Какие учебные заведения закончил константин симонов. Константин Симонов - биография, фото, личная жизнь, жёны и дети поэта. Интересные факты из жизни Константина Симонова

Адашевы, 1) Федор Григорьевич, боярин, воевода и посол при Василии III и Иване IV. 2) Алексей Федорович, постельничий Грозного, влиятельный любимец из партии протопопа Сильвестра, сторонник внутренних реформ. С кончины царицы Анастасии в опале, умер под стражей в Дерпте в 1561 г. 3) Данило Федорович, брат Алексея, воевода, сражался под Казанью, в Крыму, в Ливонии под начальством Курбского; казнен в 1561 г.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Адашев Алексей Фёдорович (?-1561), окольничий (с 1553 г.). Брат Д. Ф. Адашева. Один из ближайших советников царя Ивана IV. Возглавлял Избранную раду. С конца 40-х гг. руководил дипломатическими отношениями с восточными государствами, с середины 50-х гг. - всей внешней политикой. Инициатор реформ конца 40-х - начала 50-х гг. XVI в., укрепивших центральную власть.

Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»

Адашев Алексей Федорович (?-1560) - крупный государственный деятель в царствование Ивана Грозного, сын Ф. Г. Адашева. В конца 40-х гг. XVI в. - один из влиятельнейших советников царя, член Избранной рады. Под его руководством были проведены в жизнь важные реформы, укрепившие центральную власть. Среди важнейших титулов и должностей были следующие: окольничий, начальник Челобитного приказа, постельничий и хранитель личного архива царя вместе с печатью «для скорых и тайных дел». Руководил работами по составлению официальной разрядной книги «государева родословца», редактировал материалы официальной летописи - «Летописца начала царства». При его активном участии к Русскому государству были присоединены ханства: Казанское (1552 г.) и Астраханское (1556 г.). Вместе с дьяком И. М. Висковатым руководил дипломатической подготовкой Ливонской войны 1558-1583 гг. В 1560 г. послан третьим воеводой с большим полком в Ливонию, к Вильянди, после осады и взятия которого оставлен там первым воеводой. В том же году попал в опалу из-за противодействия продолжению войны. В Юрьеве (Дерпте) был сначала взят под стражу, затем посажен под домашний арест и вскоре умер.

В. В. Богуславский, В. В. Бурминов.


Адашев Алексей Федорович
(ум. 1561, Юрьев (Тарту) - государственный деятель. Происходил из костромских дворян - рода не слишком знатного, но «доброго». Один из руководителей Избранной рады - правительства царских «советников, мужей разумных и совершенных», возникшего около 1549 г. Был известен аскетизмом, глубокой религиозностью. Проводил политику реформ, отражавших интересы широких кругов феодалов и способствовавших централизации власти. Провел преобразования в армии: ограничил местничество, положил начало стрелецкому войску. Участвовал в создании Судебника 1550 г. В это время продолжилось начатое при Иване III создание органов управления отраслями государственной жизни - приказов. Высшим контрольным органом - Челобитным приказом - управлял сам Адашев. Он был суров и властен: однажды распорядился не подчинившегося ему человека отправить на службу «сковав». Адашев был и постельничим, ведавшим личным архивом Ивана IV и редактировавшим материалы официальной летописи - «Летописца начала царства». Около 1550 г. стал казначеем, возглавил финансовое ведомство. С этого же года постоянно участвовал в переговорах с иностранными послами. Проводил активную внешнюю политику, руководил дипломатической подготовкой присоединения Казанского и Астраханского ханств, инженерными работами во время осады Казани в 1552 г. В 1560 г. Адашев, заподозренный в отравлении царицы Анастасии, был отстранен царем от власти и отправлен на службу в Ливонию, где умер от «огненного недуга». Формально правительство Адашева пало в результате разногласий с Иваном IV в проведении внешней политики. На самом деле была подведена черта под давним соперничеством между царем и реформаторами, не желавшими ускоренной централизации с неизбежным террором.

А. П. Шикман .


Адашев Алексей Федорович (
умер в 1561 г.), русский государственный деятель. Происходил из костромских дворян, связанных родством с московским боярством. С конца 40-х гг. XVI в. один из руководителей правительства Избранной рады, способствовавшей осуществлению важнейших реформ, укреплявших центральную власть. Адашев был окольничим, начальником Челобитного приказа и постельничим (придворный чин), ведавшим личным архивом царя Ивана IV и хранившим печать «для скорых и тайных дел». Руководил работой по составлению официальной разрядной книги и «государева родословца», редактировал материалы официальной летописи - «Летописца начала царства».

Сторонник активной внешней политики в отношении татарских ханств, Адашев руководил дипломатической подготовкой присоединения Казанского и Астраханского ханств; возглавлял инженерные работы во время осады Казани в 1552 г. Совместно с И. М. Висковатым вёл дипломатическую подготовку Ливонской войны 1558-1583 гг. и ведал внешними сношениями России в первые годы войны. Способствовал заключению невыгодного для России перемирия с Ливонией весной 1559 г. В мае 1560 г. был послан воеводой в Ливонию. Адашев противился дальнейшей активизации войны, а также усилению влияния Захарьиных - родственников царицы, что могло явиться поводом для его опалы. В 1560 г. был заключён под стражу в Юрьеве (Тарту), где и умер.

Литература: Зимин А. А., Реформы Ивана Грозного, М., 1960; Смирнов И. И., Очерки политической истории Русского государства 30-50-х гг. XVI в., М.- Л., 1958; Шмидт С. О., Правительственная деятельность А. Ф. Адашева, «Ученые записки МГУ», 1954, в. 167; его же, Восточная политика России накануне «Казанского взятия», в сборнике: Международные отношения. Политика. Дипломатия XVI- XX вв. (Сб. ст. к 80-летию академика И.М. Майского), М., 1964.

С. О. Шмидт.

Большая советская энциклопедия


Адашев Алексей Фёдорович
(?-1561), думный дворянин, окольничий (с ноября 1553 г.), постельничий. Из костромских дворян. С конца 40-х гг. XVI в. руководил Избранной радой. С его именем связаны государственные реформы конца 40-50-х гг. XVI в., определившие на столетие особенности государственного управления в России. Совмещал правительственные обязанности с придворными (постельничий), был хранителем личной казны царя и его печати «для скорых и тайных дел». Возглавлял Челобитный приказ, направлявший и контролировавший при нём деятельность других учреждений и одновременно являвшийся личной канцелярией царя. Вёл дипломатическую подготовку присоединения Казанского ханства. Руководил составлением официальной Разрядной книги и «Государева родословца», редактировал официальную летопись. Сторонник активной восточной политики Российского государства. Совместно с И.М. Висковатовым ведал внешними сношениями России в начале Ливонской войны 1558-1583 гг., но противился дальнейшей активизации военных действий на западе. В 1560 г. был воеводой в Ливонии, умер в Юрьеве в опале, вызванной борьбой за власть придворных группировок. Поводом для опалы, возможно, послужили сопротивление Адашева продолжению войны, борьба с влиянием Захарьиных, родственников царицы Анастасии.

Литература: Шмидт С.О., Правительственная деятельность А.Ф. Адашева, «Ученые записки МГУ», 1954, в. 167.

С.О. Шмидт.

Энциклопедия «Москва»


Адашев, Алексей Федорович
, известный любимец Иоанна Грозного, сын незначительного по происхождению служилого человека Федора Григорьевича Адашева. «Личность эта, может быть, и менее талантливая, чем некоторые из современных ему политических дельцов, сияет таким ярким светом доброты и непорочности, является таким образцом филантропа и гуманиста XVI века, что не трудно понять ее обаяние на все окружающее» (Н. П. Лихачев). Впервые Адашев упоминается в 1547 г. на царской свадьбе (3 февраля) в должности ложничего и мовника, т. е. он стлал брачную постель государя и сопровождал новобрачного в баню. Большим влиянием на царя Адашев стал пользоваться вместе с знаменитым благовещенским священником Сильвестром после страшных московских пожаров (в апреле и в июне 1547 г.) и убиения возмутившимся народом царского дяди Юрия Глинского. С этого времени царь, не расположенный к знатным боярам, приблизил к себе двух неродовитых, но лучших людей своего времени, Сильвестра и Адашева. Иоанн нашел в них, а также в царице Анастасии и в митрополите Макарии, нравственную опору и сдержку своей испорченной с детства природы. Время так называемого правления Сильвестра и Адашева было временем разносторонней деятельности правительства (созвание первого земского собора для утверждения судебника в 1550 г., созвание церковного собора Стоглава в 1551 г., покорение Казани в 1552 г. и Астрахани в 1557 г.; дарование уставных грамот, определивших самоуправление общин; большое разверстание поместий, упрочившее содержание служилых людей). В 1550 г. Иоанн пожаловал Адашева в окольничие и при этом сказал ему речь, по которой всего лучше судить об отношениях царя к его любимцу: «Алексей! взял я тебя из нищих и из самых молодых людей. Слышал я о твоих добрых делах, и теперь взыскал тебя выше меры твоей ради помощи душе моей; хотя твоего желания и нет на это, но я тебя пожелал, и не одного тебя, но и других таких же, кто б печаль мою утолил и на людей, врученных мне Богом, призрел. Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и губящих своим насилием бедных и немощных; не смотри и на ложные слезы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами хотящего быть правым: но все рассматривай внимательно и приноси к нам истину, боясь суда Божия; избери судей правдивых от бояр и вельмож». В это же время он заведовал государственным архивом, вел государственную летопись и участвовал в составлении свода разрядных книг и «государева родословца». В 1553-1560 гг., будучи неотлучен от царя, по словам Курбского, «был он общей вещи зело полезен». Выдавалась и дипломатическая деятельность Адашева по ведению множества возлагавшихся на него переговоров: с казанским царем Шиг-Алеем (1551 и 1552 гг.), ногайцами (1553 г.), Ливонией (1554, 1557, 1558 гг.), Польшей (1558, 1560 гг.), Данией (1559 г.). Значение Сильвестра и Адашева при дворе создало им и врагов, из коих главными были Захарьины, родственники царицы Анастасии. Эти враги особенно воспользовались неблагоприятно для Адашева сложившимися обстоятельствами во время болезни царя в 1553 г. Опасно заболев, царь написал духовную и потребовал, чтобы двоюродный брат его князь Владимир Андреевич Старицкий и бояре присягнули его сыну, младенцу Дмитрию. Алексей Адашев, правда, присягнул беспрекословно Дмитрию, но отец его, окольничий Федор Адашев, прямо объявил больному царю, что они не хотят повиноваться Романовым, которые будут управлять за малолетством Дмитрия. Иоанн выздоровел, и с тех пор началось охлаждение царя к его прежним друзьям. В мае 1560 г. отношения между царем и его советниками настолько обострились, что Адашев нашел неудобным оставаться при дворе и отправился в почетную ссылку в Ливонию, третьим воеводой большого полка, предводимого князем Мстиславским и Морозовым. По смерти царицы Анастасии (умерла 7 августа 1560 г.), нерасположение Иоанна к Адашеву усилилось; царь приказал перевести его в Дерпт и посадить под стражу. Здесь Адашев заболел горячкой и через два месяца скончался.

Адашев, Алексей Фёдорович (?-1560) - известный русский государственный деятель времен Ивана Грозного (думный дворянин, сокольничий, постельничий), руководитель правительства Избранной рады.

Год и место рождения неизвестны. Происходил из костромских дворян, считался «рода не слишком знатного, но доброго», связанного с московским боярством.

Впервые упомянут в 1547 г. на царской свадьбе в должности «ложничего» и «мовника», то есть он стлал брачную постель государя и сопровождал новобрачных в баню. Приобрел большое влияние на царя во время московского пожара 1547 г., когда царь стал приближать к себе людей неродовитых, но преданных. Благодаря своим талантам и преданности самодержцу, Адашев оказался в числе руководителей «Избранной рады» - царских советников, мужей разумных и совершенных (Н. М. Карамзин), ставших фактически неофициальным правительством в 1540-1550-х гг. Созданная в 1549 г., Избранная рада (руководимая Адашевым, имевшим в ней статус думного дворянина) оттеснила на время Боярскую думу от управления страной, а сам Адашев, «заедино» со священником Благовещенского собора Сильвестром, выдвинулся в крупнейшие государственные деятели. Время Избранной рады, руководимой Адашевым, было периодом широкой и плодотворной деятельности и самого царя, и его правительства. С именем Адашева и его правительства связан ряд реформ, укрепивших царскую власть (созван первый Земский собор, церковный Стоглавый собор, дарованы «уставные грамоты», упрочившие положение служилых людей). Вместе с другими членами Избранной рады, А. Ф. Адашев активно участвовал в разработке Судебника 1550 г. В эти же годы он был произведен в сокольничие.

В начале 1550-х гг. продолжилось начатое в конце XV в. создание органов управления отраслями государственной жизни - приказов. Высшим контрольным органом - Челобитным приказом - царь поставил руководить Адашева. Адашев лично рассматривал многие челобитные, поступавшие с мест. Источники сохранили его личные характеристики (суров, властен, не подчинявшихся ему заставлял приводить на службу, «сковав»). Его современник князь Андрей Курбский считал его «подобным земному ангелу», так как Адашев слыл человеком аскетичным, справедливым и глубоко религиозным. В окружении царя он (наряду с Сильвестром, Курбским и др.) принадлежал к кругу убежденных реформаторов - оппозиционеров родовитого боярства и был потому «общей вещи зело полезен» (А. Курбский).

Адашев проводил политику реформ, отражавших интересы значительных кругов феодалов и способствовавших централизации власти. Он немало способствовал отмене системы кормлений и осуществлению военной реформы (созданию «избранной тысячи» воинов из дворян, которых обеспечивали землей под Москвой). Умный и энергичный работник, он (как постельничий) был приближен к царю настолько, что стал хранителем его личного архива и государственной печати «для скорых и тайных дел».

Около 1550 г. стал казначеем, возглавил финансовое ведомство.

Руководил написанием официальных Разрядных книг и Государева родословца, а также Летописца начала царства.

Постоянно участвовал в переговорах с иностранными послами, в том числе с казанским царем Шиг-Алеем (1551-1552 гг.) и с Ногайской ордой (1553 г.). Проводил активную внешнюю политику, руководил дипломатической подготовкой присоединения Казанского и Астраханского ханств, инженерными работами во время осады Казани в 1552 г.

Весной 1553 г. царь Иван IV серьезно заболел, составил духовную (завещание) и потребовал присягнуть своему малолетнему сыну Дмитрию. Царева воля была оспорена лишь двумя царедворцами - двоюродным братом царя старицким князем Владимиром Андреевичем и отцом А. Ф. Адашева окольничим Федором Адашевым. Лично А. Ф. Адашев присягнул на верность Дмитрию (как того хотел царь), но его отец объявил больному Ивану IV, что не желает повиноваться Романовым, которые будут управлять страной за малолетством Дмитрия.

Когда царь выздоровел, его отношение к семье Адашевых резко изменилось. Несмотря на прошлые заслуги, А. Ф. Адашева отправили на дипломатическую работу и тем самым отдалили от столичных дел. В 1555-1556 гг. Адашев вел переговоры, обосновывавшие присоединение к России Астраханского ханства. После удачного завершения этой миссии он настаивал на продолжении борьбы с крымскими татарами и развитии этого направления внешней политики. Однако Иван IV предпочел начать Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю (1558-1584 гг.).

Не согласный с этим решением царя, Адашев все-таки неоднократно участвовал вместе с И. М. Висковатым в переговорах с Ливонией (1554, 1557, 1558 гг.), а затем с Польшей (1558, 1560 гг.) и Данией (1559 г.), то есть безоговорочно выполнял все дипломатические поручения царя на первом этапе Ливонской войны. Однако несмотря на такую преданность, в мае 1560 г. Адашев был отправлен Иваном IV в почетную ссылку - все в ту же Ливонию воеводой большого полка. Царская опала была вызвана возросшей в это время болезненной подозрительностью Ивана IV, а также тем, что политика Избранной рады уже перестала отражать интересы растущего дворянства. Сам же Адашев все больше превращался в оппозиционера. Формально его правительство пало в результате разногласий с Иваном Грозным в проведении внешней политики. На самом деле - конец 1550-х гг. подвел черту под давним соперничеством между царем и реформаторами, отвергавшими насилие и террор на путях централизации.

7 августа 1560 г. умерла жена Ивана IV Анастасия Романова-Захарьина. Царь поверил слухам, что она была отравлена людьми, связанными с А. Ф. Адашевым, и сослал подозреваемого в Дерпт (Тарту). Там Адашев был отдан под негласный надзор и через два месяца скончался при невыясненных обстоятельствах (якобы - от горячки).

Н. М. Карамзин писал об Адашеве: «Сей времянщик - краса века и человечества». Многими русскими дореволюционными историками Адашев оценивался как филантроп и гуманист XVI в. Увековечен на Памятнике 1000-летию России в Новгороде (1862 г.). Советские исследователи старались подчеркнуть классовый характер политики руководимого Адашевым правительства.

Литература : Бахрушин С.В. «Избранная рада» Ивана Грозного. - В кн.: Бахрушин С. В. Научные труды, т. 2. М., 1954; Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960; Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30-50-х гг. XVI в. М.-Л., 1958; Шмидт С.О. Правительственная деятельность А.Ф.Адашева. - В кн.: Ученые записки МГУ, в. 167. М., 1954.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Энциклопедия «Кругосвет»

Константин (Кирилл) Михайлович Симоно в, поэт, прозаик, драматург. Родился 15 ноября (28 н.с.) в Петрограде, воспитан был отчимом, преподавателем военного училища. Детские годы прошли в Рязани и Саратове.
Окончив в 1930 семилетку в Саратове, пошел учиться на токаря. В 1931 семья переехала в Москву, и Симонов, окончив здесь фабзавуч точной механики, идет работать на завод. В эти же годы начинает писать стихи. Работал до 1935.
В 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи К.Симонова. Закончив Литературный институт им. М.Горького в 1938, Симонов поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся.
В 1940 написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 - вторую - «Парень из нашего города». В течение года учится на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получает воинское звание интенданта второго ранга.
С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал и пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».
После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».
После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). С 1958 по 1960 жил в Ташкенте как корреспондент «Правды» по республикам Средней Азии.
Первый роман «Товарищи по оружию» увидел свет в 1952, затем большая книга - «Живые и мертвые» (1959). В 1961 Театр «Современник» поставил пьесу Симонова «Четвертый». В 1963 - 64 пишет роман «Солдатами не рождаются». (В 1970 - 71 будет написано продолжение - «Последнее лето».)
По сценариям Симонова были поставлены фильмы: «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943 - 44), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш.Спаакоми, Э.Триоле), «Живые и мертвые» (1964).
В послевоенные годы общественная деятельность Симонова складывалась таким образом: с 1946 по 1950 и с 1954 по 1958 он был главным редактором журнала «Новый мир»; с 1950 по 1953 - главным редактором «Литературной газеты»; с 1946 по 1959 и с 1967 по 1979 - секретарем Союза писателей СССР.
В 1974 был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Умер К.Симонов 28 августа 1979 в Москве.

Симонов Константин (настоящее имя - Кирилл) Михайлович (1915- 1979) - поэт, прозаик, драматург.

Родился 15 ноября (28) в Петрограде, воспитан был отчимом - преподавателем военного училища. Детские годы прошли в Рязани и Саратове.

Окончив в 1930 семилетку I в Саратове, пошел в фаб.завуч учиться на токаря. В 1931 семья переехала в Москву, и Симонов, окончив здесь фаб.завуч точной механики, пошел работать на завод. В эти же годы начал писать стихи. Работал на заводе до 1935.

В 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь" были напечатаны первые стихи К. Симонова. Закончив Литературный институт им. М. Горького в 1938, Симонов поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся.

В 1940 написал свою первую пьесу "История одной любви", поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 - вторую - "Парень из нашего города".

В течение года учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получил воинское звание интенданта второго ранга.

С началом войны призван в армию, работал в газете "Боевое знамя". В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденции публиковалась в "Красной звезде". В годы войны написал и пьесы "Русские люди", "Так и будет", повесть "Дни и ночи", две книги стихов "С тобой и без тебя" и "Война"; широчайшую известность получило его лирическое стихотворение "Жди меня...".

Как военный корреспондент, побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: "Письма из Чехословакии", "Славянская дружба", "Югославская тетрадь", "От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента".

После войны в течение трех лет Симонов пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай).

С 1958 по 1960 жил в Ташкенте как корреспондент "Правды" по республикам Средней Азии.

Первый роман "Товарищи по оружию" увидел свет в 1952, затем первая книга трилогии "Живые и мертвые" (1959). В 1961 Театр "Современник" поставил пьесу Симонова "Четвертый". В 1963 появилась вторая книга трилогии - роман "Солдатами не рождаются". (В 19/0- 3-я книга "Последнее лето".)

По сценариям Симонова были поставлены фильмы: "Парень из нашего города" (1942), "Жди меня" (1943), "Дни и ночи" (1943), "Бессмертный гарнизон" (1956), "Нормандия-Неман" (1960, совместно с Ш.Спаакоми, Э.Триоле), "Живые и мертвые" (1964).

В послевоенные годы общественная деятельность Симонова складывалась таким образом: с 1946 по 1950 и с 1954 по 1958 он был главным редактором журнала "Новый мир"; с 1954 по 1958 он был главным редактором журнала "Новый мир"; с 1950 по 1953 - главным редактором "Литературной газеты"; с 1946 по 1959 и с 1967 по 1979 - секретарем Союза писателей СССР.

Умер К.Симонов в 1979 в Москве.

Константин Симонов биография кратко советского прозаика и поэта изложена в этой статье.

Константин Симонов краткая биография

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 в Петрограде. Его отец пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Воспитывал его отчим – преподаватель военного училища.

Детство Константина прошло в в Рязани и Саратове, в командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького.

В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт. К этому времени его первые стихи впервые были напечатаны в 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь».

И уже в 1938 Симонов был принят в Союз писателей СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы), опубликовал поэму «Павел Черный».

В 1940 написал свою первую пьесу «История одной любви», в 1941 вторую – «Парень из нашего города».

Во время ВОВ поэт работал военным корреспондентом на всех фронтах. Симонов был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Из-за этого тема войны, жизни и смерти прочно вошли в его творчество.

В годы войны написал пьесу «Русские люди», повесть «Дни и ночи».

Популярность ему принесла лирика военных лет – стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» и «Жди меня» (1941), а также сборник «С тобой и без тебя» (1942).

После войны был в командировках – в Японии, США, Франции, Китае.

В 1952 был издан его первый роман «Товарищи по оружию». В 1959 вышла книга «Живые и мёртвые» (1959). В 1963-1964 написал роман «Солдатами не рождаются», в 1970-1971 его продолжение – «Последнее лето».

Вёл большую общественную деятельность, с 1954 по 1958 был главным редактором журнала «Новый мир», а в 1950-1953 – главным редактором «Литературной газеты».

Константин Симонов умер от рака лёгкого 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.

14 декабря 2015, 07:13

Валентина Половикова родилась в 1919 году в Харькове, в семье театральной актрисы. В десятилетнем возрасте она впервые вышла на сцену в Москве в спектакле, где главную роль играла ее мать. Для поступления в Центральный техникум театрального искусства девочке не хватало лет, она подчистила метрику и с тех пор официально годом ее рождения считается 1917.

Дебют в кино состоялся в 1934 году, однако в окончательный вариант фильма «Груня Корнакова» сцены с участием Валентины не вошли.

Звучную фамилию Серова Валентина получила от своего первого мужа, выдающегося летчика-испытателя, Героя Советского Союза, участника войны в Испании Анатолия Серова. Их роман развивался столь стремительно, что заявление в ЗАГС они отнесли через восемь дней после знакомства.

Анатолий и Валентина Серовы

Валентина обожала своего мужа, но счастье их было недолгим: в мае 1939 года Серов вместе с выдающейся летчицей Полиной Осипенко в процессе освоения «слепых полетов» погибли в авиакатастрофе. Прах обоих летчиков захоронен в Кремлевской стене. Беременная Валентина в 22 года осталась вдовой. Сына, родившегося через три месяца после смерти отца, Валентина в его память назвала Анатолием.

С сыном Толей. 1939 год

Актриса становится частой гостьей в Кремле, где на правительственных приемах Сталин сажает ее и вдову Валерия Чкалова рядом с собой. Во время одной из встреч с сильными мира сего Валентина неожиданно попросила предоставить ей новую квартиру вместо той, в которую она с Анатолием въехала незадолго до его гибели. Просьба актрисы была, разумеется, удовлетворена. Знакомые удивлялись - как можно пятикомнатные хоромы в Лубянском проезде, принадлежавшие ранее репрессированному маршалу Егорову, поменять на двухкомнатную квартиру на Никитской. Валентина молчала в ответ. Не объяснять же каждому, как это больно - возвращаться в квартиру, где каждый угол напоминает о так трагически закончившейся любви.

Чтобы забыться, все свое время Валентина старалась проводить в Театре имени Ленинского комсомола, где ее очень ценили и доверяли только главные роли. В 1940 году она начала играть в спектакле «Зыковы». Роль Павлы удалась ей, как никакая другая. Но что-то мешало актрисе полностью отдаваться чувствам своей героини. Впоследствии она вспоминала, что ей очень мешал один из зрителей. На каждом спектакле «Зыковых» этот молодой человек с букетом цветов сидел в первом ряду и испытующим взором следил за ней. Как позже выяснилось, он не пропускал вообще ни одного ее спектакля. Это был начинавший тогда входить в моду поэт Константин Симонов.

Кирилл Симонов родился в 1915 году. Его мать Александра Леонидовна Оболенская, по второму мужу Иванишева, происходила из знатного княжеского рода. Симонов никогда не вспоминал о своем настоящем отце, но всегда с почтением и любовью отзывался об отчиме, блестящем офицере, герое японской и германской войн. Кирилл Симонов получил хорошее образование. Повзрослев, юноша изменил свое имя на Константин, потому что не выговаривал звуки «р» и «л» (совсем маленьким мальчиком, подражая отчиму, он решил побриться опасной бритвой и неосторожно чиркнул себе по языку). Переехав с родителями в Москву, он устроился рабочим на Межрабпомфильм. Тогда же юноша начал писать стихи.

К тому времени, когда Симонов встретил Валентину Серову, он уже был женат на Евгении Ласкиной. В 1939 году у них родился сын Алексей. Брак казался удачным, но новая любовь Симонова разрушила отношения супругов.

Первая супруга Симонова Евгения Ласкина с сыном Алексеем

Он ушел из семьи, хотя Валентина была категорически против этого. Несмотря на близкое знакомство с писателем, красивая актриса оставалась холодна к нему, и он, бросая вызов судьбе, решил стать своим человеком в театре. Специально для Валентины Симонов написал пьесу «История одной любви», где Серова сыграла главную роль.

В 1940 году Симонов написал пьесу «Парень из нашего города». Прототипами главных героев стали Валентина Серова (Валя) и ее муж Анатолий (Лукашин). Но актриса отказалась играть в новом спектакле. Слишком тяжела была боль утраты от потери любимого мужа. Сердце Серовой все это время оставалось незанятым - актриса могла предложить Симонову только искреннюю дружбу. Некоторое время спустя писателю удалось добиться расположения ее сына Толика. И материнское сердце дрогнуло.

Валентина Серова с сыном и Константином Симоновым

Симонов был умным человеком, обладающим прекрасной интуицией. Он понимал, что, сумев войти в жизнь любимой женщины, так и не смог полностью покорить ее сердце. Поэт любил искренне, не обращая внимания на сплетни и слухи..

Будь хоть бедой в моей судьбе,
Но кто б нас ни судил,
Я сам пожизненно к тебе
Себя приговорил.

Нередко Валентину Серову за глаза называли красавицей «с подмоченной репутацией». О ее похождениях и громких романах судачили все кому не лень. Коллеги по театру и знакомые считали актрису ветреной и пустой, поскольку она не умела и не хотела сдерживать свои порывы и страсти. Но молодой поэт любил ее именно такой, вопреки всему, вопреки самому себе. Их роман сразу же стал достоянием общественности.

Симонов и Серова не спешили узаконить свои отношения. Несколько лет они прожили в гражданском браке. Васька, как называл ее Константин Симонов, принимала его ухаживания, делила с ним постель, но говорить «люблю» не торопилась. Можно предположить, что интуитивно Серова понимала, что их чувства изначально обречены на неудачу. Они были настолько разными, что им противопоказано было быть вместе.

Когда началась война, Симонов стал военным корреспондентом. Васька проводила его на фронт. Осенью 1941 года Симонов написал свое знаменитое стихотворение «Жди меня», посвященное В. С. (Валентине Серовой).

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет....

Война стала для Симонова временем, когда его лирические произведения достигли абсолютной вершины. В 1942 году был опубликован сборник стихов «С тобой и без тебя», посвященный любимой женщине. Эту книгу невозможно было достать. Закаленные в боях воины и хрупкие девушки от руки переписывали стихи из этого сборника, учили их наизусть, посылали своим любимым. Но критикам того времени не понравился образ героини сборника «С тобой и без тебя» - не любящей, не доброй, не преданной, а злой, ветреной, колючей женщины. Валентина Серова никогда не была роковой, коварной обольстительницей, от скуки играющей человеческими судьбами и легко разбивающей сердца. Просто она не могла полюбить поэта так, как он ее. В каждом стихотворении чувствовалась боль любящего, но не познавшего ответную любовь сердца. Автор, он же лирический герой, стремился к родству душ, а получал лишь ночную страсть, тающую под утро.

Ты говорила мне «люблю»,
Но это по ночам, сквозь зубы,
А утром горькое «терплю»
Едва удерживали губы...

Симонов ощущал себя ненужным, отвергнутым, но не сдавался, пытаясь завоевать самое главное - женскую любовь.

В годы войны театр, где работала Серова, переехал в Фергану. Там актриса почти каждый день получала он Симонова письма. Одна из ее подруг С. Бирман писала Валентине, что та «должна быть внимательнее к Симонову, что такими людьми бросаться нельзя и надо перестать слушаться только себя». Но Валентина Серова жила, согласуя жизнь лишь со своими эмоциями, и ничего не могла с этим поделать.

В 1942 году актриса встретила новую любовь. За годы, прошедшие после войны, правда и вымысел о ней сплелись настолько тесно, сейчас уже практически невозможно установить истину. Ранней весной 1942 года Валентина Серова в составе бригады артистов участвовала в концерте, организованном для пациентов одного из московских госпиталей. Там же, в отдельной палате, находился Константин Рокоссовский, получивший серьезное осколочное ранение.

Константин Рокоссовский

Талантливую актрису попросили выступить перед ним, и она не задумываясь согласилась. Так произошло их знакомство, которое переросло в большое красивое чувство. Серова буквально потеряла голову, да и будущий маршал был от нее без ума. Ради своей новой любви Валентина Васильевна была готова бросить все: гражданского мужа, театр. Но, в отличие от нее, Рокоссовский прекрасно понимал всю зыбкость их отношений. Хотя кремлевская верхушка сквозь пальцы смотрела на фронтовые увлечения своих полководцев, но этот случай был особенный, в нем в качестве любовницы выступала знаменитая актриса, связанная с известным поэтом. К тому же, если Серова не была официально замужем, то у Рокоссовского были жена и дочь, оставшиеся в Киеве, от которых долгое время не было никаких известий..

Во время одного из непродолжительных возвращений в Москву Валентина Серова честно призналась Симонову, что она влюблена в другого. Он выдержал этот удар судьбы, откликнувшись полным горечи и разочарования четверостишием:

Я, верно, был честней других,
Моложе, может быть.
Я не хотел грехов твоих
Прощать или судить.

Выписавшись из госпиталя, Константин Рокоссовский переехал с вещами на квартиру Серовой. Но их совместная жизнь оказалась очень короткой - вместе они прожили всего несколько месяцев. Их надеждам на счастливую жизнь вместе не суждено было сбыться: нашлись жена и дочь будущего маршала. А сам военачальник по личному распоряжению Сталина был досрочно отправлен на фронт. Злые языки утверждали, что на фронтовых дорогах часто встречали прославленного боевого командира, в машине которого ехала «девушка с характером». Сталину не понравился этот громкий и скандальный роман. Во время личной встречи с Рокоссовским вождь всех народов задал вопрос: «Как вы полагаете, чья жена артистка Серова?» Генерал ответил: «Константина Симонова». «Вот и я так думаю», - ответил Сталин. Серова осталась с Симоновым, а Рокоссовский - с женой и дочерью. Любовный треугольник, который в шутку называли ССР (Серова, Симонов, Рокоссовский) распался. После разрыва с дорогим Костей Серова еще долго хранила золотые часы с надписью: ВВС от РКК, пропавшие из ее квартиры в 1975 году.

Известный писатель сразу же сделал Валентине Серовой предложение, которое она приняла. Трудно объяснить причины этого поступка. Прекрасные стихи влюбленного поэта, желание простого женского счастья, уюта, отца для подрастающего сына или тот факт, что Рокоссовский никогда не сможет быть с ней рядом, повлияли на ее решение.

До конца войны Константин Симонов, часто выезжающий по делам газеты на фронт, чуть ли не ежедневно писал любимой жене: «Нет жизни без тебя. Не живу, а пережидаю и считаю дни... Верю, как никогда, в счастье с тобой вдвоем. Я так скучаю без тебя, что не помогает никто и ничто...» В 1943 году вышел на экраны фильм «Жди меня», сценарий для которого написал К. Симонов. Благодаря этой кинокартине актриса при жизни стала живой легендой.

Симонов, оказавшись мудрее всех, простил свою музу. Ведь он, в отличие от других, умел ждать. Его брак с Серовой казался образцовым. Оба были красивы, знамениты, обласканы Сталиным. Супруги переехали в роскошную квартиру на улице Горького, где один зал только занимал около 60 кв. метров. На даче в Переделкино специально для Серовой оборудовали бассейн, казавшийся немыслимой роскошью в то голодное время.

В 1946 году актриса получила Сталинскую премию за роль в фильме «Композитор Глинка» и удостоилась звания заслуженной артистки СССР. Симонов был просто счастлив. Его мечта почти осуществилась: Серова любила его. Об этом популярный поэт писал в одном из своих писем: «Я счастлив, что исполняется сейчас, когда ты меня любишь... то, о чем я тебе самонадеянно и тоже упрямо говорил... когда ты меня не любила, и может быть, правильно делала, потому что без этого не было бы, может быть, той трудной, отчаянной, горькой и счастливой нашей жизни этих пяти лет».

Франция, 1946 год

В то время, когда казалось, что все несчастья остались для семьи Симонова-Серовой позади, они вошли в самую сложную фазу своих взаимоотношений. Известный писатель и поэт, главный редактор журнала «Новый мир», любимец Сталина Симонов стал выездным. Чтобы упрочить взаимоотношения в семье, он взял жену в Париж, куда был отправлен проводить кампанию по возвращению на родину эмигрантов. Это был не очень честный политический ход. Многие из тех, кто возвращался, заканчивали свою жизнь в лагерях. На одном из обедов, где Симонов уговаривал всех вернуться, его пригласили к телефону. И тогда Валентина Васильевна тихо произнесла: «Не слушайте его». Возможно, именно поэтому Бунин и остался, тем самым сохранив себе жизнь. Серова всегда говорила только правду. И это стало ее самой большой бедой...

После войны началась вторая волна борьбы с космополитизмом, в которой Симонов вынужден был принять активное участие. Он выступил на открытом собрании, когда вышло постановление о литературных и театральных критиках. Валентина Васильевна очень переживала из-за происходящего, ведь большинство из тех, кого клеймил ее муж, были ее друзьями. Не обладая сильной волей, она так и не смогла уйти от мужа, постепенно вступив на путь саморазрушения. К этому ее подтолкнула и трагедия, случившаяся с сыном.

Анатолий с детства был предоставлен самому себе. Его воспитанием занималась не мать, а специально нанятые няньки. Отчим относился к нему прохладно, если не сказать с неприязнью. Характер у парня был сложным, дерзким и упрямым. Мальчишка плохо учился, прогуливал школу. Часто, становясь свидетелем веселых застолий, он так и засыпал за столом под звон бокалов. В 14 лет Анатолий начал выпивать. А спустя некоторое время вместе с компанией таких же шалопаев, как и он сам, разгоряченный спиртным, ограбил и поджег чужую дачу. Анатолия Серова отправили в колонию. А Симонов даже пальцем не пошевелил, чтобы чем-нибудь помочь своему пасынку. Это была его роковая ошибка. Серова так и не смогла простить этого ни мужу, ни себе. Из колонии Анатолий вернулся еще более нервным и неуправляемым. Он продолжал пить и хулиганить. А лишившаяся духовной опоры мать не в состоянии была с ним справиться. К тому же в театре для нее почти не осталось ролей. Типаж «девушки с характером» ушел в прошлое.

Изменить в своей жизни что-нибудь к лучшему Валентина Серова самостоятельно уже не могла. Поэтому актриса с помощью вина пыталась укрыться в мире иллюзий. Оставаясь подолгу дома одна, Валентина Серова больше не придерживалась никакой нормы. В 1948 году пагубная" привычка превратилась в болезнь. «Что с тобой случилось? - писал в одном из писем жене Симонов. - Почему все сердечные припадки, все внезапные дурноты всегда в мое отсутствие? Не связано ли это с образом жизни? У тебя, как я знаю, есть чудовищная русская привычка пить с горя, тоски, хандры, с разлуки..

Карьера Серовой как актрисы завершилась в 50-е годы.

В 1950 году у Серовой и Симонова появилась на свет дочь Мария. Став взрослой, она рассказывала: "Впервые увидев меня, отец глубокомысленно заметил моей матери: "Черненькая, значит моя". Судьба сыграла с Валентиной Серовой злую шутку. День рождения Маши - 11 мая - совпал с днем трагической гибели ее мужа Анатолия. К сожалению, даже рождение дочери не смогло упрочить брак Симонова и Серовой.

С дочерью Марией

По настоянию мужа актриса поступила в труппу Театра имени Моссовета. Там она сыграла немало ролей, но, к сожалению, не все они соответствовали ее таланту. Большим успехом стала работа актрисы в фильме «Бессмертный гарнизон», снятом по сценарию ее мужа. Режиссер же всем сердцем возненавидел актрису, считая, что она срывает съемку, приезжая в нетрезвом виде. Но после завершения работы признался: «Актриса Серова талантливая, тут ничего не скажешь». Симонов был счастлив, услышав об успехах жены.

После очередного запоя Серова не пришла на спектакль. Тогда актеры устроили товарищеский суд и потребовали исключить ее из театра. Симонов боролся за свою любовь, всячески пытался помочь Валентине, заставлял лечиться. Но все старания оказались напрасны, болезнь зашла слишком далеко. Ослепительная красота любимой, когда-то поразившая его, таяла на глазах. Отчуждение между супругами нарастало. Смерть Сталина стала ощутимым ударом для Симонова. В это время писатель сам нуждался в поддержке, а вместо помощницы и близкого друга имел рядом с собой опустившуюся алкоголичку. Супруги официально расстались в 1957 году, когда их дочь Маша пошла в первый класс. Незадолго до этого, в 1956-м Симонов ушел к вдове своего товарища Семена Гудзенко, Ларисе, удочерил ее дочь Катю, а затем у них родилась обожаемая Саня. Писатель снял посвящение Серовой в сборнике «С тобой и без тебя». Только стихотворение «Жди меня» все еще выходило с пометкой В. С. После развода Симонов разменял их шикарную квартиру, и бывшая жена оказалась в коммуналке.

Константин Симонов

Тогда Симонов написал последнее, посвящённое бывшей возлюбленной стихотворение, больно ранящее её сердце:

Я не могу тебе писать стихов -
Ни той, что ты была, ни той, что стала.
И, очевидно, этих горьких слов
Обоим нам давно уж не хватало…
Упрёки поздно на ветер бросать,
Не бойся разговоров до рассвета.
Я просто разлюбил тебя. И это
Мне не даёт стихов тебе писать.

В 1956 году известная некогда актриса сделала очередную попытку взять себя в руки и поступила на работу в Театр-студию киноактера. Единственное, что ее могло спасти, была работа. Но каждый день она слышала одно и то же: «Нет, Валечка, для вас ничего нет». Серова верила, что все еще нужна. Она отправила открытое письмо в ЦК КПСС: «Простите меня за настырность, но больше нет сил висеть между небом и землей. Всю грязь, которую на меня вылили, я не могу соскрести с себя никакими усилиями, пока мне не помогут сильные руки, которые дадут работу и возможность прежде всего работой доказать, что я не то, чем меня представляют. Помогите... Глубоко уважающая Вас В. Серова».

Ее лишили родительских прав. Дочь Мария почти все время проживала у бабушки. Как-то удержаться на плаву и не опуститься окончательно бывшей актрисе помогал ее отец. Он нашел для дочери лучших врачей, убедил Симонова разрешить ей видеться с Машей. Его стараниями Валентине Васильевне было позволено ежемесячно снимать со сберкнижки небольшие суммы, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Актрисе удалось устроиться в Ногинский театр. Очень часто она выходила на сцену подшофе, чем развлекала «театралов», приехавших поглазеть на пьяную Серову, посплетничать и посмеяться. Весной 1960 года актриса подала иск о возврате ребенка, добившись того, чтобы после окончания учебного года дочь вернулась к ней. Пройдя через все препоны, Серова вновь поступила на работу в Ленком. Но от нее осталась лишь жалкая тень. Не могла Валентина Васильевна наладить контакт и с дочерью. За чередой горьких разочарований последовал очередной срыв.

В 1966 году умер отец Валентины Васильевны. Потеряв последнюю надежду, она ушла в запой. В 1968 году скончался Рокоссовский. Мария Симонова, вспоминая о том времени, писала, что увидела на лице матери «страшную маску горя и скорби».

В 1975 году от алкоголизма умер сын Серовой Анатолий. Ему не исполнилось тогда и 36 лет. Незадолго до смерти он решил восстановить отношения с матерью и принес ей огромный букет роз. Но один из проходимцев, живущих в ее квартире, не пустил его на порог. На похоронах сына Валентина Васильевна так и не появилась, уйдя в очередной запой.

12 декабря 1975 года Валентины Серовой не стало. Ее тело обнаружила близкая подруга Е. В. Концева. Серова лежала на полу с разбитым лицом. Рядом валялась расколотая чашка. В те дни один из ханыг хвастался, что убил актрису Серову, отомстив ей за сына Анатолия. Но уголовное дело так и не было открыто. Скромная гражданская панихида состоялась в Театре киноактера. Симонов на похороны бывшей жены не пришел. Он прислал 58 роз, которые его близкий друг Л. Карчер положил у ног покойной...

Перед самой смертью Константин Симонов уничтожил все письма и фото, все записи, которые свидетельствовали о его мучительной любви к прекрасной актрисе, объяснив дочери: «Не хочу, чтобы после моей смерти чужие руки копались в этом... Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни... И самым большим горем...»