Место этносоциологии в системе социально гуманитарного знания. Предмет и объект, структура и функции этносоциологии. Социо-исторические концепции этничности

НЕМНОГО ИСТОРИИ И ДАТ: Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в. , начала развиваться на отечественной почве в конце 60 -х годов, чему способствовало возрождение социологии после XX съезда КПСС. В отличие от сельской социологии или урбансоциологии этническая социология не имела значительного наследия 20 -х годов нашего столетия. Как самостоятельное научное направление она стала развиваться с конца 60 -х годов, хотя для российской социальноисторической науки интерес к развитию народов глубоко традиционен, начиная с деятельности С. М. Соловьева, эволюционистские взгляды которого были представлены в "Истории России с древнейших времен". Во второй половине XIX - начале XX в. в Русском географическом обществе развернуло свою деятельность Отделение этнографии. Оно собирало материал по специально разработанной программе сначала о нерусских народах, затем о жизни русского народа. Послереволюционная историография сохраняла широкий подход к исследованию народов и гуманистическую направленность предшествовавшего этапа. Уже тогда, в 20 -х годах, для изучения народов была характерна практическая направленность, что определялось задачей "переустройства быта на социалистических началах". Заметной тенденцией развития науки о народах был взгляд на нее, исходивший от классического эволюционизма, как на всеобъемлющую науку.

В 1925 г. факультет общественных наук МГУ был преобразован в этнологический факультет и просуществовал до 1930 г. В курсах, которые читались на факультете, духовная и материальная культура рассматривались в контексте социальной жизни, как ее тогда понимали ученые 8, хотя не все принимали такую ее расширительную трактовку. В конце 20 -х - начале 30 -х годов в этнологии, как и в других областях обществознания, шли бурные дискуссии на почве теоретических разногласий и утверждения марксистской методологии в исследовании народов. В результате этнология превратилась в этнографию и обрела статус отрасли исторической науки. Изменения в этнографии наметились в 50 -х годах, когда появился интерес к странам, получившим независимость после второй мировой войны, а во внутренней политике советское руководство хотело показать успехи в национальной сфере. Но до 60 -х годов о соединении этнологии с конкретносоциологическим подходом не могло быть и речи, ибо на этнографию чаще всего смотрели как на науку о традиционной архаике. Ситуация изменилась после XX съезда КПСС. Возрожденная социология обратилась к исследованию изменений, происходивших в жизни народов, в межэтнических отношениях, поскольку Советский Союз был полиэтническим государством, в котором нерусские в 60 -х годах составляли 45% населения. Рождению этнической социологии содействовали и субъективные обстоятельства. В середине 60 -х годов директором Института этнографии АН СССР (с 1990 г. - Институт этнологии и антропологии РАН) стал Ю. В. Бромлей - ученый широкого кругозора, заинтересованный в том, чтобы институт приобрел союзное признание актуальными исследованиями. Он знал, что в социальной и культурной антропологии на Западе в те годы происходили важные изменения, что изучение индустриальных обществ, социально значимых проблем современных народов, межэтнических отношений все более переходило к социологии.

Предмет и объект этнической социологии С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения. Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения. Народы изучаются и этнографами, или, как теперь говорят, этнологами. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения. В этносоциологических исследованиях: ОБЪЕКТ объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании - это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Объект этносоциологии Предмет этносоциологии народ-этнос в социальном многообразии изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

1. Методы этносоциологического исследования. К основным методам относятся 1. Сравнительно-исторический 2. Эмпирический 3. Системный 4. Социологические методы

Сравнительно-исторический метод Включает в себя историческое описание, анализ и сравнение. В совокупности они дают возможность изучать этнополитические явления в тесной связи с той исторической обстановкой, в которой они возникли, характер их качественных изменений в процессе развития. Эмпирический метод используется для изучения политического поведения этнических групп, их политической культуры, влияние этнических факторов на политический процесс. Используются подходы: а) культурологический; б) коллективистский; в) психологический

Культурологический подход Коллективистский подход рассмотрение фактов через призму совместной социальной деятельности людей, связанных представлениями об общем происхождении поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в этнической культуре ценности и правила поведения

Психологичес кий подход Системный метод Социологические методы объяснение политического поведения через потребность людей в позитивной этнической идентичности и безопасности Дает возможность изучать этническую политику государства как комплексный процесс, обнаруживать на общем фоне развития того или иного этнополитического явления наиболее важные элементы, прослеживать их взаимосвязь и взаимообусловленность Группа методов (опрос, анкетирование), дающие количественные и качественные характеристики предмета исследования

Методика этносоциологического исследования Исследовательская программа- документ, в котором изложены и обоснованы концепции исследования, основные его методологические принципы, методики и процедуры. Назначение программы исследования определяется методологической, методической и организационными функциями. Программа исследования включает: методологическую часть, где определена проблема, цели, задачи, объект, предмет исследования, проанализированы основные понятия, сформулированы гипотезы методическую или процедурную часть, где представлена система действий исследователя, способ организации и последовательность применения различных технических приемов, так же там описаны методы и техника сбора первичной информации, способ обработки и анализа данных

Исследование состоит из трех основных этапов Второй этап работы содержит: 1) выбор методов и разработку методики исследования; 2) проверку гипотезы; 3) непосредственно исследование; 4) формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение; 5) обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций. Первый этап включает в себя: 1) выбор проблемы и темы; 2) определение объекта и предмета, целей и задач; 3) разработку гипотезы исследования. Третий этап (заключительный) строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.

С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения.

Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах 12 . Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения.

Народы изучаются и этнографами, или, как теперь говорят, этнологами. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения.

В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании - это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Этносоциология формировалась как специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований.

«Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов - изменения общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональных и социальных контактов, т.е. явлений, выходящих за рамки традиционных этнографических интересов. Это, скорее, проблемы социологические, но, со своей стороны, без этнографического анализа, и в первую очередь внимания к этнической множественности социальных явлений, они также не могут быть осмыслены» 13 , - таким было представление о новой дисциплине.

Она отпочковалась от исторической социологии, ибо в поле ее изучения находятся современные народы, прежде всего урбанизированные, в то время как историческая этносоциология изучает социальные изменения у народов в доиндустриальных обществах.

В то же время исторический подход, стремление рассматривать явления и процессы в исторической перспективе стали характерной чертой этносоциологических исследований. Некоторые науч- НЬ1е коллективы стремились проводить повторные (в ряде случаев это были панельные) исследования, сохраняя основной блок вопросов в опросных листах с тем, чтобы иметь возможность сравнивать динамику изменений. В результате были созданы банки данных исследований, проведенных по сопоставимым программам. Например, по Татарстану такой банк создан за счет исследований, проводившихся в 1967-1968 гг. под руководством Ю.В. Арутюняна и О.И. Шкаратана среди городского и сельского населения Татарской АССР; в 70-х годах под руководством О.И. Шкаратана в городах ТАССР, в 1989 г. в городах и сельской местности ТАССР под руководством Д.М. Исхакова, Р.Н. Мусиной, в 1994 г - Л.М. Дробижевой и Р.Н. Мусиной.

По сопоставимым программам прошли исследования в Эстонии, Грузии, Узбекистане, Молдове и ряде областных центров РСФСР (1971-1976, 1984-1986, 1991-1994 гг.) под руководством Ю.В. Арутюняна.

Возникло даже некоторое разделение между социологами Института социологии и его региональных подразделений, с одной стороны, и теми, кто работал в Институте этнографии и его подразделениях, - с другой. Первые использовали терминологию, утвердившуюся в исторической и политической литературе, называли свой предмет социологией национальных отношений и изучали собственно характер межнациональных отношений и влияние их на политическую ситуацию в стране. Это достаточно четко выражено В.Н. Ивановым во введении к книге «Социология межнациональных отношений» (М., 1996).

Вторые использовали понятийный аппарат отечественной этнологической и мировой социологической литературы. Они именовали свое направление этносоциологией, а социологию межэтнических отношений рассматривали как одну из областей исследования.

В междисциплинарной советской аудитории, конечно, и этносоциологи использовали общепринятые в советской научной лексике термины, во-первых, дабы быть понятыми и, во-вторых, чтобы избежать упреков в архаике и сужения предмета изучения до этнической специфики в особенностях одежды, пищи, быта.

В представлении некоторых ученых, начавших работать в области этносоциологии уже после перестройки, этносоциологи изучали «главным образом социальную обусловленность традиционной культуры, освоение культурных ценностей в полинациональной среде...», и только после середины 80-х годов стали фокусировать внимание на воздействии фактора этничности на частные социальные процессы (социальная мобильность, урбанизированность…) и общесоциальные - стабильность и динамику социальных систем и институтов 14 .

В действительности же крена в социологию культуры в этносоциологии не было. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взять вышедшие в 70-80-х годах книги, например «Социальное и национальное» (М., 1973), «Социально-культурный облик советских наций» (М., 1986), «Этносоциологические проблемы города» (М-, 1986) и др. В них преобладала именно социальная и социально-психологическая тематика. В этнокультурной тематике внимание фокусировалось на роли традиционализма в социальном поведении групп, в процессах модернизации, а также на соотношении современных и традиционных элементов в культуре социальных групп, городских и сельских жителей. В современных исследованиях тем более очевидно преобладание социальной и социально-психологической тематики. Поэтому больше отвечает истине представление об этносоциологии как о дисциплине, изучающей социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это - этнические особенности социальных изменений (прежде всего в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспорах), в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации, и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизации, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции, этническое самосознание, авто- и гетеростереотипы, внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.

Этносоциология как раздел социологии

контрольная работа

1. Этносоциология как раздел социологии

Этносоциология - новое научное направление, возникшее на стыке этнографии и социологии. Во второй половине 60-х годов ХХ ст. В странах Востока этносоциология выделялась в самостоятельную отрасль знаний. Понятие этносоциология состоит из двух слов разного происхождения: этнос (латин. ethnos - общество, род, племя, народ) и социология (лат. societas - общество, и грец. Logos - учение). Дословно этносоциология - учение о национальности общества. Однако, суть понятия этносоциология - область социологии, исследующая происхождение, сущность, функции различных, этносов (род, племя, народность, нация) с целью выявления общих закономерностей, их взаимодействия и выработки механизмов вписывания в систему социальных отношений, которые сложились. Иначе, этносоциология изучает социальные аспекты жизни и деятельности этнических образований, а также национальную специфику социальных общностей и отношений.

Возникновение научного направления - этносоциология обусловлено интересами науки и общественной жизни. Национальные проблемы изучают различные науки: философия, история, юридические, экономические и др. Каждая из них имеет предметную область, что позволяет проанализировать все стороны развития и взаимодействия этнических общностей. В 40 - 60-х годах ХХ века во всем мире, в связи с мощным подъемом национально-освободительного движения возрастает значение этносоциальных знаний. Этносоциология имеет предмет исследования: этносы и этносоциальные процессы, национально-региональные особенности социальной структуры народов и другие, то есть ту сферу знаний, фактически выпадает из поля зрения философов, экономистов, историков, этнографов и других специалистов. Этносоциология исследует социально значимые явления в быту и культуре людей разных национальностей, социальную обусловленность изменений в национальной культуре, в том числе в языке, национальных ориентациях, ценностях национальных традициях и обычаях, социальную определенность этнического самосознания межнациональных отношений.

Этническая социология -- часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Основные темы, разрабатываемые этносоциологами:

Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию - населения;

Использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнической принадлежности;

Социальная детерминированность национального самосознания, межнациональных отношений;

Межэтнические конфликты;

Национальные особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах;

Этноязыковые процессы, в т.ч. билингвизм.

Предмет и объект этнической социологии

С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения.

Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах12. Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения. Народы изучаются и этнографами, или, как теперь говорят, этнологами. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения.

В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании -- это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Этносоциология формировалась как специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований. «Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов -- изменения общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональных и социальных контактов, т.е. явлений, выходящих за рамки традиционных этнографических интересов. Это, скорее, проблемы социологические, но, со своей стороны, без этнографического анализа, и в первую очередь внимания к этнической множественности социальных явлений, они также не могут быть осмыслены», -- таким было представление о новой дисциплине.

Она отпочковалась от исторической социологии, ибо в поле ее изучения находятся современные народы, прежде всего урбанизированные, в то время как историческая этносоциология изучает социальные изменения у народов в доиндустриальных обществах.

Жизнь и взгляды Конта

Конт был одним из мыслителей, открывших социальную реальность и внесших важный вклад в ее понимание. Некоторые представления о ней, которые он разработал, стали затем парадигмальными и получили дальнейшее развитие в социологии...

История социологии, ее основные понятия

Микросоциология

Обратим внимание на то, что социология относительно молодая наука. Система законов и категорий социологии еще только активно формируется. Для любой науки - это основной вопрос ее утверждения, статуса...

Объект и предмет социологии как науки

Социология тысячами нитей связана с обществом. Это обусловливает множество выполняемых ею социальных функций. Теоретико-познавательная -- функция, которую выполняет любая наука...

Основные этапы развития социологической мысли

Следующий этап развития социологии начинается в 20-е годы XX века в США и продолжается по сей день. Центром мировой социологии становится США, где эта наука сразу же получила помощь государства и поддержку университетов...

Основоположник социологии О.Конт

Предмет и метод социологии

Метод (греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности...

Российская социология в ХХІ веке

По научно-техническому, естественно-научному, социальному и социально-экономическому содержанию XXI век качественно отличается от века предыдущего. На рубеже XX - XXI веков сложился ряд взаимосвязанных процессов, объединяющих индивидов, группы...

Социология как наука

История науки пишется так же, как история государства. Это политика, обращённая в прошлое. Каждая группа ученых - например, социологов - пытается создать свою историю, реконструируя прошлое таким образом...

Представления о предмете социологии менялись на протяжении всей истории ее существования. Название этой науки было предложено французским ученым Огюстом Контом в 1838 г. Социология (фр. sociologos, от лат. cocietas - общество и греч. logos - теория...

Социология как наука, ее место в системе наук об обществе

Каждая наука, выделяя для себя особую область исследования - свой предмет, вырабатывает и свой специфический способ его познания - свой метод, который можно определить как способ построения и обоснования знания, совокупность приемов...

Каждая наука характеризуется своей структурой, сложность которой определяет статус данной науки в системе научного знания. Социология характеризуется разветвленной системой знания, структурирующийся в сложную многоуровневую систему...

Структура и функции социологии

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на четыре основные -- теоретико-познавательную, практическую...

Понятийный аппарат социологии в современной отечественной науке трактуется по-разному, ибо исследователи исходят из различных теоретико-методологических оснований. Распространенный прием, и особенно в рамках теоретической социологии...

Как общественная наука социология выполняет теоретико-познавательную и управленческую функции. В свою очередь, они могут образовывать производные функции, которые иногда в литературе трактуются как самостоятельные...

Несмотря мощные интеграционные тенденции, доминирующие в современном мире, например создание. Европейского. Союза, национальная проблематика продолжает находиться в центре внимания политиков и ученых. Виникают во новые национальные государства (и6 независимых государств на месте. СССР,. Чехия и. Словакия вместо. Чехословакии, новые республики вместо бывшей. Югославии), отыскивают свое национальные корни, возрождаю во язык, историю, культуру, а значит - стремятся получить политическую, экономическую или национально-культурную автономию такие народы, как: валлийцы и шотландцы в. Великобритании; корсиканцы и бретонцы во. Фр. Анцио; баски и каталонцы в. Испании. Примеры можно продолжать. Сегодня мы являемся свидетелями того, что ощущение людьми своей этнической принадлежности, своей культурной уникальности самом деле неистребима. Ани к ласова, ни профессиональная, ни одна другая социальная принадлежность не способна вытеснить из сознания представление о ее национальной принадлежности и интересы собственной этнической сообществноти.

Потребности людей в социологических знаниях, отражающих реальную ситуацию изменений в жизни народов, их самосознания, межэтнических отношениях, призвана удовлетворять этносоциология

641 объект и предмет этносоциологии

Этносоциология (от гр - народ), или социология межнациональных отношений, в последние годы превратилась в один из самых популярных направлений социологической науки. Повсеместное пробуждение к жизни национальной них идей диктует необходимость усиления внимания к источников и движущих сил тех сложных и противоречивых процессов, протекающих в сфере межнациональных относиин.

. Этносоциология - это специальная социологическая теория, которая изучает происхождение, сущность, функции и общие закономерности развития этносов, межэтнические отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследований

Этносоциология пытается раскрыть социальную обусловленность этнических черт культуры и быта, ценностных ориентаций, обычаев, обрядов, межличностных национальных отношений, выявить национальные особенности те таких явлений и процессов как урбанизация, способы демографического и социального воспроизводства т.д.. То есть, этносоциология - это наука, которая, главным образом, занимается сравнительными исследованиями этнических декабря уп, акцентируя внимание на методах социологии (опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент) и систематизируя различные подходы к этнонациональной сферы общественной жизния.

Объектом. Этносоциология есть люди, которые составляют различные социально-этнические сообщества, представлены в различных социально-этнических организациях и институтах и??которые выступают действующими лицами в событиях, явлениях и процессах социально-этнического характер.

Предметом этносоциологии является совокупность социально-национальных отношений, возникающих между представителями различных социально-этнических групп, сообществ в процессе их создания, жизнедеятельности и развития. К п предметной области этносоциологии относятся такие основные темы, как: влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения, социальная детерминированность национального самосознания и между национальных отношений; межэтнические конфликты; национальные особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах; специфика отраслевой и профессиональной за йнятости этносоциальных групп; этноязыковых процессы тощо.

Как отдельная отрасль социологического знания этносоциология начала формироваться в 20-30-х гг XX в в. Западной. Европе и. США. Одной из первых монографий, исследовала проблемы этносоциологии считают класич. ЧНУ работу. Уильяма. Томаса и. Флориана. Знанецького"Польский крестьянин в. Европе и. Америке"(1918-1920). У истоков новой отрасли социологии стояли также такие ученые - немецкий исследователь. Рихард. Турнвальдом американский социолог. Хью. Сетон-Уотсон и другие. Сначала они акцентировали внимание на изучении проблем интеграции в до-индустриальных обществах, связывая ее с процессом консолидации моральных ценностей ей в пределах отдельных групп, в том числе этнических. Но со временем выяснилось, что процесс индустриализации и связанные с ним урбанизация и распространение городского образа жизни не уменьшают роли этничности, а наоборот - усиливают ее. Это побудило особый интерес к изучению этнонациональной сферы жизни обществжиття суспільства.

С самого начала предметная область этнической социологии была доста­точно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных от­ношений у народов с учетом социальной дифференциации; тен­денции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, фун­кционирующей в городе и деревне, в социальных группах; меж­культурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтни­ческие отношения.

Этносоциологию определили как пограничную научную дис­циплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были а центре ее изучения. Однако у этносоциологов есть особенности и в объек­те, и в предмете изучения.

В этносоциологических исследованияхобъект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании - это сегменты, части общества, чле­ны которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Этносоциология формировалась как специальная социологичес­кая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований. «Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов - изме­нения общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональ­ных и социальных контактов, т.е. явлений, выходящих за рамки традиционных этнографических интересов. Это проблемы социологические, но без этнографического анализа, и внимания к этнической множествен­ности социальных явлений, они также не могут быть осмысле­ны».

Она отпочковалась от исторической социологии, ибо в поле ее изучения находятся современные народы, урбанизи­рованные, а историческая этносоциология изучает социальные изменения у народов в доиндустриальных обществах. Исторический подход, стремление рассматривать явления и процессы в исторической перспективе стали характер­ной чертой этносоциологических исследований. Некоторые науч­ные коллективы стремились проводить повторные (в ряде случаев

это были панельные) исследования, сохраняя основной блок воп­росов в опросных листах с тем, чтобы иметь возможность сравни­вать динамику изменений. В результате были созданы банки дан­ных исследований, проведенных по сопоставимым программам. Возникло даже некоторое разделение между социологами и этнографами. Первые использовали терминологию, утвердившуюся в исторической и политической литературе, на­зывали свой предмет социологией национальных отношений и изучали собственно характер межнациональных отношений и вли­яние их на политическую ситуацию в стране. Вторые использовали понятийный аппарат отечественной эт­нологической и мировой социологической литературы. Они име­новали свое направление этносоциологией, а социологию межэт­нических отношений рассматривали как одну из областей иссле­дования.

В представлении некоторых ученых, начавших работать в обла­сти этносоциологии уже после перестройки, этносоциологи изу­чали «главным образом социальную обусловленность традицион­ной культуры, освоение культурных ценностей в полинациональ­ной среде...», и только после середины 80-х годов стали фокусировать внимание на воздействии фактора этничности на частные социальные процессы (социальная мобильность, урбанизированность...) и общесоциальные - стабильность и динамику социальных систем и институтов.

Этносоциология - дисциплина, изучающая соци­альные процессы и явления в разных этнических средах и этничес­кие процессы в социальных группах.

Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов раз­вития и функционирования этнических групп, их идентичности, ин­тересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективно­го поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей лич­ности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это - этнические особенности социальных изменений, в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Рос­сийской Федерации и межгосударственная миграция на постсо­ветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных от­ношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерант­ность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и со­циально-психологические основы межэтнических конфликтов и т.д. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех со­циально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением мето­дики социологического исследования.

Этническая социология - часть со­циологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Этносоциологическая теория - это теория сред­него уровня . В рамках ее или как сопредельные с нею разрабатыва­ются теории этнической стратификации, социальных параметров этнодемографии, этноязыковых процессов, межкультурных взаимодействий, этнической идентичности, межэтнических отноше­ний.

В современных социологических теориях особое внимание уде­ляется этнометодологии. Сам термин «этнометодология» был введен Г. Гарфинкелем (означает «методы людей»). Этнометодология ориентирована на исследование того, каким образом люди строят свою повседневную жизнь, поэтому одним из типов исследования стал так называемый разговор-ана­лиз.

Расширение тематики этносоциологии в связи с современны­ми потребностями общества углубляет и взаимодействие ее с со­циальной психологией, контакты с политологией и экономикой.

«Стыковая» с социальной психологией область изучения - этническая идентичность и межэтнические отношения - обозна­чилась еще в период становления этносоциологии. И именно с социальной психологией различие было наименее четким. Каза­лось, что вся этнопсихология есть общая зона для этих научных дисциплин. Несмотря на по­стоянное стремление социальной психологии рассматривать про­блемы в контексте общества, развитие этой дисциплины в рамках психологии накладывает свой отпечаток. Не случайно социально-психологическое направление исследований характерно и для пси­хологии, и для социологии. Подобно тому, как социальная психология развивается в лоне и психологии, и социологии, так и этнопсихология развивается в русле и этносоциологии, и соци­альной психологии. Взаимодействие личности и общества - это предмет этнопсихологичес­ких исследований, проводимых в русле психологии, а изучение через личность социально стратифицированной этнической общ­ности и макросоциальных ситуаций в целом - задача, решаемая в русле этносоциологии.

Что касается политологии и этносоциологии, то зоной общих интересов является поведение электората во время выборов в зависимости от его этнического состава. Это касается и этнополитичес­ких конфликтов.

Таким образом, этносоциология интегрирует в себе относя­щиеся к ее сфере знания и методы из социологии, этнологии, социальной психологии, культурной антропологии и, особенно в последнее время, из политологии, прежде всего социально-поли­тической психологии, из экономики.

Функции этнической социологии:

теоретико-познавательная . решение теоретико-познавательных задач, выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей. К теоретико-познавательной функции относится и формули­рование специальных теорий. Ведь, начиная исследование, уче­ные на стадии теоретической подготовки, как правило, отбирают общие теории, т.е. определяют методологию работы, и теории сред­него уровня, или специальные теории, ориентирующие на изуче­ние именно конкретного избранного предмета. На завершающем же этапе делаются выводы на базе данных, полученных в ходе исследования, и эти выводы либо подтверждают и развивают спе­циальные теории, либо формулируют новые.

практико-преобразовательная . С самого начала в качестве цели исследования ставится не только объяснение полу­ченных фактов, проверка гипотез, но и прогнозирование в буду­щем новых процессов и явлений, а также тенденций развития су­ществующих, поэтому нередко ученые выделяют в качестве само­стоятельной прогностическую функцию науки. Именно процесс объяснения и прогнозирования дает основание для последующей выработки практических рекомендаций (на этом основании неко­торые ученые считают возможным вычленить у науки так называ­емую практическую, или инженерную, функцию).