Общественно политическая жизнь 1964 1985. Отступление от «оттепели». «Застой» в политической сфере

В первую половину 60-х гг. духовная жизнь советского общества имела ярко выраженную атмосферу «оттепели». Основами этого явления были надежды на обновления социализма, на творческую свободу, на избавление стереотипов и привычных идей и самое главное на освобождение от сталинской атмосферы.

В этот период советское общество надеялось на то, что наконец-то можно будет не только свободно мыслить, но и свободно творить: писать и говорить честно, не подстраиваясь под государственное влияние. Духовный облик этого поколения был полон надежд и веры в собственную свободу и свободу выражения себя. Но такая атмосфера не устраивала власть, которая стремилась к руководству наукой, культурой и искусства.

Развитие культуры в жестких рамках идеологии

В 60-ые гг. появилась возможность свободно изучать творчество С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, И. Бабеля, М. Зощенко, слушать С. Прокофьева, Д. Шостаковича и А. Хачатуряна. Раньше эти гении русского искусства были запрещены, многих из них преследовали и вынуждали к эмиграции.

Появились и новые, свободомыслящие деятели советской культуры А. Твардовский, автор романа «Теркина на том свете» и редактор журнала «Новый мир», А. Солженицын, чье произведение «Один день Ивана Денисовича» стало невероятно популярным, поэты Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, В. Высоцкий. Этот период ознаменован открытием театра «Современник» в Москве, и показом советского фильма «Летят журавли» на Каннском фестивале.

Но несмотря на значимый расцвет культурной жизни, творческая свобода все-таки имела определенные границы. Н. Хрущев напоминал деятелям культуры о неуклонном проведении партийной линии и об их месте в советском обществе. Некоторые произведения были запрещены к публикации это бесспорно гениальные романы «Котлован» А. Платонова и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова . Знаменитый поэт и прозаик Б. Пастернак подвергался постоянным гонениям, в то время как его роман «Доктор Живаго», опубликованный на Западе, был удостоен Нобелевской премии.

К 70-ым гг. давление государственной власти на духовную жизнь страны усиливается. Государство требовало от деятелей культуры идеологических тем в их творчестве и установило довольно жесткие рамки для развития свободного искусства. Многие писатели, поэты и художники были вынуждены покинуть Родину: И. Бродский, А. Солженицын, В. Войнович, А. Тарковский.

Тем не менее, духовное и культурное развитие советского общества продолжалось . Яркими представителями этого периода стали Ю. Трифонов, подаривший будущим поколениям такие прекрасные произведения, как «Дом на набережной» и «Старик», В. Распутин, прославившийся благодаря романам « Живи и помни» и «Прощание с Матерой», В. Быков, написавший романы «Обелиск» и «Сотников».

Таким образом, культура преобразовалась и активно развивалась, сопротивляясь жесткой, несправедливой системе. Многие деятели культуры выбирали различные пути самореализации, появилось такое понятие как «самиздат», многие публиковали свои произведения за рубежом.

Развитие наук

Государство стало уделять внимание и развитию науки, и к концу 60-х гг. было значительным образом увеличено финансирование этой отрасли. Открывались новые научные центры, которые делали новые открытия был запущен первый синхрофазотрон в мире, первый атомный ледокол был спущен на воду, впервые запустили искусственный спутник Земли.

Многие исследования советский ученых получили мировое признание: теория сверхтекучести Л. Ландау, исследования молекулярных квантовых генераторов Н. Басова, А. Прохорова, исследования химии цепных реакций Н. Семенова. А в 1961 году космонавт Юрий Гагарин совершил настоящий подвиг - он первым в мире совершил пилотируемый полет в космос.

На первый взгляд, советское общество развивалось куда стремительнее, чем западное, но многие отрасли науки значительно отставали от фундаментальных мировых наук на то время. Идеологическая диктатура мешала полноценному развитию духовной жизни советского общества, большинство культурных деятелей (диссидентов) были скованы и не имели возможности развивать свое творчество полностью.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Социально-экономическое развитие СССР в середине 60 - 80 годов XX века
Следующая тема:   Национальная политика и национальные движения в середине 60 - 80 годов

После отставки Н.С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, председателем Совета министров - А.Н. Косыгин, председателем Президиума Верховного Совета СССР - Н.В. Подгорный. Пришед­шее к власти новое руководство было выразителем ин­тересов партийно-государственной номенклатуры, кото­рая стремилась сохранить свое положение. Поэтому реформаторским перестройкам Хрущева был противо­поставлен курс на стабильность. Номенклатура была против критики "культа личности". Со второй полови­ны 60-х гг. она прекратилась, и сталинская система про­должала существовать уже в новой оболочке. К этому времени она подверглась существенной модернизации. Видоизменилась репрессивная политика. Массовый тер­рор прекратился, но преследования "врагов" режима стали изощреннее (психиатрические репрессии). Нара­стал произвол бюрократии в отношении народа. Происходило усиление коррупции, целые звенья управленческого аппарата сращивались с преступным миром.

Усилился партийный контроль над всеми сторона­ми жизни общества. Было закреплено право контроля деятельности администрации на производстве, в учреж­дениях всех ведомств специальными партийными ко­миссиями. Конституция 1977 г. впервые закрепила ру­ководящую роль КПСС в обществе, определив партию как ядро политической системы. Важнейшие для стра­ны решения, например о вводе войск в Афганистан, при­нимались узким кругом лиц. Под прикрытием "борь­бы за единство партии" глушилась любая критика. Были запрещены все несогласованные выступления на ответ­ственных собраниях.

С конца 60-х гг. начинается и приобретает гротеск­ные формы кампания по возвеличиванию Брежнева. Он был награжден более чем 160-ю советскими и иностран­ными орденами.

Курс на "стабилизацию кадров" означал не только сохранение пожизненных привилегий номенклатуры, но и консервацию существующих порядков, что вело к зло­употреблению властью, застою в общественно-полити­ческой жизни. Брежневское правление стало "золотым веком" номенклатуры.

Для идеологического обоснования политического курса была использована концепция развитого социализ­ма. В ее основе лежала идея однородности советского об­щества и, следовательно, бесконфликтности его развития. Эта идея сформировала "близорукость" у власти, которая не "замечала" качественных изменений, происходивших в советском обществе. Общество же в целом стало урба­нистическим, изменилась его социальная структура, вы­рос образовательный уровень населения, повысились запросы, на которые власть не реагировала. Противоре­чие между существовавшей общественно-политической системой и новыми интересами и запросами населения было одним из главных факторов развития страны. Важ­ными факторами стали также глубокий нравственный кризис, вызванный разрывом между официальной идео­логией и жизнью, двоемыслие как самая расхожая форма духовного бытия советских людей.

По мере нарастания эрозии в обществе во всех его слоях зрело недовольство. Страх перед карательными органами стал слабее, чем раньше. КГБ только за 1968-1972 гг. выявил свыше 3 тыс. группировок "антисоветс­кой направленности". Отличительной чертой периода стало диссидентство. В СССР действовали религиозные, национальные, общественно-политические группы, но они были мелкими по числу членов. На открытый про­тест решались немногие. Для советского общества были характерны пассивные формы сопротивления: кухни - у интеллигенции, рок - у молодежи и т.д.

Брежневщина стала не только символом вырождения советской системы, но и фактором отрезвления общества и пробуждения обновленческих намерений в "низах" и "верхах", даже у части высшей партийной элиты.

Политическую жизнь в первой половине 80-х гг. ли­хорадило из-за частой смены руководства страны. В период краткого пребывания у власти Ю.В. Андропова (1982-1984 гг.) впервые были обнародованы свидетель­ства глубокого кризиса в стране. Однако вся деятель­ность нового руководства свелась к кадровой чистке партийно-хозяйственной номенклатуры, отставке наи­более одиозных лиц и борьбе за укрепление дисципли­ны, но ничем не затрагивала основ системы.

Пребывание у власти К.У. Черненко (1984-1985 гг.) означало возвращение к глубокому "брежневскому за­стою". При нем система открыто продемонстрировала полное исчерпание своих исторических ресурсов.

Основные тенденции развития всемирной истории в 60-е - первой половине 80-х гг. Научно-техническая революция. Формирование постиндустриального общества в развитых странах. Основные направления реформ в государствах Западной Европы и США. Распад колониальной системы. Симптомы кризиса в социалистической системе. Выход мусульманского мира на авансцену международных отношений. Особенности развития стран Латинской Америки, Африки и Азии.Нарастание социально-экономических и общественно-политических противоречий в СССР. Л.И. Брежнев и формирование экономической стратегии государства. Реформы 1965 года. Роль КПСС в партийно-государственной структуре. Политическая элита и власть. Усиление централизма и административно-командной системы управления.Противоречия в развитии советского общества. Снижение темпов экономического роста в 70-х - первой половине 80-х годов; неудачная попытка перейти на интенсивные методы развития экономики. Складывание и сущность "механизма торможения". Застойные явления в политической, экономической и нравственной сферах советского общества. Диссидентство и правозащитное движение. Глобальный кризис тоталитарной системы социализма. Осознание необходимости перемен.Концепция развитого социализма появилась в конце 1960-х годов концепция «развитого социализма», которая рассматривала современное состояние общества как обязательный этап на пути его продвижения к коммунизму. Существующие в обществе недостатки и кризисные явления объяснялись в рамках этой концепции несовершенством социализма по сравнению с коммунизмом. Они трактовались как результат неизбежных противоречий, возникающих в единоборстве старого и нового. Коммунистическая перспектива не отрицалась, но отодвигалась на неопределенно далекий срок. Эта концепция оказалась очень удобной, так как позволяла строить долгосрочные программы и отвлек


26. Хозяйственная реформа 1965 года и ее результаты. Нарастание негативных явлений и кризисных процессов в жизни общества. КОСЫ́ГИНСКАЯ РЕФО́РМА, Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с их личных хозяйств. К началу 80-х годов советская система хозяйствования исчерпала возможности к развитию, вышла за границы своего исторического времени. Осуществив индустриализацию и урбанизацию, командная экономика не смогла далее провести модернизацию, т. е. глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Прежде всего она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада.


27. Концепция ускорения социально-экономического развития страны и перестройки всех сфер жизни советского общества: желаемое и действительность. Смерть в ноябре 1982 г. Л. И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего политика Ю. В. Андропова пробудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему.Лозунгом дня стало наведение элементарного порядка. Были сняты с работы некоторые высокопоставленные взяточники и казнокрады, включая министра внутренних дел Щелокова и первого секретаря Краснодарского крайкома Медунова. В ряде районов страны начали работать группы следователей. Кампания против коррупции нашла широкую поддержку в народе, но была быстро свернута.Далеко идущие последствия имела кадровая политика нового руководства. В короткое время было смещено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов. Андроповская “команда” собиралась им заново из самых разных мест: Н. И. Рыжков - с Урала, Е. К. Лигачев -- из Сибири, В. И. Воротников - из Воронежа, М. С. Горбачев - из Ставрополя. Эти люди, разные по жизненному опыту, взглядам на обновление экономики, принесли с собой в Москву реальные знания местных экономических и социальных проблем. В высшем эшелоне руководства страны стало складываться новое соотношение сил, которое в конечном итоге открыло путь М. С. Горбачеву к политическому руководству страной.Меры по укреплению дисциплины и порядка дали лишь краткосрочный результат в виде незначительного повышения производительности труда в промышленности. В целом же в народном хозяйстве мало что изменилось. Продолжалась непопулярная война в Афганистане, а с ней непомерно росли военные расходы. Все изощреннее становились методы борьбы с инакомыслием. Диссидентов незаконно помещали в психиатрические больницы, высылали за рубеж, лишали советского гражданства. По этой причине практически прекратились гражданские выступления. Открыто действовала лишь небольшая группа “За доверие между Востоком и Западом”, продолжали борьбу за выезд из СССР отказники евреи. Политические заключенные оставались в тюрьмах. Не содержала принципиально новых подходов и внешняя политика Ю. В. Андропова. Ей недоставало гибкости и рациональности. Напряженность между Востоком и Западом достигла в этот период своего апогея. К этому были причастны обе стороны. Президент США Р. Рейган, объявив о начале работ над программой Стратегической оборонной инициативы (СОИ), известной под названием “звездных войн”, втянул СССР в новый разорительный виток гонки вооружений. В свою очередь Ю. Андропов, пытаясь обновить коммунистические идеалы в стране и поднять ее авторитет на международной арене, вступил в решительную схватку с идеологическим противником. Противостояние двух блоков обострилось в связи с трагедией 1 сентября 1983 г., когда советским истребителем был сбит южнокорейский пассажирский лайнер Боинг-747, нарушивший Государственную границу СССР. США использовали этот инцидент, чтобы представить в глазах мировой общественности Советский Союз “империей зла”. После этого были прекращены все ведущиеся советско-американские переговоры о сокращении вооружений. В феврале 1984 г. Ю. В. Андропов скончался. Его попытки придать эффективность бюрократической системе без структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с отдельными пороками не вывели страну из кризисного состояния, лишь на время укрепив тоталитарную систему.В короткий период с февраля 1984 г. по март 1985 г. правоконсервативные силы в руководстве страны, приведшие к власти престарелого К. К Черненко, попытались вернуть страну к прежним брежневским порядкам. Предложенная от имени нового Генерального секретаря ЦК КПСС программа действий была лишена каких-либо новых подходов. Были свернуты немногочисленные начинания Ю. В. Андропова по оживлению экономической жизни, обновлению руководящих кадров. Шаг за шагом углублялся социально-политический кризис.


28. Политическая жизнь советского общества (1985-1991 гг.) Суверенизация республик. События августа 1991 года. Распад СССР.Курс на "обновление общества". В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых, энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю.В". Андроповым. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н.И. Рыжков. М.С. Горбачев и поддерживающие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой "обновления социализма". Суть "обновления общества" его инициатор М.С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в установлении "лучшего социализма". В состав Политбюро ЦК партии были включены новые члены лица, разделяющие идеи Генерального секретаря (Е.К. Лигачев, В.М. Чебриков, Э.А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК находились Б.Н. Ельцин и А.Н. Яковлев. Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструщии всего народнохозяйственного комплекса. На основе реформированной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продовольственный. Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку "перестройки". Широкое обсуждение нового правительственного курса проходило на массовых митингах граждан. На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии "обновления" разъяснял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных городов М.С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Были заменены председатель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компартий большинства союзных республик и т.д. XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономике, "на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи совершенствования социалистического общества. Политическая реформа. В 1985-1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государственных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А.Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30-е начале 50-х годов граждан. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 30-х годов. В числе реабилитированных находились Н.И. Бухарин и А.И. Рыков, группа профессоров-экономистов (А.В. Чаянов и др.). В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников "перестройки" по вопросу о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М.С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической системы общества. Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества. Учреждался новый орган власти Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках. Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на Ш Съезде народных депутатов был избран М.С. Горбачев). В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак, Ю.Н. Афанасьев, Ю. Черниченко. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М.С. Горбачев. Обострение межнациональных конфликтов. В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность. В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха - территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. 12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н. Ельцин, вице-президентом - А.В. Руцкой. Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.


29. Политическое и социально-экономическое и развитие новой России. С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность. Продолжение курса реформ. Государственный аппарат России в конце 80-х годов состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах. Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры "шоковой терапии"). Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения. Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощностей. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры. Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в "реакционную силу". Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ. В ответ на антиконституционный акт президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения. Внутренняя политика. В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки "Выбор России" и "Явлинский, Болдырев, Лукин" ("Я-Б-Л"), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение "Отечество". Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили "Выбор России", ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ. Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин. С первых дней работы Госдумы в ее составе возникли несколько партийных фракций, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция "Выбор России" (председатель Е.Т. Гайдар). 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания постоянно действующего законодательного органа РФ. В состав Госдумы П созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% "Наш дом Россия", 11% ЛДПР, 10% блок Г.А. Явлинского ("ЯБЛоко"), 17% независимые и 14% другие избирательные объединения. Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г.А. Явлинского. Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики Чечено-Ингушетии. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством соглашение о мире предусматривало вывод федеральных во оруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.

66. Общественно-политическая жизнь страны в 1953-1964 гг. «От­тепель» 1953-1955 гг. в политике властей и общественном сознании.

XX cъезд КПСС о культе личности Сталина и путях демократизации советского общества. Осуждение группы Г.М. Маленкова, Л.М. Кагано­вича, В.М. Молотова. Отставка Г.К. Жукова и упрочение позиций Н.С. Хрущёва. Ослабление партийно-государственного диктата, начало реаби­литации жертв политических репрессий. Перемены в духовной жизни об­щества. XXII cъезд и третья программа КПСС.

Нарастание кризисных явлений в обществе. Усиление атеистической пропаганды, гонения на церковь. События в Новочеркасске. Отставка Хрущёва в октябре 1964 г. Л.И. Брежнев.

67. Народное хозяйство СССР в 1953-1964 гг. Состояние и перспек­тивы развития народного хозяйства в середине 50-х гг. Шестой и седьмой пятилетние планы. Реформы управления. Совнархозы. Новая экономиче­ская стратегия. Проблемы освоения достижений научно-технического про­гресса. Семилетний план. Замедление темпов экономического развития. Поиски новой мотивации труда: «движение за коммунистический труд».

Состояние сельского хозяйства в начале 50-х гг. Реформы 1953-1954 гг.: изменение инвестиционной политики, понижение налогов. Освоение це­линных земель. Поиски средств интенсификации сельского хозяйства на рубеже 50-60-х гг. Ликвидация машинно-тракторных станций. Ограниче­ние личного подсобного хозяйства.

Меры по улучшению жизни советских людей. Рост благосостояния и социальной дифференциации, изменения в морали и быту.

68. Духовная жизнь и культура в 1953-1964 гг. Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь страны.

Изменения в системе среднего и высшего образования. Школьная ре­форма 1958 г. Идеалы и интересы молодежи 60-х гг.

Государственная политика в области науки и техники. Достижения и пределы роста. Успехи в приоритетных направлениях. Советские ядерные исследования. Начало освоения космоса. С.П. Королев.

Оживление в литературе и искусстве: стилистические и жанровые по­иски, новое в проблематике произведений. Литература «оттепели». Жур­нал «Новый мир». Партийно-идеологический надзор за культурой. Дело Б.Л. Пастернака. Власть и интеллигенция.

69. Внешняя политика Советского Союза в середине 50-х - начале 60-х гг. XX cъезд КПСС и новая внешнеполитическая стратегия СССР. Взаимоотношения с капиталистическими странами. Ослабление угрозы ми­ровой войны. Конфликты и шаги примирения. Визит Н.С. Хрущева в США.

СССР и социалистические страны. Венгерские события 1956 г. Берлин­ский и Карибский кризисы. Начало советско-китайских расхождений. Экономическое сотрудничество с социалистическими странами.



Советский Союз и страны третьего мира: выработка нового политиче­ского курса. Расширение советского влияния в странах Азии и Африки. Суэцкий кризис и его разрешение.

Заключение Московского договора об ограничении ядерных испытаний.

70. Экономическое и социальное развитие СССР в 1965-1984 гг. Экономические реформы 1965-1967 гг., цели и результаты. А.Н. Косы­гин. Важнейшие направления развития промышленности. Крупнейшие стройки и проекты. Рост военно-промышленного комплекса.

Замедление темпов хозяйственного развития страны, невосприимчи­вость экономики СССР к научно-техническому прогрессу. Попытки ин­тенсификации экономики в 70-е годы и их итоги.

Политика партии и государства в сельском хозяйстве. Развитие меха­низации и мелиорации. Продовольственная программа на 1982-1990 гг. и ее провал. Кризис сельскохозяйственного производства, деградация села, рост продовольственного импорта.

Уровень жизни населения, проблемы его повышения. Место социальных задач в правительственной политике. Рост социальной дифференциации, теневая экономика. Экономическое положение к началу 80-х гг. Экстенсив­ный характер развития экономики СССР, диспропорции в народном хозяй­стве, кризис управления, чрезмерная тяжесть военных расходов.

71. Общественно-политическая жизнь страны в середине 60-х - на­чале 80-х гг. Внутренняя политика властей в 60-70-е гг. Конституция 1977 г. «Развитой социализм». Усиление личной власти Л.И. Брежнева. Рост бюрократии. Система партийно-государственной власти к началу 80‑х гг. Идеологический и политический диктат, общественно-политичес­кие кампании. М.А. Суслов.

Кризисные явления в духовной жизни общества. Рост двоемыслия: расхождения между лозунгами и реалиями жизни. Нарастание социальной апатии и усталости в обществе.

Усиление борьбы с инакомыслящими, ужесточение цензуры и идео­ло­гического контроля. Диссидентское движение. Деятельность А.Д. Са­ха­рова, А.И. Солженицына. Преследование диссидентов и правозащит­ников.

Обострение политического кризиса в стране в начале 80-х гг. Борьба за определение политического курса. Ю.В. Андропов, К.У. Черненко.

72. Духовная жизнь и культурное развитие СССР в 60-80-е гг. Со­стояние народного образования. Введение обязательного среднего образо­вания. Начало школьной реформы (1984 г.).

Организация и система научных учреждений. Достижения науки и тех­ники. Успехи в освоении космического пространства. Н.Г. Басов, А.М. Прохо­ров. Причины торможения научно-технического прогресса страны.

Литература и искусство. «Секретарская литература». «Деревенщики», городской роман, военная проза. Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, Ю.В. Трифо­нов, К.М. Симонов, В.В. Быков, Ю.П. Любимов, Г.А. Товстоногов, А.А. Тарковский, В.С. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава. Партийно-идеологический надзор за литературой и искусством.

73. Внешняя политика Советского Союза в 1965-1984 гг. Взаимо­связь советской внешней политики с внутриполитическим положением страны. А.А. Громыко.

Основные этапы взаимоотношений СССР с капиталистическими стра­нами. Советско-западногерманский договор 1970 г. Хельсинкские согла­шения 1975 г. Рост напряженности на рубеже 70-80-х гг., его причины. Гонка вооружений, достижение военного паритета между СССР и США.

СССР и социалистические страны, принципы взаимоотношений, ос­новные события 60-х - начала 80-х гг. Деятельность Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи. Обострение советско-китайс­ких отношений.

Активизация советской внешней политики в третьем мире. Прин­ципы и направления. Ближний Восток и Африка. Роль Советского Союза в объе­динении Северного и Южного Вьетнама в единую социа­листическую рес­публику. Ввод советских войск в Афганистан и его последствия.

Достижения и просчеты советской внешней политики.

Духовная жизнь советского общества. почему одним из первых ударов властей был удар по литературе? кого из деятелей литературы власти подвергли

критике и за что? каковы были результаты мер властей в области литературы после войны?

Cравните черты социальной структуры советского общества в 1920-х и 1930-х гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во

вторую – порядковые номера черт различия.
1) резкое сокращение численности сельского населения в стране
2) отсутствие сословий в социальной структуре советского общества
3) резкое сокращение числа крестьян-единоличников среди жителей деревни
4) рост числа грамотных

1.Чем была вызвана необходимость масштабных преобразований советского общества в середине 80 - х гг..? 2. Почему не дали результатов попытки

преобразований предпринятые Ю.В.Андроповым? 3. Какие выводы и уроки из предшествовавшего опыта реформирования советского общества извлек М.С. Горбачев, придя к власти?

нужно сократить,оставив самое главное культурно духовная жизнь независимого казахстана Приобретение независимости

Республики Казахстан играло важную роль в изменении массового сознания, возрождении национальных традиций, восстановлении исторической памяти. Объявление Указом Президента 1997 года - Годом межнационального согласия и памяти жертв политических репрессий, 1998 года - Годом единства народов и национальной истории,

1999 года - Годом единства и преемственности поколений - способствовало переосмыслению пути развития общества через повышение массового сознания.

В сентябре-октябре 1992 года прошел Всемирный Курултай казахов, в нём приняли участие представители казахской диаспоры из 13 стран Азии, Европы, Америки. На Курултае поднимались вопросы укрепления независимости молодого казахского государства, сохранения мира между представителями различных национальностей, проживающих в республике, укрепления единства казахского народа. На Курултае было принято решение о создании Всемирного сообщества казахов. Его председателем был избран Н.Назарбаев. Участники Курултая приняли обращение к народу Казахстана, ко всем государствам и народам мира, к казахскому народу.

В 1995 году правительство Казахстана одобрило Концепцию формирования исторического сознания в Республике Казахстан. В ней были определены приоритеты развития отечественной исторической науки.

Знаменательным событием в конце XX века в духовной жизни народа Казахстана стали празднования 150-летних юбилеев Абая и Жамбыла, 100-летних юбилеев М.Ауэзова, К.Сатпасва, отмечавшихся под эгидой ЮНЕСКО во всём мире.

По Указу Президента РК Н.Назарбаева от 24 октября 2003 года Национальная Академия наук Республики Казахстан была реорганизована в общественное объединение.

Народный писатель Казахстана Олжас Сулейменов опубликовал произведение «Язык письма», в котором исследуются закономерности развития языка на примере распространённых мировых и национальных языков. Далеко за пределами Казахстана стала известна книга видного поэта Мухтара Шаханова «Заблуждение». Наибольший интерес у читателей вызвал роман А.Нурпеисова о трагическом положении Аральского моря и судьбах жителей этого региона. Новая опера композитора Е.Рахмадиева «Абылай хан» была признана как достижение данного жанра.

В 1999 году парламент республики принял в новой редакции Закон РК «Об образовании». В 2004 году была принята Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года, в которой предусматривается введение 12-летнего среднего образования.

Одним из важнейших событий в жизни казахстанского общества на пороге XXI века стал перенос столицы из Алматы в Акмолу. В сентябре 1995 года был подписан Указ Президента, в котором столицей стала Акмола. До переезда правительства и парламента в новую столицу город Алматы сохранял статус столицы. В 1997 году столица переехала в Акмолу. В июне 1998 года состоялась торжественная презентация новой столицы Астаны.

По результатам референдума 1995 года полномочия Президента Н.Назарбаева были продлены до 2000 года.

В 1999 году в Казахстане прошла всенародная перепись населения. Это важное политическое мероприятие было объявлено как соответствующее рекомендациям статистической комиссии ООН и методикам подсчёта, принятым в международной практике.

В 2001 на политическом горизонте Казахстана появилось общественное движение «Демократический выбор Казахстана». Позднее из движения образовалось две партии: Демократическая партия Казахстана «Акжол» и Народная партия «Демократический выбор Казахстана», составившие оппозиционное крыло политического фронта перед выборами в Мажилис.

В конце 1997 года Президент познакомил народ со своей стратегией развития Казахстана до 2030 года. Стратегия - это искусство планирования руководства, основанного на перспективных прогнозах. Для осуществления стратегии необходимо правильное определение приоритетных целей. В стратегии «Казахстан-2030» определены семь приоритетов развития республики. Ключевые слова Послания: процветание, безопасность, улучшение благосостояния.