Как и чему учиться учителю. Кто должен учить ребёнка: учитель или родители? На что имеет право учитель по закону

Современный учитель. Каким ему быть?

Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, эмпатии педагога, о том, что учитель должен быть оптимистом...

Сегодня, в год Учителя, уважаемые коллеги, давайте вместе с вами попробуем нарисовать наш с вами портрет.

1 сентября 2010 года в России начнут действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, второго поколения.

Первыми "обновку" примерят ученики начальной школы. Основное отличие новых стандартов от ныне действующих - обучение в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет.

В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: "Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". На это и направлены новые стандарты.

Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов- представительницы слабого пола - 1 миллион 99 тысяч. Примерно шестая часть из педагогов - 213 тысяч- пенсионного возраста.

Пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и практически непрестижной - у нас очень низкие зарплаты и очень сложная работа. Но кто-то все-таки работает в школах. Требования к образованию меняются, меняются и учителя.

Кто они - современные учителя?

  • В большинстве своем - очень талантливые фанатики, чудаки, которые все-таки могут «наступить на горло» своей творческой песне и почти вовремя заполнить все необходимые журналы, проверить все тетради.
  • Женщины, с ненормальным материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей.
  • Хронически больные школой.
  • Знающие, что лучшее средство от старости - общение с детьми.

Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня любимая работа. Школа - моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. За то время, что я проработала были и бессонные ночи, и минуты боли и обид и уже добрые, согревающие душу моменты.

Оценивая свое участие во всех конкурсных мероприятиях, могу точно сказать, что во многом мне помогло желание не потерять ощущение радости работы и от жизни в целом. Даже, как мне казалось не совсем удачный урок, после тщательного анализа, стал для меня источником мобилизации всех моих знаний, моего опыта и последующей за этим победы.

Так, может быть, это и есть одно из качеств учителя, современного учителя, работающего в школе XXI века - в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно- исследовательской деятельности.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Роль учителя - «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь.»

Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Ведь учитель:

  • это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других.

Учитель сегодняшнего дня - это человек преданный своему делу и своим ученикам.

Современный учитель - это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется - писатель, певец.

Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.

Мое педагогическое кредо.

Три моих « всегда» и три моих «никогда»

  • Всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;
  • Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
  • Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
  • Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
  • Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
  • Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.

В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.

На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.

Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

  1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом.
  2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе - как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству.
  3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и иметь чувство юмора, не быть слишком строгим, должен с детьми держаться просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.
  4. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Использовать на уроке: современные технологии - медиапрезентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не было скучно на уроке.
  5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога - работа на отдаленное будущее.
  6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети снисходительны к взрослым.
  7. Сохраняйте в себе детскость. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.
  8. Примите все то, что есть в ребенке как естественное, сообразное его природе. Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.
  9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи.
  10. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться. На уроке рисуй вместе с детьми, если они сочиняют сказку - сочиняй вместе с ними. И так во всем…
  11. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
  12. Педагогика нежности - требование сурового времени. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога.

Давайте подведём итог: какими же должны быть мы - учителя современной школы?

Быть современным учителем трудно - но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.
Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!

Поздравляю всех вас с Годом учителя и началом учебного года! Желаю всем коллегам побольше оптимизма, удачи, творческих поисков и находок, быть небезразличными к детям.

Свое выступление хочется закончить словами из стихотворения Г.П.Петелиной:

« В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил - живет в учениках».

Вопрос: Здравствуйте. Как я поняла, в связи с введением профстандарта учителей, преподавать в школах с 1 января будут иметь право только выпускники педагогических ВУЗов. То есть в дипломе, как я понимаю, должно быть написано "учитель/преподаватель/педагог".
Я выпускница 2013 года, в моем дипломе написано, что я Биолог и все.
По новым стандартам, смогу ли я устроиться на работу в школе?
Вроде бы раньше в дипломах Университета писались через запятую предметная область (биолог, математик, физик, ...), а далее "учитель/преподаватель этого же предмета".
Если с моим дипломом по новым правилам я не буду иметь права работать в школе, может ли университет сделать какую-то бумагу, которая бы давала это право? Ведь дисциплина "педагогика" у нас в программе была.

Ответ Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Бабелюк Екатерины Геннадьевны: Согласно требованиям к образованию и обучению профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт), утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н, должность учителя в общеобразовательной организации может занимать лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Таким образом, для замещения должности «Учитель» достаточно наличие высшего образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. В таком случае не требуется высшее образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Одновременно сообщаю, что в связи с поступлением Вашего обращения Санкт-Петербургским государственный университете направил запрос в Министерство образования и науки Российской Федерации. В соответствии с полученной от Минобрнауки России информацией предусматривается перенос срока начала применения Профстандарта на 01.09.2019. Соответствующий приказ Минтруда России утверждён 15.12.2016 и направлен для регистрации в Минюст России, после прохождения которой вступит в силу. До вступления в силу Профстандарта необходимо руководствоваться разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н (далее – раздел ЕКС). При этом обращаю Ваше внимание на фактическую тождественность квалификационных требований к образованию, установленных в квалификационной характеристике должности «учитель» подраздела III раздела ЕКС, и требований к образованию для замещений должности «учитель», утвержденных Профстандартом.

С учетом изложенного, лицо, имеющее высшее образование по специальности «Биология» и квалификацию «Биолог» (без указания слов «Учитель биологии»), соответствует предъявляемым требованиям для замещения должности учителя биологии в общеобразовательных организациях. Вместе с тем, как следует из разъяснений Минобрнауки России, вопрос о приеме лица с соответствующим образованием на должность учителя по другим предметам может быть рассмотрен работодателем самостоятельно, исходя из потребностей штатного расписания образовательной организации и с учётом последующего после трудоустройства предоставления такому работнику необходимого дополнительного профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Ребенок подрастает, поступает в детский сад, затем в школу. Мама ответственность за его воспитание взваливает на воспитателей и учителей, аргументируя это нехваткой времени и сильной занятостью. У нее всегда виноват учитель, потому что: «Я же работаю!». Кто же должен воспитывать ребенка: родитель или учитель?

Чья обязанность – воспитание ребенка?

В Конвенции говорится, что основную (но не всю!) ответственность несут, все-таки, родители. Главной их заботой должны стать важнейшие увлечения детей.

Поэтому они должны быть:

  1. Ответственными за поступки отпрысков, в действиях которых отражается характер воспитания.
  2. Внимательными к их здоровью (не только физическому, но и духовно-нравственному и даже психическому) и развитию.
  3. Защищающими интересов детей.
  4. Обеспечивающими их безопасность и материальное благополучие.

За неисполнение своих обязанностей законные представители могут понести административную, семейно- или гражданско-правовую или даже уголовную ответственность.

Закон «Об образовании» вменяет в обязанности родителей заложение основ всестороннего воспитания (статья 44).

Воспитательные функции родителей дополняются следующими:

  • Создание подходящих условий для полноценного образования ребенка.
  • Контроль посещаемости.
  • Ознакомление с успеваемостью, школьной жизнью.
  • Сотрудничество со школой в вопросах обучения и воспитания.
  • Предупреждение асоциального поведения ребенка.
  • Уважительное отношение.

Кроме этого, отец с матерью имеют преобладающее право на образование школьника по сравнению с учителями. За невыполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств они несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Второй по значимости воспитатель

Обязательства за воспитание ребенка есть не только у родителей. Статья 47 закона «Об образовании в РФ» (2018 г) посвящена правовому статусу педагогических работников. Она предполагает в рабочее время не только учебной, но и воспитательной деятельности, предусмотренной должностными его обязанностями и индивидуальным планом.

Из этого следует, что :

  1. Следит за безопасностью детей и соблюдением правил безопасности.
  2. Разбирает все конфликтные ситуации, обращается за помощью к родителям.
  3. Разрабатывает и претворяет в жизнь план воспитательной программы, цели и задачи которой способствуют совершенствованию каждого ученика, независимо от его способностей и развития.

Немаловажным обстоятельством, негативно воздействующим на процесс воспитания, оказывается борьба за его права.

Она привела к ограничению прав педагога в воспитательной деятельности:

  • Ребенка нельзя выгонять с урока, потому что нарушается его право на образование.
  • Нельзя отбирать личные вещи (телефоны, планшеты), можно только вежливо попросить убрать их, что не всегда эффективно (если же забрать, то налицо грабеж).
  • Если отнять записку, то могут обвинить в нарушении частной жизни.
  • Нельзя привлекать к трудовому воспитанию (субботник, уборка в классе), если нет разрешения от законного представителя.
  • Любое сказанное слово может обернуться против педагога, ведь «ребенок не соврет…»

Из-за таких последствий часть педагогов предпочитает ограничиться «формальным» воспитанием.

Семья имеет приоритет воспитания. Семейное воспитание способно свести на нет усилия даже самых лучших учителей. Педагог либо совершенствует заложенные семьей качества, либо вынужден перевоспитывать ребенка . При этом он не имеет никаких полномочий, кроме воздействия моральным авторитетом, который иногда бывает сильнее родительского.

Успешное сотрудничество педагога с родителями ценно для обеих сторон, потому что эффективность воспитательного процесса от этого только возрастет. По отдельности педагог и родитель, действуя каждый своими методами, порой даже не взаимосвязанными, могут добиться лишь появлению внутреннего конфликта у ребенка. В объединении родительский авторитет и учительский оказывают постоянное, «круглосуточное» воспитательное воздействие.

На что имеет право учитель по закону?

Кроме обязанностей у педагога имеются права, которые чаще всего отражены формально.

На что же он имеет право в учебно-воспитательном процессе:

  1. На защиту профессиональной чести и человеческого достоинства. Формально в законе «Об образовании» уравнены права всех участников процесса. Если возможность наказать учителя всегда найдется, то защитить его же от бездоказательных обвинений очень сложно. Реабилитировать свое имя педагогу, которого оклеветали, можно лишь через суд, но не каждый решится на такой поступок.
  2. Высказывание в деликатной форме претензии к ребенку. Это порой чревато встречными обвинениями в отнюдь не корректном виде. Ответом может быть жалоба родителям на неадекватное поведение их чада. Но не факт, что законные представители займут сторону учителя («Значит, спровоцировали его!»).
  3. Свободу выбора методов и форм воспитания, методов оценивания знаний учеников. То есть на невмешательство в свою профессиональную деятельность со стороны отца и матери. В то же время, многие родители считают, что они знают лучше, как учить, воспитывать, оценивать, и обязательно выскажут это педагогу, подчас в грубой форме.
  4. Защиту от безосновательного вмешательства родителей в круг его обязанностей. Конечно, и это право чаще всего игнорируется не только родителями, но и вышестоящими органами. Поэтому получить ответ на жалобу на некорректное поведение законных представителей не всегда получается.
  5. Требование посещения родительских собраний и создания оптимальной среды для обучения ребенка. Конечно, эта обязанность официально нигде не закреплена, но она отражает права на участие отца и матери в учебно-воспитательном процессе и ознакомление с успеваемостью своего ребенка. Если они систематически игнорируют собрания, то учитель может обратиться в компетентные органы.
  6. Требовать от школьников соблюдения правил поведения. При их нарушении можно сделать замечание (корректно), при повторном нарушении – поговорить с родителями.
  7. Отстранить учащегося от занятий физической культурой или процесса производственного труда, если у него нет специальной формы. При этом ученик находится в спортзале или кабинете под присмотром педагога.

Также педагог может:

  • Совещаться с коллегами на тему личных проблем школьника в случае, когда необходимо вмешательство школы (нахождение в трудной жизненной ситуации, социально опасное положение).
  • Отказаться проводить дополнительные занятия с учащимися (даже если уроки были пропущены по болезни), но редкий педагог так сделает, ведь от этого зависит дальнейшая успеваемость ребенка по его предмету.
  • Оповещать родителей о детских проступках (обязательно!), если родители не реагируют – обращаться в соответствующие органы.

Независимо от общности целей воспитания, вид взаимодействий учителя с отцом и матерью ученика не всегда бесконфликтный. Поэтому одна из задач учителя – сделать их единомышленниками в процессе воспитания. В идеале педагог должен стать близким советчиком для родителей, а те, в свою очередь, принимать самое активное участие в общепедагогическом процессе.

Елена, мама Марии (8 лет):

У нас гимназия с английским языком с 1 класса. Это, конечно, очень хорошо. Но уже ко 2 классу учителя разогнались так, что домашние задания-проекты по английскому приходится постоянно делать мне. А иногда даже не вместе с ребенком, а вместо ребенка, потому «задали на завтра».

Складывается впечатление, что учителя порой не соотносят свои задания и возможности самого ребенка. Не говоря уже про то, что могут быть занятия помимо школы - танцы, рисование, кружки разные. Ребенок по ночам учиться должен? Или родители должны быть репетиторами для детей?

Источник фото: pixabay.com

В особенно печальной ситуации находятся родители детей, которые учатся во вторую смену.

Если воспитатель уроками не занимается, то получается, что уроки должны делаться вечером, а если, не дай Бог, есть еще какие-то увлечения, то и вовсе ночью. Должен ли воспитатель заниматься с детьми домашним заданием? Заставить воспитателя никто не может - он ведь не учитель. Ему главное, чтобы дети были сыты, целы и присмотрены. Потому все зависит от человека.

«После работы папы и мамы всей семьей делают уроки по 5 часов…»

После начальной школы программа усложняется, темп нарастает, а учителя-предметники становятся разными и, как это ни странно, соревнуются друг с другом по количеству и сложности заданий. Новые учебные пособия - отдельная сказка. Такое порой методисты загнут, что родители с высшим образованием не потянут.

Наталья, мама Ивана (12 лет):

В 5-6 классах школьники информационно перегружены. Даже отличники не справляются с гигантским объемом информации и выполнением домашнего задания. Порой неграмотно составленное методистом расписание, несогласованность при разработке планов и программ, а также отсутствие согласованности в действиях между учителями-предметниками ставит детей перед выбором, что выучить на следующий день на «хорошо», на «отлично».

Например, была ситуация, когда задали 2 стиха по белорусскому и русскому, 2 параграфа по истории, подготовка к самостоятельной или контрольной. При этом не забываем об отдыхе ребенка, кружках или спортивных секциях. И, естественно, родители хотели бы помощи по дому (не для помощи, а для воспитательного процесса). А выходит так, что после работы папы и мамы всей семьей делают уроки по 5 часов».


Источник фото: pixabay.com

Есть мнение, что дети сейчас гораздо меньше способны усваивать информацию и самостоятельно учиться. Потому как лет 20 назад такой проблемы не было. Родители не висели над детьми - те пробивались в школе сами и получали по заслугам. Если ребенок не справлялся с уроками, родители не садились за стол вместо него.

То ли мы перенянчили своих детей, то ли гаджеты отнимают у них способность думать, но очевидно, что что-то то ли в самой системе образования, то ли в нашем отношении к ней уже пошло не так.

Обратим ли этот процесс? Есть ли выход? Вопрос риторический.

А как в вашей семье обстоят дела с домашними заданиями?