицинский техникум»

К настоящему времени накоплены многочисленные данные о том, что значительные загрязнения атмосферы, почвы и воды, в том числе ионизирующая радиация, вредные факторы промышленного производства ведут к нарушениям здоровья. Заболевания, связанные с состоянием окружающей среды, можно разделить на экологически зависимые болезни и экологически обусловленные заболевания.

Экологически зависимыми являются заболевания, при которых состояние окружающей среды влияет на их распространенность и особенности течения, но не является единственной и главной причиной их возникновения.

Экологически обусловленные заболевания – заболевания, причины возникновения которых достаточно очевидно связаны с окружающей средой. Это ряд эндемических (эндемический зоб, эндемический кариес и флюороз и др.) и антропогенных (болезнь Минамата, свинцовая энцефалопатия и нефропатия и др.).

Влияние антропотехногенных факторов изменяет структуру заболеваемости, приводит к протеканию заболеваний в нетипичных формах и проявлениях (Е.В. Олейникова, С.В. Нагорный, Л.П. Зуева, 2005), к их затяжному течению во всех возрастных группах, угнетению им­мунологической реактивности организма, росту онкологической заболеваемости (Е.Л. Денисова, А.И. Горшков, Н.П. Ляхова, 2005), хронизации патологических состояний. Так, на примере города Воронежа необходимо отметить, что в последние годы наблюдается увеличение заболеваемости его жителей. Самые высокие темпы прироста у населения старше 18 лет отмечаются по болезням органов дыхания, новообразованиям, болезням системы кровообращения, болезням крови и кроветворных органов, болезням мочеполовой системы. Среди профессиональной патологии на предприятиях города Воронежа отмечена заболеваемость от воздействия шума (нейросенсорная тугоухость), заболеваемость опорно-двигательного аппарата, заболеваемость органов дыхания (пневмокониозы и бронхиты), остальная патология зарегистрирована в единичных случаях. Среди детского населения в возрасте до 14 лет в нашем регионе наибольшую зависимость от воздействия факторов среды имеют болезни органов дыхания, нервной и костно-мышечной систем, новообразования.

Вклад антропогенных факторов в формирование отклонений здоровья составляет от 10 до 57%. При этом влияние на организм человека может проявляться, в основном, тремя типами патологических эффектов :

1. Острая интоксикация возникает при одномоментном поступлении токсической ингаляционной дозы. Токсические проявления характеризуются острым началом и выраженными специфическими симптомами отравления.

2. Хроническая интоксикация обусловлена длительным, часто прерывистым, поступлением химических веществ в субтоксических дозах, начинается с появления малоспецифических симптомов.

3.Отдаленные эффекты воздействия токсикантов :

- гонадотропный эффект проявляется воздействием на сперматогенез у мужчин и овогенез у женщин, вследствие чего возникают нарушения репродуктивной функции

- эмбриотропный эффект проявляется нарушениями во внутриутробном развитии плода:

    тератогенный эффект – гистоморфологические, биохимические, функциональные и другие нарушения развития органов и систем.

    эмбриотоксический эффект – внутриутробная гибель плода, или снижение его размеров и массы при нормальной дифференцировке тканей.

-мутагенный эффект – изменение в структуре генов, структуре и количестве хромосом

-онкогенный эффект – развитие доброкачественных и злокачественных новообразований.

В настоящее время все большее распространение получают хронические заболевания тех органов и систем организма, которые выполняют барьерные функции на границе раздела двух сред – внешней и внутренней – и тем самым поддерживают и сохраняют чистоту внутренней среды организма: дыхательной, пищеварительной, иммунной, лимфатической и выделительной систем, а также печени и кожи.

Из всех антропотехногенных факторов, попадающих в организм человека, наиболее опасными являются те, которые содержатся в воздухе. В отличие от содержащихся в пище и в воде они не подвергаются действию пищеварительных ферментов, после всасывания не проходят через печеночный барьер, а сразу поступают в кровь через альвеолы легких. Многие из них нарушают сурфактант – фосфолипидный слой, выстилающий внутреннюю поверхность альвеол. Он необходим для поддержания альвеол в расправленном состоянии, обеспечения газообмена между вдыхаемым воздухом и кровью, содержит ферменты антирадикальной и антиперикисной защиты. Нарушения, вызываемые ксенобиотиками на уровне сурфактантной системы, проявляются в нарушении очистительной, экскреторной и терморегуляторной функции легких, создается благоприятная основа для бактериальных воздействий. Такие воздействия стали типичными для промышленных районов, где в воздухе присутствуют фенол, оксиды серы и азота, формальдегид и другие типичные загрязнители (таблица 7).

В структуре заболеваемости жителей ЦЧР болезни органов дыхания занимают ведущее место. Среди них наиболее распространены острые воспаления миндалин, острые ларингиты, хронические тонзиллиты и гаймориты, бронхиты.

Таблица 7.

Влияние загрязняющих веществ атмосферного воздуха на здоровье населения (М.И. Чубирко, Н.М. Пичужкина, 2004)

Наименование веществ

Критические органы / системы

Взвешенные вещества

Органы дыхания

Серы диоксид

Органы дыхания

Углерода оксид

ЦНС, ССС, кровь

Азота диоксид

Органы дыхания

Органы дыхания

ССС, печень, ЦНС, почки

Формальдегид

Органы дыхания

Развитие, кровь, ЦНС, иммунитет

Развитие, кровь, ЦНС

Марганец

Органы дыхания

Органы дыхания

Хром триоксид

Органы дыхания

Железо оксид

Слизистые, кожа, кровь

Таким образом, патологию респираторной системы можно рассматривать как маркер экологического неблагополучия не только в промышленных, но и в сельскохозяйственных районах. Нарушение барьерной функции дыхательных путей предрасполагает в высокой степени к аллергизации населения, в частности росту числа таких заболеваний как крапивница, аллергические риниты, дерматиты, пищевая аллергия и бронхиальная астма.

Аллергеннная нагрузка на человека природными факторами (пыльца растений, инсоляции и др.) часто дополняется промышленными и сельскохозяйственными аллергенами, многие из которых являются иммунотоксикантами и могут изменять функциональную активность иммунной системы, в частности нарушать синтез Ig A,предотвращающего проникновение микроорганизмов в ткани.

Распространенности пищевых аллергий способствует характер питания, особенно в детском возрасте. Наиболее выраженными аллергенными свойствами обладают шоколад (86% случаев), сахар (85%), яйцо (83%), яблоки (77%), картофель (76%), цитрусовые (70%), морковь (65%) (А.М. Потемкина, 1983). При этом важной особенностью является то, что аллергенный эффект может вызываться различными посторонними веществами, например, пестицидами, ароматическими углеводородами, нитратами, нитритами. Так в мясе и молоке могут присутствовать антибиотики, применяемые для лечения животных. В зеленом горошке, говядине и другой сельскохозяйственной продукции может быть повышено содержание тяжелых металлов (хрома, никеля, кобальта). Многие из ксенобиотиков, в частности, свинец обладают прямым цитотоксическим действием, даже в малых количествах повреждают клетки, угнетают активность многих ферментов, в том числе, ферментов детоксикации в печени (семейства цитохрома P-450), накапливаясь в клетках и приводя к активации ПОЛ и накоплению свободных радикалов. Это предрасполагает к развитию гастроэнтерологической экопатологии. В экологически неблагополучных районах Воронежской области заболевания органов пищеварения имеет каждый второй-третий ребенок. В таких условиях наиболее распространены гастродуодениты, дискинезии желчного пузыря и кишечника.

Дисфункциями иммунной системы часто обусловлена почечная патология. Сегодня уже не вызывает сомнений, что существенную роль в ее развитии играют общие механизмы, характерные для экологически обусловленных болезней: индуцированная ксенобиотиками активация ПОЛ, недостаточность антирадикальной и антиперикисной защиты (Т.А. Кулакова и др., 1994), метаболические нарушения.

Известно, что длительное и в небольших дозах поступление вредных веществ в организм человека приводит к истощению возможности почек выводить эти соединения. Особенно страдают проксимальные отделы извитых канальцев нефрона, где осуществляется обратное всасывание веществ. Развиваются болезни мочевыделительной системы. Их частота встречаемости повышена в промышленных районах, особенно, если присоединяется еще загрязнение тяжелыми металлами. Об этом сообщала М.С. Игнатова еще в 1994 году, когда обнаружила, что в районах с развитой электронной промышленностью кадмий, мышьяк и хром выделяются в моче детей не только с нефропатиями, но и в контрольных группах.

Экологически обусловленные болезни кожи также стали вполне характерными для некоторых промышленных зон. Наиболее часто развиваются дистрофические изменения ногтевых пластинок и волос, отмечается снижение эластичности кожи, образование глубоких морщин на шее, лице, появление множества телеангиоэктазий (сосудистых звёздочек или сеточек на коже), пигментированных невусов (родимых пятен) и папиллом. Индикатором повышенного содержания в организме тяжелых металлов (меди, свинца, ртути, мышьяка) является их накопление в волосах детей.

На относительно высоких уровнях регистрируются онкологические заболевания органов дыхания, пищеварения и кожи, что в определенной степени можно объяснить антропотехногенной нагрузкой.

В многочисленных исследованиях показано, что в формировании в организме человека ответа на воздействие антропогенных факторов ведущее место принадлежит эндокринной системе . Среди желез внутренней секреции по степени реагирования на неблагоприятные экологические воздействия первое место занимает щитовидная железа. Факторы, отклонения в содержании которых вызывают изменения ее функции, очень разнообразны: оксиды серы, азота, углерода, а также различные органические загрязнители. Они могут приводить к дистрофии щитовидной железы или, напротив, к ее гиперплазии. Состояние, которое было известно как эндемический зоб, т.е. характерно для определенных районов с дефицитом йода в почве и воде, теперь широко распространилось. Дефицит йода истинный, либо техногенный, сопровождающийся нарушениями функции щитовидной железы приводит к нарушениям полового созревания, развивается гипофункция яичников, либо гиперандрогения. Это может лежать в основе бесплодия или нарушений течения беременности и родов.

Связь материнского и детского организма в период внутриутробного развития осуществляется через плаценту, а первой экологической средой для ребенка является организм матери. Установлен перенос через плаценту свинца, ртути, кадмия, фосфора, фторидов, никотина, сероуглерода, фенола, стирола и других соединений. Механизм влияния факторов внешней среды на плод заключается в нарушении функции плаценты, что ведет к отклонениям обменных процессов между материнским и детским организмом. В результате плод может испытывать недостаток питательных веществ, гормонов, витаминов, недостаточное поступление кислорода. Все это приводит к

    невынашиванию беременности;

    задержке внутриутробного развития: даже у детей, родившихся в срок, наблюдаются признаки недоношенности, например, недостаточный рост и вес;

    более частой распространенности гестозов (осложнений беременности);

    более частому рождению детей с врожденными аномалиями.

Анализ состояния здоровья женщин, течения беременности и родов, здоровья новорожденных в районах Воронежской области подтверждает экологическую обусловленность нарушений репродуктивной функции. Так, на территории Воронежской области за 10-летний период регистрируется ухудшение состояния репродуктивного здоровья населения. Темп прироста спонтанных абортов составил +6,3%, осложнений родов +11,3%, осложнений беременности +27,4%, рождения детей с врожденными аномалиями +73,6%. Наиболее неблагополучная ситуация сложилась в Бутурлиновском, Нижнедевицком, Таловском районах и г. Воронеж (Информационный бюллетень, Воронеж, 2012). В то же время в Воронежской области реализуется региональная целевая программа «Демографическое развитие Воронежской области на 2008-2010 гг. и на период до 2016 года», включающая мероприятия, направленные на снижение риска формирования репродуктивных нарушений среди населения.

Психическое здоровье человека, как взрослого, так и ребенка, продукт сложного взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды (физических, химических, климатических, питания, социальных, психологических, культурных и других). Их воздействие на организм, в величинах, превышающих привычные для организма, может способствовать манифистации скрытых форм психической патологии или пограничных состояний. Это различные формы неврозов, нарушений сна и т.д. Наиболее подвержены неблагоприятным экологическим воздействиям дети. Формирование нервной системы у них может быть нарушено очень многими химическими веществами (CO, пестициды, тяжелые металлы Cu, Pb, Cd, Zn, As). Проникновение тяжелых металлов в детский организм объясняется более высокой у них по сравнению со взрослыми проницаемостью кишечника (в 50 раз выше), что влечет и большую возможность поражения нервной системы и составляет 30-40% у дошкольников и около 30% у школьников.

Ранняя реакция организ­ма человека на вредные примеси атмосферного воздуха проявляется в виде адаптации. При доста­точности адаптационных механизмов патологические процессы не развиваются, а в некоторых случаях неспеци­фическая сопротивляемость организма может даже повышаться в связи с мобилизацией защитных сил, что сопровож­дается уменьшением относительного риска заболеваемости.

В условиях хронического загрязнения окружающей среды организм человека вынужден постоянно мобилизовывать свои компенсаторно-приспособительные механизмы, резервы которых со временем могут истощаться. Тогда происходит перенапряжение и нарушение адаптационных возможностей организма: возрастает напряжение регуляторных систем и дисбаланс энергетического гомеостаза, нарушается сбалансированность функционального состояния механизмов регуля­ции сердечной деятельности, истощаются функциональные резервы, возможен рост воспалительных и онкологических заболеваний органов репродуктивного гомеостаза. Это предрасполагает к дезадаптации, когда возрас­тает риск заболеваемости, развитию предболезненных состояний, хронизации основных патологических процессов, снижению адаптационных возможностей организма. Стресс-реакции (перенапряженность или срыв адапта­ции), возникающие на сильные и чрезвычайные воздействия неблагоприятных факторов, вызывают патологические изменения, выходящие за пределы физиологической нормы.

Тема 1.1.

Изучение предмета, содержание гигиены и экологии человека. Организация работы санитарно-гигиенической лаборатории.

План:

1. Изучение предмета и содержания гигиены.

2. Изучение истории возникновения и развития гигиены и экологии.

3. Изучение основных задач гигиены, объекта изучения гигиены, понятий окружающей среды и ее факторов.

4. Изучение понятия «санитария».

5. Изучение трех уровней профилактики.

6. Изучение предмета и содержания экологии человека.

7. Изучение взаимосвязи гигиены и экологии человека.

8. Изучение факторов, влияющих на состояние здоровья человека.

9. Изучение экосистемы как главного предмета экологии.

10. Изучение биосферы и ее эволюции.

11. Изучение понятий: среда обитания, экологические факторы среды, адаптация к факторам среды.

12. Изучение глобальных экологических проблем.

В современном обществе забота о человеке, о сохранении его здоровья и трудоспособности является важнейшей задачей. Еще в прошлом прогрессивные деятели медицины указывали, что наиболее эффективным способом охраны здоровья народа являются мероприятия, помогающие предупредить заболевания. Так, еще отец медицины Гиппократ писал: «Первая обязанность врача –заботиться о здоровье здоровых ради того, чтобы они не болели». Основоположник отечественной терапии М.Я. Мудров учил, что значительно легче беречь здоровье, чем вернуть утерянное, лечить болезнь. Гигиена – это наука о профилактики заболеваний. Основа, база, фундамент всей медицины.

Гигиена – область медицины, изучающая влияние факторов внешней среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, оздоровлению условий жизни и труда человека.

Гигиена тесно связана с экологией.

Экология – комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ. Экология человека изучает среду обитания человека.

ЗАДАЧИ гигиены и экологии человека:

1. Изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения;

2. Разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья, физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после тех или иных нагрузок.

Внешняя среда представлена тремя блоками факторов:

1.Природные (воздух, вода, почва, продукты питания растительного и животного происхождения, солнечная радиация, зелёные насаждения, микробы, вирусы и т.д.)

2.Социальные (труд, быт, информация, образ жизни)

3.Антропогенные (в результате деятельности человека).

Исторические этапы

Термин «гигиена» происходит от древнегреческого слова «hygienos», что означает «целебный, приносящий здоровье». Понятие «гигиены» восходят в глубокую древность. Гигиея – дочь бога медицины Асклепия, изображавшаяся красавицей с чашей в руке, обвитой змеей – богиня здоровья, лечившая солнцем, водой и воздухом, соблюдением чистоты тела. Другая ее сестра – Панацея – лечила лекарствами.

Истоки гигиены – в глубокой древности. Элементы гигиены имелись уже при первобытно – общинном строе, так оказывалась помощь при несчастных случаях, женщины поддерживали чистоту в жилищах, собирали лекарственные растения. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»

На территории России элементы гигиены существовали ещё у древних славян,так для предупреждения инфекционных заболеваний использовали окуривание помещений полынью и другими травами, сжигали одежду после смерти больного и т.д.

В 11 –12 веках на Руси были достигнуты несомненные успехи в вопросах санитарного благоустройства. В это время в Новгороде были сооружены первый водопровод и система канализации.

Неоценима роль Петра 1 в развитии санитарной культуры в России. Он создал медицинскую канцелярию, учредил запись родившихся и умерших, создал систему медико-санитарного обеспечения армии. При Петре 1 было открыто много военных госпиталей и гражданских больниц.

В развитии гигиены большую роль сыграли основоположники русского здравоохранения – терапевт М.Я. Мудров и акушер С.Г. Зыбелин.

Необходимо знать о деятельности трех отечественных ученых, сыгравших основополагающую роль в развитии отечественной гигиены.

А.П. Доброславин (1842-1889 гг) – создал первую кафедру гигиены (1871) при Петербургской ВМА; издал первый русский учебник по гигиене, стал издавать журнал «Здоровье», открыл первую экспериментальную гигиеническую лабораторию, организовал Русское общество по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России; разрабатывал основы коммунальной гигиены.

Ф.Ф. Эрисман (1842-1915 гг) – основал кафедру гигиены при Московском университете (1882 г), Гигиенический институт с городской санитарной станцией для исследования пищевых продуктов, воды и почвы; разрабатывал проблемы школьную гигиену и гигиены питания; издал трехтомное руководство по гигиене.

Г.В. Хлопин (1863-1929 гг) – ученик Эрисмана, поставил гигиену на обязательные лабораторные исследования и эксперимент, издал руководства по основам гигиены и общей гигиене.

Экология в переводе с греческого «наука о доме». В особую дисциплину экологию выделил в 1866 году Эрнест Геккель.

Виды профилактики

1. Первичная профилактика - система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

2. Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

3. Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Тема 1.2.

Изучение предмета, содержание гигиены и экологии человека.

Структура

Функции Роспотребнадзора

1. Осуществление надзора по санитарно-эпидемиологической ситуации над:

o общепитом

o водными объектами находящимися в общественном пользовании и в сфере систем водоснабжения.

o разработкой схем строительства

o производством (содержание помещений, условия труда сотрудников)

o почвой, воздухом и отходами

o эксплуатацией жилых помещений

o учреждениями выполняющими образовательную деятельность, над лечебными и профилактическими учреждениями

2. Смотрит над соблюдением норм прав потребителей.

3. Выдает документы заключения о санитарно-эпидемиологическом состоянии (по проверкам на основании пункта 1).

4. Производит гигиенический мониторинг.

5. Аттестует работников, которые в своей трудовой деятельности связаны с:

o хранением, транспортировкой и производством продуктов питания, питьевой воды

o воспитанием и обучением детей, коммунальном и бытовым обслуживанием населения

o произведением испытаний и лабораторных исследований

o осуществлением санитарно-эпидемиологических обследований, экспертиз и расследований, а также оценкой токсикологических и гигиенических показателей.

o социально-гигиеническими проверками

6. Ведет контроль и координацию работы своих территориальных подразделений. Составляет статистические отчеты и отчеты по своей деятельности

Полномочия Роспотребнадзора

Роспотребнадзором, как государственной службой, могут осуществляться проверки учреждений и предприятий по контролю за нарушением прав потребителя и санитарных и эпидемиологических норм. Роспотребнадзор РФ в праве:

· проверить образовательные документы, медицинские книжки и трудовые договора сотрудников

· проверять есть ли заключения противопожарной службы.

· проверять журнал по учету контроля над предприятием согласно действующего законодательства, включая правильность его заполнения

· оценивать сертификаты, лицензии акцизных марок на товарах, согласно действующему законодательству

· следить за правильной работой ККМ и осуществлять контрольную закупку

· предписывать устранение обнаруженных ранее нарушений, составлять разные протоколы и штрафовать за нарушения согласно компетенции предоставленной по законам РФ.

Практическое занятие

Самостоятельная работа при изучении раздела

«Предмет гигиены и экологии человека, организация работы санитарно-гигиенической лаборатории»

Тематика домашних заданий

  1. Написание реферата на тему: «История возникновения гигиены и экологии человека»;
  2. Работа с учебным материалом на тему: «Основные направления работы санитарно – гигиенических лабораторий»;
  3. Подготовка доклада на тему: «Роль лабораторной службы в охране здоровья граждан».

Раздел 2.

Гигиена окружающей среды

Тема 2.1.

Температура.

Воздух нагревается главным образом от почвы за счёт поглощённого ею тепла. Вот почему температура воздуха минимальна перед восходом солнца и максимальна между 13 и 15 часами, когда поверхность почвы нагрета больше всего. Температура воздуха изменяется в зависимости от широты местности, достигая максимума на экваторе (+50 0 +65 0) и минимума в Антарктиде (-94 0). Гигиеническое значение температуры воздуха заключается в том, что она является важнейшим фактором, влияющим на теплообмен человека. Прибор для измерения температуры воздуха называется термометр.

Влажность воздуха - это количество водяных паров в воздухе. Зависит от климатического пояса, сезона года и близости водных бассейнов: в морском климате влаги больше, чем в континентальном или пустынном.Степень влажности воздуха определяется тремя показателями: абсолютной, максимальной и относительной влажностью.Абсолютная влажность – количество водяных паров в граммах в 1 м 3 воздуха при данной температуре. Максимальная влажность – сколько максимально может содержаться в воздухе водяных паров при данной температуре, измеряется в г на м 3 . Относительная влажность – это отношение абсолютной влажности к максимальной, измеряется в %. Оптимальные параметры для здоровья относительной влажности - 30-60%. Гигиеническое значение влажности – в ее влиянии на потоотделение человека, которое, воздействуя на температуру тела, сохраняет ее постоянство. С повышением влажности – в тепле человеку становится жарко, на холоде – холодно, зябко. Прибор для определения влажности воздуха – психрометр.

Движение воздуха.

Причиной движения воздуха является неравномерное нагревание земной поверхности. Движение воздуха характеризуется двумя параметрами: скоростью и направлением. Скорость движения воздуха измеряется в м/с. Гигиеническое значение движения воздуха - способствует вентиляции жилых кварталов и зданий, самоочищению атмосферы от загрязнения и терморегуляции организма. Кроме того, движущийся воздух, воздействуя на рецепторы, рефлекторно влияет на нервно-психическое состояние человека, умеренный ветер бодрит. Наиболее благоприятная скорость ветра 1-2 м/с. При скорости 3-7 м/с проявляется раздражающее действие ветра. Сильный ветер более 20 м/с мешает дыханию, механически препятствует выполнению работы и передвижению. В закрытом помещении неприятное ощущение движения воздуха, сквозняка, наблюдается, когда скорость его движения 0,3-0,5 м/с. Прибор для определения скорости движения воздуха – анемометр.

Важное значение имеет направление ветра: дует он в жилой квартал с завода или наоборот. Это учитывается в проектировании населенных мест. Направление ветра определяется стороной света, откуда он движется. Графическое изображение повторяемости ветра в данной местности по направлению частей света называется розой ветров. Например, на рис. №1 изображена роза ветров с преобладающим СВ ветром.. Розу ветров обязательно учитывают архитекторы при строительстве жилых кварталов и промышленных предприятий: жилые кварталы следует располагать с наветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям.

ЮЗ Ю Рис №1. Роза ветров

Атмосферное давление – это давление атмосферного столба воздуха в результате земного притяжения. На уровне моря давление постоянно: на 1 см 2 – 1,033 кг или 760 мм ртутного столба. Гигиеническое значение атмосферного давления – в поддержании артериального давления (АД). Повышение или понижение давления отражается на физиологию человека. Для здорового человека эти изменения незаметны, а для больного они чувствительны: об изменениях давления сигнализирует самочувствие. При повышении давления увеличивается парциальное давление кислорода (% его остается тем же): урежается пульс и частота дыхания, уменьшается максимальное АД и повышается минимальное АД, возрастает жизненная емкость легких, понижается кожная чувствительность и слух, появляется ощущение сухости слизистых оболочек (во рту), усиливается перистальтика кишечника и выход газов; кровь и ткани лучше усваивают кислород, из-за чего улучшаются работоспособность и самочувствие. При искусственном повышении давления (у водолазов) увеличивается растворение атмосферного азота, который хорошо растворяется в жирах, нервной ткани и подкожной клетчатке, откуда при декомпрессии медленно выходит. При быстром подъеме водолаза с глубины азот закипает и закупоривает мелкие сосуда мозга, от чего наступает смерть водолаза, что требует медленного извлечения его с глубин. Но даже при обычных режимах работы водолазам не удается избежать эмболии азотом сосудов – у них болят суставы и часты кровоизлияния.

Понижение давления вызывает снижение парциального давления кислорода, а при подъеме в горы и снижение его концентрации. Наступают симптомы «высотной болезни»: сонливость, повышение максимального АД и понижение минимального АД, тяжесть в голове, головные боли, апатия, депрессия; действует выходящий в кровь растворенный азот в виде болей в суставах и зуда. В городе атмосферное давление ниже, чем за городом или на равнине, и меньше парциальное давление кислорода. Это определяет проявление симптомов «высотной болезни» у переезжающих в город с дачи или с сельской местности: наступает одышка, сердцебиение, головокружение, тошнота, носовое кровотечение. Нормальное атмосферное давление составляет 760 мм.рт.ст. Прибор для измерения давления – барометр.

Теплообмен человека

Нормальная жизнедеятельность и высокая работоспособность организма возможны лишь в том случае, если в организме сохраняется тепловое равновесие, т.е. соответствие между продукцией тепла и его отдачей во внешнюю среду. Ухудшение условий отдачи тепла ведёт к его накоплению в организме и перегреву, а иногда к тепловому удару. Избыточная потеря тепла вызывает охлаждение, простудные заболевания и отморожения.

Теплопродукция увеличивается с усилением мышечных движений.

Отдача тепла организмом зависит от тепловых условий окружающей среды. В нормальных условиях, при комнатной температуре человек теряет 85% тепла через кожу и 15% через ВДП. Из 85% тепла, отдаваемого через кожу, человек теряет:

§ 30% проведением

§ 45% излучением

§ 10% за счёт испарения влаги с поверхности кожи.

Путём проведения тело теряет тепло на нагревание окружающего воздуха (конвекция).Чем больше разница между температурой кожи и температурой воздуха, тем больше теплоотдача конвекцией. Если температура воздуха возрастает, то потеря тепла конвекцией падает, а при температуре 35-36 совсем прекращается.

Путём излучения тело теряет тепло на нагревание окружающих предметов. Потеря тепла излучением повышается с увеличением разницы между температурой тела и температурой окружающих нас предметов.

Потеря тепла испарением зависит от количества влаги, испаряющейся с поверхности тела.При комнатной температуре с поверхности кожи испаряется около 0,5 литров влаги в сутки. С повышением температуры воздуха и стен потеря тепла излучением и конвекцией понижается, человек потеет и резко увеличивается потеря тепла за счёт испарения. В особо жарких условиях количество выделяемого пота составляет 6-10 литров в день.

Движение воздуха усиливает потерю тепла конвекцией и испарением, а следовательно при высокой температуре внешней среды является благоприятным фактором. Поэтому в жаркую погоду обмахивание, обдувание вентилятором и т.д. улучшает самочувствие, а безветрие, ухудшая теплоотдачу, способствует перегреву. При низкой температуре внешней среды движение воздуха является неблагоприятным фактором, поскольку усиливает конвекцию. Поэтому усиливается опасность простуды и отморожения при минусовой температуре.

Большая влажность воздуха неблагоприятно влияет на теплообмен, как при высокой, так и при низкой температуре.Если температура воздуха высокая, то большая влажность ведёт к перегреванию, так как затрудняется испарение пота, единственно возможный путь отдачи тепла в этих условиях. В таких условиях человек потеет, но охлаждающий эффект отсутствует. При низкой температуре высокая влажность способствует более сильному охлаждению. Это объясняется тем, что во влажном воздухе усиливается потеря тепла конвекцией. Кроме того во влажном воздухе увеличивается влажность одежды, а вместе с тем повышается её теплопроводность.

Солнечная радиация. Солнцу мы обязаны жизнью – это источник тепла и света. Солнечный свет – это поток электромагнитных колебаний, который, проходя через атмосферу Земли, частично поглощается, рассеивается и только 43% достигает почвы. Солнечный свет действует на организм всеми частями своего спектра. В состав солнечной радиации, достигающей поверхности земли, входят инфракрасные, видимые и ультрафиолетовые лучи.

1. УФЛ. Является наиболее активной в биологическом отношении. У поверхности земли представлена потоком волн от 290 до 400 нм. УФЛ, попадая на кожу, не только вызывают местные сдвиги, но и рефлекторно влияют на весь организм. УФЛ оказывают благоприятное влияние на белковый, жировой, углеводный и минеральный обмены. Под действием УФЛ повышаются защитные силы организма.

3 основных вида действия УФЛ:

Из всего спектра УФ радиации у поверхности земли наибольший удельный вес имеет УФ радиация, оказывающая эритемно-загарное действие. УФ эритемы обладают рядом особенностей по сравнению с эритемой, полученной от инфракрасной радиации.

УФ эритема имеет строго очерченные контуры, возникает по прошествии некоторого времени и, как правило, переходит в загар. Эритема от инфракрасной тепловой радиации появляется тотчас после её воздействия, имеет размытые края и в загар не переходит.

Антирахитическое действие УФЛ заключается в синтезе витамина Д. Образование витамина Д происходит фотохимическим путём из провитамина Д. Недостаточное облучение организма УФЛ называется солнечным голоданием. При этом страдает фосфорно- кальциевый обмен. У детей возникает рахит, кости теряют прочность, делаются гибкими, легко искривляются. У взрослых наблюдается разрежение костей (остеопороз), они становятся ломкими, плохо срастаются при переломах, ослабляется связочный аппарат суставов, быстро разрушается эмаль зубов. Кроме того страдает нервная система, нарушается стойкость капилляров, уменьшается работоспособность и сопротивляемость простудным заболеваниям. Солнечное или УФ голодание испытывают жители промышленных городов, где воздух загрязнён выбросами промышленных предприятий, а также жители Дальнего Севера, шахтёры и лица, работающие в тёмных помещениях. Поэтому созданы искусственные источники Уф радиации - эритемные лампы. Профилактическое применение УФЛ улучшает самочувствие, повышает сопротивляемость, увеличивает работоспособность.

Большое биологическое значение имеет Бактерицидный эффект УФЛ. Под действием естественного УФ облучения бактерицидного спектра происходит санация воздушной среды, воды, почвы. Под влиянием УФЛ происходят фотохимические процессы, влекущие за собой деструктивные изменения и гибель бактерий. Бактерицидный эффект используется с практическими целями. Для этого применяются бактерицидные лампы. Таким образом проводится санация воздушной среды в операционных, перевязочных, помещениях для приготовления стерильных лекарств и т.д. Бактерицидные лампы, кроме того, используются для обеззараживания воды, молока и других напитков.

Стекла окон ослабляют УФЛ, поэтому их надо чаще мыть от пыли.

Однако действие УФЛ на организм не ограничивается благоприятным влиянием. Известно, что интенсивное солнечное облучение приводит к развитию выраженной эритемы с отёком кожи, что сопровождается повышением температуры, головными болями и общим плохим самочувствием. В тяжёлых случаях возможен дерматит с отёком кожи и образованием пузырей. УФЛ вредно действуют на глаза, вызывая их воспаление (фотофтальмию) - профессиональное заболевание сварщиков, а также у альпинистов, жителей горных и арктических районов. Профилактика: использование защитных щитков, черных очков и др.

Инфракрасное излучение.

. Инфракрасная радиация делится на 1) длинноволновую и 2) коротковолновую. Длинноволновая поглощается поверхностным слоем кожи и вызывает прогревание ее, ощущается жжение. Коротковолновая не ощущается и проникает в глубокие слои кожи, вызывая ожоги и общий перегрев организма. На производстве коротковолновая радиация вызывает изменения роговицы глаза вплоть до катаракты. В полдень преобладает коротковолновая радиация, поэтому загорать в это время опасно.

Тема 2.2.

Практическое занятие

Тема 2.3.

Роль воды в жизни человека.

Вода – один из важнейших факторов внешней среды.

-Жизнь на Земле зародилась в океане. В ходе эволюции многие живые организмы покинули свою обитель, но сохранили её частицу внутри себя.

-Человек больше чем на половину состоит из воды.

Чем моложе организм, тем выше содержание воды в его организме. У плода 97% воды. В организме у новорождённого 80% воды. По мере роста и старения содержание воды уменьшается. В организме взрослого человека от 50% до 70% воды.

В среднем в теле человека содержится до 50 л воды Распространение воды по отдельным тканям: в костях - 30%, хрящах – 60%, печени - 70%, мышцах – 75%, мозгу – 79%, почках – 83%. Чем богаче водою орган, тем интенсивнее в нем обмен веществ. Наименее беден водою череп. Глаз почти целиком состоит из воды. С возрастом количество воды в организме уменьшается: на 3-м месяце утробной жизни – 94%, при рождении – 69%, в 20 лет – 62%, старческом возрасте – 58%. Сухая египетская мумия весит около 8 кг.

-Вода – универсальный растворитель. По сути все биологические жидкости (кровь, лимфа, спинномозговая жидкость, слюна, пот, моча) представляют собой растворы солей, белков, углеводов, липидов в воде.

-В воде происходят все сложные биохимические реакции, связанные с обменом веществ. Основным способом распада белков, жиров и углеводов в организме является гидролиз. Без этого процесса было бы невозможно усвоение пищевых продуктов, так как всасываются в кишечнике только молекулы небольшого размера. Вода также переносит питательные вещества, продукты метаболизма, газы, и т.д. Она способствует самоочищению организма, выводит шлаки, вымывает бактерии из кишечника, поддерживает температуру тела и КЩР.

-Вода несёт в себе информацию биологического характера. Она образует полые аналоги ДНК - водные копии, водные отражения фрагментов хромосом.

-Вода необходима нашему организму даже больше, чем пища.Без пищи человек может прожить до месяца, без воды только несколько дней. Нарушение водного баланса в клетках живой ткани приводит к тяжёлым последствиям, вплоть до гибели клеток. Недостаточное количество воды в организме приводит к дегидратации (сгущение крови, нарушение тока крови и др.). Первый симптом недостатка жидкости – чувство жажды. При потере воды до 10% отмечается резкое беспокойство, слабость, тремор конечностей, учащается пульс, повышается температура тела. Потеря 20%-25% воды приводит к смерти. Поэтому водные запасы организма надо постоянно возобновлять.

Организм не только получает воду с пищей, но и производит её сам (около 0,3 л в сутки). Такая вода носит название эндогенной и образуется при окислении различных веществ. Окисление 100 г жира даёт организму 107 мл воды, 100 г белка- 41 мл воды, 100 г углеводов-55 мл воды. Образование эндогенной воды увеличивается во время мышечной работы и при охлаждении организма.

Потребность организма в воде зависит от ряда факторов:

1.Возраста. Чем моложе организм, тем больше потребность в воде.

40 мл воды на 1 кг массы – для взрослого

120 мл воды на 1 кг массы - для ребёнка первого года жизни

По мере роста потребности в воде уменьшаются.

2.Характера питания.

Если основную долю в рационе занимают жиры и углеводы, количество потребляемой при этом соли невелико, потребность в поступлении воды небольшая. Если человек питается преимущественно белковой пищей или очень солёной, потребность в воде возрастает.

3.Климатических условий.

Водный обмен более интенсивно протекает при высокой температуре и низкой влажности воздуха (условия пустыни). Суточная потребность в воде в этих условиях 12-15 л. В условиях нашего климата суточная потребность в воде 1,5-3 л.

4. Интенсивности трудового процесса.

В горячих цехах и при выполнении работ, связанных с большой физической нагрузкой человек за смену теряет до 10-12 л, поэтому он должен восполнять потерю воды, рабочим дают пить подсолённую воду, т.к. соль удерживает воду в организме.

Однако значение воды не исчерпывается лишь её физиологической ролью. Большое количество воды расходуется на гигиену тела, одежды, жилища, на промышленные нужды, на предприятиях общественного питания, при проведении оздоровительных и спортивно-физкультурных мероприятий, для мойки улиц и полива зелёных насаждений. Улучшение культурных и гигиенических условий жизни тесно связано с повышением водопотребления на душу населения. Чем выше уровень санитарно-технического благоустройства зданий, тем больше водопотребление. На основании степени благоустройства населённого пункта разработаны нормы водопотребления.Расход воды в крупных городах растёт. За прошедший год в Саратове (город с высоким уровнем благоустройства) расход воды составил почти 500 л на человека в сутки. В Москве ежесуточно расходуется до 1000 л воды. Это связано не только с ростом благосостояния городов, но и с неэкономным расходованием воды.

Цветность – 20

Мутность – 1,5 мг/л

Химический состав воды.

Химические компоненты в воде могут обуславливать геохимические эндемии – заболевания, связанные с химическим составом воды данной местности. Поэтому с гигиенической стороны оправдано высказывание:

«Скажи мне, откуда ты пьешь, и я скажу, чем ты болеешь».

При химическом анализе питьевой воды определяются показатели, характеризующие минеральный состав воды. После выпаривания 1 л воды остаётся плотный остаток, который характеризует степень минерализации воды. Плотный остаток водопроводной воды не должен превышать 1000 мг/л. По химическому составу природные воды могут значительно различаться между собой. Большие концентрации минеральных солей придают воде неприятный вкус, отрицательно влияют на функцию ЖКТ и других органов, мешают использованию воды в быту и на производстве. Из минерального состава питьевой воды наибольшее гигиеническое значение имеет содержание железа, кальция, магния, сульфатов, хлоридов и фтора.

Железо придаёт воде мутность и окраску. При содержании железа в воде более 0,5 мг/л органолептические свойства воды могут ухудшаться, свыше 1-2 мг/л появляется неприятный вяжущий привкус. Высокое содержание железа в воде портит вкус чая, придаёт желтоватый оттенок белью, ведёт к размножению железистых микроорганизмов в водопроводных трубах, что уменьшает их просвет. Содержание железа в водопроводной воде не должно превышать 0,3 мг/л.

Соли кальция и магния обусловливают жёсткость воды. Жёсткая вода приводит к образованию накипи, повышенному расходу моющих средств, ухудшается разваривание мяса и бобовых. Очень жёсткая вода неприятна на вкус, приводит к развитию мочекаменной болезни. Однако низкое содержание солей жёсткости способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Жёсткость питьевой воды не должна быть больше 7 ммоль/л.

Хлориды придают воде солёный привкус, приводят к задержке воды в организме и развитию артериальной гипертонии. В питьевой воде должно быть не больше 350 мг/л хлоридов.

Сульфаты придают воде горький привкус, приводят к диспептическимрастройствам. В районах, где в воде содержится большое количество сульфатов, массовые вспышки диспепсий могут быть ошибочно приняты за кишечные инфекции. В питьевой воде должно быть не больше 500 мг/л сульфатов.

Фтористые соединения способствуют минерализации костей и зубов. Содержание фтора в воде должно быть 0,7-1,5 мг/л. Содержание фтора менее 0,7 мг/л приводит к развитию кариеса, а более 1,5 мг/л к флюорозу (эрозии зубной эмали, поражение костей скелета, ЦНС).

Присутствие в воде токсических химических веществ может быть по 3 причинам:

1. Естественного природного происхождения

2. При реагентной обработке воды на водопроводной станции

3. В результате загрязнения сточными водами(главная причина).

В СанПиН-01 разработаны ПДК для многих химических элементов, присутствие в воде которых вредно для человека.

Ртуть не более 0,0005 мг/л. Наличие её в воде приводит к болезни Минамата, протекает по типу церебрального паралича (характерно поражение ЦНС).

Кадмий не более 0,001 мг/л,вызывает заболевание Итай-итай (БОЛЬНО-БОЛЬНО) обладает способностью к кумуляции, вызывает острые мышечные боли, приводит к альбуминурии, дефициту массы тела, деформации скелета. Заболевание длится около 12 лет и заканчивается смертью.

Свинец не более 0,03мг/л, приводит к тяжёлым свинцовым отравлениям.

Нитраты не более 45 мг/л. Повышенное содержание приводит к токсическому цианозу. Был отмечен у детей, находящихся на искусственном вскармливании смесями, для разведения которых пользовались водой, содержащей нитраты. Заболевание обусловлено образованием метгемоглобина в крови, в результате чего нарушается доставка кислорода к тканям. У детей отмечались диспептические явления, посинение кожных покровов, одышка, в тяжёлых случаях судороги и смерть. Кроме того при взаимодействии нитратов с ароматическими аминами образуются нитрозамины, которые являются активными канцерогенами. Содержание нитратов из года в год растёт за счёт органических загрязнений поверхностных и подземных водоисточников.

Стронций значительная его часть откладывается в костной ткани, при этом снижается включение в костную ткань кальция, развивается так называемый «стронциевый рахит».

Использование химических дезинфицирующих средств для очистки воды часто приводит к образованию побочных химических продуктов, некоторые из которых потенциально опасны для человека.

Учитывается также радиационный риск для здоровья, связанный с присутствием в воде радиоактивных веществ, которые попадают как естественным путём, так и в результате поведения ядерных испытаний.

Тема 2.4.

Методы обеззараживания

1.Химические: 2.Физические:

-хлорирование

- использование гипохлорида натрия-кипячение

-озонирование -У\Ф облучение

-использование серебра -ультразвуковая

обработка

- использование фильтров

Химические методы.

1.Наиболее широкое распространение получил метод хлорирования . Для этого используется хлорирование воды газом (на крупных станциях) или хлорной известью (на мелких). При добавлении хлора к воде он гидролизуется, образуя хлористоводородную и хлорноватистую кислоты, которые, легко проникая через оболочку микробов, убивают их.

А) Хлорирование малыми дозами.

Сущность этого метода заключается в выборе рабочей дозы по хлорпотребности или величине остаточного хлора в воде. Для этого проводится пробное хлорирование – подбор рабочей дозы для небольшого количества воды. Заведомо берутс


Глава 3. Природные экологические факторы негативного воздействия.

Отрицательное влияние на человека могут оказывать природные факторы , которые подразделяются на абиотические (воздействия неживой природы) и биотические (воздействия организмов). В аспекте негативных воздействий на человека, эти факторы выступают нередко взаимосвязано и комплексно.

К абиотическим факторам относятся: климатические (физические) – свет, температура, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление, радиация, электрическое состояние среды и др.; эдафогенные (почвенные) – механический состав, влагоемкость, воздухопроницаемость, давление и др.; орографические – рельеф, высота над уровнем моря, экспозиция склона и др.; химические – состав атмосферы, морских и пресных вод, донных отложений, почвенных растворов, концентрация, кислотность и др.; интегративные – погода, климат и др.

К негативным абиотическим факторам относятся стихийные бедствия (т.н. «природные катаклизмы»), которыми называют опасные природные явления или процессы, носящие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп населения, человеческим жертвам, а также уничтожению материальных ценностей: сильный ветер (торнадо, смерч, самум, суховей); пыльная буря; вулканическая деятельность; землетрясение; наводнение, шторм, цунами, прилив и отлив; лавина, сель, камнепад, оползень; пожар, вызванный самовозгоранием торфа, молнией и др. природными факторами; различные виды молний; вьюга или метель, а также значительное выпадение осадков, особенно в виде крупного града или несезонного снега; засуха; сильный устойчивый мороз или аналогичная жара, особенно на территориях, которым эти явления несвойственны; эрозия почв (такие формы, как разрастание оврагов, ветровая эрозия, вымывание почвы реками, ливнями и т.д.) и др. Наибольший вред приносят наводнения (40% общего урона), ураганы (20%), землетрясения и засухи (по 15%). Оставшиеся 10% общего урона приходятся на остальные виды стихийных бедствий. Постоянно подвергаются угрозе пожаров около 60% лесов.

В 1991 г. от весеннего половодья пострадал бассейн р. Волги – нанесенный ущерб оценивается в 230-250 млн. рублей; сильные дожди и ливни нанесли значительный урон Краснодарскому краю (500 млн. руб.), Читинской обл. и Бурятии (600 млн. руб.), при этом пострадали 6 тыс. человек, из них 30 погибли; 10 лет спустя сильнейший разлив р. Лены практически стер с лица земли г. Ленск, который пришлось восстанавливать заново; затяжными ливневыми дождями с градом и разливом рек был нанесен материальный ущерб (около 2 млрд. руб.) Ставропольскому краю: пострадали жилые дома, сельскохозяйственные постройки, уничтожено 46 тыс. га зерновых, повреждено 72 тыс. га других посевов. В результате земле-трясения, произошедшего в Армении в конце 1988 г., пострадало 550 тыс. человек, из них погибло 25 тыс. человек. Было потеряно 8 млн. м 2 жилья, без крова осталось 514 тыс. человек. Нарушилась связь с 121 отделением связи, бы-ло выведено из строя 50 автоматических телефонных станций и система оповещения. Перестали функционировать 170 промышленных предприятий, вышло из строя 102 км канализационных сетей, было нарушено водоснабжение в 11 населенных пунктах. Из 965 населенных пунктов на территории республики пострадало 173, а 58 населенных пунктов было разрушено полностью.

Например, только в 1991-92 гг. в России было зарегистрировано 355 природных катастроф, в результате которых пострадали 7876 человек, из них 198 человек погибли. За период 1996-2000 гг. только крупных наводнений было зарегистрировано 204, крупных лесных пожаров – 536. За последние 20 лет от стихийных бедствий в мире пострадало в общей сложности более 800 млн. человек (свыше 40 млн. человек в год), погибло порядка 140 тыс. человек, а ежегодный материальный ущерб от стихийных бедствий за этот период составил не менее 100 млрд. долл. Потери от природных катастроф за 10 лет, в период 1986-1995 гг., были в 8 раз выше, чем в 60-е гг.

Солнечный свет при определенных условиях выступает негативным абиотическим фактором. Патогенное действие лучистой энергии зависит от характера и интенсивности излучения. Лучи видимой части спектра могут вызвать временное ослепление; воздействие прямых солнечных лучей – перегревание головного мозга и солнечный удар; воздействие ультрафиолетовой части спектра солнечного света на кожу вызывает в основном фотохимический эффект – усиленную пигментацию кожи, но при длительном – ожоги различной степени тяжести и даже способствует возникновению рака кожи.

При значительном понижении атмосферного давления (давление атмосферного воздуха) развивается горная, или высотная, болезнь. В подводном спорте, при водолазных и кессонных работах резкие перепады давления могут привести к разрыву барабанной перепонки, легких, а также – к развитию шока (при вестибулярном шоке под водой мгновенно наступает потеря ориентации), кессонной болезни. Пониженное или повышенное атмосферное давление, а также его колебания негативно влияют на людей, страдающих заболеваниями нервной системы, гипотонической или гипертонической болезнью, сердечнососудистыми заболеваниями, психически неустойчивых. Аналогично на них влияют лунные и, особенно, солнечные затмения; магнитные бури и другие проявления солнечной активности.

При действии на организм низкой температуры могут возникнуть отморожения и переохлаждение организма. В результате длительного воздействия высокой температуры может возникнуть тепловой удар – патологическое состояние, обусловленное перегреванием организма.

Степень выраженности влияния социальных и социогенных факторов на здоровье человека зависит не только от их интенсивности и взаимосочетанного действия, но и от сочетания с природными факторами, например, погодно-климатическим фоном.

Климат, как многолетний режим погоды оказывает серьезное, зачастую негативное воздействие на самочувствие человека через температуру, атмосферное давление, влажность и др. При благоприятных погодно-климатических условиях совместное действие социогенных факторов (загрязнение атмосферы, высокий уровень шума, остаточное количество ДДТ (средство для борьбы с насекомыми на полях) в продуктах питания) повышает заболеваемость примерно в два раза, при неблагоприятных – в 2,4 раза, т.е. неблагоприятные природно-климатические условия усиливают вредное влияние социогенных факторов на организм человека.

В крупных городах сильно изменяется естественная среда. Интенсивность солнечной радиации в городах на 15-20% ниже, чем в прилегающей местности, зато среднегодовая температура здесь выше (примерно на 1,5° С), менее значительны суточные и сезонные колебания температуры, чаще возникают туманы, больше осадков (в среднем на 10%), ниже атмосферное давление.

Изменение погодных условий часто вызывает нарушения сердечной деятельности, нервные расстройства, снижение физической и умственной работоспособности, обострение болезней, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертных случаев. Изменения погоды неодинаково сказываются на самочувствии людей. У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное подстраивание физиологических процессов в организме к изменившимся условиям внешней среды. В результате усиливается защитная реакция и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды. У больного человека приспособительные реакции ослаблены, поэтому организм теряет способность быстро подстраиваться. Влияние погодных условий на самочувствие человека связано также с возрастом и индивидуальной восприимчивостью организма.

К биотическим факторам относятся: микробиогенные – простейшие, вирусы, микробы (актиномицеты, бактерии, риккетсии и т.д.); фитогенные – растительные организмы; зоогенные – животные.

Возбудители инфекционных заболеваний имеют различную устойчивость в окружающей среде: одни способны жить вне организма человека всего несколько часов – находясь в воздухе, в воде, на разных предметах, они быстро погибают; другие могут жить в окружающей среде от нескольких дней до нескольких лет; для третьих окружающая среда является естественным местом обитания; для четвертых – другие организмы, например дикие животные, являются местом сохранения и размножения. Одним из источников инфекции является почва, в которой постоянно обитают возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены, некоторых грибковых заболеваний. В организм человека они могут попасть при повреждении кожных покровов, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены.

Негативное влияние на человека могут оказывать фитогенные факторы, как непосредственное – ядовитые и болезнетворные растения (съеденная белая поганка или семена белены, испарения купины неопалимой и т.д.); пыльца ряда растений, вызывающая аллергическую реакцию организма; так и опосредованное (сорняки на полях и др.).

Однако, в отличие от т.с. фитопатогенных факторов, которые выступают по большей мере как объект деятельности человека, зоогенные (т.с. зоопатогенные) выступают субъектами воздействия на человека, например, миграции насекомых (саранчи, муравьев и т.д.), грызунов (мышей, леммингов и т.д.); нападения хищников (акул, волков и др.); укусы ядовитых членистоногих (ос, пчел, пауков, скорпионов, и др.); ядовитые уколы некоторых представителей морской фауны (морского кота, морского ежа, морского скорпиона); многие воздействия спровоцированы неадекватным поведением человека (укусы ядовитых змей, эксцессы с домашними животными и пр.).

Необходимо отобразить еще одну группу факторов воздействия на здоровье человека, которые не являются экологическими, но, тем не менее, влияют на здоровье – это группа эндогенных (внутренних) факторов: наследственность; иммунологическая реактивность; структурно-функциональный гомеостаз; влияние беременности и родов на развитие ребенка; физическое развитие и подготовленность; внутренняя мотивация к ЗОЖ и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начало третьего тысячелетия характеризует тенденция, которая состоит в том, что глобальная человеческая экосистема находится в опасности вследствие серьезного дисбаланса между негативным влиянием преобразующей – созидающей или деструктивной деятельностью социума и отсутствием адекватной, адаптированной или компенсированной реакции объектов такой деятельности, будь то природа или сам социум. Этот процесс, как основная «рукотворная» причина экологических и социальных катастроф, требует аналитического и прогностического исследования для его потенциального регулирования и предупреждения особо негативных последствий.

Проект «Глобальное обозрение окружающей среды – 2000» определил следующие глобальные и региональные тенденции, которые, наиболее вероятно, можно ожидать в следующем столетии:

экологические катастрофы, как естественные, так и искусственные (спровоцированные деятельностью человека). Они становятся более час-тыми, суровыми, сопровождаются тяжелыми экономическими потерями;

урбанизация. Скоро половина населения будет жить в городах, и там, где этот процесс не контролируется или плохо организован, создаются большие экологические проблемы, в первую очередь касающиеся реализации мусорных отходов и распространения хронических заболеваний;

– химизация. Современные химические загрязнения рассматриваются как более серьезная проблема, чем старые яды, такие, как свинец и другие; и меры защиты от них должны быть разработаны; перегрузка нитратными удобрениями, последствия которой еще до конца не ясны;

– призрак глобального водного кризиса, растущая проблема недостаточного запаса пресной воды, особенно для низкодоходных популяций;

– деградация прибрежных зон. Разработка природных ресурсов разрушает прибрежные экосистемы и представляет более серьезную угрозу, чем сточные воды;

– засорение биологическими видами. Преднамеренное введение инородных биологических специй, подавляющих местные виды;

– климатические перепады. Примерно за 20 последних лет отмечено повышение температуры на поверхности земли и предстоит выяснить: яв-ляется ли это предвестником каких-либо новых экономических трансформаций;

– деградация земли (суши), увеличивающаяся чувствительность, ранимость суши к водной эрозии;

– экологическое влияние беженцев и др.

В настоящее время значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки в среде обитания: загрязнениями атмосферы, воды и почвы, недоброкачественными продуктами питания, возрастанием шума и т.п. Это говорит о том, что адаптация (детерминированная адаптация к объективным негативным воздействиям, которые сейчас и сразу не ликвидировать и не изменить) еще далека от оптимальной, позволяющей функционировать на уровне максимальных, генотипически и фенотипически заложенных в индивиде потенций здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

    Банников А. Г., Вакулин А. А., Рустамов А. К. Основы экологии и охрана окружающей среды. – М.: Колос, 1999. – 304 с.

    Безопасность технологических процессов и производств (охрана труда). – М.: Высшая школа, 2001. – 318 с.

    Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности – наука о выживании в техносфере. – М.: МГТУ, 1996. – 143 с.

    Бердус М. Г., Чувилин В. В. Физическая культура и экология / Экология человека и технологий / Под ред. А. С. Гринина. – Калуга: Изд-во «Облиздат», 1999. – 474 с. – С. 62-131.

    Ванденко А. Сергей Шойгу: «Ленск – не потемкинская деревня» // Аргументы и факты. – 2001. – № 35. – С. 3, 15.

    Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 312 с.

    Казначеев В. П., Преображенский В. С. Экология человека // Сб. науч. тр. – М.: Наука, 1988.

    Краковский А. И., Мукаевян С. П., Романов Г. И. В защиту среды обитания. – М., 1991.

    Кучма В. Р., Гильденскиольд С. Р. Окружающая среда и здоровье жителей города с развитой химической промышлен-ностью. М., 1995. – 123 с.

    Международный файл данных // Бюллетень МАГАТЭ. – 1997. – т. 39, № 1 – С.44.

    Моисеев Н. Н. Экология и образование. – М.: «ЮНИСАМ», 1996.– 190 с.

    Национальный план действий по окружающей среде / Евразия, № 5 (22), 1994.

    Одум Ю. Экология: В 2-х. – М.: Мир, 1986.

    Омнигенная экология / Под ред. А. С. Гринина В 4-х томах. - Калуга: ГУП «Облиздат», 1996 - 1998.

    Охрана окружающей среды: Учебник для техн. спец. вузов / Под ред. С. В. Белова. – М.: Высш. шк., 1991 – 319 с.

    Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). – М.: «Россия Молодая», 1994. – 464 с.

    Скуфин К. В. Экология сохранения природы. Учебное пособие. – Воронеж, 1986.

    Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1994. – 126 с.

    Экология, здоровье и образ жизни. – СПб.: Наука, 1996. – 173 с.

    Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учебное пособие / под ред. В. И. Данилова-Данильяна. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – 744 с.

    Экология: Учебное пособие. – М.: Знание, 1997. – 288 с.

    Berdus M. G. Sports-ecological education and ecology of sports / Modern Olympic sports and sports for all. – Warsaw, 2002.

    Global Environment Outlook 2000. Unep человекаКонтрольная работа >> Экология

    Окружающая среда влияет на здоровье человека . ФАКТОРЫ , ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА Мы уже определили, что... спектра факторов окружающей среды – от экологических до социальных. Ориентировочный вклад различных факторов в здоровье населения...

Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»

Экологические факторы и здоровье населения/

Для XXI века характерны как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи (природные катаклизмы, смена политических и экономических режимов, смертоносные войны, эпидемии неизвестных и известных заболеваний.

Неоспоримо, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать трудности.

Известно, что здоровье зависит от биологических возможностей человека, социальной среды, природно- климатических условий. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов показали, что влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20 - 25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы , на долю организации здравоохранения отводится 10% . 50-55% удельного веса факторов, обусловливающих здоровье населения, составляет образ жизни человека . В XXI веке естественная смена поколений проходит в сложных экологических, экономических и социальных условиях, что отрицательно сказывается на здоровье и ухудшает генофонд нации. В Государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2002 году» отмечалось, что десятки миллионов человек проживают в условиях постоянного превышения ПДК токсических веществ в атмосферном воздухе. Большая нагрузка ложится на жителей санитарно-защитных зон промышленных предприятий, численность которых составляет около 100 000 человек.

На территориях, где загрязнение воздушной среды определяют выбросы от предприятий химической, нефте- и газоперерабатывающей промышленности, наблюдается повышенная детская смертность. Согласно данным Федерального центра госсанэпиднадзора Минздрава России, *основными загрязняющими веществами в атмосферном воздухе населенных мест остаются взвешенные вещества: диоксид азота , оксид углерода , фенол , формальдегид , углеводороды , свинец . Особо опасен свинец.Соединения свинца поступают в организм через кожу и слизистые оболочки,через дыхательные пути и пищевой тракт. При интоксикации свинцом развивается поражение мозга, нарушается дыхательная функция крови вследствие разрушение эритроцитов,нарушение пищеварительного тракта в результате атрофии слизистой оболочки тонкого кишечника и угнетения целого ряда ферментов. Одной из основных причин загрязнения окружающей среды является рост численности автотранспорта, вклад которого в валовые выбросы вредных веществ в атмосферу составляет в ряде регионов 50-90%.

Наличие в источниках централизованного водоснабжения солей тяжелых металлов и хлорорганических соединений создает серьезную опасность для здоровья населения. Отмечено, что у взрослых может возникнутьдо 13 видов заболеваний. Содержание бора, брома, магния в питьевой воде ведет к росту заболеваний сердечно- сосудистой системы и органов пищеварения.

Опасны и другие вещества и виды соединений, которые ведут к поражению ЦНС. Влияние данных экологических факторов сказываются на глубоких процессах формирования здоровья, включая изменения процессов возрастной динамики, появление сдвигов в клинике и характере заболеваний, длительности течения и разрешения патологических процессов, что встречается повсеместно и затрагивает биологию человека

Все выше перечисленное говорит о том, что каждый человек должен бережно относиться к природе так же как и к своему здоровью, делать все возможное для этого, чтобы спокойно и счастливо жить на планете Земля!

Данные взяты из книги Т. Я. Ашихминой "Экологический мониторинг"