Интонация ее элементы и функции. Интонация и ее компоненты. Другие интонационные средства

Мелодика.

Главным компонентом является мелодика, т. е. изменение высоты тона на протяжении высказывания. Этот компонент настолько важен, что иногда его полностью отождествляют с интонацией и называют интонацией в узком смысле слова, например говорят о вопросительной, восклицательной, утвердительной и т. д. интонации. Кроме того, поскольку голос является «материальным носителем» мелодических изменений, мелодику (и интонацию в целом) часто ошибочно отождествляют с голосом, например, говорят о «нежной, грубой, жесткой и т. п. интонации», приписывая ей свойства, которыми характеризуется именно голос.

При всем многообразии потенциально возможных мелодических изменений для русского языка важны два основных типа мелодики: нисходящая и восходящая.

Нисходящая мелодика характеризуется понижением высоты голоса и используется в повествовательных и побудительных предложениях, а также в вопросительных предложениях с вопросительным словом и некоторых типах восклицательных предложений.

Восходящая мелодика характеризуется повышением высоты тона и свойственна вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос), а также реализуется в неконечных частях распространенного высказывания и некоторых восклицательных предложениях.

Безусловно, в звучащей фразе реализуются и другие типы мелодических изменений, например восходящее-нисходящее или нисходяще-восходящее, возможны также отрезки речи, характеризующиеся ровным движением тона.

Основными показателями, с помощью которых оценивается характер мелодических изменений во фразе, являются интервал изменения тона, а также общий тональный диапазон фразы. Интервал - это величина изменения тона (повышения или понижения). Так, общий вопрос характеризуется большим интервалом повышения тона по сравнению с тем, которое происходит в незавершенных частях высказывания. Считается, что величина интервала изменения тона определяет экспрессивную окраску фразы.

Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее. У каждого человека есть свои особенности звучания речи, связанные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он.

Но окраска речи может меняться, отклоняться от обычной нормы, в зависимости от эмоций. Чем сильнее эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания. Выразительность речи и сообщается этим отклонением. «Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы,- обо всем этом «расскажет» тембр вашего голоса. Если вы активны в выражении мысли, если ваши эмоции не скрыты,- снова прежде всего тембр об этом доведет это «до сведения» вашего собеседника». Причины этого могут быть разные, зависящие или не зависящие от воли говорящего.

Тембр голоса как компонент интонации выполняет главным образом экспрессивную функцию, придавая речи эмоциональность и выразительность. Интонационный тембр определяется состоянием голосовых связок, а именно их конфигурацией и степенью напряженности.

Темп речи - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов), произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Физиологическая закономерность изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале. Темп должен быть средним, избегать больших пауз - они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную. Паузы до и после важных мест (готовят к восприятию информации и призывают обдумать). Это не молчание, это эффективный элемент нашей речи. Пауза может привлечь внимание, усилить акцент на нужной фразе. Паузы дают возможность думать во время речи и контролировать слова. Темп речи выполняет важные смысловые функции. Он служит средством:

  • 1. Выражения степени важности содержания (более важное содержание характеризуется медленным темпом, а менее важное - быстрым темпом);
  • 2. Привлечения внимания слушающего (посредством замедления темпа);
  • 3. Облегчения понимания и запоминания (более медленный темп дает слушающему время понять и запомнить воспринимаемое содержание);
  • 4. Выражения эмоционального состояния говорящего (эмоциональные состояния, активизирующие деятельность человека, - как правило, положительные эмоции, - ускоряют темп, а эмоциональные состояния, снижающие активность, - отрицательные эмоции - замедляют его);
  • 5. Придания речи выразительности (с помощью ускорения или замедления темпа в речи отражается скорость событий, действий, о которых рассказывает говорящий; аналогично в случае, когда имитируется темп речи других лиц).

Средним значением темпа речи считается скорость произнесения, равная приблизительно 120 словам в минуту.

Малоподготовленные ораторы, не владея темпо-ритмом речи, пытаются компенсировать этого недостаток громкостью, начинают кричать, поднимая силу каждого предложения по сравнению с предыдущими: их речь становится монотонно-громогласной и ее качество не только не улучшается, но еще более ухудшается.

Тональный диапазон - это разность между минимальной и максимальной высотой тона в пределах высказывания. Как мы уже говорили, величина тонального диапазона характеризует прежде всего голос, однако использование в речи всех возможностей тонального диапазона способствует повышению ее выразительности.

Если интервалы изменения тона незначительны или если речь характеризуется небольшим тональным диапазоном, то у слушателей возникает ощущение монотонности речи. По мнению психологов, у человека, слушающего монотонную речь, включается охранительное торможение нервной системы, что приводит к рассеиванию внимания и утомлению. Информация, преподнесенная монотонно, воспринимается слушателями более придирчиво, критично, самые сильные аргументы расцениваются как неубедительные, примеры кажутся невыразительными. Человека, говорящего таким тоном, начинают подозревать в безразличии к обсуждаемой проблеме и партнерам.

УДАРЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ

1. Словесное ударение.

2. Синтагматическое ударение.

3. Логическое ударение.

4. Фразовое ударение.

1. Словесное ударение - это выделение слога в слове с помощью фонетиче­ских средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона).

Фонетические типы ударения. В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному:

2) высотой тона (ударный слог выделяется повышением или понижением тона)= тоновое,музыкальное (китайский, японский, шведский языки);

3) долготой произношения (ударный слог удлиняется, но не уси­ливается)= долготное, количествен­ное, квантитативное (новогреческий, индонезийский, яванский языки).

В русском языке ударение количественно-динамическое (квантитативно-силовое). Это означает, что ударный слог в русском языке характеризуется удлинением гласного, большей громкостью, произносится с большей силой.

В русском и английском языках сло­весное ударение имеет еще одно важное фонетическое свойство: оно вызывает редукцию (ослабление) гласных, которые находятся в безударной позиции:

пять – пя так – пя та чок; amusement – развлечение, веселье



Это явление хорошо представлено также в немецком и датском языках, где безударные гласные сильно редуцируются, тогда как в испанском - редукция очень слабая, а во многих языках она вообще не наблюдается (ср., например, в итальянском или грузинском языках).

Структурные типы. По месту ударения в слове выделяют ударение свободное и связанное.Свободное ударение - это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (русский язык: свекла, щавель, обеспечение ). Связанное ударение - это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (француз­ский язык - на последнем слоге: жалюзи, протеже , в польс­ком - на предпоследнем, в чешском - на первом, в лезгинском - на втором).

По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным . Подвижное ударение - это ударение, которое перемещается при изменении (в разных словофор­мах) слова: вода: ед.ч. им.п. вода, вин.п. воду, мн.ч. им.п. воды. Неподвижное ударение - это постоянное ударе­ние, которое не изменяет места при изменении формы слова: книга, книгу, книги. В английском языке ударение неподвижное: место ударе­ния в слове не меняется, какие бы аффиксы не добавлялись к основе.

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает второе (побочное) ударение (например, четырехэтажный, пединститут, extermination – уничтожение, истребление).

Каждое знаменательное сло­во имеет свое ударение. Служебные слова (предлоги, союзы, части­цы, артикли и т.д.) лишены ударения. Эти безударные служебные слова называются клитиками, среди которых различаются прокли­тики и энклитики. Проклитики - это безударные служебные слова, примыкающие к ударным спереди (по долам, по горам). Энклитики - это безударные служебные слова, примыкающие к ударным сзади (сходил бы, что же). Однако иногда служебные слова могут «перетя­гивать» ударение на себя (по воду, на слово, но по я годы).

Функции словесного ударения :

1) фонетическое объединение слова, обеспечение цельности и от­дельности слова путем выделения его интонационного центра;

2) словоразличительная (ударение служит для различения слов или форм слова (за­мок - замок, им.п.мн.ч. страны - род.п.ед.ч. страны) ;

3) экспрес­сивная (с помощью ударения, растягивания уда­рного гласного создается эмоционально-экспрессивная окрашен­ность слова: какой краси-и-вый).

В некоторых языках словесное ударение отсутствует (палеоазиат­ские – языки севера Азии, Северной Америки).

2. Син­тагматическоеударение. Синтагматическое ударение - это более сильное выделение ударного слога последнего слова в синтагме (погода ужас­ная). Синтагма (речевой такт) – семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения. Всегдашние занятия Троекурова / состояли в разъездах / около пространных его владений (три синтагмы).

3. Логическое ударение – это выделение одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки (Мы се­годня поедем на экскурсию).

4. Фразовое ударение - это выделение наиболее важного в смысловом отношении речевого такта (синтагмы). Вчера вечером (1 синтагма), когда часы пробили десять (2 синтагма), приехал брат (3 синтагма).

ИНТОНАЦИЯ, ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ФУНКЦИИ

Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компо­нентов речи: мелодики, интенсив­ности, длительности, темпа речи и тембра.

Элементы интонации :

1) мелодика речи - основной компонент интонации, повышение - понижение голоса во фразе (ср., произношение вопросительных и повествовательных пред­ложений);

2) ритм речи - регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит для организации стихотворных и прозаи­ческих текстов;

3) громкость речи - сила или сла­бость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате);

4) темп речи - скорость произнесения (звуков, слогов, слов), скорость протекания речи, длительность звучания речи во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется,
отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстро, информативно-значимые отрезки произно­сятся в замедленном темпе);

5) тембр речи - звуковая окраска речи, передающая ее эмо­ционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недове­рия, игривая интонация и т.д.).

Функции интонации.

1) Средство оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации происходит членение речевого потока на смысловые отрезки (ср. интонацию законченности и неза­конченности предложения).

2) Различает типы высказываний по целенаправленности (ср. интонацию побуждения, воп­роса, повествования и т.д.).

3) Передает синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, пояснения, сопоставления).

4) Вы­ражает эмоциональную окраску (ср. восклицательная интонация, невосклицательная).

5) Вскрывает подтекст высказывания (особый смысл, который не вытекает из значений слов).

6) Характеризует говорящего и ситуацию общения в целом (эмоционально нейтральная, повышенный тон, таинственность, секретность, важность, интимность).

Мультимедийный урок по русскому языку в 10-м классе по теме "Интонация. Основные элементы интонации. Функции интонации"

Зарипова Гульбахар Заитовна, учитель русского языка и литературы

Цели урока :

1. Обучающие :

    дать представление об интонации как ритмико-мелодической стороне языка, которая служит средством выражения смысловых, грамматических отношений и эмоциональной окраски речи;

    овладение умениями опознавать, анализировать интонационные явления звучащей речи с учетом их различных интерпретаций;

2. Развивающие:

    развитие языковой компетенции - совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений;

    развитие коммуникативной компетенции - совершенствование владения навыками устной речи; развитие навыков публичного выступления;

    развитие и совершенствование общеучебных умений : речемыслительных способностей, информационных умений и навыков (целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, передача содержания информации адекватно поставленной цели); навыков сопоставительного анализа языковых явлений разных языков (в т.ч. интонационных особенностей русского и английского языков).

3. Культурологические:

    приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни (совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью).

Ожидаемые результаты.

Знать/понимать:

    структурные компоненты интонации;

    функции интонации в речи;

    отличительные особенности русской интонации.

Уметь:

    проводить анализ интонационных конструкций;

    дать интонационный анализ художественных текстов с точки зрения роли интонации в характеристике героев литературного произведения;

    оценивать интонационную интерпретацию лирических произведений разных деятелей искусства;

Аудирование и чтение:

    использовать ознакомительно-изучающее чтение;

    извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

    различать богатство экспрессивных интонационных конструкций русского языка.

Говорение и письмо:

    озвучивание фильма, осознавая типы интонаций по вербальным средствам общения,

    создание сочинения "О чём и как говорят герои картины", используя приобретённые знания об интонации.

Техническое сопровождение урока, наглядность :

    мультимедийная презентация;

    музыкальное сопровождение (в т.ч. фрагмент из балета П.И.Чайковского "Спящая красавица", mp3);

    фрагмент DVD-фильма "Анна Каренина";

    видеофрагмент урока английского языка из серии учебных пособий "OXFORD";

    трейлер мультипликационного фильма "Фантазия на славянскую тему" с CD-приложения к журналу "Enter" (для выполнения творческого задания по озвучиванию ролика).

    электронное учебное пособие "1С. Русский язык".

Технические требования:

    компьютер учителя,

    проектор,

  • динамики,

    компьютеры для учеников (минимум - 5).

Программное обеспечение :

    проигрыватель Windows Media;

    Flash - проигрыватель;

    MS Office: Word, PowerPoint.

План - конспект урока

1. Погружение в тему урока.

- :Начнём с путешествия в хорошо знакомую сказку "Спящая красавица", сюжет которой использовал П.И.Чайковский для одноимённого балета. Для третьего действия спектакля он придумал сцену, которую называют "сказкой сказок": в ней благополучно проснувшуюся после столетнего сна принцессу Аврору и её спасителя принца Дезире приветствуют сказочные герои. Перенесёмся мысленно в сказочный дворец... Вот мы вместе с героями слышим звуки праздничного шествия. Как забавен и одухотворён дирижёр оркестра - гном! Вошли в круг принцесса Аврора и принц, закружились нарядные пары. Все во власти прекрасной музыки. И вдруг...

Попробуйте угадать, кто появился на сцене и что случилось на балу. Почему вы так решили? Чем заняты эти сказочные герои? Какое у них настроение?... (Беседа о ссоре Кота в сапогах и Белой кошечки)

Вы правильно услышали в музыке танца недовольное урчание Кота и гневное мяуканье Кошечки, злое шипение.

Что помогло понять эту сцену?...

Вы назвали основные средства, с помощью которых создаётся интонация... Это тема сегодняшнего урока.

2. Осмысление темы урока

"Дар речи - одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать её другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рождённая голосом человека, несёт в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека и тотчас все эти мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаённый смысл и значение?!.."

В.П.Морозов

О чём размышляет учёный - биолог, исследователь физиологических способностей вокальной речи и интонации В.П.Морозов?...

Но для того чтобы достичь слуха, чтобы были доступными мысли и чувства, нужно, чтобы устная звучащая речь отличалась выразительностью, эмоциональностью, чтобы она воздействовала на слушателя. Для этого есть разнообразные средства... (след. слайд)

Что же это за средства? Выявите их из высказывания другого учёного-лингвиста:

:В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т.п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте:"

Давайте выясним сущность составляющих элементов интонации, обратившись к нашему электронному учебнику...(самостоятельное чтение статьи, беседа по опорным вопросам).

3. Речевая практика.

1) Интересный факт. Первая запись русской интонации.

В 1878 г. М.П.Мусоргский работал над оперой "Женитьба".

Мусоргский посещает Александрийский театр и записывает нотами интонацию артистов, чтобы в своей опере добиться воспроизведения "простого человеческого говора". Это была первая запись русской интонации.

2) - А каковы отличительные особенности русской интонации в сравнении с другими языками.

Проверка домашнего задания № 1.

Дома вы читали диалог на английском и русском языках. Повторим. Какие выводы вы сделали:. А вот как произносят те же реплики англичане:. (аудирование - прослушивание диалога на английском языке)

Что вы заметили?...(Повествовательные, большинство вопросительных предложений в английском языке произносятся с понижением голоса, но при этом, в отличие от русской мелодики, звучание последнего слова резко усиливается, что воспринимается ухом русского человека как некоторое повышение. Такая повышающая интонация слышится в английских приветствиях, выражениях благодарности, дружеских пожеланиях).

- Послушаем пример:

Исследование по этому вопросу провела:..(фамилия ученицы).

Выступление ученицы 10 класса:...

Доклад-исследование на тему: "Сравнительный анализ интонационных особенностей английского и русского языков".

- А как произносятся слова приветствия в русском языке? Обратимся к авторитетным мнениям.

3) И.Л.Андронников:

"Простое слово "здравствуйте" можно сказать

ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно.

Это простое слово можно произнести на тысячу ладов"

Произнесём это слово...

Может быть, мы продолжим список? Нам помогут забавные герои картин немецкого художника Карла Шпицвейга...

Дослушаем конец цитаты Андронникова:

"А написать? Для этого понадобится на одно "здравствуйте" несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово. Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесены".

Проверка д\з № 2. Произнести фразу "Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным" (Френсис Бэкон) в разных речевых ситуациях, которые подсказывают фразеологизмы.

Как в воду опущенный; прокурорским тоном; учительским тоном; командирским тоном; не своим голосом; что есть мочи.

Сопутствующие задания : объяснить смысл афоризма, найти информацию об авторе высказывания, подобрать синонимы к фразеологизмам.

Роль интонации в жизни человека исследовала:.(фамилия ученицы).

Выступление ученицы 10 класса:

Доклад-исследование "Роль интонации в жизни человека"

4. Интересный факт. "Фонограф"

Существуют специальные приборы, с помощью которых лингвисты фиксируют интонационные изменения при произнесении разных фраз.

С помощью акустической техники установлено, например, что выражение грусти сопровождается "узким мелодическим интервалом", "ровным мелодическим контуром", "медленным темпом", "слабой интенсивностью".

А первым человеком, кто изобрёл такой аппарат, был Эдисон:

Любимое изобретение Эдисона, которое считается единственным полностью оригинальным. На мысль о фонографе его навели звуки, похожие на неразборчивую речь, исходившие однажды от телеграфного повторителя. Первые фонографы издавали довольно резкие и грубые звуки, но многочисленным слушателям воспроизведение речи казалось волшебством.

Звук записывался иглой, связанной с мембраной, на цилиндрическом валике, обернутом оловянной фольгой. При возникновении колебаний в мембране игла вычерчивала на поверхности фольги канавку переменной глубины.

Юля в своём докладе обратила внимание на смыслоразличительную функцию интонации. В русском языке эта функция необыкновенно разнообразна.

5. У каждого мастера слова свои интонации, своё звучание.

Одна и та же фраза в произношении может приобретать тысячи изменений, соответствующих малейшим оттенкам чувства. Чувства выражаются интонацией, модуляцией голоса, быстротой речи, силой произнесения того или другого слова или же жестом, сопровождающим речь. Драматический актер, произносящий свою роль должен для каждой фразы найти вполне соответствующее ей выражение и верную ноту: в этом ярче всего проявляется его дарование. Фразу, которая на бумаге является мертвой и лишенной выражения, он оживляет своим голосом, он вдыхает в нее жизнь.

Аргументировать тезис о том, что русская интонация богата смыслами, нам поможет следующий эксперимент...

Сравнительный анализ исполнения стихотворения Б.Пастернака "Быть знаменитым некрасиво" писателем Ф.Искандером
и артистом М.Казаковым.

6. Осмысление роли интонации в художественной литературе.

Интонация передаёт не только смысловые, но и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

И этим прекрасно пользовались русские писатели, тонкие знатоки богатства русской речи.

Мы, конечно, не раз будем говорить об этом на уроках литературы. А сегодня обратимся к роману Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Я знаю, что есть те, кто уже летом прочитал этот роман. Вы помните, как он начинается...

Мы обратим внимание на первый разговор Стивы Облонского с женой после того, как она узнала о его измене.

Интонационный анализ фрагмента из романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина".

Какое внутренне состояние героев раскрывает писатель?

Обратите внимание на характеристику темпа речи героев, тембра голоса, интенсивность и высоту звучания голоса.

Сделайте вывод о роли интонации в художественном произведении.

Посмотрите фрагмент из кинофильма "Анна Каренина". Сумели ли артисты передать авторский замысел?

Ответ: передавая интонацию речи героев, писатель раскрывает их внутреннее состояние, их переживания: чувство вины Степана Аркадьевича (жалким голосом, с дрожанием голоса); обиду, отчаяние его жены (с болью и злобой). Душевное напряжение обманутой Долли проявляется в темпе ее речи, влияет на тембр ее голоса ("сказала быстрым, не своим, грудным голосом"); раздражение, безысходное горе повышает высоту и интенсивность звучания (вскрикнула, закричала еще пронзительнее). У Стивы, наоборот, сознание своей вины и желание примирения заставляет его снизить высоту и интенсивность речи (сказал тихим, робким голосом).

По интонации героев произведения читатель понимает, в каком состоянии они находятся, какие чувства охватили их.

7. Выявление основных функций интонации.

Выполнение упражнения на смыслоразличительную функцию знаков препинания, как материальных выразителей интонации на письме.

В последние десятилетия возрос интерес к изучению стилистической функции интонации, её роли в формировании текста. Об этом вы прочитаете дома самостоятельно.

(Поскольку любой текст произносится в определённом стиле, принадлежит к какому-нибудь жанру, лингвисты выясняют, как изменяется интонация соответственно стилю и жанру. Привлекает исследователей и роль интонации в художественных произведениях, в которых она служит изобразительным средством, помогает раскрыть характер персонажей.

В работах стилистического характера особое внимание уделяется интеллектуальному значению интонации, поскольку она позволяет говорящему выделить в высказывании то, что является наиболее важным в момент речи.

Помимо интеллектуального, интонация имеет и волюнтативное (лат. voluntas - "воля") значение, когда выражает волевые действия. Угадайте их по произнесённой фразе::(приказ, запрещение, просьбу, предупреждение, предостережение, угрозу, повеление, мольбу, упрёк, разрешение, поучение, протест, увещевание, согласие, понукание, рекомендацию, уговор.)

Следовательно, интонацию рассматривают и с точки зрения её воздействия на слушателя.

В связи с этим выделяются три коммуникативных типа воздействия на волю и поступки слушателей:

1) обязывание или побуждение (приказ, требование, просьба);

2) повеление прекратить (запрещение, угроза, упрёк);

3) убеждение (предложение, совет, инструкция).

Сегодня, благодаря научному подходу к изучению этого сложного явления и достижением техники, по интонации устанавливается идентификация личности, а также эмоциональное состояние человека во время записи речи.

4. Формулировка выводов:

Творческая работа учащихся. Интерпретация интонации по вербальным средствам общения.

Озвучивание мультфильма "Фантазия на славянскую тему" ученицами 10 класса (фамилии учениц).

5. Заключение.

"Помните, что ваша интонация - это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания".

Б.Н.Головин*

6. Домашнее задание.

    Выучить теорию по теме "Интонация".

    Творческий диктант. В качестве диктанта предлагается описание картины голландского художника Яна Стена "Строгий учитель". Творческая часть - озвучивание картины с характеристикой интонационных особенностей речи героев картины.

Слова делятся на слоги. Не все слоги имеют одинаковую долготу и силу. Один из слогов в слове выделяется наибольшей силой и длительностью произношения гласного звука. Он называется ударным. Русскому языку свойственно силовое ударение.

Ударение - это тот музыкальный тон, на который настраивается слово, тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.

Первая состоит в том, что ударение в русских словах не прикреплено к определенному слогу в слове (как, например, в большинстве тюркских языков, во французском (где ударение падает на последний слог), в польском (ударение - на предпоследнем слоге), в чешском и венгерском (ударение - на первом слоге)). Такое ударение называют свободным, оно может быть на любом слоге слова.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, пон"ять в неопределенной форме имеет ударение на втором слоге, в прошедшем времени в мужском роде оно передвигается на первый слог - п" онял, а в женском роде - на последний - понял" а.

Большие группы слов, меняющих ударения в зависимости от формы, есть и среди глаголов. Это глаголы жить, быть, вить, лить, дать, пить и их префиксальные образования. Схема их ударения причудлива и к тому же со временем изменяется. Неизменной остается только форма женского рода прошедшего времени - с ударением на окончании.

Подвижность русского ударения приводит к необходимости вместе с образованием форм, склонением, спряжением слов быть внимательными и к ударению, которое, как видно, не остается постоянным. Это трудность языка, но и одна из его красок, когда слово в разных формах звучит по-новому.

Эти два свойства русского ударения учитываются в русском стихосложении, которое основывается на количестве слогов и числе ударений, а также на соотношении ударных слогов с безударными. Такой стих называется силлаботоническим (слогоударным). В силлаботоническом стихосложении различают пять основных размеров: ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест.

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. Язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется.

Любое высказывание произносится с какой-либо интонацией. Различия в интонации зависят от изменения четырех акустических компонентов:

Интенсивности звучания;

Длительности звучания (чем больше звуков произносится в

Единицу времени, тем меньше их длительность, тем быстрее темп речи);

Степени отчетливости тембра, т. е. качества звуков.

Изменения этих первичных компонентов интонации улавливают на

Слух и более точно вычисляют на специальной аппаратуре: осциллографах, интонографах, сонографах.

Каждый говорящий имеет свой средний тон речи. Но в некоторых местах фразы происходит повышение или понижение тона. Такие движение тона вверх или вниз от среднего уровня называют интонацией. В научной лингвистике в понятие интонации включают также изменения интенсивности, длительности, тембра речевого такта и фразы.

В русском языке можно выделить шесть интонационных конструкций (сокращенно - ИК). Каждая из них имеет центр - слог, на который падает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), пред - и постцентровую части (они в ряде случаев могут отсутствовать). Та часть, которая находится перед центром, обычно

Произносится на среднем тоне. Одну ИК от другой отличают направление движение тона в центре и после центра:

Первая ИК: на гласном звуке центра происходит понижение тона, тон посцентровой части ниже среднего;

Вторая ИК: гласные центра произносится почти так же, как и гласные в предцентровой части, а тон постцентровой части ниже среднего уровня; третья ИК: на гласном центра тон резко поднимается, а в постцентровой части он ниже среднего;

Четвертая ИК: на гласном центра тон резко восходит, тон постцентровой части также выше среднего;

Пятая ИК: имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра или на следующем гласном - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон после центра - ниже среднего;

Шестая ИК: на гласном центра тон восходит, тон посцентровой части выше среднего.

Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное или субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообразные оттенки эмоций.

Интонация тесно связана с пунктуацией, хотя, конечно, нельзя ставить знаки препинания, опираясь только на нее.

Например, в предложении: «Усталые дети быстро уснули», может быть поставлена запятая после слова усталые, если определению придать добавочное обстоятельственное значение причины, и тогда его следует выделить интонационно.

Итак, любое высказывание произносится с интонацией. Интонация - явление сложное, она состоит из нескольких компонентов:

1) в каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например: а) Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе); б) Завтра

Мы (наш класс, а не другой) поедем в театр; в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем); г) Завтра мы поедем в театр (а не в цирк);

2) интонация состоит из повышений и понижений голоса - это мелодика речи. Она в каждом языке своя;

3) речь протекает ускоренно или замедленно - это образует ее темп;

4) интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки;

5) пауза - остановка, перерыв в движении тона - бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы. Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания: Как удивили его слова / брата! Как удивили его / слова брата! Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувствами).

Если домашнее задание на тему: » Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение – понижение голоса, тон речи и др.) оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Экзамен: Современный русский язык В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное. СЛОВЕСНЫМ УДАРЕНИЕМ называется выделение при произношении одного из Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе специального (коррекционного) обучения по теме "Ударение. Роль ударения в Экзамен: Современный русский язык Вопрос 29: а) Что общего и различного содержится в предмете изучения фонетики и фонологии? б) Какие аспекты характеристики звуков Ю. Н. Гребенева Для ознакомления с особенностями омографов учащимся могут быть предложены различные задания. Рассмотрим некоторые из возможных вариантов. 1. Цель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении звукового состава последнего. При этом необходимо: - определить количество слогов, -

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Интона́ция (лат. intonō «громко произношу») -совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Вместе с ударением образует просодическую систему языка.

В отличие от сегментных фонетических единиц (фонем) и дифференциальных признаков, не имеющих собственного плана содержания, все интонационные единицы двусторонни, иначе говоря являются знаками, выражают тот или иной смысл.

Различаются два типа интонационных средств (интонем) :

1 фразовые акценты - размещаются преимущественно на ударных слогах слов; основной их признак - перелом тона. Выполняют наиболее важные функции интонации: направление движения тона указывает на цель высказывания, или иллокуцию (так, в русском языке показателем общего вопроса служит восходящее движение тона), место фразового акцента - на «фокус» высказывания (более всего интересующий говорящего элемент предложения: ср. Ваня приехал во вторник ? и Ваня приехал во вторник?);

2 интегральные (неакцентные) характеристики - охватывают группы слов или предложения целиком.

Элементы интонации:

Интонация в широком смысле слова состоит из следующих элементов:

1 мелодика речи , то есть движение музыкального тона, повышения и понижения голоса;

2 ритм , то есть соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов;

3 темп , то есть скорость протекания речи во времени, ускорения и замедления;

4 интенсивность речи , то есть сила или слабость произнесения, усиления и ослабления выдыхания;

5 наличие-отсутствие внутрифразовых пауз , которые делят фразу на речевые такты;

6 тембр – окраска звука, которая зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, т.е. от сложных колебательных движений, дающих звуковую волну; в русском языке тембр отличает друг от друга многообразные оттенки ударных и безударных гласных, а также различную окраску согласных; тембр – индивидуальная особенность звука (у мужчин, женщин, детей тембр речи различен; различен он у тех, кто говорит, допустим, басом или тенором), но есть и постоянные составляющие окраски звука, в результате чего [э] всегда будет отличаться от [а] или [р] от [м].

Определение слова. Слово как языковой знак. Пути пополнения словарного запаса языка

Слово – это значимая самостоятельная единица языка, основной функцией которой является номинация (называние); в отличие от морфем, минимальных значимых единиц языка, слово самостоятельно (хотя может состоять из одной морфемы: вдруг, кенгуру), грамматически оформлено по законам данного языка, и оно обладает не только вещественным, но и лексическим значением; в отличие от предложения, обладающего свойствомзаконченной коммуникации, слово, как таковое, не коммуникативно (хотя и может выступать в роли предложения (Светает. Нет.), но именно из слов строятся предложения для осуществления коммуникации; при этом слово всегда связано с материальной природой знака, посредством чего слова различаются, образуя отдельные единства смысла и звукового (или графического) выражения.

Чарльз Огден, РичардсАйвори – «Смысл значения» («Themeaningofmeaning»).

понятие


знак (слово) значение референт (предмет)

  1. Понятие – ментальная единица, представляющая собой совокупность признаков данного предмета (принадлежат к мышлению).
  2. Знак – это лишь сам носитель смысла, некая материальная оболочка (звуковая или графическая форма).
  3. Референт – предмет действительности.

Знаки – заместители предметов. В процессе использования знаков возникает так называемая «знаковая ситуация».

Свойства знаков:

1. Наличиематериальнойформы;

2. Наличиесмыслаилисодержания;

3. Существование только в пределах системы и противопоставленность другим знакам только в пределах системы. (Семиотика – наука о знаковыхсистемах);

4. Условность;

5. Обязательный характер связи для всех, кто использует данную систему.

ПУТИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА:

1. Заимствования (вешний ресурс).

2. Словообразование (переход от одной части в другую, сокращения основ, аффиксация, сложение основ). Это внутренний ресурс.

3. Изменения значений слов или семантические сдвиги (внутренний ресурс).