Комплекс артикуляционных упражнений звука л. Эти трудные звуки. Переходим от слов к предложениям

Неправильное произношение звуков “л” и “р” режет слух и взрослым, и детям. Своевременная логопедическая коррекция - исправление произношения в лёгкой игровой форме, пока у ребёнка не снизилась самооценка из-за насмешек детей. Постановка звука “л” происходит легко и быстро при условии, что проблема выявлена своевременно и родители понимают, насколько важна правильная артикуляция звука “л” и для формирования речи, и для уверенности малыша.

Варианты неправильного произношения звука

Есть несколько версий того, как искажается буква “л” при говорении:

  • вместо согласной буквы “л” выговаривается гласная: «ыожка» – «ложка», «ыпша» – «лапша»;
  • заменяют «л» на «ува»: «хотеува» – «хотела», «еува» – «ела»;
  • меняют на «р»: «рапша» – «лапша», «рокоть» – «локоть»;
  • вместо “л” на быстром выдохе с надуванием щёк слышится «ф», с выходом через нос – «н».

Ребёнок не выговаривает этот звук по разным причинам. И по манере произношения можно понять, в чём причина того, почему ему трудно говорить «л», не получается произносить букву.

Причины нарушения произношения звука л

Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:

  • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
  • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
  • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык - получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;

В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно - не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:

  • образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
  • кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
  • середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.

Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при , связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика - это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ - это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап - автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

  • звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;

  • звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

  • звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;

  • в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед - Мы сломали велосипед - Она сломала велосипед”.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

Игры на закрепление произношения

Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:

  • «Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.

  • «Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет - она его съедает.

  • «Предметные картинки»: готовят картинки со словами с л и предлагают малышу назвать изображение, а затем найти необходимый предмет. Например: покажи стул, покажи яблоко.

Структура индивидуального логопедического занятия

Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений - залог быстрого освоения звука Л. Важное условие - чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:

  1. Гимнастика для артикуляционного аппарата - не больше 7 минут.
  2. Постановка звука и автоматизация - 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
  3. Фонематическая работа по закреплению - 10 минут.

С малышами 4-5 лет нужно заниматься до 20 минут ежедневно. С детьми постарше - полчаса.

Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие - хотеть заниматься дольше. Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой.

Артикуляционная гимнастика для звука «л » — упражнения, для отработки согласного, звонкого и твердого звука русского языка.

Во время правильного произнесения звука л, органы речи принимают следующее положение:

  1. губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;

  2. зубы незначительно разомкнуты, расстояние между верхними и нижними резцами - 2-4 мм;

  3. язык — узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;

  4. между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя;

Чем отличаются звуки [Ль] от [Л]?

Артикуляция звука [Ль ] отличается от артикуляции твердого [Л ] тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны. Передне-средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед.

Важно знать, что при произнесении этих звуков воздушная струя идет по бокам . Тогда как при произнесении большинства согласных боковые края языка прижаты к зубам, и воздух идет по средней части языка.

Комплекс упражнений для звука [л]

Индюк

Цель: Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на «песенку» индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).

Методические указания: Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

Пароход гудит

Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы , имитируя гудок парохода.

Самолёт гудит

Цель: Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л .

Описание: Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук [Ы ], протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук [Л ].


Качели

Цель: Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенные артикуляционные уклады.

Описание: Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.

Методические указания: Важно, чтобы при выполнении этого упражнения работал только язык. Очень часто это упражнение выполняют, уложив язык на нижнюю губу. При таком варианте работает только нижняя челюсть, а язык остается в покое. Старайтесь этого не допускать.

Иголочка

Цель: Вырабатывать умение удерживать узкий напряжённый язык.

Описание: Откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым.

Методические указания: Важно, что бы язык был прямым, а кончик не отклонялся, ни в стороны, ни вверх.

Лошадка

Цель: Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнувшись, широко открываем рот и «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади.

Если удержание нижней челюсти будет даваться очень трудно, то на первых порах, придерживаем её пальцами.

Грибок

Описание: Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Методические указания: Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Гармошка

Цель: Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание: Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

Методические указания: Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.

Барабанщик

Цель: Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.

Описание: Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д ]: д-д-д…Сначала звук [д ]: произносим медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания: Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой.

Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.

Здесь представлен материал, который позволяет отрабатывать постановку звука [л]

Занятия на постановку звуков рассчитаны на деток от 2 лет

Важный момент при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики - выполнять упражнения перед зеркалом для того, чтобы был зрительный контроль над постановкой рта и языка. Так же не менее важен слуховой контроль - позволяйте ребенку самому выполнять упражнения и слышать себя и свой звук.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л]

1. Индюк

Цель: Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на «песенку» индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).

Методические указания: Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

2. Пароход гудит

Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы , имитируя гудок парохода.

3. Самолёт гудит

Цель: Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л .

Описание: Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук [Ы ], протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук [Л ].

4. Качели

Цель: Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенные артикуляционные уклады.

Описание: Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.

Методические указания: Важно, чтобы при выполнении этого упражнения работал только язык. Очень часто это упражнение выполняют, уложив язык на нижнюю губу. При таком варианте работает только нижняя челюсть, а язык остается в покое. Старайтесь этого не допускать.

5. Иголочка

Цель: Вырабатывать умение удерживать узкий напряжённый язык.

Описание: Откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым.

Методические указания: Важно, что бы язык был прямым, а кончик не отклонялся, ни в стороны, ни вверх.

6. Лошадка

Цель: Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнувшись, широко открываем рот и «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади.

Если удержание нижней челюсти будет даваться очень трудно, то на первых порах, придерживаем её пальцами.

7. Грибок

Описание: Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Методические указания: Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

8. Гармошка

Цель: Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание: Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

Методические указания: Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.

9. Барабанщик

Цель: Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.

Описание: Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д ]: д-д-д…Сначала звук [д ]: произносим медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания: Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Обучающее видео для постановки звука [л]

Карточки для постановки звуков

Для постановки и автоматизации звуков в словах используются карточки, названия которые содержат определенный, нужный нам звук (в данном случае это звук [л])

В слове звук окружают другие звуки, накладывающие свой артикуляционный и акустический отпечаток. И, с помощью изображения предмета, ребенок лучше воспринимает значимые, осмысленные вещи.

Слова позволяют автоматизировать звук во всех возможных позициях, создают, по сути, «артикуляционные модели» - ребенок не должен выучить все слова русского языка с данным звуком, он тренируется произносить новый звук в различных сочетаниях, которые затем будет использовать уже в других словах, которые встретятся ему в жизни.

В наборе 156 карточек с картинками и 156 карточек со словами, в которых звук [л] встречается:

В начале слова (ла, ло, лу, лы)

В середине слова (ла, ло, лу, лы)

В стечении согласных (лв, лк, лд, лг, лф, лс, бла, бло, блу, вла, вло и т.д)

В конце слова (ал, ол, ел, ыл, ил)

Как играть

В играх важно, чтобы ребенок произносил вслух

название предмета на карточке

1. Повторяй за мной

Выкладывайте в ряд, например, по 3 карточки и называйте их с четким произношением звука [л]. Попросите ребенка повторить за вами названия карточек.

2. Картинка-слово

Если ребенок уже умеет читать, то можно использовать карточки со словами для игр. Например, выберите некоторое количество карточек-картинок и соответствующие им слова. Разложите их перед ребенком, дайте посмотреть несколько секунд, и переверните картинкой вниз. Задача ребенка переворачивать по две карточки картинка-слово. Например, картинка-луна и слово-луна.

Можно играть вдвоем, кто угадал пару карточек - забирает себе. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.

3. Буквы и чтение

Отберите несколько уже полюбившихся карточек малышу и соотнесите их с буквами алфавита (например, с ЭТИМИ). Например, К-куколка, л-лошадка и т.д. Или составляйте целые слова.

Аналогично можно играть с английскими буквами (скачать их можно тоже )

4. Игры на развитие памяти

- "Вспомни"

Разложите перед малышом некоторое количество карточек (начинать можно с 2-3 шт), буквально на несколько секунд, только для того, чтобы он окинул их взглядом. Затем соберите и разложите их же, но на одну меньше. И попросите угадать, какой карточки нет, "кто спрятался?" или "кого не хватает?".

Или аналогично разложите карточки на несколько секунд. Затем соберите и разложите их же, но уже на одну больше. И попросите угадать, какая новая карточка появилась, "кто пришел в гости?".

- "Сетка памяти"

Для начала можно играть так: выложить перед малышом на несколько секунд 2-3 карточки (постепенно увеличивая их количество), и обязательно озвучивать их. Затем перевернуть, и попросить показать, где одна из картинок. Когда эта игра будет освоена, можно переходить к оригиналу игры - сетке памяти.

Правила оригинальной игры: покажите ребенку сетку с четырьмя картинками на несколько секунд, а затем дайте пустую сетку на четыре карточки и четыре карточки с картинками. Попросите малыша положить картинки на пустую сетку в том же порядке, в котором они были расположены на изначальной сетке. Когда все будет сделано, раскройте свою сетку и проверьте, находятся ли картинки в правильном порядке.

Как только это упражнение будет получаться, увеличивайте размеры сетки 3×3, 4×4, 5×5, и т.д.

Для упрощения работы по созданию карточек используйте меньшее количество фотографий. Например, вы могли бы сделать сетку 3×2, где два квадрата остаются пустыми, другие четыре заполнены картинками, размещенными в случайных позициях.

Эта деятельность тренирует правое полушарие и помогает развивать фотографическую память.

- "Цепочка памяти"

Это игра на запоминание цепочки картинок.

Вам понадобятся карточки с разными картинками. Начните с 3х карточек - придумайте какую-нибудь абсурдную историю. Например, «однажды котенок увидел слона, который летал на воздушном шаре». Затем перемешайте карточки и предложите ребенку восстановить цепочку событий. То есть нужно первой положить карточку с изображением котенка, вторую — с изображением слона, третью - с воздушным шаром. Постепенно вы можете увеличить количество карточек до 50 и более. В этот момент ребенок сможет запоминать последовательность как единый образ - с первого взгляда, без слов.

Для деток постарше в этой игре, после вашей абсурдной истории, карточки можно просто перемешать. И ребенок сам их разложит и восстановит цепочку событий.

5. Воображение

Возьмите любую карточку, ту которую ребенок хорошо знает. И попросите его повернуться к вам спиной (или закрыть глазки). Далее объясните наводящими предложениями, что изображено на карточке. Например "футболка" - мы одеваем ее летом, когда тепло, это одежда, она с короткими рукавами, бывает разного цвета и т.д. Или "клубника" - она сладкая и красная, это ягода, растет на грядках, из нее делают варенье и т.д. Пусть ребенок угадает, что это.

Затем поменяйтесь. Ребенок уже увидел, как нужно играть и теперь он может попробовать сам.

6. Постановка вопроса

Выберите несколько карточек для игры (желательно одной тематики, например, животные или еда и т.д). Затем спрячте их и выберите одну, не показывайте ее ребенку. Попросите ребенка угадать, что вы выбрали, с помощью вопросов. Например, "Это игрушка?","Он круглый?", "Это мяч?" и т.д. Если ребенок угадывает карточку, то забирает ее себе.
И вы меняетесь местами, теперь он выбирает карточку, а вы задаете вопросы.

7. Мостик

Разложите несколько карточек на полу и расскажите, что сейчас мы стоим на одном берегу реки, а чтобы нам перебраться на другой берег нужно пройти через мостик с карточками. Прыгая через мостик с карточками, ребенок должен называть, что изображено на каждой карточке.

Играйте с удовольствием!

Звук «Л» необходимо ставить ребенку как можно раньше, а именно в тот момент, когда вы заметили проблемы в произношении этого проблемного звука. Чем старше дошкольник становится, тем менее покладистим становится его язык. Проще будет побороть проблему «на корню», чем потом пожинать «плоды» невнимательности к своему чаду.

Постановка звука «Л» заключается в использовании различных методов работы с неусидчивым и подчас неподдающимся малышом. Эта статья посвящена самостоятельной логопедической работе родителей со своими детьми. Статья предоставит маме и папе возможность научить своего ребенка говорить букву «Л» и звук «ЛЬ» легко и быстро. поможет научить детей правильно говорить букву «Л» без помощи педагога-специалиста. Лечение делится на два этапа: выработка правильной артикуляции и автоматизация звука.

Постановка звука «Л» при его отсутствии или замене в речи ребенка на «Ы»

На первом этапе вырабатывают правильную артикуляцию и речевое дыхание при произнесении звуков «Л» или "ЛЬ" (это и есть артикуляционная гимнастика). На данном этапе процесс вдоха и выдоха важен как никогда.

Попытайтесь приказать малышу произносить свой «размазанный» звук «Л» (который больше похож на Ы) четче. Этот звук должен быть произнесен так, будто попадает малышу на ладошку. Выдыхать нужно так же сильно. Необходимо отодвигать ладошку как можно дальше ото рта, чтобы ротовой выдох усиливался.

Накажи язычок

Необходимо пошлепать язычок губами 5-6 раз, произнося при этом «пя-пя». Затем следует удерживать широкий язык в спокойном положении.

Сделать язык лопаткой

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу. Губу при этом не натягивать на нижние зубы. Удерживать в этом положении от 1 секунды до 5, а затем и до 10.

Джем «Пальчики оближешь»

Ребенку нужно будто слизать с верхней губы джем широким кончиком языка. При этом движения должны быть сверху вниз, а не по сторонам. Нижняя губа не должна быть задействована.

Методические указания родителям

При закреплении звука «Л» следует использовать картинки со словами: лев, лиса, лист, лейка, слива, апельсин, шляпа, цыпленок, вафли, домашние туфли, соль, телефон. Заметьте, во всех вышеперечисленных словах звук «л» является мягким. Именно с мягкого звука «ль» следует начинать обучение правильного произношения. После успешного преодоления ребенком мягкого звука, справиться с освоением твердого звука детскому язычку будет уже не так трудно.

Ниже представлены способы обучения детей произношению твердого звука «Л».

Автоматизация звука «Л» в слогах

Попросите ребенка произнести вслед за вами или же самостоятельно прочитать данные слоги:

  • Ла-ло-лу-лы;
  • Ло-лу-ла-лы;
  • Лу-лы-лы-ло;
  • Лы-лу-ло-ла;
  • Ла-лы-лу-ло;
  • Лы-ла-ло-лу;
  • Ал-ол-ул-ыл;
  • Ял-ёл-юл-ил-ел;
  • Ал-ял-ол-ёл.

Добившись правильного произношения ребенком звука «Л» в слогах, можно переходить к автоматизации «Л» в словах.

Артикуляционная гимнастика со словами

Попросите сына/дочь повторить следом за вами или самому вслух прочесть определенные слова, содержащие проблемную букву. Конечно, дошкольнику нелегко будет высидеть, читая или повторяя большее количество слов. Поэтому постарайтесь проявить креативность. Нарисуйте (если не умеете или ленитесь рисовать, распечатайте в Интернете) картинки с изображением каждого из нижеприведенных слов. Существительные нарисовать будет легче. Если же это глаголы что-то вроде «скакала, водила», то изобразите на листе бумаги девочку/мальчика в данном действии (скачущего или водящего хороводы). Можно объединить несколько слов, таких как существительные и глаголы (или прилагательные). Например, унылый Лука уснул.

Язык жестов

Можно в качестве варианта вообще обойтись без изобразительного искусства. Попытайтесь упростить упражнения и жестами показать то или иное слово, содержащее букву «Л» или звук «ЛЬ», таким образом, чтобы дитя могло без труда его угадать. Если ребенок не знает значение картинки, расширьте его кругозор, объяснив, что именно этот предмет означает и для чего предназначается. При этом вы добьетесь двойного результата. Малыш и эрудицию подключит, и правильно говорить заодно научится. Такая гимнастика побудит детей к дальнейшему саморазвитию.

Итак, следует поочередно отработать с дошкольником несколько словарных рядов.

    Первые словарные упражнения будут содержать слог «ла»:

    Лак, лапа, юла, лада, зола, вела, лаз, ладно, лампа, кулак, силач, ласты, Мила, жила, пела, мыла, мгла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, бросала, носила, водила, возила.

    Вторые словарные упражнения будут содержать слог «ло»:

    Лоб, лом, лось, лодырь, лодка, ложка, локоть, лом, болото, колода, берлога.

    Третьи словарные упражнения будут содержать слог «лу»:

    Лук, луч, лужа, клуша, лужайка, валун, Балу, луна, Лука, лунка, шалунишка, лукошко, голубь, желудь, палуба, лужок.

    Четвертые словарные упражнения будут содержать слог «лы»:

    Лыко, милый, вялый, зрелый, малыш, столы, улыбка, полынь, лыжник, голубцы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, белый, вокзалы, каникулы, малышка, смелый, унылый, булыжник, полыхает.

    Пятые словарные упражнения будут содержать слог «ал»:

    Халва, балаган, бал, Бали, валун, шалунишка, дал, жал, зал, вал, устал, бокал, мал, галка, палка, мочалка, закалка, скалка, балка, фиалка, спал, упал, копал, алфавит, маршал, шалфей, балкон, вокал, обвал, стучал, металл, галстук, алмаз, выдал, выпал, падал, капал, насыпал, топал, щупал, выгнал.

Переходим от слов к предложениям

Предложите ребенку произнести или прочесть вслед за вами такие постановки в виде предложений, содержащие букву «Л»:

  • Мила ела салат.
  • Луша взяла лопатку.
  • Ласточка свила гнездо.
  • Мама сделала молочную лапшу.
  • Мила вымыла ладони.
  • Наступила зима.
  • Готовь лыжи и салазки.
  • Людмила видела слона.
  • В лавке продаются спелые и сладкие яблоки.
  • Клавдия увидела черно-белую ласточку.

Игра «Закончи предложение»

Подберите картинки к словам: лопата, лодка, велосипед, мыло, глобус, ластик, клавиша и парта. Начните предложение, а малыш закончит по картинке.

Дядя Лука копает клумбу чем? (лопатой).

Володя и Славик плывут на чем? (лодке).

Клавдия мыла ладони чем? (мылом).

Володя поехал на чем? (велосипеде).

Михаил смотрел на что? (глобус).

Володя уронил что? (ластик).

Коля нажал на что? (клавишу).

Павлик в классе сел за что? (парту).

Игра «Сочиняем на ходу»

После коротеньких разминочных загадок можно перейти к более сложному заданию - текстам, которые ребенку тоже необходимо прочесть вслух или же повторить со взрослым. Желательное условие для данного упражнения - паузы.

Следует научить ребенка говорить с выражением и не спеша. В заданиях подобного рода это важно, потому что слоги имеют похожую структуру и переплетаются, при этом слова имеют разный смысл. Скороговорка здесь не получится. Не торопите детей. Пусть он читает без спешки, сосредоточившись на смысле текста. Только поняв суть сказки, ребенок поймет, с какой интонацией правильно читать текст, а вы сможете научить его говорить правильно и без запинки. В ниже приведенных текстах отрабатывается как твердый «Л», так и мягкий звук «ЛЬ».

Сказочка про куклу Милу

Купила мама маленькой Людмиле куклу. Кукла Люде очень полюбилась. Людмила назвала куклу Милой. Кукла была мила. Целые дни Люда была с Милой. Она шила ей костюмы и платья, расчесывала пышные белые волосы. Люда укладывала Милу спать и баюкала. Девочка берегла куклу. Но как-то Людмила уложила Милу спать. Пока девочка обедала, куклу унесла собака Лайка. Она потрепала куклу. Поплакала-поплакала Люда, но куколку любимую не оставила. Тогда мама решила купить дочурке такую же куклу. Пока дочка спала, мама подложила новую вместо старой куклы. Людмила даже не догадалась.

Научите отличать «Л» и «ЛЬ»

После того, как постановка «Л» автоматизирована, в обязательном порядке поработайте над дифференциацией, чтобы ребенок не путал звуки. Дифференциация - это различение звуков. Постановки автоматизации необходимо проводить в форме забавы для детей. Не допускайте переутомления детей во время постановки. Артикуляционная игра должна проходить в непринужденной форме. При этом важно не только научить ребенка говорить, но и закрепить приобретенные навыки как в повседневной речи, так и в письме.

Артикуляционная гимнастика с дифференциацией

Данная артикуляционная гимнастика предполагает произнесение малышом словарных пар. Следует научить ребенка говорить звук с мягким «ЛЬ» и твердым «Л» четко и ясно. Такое упражение поможет добиться четкости в произношении.

Лавка - лямка;

Игла-земля;

Слон-силен;

Клумба-клюква.

Поиграем в раскраски

Попросите ребенка выделить букву «Л» зеленым цветом там, где она твердая, и красным цветом - там, где он услышит мягкий звук «ЛЬ».

  • Наша Юля словно юла.
  • Илья разжал кулачок, а на ладони сидит светлячок.
  • Станислав гулял по огороду и ел все, что находил.
  • Лоре нужна зеленая, а не голубая краска.

Если малышу надоели повторяющиеся каждый раз упражнения, видоизмените их, придумывать обновленные с другими словосочетаниями и . Регулярные занятие и гимнастика языка оградят родителей от некоторых проблем при подготовке ребенка к школе.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения звуков л, ль:

Статья ориентирована главным образом на родителей. В ней описывается подготовительный этап (артикуляционная и дыхательная гимнастика) и этап постановки звуков и кратко этап автоматизации звуков Л и Р.

Многие мамы и бабушки, а также педагоги, не имеющие специального логопедического образования, успешно помогают своим детям научиться выговаривать сложные звуки. Но это при условии, что у вашего ребенка дислалия (легкое речевое нарушение). В случае, если мы имеем дело с дизартрией (когда нарушена иннервация мышц артикуляционного аппарата), без помощи невролога (медицинское сопровождение) и квалифицированного логопеда, который кроме занятий проведет вашему ребенку курс логопедического массажа, не обойтись.

Очень часто мамы, бабушки спрашивают: «Как научить ребенка выговаривать букву Р? И другие буквы?» В этот момент хочется сразу уточнить. Звуки мы говорим, а буквы пишем. А это значит, что мы учим ребенка произносить звук, а не букву. Поэтому сразу же лучше взрослым давать задания малышу грамотно: «Произнеси звук…», но «Напиши букву…». Это поможет малышу научиться отличать понятия «звук» и «буква», что ему очень пригодится в первом классе.

Для того, чтобы научиться выговаривать звуки, нужно провести подготовительные мероприятия . В них входят артикуляционная и дыхательная гимнастика. Подготовку хорошо провести и в том случае, если вы хотите сэкономить деньги на платных занятиях с логопедом. Ведь подготовленные мышцы артикуляционного аппарата в разы сокращают время на постановку звука.

При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать ряд требований:

  • Занятия поводятся при положительном настрое ребенка. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка.
  • Гимнастика проводится ежедневно, не реже 2-3 раз в день по 10 мин.
  • Во время занятия ребенок сидит в удобной позе, спина ровная, расслабленная.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  • Когда ребенок выполняет упражнение, мышцы лица не должны быть чрезмерно напряжены. Все движения выполняются четко и плавно, под счет взрослого.
  • Во время выполнения артикуляционных движений не должно возникать сопутствующих движений (когда язык поднимается вверх не должно быть запрокидывания головы. Когда язык вниз голова не должна опускаться вниз)

Для постановки звуков[л],[л‘],[р],[р‘] необходим верхний подъем языка . Верхний подъем языка невозможен, если у ребенка короткая подъязычная уздечка. Так что нанесите визит к стоматологу перед началом занятий.

Звук [л]

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [л]

«Накажем непослушный язычок»

улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.

«Лопатка»

Рот откройте, улыбнитесь. Широкий расслабленный язык положите на нижнюю губу. Удерживайте язык в таком положении в течение 5 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение не менее 2-3 раз.

«Лопатка-иголочка»

Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу (см. упр. «Лопатка»). Удерживайте язык в таком положении в течение 5 секунд. Затем напрягите его и, выдвинув вперед, придайте заостренную форму жала (см. упр. «Иголочка»).

Удерживайте язык в таком положении 5 секунд, после чего вновь расслабьте и положите на нижнюю губу. Попеременно выполняйте упражнения «Лопатка» и «Иголочка» 3-4 раза.

«Качели»

1) Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик языка положите снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. В каждом положении удерживайте язык 2 - 3 секунды. Выполните 7-10 движений.

2) Рот откройте, улыбнитесь. Вставьте кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Удерживайте язык в таком положении 2 - 3 секунды. Затем, опустив кончик языка вниз, поместите его между нижними зубами и нижней губой. Удерживайте позу в течение 2 - 3 секунд. Выполните 5-10 движений.

«Лошадка»

Цель - научиться громко пощелкивать кончиком языка. Рот откройте, улыбнитесь. Кончик языка прижмите, а затем присосите к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвите. Сначала выполняйте движения медленно, постепенно темп увеличивайте. Выполняйте в течение 10 секунд.

«Индюк»

Дыхательная гимнастика

Вдох длится 1 сек. Выдох длительный плавный 3-5 сек.

Задувать свечу

Дуть через соломинку для коктейля в стакан с водой.
Дуть на игрушку-вертушку.

Способы постановки звука Л

1. По подражанию.

Взрослый показываете свою артикуляцию при произнесении того или иного звука. Как правило, ребенок внимательно смотрит и пытается повторить.

2. От межзубного Л.

Этот способ наиболее удобен. Он подходит даже для детей у которых отсутствует верхний подъем языка.

Закусить кончик широкого языка, губы в улыбке. Длительно произносить звук Ы, язык закушен. При этом должен получиться довольно приличный звук Л. Затем приступаем к автоматизации в обратных слогах(ал, ол,ул, ыл). После в простых словах (бал, вол..). можно попробовать перевести артикуляцию за зубы, а можно не переводить, если язык высовывается не сильно. Обычно по мере автоматизации, дети сами переводят артикуляцию за зубы.

Ребенок негромким низким голосом тянет А, не открывая широко рот и при этом стучит языком в верхние резцы. Получится произношение ЛА-ЛА-ЛА с усеченным звучанием гласного. Потом то же проделывают с другими гласными. Следить за тем, чтобы губы не вытягивались вперед. Очень легкий способ.

Кончиком языка упереться за верхние зубы (резцы), края языка раздвинуть, то есть выполнить упражнение «Парус». Попросите малыша погудеть, как пароход «ы-ы-ы-ы», не акцентируя внимание на том, что вы стараетесь вызвать звук Л.

Звук [р]

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

«Качели»

1) Рот откройте, улыбнитесь. Широкий язык поднимите к верхней губе, затем опустите к нижней. В каждом положении язык удерживайте 2 - 3 секунды. Всего выполните 7-10 движений.

2) Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка дотроньтесь до бугорков за верхними резцами, затем - за нижними. В каждом из положений язык удерживайте 2 - 3 секунды. Всего выполните 7 - 10 движений.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик языка при этом гладит верхние резцы с внутренней стороны, совершая движения вверх-вниз. Продолжительность выполнения упражнения -10 секунд.

«Маляр»

Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка нужно погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь рта и обратно). Выполните 5 - 10 движений.

«Вкусное варенье»

Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка облизните верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполните 5-10 движений, затем уберите язык и закройте рот.

«Лошадка»

Рот откройте, улыбнитесь. Присосите широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите. Сначала упражнение выполнять в медленном темпе, постепенно его увеличивая. Длительность выполнения - 5-10 секунд.

«Индюк»

Рот откройте, улыбнитесь. Производите движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать его от губы. Кончик языка слегка загните - как бы поглаживайте губу. Сначала производите медленные движения, потом увеличивайте темп и «добавьте» голос, пока не послышатся звуки «бл-бл». Упражнение выполняйте в течение 10 секунд.

«Фокус»

Удерживая язык в положении «Чашечка», подуйте на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3-5 раз.

«Пофыркаем!»

Широкий расслабленный язык положите между расслабленными губами. Длительно на одном дыхании, дуйте на язык и губы так, чтобы они вибрировали (щеки не надувайте). Повторите 3 - 5 раз.

«Автомат»

Рот откройте, улыбнитесь. Напряженным кончиком языка постучите по бугоркам за верхними резцами, несколько раз отчетливо, на одном дыхании, произнося при этом «т-т-т» сначала медленно, затем постепенно увеличивая темп. Повторите 3-5 раз.

«Барабан»

Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка постучите по нёбу за верхними зубами, многократно и отчетливо, на одном дыхании произнося «д-д-д». Сначала произносите медленно, постепенно темп увеличивайте. Повторите 3-5 раз.

Способы постановки звука Р

После подготовительной работы проводится непосредственно постановка звука «Р». Существуют разнообразные способы «вызывания» этого звука. Но целью любых упражнений, которые направлены на постановку звука «Р», является закрепление у ребенка навыка постановки языка на верхние альвеолы. После чего сильной струей воздуха «вызывается» необходимый звук.

1 способ постановки звука [Р] : Постановка [Р] - быстро и эффективно. Этот способ
помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени взрослому, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время взрослый большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

2 способ постановки звука [Р] : Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

3 способ постановки звука [р] : Постановка от звука [з]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [з] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [р]. Желаю успехов в его применении!

4 способ постановки звука [р] : Способ постановки звука [р] - старый и простой, как мир. Выполняется в 3 приема:

1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)

2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)

3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

После того, как у ребенка получилось произнести звук изолированно, приступаем к автоматизации.

Автоматизировать звуки [л], [р] и ввести в речь ребенка вы сможете и самостоятельно, это не трудно, если соблюдать определенную последовательность.

Автоматизация изолированного звука.
- Автоматизация звука в слогах. Прямых и обратных(ар, ор, ур, ыр, ра, ро, ру, ры).
- Автоматизация звука в словах.
- Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.
- Автоматизация звука в стихах.
- Автоматизация звука в текстах, рассказах.
- Автоматизация звука в самостоятельной речи. (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)