Формирование ключевых компетенций уроках информатики. Развитие ключевых компетенций средствами информатики. Концепция модернизации российского образования

Пищальченко А.М., учитель информатики

МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением

отдельных предметов»

Формирование информаци­онно-коммуникационной

компетентности обучающихся на уроках информатики и ИТ

Глобальная информатизация общества – одна из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональ­ной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей. Немало­важная роль в этом процессе отводится информатике.

Процесс осваивания обучающимися новых информационных технологий и эффективное их применения в учебном процессе ведет к гармоничному развитию познавательной сферы ребенка, через освоение новых инструментов учения обеспечивается формирование информационно-коммуникационной компетентности, которая становится фундаментом при создании целостного информационного пространства знаний уча­щихся.

Осознание несоответствия современной системы образования потребностям информационного общества, характеризующегося ускорением темпа жизни, нарастанием потоков информации, быстрым совершенствованием технологий, привело к принятию Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., в которой определена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образовании на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Поэтому в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Одной из важных целей образования должно стать развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации. В этой связи основным результатом деятельности учителей должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.

Компетентность - это новая единица измерения образованности человека, т.к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют, не позволяют показать, измерить уровень качества образования.

Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как ком­плексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, орга­низовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой дея­тельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационно-коммуникативная компетент­ность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

Таким образом, ИКК можно определить как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Формирование ИКК в школе проходит три уровня развития:

Пропедевтический уровень (достижение элементарной и функциональной грамотности, когда на доступном уровне формируются первоначальные знания);

Базовый уровень (ребенок приобретает необходимые знания об окружаю­щем мире и овладевает общими способами деятельности);

Профильный уровень (формирование значимых для обучающегося качеств, позволяющих реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности).

Ключевым основанием, по проблеме становления и развития ИКК, с нашей точки зрения, является понятие "информация " и формировании умений и навыков применять информационные технологии при решении прикладных задач. Но следует помнить процесс, что формирования ИКК не заканчивается однажды по причине ее сформированности, а продолжается до конца жизни.

Понятие «информация» является центральным понятием курса информатики. Поэтому изучении любой темы всегда следует выстраивать так, чтобы было понятно, какое отношение она имеет к понятию информации, к представлению информации, к хранению, обработке или передачи информации и при раскрытии основных понятий курса всегда опираться на следующие тезисы:

Компьютер – это универсальная машина для работы с информацией;

Алгоритм – это управляющая информация;

Информационные технологии - это методы и средства для работы с информацией;

Информационные модели - это систематизированная информация о реальных процессах, явлениях, объектах.

С понятием информация учащиеся знакомятся во втором классе. Изучение этой и любой другой темы всегда надо начинать с мотивации. Мотивом к изучению информатики, в первую очередь, выступает интерес к компьютеру, но считаем необходимым мотивировать изучение каждой темы. Содержание понятия информация является абстрактным, поэтому задача учителя состоит в том чтобы , последовательно уточняя содержание понятия, постепенно добиться необходимого уровня научности в восприятии его учеником. Отсюда вытекают и возможные подходы к созданию мотива­ции: через опору на разностороннее использование данного понятия в повседневной жизни самого школьни­ка, его ближайшего окружения и страны в целом формировать понима­ ние необходимости изучения процессов, в описании которых атрибутив­но фигурирует данное понятие.

Для формирования интереса лучше всего идти от жизни, для данной темы от жизненной потребности в информации и организации определенных информационных процессов. Важно, чтобы дети сами проанализировали жизненную ситуацию, лучше синтезированную учителем, в которой будут присутствовать все информационные процессы: получение информации, ее хранение, передача, обработка и использование.

С этого плацдарма можно развивать дальнейшее изложение материала, относящегося к информации и информационным процессам, содержание которого будет раскрываться и уточняться на протяжении всего изучения курса.

При изучении информационных процессов важно сделать акцент на то, что в реальном информационном процессе нередко оказываются тесно переплетенными получение, хранение, преобразование, передача и использование информации.

После рассмотрения информационных процессов изучаем виды информации по способу получения, а затем кодирование информации. Для этого можно использовать систему обучающих дидактических игр (например: игра «Покажи», «Нарисуй», «Найди спрятанную информацию», «Живой словарь», игры на восприятие информации с помощью одного из органов чувств, игры на закрепление понятия искажения информации и т. д.) и программные средства.

При изучении программного обеспечения для развития единого подхода к обучению информационным технологиям в течение всего курса следует руководствоваться следующими принципами:

1. Изучение информационных технологий не должно быть сведено к освоению конкретных средств информационных и коммуникационных технологий, необходимо, прежде всего, формировать научные основы, базу для освоения новых технологий.

2. Необходимой предпосылкой усвоения информационных технологий является предварительное изучение вопросов строения, видов, свойств, форм представления и т.д. информации, способов ее записи, алгоритмов ее преобразования, которые рассматриваются в курсе информатики. Новое программное обеспечение надо изучать не тогда, когда пришло время по программе, а когда нет возможности решать имеющиеся задачи знакомыми средствами.

3. Ключевыми вопросами изучения информационных технологий, обеспечивающими единство методического подхода к их изучению, являются вопросы единства средств и методов представления информации разного типа, функциональной полноты и минимизации операций по обработке информации, алгоритмической основы реализации технологий.

4. Считаем важным рассматривать практико-ориентированные задачи.

При изучении каж­дого нового вида информационных технологий учащиеся знакомятся с областя­ми применения этой технологии, приклад­ными программными средствами, отража­ющими данную технологию; происходит более подробное изучение принципов ра­боты отдельных устройств компьютера, расширяющее представления учащихся об архитектуре ЭВМ, а также рассматрива­ются теоретические основы той или иной технологии (вопросы представления раз­личных видов информации в памяти ЭВМ, структурирования данных, постановки и методов решения информационных за­дач с помощью технологических средств данного типа).

Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности в процессе учебной деятельности, рекомендуем использовать методику проектных занятий.

Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Метод проектов как технология компетентносто-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной ком­петентности, а также компетентности, которую условно можно назвать «способность к деятель­ности». В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.

Проектная деятельность, обеспечивающая формирование информационно-коммуникаци­онной компетентности, представлена в нескольких вариантах:

  • «точечная» - небольшие по продолжительности предметные проекты, выполняемые малыми группами. Например, творческая работа "Человек и компьютер" (5 класс) по теме «Архитек­тура компьютера»: нарисуйте схему внутреннего устройства компьютера на основании срав­нения человека и компьютера; творческая работа "Информация в будущем" (6 класс) по теме «Информация»: придумайте новое устройство для работы с информацией;
  • организация проектов от предметного содержания курсов с их продолжение и расширением на курсах по выбору, факультативах, элективных курсах. Например, проект «Создание ло­кальной сети» (9 класс) по теме «Топология сети» может быть продолжен на элективном курсе «Телекоммуникации и Интернет».
  • организация тематических проектов для класса, параллели. Например, можно предложить па­раллели 9 (10) классов создать рекомендации для учителя по улучшению взаимопонима­ния между учителем и учеником, выявить качества учителя, которые наиболее важны с точки зрения учеников. Результаты опросов, тестирований обработать средствами электрон­ных таблиц EXCEL. Такой проект способствует повышению знаний учащихся в области ин­формационных технологий, самореализации учащихся в области создания информационных ресурсов и программ.

Общая схема выполнения проекта: учитель ставит задачу, тем самым очерчивая планируемые результаты обучения и исходные данные. Все остальное предстает делать самим ученикам: намечать промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать и сопоставлять полученное с требуемым, корректировать собственную деятельность. Проект может быть выполнен на одном уроке, либо дается заранее и выполняется определенный срок.

Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:

  • осваивает модели учебной деятельности,
  • приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),
  • получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,
    • развивает навыки общения.

Таким образом, к окончанию изучения курса учащиеся должны уметь приводить п римеры информационных объектов: текстовых, числовых, графических, звуковых, уметь осуществлять передачу,поиск, преобразование, хранение (в том числе на компьютере) информации, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Список литературы:

  1. 1. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
  2. 2. Акуленко, В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст] / В.Л.Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29-30 июня 2007 г., г.Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004. - С.344-346.
  3. 3. Дзугоева, М.Г. Постановка и решение задач - основа информационной компетентности студентов / М.Г.Дзугоева // Проблемы качества образования: Материалы XIII Всерос. совещания: М.: Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - Кн.2. - С.31-36.
  4. 4. Гусинский, Э.Н. Этапы обретения компетентности [Текст] / Э.Н.Гусинский, Ю.И.Турчанинова // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. - Москва, 2006 / Под ред. В.И.Белопольского и И.Н.Трофимовой. - М.: Институт психологии РАН, 1996. - С.29-31.





Типология ключевых компетенций, предложенная А.В.Хуторским 1.Ценностно-смысловые компетенции. 2.Общекультурные компетенции. 3.Учебно-познавательные компетенции. 4.Информационные компетенции. 5.Коммуникативные компетенции. 6.Социально-трудовые компетенции. 7.Компетенции личностного самосовершенствования.


Чем урок информатики отличается от других учебных предметов? наличием специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств. каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже; приветствуются ответы с места; визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. предмет информатики отличает изначальная высокая мотивация учащихся.


Деятельность, направленная на развитие ключевых компетенций Виды деятельности: Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п.)наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.); технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)извлечение информации с различных носителей Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.) Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.) Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.








Коммуникативные компетенции Виды деятельности: Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.) Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)«человек» - «техническая система» Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.) Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.) Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)владение языковой, лингвистической компетенцией Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.) Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)







Ценностно-смысловые компетенции Виды деятельности: Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.)Умение формулировать собственные учебные цели Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…)) Осуществлять индивидуальную образовательную траекториюОсуществлять индивидуальную образовательную траекторию.



Социально-трудовые компетенции Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, юзабилити сайта, функциональность базы данных и т.п.) Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям) Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.)этикой трудовых и гражданских взаимоотношений




Общекультурная компетенция Виды деятельности: Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков) компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.)






Учебно–познавательные компетенции Виды деятельности: Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием) Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.) Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.) Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций)






Компетенции личностного самосовершенствования Виды деятельности: Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.)Создание комфортной здоровьесберегающей среды Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on - line, тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.) Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.) Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).




Литература 1.Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – – 2. – С. 58 – 64 2.Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. - М. : Издательский центр «Академия», – С. 142 – Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос". 4.Переломова Н.А., зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск. 5.Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос". 6.И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет- журнал "Эйдос". 7.Г.В.Пичугина. Статья «Компетентностный подход в технологическом образовании». 8.Т. В.Василькова Статья «Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций».

Распопова С.В.

МОУ «Мало-Каменская СОШ»

Большесолдатского района

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ

За последние годы кардинально изменилась политическая и социально-экономическая ситуация в стране, что вызвало необходимость выработки новых подходов к образованию. Рынок рабочей силы требует таких качеств личности, как профессиональная самостоятельность, способность к профессиональному росту, умения ставить цели, анализировать результаты, ответственность за качество труда.

Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности.

Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий. Это позволяет, помимо необходимых специалисту знаний, умений и навыков, вырабатывать и развивать так называемые ключевые компетенции, которые представляют собой сумму знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом образования, профессионально важных качеств и способностей, необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности.

Рассмотрим, каким образом можно строить учебный процесс так, чтобы каждая группа компетенций заняла свое место на уроке информатики. Видов компетентностей очень много, но чаще учителя-предметники используют типологию ключевых компетенций, предложенную А.В. Хуторским:

Ценностно-смысловые компетенции;
общекультурные компетенции;
учебно-познавательные компетенции;
информационные компетенции;
коммуникативные компетенции;
социально-трудовые компетенции;
компетенции личностного самосовершенствования (Хуторской А.В., 2003 г.).

Список компетенций может меняться со временем, но всегда должны оставаться такие важные моменты, как самоуправление, саморегуляция, самоконтроль, собственная активность обучающегося.

Целью работы школы должна стать подготовка конкурентоспособного выпускника через формирование ключевых компетенций.

Сферой моей профессиональной деятельности в школе является преподавание информатики и ИКТ. Считаю, что мне повезло с выбором предмета. Сейчас, когда появилось такое понятие, как «компьютерная грамотность», в век бурного развития технического прогресса компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, причём, как в профессиональную, так и в бытовую. Навыки работы с компьютером необходимы специалисту любой профессии. Это обусловливает специфику преподавания информационных технологий.

С одной стороны, преподавать этот предмет несколько легче, чем другие. Например, компьютерные игры, Интернет, on-line-общение, электронная почта, мультимедийные возможности компьютера привлекают обучающихся в кабинет информатики, вызывают повышенный интерес к предмету. Но, с другой стороны, именно в изучении информатики особенно остро проявляется недостаточность традиционного подхода к обучению с выработкой только определённого набора знаний, умений и навыков.

В своей работе я выделяю три основные ключевые компетенции: информационную, коммуникативную и самообразовательную. Компетентностный подход в данном случае заключается в формировании трех названных компетентностей и позволяет проверять не знания и умения, а умения ребенка применять знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, делать выводы.

Нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций .

Это – знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.),
владение способами работы с информацией (поиск в каталогах, поисковых системах и т.д.). Обучающиеся систематизируют, анализируют и отбирают информацию (разные виды сортировки, фильтры, запросы, проектирование баз данных и т.д.). На практике приобретают навыки сохранения, удаления, копирования информации. Работая за компьютером, преобразуют информацию из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую. Ученики овладевают навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.), учатся критически относиться к получаемой информации, вырабатывают умение выделять главное, оценивать степень достоверности, применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности, которые способствуют её формированию: владение формами устной речи; ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.); умение представить себя устно и письменно. Например, на уроке при открытии собственной Интернет-странички ребята по заданной форме заполняют анкету, помещают свою фотографию, рассказывают о себе. Также на практических занятиях овладевают приемами оформления текста при электронной переписке, формируют привычку соблюдать сетевой этикет. Учащиеся отрабатывают навыки создания текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации. Кроме того, овладевают телекоммуникациями для организации общения с удаленными пользователями; воспитывают толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов.

В составе самообразовательной компетенции можно выделить:


умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.;
владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.);
умение работать со справочной литературой, инструкциями, знакомиться с новыми видами ПО, устройствами, анализировать ошибки в программе;
создание целостной картины мира на основе собственного опыта (Скрипкина Ю. В., 2007 г.).

Для выработки вышеназванных ключевых компетенций в своей работе я применяю такие методики, как метод проектов, игровые и интегрированные технологии. Обучающиеся работают в небольших группах, а это позволяет создать благоприятную среду для формирования коммуникативных качеств, развития инициативы, так как в группе многим учащимся легче высказать своё мнение, чем наедине с преподавателем; любая из этих методик предполагает самоорганизацию, самостоятельную деятельность, самоконтроль обучаемых. Каждая из методик предполагает постановку задачи максимально приближенной к реальной производственной ситуации, что повышает мотивацию обучающихся, понимание ими целей обучения; работу от постановки задачи до анализа и оценки результатов работы.

Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно представить в виде конкретной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:


коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…),
информационной (выбор ключевых моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),
учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе предварительного плана),
общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).

Формирование ключевых компетенций в своей работе предлагаю рассмотреть на примере повторительно-обобщающего урока «Час суда над Интернетом» по разделу «Коммуникативные технологии» в 10 классе. Вид урока – урок-ролевая игра, используется игровая технология.

Цели урока:

Повторить и обобщить знания о компьютерных сетях и Интернете, о правовых аспектах работы с информацией на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала для игры;

Развитие познавательного интереса, творческой активности обучающихся; умение излагать свои мысли, моделировать ситуацию;

Повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;

Связать информатику с другими предметами;

Воспитывать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде (Распопова С.В., 2010 г.)

Для подготовки урока обучающимися была проделана большая работа по созданию проектов-презентаций, проведен социологический опрос и обработка статистических данных, интервью с администрацией школы. Обучающиеся класса максимально задействованы, оказывали помощь друг другу внутри микрогрупп.

Таким образом, можно увидеть, что при подготовке и во время урока применяются приёмы и организуются те виды деятельности учащихся, которые способствуют формированию ключевых компетенций.

Подводя общий итог, скажем, что предмет информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Скорректировать содержание может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно обучающегося с его индивидуальными целями. Тем самым, имея пока ещё небольшой педагогический опыт, я с уверенностью могу сказать, что использование педагогических технологий обучения служит достижению основной цели - формированию ключевых компетенций, призванных помочь ученику стать не только компетентным специалистом, профессионалом, но и личностью, способной адаптироваться в различных жизненных ситуациях .

Литература:

  1. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября.
  1. Распопова С.В. «Разработка открытого урока по обобщению темы «Компьютерные сети» // Педагогический поиск.- 2010г.- №10-11с. 52- 56.
  1. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58

Список литературы

    Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - №4. - С.89-94.

    Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/Педагогика. № 10.2003. - с.26.

    Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2009. - №3. - С.86-92.

    Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №2. - С.42-47.

    Емельянова, В.В. Формирование информационных компетенций на уроках информатики [Электронный ресурс] / В.В. Емельянова // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: , свободный.

    Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся [Текст] / В. Зайцев // Сельская школа. - 2009. - №5. - С.28-35.

    Запольских, И.А. Развитие ключевых компетенций средствами информатики [Электронный ресурс] / И.А. Запольских // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". - Режим доступа: , свободный.

    Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

    Казанцева, Ж.Л. Формирование социально-личностной компетенции школьника как одно из условий современного образования [Электронный ресурс] / Ж.Л. Казанцева // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". - Режим доступа: , свободный.

    Камалеева, А.Р. Компетентность как результат образовательного процесса [Текст] / А.Р. Камалеева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - №5. - С.6-18.

    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.

    Куртяник М.А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе внедрения информационных технологий [Электронный ресурс] / М.А. Куртяник - Педсовет.org. - 2006. - 10 октября. - Режим доступа: , свободный.

    Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С.3-12. - Режим доступа: . htm, свободный.

    Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

    Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: , свободный.

    Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования [Текст]. - М.: Минобразования, 2001. - 72 с.

    Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под редакцией Д.Н. Ушакова.М., 1935-1940.

    Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". -2002. -23апреля. - Режим доступа: , свободный.

    Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С.58-64.

    Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. - Режим доступа: , свободный.