Концентрация внимания: развитие, тренировка, упражнения. Основные виды деятельности обучающихся. Определение темы и задач занятия

Страдаете ли вы от того, что у вас накопилась куча полуготовых проектов на работе, дюжина нереализованных идей в мозгу, и, следовательно, масса сожалений о том, к чему это все привело, и о своей жизни в целом?

Замечали ли вы, что ваш разум неугомонно перепрыгивает с одного предмета на другой?

Есть у вас проблемы с фокусировкой на чем-то одном в течение нескольких минут? Страдаете ли вы от того, что у вас накопилась куча полуготовых проектов на работе, дюжина нереализованных идей в мозгу, и, следовательно, масса сожалений о том, к чему это все привело, и о своей жизни в целом?

Если так, то что вам нужно сделать, чтобы это исправить?

Если вы пришли в спортзал и попытались поднимать тяжести, в результате чего выяснили, что ваши руки и ноги пока слишком слабы для этого, вам нужно будет начать выполнять программу еженедельных упражнений для укрепления мышц.

Ваш мозг тоже является своего рода мышцей. И точно так же, как мышцы вашего тела, ваш мозг нуждается в еженедельных упражнениях, повышающих силу вашей концентрации. Несколько таких интересных упражнений можно найти в книге 1918 года «Сила концентрации» (англ. The Power of Concentration) американского автора Уильяма Аткинсона, которую он написал под псевдонимом Терон Дюмон.

Несмотря на то, что некоторые упражнение могут показаться вам несколько глупыми, и при их выполнении вы можете выглядеть как сумасшедший человек, сила вашей концентрации будет постепенно увеличиваться до уровня Профессора Икс.

Используйте это руководство, чтобы усилить свой мозг или получить вдохновение для придумывания собственных упражнений по повышению концентрации. Теперь дотроньтесь пальцем до носа, и давайте начнем.

Практические упражнения на развитие концентрации

Когда лучи солнца сфокусированы на предмете при помощи линзы, они дают намного больше тепла, чем рассеянные лучи от того же источника. То же самое справедливо в отношении внимания.

Если ваше внимание рассеянно, вы получите только ординарные результаты. Но сосредоточьте его на чем-то одном, и вы получите превосходные результаты. Когда вы фокусируете внимание на цели каждого вашего действия, осознанно или неосознанно, вы исключаете из сознания все ненужное. В результате, вы генерируете силу, которая принесет вам то, чего вы хотите.

Фокусируя мысль, вы увеличиваете ее силу. Упражнения, которые даны ниже, могут казаться утомительными и монотонными - но они полезны. Если вы будете настойчивы, вы убедитесь, что они обладают ценностью и увеличивают вашу способность к концентрации.

Сначала вам будет нужно натренировать тело, чтобы оно повиновалось командам разума. Я также призываю вас научиться сознательно контролировать движения своих мускулов. Вот упражнение, которое поможет вам развить такой контроль.

Упражнение 1: Спокойное сидение в кресле

Сядьте в удобное кресло. Будьте настолько спокойны, насколько возможно. Поначалу это будет не так легко, как может показаться. Вам нужно сосредоточить внимание на том, чтобы сидеть спокойно. Наблюдайте за тем, чтобы не делать спонтанных движений своими мускулами. При помощи небольшой практики вы убедитесь, что можете сидеть спокойно, не двигая мускулами, примерно пятнадцать минут.

Сначала я рекомендую сидеть с расслабленным телом пять минут. Если вы можете оставаться совершенно спокойными все это время, увеличивайте промежуток до десяти, а потом до пятнадцати минут. Упражняйтесь столько, сколько необходимо. Но никогда не напрягайтесь в попытках оставаться спокойными. Вы должны быть полностью расслабленными. Привычка к расслабленности очень полезна.

Упражнение 2: Фиксирование взора на пальцах

Сядьте в кресле. Поднимите голову, держите шею прямо, расправьте плечи. Поднимите правую руку, чтобы она была вровень с вашим плечом и указывала направо. Поверните голову, двигая только шеей, и зафиксируйте взор на пальцах.

Держите руку полностью неподвижной одну минуту. Выполните то же самое упражнение с левой рукой. Когда вы научитесь держать руку совершенно неподвижно, увеличивайте время до пяти минут. Вытягивая руку, держите ее ладонями вниз, потому что это положение наиболее легкое. Если вам удастся зафиксировать глаза на кончиках пальцев, вы сможете сказать, что ваша рука совершенно спокойна.

Упражнение 3: Фиксирование взора на стакане с водой

Наполните водой небольшой стакан. Возьмите этот стакан своими пальцами, и держите его прямо перед собой. Сосредоточьтесь на стакане и пытайтесь держать его так спокойно, чтобы не было заметно никаких движений воды. Начните с одной минуты, постепенно увеличивая время до пяти минут. Выполняйте это упражнение сначала одной, потом другой рукой.

Упражнение 4: Концентрация на сжатии и разжатии кулаков

Придвиньте стул к столу. Положите на стол свои руки и сожмите их в кулаки, положив на стол тыльной стороной.

Пусть большой палец лежит поверх остальных пальцев. Сейчас, сосредоточив внимание на указательном пальце, медленно выпрямляйте его. Наблюдайте за этим действием так, как если бы оно имело огромную важность.

Затем, медленно выпрямляйте следующие пальцы. После этого, повторите процесс в обратном порядке. Сначала зажимайте один палец, потом другой - пока у вас не останется сжатый кулак и большой палец, который лежит поверх остальных.

Выполните то же упражнение с левой рукой. Делайте его то правой, то левой рукой поочередно - пока вы не выполните его по пять раз с каждой рукой. Через несколько дней, вы можете увеличить количество повторов до десяти раз.

Есть вероятность, что выполняя эти упражнения, вы почувствуете усталость . Но вам важно практиковать эти монотонные упражнения, чтобы с их помощью развивать внимание. Упражнения также помогут вам контролировать движения мускулов. Внимание должно быть сосредоточено на каждом движении руки. Если не концентрировать внимание, упражнения утратят свою ценность.

Упражнение 5: Концентрация на усилении обоняния

Когда вы прогуливаетесь или проходите мимо клумбы, концентрируйтесь на запахах цветов и растений. Постарайтесь различить как можно больше запахов. Затем, постарайтесь выбрать один конкретный запах, и сосредоточиться только на нем. Вы заметите, насколько усилится ваше чувство обоняния. Умение различать потребует от вас полного внимания. Развивая обоняние, вы будете должны выбросить из головы любые мысли, кроме мысли о запахе. Вы также должны будете выбросить мысли обо всех запахах кроме того, на котором концентрируетесь.

Вы найдете множество возможностей для упражнений на развитие обоняния. Находясь на свежем воздухе, чутко принюхивайтесь ко всем запахам. Вы убедитесь в том, что воздух переполнен разными ароматами - но пусть ваша концентрация на одном из них будет такой интенсивной, что и после многих лет выбранный аромат будет напоминать вам обстоятельства этого упражнения.

Цель этих упражнений - развить сосредоточенное внимание. Вы убедитесь, что при помощи практики можете контролировать разум и направлять мысли - точно так же, как вы направляете движения собственной руки.

Упражнение 6: Концентрация на внутренних процессах

Ложитесь и полностью расслабьте мускулы. Сосредоточьтесь на биении сердца, не обращая внимание ни на что другое. Думайте о том, как этот великолепный орган перекачивает кровь, доставляя ее в каждый орган вашего тела. Попытайтесь представить, как кровь выходит из этого великого резервуара и поступает прямо к кончикам ваших ног. Представляйте, как другой поток идет к рукам и кончикам ваших пальцев. Спустя какое-то время вы сможете действительно почувствовать, как кровь проходит через ваш организм.

Упражнение 7: Концентрация на сне

Так называемый «водный метод» прост, но очень эффективен. Он предназначен для людей, которые хотят заснуть. Поставьте стакан с чистой водой на стол в ту комнату, где вы спите. Сядьте в кресло рядом со столом и смотрите на стакан воды. Думайте о том, насколько он спокоен.

Затем, представьте, как вы входите в это спокойное состояние. Через короткое время вы заметите, что ваши нервы успокаиваются, и вас начинает клонить в сон. Иногда для того, чтобы заснуть, нужно представлять себя сонными.

Некоторым людям удалось победить бессонницу за счет того, что они представляли себя неодушевленным предметом - например, пустым бревном в глубинах холодного и спокойного леса.

Страдающие от бессонницы люди могут лично убедиться в том, что эти упражнения, успокаивающие нервы, очень эффективны. Держитесь в своем разуме мысли, что засыпать несложно. Устраните всякий страх перед бессонницей. Практикуйте эти упражнения, и у вас получится заснуть.

Упражнение 8: Разговор перед зеркалом

Сделайте на вашем зеркале две отметки, вровень с вашими глазами. Считайте, что это - два глаза другого человека, которые смотрят на вас. Сначала вы будете немного моргать. Не двигайте головой, стойте прямо.

Сосредоточьте все мысли на том, чтобы поддерживать голову спокойной. Не позволяйте другим мыслям входить в ваш разум. Держа голову прямо, оставаясь спокойными в глазах и в теле, думайте о том, что вы выглядите как надежный мужчина или надежная женщина - как человек, которому каждый может доверять.

Стоя перед зеркалом, дышите глубоко. Пусть в комнате будет много свежего воздуха - так, чтобы вы словно купались в нем. Как только воздух проникнет в каждую клетку тела, ваша робость исчезнет. Ее заменят спокойствие и сила.

Человек с позой настоящего мужчины, умеющий контролировать мускулы лица и глаз, всегда будет привлекать к себе внимание. Беседуя, он будет производить хорошее впечатление на всех, с кем вступает в контакт. Он приобретет чувство спокойствия и силы, которое заставит любую оппозицию отступить назад.

Будет достаточно ежедневно выполнять это упражнение три минуты.

Упражнение 9: Восточный способ концентрации

Сядьте в кресло. Держите спину прямо. Зажмите одним пальцем правую ноздрю. Сделайте глубокий и медленный вздох - настолько медленный, чтобы вы могли сосчитать до десяти - и затем выдохните через правую ноздрю, также считая до десяти. Повторите это упражнение с противоположной ноздрей. Его нужно выполнить не меньше двадцати раз за один присест.

Упражнение 10: Контроль над желаниями

Желания сложнее всего поддаются контролю. Именно поэтому, упражнения с желаниями обладают большой ценностью.

Научившись контролировать желание, вы чудесным образом укрепите свою способность к концентрации. Помните: у вас есть все необходимое для того, чтобы заниматься своими делами. Не тратьте время, чтобы думать о других людях или сплетничать о них.

Если вы услышали хорошую новость, сопротивляйтесь желанию рассказать о ней первому встречному - и это также принесет вам пользу. Чтобы избавиться от желания говорить, вам потребуется концентрация всех ваших сил. Когда вы почувствуете, что имеете полный контроль над всеми вашими желаниями, тогда уже вы можете делиться новостями.

Но умейте подавлять желание делиться новостями до тех пор, пока вы полностью не готовы говорить.

Люди, не способные контролировать желания, часто говорят вещи, о которых стоит молчать - и этим вовлекают себя и других в ненужные проблемы.

Если у вас есть привычка нервничать, выслушивая неприятные новости, контролируйте себя. Учитесь выслушивать все без удивления и тревоги. Говорите себе: «Ничто не заставит меня потерять самоконтроль» .

Вы на опыте убедитесь, что такой самоконтроль важен в вашем бизнесе. Вы заработаете репутацию здравомыслящего предпринимателя - и это со временем станет вашим ценным деловым активом. Конечно, случай меняет обстоятельства. Иногда от нас требуется энтузиазм. Но всегда ищите возможность практиковать самоконтроль. «Человек, управляющий своим духом, больше повелителя города».

Упражнение 11: Чтение

Думать - значит концентрировать мысли на том, что перед нами. Все мужчины и женщины должны научиться мыслить ясно. Прекрасное упражнение, которое помогает в этом - прочитать какую-либо короткую историю, и затем пересказать ее.

Прочтите статью в газете, и затем постарайтесь выразить ее содержание в нескольких словах. Чтение для усвоения существенно важной информации требует внимания и концентрации. Если вы не способны записать то, что читаете, ваша концентрация слаба. Вместо записи, вы можете пересказать содержание устно.

Уединитесь в своей комнате и вслух перескажите содержание статьи - так, как если бы вы с кем-то беседовали. Вы убедитесь, что подобные упражнения важны для развития концентрации и умения думать.

После того, как вы выполнили несколько этих простых упражнений, возьмите книгу и читайте ее двадцать минут - а затем запишите на бумаге то, что вы прочли. Скорее всего, поначалу вы не будете помнить многие детали. Но, при некоторой тренировке, вы сможете подробно пересказать все, что прочитали. Чем лучше ваша концентрация, тем подробнее ваш пересказ.

Если ваше время ограничено, прочитайте короткое предложение, а затем попытайтесь записать его слово в слово. Научившись это делать, читайте по два предложения и больше, а потом записывайте их. Эта практика принесет хорошие результаты, если вы будете продолжать ее до тех пор, пока не выработаете привычку.

Используйте свободное время для перечисленных упражнений, и это разовьет вашу способность к концентрации. Вы убедитесь, что для того, чтобы запомнить каждое слово в предложении, необходимо устранить из разума все слова кроме тех, которые вы хотите запомнить.

Эта сдерживающая сила - уже достаточная компенсация того времени, которое вы потратили на выполнение упражнения. Конечно, ваш успех во многом будет зависеть от развития способности живо представлять то, что вы читаете. Как выразил ту же мысль один автор, мы должны позволить горам, о которых мы читаем, вставать перед нами, а рекам, о которых мы читаем, журчать у наших ног.

Упражнение 12: Концентрация на часах

Сядьте на стул. Поставьте на стол перед собой часы с секундной стрелкой. Следите глазами за тем, как секундная стрелка делает круг. Выполняйте это упражнение пять минут, не думая ни о чем, кроме секундной стрелки. Это упражнение очень полезно, если у вас есть только пять свободных минут. Пусть каждая мысль в потоке сознания подчинится ей. Поскольку в секундной стрелке нет ничего особенного, это упражнение сложно выполнить - но дополнительные усилия воли, которые для него потребуются, придают ему особую ценность.

Выполняя упражнение, старайтесь быть настолько спокойными, насколько это возможно. Вы приобретете контроль над нервами, и этот успокаивающий эффект положительно скажется на них. опубликовано

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Курс: «Развитие познавательных способностей».

Класс: 3 «Б».

Тема: «Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи».

Планируемые результаты

Личностные: определяют и высказывают под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют УУД.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя, проговаривают последовательность действий, отличают верно выполненное задание от неверного, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют рисунок на основе текста задачи.

Предметные: обобщают, делают несложные выводы.

Форма занятия: практикум.

Триединая цель: развитие внимания посредством работы с текстовой информацией.

Задачи

Воспитательные: воспитывать способность определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Развивающие: способствовать развитию у обучающихся УУД.

Регулятивных УУД: умения определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, отличать верно выполненное задание от неверного, совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательных УУД: умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рисунок на основе текста задачи.

Коммуникативных УУД: умения донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушать и понимать речь других.

Образовательные: совершенствовать умения обобщать, делать несложные выводы.

Принципы организации внеурочной деятельности:

соответствие возрастным особенностям обучающихся;

преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

опора на ценности воспитательной системы школы;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

Принципы воспитания (по классификации В. А. Сластёнина):

Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности;

Принцип природосообразности воспитания;

Принцип культуросообразности воспитания;

Принцип деятельностного подхода;

Принцип личностного подхода;

Принцип персонализации педагогического взаимодействия;

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода;

Принцип индивидуально-творческого подхода;

Принцип обучения и воспитания детей в коллективе;

Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой;

Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

Методы воспитания (по классификации В.А. Сластёнина, Г.И. Щукиной):

методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение);

методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности (упражнение, педагогическое требование, переключение в деятельности);

методы стимулирования деятельности (поощрение);

методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения (педагогическое наблюдение).

Методы обучения

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: беседа; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой;

по источнику получения знаний: словесные; наглядные; практические: практические задания;

по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частично - поисковый.

Дидактические средства : тетрадь на печатной основе, наглядный материал (приложения).

Список информационных источников :

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-025287-4.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» в МАОУ «СОШ № 34» (Составитель:

А.В. Борщенкова).

О. А. Холодова. Методическое пособие «Развитие познавательных способностей» юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. 3 класс.

О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2 / О.Холодова. -5- е изд., перераб.-М.:Росткнига, 2010. - 64 с.

Макет доски

20 апреля.

Ход внеурочного занятия

Этапы деятельности

Методы, приемы работы на занятии

Деятельность учителя

Основные виды деятельности обучающихся

Планируемый результат (с учетом формирования УУД)

1. Вводная часть.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, проверить готовность к занятию, сформулировать с обучающимися цель занятия.

Упражнение, беседа, объяснение.

Игра «Шифровка»

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Алексеевна. Сегодня я проведу у вас внеурочное занятие. Для начала давайте проверим готовность к занятию. Я буду называть действия, а вам нужно его выполнить. Приготовились. Положите тетрадь на печатной основе на дневник. Положите пенал справа от тетради на печатной основе. Уберите всё лишнее с парты. Если готовы, тогда присаживайтесь.

Для того чтобы нам подготовиться к занятию, я предлагаю выполнить вам упражнения. Они помогут организму лучше работать.

Хорошо, молодцы. Мы с вами выполнили упражнения и теперь нам будет легко заниматься.

Сейчас для того чтобы определить тему занятия, я предлагаю выполнить вам интересное задание. На карточке зашифровано слово, для того чтобы его расшифровать, вам дан ключ (приложение 1). Каждой букве соответствует символ. Вам нужно заменить символ на букву. Поднимите руки те, кому непонятно задание. Хорошо, тогда приступайте.

Какое у вас получилось слово? (Внимание). А зачем нам быть внимательными? Нужно ли развивать внимание? Как вы думаете, какую можно поставить цель занятия? Что мы с вами будем тренировать? Цель занятия: тренировать внимание.

А для того чтобы нам с вами тренировать внимание, нужно выполнять различные задания и упражнения.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к занятию, выполняют упражнения, декодируют информацию, отвечают на вопросы, формулируют цель занятия.

Обучающиеся демонстрируют

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя, проговаривают последовательность действий. Познавательные УУД: перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывают информацию из одной формы в другую (декодирование).

Коммуникативные УУД: умеют донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.

2. Основная часть.

Задача:

Упражнение, переключение в деятельности, демонстрация, иллюстрация, объяснение, педагогическое требование.

Приём «Инсерт».

Предлагаю начать с разминки. Откройте тетрадь на печатной основе, на странице номер 10. Работая в парах, я прошу вас ответить на вопросы. Но отвечать вы будете не как обычно. Читая вопрос, я прошу вас отметить на полях одним из знаков (приложение 2):

Поставить знак «-», если вы не знаете ответ на этот вопрос; знак «+», если знаете ответ, знак «?», если хотелось бы больше узнать.

Готовы? Давайте проверим. С какими вопросами испытали трудности? Что бы вам хотелось узнать? О чем?

Молодцы, мы с вами справились с заданием.

А теперь давайте поиграем в игру на внимание. Сейчас на доске я размещу изображения (приложение 3). Вам нужно запомнить их и нарисовать в тетрадях как можно точнее. Кому непонятно? Будьте внимательны. Закончили? Проверьте себя. Поднимите руки те, кто все фигуры зарисовал так, как на изображении. Молодцы, вы очень внимательные.

Слушают и воспринимают инструкции учителя, работают в парах, отвечают на вопросы, выполняют знаково - символические действия, определяют границы знания и незнания, вступают с учителем в диалог, задают вопросы, запоминают рисунки и воспроизводят их по памяти в рабочей тетради, осуществляют самопроверку.

Регулятивные УУД: проговаривают последовательность действий, отличают верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные УУД: умеют донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.

Физминутка

Задача: снять мышечное напряжение обучающихся, выполнить коррегирующую гимнастику для глаз.

Упражнение, переключение в деятельности, демонстрация.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте встанем и выполним гимнастику для глаз.

Отдохнули, присаживайтесь.

Слушают и воспринимают инструкции учителя, выполняют упражнения.

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других.

2. Основная часть.

Задача: используя различные приемы работы, создать условия для формирования у обучающихся метапредметных умений.

Упражнение, решение задач, работа с книгой, объяснение, разъяснение, разъяснение, проблемный, частично-поисковый методы.

Сейчас я предлагаю выполнить задание номер 6. Вам необходимо составить слова, выполняя математические действия. Поднимите руки те, у кого есть какие-либо вопросы. Приступайте к выполнению задания.

Теперь давайте решим задачу № 9. Прочитайте её про себя. А теперь прочитайте вслух. Сможем ли мы сразу решить задачу? Предлагаю изобразить задачи в виде рисунка. У меня для вас заготовлены карточки, я буду отмечать на доске (приложение 5), а вы у себя на карточках (приложение 4).

Сколько было деревьев? (3). Они у нас отмечены. Что говорится о галках на трех деревьях? (Их было 36). Как мы можем показать, что на трех деревьях было 36 галок? (Отметим дугой). Отметьте сверху дугой и подпишите количество галок. Что говорится про первое дерево? (Перелетело с него 6 галок). Как это покажем? (Стрелкой). Подпишем количество галок. Что говорится про второе дерево? (4 галки перелетели на третье дерево). Как покажем? (Стрелкой). Подпишем. Что еще нам известно? (Известно, что стало поровну галок на каждом дереве). Хорошо.

Что мы можем узнать, зная, что всего было 36 галок и на каждом дереве поровну? (Узнаем сколько галок стало на каждом дереве). Как это сможем узнать? (36:3=12). А как звучит вопрос задачи? Что нужно узнать? (Сколько галок первоначально сидело на каждом дереве). Можем ли мы узнать, сколько галок было на первом дереве? Как? (Мы знаем, что с него улетело 6 галок и после этого их стало 12, значит, нужно к 12 прибавить 6, получится 18). Подпишите на дереве, что галок было 18. Можем ли узнать, сколько галок было на 3 дереве? Как? (Мы знаем, что на 3 дерево прилетело 4 галки и после этого их стало 12, поэтому нужно из 12 вычесть 4, получится 8). Подпишите на дереве, что их стало 8. Что теперь можем узнать? (Сколько галок было на втором дереве. Для этого из 36 нужно вычесть 18, получится 18. И из 18 вычесть 8, получится 10). Скажите, сколько галок сидело на каждом дереве первоначально. (18, 10, 8).

Решили задачу? (Да).

Пример оформления

Выполняют задание самостоятельно, восстанавливают деформированные слова, отвечают на вопросы, проверяют правильность выполненного задания, читают текст задачи про себя и вслух, перерабатывают информацию, выполняют рисунок к задаче, использую знаково-символические действия, рассуждают, выполняют математические действия деления, сложения, вычитания.

Регулятивные УУД: отличают верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывают новые знания: находят ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют рисунки на основе текста задачи.

Коммуникативные УУД: умеют донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.

3. Заключительная часть (Подведение итогов. Рефлексия).

Задача: совместно с обучающимися подвести итоги деятельности, оценить эмоциональный настрой обучающихся в течение занятия.

Беседа, поощрение.

Прием «Слон».

Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги. Какие задания вам больше всего понравились? Какие вызвали затруднения? Для чего мы выполняли эти задания? Каким было ваше настроение в течение занятия? А сейчас я предлагаю вам на листочках нарисовать слона.

Учитель интерпретирует результаты для оптимизации дальнейшей работы (уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот - знания, которые вы приобретаете; голова - это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова - автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие - неуверенность).

Ребята, я благодарю вас за занятие. Вы старались, хорошо работали и мне было очень приятно с вами заниматься. Занятие окончено. До свидания.

Отвечают на вопросы, оценивают свое эмоциональное состояние, выполняют рисунок, прощаются с учителем.

Регулятивные УУД: совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД: перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: умеют донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.

Приложение 1

Задание: расшифруйте слово, используя ключ.

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия г. Сафоново Смоленской области

Конспект учебного занятия

внеурочной деятельности

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Тимофеева Марина Николаевна,

учитель начальных классов

г. Сафоново

Тема занятия: Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Предмет: внеурочная деятельность «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».

Тип занятия: комбинированное (с использованием презентации на необходимых этапах урока).

Форма организации обучающихся на занятии : индивидуально - групповая.

Цель занятия: развитие у детей познавательных способностей (внимания, восприятия, воображения, различные виды памяти и мышления); совершенствование навыков решения нестандартных задач; развитие логического мышления, формирование вычислительных навыков обучающихся, воспитание познавательного интереса к предмету.

Задачи урока:

    формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;

    совершенствовать мыслительные операции;

    развивать аналитические способности, устную речь, умение решать нестандартные задачи;

    развивать навыки контроля и самоконтроля;

    формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Элементы содержания : упражнения для развития памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения, разгадывание загадок.

Технологии, применяемые на уроке: системно-деятельностный подход, работа в малых группах, применение ИКТ технологий, технология ТРИЗ, технология использования в обучении игровых методов, технология развития творческих способностей, технология коллективного взаимообучения, здоровьесберегающие технологии.

Ожидаемые результаты:

Формирование УУД

Личностные результаты:

    определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

    в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

Самооценка своей работы;внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

Метапредметные:

Регулятивные УУД :

    определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

    проговаривать последовательность действий;

    учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

    учиться работать по предложенному учителем плану;

    учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    учиться планировать учебную деятельность на уроке, умение действовать по образцу, алгоритму, памятке.

Познавательные УУД:

    ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

    перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

    формулировать выводы из изученного материала;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД :

    донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    учитьсяставитьвопросы и обращаться за помощью;

    совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке в группе и следовать им;

    учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Методическое обеспечение: Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: В 2 –х частях, часть 1/ О. А. Холодова – М.:Издательство РОСТ, 2017. учащихся 2 класса Москва: РОСТ книга, 2018 год. – 56 с.

Ход учебного занятия

    Оргмомент (мотивация учебной деятельности)

Цель : создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определённого положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

    Психологический настрой

Перед началом занятия в классе звучит веселая мелодия.

Добрый день, ребята. Я очень рада видеть вас. Разрешите мне начать наше внеклассное занятие! Давайте встанем вкруг порадуемся этому дню, встрече с одноклассниками, поделимся хорошим настроением:

Пусть наша добрая улыбка, (руки к губам)

Согреет всех своим теплом, (руки к сердцу).

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед)

Делится счастьем и добром (руки в стороны).

Молодцы! Улыбка дарит хорошее настроение всем. Итак, начнём наше занятие.

Эмоциональная подготовка к занятию

Слайд 1

Регулятивные УУД:

обеспечение учениками организации их учебной деятельности;

эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование

    Мозговая гимнастика

Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов.

1.«Мозговая гимнастика»

Ребята, мне нужна ваша помощь. Кто из вас напомнит, а с чего мы начинаем обычно наши занятия?

Для чего мы ее выполняем?

«Качания головой» (стимулирует мыслительные процессы) - дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

«Ленивые восьмёрки» (обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания) - по 3 раза каждой рукой и вместе рисуем восьмёрки в горизонтальной плоскости.

Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!» (для улучшения зрения) - указательный палец правой руки держим перед носом на расстоянии 25-30 см, смотрим на палец 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, затем правый глаз, а потом смотреть на палец двумя глазами.

2 .Вводная беседа

Ребята, у нас сегодня гости! Это …весёлый добрый озорной гость. (Звучит музыкальный фрагмент из м/ф «Малыш и Карлсон»).

О ком это я? (На магнитной доске открывается плакат с изображением Карлсона).

- Его друг Малыш ужу учится в школе, умеет читать писать решать примеры и задачи. Карлсон тоже хочет научиться многому. Он просит нас помочь ему в этом.

- Вы согласны помочь Карлсону?

Так давайте поможем ему научиться:

    рассуждать, думать, размышлять, исследовать, узнавать.

Ответы детей.

Выполнение упражнений вместе с детьми.

В течение 2 минут дети выполняют качания головой, «ленивые восьмёрки», моргания, «вижу палец».

О Карлсоне

Регулятивные УУД: действия под руководством учителя.

Личностные УУД:

Познавательные УУД: планирование учебного сотрудничества.

    Определение и осознание обучающимися темы и задач занятия

Цель: мотивирование (самоопределение) обучающихся к учебной деятельности.

1.Определение темы и задач занятия

Рассмотрите задания сегодняшнего занятия.

Открывают тетради, рассматривают задания.

Какие задачи вы поставите себе на сегодняшнем уроке?

Итак, тема нашего занятия…

Какими вы постараетесь быть на занятии?

Ответы детей.

Я хочу развивать: зрительное внимание, память, логическое мышление, сообразительность;

быстроту реакции, умение рассуждать и анализировать.

Развитие внимание, памяти, логического мышления и умения рассуждать.

Я буду внимателен. Я всё запомню. Я возьму с собой хорошее настроение.

Познавательные УУД: целеполагание.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества, высказывание своего мнения, учёт разных мнений.

IV . Разминка

Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции.

1. Деление детей на группы

Сегодня на занятии вы будете решать интересные задания, развивающие ваше внимание, память мышление, сообразительность и воображение. А Карлсон будет учиться у вас. Ведь он вас считает всезнайками.

А вы знаете, кто такой всезнайка? (Человек, который знает много обо всем на свете.)

Кто считает себя всезнайкой? Поднимите руку.

Как много у нас всезнаек.

Сладкоежка Карлсон принёс на наше занятие конфеты, загадки. Конфеты будут для вас вкусным талисманом, и его вы съедите в конце нашего путешествия.

А кто знает, что такое талисман?

(По суеверным представлениям - предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу и наделяющий чудодейственной силой. Служит также оберегом.)

Угощаю детей конфетами «Ласточка» и «Королёк» так, что бы образовались 2 команды. Заранее предупреждаю, что нужно прочитать название конфеты. Читая, дети замечают, что у многих конфеты с одинаковым названием.

Объединяю детей, образуя группы - команды.

Давайте назовём названия команд. Оно будет совпадать с названием ваших конфет.

Каждой группе - команде присваивается название и вручается их символ рисунок птицы.

Учитель коротко делает сообщение о этих птицах.

Ребята, у нас образовались 2 команды. Назовите правила работы в командах (группах).

Ещё Карлсон принёс на наше занятие тайные конверты. Их вы будете получать за правильно выполненные задания .

Внутри каждого конверта – сюрприз.

Удачи, вам, ребята.

    Разминка

С чего мы начнем работать?

С какой целью мы проводим разминку?

Учитель загадывает загадку каждой команде по очереди. Загадка 1 . Ученики получают тайный конверт с сюрпризом.

Вопросы разминки задаются по очереди командам.

    Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь?

    Ночная птица с круглыми глазами. Кто это?

    По нему можно перейти реку не замочив ног.

    В какую посуду нельзя налить воды? По-гречески - алфавит, по-русски - ...?

    Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена.

    Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. Что это?

    Домашняя птица, которая может нести золотые яйца.

    Наибольшее двузначное число.

А наименьшее?

В конце проводится самооценкаработы с помощью карточек красного, жёлтого и зелёного цветов.

У вас на столе карточки 3-х цветов.

«Ласточка»

«Королёк»

Правила работы в группе

Слушаю, что говорят другие.

Делаю выводы об услышанном, задавай вопросы.

Говорю спокойно ясно, только по делу.

Помогаю товарищам, если они об этом просят.

С разминки.

Мы тренируем быстроту реакции, развиваем сообразительность.

Есть у каждого своя,

Чистотой блестеть должна,

На уроке без неё

Не напишешь ничего. (Парта)

Пух, лист, горсть песка.

В полную.

Зелёный – получилось всё отлично

Красный – только часть заданий выполненаверно.

Жёлтый – хорошо

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;

толерантность к чужим ошибкам и другому мнению;

Р егулятивные УУД: выполнение работы в соответствии с заданным планом; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция в случае затруднения, коррекция.

Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества,

умение выражать свои мысли, учёт разных мнений.

V . Тренировка концентрации внимания и зрительной памяти

Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания, развитие умений и навыков индивидуальной работы.

Загадка 2 . Ученики получают тайный конверт с сюрпризом.

Задание 1. Прочитайте задание.

Что мы сейчас будем делать?

Проводится самопроверка выполненной работы. Приложение 1.

Загадка 3 Ученики получают тайный конверт с сюрпризом.

Задание 2. Не водя рукой по схемам, а лишь отслеживая глазами линии, связывающие цифры вверху с буквами внизу, выпишите буквы по порядку, и вы сможете прочитать четыре слова, которые образуют русскую загадку.

Самопроверка. Приложение 2.

Загадка 4 .

О ком эта загадка? Как можно быстрее отгадайте её.

тайный конверт с сюрпризом.

Задание 3 . Сосчитайте голубей.

Проверка:

Как считали голубей?

Самопроверка выполненной работы. Приложение 3.

Загадка 5 . Разгадав загадку, ученики получают тайный конверт с сюрпризом.

Задание 4 . Посмотрите на нарисованный квадрат. В одной из клеток стоит машина. Это гараж. Я рассказываю, как она едет, а вы, не прикасаясь рукой к таблице, лишь глазами отслеживаете её путь. В последней клетке поставьте цифру один, затем два и так далее. Каждый раз машина начинает свой путь из гаража.

Самопроверка.

Приложение 5

Пишем белым мы по ней

И стираем без затей

Для учителя она

Необходима и важна. (Доска)

- З апомните как можно точнее увиденные, изображения и зарисуйте в рамках.

Как только работа будет выполнена, учениками всей группы сигнализируют, показывая «Звёздочку» (после выполнения каждого задания) .

Я и туча, и туман,

И река, и океан,

И стекаю, и бегу,

Я стеклянной быть могу.(Вода)

Их на окошко, полку ставят,

От холода и ветра берегут.

Весну зимой они нам дарят,

Потому что зеленеют и цветут. (Цветы)

Замечаем, что у каждого голубя на рисунке по одному глазу: удобно сосчитать глаза - столько же будет и голубей.

Ответ: 12 голубей.

На стене – озерцо.

В Озерце моё лицо.

Рисует Водичка

Весёлое Личико.(Зеркало)

Маршрут первый : 2 клетки вниз, 1 влево, 3 вверх, 2 вправо, 2 вниз - ставьте цифру 1.

Маршрут второй : 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево - цифра 2.

Маршрут третий : 1 вверх, 2 влево, 1 вниз,1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 3 вверх - цифра 3.

Познавательные УУД: составление, понимание и объяснение алгоритма при работе с конкретным заданием.

Коммуникативные УУД: активное участие в обсуждениях, возникающих на уроке; ясное формулирование ответов на вопросы других учеников и педагога.

Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

VI . Веселая переменка

Цель : развитие двигательной сферы детей в виде динамической паузы, умения выполнять несколько различных заданий одновременно, укрепление мышц шейного отдела

    Кинезиологическое упражнение «Я хороший» (Одновременное поглаживание головы правой рукой, круговые вращения по туловищу левой рукой, затем поменять руки).

    «Напиши» своё имя носом.

Выполнение упражнений вместе с учителем.

Регулятивные УУД: действия под руководством учителя

Личностные УУД: овладение приемами здоровьесбережения.

VII . Логически-поисковые задания

Цель: обучение учащихся умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь.

Что мы сейчас будем делать?

Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развивать логику?

Ребята, пришло время учиться рассуждать и решать логические задачи. Но сначала отгадаем загадку.

Загадка 6 .

Задание 5 . Если бы собака была легче жука и тяжелее слона, то кто был бы легче всех? Ответ: слон. Если бы лошадь была ниже кролика и выше жирафа, то кто был бы выше всех? Ответ: кролик. Миша жил немного ближе к школе, чем Коля, и намного дальше от нее, чем Витя. Кто жил от школы дальше всех? Ответ: Коля.

Самопроверка. Приложение 4.

Загадка 7 . Разгадав загадку,ученики получают тайный конверт с сюрпризом.

Задание 6 . Маша нанизала на нитку 20 бусинок так, что каждая четвёртая бусинка большая, а остальные - маленькие. Сосчитай, сколько больших и сколько маленьких бусинок на нитке? Приложение 6.

Задание 7. Надо найди закономерность и вписать номер нужной фигуры. Назовите номер подходящего самолетика.

Самопроверка. Приложение 7.

А теперь вскройте все полученные вами конверты и составьте слово из букв.

Одной ручкой-всех встречает,

Другой ручкой -всех провожает.

Никого не обижает, а её все толкают. (Двери)


Круглое, румяное

С дерева достану я,

На тарелку положу,

«Кушай мамочка»-скажу! (Яблоко)

Ответ: №6.

Слова «Молодцы», «Спасибо».

Познавательные УУД: общеучебные : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Регулятивные УУД:: участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения задания; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

VIII . Итог занятия. Рефлексия.

Цель : осознание учащимися учебной деятельности, самооценке результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

Понравилось ли вам занятие?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Как вы думаете, чему вы научили нашего гостя, Карлсона, в течение урока?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем еще надо поработать?

-Покажите, какое у вас настроение.

Смайлики : весёлый и грустный.

- А теперь я скажу своё мнение.

- Вы работали очень хорошо, много выполнили заданий в течение урока. Даже, если у кого-то из вас не получилось выполнить правильно, это не беда. На следующем уроке обязательно всё получится!

Вы все молодцы. Отличная работа. Всем спасибо!

- А теперь пришла пора угоститься вашими сладкими талисманами, которые сопровождали нас весь урок.

Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.

Переменку веселитесь,

И начнем урок опять.

Ответы детей.

Ученики показывают «весёлый» смайлик.

Личностные УУД:

самооценка понимания причин удач и неудач (успехи и неуспехи в УУД).

Познавательные УУД: контроль, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция; оценка, прогнозирование.

Приложение 1

Запомни увиденные изображения и зарисуй как можно точнее.

Приложение 2

Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, выпиши буквы по порядку. Если ты всё сделал верно, у тебя получилась загадка.

Как можно быстрее отгадай её.

Приложение 3

Сосчитай голубей.


Приложение 4

Учись рассуждать.

А).Напиши, кто был бы легче всех, если бы собака была легче жука и тяжелее слона?_____________________________

Б). Подумай, если бы лошадь была ниже кролика и выше жирафа, то кто был бы выше всех? _____________________________

В).Миша жил немного ближе к школе, чем Коля, и намного дальше от неё, чем Витя. Напиши, кто жил от школы дальше всех?

_____________________________

Приложение 5

Посмотри на квадрат. В одной из клеток стоит машина. Не прикасаясь рукой к таблице, а лишь следя глазами, узнай её путь.

Приложение 6

Выбери нужную фигуру из 7 пронумерованных.

Занятие «Развитие познавательных способностей»

Тема: Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Цель: Создать условия для развития концентрации внимания и мышления.

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирования УУД

Познавательные УУД : формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; выбор оснований для сравнений, доказательство.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; планирование учебного сотрудничества с одноклассниками (при парной и групповой работе); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД : целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Личностные УУД: формирование культуры учебного труда; нравственно – этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные связи: изо, окружающий мир, математика.

Оборудование : Рабочая тетрадь О. Холодова «Юным умникам и умницам» 1 класс (часть 1), конверт с заданием, рисунок снеговика, солнышка.

Ход занятия

Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас всех на нашем занятии кружка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.

Ребята, посмотрите на доску, что светит и улыбается нам? (Солнце)

Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок им станет теплее и уютнее.

А теперь, повернитесь ко мне и давайте представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.

Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье.

Ребята, сегодня для вас пришло письмо. Давайте прочитаем его.

«Здравствуйте, дорогие ребята. У меня случилась большая неприятность. Баба Яга порвала мою фотографию и заколдовала меня. И я теперь не могу прийти к вам в гости. Помогите мне, пожалуйста. Ваш друг Снеговичок ».

Ребята, поможем снеговику. Для этого нам с вами нужно выполнить задания и тогда соберем фотографию по частям и расколдуем его. Готовы? Тогда начинаем.

Чтобы вам было легко и интересно работать, давайте, проведем «Мозговую гимнастику» и разминку.

I. Мозговая гимнастика.

Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов.

1. «Качание головой» - (30 сек).

Цель: Упражнение стимулирует мозговую деятельность.

Голова медленно качается из стороны в сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

2. «Ленивые восьмерки».

Цель: Упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. «Шапка для размышлений».

Цель: Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.

4. «Гимнастика для глаз».

Цель: Профилактика нарушения зрения.

«Плавно глазками моргаем,

А потом их закрываем.

Чтобы было больше силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять!

Глазки можно открывать».

II. Разминка. Коллективная работа.

Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции.

Итак, ребята, выполняем 1 задание для спасения Снеговика:

1. «Подумай, отгадай, хором дружно отвечай!»

    Какое сегодня число? Месяц? День недели? Время года? На какой сигнал светофора надо переходить улицу? Т – согласный, а – О? Сколько хвостов у двух ослов? У Саши 5 книг, а у Пети столько же. Сколько книг у мальчиков? Как называется полосатая африканская лошадь? Какие буквы не обозначают звуков? Назовите последний день недели... Максиму 5 лет, а Коля старше его на 2 года. Сколько лет Коле? В шахте трудится? (шахтер) В жаркой кузнице? (кузнец) Кто все знает? (молодец).

Молодцы, ребята, мы с вами справились с первым заданием и получаем 1 часть фотографии.

II I . Логически – поисковые задания. Работа в парах.

Цель: Обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь.

1. Задание «Найдите лишний предмет»

Цель: развивать логическое мышление, умение работать парами и осуществлять прием взаимопроверки.

Откройте тетради на странице 22 и выполните задание №1.

(задание читает ученик) Это задание вы выполняете в парах, объясняя свой выбор. Проверка.

И с этим заданием вы справились. Получите часть фотографии.

I V. Логически – поисковые задания. Коллективная и групповая работа.

1 . Задание «Закончи предложение».

Цель: 1. Развитие логического мышления поисковым методом и методом выбора, внимания, сенсомоторики.

Учить детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерность, строить простейшие предложения. Развивать умения работать в группе и в коллективе .

Ребята, сейчас я вам назову начало предложений, а вы должны их закончить.

Если слово не подходит к предложению – вы топаете ногами, если подходит – хлопаете в ладоши.

У птицы есть... (бумага, цветы, диван, клюв, букварь)

У человека есть... (хвост, крылья, потолок, лицо, жало, глаза).

А теперь каждая из команд посовещавшись, придумает одно такое же предложение. Выбранный вами участник загадывает его всем.

Дети получают часть фотографии.

V . Индивидуальная работа.

1. Задание «Карандаши»

Цель: Развитие произвольного внимания, мыслительной и поисковой деятельности.

Консультант помогает тем, у кого возникли трудности при выполнении этого задания.

Молодцы, с заданием справились быстро, получите часть снеговика.

VI. Работа в парах.

1. Задание «Соберите снеговика»

А составить фотографию снеговика на доске сможет та пара, которая первая составит снеговика из деталей в конверте.

Вот у нас и собралась целая фотография снеговика. Какие мы молодцы.

VII. Коллективная работа.

1. Задание «Телефон»

На груди снеговика его телефонный номер. Наберите правильный номер и прочитайте сообщение.

С п а с и б о

VI . Рефлексия

Ребята, какие задания были для вас интересными?

А при выполнении, каких заданий у вас возникли трудности?

(Стук в дверь, на пороге пакет с зефиром и записка)

(Спасибо, ребята. Вы так помогли мне. За это я вас хочу отблагодарить сладким подарком. (зефир)

Умники и умницы 2 класс

Занятие 2.

Презентацию подготовила:

Романова Лариса Викторовна

МБОУ СОШ №276,

г.Гаджиево,

Мурманской области


Р а з м и н к а

Назови всегда твёрдые согласные звуки?

Ж, Ш, Ц.


Р а з м и н к а

Вспомни, название компонентов при сложении?

Слагаемое, слагаемое, сумма.


Р а з м и н к а

У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?


Р а з м и н к а

Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе?


Р а з м и н к а

В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить?


Р а з м и н к а

Самый смешной артист цирка?

Клоун


Р а з м и н к а

Воздушное пространство, где летают птицы?

Небо


Р а з м и н к а

Вытянутый круг?

Овал


Р а з м и н к а

Надутая домашняя птица?

Индюк


Р а з м и н к а

Цепочка верблюдов, движущаяся в пустыне?

Караван




КАБАЧОК


КОЛОДЕЦ

Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определи, какие буквы соответствуют числам. Причитай слова.


Сосчитай зонтики


Путь первый:

1 клетка вверх,


Посмотри на квадрат. В одной из клеточек сидит бабочка Слушая рассказ о её полёте и, не прикасаясь рукой к таблице, а лишь следя глазами, узнай, в какую клетку она перелетела. Нарисуй её там.

Путь второй:

2 клетки вправо,


Посмотри на квадрат. В одной из клеточек сидит бабочка Слушая рассказ о её полёте и, не прикасаясь рукой к таблице, а лишь следя глазами, узнай, в какую клетку она перелетела. Нарисуй её там.

Путь третий:

1 клетка влево,


В очереди за мороженым стоит 13 человек. Федя стоит седьмым от начала очереди. Догадайся, каким по счёту он стоит от конца очереди?


ЛОГИЧЕСКИ – ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Лестница состоит из 15 ступенек. Подумай, на какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы?


ЛОГИЧЕСКИ – ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ

КАМЕНЬ ВОДА ПЕСОК


ЛОГИЧЕСКИ – ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Прочитай анаграмму. Какое слово соответствует ей по смыслу? Поставь рядом с зашифрованным словом подходящий значок.

ЗАВОД БОЛЬНИЦА ШКОЛА

АЧВР

ВРАЧ


ЛЁД -

ЛЁ Н

СЛОГ -

СЛО Н

СОК -

СО Н

СЫР -

СЫ Н

РАМА -

РА Н А


Замени одну букву из согласных в слове на букву «Н» и получи новое слово.

СЕЛО -

СЕ Н О

КОРА -

Н ОРА

СОЛЬ -

Н ОЛЬ

МИЛА -

МИ Н А


Лиза, Галя и Нина живут в разных домах. Первый дом высокий каменный, второй – высокий деревянный, третий – невысокий каменный. Подпиши, кто в каком доме живёт, если Галя и Нина живут в высоком, а Нина и Лиза - в каменном.

НИНА

ЛИЗА

ГАЛЯ


Впиши номер нужной фигуры


М о л о д ц ы!

С п а с и б о з а у р о к!