Этапы построения социальной парадигмы. Парадигмы современной социологии. Что такое социология

Все науки основываются на разных системах по степени
«открытости», т. е. способности включать в себя
одну, две или несколько общепризнанных теорий. Так, естественные науки (химия, физика, биология и др.), как правило, имеют одну общепризнанную теорию, которая достаточно очевидно прослеживает взаимосвязи изучаемых явлений. Хотя в истории этих наук неоднократно происходила замена одной теории на другую, все же какая-то одна теория в определенный исторический момент являлась общепризнанной для большинства ученых. Что же касается социологии и ряда других наук, то они всегда включали в себя несколько теорий, очевидно, потому, что взаимосвязь изучаемых ими предметов и явлений не носит столь жесткого характера.

С момента своего возникновения социология основывалась на нескольких теориях, а к настоящему времени их число значительно возросло. В зависимости от своих науч­ных ориентации и идейных пристрастий группы социологов руководствуются разными теориями, каждая из которых имеет, как правило, свои методологические и методические принципы. Совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специфическим категориальным аппаратом и признающихся группой ученых, называется парадигмой. Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой конкретный частичный вклад в его рассмотрение.

Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на две большие группы. Первую образуют структурные парадигмы, которые рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого целого и на макроуровне. Вторую составляют интерпретивные парадигмы, которые делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения на микроуровне.

К основным макросоциологическим парадигмам относятся структурный функционализм и марксизм. Социологи-функционалисты рассматривают общество как систему взаимозависимых составляющих его структур, которые вместе образуют единое целое. Согласно их взглядам, такие институты, как государство, семья, религия и другие, являются не столько самостоятельными образованиями, сколько частями социальной системы, вносящими, свой вклад в функционирование всего общества. Представители этой парадигмы в основном занимаются исследованием того, какой вклад разные части общества вносят в интеграцию социальной системы. Для них весьма характерно изучение, например, функций государства по управлению обществом, функций семьи по социализации подрастающего поколения или функций религии по укреплению базовых ценностей общества.

В социологии много конфликтных парадигм, которые рассматривают общество как единое целое, исходя из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами, и одни извлекают для себя пользу за счет других. Из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта, вызывающий определенную степень нестабильности. Конфликтные парадигмы различаются основой, по которой происходит деление общества на группы, и природой конфликта, возникающего как результат этого деления. Весьма распространена марксистская парадигма. К. Маркс рассматривал общество как целостную социальную реальность. Так, экономические, политические, правовые и религиозные институты могут быть поняты, только взятые во взаимозависимом единстве, хотя, по его мнению, экономические факторы оказывают первостепенное влияние и в значительной степени определяют другие аспекты общества. Несмотря на различие между функционалистами и марксистами, о чем будет сказано ниже, обе парадигмы требуют рассмотрения общества как целого, взаимодействия его институтов, а также деятельности различных социальных групп.

Наиболее известные микропарадигмы - концепция социального действия М. Вебера и современные парадигмы - символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Сторонники парадигмы социального действия сходятся во мнении, что социологам в первую очередь необходимо понять и интерпретировать поведение людей и раскрыть значения, которые сами люди ему придают. Дж. Г. Мид, основоположник символического интеракционизма, считал, что люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, которые не просто обозначают предмет или явление, но и предполагают определенную реакцию на них. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в социальной среде, ибо у них нет ни инстинкта языка, ни инстинктов поведения в обществе.

Представители феноменологической парадигмы основное внимание сосредоточивают на внутренней работе человеческого сознания - на способах, которые используют люди для осмысления окружающего мира и классификации его явлений. Чтобы понять социальную жизнь, по мнению феноменологов, необходимо изучить способ, с по­мощью которого люди по категориям дифференцируют конкретные явления.

Этнометодология - сравнительно новая социологиче­ская парадигма, которая делает акцент на изучении мето­дов, используемых людьми, для воспроизводства социаль­ного мира. По мнению этнометодологов, социальная жизнь представляется упорядоченной только потому, что члены общества сами активно придают ей смысл. Иными словами, в противоположность тем социологам, которые исходят из объективности социального мира, существую­щего независимо от интерпретаций людей, этнометодологи утверждают, что социальные реалии - суть конструк­ции и интерпретации самих людей.

Разграничение социологических теорий на макро- и микротеории весьма условно. Между ними нет непреодо­лимой границы. Так, и в структурном функционализме, и в марксистской парадигме можно встретить элементы, ха­рактерные для концепции социального действия.

В истории социологической мысли всегда предприни­мались попытки ликвидировать разрыв между макро- и микросоциологическими парадигмами. М. Вебер был пер­вым, кто пытался сделать это. Очевидных же результатов в этом плане добился Л. Сорокин, создав так называемую интегральную социологию, которая изучает общество, его явления, взаимоотношения индивида и групп людей с об­ществом с позиций анализа сосуществования множества социокультурных систем, находящихся в сложном движе­нии - по горизонтали, вертикали и в виде флуктуации (колебания). Методологическая основа его парадигмы включает в себя в качестве внутренних компонентов ин­туитивный, эмпирический и рационалистический методы. При этой парадигме анализ общества на макро- и микро­уровнях практически утрачивает свою специфичность. То же характерно и для неофункционалистской парадигмы, которую представляют Ю. Хабермас, Н. Луман, Дж. Александер и другие. Неофункционалисты в исследовании со­циальных реалий стремятся учитывать точки зрения раз­ных социальных сил и результаты их действия, полагая, что тем самым можно понять эволюцию общества. Особый акцент при этом делается на выявлении рациональности в коммуникативных действиях членов общества.

В последнее время такие социологи, как П. Уиллс, А. Гидденс и другие, предприняли попытки преодолеть разрыв между структурными и интерпретивными пара­дигмами. Так, Гидденс, полагая, что ни структура, ни действие не могут существовать независимо друг от друга, считает, что именно социальные действия людей создают и воспроизводят структуры, которые в конечном счете можно рассматривать как образцы поведения людей, су­ществующие в какой-то период человеческой истории.

Предмет социологии. Место социологии в системе гуманитарных наук.

Понятие и типы социологических парадигм.

Парадигма представляет собой исходную концептуальную схему, лежащую в основе теоретических моделей. Термин «парадигма» введен в научный оборот американским философом Т. Куном. Согласно его определению, парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых научным сообществом в качестве модели для постановки и решения научных проблем. В социологии парадигма чаще всего рассматривается как концептуальная схема, образованная совокупностью фундаментальных оснований научного знания об обществе.

В социологии выделяются несколько парадигм, связанных с конкретными школами и направлениями:

а) парадигма социальных фактов, связанная с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма и школой функционализма. В ней социальная реальность рассматривается как самостоятельная и не зависящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов (социальных структур, институтов) Позднее в рамках этой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория конфликта (Р. Дарендорф);

б) парадигма понимания или социология действия, основы которой заложены немецким ученым Максом Вебером. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального действия – индивидами. Согласно М. Веберу, в основе всякого действия лежит понимание, социолог должен изучить, выявить рациональные мотивы индивида. Главное в этой парадигме то, что любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий. В дальнейшем парадигма привела к появлениюфеноменологической социологии А. Шюца, этнометодологии Г. Гарфинкеля, символического интеракционизма Г. Мида и Т. Лукмана;

в) парадигма социального поведения состоит в том, что социальное поведение человека детерминировано (обусловлено) простыми биологическими реакциями и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Данная парадигма представлена теориями социального обмена П. Блау, Дж. Хоманса, а также социального бихевиоризма Б. Скиннера. Она позволяет делать вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний;

г) парадигма социально-исторического детерминизма (связана с именем немецкого ученого Карла Маркса) означает, что социальная реальность понимается как совокупность отношений, которые возникают между людьми в процессе трудовой деятельности. То есть, реальная историческая роль отводится не индивидам, а массам, действующим только в благоприятном для этого контекста взаимодействии структур;


д) парадигма психологического детерминизма сформирована на основе психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда. Согласно концепции психологического детерминизма внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. Социальная реальность в данной парадигме понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального начала (инстинкта) и подавляющего его общества

е) натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на изучении социальных фактов с использованием математических и эмпирических методов, которыми пользуются естественные науки. Представителями этой парадигмы выступают О. Конт и Г. Спенсер;

ж) интерпретирующая парадигма основана на признании принципиального различия между предметом и методами естественных и социальных наук. Это означает, что социология может не констатировать и изучать объективные факты социальной жизни, а ориентироваться на понимании субъективного мира индивидов, их мотивов и побуждений. Это составляет суть «понимающей социологии » М. Вебера;

з) оценивающая парадигма , представителями которой являются К. Маркс, А. Этциони, К. Поппер, предполагает соединение чисто исследовательской деятельности социолога с социально-критической и социально-преобразующей деятельностью.

    Понятие «парадигма » в социологии.

    Макросоциологическая парадигма.

    Микросоциологическая, интерпретативная парадигма (модель «социального действия и процесса»).

    Проблема мультипарадигмальности в социологии.

    Интегративные теории.

    Теоретическая социология как «дискурсивная парадигма».

1. Понятие «парадигма» в социологии

Структура и характер научного содержания современной социологии невозможно понять без учёта того, что помимо дифференциации по видам и аспектам исследовательской деятельности, в социологии существуют различия между принципиальными теоретическими подходами , которые определяют стратегию и направляют ход исследования, т.е. дают ответы на вопросы:что ,как изачем исследуется. Эти различия проявляются в существовании внутри социологии конкурирующих школ и направлений исследования, обозначаемых по принадлежности к той или иной концептуальной традиции: социология позитивизма, исторический материализм, интерпретативная социология феноменологическая социология и др.

Основой для развития и существования в социологии разных научных направлений является приверженность социологов различным парадигмам .

Понятие «парадигма » (от лат.paradeigma – пример, образец) было введено американским историком и социологомТомасом Куном (1922-1994). В ставшей знаменитой книге «Структура научных революций » (1962) Кун назвал парадигмами научные концепции, достаточно беспрецедентными для того, чтобы на длительное время привлечь группу сторонников и в то же время достаточно открытыми, чтобы новые поколения учёных могли в рамках этих концепций найти для себя проблемы, требующие решения.

Парадигма включает в себя:

    общие представления о предмете исследования , его принадлежности кобществу ,человеку ;

    способы познания , которые являются необходимыми, обязательными и эффективными;

    технику исследования , т.е. конкретныепроцедуры;

    понятийный аппарат , описывающий предмет.

Парадигма претендует на универсальность описания иобъяснения исследуемых явлений и процессов. Парадигма опирается на труды классиков и использует концепции применения данной парадигмы.

Переход научного сообщества от одной парадигмы к другой лежит в основе научных революций . Смена парадигмы приводит к тому, что учёные видят мир своих исследовательских проблем в ином свете.

Парадигма в социологии – это концепция, принятая в данном научном сообществе в качестве образца постановки и решения исследовательской задачи.

В социологии (как, впрочем, и в ряде других наук) парадигмы всегда включали в себя несколько теорий и их разновидностей, очевидно, поэтому «социальное » имеет гораздо большее многообразие проявления взаимосвязей изучаемых ими предметов и явлений, не носит столь жёсткого характера. Кроме того, могут быть разные отправные подходы анализа общественных явлений, что проявляется в своеобразии методики и техники исследования.

Следовательно, каждая социологическая парадигма избирательна в плане оценки факторов общественного развития. Именно поэтому ни одна из парадигм не даёт всеобъемлющего анализа общества, хотя и вносит свой конкретный и частичный вклад в его понимание. Каждая парадигма характеризуется также приоритетностью рассмотрения тех или иных сторон социокультурных реалий, своеобразием анализа поведения людей.

Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на три большие группы.

Первую группу образуют структурно-функциональные и конфликтологические парадигмы (илимакросоциологические парадигмы).

Вторую группу парадигм составляют интерпретативные концепции микроуровнего изучения человеческого поведения (микросоциологические парадигмы).

Третья группа – интегральные (объединительные) парадигмы (мультипарадигмальность ).

Что касается последней группы парадигм, то идею мультипарадигмальности (или полипарадигмальности) впервые обосновал в середине 70-х годов XXвека известный американский социологДжордж Ритцер .Мультипарадигмальность означает, что парадигмы, созданные ранее, с появлением новой парадигмы не исчезают, а продолжают существовать наряду с новой. Вследствие этого увеличивается концептуальное разнообразие, что позволяет описывать и объяснять различные аспекты таких сложных явлений и процессов, каковыми являютсясоциальные феномены . Напомню, чтоконцепция – это научная теория в определённой отрасли знания с собственным понятийным аппаратом, гипотезами и методами, описывающая и объясняющая какую-либо часть человеческого мира.

Понятие «парадигма» имеет множество значений. Под парадигмой в общественных науках понимается «исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе». Изменение парадигм расценивается как научная революция. Проще говоря, парадигму с научной позиции можно определить как общий угол зрения на изучаемые феномены.

По словам С.А. Кравченко, «само возникновение социологической теории становится возможным исключительно тогда, когда общество достигает определенного уровня динамической сложности, что выражается в появлении критического взгляда людей (прежде всего ученых) на характер изменений социальных институтов и самих себя». Это способствует формированию различных теорий и концепций, с помощью кᴏᴛᴏᴩых осмысливаются социальная реальность и ее динамика.

В социологии выделяют несколько наиболее отчетливых и значимых для развития социального знания парадигм, связанных с конкретными школами и направлениями.

Парадигма социальных фактов связана с именем Э. Дюркгейма и школой функционализма. В ϶ᴛᴏй парадигме социальная реальность рассматривается как самостоятельная и не зависящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов — социальных структур и институтов, кᴏᴛᴏᴩые и выступают предметом изучения социологии. Исторически кристаллизация функционалистской парадигмы произошла в трудах А. Рэдклифф-Брауна и Б. Малиновского. В дальнейшем в рамках ϶ᴛᴏй парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория конфликта (Р. Дарендорф) Общая гипотеза функционализма состоит по сути в том, что любой конкретный социальный феномен должен исследоваться с позиции выполняемых им в обществе функций.

Парадигма понимания , или социологии действия, связана с именами М. Вебера и В. Парето. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального действия — индивидами. Согласно Веберу, в основе всякого действия лежит понимание и социолог должен выявить его, постигнуть рациональные мотивы актора. В дальнейшем развитие ϶ᴛᴏй парадигмы привело к появлению таких направлений, как феноменологическая социология А. Шюца, этнометодология Г. Гарфинкеля, символический интеракционизм Т. Лукмана и Г. Мида. Базисная гипотеза ϶ᴛᴏй парадигмы состоит по сути в том, что любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий.

Парадигма социального поведения представлена социальным бихевиоризмом Б. Скиннера и теориями социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау и получила распространение в американской социологии. Ее основной принцип состоит по сути в том, что социальное поведение человека имеет реактивную природу, т.е. детерминировано простыми биологическими реакциями и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Отсюда делается вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний.

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с именами К. Маркса и его последователей. Здесь социальная реальность понимается как совокупность отношений, возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности.
Важно заметить, что однако, при всем этом роль самих реальных индивидов фактически минимизируется, а единственным фактором развития общества считаются социально-экономические структуры, взаимодействующие между собой согласно внутренней логике естественно-исторического процесса. Реальная историческая роль отводится не индивидам, а массам, причем последние могут действовать только в благоприятном для ϶ᴛᴏго контексте взаимодействия структур.

Парадигма психологического детерминизма сформировалась на стыке социологии и психологии и на базе психоаналитической концепции 3. Фрейда, согласно кᴏᴛᴏᴩой внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. В ϶ᴛᴏй парадигме социальная реальность понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального (инстинктивного) начала и подавляющего его общества. Этой борьбой объясняются происхождение культуры, искусства, поступки индивидов, возникновение и массовый успех идеологий, направленность политики государств. Впоследствии из подхода Фрейда развились фрейдомарксизм (Г. Маркузе, Ф. Райх) и неофрейдизм (Э. Фромм, Д. Рисмен)

В другой классификации социологических парадигм, о кᴏᴛᴏᴩой упоминает российский социолог В.П. Култыгин, парадигмы выделяются по методологическому критерию, и их всего три — натуралистическая, интерпретирующая и оценивающая.

Натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на методах исследования, близких к методам естественных наук. Типичными представителями ϶ᴛᴏй парадигмы будут, например, О. Конт, Г. Спенсер. В рамках данной парадигмы исследуется только объективный факт, практикуются математические и эмпирические методы исследования.

Интерпретирующая парадигма базируется на признании принципиального различия между предметом и методами естественных наук и социальных. Отсюда вытекает необходимость для социологии не констатировать и изучать объективные факты социальной жизни, а ориентироваться на понимание субъективного мира акторов, их мотивов и побуждений. Такова «понимающая социология» Вебера и унаследовавшие те же методы этнометодология и феноменологическая социология.

Оценивающая парадигма предполагает соединение чисто исследовательской деятельности социолога с социально-критической и, возможно, социально-преобразующей. В рамках ϶ᴛᴏй парадигмы социологические концепции имеют критический и преобразующий потенциал и связаны с оценкой социальной реальности. Материал опубликован на http://сайт
Представителями оценивающей социологии будут К. Маркс, К. Поппер, А. Этциони, Ч. Р. Миллс.

По мнению Г.Е. Зборовского, современную социологию можно представить как мозаичное панно, отражающее различные по масштабам, цветовой гамме, конфигурации составляющие, но в ϶ᴛᴏм панно можно выделить упорядоченную структуру, в кᴏᴛᴏᴩой соединяются социологические теории, парадигмы и метапарадигмы. Под метапарадигмой понимается обобщающая теоретическая характеристика родственных парадигм; объектом исследования мстапарадигмы будут парадигмы и теории, взятые во взаимосвязи. В качестве примера метапарадигмы можно назвать неклассическую социологию, теоретическими составляющими кᴏᴛᴏᴩой выступают парадигмы символического ингеракционизма, феноменологии, этнометодологии, обмена. В теоретической социологии выделяются пять метапарадигм: классическая, неоклассическая, постклассическая, неклассическая, постнеклассическая. Формирование классической метапарадигмы приходится на конец XIX — начало XX в. и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует классическому этапу развития социологии, а последующие четыре метапарадигмы возникли в XX в., существуют и развиваются на современном этапе теоретической социологии. В классификации Зборовского каждой метапарадигме ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют определенные социологические парадигмы и теории.

Таблица 1. Классификация метапарадигм

Метапарадигма

Парадигмы и теории

Объект социологии

Предмет социологии

Классическая

(Конт, Дюркгейм, Сорокин, Вебер, Отметим, что теннис, Зим мель, Спенсер, Маркс, Гид- дингс и др.)

Позитивизм, марксизм, эволюционизм, веберианство

Общество как целостная система; как социальный организм, независимый от человека

Изучение социальных фактов, социальных структур, социальных институтов. социальных действий и взаимодействий в статике и динамике

Неоклассическая

(Парсонс, Мертон, Козер, Дарендорф, Коллинз, Миллс, Маркузе, Алекса ндер и др.)

Неопозитивизм, неомарксизм, неоэволюционизм, неовеберианство, структурный функционализм, неофункционализм, радикально-критические теории, теории конфликта

Общество как система социальных действий и взаимодействий социальных групп и ϲʙᴏбодно организованных акторов

Обновление идей позитивизма, марксизма, эволюционизма, функционализма на базе нелинейного рассмотрения общества и его структур

Постклассическая

(Луман, Не стоит забывать, что валлерстайн, Белл, Турен, Айзенштат, Райт, Коэн, Гидленс, Ритиер и др.)

Постпозитивизм, постмарксизм, теории системного анализа, теории модернизации, единого индустриального общества, постиндустриального общества, глобализации

Общество как сфера интеракции, коммуникации, социальных институтов и солидарности

Новая системная трактовка общества с позиций макросоциологического анализа

Неклассическая

(Мид, Блумер, Гоффман, Ше- лср, Шюи, Бергер, Лукман, Гар- финкель, Сику- ред, Ливингстон, Хоманс, Блау, Эмерсон и др.)

Символический интер- акционизм, феноменология, этнометоло- логия, теория обмена

Общество как конструкция непрерывно меняющейся реальности агентами, кᴏᴛᴏᴩые и производят социальные изменения

Изучение процесса конструирования человеком меняющегося социального мира

Постнеклассическая

(Ритцер, Гидденс, Бурдьс, Хабермас, Штомпка, Деррида, Фуко, Джеймсом, Бодрийяр, Коннел, Хартманн и др.)

Интегративные концепции, теория коммуникативного действия. постмодернизм, феминистская социология

Общество как единство социальных структур и активных действий личности

Изучение интегративных процессов в различных типах социума

Появление и институционализация в социологическом знании различных парадигм и теорий связаны с поиском учеными адекватного методологического инструментария для изучения и объяснения социальной реальности, кᴏᴛᴏᴩая по-разному интерпретируется исследователями.

В связи с данным А.В. Лубский отмечает: «Смысл методологической установки, связанной с плюралистической интерпретацией изучаемой реальности, состоит по сути в том, что по отношению к предмету научного исследования можно сформулировать множество исследовательских задач, приоритетность кᴏᴛᴏᴩых зависит от методологического выбора исследователя. При этом по отношению к определенному классу исследовательских задач применяетсятрадиционно ϲʙᴏй специфический способ их решения, давший в рамках определенной познавательной парадигмы необходимый научный результат».

В классификации социологических теорий, предложенной С.А. Кравченко, критерием выступает способность их теоретико-методологического инструментария анализировать усложняющуюся социокультурную динамику общества. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данным критерием — способностью теории отражать увеличение динамической сложности общества — он выделил пять поколений социологической теории, кᴏᴛᴏᴩым ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют пять типов социологических метапарадигм.

Первое поколение — теории, образующие позитивистскую метапарадигму, в рамках кᴏᴛᴏᴩых общественное развитие рассматривается как эволюционно-линейное и может быть объяснено с привлечением одного и того же теоретико-методологического инструментария. Представителями данной метапарадигмы будут первые социологи — Конт, Спенсер, Дюркгейм, Маркс.

Второе поколение представлено теориями, кᴏᴛᴏᴩые в совокупности образуют интерпретативную метапарадигму, основывающуюся на постулате о том, что каждая социальная общность имеет неповторимый ценностный мир и множество возможностей развития. Поскольку обстоятельства субъективны, а сам исследователь не абсолютно беспристрастен, не может быть единого, универсального объяснения социальных реалий и совокупность событий, образующих по существу социальную жизнь, не может, согласно Веберу, интерпретироваться как «социологические факты или закономерности».

Третье поколение — теории, интерпретирующие общественное развитие с позиций усложняющейся функциональной динамики, ускоренной дифференциации. Им ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует интегральная метапарадигма, постулирующая культурный плюрализм и предлагающая интегральное использование каналов познания и различных уровней анализа (макро- и микросубъективный, макро- и микрообъективный) В рамках данной парадигмы ее сторонниками (Т. Парсонс, П.А. Сорокин и др.) признается возможной и даже необходимой интеграция, казалось бы, несовместимых парадигм.

Четвертое поколение представляют теории, анализирующие современное общество как с институциональных позиций, так и индивидуальных. В совокупности они образуют рефлексивную метапарадигму модерна, кᴏᴛᴏᴩая исходит из крайнего динамизма картины мира, глобальности пространства, размывания культурно-территориальной идентичности и смены самоидентификаций.

Пятое поколение представляют теории, ориентированные на изучение нелинейной социокультурной динамики, кᴏᴛᴏᴩую активно и декларируют, а также процессы самоорганизации социума, обеспечивающие возникновение порядка и хаоса. Эти теории образуют нелинейную метапарадигму постмодерна, в рамках кᴏᴛᴏᴩой саморазвитие десоциализирующегося социума провозглашается естественным, а сам социум обозначается как основанный на упорядоченном хаосе.

Несмотря на такой богатый парадигмальный багаж социологии, сформированный на протяжении становления социологии как науки и ее развития, все теории будут современными и их использование позволяет осуществлять систематизацию знания, объяснять социальную реальность и ее динамику.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что социология представляет собой полипарадигмальную науку, фундаментом кᴏᴛᴏᴩой служат теории и концепции классической социологии.

Парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных. Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун. На сегодняшний момент не существует общепринятых представлений о системе социологических парадигм. В западной социологической мысли сегодня выделяется шесть основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционизм, этнометодология, неомарксизм.

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэном (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др. Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе социальная дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества. Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена . Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Скиннером, Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Суть их позиции заключается в том, что в процессе взаимодействия люди обмениваются различными экономическими и социальными ценностями – товарами, услугами, ресурсами. При этом возникают соответствующие модели поведения, которые становятся предметом изучения.

В основе анализа возникающих отношений лежат идеи социального бихевиоризма: поведение человека рассматривается по схеме: стимул-реакция. При этом подчеркивается, что (1) в центре внимания находятся не врожденные инстинкты, а поведенческие модели, (2) обсуждаются не проблемы сознания, а факторы, задающие определенный характер поведения, (3) сами построения носят прагматический характер, то есть ориентированы на выработку соответствующих технологий поведения. В качестве примера можно привести один из постулатов Дж. Хоманса: постулат успеха - «из всех возможных действий людей, чем больше вознаграждается конкретное действие индивида, тем более вероятно, что индивид воспроизведет его снова». Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Символический интеракционизм. Данная парадигма разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г.

Блумером, Т. Шибутани и др. Основанием символического интеракционизма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

В центре внимания – межличностные интеракции микроуровня. Исследуется роль сознания в процессе общения. Люди создают определенные значения объектов. Общение опосредовано знаками-символами, которые создаются, закрепляются, развиваются, вызывают адекватную реакцию. Рукопожатие - знак дружелюбного поведения. Значения символов постоянно воспроизводятся в процессе взаимодействия, но их глубинный источник остается не выявленным. Предметом исследования является также сфера коллективного поведения: нарушение значимых символов в толпе ведет к реакции, порождая формы спонтанного поведения: толчею, коллективное возбуждение, социальные пандемии (например, погромы на национальной почве). Для данной парадигмы характерно то, что приоритетной оказывается сфера сознания, структуры опыта, но за скобки выносятся структурные элементы социальной среды. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Эта парадигма тесно связанна с символическим интеракционизмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Гарольдом Гарфинкелем. Этнометодология возникла в результате включение в арсенал социологии методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям. При этом важно, что этнометодологи не исследуют практическую деятельность, организованную осмысленно, сообразно формальной логике. Напротив, их интересует то, как люди на основе здравого смысла, подчас сами, не осознавая того, используют конкретные методы взаимодействия друг с другом, исходя из общепринятых в их культуре моделей поведения.

Структурный функционализм - социологическая парадигма, сущность которой заключается в выделении элементов социального взаимодействия, определении их роли и места в большей социальной системе или обществе в целом, а также их социальных функций. Общество здесь есть система: структурные элементы и отношения между ними. Эмиль Дюркгейм впервые теоретически и методологически обосновал коренные постулаты структурного функционализма, высказал положение о том, что социология является структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме ее частей. На методологию структурного функционализма опирались Т. Парсонс, Б. Малиновский.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Её особенности: преодолевается жесткая экономическая доминанта, жесткий характер объективных законов классического марксизма; присутствует отношение к ценностям. Еще одно направление пересмотра марксизма - стремление обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий.