Изучение звуков в английском языке. Упражнения по фонетике английского языка. Фонетика согласных звуков английского языка для начинающих

Транскрипция и правила чтения в английском языке – два тесно связанных понятия. Правила чтения объясняют, как произносятся буквы и сочетания букв в разных случаях, а с помощью транскрипции мы записываем и читаем звуки речи.

Правила чтения могут поставить начинающего в тупик. Их много, они запутаны, а исключений больше, чем самих правил. На самом деле эти правила такие страшные, только если в них глубоко разбираться и пытаться выучить наизусть вместе с исключениями. На деле все куда проще: правила чтения не нужно помнить наизусть.

Занимаясь английским языком, вы постоянно будете что-то , и вскоре научитесь соотносить буквенные обозначения и звуки без раздумий, автоматически. На счет исключений беспокоиться тоже не стоит. Обычно произношение, написание и значение слова запоминаются как одно целое – вы просто знаете, что такое-то слово произносится так-то.

Особенность английской фонетики: пишем “Манчестер” – читаем “Ливерпуль”

У фонетики английского языка есть заметная особенность: слова часто читаются не так, как пишутся, то есть по написанию слова не всегда можно догадаться, как оно произносится. Как шутят лингвисты: “Пишем «Манчестер», а читаем «Ливерпуль»”.

В истории многих языков прослеживается такая закономерность: фонетический строй усложняется, а буквы и орфография остаются прежними или меняются с большим запозданием. Английский – не исключение. На заре его развития слова читались и произносились более-менее похоже, но со временем это расхождение становилось все больше и больше, ситуация усугублялась многообразием диалектов, и вот мы уже в словах though, thought и through читаем сочетание букв –ough совершенно по-разному, хотя сами слова отличаются на одну букву.

Реформировать английскую орфографию никто не торопится, на это есть множество причин. К примеру, у английского языка уже давно нет единого “центра управления”. Реформы, инициированные в Лондоне, могут быть прохладно приняты в Сиднее и отвергнуты в Вашингтоне. Да и вообще, реформа орфографии – всегда болезненный процесс, встречающий отпор среди значительной части носителей языка. Намного проще оставить как есть.

Что такое транскрипция и зачем она нужна?

Транскрипция в английском языке – это запись звуков речи с помощью специальных символов. Ее не следует бояться или избегать, ведь она очень хороший помощник в изучении языка, который будет здорово экономить время и помогать избежать ошибок. Вам хватит одного взгляда на транскрипцию английского слова, чтобы понять, как оно правильно читается.

Когда вы запоминаете или выписываете новое слово, попавшееся в тексте, обязательно нужно посмотреть его транскрипцию и\или послушать произношение (например, в ), иначе вы можете запомнить его неправильно, и вас потом не поймут.

Можно ли записывать английские слова русскими буквами?

Иногда на сайтах или даже в книгах можно увидеть “английскую транскрипцию на русском языке” или “произношение английских слов русскими буквами” – то есть запись английских слов русскими буквами. Мол, зачем учить мудреные значки, если можно передать звуки русскими буквами? Затем, что нельзя . Фонетика русского языка отличается от английской фонетики настолько сильно, что звучание удается передать только очень-очень приблизительно. Некоторых звуков английской речи у нас просто нет, равно как и наоборот.

Транскрипция и произношение всех звуков английского языка по отдельности (видео)

С помощью этой интересной видео-таблицы вы можете прослушать звучание всех звуков по отдельности и посмотреть, как записываются с помощью транскрипции. Нажмите на воспроизведение и дождитесь, когда видео загрузится полностью, затем нажимайте на нужный звук.

Обратите внимание, в транскрипции, помимо самих символов, обозначающих звуки, используются:

  • Квадратные скобки – традиционно транскрипция всегда записывается в [квадратных скобках]. Например: [z].
  • Значок долготы гласных – в английском языке гласные могут быть долгими и краткими, долгота обозначается двоеточием после гласного. Например: .
  • Значок ударения – если затранскрибировано слово, в котором более одного слога, обязательно обозначается ударение с помощью апострофа (запятая вверху). Он ставится перед ударным слогом. Например: – decision.

Всего в английском языке выделяют 44 звука, которые, как и в русском, делятся на согласные и гласные. Среди них есть как звуки, похожие на русские, например: [b] – [б], [n] – [н], так и звуки, не имеющие аналогов в русском языке: [ð ], [θ ].

В английской фонетике нет таких понятий как мягкость\твердость согласных, но есть долгота гласных (не свойственная русскому языку) – гласные могут быть краткими [a] и долгими . Также нужно отметить, что гласные звуки в английском языке могут быть:

  • одиночными (монофтонги): [ i: ], [ e ],
  • состоящими из двух звуков (дифтогни): [ ai ], [ ɔi ],
  • состоящими из трех звуков (трифтонги): [ aiə ].

Дифтонги и трифтогни читаются и воспринимаются как цельные звуки.

Таблица звуков английского языка c примерами и карточками

Изучив, как произносятся английские звуки по отдельности, обязательно послушайте, как читаются целые слова . Зачастую учащимся проще понять и расслышать произношение английских звуков, когда они звучат в составе слова, а не отдельно.

В таблицах ниже все звуки приведены со словами-примерами. С помощью электронных карточек вы можете прослушать произношение.

Согласные звуки в английском языке
[ f ] fox [ d ] date [ v ] vase [ k ] cat
[ θ ] think [ g ] go [ ð ] father [ ] change
[ s ] say [ ] age [ z ] zoo [ m ] mom
[ ʃ ] ship [ n ] nose [ ʒ ] pleasure [ ŋ ] sing
[ h ] hound [ l ] lazy [ p ] pen [ r ] red
[ b ] bro [ j ] yes [ t ] today [ w ] wine
Гласные звуки в английском языке
[ i: ] he, she [ ei ] name [ i ] his, it [ ai ] line
[ e ] ten [ au ] town [ æ ] hat [ ɔi ] toy
[ a: ] car [ ou ] go home [ ɔ ] not [ ] here
[ ʌ ] nut [ ɛə ] dare [ u ] good [ ] poor
[ u: ] food [ juə ] Europe [ ju: ] tune [ aiə ] fire
[ ɜ: ] turn [ auə ] our [ ə ] paper [ ɔ: ] all

Как научиться выговаривать английские звуки?

Есть два подхода:

  1. Теоретический – в учебниках обычно есть подробное описание, как нужно прижимать язык к небу, чтобы сформировать определенный звук. С иллюстрацией, где показана голова человека в разрезе. Способ научно правильный, но самостоятельно им пользоваться трудно: не каждый поймет, что значит “скользить верхними зубами по нижней губе” и сможет провернуть это действие.
  2. Практический – слушать, смотреть и повторять. Мне кажется, так намного проще. Вы просто повторяете за диктором, стараясь как можно точнее имитировать звук. Обращайте внимание на артикуляцию, старайтесь повторять все движения губ, языка. В идеале, конечно, кто-то должен проконтролировать, но можно просто записать себя на вебкамеру и посмотреть со стороны.

Если вы хотите повторять за диктором, имитируя его речь, рекомендую воспользоваться материалами на Puzzle English , а именно упражнениями “Видеопазлы”, которые направлены на развитие понимания на слух. В видеопазлах можно замедлить речь и, как в в Лингвалео, смотреть перевод слов, нажимая на них прямо в субтитрах.

В видеопазлах нужно сначала посмотреть ролик, а затем собрать предложения из слов.

Подробный обзор этого сервиса:

Кроме того, для практических занятий разными добрыми людьми снято немало роликов, доступных на YouTube. Например, в этих двух роликах подробно разбираются звуки английской речи в американском и британском вариантах:

Британское произношение

Американское произношение

Не стоит, начав заниматься английским языком, стремиться достичь “идеального” произношения. Во-первых, разновидностей произношения очень много (выше представлены как бы “обобщенные” британский и американский варианты), а во-вторых, даже носители языка, профессионально владеющие речью (например, актеры) нередко берут уроки у специальных тренеров, чтобы освоить особенности того или иного варианта произношения – отработка речи занятие непростое.

Просто старайтесь говорить так, чтобы 1) было понятно, 2) не сильно резало слух.

Правила чтения в английском языке: таблица и карточки

Правила чтения в английском языке – это, скорее, даже не правила, а обобщенные рекомендации, не отличающиеся особой точностью. Мало того, что, скажем, буква “o” в разных сочетаниях и типах слога может читаться девятью разными способами, так еще и бывают исключения. К примеру, в словах food, too она читается как , а в словах good, look – как [u]. Закономерности тут нет, это нужно просто запомнить.

Если поискать в разных книгах, окажется, что правила чтения, да и вообще фонетика, разными авторами могут рассказываться по-разному с разной степенью погружения в детали. Я думаю, что нет смысла углубляться в дебри фонетической науки (туда можно погружаться до бесконечности), а проще всего взять за основу наиболее упрощенный вариант правил чтения, то есть правила чтения в английском языке для детей.

Для этой статьи я взял за основу правила, приведенные в учебнике “Английский язык. 1 – 4 классы в схемах и таблицах” Н. Вакуленко . Поверьте, это более чем достаточно и для детей, и для взрослых!

Что такое открытый и закрытый слог?

В английском выделяют открытый слог и закрытый, также имеет значение заканчивается ли он на букву “r” и является ли ударным.

Слог называют открытым, если:

  • слог заканчивается на гласную и является последним в слове,
  • за гласным идет другой гласный,
  • за гласным идет согласный, а за ним – один или более гласных.

Слог закрытый, если:

  • он последний в слове, при этом заканчивается на согласный,
  • после гласного стоят два или более согласных.

В этих карточках и таблице под ними вы можете увидеть, как произносятся разные буквы в разных сочетаниях и типах слога.

Правила чтения
Чтение буквы “A”
A – в открытом слоге name, face, cake
A [æ] – в закрытом слоге hat, cat, man
A – в закрытом слоге на r far, car, park
A [εə] – в конце слова гласный + re dare, care, stare
A [ɔ:] – сочетания all, au all, wall, fall, autumn
Чтение буквы “О”
O [əu] – в открытом слоге no, go, home
O [ɒ] – в закрытом ударном слоге not, box, hot
O [ɜ:] – в некоторых словах с “wor” world, word
O [ɔ:] – в закрытом слоге на r form, fork, horse, door, floor
O – в сочетании “oo” too, food
O [u] – в сочетании “oo” book, look, good
O – в сочетании “ow” town, down
O [ɔɪ] – в сочетании “oy” toy, boy, enjoy
O [ʊə] – в сочетании “oo” poor
Чтение буквы “U”
U , – в открытом слоге pupil, blue, student
U [ʌ] – в закрытом слоге nut, bus, cup
U [u] – в закрытом слоге put, full
U [ɜ:] – в сочетании “ur” turn, hurt, burn
Чтение буквы “E”
E – в открытом слоге, сочетании “ee”, “ea” he, she, see, street, meat, sea
E [e] – в закрытом слоге, сочетании “ea” hen, ten, bed, head, bread
E [ɜ:] – в сочетаниях “er”, “ear” her, heard
E [ɪə] – в сочетаниях “ear” hear, near
Чтение буквы “I”
i – в открытом слоге five, line, night, light
i [ɪ] – в закрытом слоге his, it, pig
i [ɜ:] – в сочетании “ir” first, girl, bird
i – в сочетании “ire” fire, tired
Чтение буквы “Y”
Y – в конце слова try, my, cry
Y [ɪ] – в конце слова family, happy, lucky
Y [j] – в начале или середине слова yes, year, yellow
Чтение буквы “C”
C [s] – перед i, e, y pencil, bicycle
C [k] – кроме сочетаний ch, tch и не перед i, e, y cat, come
C – в сочетаниях ch, tch chair, change, match, catch
Чтение буквы “S”
S [s] – кроме: в конце слов после гл. и звонких согл. say, books, six
S [z] – в конце слов после гл. и звонких согл. days, beds
S [ʃ] – в сочетании sh shop, ship
Чтение буквы “T”
T [t] – кроме сочетаний th ten, teacher, today
T [ð] – в сочетании th then, mother, there
T [θ] – в сочетании th thin, sixth, thick
Чтение буквы “P”
P [p] – кроме сочетания ph pen, penalty, powder
P [f] – в сочетании ph photo
Чтение буквы “G”
G [g] – кроме сочетаний ng, не перед e, i, y go, big, dog
G – перед е, i, у age, engineer
G [ŋ] – в сочетании ng в конце слова sing, bring, king
G [ŋg] – в сочетании ng в середине слова strongest

Самые главные правила чтения

Таблица выше выглядит очень загруженной, даже устрашающей. Из нее можно выделить несколько наиболее важных правил, которые почти не имеют исключений.

Основные правила чтения согласных

  • Сочетание ph читается как [f]: photo, Morpheus.
  • Сочетание th читается как [ð] или [θ]: think there. Этих звуков нет в русском языке, их произношение требует некоторой тренировки. Не путайте их со звуками [s], [z].
  • Сочетание ng в конце слова читается как [ŋ] – это носовой (то есть произносится как бы в нос) вариант звука [n]. Распространенная ошибка – читать его как . Никакого “г” в этом звуке нет. Примеры: strong, King Kong, wrong.
  • Сочетание sh читается как [ʃ]: ship, show, shop.
  • Буква “c” перед i, e, y читается как [s]: celebrity, cent, pencil.
  • Буква “g” перед i, e, y читается как : age, magic, gym.
  • Сочетание ch читается как : match, catch.

Основные правила чтения гласных

  • В открытом ударном слоге гласные обычно читаются как в : no, go, name, face, pupil, he, five. Это могут быть монофтонги и дифтонги.
  • В закрытом слоге гласные читаются как краткие монофтонги: nut, got, ten.

Как запомнить правила чтения?

Большинство людей, хорошо владеющих английским языком как иностранным, не смогут сходу назвать даже несколько основных правил чтения. Правила чтения не нужно помнить наизусть, ими нужно уметь пользоваться. Но разве можно пользоваться тем, чего не знаешь? Еще как можно! Благодаря частой практике знания переходят в навыки и действия начинают выполняться автоматически, неосознанно.

Чтобы правила чтения побыстрее дошли до автоматической стадии, я рекомендую:

  • Изучить собственно сами правила – прочитать, осмыслить, проговорить вслух примеры.
  • Упражняться в чтении вслух – поможет развить навыки произношения, заодно и правила чтения закрепятся. Возьмите текст с аудио, видео с субтитрами, чтобы было с чем сверять.
  • Выполнять небольшие письменные работы – письменная практика полезна для развития словарного запаса, закрепления знаний грамматики и, разумеется, для улучшения правописания.

Почему нам бывает так сложно понимать английскую речь, даже если нам знакомы все слова? Потому что если присмотреться, то практически все звуки в английском языке отличаются от русских. Да, они похожи - но только пока не взглянуть на них более подробно. Они произносятся по-другому, они звучат по-другому и сливаются в слова они тоже по-другому.

Звуки в английском языке

Может показаться, что фонетика английского языка имеет много точек соприкосновения и что звуки эти взаимозаменяемы, однако при восприятии речи на слух мы не можем вычленять отдельные слова и отличать похожие по произношению, но разные по смыслу. В действительности фонетика английского языка имеет только три гласных звука - [e]-(э), [ɔ]-(о), [u]-(у) и пять согласных - [k]-(к), [g]-(г), [m]-(м), [p]-(п), [b]-(б), которые можно назвать аналогичными русским. К ним можно добавить еще пять дифтонгов: -(эй), -(ай), -(ау), [ɔi]-(ой), -(оу) (среди которых сочетание в собственно русском языке не встречается). При этом различия все-таки есть - >й< в дифтонгах не произносится до конца, согласные более оторваны от гласных, которые, в свою очередь, по звуку более полые и переходящие. Всего теоретическая фонетика английского языка насчитывает 12 гласных звуков, 8 дифтонгов и 24 согласных.

Произношение гласных

Односоставные гласные звуки:

[ i: ] - протянутое >и< - /meal/;

[ i ] - короткое и полое >и< - /if/;

[ e ] - аналогичное звуку >э< - /then/;

[ æ ] - >э<, стремящееся к >а<, но не переходящее в него, более полое, чем >э< - /mad/;

[ a: ] - протянутое >а<, смещенное в заднюю часть ротовой полости - /start/;

[ ɔ ] - короткое, довольно полое >о< - /box/;

[ ɔ: ] - протянутое >о< - /all/;

[ u ] - короткое >у<, произносящееся со слегка округленными губами - /took/;

[ u: ] - протянутое >у<, при котором губы не выдаются слишком вперед - /soon/;

[ ʌ ] - короткий, напоминающий стремящееся к >а< звук >о< - /done/;

[ ə ] - едва различимый, неакцентируемый звук, близкий к [ ʌ ], всегда безударный - /taker/;

[ ə: ] - протянутый звук, напоминающий стремящийся к >о< гласный >ё< - /pearl/;

Так же, как и в русском, фонетика английского языка содержит двусоставные гласные звуки (дифтонги):

[ ei ] - комбинация >эй<, с неполновыраженным >й< - /sake/;

[ ou ] - слитые звуки >оу<, где >о< более продолжительная, а >у< нечеткая - /show/;

[ ai ] - составной звук >ай<, в котором >й< не до конца выражено - /fine/;

[ au ] - переходящий звук >ау<, произносимый с более протяжной >а< поднимающуюся в самом конце к >у< - /found/;

[ ɔi ] - сочетание >ой<, с более очевидным >о< и малоразличимым >й< - /boy/;

[ iə ] - начинающийся с полого >и< звук >иэ<, переходящий в нечно среднее между >э< и >а< - /here/;

[ ɛə ] - полый звук >э<, переходящий ближе к концу в >а<, составляя >эа< - /where/;

[ uə ] - переходящий от слегка закругленных губ >у<, превращающийся в >а<, близкое к >э, образуя звук >эа< - /poor/;

Произношение согласных

В некоторых словосочетаниях согласные могут звучать по-разному. Но во всех случаях без исключения они произносятся твердыми. Фонетика английского языка не содержит смягченных согласных.

[ f ] - звук >ф<, который, в отличие от русского произношения, производится постановкой нижней губы за верхние зубы (по внутреннему краю), а не перед (по внешнему) - /fall/;

[ d ] - похож на звук >д<, но производится не частью площади языка, а самым его концом - /drum/;

[ v ] - напоминает >в<, но так же, как и при звуке >ф<, нижняя губа уходит под верхние зубы, а не выставляется впереди - /revolve/;

[ k ] - аналогичен звуку >к< - /kettle/;

[ θ ] - воспроизводится из положения между звуком >т< и звуком >с<, когда язык скользит с неба на зубы и попадает в щель между верхним и нижним рядами - /third/;

[ g ] - аналог звука >г< - /game/;

[ ð ] - принцип воспроизведения такой же, как у звука [ θ ], т.е. язык, опускаясь с верхнего неба, попадает между двумя рядами зубов, одновременно произнося как бы и >т< и >с<, но, в отличие от глухого [ θ ], здесь происходит подзвучивание, так что он опускается скорее не от >т< к >с<, а от >т< к >з< - /this/;

[ tʃ ] - звук, сообразный звуку >ч<, однако произносящийся не площадкой языка, а окончанием - /child/;

[ s ] - созвучный >с<, но, если >с< воспроизводится при сложенной желобом площадке языка, находящейся у альвеол верхнего неба, то [ s ] - концом языка, находящимся у этой же точки - /step/;

[ dʒ ] - близкий комбинации звуков >дж<, однако произносимый с кончиком языка у верхненебных альвеол, а не путем примыкания к альвеолам языковой площадки - /joy/;

[ z ] - по способу воспроизведения сродный >с<, т.е. при конце языка приставленном к выступам неба над верхними зубами, но доведенный до звонкого состояния, приближенного к >з< - /zone/;

[ m ] - аналог >м< - /mild/;

[ ʃ ] - напоминающий>ш< звук, который осуществляется посредством примыкания кончика языка к альвеолам на верхнем небе - /shop/;

[ n ] - приближен к >н<, только >н< извлекается площадкой языка, а [ n ] - концом - /november/;

[ ʒ ] - извлекаемый окончанием языка звук, похожий на >ж< - /measure/;

[ ŋ ] - отдаленно напоминает >н< получающимся звуком и положением рта, но [ ŋ ] - более нечеткое, образующееся смыканием основания языка и верхнего неба - /morning/;

[ h ] - близко по звуку к >х<, производится выдыханием и более беспрепятственным прохождением воздуха - /hot/;

[ l ] - звучит почти как >л<, однако вместо площадки задействован конец языка - /laught/;

[ p ] - аналогичен >п< - /pork/;

[ r ] - как >р< без рокота, составляется основанием языка и верхним небом - /role/;

[ b ] - аналог >б< - /bird/;

[ j ] - звучит почти как >й<, однако более полый и твердый - /yellow/;

[ t ] - созвучен >т<, произносится при помощи конца языка, подходящего к альвеолам на небе верхней челюсти - /tail/;

[ w ] - как звук >в<, стремящийся к >у<, только губы не касаются концов зубов, как при собственно >в<, т.е. губы округляются и немного вытягиваются - /wolf/.

Здравствуйте! С чего вы начинали изучать иностранный? Теоретические познания и практическая фонетика английского языка — это начало начал для начинающих учить иностранный. Как вы знаете, а если не знаете, то вам станет известно, что в основе орфографии американского и британского варианта языка лежит исторический (традиционный) принцип. А что из этого следует? Фонетика в английском языке А это означает, что английское произношение слов редко совпадает с их написанием. Со времен Елизаветы I, орфография осталось на том же этапе развития, а теоретическая фонетика английского языка шагнула далеко вперед. Эволюция звуков произошла быстрыми темпами, и букв для их выражения стало катастрофически не хватать. Вот тут то и появились у них собственные законы.

— это один из разделов лингвистики, который занимается изучением звуковой стороны языка. Эту науку выгодно отличает от других дисциплин лингвистики, тот факт, что она, кроме языковой функции, исследует акустическую характеристику и восприятие явлений звука. А еще — работу артикуляционного аппарата. То есть данная наука подходит к природе возникновения фонем со всех сторон.

Поэтому для начинающих, объясняя произношение, раскрывают все элементы его создания. Начинающий учит и специальные фонетические знаки, и буквы, и положение губ, языка и зубов при создании воздушного потока. Потому эта дисциплина прочно связана с таким естественными науками, как физиология, анатомия, психология и психолингвистика. Произношение согласных Исходя из этого, фонетические исследования проводятся одновременно в трех аспектах:

  • Артикуляционный (анатомо-физиологический) аспект — изучает звуки с точки зрения их создания: работа голосовых связок, органов речи и т. д.
  • Фонологический (функциональный) аспект — рассматривает, какую функцию выполняют звуки, работает с фонемами
  • Физический (акустический) аспект — исследует звуки как колебания потока воздуха, акцентирует физические характеристики фонем: длительность, силу и частоту.

Поняв, как образуется звук с точки зрения всех этих характеристик, учащийся сможет его правильно воспроизвести. Конечно, не с первого раза, но после нескольких тренировок уже будут видны значительные улучшения.

Зачем знать английскую фонетику?

Ответ прост: чтобы научиться грамотно разговаривать по-английски. Сегодня бытует мнение, будто ставить произношение — это бесполезная трата времени. Сторонники этого утверждения считают, что эти знания никому не пригодятся и никогда иностранец не сможет правильно выговаривать слова.

Я не буду спорить, с этими «полиглотами», хоть и не согласна с их мнением. Я просто рекомендую тем, кто подошел к этапу постановки произношения, начать с изучения фонетики. Эти знания существенно облегчат вам этот нелегкий процесс. Чтобы ваш английский стал по-настоящему грамотным, нужно приложить значительные усилия.

А поскольку произношение — это и есть фонетика, то ее надо изучать, наблюдая за работой органов речи, и слушая грамотную артикуляцию. Можно записаться на специализированные курсы, посещать лингафонные кабинеты, воспользоваться услугами реального или виртуального репетитора . А еще можно просто посмотреть видео лекции на нашем сайте, если у вас нет времени на испытание предыдущих способов.

Смотрим обучающее видео

Лекции английской фонетики будут эффективными тогда, когда их проводят профессионалы или носители речи. Желательно, чтобы производилась демонстрация положения артикуляционного аппарата. Уроки также должны сопровождаться текстовыми пояснениями для начинающих и желательно примерами. Всем этим требованиям отвечают наши фонетические видео лекции.

Ну, вот теперь мы изучили теорию. Пришло время рассмотреть, что собой представляет практическая фонетика английского языка. Смотрите обучающее видео для начинающих о том, как правильно произносить различные звуки и обучайтесь прямо дома:

Особенности произношения английских звуков

Кроме трудностей, вызванных различием между произношением и написанием слов, имеются трудности произносительные. Они обусловлены особенностями артикуляции, произносительных привычек, характера движения и уклада органов речи. В English language есть такие фонемы, которые совершенно не имеют аналогов в русском. А также существуют звуки, хоть и схожие, но в той или иной степени отличающиеся. Английская фонетика Итак, английское произношение характеризуется такими особенностями:

  • Язык оттянут назад и распластан, его кончик при артикуляции согласных фонем располагает вертикально по отношению к плоскости неба. (В русском, как правило, язык всей передней частью прилегает к зубам)
  • Выдыхаемый поток воздуха подается отрывистыми краткими порциями. (В русском манера произношения напевная и плавная)
  • Губы слегка растягиваются, как при улыбке, особенно верхняя. Уголки губ остаются неподвижными, не сильно округляются и не выпячиваются, как в русской манере артикуляции.

А напоследок я скажу…


Решил подучить английский Грамотное владение английской фонетикой позволит начинающему быстро и легко освоить разговорную речь. Более того, станет проще восприятие и написанной речи. Любой человек начинает познавать родную речь с самого раннего детства именно со звукового восприятия, а позже начинает изучать знаковую систему. Этот же принцип последовательности изучения также работает и при овладении иностранными языками, в частности английским.

Таким образом, и получается, что фонология является основой основ при изучении иностранных языков. Ведь только разобравшись с принципами создания слов, с механизмами артикуляции, можно уловить суть разнообразий в колебаниях голоса и воздуха, которые влияют на произношение, а, следовательно, и смысла сказанного. Именно поэтому я советую вам не пренебрегать English phonetics.

Изучение любого иностранного языка начинается с изучения его алфавита. После этого оказывается, что эти буквы звучат и употребляются в словах по-разному. Вот и в английском языке 26 букв, но аж 48 звуков, которые обозначаются этими буквами. Правила произношения звуков, букв и, соответственно, слов изучает фонетика английского языка.

Фонетика - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Теоретическая фонетика английского языка исследует тесную связь между устной, внутренней и письменной речью. Но фонетика в целом исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Это практическая фонетика английского языка. Мы не случайно упоминаем о теоретической и практической составляющих. Дело в том, звуки как нематериальные явления - это те элементы языковой системы, которые позволяют воплощать слова и предложения в материальную звуковую форму. Иначе устное общение было бы невозможно. Вот в чем важность фонетики английского языка и вот почему мы посвятили ей отдельную статью.

Фонетика английского языка для начинающих

В одной из недавних , мы говорили о том, как произносятся английские звуки и слоги, в которых они используются, и приводили их в таблицах с произношением - транскрипцией. Тогда же выяснили, что транскрипция - это очень удобный инструмент для понимания того, как звучит английский язык.

Транскрипция - это специальные символы, обозначающие, как нужно произносить звуки речи. Транскрипция помогает понять разницу между написанием и произношением в английском языке.

Как мы уже сказали, в английском языке 48 звуков. Значит, создано 48 знаков английской транскрипции - по одному знаку на каждый звук:

Гласные (vowels). 6 букв: a, e, i, o, u, y


Согласные (consonants). 21 буква: b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, w, x, y, z

Каждая буква звучит определенным образом, но иногда сразу две буквы обозначают один звук, как это видно в таблицах. Такое сочетание букв называется диграф. Примеры диграфов:

  • gh [g] – ghost
  • ph [f] – photo [‘foutou]
  • sh [ʃ] – shine [ʃaɪn]
  • th [ð], [θ] – think [θɪŋk]
  • сh – chess .

А гласный звук, плавно переходящий из одного в другой - это дифтонг. Примеры дифтонгов:

  • ea – bread
  • ie – friend
  • ai – again [əˈɡen]
  • au – autumn [ˈɔːtəm].

Важно учитывать, что количество букв и звуков в слове может отличаться. Например, в слове “help” 4 буквы и 4 звука , а в слове “six” – три буквы, но 4 звука .

Практическая фонетика английского языка

В мы упоминали о неразрывной связи английской фонетики и анатомии. Упражнения по фонетике созданы специально, чтобы превратить теоретические знания в навыки правильного английского произношения слов и предложений. Кроме того, практическая фонетика английского языка помогает слышать и понимать речь его носителей.

На практике мы все чувствуем, как во время произношения звуков воздух встречает преграды, образованные нашим языком, губами, зубами и даже альвеолами. В зависимости от этого различают два типа согласных звуков: глухие и звонкие:

Но это еще не все варианты. Более подробная классификация различает согласные звуки в английском языке по тем конкретным преградам, которые встречает воздух:

  • Смычные согласные . Органы речи смыкаются так, что полностью преграждают проход для воздуха: [ p , b , t , d , k , g ].
  • Носовые согласные . Воздух проходит наружу через полость носа: [ n , m , ŋ ].
  • Щелевые согласные . Органы речи смыкаются не полностью и остается узкий проход - щель для воздуха: [ θ , ð , ʃ , ʒ , s , z , h , f , v , w , r , j , l ].
  • Смычно-щелевые согласные . Преграда размыкается медленно и при этом переходит в щель: [ tʃ , dʒ ].
  • Губно-губные согласные . Нижняя губа сближается с верхней: [ f , v ].
  • Межзубные согласные . Кончик языка находится между нижними и верхними передними зубами: [ θ , ð ].
  • Альвеолярные согласные . Кончик языка прикасается или приподнимается к альвеолам: [ t , d , l , s , z ].

Что касается гласных звуков, то они тоже не одинаковы. На них влияют разные положения языка относительно нёба:

  • Гласные переднего ряда. Кончик языка упирается в основание нижних зубов, а спинка языка довольно близко подходит к нёбу: [ i: ].
  • Гласные заднего ряда. Язык оттянут назад и кончик языка опущен, а спинка языка приподнята к мягкому нёбу: [ a:].

На первый взгляд эта классификация может показаться непростой, но поверьте, на практике вы почувствуете и сразу поймете, что к чему. А понимание происхождения звука поможет произносить его правильно. Ну, а для детей изучение английской фонетики желательно совместить с игрой. Например, как в этом упражнении по фонетике:

Упражнения по фонетике английского языка

Для тренировки английского произношения необходимо учитывать еще и ударение - то есть, выделение одного или более слогов в слове. Ударный слог произносится более энергично, с большим напряжением органов речи. Ударение помогает различать слова и понимать их смысл как самих по себе, так и в контексте. Например:

  • to ex`port (глагол “экспортировать”)
  • `export (существительное “экспорт”).

Второй важный аспект произношения фраз и предложений - это интонация . При помощи интонации мы понимаем или “объясняем”, является ли предложение повествованием, вопросом, просьбой или восклицанием.

Самое простое упражнение по фонетике английского языка выполняют на занятиях уровня Beginner (Elementary):

  1. Напишите ваше имя по-английски.
  2. Теперь прочтите ваше имя по буквам.
  3. Проделайте то же самое еще с тремя-пятью именами (можно вспомнить друзей, членов семьи и/или одноклассников).

Можно тренироваться в английской фонетике и таким образом:

  1. Произнесите слова по буквам: Yes, Last, Key, Yellow, Funny, Girl, Toy, Now, Sleep, Drama, Kiss, King.
  2. Произнесите слова по транскрипции: Yes , Last , Key , Yellow, Funny, Girl , Toy , Now , Sleep , Drama ["dra:mə], Kiss , King
Но мы советуем не забывать о дополнительных ресурсах для изучения английского, таких как каналы и блоги. С ними освоение английской фонетики будет более простым, занятным и эффективным.


Фонетика — это раздел, который изучает звуки. Его основная цель — научить правильно произносить английские звуки и слова, а также развить у вас способности воспринимать речь носителей языка. Поэтому, чтобы научиться грамотно разговаривать и читать по-английски, нужно знать английский алфавит и выучить произношение отдельных фонем и слов, в которых они употребляются. Английская фонетика Английский язык построен на латинице, имеет лишь 26 букв (вместо привычных нам 33), но на эти привычные буквы наложено почти в два раза больше звуков, а именно 46 различных фонем. Английские звуки очень важны для изучающих этот язык, поэтому нужно понять, как они используются в речи и для чего.

Как сказано выше, отличительная черта английского языка — это огромное количество звуков, не соответствующих количеству имеющихся букв. То есть одна буква может передавать несколько фонем, в зависимости от литер, которые стоят рядом. Исходя из этого, необходимо говорить очень осторожно и аккуратно. Неправильное использование того или иного звука приводит к недопониманию.

К примеру, слово «bed» (кровать ) и слово «bad» (плохо) произносятся и пишутся почти одинаково, поэтому достаточно легко в них запутаться. На этом этапе изучения английского многие начинают транскрибировать произношение на русском, дабы облегчить процесс запоминания.

Однако такое «облегчение» весьма обманчиво, так как часто приводит к еще большей путанице между словами со схожим произношением. Ведь оба слова «bed» и «bad» на русском можно затранскрибировать исключительно как «бэд», никак не отображая двойственности звучания. Поэтому учить лучше звуки обособлено.

Обучение фонетике английского языка несомненно внесет некую ясность в произношение и освоение всех фраз и слов, которые будут встречаться на вашем пути во время обучения.

Перво-наперво, следует завести словарь, в котором вы будете обозначать все звуки в традиционной транскрипции, а уже после, рядом — их вариант звучания на родном языке.
Особые случаи произношения также стоит указать, обозначить, что это слово нужно произнести как-то по-особенному или записать, что привести аналогию русского звучания невозможно. London — Лондон Для удобства фонемы лучше разделить на группы. Например, согласные, гласные, дифтонги и трифтонги. Также необходимо постоянно практиковаться и выполнять упражнения такого типа:

Главный город Великобритании — это Лондон. London — ["lʌndən] — 6 букв, 6 звуков. Найдем его на карте Англии. Where is it? Затем, уточним у нашего друга: Как вы его пишете? How do you spell it? А теперь скажите это название по буквам — Spell this name for us :

- London — [Ланден]

Таким образом вы потренируете не только произношение звуков, но и выучите полезные слова и фразы на иностранном.

А теперь перейдем непосредственно к их написанию и произношению.

Звуки английского языка

Познакомимся с кратким описанием всех звуков с помощью данной таблицы

Звук

Произношение

Гласные

[ı] краткий [и], как в «снаружи »
[e] похож на [e] - «ше сть»
[ɒ] краткий [o] - «во т»
[ʊ] краткий, близкий к [у]
[ʌ] схож с русским [а]
[ə] безударный, близкий к [э]
похож на долгий [и]
[ɑ:] глубокий и долгий [а] - «га лка»
[ə:] = [ɜ:] долгий [ё] в «свё кла»
долгий [у], как «бу лка»
[ᴐ:] глубокий и долгий [o] - «до лго»
[æ] русский [э]

Дифтоги (два тона)

[эй] - same
[ʊə] [уэ] - poor
[əʊ] [оу] - tone
[ᴐı] [ой] - join
[ай] - kite
[эа] - hair
[ıə] [иэ] - fear

Трифтонги (три тона)

[а́уэ] - power
[йуэ] - European
[а́ие] - fire

Согласные

[b] русский [б]
[v] аналог [в]
[j] слабый русский [й]
[d] как [д]
[w] краткий [у]
[k] [к]с придыханием
[ɡ] как [г]
[z] как [з]
[ʤ] [д] и [ж] слитно
[ʒ] как [ж]
[l] мягкий [л]
[m] как [м]
[n] как [н]
[ŋ] [н] «в нос»
[p] [п] с придыханием
[r] слабый [р]
[t] [т]с придыханием
[f] как [ф]
[h] просто выдох
[ʧ] как [ч]
[ʃ] средний между [ш] и [щ]
[s] как [с]
[ð] звонкий [θ] с голосом
[θ] кончик языка между верхними и нижними зубами, без голоса
Примечания:
  • Удвоенные гласные читаются как один звук: moon — - [мун] или bitter — ["bitǝ] - [бите]
  • Звонкие согласные в английском, в отличие от русского, не переходят в глухие: в слове good [ gud ] звук [d] произносится четко, так же как и [g] в dog [ dog ] и т. д.

Значение правильного произношения

Как я уже говорила, очень важно и крайне необходимо совершенствовать английское произношение, потому что большое количество слов в этом языке отличаются всего в один или два звука. Но иногда, даже такое мелкое различие критически значительно для правильного и точного контакта с первоочередными носителями языка.