Главные персонажи преступления и наказания. Мир героев «Преступления и наказания. «Преступление и наказание»: главные герои. Характеристика Раскольникова

Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году великим русским писателем Ф. М. Достоевским. Это произведение воспроизводит жизнь городской бедноты, отражает рост социального неравенства, преступности. Основной мотив романа - это падение нравственности.

В своем произведении Ф. М. Достоевский рассказывает о людях, живущих напряженной духовной жизнью, которые мучительно, упорно ищут истину.

Писатель показывает жизнь разных социальных групп: обездоленного городского люда, придавленного нуждой и унижениями, образованных бедняков, бунтующих против зла и насилия, преуспевающих дельцов. Достоевский глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и его психологию. Он ставит сложные социальные, нравственные и философские вопросы. Поиски ответов на эти вопросы, борьба идей - вот что составляет основу романа.

Главный герой «Преступления и наказания» - студент Родион Раскольников, живущий в крайней бедности. Он был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Это духовно богатая личность. Неоднократно мы убеждаемся в его чуткости и отзывчивости. Раскольников остро воспринимает чужую боль. Мы имеем возможность убедиться в этом. Так, мы видим, как, рискуя жизнью, главный герой спасает во время пожара детей. А семья Мармеладовых? Насколько ранила Раскольникова картина нищеты и бедствий, когда он посетил дом этих людей! Он оставляет там свои последние медные гроши, хотя сам беден и не знает, как дальше жить.

Герой Достоевского сочувствует Соне, принял ее как «приличную барышню». Его очень ранит этот быт, где кругом царят бедность и уныние. Такая черта характера Раскольникова, как любовь к людям, проявляется, когда он пытается спасти обесчещенную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу, «жирному франту», который охотился за ней.

В лице главного героя мы видим бескорыстного и честного человека, мечтающего о совершенстве и гармонии мира. Он умен и горд, его волнуют трудноразрешимые вопросы. Почему одни - умные, добрые, благородные - должны влачить жалкое существование, а другие - ничтожные, подлые, глупые - живут в роскоши и довольстве? Как изменить этот порядок? Кто такой человек: «тварь дрожащая» или владыка мира, «право имеющий» переступить моральные устои?

Безысходная бедность и постоянная нужда заставили Раскольникова прийти к выводу о том, что общество построено на несправедливости. В его голове рождается чудовищная теория. Он считает, что все люди делятся на две категории: обыкновенные и исключительные. Обыкновенные составляют большинство и подчиняются закону, они живут для того, чтобы рождать себе подобных. Исключительные, как, например, Наполеон, навязывают большинству свою волю. Для них не существует законов, они сами их устанавливают. Если им надо, они могут пойти и на преступление. Раскольникову остается решить, кто он - обыкновенный человек или «властитель судьбы». Имеет ли он право нарушить закон для того, чтобы устроить свою судьбу, облегчить жизнь матери, сестры и других людей? Если он «сильная личность», то он сможет осчастливить «толпу», думает Раскольников.

Созданная героем Достоевского теория приводит его к преступлению. Убежденный в своей исключительности, Раскольников верит в правоту своей теории и проверяет ее на практике, убив старуху-процентщицу. Это убийство и должно было стать испытанием для Раскольникова. Старуха-процентщица в романе Достоевского воплощает в себе мир зла, стяжательства. По мнению Раскольникова, ее убийство было бы не преступлением, а благом. Но, убив старуху, Раскольников не почувствовал себя Наполеоном, которому «все позволено». Этот человек не был призван управлять большинством. Он хотел иметь «свободу и власть, а главное - власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником!» И эту власть он должен был получить, освободив себя от нравственного закона. Но нравственный закон оказался сильнее его.

Раскольников - мыслитель, в котором столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Эти трагические противоречия зарождаются в глубине души героя, а также наряду с ними возникает идея вседозволенности, которая отрицает все доброе, светлое, чистое в герое, одним словом, все самое лучшее. В это время в его сознании происходит разлад, и Раскольников говорит: «Мне жизнь однажды дается, я не хочу дожидаться всеобщего счастья, я и сам хочу жить, я ведь тоже хочу». Но ложный путь, избранный героем романа, приводит его к нравственной пытке.

Возмездие одиночеством - таков приговор, вынесенный Достоевским. Это выражается в том, что после совершения преступления Раскольников замыкается в себе, и вся его внутренняя жизнь становится упорной борьбой с самим собой. Писатель показывает его в состоянии крайнего нравственного падения, саморазрушения, самоотрицания. Внезапно приходит внутреннее нравственное наказание, о котором герой и не думал, радуясь за минуту перед тем «спасению от давившей опасности». Он почувствовал себя заключенным в полное одиночество: «С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое», «будь то все его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни».

Это мучительное ощущение разъединенности с людьми давит на Раскольникова, и он начинает тянуться к ним. Это видно из слов, обращенных к Соне: «Не оставишь меня, Соня?» Мы видим, что герой боится потерять человека, который смог его понять и полюбить. Соня и ее любовь становятся для Раскольникова спасением, и он подчиняется ей не разумом, а всей своей душой. И только любовь помогает единению героя с людьми, его примирению с самим собой. Недаром Достоевский пишет: «Их воскресила любовь».

Писатель отрицает индивидуализм, отрицает теорию «сильной личности», власть «сверхчеловека», даже если это «добрый тиран». Вслед за Пушкиным и Толстым, он развенчивает и «наполеонизм».

Даже если на путь насилия становится честный и добрый человек, он неизбежно приносит зло себе и другим людям. Эту логику жизни писатель иллюстрирует и сюжетом романа. Убив «вредную старушонку», Раскольников вынужден убить и ее сестру Лизавету, чтобы не оставить свидетеля преступления. Но сестра старухи такая же бедная и несчастная, как он сам, как Соня Мармеладова, которую он хочет сделать счастливой. Одно преступление влечет за собой другое - такова Логика зла.

Бунт Раскольникова против законов общества можно назвать индивидуалистическим. Он не может быть средством решения острых социальных проблем. Тем более, их нельзя решить путем насилия. Достоевский же видит выход в распространении идей христианской любви и самопожертвования. Так, Соня тоже «преступила» закон, став проституткой, но сделала это ради любви к своим ближним, ради семьи. Этот путь самоотвержения искупает преступление девушки.

Достоевский осуждает Раскольникова, но в то же время и сочувствует ему. Писатель не может найти выхода из мира зла и страданий, как и его герой. Но сам поиск пути, отрицание насилия, культа «сильной личности», утверждение величия любви к людям сделали роман одним из величайших гуманистических произведений в мировой литературе.

Главные герои романа Родион раскольников Раскольников – духовный, композиционный центр романа. Мечтатель, романтик, гордая, сильная, благородная личность, всецело поглощенная идеей. Внешнее действие обнаруживает его внутреннюю борьбу. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы. Соня Мармеладова Героиня – тоже преступница, но если Родион переступил через других для себя, то Соня переступила через себя для других. Соня подталкивает Раскольникова к покаянию. По мысли автора, через любовь Раскольникова к Соне, и через её любовь к нему, возможно воскресение главных героев.

Герои романа Алёна Ивановна – процентщица Персонаж – символ никчемности и даже вредной жизни. Однако, по мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней как над любым человеком, является преступлением нравственного закона. Амалия Ивановна – квартирная хозяйка Мармеладовых, а также Лебезятникова и Лужина. Находится в постоянных контрах с Катериной Ивановной Мармеладовой. Заметов Александр Григорьевич – письмоводитель в полицейской конторе, товарищ Разумихина. Достоевский сталкивает Раскольникова и Заметова, сопоставляет два разных модуса существования – напряженное искание Раскольникова и благополучно-сытое обывательское прозябание. Зосимов – доктор, приятель Разумихина. Подозревает у Раскольникова умопомешательство и дальше этого ничего не видит. Илья Петрович Порох – помощник квартального надзирателя. С вызванным по поводу неуплаты векселя Раскольниковым груб и агрессивен, провоцирует скандал. Во время явки с повинной Раскольников застаёт его в более доброжелательном настроении.

Герои романа Катерина Ивановна – супруга Мармеладова. Из числа «униженных и оскорблённых» . Фактически вынуждает свою падчерицу Сонечку пойти на панель, после чувствует свою вину перед ней. Отчаяние лишает её рассудка. Лебезятников Андрей Семёнович – министерский чиновник. Образ несколько шаржирован. Лизавета – младшая сводная сестра процентщицы Алёны Ивановны. Становится случайной жертвой Раскольникова. Лужин Петрович – тип дельца. Высоко ценит себя, но больше всего ценит деньги. Мармеладов Семён Захарович – титулярный советник, отец Сонечки. Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского – нищеты и унижения.

Герои романа Марфа Петровна – помещица, супруга Свидригайлова После смерти (отравление, в котором мог быть виновником Свидригайлов). Является Свидригайлову как приведение. Настасья – кухарка и служанка квартирной хозяйки Раскольникова. Единственное связующее звено Раскольникова с миром, отвлекает его от навязчивой идеи. Никодим Фомич – квартальный надзиратель. Две встречи с главным героем: 1) при конфликте Раскольникова и Ильи Петровича; 2) в эпизоде со сбитым лошадьми Мармеладовым. Николай (Миколка) – красильщик, ремонтировавший квартиру в подъезде старухи-процентщицы. Берёт на себя преступление, потому что хочет принять страдание. Порфирий Петрович – пристав следственных дел, правовед. Умный и тонкий психолог. Двойственное отношение Порфирия Петровича к Раскольникову: 1) убийца, преступник; 2) личность.

Герои романа Разумихин Дмитрий Прокофьевич – бывший студент, дворянин, товарищ Раскольникова по университету. Временно вышел из него из-за отсутствия средств. Пытается выгородить Раскольникова. Берет на себя опеку мать и сестру Раскольникова. Позже женится на Дуни. Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна) – сестра Раскольникова. Надеясь поправить положение брата, собирается замуж за Лужина. Её преследует Свидригайлов. Раскольникова Пульхерия Александровна – мать Раскольникова. Достоевский показал драму матери, не знавшей о преступлении сына, но чувствующей, что с ним произошло чтото очень серьезное, и глубоко страдающей от этого. Свидригайлов Аркадий Иванович – один из центральных героев. На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно и отравление жены. По ту сторону добра и зла. Нравственный закон не властен над ним, ему остается пошлость и скука. Неразличимость добра и зла обессмысливает его жизнь.

Задание: продолжите заполнение таблицы Герой романа «Преступление и наказание» Алёна Ивановна Соня Мармеладова Описание внешности Характер героя, впечатление от героя, отношение к герою Крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка. Изображение Алёны Ивановны вызывает отвращение читателя, отчасти оправдывая идею Раскольникова.

1 Преступление и наказание

Сюжет разворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Согласно его идее (Теория Раскольникова), человечество делится на «право имеющих» и «тварей дрожащих». «Право имеющие» (классическим примером является Наполеон) имеют право совершить убийство или несколько убийств ради будущих великих свершений. Раскольников сам очень беден, он не может оплатить не только учёбу в университете, но и собственное проживание. Мать и сестра его тоже бедны, вскоре он узнает, что его сестра (Дуня Раскольникова) готова выйти замуж за человека, которого не любит, ради денег, чтобы помочь своей семье. Это было последней каплей, и Раскольников совершает преднамеренное убийство старухи-процентщицы («вошь» по его определению) и вынужденное убийство её сестры, свидетельницы. Но Раскольников не может воспользоваться краденым, он прячет его. С этого времени начинается ужасная жизнь мятущегося преступника, лихорадочное сознание которого пытается обрести опору и смысл в жизни, найти оправдание поступку. Тонкий психологизм, экзистенциальное осмысление поступка и дальнейшего существования Раскольникова красочно переданы Достоевским. В действие романа вовлекаются все новые и новые лица. Судьба сталкивает его с одинокой, запуганной, бедной девушкой, в которой он находит родственную душу и поддержку, Соней Мармеладовой, ставшей на дорогу проституции, чтобы обеспечить свою семью. Соня, верующая в Бога, пытается как-то продержаться в жизни, потеряв отца, а позже и мачеху (мать она потеряла еще в раннем детстве). Раскольников находит также опору в университетском друге Разумихине, влюблённом в его сестру Авдотью Романовну. Появляются такие персонажи, как следователь Порфирий Петрович, остроумно выведший его на чистую воду, Свидригайлов, одиозный персонаж, явно не имеющий привычки контролировать свои побуждения, Лужин, адвокат и хитроумный эгоист, и другие. В романе вскрываются социальные и психологические причины преступлений и бедствий, моральных противоречий, гнетущих обстоятельств падения, описывается жизнь петербургской бедноты. На протяжении романа Раскольников пытается понять, достойным ли человеком он является, имеет ли он право вершить суд над другими людьми. Не выдержав бремени своего преступления, главный герой признается в совершённом убийстве. Однако он винит себя не в том, что совершил убийство, а в том, что пошёл на него, не оценив своей внутренней слабости. Раскольникова отправляют на каторгу, но Соня остаётся рядом с ним. Эти два одиноких человека обрели друг друга в очень сложный период жизни для обоих. В конце концов, герой отказывается от претензии на избранность и находит опору в любви к Соне.

Действие романа происходит летом в Санкт-Петербурге. Адреса домов, в которых якобы жили персонажи романа, известны: «дом Раскольникова» - Гражданская улица, 19 (на доме установлена памятная стена); «дом Сони Мармеладовой» - канал Грибоедова, 73; «дом старухи-процентщицы» - канал Грибоедова, 104.

[править]

Персонажи

Родион Романович Раскольников, бывший студент, главный герой повествования. Считает, что имеет моральное право совершать преступления, и убийство - только первая ступенька на бескомпромиссной дороге, которая приведёт его к вершине. Бессознательно выбирает в качестве жертвы самого слабого и беззащитного члена общества, оправдывая это ничтожностью жизни старухи-процентщицы, после убийства которой сталкивается с жесточайшим психологическим шоком: убийство не делает человека «избранным».

Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Родиона Романовича Раскольникова, приезжает к нему в Санкт-Петербург в надежде выдать дочь за Лужина и обустроить семейную жизнь. Разочарование в Лужине, несчастье дочери, боязнь за жизнь и душевное беспокойство Родиона приводят её к болезни и смерти.

Авдотья Романовна Раскольникова, сестра Родиона Романовича Раскольникова. Умная, красивая, целомудренная девушка, преданная своему брату до самопожертвования. Имеет привычку в моменты задумчивости ходить из угла в угол по комнате. В борьбе за его счастье готова была пойти на брак по расчёту, но не смогла пойти на связь с Лужиным ради его спасения. Выходит замуж за Разумихина, найдя в нём искреннего и любящего человека, истинного товарища своего брата.

Раскольников и Мармеладов

Раскольников в Чешской постановке романа

Пётр Петрович Лужин, адвокат, предприимчивый и эгоистичный делец. Жених Авдотьи Романовны: возможно его мотивы не так однозначно очевидны. Поскольку изначально так считает только Раскольников желает навязать ей своего рода патернализм, поставить в зависимое положение. Поскольку Авдотья обязана ему своим улучшившимся положением и относительным благополучием. Из неприязни к Раскольникову и желая поссорить его с семьей, пытается оболгать Софью Мармеладову, сфальсифицировать совершённую якобы ей кражу.

Софья Семёновна Мармеладова, дочь Семёна Захаровича Мармеладова от первого брака, девушка, отчаявшаяся на самопродажу. Несмотря на такой род занятий, она чувствительна, робка и застенчива; вынуждена зарабатывать таким неприглядным образом. Понимает страдания Родиона, находит в нём опору в жизни и силы сделать из него снова человека. Уезжает за ним в Сибирь, становится его пожизненной подругой.

Аркадий Иванович Свидригайлов, дворянин, бывший офицер, помещик. Развратник, подлец, шулер. Вводится в противовес Раскольникову как пример человека, не останавливающегося ни перед чем для достижения своих целей и ни на секунду не задумывающегося о методах и «праве своем» (о таких людях и рассуждает Родион в своей теории). Объектом страсти Свидригайлова стала Авдотья Романовна. Попытка добиться её расположения посредством помощи Родиону не увенчалась успехом. Скатываясь в безумие и пропасть разврата, несмотря на боязнь смерти, совершает самоубийство.

Марфа Петровна Свидригайлова, его покойная жена, в убийстве которой заподозрен Аркадий Иванович, по утверждению которого являлась ему в виде привидения. Пожертвовала Дуне три тысячи рублей в качестве наследства, что позволило Дуне отвергнуть Лужина-жениха.

Андрей Семёнович Лебезятников, молодой человек, служащий в министерстве. «Прогрессист», социалист-утопист, однако глупый человек, не до конца понимающий и утрирующий многие из идей построения коммун. Сосед Лужина.

Порфирий Петрович, пристав следственных дел. Мастер своего дела, тонкий психолог, раскусивший Раскольникова. Предложил ему самому признаться в убийстве, не имея возможности доказать виновность Родиона из-за отсутствия улик.

Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехзель, Сдавала квартиру Лебезятникову, Лужину, Мармеладовым. Глупая и вздорная женщина, гордящаяся своим отцом, происхождение которого вообще не известно.

Алёна Ивановна, коллежская секретарша, процентщица; «крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти». Убита ударом обуха топора Раскольниковым.

Лизавета Ивановна, сводная сестра Алёны Ивановны, находящаяся под её влиянием и исполняющая её любые приказания. Её простота и честность снискала ей всеобщую любовь. Случайная свидетельница убийства; «вынужденно» убита (зарублена) Раскольниковым.

Зосимов, доктор, приятель Разумихина. Самоуверен, знает себе цену. Приведенный Разумихиным во время болезни Раскольникова, позже сам интересуется его состоянием. Подозревает у Раскольникова умопомешательство и дальше этого ничего не видит, поглощенный своей идеей.

Заметов Александр Григорьевич, письмоводитель в полицейской конторе, друг Разумихина. Вместе с Разумихиным приходит к Раскольникову во время его болезни сразу после убийства старухи. Он подозревает Раскольникова, хотя и делает вид, что тот его просто интересует. Случайно встретясь с ним в трактире, Раскольников дразнит того разговором об убийстве старухи.

Разумихин, друг Раскольникова

Мармеладов

Екатерина Ивановна

№2 Отцы и дети

Сюжет

Действия происходят летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.

Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца и дяди Аркадия). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город ***. Аркадий едет с ним.

Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи (Кукшина, Ситников). Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина.

Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви, испугавшего Одинцову, Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий.

Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет назад в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный прием, возвращаются в Марьино.

Базаров живёт некоторое время в Марьине. Флиртует с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское.

Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям.

Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови, случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе.

Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович - на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

Смысл финала:

Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, - сгусток духовных страданий: “Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!.. Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?” Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просьбой к Одинцовой - позаботиться о стариках: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...” Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти “Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры”. Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:

“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.

Главные герои

Евгений Васильевич Базаров - нигилист (скептически относится к любви, считает бесполезным искусство, отрицает общепринятую мораль, религию), студент, учится на лекаря. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер-демократ, разночинец. К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя своим нигилистическим взглядам на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова. Умирает от заражения крови в конце романа.

Николай Петрович Кирсанов - помещик, либерал, отец Аркадия, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.

Павел Петрович Кирсанов - старший брат Николая Петровича, отставной офицер, аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль, на которой получает лёгкое ранение в ногу.

Аркадий Николаевич Кирсанов - недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.

Василий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.

Арина Власьевна - мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 22 души крепостных крестьян. Набожная последовательница православия. Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.

Анна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью.Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего (важнее любви) .

Екатерина Сергеевна Локтева - сестра Анны Сергеевны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.

Фенечка - мать ребёнка Николая Петровича. Живёт с ним в одном доме. В конце произведения выходит замуж за Николая Петровича.

[править]

Другие герои

Дуняша - служанка при Фенечке.

Виктор Ситников - знакомый Базарова и Аркадия, приверженец нигилизма.

Петр - слуга Кирсановых.

Княгиня Р. (Нелли) - возлюбленная П.П.Кирсанова

Матвей Ильич Колязин - чиновник в Городе ***

3 Мастер и Маргарита

Сюжет

Сатана, представившийся в произведении как Воланд, странствует по миру с целями, одному ему известными, время от времени останавливаясь в разных городах и селениях. Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву 1930-х годов - место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога, отрицают существование в истории Иисуса Христа. В Москве, правда, живёт один человек (Мастер), написавший роман о последних днях Иешуа и отправившем его на казнь римском прокураторе Понтии Пилате; но и этот человек ныне пребывает в сумасшедшем доме, куда его привело в том числе трепетное отношение к своему произведению, подвергнутому жёсткой критике со стороны цензоров и современников-литераторов. Роман он сжёг.

Во время путешествия Воланда сопровождает его свита: (Коровьев, кот Бегемот, Азазелло, Гелла). Всех людей, вошедших в контакт с Воландом и его спутниками, преследуют наказания за свойственные им грехи и грешки: взяточничество, пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость, имитацию деятельности… Зачастую эти наказания, хоть и сверхъестественные по своей природе, являются логическим продолжением самих проступков (так, например, Никанор Иванович Босой, взявший у Коровьева взятку рублями, задержан за спекуляцию валютой, потому что эти рубли магическим образом превратились в доллары). Воланд вместе со всей своей свитой селится в «нехорошей квартире» на Садовой - в квартире, откуда уже в течение нескольких лет исчезают люди (исчезают, правда, без помощи сверхъестественных сил, так как описание этих таинственных исчезновений является намёком Булгакова на репрессии 30-х годов).

Маргарита, жена «известного инженера», любовница Мастера, потерявшая его след после того, как он попал в сумасшедший дом, мечтает только об одном - найти и вернуть его. Надежду на исполнение этой мечты даёт Маргарите Азазелло - для этого она должна исполнить для Воланда одну услугу. Маргарита не сразу, но соглашается, и знакомится с Воландом и всей его свитой. Воланд просит её стать королевой бала, который даёт он в эту ночь. В ночь с пятницы на субботу начинается бал у Сатаны. Гостями на бал не попадают простые грешники, - ими оказываются только истинные, идейные злодеи.

Сотрудники НКВД (этот комиссариат нигде не назван в романе своим именем) пытаются разобраться в деле об исчезновении всей верхушки театра «Варьете», и главное - в происхождении валюты, на которую мистическим образом поменялась вся собранная в кассе театра рублёвая наличность. Следы быстро выводят следователей к «нехорошей квартире», они её неоднократно обыскивают, но всё время застают пустой и опечатанной.

Другая сюжетная линия романа, развивающаяся параллельно первой, - непосредственно сам роман о Понтии Пилате, написанный Мастером. В нём рассказывается история Понтия Пилата, который не решился выступить против Синедриона и спасти осужденного на казнь Иешуа Га-Ноцри (так в романе зовут персонажа, основным прообразом которого явился Иисус Христос).

В конце романа обе линии пересекаются: Мастер освобождает героя своего романа, и Понтий Пилат, после смерти столько времени томившийся на каменной плите со своим преданным псом Бангой и хотевший всё это время закончить прерванный разговор с Иешуа, наконец обретает покой и отправляется в бесконечное путешествие по потоку лунного света вместе с Иешуа. Мастер с Маргаритой обретают в загробном мире данный им Воландом «покой» (отличающийся от упоминаемого в романе «света» - другого варианта загробной жизни).

Мастер

Профессиональный историк, выигравший крупную сумму в лотерею и получивший возможность попробовать себя в литературном труде. Став писателем, сумел создать гениальный роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, но оказался человеком, не приспособленным к эпохе, в которой жил. Он был доведён до отчаяния гонениями со стороны коллег, жестоко раскритиковавших его произведение. Нигде в романе не упоминается его имя и фамилия, на прямые вопросы об этом он всегда отказывался представляться, говоря - «Не будем об этом». Известен только под прозвищем «мастер», данным Маргаритой. Сам считает себя недостойным такого прозвания, считая его капризом возлюбленной. Мастер - лицо, достигшее наивысших успехов в какой-либо деятельности, может быть, поэтому он отвергнут толпой, которая не в состоянии оценить его талант и способности. Мастер, главный герой романа, пишет роман об Иешуа (Иисус) и Пилате. Мастер пишет роман, по-своему интерпретируя евангельские события, без чудес и силы благодати - как у Толстого. Мастер общался с Воландом - сатаной, свидетелем, по его словам, произошедших, описываемых событий романа.

«С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно 38».

Маргарита

Красивая, обеспеченная, но скучающая в браке жена известного инженера, страдающая от пустоты своей жизни. Случайно встретившись с Мастером на улицах Москвы, с первого взгляда полюбила его, страстно поверила в успех написанного им романа, пророчила славу. Когда Мастер решил сжечь свой роман, ей удалось спасти только несколько страниц. Далее заключает с дьяволом сделку и становится королевой сатанинского бала, устраиваемого Воландом, чтобы вернуть себе пропавшего без вести Мастера. Маргарита - это символ любви и самопожертвования во имя другого человека. Если называть роман, не используя символы, то «Мастер и Маргарита» трансформируется в «Творчество и Любовь».

Воланд

Сатана, посетивший Москву под видом иностранного профессора чёрной магии, «историка». При первом же появлении (в романе Мастер и Маргарита) повествует первую главу из Романа (об Иешуа и Пилате). Основной чертой внешности являются дефекты глаз. Внешний вид: Носил обычный советский костюм, дорогие заграничные туфли, чёрный плащ, всегда при себе имел трость, на которой был вырезан пудель, один глаз был зеленый, другой - чёрный, был кривой рот из-за шрама, курил трубку и постоянно носил с собой портсигар.

Фагот (Коровьев) и кот Бегемот. Рядом с ними позирует живой кот Бегемот, принимающий участие в спектаклях. Скульптура Александра Рукавишникова установлена во дворе Булгаковского Дома в Москве

Фагот (Коровьев)

Один из персонажей свиты Сатаны, всё время ходящий в нелепой клетчатой одежде и в пенсне с одним треснутым и одним отсутствующим стеклом. В своём истинном облике оказывается рыцарем, вынужденным расплачиваться постоянным пребыванием в свите Сатаны за один когда-то сказанный неудачный каламбур о свете и тьме.

У Коровьева-Фагота есть некоторое сходство с фаготом - длинной тонкой трубкой, сложенной втрое. Более того, фагот - это инструмент, который может играть то в высокой, то в низкой тональности. То бас, то дискант. Если вспомнить поведение Коровьева, а точнее изменения его голоса, то четко проглядывается еще один символ в имени. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему напакостить).

В образе Коровьева (и его неизменного спутника Бегемота) сильны традиции народной смеховой культуры, эти же персонажи сохраняют тесную генетическую связь с героями - пикаро (плутами) мировой литературы.

Существует вероятность, что имена персонажей свиты Воланда связаны с языком иврит. Так, например, Коровьев (на иврите каров - близкий, то есть приближённый), Бегемот (на иврите бегема - скотина), Азазелло (на иврите азазель - демон).

Азазелло

Участник свиты Сатаны, демон-убийца с отталкивающей внешностью. Прототипом этого персонажа являлся падший ангел Азазель (в еврейских верованиях - ставший впоследствии демоном пустыни), упоминаемый в апокрифической книге Еноха - один из ангелов, чьи действия на земле спровоцировали гнев Бога и Всемирный потоп. Кстати, Азазель - это демон, давший мужчинам оружие, а женщинам - косметику, зеркала. Не случайно именно он отправляется к Маргарите, чтобы передать ей крем.

Кот Бегемот

Персонаж свиты Сатаны, шутливый и беспокойный дух, предстающий то в образе гигантского кота, ходящего на задних лапах, то в виде полного гражданина, физиономией смахивающего на кота. Прототипом этого персонажа является одноимённый демон Бегемот, демон чревоугодия и распутства, умевший принимать формы многих крупных животных. В своём истинном облике Бегемот оказывается худеньким юношей, демоном-пажом.

Белозерская писала о собаке Бутон, названной в честь слуги Мольера. "Она даже повесила на входной двери под карточкой Михаила Афанасьевича другую карточку, где было написано: «Бутон Булгаков». Это квартира на Большой Пироговской. Там Михаил Афанасьевич начал работу над «Мастером и Маргаритой».

Гелла

Ведьма и вампир из свиты Сатаны, смущавшая всех его посетителей (из числа людей) привычкой не носить на себе практически ничего. Красоту её тела портит только шрам на шее. В свите Воланда играет роль горничной. Воланд, рекомендуя Геллу Маргарите, говорит, что нет той услуги, что она не смогла бы оказать.

Михаил Александрович Берлиоз

Председатель МАССОЛИТа, литератор, начитанный, образованный и скептически относящийся ко всему человек. Проживал в «нехорошей квартире» на Садовой, 302-бис, куда позже на время пребывания в Москве поселился Воланд. Погиб, не поверив предсказанию Воланда о своей внезапной смерти, сделанному незадолго до неё. Ему было назначено самое суровое наказание. За неверие, проявленное во время первой беседы с Воландом, его голова попала на бал сатаны, при нем была опровергнута его теория и доказано существования дьявола и, следовательно, Бога. После этого, согласно своей теории, Берлиоз отправляется не в Ад и не в Рай, а в небытие.

Иван Николаевич Бездомный

Поэт, член МАССОЛИТа. Настоящая фамилия - Понырев. Написал антирелигиозную поэму, один из первых героев (наряду с Берлиозом), встретившихся с Коровьевым и Воландом. Попал в клинику для душевнобольных, также первый познакомился с Мастером. Потом излечился, перестал заниматься поэзией и стал профессором Института истории и философии.

Степан Богданович Лиходеев

Директор театра Варьете, сосед Берлиоза, также проживающий в «нехорошей квартире» на Садовой. Бездельник, бабник и пьяница. За «служебное несоответствие» был телепортирован в Ялту приспешниками Воланда.

Никанор Иванович Босой

Председатель жилтоварищества на Садовой улице, где поселился Воланд на время пребывания в Москве. Жаден, накануне совершил хищение средств из кассы жилтоварищества.

Коровьев заключил с ним договор на временный наём жилья и дал взятку, которая, как впоследствии утверждал председатель, «сама вползла к нему в портфель». Потом Коровьев по приказу Воланда превратил переданные рубли в доллары и от имени одного из соседей сообщил о спрятанной валюте в НКВД.

Пытаясь хоть как-то оправдать себя, Босой признался во взяточничестве и заявил об аналогичных преступлениях со стороны своих помощников, что привело к аресту всех членов жилтоварищества. Из-за дальнейшего поведения на допросе был направлен в психиатрическую больницу, где его преследовали кошмары, связанные с требованиями сдать имеющуюся валюту.

Иван Савельевич Варенуха

Администратор театра Варьете. Попал в лапы к шайке Воланда, когда нёс в НКВД распечатку переписки с попавшим в Ялту Лиходеевым. В наказание за «ложь и хамство по телефону», был превращён Геллой в вампира-наводчика. После бала был превращён обратно в человека и отпущен. По завершении всех событий, описанных в романе, Варенуха стал более добродушным, вежливым и честным человеком.

Интересный факт: наказание Варенухи было «частной инициативой» Азазелло и Бегемота.

Григорий Данилович Римский

Финдиректор театра Варьете. Был потрясён нападением на него Геллы вместе со своим другом Варенухой настолько, что полностью поседел, а после предпочёл бежать из Москвы. На допросе в НКВД просил для себя «бронированную камеру».

Жорж Бенгальский

Конферансье театра Варьете. Был жестоко наказан свитой Воланда - ему оторвали голову - за неудачные комментарии, которые он отпускал во время представления. После возвращения головы на место, не смог прийти в себя и был доставлен в клинику профессора Стравинского. Фигура Бенгальского является одной из многих сатирических фигур, цель которых в критике советского общества.

Василий Степанович Ласточкин

Бухгалтер Варьете. Пока сдавал кассу, обнаруживал следы пребывания свиты Воланда в учреждениях, где он побывал. Во время сдачи кассы неожиданно обнаружил, что деньги превратились в разнообразную иностранную валюту.

Прохор Петрович

Председатель зрелищной комиссии театра Варьете. Кот Бегемот временно похитил его, оставив сидеть на его рабочем месте пустой костюм. За то, что занимал неподходящую ему должность.

«Преступление и наказание» Достоевского Ф.М.

В 1865 году Ф.М.Достоевский начинает работу над романом « » и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения - преступление, «идейное» убийство.

За полгода до убийства главный герой романа Родион Раскольников, «молодой человек, исключенный из студен-тов университета, ...живущий в крайней бедности», напи-сал статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи заключается «в том, что люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Но эта теория «двух разрядов» сама по себе уже есть преступление. Теория решает только один вопрос — кому жить, а кому умереть. Раскольников задумал убить и обо-брать старуху-процентщицу Алену Ивановну. Герой романа мечтает на ее деньги сотворить тысячи добрых дел, в первую очередь спасти от позора и нищеты горячо люби-мых мать и сестру. Но это не единственная причина преступления: Раскольников, находящийся в плену «тео-рии» о двух разрядах людей, стремится проверить, к какому из них принадлежит сам. Отнеся себя к «высшему разряду», Раскольников не может понять, что уже это возвышение над другими идет врозь с его желанием и стремлением делать добро, изменить жизнь человечества. Он взялся не за свое дело. «Переступая», он насилует себя. А когда он совершает искренние и добрые поступки, которые радуют мать, сестру и Соню, он поступает свободно и раскованно. Раздвоенность, противоречивость Раскольникова вызвана тем, что в душе его происходит борьба мотивов за преступ-ление и против него. Эта борьба, раздвоенность чувствуется в нем постоянно — и в сознании, и в подсознании, во сне и наяву. Даже сны у него разные. Первый сон — предосте-режение от убийства, но не нашлось у Раскольникова сил отказаться от своих намерений. Второй сон — повторение преступления, он убивает человека.

Внутренняя борьба двух характеров героя проявляется и в его поступках. Это ярко показано в эпизоде встречи Раскольникова с девушкой на улице и городовым. Здесь как будто два разных человека. Один совершает доброе дело — спасает девочку, другой — совершает преступление, отрекаясь от нее. При спасении девочки им движет состра-дание, добро, благожелательность, при отречении от нее — отчаяние, злоба, неверие.

По своей теории Раскольников должен быть вместе с теми, кого он ненавидит, но он не может быть вместе со своими врагами. И он должен презирать и отступиться от тех, кого он любит. Для него все было бы проще, если бы он никого не любил и если бы его не любили. Тогда ему было бы все ясно. Есть теория, есть абстрактные люди, они «обыкновенные». Он — «избранный» и поэтому может делать с ними все что захочет. Он пока не думает ни о родных, ни о близких, ему важно сказать свое «новое слово» и сделать первый шаг. И тогда абстрактные «обык-новенные» люди превращаются в мать, сестру, любимую, Лизавету, Миколку.

Раскольников несколько раз говорил о том, что он «убил для себя». Но для того, чтобы спокойно «убить для себя», нужно и быть одному, а быть одному - это значит быть без совести. «О, если бы я был один!» — для Расколь-никова это мечта отделаться от совести, и это еще одно доказательство того, что преступление «по совести» невоз-можно. Преступление возможно только без совести. И Раскольникова спасают любящие его люди — мать, сестра, Соня.

Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня недавно получила желтый билет. Их души еще не стали черствыми, не отупели, они еще обна-жены для боли — и своей, и чужой. Раскольников хорошо понимает значение этого совпадения, и поэтому он выбрал Соню для себя. Но ему первое время было тяжело с ней. Он надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмет на себя и во всем согласится с ним. А она — вдруг не согласилась. «Тихая, слабенькая» Соня разбивает хитро-умные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским запове-дям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от «теории», воссоединиться с людьми и жиз-нью.

На каторге Раскольникова стали одолевать муки со-мнения. Он даже заболел. Его гордость была уязвлена. Именно на каторге он видит сон, который потом и заставит его страдать, потому что в этом сне, в этом бреду он как бы увидел со стороны свою теорию. Казалось бы, совер-шенное преступление должно было бы сблизить Расколь-никова с каторжными. Но в действительности все вышло по-другому. Между ними была пропасть, и «казалось, он и они были разных наций... Его даже стали под конец нена-видеть - почему? Он не знал этого. Презирали его, смея-лись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее». Это произошло потому, что каторжный народ интуитивно почувствовал, что Раскольников и на каторге относит себя к «высшему разряду», а их и Соню (которую они полюбили) — к «низшему».

Все изменилось с того момента, когда Раскольников понял, что только «бесконечной любовью искупит он те-перь все страдания». Раскольников почувствовал, что те-перь все изменилось, все должно быть по-другому. Ему казалось, что даже бывшие враги его — каторжане — смотрели на него теперь иначе. «Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково».

Дорогой ценой заплатил Раскольников за свои оши-бочные убеждения. Свою теорию он проверил на себе. Физически он убил другого, а духовно — себя. Но под влиянием любви и прощения он убедился в ложности своего пути. Только любовь близких людей спасла его, и благодаря этому он смог заново «переродиться» и начать новую жизнь.

Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорблен-ных», населяющих большой город, Петербург. Отношение автора романа к своим героям проявляется и в сочувствен-ном описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении крупных и более мелких хищников (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и др.), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.

Целью Достоевского было проследить «психологичес-кий процесс преступления», поэтому здесь ярко обозначи-лось своеобразие психологизма писателя. Он считает, что психологический рисунок зависит не от внешних воздей-ствий среды, а от внутреннего состояния души.

«Преступление и наказание» открывает новый, выс-ший этап творчества Достоевского. Здесь он впервые вы-ступает как создатель принципиально нового романа в мировой литературе, который был назван полифоническим (многоголосым).

В основе драматического конфликта романов Ф.М.До-стоевского — борьба одержимых идеями людей. Это и столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, это и борьба теории с жизнью в душе каждого одержимого человека. Изображение общественной ломки, связанной с развитием буржуазных отношений, Достоевский соединяет с исследованием политических взглядов и философских теорий, которые влияют на это развитие. Поэтому роман «Преступление и наказание» называют социально-философским, психологическим и идеологи-ческим произведением.

Роман Ф.Достоевского представляет множество персонажей. Разобраться в них по привычному критерию: плохой – хороший, невозможно.

Краткие характеристики и описания героев романа «Преступление и наказание» - это целая галерея образов: людей разных сословий, характеров, достоинств и недостатков. Все они настолько реальны, что после прочтения, кажется, с ними знаком лично, несмотря на то, что прошли эпохи.

Раскольников

Родион Романович – главный персонаж романа. Умный студент попадает в невыносимые условия существования. Постоянные рассуждения приводят молодого человека к теории о делении людей. Разработав в голове систему нужности человека, он решает ее проверить в жизни, выходит на путь преступника, убийцы. Одно преступление тянет за собой другое. Теория распадается, юноша попадает под свою систему умозаключений лишним видом людей: не обыкновенным, не великим. Теория становится причиной изменения своей жизни, судьбой каторжника.

Мармеладова

Софья Семеновна – возлюбленная главного героя Родиона Раскольникова. Девушка – дочь обнищавшего чиновника, не способного прокормить свою семью. Падчерица вынуждена встать на путь продажных девушек, зарабатывающих своих телом. Соня не способна вырваться из круга бедности и нищеты. У нее нет средств, чтобы уйти от отца. Автор показывает не только причины выбора «непристойной работы». Он помогает понять, как девушка чистая душой, кроткая характером, робкая по нраву способна поддержать тех, кто, как и она, попадает под гнет общества. Убийца Родион видит в ней свое будущее, а она становится для него смыслом жизни.

Старуха-процентщица

Алена Ивановна – старая жестокая женщина, наживающаяся на людском горе. Пользуясь необходимостью в деньгах, старуха берет вещи под заклад. Денег дает мало, проценты берет большие. Оценивает сдаваемые ей предметы жестоко, назначает стоимость, которая несоизмерима с настоящей, но найти другой сбыт невозможно, поэтому к ней идут бедные и те, кому негде достать денег. Женщина злая и сварливая, не вызывает никаких чувств кроме неприязни, но, по теории Раскольникова, убийство ее делает Родиона великим. Сомнения у читателя вызывает такой подход. Нет в образе злобной старухи даже намека на положительные качества, но убийство ее противозаконно.

Разумихин

Друг главного героя – Дмитрий Вразумихин. Персонаж вызывает симпатию с первых строк. Автор как будто специально показывает, как можно сохранить душу и сердце в тяжелых обстоятельствах. Дмитрий – добр, трудолюбив, благороден. Студент влюбляется в сестру Родиона, он добивается ее руки и становится мужем, спасая девушку от брака с Лужиным, человеком с деньгами, но без чувств.

Лужин

Петр Петрович – надворный советник с большими планами. Он амбициозен и практичен. В перспективе у Лужина открытие адвокатской конторы. Петр выбирает Дуняшу Раскольникову в жены, чтобы держать девушку в подчинении. Он просчитал все будущее: бедная девушка будет всегда обязана ему за спасение, станет отличной женой и прислугой ему – спасителю и благодетелю. В его образе неприкрытая мелочность, жадность, подлость и голый расчет. В сердце такого мужчины сложно поселиться любви, но легко располагаются жестокость и лицемерие.

Свидригайлов

Аркадий Иванович – это человек с преступным содержанием. Удивительно, что все его поступки скрыты и не доказаны. Он умудряется самые жестокие преступления (изнасилование) оставить безнаказанным. Свидригайлов шулер, обманщик, развратник и самодур. Благородство просыпается в мужчине в конце жизни. Он совершает непонятные дела, кончает жизнь самоубийством. Читатель не до конца понимает изменения героя. Что это? Прозрение? Возможно, очередной обманный ход. Характер персонажа сложен и многогранен, страшно встретить такого человека в реальной жизни.

Порфирий Петрович

Следователь по делу Раскольникова – один из талантливых профессионалов сыскного дела. Он подходит к делу по-своему: разбирает преступление со всех сторон, по деталям и незаметным чертам. Следователь чувствует преступника нутром. Не имея улик, добивается признания и раскрытия дела. В мужчине много различных качеств: он прозорлив, хитер, внимателен, аккуратен. Порфирий благороден и спокоен, он не применяет незаконных мер, но находит преступника, вычисляет его незаметным для других деталям. Порфирий вызывает преступника на разговор, чтобы понять, что привело юношу к такому шагу, как он решился на убийство двух женщин.

Лизавета

Сестра старухи-процентщицы – типичный образ женщин, одиноких и обиженных судьбой. Бог не дал им красоты, ума, но наделил добрым сердцем и чистой душой. Что ждет таких людей? Жадная сестра бьет женщину, относится к ней как к прислуге. Мужчины пользуются Лизаветой для своей похоти. Она постоянно беременна. Ф.Достоевский вводит в галерею своих персонажей слабоумную женщину неслучайно. На Руси много таких людей, большинство их становится объектом насмешек и унижения. Судьба Лизаветы – стать убитой вместе с той, которая обижала и унижала. Вся теория становится неправильной, а примета народа – верной: одно преступление тянет за собой другое. Ненаучный подход людей, просто замечающий жизненные ситуации берет верх над научной и сложной системой Раскольникова. Лизавету любят окружающие в романе, женщину очень жалко читателю.

Лебезятников

Друг Лужина пытается быть прогрессивным, он распространяет идеи преобразования общества. Внешне, кажется, что мысли Андрея Лебезятникова правильные и интересные, но делает все молодой человек как-то нелепо, непродуманно. Пропаганда коммунистических теорий строения страны звучит абсурдно. Юноша уже добился своей болтологией результата – он попал в министерство. Это то место, где можно добиваться реальных решений. Автор помогает представить лживых бюрократов, дающих обещания, оставляющих дела в воздухе или на бумаге.

Дуня

Девушка – сестра главного персонажа. Образованная Дуня отличается положительными качествами характера. Женский образ привлекателен и индивидуален, но тема жертвенности и нищеты продолжается и в нем. Девушка не знает, как помочь матери и брату. Она решается на брак с Лужиным, надеясь, что вытащить из бедности. Дуня готова пожертвовать своей судьбой ради своих близких. Автор жалеет добрую душу и мешает браку с практичным состоятельным господином без чувств.