Кто командует теперь балтийским флотом. Шизофрения и адмирал.командующий балтфлотом планирует развернуть партизанское движение в центре европы. Ему предстоит исправить ошибки старого

Права человека

В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ районный суд города Калининграда обратился с иском к командующему морской авиацией Балтийского флота генерал-лейтенанту Виктору Сакерину его бывший первый заместитель - начальник штаба МА БФ генерал-майор запаса Николай Бурачук. Он требует признать незаконными приказы своего бывшего шефа и взыскать с него недоплаченную денежную сумму при увольнении в запас, а также 100 тыс. руб. за причиненный моральный вред.

Николая Бурачука знаю по службе на Севером флоте с 1976 г. После окончания Оренбургского высшего военного авиационного училища он четыре года летал правым летчиком в морском ракетоносном полку ракетоносной авиационной дивизии Северного флота. Здесь же он последовательно прошел все должности, вплоть до командира авиационной ракетоносной дивизии. О летчике-снайпере, окончившем, кроме того, Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, награжденного в мирное время орденом Красной звезды, не единожды писала флотская газета.

Бурачук поставил на крыло многих военных летчиков, в том числе и нынешнего командующего морской авиацией Балтийского флота генерал-лейтенанта Сакерина. В аттестации по окончании академии Генерального штаба ВС РФ отмечены только положительные качества генерала, в числе которых и то, что Бурачук имеет свое суждение по многим вопросам, может отстаивать аргументированно свою точку зрения. Именно из-за нежелания участвовать в диком разграблении аэродромов и авиационного парка, по мнению Николая Бурачука, он и стал неугоден командованию.

Временно исполняющим обязанности по вакантной должности начальника штаба - первого заместителя командующего авиацией БФ Бурачук стал в сентябре 1999 г. в связи с переводом управления морской авиации Балтфлота на новый штат. 18 января 2000 г. в адрес управления кадров ВМФ РФ было направлено представление о назначении генерала на должность начальника штаба, в котором отмечалось, что генерал Бурачук за весь период службы характеризуется положительно - добросовестный, грамотный, имеет высокую профессиональную подготовку, налетал более 3000 часов и т.д. Но по истечении шести месяцев, как того требует Положение о порядке прохождения военной службы, представление реализовано не было.

Согласитесь, быть "временным" для генерала, прослужившего в Вооруженных силах 34 календарных, а в льготном исчислении около 60 лет, с трехлетним опытом командования авиадивизией, летающим заслуженным летчиком РФ, летчиком-снайпером, более чем обидно. Когда же Бурачук попытался "качать права"...

"Командующий авиацией Балтийского флота и соответственно настраиваемое им командование Балтийским флотом решили избрать метод преднамеренной дискредитации меня как офицера, - напишет в своем исковом заявлении во флотский гарнизонный военный суд год назад Николай Бурачук, - с последующим увольнением из Вооруженных сил. На меня наложили взыскания, ничуть не заботясь о правовой стороне вопроса".

Все понеслось под уклон, пожалуй, с 1 декабря 2000 г., когда в одной из частей Балтийского флота из-за личной недисциплинированности погиб прапорщик. 4 декабря был издан приказ командующего БФ # 693, в котором значилось: рассмотреть на Военном совете флота целесообразность пребывания в занимаемой должности генерала Бурачука. Заметим, что никакую должность на тот момент Бурачук не занимал, а временно исполнял обязанности. Приказ адмирала Валуева прокурор опротестовал как незаконный. Несмотря на это, заседание Военного совета по вопросу целесообразности использования генерал-майора Бурачука в должности состоялось 29 декабря того же года. Никакого решения на нем принято не было. За время службы на Балтийском флоте с 1995 г. генерал-майор Бурачук взысканий не имел, и решать вопрос о его пребывании в должности начальника штаба объединения из-за гибели пьяного прапорщика, видимо, посчитали перебором. Но командиры Бурачука решили восполнить "пробел" со взысканиями. 7 января 2001 г. командующий флотом издал приказ, где в нарушение требований Дисциплинарного устава ВС РФ генералу был объявлен строгий выговор. Дисциплинарный устав предписывает, что для наложения взыскания необходимо провести разбирательство, расследование. Но о каком расследовании можно вести речь, если приказ о назначении расследования и приказ о наказании генерала за проступок, совершенный прапорщиком, датированы одним и тем же днем? Никто, естественно, у Бурачука никаких объяснений не требовал. Никто с ним не разбирался. Формулировка в приказе к тому же не имела ничего общего с должностными обязанностями начальника штаба. Когда генерал совершил "проступок", в служебной карточке тоже забыли указать.

Дальше - больше. 5 марта 2001 г. командующий морской авиацией БФ генерал Сакерин объявил своему первому заму строгий выговор "за игнорирование установленного доклада командующему МА по итогам работы за неделю" То, что в должностных обязанностях Бурачука такого доклада не предусмотрено, не определена и его форма, в расчет не бралось.

20 марта 2001 г. (в этот день генерал-майор Бурачук хоронил в Перми мать) вышел новый приказ командующего БФ за # 165, которым генерал "за употребление спиртных напитков в служебное время и прибытие на совещание в нетрезвом состоянии" предупрежден о неполном служебном соответствии. Это при том, что степень его опьянения не была установлена документально. На веру были взяты слова начальника Бурачука генерала Сакерина. Кстати, сам Николай Бурачук, как честный офицер, не отрицал, что 13 марта в связи с рождением внука выпил в роддоме 30 граммов шампанского. А это не может превышать промилле, соответствующие алкогольному опьянению.

Уверовав в полную безнаказанность, должностные лица Балтийского флота продолжили цепь правонарушений. В частности, при оформлении документов на увольнение генерала в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями в их основу был положен рапорт, который Бурачук не писал. Подпись генерала подделали. В представлении на увольнение было сказано, что Бурачук увольняется в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и решением Военного совета БФ от 30 марта 2001 г. Но на военном совете, где решался важный для генерала вопрос, он даже не присутствовал (после похорон матери Бурачук был до 17 мая в Перми). Выйдя из отпуска, Бурачук узнал, что он опять находится... в отпуске. Это предписал ему генерал Сакерин, хотя сам Бурачук такого желания не выказывал и рапорт не писал. Решение Сакерина поддержал и командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев: "С отпуском по личным обстоятельствам в интересах службы согласен". Что значила подобная резолюция, Бурачук не может понять и по сей день. В представлении на увольнение генерала в запас также утверждалось, что его по отмеченным недостаткам заслушивали еще и на заседании Военного совета МА БФ 29 ноября 2000 г. Но военного совета в тот день в морской авиации не было.

Об этой ситуации "НВО" рассказало в # 27 прошлого года. "Не видя другого способа защитить свою честь и достоинство, генерал-майор Николай Бурачук обратился в военный суд. Так что точку в этой истории ставить рано" - этими строками заканчивалась корреспонденция.

Суд состоялся 27 сентября прошлого года. В феврале нынешнего года генерал-майор уже запаса Бурачук получил за подписью начальника управления кадров флота контр-адмирала Игоря Зверева следующий документ: "Сообщаю об исполнении решения Калининградского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2001 года по жалобе генерал-майора Бурачука Николая Дмитриевича.

Дисциплинарное взыскание (строгий выговор), объявленное приказом командующего БФ от 19 января 2001 года # 56, - отменено.

Дисциплинарное взыскание (строгий выговор), объявленное командующим морской авиацией флота 5 марта 2001 года, - отменено.

Генерал-майору Н.Д. Бурачуку произведен перерасчет и выплачена недополученная разница в денежном довольствии между 33-м и 31-м тарифными разрядами по временно исполняемой должности в сумме 3993 рубля 87 коп.

В представлении об увольнении генерал-майора Бурачука с военной службы исключены сведения, содержащиеся в абзацах 3 и 4 раздела 2 "Основание к представлению".

Ранее подписанное командующим флотом и командующим морской авиацией флота представление изъято и приобщено в дело новое с исключением сведений, содержавшихся ранее в абзацах 3 и 4".

Замечу, что перед генералом, верой и правдой отдавшего 34 года служению Отечеству, никто даже и не подумал извиниться. Наоборот, на Балтийском флоте решили и уволенного генерала наказать рублем.

18 августа прошлого года министр обороны РФ своим приказом # 0684 назначил генерал-майора Бурачука на должность начальника штаба морской авиации с сохранением денежного содержания по 33-му тарифному разряду и последующим правом ухода на пенсию с этого тарифного разряда. Через десять дней указом президента РФ генерал был уволен из рядов ВС с должности начальника штаба - первого заместителя командующего морской авиацией БФ. На второй день министр обороны продублировал указ президента и уволил генерала с правом ношения формы одежды и объявил ему благодарность. А через два дня генерал-лейтенант Сакерин издает приказ, которым Бурачука, уже уволенного с военной службы, ставит на все виды довольствия по 31-му тарифному разряду. И вплоть до исключения из списков части все расчеты производятся именно по этому тарифному разряду. Общая сумма недоплаты составляет 1394 рубля.

"Но дело даже не в деньгах, - говорит генерал-майор запаса Бурачук. - Всю жизнь я посвятил авиации, отлетал более 32 лет, награжден орденом, медалями, именным оружием. Генерал-лейтенант Сакерин унизил меня в глазах моих подчиненных и сослуживцев. Вот потому я и решил вновь восстановить справедливость через суд".

Я не склонен делать из генерала Бурачука икону. Все мы небезгрешны. Но убежден, что выбросить из армии, да еще таким беспардонным образом, заслуженного летчика России, мягко говоря, непорядочно. Какой подается пример для тех, кто только решает надеть военную форму? И если уж генерал вынужден через суды отстаивать свое доброе имя и добиваться справедливости, то что уж говорить о тех беззакониях, которые творятся на Балтийском флоте в отношении других офицеров?

О решении главы ведомства и коллегии министерства о «представлении к снятию с должностей и увольнению с военной службы» командующего и начальника штаба Балтийского флота вице-адмиралов Виктора Кравчука и Сергея Попова. Отмечается, что в отношении должностных лиц, «допустивших серьезные упущения по службе», даны «жесткие и принципиальные оценки деятельности». По данным Минобороны, они наказаны в том числе за «упущения в повседневной деятельности войск (сил), непринятие всех необходимых мер по улучшению условий размещения личного состава и отсутствие заботы о подчиненных».

«По результатам проверки и обсуждения на коллегии командующий Балтийским флотом, начальник штаба флота и еще ряд должностных лиц

за серьезные упущения в боевой подготовке, а также искажение в докладах реального состояния дел отстранены министром обороны от исполнения обязанностей.

Министр обороны поручил в кратчайшие сроки утвердить план устранения недостатков, реализовать его и провести в конце текущего года повторную проверку Балтийского флота», — сказано в поступившем в «Газету.Ru» сообщении.

Отметим также, что в среду Сергей Шойгу заявил, что с 11 мая по 10 июня этого года была проведена контрольная проверка органов военного управления, соединений и воинских частей Балтийского флота. Глава ведомства рассказал о продолжении технического переоснащения сил флота. «За последние три года в соединения и воинские части поступили два боевых корабля, шесть катеров различного предназначения, новейшие системы залпового огня и средства ПВО.

Все это способствовало повышению боевого потенциала Балтийского флота», — заявил Шойгу.

«Газета.Ru» вместе с капитаном первого ранга Михаилом Ненашевым, возглавляющим Общероссийское движение поддержки флота, попыталась разобраться, что могло стать причиной такого решения руководства ведомства и имеет ли это отношение к обнародованному накануне военными инциденту со сторожевым кораблем Балтфлота «Ярослав Мудрый» и американским эсминцем Gravely, представленному американской стороной в совершенно ином свете, чем сообщали изначально. По американской версии , российский корабль вел себя «непрофессионально» по отношению к американским военным судам, подавая международный сигнал об ограничении способности маневра, но затем свободно маневрировал по курсу, не сбавляя скорость и приближаясь к эсминцу.

— Михаил Петрович, насколько ожидаемо такое решение министра обороны? Чем могло провиниться командование Балтийского флота? Как бы вы могли охарактеризовать командующего Виктора Кравчука?

— Это удивительная новость как для меня, так и для представителей флота, которые хорошо знают положение дел на флотах ВМФ России. Виктор Петрович Кравчук известен в первую очередь тем, что, еще будучи командующим Каспийской флотилией, которую он принял в проблемном состоянии, привел ее к такому уровню, что флотилия выполняла все боевые задачи. Одна из успешно выполненных задач известна не только в России, но и во всем мире — корабли Каспийской флотилии впервые в истории страны и российского флота нанесли ракетные удары более чем за тысячу километров от Каспийского региона по объектам террористов в Сирии. Такая боеготовность — результат командования Кравчука.

Когда Кравчук пришел командовать Балтийским флотом, флот в три-четыре раза повысил эффективность нахождения кораблей на боевой службе.

При нем корабли различного ранга стали пребывать в морях и океанах, в несколько раз увеличилось количество учений на Балтийском флоте. Поэтому говорить о каких-то системных провалах странно. Скорее всего, министра обороны дезинформировали или в угоду кому-то сознательно плетут интриги в отношении человека, который архидобросовестно исполнял свои задачи командующего. Он известен на флоте как командующий-трудоголик.

Самое главное, девять месяцев назад президент был на Дне ВМФ в Балтийске и дал Балтийскому флоту высокую оценку. Как за это время могли возникнуть такие проблемы, когда подготовка шла только по нарастающей? Скорее всего, проблемы возникли после назначения нового командующего Западным военным округом, в котором оперирует Балтийский флот. Видимо, кто-то из представителей сухопутной составляющей решил переломить ситуацию на флоте через персоналии.

— А может это как-то быть связано с тем, что полгода назад сменился главнокомандующий Военно-морским флотом и ушел с этого поста адмирал Виктор Чирков?

— Поведение нового главкома удивляет. Почему Владимир Иванович Королев не стал разбираться и защищать? К сожалению, сегодня не времена Николая Герасимовича Кузнецова, когда нарком флота даже при угрозах в свой адрес отстаивал командующих флотами.

— Может ли отстранение Виктора Кравчука и Сергея Попова быть связано с обнародованным накануне военным ведомством инциденте в Средиземном море, произошедшим между сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» и американским эсминцем Gravely? Ведь после выступления Минобороны России американская сторона привела свою версию случившегося, и там российский экипаж выставлен не в самом благоприятном свете.

— Если притягивать за уши эту историю, тогда надо снимать с должности и самого нового главнокомандующего ВМФ, потому что они под его командованием. Это нелепые выводы.

Скорее всего, министра обороны дезинформировали. Как я уже сказал, еще девять месяцев назад президент приезжал на Балтфлот, и ему докладывали, что это соединение действует успешно. А вдруг теперь появились системные нарушения.

Я думаю, министру обороны кто-то в угоду своим карьерным устремлениям, при пассивности нового главкома ВМФ, решил преподнести дезинформацию, сотворив произвол в отношении командующего, который верно служил флоту.

— А что касается начальника штаба Сергея Попова, каковы его заслуги?

— Его я знаю еще по Северному флоту, когда он командовал эскадрой надводных кораблей, он был успешным командиром эскадры. Это адмирал-интеллектуал, добросовестный, чтобы его обвинить в нечистоплотности — надо постараться. Никогда к нему не было никаких вопросов.

Роль начальника штаба флота — роль рабочего управленца, а не представительская.

Он отстроил штаб Балтийского флота таким образом, что он среди флотов находился в числе лидеров.

Никаких замечаний в отношении него я никогда не слышал. Трудно понять, в чем его можно обвинить. Очевидно, что здесь налицо сознательное сокрытие положительных его сторон и результатов и нагнетание негатива. Это какая-то мышиная возня, возможно, здесь межличностный конфликт имел место быть.

— За последние полгода сменился и главком ВМФ, теперь снимают верхушку Балтийского флота. Не стоит ли ожидать в ближайшее время чистки и на других флотах?

— Если так легко могут отправлять в отставку и вешать ярлыки на тех, кто добросовестно и с высокой ответственностью исполнял свою работу, то это может пойти и дальше. Не исключено, что могут быть замены и на других флотах. Но важно помнить, что сейчас вопрос состоит не только в том, чтобы дать корабли, деньги и ресурсы, а чтобы в руководстве были люди с принципами и стояли за тех, кто действительно служит, а не лавирует в угоду конъюнктуре.

Вице-адмирал Виктор Кравчук командовал Балтфлотом почти четыре года — в 2012 году он сменил на этом посту Виктора Чиркова, который тогда получил должность главнокомандующего ВМФ. До Балтийского флота Кравчук служил и в других регионах: около 20 лет на Тихоокеанском флоте, дослужившись до начальника штаба и командира бригады ракетных катеров. А затем в Каспийской флотилии, где стал заместителем командующего, а получив звание контр-адмирала, возглавил это оперативное объединение в прямом подчинении командования ВМФ. Во главе флотилии Кравчук занимался реформированием ее структуры, в том числе 77-ю отдельную бригаду морской пехоты, которая базировалась в Дагестане и была призвана бороться против терроризма в регионе. Флотилия также перешла в категорию постоянной готовности. Указом президента Дмитрия Медведева Кравчук в 2009 году был переведен на должность заместителя командующего Балтийским флотом, а пост командующего он занял после повышения Виктора Чиркова до главкома ВМФ. В феврале 2016 года Кравчука как «отличившегося за особые личные заслуги перед государством» офицера наградили именным кортиком ВМФ от министра обороны Сергея Шойгу.

Сергей Попов начал офицерскую службу на Северном флоте, где прошел путь от командира группы управления (зенитных управляемых ракет) ракетно-артиллерийской боевой части большого противолодочного корабля «Смышленый» до командира тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Ушаков». После учебы в Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ служил начальником организационно-мобилизационного управления штаба Севфлота. С 2010 года по апрель 2012 года был командиром дивизии ракетных кораблей СФ. В апреле 2012 года указом президента Медведева назначен на должность командира Балтийской военно-морской базы Балтийского флота, а в сентябре того же года — на должность заместителя командующего Балтфлотом. Попов награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, имеет восемь других государственных и ведомственных наград.

Министерство обороны объявило в четверг о снятии с должности и увольнению с военной службы командующего Балтийским флотом, начальника штаба флота и еще ряд должностных лиц.

По словам зампредседателя комитета Госдумы по обороне Виктора Водолацкого, проверка Минобороны боеспособности Балтийского флота была связана с усилением войск НАТО в Прибалтике и в Польше, в непосредственной близости от российских границ.

«После проведенной проверки боевой готовности к отражению возможных угроз выяснилось, что руководство флота не способно справиться с теми задачами, которые сегодня ставит глава Минобороны и Генштаба», - пояснил Водолацкий.

Глядя на сегодняшнее состояние Балтфлота, видно невооруженным глазом, что его состояние и боеготовность в самом деле вопиют о самых жестких "оргвыводах", соглашается военный эксперт Института стран СНГ Владимир Евсеев.

"Балтийский флот после распада СССР и по настоящее время оказался самым ослабленным и неготовым к решению реальных задач. Достаточно посмотреть на его матчасть, как плавучую, так и береговую. Их состояние даже хуже, чем у Черноморского флота, который сам по себе долгое время был объектом для суровой критики", - сказал он "Ридусу".

Однако у ЧФ были объективные причины для не лучшего состояния судов и инфраструктуры - неопределенность статуса базы в Севастополе. И даже несмотря на это, ЧФ регулярно выполнял боевые задачи в Средиземном море, в том числе после начала кризиса в Сирии.

Такой "отмазки" у БФ нет. Его корабли как базировались в советское время, так и продолжают базироваться в родных портах. Однако когда Россия взяла курс на обострение отношения с НАТО, руководство БФ оказалось неготовым к такой "смене ветра".

"Правды ради следует сказать, что командование Балтфлота не во всех его проблемах виновато. Например, флот оказался запертым на Балтике из-за того что она стала фактически внутренним морем НАТО. Флот также лишился оперативного пространства, так как кроме крошечного участка узкого Финского залива и крошечной береговой линии Калининградского анклава вся прочая акватория полностью находится в юрисдикции стран, которые Россия решила считать недружественными", - говорит эксперт.

По, в том числе, этой причине командование БФ периодически подставляло политическое руководство России, когда российские подводные лодки и надводные корабли то и дело заходили в территориальные воды то Латвии, то Швеции, то других стран. Признавать ошибки штурманов, которые в условиях ограниченной свободы для маневрирования вынуждены заходить в чужие воды, командование БФ не решалось. Оправдываться приходилось российскому МИДу, изобретая правдоподобные объяснения либо, чаще, отвечая западным странам по принципу "сам дурак".

Хуже того, на флоте практиковалась дезинформация вышестоящего командования о реальном положении дел.

Рано или поздно, терпение в Москве должно было лопнуть. Раньше, очевидно, до наведения порядка на БФ в Минобороны просто руки не доходили.

"Не исключено, что на командование БФ сейчас спишут все огрехи, в том числе те, за которые оно отвечать никак не может: за общий развал российской оборонки в 1990-х годах, за ухудшение геополитического положения России и т.д. С другой стороны, командованию флота на то и даны погоны, чтобы доказывать и требовать внимания ко вверенным ему частям от высшего руководства страны, а не ждать, пока оно само обратит на тебя внимание", - говорит Евсеев.

Вот руководство страны внимание и обратило.

Владимир Филиппович Трибуц родился 15 июля 1900 года в Санкт-Петербурге. Предками Трибуца были крепостные крестьяне Минской губернии. Начальное образование Владимир получил в трехклассной школе. Затем учится в Петровском четырехклассном училище и в военно-фельдшерской школе. После Октябрьской революции 1917 года Владимир Трибуц работал в госпитале в Петрограде младшим лекарским помощником. В начале 1918 года он добровольно вступил в Красную гвардию, воевал под Нарвой, потом служил в объединенном морском отряде Павла Дыбенко.

В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

В годы Гражданской войны Трибуц воевал в составе Первого северного летучего отряда моряков Балтики, участвовал в боях под Астраханью в составе Астраханской флотилии, В1919 году на Каспийском море Трибуц вошел в экипаж миноносца «Деятельный». Затем служил на канонерской лодке «Ленин». Участвовал в освобождении Баку и Махачкалы, захвате персидского порта Энзели (1920), в результате которого красным досталось в качестве трофеев 29 белогвардейских судов, 50 артиллерийских орудий, 120 000 артиллерийских снарядов и т. д.

ОТ КОМВЗВОДА ДО ВИЦЕ-АДМИРАЛА

В 1926 году Владимир Филиппович окончил военно-морское училище им. М. В, Фрунзе и в должности командира взвода флотского экипажа был направлен в Морские силы на Балтийском море. Стал командиром башни главного калибра линкора «Парижская коммуна», а в 1929 году — вторым помощником командира корабля. Вскоре он перешел служить на линкор «Марат», а затем был назначен командиром эсминца «Яков Свердлов». В 1932 году окончил Военно-морскую академию им. К. Е. Ворошилова.

В 1936 году командир эсминца Владимир Трибуц переходит на должность начальника отдела штаба Балтийского флота и совершает головокружительную карьеру: в феврале 1938 года он становится начальником штаба флота, а в апреле 1939 года получает назначение командующим Краснознаменным Балтийским флотом. 28 января 1940 года Трибуцу присваивается воинское звание флагмана 1-го ранга, а 4 июня 1940 года его переаттестовывают в вице-адмиралы.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

В начальный период Великой Отечественной войны Трибуц руководил действиями сил флота, которые оказывали помощь сухопутным войскам РККА при обороне Таллина, островов Моонзундского архипелага, полуострова Ханко… В августе 1941 года он возглавил трагический переход сил флота из базы в Таллине в Кронштадт и Ленинград. В Ленинграде Трибуц принял участие в организации и осуществлении обороны города (1941-1943 гг.), активно взаимодействовал с сухопутными войсками в операциях, проводившихся Красной армией. По его инициативе были созданы группы морской артиллерии, которые совместно с артиллерией Ленинградского фронта наносили мощные удары по врагу.

На Балтийский флот и его командующего была возложена задача по организации снабжения Ленинграда по Ладожскому озеру. По распоряжению Трибуца были построены новые причалы, пирсы… Во время проведения этой операции блестяще зарекомендовали себя тихоходные вооруженные буксиры. Они осуществляли перевозки войск, доставку продуктов, боеприпасов и снаряжения, эвакуацию населения блокированного Ленинграда, сотни раз вступали в дуэли с вражескими батареями и пытавшимися прервать перевозки вражескими катерами и кораблями. А вот нашему подводному флоту на Балтике была уготовлена во время Великой Отечественной войны трагическая судьба.

Советская разведка получила исчерпывающие данные о нарушении Швецией своего нейтралитета. Военная промышленность фашистской Германии полностью зависела от поставок из Швеции стратегических материалов. Например, только в 1939 году Германия получила более 10,6 млн т высококачественной шведской железной руды (в которой железо составляло 60 %). Кроме того, шведы поставляли фашистам свои скорострельные орудия «Бофорс», боеприпасы, снаряжение, корабли, подшипники и т.д.

И все это перевозилось по Балтике. Эти перевозки надо было прервать, и сделать это могли только подводные лодки. И советские подлодки пошли в боевые походы на маршруты движения транспортов из Швеции и Норвегии. Ряд рудовозов был ими потоплен… Но немцы восприняли угрозу своей экономике настолько серьезно, что летом 1943 года наглухо перекрыли горло Финского залива сетью из мощного стального троса (от берега до берега) и густыми минными постановками. Кроме того они прикрыли минные поля тяжелой береговой артиллерией, авиацией и противолодочными кораблями. Эти заграждения стали, практически, непреодолимым препятствием для советских подводных лодок.

Несмотря на имеющиеся объективные данные, командующий Балтфлотом все-таки отдал приказ на прорыв заграждений. Советские лодки стали уходить на задание одна за другой, одна за другой — уходили и не возвращались…. И прервать этот ужасный процесс смог лишь Верховный Главнокомандующий — Иосиф Сталин. Подводная война на Балтике замерла до октября 1944 года, пока Финляндия наконец не вышла из войны и не предоставила свои порты для действий советского Балтийского флота. В конце 1944-го русские подлодки перешли в финские базы и все-таки пресекли перевозки на Балтике стратегического сырья из Швеции.

В 1943-1944 годах адмирал Трибуц принял участие в разработке и проведении операций по прорыву блокады и разгрому противника в районе Ленинграда, а также в Выборгской и Свирско-Петрозаводской наступательных операциях. В дальнейшем он руководил силами флота при проведении десантной операции по овладению островами Моонзундского архипелага.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Адмирал (1943) Владимир Филиппович Трибуц командовал Краснознаменным Балтийским флотом до мая 1947 года. Потом служил заместителем главнокомандующего ВМС на Дальнем Востоке, а с 1949 года — начальником Гидрографического управления МВФ. В 1961 году он вышел в отставку и написал четыре книги, в том числе две, посвященные войне на Балтике: «Балтийцы вступают в бой» и «Балтийцы наступают». В 1972 году Владимир Филиппович стал доктором исторических наук.

4346

Спустя сутки после отстранения от обязанностей прежнего командования Балтийским флотом руководство Минобороны определилось с новым. Как стало известно "Ъ", и. о. командующего флотом и и. о. начальника штаба флота будут назначены вице-адмиралы Александр Носатов и Игорь Мухаметшин, служившие ранее на Черноморском и Тихоокеанском флотах соответственно. Их основной задачей станет устранение недостатков, вскрытых в ходе последней инспекции, и подготовка Балтийского флота к новой проверке — она запланирована на конец года.


О том, что новое командование Балтийского флота будет выбрано из числа офицеров, проходящих службу на других флотах, источник "Ъ" в Генштабе ВС РФ сообщил сразу после отстранения от должности вице-адмиралов Виктора Кравчука и Сергея Попова 29 июня. Поиск новых кандидатов был недолгим: по данным "Ъ", сегодня министр обороны Сергей Шойгу своим приказом назначит и. о. командующего Балтийским флотом вице-адмирала Александра Носатова и и. о. начальника штаба флота вице-адмирала Игоря Мухаметшина: первый до этого назначения руководил Военно-морской академией, а второй — был начальником подводных сил Тихоокеанского флота.

По словам источника "Ъ" в Генштабе ВС РФ, перевод вице-адмиралов на Балтийский флот осуществлялся по рекомендации главного командования ВМФ РФ. Александр Носатов уже служил на этом флоте: в 2009-2012 годах он был командиром Балтийской военно-морской базы, после чего ушел на повышение, став сначала замкомандующим Черноморского флота, а затем и первым заместителем командующего. Игорь Мухаметшин в свою очередь достиг успехов по службе на Тихоокеанском флоте (под его командованием стратегические подводные ракетоносцы выполняли практически все поставленные задачи).

Напомним, что поводом для увольнения предыдущего командования Балтийского флота стали недочеты, вскрытые в ходе проверки, проведенной по поручению министра с 11 мая по 10 июня (см. "Ъ" от 30 июня). В отчетах говорится, что адмиралы сознательно искажали в направляемых в Москву докладах информацию о реальном состоянии дел на флоте. По сведениям "Ъ", первые претензии к вице-адмиралу Кравчуку появились еще год назад, но руководство Минобороны решило дать ему шанс исправить дело.

Однако доверие командующий флотом не оправдал: источники "Ъ" отмечают, что дважды во время проведения контрольных проверок Виктор Кравчук неожиданно заболевал, оставляя вместо себя заместителей. Инспекторы во время последней проверки обнаружили, что личный состав одного из подразделений спит в казарме на голых матрасах.

Куда более серьезным промахом стала попытка скрыть от начальства последствия аварийной ситуации на дизель-электрической подлодке Б-265 "Краснодар". Инцидент произошел 20 апреля в Балтийском море: тогда некоторые СМИ сообщали, что российская лодка столкнулась с польской субмариной Orzel, но в Минобороны Польши эту информацию "Ъ" сразу же опровергли. На самом деле "Краснодар" получил повреждения корпуса и некоторых агрегатов (например антенны связи) во время совершения неудачного маневра — по всей видимости, подлодка столкнулась с каким-то объектом. Однако в отчетах командования Балтийского флота степень повреждения "Краснодара" была существенно занижена. 4 мая субмарина в сопровождении флотских буксиров прибыла для проведения ремонтных работ на Адмиралтейские верфи (Санкт-Петербург). Не лучше дела обстояли и с боевой подготовкой: проверяющие обнаружили фактически подлоги в отчетах о выполнении задач по противоминной обороне (показатели искусственно завышались). Источник "Ъ" в ведомстве утверждает, что адмирал Кравчук должен был прибыть на заседание коллегии Минобороны 29 июня для дачи объяснений, однако накануне мероприятия он сообщил коллегам, что вновь заболел. После этого Сергей Шойгу и принял решение уволить его не по состоянию здоровья (как планировалось), а с куда более жесткой формулировкой.

В число первоочередных задач вице-адмиралов Носатова и Мухаметшина войдет устранение недостатков, выявленных в ходе последней проверки, а также подготовка Балтийского флота к следующей инспекции, которая должна состояться до конца года.