Какие территории вошли в халифат. Военные действия против Исламского государства. Кордовский халифат, его расцвет и падение

Стал основателем и нового государства, известного в истории под названием Арабский халифат. Это государство было абсолютно теократическим.

Мухаммад и наследовавшие ему халифы происходили из племени мекканских курайшитов.

Мухаммад (пророк) ум. 632

После смерти пророка Мухаммада общиной мусульман последовательно руководили выборные правители - халифы («преемники»). Все они были старыми сподвижниками Мухаммада.

Выборные (Праведные) халифы, 632-661 гг.

Хасан ибн Али 661

Считается, что выборных халифов было четыре, но фактически был и пятый, - в Куфе, после убийства Али, халифом был провозглашён его сын Хасан. Но против него выступил сирийский наместник Муавия. Поняв, что сил для противостояния у него недостаточно, Хасан отрёкся от своих прав, заключив с Муавией соглашение.

Династия Омеййадов, 661-750 гг.

Муавия был сыном Абу Суфийана, руководителя общины мекканских курайшитов, современника пророка Мухаммада. Старший сын Абу Суфийана Йазид командовал арабскими войсками в Сирии. После его смерти от чумы в 639 году сирийским наместником стал его брат Муавия.

Муавия не признал четвёртого выборного халифа Али и повёл с ним борьбу. В это время в халифате созрел заговор, участники которого решили физически устранить виновников раскола в мусульманской общине. Заговорщики убили Али, а Муавию сумели только ранить. Имея в своём распоряжении закалённую в боях армию, Муавия быстро захватил власть, расправившись со всеми противниками.

Основанная им династия халифов делилась на две ветви: Суффианидов (первые три халифа) и Марванидов (все остальные).

Йазид I 680-683

Муавия II 683-684

Марван I 684-685

Абдаллах ибн аз-Зубайр (антихалиф, в Мекке) 684-692

ал-Валид I 705-715

Йазид II 720-724

Хишам 724-743

ал-Валид II 743-744

Йазид III 744

Ибрахим 744

Марван II 744-750

В восточных провинциях халифата против Омеййадов возникло мощное движение, в котором на время объединились самые разные силы. Во главе его стоял Абу Муслим, умелый организатор и прекрасный оратор. Войска Омеййадов потерпели поражение, династия была свергнута и практически поголовно истреблена. Марван II бежал в Египет, но был убит в Газе. Лишь одному омеййадскому принцу Абд ар-Рахману, внуку халифа Хишама, удалось спастись. Он бежал на Пиренейский полуостров, где основал независимое от халифа государство.

Династия Аббасидов, 750-1258 гг.

Аббасиды вели своё происхождение от дяди пророка ал-Аббаса (ум. в 653 г.). В отличие от Алидов никаких особых прав на главенство в мусульманской общине они не имели. Поэтому, не очень стесняясь в средствах в борьбе с Омеййадами, Аббасиды старались привлечь на свою сторону самые разные силы - , хариджитов, новых мусульман, прежде всего в Иране и других восточных провинциях халифата. Но после прихода к власти они по возможности быстро постарались избавиться от прежних союзников. По приказу второго халифа ал-Мансура был убит обеспечивший им победу Абу Муслим, казнены или изгнаны многие другие видные шииты, выступления Алидов беспощадно подавлялись.

ал-Махди 775-785

ал-Хади 785-786

Харун 786-809

ал-Амин 809-813

ал-Мамун 813-833

Ибрахим ибн ал-Махди (в Багдаде) 817-819

ал-Мустасим 833-842

ал-Васик 842-847

ал-Мутаваккил 1 847-861

ал-Мустансир 861-862

ал-Мустаин 862-866

ал-Мутазз 866-869

ал-Мухтади 869-870

ал-Мутамид 870-892

ал-Мутадид 892-902

ал-Муктафи 902-908

ал-Муктадир 908-932

ал-Кахир 932-934

ал-Ради 934-940

ал-Муттаки 940-944

ал-Мустакфи 944-946

ал-Мути 946-976

ат-Таи 976-991

ал-Кадир 991-1031

ал-Каим 1031-1075

ал-Муктади 1075-1094

ал-Мустазхир 1094-1118

ал-Мустаршид 1118-1135

ар-Рашид 1135-1136

ал-Муктафи 1136-1160

ал-Мустанджид 1160-1170

ал-Мустади 1170-1180

ан-Насир 1180-1225

аз-Захир 1225-1226

ал-Мустансир 1226-1242

ал-Мустасим 1242-1258

Власть халифов постепенно слабела, от государства отделялись окраины. В 945 году дейлемитские Буиды захватили столицу халифата Багдад и превратили халифов в своих марионеток, оставив за ними только духовное руководство.

В 1055 году Багдад завоевали турки-сельджуки. Политическая власть перешла к их султанам. В конце XII века сельджукидское государство распалось, и халифы постепенно восстановили свою власть. Но в 1258 году халифат был уничтожен монгольским ханом Хулагу, который приказал казнить халифа ал-Мустасима. В результате этого правоверные сунниты лишились своего духовного лидера. Тогда же среди беглецов из Багдада в Каире появился один, который называл себя дядей последнего халифа. Хотя его происхождение вызывало сомнения, управлявшие Египтом мамлюки сочли выгодным ему поверить. Он был провозглашён халифом, а после его скорой гибели халифом стал его брат. Никакой реальной власти ни они, ни их потомки не имели. Мамлюкские султаны держали при своём дворе халифов в качестве главных духовных лиц. Халифы своим авторитетом укрепляли власть султанов.

Аббасидские халифы в Каире, 1261-1517 гг.

ал-Мустансир 1261

ал-Хаким I 1261-1302

ал-Мустакфи I 1302-1340

ал-Васик I 1340-1341

ал-Хаким II 1341-1352

ал-Мутадид I 1352-1362

ал-Мутаваккил I 1362-1377

ал-Мутасим 1377

ал-Мутаваккил I (вторично) 1377-1383

ал-Васик II 1383-1386

ал-Мутасим (вторично) 1386-1389

ал-Мутаваккил I (в третий раз) 1389-1406

ал-Мустаин 1406-1414

ал-Мутадид II 1414-1441

ал-Мустакфи II 1441-1451

ал-Каим 1451-1455

ал-Мустанджид 1455-1479

ал-Мутаваккил II 1479-1497

ал-Мустамсик 1497-1508

ал-Мутаваккил III 1508-1516

ал-Мустамсик (вторично) 1516-1517

ал-Мутаваккил III (вторично) 1517

В 1517 году османский султан Селим I завоевал Египет. Последнего мамлюкского султана по его приказу казнили. Аббасидский же халиф Мутаваккил III жил далее при дворе Селима I, который присвоил себе титул халифа правоверных.

Арабский халифат являлся теократическим мусульманским государством, которое возникло в результате завоеваний мусульман во главе с халифом в VII-IX веках. Первоначальное его ядро было создано в форме общины пророком Мухаммедом в Западной Аравии в Хиджазе в VII веке. Результатом многочисленных мусульманских завоеваний стало создание огромного государства, которое включало в себя Иран, Ирак. В его составе была большая часть Закавказья и Средней Азии. Оно включало в себя также земли Египта, Северной Африки, Сирии и Палестины, охватывало значительную часть Пиренейского полуострова и одну из четырех провинций Пакистана - земли синдхов. Таким обширным было государство Арабский халифат. История его создания связана напрямую с влиянием халифов (наследников или наместников).

Во времена Арабского халифата происходил самый расцвет и науки, он являлся Золотым веком ислама. Датой его основания считают 632 год. Рассмотрим эпоху первых 4-х халифов, которые шли «правым путем». Арабский халифат включал следующих правителей: Абу Бакра (его правление продлилось с 632 по 634 г.), Умара (634-644 г.), Усмана, который правил последующие 12 лет (по 656 г.), Али (656 по 661) и дальнейшее господство династии Омейядов, просуществовавшее с 661 по 750 год.

Образованная менее чем за 100 лет, по своим размерам превышала Римскую. После кончины Мухаммеда были предпосылки к ее распаду и краху тех успехов ислама, которые были получены благодаря нему. После его смерти практически вся Аравия отошла от этого верования, исключение составила Мекка, Медина и Таиф.

Пророк не оставил после себя наследника и разразился спор о преемнике между мединцами и мекканцами. Халиф после дискуссий выдвинул Абу Бакра, которому удалось вернуть в Арабский халифат и ислам, и разъединенную Аравию. После усмирения восстания арабов, Бакра продолжил политику Мухаммеда и повел войну против иранских и византийских владений. Под конец жизни он повелевал Аравией, Вавилонией, Сирией, Месопотамией, западным Ираном, Барком, Египтом и Триполи.

Усман завоевал Кипр, Восточный Иран, Карфагенскую область, расширив Арабский халифат. Из-за междоусобиц арабов, возникших в связи с убийством Усмана, были устранены некоторые пограничные области.

Али убили во время «дворцового переворота», и к власти пришли Омейяды. При них в государстве, имеющем выборное правление, закрепилась наследственная монархия.

Завоевания первых халифов были успешными из-за слабости противников, поскольку никто не противодействовал арабам. Местное население из-за ненависти к грекам часто само призывало и помогало арабам. Греки ни разу не позволили им завоевать а под Константинополем арабы претерпевали поражения.

В покоренных землях, где распространился Арабский халифат, история характеризует стиль правления при Умаре как воинствующую церковь. При Усмане было разрешено арабам владеть завоеванными землями, что влекло к помещичьей деятельности. Религиозный характер изменился с приходом Омейядов. Из церковно-религиозной общины, руководимой духовным главой, произошла трансформация в светско-политическую державу.

Следующая династия Аббасидов отмечается как деспотичная, кровавая и сопровождающаяся бессердечной жестокостью. Народ стал свидетелем лицемерия, а коварство проявлялось исподтишка, в виде расправы над неугомонными гражданами. Эта династия характеризовалась безумием, при ней была введена система пыток. Несмотря на это, правящие круги считались гениальными политиками, при которых блестяще велись финансы.

Культура арабского халифата и ее развитие в этот период всячески поощрялись, развивалась наука и медицина. Этому способствовала талантливая семья визирей, которая правила до 803 г., и которую сверг Харун. Члены семьи в течение 50 лет поддерживали равновесие между арабами и персами, создали политическую крепость и восстановили сасанидскую жизнь.

При Аббасидах культура арабского халифата была развита благодаря мирным отношениям с соседями, меновой торговле. Производились предметы роскоши, шелковые ткани, оружие, ювелирные на коже и холсте, ковры, резные работы на костях. Получила распространение в те годы мозаика, чеканка, гравировка, фаянсовые и стекольные изделия. Персия повлияла на возникновение правильной историографии и научную арабскую филологию. В те годы была создана арабская грамматика, происходило собирание словесности.

1. Перечислите основные положения мусульманского вероучения.

Вероучение ислама опирается на «пять столпов». Все мусульмане должны верить в единого Бога – Аллаха и в пророческую миссию Мухаммеда; для них обязательна ежедневная пятикратная молитва и еженедельная, по пятницам, молитва в мечети; каждый мусульманин должен соблюдать пост в священный месяц Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку – хадж. Эти обязанности дополняются ещё одним долгом – в случае необходимости участвовать в священной войне за веру – джихаде.

2. В чём причины успешных завоеваний арабов?

Причинами успешных завоеваний арабов являлись: соперничество и взаимное ослабление Византии и Ирана, религиозная воинственность арабов, слабость варварских государств в Северной Африке.

3. Как складывались отношения завоевателей-мусульман с людьми, принадлежащими к другим религиям?

Завоеватели-мусульмане не Сначала арабы не принуждали христиан, иудеев и зороастрийцев (приверженцев древней религии Ирана) принимать ислам; им разрешалось жить по законам своей веры, выплачивая особую подушную подать. Но к язычникам мусульмане относились крайне нетерпимо. Люди, принявшие ислам, освобождались от налогов.

4. Почему, несмотря на смуты и расколы, исламскому государству долгое время удавалось сохранять единство?

Потому что правитель - халиф обладал не только светской, но и духовной властью над всеми мусульманами, чем обеспечивалось единство.

5. В чём причины распада халифата Аббасидов?

Причины распада Арабского Халифата заключаются в мятежах знати, отсутствия возможности контролировать обширное государство, появление самостоятельных правителей, которые не подчинялись халифу, лишение халифа светской власти.

6. Используя карту, перечислите государства древности и раннего Средневековья, территории которых вошли в состав Арабского халифата.

Государство Сасанидов (Персия), Армения, Азербайджан, Хорасан, Хорезм, Керман, Систан, Тохаристан, Сирия, Финикия, Палестина, Египет, Ливия, Королевство вестготов (Испания).

7. Говорят, что ислам – единственная из мировых религий, возникшая «при полном свете истории». Как вы понимаете эти слова?

Эти слова можно понять так, что ислам возник в эпоху, которая хорошо освещена историческими источниками, описана средневековыми историками. Поэтому историки очень хорошо представляют условия, в которых возникла новая религия.

8. Автор произведения «Кабус-Намэ» (XI в.) рассуждает о мудрости и знаниях: «Невежду не считай человеком, а мудрого, но лишённого добродетели, не считай мудрецом, осторожного, но лишённого знаний, не признавай аскетом, а с невеждами не обшайся, особенно с теми невеждами, которые себя считают мудрецами и удовлетворены своим невежеством. Общайся только с разумными, ибо от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу. Не будь неблагодарен за общение с добрыми и добрые дела и не забывай того, кто в тебе нуждается, не отталкивай, ибо через это отталкивание страдания и нужда увеличатся. Старайся быть добронравным и человечным, удаляйся от непохвальных нравов и не будь расточителен, ибо плод расточительности – забота, а плод заботы – нужда, а плод нужды – унижение. Старайся, чтобы тебя хвалили разумные, и смотри, чтобы тебя не стали хвалить невежды, ибо тот, кого хвалит чернь, порицается вельможами, как слышал я... Говорят, что как-то раз Ифлатун (так мусульмане называли древнегреческого философа Платона. сидел с вельможами того города. Пришёл к нему на поклон какой-то человек, сел и повёл разные речи. Посреди речей он сказал: «О мудрец, сегодня я видел такого-то, и говорил он о тебе и прославлял и славословил тебя: Ифлатун, мол, очень великий мудрец, и никогда не было и не будет ему подобного. Я хотел передать тебе его восхваления».

Мудрец Ифлатун, услышав эти слова, поник головой и зарыдал, и очень опечалился. Этот человек спросил: «О мудрец, какую обиду я тебе причинил, что ты так опечалился?» Мудрец Ифлатун ответил: «Ты меня не обидел, о ходжа, но может ли быть бедствие больше того, что меня хвалит невежда и дела мои кажутся ему достойными одобрения? Не знаю я, что за глупость я сделал, которая пришлась ему по нраву и доставила удовольствие, так что он похвалил меня, а то я раскаялся бы в этом поступке. Печаль моя оттого, что я ещё невежда, ибо те, кого хвалят невежды, сами невежды».

Каков должен быть круг общения человека, по мнению автора?

Почему такое общение должно приносить пользу?

Почему расстроился Платон?

О чём свидетельствует упоминание в рассказе его имени?

Общаться следует только с разумными,

Такое общение приносит пользу, т.к. от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу

Платон расстроился от того, что его похвалил невежда, а значит самого Платона сравнили с невеждой, т.к. «те, кого хвалят невежды, сами невежды»

Это свидетельствует о том, что арабы не просто знали античную философию, но во многом сохранили ее в эпоху раннего средневековья.

Аравийский полуостров с древнейших времен был заселен арабскими племенами. Традиционно подавляющую часть населения полуострова составляли бедуины - кочевники-скотоводы. В меньшей степени здесь было развито земледелие, носившее оазисный характер. Некоторые области (Йемен, район Мекки) специализировались на посреднической торговле со странами Северной и Северо-Восточной Африки, Средиземноморья, Индией.

Кааба - главная святыня ислама. Представляет собой каменное здание в центре мечети аль‑Харам в Мекке. Кааба с вмурованным в нее черным камнем, якобы посланным Аллахом с неба, является главным объектом паломничества мусульман всего мира. Паломники 7 раз обходят вокруг Каабы и целуют заключенный в серебряное обрамление черный камень.

Мечеть Омейядов в городе Дамаске. Построена при халифе Валиде I (705-712). В средние века эта мечеть, названная Великой, считалась чудом света. Она неоднократно подвергалась ограблениям и пожарам, но и сегодня считается одним из великолепных образцов архитектурного искусства.

Древние ворота Багдада.

50‑метровый минарет мечети апь‑Мальвийа в виде усеченного конуса с наружной спиральной лестницей в Самарре (Ирак).

Бухара. Мавзолей Исмаила Самани. IX-X вв.

Завоевания арабов в VII-IV вв.

В VII в. в Аравии протекали процессы разложения первобытнообщинного строя и классообразования, усилилось социальное расслоение, выделилась племенная знать, завладевшая огромными землями, крупными стадами, рабами. В наиболее развитых районах уже возникли рабовладельческие, а кое‑где и раннефеодальные отношения. Сложились благоприятные условия для государственного объединения арабов. Ему во многом способствовало возникновение и распространение монотеистического учения ислама, основной идеей которого было единство всех мусульман (см. Религия). Мусульманская община стала ядром политического объединения страны.

В начале 30‑х гг. VII в. арабы приступили к военным походам, завершившимся завоеванием стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Египта. Было создано обширное государство - Арабский халифат, в котором в руках халифа («преемника и заместителя посланника Аллаха - пророка Мухаммеда») была сосредоточена светская и духовная власть.

В ходе военных кампаний арабы столкнулись с двумя могущественными державами того времени - Византией и Сасанидским Ираном. Ослабленные длительной борьбой друг с другом, обострением внутриполитических противоречий, они потерпели ряд поражений от арабов и уступили им значительные территории в Западной Азии и Северной Африке.

В 30-40‑е гг. VII в. арабами были покорены Сирия и Палестина, Месопотамия, Египет, практически вся Северная Африка (включая Барку, Триполитанию, Ифрикию), Кипр. К 651 г. завершилось завоевание Ирана. Византийская Малая Азия подверглась многочисленным грабительским набегам со стороны арабов, предпринявших несколько неудачных попыток взять Константинополь. В начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье, области Средней Азии (Мавераннахр - территория между реками Амударьей и Сырдарьей). В 712 г. арабы вторглись в Индию и завоевали Синд (область по нижнему течению Инда), в 711-714 гг., разгромив государство вестготов, захватили большую часть Пиренейского полуострова.

Подчинение чужих земель стало для арабской знати важным средством обогащения. Арабы получили огромные земли, военную добычу, пленников-рабов, собирали дань с покоренных народов. Первоначально в захваченных странах сохранялись местные порядки, старый государственный аппарат. Господствовавшие социально-экономические отношения не претерпели никаких существенных изменений. Сохранилась существовавшая система эксплуатации крестьянства, характерная для раннефеодального общества; в сельском хозяйстве и ремесле арабская знать широко использовала труд рабов, захваченных в военных походах. Рабский труд применялся на государственных работах - рытье и очистке каналов и т. д. (см. Рабство , Работорговля).

В покоренных странах началась постепенная арабизация местного населения. Особенно активно этот процесс протекал там, где уже задолго до VII в. проживали довольно обширные группы арабов, - в Палестине, Сирии, Месопотамии, Египте. Закавказье, Иран и Средняя Азия так и не были арабизированы. Арабы воспринимали многие элементы культуры завоеванных народов.

Вместе с расселением арабов по обширной территории распространялся ислам. Во всех частях халифата быстро росло число приверженцев мусульманской религии. По отношению к представителям других религий и культов - христианам, иудеям, зороастрийцам - соблюдался принцип веротерпимости. Иноверцы не преследовались, однако пользовались ограниченными правами по сравнению с мусульманами.

В начале 2‑й половины VII в. халифат становится ареной острой внутриполитической борьбы между представителями различных знатных арабских родов. Междоусобная война положила начало расколу мусульман на сторонников Али (зятя пророка Мухаммеда) - шиитов и его противников - суннитов, привела к возникновению движения хариджитов.

После убийства Али к власти приходит династия Омейядов, представлявшая один из родов племени курейш. Дамаск становится столицей, Сирия - столичной провинцией халифата. В период правления династии Омейядов (661-750) государство достигает больших успехов в социально-экономическом развитии. Совершенствованию товарно-денежных отношений способствует введение единой денежной системы во всем халифате, проводятся мероприятия по упорядочению налогово-податной системы, централизации государственного аппарата. Широкое распространение получает арабский язык, на котором ведется делопроизводство.

В середине VIII в. в халифате вновь обострилась внутриполитическая борьба. На этот раз с претензиями на престол выступили Аббасиды - богатые иракские землевладельцы, потомки Аббаса, дяди пророка Мухаммеда. При Аббасидах было решено перенести столицу халифата из Дамаска. С этой целью был основан новый город - Багдад, официально называвшийся «Мадинат ас‑салям», что значит «город мира». Халифат периода правления Аббасидов (750-1258) называют Багдадским. При первых аббасидских халифах, включая Харуна ар‑Рашида (786-809), халифат являлся достаточно сильным и относительно централизованным феодально-теократическим государством. Он продолжал вести завоевательные походы (были захвачены Сицилия, Мальта, Крит), вел непрерывные войны со своим давним врагом - Византией. В государстве Аббасидов шли процессы дальнейшего совершенствования феодальных отношений. Усилившийся гнет и эксплуатация крестьян, ремесленников, трудового населения городов, незаконные поборы и притеснения со стороны администрации вызывали крупные народные движения, которые часто проходили под религиозными лозунгами. Восстания вспыхивали в разных уголках халифата. Особой силой и упорством отличались восстание под руководством Муканны (776-783) в Средней Азии, восстание Бабека (816-837), охватившее Южный Азербайджан, Армению и Западный Иран, восстание зинджей - темнокожих рабов в Ираке, привезенных из Африки, которых первоначально поддержали ремесленники и бедуины (869-883), карматское религиозное движение, потрясшее халифат в IX - начале X в. и проходившее под лозунгами социального равенства и справедливости.

В 1‑й четверти IX в. начался политический распад Арабского халифата, единство которого держалось лишь на военной силе. Наблюдается быстрый рост крупной земельной собственности отдельных феодалов и семей, усиление их позиций в политической жизни, что в итоге привело к сепаратистским устремлениям, к обособлению отдельных частей халифата и их постепенному превращению в самостоятельные государства. Например, Хорасан, сохраняя номинальную зависимость от багдадского халифа, фактически управлялся членами династии Тахиридов (821- 873), в Египте к власти пришла тюркская династия Тулунидов (868-905), на территории современных Марокко - Идрисиды (788-974), Туниса и Алжира - Аглабиды (800-909). В IX в. возродилась местная феодальная государственность в Средней Азии, Армении, Азербайджане, Грузии. Халифат фактически распался на отдельные части, так и не сумев в дальнейшем восстановить свое былое могущество. Оплотом власти аббасидских правителей стал Ирак. В 945 г. западноиранская династия Бундов захватила Багдад, лишила Аббасидов политической власти, сохранив за ними только власть духовную. Окончательно халифат прекратил свое существование в середине XIII в., когда в 1258 г. его столицу покорили монгольские завоеватели.

В период существования Арабского халифата высокого уровня развития достигла культура . Следствием длительного культурного взаимодействия арабов с завоеванными ими народами явилось взаимопроникновение элементов разных культур, их взаимное обогащение. На этой основе возникла богатейшая средневековая арабская культура. Известны имена замечательных арабских средневековых поэтов и писателей - Абу Нуваса (762-815), Омара ибн Аби Рабиа (644-712), Абу Таммама (ок. 796-843), Абу‑ль‑Фараджа аль‑Исфахани (897-967), аль‑Мутанабби (915-965), Абу Фираса (932-967) и других. На основе переработанных сюжетов персидских, индийских и других сказок стал складываться популярный сборник увлекательнейших сказок «Тысяча и одна ночь». Широкое распространение получил оформившийся классический литературный арабский язык и письменность на основе арабского алфавита. Накапливались и совершенствовались научные знания, развивались математика, астрономия, химия, медицина, география, философия, исторические и филологические дисциплины. Многие города стали крупными научными и культурными центрами. В Багдаде даже возникло особое учреждение - «Байт аль‑Хикма» («Дом мудрости»), при котором имелись богатейшая библиотека и обсерватория. Багдад стал центром переводческой деятельности, на арабский язык переводились научные и литературные памятники древности.

На весь мир славились многие города халифата как крупнейшие центры ремесленного производства и торговли, известные великолепными памятниками средневековой арабской архитектуры. Это Багдад и Басра, Дамаск и Иерусалим, Мекка и Медина, Куфа и Нишапур, Бухара и Самарканд, Александрия, Кайруан и Кордова и многие другие города.

Арабский халифат представлял собой военизированное теократическое государство, существовавшее в VII-IX веках на землях Азии, Африки и Европы . Образовалось оно в 630 году при жизни пророка Мухаммеда (571-632). Именно ему человечество обязано возникновением ислама . Он проповедовал своё учение с 610 года. За 20 лет вся Западная Аравия и Оман признали новую веру и стали почитать Аллаха.

Мухаммед обладал поразительным даром убеждения. Но способности сами по себе ничего бы не стоили, если бы пророк сам искренне не верил в то, что проповедовал. Вокруг него сформировалась группа таких же людей, фанатично преданных новой вере. Они не искали для себя никаких благ и выгод. Ими двигала лишь идея и вера в Аллаха.

Пророк Мухаммед (Древняя миниатюра из арабской рукописи)

Именно поэтому ислам так быстро и распространился на землях Аравии. Но надо заметить, что мусульмане (последователи ислама) вовсе не отличались терпимостью к представителям других религий. Свою веру они насаждали силовыми методами. Тех, кто отказывался признать Аллаха своим богом, убивали. Альтернативой было бегство в другие земли, только так можно было сохранить жизнь и свои религиозные убеждения.

Незадолго до смерти Мухаммед послал письма византийскому императору и персидскому шаху. Он потребовал, чтобы подвластные им народы приняли ислам. Но, естественно, получил отказ. Властители могущественных держав не приняли всерьёз новое государство, объединённое одной религиозной идеей.

Первые халифы

В 632 году пророк умер. С этого времени и появились халифы. Халиф - это наместник пророка на земле . Власть его основывалась на шариате - совокупности правовых, морально-этических и религиозных норм ислама. Первым халифом стал верный последователь Мухаммеда Абу Бакр (572-634). Обязанности наместника он исполнял с 632 по 634 годы.

Это был очень сложный период для мусульман, так как после смерти пророка многие племена отказались признавать новую религию. Пришлось железной рукой наводить порядок. Всех противников безжалостно уничтожали. В результате этой деятельности практически вся Аравия признала ислам.

В 634 году Абу Бакр заболел и умер. Вторым халифом стал Умар ибн аль-Хаттаб (581-644). Обязанности наместника пророка он исполнял с 634 по 644 годы. Именно Умар организовал военные походы на Византию и Персию. Это были крупнейшие державы того времени.

Население Византии насчитывало на тот период около 20 млн. человек. Население Персии было чуть меньше. Эти крупнейшие страны вначале не обратили никакого внимания на каких-то арабов, у которых даже лошадей-то не было. Свои марши они совершали на ослах и верблюдах. Перед битвой спешивались и так вели бой.

Но никогда нельзя недооценивать противника. В 636 году состоялись две битвы: при Ярмуке в Сирии, а затем при Кадисии в Месопотамии. В пером сражении потерпело сокрушительное поражение византийское войско, а во втором сражении было разгромлено персидское войско. В 639 году арабское войско перешло египетскую границу. Египет находился под властью Византии. Страну раздирали религиозные и политические противоречия. Поэтому сопротивления, практически, никакого не было.

В 642 году в руках мусульман оказалась Александрия со своей знаменитой Александрийской библиотекой . Это был важнейший военный и политический центр страны. В том же 642 году были разбиты персидские войска в битве при Нехавенде. Таким образом, был нанесён сокрушительный удар династии Сасанидов. Последний её представитель - персидский шах Йездигерд III был убит в 651 году.

При Умаре, после битвы при Ярмуке, византийцы уступили победителям город Иерусалим . Халиф вначале вошёл в городские ворота один. На нём был простой плащ бедного человека. Жители города, увидев завоевателя в таком виде, были потрясены. Они привыкли к кичливым и роскошно одетым византийцам и персам. Тут же была полная противоположность.

Православный патриарх Софроний передал халифу ключи от города. Тот заверил, что сохранит все православные церкви в целости. Они не будут разрушены. Тем самым Умар сразу зарекомендовал себя мудрым и дальновидным политиком. Он помолился Аллаху в храме Гроба Господня, а на том месте, где раньше высился Иерусалимский храм, велел поставить мечеть.

В 644 году на халифа было совершено покушение. Совершил этот поступок персидский раб Фируз. Он жаловался Умару на своего хозяина, но тот посчитал жалобу необоснованной. В отместку за это перс ударил наместника пророка ножом в живот. Через 3 дня Умар ибн аль-Хаттаб скончался. Закончилось 10-летие победного шествия ислама по персидским и византийским землям. Халиф был мудрым человеком. Он сохранил единство мусульманской общины и значительно усилил её.

Третьим халифом стал Усман ибн Аффан (574-656). Обязанности наместника пророка он исполнял с 644 по 656 годы. Надо сказать, что по своим морально-волевым качествам он проигрывал предшественнику. Усман окружил себя родственниками, что вызвало недовольство у остальных мусульман. В то же время при нём была полностью захвачена Персия. Местному населению запретили поклоняться огню. Огнепоклонники бежали в Индию, и живут там по сей день. Остальные персы приняли ислам.

Арабский халифат на карте

Но Арабский халифат не ограничился этими завоеваниями. Он продолжал и дальше расширять свои границы. Следующей на очереди стала богатейшая страна Согдиана, расположенная в Средней Азии. В её состав входили такие крупнейшие города как Бухара, Ташкент, Самарканд, Коканд, Гургандж. Все они были окружены крепкими стенами и имели сильные военные отряды.

Арабы стали появляться в этих землях небольшими кучками и начали захватывать один город за другим. Где-то они обманом проникали за городские стены, но в основном брали их штурмом. На первый взгляд кажется удивительным, как могли плохо вооружённые мусульмане победить такую сильную и богатую державу как Согдиана. Тут сказалась сила духа завоевателей. Они оказались более стойкими, а сытые жители богатых городов показали слабость духа и откровенную трусость.

Зато дальнейшее продвижение на восток остановилось. Арабы вышли в степи и столкнулись с кочевыми племенами тюрок и тюргушей. Кочевникам предложили принять ислам, то те отказались. А надо сказать, что всё кочевое население Южного Казахстана было крайне малочисленным. В предгорьях Тянь-Шаня жили тюргеши, ягма и чигили. Степи населяли предки печенегов, которые назывались кангар, а сами эти земли назывались Кангюй. Предки туркмен и потомки парфян жили вплоть до Сырдарьи на огромной территории. И этого редкого населения оказалось вполне достаточно, чтобы остановить арабскую экспансию.

На западе при Усмане арабы дошли до Карфагена и заняли его. Но дальнейшие военные действия прекратились, так как в самом Арабском халифате начались серьёзные политические разногласия. Против халифа восстали некоторые провинции. В 655 году повстанцы вошли в Медину, где находилась резиденция Усмана. Но все претензии восставших удалось решить миром. Но в следующем году недовольные властью халифа мусульмане ворвались в его покои, и наместник пророка был убит. С этого момента началась фитна . Так называется Гражданская война в мусульманском мире. Продолжалась она вплоть до 661 года.

После смерти Усмана новым халифом стал Али ибн Абу Талиб (600-661). Он приходился двоюродным братом пророку Мухаммеду. Но не все мусульмане признали власть нового правителя. Нашлись люди, которые обвинили его в защите убийц Усмана. К таковым отнёсся наместник в Сирии Муавия (603-680). Против нового халифа выступила и одна из бывших тринадцати жён пророка Аиша со своими единомышленниками.

Последние обосновались в Басре. В декабре 656 года состоялась так называемая Верблюжья битва. С одной стороны в ней принимали участие войска Али, а с другой стороны войска повстанцев, возглавляемые шурином пророка Талхой ибн Убайдуллой, двоюродным братом пророка Аз-Зубайр ибн аль-Аввамом и бывшей женой пророка Аишей.

В этом сражении повстанцы были разгромлены. Центр битвы находился возле Аиши, которая сидела на верблюде. Отсюда сражение и получило такое название. Руководители восстания были убиты. В живых осталась лишь Аиша. Её схватили, но затем отпустили.

В 657 году состоялась Сиффинская битва. В ней встретились войска Али и мятежного сирийского наместника Муавия. Это сражение закончилось ничем. Халиф проявил нерешительность, и мятежные войска Муавия не были разбиты. В январе 661 года четвёртый праведный халиф был убит отравленным кинжалом прямо в мечети.

Династия Омейядов

Со смертью Али Арабский халифат вступил в новую эпоху. Муавия основал династию Омейядов, которая правила государством целых 90 лет . При этой династии арабы прошли по всему африканскому побережью Средиземного моря. Они дошли до Гибралтарского пролива, форсировали его в 711 году и оказались в Испании. Захватили это государство, перешли Пиренеи и были остановлены только на Руане и Роне.

К 750 году последователи пророка Мухаммеда завоевали огромную территорию от Индии до Атлантического океана. На всех этих землях был установлен ислам. Надо сказать, что арабы были настоящими джентльменами. Завоёвывая очередную страну, они убивали только мужчин, если те отказывались принять ислам. Что же касается женщин, то их продавали для гаремов. Причём цены на базарах были смешными, так как пленниц было очень много.

А вот пленённые аристократки пользовались особыми привилегиями. Так дочку персидского шаха Йездигерда продавали по её желанию. Перед ней проходили покупатели, а она сама выбирала, к кому из них ей пойти в рабство. Одни мужчины были слишком толстые, другие слишком худые. У кого-то были губы сластолюбцев, а у кого-то слишком маленькие глаза. Наконец женщина увидела подходящего мужчину и сказала: "Вот ему меня продайте. Я согласна". Тут же оформили сделку. У арабов рабовладение в то время носило вот такие экзотические формы.

В целом же надо отметить, что в Арабском халифате раба можно было покупать лишь при его согласии. Иногда между рабом и рабовладельцем возникал конфликт. В этом случае раб имел право потребовать, чтобы его перепродали другому хозяину. Такие отношения больше походили на сделку по найму, но оформлялись как купля-продажа.

При Омейядах столица ислама находилась в городе Дамаске, поэтому иногда говорят не Арабский, а Дамасский халифат. Но это одно и то же. Примечательным было то, что во времена этой династии пропало единство мусульманской общины. При правоверных халифах людей объединяла вера. Начиная же с времён Муавия, правоверные стали делить себя по субэтническому признаку. Существовали арабы мединские, арабы мекканские, арабы-кельбиты, арабы-кайситы. И между этими группировками начали возникать разногласия, которые очень часто выливались в жестокую резню.

Если посчитать внешние и внутренние войны, то окажется, что их количество одинаковое. Причём внутренние конфликты были гораздо более ожесточёнными, чем внешние. Доходило до того, что войска омейядского халифа штурмовали Мекку. При этом применялось огнемётное оружие и был сожжён храм Каабы. Однако до бесконечности все эти безобразия продолжаться не могли.

Финал наступил при 14-м халифе из династии Омейядов. Звали этого человека Марван II ибн Мухаммад. Он находился у власти с 744 по 750 годы. В это время на политическую арену вышел Абу Муслим (700-755). Своё влияние он приобрёл в результате сговора персов с арабами-кельбитами против арабов-кайситов. Именно благодаря этому сговору династия Омейядов и была свергнута.

В июле 747 года Абу Муслим открыто выступил против халифа Марвана II. После ряда блестящих военных операций войска наместника пророка были разбиты. Марван II бежал в Египет, но был пойман и казнён в августе 750 года. Почти все остальные члены царского семейства были убиты. Удалось спасти лишь одному представителю династии Абду ар-Рахману. Он бежал в Испанию и в 756 году основал на этих землях Кордовский эмират .

Династия Аббасидов

После низвержения династии Омейядов Арабский халифат получил новых правителей. Ими стали Аббасиды . Это были дальние родственники пророка, не имевшие никаких прав на престол. Однако они устраивали и персов и арабов. Основателем династии считается Абу-ль Аббас. При нём была одержана блестящая победа над китайцами, которые вторглись в Среднюю Азию. В 751 году состоялась знаменитая битва при Таласе. В ней арабские войска встретились с регулярными китайскими войсками.

Китайцами командовал кореец Гао Сян Чжи. А арабское войско возглавлял Зияд ибн Салих. Сражение продолжалось три дня, и никто не мог одержать победу. Ситуацию переломило алтайское племя карлуков. Они поддержали арабов и напали на китайцев. Разгром агрессоров был полным. После этого Китайская империя зареклась расширять свои границы на запад.

Зияд ибн Салих был казнён за участие в заговоре примерно через полгода после блестящей победы при Таласе. В 755 году казнили Абу Муслима. Авторитет этого человека был огромен, а Аббасиды опасались за свою власть, хотя получили её как раз благодаря Муслиму.

В VIII веке новая династия сохраняла былую мощь вверенных ей земель. Но дело осложнялось тем, что халифы и члены их семей были людьми с разным менталитетом. У одних владык матери были персиянки, у других - берберки, у третьих - грузинки. Там была страшная мешанина. Единство державы сохранялось лишь благодаря слабости противников. Но постепенно единое исламское государство стало разваливаться изнутри.

Вначале, как уже говорилось, отделилась Испания, затем Марокко, где жили мавры-кабилы. После этого наступила очередь Алжира, Туниса, Египта, Средней Азии, Хорасана, восточных районов Персии. Арабский халифат постепенно распался на независимые государства и прекратил своё существование в IX веке . Сама же династия Аббасидов просуществовала гораздо дольше. Она уже не имела прежнего могущества, но привлекала восточных владык тем, что её представители являлись наместниками пророка. То есть интерес к ним был чисто религиозный.

Лишь во втором десятилетии XVI века османский султан Селим I заставил последнего халифа из рода Аббасидов отречься от своего титула в пользу османских султанов. Таким образом, Османы приобрели не только административное и светское, но и духовное главенство над всем исламским миром.

Так закончилась история теократического государства. Создано оно было верой и волей Мухаммеда и его сподвижников. Достигло небывалой мощи и процветания. Но затем, благодаря внутренним распрям, начался спад. И хотя сам халифат распался, но на ислам это никак не повлияло. Просто мусульмане разбились на этносы, ведь кроме религии людей ещё связывает культура, древние обычаи и традиции. Именно они и оказались основополагающими. В этом нет ничего удивительного, так как через подобные исторические перипетии прошил все народы и государства нашего многонационального мира .

Статью написал Михаил Стариков