Образ мелихова и его отношение к войне. Как поступить с ненужным человеком? Внешность и семья Григория

Григорий Мелехов является одной из центральных фигур романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Мелехов - типичный донской казак-крестьянин начала XX века. Основная его черта - глубокая любовь к дому и к труду земледельца. Ему знакомо и понятие воинской чести: Григорий - умелый и отважный воин, который в ходе первой мировой войны заслужил чин офицера. В его образе собраны лучшие черты национального русского характера: прямодушие, открытость, отсутствие сословной спеси, глубокая внутренняя нравственность и холодный расчет.

Это благородная, импульсивная натура, обладающая обостренным чувством чести.

Григорий Мелехов - не является ни положительным, ни отрицательным героем, его образ – это концентрация крестьянской проблемы, в которой четко просматриваются характерные для нее противоречия между хозяином и человеком труда.

Григорий является коренным донским казаком, хлеборобом, горячим патриотом своего края, у него нет стремления к завоеваниям и власти, он - «крестьянин-середняк». Этот герой не приемлет понятия дисциплины, исключением является лишь дисциплина, существующая в казацком воинском подразделении, где он служит. Будучи полным Георгиевским кавалером в первую мировую войну, он мечется во время гражданской войны, не может определиться между сражающимися сторонами, пока, наконец, не приходит к выводу, что трудовой народ «спутали» «ученые люди».

Он потерял все, но не может покинуть родную землю и идет к дорогому ему отчему дому, где обретает надежду на то, что его жизнь продолжится в сыне.

Мелехов - тип благородного героя, в котором сочетаются воинская доблесть и душевная тонкость, способность к глубоким чувствам.

Отношения с любимой женщиной Аксиньей оканчиваются трагически вследствие того, что они не могут быть принятыми в его среде в силу нарушений морально-нравственных установок. В результате Григорий становится изгоем. Этот трагизм еще более усугубляется тем, что герой занимает низкое социальное положение, а также влиянием происходящих социально-политических потрясений.

В образе Григория Мелехова обобщаются черты человека из народа, приобретая, при этом, яркую индивидуальность.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-12-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

(1905 - 1984)

1. Личность писателя.

2. «Донские рассказы».

3. Роман-эпопея «Тихий Дон». Образ Г. Мелехова в оценке критики. Проблема авторства «Тихого Дона». Поэтика романа.

4. «Поднятая целина».

5. «Судьба человека».

Имя Михаила Александровича Шолохова оказалось горячей точкой в литературе второй половины ХХ столетия. Высказывались самые противоречивые мнения по поводу созданных им произведений, поднимался вопрос об авторстве, и время от времени он обострялся. О характере полемики вокруг его творчества можно судить по многочисленным статьям и монографиям. Суммируя полемику, следует сказать, что здесь много недоразумений и противоречий. Шолохов – крупнейший писатель XX в., наиболее авторитетный художник слова.

М. А. Шолохов родился в1905 г., по некоторым сведениям в 1900 г. Отец, уроженец Рязанской губернии, разночинец, мать из крестьян. Он начал учиться в Каргинском церковноприходском училище, продолжил обучение в гимназии, в годы гражданской войны оставил ее. С 14 лет воевал на стороне красных, был членом продотряда. Все кровопролитные события на «тихом» Дону были пережиты Шолоховым до восемнадцати лет - он не только все видел, но во многом участвовал, несколько раз был на краю смерти (никакой возраст не даёт опыта такой эмоциональной силы).

В октябре 1922 года Михаил Шолохов уехал в Москву. Путь в литературу был нелегким. Он работал грузчиком, каменщиком, служил счетоводом. Тогда-то, по его словам, и появилась «настоящая тяга к литературной работе». С 1923 года Шолохов начал посещать собрания литературной группы «Молодая гвардия», вёл знакомство с молодыми писателями - Артемом Веселым, Михаилом Светловым, Юрием Либединским и др., пробовал себя в жанрах фельетона, рассказа. Он упорно занимался литературой. Пребывание в Москве было для Шолохова плодотворным. Однако он был прочно связан со своей малой родиной. В конце 1923 года Михаил Шолохов уехал на Дон, где обвенчался с Марией Петровной Громославской, а в следующем году они приехали в Москву, где он продолжает творческую работу.

2. Творчество М.А. Шолохова начинается «Донскими рассказами» (1926) -8 рассказов («Родинка», «Коловерть», «Бахчевник» и др.). Одновременно выходит сборник рассказов «Лазоревая степь», в который вошли 12 рассказов («Лазоревая степь», «Нахаленок» и др.). Главным в этих сборниках является изображение острых классовых и социальных конфликтов. Случается так, что в этих ранних рассказах «Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя» и др.) брат выступает против брата, сын – против отца, муж казнит жену. Гражданская война, особенно на Дону и на Кубани, протекала очень трагически, унесла много жизней – этот драматизм мы обнаруживаем и в «Тихом Доне». В ранних произведениях Шолохова ощущается сила этих конфликтов, и конфликт социальный прорастал в семейный. Автору «Донских рассказов» ставили в вину «психоз ненависти», нравственную «глухоту», «романтику расстрела», возведение в культ насилия. Но так ли это?



Лучшим произведения М.А. Шолохова присуща не только историческая, но и психологическая правда: правда характеров и поступков. Таких рассказов немного, но они есть, например, «Чужая кровь». Здесь не только изображен острый конфликт времени, а также раскрывается и психология личности, и вместе с тем автор прослеживает смену одного настроения другим (речь идет о настроении старика Гаврилы). Шолохов изобразил гражданскую войну на Дону как войну кровавую, братоубийственную, в которой рушились даже самые близкие, родственные связи. В рассказе «Жеребенок» чувствуются философские раздумья писателя о том, как противоестественна война, кровь, гибель людей по сравнению с красотой и гармонией природы. И жеребенок воспринимается как кусочек природы, неотъемлемая часть мирной жизни.

«Донские рассказы» с точки зрения фактического материала, осмысления основного конфликта времени, художественного мастерства были подступом к теме «Тихого Дона». Своеобразие стиля молодого Шолохова проявилось в сочетании драматизма и лиризма, в изображении пейзажа. Природа у Шолохова-художника очеловечена, она наполнена грустью и тревогой. В рассказе «Родинка» впервые появляется поэтический образ темного солнца, который в «Тихом Доне» станет символом трагедии Григория Мелехова. Образ Дона в рассказах становится символом Родины, а в эпопее будет главным идейным стержнем. Рассказы М. Шолохова были значительным этапом его творчества.

В 1924 году Шолохов возвращается на родину и навсегда поселился в станице Вёшенской, чтобы постоянно видеть Дон, слушать шум его волн, вдыхать степные запахи, жить среди народа.

3. Роман-эпопея «Тихий Дон» создавался с 1926 по 1940 год. Первая книга появилась в 1928 году, последняя – в 1940г. Первая книга «Тихого Дона» (первоначальное название «Донщина») была закончена весной 1927 года, а вторая – осенью. После их публикации в журнале «Октябрь» (1928,№ 1 – 10) стало ясно, что в литературу вошел писатель мирового значения. М. Горький отмечал, что «Шолохов, судя по первому тому, талантлив…», а А.В. Луначарский назвал еще не законченный роман «произведением исключительной силы по широте картин, знанию жизни и людей, по горечи своей фабулы».

Третью книгу «Тихого Дона» начали печатать в 1929 году (работа над ней шла с 1929 по 1931 год), но публикацию несколько раз приостанавливали – критики РАППа обвиняли писателя в оправдании контрреволюционного Верхне-Донского восстания казаков, о котором шла речь в этой части эпопеи. Ему предлагали идеологическую корректировку событий, на что автор не шел. Шолохов стремился показать трагедию каждой из противостоящих сторон в Гражданской войне. Приходилось М. Шолохову оправдываться и за идейные «шатания» главного героя: «Я беру Григория таким, каков он есть, таким он был на самом деле… от исторической правды мне отходить не хочется».

По жанру «Тихий Дон» принадлежал к новому типу исторического романса. Центральная проблема – поиска личностью своего местав меняющемся мире. Сюжет исполнен драматизма. В романе переплетается множество сюжетных линий, через развитие которых преломляется основной социально – исторический конфликт произведения. Внесюжетными элементами являются авторские отступления, лирические пейзажи. Масштабное воссоздание эпохальной жизни народа, подчинение им многочисленных сюжетных линий, раскрытие судеб персонажей (более 700) определяют жанровое своеобразие – полифонию голосов, несущих свою правду понимания мира. Экспозиция: завязка любовной интриги и завязка социального конфликта – взаимосвязь и взаимообусловленность сюжетной линии.

Структура эпопеи – четыре книги. Действие в первой книге (части первая, вторая и третья) начинается с 1912 по 1914 годы, в ней описывается быт казачества и на первый план выдвигается семья Мелеховых, представлено формирование характера главного героя; действие второй книги (части четвертая и пятая) начинается в 1916 и заканчивается в мае 1918 года, ее содержание: Первая империалистическая война и революция. В третьей книге (часть шестая) в центре Верхне-Донской мятеж, гражданская война, судьбы Григория, Натальи, Аксиньи; книга четвертая (части седьмая и восьмая) – картина разрушения налаженной веками жизни. Действие заканчивается в 1922 году, когда на Дону отгремела гражданская война.

Одной из характерных особенностей романа-эпопеи является обращение писателя к быту людей, изображению семьи, традиций и т. д. В «Тихом Доне» Шолохов рассказывает о взаимоотношениях в семье, о том, как под одной крышей мирно уживались три семьи. В самостоятельные сцены превращаются картины покоса, ловли рыбы. Шолохов повествует о народных обычаях. Во всех деталях выписана сцена сватовства, женитьба Григория Мелехова. Автор с близкого расстояния повествует об отношениях соседей (Мелеховых и Астаховых), взаимоотношениях в хуторе. В 1-й и 2-й частях романа, где особенно заметен интерес к быту, обнаруживаются черты народного характера.

Изображение быта позволяет М. Шолохову затронуть наиболее глубокие проблемы – проблемы расслоения общества, обнаружить серьезные конфликты. Рассказывая о хуторе Татарском, Шолохов как бы мельком заметит, что семь лет воюют друг с другом соседи. Автор обращает внимание и на то, что хутор неоднозначно отнесся к приходу Штокмана. Одни восстали, враждебно отнеслись к нему, но среди хуторян есть те, кто готовы слушать эти вечерние беседы.

По-особому воспринимаются взаимоотношения между семьями Мелеховых и Коршуновых. Пантелей Прокофьевич Мелехов знает себе цену и пытается сохранить свое лицо в любой ситуации. Но нельзя не обратить внимания на ту робость, которую он испытывает в доме Коршуновых, когда выступает в качестве свата (Мелехов догадывается, что он не ровня богатому хозяину Коршунову). Следует отметить и своеобразный зачин, вставную новеллу об отце Пантелея Прокофьевича, о его трагической судьбе. Этот рассказ является своеобразным прологом к судьбе Григория.

Обращаясь к быту, Шолохов подводит читателя к выводу, что донское общество было не столь уж едино в своих настроениях, что Дон начинали раздирать противоречия. Здесь Шолохов расходится с буржуазной историографией, которая доказывает, что на Дону не было почвы для противоречий, а донское казачество было вольным и зажиточным, не знало крепостничества, и в дальнейшем делался вывод, что революция на Дону – явление не органическое, что не Дон пришел к революции, а революция – на Дон. Поэтому восстание 1919 году объясняется тем, что революция была навязана со стороны, и в 1919 Дон защищал свою свободу. Так главной задумкой Шолохова было создание правдивого образа народа в переломную эпоху.

Народный характер обнаруживает себя в особом трудолюбии Натальи, Григория, Пантелея Прокофьевича. Григорий в самую грустную минуту скажет, что единственное, с чем связана его мысль, это – крестьянские заботы, а все остальное надоело. Рисуя портрет Натальи, Шолохов обращает внимание читателя на «большие, раздавленные работой руки». Образ народа и черты его обнаруживаются в неистовстве Пантелея Прокофьевича, в гордости Аксиньи, в материнской мудрости Ильиничны. Шолохову первостепенно было не только создать образ из отдельных штрихов, зарисовок, а ему важно отношение самого народа к происходящим событиям: империалистической и гражданской войнам, революции, общественно-политическим переменам на Дону. Об империалистической войне речь идет даже тогда, когда хутор прощается с молодыми казаками, идущими в армию. Тут слышится тоскливое горестное «сегодня день кормит, хлеб созрел – надо убирать». О войне спорят офицеры, но Шолохову важно показать восприятие рядовых, тех, кто на передней линии фронта. Народная среда рождает и Михаила Кошевого, который, в отличие от Григория, принял правду большевиков, а потому готов за идею мстить и убивать бывших друзей.

Итак, в конце 1926 года Михаил Шолохов начал свою главную книгу - «Тихий Дон». Поездки по донским хуторам, беседы со старожилами, работа в архивах Ростова – «материал и природа», как говорил писатель, были под руками.

ОбразГригория Мелехова соединяет частный мир семьи, дома и огромный земной мир. Григорий Мелехов привлекает читателя глубокой народностью и самобытностью. С детства в нем воспитывалась любовь к земле, природе, животному миру. Как-то случайно на покосе он порезал косой дикого утенка и страдает от этого. Автор наделяет его такими чертами характера: диковат, у него неуемный темперамент, вместе с тем чуток, наблюдателен. Григорий – это волевая натура (на скачках на джигитовке снял первый приз), был красив и статен. Его уважали за любовь к хозяйству, работе. В начале повествования он девятнадцатилетний юноша. Ради своей цели он идет напролом: полюбил жену соседа Аксинью, с ее «порочной красотой», «охаживал ее с бугаиной настойчивостью…», сломал все преграды на пути к ней. Женили не по своей воле, и Григорий не захотел смириться с этим. Он не может идти против себя. Наталья ему не мила: «Не люблю я тебя, Наташка». Не в силах побороть страсть к Аксинье, вместе с ней Григорий уходит из дома. Невиданное дело - вольный казак идет батраком к пану Лесницкому.

Юным отцом, своенравным, слушающимся не обычаев, а своего сердца,- он уходит на службу, попадает на войну. Всем существом своим Григорий сопротивлялся лжи, насилию, несправедливости. Тяжело переживает он свой первый бой, чудится ему «австриец», которого срубил. «Я зараз утомился душой». Он не просто действует, но задумывается о причинах происходящего. Григорий Мелехов становится свидетелем того, как погибает Силантьев, «видел, как он падал, обнимая голубую даль...». Бессмысленность войны порождает определенные настроения у казачества, негативное отношение к войне. Вместе с тем Григорий сумел и на войне сохранить достоинство человека – с поля боя помогает выбраться мужу Аксиньи - раненному Степану Астахову, пытается защитить служанку Франю от озверевших казаков, обличает Чубатова за бессмысленный расстрел пленного австрийца, но и он ожесточается, перестает понимать границы добра и зла, теряет способность ощущать счастье.

Григорий встречается на своем жизненном пути как с вымышленными автором героями, так и с теми, у кого есть реальные исторические прототипы – Позняковым, Буденным, императорской семьей. Его бесконечные метания приводят к любимой женщине, к родному дому, детям. Личностными чертами Григория являются духовные искания и глубина переживаний.

У Григория не было ровных и гладких дорог. В 1917 году Григорий Мелехов решает, как ему поступить: вернуться домой на Дон или пойти с красными. Он, ориентируясь на настроения казачества, в начале 1918 года воюет на стороне красных и получает звание полковника. Возвративших на хутор, он ощущает душевный разлад. Опять встал вопрос: «К кому же прислониться?». Григорий снова оказывается поневоле в другом лагере. Жестокость становится страшной нормой. Не выдержав, снова возвращается домой, «седой наполовину». И снова вступает в Красную Армию, где он командует эскадроном. Потом выбор пал в пользу «мирной жизни», но в станице его преследуют как «беляка, офицера казачьего». Григорий попадает в банду Фомина, но не выдерживает бессмысленной жестокости, уходит из банды дезертиров, бежит, чтобы начать новую жизнь.

Любовь к Аксинье Астаховой, трудную и грешную, Григорий пронесет через всю жизнь. Их любовь выдержала немало испытаний: страсть, измены и бесконечные разлуки. Когда Григорий и Аксинья уже казалось бы соединились после долгих мучений (бегут вместе из хутора), произошла трагедия – шальная пуля отняла от него самое дорогое ему существо: «Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что могло только случиться в его жизни, - уже случилось...». Григорий теряет свою Аксинью уже навсегда, а с ней привязанность к жизни, надежду. Похоронив любимую женщину, он «поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». «Черный диск солнца» - поэтический образ монументальной силы, подчеркивает страшную утрату.

Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено. Григорий возвращается на стремя Тихого Дона в момент наступающей весны, в «иглистый ледок» бросает оружие и патроны и еще издали замечает сына Мишатку. «Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово:

– Сынок…сынок…Это было все, что осталось у него в жизни».

Конец романа имеет философское звучание. Финал символизирует не только расставание с прошлым, но и идею продолжения жизни. Михаил Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься.

Одной из особенностей «Тихого Дона» является отношение Шолохова к народной судьбе и личности. Поэтому автор выделил яркого представителя народа – Григория Мелехова. Г.Мелехов представляет собой народ, народное отношение к правде и жестокости, к войне, к жизни. Бесспорно, что образ Мелехова – великое художественное открытие М.Шолохова. Это наиболее сложный образ в литературе.

Образ Г. Мелехова в оценке критики. Начиная с 1940 года, со времени выхода романа, в литературной критике велись достаточно острые споры об образе Григория Мелехова. Наметилось как бы два направления в оценке героя. В первом случае исследователи (Л. Якименко и др.) делали акцент на том, что Григорий постепенно расходится со своим народом и превращается в «отщепенца», что Мелехов на этом пути расхождения постепенно утрачивает те привлекательные качества натуры, которые у него есть вначале. В работах 1940-х – 1950-х годов этот образ трактовался со знаком минус.

Вторая концепция, сформировавшаяся в 1960-е годы, «снимала» вину с Мелехова. В. Ковалев выступил против критиков, считавших, что Шолохов занят главным образом обличением слабых сторон народного характера, был против теории отщепенства. Ф.Бирюков полемизировал с теми, кто видел в романе нарушение исторической правды (Якименко, Гура и другие) - это касалось эпизода самосуда Подтелкова над Черенцовым. По мнению Бирюкова, Шолохов следовал правде истории и разрушал лишь прямолинейные схемы врагов революции. В «Тихом Доне» отражена вся сложность жизни, когда субъективная честность могла обернуться предательством перед народом (Каледин) и когда беспринципность руководителя бросала тень на коммунистов (Подтелков). А.Бритиков призывал не упрощать органическую социальную двойственность главного героя «Тихого Дона».

Трагедия Мелехова всецело объяснялась как историческое заблуждение, и делался вывод о трагической судьбе человека. Авторы, разделяющие эту концепцию, Хватов, Бирюков, Петелин, при определенном отличии между ними, делали акцент на обстоятельстве, толкнувшем героя на этот путь, на путь поступления Григория в банду Фомина и доказывали, что Григорий не одиночка, не отщепенец, и не вина, если крестьянин-труженик не мог разобраться в происходящем. Григорий Мелехов в поисках правды стал на грани двух начал, отрицая оба их, так и не поняв, что третьего не дано.

О противоречивости характера шолоховского героя говорил Щербина, а Метченко назвал Г.Мелехова «художественным типом эпохи». В конечном итоге литературоведами делается вывод о трагичности героя.

В настоящее время наивным было бы анализировать аргументы Л.Якименко и тех, кто пытался доказать, что Григорий разошелся с народом – они неубедительны. Те, кто говорил об отщепенстве, обращали внимание на трагический финал главного героя. В этом, конечно, есть смысл, но и трагедия. Григорий Мелехов свидетельствует о том, что писатель ставит перед своим героем высокие требования, и в то же время говорит об ответственности за совершенное преступление, и все же финал подводит к выводу о доверии автора своему герою. Для того, чтобы понять суть трагедии Мелехова, необходимо уяснить отношение автора к этому образу, и которое нельзя подменять (как делал Якименко) отношением к кому бы то ни было из героев. Отношение Шолохова к Г.Мелехову возникает на пересечении взглядов на Григория других действующих лиц: матери, Натальи, Аксиньи, Кошевого, Штокмана и др.

Конечно, мы берем во внимание представление о Григории большевика Кошевого, но и учитываем отношение к Григорию его матери. Неслучайно Ильинична среди других детей выделяла младшенького. В романе есть великолепная сцена, которая воспринимается глазами Аксиньи: мать перед смертью хочет встретиться именно с Григорием.

Правда проявляется и в сочувствии Григорию, и в его осуждении, мере требовательности и мере доверия. Трагизм образа видится в том, что он – человек определенного жизненного опыта и ему трудно понять во имя чего жертвы, страдания. Он не приемлет этих страданий и поэтому ищет свою правду то у красных, то у белых, но стремится идти своей дорогой. В такой ситуации нельзя объяснить противоречия героя социальным положением.

Метания Григория Мелехова объясняются сложностью его положения, противоречивостью времени и тем, что человек, знавший только крестьянское дело, не в состоянии был разобраться в этих событиях, не мог определиться «куда плыть». Его метания - «не вина, а беда его» (С.И. Шешуков). И вместе с тем, Григорий Мелехов современный человек, и выбор жизненного пути налагает ответственность за совершенные им поступки. Судьба Мелехова показывает, что народ воевал и на стороне красных, и белых» (П.Палиевский). Метания Григория – это не только личные противоречия, но и противоречия бытия.

Следует подчеркнуть, что преемственность в художественной литературе проявилась в том, что в национальных литературах создавались характеры (по типу Григория Мелехова), где диалектически сложно соединились разные оттенки борьбы добра со злом, трагические метания. Например, образ Казгирея Матханова у Алима Кешокова. Роднит героев и единство с народом.

Роман «Тихий Дон» автор не сводит к образу Григория Мелехова. Особый смысл в романе несут женские образы – в них продолжение традиций русской классической литературы. У каждой из них свой неповторимый мир, свои страдания и радости, своя боль души. Шолохов на новом историческом этапе показывает собирательный образ русской женщины. Несправедливо будет выводить характеристику отдельных героинь или противопоставлять одну другой.Образы Шолохова, как женские, так и мужские, имеют всемирно-историческое значение.

Одним из проявлений героического становятся принципы изображения Шолоховым народа, человека из народа. Народ автор раскрывает в типичных чертах и не показывает подвига народа ни в несправедливой империалистической войне, ни в белоказачьем восстании, «бесславной войне против русского народа». В этом писательская концепция подвига, героизма.

Проблема авторства «Тихого Дона». Почему авторство романа Михаила Шолохова подверглось сомнению? Впервые слухи и намеки, что автор воспользовался чужой рукописью, возникли в 1928 году, когда журнал «Октябрь» опубликовал первые две книги «Тихого Дона» - они сразу принесли Михаилу Шолохову всероссийскую и международную известность.

Изумление, а за ним подозрение вызвал возраст автора – Михаилу Шолохову к моменту публикации первой книги «Тихого Дона» было всего двадцать два года, а вторую он закончил в двадцать три. Казалось, откуда у совсем молодого человека такая зрелость суждений и такое блестящее владение литературной формой? Принять этот феномен не могли. Возникла версия о некоем белом офицере, который якобы на дорогах Гражданской войны написал и затем потерял рукопись книги, а Шолохов нашел и «присвоил». Была создана специальная комиссия, куда Михаил Шолохов, должен был представить черновики «Тихого Дона». Когда он их представил, подозрения тут же рассеялись.

В 1965 году, после присуждения Михаилу Шолохову Нобелевской премии, старые слухи всплыли. Однако главным аргументом «плагиата» Шолохова выдвигалось отсутствие рукописи «Тихого Дона», которая была утрачена во время Великой Отечественной войны.

Интерес к проблеме позже был подогрет книгой И. Томашевской, «Стремя Тихого Дона», выступившей под псевдонимом Д* (Париж, 1974), с предисловием и послесловием Александра Солженицына, книгой Роя Медведева (1975), журнальными статьями. Прокатилась волна соответствующих публикаций по страницам российской периодики и во времена перестроечных «сенсаций».

Книга «Кто написал «Тихий Дон»? (Проблема авторства «Тихого Дона»).-М., 1989) - перевод издания 1982 г. труда коллектива шведско-норвежской исследовательской группы: Г.Хьесто, С.Густавссон и др., которым был проведен компьютерный анализ исследования художественного текста в зарубежном вычислительном центре (так как Шолохов – лауреат Нобелевской премии). Анализу подвергалась авторская речь Шолохова («Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы») и казацкого писателя Федора Крюкова. Ученые в данной работе привели результаты своего анализа: таблицы, схемы и т. д. и пришли к следующему выводу, что у Шолохова и Крюкова разная структура словаря, частотность словоупотребления, длина предложения, то есть стиль Ф. Крюкова совершенно отличен от М.Шолохова, а Шолохов пишет поразительно похоже на автора «Тихого Дона». Таким образом, конкретно доказывается авторство «Тихого Дона». На данном этапе этот вопрос был приостановлен и больше не вызывал прежних дискуссий.

В 1999 году в Москве была обнаружена в одной из редакций рукопись «Тихого Дона». 4 декабря 1999 года «Российская газета» опубликовала статью директора Института мировой литературы имени А.М. Горького (ИМЛИ) Феликса Кузнецова «Кто держал Михаила Шолохова в заложниках?». В ней сообщалось, что ИМЛИ удалось разыскать и приобрести считавшиеся утерянными рукописи первой и второй книг «Тихого Дона»: «В рукописи 885 страниц. Из них 605 написаны рукой М.А. Шолохова, 280 страниц переписаны набело рукой жены писателя Марии Петровны Шолоховой и, видимо, ее сестер; многие из этих страниц содержат правку М. А. Шолохова. Страницы, написанные рукой М. А. Шолохова, включают в себя черновики, варианты и беловые страницы, а также наброски и вставки к тем или иным частям текста».

Казак Григорий Мелехов - один из центральных персонажей исторического романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». В основе сюжетной линии данного произведения лежит его жизненный путь, становление и формирование Мелехова как личности, его любовь, успехи и разочарования, а также поиск правды и справедливости.

Тяжелые жизненные испытания выпадают на долю этого простого донского казака, ведь он попадает в вихрь кровавых событий начала ХХ века: первая мировая война, революция, гражданская война в России. Жернова войны, в которые попадает главный герой, как бы «перемалывают» и калечат его душу, навсегда оставляя свой кровавый след.

Характеристика главного героя

(Петр Глебов в роли Григория Мелехова, кадр из фильма "Тихий дон", СССР 1958 )

Григорий Пантелеевич Мелехов - самый обычный донской казак. Впервые мы знакомимся с ним в двадцатилетнем возрасте в его родном хуторе Татарском казачьей станицы Вешенской, расположенной на берегу реки Дон. Парень не из богатой, и не из бедной семьи, можно сказать середнячок, но живет в достатке, есть младшая сестра Дуня и старший брат Петр. На четверть турок по бабушке Мелехов имеет привлекательную и немного дикую внешность: смуглую кожу, нос с горбинкой, черные как смоль кудрявые волосы, выразительные миндалевидные глаза.

Сначала Григорий показан нам как обычный парень, живущий на хуторе. Он имеет определенные обязанности по хозяйству, погружен в свои заботы и повседневные занятия. Особо по поводу своей жизни он не заморачивается, живет как велят того традиции и нравы казачьей станицы. Даже бурная страсть, вспыхнувшая между молодым казаком и замужней соседкой Аксиньей, ничего в его жизни не меняет. По настоянию отца он женится на нелюбимой Наталье Коршуновой, и, как заведено у молодых казаков, начинает подготовку к военной службе. Получается, что в это период своей тихой и размеренной жизни он безвольно и механически выполняет ему предначертанное, и ничего особо в своей жизни не решает.

(Мелехов на войне )

Однако все меняется, когда Мелехов попадает на поля сражений Первой мировой войны. Здесь он показывает себя как храбрый и отважный воин, защитник Отечества, за что и получает заслуженный чин офицера. Однако в душе Мелехов самый обычный труженник, привыкший работать на земле, заботиться о своем хозяйстве, но приходит война и в его мозолистые от работы руки вкладывают не лопату, а ружье и приказывают уничтожить врага. Для Григория первый убитый австриец стал настоящим шоком, а его смерть трагедией, которую он переживал вновь и вновь. Его начинают мучить вопросы о смысле войны, зачем люди убивают друг друга и кому это нужно, какая его личная роль в этом кровавом хаосе? Так он начинает взрослеть и жить уже более осознанной жизнью. Понемногу его душа черствеет и закаляется тяжелыми испытаниями, но все равно в её глубине он сохраняет и совесть, и человечность.

Жизнь бросает его из крайности в крайность, в гражданской войне он воюет то на стороне белых, то вступает в буденновский отряд, то в бандитские формирования. Он уже не просто плывет по течению, а уверенно и осознанно ищет свою дорогу в жизни. Отличаясь острым умом и наблюдательностью «честный до донышка» Мелехов сразу видит обман и пустые обещания большевиков, звериную жестокость бандитов и не может никак понять «правды» офицер-дворян. Лишь одно для него имеет значение в этом безумном хаосе братоубийственной войны, это его отчий дом и привычный, мирный труд на родной земле.

(Евгений Ткачук играет Григория Мелехова, кадр из фильма "Тихий дон", Россия 2015 )

В итоге он сбегает из опостылевшей банды Фомина и мечтает вернуться домой и зажить спокойной жизнью с Аксиньей, никого не убивая, а просто работая на своей земле. Вот как раз за неё он готов пролить последнюю каплю крови, убить любого, кто посягнет на неё. Вот как война изменила когда-то обычного трудягу, остро чувствовавшего красоту окружающей природы и от души жалеющего нечаянно зарубленного им утенка.

На пути домой его ждет огромное душевное потрясение, от пули умирает Аксинья, рушится его любовь, умирает надежда на счастливую и свободную жизнь. Раздавленный и несчастный добирается наконец до порога родного дома, где его встречает оставшийся в живых сын и земля, ждущая своего хозяина.

Образ героя в произведении

(Григорий с сыном )

Всю правду того страшного и кровавого времени в истории казачьего Дона показал выдающийся советский писатель Михаил Шолохов в образе простого казака Григория Мелехова. Все его противоречия, сложные духовные метания и переживания описаны автором с удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью.

Нельзя однозначно сказать, что Мелехов отрицательный, либо положительный герой. Иногда его поступки страшны, а иногда благородны и великодушны. Простой казак и трудяга, привычный с утра до ночи работать, он становится заложником тех кровавых исторических событий, которые переживал весь русский народ. Война ломала и калечила его, забирала самых родных и близких людей, заставляла совершать ужасные поступки, однако он не сломался и сумел сохранить в себе те частицы добра и света, которые были в нем когда-то. В конце концов он понимает, что самая главная ценность для человека это его семья, дом и родная земля, а оружие, убийства и смерть вызывают в нем только отвращение и ужас.

Образ Мелехова, простого «мужика-хлебороба в мундире» воплощает многострадальную судьбу всего простого русского народа, а его непростой жизненный путь это путь борьбы, исканий, трагических ошибок и горького опыта, и наконец познания истины и самого себя.

Крушение векового уклада народной жизни запечатлел в сво­ем романе «Тихий Дон» М. Шолохов (первая книга была опублико­вана в 1928 г., заключительные главы четвертой книги — в 1940 г.). Подчеркнем: это не просто книга о революции и гражданской войне, но произведение о судьбе народа в переломные моменты исторического развития, повествование о коренных проблемах бытия «на стрежне века». В романе Шолохова проявилось стремле­ние «охватить все» и «дойти до сути», показать ситуацию «начала времен», начала новой истории. Для произведения характерна масштабность и глубина изображения жизни. Достаточно вспом­нить, что сюжет, начавшийся возле мелеховского куреня на бере­гу Дона, постепенно расширяясь, захватывает в орбиту авторско­го изображения хутор, станицу, степь, свои и чужие земли, раз­ные города, большое число героев, представляющих все социальные слои и важнейшие оттенки политических взглядов, картины мира и ожесточенные баталии первой мировой и граж­данской войн. Все это, как и «мысль народная», определяющая взгляд писателя на происходящее, позволяет говорить о произве­дении Шолохова как эпопее. Автор запечатлел конфликтное со­стояние мира, показал, как трагические события истории разру­шили мирную жизнь человека на земле, традиционные связи лю­дей по родству, братству, землячеству, совместному труду, противопоставив им непримиримость классового противоборства. Этот разлом особенно ярко виден в истории семьи Мелеховых. Исторические события Шолохов показывает через частные судь­бы конкретных людей, продолжая тем самым традиции Пушкина и Толстого. Но впервые центральным героем романа-эпопеи ста­новится простой казак, ищущий правды не только для себя, а для всего народа. Путь Григория полон мучительных сомнений, мета­ний, ошибок и потерь. Автор не скрывает, сколь многим отлича­ется поседевший и «уморившийся душой» Григорий в финале ро­мана от того зверовато-красивого и молодцеватого казака, каким мы встретили его в начале повествования. Но никогда и нигде ему не изменяет «очарование человека» искреннего, честного, страс­тно желающего разобраться в происходящем, нигде герой не про­тивопоставлен своему народу. Несмотря на откровенное давление и многочисленные кампании против Шолохова, автор не привел Григория к какому-либо однозначному политическому выбору, не завершил произведение эпизодами службы Мелехова,в Красной Армии. В финале произведения сюжетное кольцо замыкается: ус­тав от крови и боев, не дожидаясь амнистии, герой идет к родно­му дому, от которого ушел в большой и враждебный мир. Его, простого труженика, отвлеченного от любимого дела войной, вла­стно зовет к себе родная земля, несмотря ни на что ждущая по весне хозяина. Его ждут Дон-батюшка, олицетворяющий саму душу вольнолюбивого трудового казачества, и земля-матушка. Символично, что в воды родной реки, единой для всех, бросает Григорий оружие, выражая тем самым отношение к братоубий­ственной и бессмысленной войне. И, наконец, еще один образ, символизирующий то, что дает человеку опору: образ дома, раз­рушенного войной, но единственного, родного.

Григорий Мелехов — это подлинно эпический герой. В его индивидуальной судьбе воплотилась целая гамма противоречий народной жизни в переломную эпоху, тоска по правде, кровь, боль и любовь, «отменить» которые не в состоянии никакие ис­торические взрывы. В «Тихом Доне», вопреки традиции револю­ционных 20-х годов, классовые критерии оценки жизни отсту­пают перед эпической широтой и аналитической глубиной изображения времени и человека, перед многоголосием мне­ний и чувств, мудростью философского взгляда писателя, ут­верждающего вечные ценности жизни человека на земле.

Вромане «Тихий Дон» М. А. Шолохов поэтизирует народную жизнь, дает глубокий анализ ее уклада, ис-токов ее кризиса, во многом сказавшегося на судьбах героев романа. Автор подчеркивает определяющую роль народа в истории. По Шолохову, именно народ — движущая сила истории. Одним из его представите-лей в романе является Григорий Мелехов. Бесспорно, он главный герой романа.

Григорий — простой и малограмотный казак, но характер его сложен и многогранен. Автор наделяет его лучшими чертами, присущими народу.

В самом начале романа Шолохов описывает исто-рию семьи Мелеховых. Возвращается с турецкой кам-пании казак Прокофий Мелехов, привозит с собой жену, турчанку. С этого начинается «новая» история мелеховского рода. Уже в ней закладывается харак-тер Григория. Григорий не случайно внешне схож с мужчинами своего рода: «... в отца попер: на полголо-вы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати вислый коршунячий нос, в чуть косых про-резях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей ко-жей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Именно он, а не старший брат Петр является продолжателем рода Мелеховых.

С первых же страниц Григорий изображается в по-вседневной крестьянской жизни. Он, как и все на ху-торе, занимается рыбалкой, водит коней на водопой, влюбляется, ходит на игрища, участвует в сценах кре-стьянского труда. Ярко раскрывается характер героя в эпизоде лугового покоса. Григорий обнаруживает любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию. Ему до боли жаль нечаянно порезанного косой утенка, он смотрит на него «с внезапным чувством острой жалости».

Григорий прекрасно чувствует природу, он кровно связан с ней. «Хорошо, ах, хорошо-то!..» — думает он, ловко управляясь с косой.

Григорий — человек сильных страстей, решитель-ных поступков и действий. Красноречиво говорят об этом многочисленные сцены с Аксиньей. Несмотря на отцовские наветы, во время сенокоса, в полночь он все же идет в ту сторону, где находится Аксинья. Жесто-ко наказанный Пантелеем Прокофьевичем и не побо-явшись его угроз, он все равно уходит к Аксинье с ночи и возвращается только с зарей. В Григории уже здесь проявляется желание во всем дойти до конца, не останавливаться на половине пути. Женитьба на не-любимой женщине не смогла его заставить отказаться от самого себя, от естественного, искреннего чувства. Он лишь немного успокоил отца, сурово возвещавше-го ему: «Не пакости соседу! Не страми отца! Не таскайся, кобелина!», но не более того. Григорий любит страстно и не терпит насмешки над собой. Даже Петру не прощает он шутки над своим чувством и хватается за вилы. «Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину поро-ду выродился, истованный черкесюка!» — восклица-ет до смерти перепуганный Петр.

Григорий всегда честен и искренен. «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся»,— откровенно гово-рит он жене.

Поначалу Григорий протестует против бегства с Аксиньей с хутора, но врожденное упрямство и невоз-можность подчинения все же заставили его бросить хозяйство, уйти с любимой в имение к Листницким. Григорий нанимается конюхом. Но такая жизнь в от-рыве от родного гнезда не по нему. «Легкая сытая жизнь его портила. Он обленился, растолстел, выгля-дел старше своих лет»,— говорит автор.

В Григории заключена огромная внутренняя сила. Ярким свидетельством этого является эпизод избие-ния им Листницкого младшего. Невзирая на положе-ние Листницкого, Григорий не намерен прощать ему обиды: «Перехватив кнут, он бил кнутовищем по лицу, по рукам, не давая сотнику опомниться». Меле-хов не боится наказания за свой поступок. Он сурово обходится и с Аксиньей: уходя, не оглянулся ни разу. Григорию свойственно глубокое чувство собствен-ного достоинства. В нем его сила, и она способна ока-зать влияние на других людей, независимо от их чина и положения. В поединке с вахмистром на водопое, несомненно, побеждает Григорий, не позволивший старшему по чину ударить себя.

Герой готов вступиться не только за свое, но и за чу-жое достоинство. Он оказался единственным из всех, кто заступился за Франю, над которой надругались казаки. Оказавшись бессильным против зла, он «в первый раз за длинный отрезок времени чуть-чуть не заплакал».

Первая мировая война подхватила судьбу Григо-рия и закрутила ее в вихре бурных исторических со-бытий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офи-цера. Свидетельства его мужества — Георгиевские кресты и медали, офицерское звание.

Мелехов великодушен. В бою он протягивает руку помощи и своему сопернику Степану Астахову, кото-рый мечтает его убить. Григорий показан мужест-венным, умелым воином. Но все же убийство челове-ка глубоко противоречит его гуманной природе, его жизненным ценностям: «Вот и ну, срубил зря чело-века и хвораю через него, гада, душой,— говорит он брату Петру, -... уморился душой... Будто под мель-ничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули».

Григорий довольно быстро начинает испытывать неимоверную усталость и разочарование. Поначалу он сражается бесстрашно и не задумываясь, что про-ливает свою и чужую кровь. Но война и жизнь сталки-вают Мелехова со многими людьми, имеющими прин-ципиально разные взгляды на мир, на происходящее в нем. Общение с ними заставляет героя задуматься и о войне, и о той жизни, которой он живет.

Чубатый несет истину «Человека руби смело». Он легко говорит о человеческой смерти, о возможности и праве лишать человека жизни. Григорий внима-тельно его слушает и понимает: такая бесчеловечная позиция для него неприемлема, чужда.

Гаранжа посеял в душу Мелехова семена сомне-ния. Он вдруг усомнился в незыблемых прежде цен-ностях, таких, как царь и казачий воинский долг. «Царь — пьянюга, царица — курва, панским грошам от войны прибавка, а нам на шею..» — цинично заяв-ляет Гаранжа. О многом заставляет он задуматься Григория. Эти сомнения положили начало трагиче-скому пути Григория к истине. Герой предпринимает отчаянные попытки найти правду и смысл жизни.

Характер Григория Мелехова — характер поисти-не удивительный, поистине народный.