Говорить на парселтанге. Алфавит гарри поттера

Ровно 20 лет назад, 26 июня 1997 года, вышла в свет первая книга о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. В честь этой даты «Горький» составил алфавит Гарри Поттера: мы вспомнили ключевые и второстепенные феномены поттерианы и попробовали рассмотреть их в широком контексте - с привлечением Аристотеля, поэзии Федора Сологуба и фильма «Кин-дза-дза».

Азкабан - одна из наиболее известных тюрем в массовой литературе, предназначенная для нарушителей законов магического мира и охраняемая дементорами. Потеснила с первого места замок Иф - тюрьму для особо опасных преступников из романа Дюма «Граф Монте-Кристо». Между их узниками есть занятное сходство: Сириус Блэк и Эдмон Дантес оказались в заключении без всякой вины, первый провел там четырнадцать, второй - двенадцать лет, оба сбежали, чтобы отомстить. Блэк рассказывал, что многие заключенные Азкабана отказываются от пищи и умирают от голода, - именно так и собирался поступить Дантес незадолго до знакомства с аббатом Фариа.

Берти Боттс (конфеты) - популярнейшая сладость в мире волшебников. Внешне похожие на обычные драже, они были созданы кондитером Берти Боттом случайно. Одна из его конфет получилась со вкусом грязных носков, после чего он решил делать сладости с широким диапазоном вкусов: от вполне конвенциональных (вроде шоколада и мармелада) до самых диких (со вкусом ушной серы и соплей), причем никогда не знаешь, какая именно тебе попадется. Не так давно в России стали продавать довольно точный аналог Берти Боттс - никакой магии, просто драже с обычными и гадкими вкусами (дождевые черви, мыло, тухлые яйца и т.п.). Правда, на коробке указано, какой цвет соотносится с вкусом, поэтому можно не опасаться произошедшего с Дамблдором: «Когда-то в детстве мне не повезло с одной такой - у нее был вкус рвоты, и я с тех пор, боюсь, утратил к ним интерес…»

Василиск - король змей, с которым Гарри Поттер сражался в Тайной комнате. Это гигантская змея со смертоносным взглядом и длиной двадцать метров в росмэновском переводе (и двадцать футов, то есть около шести метров, в оригинале). Василиски были придуманы еще в античности и довольно популярны в христианской культуре (несколько раз упоминаются в Библии и многократно в последующей традиции). Исследователь Александр Юрченко считает, что начало представлениям о василисках положило замечание Аристотеля: «Есть какая-то небольшая змейка, которую называют иногда священной, от которой бегут самые большие змеи; самое большее, она величиной в локоть и на вид мохната; куда бы она ни укусила, сейчас же это место кругом загнивает». У Плиния Старшего «в длину василиск не более двенадцати локтей [то есть примерно как в книжке Роулинг - прим. ред.], с белыми пятнами на голове, расположенными как бы в форме диадемы. Своим свистом василиск обращает в бегство всех змей и продвигается вперед не при помощи бесчисленных извивов, как прочие змеи, но высоко приподнимая середину тела. Он уничтожает кустарники не только своим прикосновением, но и дыханием; сжигает траву, крушит камни. Его сила губительна для других животных». Пожалуй, самыми известными василисками в популярной литературе до поттерианы были чудовища из «Говорящего свертка» Джеральда Даррелла, однако у него они выглядели совершенно иначе (ближе к средневековой мифологии, а не античной, как у Роулинг): «...шумные, вульгарные, самодовольные - вот их характерные черты. К тому же неаккуратные, вечно выдыхают пламя и поджигают все вокруг. Словом, опасные создания. Наружность? Ну, на мой взгляд, самая нерасполагающая. (...) петушье тело, драконьи хвосты и чешуя вместо перьев».

Гремучая ива - опасное магическое растение, посаженное на территории Хогвартса в 1971 году: колотит ветвями по всему, что движется, и охраняет вход в Визжащую хижину. С ней связаны довольно мрачные эпизоды, что русскоязычному читателю может показаться необычным - в нашей литературе и фольклоре ива чаще всего выступает символом женственности, слабости, светлой грусти и т.п. («Склонилась плакучая ива / Над тихой рекой / И, ветви качая лениво, / В воде любовалась собой». Федор Сологуб). В английской же культуре ива почти однозначно воспринимается как нечто зловещее, а с самой известной в мировой литературе ивы упала в воду несчастная Офелия: «Есть ива над потоком, что склоняет / Седые листья к зеркалу волны; / Туда она пришла, сплетя в гирлянды / Крапиву, лютик, ирис, орхидеи, - / У вольных пастухов грубей их кличка, / Для скромных дев они - персты умерших: / Она старалась по ветвям развесить / Свои венки; коварный сук сломался, / И травы и она сама упали / В рыдающий поток».

Дементоры - жуткие слепые существа, стражи Азкабана, питающиеся положительными эмоциями людей и при случае высасывающие у них души. Название, по всей видимости, происходит от двух слов: dement (сводить с ума) и tormentor (мучитель). Роулинг рассказывала, что придумала дементоров благодаря крайней эмоциональной истощенности и депрессии, накрывшей ее из-за оглушительного успеха поттерианы. Если говорить об их литературных предшественниках, на ум приходят, конечно, вампиры, но есть и более близкий аналог: назгулы из «Властелина колец» - призрачные безликие всадники в черных одеяниях с капюшонами, почти слепые днем, вселяющие смертельный ужас и чувствующие кровь на расстоянии. Арагорн рассказывает о них хоббитам так: «Сами Всадники видят мир иначе, чем мы. Но зато прекрасно видят их кони и другие твари, которые служат Черным. Но и без того они способны уловить наши тени, а в темноте видят намного больше нашего. В ночи они опасней всего. А в любое время дня и ночи они прекрасно чуют живую кровь и ненавидят ее. Есть у них и другие чувства. Мы и то почувствовали их приближение, а они чуют нас намного острее”. Самое верное средство от дементоров - патронусы; «Горький» писал о тесте, который позволяет , какой патронус у вас.

«Ежедневный пророк» - самое крупное СМИ мира волшебников. Впрочем, волшебные в газете только движущиеся картинки, в остальном же она довольно обычная: транслирует официальную точку зрения Министерства магии, гоняется за дешевыми сенсациями, лезет в частную жизнь и при первой же перемене ветра начинает бороться за чистоту крови. Само ее название, Daily Prophet, указывает на продажность и беспринципность: слово prophet (пророк) созвучно profit (выгода). Неудивительно, что Роулинг - одна из самых популярных писательниц в мире - невысокого мнения о журналистах.

Жаба - наиболее унылый питомец из числа тех, что заводят себе волшебники: когда у Хагрида возникает идея подарить жабу Гарри, он тут же передумывает - мальчика в школе засмеяли бы. Невиллу Лонгботтому повезло меньше. Его жабу зовут Тревор, она постоянно теряется, даже ближе к концу серии Невилл рыщет по Хогвартс-экспрессу в поисках животного. Благодаря жабе появился на свет василиск: она высидела куриное яйцо, из которого вылупилась змея. Еще аббревиатурой ЖАБА (Жутко Академическая Блестящая Аттестация) обозначают выпускной экзамен в Хогвартсе, хотя по-английски это NEWT (Nastily Exhausting Wizarding Tests), то есть не ЖАБА, а ТРИТОН.

Запретный лес - большой лесной массив, расположенный на территории Хогвартса. Запретным его называют потому, что ученикам нельзя посещать лес без сопровождения взрослых (а они, понятное дело, постоянно туда таскаются). В лесу живут всевозможные волшебные существа: пауки-акромантулы, единороги, фестралы и стада кентавров (древние греки бы удивились, узнав, что кентавры могут жить в глухой лесной чаще). Вообще опасный лес - популярнейшая сказочная локация. Представителям традиционных обществ было чего там бояться, поэтому в народном творчестве из леса нередко кто-нибудь выходит, а в лесу кто-нибудь теряется. В литературной традиции темных, опасных и волшебных лесов тоже немало: достаточно вспомнить «Божественную комедию», герой который в самом начале попадает в темный лес, откуда начинается его путешествие в ад, «Сон в летнюю ночь» Шекспира и Лихолесье из «Властелина колец».

Изумрудное зелье - дрянь, которую приходится выпить Дамблдору в конце предпоследней книги, чтобы добраться до крестража. Вообще ситуация довольно необычная: великий волшебник незадолго до смерти не сражается с каким-нибудь чудовищем, а давится с посторонней помощью отвратительным зельем. Пищевой дискомфорт - постоянная тема поттерианы (возможно, связанная с личным опытом самой писательницы): конфеты со вкусом ушной серы, блевательные батончики братьев Уизли, несъедобная выпечка Хагрида и так далее. Вот как описывается в «Тайной комнате» прием оборотного зелья: «На вкус оно напоминало перепревшую капусту. И немедленно его внутренности стало скручивать, как будто он только что проглотил десяток живых змей. От желудка до пальцев на руках и ногах распространялось сильное жжение. А вдруг он заболевает чем-то страшным? Гарри скрючился пополам, задыхаясь, упал на колени. Жжение становилось невыносимо. Ему показалось, что кожа у него закипела и стала плавиться, как горячий воск».

Квиддич - самая странная спортивная игра на свете: во-первых, она увлекает даже тех, кто терпеть не может футбол и тому подобное, во-вторых, совершенно непонятно, зачем две команды носятся на метлах, пытаясь забить гол, если исход матча почти всегда зависит от поимки снитча. Все это меркнет в сравнении с квиддичем, адаптированным для маглов: игроки бегают по полю с метлами между ног, а в качестве снитча выступает человек - волшебные летающие шарики пока еще не изобретены.

Левитация - преодоление гравитации без дополнительных приспособлений за счет некой силы, компенсирующей силу тяжести. Полеты с помощью крыльев и метел к левитации не относятся, в отличие от базового заклинания «Вингардиум Левиоса», изучающегося на первом курсе Хогвартса. Северус Снейп изобрел также заклинание «Левикорпус», с помощью которого в воздух можно поднять другого человека, но не самого себя. Полетов, характерных для литературной сказки, в поттериане множество (помимо метел и заклинаний, есть гиппогрифы, фестралы и так далее), однако летать как Питер Пэн ученикам Хогвартса, увы, не суждено.

Маглы - мы с вами.

Нора - фамильное имение семейства Уизли. Поначалу это был небольшой домик со свинарником, но по мере увеличения количества детей к нему пристраивались новые комнаты - постепенно он разросся до нескольких этажей. Роулинг подчеркивает неказистость жилища Уизли и скромность их быта: «Дом выглядел так неустойчиво, будто держался единственно силой волшебства. („Что вполне вероятно”, - подумалось Гарри.) На красной черепичной крыше торчали вразнобой пять каминных труб. У входа на шесте, слегка скособочившись, висела надпись: „Нора”. Сбоку крыльца, рядом с огромной заржавленной кастрюлей, красовалась груда резиновых сапог разных цветов и размеров. По двору ходили упитанные пеструшки и что-то клевали». Эта картина резко контрастирует с мещанской благоустроенностью дома Дурслей - как говорила Роулинг в одном из интервью, «никто в Британии не кажется мне таким лицемерным, претенциозным и нелепым, как самый обычный представитель среднего класса».

Оборотень - человек, страдающий ликантропией, то есть превращающийся в полнолуние в волка. В поттериане есть как «плохие» (Фенрир Сивый), так и «хорошие» (Римус Люпин) оборотни. Люпин, преподаватель защиты от темных искусств, тяжело переносит свое положение и чувствует себя изгоем: «Такие, как я, обычно не размножаются». Оборотни крайне популярны в массовой культуре, хотя с крупными авторами им повезло меньше, чем, скажем, вампирам (хотя Дракула в известной степени тоже оборотень - правда, превращается он по собственному желанию и в летучую мышь). Роман об оборотнях есть у того же Дюма; оборотня ловят в «Тиле Уленшпигеле», но он оказывается всего лишь рыбаком, который перекусывал горло жертвам вафельницей с длинными острыми зубьями.

Палатка - волшебный тряпочный домик, в котором герои проводят немалую часть последней книги (а также ночуют в начале «Кубка огня»), поскольку не могут продолжать учебу и скитаются по стране. Роулинг явно чувствует себя комфортнее в закрытых пространствах: Хогвартс, Нора, даже мрачный дом Блэков и волшебная палатка, обычная на вид и вместительная внутри, создают ощущение особого уюта, в то время как где-то снаружи бушует буря. В фильме Гарри и Гермиона пляшут в палатке под песню Ника Кейва O Children:

Распределяющая шляпа - колдовское МРТ-устройство для распределения учеников Хогвартса по факультетам. Подход у него более дифференцированный, чем у визатора из фильма «Кин-дза-дза», просто показывающего, кто пацак, а кто чатланин: если очень захотеть, она смилостивится и отправит тебя в Гриффиндор, а не Слизерин. Шляпа категорически отказывается признавать свои ошибки: если в Гриффиндоре оказался предатель Петтигрю, а в Слизерине вполне благонамеренный Снейп, - значит, так надо.

Совы - используются волшебниками вместо почтовых голубей. Отсутствию более совершенных средств связи есть простое объяснение: Гарри Поттер родился в 1980 году, поступил в школу в 1991-м, основной сюжет поттерианы заканчивается в 1998 году - интернета и мобильных телефонов тогда в широком ходу еще не было. Другое дело, что уж маги-то могли бы придумать систему коммуникации, не предполагающую эксплуатации животных. В новостях неоднократно появлялись сообщения, что популярность белых сов в кругу очкастых школьников грозит обернуться экологической катастрофой.

Известный скриншот из игры про Гарри Поттера.

Турнир Трех Волшебников - состязание юных магов, участников которого отбирает специальный Кубок огня. Мероприятие, описанное в четвертой книге поттерианы, примечательно по ряду причин. Во-первых, волшебников, как и мушкетеров у Дюма, оказывается не три, а четыре. Во-вторых, задания на турнире смертельно опасные - конечно, память о войне с Темным Лордом еще свежа, но кому же пришло в голову натравливать на подростков огнедышащих драконов? Наконец, что сказал бы литературовед-формалист вроде Шкловского, узнав, что Гарри обманом заманили на Турнир Трех Волшебников, чтобы он прошел все три испытания, выиграл, дотронулся до кубка и через портал улетел на кладбище в руки Волдеморта? Мотивировка событий, мягко говоря, натянутая - не говоря уже о том, что всю книгу мы следим за отставным мракоборцем Аластором Грюмом, а в конце выясняем, что его подменили! Впрочем, меньше любить Гарри Поттера из-за таких мелочей никто, разумеется, не будет.

Учеба - то, чем, по идее, все время должны заниматься учащиеся Хогвартса. Но дети есть дети: даже такие увлекательные предметы, как трансфигурация и заклинания, интересны главным образом занудам вроде Гермионы, а Гарри и Рон предпочитают полеты на метлах (то есть физкультуру). Баранкин, будь человеком - даже если ты превратишься в бабочку или попадешь в школу для волшебников, общественные обязанности будут тебя тяготить, ничего с этим не поделаешь.

Фанфики - целая вселенная продолжений и вариаций на тему Гарри Поттера. Про один из самых интересных фанфиков «Горький» подробно рассказывал - это Элиезера Юдковского, специалиста по искусственному мышлению и трансгуманиста.

Хагрид - один из самых симпатичных героев поттерианы, полувеликан-получеловек. Своим простодушием, физиологичностью и непритязательностью напоминает одновременно Санчо Пансу и персонажей «Гаргантюа и Пантагрюэля». Кого еще в Хогвартсе можно представить пьяным, кроме огромного бородатого лесника, который живет в хижине неподалеку от Запретного леса? В то же время в нем есть что-то от руссоистского «доброго дикаря»: наивность Хагрида сочетается с добродушием, преданностью и любовью к природе в самых неприглядных ее проявлениях.

Церковь - большая противница Гарри Поттера. Организованной религии в поттериане нет (как, впрочем, и в христианских «Властелине колец» и «Хрониках Нарнии»), зато полно магии и колдовства, чего, разумеется, не приветствуют ни православные, ни католики, ни протестанты. Однако и среди официальных лиц церкви есть энтузиасты Гарри Поттера. Например, отец Андрей Кураев написал две книги в защиту поттерианы с точки зрения православного священника. Сложно сказать, действительно ли ему было важно вступиться за мальчика-волшебника или же он стал еще одним поводом для приложения миссионерских усилий диакона: помимо Поттера, Кураев столь же успешно разобрался с «Мастером и Маргаритой».

Чай - традиционный английский напиток, постоянно упоминающийся в поттериане: его дают на завтрак, чай ходят пить к Хагриду Гарри, Рон и Гермиона, и даже на уроках Прорицаний гадают не на кофейной гуще, а на чаинках. Английское чаепитие часто ассоциируется с чем-то утонченным, но так считают далеко не все. Вот, например, цитата из книги «Английская свадьба» Елены Давыдовой-Харвуд, которая вышла замуж за англичанина и подробно описала особенности жизни русского человека на чужбине: «В Москве я почему-то думала, что англичане любят изысканные чаи и знают в них толк. Здесь же убедилась, что самый популярный - это обыкновенный черный, пахнущий, на мой вкус, сеном. Напихано его в порционный пакетик столько, что им можно заварить по меньшей мере с пяток нормальных чашек. Они же используют его всего для одной, и это объясняет, почему англичане почти всегда добавляют в него молоко».

Шармбатон - французская школа чародейства и волшебства, в которую принимают учеников из ближайших европейских стран (например, из Голландии и Испании). Еще в романах фигурирует школа Дурмстранг, местоположение которой неизвестно (где-то на севере, высоко в горах): в ней обучаются выходцы из Восточной Европы, директора зовут Игорь Каркаров, и есть все основания полагать, что школа русская - в ней полно темной магии, а учащиеся вынуждены очень тепло одеваться.

Щитовые чары - больше на букву «щ» ничего интересного в голову не приходит (по правде говоря, и в этих чарах увлекательного мало).

Эликсир жизни - напиток бессмертия, который изготовил создатель Философского камня Николас Фламель, проживший благодаря ему вместе с женой много лет. Камень, без которого невозможно получать эликсир, супруги из-за свистопляски с Волдемортом решили уничтожить. «Но это означает, что он и его жена умрут?» - спрашивает Гарри. «Для высокоорганизованного разума смерть - это очередное приключение», - отвечает Дамблдор.

Юбилей смерти - праздник, который устраивают привидения Хогвартса, чтобы отметить годовщину собственной гибели. Что характерно, для этого странного обеда к столу подают протухшую пищу, чтобы привидения могли хоть как-то почувствовать вкус еды (снова у Роулинг появляется тема пищевого дискомфорта, о которой мы говорили выше). На одно из таких мероприятий Гарри, Рона и Гермиону пригласил призрак сэр Николас - оно описывается в «Тайной комнате».

Язык - важнейший элемент поттерианы и поттеромании. Сами романы написаны на довольно простом английском, но зато были переведены на огромное количество других языков, а Роулинг стала одним из самых переводимых авторов в истории. «Философский камень» среди прочего переведен на латынь и древнегреческий - это самая объемная книга на древнегреческом, появившаяся с III века нашей эры. В России из-за переводов Гарри Поттера разразилась настоящая война: «Горький» публиковал интервью с , которую часто критикуют поклонники книги. Еще Роулинг, как и Толкин, придумала свой волшебный язык - змеиный (парселтанг). В отличие от автора «Властелина колец», она никак его не формализовала: овладевают им интуитивно, а со стороны он звучит как простое шипение.

Вы спросите – зачем говорить на придуманных языках, ведь их никто не понимает? Вот в том-то и дело! Предположим, вам нужно поговорить о чем-то очень важном по телефону (или, с недавних пор, уже и по Skype), и вы точно не хотите, чтобы вас подслушали конкуренты и уж тем более – спецслужбы. Нет, подслушать-то они подслушают, но, наверняка не поймут ни слова. А всего-то и надо, чтобы ваш партнер на том конце провода (по ту сторону монитора) тоже знал этот язык.
К тому же, освоение любого нового языка – отличная тренировка для мозга. И для этого не нужно отправляться на языковые курсы – достаточно терпения и интернета

Утопический язык Томаса Мора
Надеюсь, из уроков истории вы помните, кто такой Томас Мор? Профессор, писатель, юрист, дипломат и политик, живший на рубеже 15-16 веков и так не любивший английское общество, что придумал страну благоденствия задолго до Маркса-Энгельса-Ленина, и назвал ее «Утопия», что значит одновременно и «лучшее место» и «отсутствующее место». Объемный труд увидел свет в 1516 и был написан на латыни. Однако, основополагающим в новом идеальном обществе Томас Мор предполагал и новый язык, не похожий ни на что прежнее.

Тенгварский (эльфийский) язык Толкиена
Ну, вот только не надо мне рассказывать, что вы никогда не приходили в восторг от Лив Тайлер, бегло говорящей на синдаринском Тенгваре. Это язык Валарина, Телерина, Синдарина, еще кучи других мест, и даже - Темный Язык Мордора. Когда освоите язык в совершенстве, и у вас в руках окажется «наша Прелесть», то есть Кольцо всевластия, не спешите его уничтожать. Вдруг пригодиться.

Кирт – гномий язык Толкиена
И, если мы начали говорить о Средиземье, то нельзя забывать и о многочисленном народе гномов. Киртский алфавит (или Кертас Даэрон) население Мории успешно интегрировало в свой язык кхуздул, потому что… ну, сами знаете, гномы не пишут – они вырубают слова в камне. В принципе, есть предположение, что Толкиен практически точно «перекатал» кирт с кельтских рун. Так что, заодно выучите и язык, на котором кое-где еще говорят в Ирландии.

Инопланетянский язык Футурамы
Если вы думаете, что непонятные значки, появляющиеся во многих сериях Футурамы – это всего лишь набор символов, пришедших в голову Мэтту Гроэненгу, то вы сильно заблуждаетесь. Как, до недавнего времени, заблуждались и мы. У мультяшных инопланетян даже знаки пунктуации есть. А значит, за этим языком – будущее:)

Клингонский язык из Стар Трека
Как же составлять список вымышленных языков и не упомянуть клингонский? Этот язык набрал такую популярность, что на свете есть энное количество человек, которые свободно на нем говорят. Более того, на клингонский переводят Шекспира, и даже Библию. Единственное неудобство с клингоном – это то, что, скорее всего, в «хитрых школах» всей Земли его, на всякий случай, уже преподают.

Аурек-Беш – язык джедаев
Несмотря на то, что аурек-беш впервые появился только в фильме «Возвращение джедая», могу предположить, что джедаи на нем говорят уже много веков.

Криптонский – язык Супермена
На криптонском (или криптонезе) говорят, что не удивительно, на Криптонe – родной планете Кларка Кента. Решив изучать этот язык, не забудьте о проклятии Супермена, а так же подумайте, о том, что завершая свой пост в Facebook (Вконтакте, Twitter, и тд) двойным восклицательным знаком, вы, на самом деле, пишите букву «а».

Язык Древних из Звездных врат (Stargate)
Если верить сериалу SG-1, то именно на таком языке писали и говорили Древние – люди, создавшие (в том числе и) земную цивилизацию миллионы лет назад. Хотя, надо заметить, что появлением этого шрифта, мы, на самом деле, обязаны старому чешскому постеру, на основании которого его и создал художник Бойд Годфри для пилотного эпизода «Звездные врата: Атлантис».

Драконьи руны
Язык драконов считается самым древним из всех, существовавших на Земле. Драконы – вообще существа неразговорчивые, но, если и начинали говорить, то изъяснялись исключительно этот язык. Люди в средневековье часто использовали драконий, как универсальный язык магии. Теперь уже проверить, как именно он звучит – трудно. А все благодаря Святому Георгию, уничтожившему, говорят, последнего живого дракона на планете.

Вымышленные миры и искусственно созданные персонажи нуждаются в собственных языках. Это более достоверно погружает читателя/зрителя/пользователя в альтернативную реальность. Создание этих искусственных языков - процесс далеко не такой простой, каким он может показаться. За кратким диалогом на экране (на который многие, вероятно, и не обратят внимания, увлечённо вчитываясь в субтитры) стоит большая работа филологов и лингвистов. В нашем новом материале мы решили вспомнить 10 самых известных вымышленных языков, а также привести краткие разговорники.


Клингонский язык, на котором общаются гуманоиды-воины с планеты Кхонош вымышленной вселенной сериала «Звёздный путь», был придуман лингвистом Марком Окрандом по заказу Paramount Studios. Язык имеет детально разработанную грамматику, синтаксис, словарь и даже регулирующую организацию - Институт клингонского языка, которая занимается продвижением клингонской культуры и переводами классической литературы, в том числе Библии и Шекспира на клингонский. Также существует научный журнал, развивающий клингонский язык, и отдельное подобие «Википедии» на клингонском .

Первые отдельные слова и фразы на клингонском придумал Джеймс Духан, исполнявший роль «Скотти». Затем продюсеры решили разработать язык более подробно. Лингвист Марк Окранд позаимствовал фонетику и грамматику у языков индейцев Северной Америки (в частности языка индейцев мутсун) и санскрита. Язык изобилует непривычными для индоевропейцев звуками, например, гортанными смычками.

Помимо клингонского, во вселенной «Стартрек» существует около 10 языков разной степени проработанности, включая вулканский, борг, рианнсу, андории, орионский, тамарианский, ференги, байоран и др.

В основе системы клингонской письменности лежит тибетское письмо, однако пользователи языка в настоящее время преимущественно используют английскую латиницу. При этом «j» читается как «дж», «Q» как «кх», «I» как «ы», «tlh» как «тл».

Примеры использования

особенности произношения: жёсткое, отрывистое, с хрипом

Видео, обучающее популярным фразам на клингонском

Привет

Где туалет?

Я не понимаю

Не будь глупцом

Сегодня отличный день, чтобы умереть

С днем рождения

Который час?

nuqDaq "oH puchpa""e"

jIyajbe"

yIDoghQo"

Heghlu"meH QaQ jajvam

qoSlIj DatIvjaj

Qoylu"pu"?


Симлиш

Симсы, персонажи, населяющие вселенную видеоигры The Sims, говорят на собственном вымышленном языке, разработанном специально для проекта. Уилл Райт, создатель The Sims, и компания разработчиков из Maxis, разумеется, хотели, чтобы игровые персонажи общались, но настоящий язык слишком бы отвлекал от игрового процесса. Работая над языком, они вдохновлялись языком индейцев племени навахо , но в конце концов придумали новый тарабарский язык, включающий элементы латыни, украинского, навахо и тагальского.

В дальнейшем изначально разработанный Simlish претерпел изменения в ходе озвучки. Так что его финальный вариант во многом лишь актёрская импровизация.

Примеры использования

Lilly Allen в Симлиш-версии

Vadish/Badish

Dis wompf es fredesche

Wag nere, wap zow

Harva sol labaga along with hava so lawnumg

Balinda macoy

Ah, docka morpher


Ещё в детстве Джон со своими товарищами придумывал тайные языки, чтобы общаться между собой. Эта страсть осталась с ним на всю жизнь. Он разработал грамматику и лексику для целого семейства из 15 эльфийских языков, над которыми он продолжал трудиться с 1910-го вплоть до самой смерти в 1973 году. В эту группу входят протоэльфийский, общий эльдарин, квенья, голдогрин, телерин, синдарин, илькорин, нандорин, аварин.


Скачать наборный шрифт можно

На существование многих языков Средиземья Толкин только намекал в своих книгах, другие же он разработал до уровня грамматики и лексики. К ним относятся талиска, адунайский язык и «Совал Фарэ», или «Всеобщий язык», называемый также вестрон (на нём говорили хоббиты и люди в Третью Эпоху) . Существует и ряд других, менее проработанных, языков, включая роханский, харадрим и язык истерлингов, язык гномов - кхуздул, язык орков, Чёрное Наречие, созданное Сауроном для своей «империи», и другие. Мы же остановимся на синдарине - языке серых эльфов, который больше всего распространён среди этой расы, и именно на нём говорила героиня Лив Тайлер - Арвен.

Синдарин фонологически похож на валлийский, древнеанглийский, древнескандинавский и исландский. На грамматические особенности языка, особенно множественные числа, также оказал влияние валлийский.

Примеры использования

Все или почти все реплики Леголаса на сандарине

Приветствую тебя!

До свидания/Удачи!

Извините

Вы говорите по-эльфийски?

Моё сердце будет тосковать, пока я не увижу тебя снова

Спи спокойно

Я люблю видеть, как твои глаза блестят, когда ты смеёшься

Gi suilon!

Goheno nin

Pedig edhellen?

Guren *níniatha n"i lû
n"i a-govenitham

Losto vae

Gellon ned i gelir i chent gîn
ned i lelig


Фёрбиш - это язык общения интерактивных игрушек-роботов Фёрби компании Hasbro и её друзей. Его создатели вдохновлялись многими языками, в основном японским и немецким. Оригинальная игрушка 1998 года и содержала в своём лексиконе в общей сложности 42 слова. Спустя годы вышло несколько новых моделей Фёрби, и их язык, разумеется, тоже развивался.

Фёрбиш представляет собой смесь различных звуков и простых слогов.
Хотя он может показаться примитивным и глупым на первый взгляд, в нём можно обнаружить многие аспекты реальных мировых языков. Например, слово «Doo» в конце обозначает вопрос. Оно отсылает к японскому выражению «Desu Ka?», которое используются для образования вежливого вопросительного оборота.

Примеры использования

Попытка общения Furby и Siri

выражение грусти, которое также можно трактовать как «Почему бы тебе не поиграть со мной?»

Ты голоден?

Ты хочешь играть?

Иди спать сейчас же

Расскажи мне шутку

Спой мне песенку

u-nye-ay-tay-doo?

u-nye-loo-lay-doo?

U-nye-way-loh-nee-way

wee-tah-kah-loo-loo

wee-tee-kah-wah-tee


Божественный язык

В фильме «Пятый Элемент» главная героиня Лилу говорит на так называемом древнем Божественном языке (The Divine Language), на котором, согласно предыстории, разговаривала вся Вселенная до начала времён.
Разработанный Люком Бессоном и Милой Йовович язык имеет всего чуть более 400 слов. Как утверждала актриса, они с режиссёром для языковой практики даже писали на нём друг другу письма. Спустя время после выхода фильма вдохновлённые фанаты Бессона собрали все фразы из фильма и составили словарь. При этом некоторые из них, например, Т. Лиа Фер-Томпсон , даже умудряются писать на Божественном языке стихи.

Примеры использования

Диалог Лилу и Корбена Далласа

Привет

Я сожалею о том, что произошло

Всё нормально

Мне уже лучше

Что-то происходит

Вселенная очень большая

Первое свидание

Делать глупости

Всё кончено

Apipoulai

Varan azipo monda kau gokta met

Shichkeman

Velui Keseben

Lacta ligunaï Eto Ractamo

Hila y am djebet

Hoppi hoppa

Kessetoun


Дотракийский

В мире «Песни Льда и Пламени», созданном Джорджем Мартином, существует множество различных языков. В Вестеросе принят так называемый общий язык, известны также отличающиеся от него языки Валирии, дотракийцев и другие (диалекты Вольных Городов, язык Кварта, гискарский, язык лхазарян, асшайский, торговый язык, язык Летних Островов и т. д.). Большинство этих языков передано в книгах саги английским.

Мы же остановимся на дотракийском, который пришлось выучить Дейенерис Таргариен. Специально для сериала «Игра престолов» этот язык был проработан более детально, а его создателем выступил Дэвид Дж. Питерсон из Language Creation Society. В книгах было не так много ориентиров для разработки языка, всего несколько существительных и десятки имён. Они и задали вектор в его разработке.

Новый язык получил грамматические и фонетические заимствования из русского, турецкого, эстонского, инуктитута (языка жителей крайнего севера Канады) и суахили.

Примеры использования

Дейенерис Таргариен говорит на дотракийском

Привет (дословно: С уважением!)

Как дела? (дословно: Хорошо ли сидится в седле?)

До свидания! (дословно: Будь сильным)

Пусть звёзды помогают тебе (говорится тому, кто идёт на битву)

Что за хрень!

Ты очень красивая

С днём рождения (дословно: великий кровавый день)

Восклицание расстройства или обиды

Сленговое выражение, обозначающее раздражающую женщину

M"athchomaroon!

Hash yer dothrae chek?

Shieraki gori ha yeraan!

Ki fin yeni!

Yer zheanae sekke

Asshekhqoyi vezhvena!

Graddakh!


Надсат

Nadsat - это вымышленный язык или скорее жаргон, который используется подростками в романе Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин». Помимо того, что Бёрджесс известен как писатель, он также был талантливым лингвистом. Для более яркого изображения субкультуры своих героев он придумал для них особое арго с русскими словами в его основе. Незадолго до написания романа писатель побывал в Советском Союзе и вероятно, вдохновился тем, как в русском сленге российских стиляг использовались английские слова («мэн», «гёрла», «хаер», «сейшен»).

Название надсат происходит от русского суффикса, эквивалентного английскому «-teen» - «-надцать». Помимо искажённых русских слов, таких как: droog, malchik, lewdies (люди), baboochka, korova, litso, viddy (видеть), veck (от «человек») и pony (от «понимать») на него повлиял рифмованный лондонский сленг кокни: например, pretty polly («деньги») , skolliwoll («школа»), eggiweg («яйцо»), appy polly loggy («извинение» от англ. apology). Встречаются и слова, выдуманные самим Бёрджессом.

Примеры использования

Хорошо

Плохо

Заниматься любовью

Голова

Мысль

Странный человек в очках, похожий на старого профессора, ловил ртом холодный ночной воздух

Толкнуть старика и смотреть, как он плавает в своей крови


На"ви

Если вы смотрели (а вы наверняка смотрели) фильм «Аватар», то вы вспомните, что население планеты Пандора - синекожие гуманоиды на’ви говорили на собственном языке. Изначально сам Джеймс Кэмерон придумал около 30 слов, которые имели «полинезийский налёт». На этой основе профессиональный лингвист Пол Фроммер за четыре года развил продуманную морфологию, синтаксис и расширил словарный запас: на момент выхода фильма в конце 2009 года он насчитывал уже около 1 000 слов. Понимание языка в то время ограничивалось лишь узким кругом людей, работавших над проектом. Но спустя время Фроммер увеличил лексикон до 1 500 слов и также опубликовал грамматическую структуру. Сегодня в Сети даже есть ресурс LearnNavi.org , представляющий обучающие материалы.

Язык на"ви был разработан в рамках трёх существенных ограничений. Во-первых, Кэмерон хотел, чтобы язык звучал чуждо, но приятно. Во-вторых, так как сюжетная линия включала людей, которые также научились говорить на этом языке, он должен был быть удобоваримым для человека. И, наконец, актёры должны были произносить диалоги на на"ви без особой сложности. Все языковые элементы на"ви можно обнаружить в человеческих языках, но их сочетание является уникальным. По своему строению язык напоминает папуасские и австралийские языки, хотя сам Фроммер отмечал, что некоторые слова по звучанию ближе к немецким, а другие - к полинезийским.

Примеры использования

Видеоуроки по обучению языку на"ви

Привет! (дословно: я тебя вижу)

Кто ты такой?/Как тебя зовут?

Пусть моё копьё поразит сердце

Заткнись, болван!

Твоя мама такая толстая, что молотоголовый титанотерий говорит «ЧёРТ ВОЗЬМИ!»

Иди за мной, если хочешь остаться в живых

До свидания, да пребудет с тобой Эйва

Было приятно поговорить с тобой

Oel ngati kameie

Fyape fko syaw ngar?

Oeyä tukrul txe’lanit tivakuk

Fnu skxawng!

Ngeyä sa"nu nìhawng apxa lu a "angstìkä "NAAAAANG!" pamlltxe!

Txo new nga rivey, oehu!

Kìyevame, eywa ngahu

Tsun oe ngahu pìvängkxo a fì"u oeru prrte" lolu


В мире «Гарри Поттера» упоминается несколько вымышленных языков, в том числе гоббледук, рунический, язык водяного народа, а также парселтанг или «змеиный язык». Этим магическим языком, согласно повествованию Джоан Роулинг, владеют маги-змееусты, говорящие со змеями. Окружающие не могут понять разговора змееуста со змеёй, так как им слышится только шипение. Этот врождённый и крайне редкий дар передаётся по наследству или вместе с волшебной силой. Как правило, язык связывается с Тёмными искусствами, но некоторые добрые волшебники также обладали этим даром. Самым известным змееустом был Салазар Слизерин - один из четырёх основателей Школы чародейства и волшебства «Хогвартс». Именно поэтому символом факультета «Слизерин» является змея.

Язык состоит из различных шипящих звуков и грубых букв, а слова произносятся на выдохе с шипением и подражанием змеиным звукам. Большинство предложений очень короткие и состоят только из субъекта, объекта и глагола. Остальной смысл должен додумать слушатель, основываясь на своих знаниях и контексте. Кроме того, язык не имеет письменной формы, а латиницей весьма сложно передать его звучание. В Сети также есть переводчик с английского на парселтанг, где также можно послушать этот язык . Версия парселтанга, которая используется в фильмах, была разработана Фрэнсисом Ноланом, профессором фонетики, специалистом по финскому и эстонскому языкам при Кембриджском университете.

Примеры использования

особенности произношения: на выдохе с шипением и подражанием змеиным звукам

Я уронил мою книгу на тропе ранее

Efe iska?

Ai bana aʃe.

ešahäsa

tudéša täha šé

Tōr shēsin Muggle harisa

Ai pard fasar kaʃe sobne suu.


Вселенная «Звёздных войн» также наполнена разного рода внеземными языками, из которых в саге упоминаются высший галактический, двоичный язык дроидов, дуросский, хаттский, юужан-вонгский и многие другие. Вымышленные языки Star Wars, в отличие от клингонского или синдарина, не имеют реальной грамматической системы. Например, рыки Вуки или сигналы дроидов в основном лишь передают интонации и эмоции. Язык, который наиболее часто употребляется в фильмах, - основной галактический - идентичен современному английскому и лишь немного дополнен вымышленными идиомами и отдельными словами. Другие языки также похожи на существующие человеческие, хотя и незнакомые большинству зрителей. В «Новой надежде», например, язык, на котором говорит Гридо в беседе с Ханом Соло, на самом деле является упрощённой версией кечуа (язык коренного населения андского региона Южной Америки), а в «Возвращении джедая» второй пилот Лэндо Калриссиан говорит на языке хая - населения Танзании.

Один из оригинальных проработанных языков киносаги - это бокке, искусственный язык, используемый космическими путешественниками, который состоит из языков нескольких рас.

Согласно повествованию, язык появился в Торговом флоте Баобаба как средство общения пилотов, команды и вспомогательного персонала, которые принадлежали к самым разным расам. Хотя язык не используется повсеместно, любой опытный пилот и космический путешественник знает несколько фраз на бокке, чтобы контактировать с другими пилотами.

Примеры использования

Добрый день/До свидания

У меня есть страховка

Меня укачало (у меня космическая болезнь)

Что ты хочешь?

Эта царапина уже была, когда я брал корабль в аренду

Мы не знаем, что мы делаем

Дайте мне счёт

Koo-loozi

Kazz ma kazz

Meez peeza peeza

Finitez cetez detox?

Zat x"ratch keezo bompaz ha sheep

Wiza donnoj wa ir pozoolin butlayss.

Tirez meez canto ripit?

иллюстрации .

Достаточно часто писатели и сценаристы наделяют своих героев собственными вымышленными языками. Иногда, чтобы сохранить интригу происходящего, иногда, чтобы добавить глубины произведению, а иногда и вовсе по только им известным причинам. В нашем обзоре 10-ка весьма интересных и забавных вымышленных языков, появившихся в последние десятилетия.

1. Инопланетный



Инопланетный - набор вымышленных языков, которые часто появляются, как правило, в виде граффити в популярном мультсериале "Футурама". Есть даже перевод этого языка на английский, который выполнили преданные фанаты сериала.

2. Змеиный

В книгах о Гарри Поттере, парселтанг - язык змей, который понимают только маги-змееусты. На нем мог говорить Салазар Слизерин и его потомки, в том числе Волдеморт, который передал данную способность к Гарри, когда он пытался убить его. Джоан Роулинг заявила, что она назвала язык "старинным названием тех, у кого есть проблемы с речью".

3. Акло

Акло - это вымышленный язык, который часто ассоциируется с написанием запрещенных или оккультных текстов. Акло был изобретен Артур Макеном в рассказе 1899 года "Белые люди", в котором двое мужчин обсуждают природу зла. Этот язык примечателен тем, что часто использовался в другой фантастике. Лавкрафт использовал акло в двух историях о Ктулху ("Данвичский ужас" и "Призрак в темноте"). Алан Мур использовал этот язык в романе "Внутренний двор". Поскольку этот язык всегда используется только мельком и многими авторами, нет единого набора его грамматики или лексики.

4. Мангани



Мангани - это язык обезьян из романов о Тарзане Эдгара Райса Берроуза, а также слово, которым обезьяны называют сами себя. Он описывается, как состоящий из гортанных звуков, которые представляют из себя существительные и основные понятия.

5. Новояз (новый язык)



Новояз был изобретен Джорджом Оруэллом для его романа-антиутопии "1984". Новояз был разработан вымышленным тоталитарным режимом для обеспечения своего господства над людьми. Изначально это был английский язык, но его словарный запас постоянно сокращался, чтобы исключить любые слова, которые передают идеи свободы, восстания или свободной мысли.

6. Надсат



Изобретенный автором Энтони Берджессом, надсат является идиоматическим язык общения подростков в "Заводном апельсине". Само слово происходит от транслитерации русского слова (окончания числительных "-надцать"). Это была народная речь, созданная молодежной контркультурой, и состоящая из английского, некоторых транслитераций с русского, лондонского сленга кокни и слов, придуманных самим Берджессом. Все слова надсата простые, и автор стремится показать этим отсутствие глубины мышления у подростков.

7. Симлиш

Симлиш является разговорным языком в компьютерной игрушке "Sims". Для того, чтобы избежать затрат на запись повторяющихся диалогов и их перевод, директор проекта попросил актеров импровизировать и разговаривать на непонятной тарабарщине.

8. Эсперанто

Единственный реальный язык из этого списка. Это был один из самых успешных искусственных языков в истории. Эсперанто был создан варшавским окулистом Заменгофом и описан в его книге "Unua Libro" в 1887 году. Слово "эсперанто" означает "тот, кто надеется". Сегодня насчитывается 100-200 людей, свободно говорящих на эсперанто, и около 200-2000 его носителей.

9. Клингонский

Язык клингонов из вселенной "Star Trek" сегодня фактически является почти полностью развитым языком. Впервые язык (точнее отдельные фразы) появился в фильме "Звездный путь" (1979). Компания Paramount Pictures впоследствии наняла лингвиста Марка Окранда, чтобы он детально разработал полный язык. Первый клингонский словарь был опубликован в 1985 году. На этот язык был даже переведены известные пьесы Шекспира "Много шума из ничего" и "Гамлет".

10. Языки Арды



Этот термин используется для описания многих вымышленных языков, придуманных Толкиеном для "Властелина Колец" и других произведений, действо в которых происходит в Средиземье. Это было сделано из желания оказать реальную лингвистическую глубину имен и мест, которые Толкиен использовал в своих знаменитых произведениях. Два наиболее зрелых из этих языков - квэнья (высший эльфийский) и синдарин. Квэнья сравнима с латынью, это старый язык, используемый в Средиземье в качестве официального языка. Оба языка были созданы под сильным влиянием финского и валлийского, хотя с их дальнейшим развитием это влияние стало менее заметным.

Впрочем, кто знает, может эи придуманные языки когда-нибудь станут использоваться более широко, как , а сегодя пришедших в реальную жизнь.

Общие сведения

Описание

В мире Гарри Поттера волшебные способности людей являются даром, специфичной духовной способностью личности человека [ ] . Любой волшебник является человеком прежде всего, просто, в отличие от маглов, он родился с даром волшебства.

Эти способности даются с рождением, им невозможно научиться, если их нет. Обычно они передаются по наследству, но не всегда. Иногда у обоих родителей волшебников рождается ребёнок-сквиб, то есть человек, начисто лишенный магической силы, но обычно ребёнок становится волшебником, если таковым является кто-то один из его родителей. Иногда волшебники рождаются у маглов. Эта проблема породила вопрос так называемой «чистоты крови»: некоторые волшебники утверждают, что «маглорождённые» волшебники являются людьми «второго сорта» и не могут претендовать на место в волшебном сообществе. Объективных подтверждений этому нет, в действительности многие маглорождённые, упомянутые на страницах серии, достигли в магии большего, чем их сверстники, имеющие «чистую» кровь. Многие из тех, кто «борется за чистоту крови» и называет себя «чистокровными магами», в действительности являются полукровками, возможно, во втором-третьем поколении. Наиболее яркий пример этого - сам главный злодей серии, лорд Волан-де-Морт , сын магла.

Для сотворения волшебства человек должен особым образом настроить свою психику, привести её в определённое состояние. Использование волшебной палочки нужно для концентрации, а также указания цели заклинания. Опытные волшебники продолжают пользоваться ею, видимо, в силу привычки, хотя некоторым опытным и очень мощным магам она, похоже, не нужна. В седьмой книге Дамблдор говорит Гарри, что «нет ничего, что волшебник не смог бы сотворить, не имея волшебной палочки, что он делает, имея её».

Молодые волшебники, учась творить заклинания, должны научиться правильно произносить название заклинания, а также сделать совершенно определённый жест волшебной палочкой. В случае, если название произнесено неправильно, не с той интонацией, ударением или произношением, а также если жест неточен, могут произойти совершенно ужасные вещи. Начиная с того, что заклинание выполнится не полностью, кончая тем, что страдает сам творящий заклинание или его сосед по классу.

Постоянными тренировками можно добиться четкости и отточенности сотворения магии. Именно этим и занимались члены Отряда Дамблдора в Выручай-комнате.

С ростом опыта волшебники могут переходить к невербальным заклинаниям. В этом случае заклинание произносится мысленно, а волшебной палочкой выполняется только жест.

При достижении определённого опыта и теоретического багажа возможно создание новых заклинаний. Например, Северус Снегг известен как автор мощного боевого заклинания «Сектумсемпра» а также некоторых других.

Категории магии

Среди волшебников существует концепция чистоты крови . В зависимости от количества предков, которые были волшебниками, персонажей делят на несколько категорий:

  • «чистокровные волшебники» - волшебники, у которых в родословной только волшебники;
  • «полукровки» - сыновья/дочери волшебника и магла (или маглорождённого волшебника);
  • маглорождённые - волшебники, родившиеся в семье маглов;

Также существуют сквибы - рожденные в семьях волшебников люди, которые не обладают магической силой , и полулюди - персонажи, в предках у которых были разумные магические существа - например, великаны или гоблины.

Суть идеи «чистоты крови» в том, что определённая группа чистокровных волшебников с предубеждением относится к полукровкам и особенно маглорождённым волшебникам: они считают их людьми «второго сорта». Подобные убеждения по сути не отличаются от расизма и предрассудков сословных обществ. Этот предрассудок может проявляться в различных формах: нежелании допускать маглорождённых волшебников в учебные заведения для магов; мнении, что маглорождённые волшебники обладают гораздо более низкими магическими способностями, чем чистокровные. Это опровергается фактами - никакой корреляции между чистотой крови волшебника и магическими способностями нет; с одной стороны, маглорождённые Гермиона Грейнджер и Лили Эванс демонстрировали отличные способности к магии, а с другой - чистокровные Рон Уизли и Невилл Долгопупс не слишком преуспевали по большинству предметов во время обучения.

Крайние сторонники идеи избранности чистокровных волшебников - Пожиратели Смерти , возглавляемые лордом Волан-де-Мортом (несмотря на то, что он сам - полукровка). В 1997-1998 годах, когда Министерство Магии находилось под контролем Волан-де-Морта, нечистокровные волшебники подвергались гонениям (было официально объявлено, что они крадут волшебную силу у чистокровных).

Все три главных героя принадлежат к разным категориям: Рон Уизли - чистокровный, Гермиона Грейнджер - маглорождённая, Гарри Поттер - полукровный.

У «настоящих» чистокровных волшебников не должно быть маглов в родословной. На вопросы фанатов о критериях чистокровности, Джоан Роулинг ответила, что у чистокровного волшебника все бабушки и дедушки должны быть волшебниками, но также существуют более строгие взгляды, согласно которым нужно на несколько поколений волшебников больше. Также она добавила, что по-настоящему чистокровных семей в данный момент не существует: те, кто считают себя таковыми, просто вычеркнули маглов и сквибов из своих родословных .

Более того, некоторые из самых фанатичных сторонников идеи избранности чистокровных сами, как ни странно, не являются чистокровными. Самый яркий пример - лорд Волан-де-Морт - сын чистокровной волшебницы Меропы Мракс и магла Тома Реддла-старшего.

В книгах о Гарри Поттере несколько чистокровных родов играют важную роль. Это Малфои , Блэки , Долгопупсы и Уизли . Из повествования становится понятно, что многие чистокровные роды ныне пресеклись. Например, род Краучей. У Бартемиуса Крауча-старшего был единственный ребёнок Бартемиус Крауч-младший, к которому за преступления применили Поцелуй Дементора, высосавший из несчастного душу. Другой пример - род Блэков. Последние из благородного рода - Сириус и Регулус Блэки - умерли, не оставив потомства. Многие фанатики идеи чистокровности из-за того, что чистокровных волшебников осталось довольно мало, были вынуждены вступать в брак со своими родственниками, в результате чего в этих родах началось генетическое вырождение (Рон Уизли : «если б мы [волшебники] не женились на маглах, мы бы давно уже вымерли»). Известно, что браки между родственниками были в роду Блэков и Мраксов (к примеру, Молли являлась дальней родственницей Артуру Уизли , их общим родственником был Финеас Найджелус Блэк), и также с высокой вероятностью можно предположить, что и в родах фанатиков чистокровности Малфоев и Лестрейнджей. Сириус Блэк однажды говорит Гарри Поттеру , что практически все знатные чистокровные волшебники состоят в родстве друг с другом (так же обстояло дело в знатных родах европейской аристократии). В семье Мраксов из-за браков между родственниками вырождение проявилось особенно сильно: дядя Волан-де-Морта Морфин Мракс был уродлив, жесток, ненормален и говорил только на змеином языке. В роду Блэков все достаточно умны и красивы, но многие представители рода страдают патологической жестокостью и необузданным характером - например, Беллатриса Лестрейндж (в девичестве - Блэк). Семейство Мраксов считало себя прямыми наследниками Певереллов - легендарных создателей Даров Смерти, но на самом деле в родстве с ныне угасшим родом Певереллов многие магические семьи, в том числе и Поттеры.

«Предатель чистокровных» или «Предатель крови» - оскорбительное название тех чистокровных волшебников, которые хорошо относятся к маглам и маглорождённым волшебникам. Так называли семью Уизли , Сириуса Блэка, Андромеду Тонкс , Меропу Мракс и Альбуса Дамблдора . Многие роды чистокровных - как, например, Блэки - вычёркивают «предателей» из своей родословной наравне с маглами и сквибами.

Полукровки

Полукровки - дети от брака волшебника (волшебницы) и магла или дети от брака двух волшебников, но среди их бабушек или дедушек (а по более строгим взглядам - и среди более дальних предков) обязательно есть хотя бы один магл . Сейчас в мире волшебников, по словам Роулинг, больше всего именно полукровок (50 % учеников Хогвартса - полукровки). Фанатики чистокровности считают полукровок второсортными волшебниками, но все же лучшими, чем маглорождённые. Многие значимые персонажи, в том числе и борцы за чистоту крови, являются полукровками: Гарри Поттер (сын чистокровного волшебника Джеймса Поттера и маглорождённой волшебницы Лили Эванс); Волан-де-Морт (сын магла Тома Реддла-старшего и чистокровной волшебницы Меропы Мракс); Северус Снегг (сын магла Тобиаса Снегга и чистокровной волшебницы Эйлин Принц) и др.

Маглорождённые

Маглорождённые - это те волшебницы и волшебники, которые рождаются в семьях маглов - людей, не обладающих магическими способностями, причём родители маглов тоже не обладают магическими способностями. Причины рождения в обычных семьях волшебников в книгах о Гарри Поттере не раскрываются, но в своём недавнем интервью Роулинг заявила, что у таких людей в роду есть ведьмы или волшебники. Иногда в семьях маглов рождается несколько детей-волшебников - например в семье Дэнниса и Колина Криви , иногда нет (Лили и Петунья Эванс).

Фанатичные сторонники чистоты крови относятся к маглорождённым с особым презрением, их они презирают даже больше маглов и называют оскорбительно «грязнокровками» (что аналогично расизму и другим видам дискриминации в реальном мире). Тем не менее, считается доказанным фактом, что магловское происхождение никак не влияет на магические способности. Некоторые значимые маглорождённые в романах - Гермиона Грейнджер и Лили Эванс - демонстрировали блестящие магические способности, несмотря на своё магловское происхождение.

Крайне оскорбительное прозвище маглорождённых волшебников - «грязнокровки» (mudblood) - используют только сторонники избранности чистокровных волшебников, и оно считается унизительным.

Полулюди

Полулюди - некоторые волшебники появились на свет от связи волшебников с разумными магическими существами. Известно, что Рубеус Хагрид и Олимпия Максим - наполовину великаны, Филиус Флитвик имеет среди предков гоблинов , Флёр Делакур - на одну четверть вейла , также, Гарри казалось, что Грегори Гойл - потомок троллей. Иногда термин «получеловек» применяют по отношению к оборотням и человекоподобным существам, таким как кентавры. Особую ненависть к полулюдям питала Долорес Амбридж .

Сквибы

Аргус Филч

Сквиб - человек, у которого хотя бы один из родителей является волшебником, но который сам не имеет магических способностей. Сквибы рождаются достаточно редко: из текста романов достоверно известно о двоих - это Арабелла Фигг , соседка Дурслей по Тисовой улице и Аргус Филч , завхоз Хогвартса . Предположительно, к таковым относилась Меропа Мракс , мать Волан-де-Морта (спорный пример: Дамблдор считал, что магические способности у неё не проявлялись из-за плохих условий жизни). Сквибы знают о существовании волшебного мира или даже выполняют в нём какие-то функции, но из-за отсутствия способностей к магии не могут вести в нём полноценную жизнь. Возможно, именно отсутствие магических способностей у Филча является причиной его плохо скрываемой ненависти по отношению к ученикам Хогвартса. Также данное понятие ошибочно применялось к сестре Альбуса Дамблдора Ариане .

Несмотря на отсутствие способностей к магии, сквибы отличаются от маглов тем, что могут видеть вещи, скрытые от маглов специальными заклятиями (то есть маглами по природе они все-таки не являются). Так например, Аргус Филч успешно работает в Хогвартсе, который для маглов выглядит как развалины древнего замка. Сквибы не могут видеть дементоров (как пояснила Дж. К. Роулинг на своём сайте, Фигг на самом деле не видела дементоров, напавших на Гарри, но у неё было достаточно знаний, чтобы правильно определить чувства, вызываемые ими) , причём реакция представителей Министерства магии на заявление Арабеллы Фигг в суде показывает, что способности сквибов не изучены полностью.

Волшебные способности

Список специальных способностей, которые волшебник или волшебница могут иметь в мире Гарри Поттера.

Анимагия

Анимагия - искусство превращения в животное. Волшебник, умеющий превращать себя (своё тело) в животное - Анимаг .

Умение превращаться в животное не является врожденным, а развивается по мере занятий, направленных на изучение этого вида магии. Для превращения не обязательно применение волшебной палочки. Умение является сложным и опасным. Из-за сложности его изучения в двадцатом веке было всего семь официальных анимагов. В книгах упоминается лишь один из них - Минерва Макгонагалл , и четверо неофициальных - Джеймс Поттер , Питер Петтигрю , Сириус Блэк и журналистка Рита Скитер .

Вид животного, в которое способен превращаться анимаг, называется анимагической формой . Для каждого анимага возможна только одна анимагическая форма. По всей видимости, она определяется личностными качествами волшебника в период обучения анимагии.

Анимагическая форма носит те же самые физические дефекты, что и у оригинального тела волшебника. Например, если у волшебника на теле есть шрам, он будет присутствовать и на его анимагической форме. То же относится и к очкам - в анимагической форме очки отображаются как характерные отметины вокруг глаз. Одежда анимага теряется во время превращения, и восстанавливается после его возвращения в человеческое тело. Где находится одежда во время существования анимага в теле животного, неизвестно. Часто (но не всегда) бывает, что у одного и того же волшебника анимагическая форма и Патронус совпадают (то есть являются одним и тем же животным), в таком случае у этих животных одинаковые особенности внешности, одинаковые особые приметы.

Как правило, анимагическое превращение делается на некоторое время, по прошествии которого волшебник возвращается в личину человека. Возможен также и второй, более трудный вариант, когда волшебник трансформирует своё тело на неопределённый срок. Тогда обратное превращение будет осложнено животным телом.

Существует заклинание, с помощью которого возможно обратное превращение в человека с помощью других лиц. Порой это превращение осуществляется помимо воли самого анимага . Заклинание безопасно для обычных животных. При действии этого заклинания видна бело-голубая вспышка, анимаг в облике животного зависает в воздухе, падает на землю; вторая вспышка, затем происходит обратное превращение, как будто в замедленной съёмке.

Каждый анимаг обязан зарегистрироваться в Министерстве Магии . Регистрация обязательна из-за опасности, сопряженной с применениями заклинания превращения. Его имя, анимагическая форма и особые приметы должны быть внесены в специальный реестр, для того, чтобы можно было его узнать. Реестр доступен публично. Наказание за уклонение от регистрации точно неизвестно, но можно предположить, что оно является суровым (Рита Скитер на год прекратила писать статьи, чтобы Гермиона не выдала её).

В книгах о Гарри Поттере упоминается только о двух метаморфах: Нимфадоре Тонкс и её сыне Тедди Люпине.

Способности метаморфа, как и любого другого мага, сильно зависят от его психологического состояния. При сильной или длительной депрессии магические способности ослабляются, а то и вовсе исчезают.

Змееуст

Змееуст - человек, способный говорить со змеями на змеином языке (англ. parseltongue - парсултанк или серпентарго). Окружающие не понимают разговора змееуста со змеёй, так как им слышится лишь шипение; самому же змееусту кажется, что он говорит со змеёй на обычном языке. Дар, вероятно, врождённый и крайне редкий, обычно передаётся по наследству или вместе с магической силой (Гарри Поттер получил эту способность после нападения на него Волан-де-Морта, а все остальные змееусты, упомянутые в книгах, были потомками Салазара Слизерина). Как правило, его связывают с Темными искусствами (Dark arts ), но известно, что некоторые добрые волшебники также обладали этим даром. Самым известным змееустом был Салазар Слизерин, именно поэтому символом его факультета «Слизерин » является змея .

Маги, упомянутые в книгах и владеющие легилименцией: Альбус Дамблдор, Минерва Макгонагалл, Северус Снегг , Волан-де-Морт.

Превосходно владел легилименцией Волан-де-Морт - он, почти во всех случаях, немедленно узнаёт в течение бесед, если кто-то ему лжёт. Также в совершенстве этим навыком владел и Альбус Дамблдор , об этом мы узнаём из контекста книги.

Окклюменция

Окклюменция - противонавык к легилименции, его пользователь может собрать (скрыть) эмоции или препятствовать легилименции обнаруживать мысли или воспоминания, которые противоречат словам или действиям. Тот-кого-нельзя-называть, Снегг, Дамблдор и Макгонагалл, как всем известно, являются весьма квалифицированными специалистами в легилименции и окклюменции.

Виды перемещения в пространстве

Трансгрессия

Трансгрессия (в др. переводах «аппарирование» ) - способ перемещения волшебника на большое расстояние за считанные секунды. В оригинале способность называется Apparition / Disapparition, то есть «появление» и «исчезновение»; слово «трансгрессировать» введено переводчиками - по одной из версий, по аналогии с романом «Понедельник начинается в субботу » братьев Стругацких.

Для перемещения волшебнику надо чётко представить место прибытия («нацеленность»), сконцентрироваться на желании туда попасть («настойчивость») и без суеты, спокойно крутнуться на месте («неспешность»), мысленно нащупывая путь в ничто и переносясь в запланированную точку. Эти действия называются Правилом трёх «н» Трансгрессия - сложное магическое действие и для того, чтобы его использовать, требуется сдать экзамен и получить разрешение. Экзамен по трансгрессии сдают только лица, достигшие семнадцатилетнего возраста (в 17 лет волшебник считается совершеннолетним). В Хогвартсе обычно каждый год для шестикурсников организуются платные курсы трансгрессии, которые ведёт специальный инструктор из Министерства магии . В 1996-1997 учебном году им был Уилки Двукрест . Стоимость обучения - 12 галлеонов.

Наиболее частая ошибка новичков - так называемый «расщеп», когда та или иная часть тела остаётся на точке старта. Например, в книге «Гарри Поттер и Дары Смерти», Рону Уизли при трансгрессии чуть не оторвало руку. Это происходит при недостаточной концентрации внимания. Он устраняется применением некоего заклинания, при использовании которого появляется облако лилового дыма. Некоторые волшебники предпочитают вообще не связываться с трансгрессией именно из-за таких вот её «сюрпризов». К тому же во время трансгрессии может вырваться кусок плоти. В этом случае полезны лечащие заклинания и зелья.

Хотя непосредственно в процедуре трансгрессии волшебная палочка не используется, её наличие необходимо, по крайней мере, для неопытных волшебников для успешной трансгрессии.

Существует ещё так называемая «парная трансгрессия», когда один волшебник переносит не только себя, но и другого человека (в редких случаях - несколько человек). Для такого «багажа» навыки трансгрессии необязательны, следует только очень крепко держаться за «поводыря».

Правила хорошего тона предписывают волшебникам не трансгрессировать прямо в дом к другим волшебникам, а появляться где-нибудь невдалеке и последние несколько метров проходить пешком. Также на некоторые дома, как в Хогвартсе, могут быть наложены чары, запрещающие трансгрессировать в дом.

Как заявляется в книгах, трансгрессировать в пределах Хогвартса невозможно из-за наведённых на замок чар. Только домовые эльфы могли трансгрессировать в Хогвартсе, так как используют особую эльфийскую магию.

Интересно, что ни в одной книге и ни в одном фильме даже в критические моменты не пользуется трансгрессией ни один анимаг; вероятно, способности анимагии и трансгрессии исключают друг друга. Гарри Поттер научился превосходно трансгрессировать после того, как вопреки ожиданиям фанатов не стал анимагом и Роулинг заявила в интервью, что он никогда не станет анимагом, но проявит себя в чём-то ещё.

Порталы

Портал - особым образом заколдованный предмет, переносящий магов из одного места в другое в определённое время.

Для создания портала используется заклинание «Портус». Волшебник должен направить палочку на предмет и произнести «Portus!». Портал вспыхивает на мгновение голубым светом.

Создание и использование порталов находится под присмотром Министерства . Порталами занимается Портальное управление Отдела магического транспорта. Незаконное создание порталов карается.

Порталы чаще используются для массового перемещения магов, не вызывая при этом подозрений у маглов. В IV книге мы наблюдаем порталы в качестве транспорта при проведении Чемпионата мира по квиддичу. В Англии были установлены сотни порталов, осуществляющие перенос групп людей на стадион. Для создания порталов волшебники чаще всего используют неприметные, не представляющие интереса у маглов предметы.

Редкий мужчина способен противостоять магии вейлы, особенно если она захочет, шутки ради, покорить его сердце. Но вот разгневанная вейла выглядит совершенно иначе. Лицо её вытягивается в остроклювую злобную птичью голову, а из плеч вырастают чешуйчатые крылья. К тому же в этом состоянии вейла может и швырнуть в обидчика горстью магического огня.

Волосы вейлы можно использовать как «начинку» для волшебных палочек (одно это говорит о том, насколько магически сильны вейлы), но мастер Олливандер говорит, что палочки с волосом вейлы внутри получаются очень уж темпераментные.

Непреложный обет

Непреложный обет - закреплённая с помощью чар клятва, нарушить которую невозможно: нарушителя ждёт неминуемая смерть.

В книге «Гарри Поттер и Принц-Полукровка» клятва Северуса Снегга Нарциссе Малфой происходила следующим образом: Снегг и Нарцисса стали на колени лицом к лицу и взялись за руки (правой за правую). Беллатриса Лестрейндж, присутствовавшая при этом, коснулась палочкой сплетённых рук. Белатрисса спрашивала: «Клянёшься ли ты…?»; Снегг отвечал: «Клянусь». С каждой клятвой из палочки вырывался язык пламени и, сплетаясь с предыдущими, обвивал руки «…словно раскалённая докрасна проволока, <…> словно верёвка, словно огненная змея».

Тёмные искусства

Тёмные искусства - это заклинания и магические практики, способные причинить вред другим людям и используемые, как правило, со злыми намерениями. Волшебников, использующих Тёмные искусства, называют тёмными магами. Наибольшего могущества из них достиг лорд Волан-де-Морт .

Тёмной магией в мире волшебников обычно называют те заклинания, которые способны причинить существенный вред человеку или заставить его осуществлять определённые действия вопреки собственной воле. Заклинания, которые могут парализовать человека, оглушить его или обезоружить, в сообществе волшебников не считают тёмной магией. Для тёмной магии большое значение имеет то, какие чувства испытывает волшебник, применяющий заклятие. Так, например, Гарри Поттер применил против Беллатрисы Лестрейндж заклятие Круциатус, но оно оказалось очень малоэффективным в его исполнении - поскольку, по словам самой Беллатрисы, нужно желать причинить боль и испытывать наслаждение от страданий другого человека, и лишь тогда заклятие сможет подействовать в полную силу. Занятие тёмной магией может изуродовать душу и тело, как это произошло с Волан-де-Мортом .

Непростительные заклинания

Неизвестно, сколько точно видов заклинаний причислено к тёмной магии. Самые известные - это три Непростительных Заклятия, которые считаются в сообществе волшебников худшими, и одного их применения к человеку достаточно для того, чтобы быть осуждённым на пожизненное заключение в Азкабане . Тем не менее, иногда даже использование этих заклинаний может быть законным - так, например, использование Непростительных заклятий было разрешено мракоборцам во время первой войны с Волан-де-Мортом.

Непростительные заклятия

  • Авада Кедавра - заклинание смерти.
  • Круциатус - заклинание боли.
  • Империус - заклинание, подавляющее волю человека и делающее его полностью управляемым.

Другие заклятия, причисленные к тёмной магии

  • «Сектумсемпра» - заклятие наносит жертве глубокие резаные раны (изобретено Северусом Снеггом). Использовалось Гарри Поттером против Драко Малфоя на шестом году обучения (как было написано в книге Принца полукровки, «от врагов»). При перелете в «Нору», Северус Снегг, не желая этого, попадает заклятием в ухо Джорджу Уизли.
  • Заклятие Антонина Долохова - заклятие наносит серьёзные повреждения внутри тела, не оставляя никаких внешних следов.
  • «Морсмордре» - заклятие создаёт Чёрную Метку. Применяется только Пожирателями Смерти , в основном, для того чтобы продемонстрировать другим людям, что они в этом месте совершили убийство, но может применяться и с иными целями.

Чёрная метка описывается в книге множество раз, но само заклинание, которое её вызывает, описывается только в четвёртой книге (впервые вызвано Барти Краучем младшим).

  • Заклинание, создающее крестраж , - считается в мире волшебников особенно ужасным. Для того, чтобы создать крестраж - предмет, в который заключена часть души волшебника, - нужно расколоть свою душу, совершив убийство .
  • Финдфайр (англ. Fiendfire - буквально: «Дьявольский огонь») - создание адского огня (контролирующего самого себя), остановить крайне сложно. Заклинание использовал Крэбб в выручай комнате, надеясь убить Гарри Поттера, хотя погиб сам и при этом ещё уничтожил крестраж Волан-де-Морта - диадему Кандиды Когтевран.

Чёрная метка

Чёрная метка - магическая отметка лорда Волан-де-Морта . Все Пожиратели смерти имеют такой знак на внутренней части предплечья левой руки, он служит как для узнавания ими друг друга (Тёмный Лорд ставит эту метку самолично), так и для связи между Пожирателями и самим Волан-де-Мортом. При прикосновении волшебной палочкой к Чёрной метке на руке одного из них, все остальные чувствуют на аналогичном месте жжение, это служит знаком.

Чёрную метку можно создать также и в воздухе, она будет висеть там достаточно долго как облако дыма определённой формы. В годы первого прихода Волан-де-Морта такие метки Пожиратели вешали над домами убитых волшебников. Поэтому в мире магов Метка вызывает почти такой же ужас, как и сам Волан-де-Морт. Этим объясняется паника, охватившая болельщиков на финале Мирового кубка по квиддичу в 1994 году, когда после матча в небе появилась Тёмная метка и поспешность, с которой Дамблдор вернулся в Хогвартс , увидев Метку над башней астрономии замка.

Чёрная метка выглядит как череп со змеёй, выползающей из рта. Возможно, это символизирует связь Волан-де-Морта с Салазаром Слизерином , поскольку василиск очень похожим образом выползал изо рта статуи основателя факультета Слизерин в