«Опрятней модного паркета…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»). Красота дерева: главные тренды, которые нужно знать, отправляясь за паркетом Опрятней модного паркета блистает речка

Тема. Красота и выразительность пушкинского стиха. А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета… Тип урока: изучение нового материала. Форма: урок исследование. Цель: помочь учащимся увидеть радостный, праздничный образ зимы, созданный А.С.Пушкиным Задачи: 1. Развивать первичные исследовательские навыки. 2. Создать условия для развития умений анализировать произведение и находить авторские литературные приемы. 3. Способствовать приобретению первоначальных навыков работы с художественным произведением. 4. Вовлечь всех учащихся в активную и интересную для них учебную деятельность. 5. Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, взаимопомощи, умения работать в паре. Планируемые предметные результаты:

    Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем поэтических образов. Углубление представлений об особенностях поэтического текста. Восприятие художественной литературы как виды искусства.
Планируемые метапредметные результаты: Личностные УУД:
    Проявлять положительное отношение к школе, и учебной деятельности. Проявлять интерес к учебному предмету. Проявлять эмоциональное отношение к содержанию прочитанного Формируется мотивация к самовыражению в выразительном чтении.
Регулятивные УУД:
    Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Сравнивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Выполнять учебные действия в устной и письменной речи. В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
    Умение читать стихотворение, понимать фактическое содержание стихотворения, выделять в нем основные части. Находить в стихотворении ответ на заданный вопрос. Осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения. Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения. Выполнять первоначальный анализ произведения.
Коммуникативные УУД:
    Принимать участие в работе парами. Использовать простые речевые средства. Понимать задаваемые вопросы. Строить понятные для партнера высказывания.
Материалы и оборудование: - учебник «Литературное чтение. 2 класс», 1 часть, автор В.Ю.Свиридова (стр.133); - презентация урока; - карточки для парной, самостоятельной работы;

Деятельность учителя

Ι. Оргмомент. Проверка домашнего задания(мотивационно-организационный компонент).

Мы урок начинаем с разминки. Выпрямляем свои спинки. На носочках потянулись Вправо, влево повернулись. И друг другу улыбнулись. Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать. Зачитываем лучшие желания на лепестках цветка (оценки за дом.работу). - Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И необязательно ждать, когда об этом тебя попросят. - У нас остался последний лепесток. Позвольте мне загадать свое желание. Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно, Нужно нам не наказанье, А всего лишь пожеланье: Пожелание удачи Пожелание добра, Пожелания терпенья И здоровья, и уменья. И тогда все будет классно, Хорошо и все прекрасно!

Ι Ι. Актуализация знаний, сообщение цели урока.

- Какое время года к нам незаметно подкрадывается? - Какие образы у вас возникают при слове ЗИМА?
- Почему возникли разные образы? - А что помогло вам представить эти разные образы? - Посмотрите на репродукции картин русских художников. Какой темой их можно объединить? - А одинаковое ли настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти картины? - Так с помощью чего художник передает настроение? - А с помощью чего писатели и поэты создают образы, передают настроение?
Самостоятельная работа по группам в парах. 1 группа Выберите слово из скобок, чтобы о природе говорилось как о живом существе. Подчеркните это слово. (Завыл, подул) холодный ветер. Небо (потемнело, нахмурилось). На ветру (мёрзли, качались) берёзки. В воздухе (полетели, закружились) снежинки. 2 группа Подберите как можно больше сравнений. Снежинки как... (Пушинки, звездочки, искорки, слезинки, цветочки, мухи, бабочки) Проверка самостоятельной работы. - Вы уже, наверное, догадались, чему будет посвящен наш урок?

Физкультминутка (музыкальная)

Ι Ι Ι. Этап изучения нового материала. Первичное восприятие стихотворения.

- А с каким произведением и какого автора мы познакомимся, вы узнаете, открыв учебники на странице 133. - Назовите автора. Что вы о нем знаете? - Мы должны исследовать, какими средствами А.Пушкин создает в своем стихотворении зимние образы. Чтение учителем стихотворения. - Что понравилось? Что удивило? Какое настроение оно у вас вызвало? Все ли вам понятно? Словарная работа. Паркет – пол, выложенный маленькими гладкими дощечками. По лону вод – по открытой воде. Брег – берег Опрятный - чистый

Ι V. Анализ стихотворения.

- Как поэт создает ощущение праздника? Для того, чтобы ответить на вопрос, прочитайте это стихотворение и подумайте, сколько образов создает автор? -Много ли их? (4) - Как бы вы назвали эти картины? (Речка, мальчишки, гусь, снег). Прочитайте отрывки, соответствующие этим картинам. Картина 1. Прочитайте. Что поняли? (речка, покрытая льдом, блистает) (Чтение 2-3 учеников) - Как вы думаете, отличаются ли по смыслу слова «блистает» и «блестит»? (Блистает – значит, выделяется своим особенным качеством. Она до блеска начищена морозом.) - О ком можно сказать «блистает»? (Человек блистает умом, дамы блистают своими нарядами на балу) - Что за наряд у речки? (лед) - Найдите сравнение (речка как паркет). - Как вы думаете, почему лед сравнивается с паркетом? (он складывается в рисунок) - А откуда рисунки на льду? Картина 2. Прочитайте следующую картину. Может, она подскажет, откуда рисунки на льду? (узоры от коньков) Найдите здесь сравнение. (Народ – очень много, ощущение движения, оживленные голоса) Проведем эксперимент. Заменим слово «звучно» на слово «громко» Прочитайте, что получилось. Осталась ли та же наполненность звуками? - Какие слова передают ощущение звуков? (звучно, режет) - Какой прием использовал автор? (звукопись) Зачитывание отрывка еще раз. Вывод. В стихотворении каждое слово важно, его нельзя заменить другим, иначе меняется полнота ощущений. Картина 3. Прочитайте третью картину. Что поняли? (Гусь обманулся, подумав, что это вода). -Какое настроение добавляет к общему ощущению эта картина? (комическое) После обсуждения 2-3 человека еще раз зачитывают этот отрывок.

Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком поймал он мух И скорей за парту плюх! Картина 4. Прочитайте последнюю картину. Что поняли? Почему снег мелькает, вьется а не летит? (первый снег легкий и сухой) Найдите сравнение. (Снег как звезды) Кому здесь весело и радостно? (автору) (Веселый снег – первый снег) Замена слова «брег» на слово «берег» Что изменилось? (нарушился строй – рифма) Зачитывание отрывка еще раз. Вывод. Так о чем это стихотворение? (О начале зимы) Что поэт хотел нам показать? Выберите ответ.
    Ощущение тоски и печали. Красоту зимней природы. Праздник. Равнодушие. Жизнь простых людей
Даже такое суровое время годы дает свои прелести, радости, чудеса! Как поэт создал ощущение праздника? Перечислите еще раз слова, выражения.

V. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

-Какое настроение должно быть при чтении? Выберите.
    Весело, задорно. С возмущением. Тихо, задумчиво. Печально. Громко, торжественно. Радостно.
Вам, как исследователям, дается проблема. -Где нужно останавливаться при чтении, чтобы не исказить смысл каждой картины? (Читают в парах, выбирают правильный ответ.)
    В конце каждой строки. Там, где стоят знаки препинания.
Чтение 3 и 4 картины. - Как вы думаете, есть ли здесь нарушение порядка рифмующихся строчек? -Почему именно в третьей картине нарушен общий строй стиха? (Гусь здесь – случайный персонаж, этим нарушается общая картина зимы, поэтому автор поменял рифмы. ) Слово «веселый» к какой картине относится – про гуся или про снег? Прочитайте правильно, чтобы не исказился смысл. Выразительное чтение стихотворения.

VΙ. Домашняя работа. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какое домашнее задание вы предложите? (чтение наизусть, иллюстрация и т.д.) Предлагаю карточку-клише (подготовка к чтению наизусть).

Опрятней модного ________________,

Блистает речка, льдом ______________;

Мальчишек радостный ______________

Коньками звучно режет ____________;

На красных лапках ________ тяжелый,

Задумав ___________ по лону вод,

Ступает _____________ на лёд.

Скользит и _____________; весёлый

Мелькает, вьётся первый ___________,

Звездами падая на _____________.


- Что можете сказать про себя. Продолжите высказывание: Своей работой на уроке я … Вы были на уроке внимательными, думающими читателями, хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки.
Выполняют движения по команде учителя (психологический настрой)

Читают желания на лепестках цветика-семицветика Отвечают на вопрос, рассуждают.

Ответы детей: Зима Новогодняя елка, белые деревья, сугробы, снежная горка и т.д. Что-то больше запомнилось. Воображение Тема зимы. Делают предположения. С помощью цвета С помощью слов и литературных приемов. Анализируют средства выразительности, объясняют выбор слов. Самостоятельно работают в парах, поиск информации. Оценка действий ученика, развитие саморегуляции. (Читают текст, слова-сравнения, выражают свое согласие или несогласие).

Темы зимы. Под музыку выполняют движения.

Ответы детей. Воспринимают на слух стихотворение в исполнении учителя. Ответы детей. Высказывания детей. Чтение толкований слов и словосочетаний.

Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объясняют выбор слов, используемых для создания поэтических образов, знаков препинания, используемых в произведении для передачи смысла. Выделяют в стихотворении сравнения. Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.

Читают в парах, выбирают правильный ответ.

Выполняют клише.

Проводят рефлексию своих действий.

Паркет был и остаётся одним из самых качественных и красивых видов напольного покрытия. Несмотря на то, что это натуральное дерево, удаётся менять его оттенки и дизайн, сегодня научились видоизменять даже узоры. Каким же паркетом модно украшать интерьеры в этом году?

От кремового до пепельного



По-прежнему актуальными остаются светлые напольные покрытия. Как известно, такой пол способен визуально увеличить интерьер и создать приятную атмосферу. Он автоматически облегчает пространство. В этом году в моде широкая палитра – кофе с молоком, слоновая кость, светлый пепел. Уместен такой паркет будет в минималистическом, скандинавском и современном интерьерах. Также неплохо он проявит себя в прованском и классическом стилях.







Как бы ни было популярно светлое дерево, ему не вытеснить со строительного рынка тёмную древесину с богатой фактурой и текстурой. Такой паркет можно использовать в качестве акцентного, а также украшать им стильно обставленные кабинеты или гостиные. Пол подобного плана смотрится представительно и элегантно.



Дерево привлекает не только своей теплотой, но и невероятными узорами, прожилками и трещинками. На них в этом году делают особенный акцент. Рустикальный стиль выходит на первый план, и дизайнеров интересуют явно выраженные текстуры, которые приятно разглядывать.







Большую популярность среди дизайнеров интерьера завоевала так называемая паркетная плитка, из которой можно складывать интересные и оригинальные узоры на полу. Очень привлекательно смотрятся варианты в форме пчелиных сот, а также наборной паркет для укладки ёлочкой, но с закруглёнными концами.

МБОУ СОШ лицей №6

г. Дубна

УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

(2-й класс)

Тема урока: Красота

и выразительность пушкинского стиха

учитель начальных классов:

Горбунова Юлия Александровна

Тема урока : Красота и выразительность пушкинского стиха

(А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета»).

Цели урока : 1. Показать полнокровность поэтического образа зимы, созданного А.С. Пушкиным: выразительный зрительный образ; наполненность картины зимы движением и звуками.

3. Развивать детское воображение, обогатить словарный запас.

Задачи урока: - проанализировать с детьми поэтические образы, созданные А.С. Пушкиным в стихотворении «Опрятней модного паркета»: какое настроение они передают, какими средствами выразительности созданы;

- работать над выразительным чтением: рифмой, ритмом, мелодией; использовать музыкальные произведения с целью воссозд

Ход урока:

I . Организационный момент.

Учитель: - Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось. (Музыка).

Учитель: - А когда наступает зима по календарю? Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их.

А сейчас какой месяц? Можно ли сказать, что зима уже наступила?

Какой главный отличительный признак русской зимы? (снег).

В природе по-разному в разные годы происходит это явление: самое раннее – вначале ноября, самое позднее – во второй половине декабря.

В этом году наша встреча с первым снегом уже состоялась.

Я сегодня тоже приготовила для вас две картины, выполненные художниками. Посмотрите на них несколько секунд и продолжите предложения:

1. Глядя на эти картины, мне кажется …

(стоят ели-великаны, на полянке за ними старик-годовик, махнёт он рукавом первый раз…).

2. Глядя на эти картины, мне хочется…

(побродить по заснеженным дорожкам, вдохнуть бодрящего морозного воздуха, сесть на санки и лететь стрелой с высокой горы).

Однажды вот также гулял вдоль берега реки А.С. Пушкин, и родились у него следующие строки, послушайте их.

II . Первичное восприятие текста.

Понравились ли вам эти строки? Какому времени года они посвящены? Как вы догадались, ведь А.С. Пушкин ни разу не употребил слово «зима»?

III . Самостоятельное чтение произведения.

А теперь откроем учебник и прочитаем произведение про себя. Читайте внимательно, не спеша, ведь от того, насколько вдумчиво вы сейчас прочитаете, будет зависеть наша дальнейшая работа ума и сердца.

IV . Анализ произведения .

Прочитай, Настя.

К какому роду литературы относится это произведение? (на доске вывешивается памятка).

Дети: - Это лирика, так как выражены чувства поэта.

Учитель: - А теперь поработаем в группах. Несколько раз перечитайте отдельные строки и подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он их писал? (1-й ряд – 1,2 строчки, 2-й ряд – 3,4 строчки, 3-й ряд – две последние строчки).

Дети читают несколько раз (жужжащее чтение).

А теперь читает первый ряд, а мы слушаем, следим и работаем вместе с ними.

Чей образ вырисовывается в этих первых двух строчках?

Дети: - Образ речки.

С чем поэт сравнивает гладь реки?

Дети: - С модным паркетом.

Что значит «опрятный паркет»?

Дети: - Опрятный – аккуратный, чистый, до блеска начищенный морозом.

Учитель: - «Чистота» ледяной реки, созданная природой, оказалась естественней и лучше рукотворной. Модный паркет проигрывает рядом с творением природы, и чтобы это подчеркнуть, Пушкин подбирает очень точный глагол. Найдите его (блистает).

Что знает «блистать»? (переливаться необыкновенным светом; пример: блистать в нарядном платье, блистать умом).

Когда бывает так нарядно, пронизано всё необыкновенным светом, всё блестит и переливается?

Дети: - На празднике.

Значит, уже с первых строк мы может почувствовать ощущение праздника. Обратимся к нашему вопросу, поставленному ранее:

Какие чувства владели поэтом в этот момент?

Дети: - Радость, восхищение (карточки с этими словами вывешиваются на доске).

Кто рад зиме так же, как поэт? Кого он называет радостным народом?

Дети: - Мальчишки рады снегу и морозу. Они не просто рады, а уже побежали опробовать лёд, и картина зимнего дня наполнилась звуками. Кто услышал их? (Мальчишек радостный народ коньками з вучно ре ж ет лёд).

Давайте и мы сейчас немного разомнёмся, ведь зима – благодатная пора для закаливания организма.

Физминутка.

Раз – подняться на носки и улыбнуться,

Два – руки вверх и потянуться,

Три – согнуться-разогнуться,

Вправо-влево повернуться,

А теперь мы приседаем,

Потягиваемся, выдыхаем.

О чём мог думать лирический герой, глядя на мальчишек? Как вы думаете, был ли А.С. Пушкин счастлив в этот момент?

Дети: - Он умеет радоваться за других людей. Счастливым его сделала любовь к людям, родине, к жизни.

Учитель: - Ай, да Александр Сергеевич! Всего четыре строчки, а мы уже почувствовали радость, восхищение, мы улыбнулись вместе с ним, и нахлынули добрые воспоминания. Как много поведал нам поэт! Какую фантазию разбудил!

А теперь свои строчки прочтёт третий ряд. Какому природному явлению они посвящены? Как падает снег? Какие слова мы произносим не так, как привыкли? Какое звучание они придают?

Дети: - Торжественное.

Да, перед нами картина зимнего дня в движении и сиянии. Чтобы подчеркнуть значимость этого события – появление первого снега, – Пушкин использует архаизмы («звездами падая на брег»).

Какой человек может оценить красоту снега, зимней природы? (наблюдательный, искренний, любящий свой край, русскую зиму). Пушкин – русский человек, и зима для него привычна и желанна. И хочется даже воскликнуть вместе с ним: «Ах, как красиво! Как хорошо!».

V . Работа с иллюстрацией.

Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён на ней? Кто нашёл строки о гусе? Зачитайте.

Какое впечатление к общей атмосфере праздника добавляет картинка с гусем? (комическое).

На чём держится комический эффект? (гусь тяжелый, неповоротливый, важно ступает на лёд, но скользит и падает, отсюда комизм его падения).

Мы разобрали все строчки поэта, великого мастера. Видим простые бытовые картины – речку, мальчишек, гуся. Нет здесь ни ярких метафор, ни неожиданных сравнений, но точность и яркость поэтического слова позволяет читателю многое представить, домыслить.

Учитель читает цитату на доске:

О, Пушкин!

Над его строкою

Задумавшись в который раз,

Вдруг открываешь в ней такое,

Что прежде пряталось от глаз.

Д. Кугультинов.

А что же мы читали сегодня? К какому жанру лирики относится это произведение? (лирическое стихотворение).

Вывешивается памятка.

VI . Выразительное чтение стихотворения.

VII . Итог урока.

Какое домашнее задание вы хотели бы получить по этой теме? (подобрать частушки, песни о зиме, станцевать зимний танец, сравнить это стихотворение со стихами других поэтов с такой же темой, выучить стихотворение наизусть).

VIII . Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

«Опрятней модного паркета…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами падая на брег.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Комментарий к роману "Евгений Онегин" автора Набоков Владимир

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Творческая история романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В черновых бумагах Пушкина периода болдинской осени 1830 года сохранился набросок схемы «Евгения Онегина», зримо представляющий творческую историю романа:«Онегин» Примечание:1823 года, 9 мая. Кишинев.1830 года, 25

Из книги При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы автора Немзер Андрей Семенович

Поэзия Жуковского в шестой и седьмой главах романа «Евгений Онегин» Жук жужжал. А. С. Пушкин Отголоски поэзии Жуковского в «Евгении Онегине» неоднократно отмечались исследователями (И. Эйгес, В. В. Набоков, Ю. М. Лотман, Р. В. Иезуитова, О. А. Проскурин). При этом внимание,

Из книги От Пушкина до Чехова. Русская литература в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

«Евгений Онегин» Вопрос 1.57 «Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!»Сколько дней Онегин сидел со своим умирающим

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

«Евгений Онегин» Ответ 1.57 «Но, прилетев в деревню дяди,Его нашел уж на столе,Как дань готовую

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

Евгений Онегин Как отмечал В.Г. Белинский, «Евгения Онегина» А.С. Пушкин «писал о России для России». Утверждение очень важное. Вообще необходимо сказать, что более полного и более точного раскрытия образа Евгения Онегина, чем это сделано Белинским в 8 и 9 статьях

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - главный герой пушкинского романа в стихах, действие которого разворачивается в России от зимы 1819-го до весны 1825 года, (см.: Ю. М. Лотман. Комментарий.) Введен в сюжет сразу, без предисловий и прологов.Евгений Онегин (гл. 1) едет в деревню к

Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

«Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу:

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая автора

«Гонимы вешними лучами…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Ещё прозрачные, леса Как будто пухом

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая автора Белинский Виссарион Григорьевич

«…Унылая пора! Очей очарованье…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») …Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

«Евгений Онегин» Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как «Евгений Онегин».{1} И эта робость оправдывается многими причинами. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и

Из книги автора

«Евгений Онегин» (Окончание) Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Из книги автора

Белинский В. Г «Евгений Онегин»

Из книги автора

«Евгений Онегин» (окончание) Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Из книги автора

Н. Г. Быкова «Евгений Онегин» Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской