Кто шил одежду для фашистов. Военная форма Hugo Boss. Дизайнер Карл Дибич. Знаки различия на форме СС

Многие до сих пор, и не без основания, считают, что самой красивой военной формой в истории была именно форма Третьего Рейха. (Хотя, на мой взгляд, достойную конкуренцию ей составляют наши однобортные генеральские мундиры времен Победы или форма отечественных ВДВ (жесткая в своем минимализме) и прекрасное обмундирование моряков и офицеров Военно-Морского флота). Так или иначе, но мало кто знает тот интересный факт, что в создании военной униформы нацистской Германии принимала самое прямое участие такая известная сегодня брендовая компания, как… «Hugo Boss». На ее предприятиях работали пленные поляки и французы. Они и шили форму для военных Третьего Рейха.

В те далекие времена «Hugo Boss» ещё не был известным на весь мiр брендом. Хьюго Фердинанд Босс открыл свою мастерскую по пошиву верхней одежды в 1923 году. Шили разное: спецовки, ветровки, плащи – в основном, для рабочих. Был пошив и спортивной одежды. В 1930 году фабрика оказалась под угрозой банкротства, и тогда 1 апреля 1931 года Хуго Босс решил вступить в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (членский номер 508889). Таким образом он спасает своё предприятие, получив партийный заказ на производство униформы СА, СС, Люфтваффе и Гитлерюгенда. К тому времени нацистская партия уже получала крупные пожертвования из-за… океана — от тамошних банкиров с Уолл-стрита!

А вот автором-разработчиком униформы СС, а также множества регалий Третьего Рейха стал другой человек: 7 июля 1932 года для членов СС ввели черные мундиры и фуражки, сшитые по лекалам художника и советника рейхсфюрера СС по «вопросам искусства» Карла Дибича (Karl Diebitsch), который родился в 1899 году. Умрёт он много позже — в 1985 году. Его предки были родом из Силезии. По образованию Дибич был дизайнером, но служил и оберфюрером СС. Кстати, именно Дибичем был разработан и знаменитый логотип Аненербе, и дизайн крестов для офицеров СС. Также Дибич разработал и дизайн холодного оружия для СС. Кроме того, он был директором фарфорового завода «Porzellan Manufaktur Allach» в 1936 году — до передачи фабрики под управление СС и переезда её в Дахау. Как пишет один из исследователей этого вопроса, «фирма Хьюго Босса лишь осуществляла пошив (вещи его ателье можно узнать по клеймам «VA-SS», «besteMassarbeit», «vomReichsfuehrer-SS befohleneAusfuehrung» и т. п.). Ателье Босса не производило форму для рядовых эсэсовцев, это было только для правящей верхушки и высших чинов СС и Люфтваффе».

Униформу для СС Дибич проектировал вместе с помогавшим ему штурмгауптфюрером (капитаном) СС, художником-графиком, Вальтером Хеком (Walter Heck). Именно последний в 1933 году разработал знаменитую сегодня эмблему СС, объединив две руны «Зиг» (руна «зиг» — молния в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора). Он же создал и эмблему СА.

Образцом при создании мундиров СС послужил, вероятно, черный цвет формы прусских гусар «мертвой головы» (Totenkopfhusaren), которую последние носили с 18-го века и до 1910 года. (Напомним, что пруссы — это онемеченные славяне. Все население Восточной и, частично, Центральной Германии имеет гаплотип, идентичный жителям Костромы, Архангельска, Смоленска, Орла, Воронежа, Липецка, Рязани и т д., а также всех русских переселенцев в Сибири и, если еще шире, всей Азии. Именно прусская аристократия создала Германское государство в его прежнем виде. В этом смысле, спровоцированную «закулисой» бойню между германцами и славянами — и в Первую мiровую, и во Вторую Мiровую войны, следует рассматривать как ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ — самую нелепую (в высшем, церковнославянском смысле этого слова!) и РАДОСТНУЮ для ада! Не случайно, глава бельгийских СС Леон Дегрель, поддавшийся в свое время нацистской пропаганде и посчитавший, что Третий Рейх призван воевать на Востоке против «диких азиатских орд», когда увидел, с КЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ воюют он и его части СС, много позже, после Великой Войны, повесил у себя кабинете портрет Русского и Германского воинов — доблестно стоящих друг против друга!.. Остается добавить: увы, ДРУГ — против ДРУГА!)


«Чёрные гусары» покрыли себя безсмертной славой на полях сражений. Позже многие эсэсовцы гордились сходством своей формы с формой этих безрассудных смельчаков, о которых в Германии все знали.

Первые упоминания о прусских «чёрных гусарах» можно отнести ко времени правления Фридриха II (Великого). Пятый гусарский полк («чёрные гусары», «гусары смерти») был создан в 1741 году из эскадронов 1-го и 3-го гусарских полков. Сочетание чёрного и белого в форме было живым отображением геральдических цветов королевства Пруссия.

Почему мирлитоны гусар украшала «мёртвая голова» до сих пор точно не известно. Но исторически сложилось, что этот знак означал неустрашимость в бою и был эмблемой самых смелых.

Важно отметить и то, что в Российской империи тоже были чёрные гусары (только не «гусары смерти», а «безсмертные»), отличавшиеся схожей формой. Странное совпадение: это был тоже… 5-й полк, «Александрийские гусары».

Приняв участие во множестве сражений, после участия в наполеоновских войнах, чудом уцелевший полк разделили на два полка - 1-й и 2-й Лейб-гусарские полки. В Германской империи эти полки вошли в число одних из самых престижных — гвардейских; и в их составе было немало особ монарших фамилий. В начале XX века шефом 1-го полка был кронпринц Вильгельм, а 2-го - принцесса Виктория (чье фото, как мы полагаем, можно увидеть выше).

Разумеется, Дибич застал это время (он родился в 1899 году), и хорошо помнил униформу «чёрных гусар». Осталось лишь приспособить суровую эстетику к заданным целям, и — самая стильная униформа XX века готова! Так элита новая стала в какой-то мере преемницей старой, с тем лишь различием, что в СС (в отличие от Лейб-гусарских полков) аристократы вступать брезговали. Аристократия нацистской Германии предпочитала небесные ВВС — Люфтваффе. (Всем интересующимся кайзеровской Германией можно порекомендовать сообщество ru_kaiserreich!)

Что характерно, на фронте среди эсэсовцев встречались случаи замены эсэсовской «мёртвой головы» на фуражке, на «мёртвую голову» с танкистских петлиц. Этот «тотенкопф» очень напоминает Лейб-гусарский.

Первоначально разработанную униформу надели исключительно офицеры СС, но к концу 1933 года она была уже у всех чинов.

Надо заметить, что организация СС, как отмечает www.pravda.ru, имела трехчленную структуру и состояла из Общих СС (Allgemeine SS), частей СС «Мертвая голова» (SS-Totenkopfstandarten) и особых военизированных эсэсовских подразделений, находящихся на казарменном положении (SS-Verfügungstruppe). Две последние, наряду с «Лейбштандартом Адольф Гитлер» (Leibstandarte-SS Adolf Hitler), составили костяк будущих войск СС (Waffen-SS).

Фактически черную форму перестали носить после 1939 года (с началом Второй мировой войны), когда начался массовый переход членов политической парторганизации Общих СС (Allgemeine SS) на серую форму одежды, кроме того, многие эсэсовцы поступили на военную службу, в том числе в войска СС (Waffen-SS), которые с 1937 года носили обмундирование защитного цвета. Главное отличие униформы СС - петлицы со стандартными рунами и тканая эмблема с орлом, нашитая не на правой стороне груди выше кармана, как у солдат вермахта, а на левом рукаве. В 1938 году появились погоны армейского образца с кантами разных цветов в зависимости от рода войск.

В костюмерные советских киностудий вполне могли попасть экземпляры черной эсэсовской униформы, потому что в 1942 году большое количество комплектов черной униформы СС было передано частям вспомогательной полиции на оккупированных территориях СССР, с заменой эсэсовской символики и знаков различия. Остальные комплекты попали на Запад, где их передали членам местных эсэсовских формирований в оккупированных странах. Что касается женских подразделений СС, то у них была униформа, состоявшая из черной пилотки с орлом СС, серого жакета и серой юбки, а также чулок и туфель.

Самые наблюдательные телезрители давно заметили, что Штрилиц на экране появлялся и в элегантной серой униформе без вызывающей свастики на рукаве. В ней советский разведчик идет на прием к Гиммлеру. И правильно сделал, иначе не миновать штандартенфюреру разноса от рейхсфюрера, и это стало бы «проколом» нашего агента. Типы в черной униформе исчезли не только с улиц немецких городов, но даже из здания РСХА. Люди отзывались о них язвительно, называя «черные СС», в отличие от бравых «белых СС», которыми гордились. Потому что они проливали кровь…

Комплекты светло-серого обмундирования стали поступать в части усиления СС еще в 1935 году, но спустя три года ее дизайн был основательно переделан. Сохранив (за исключением цвета) покрой черной униформы, светло-серая, вместо красной с черным кантом повязки с белым кругом со вписанной в него свастикой, приобрела на левом рукаве выше локтя эсэсовского орла.

Подготовил Алексей Анатольевич Чеверда

Хуго Босс родился 8 июля 1885 года в городе Метцинген, земля Баден-Вюртемберг. Он учился в Народной школе (нем. Volksschule) и до 1899 года посещал Реальное училище (нем. Realschule). В течение трёх лет обучался купеческому делу в Бад-Урахе.

В 1902 году Босс пошёл работать на ткацкую фабрику в Метцингене. После прохождения воинской службы с 1903 по 1905 год работал на ткацкой фабрике в Констанце.

В 1908 году после смерти родителей Хуго Босс перенял их текстильный магазин в Метцингене. В том же году он сочетался браком с Анной Катариной Фрейзингер (нем. Anna Katharina Freysinger). От этого брака родилась дочь Гертруда (нем. Gertrud), которая в 1931 году вышла замуж за торгового агента Ойгена Холи (нем. Eugen Holy).

В 1914 году Хуго Босс ушёл в чине обер-ефрейтора (нем. Obergefreiter) на фронт и в том же звании уволился из армии в 1918 году. О его активном участии в Первой мировой войне ничего не известно. В 1923 году Хуго Босс основал в Метцингене небольшую швейную фабрику по производству рабочей и спортивной одежды.
В 1930 году его предприятие оказалось под угрозой банкротства. 1 апреля 1931 года Хьюго Босс вступил в НСДАП (членский номер 508889) и тем самым спас свою фабрику, получив партийный заказ на производство униформы СА, СС и Гитлерюгенда, других нацистских военизированных структур и Вермахта.


Это - черная униформа для SS (SchutzStaffel), знаменитые коричневые рубашки для штурмовиков SA (Sturmabteilung), а также черная - и коричневая униформа для Гитлерюгенда.

Автором чёрной униформы СС, а также множества регалий Третьего Рейха стал Карл Дибич. Родился он в 1899 году. Умрёт спустя многие годы после окончания Второй мировой войны в 1985 году. Он также служил и в СС, оберфюрером. Униформу для СС он проектировал вместе с графическим дизайнером Вальтером Хеком. Дибичем также был разработан логотип Аненербе и кресты для офицеров СС. Кстати, Дибич также был и директором фарфорового завода Porzellan Manufaktur Allach в 1936 году до передачи фабрики в ведомство СС и переезда её в Дахау.
Вальтер Хек, художник-график, также был гауптштурмфюрером СС. Именно он в 1933 году и разработал эмблему СС, объединив две руны «Зиг» (руна «зиг» - молния в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора). Также он разработал и эмблему СА


Очень скоро фирма стала одним из основных производителей военной и военизированной униформы. С началом Второй мировой войны его фабрика была объявлена важным военным предприятием и получила заказ на изготовление униформы вермахта. Впрочем, Хьюго Босс был лишь одним из 75 000 немецких частных портных обшивающих армию.
Производство продолжалось в течение всей войны. Фирма получала колоссальные доходы от национал-социалистического государства.
По одной из версий Хьюго Босс и его команда могли быть личными портными фюрера и иерархов Рейха, по крайней мере, ясно, что фирма пользовалась их покровительством.

Расширению производства и прибылей фабрики способствовало применение на ней рабского труда граждан оккупированных стран, которые содержались в нечеловеческих условиях и эксплуатировались самым бесчеловечным образом. В годы войны предприятие использовало принудительный труд 140 поляков и 40 французских пленных. После поражения Рейха в 1945 году союзники судили Хуго Босса. Но он, убедив суд, что стал нацистом но необходимости, избежал тюрьмы, его приговорили его к огромному штрафу в 100 тысяч марок. ”Конечно, мой отец принадлежал нацистской партии” говорит сегодня 83-х летний Зигфрид Босс. ”Но кто не принадлежал к ней тогда?”


Форма штурмовых отрядов СА работы Босса

Фуражки СС и ГЕСТАПО дизайна Хуго Босса


Коллекция осень 1934-зима 1935гг

Коллекция 1935 года,Берлин


Костюм Гитлера,дизайн Хуго Босс 1935 год.Снимок из женского журнала

После войны Босс быстро переключился на шитье униформы для полицейских, железнодорожников и почтальонов, а также рабочей одежды. После смерти Хьюго Босса в 1948 году фирму возглавил его зять Ойген Холи. В 1953 году Hugo Boss выпустила первый мужской костюм. В 1967 году компания перешла в руки детей Ойгена Холи — Уве и Йонена.
1946 год: фабрика снова чуть не прогорает: Хуго Босса обвиняют в сотрудничестве с нацистами, штрафуют на 80000 марок и лишают права голосования.

1948 год: Хуго Босс умирает, а компанию возглавляет его зять Ойген Холи. Hugo Boss снова специализируется на форме для железнодорожников и почтальонов.

1953 год: Hugo Boss выпускает первый мужской костюм. Это поворотный момент в истории фирмы: она начинает уходить от массового производства одежды и постепенно приближаться к миру Высокой моды.

1967 год: во главе компании становятся Уве и Йохен Холи - дети бывшего руководителя фирмы и внуки ее основателя. Именно они превращают марку во всемирно известный модный бренд.

1970-е: Hugo Boss стремительно развивается. Во-первых, фирма становится крупнейшим в Германии производителем мужской одежды. Во-вторых, компания превращается во влиятельный Дом моды.


1972 год: Hugo Boss впервые спонсирует гонки Формулы 1 и чемпионаты по гольфу и по теннису.

1975 год: талантливый модельер Вернер Балдессарини (Werner Baldessarini) начинает сотрудничать с Hugo Boss.

1984 год: запуск парфюмерной линии бренда.

1993 год: компания переходит в собственность итальянского холдинга Marzotto SpA (в настоящее время - Valentino Fashion Group). Братья Холи покидают предприятие. Генеральным директором предприятия становится Питер Литтман. Он разделяет бренд на линии с разной целевой аудиторией: Boss, предлагающий классическую одежду, Hugo со смелыми молодежными моделями, Baldessarini с изделиями класса люкс.

1996 год: появление награды Hugo Boss за достижения в современном искусстве.

1997 год: компания получает лицензию на производство часов совместно со швейцарской маркой Tempus Concept.

2000 год: Мужской бренд начинает выпускать коллекции одежды для женщин. Компания Hugo Boss, снова обвиненная в сотрудничестве с нацистами, вступает в фонд «Память, ответственность, будущее». Она выделяет 500 000 фунтов стерлингов на компенсации бывшим подневольным рабочим.

2002 год: появление детской линии бренда.

2004 год: открытие бутика площадью 1100 м2 в Париже по адресу Елисейские поля, 115.

2005 год: запуск линии мужской косметики Boss Skin и получение лицензии на производство очков.

2006 год: первая коллаборация Фолкера Кахеле, креативного директора Hugo Boss и лидера группы Jamiroquai Джея Кея. В совместной коллекции JK for Hugo представлены байкерские куртки и перчатки, брюки, вещи из джерси.

2007 год: частная инвестиционная компания Permira приобретает контрольный пакет акций Hugo Boss Group. Марку Baldessarini выкупает Вернер Бальдессарини. У Hugo Boss появляется линия Boss Selection, заменяющая проданный бренд.

2008 год: получение лицензии на совместное с брендом Swarovski производство женских украшений.

2009 год: выпуск мобильного телефона Samsung Hugo Boss.

2009 год: количество людей, работающих в компании Hugo Boss, превышает 9 тысяч человек.

2012 год: выход книги Романа Кестера “Hugo Boss, 1924-1945”, заказанной руководством компании. Произведение рассказывает о временах сотрудничества фабрики с нацистами.

На сегодняшний день Hugo Boss является одним из самых узнаваемых Домов моды. Основной акционер компании — Valentino Fashion Group. Главный управляющий — Бруно Зельцер (Bruno Sälzer). Дизайнерами компании были Вернер Бальдессарини, Андреа Канеллони, Хосе Ханг, Фолькер Кайхеле, Бруно Питерс, Грэм Блэк, Эйан Аллен, Карин Буснел, Барт де Бекер.


Культура никогда не существует самостоятельно, она не отделена, не отрезана. Культура всегда вписана в само общество. Есть политика, есть экономика, есть культура. Разные сферы жизни общества, но они всегда вместе и рядом, тесно связаны и порой запутаны. Если в обществе есть какая-то политическая система, в которой присутствуют свои цели и задачи, а главное идеи, то она обязательно породит и свою культуру. Это и литература, и искусство. Везде будет отпечаток тех идей, которые господствуют в обществе. Будь то строительство зданий, картины художников или мода. Моду тоже можно связать с политикой, сплести с идеей, привязать к пропаганде.



Военная мода. А почему бы и нет? Ведь самой красивой формой до сих пор считается именно форма Третьего Рейха. Форма от Hugo Boss . Сегодня Hugo Boss приносит извинения. Впрочем, у них неплохая компания: Volkswagen, Siemens, BMW. Они сотрудничали с фашистами, на их предприятиях в ужасных условиях работали пленные поляки и французы. Они форму. Форму для военных Третьего Рейха. Впрочем, тогда Hugo Boss ещё не были крупной компанией и известным брендом. Хьюго Фердинанд Боссович Блазе открыл свою мастерскую по пошиву одежды в 1923 году. Шил спецовки, ветровки, плащи преимущественно для рабочих. Доходы были не велики и портной Хьюго Босс понимает, что спасти его дело может только военный заказ. Впрочем, Хьюго Босс был лишь одним из 75 000 немецких частных портных обшивающих армию. Шил он и форму СС.



Автором чёрной униформы СС, а также множества регалий Третьего Рейха стал Карл Дибич. Родился он в 1899 году. Умрёт спустя многие годы после окончания Второй мировой войны в 1985 году. Его предки родом из Силезии, возможно, из польской. По образованию . Также служил и в СС, оберфюрером. Униформу для СС он проектировал вместе с графическим дизайнером Вальтером Хеком. Дибичем также был разработан логотип Аненербе и кресты для офицеров СС. Этакий гений, талант, на службе у сил тьмы. Кстати, Дибич также был и директором фарфорового завода Porzellan Manufaktur Allach в 1936 году до передачи фабрики в ведомство СС и переезда её в Дахау.


Вальтер Хек, художник-график, также был гауптштурмфюрером СС. Именно он в 1933 году и разработал эмблему СС, объединив две руны «Зиг»(руна «зиг» - молния в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора). Также он разработал и эмблему СА. А вместе с Карлом Дибичем создал униформу СС.


Вот такая история. История военной формы, которая имела своих дизайнеров.



Несколько лет назад разгорелся скандал вокруг обнародованных фактов о причастности всемирно известного бренда «Hugo Boss» к созданию военной формы для солдат и офицеров вермахта. Знаменитого дизайнера Хьюго Босса обвиняли в пособничестве нацистам и личных связях с Гитлером. Компания даже обратилась за помощью к историкам, чтобы разобраться в этом вопросе. И хотя результаты научного исследования опровергли многие растиражированные мифы о дизайнере, компании пришлось признать факт создания униформы нацистов и принести извинения за эксплуатацию на фабриках труда военнопленных и заключенных из концлагерей.



В те времена имя Хьюго Босса еще не было известным брендом. Он начал свой профессиональный путь в качестве работника швейной фабрики в 1902 г. Спустя 6 лет ему в наследство от родителей перешла текстильная лавка, а в 1923 г. Хьюго Босс открыл собственное швейное предприятие – мастерскую по пошиву спецодежды, ветровок, комбинезонов и плащей для рабочих. В 1930 г. его фирма оказалась на грани банкротства. Чтобы спасти ее от разорения, он занялся пошивом униформы вермахта.



Слухи о том, что всемирно известная компания «Hugo Boss» получала прибыль от сотрудничества с нацистами, появились еще в конце 1990-х гг., взбудоражили общество и стали причиной громкого скандала. В 1997 г. компания публично признала факт сотрудничества с нацистами. Поскольку это отрицательно сказалось на имидже бренда, компания спонсировала научное исследование этих фактов, которое провел мюнхенский историк Роман Кестер. В 2012 г. он опубликовал книгу под названием «Hugo Boss, 1924–1945. Швейная фабрика между Веймарской республикой и Третьим рейхом», в которой подробно изложил результаты своего исследования.



Как оказалось, Хьюго Босс действительно занимался пошивом военной формы для вермахта и получал от этих заказов большую прибыль. И на фабрике использовался подневольный труд 140 выходцев из Польши и 40 пленных французов. Однако никаких письменных свидетельств о том, что Хьюго Босс был личным портным Адольфа Гитлера, не сохранилось. Кроме того, дизайнер не участвовал в разработке эскизов и создании выкроек, а его фабрика была одной из многих, далеко не самой крупной, из всех компаний, которые занимались пошивом униформы.



На самом деле дизайнером черной униформы СС был не Хьюго Босс, а Карл Дибич – немецкий художник, дизайнер и офицер СС, а эмблему СС в виде двух рун «Зиг» разработал художник-график Вальтер Хек. Черный цвет формы офицеров СС был призван вызывать уважение и страх, однако вскоре оказалось, что у этого цвета есть существенный недостаток: в летнее время он поглощает солнечное излучение и провоцирует обильное потоотделение. Поэтому черный цвет вскоре заменили серым, хотя черный продолжали использовать в парадном обмундировании офицеров высшего эшелона СС. Фабрика Хьюго Босса занималась только пошивом униформы, разработанной Карлом Дибичем.



А вот то, что Хьюго Босс сотрудничал с нацистами не по принуждению, а в силу личных убеждений, подтвердил даже его сын. В 2007 г. Зигфрид Босс публично признал то, что его отец был членом нацистской партии и так прокомментировал этот факт: «А кто не был ее членом в то время? Вся промышленность работала на нацистов ». Еще в 1931 г. дизайнер добровольно вступил в Национал-социалистическую рабочую партию НСДАП и сам был убежденным нацистом. Это стало главной причиной, по которой его фабрика была зарегистрирована как важное военное предприятие и получила крупный заказ на пошив униформы вермахта. Немецкий историк Хеннинг Кобер утверждает, что все представители руководства компании «Hugo Boss» были нацистами и сторонниками Гитлера.



По окончании войны фабрика вновь занялась изготовлением спецодежды для почтальонов, полицейских и железнодорожников. А ее владельца судили, он избежал тюрьмы, но был приговорен к выплате штрафа в размере 100 тысяч марок. Правда, позже Хьюго Босс был частично реабилитирован, а его статус изменили: из «обвиняемого» он превратился в «сочувствующего». В 1948 г. дизайнер ушел из жизни в возрасте 63 лет. Его компания стала всемирно известным брендом уже после его смерти.



После публикации книги Романа Кестера компания «Hugo Boss» разместила на своем сайте заявление, в котором выразила «глубокое сожаление по поводу страданий, выпавших на долю тех, кому пришлось работать на фабрике Хьюго Босса при нацистах », чем признала правомерность выводов историка.



А в мире моды обмундирование Третьего рейха, созданное компанией «Hugo Boss», считается самой красивой и стильной военной формой. В 1990-х гг. даже зародилось новое движение – Nazi chic – нацистский шик. Особенно популярно оно было в Японии, где появлялись неонацистские организации. Правда, подобная мода продиктована скорее не эстетическими предпочтениями, а общественно-политическими взглядами, и весьма далека от этических соображений – то, что называют «за гранью добра и зла».





Подобные слухи ходили и об основательнице другого знаменитого бренда:

использовал рабский труд граждан оккупированных стран, содержавшихся в нечеловеческих условиях. Такое обвинение содержится в книге Романа Кестера, молодого историка из Мюнхена. Заказ на книгу историк получил от самой компании, которая хотела пролить свет на самые темные страницы своего прошлого.

Немецкий Дом моды Hugo Boss принес извинения за плохое обращение с теми, кого заставляли в годы Второй мировой войны работать на их фабрике, выпускавшей военную форму для нацистов.

На фабрике, послужившей основой для нынешнего Дома моды, в качестве подневольной рабочей силы использовались в те годы 140 выходцев из Польши и 40 из Франции.

После поражения Рейха в 1945 году союзники судили Хуго Босса и приговорили его к огромному штрафу в 100 тысяч марок, но он избежал тюрьмы. Он заявлял, что стал нацистом по необходимости. Но это неправда. Он вступил в НСДАП еще в 1931 году.

"Ясно, что Хьюго Фердинанд Босс вступил в ряды партии не только из-за возможности получить заказы на пошив военной формы, но и потому, что он был последователем национал-социализма", - пишет автор.

Одним из первых крупных контрактов, доставшихся Хьюго Боссу, был заказ на пошив коричневых рубашек для членов только что созданной партии нацистов.

К 1938 году на фабрике производилась армейская форма, в конце концов здесь стали шить и форму для подразделений СС.