Критический возраст мужчины опасен - здесь интересно

Вы стали мнимой и раздражительной? Не можете найти общий язык с ребенком? Странным кажется поведение мужа?

Возможно, у вас либо у членов вашей семьи возрастной ис.

И тогда будет небесполезно познакомиться с концепцией американского ученого Э.Г. Эриксона, который напрямую связывал поведение людей с их биологическим возрастом.

Эрик Эриксон - наиболее читаемый в США психоаналитик ХХ века, ученик Фрейда и его дочери Анны Фрейд, пока мало известен у нас.

Сделаем скидку на то, что каждая теория имеет свои погрешности, ведь развитие каждого отдельного человека сугубо индивидуально. Но есть в человеческой природе и общие закономерности, знание которых помогает корректировать свое отношение к человеку, находящемуся в стадии возрастного иса. Итак...

Жизнь человека начинается именно с иса, иса рождения. Первый этап человеческой жизни - это этап формирования доверия у ребенка к жизни. Спокойствие и уравновешенность, равно как страх и тревога, передается ребенку от матери, именно матери, а не отца. Вот почему так важно, чтобы в первые месяцы и годы развития с ребенком постоянно была мать, а не отец и не бабушка с дедушкой. Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие ребенка происходит тогда, когда его потребности быстро удовлетворяются, он долго не испытывает недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает должного ухода, вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность. От того как вы относитесь к ребенку в этом возрасте, зависит то, каким он станет в будущем: доверчивым или подозрительным.

Период до 3-4 лет - этап формирования самостоятельности у младенца. Кризис трехлетнего ребенка называется "я сам". Малыш познает мир, делает попытку самостоятельно пользоваться разными предметами. Это самое лучшее время для того, чтобы научить его одеваться, держать ложку, кормить домашних животных. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе - самоконтроль и сила воли. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет самим собой. Если же воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Не ругайте малыша за мокрую постель, запачканные штанишки, разбитую чашку - этим вы закрепляете у него чувство стыда и неуверенности в своих способностях управлять собой и окружением.

Возраст 5-7 лет - развитие инициативности и предприимчивости. В это время происходит взаимодействие маленького человека с социальным миром. Девочки особенно активно играют "в школу", "больницу", а мальчики в "бандитов" и в "войнушки". Это не что иное, как осознание и освоение своей социальной роли. В таком возрасте не нужно перегружать ребенка многочисленными занятиями, как поступают многие современные родители, пытаясь сделать из своего ребенка маленького гения. Не отбирайте у него детство, дайте ему больше времени на игры, гораздо полезнее следить за тем, как он общается со сверстниками.

Именно в этом возрасте у ребенка появляется чувство вины. Если вы в 3-4 года внушаете ребенку, что он в чем-то виноват, а он этого никак не может понять, не нужно его наказывать. Он просто еще не дожил до "нужного этапа". Дети, которым предоставлена инициатива в выборе занятий (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде), вырабатывают предприимчивость. Если взрослые показывают ребенку, что он что-то делает плохо,

неправильно, что его вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. То, что на протяжении всей жизни человека его совесть остается частично детской, составляет самую суть человеческой трагедии. Сверхпослушный ребенок должен не радовать, а вызывать подозрение: скорее всего, его воспитывали неправильно, слишком строго наказывали.

К 11-12 годам формируется компетентность. Большинству детей в этом возрасте учеба не доставляет никакого удовольствия, они испытывают отвращение к освоению нового материала. Лучший способ привить ребенку любовь к учебе - преподнести учебный материал в игровой форме, постараться приобрести помимо скучных учебников дополнительные вспомогательные книжки и игры, которые разовьют память и будут способны заинтересовать.

Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к творчеству. Но если родители видят в "трудовой деятельности" ребенка одно “баловство” и “пачкотню”, это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Не препятствуйте ему учиться завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом, ему оно кажется именно таковым.

С 12 лет до формальной зрелости в человеке формируется сознание, он становится личностью. Подросток созревает физиологически и психически. В добавление к новым ощущениям и желаниям у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни, интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Связь с окружающими колеблется между положительным полюсом идентификации “Я” и отрицательным - путаницы ролей.

Тут важно "не упустить" ребенка. Упущенный подросток выберет негативную идентичность - "вопрекизм", это проявится в форме сопротивления родителям, братьям и сестрам, а далее женам и мужьям.

Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности значительно увеличиваются. Обратный процесс происходит у подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Кстати говоря, таким он становится чаще всего из-за невнимательности родителей.

Следующий ис возникает от конца юности до 33-35 лет. Этот возраст называется исом первой зрелости. Для него важна близость - не только физическая, но и моральная, способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Проявление этой стадии может быть и в дружбе, если человек до сих пор не обрел вторую половинку. Те, кто будучи замкнутыми, избегают близости из-за страха утратить свое эго, приходят к полной изоляции от общества и к самопоглощению. Удел таких людей - одиночество.

Кризис середины жизни - от 33 до 42 лет - это возраст новой идентичности, "биологической смерти". В этот период человек осознает расхождение желаемого и действительности. Его воображение становится сильнее реальных возможностей. Перестраивается организм, меняется темп жизни. Позитивно то, что в сознании человека происходит формирование общечеловеческих ценностей, он чувствует себя мудрым и культурным. Среди негативных тенденций наблюдается самопоглощенность, уход в себя, переживание застоя. Человеку кажется, что все лучшее у него уже позади, что собственная жизнь затухает. Многие борются с этими тенденциями, получая второе высшее образование,

расширяя сферу деятельности и даже обретая новую семью.

55-65 лет - период стабильности, эмоциональная самоотдача. Возникает желание заботиться об эмоциональном состоянии не столько своем, сколько других людей. Это наибольшее проявление интеллектуальной и духовной близости, открытости, терпимости к чужому мнению. Уравновешенный человек, в здравом уме и с трезвой памятью испытывает удовлетворенность от прожитой жизни, живет воспоминаниями.

Дальнейшая судьба конкретной личности зависит уже от ее жизненной позиции. Можно выбрать позицию мудрости, а значит, принять прошлую жизнь со всеми победами и поражениями, передавать свой опыт другим. А можно занять позицию отчаяния, то есть отрицать пройденный этап жизни, мучить и терзать себя. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности. У некоторых мужчин этот

«Знал бы, где упасть - соломку подстелил...», «дорого яичко к Христову дню...». Или вот еще: «Дорога ложка к обеду». Все эти и многие другие такие разные поговорки и пословицы, по сути, - об одном и том же: все надо делать вовремя. Народная мудрость, как всегда, права! В нашей жизни все так расписано и запрограммировано, что лишнего времени просто нет. Человек - плод природы, созревающий крайне медленно. С точки зрения науки, которой занимается наш институт, он до 49 лет пребывает в состоянии «духовного эмбриона», который все это время готовит себя к взрослой жизни и сдает, сдает экзамены... На каждый из 49 лет ему дается «полетное задание», которое и определяет, чем ему необходимо в ближайшее время заниматься. А в конце этого срока - жесткая проверка: выполнено оно или нет. Такая школа жизни из 49 классов...

49 - это семь раз по семь лет, разделяющих кризисные (критические) возрасты. Из них, собственно, и складывается лестница жизни: со ступеньки на ступеньку, вперед — и вверх, к вершине!

Увы, так получается не у всех. Простите за такой пример - но если прогуляться по кладбищу и посмотреть на возраст тех, кто там лежит, мы увидим, что, в основном, это «двоечники», которые неправильно решили предложенную задачку, завалили «экзамен» - и поэтому отчислены из школы жизни. Если мы знаем, что именно и как должны делать, и делаем это - нас «переводят в следующий класс». Вот и выходит, что совет все делать во время - насущная необходимость! Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Хотите быть отличниками по жизни - регулярно выполняйте «домашние задания»! Решайте свои задачи и спокойно живите дальше. Но решать надо по-честному. Студенческая логика «два раза в год экзамены бывают, но это пусть волнует деканат» в нашем случае не пройдет. У реальной жизни другие правила: диплом не купишь и единый экзамен не сдашь. Тут у каждого своя стезя, и каждый, как говорят на Востоке, задевает камни своего пути.

Если знаешь, что предстоит, и с этой позиции оцениваешь все, что с тобой происходит, то не мучаешься и не переживаешь понапрасну в переломные моменты, сохраняя философское спокойствие и способность радоваться жизни.

Внимание на таблицу!

Эту матрицу «7 на 7» я разработал в 2001 году и был очень горд, убедившись на практике, что она работает. Пока не понял, посетив в Индии библиотеку одного буддийского монастыря, что все изобретено задолго до меня. Впрочем, я все-таки подошел к составлению этой таблицы самостоятельно и даже несколько усовершенствовал ее по сравнению с древней. Так, по моим данным, после 49 лет таблица меняется в мерности и становится объемной - поскольку жизнью человека начинают управлять дополнительно новые законы.

А что касается базовой матрицы «7x7», то она порождается тем фундаментальным явлением, что в человеческом теле есть семь основных чакр - энергетических функциональных центров. Ведущая чакра года (вертикальные столбцы) определяет задание на текущий год. Горизонтальная строка - ведущая чакра на ближайшую семилетку. Их пересечение в определенном возрасте ставит перед человеком главную задачу, которую и необходимо решать на соответствующем уровне.

Так, в течение первого года жизни человек прорабатывает свою иммунную систему; в течение второго - половую; на третьем году учится самостоятельно обеспечивать собственное выживание: сам ест, сам за собой убирает...

До года ребенок полностью зависит от мамы и свой первый кризисный возраст переживает именно в год, когда его отнимают от материнской груди. Тогда же он выходит из-под защиты мамы, становится очень уязвимым и особенно нуждается в бережном отношении к нему всех тех, кто его окружает. В три года дух растущего человека подсоединяется к телу, и мы вдруг замечаем развивающуюся личность. На собственное дитя начинает обращать внимание папа, который прежде воспринимал его не иначе, как своеобразного сексуального конкурента, неожиданно переключившего на себя все силы и эмоции горячо любимой жены. Папа вдруг осознает, что совсем рядом подрастает весьма интересное создание с собственными представлениями о жизни!

К 5 годам дух крепнет, а его обладатель начинает мыслить - причем, зачастую очень оригинально! В 7 лет у маленького человека наконец-то проявляется чувство ответственности. Именно сейчас он готов к поступлению в школу: его мозг только к этому времени обретает биологическую способность воспринимать учебу. Вундеркинды, как мы знаем, встречаются - но они, увы, обычно не оправдывают блестящих надежд, которые на них возлагают в юности. Что-то не припомню большого количества известных политиков, ученых или дипломатов, которые выросли бы из вундеркиндов. Почему? Да потому, что все нужно делать вовремя. И ребенок, полноценно прожив свое детство, должен повзрослеть вовремя! Не надо пытаться украсть у него естественные эмоции, время игр и опыт беззаботной жизни, которые абсолютно необходимы человеку во взрослом состоянии. Ведь именно на этом фундаменте он будет строить свою полноценную жизнь!

В 7 лет ребенок с «первого этажа» переходит на «второй»: начинается период полового созревания (см. таблицу), который продлится до 14 лет. В 9 лет на него начинает оказывать сильнейшее воздействие дух противоположного пола! (Не исключено, что в прежней жизни он и обитал как раз в теле другого пола - иначе откуда же в каждом из нас намешано столько от мужского и женского начал?!)

Во мне, например, женщины нередко чувствуют тонкую натуру, которая их понимает. А это женский дух моей прошлой жизни проявляется через нынешнее мужское тело. Если два духовных начала, мужское и женское, сосуществуют в нас на равных - только тогда и получается сбалансированная, гармоничная и зрелая личность, обладающая счастливой способностью проявлять те качества, которые нужны в данный момент: то полноценно мужские, то женские...

Итак, в 9-летнем возрасте идет утверждение нынешнего пола личности. Человек получает «привет» от прежнего, умершего тела в виде доставшейся ему души. Многие, даже вполне нормальные, дети начинают испытывать в это время жуткий страх смерти. О нем мало кто говорит, но он часто становится причиной детских неврозов. Ребята стесняются этого и пытаются самостоятельно искать ответы на вопросы, которые мучают их, в разной литературе. Кстати, отсюда же эта неуемная тяга к «ужастикам»: страх же должен как-то выплеснуться, нейтрализоваться!..

Кризис 9-летнего возраста можно попытаться смягчить, вовремя и правильно снабдив человека полезной информацией о мироустройстве, познакомить его на понятном ему языке с законами эволюции. И объяснить, что смерть в конкретном образе непременно означает рождение в другом... Так можно освободить его эмоции от негатива, успокоить - и жизнь станет светлее. Человека, который понимает законы мироздания, уже нельзя так запросто вывести из равновесия или запугать...

17 лет - время требования обеспечить нарастающие потребности любой ценой: дайте денег, суперджинсы, супермобильник!.. Это нормально. Интерес к добыванию средств появляется лишь годом позже, в 18. Именно в этом возрасте мы БЕЗ-умно влюбляемся, порой пытаясь даже создать семью. Вообще-то, «жуткий» возраст, поскольку в это время опять напоминает о себе прежняя жизнь нашего духа: теперь - в виде социальной нереализованности его прежнего носителя. Метания, амбиции, обиды... Хорошо все-таки, что «в жизни раз бывает...»!

Следующий критический возраст - 21 год, окончание построения телесного каркаса снизу до пояса. Вот и все - третья, телесная, чакра набрала рабочие обороты и задышала ровно, мощно!

Внимание на «ирокеза»!

Так мы называем эту схему. С рождения до 21 года человеческая жизнь складывается таким образом и преподносит такие жесткие уроки, что это время вполне можно охарактеризовать так: «битие определяет сознание»! Увы, человеку, не достигшему 21-летнего возраста, можно сколько угодно твердить о совести, долге, порядочности: он будет знать эти понятия, но не сможет прочувствовать их. Период духовного самопознания начинается с 21 года и продолжается до 28 лет. Биологически это выражается в активизации теменной зоны мозга. Человек учится думать о своих поступках, анализировать и оценивать их.

Первый по-настоящему глобальный кризис поджидает нас в 28 лет, когда нам впервые предъявляется серьезный счет за прошедшие годы. За три месяца до или через три месяца после 28-летия наступает двухнедельная полоса поистине невыносимой жизни! События разворачиваются в памяти ярко, бьют больно и ощущение при этом такое, что твоя предыдущая жизнь - абсолютно никчемная. Эту серьезную «зачистку» перед переходом на следующий этап жизни надо очень аккуратно пережить, не дергаясь и не нервничая. Дело в том, что до 28 лет все мы - дети, с точки зрения состояния нашего энергетического поля. Зрелость наступает внезапно и жестко. Выходя на 29-й год жизни, многие становятся абсолютно чужими и своему телу, и своей уже сложившейся привычной эмоциональной оболочке... Кто-то не выдерживает этой ломки - и тогда может даже наступить так называемая «сатурнианская» смерть (28 лет - время одного оборота Сатурна вокруг Солнца).

28 - 35 лет - время обостренного внимания к мнению окружающих. Любое осуждающее слово воспринимается очень серьезно - что называется, бьет наотмашь. Любая похвала окрыляет. Идет активная социализация личности.

Кстати, социальные конфликты мы переживаем обычно раз в 5 лет. Это касается всех сторон общественной жизни. Независимо от того, создаете ли вы семью или собственную фирму, лет через пять обязательно начнутся серьезные проблемы. Это - трудности роста. Они естественны и даже пойдут на пользу, если ваше начинание обладает здоровым потенциалом. Тогда спустя 2 года процесс выходит на новый положительный уровень. Если же потенциала нет, то за пиком кризиса последуют два года мучительной агонии и неизбежное фиаско.

Так что при устройстве на работу непременно поинтересуйтесь возрастом фирмы и — повремените вступать в отношения с компанией, которой 4,5 года: надо еще посмотреть, как она пройдет свой 5-летний кризис.

Духовные, творческие и мировоззренческие процессы тоже переживают кризисные моменты, но - каждые 9 лет.

В 35 лет начинается второй период жизненных встрясок, которые призваны закалять дух: битие вновь определяет сознание! К этому возрасту человек должен успеть полностью определиться в социуме. Наступивший возраст - еще один, более зрелый шаг к пониманию себя и достижению внутренней гармонии. Телесная матрица увязывается в единое целое с матрицей духовной.

35-летний возраст люди проходят тяжело - лучше в это время не менять работу и не начинать новое дело. 36 - самое время откорректировать собственное мировоззрение, вывести дух на качественно новый уровень развития. Если этого не сделать, грядущие 37 могут стать роковыми - как стали для Пушкина, Есенина, Маяковского... Выполнив свою первичную миссию на Земле, великие не приступили к новой - и их дальнейшее пребывание здесь, в соответствии с законами природы, стало бессмысленным...

42 - 49 лет - время духовного само-познания на новом, более зрелом уровне. У женщины часто вдруг, откуда ни возьмись, появляется судорожное желание родить! Может быть, она просто не осознает, что испытывает потребность всего-навсего родить себя как новую личность - в полном соответствии с требованиями природы?! Рожать в буквальном смысле не рекомендуется ни в коем случае: поскольку вы проживаете возраст духовного самопознания, маленький ребенок сейчас - ложный шаг и суета, которая опускает вас на биологический уровень развития. А это - шаг назад, идущий вразрез с эволюционными требованиями природы.

Если к 49 годам процесс самопознания личностью не завершен, человек становится неинтересен собственному духу: природе не нужны «духовные пустоцветы». Происходит естественная ликвидация физического тела... Остальным предлагается еще активнее совершенствовать выстраданный и выстроенный годами зрелый союз полноценного здорового тела и все более требовательного духа. Необходимо развиваться как личность, наращивать потенциал, стяжая поощрения в социальной и личной жизни. Таким образом подготавливается наступление 56 лет: возраста столь ответственного, что для очень многих он становится временем второго «сатурнианского» кризиса. Или - второй «сатурнианской» смерти... Для женщин это время характеризуется наступлением климакса: на собственной жизни часто хочется поставить крест, стать бабушкой и отгородиться от мира пеленками. А надо, наоборот, заботиться о себе, своем духе и - жить, радуясь тому, что вы все-таки сдали этот тяжелый экзамен под кодовым номером «56»!

Следующий кризис - 63 года, из которых несколько лет уже прожиты на пенсии. У нас пенсионное обеспечение человека рассчитано на три года его жизни, что, в принципе, правильно: если мужчину шестидесяти лет лишить возможности активной социальной деятельности, он дольше и не проживет. Долголетие академиков объясняется тем, что они никогда не выходят на пенсию, продолжая жизнь в науке. Все просто: они интересны обществу, а им всегда интересна жизнь! 7 лет до 70-летия пролетают незаметно, а потом они еще и открытие делают - на белом, как говорится, коне въезжая в следующий «период поощрений»! (см. «Ирокеза» выше).

Что же до простых смертных, то им знание критических возрастов помогает оградить себя от массы неприятных неожиданностей и проблем, которые следует уметь объяснять, не позволяя им превращаться в снежный ком. Все циклично в этом мире, все переводит нас на новый, более высокий уровень. Надо просто помнить об этом и не комплексовать всякий раз по поводу естественных перипетий, которые неизбежны. Мы живем по неотвратимым законам: духовно-творческим, биологическим и социальным. Умение подчиняться им - основа долгой, динамичной и созидательной жизни.

Короткие размышления над привычными понятиями.
Если сложить простые понятия все вместе, как кирпичи в стене здания, то вполне возможно, сложится наша жизнь.
И тогда, как на ладони, станет видно то, как и чем мы живем, что считаем верным и правильным в ней, а что нет...

ПРЕДИСЛОВИЕ.

На этой неделе вернулся в братство пешеходов, зашел в подошедший нужный мне автобус, и честно, как порядочный зрелый гражданин, заплатил за проезд. Нашел свободное место, присел и начал раздумьями коротать время в часовой поездке до работы.

Посетило меня внезапное ощущение, что я переживаю свой критический возраст. Не удивительно, что мои раздумья вместе со мной углубились в это ощущение. Мысли веером закрутились возле оси вращения – критический возраст.

Сколько живу, то и дело переживаю критический возраст. А живу уже не мало, если начать считать! И что же, все время живу в кризисе возрастном? А сколько их есть, этих самых кризисов по возрасту в нашей жизни?

Первое, что приходит на ум, при таком вопросе - подростковый. Очень популярно, все проказы и выходки человечков в 10-15 лет, списывать на их специфический возраст, который ни с чем уже никто связать не может, кроме как с кризисом.

Следующий по рейтингу, возраст мужчины 40 лет. Затем – 50 лет. У женщин тоже вся жизнь проходит в критическом возрасте не зависимо от количества прожитых лет. Им «повезло» даже больше, чем мужчинам в отношении временных кризисов, поскольку кроме годовых периодов, они еще имеют возможность «радоваться» периодам по дням и месяцам. В этом нет ничего удивительного для мужчин, которые уже давно приучены к тому, что все лучшее в жизни должно принадлежать детям и женщинам.

Количество возможных критических периодов для человека растет как снежный ком, стоит только проявить слабый интерес к этому вопросу. Есть такие периоды для младенцев, для девочек, для мальчиков, для дедушек и для бабушек, для мужей и для жен. Может и это еще не все, но мне и так порядком надоело подобное изобилие человеческих кризисов по возрасту.

На мой запрос, «Яндекс» мне ответил быстро и легко, в отличие от тополя, ясеня, месяца и так далее по тексту известной песни. Он мгновенно сообщил мне о возможности изучить шесть миллионов ответов, если меня волнует этот вопрос до такой степени. Не могу сказать, что мой интерес подобен массовому интересу к таким понятиям как секс, эротика или порно (соответственно 154, 62 и 7 млн. ссылок), но определенное любопытство есть, судя по рейтингу «Яндекса», чуть менее, чем у народа к порно.

Я не стал изучать миллионы ссылок, а положился на собственный разум и полувековой опыт, продолжая свои размышления. Отчего возник ажиотажный интерес у народа к кризисам возраста? Может, как в графиках физических процессов, в нашей жизни тоже существуют критические точки, точки не возврата и точки кипения нашей жизни? Тогда, если это так, достаточно будет определить признаки таких точек, узнать что они нам сулят в жизни и кризисы перестанут нас интересовать.

Меня окрылила перспектива решения кризисных моментов своей завершенностью и логичностью и я начал поиск нужных точек. И первым на мой зов в сознание торжественно вплыл тот чайник, которым я кипячу воду на даче, чтобы мыть грязную посуду от жира, оберегая свою землю от засорения моющими средствами.

Если воду в чайнике представить себе как время определенного периода моей жизни, например, время обучения в школе. А все мои стремления, чувства, желания представить себе в виде температуры плитки, которая равномерно и не останавливаясь, греет мое время снизу, словно чайник все десять лет обучения, что же в итоге получается?

Наступает критическая точка в виде выпускных экзаменов. Нужно еще немного температуры вместе с эмоциями и переживаниями, чтобы достичь окончания процесса обучения и точки кипения моей воды, в ожидании желанного кипятка. И вот торжественный миг наступил: аттестат о среднем образовании в руках поднимает уйму эмоций в голове, словно пузырьки (мне больше нравятся украинские бульбашки – правда, волшебно и нежно?) в чайнике вихрем устремятся к его крышке. Время бурно кипит, как и вода в чайнике.

Что же дальше, если не выключать плитку и не снимать чайник? Пусть мои стремления, чувства, желания продолжают греть время моей жизни после выпуска из школы. Вода будет кипеть далее, превращаясь в пар, чтобы осесть влагой на потолке и стенах, остыть и спустится на пол, или испарится по дороге к ним, и выпасть в пустыне дождем из облака.

Мое время после выпускного бала наполнилось стремлением жить дальше, и я начал свою взрослую жизнь, чтобы больше никогда не вернуться учеником в школу. Я перешел точку не возврата в прожитую жизнь, закончив еще один ее период.

Очень логично и стройно, получается, - похвалил я себя мысленно, и уткнулся в окно любоваться зеленым склоном холма, который преодолевал наш «Богдан», жалобно урча, на подъеме выложенной булыжником дороги. По склону за окном неслись галопом мои мысли, словно скакуны в песне Газманова. - Если себя не похвалишь с утра, то весь день неловко будет,- вспомнил я народную мудрость, радуясь тому, что теперь день должен сложиться ладно, стал размышлять далее.

Вся моя жизнь состоит из подобных точек не возврата: ребенок - подросток, подросток - юноша, юноша - мужчина, мужчина - отец, отец - дед. Хочу дожить до правнуков, чтобы пройти до конца цепь превращений: ученик – студент - молодой специалист - менеджер – топ менеджер – руководитель – пенсионер – хороший был человек, жаль, что мало прожил.

На каждом этапе есть своя критическая точка, точка кипения и точка не возврата назад, в мое прошлое. Все гармонично, естественно и совсем не похоже на кризис, если понимаешь, что с тобой происходит и зачем.

Идет обычный и понятный любому процесс накопления опыта и знаний за счет потраченного времени жизни затем, чтобы перейти на новую ступень своего совершенства. На каждой ступени необходимо, что-то оставить в прошлом, чтобы перейти в будущее с тем, чтобы найти там желанное новое и важное для своей жизни и для себя.

Истина проста. В этот раз не настолько, чтобы уложить ее в одну фразу.

Мы все приходим в жизнь не только для того чтобы выполнить каждый свою миссию, но и пройти важные этапы этой жизни: они одинаковы для всех.

На этом пути многое предстоит решить нам, а многое уже решено за нас с тем, чтобы нам не удалось оборвать цепь своих превращений, но так необходимых всем людям вместе для продолжения рода человеческого.

Во всем этом нет ничего критического или кризисного, если понимать разумом что происходит с каждым из нас в определенный момент, чью и какую миссию каждый из нас выполняет, что при этом он находит для себя и для других, от чего должен отказаться, с чем проститься и во имя чего.

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Маршрутное такси в лице "Богдана", приближало меня к цели путешествия. Я закончил свой мыслительный процесс и стал готовиться к выходу. Внезапно надо мной склонилось молодое симпатичное женское лицо.

Вы не могли бы уступить мне место, я плохо себя чувствую, - я с радостью уступил ей место, а немного подумав, предложил следующее:

Я выхожу на следующей остановке и работаю в клинике. Если Вы выйдете со мной, то я смогу помочь Вам и оказать необходимую медицинскую помощь, - уже я обратился к женщине. Разглядывая ее внимательнее после обращения ко мне, я увидел на руке обручальное кольцо и догадался о причине недомогания.

Нет, спасибо. Я знаю, что со мной происходит. Последнее время это часто. Спасибо, - вежливо отказалась моя попутчица.

Я вышел на следующей остановке. День начинался удачно. Во-первых, я разобрался, пусть и мысленно, со своими критическими днями. Во-вторых, успел утром сделать два добрых дела бескорыстно: нужно поспешить сделать третье, и тогда, как Незнайка, в моем, Солнечном городе, могу ждать своего доброго Волшебника.Ах да, нужно еще успеть придумать три заветных желания, чтобы знать, что загадывать Волшебнику. Осталось только решить какие мои желания требуют вмешательства сил волшебных из-за бессилия земных?

ЭПИЛОГ.

А если серьезно говорить по сути: нужно обладать великим мастерством, чтобы уметь находить покой в движении, чтобы торопиться не спеша жертвовать самым ценным в своей Жизни – Временем. Без излишней спешки, умело и разумно Время своей и чужой Жизни расходовать с пользой для себя, а самое главное – с пользой для тех других, кто этого заслуживает с нашей точки зрения.

Суета большей частью смешна, бестолкова и бессмысленна, нежели рассудительна, мудра и осознанна. Отчего так? Все оттого, что на самом деле суета - это «торопливые, беспорядочные действия, нечто пустое, напрасное, не имеющее истинной ценности». Вот потому, истинные ценности в ином.

Истина проста, но не однозначна, а потому вот вторая: Чтобы жить, нужно научиться двигаться не теряя в процессе движения те жизненные ценности, которые определяют смысл самой жизни. А для этого нужно уметь обретать «покой в движении» - тогда будет получаться: жить торопливо и без роковых ошибок. А как хочется еще успеть для себя "постичь небесную природу".

На протяжении многих лет в теории и практике воспитания господствовало представление о ребенке как о маленьком, несовершенном взрослом, который отличается от полноценного взрослого лишь тем, что недостаточно развит физически, интеллектуально и нравственно (соответственно задача воспитания виделась в том, чтобы наилучшим образом преодолеть этот разрыв). Исследованиями многих ученых, специалистов в области детской психологии, была установлена истина, сегодня кажущаяся очевидной: детство не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, качественно своеобразный этап жизненного пути. Столь же очевидно, что становление личности осуществляется неравномерно, в несколько этапов, характеризующихся присущими им особенностями. Ясно, что семилетний ребенок разительно отличается от трехлетнего, а подросток - от первоклассника (причем различия состоят не только и не столько в объеме усвоенных знаний, умений и навыков). Родителям и воспитателям в первую очередь бросается в глаза то, что на каких-то отрезках возрастного развития ребенок становится неуживчивым, непослушным, "трудным". Особенно выделяется подростковый возраст, о котором любой родитель с уверенностью скажет, что это возраст переходный, трудный. Впрочем, и о более младших детях, когда их поведение вдруг меняется не в лучшую сторону, порой говорят: "Ну что вы хотите? Возраст такой". А существуют ли действительно некие возрастные этапы, которые чреваты повышенной напряженностью и конфликтностью? Что есть критический возраст и как его безболезненно пережить?

Психологи не могли обойти вниманием то, что очевидно любому родителю: неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. Некоторые исследователи (З. Фрейд) рассматривали такие моменты как "болезнь развития", отрицательный результат столкновения развивающейся личности с действительностью.

В отечественной науке понятие возрастного кризиса было разработано Л.С. Выготским. Ему принадлежит оригинальная концепция, в которой возрастное развитие рассматривается как неравномерный процесс; этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с моментами скачкообразных преобразований. Психическое развитие осуществляется посредством смены так называемых стабильных и критических возрастов: в рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте (напомним, что само слово "кризис" заимствовано из греческого языка, где оно означает "переломный момент").

Выготский описал следующие возрастные кризисы : новорожденности - отделяет внутриутробный период развития от младенческого возраста ; первого года - отделяет младенчество от раннего детства ; трех лет - переход к дошкольному возрасту (отметим, что в рамках существующей периодизации развития собственно дошкольным возрастом называется период от трех до семи лет); семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом ; тринадцати лет - совпадает с переходом к подростковому возрасту .

На этих этапах происходит коренная смена всей "социальной ситуации развития" ребенка - возникает новый тип отношений со взрослыми, один вид ведущей деятельности сменяется другим (так, дошкольник, ориентированный преимущественно на игру, становится младшим школьником и переориентируется на учебную деятельность).

Рассмотрим в качестве примера кризис трех лет. В раннем возрасте характер взаимоотношений ребенка и взрослого определяет взрослый, ему принадлежит руководящая и организующая роль. Но на третьем году жизни ребенок научается отделять себя от взрослого, относиться к себе как к самостоятельному Я. Успехи в развитии изменяют все поведение малыша. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей, в пределах своих возможностей ребенок стремится действовать уже без помощи и руководства. Взрослый, сохраняя прежний тип отношений, тем самым ограничивает активность ребенка.

Стремление быть как взрослые может найти наиболее полное разрешение только в форме игры (лишь в игре трехлетний ребенок может сходить в магазин, сварить обед, слетать в космос и т. п.). Поэтому кризис трех лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Таким образом, возрастной кризис - закономерный и необходимый этап развития ребенка . Понятие "кризис" в данном контексте не несет негативной окраски, оно означает скорее "перелом", а не "катастрофу". Однако нередко критический возраст сопровождается проявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т. п.). Источником происходящего служит противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьном возрасте в рамках критического возраста у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к учебным занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания кризиса оказывают влияние индивидуальные особенности ребенка.

Яркую негативную окраску имеет, например, кризис трех лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.

Если, как уже отмечалось, критический возраст - закономерный этап взросления, то, следовательно, неизбежны и его негативные проявления? С этим не согласны многие опытные педагоги. В отличие от родителей, которые имеют дело с отдельными детьми и склонны считать их проблемы уникальными, педагоги постоянно сталкиваются со множеством детей и не могут не заметить: одни и те же хронологические возрастные этапы в различныхслучаях протекают очень по-разному. Каждый учитель средней школы знает немало подростков, которые вовсе не являются трудными, хотя таковым принято считать их возраст. Подлинную революцию в вопросе о критическом возрасте произвели открытия американского антрополога Маргарет Мид. Она изучала социальные и психологические механизмы становления личности в рамках различных культур, в том числе и в примитивных сообществах в самых отдаленных уголках планеты.

Так, исследуя особенности взросления подростков на острове Самоа, Мид с удивлением обнаружила, что в условиях этой культуры абсолютно отсутствуют какие бы то ни было негативные моменты в общении подростков со старшими. Переходный возраст, известный европейцам и американцам как критический, трудный, здесь протекал гладко, без напряжения и срывов. Объяснение этому Мид нашла в самой социальной обстановке и особенностях воспитательных воздействий.

В западной культуре так называемый пубертатный скачок в развитии признается главным образом на словах. В реальности же к подростку, стремящемуся войти в мир взрослых, еще долго продолжают относиться как к ребенку. На Самоа отношение иное. Если подросток чувствует себя достаточно созревшим для взрослой жизни, старшие не препятствуют ему, а, наоборот, мягко помогают войти в свой круг, постепенно накладывая на него больше обязанностей и давая ему все больше прав. Образно говоря, подростку позволяют нести такой груз, какой он способен поднять, благодаря чему взросление происходит безболезненно.

Этот пример звучит весьма убедительно. Совершенно очевидно, что трудности критического возраста вовсе не являются неизбежными. Главное - не допускать или по крайней мере не усугублять противоречий между растущими возможностями, стремлениями ребенка и условиями его жизни (прежде всего стилем воспитательного воздействия).

Характерно, что затруднения обычно возникают у ребенка в общении с теми людьми, которые сковывают его растущую активность. Поэтому главная задача родителей - постараться самим не быть препятствием на пути развития ребенка, не цепляться за устаревшие нормы и представления.

Процесс воспитания традиционно принято рассматривать как целенаправленное воздействие воспитателя - родителя, педагога - на воспитуемого - ребенка. На волне критики авторитарных методов во всех сферах жизни родилась противоположная педагогическая концепция, согласно которой воспитание рассматривается как равноправное взаимодействие взрослого и ребенка.

На наш взгляд, оба эти подхода несколько односторонни. В рамках первого напряженность критических возрастов кажется неизбежной. Второй подход излишне декларативен и не очень реалистичен.

На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимно направленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших - чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить.

Таким образом, гибкая смена воспитательных воздействий (во все набирающем равновесие взаимодействии), учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание любого критического возраста.

На этом сегодняшний выпуск окончен. С материалами предыдущих выпусков вы можете ознакомиться на.

Возрастные кризисы Шихи Гейл

Глава 20. КРИТИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ - СОРОК ЛЕТ

Мужчины ощущают толчки времени в районе тридцати пяти лет. Однако это редко останавливает их и заставляет провести анализ по всем направлениям так, как это часто делают женщины. Многие мужчины в ответ на эти толчки увеличивают свои усилия по совершенствованию карьеры. В них настойчиво бьется мысль: «Это мой последний шанс».

Независимо от сферы деятельности, менеджер среднего звена не может больше ждать, когда освободится место в руководстве… Мыслящий человек, он устал уже приспосабливаться к другим и может начать борьбу за создание собственного капитала, организовав свое дело… Квалифицированные рабочие рассматривают возможность ухода с работы и приобретения своей машины-такси… Адвокат, работающий в фирме и до сих пор довольный своим местом, сейчас хочет попробовать себя на политической арене. В этот период мужчине уже мало быть перспективным работником, он хочет, чтобы его признали и уважали. Например, как состоявшегося писателя со своим собственным стилем. Или как ученого со своими собственными исследованиями. Или как академика, труды которого печатают. Не вынося лишений в личной жизни и неуважения со стороны других, многие мужчины - представители «белых воротничков» - включаются в гонку на следующие пять лет с целью «стать президентом».

Усиление попыток стабилизации своей карьеры для многих мужчин предшествует внутреннему анализу и задерживает его.

Юнг первым предположил, что в возрасте от тридцати пяти до сорока лет «подготавливается важное изменение в психике человека. Вначале это изменение происходит на бессознательном уровне и не является чем-то необычным. Просто оно проявляется косвенно». Но Юнг точно указывает на то, что изменение перспективы обычно раньше начинается у женщин, в то время как у мужчин увеличение случаев депрессии отмечается в возрасте сорока лет.

В нашем обществе переход через сорокалетний рубеж для мужчины - событие само по себе знаменательное. Обычно работодатели молчаливо переоценивают его в лучшую или худшую сторону, страховые компании переводят его в другую категорию, а конкуренты определяют его профессиональный уровень. Многие мужчины вынуждены несколько умерить свои амбиции, чтобы согласовать их с реальной действительностью. Это, однако, не означает, что они должны отнести себя ко второму сорту. Такая переоценка мечты может спасти их от безнадежных иллюзий и поможет обрести обновление в достижении второй карьеры или покажет другой путь для работы в рамках реальной должности, что, в свою очередь, будет для него более целесообразно.

Парадокс заключается в том, что у вундеркиндов и трудо-голиков, которые подходят близко к реализации своей мечты, отмечается более жесткий переход к середине жизни, чем у тех, кто не дошел до намеченной цели. Эти признанные деятели сталкиваются с проблемой следования за своими действиями. Эти действия редко приводят к полному удовлетворению, которого они ожидали. Если они смогут избежать кризиса, то должны будут сформировать новые надежды и цели и слушать свои внутренние голоса, которые до сих пор игнорировали.

Загадкой в этом переходе к середине жизни является различие направлений для мужчин и женщин. Многие женщины останавливаются и производят переоценку как внутренних, так и внешних аспектов своей жизни, а затем пытаются заново уравновесить личное удовлетворение и внешние стремления. Мужчин такое же внезапное изменение во временной перспективе часто заставляет вступать в жесткую конкурентную борьбу на узкой дорожке. Почему так происходит?

Корпоративная жизнь сама по себе заставляет мужчину пренебречь всеми аспектами своей личности для того, чтобы подстроиться под узкую роль в фирме. Если он научился быть достаточно конформным, то поверит, что его рабочие характеристики являются единственным критерием его ценности как специалиста.

Менеджер среднего звена

Эд Дилворт - менеджер по производству на сборочном заводе «Дженерал Моторс» - никогда не был энергичным мужчиной. Представитель низшего слоя среднего класса, он вырос в фермерском хозяйстве на Среднем Западе. Если бы не офицер, который во время службы на подводной лодке внушал Эду, что он должен «занять плацдарм» в этой жизни, то он и колледж не закончил бы. Проработав три года на «Дженерал Моторс», он все еще трудился семь дней в неделю мастером в третью ночную смену. Эд задумался: «И для этого я закончил колледж?» Его карьера реально началась только после того, как его поставили мастером по техническому контролю качества. Ему было тридцать лет. После этого его несколько раз повышали, правда, незначительно. Повышения стали регулярными. Он был доволен жизнью, обслуживая гидравлический тормозной пресс размером с чудовище из озера Лох-Несс.

Сегодня Дилворту тридцать шесть лет, и он уже хочет стать президентом «Дженерал Моторс».

«Возраст становится фактором, - сказал он мне. - Пока что он играет мне на руку. Но когда вы видите, как люди стремятся наверх, вам приходится двигаться быстрее или вы умираете, не дойдя до вершины».

Я спросила этого человека без претензий, стиль одежды которого включал в себя черные брюки и белый галстук, всегда ли у него была мысль о том, чтобы стать президентом компании.

«Абсолютно нет».

«А теперь?»

«А теперь я хочу быть первым. Если у вас есть потенциал, вы сможете дойти до определенного уровня, стать президентом компании или председателем совета директоров. Говорят, что желание стать номером первым само по себе является мотивацией. Деньги здесь ни при чем. Это желание власти, желание управлять людьми, желание руководить шоу. Я думаю, что это отдельные стадии. Я считаю так, что если вы хотите войти в круг избранных, отдавая все, что получили, то можете попробовать дойти до вершины. Как только люди получают столько денег, сколько им нужно, они становятся филантропами. То есть людьми, которые не преступным путем сколотили свои миллионы».

Как и многие мужчины на этой стадии, Дилворт в настоящее время соперничает со своим наставником и раздражается на свою жену, когда она учит его, что нужно делать, и обращается с ним как с маленьким ребенком. Он оставляет телефон включенным во время обеда во внутреннем дворике. Хотя Дил-ворт считает, что его жена «фантастическая личность», однако его мысли относительно ее роли в их жизни изменились.

«Если сказать коротко, то предполагалось, что пока не будет детей, моя жена должна была оказывать поддержку в моей учебе. Мы думали о том, что у нас будет хорошая семья и прекрасный дом».

В настоящее время он полагается на жену в вопросах управления деньгами и детьми. Однако он опасается, что отсутствие у его жены образования (она не закончила колледж) может отрицательно повлиять на их продвижение в элитный круг избранных. Они развлекаются, они материально хорошо обеспечены. Однако цели становления карьеры Дилворта начинают ограничивать эту свободу.

«Я, конечно, не слишком хороший отец для своих детей. Это меня немного беспокоит. Я пытаюсь это как-то компенсировать. Например, в этом году я рассчитывал провести с ними четырехнедельный отпуск. Но смог взять только неделю, так как не мог надолго оставить работу. В общем-то, это не так, но я не могу иначе».

Изменение во временной перспективе отражается и на внешних целях. Как и многие мужчины, которые стремятся подстроиться под чувство ускорения, Дилворт установил себе временные ориентиры для достижения целей. Что же необычного в этом менеджере среднего звена? Он спланировал два пути!

«Следующая ступень: достижение уровня генерального менеджера. Это должно случиться через шесть лет, если я хочу успеть дойти до вершины. Если этого не случится в сорок четыре года (я даю себе два года дополнительно), то я попытаюсь сделать ход конем и открыть свое дело. Я всегда думал, что фермерство обеспечит мне достойный доход. С этого я начинал. Это запасной вариант, но, я думаю, это лучше, чем состариться, работая на „Дженерал Моторс“. Если я не буду уверен, что пройду весь путь до вершины, то останусь генеральным менеджером. После этого мне останется пройти четыре ступеньки, однако, как показывает опыт, прохождение этих ступенек отнимает у вас всю значимость. Например, возьмем Джона Делорона. Пока он был генеральным менеджером фирмы „Шевроле“, его фотография не сходила с газетных полос. Затем его повысили до должности исполнительного вице-президента. Он стал отвечать за все сборочные заводы компании и перестал быть на виду. Эти должности не так хороши. Вы зарабатываете много денег, но теряете власть, которая у вас была, когда вы занимали должность рангом ниже. Возьмите интервью у Делорона, и я думаю, что это будет великолепная история».

Корпоративный вундеркинд

Джон Делорон - одна из самых легендарных и загадочных личностей в автомобильной промышленности. (Этот человек разрешил опубликовать его историю под настоящим именем.) Когда он руководил, то по всем статьям отвечал требованиям, которые «Дженерал Моторс» предъявляет к своим исполнительным руководителям. Он вышел из такого же среднего сословия, как и многие из нас, также закончил маленький технический колледж. Никто не ожидал, что он поступит в Гарвардскую школу бизнеса, где мышление развивается и начинает остро реагировать на изменения. Он сделал это.

Даже в тридцать два года, когда его наставник поставил Джона во главе отдела исследований и развития, занимающегося сектором «Понтиак», Делорон все еще оставался «самым честным и справедливым человеком в мире». Он женился на секретарше, и костюм очень быстро стал ему маловат. Все говорило о том, что «Дженерал Моторс» должна доверять этому человеку. Этот технический специалист с узким фокусом сконцентрировался на создании бампера из меньшего количества стали и добился повышения прибыли. Его мышление оттачивали на курсах Дейла Карнеги и в «Брукс Бразерз».

Если такой молодой энергичный человек достигает великолепных успехов и обладает умением убеждать, то к сорока годам он может стать начальником над всем сектором. До того как ему исполнилось пятьдесят лет, он уже зарабатывал семьсот пятьдесят тысяч долларов в год и уверенно шел к должности президента.

Все это удалось Джону Делорону. Если бы он продолжал отвечать требованиям «Дженерал Моторс», то через некоторое время мог бы стать президентом самой крупной машиностроительной компании в мире. Но Делорон ушел в религию. А что еще остается такому человеку? Большой бизнес не желает иметь дело с людьми «широкого мышления», с людьми, которые говорят (даже до нефтяного эмбарго, объявленного арабскими странами) о том, что народу нужны малолитражные автомобили, так как он этого хочет. Автомобильная промышленность хочет давать людям свою продукцию. Джон Делорон вышел в отставку в сорок восемь лет.

«Я скажу, что случилось в действительности, - сказал он в первой беседе со мной. - Когда я вошел в автомобильный бизнес, то не мог назвать вам фамилию президента „Дженерал Моторс“. У меня был конструкторский проект, я не помню, какой именно, да это и не важно, но я был полностью поглощен работой над ним. По мере продвижения вверх по карьерной лестнице я с изумлением признал грандиозное влияние автомобильного бизнеса на Америку - непостижимо!»

Став крупным руководителем, но так и не научившись пресмыкаться, Делорон вошел в ведомство Бенкса Кнудсена. Его шеф был необычайно элегантен для генерального менеджера компании «Дженерал Моторс». Он на многое открыл Делоро-ну глаза. «Мой отец был рабочим на заводе. Работа его не интересовала. Он был алкоголиком. Бенкс Кнудсен стал моим наставником и оказал огромное влияние на мою жизнь. Это было похоже на то, как ребенку, выросшему в гетто, открывают прекраснейшие вещи в жизни».

В тридцать пять лет, глядя в зеркало своей мечты, Делорон был шокирован, увидев первое темное пятно. Это случилось во время деловой командировки в Палм-Спрингс на конференцию фирм, торгующих автомобилями. Здесь он встретился с человеком, который был для него кумиром, почти что богом, - с президентом «Дженерал Моторс» в отставке Харлоу Кертисом. На следующий день Делорон подъехал в гольф-клуб, чтобы побольше узнать о своем кумире.

Ему сказали, что этот человек чувствует себя очень одиноким. «Он приходит сюда на несколько часов днем и говорит со мной и моим помощником об автомобильном бизнесе. Мы абсолютно в этом не разбираемся, но слушаем его. Он так хочет выговориться», - говорил хозяин клуба.

Делорон был ошеломлен таким поворотом судьбы. Его стали мучить вопросы: «Зачем все это нужно? Почему ты делаешь это? Ты похож на одну из машин. Внезапно ты устареешь и износишься, и тебя просто выбросят. Есть ли в этом смысл?»

Однако вместо того чтобы остановиться и задуматься, Делорон попытался забыть обо всем этом, продвигаясь вверх по карьерной лестнице, и в сорок лет стал самым молодым генеральным менеджером в истории «Понтиака».

В тот момент, когда его настиг кризис, связанный с серединой жизни, Делорон отчаянно старался внести какие-то внешние изменения в свою жизнь. Он усилил давление на торговцев и поднял уровень продаж, занялся мотоциклетным спортом, отделался от жены, которая была его ровесницей, сделал себе подтяжку лица, выкрасил волосы, появлялся на дискотеках с грудастыми кинозвездами, добился великолепных результатов от сектора «Понтиак», снижавшего обороты, и женился на женщине, которая была моложе, чем дочери официальных лиц компании «Дженерал Моторс». Он усыновил мальчика, своего первого сына. Делорон стремился все успеть, на рассвете он на несколько минут забегал к сыну и убегал в свой рабочий марафон.

Очень скоро одинокая и прекрасная девушка-подросток, чувствовавшая себя стесненно в обществе жен официальных лиц, которые были намного старше ее, сбежала от Делорона домой в Калифорнию.

Делорону было сорок шесть лет, когда его начали мучить вопросы, когда-то оставленные без внимания. Он был на автомобильном шоу в Детройте. «Меня словно ударило. Я тратил свою жизнь, изгибая крылья автомобиля немного по-другому, чтобы убедить людей, что они получают новую и абсолютно другую машину. Это смешно. В жизни есть что-то более важное. Разве я делаю на этой земле то, что поручил мне Бог?» В глубине души он чувствовал стыд за свою работу в автомобильной промышленности.

Прошло еще два года. Беспокойство Делорона усилилось, когда его назначили вице-президентом компании. Сейчас он был лишен звездного поста генерального менеджера сектора компании, где он сам руководил шоу, и оказался «в камере сгорания», в группе руководителей «Дженерал Моторс» на четырнадцатом этаже, всего лишь в нескольких шагах от пульта управления компанией. Если бы он мог чем-то оправдать свой высокий пост! Возможностью влиять на социальную политику компании? Компания проигнорировала его недавнее предсказание о том, что повысится спрос на малолитражные автомобили. Казалось, что сейчас, когда он занял такой высокий пост, он сможет убедить коллег проявить более реалистичный подход. Его аргументы не были услышаны,

Больше всего Делорона беспокоил тот факт, что, несмотря на такой высокий пост, он оказался по рукам и ногам связанным подобно своему кумиру, о котором думал в тридцать пять лет. Находясь в двух шагах от своей мечты, Делорон наконец-то понял, что свободы ему не будет.

Пережив свою вторую юность, он окунулся в сексуальные удовольствия, встречаясь с одними девушками и отказываясь от других. В декабре 1972 года он начал встречаться с фотомоделью, которая была в два раза моложе его, а в мае она стала его третьей женой. Через три недели он уволился из «Дженерал Моторс». Борясь со своими страхами, он заявил: «Автомобильная промышленность потеряла свое мужское начало».

Объясняя неожиданную перестройку своей жизни, Делорон говорит: «Труднее всего - отказаться от структуры, от этой подушки безопасности. Конечно, я мог бы болтаться в компании еще лет семнадцать, зарабатывая семьсот пятьдесят тысяч долларов в год даже без особого старания. Но я не могу просто болтаться. Это не мой стиль. Я живу на адреналине. Я хотел внести свой вклад. Большинство людей ждут, когда подойдет пенсионный возраст, и у них вдруг не остается ни стимула, ни энергии. Я думал, что, изменив направление своей жизни, смогу хорошо использовать оставшиеся годы и сделать то, о чем говорил».

Сблизившись с евангелической церковью, Делорон принял участие в годовом неоплачиваемом туре от Национальной ассоциации бизнесменов. Он говорил о том, что может сделать для людей компания «Дженерал Моторс», первым предложив принять программы занятости для бывших заключенных и бедноты.

«Я действительно хочу посвятить остаток жизни работе в областях, которые важны для государства, - сказал мне Делорон. - Однако я хочу получать за это плату. Я не собираюсь быть общественником. Я хочу участвовать в решении энергетической проблемы. Я должен работать в два раза больше, чем до сих пор. Но никакие деньги и успех не заменят того чувства, которое вы испытываете в глубине души, делая что-то хорошее для людей».

Отказаться от невыполнимой мечты

«В жизни возможны две трагедии. Одна из них: невыполнение желания вашего сердца. Другая: выполнение вашего желания». Хорошие слова, типичные для Джорджа Бернарда Шоу. Может быть, в них заключена правда.

Неважно, насколько близок человек к осуществлению своей мечты, все равно все его желания не исполнятся. Он чувствует, что волшебные чары утратили силу - это в той или иной степени ощущает каждый, кто переживает кризис, связанный с серединой жизни. Это потеря волшебных надежд, которые он связывает с мечтой, когда она начинает вырисовываться. Если не принимать во внимание факторы, свойственные работе мужчины, и его личную жизнь, то останется по крайней мере один фактор, по которому можно определить, как пройдет для мужчин кризис, связанный с серединой жизни: жестко или мягко. Этим фактором является то, видит ли он свою первоначальную мечту как решение личных проблем, или реформировал ее в более реальные цели.

Хотя Делорон искренне описывает свою потребность внести вклад в жизнь общества, однако в глубине души его мучает страх перед старением и бессилием, о котором он даже не осмелился сказать. Отец Делорона заставил его почувствовать себя бессильным, когда ушел из семьи и оставил их барахтаться без средств к существованию. В то время Делорон был еще юношей. Как только он увидел мощь и силу гигантов автомобильной промышленности, его мечта обрела физическую плоть. Все было обусловлено его представлением о себе как о физически сильном, мыслящем человеке без эмоциональных переживаний. Он собирался стать всесильным.

Сегодня он не может признаться в своем страхе, потому что это разрушит его мужское начало. Вместо этого он пытается прогнать все физические признаки старения: жир, отекшее лицо и седеющие волосы, сверстницу-жену. Как волшебник, он заново создал себе лицо, тело, жену и ребенка.

Независимо от того, какой модели поведения он придерживался в жизни, ему не чуждо желание вернуть свою мечту молодых лет (хотя он может реализовать такое желание только в фантазиях и найти достаточно отдушин для того, чтобы не подвергать опасности структуру жизни, которую он ценит). Особенно чувствительными являются люди, добившиеся большого успеха, - вундеркинды типа Делорона. Они взлетают с внутренним убеждением в том, что достижение желанного успеха принесет им полное удовлетворение и освобождение.

Из своих бесед с вундеркиндами я вынесла их понимание удовлетворения: «Когда я стану президентом (профессором; построю здание; напишу книгу; создам автомобиль; сниму фильм, который поразит всех), тогда люди признают меня, будут восхищаться мною, потянутся ко мне. Я взлечу высоко и смогу реализовать все желания, которые до сих пор не мог себе позволить».

Освобождение они представляют себе так: «Как только я стану сильным (или богатым), никто не сможет критиковать меня, приказывать мне или заставлять меня чувствовать себя виноватым. Я не хочу, чтобы со мной обращались как с маленьким ребенком».

Удовлетворение, которое они действительно ищут, является вариацией детского желания поставить себя в центр мира и удовлетворить все свои потребности. Освобождение, которое они ищут, - это освобождение от влияния «внутреннего сторожа», провоцирующего чувство вины. Впереди всего стоит неясное представление о том, что, получив возможность управлять своей судьбой, они ухватят «журавля в небе».

Однако опыт показывает, что это совершенно не так. Успех, каким бы он ни был колоссальным, не приносит всемогущества. Всегда рядом оказывается кто-то, кто заставляет нас «плясать под свою дудку». Председатель совета директоров, акционеры, избиратели, рекламодатели или кто-то из нашего семейного окружения, например, юная воображала-дочь, которая презрительно бросает властному мужчине: «Ты элитарный обломок коррумпированной системы».

Кроме того, есть еще коллеги, которые редко хорошо относятся к чужому успеху. Карен Хорни отмечала: «Даже победители в американской жизни чувствуют себя неуверенно, так как считают, что люди относятся к ним со смешанным чувством восхищения и враждебности». Многие уверены, что их квалификация так же высока, как и квалификация победителя и что он оказался наверху лишь благодаря удаче, связям, отталкивающим тактическим приемам или моральным проступкам, которые готов совершить во имя коммерческого успеха или чего-то еще. Они, в свою очередь, ждут любой возможности для того, чтобы сыграть на слабости победителя. Во многих случаях человек, который прошел долгий путь, прежде чем добился успеха, глубоко огорчается, когда коллеги набрасываются на него с критикой, в то время как он думал, что они его наконец признают и будут уважать.

Однако нельзя убеждать себя в том, что как только личность добьется успеха или станет сильной, то тотчас же автоматически пропадет голос «внутреннего сторожа». Работа, направленная на развитие личности, происходит внутри человека. Мы должны выполнять эту работу, если не хотим превратиться во взрослых детей. Только когда мы отнимем власть у этого «внутреннего сторожа», только тогда освободимся от него. Мы теряем нашего «внутреннего компаньона», который на протяжении многих лет заставлял нас чувствовать, что за нами наблюдают и мы находимся под защитой.

Радость заботы

Как же нам сгладить неизбежное несоответствие между мечтой и реальностью?

Эриксон говорит, что это становится возможным по мере продвижения через кризис и обретения производительности. Производительность означает добровольное обязательство заботиться о других людях в широком смысле этого слова. Если у вас есть дети, это еще не значит, что вы обеспечиваете производительность. И если у вас их нет, это не означает, что вы препятствуете производительности. Определение Эриксона включает в это понятие становление более продуктивной и творческой личности. Взрослые, которым не хватает чувства производительности, предупреждает он, будут переживать продолжительный период застоя. Часто такие люди начинают баловать себя, словно свое собственное единственное дитя.

Многие мужчины в сорокалетнем возрасте направляют свою энергию на продвижение по жизни. Они начинают получать удовольствие от обучения других людей или от борьбы за социальную справедливость. Некоторые мужчины, так же как Делорон, отходят от чистых материальных ценностей. Другие становятся консультантами. Я знаю биржевого брокера, который все еще делает деньги, но в свободное время помогает спасать еврейских беженцев по всему миру. Более спокойные мужчины, движимые чувством долга и ответственности, могут начать работать в правительстве или муниципалитете и выполнять работу, которую никто не хочет делать, но которая должна быть сделана. Другие мужчины могут не заметить изменений в работе или не признать изменение своих интересов, однако, оставаясь работать в корпорации, все больше посвящают времени обучению молодых мужчин, улучшению качества продукции или услуг в социальной сфере.

Проблемы производительности

На каждого промышленного или финансового магната, который затем становится филантропом, и каждого руководителя предприятия, который становится наставником, приходится несколько десятков менеджеров среднего звена, считающих, что они не будут хорошими менеджерами, пока не начнут получать проценты с продажи освежителей для рта. Почувствовав свою значимость при анализе прибыли и потерь, они подсчитали все ценности корпоративной системы. Нескольким американским компаниям было предъявлено обвинение в том, что они сделали из производительности бизнес. Сколько раз менеджер в середине жизни, желающий освободить от канцерогенных ингредиентов удобрения или внедрить новый надежный и полезный продукт, который не обещает такой же прибыльности, как освежитель для рта, услышит в свой адрес: «А вы скажите это акционерам!»

Переживая за защитными решетками кризис, связанный с серединой жизни, многие менеджеры среднего звена понимают, что они дешевы и их много. Когда им стукнет сорок лет, они уже знают свой потолок. Молодые сотрудники представляют для них угрозу, поэтому они стараются их не обучать. Вместе с конфликтом производительности они испытывают страх перед риском, который усиливается с каждым днем.

Однажды вечером на банкете я сидела между двумя сорокалетними бородачами. Они занимались разработкой туалетной воды в одной из компаний по производству косметики в Калифорнии, которая насчитывала в своем составе четыреста менеджеров среднего звена. Седобородый мужчина обратился к чернобородому и сказал, что недавно видел старого приятеля по колледжу: «Помнишь, он был чемпионом по прыжкам в воду». - «Ну, скажешь тоже, чемпионом. Когда его отправили на Олимпийские игры, он был только запасным в команде».

Седобородый невозмутимо продолжил свой рассказ. По его словам, их бывший коллега летает по всей стране и участвует в открытии торговых центров. Он прыгает с крыши на маты. Он стал «человеком-бутылкой шампанского». Как-то он упал мимо матов и сильно повредил позвоночник, после чего несколько месяцев провел в больнице. Тем не менее, сейчас он снова продолжает прыгать с крыш. "Ты можешь себе представить, как себя чувствует человек, который летит на самолете в Де-Муан,

зная, что может умереть при прыжке с крыши на газоне перед торговым центром?"

Чернобородый ответил: «Я не уверен, сказал бы я своим детям, что занимаюсь прыжками с крыш и что это и есть моя работа. Мне пришлось бы все время ходить вокруг да около, говорить детям чепуху и держаться за работу, которую я ненавижу».

Мужчина, чувствующий, что его не поняли и не оценили по достоинству, часто переживает бурю в душе. Эти переживания вызывают у него язву и избыточный вес. Он сидит в ресторане, ест, опухает, говоря себе, что он «не должен, но пришло время», а потом приступает к медленному самоубийству. Любой человек, который хочет ему помочь, подтолкнуть к пересмотру приоритетов, - жена, друг, консультант по менеджменту - становится его врагом. Он может прибегнуть к самообману: начать выпивать или превратиться в ипохондрика, считать жену монстром, оставить семью, - прежде чем обратит внимание на тот беспорядок, что творится у него внутри. Если бы ему нужно было рассмотреть десятую часть того, что делает его таким жалким, он бы не обращал внимания на остальные девять десятых. Однако переоценка приоритетов означает изменение многих аспектов его старой жизни, поэтому он предпочитает ничего не менять.

Идеальным решением для него было бы освободиться от машин, закладных и шестидесятичасовой рабочей недели и направить дух на изучение других вариантов деятельности или взаимопонимания, на обдумывание которых у него не хватало времени, так как он был одержим идеей «добиться успеха». Никто не может дать человеку готовое решение. Я знаю несколько мужчин, которые присоединились к добровольным пожарным дружинам и хорошо себя чувствуют, работая физически и заботясь об общинах. Другие идут в кулинарную школу, или изучают поэзию галлов, или проводят выходные в мотеле с женой, заново познавая ее. Результатом таких выходных, проведенных в любви и беседах, может стать решение: «Давай, попытайся сделать это». Начните совместное предпринимательство, которое вы так долго откладывали в сторону.

Смелость изменить карьеру

Теперь многим администраторам необходимо приспосабливаться. Они хотят выйти в люди, но часто на деле узнают, что это очень тяжело, и в конце концов получают лишь работу квалифицированного рабочего.

Я проверяла это наблюдение с помощью Джеймса Келли, консультанта по менеджменту, прошедшего обучение в Гарварде. Он активно работает с администраторами крупных компаний и согласился мне помочь. Исходя из своего обширного опыта, он считает, что «для нас ясен мужчина, который проработал двадцать лет в крупных компаниях и достиг высокого уровня компетентности. Однако этого недостаточно для того, чтобы перейти в верхний эшелон руководства и получить власть и престиж. Он и так занял в бизнесе более высокое положение, чем заслуживает. Он получает слишком много денег за свой труд - больше, чем зарабатывает на нем корпорация. Он знает это. Они тоже знают это. Но если его поставят на какую-то другую должность пониже, то он будет считать, что его не оценили по достоинству».

У консультанта по менеджменту есть два способа обращения с менеджерами среднего звена, которые находятся в кризисе, связанном с серединой жизни. Одного человека он убеждает, что должность, которую тот занимает, соответствует его знаниям и опыту и он хорошо проявляет себя в ней. Однако ему не следует мечтать о том, чтобы стать президентом компании, это просто неразумно. Другим он говорит буквально следующее: «Убирайся. У тебя много денег и времени. Начни что-нибудь другое». Сколько времени реально потребуется менеджеру среднего звена дтя такого изменения - это уже другое дело.

«Для этого обычно требуется несколько лет, - говорит Келли. - Эти мужчины являются трудоголиками, им страшно остановиться и оказаться в застое. А они должны отказаться от работы, которую хорошо знают, и начать какое-то другое дело. Это очень сложно».

Вы можете спросить: «Зачем нужна вторая карьера?» Вот простой факт. Люди живут дольше и поддерживают хорошую физическую форму, если не принимали на себя обязательства выполнять одну и ту же работу в течение сорока лет, тем самым предопределив свой застой. Вторая карьера - это возможный путь реализации нашей жизненной энергии.

Многие администраторы начинают думать так же. По результатам исследования Американской ассоциации менеджмента, в 1972 году семьдесят процентов менеджеров среднего звена собирались в обозримом будущем изменить карьеру. Это не говорит об их неудовлетворенности своей работой. Скорее, они «активно ищут сферу новых интересов, чтобы сделать карьеру».

Мужчина, который считает, что обязан постоянно поддерживать жену и детей, не может, наверное, рассчитывать на удачную новую установку в середине жизни. Или все же может?

Ход конем

Добросовестно проработав тридцать лет в крупной нефтяной компании, мистер Гиффорд попросил перевести его в Мэйн. Его просьбу удовлетворили и сказали, что он может приступить к работе в Мэйне. Сумма, указанная в следующем чеке на зарплату, была вполовину меньше той, что он получал в Бостоне. Никаких предупреждений не было.

Его сын, молодой Гиф, посмотрев на это, по окончании колледжа пошел работать в маленький местный театр. Это была неустойчивая жизнь без каких-либо надежных обязательств (он, например, не мог бы сказать, почему женился), но, тем не менее, в течение семи лет это была приятная жизнь. Затем он стал быстро взрослеть. Это совпало с разводом. Гиф знал, что ему делать на следующем этапе: он хотел стать помощником по связям с общественностью у сенатора. Ему было двадцать девять лет.

Воодушевленный своей идеей, он поехал в Вашингтон. Очень скоро он убедил женщину, к которой всегда стремился, отказаться от своей независимости, скитаний по Европе и мечты получить степень бакалавра. Она вышла за него замуж, и у них родился ребенок.

«Чувство власти… Маленький мальчик из Мэйна внезапно оказывается в столице страны. Знакомится с ведущими журналистами, называет их по именам. У него появляется чувство, что он обладает влиянием. Если он читает газеты и находит что-то, требующее исправления, то звонит сенатору. Он прекрасно зарабатывает, может позволить себе обедать в городе. Вся система его жизни была безопасной и удобной».

Периоды обретения корней и расширения в личной жизни и в профессиональном влиянии для тридцатилетнего Гифа были чудесными.

Однако положение изменилось, когда сенатор, на которого работал Гиф, решил выдвинуть свою кандидатуру в президенты. Мужчины вокруг Гифа начали подниматься как на дрожжах, так как сенатор был сейчас постоянно в центре внимания. По естественному закону выживания в Вашингтоне, когда так много людей начинают наделять властью, пускай эфемерной, право действовать по доверенности делает одних членов сенаторской команды жадными, а других - озлобленными.

«Я приходил вечером домой совершенно опустошенный. Я больше уже не мог играть с детьми. Я даже не мог говорить. После рюмки вина усталость проходила, и я мог рассказать жене, что произошло за день. Она по сути своей оптимистка и старалась меня поддержать. Но у меня было такое чувство, что я стал пленником. Сенатор мог позвонить в три часа ночи. Затем нас начали раздражать поездки. У меня крепкий тыл, дом, семья, но я чувствовал, что не принадлежу самому себе».

Это типично для людей в тридцать пять лет. Обозначив границы своей беговой дорожки, многие из нас начинают еще стремительнее ползти по этой горе к вершине успеха.

Реакция Гиффорда была другой. Он остановился и огляделся вокруг. «Конечно, прекрасно было бы работать на президента, но если это не получится, что я буду делать? Мне скоро исполнится тридцать пять лет, а я не имею ни профессии, ни независимости. Я мог бы, конечно, вернуться к руководству театром, но где? Я не мог бы начать все сначала. Так какие у меня были варианты? Мне нужно было посмотреть на вещи реально, а реальностью для меня был Мэйн. Как только я сказал сенатору, что ухожу из его команды, я уже не мог больше ждать ни минуты, ни секунды».

У Гифа было столько же обязательств перед семьей, сколько у обычного среднего мужчины, возможно, даже больше: от двух браков у него было пятеро детей. Тем не менее, интуиция подсказывала ему: «Отправляйся в Мэйн, пока не поздно». Он последовал этому совету. Следующие два года промелькнули как одно мгновение. Он работал на губернатора Мэйна, одновременно искал возможности для осуществления своих обязательств, окончил курсы по торговле недвижимостью и открыл собственное риэлтерское бюро.

К сорока годам Гиф стал независим. Торговля недвижимостью - очень тяжелое дело, однако он занимается этим с огромным оптимизмом. Когда у него нет дохода, они с Энни живут на свои сбережения, но это тоже хорошо. Зимой они устраивают себе отпуск и отправляются кататься на лыжах.

В результате того, что Гиф произвел переоценку ценностей в тридцать пять лет при переходе к середине жизни, его не страшит первое проявление чувства, которое приходит к мужчинам к сорока годам, заставляя их ощущать себя экспрессивными, мягкими как женщины, заботящимися о семье. И действительно, он получает удовольствие от того, что дает волю этому чувству, а не стремится его подавить. «Я сказал Энни, что она может вернуться на работу в любое время, когда захочет. Если она сможет достаточно зарабатывать, пожалуйста, я останусь дома и буду смотреть за детьми. Я их обожаю. И, если честно вам сказать, сейчас я люблю красить дома и строить коттеджи».

Кризис, связанный с серединой жизни, стоит не только денег, он стоит большего: по мере продвижения в нем мы отказываемся от безопасности. Если мужчина настаивает на сохранении или принимает, не моргнув глазом, статус-кво в распределении ролей, согласно которым все материальные тяготы будут только на его плечах (и многие делают это), то он не сможет увидеть свет в конце туннеля. Он просто окажется зацикленным. Умирая, он скажет жене: «Дорогая, страховка оплачена», так как собирается заботиться о ней даже после смерти.

Если средняя супружеская пара собирается найти обновление в середине жизни, то раннее распределение ролей между добывающим хлеб мужем и заботливой женой должно быть пересмотрено. Это, конечно, легче сказать, чем сделать. Коммерческие способности жены зависят от модели поведения, которой она придерживалась до сих пор. Появляются субъективные вопросы: хочет ли она, осмелится ли предпринять попытку сделать это? Желает ли он, чтобы жена вышла на независимую орбиту, или боится соперничества? Она должна столкнуться с проблемой внутренней женской робости. Он должен побороть в себе комплекс Атласа.

Из книги Семейная педагогика автора Азаров Юрий Петрович

2. Возраст и взгляд на отношения Чего хотят мужчины в двадцать, тридцать, сорок лет и старше Недавно мы с Лори, моей дочерью, ходили (у завтракать в ресторан. Мы были только вдвоем - я и она, и, не буду вас обманывать, я был здорово обеспокоен.Главным образом по той причине,

Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра

Критический возраст Достигнув критического возраста, ваш муж вспоминает, каким он был раньше, и пытается вернуть юность. Друзья кажутся ему скучными. Он стремится к новым компаниям, более современной внешности, а возможно, и к женщине помоложе, чтобы ощутить вторую

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора

Глава 5 Сорок заповедей Любви и Свободы Общечеловеческая культура создала максимы о любви, которые мы сгруппировали в данный далеко не полный перечень. В основу этих заповедей легли пятнадцать заветов апостола Павла. Наша задача осмыслить их применительно к семейному

Из книги Подноготная любви [Психоаналитическая эпопея] автора Меняйлов Алексей Александрович

Из книги автора

Глава сорок вторая ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО Сталин (истерично): «Товарищ Сталин не предатель, товарищ Сталин честный человек, вся его ошибка в том, что он слишком доверился кавалеристам…» И. Сталин - маршалу И. Коневу, 4 октября 1941 года, когда тот как командующий

Из книги автора

Глава сорок пятая «ТАЙНА ЗАГАДОЧНЫХ «НЕБЛАГОНАДЕЖНЫХ» Любимец комсомольцев Сталин гнусность самого себя (и своих распоряжений) если и не мог выразить с помощью понятий, то подсознательно чувствовал. Это проявлялось во многом, в частности, в тщательности, с какой он

Из книги автора

Глава сорок седьмая ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ СТАИ Распространяющаяся по поверхности планеты крысиная стая истребляет чужих - хотя и себе биологически подобных (это истребление себе подобных, как признают сами же эволюционисты, противоречит их суверенитической теории

Из книги автора

Глава сорок третья Брат В. приучена и привыкла воспринимать жизнь на основании постулата, что её брат Сергей - хороший. В качестве тому подтверждения В. сообщает, что брат тратил на неё много денег, покупая ей одежду, а её дочке - фрукты, вкус которых ребёнок иначе якобы

Из книги автора

Глава сорок четвёртая Групповой «секс» Один из героев знаменитой книги Грэма Грина «Тихий американец» говорит, что наибольшее удовольствие он получил, когда в постели публичного дома оказался вместе с китаянкой и негритянкой одновременно.Можно с уверенностью

Из книги автора

Глава сорок шестая Сильное «биополе» (Была такая философская школа - перипатетики. Так они назывались потому, что обучение учеников происходило во время пеших прогулок по саду школы. А эти двое ещё и за руки взялись - друг друга поддерживают.Место действия - тот же

Из книги автора

Глава сорок восьмая Итак… Итак, подведём некоторые предварительные итоги. Чем же, в смысле познания, можно было обогатиться, ознакомившись с первыми частями «Катарсиса…»?Мы с вами несколько проницательней, чем это обычно водится, заглянули в некоторые места, которые

Из книги автора

Глава сорок девятая Великая блудница Структуру всех неврозов человека можно представить образно. Один из вариантов - дерево. В этом случае корень (первооснова) - убивающая мать (если слабонервные не выдерживают этого запрещённого в иерархиях словосочетания, то