Оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомления учащихся. Профилактика эмоциональных перегрузок

Тема: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ШКОЛЫ, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Перечислите основные недостатки конструкций из алюминиевых сплавов.

Стоимость алюминиевых конструкций в несколько раз выше стальных. Модуль упругости алюминиевых сплавов приблизительно в три раза меньше, чем стали. Поэтому угроза прогибов алюминиевых балок и ферм при прочих равных условиях в три раза больше, чем стальных. Поскольку коэффициент линейного расширения почти в два раза больше, то необходимо частое устройство температурных швов.

Также следует учесть, что в местах контакта алюминиевых сплавов с другими материалами легко возникает электрохимическая коррозия, поэтому поверхности, соприкасающиеся со сталью или бетоном, нужно обязательно изолировать (окраска или применение прокладок из пластмассы и других материалов).

Представление о ЗОТ может быть соотнесено с основными про­блемами школы, связанными с заботой о здоровье учащихся, для решения которых, собственно, и используются здоровьесберегающие технологии. К таким проблемам можно отнести следующие:

1) учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоя­нию переутомления;

2) «школьные стрессы»;

3) распространение среди учащихся вредных привычек, за­висимостей;

4) неправильная организация физической активности уча­щихся, профилактики гиподинамии;

5) питание школьников во время их пребывания в образова­тельном учреждении;

6) предупреждение патологических нарушений, непосред­ственно связанных с образовательным процессом (« школь­ных болезней»);

7) низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;

8) необходимость сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;

9) некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоро­вьесберегающих технологий.

Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранения и укрепления здоровья учащихся. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - мно­гоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая харак­теру решаемых задач и распределению сфер ответственности. В тра­диционном варианте можно выделить 3 уровня решения каждой из проблем: внутришкольный, включающий несколько аспектов, вне­школьный и общегосударственный.

Многие специалисты - педагоги, физиологи, медики, психоло­ги - считают учебные перегрузки главной причиной неблагополу­чия состояния здоровья учащихся. Об этом свидетельствуют данные многочисленных исследований, свидетельствующих о том, что в тех образовательных учреждениях, где учебная нагрузка выше (в гим­назиях, лицеях, школах с углубленных изучением нескольких пред­метов), несмотря на лучшие условия обучения и семейное благопо­лучие, состояние здоровья школьников оказывается хуже, чем в обычных школах).


Уже более 20 лет назад Алла Пугачева пела в известном хите о том, что «много задавать стали почему-то - нынче пятый класс хуже института». Уже тогда трудно было это оспорить, но проблема и в наши дни не только сохранилась, но и усугубилась. Более того, в школе появились новые, действительно необходимые предметы (ин­форматика, граждановедение, ОБЖ, валеология и другие), но объе­мы прежних программ практически не были сокращены, т.е. про­изошло уплотнение учебных программ с интенсификацией учебного процесса. Продолжительность рабочего дня современного пяти­классника, с учетом выполнения домашних заданий и посещения кружков, секций, приближается к 12 часам, а старшеклассника - подчас составляет 14-16 часов. При этом у выпускников резко по­вышается ответственность за результаты, качество обучения: они готовятся поступать в вузы и колледжи, получать профессию.

Проблема воздействия этих факторов на здоровье учащихся, не­посредственно связанная с целевой установкой школы, рассматри­вается главным образом на уровне школы. В этой связи можно выде­лить несколько аспектов решения этой проблемы.

Медико-гигиенические аспекты: усилия школы направлены на создание в классах и в школе в целом гигиенических условий, обес­печивающих оптимальную работоспособность учащихся и педаго­гов, состояние их психофизиологического комфорта. При несоответ­ствии этих условий требованиям СанПиНов быстрее наступает утом­ление, снижаются работоспособность и творческая продуктивность, повышаются затраты ресурсных сил организма школьника на вы­полнение требований учителя. Непосредственную ответственность за решение этих вопросов несут администрация школы и медицинс­кие службы (школы и Госсанэпиднадзора).

Финансово-экономические аспекты: решаются задачи изыска­ния средств и направления финансирования на оснащение школы и классов оборудованием, обеспечивающим поддержание необходимой для занятий и отдыха температуры в помещениях, создание опти­мальных условий экологии, воздушной среды, освещения, звуковой изоляции и т.п., а также финансовое обеспечение решения задач на других уровнях данной проблемы. Эти вопросы находятся в компе­тенции управления образования и директора школы, но важную роль могут (и должны) играть Совет школы и ее учредители.

Организационные аспекты: включают традиционную для шко­лы «магию» составления расписания, позволяющего распределить нагрузку в течение дня, недели, учебного года в соответствии с гиги­еническими требованиями, не ущемив интересов никого из учите­лей, а также выбор учебных программ, учебников, технологий, оп­тимальных с точки зрения влияния на здоровье учащихся. Ответ­ственные за эту работу - директор и завуч школы, научные органи­зации, курирующие школу.

Воспитательные аспекты связаны с формированием у школь­ников привычки и стремления трудиться так и в таких условиях, чтобы не наступало состояние переутомления. Важно выработать у учащихся разделяемую с учителем ответственность за свое психофи­зиологическое состояние, сформировать в их сознании связь между условиями учебной деятельности, достигаемыми результатами и сво­им здоровьем. Примером и организатором этой работы выступает учитель (особенно классный руководитель), а также школьный пси­холог.

Учебно-информационные аспекты связаны со стоящей перед шко­лой задачей обеспечить ученика знаниями, приемами, технология­ми, позволяющими с максимальной эффективностью решать учебные задания, добиваясь высоких результатов. В этой связи можно гово­рить о техниках понимания, запоминания, систематизации учебного материала и т.д., т.е. всего, что касается научной организации труда и применимо к условиям школы, урока. Даже при избыточном объеме учебных программ «средний» ученик сможет избежать переутомления, если будет владеть такими технологиями и получать в этом поддержку со стороны учителя. Речь идет о замене целевой установки образования «дать знания» установкой «научить учиться». Об этом много написано и сказано, поэтому здесь мы подчеркнем лишь здоро­вьесберегающий аспект этой стратегической проблемы образования.

Одна из задач - сформировать у школьников навыки ощущать (рефлексировать) наступление состояний утомления и переутомле­ния, по возможности предупреждать их возникновение и эффективно выходить из этих состояний. Это задача всего педагогического коллектива во главе с директором школы.

Психолого-педагогические аспекты предупреждения состояний переутомления связаны с работой учителя на уроке. Именно от его индивидуальной педагогической технологии зависит, в конечном сче­те, в каком состоянии выйдут ученики после урока, даже если этот урок последний: уставшими, утомленными, «измотанными» воздей­ствием учителя или бодрыми, удовлетворенными, поднявшимися на новую ступеньку образованности и самоуважения. По нашему мне­нию, именно от учителя, его воздействия на учащихся в наиболь­шей степени зависят направленность и величина вектора, интегри­рующего все воздействия школы на здоровье школьников. Поэтому этим вопросам в значительной степени посвящены материалы 2-го тома данной книги.

Профессионально-кадровые аспекты непосредственно связаны с предыдущими и определяют подготовленность учителя к работе, обязательным условием которой является профилактика состояний переутомления у учащихся. При этом сохраняется необходимость качественного выполнения учебной программы. Составной частью решения этой задачи является способность и умение учителя гра­мотно поддерживать свою работоспособность, не допускать собствен­ного переутомления. Личная ответственность учителя при этом со­четается с контролем со стороны директора школы.

Реализация индивидуального подхода к учащимся особенно важ­на в предупреждении состояний переутомления. Одна только необ­ходимость работать в несвойственном психофизиологическим воз­можностям организма темпе (для выраженных флегматиков, мелан­холиков) приводит к выраженному дистрессу и переутомлению. А сколько таких особенностей, которые необходимо учитывать про­фессиональному учителю! (Подробнее об этом - в главе, посвящен­ной учителю.)

Решать проблему переутомления в этом аспекте можно лишь при двух условиях: а) при методической оснащенности учителя, позво­ляющей ему предлагать учащимся разные по сложности задания, дифференцировать время на их выполнение, гибко подходить к оцен­ке результатов каждого учащегося, использовать формы и методы, не входящие в традиции классно-урочной системы (групповые мето­ды работы учащихся, их ролевое взаимодействие и т.д., что широко представлено в реестре современных педагогических техник и тех­нологий); б) при наполняемости классов в пределах 20 человек.

Уровень внешкольной поддержки и подкрепления связан в пер­вую очередь с участием родителей школьников в проводимой школой работе по уменьшению перегрузок учащихся. Это касается и коррек­ции стремления некоторых родителей нагрузить своего ребенка сверх меры различными занятиями (кружки, секции, занятия с частными педагогами, репетиторами и т.п.), и контроля со стороны родителей за соблюдением гигиенических условий выполнения школьником до­машних заданий, и организации отдыха детей. Научить своего ребен­ка эффективно отдыхать, чтобы потом иметь возможность так же эф­фективно, без ущерба для здоровья работать, - эту задачу родители могут грамотно решить только с помощью школы и при ее поддержке. С другой стороны, ученик, приходящий на занятия из дома уже в утом­ленном состоянии, создает дополнительные трудности для самого учи­теля, концентрирует на себе большую часть его внимания. Основная ответственность в этой нелегкой работе ложится на классного руко­водителя, социального педагога, завуча по внеклассной работе.

Есть и другой аспект работы школы, реализуемый на этом уров­не, - установление отношений сотрудничества с научными центра­ми, способными курировать проводимую в школе работу с точки зре­ния ее научной обоснованности, а также периодически проводить объективную оценку происходящих перемен.

Уровень общегосударственной поддержки связан с функцией школы как социального института, основной ячейки важнейшей государственной системы - образовательной. Призывая школьни­ков к социальной активности, воспитывая у них соответствующие черты личности, оценивая равнодушие как отрицательное качество, школа сама не должна оставаться безучастной к тому, что происхо­дит в стране, ждать, пока желаемые изменения произойдут без ее участия. Письмами в министерство и управление образованием, пред­ложениями, публикациями в СМИ, выступлениями по радио и теле­видению и т.п. педагоги школ могут существенно повлиять на пози­тивное решение тех кардинальных, стратегических вопросов, кото­рые отмечались выше. От многих решений на законодательном, нор­мативном уровнях зависит, придется ли школе, стремящейся изба­вить учащихся от перегрузок, идти вопреки существующим тради­циям и требованиям, работать на свой страх и риск или только гра­мотно выполнять то, что предписывают вышестоящие организации, внося необходимую творческую составляющую.

Результаты, получаемые от согласованной работы на всех уров­нях решения проблемы переутомления учащихся, эффективность этой работы обязательно должны отслеживаться по данным диагно­стики изменений, мониторинга.

При адекватном решении указанной проблемы достигается пре­дупреждение возникновения состояний переутомления у учащихся и педагогов вкупе с соответствующим снижением риска ухудшения здоровья школьников, в первую очередь - нервно-психического.

Проблема «школьных стрессов»

Эта проблема тесно связана с предыдущей. По сути состояния переутомления также являются дистрессом, но традиционно, ввиду своей значимости и специфичности для системы образования, выде­ляются в отдельную группу. К «школьным стрессам» можно отнес­ти патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим кли­матом в классах, конфликтами между учащимися, между учащими­ся и педагогами, дидактогенное воздействие учителей, а также не­правильно организованную систему проверки и оценки знаний уча­щихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирования, эк­замены).

Организационные аспекты этой проблемы решаются путем фор­мирования благоприятного психологического климата в школе в целом, в каждом отдельном классе, в педагогическом коллективе, для чего рекомендуется проводить разнообразные и доказавшие свою эффективность программы: дискуссии для решения спорных про­блем, социально-психологические тренинги, коллективные досуго­вые мероприятия и т.п. Положительную роль играет и открытие кабинета психологической разгрузки для учителей и учащихся. Но главная задача - правильная организация проверки знаний и сис­темы оценивания учащихся.

Для недостаточно профессионального и нравственного педагога эта ситуация представляет труднопреодолимый соблазн, когда уче­ник попадает в полную зависимость от учителя: можно «отыграть­ся» за плохое поведение школьника, за его недостаточную усидчи­вость, нелюбовь к предмету, а иногда и за не сложившиеся отноше­ния с родителями воспитанника. Результатом является не объек­тивная проверка усвоения учащимся нового материала, его способ­ности учиться, а оценка его поведения в состоянии стресса и прово­цирование фрустрации. Из теории психофизиологии и повседневной педагогической практики известно, что если для школьников с силь­ным типом нервно-психической организации такая ситуация может иметь тренирующее значение, то для большинства детей и подрост­ков подобный стресс, особенно при высоком уровне ответственности (экзамен), негативно влияет на состояние здоровья.

Освобождением детей с явной патологией от экзаменов пробле­мы не решить - необходима такая организация всей вертикали про­верочных процедур, которая и исключала бы состояние дистресса у школьников. В школе за это отвечают директор, врач и психологи. Поскольку главные действующие лица здесь - школьник и учитель, подробнее мы рассмотрим используемые в этих ситуациях техноло­гии в разделе, посвященном здоровьесберегающим технологиям в работе учителя.

Медико-профилактическими аспектами предусматривается: 1) выявление учащихся, составляющих группу повышенного риска нервно-психических срывов, освобождение таких учащихся от эк­заменов и выполнения наиболее трудных заданий; 2) готовность оказания необходимой медицинской (медикаментозной и психоте­рапевтической) помощи детям и педагогам в состоянии выраженно­го дистресса, купирование его последствий; 3) участие в разработке и проведении профилактических мероприятий, направленных на психоэмоциональное закаливание учащихся, выработку у них пси­хологической устойчивости к стрессогенным воздействиям; 4) по­мощь психологам и учителям в разработке и реализации коррекци­онных программ для учащихся группы риска в той их части, кото­рая может быть обеспечена в стенах школы. Главную роль в этом играет школьный врач.

Воспитательные аспекты связаны с задачами: 1) формирова­ния у учащихся толерантности в коммуникативных ситуациях, ус­тановок на сотрудничество, взаимопомощь, готовность к разумным компромиссам; 2) воспитания у них привычки заботиться о своем психофизическом состоянии в процессе подготовки к ответу, при са­мом ответе, при выполнении контрольной работы, сдаче экзамена;

3) формирования у школьников потребности находиться в оптималь­ном психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы. (К сожалению, приходится констатиро­вать, что состояния умеренно выраженной дисфории с элементами недовольства всем происходящим, тревожности, агрессивности и т.п. становятся все более характерными, типичными для подростков. А это - мощная предпосылка к употреблению одурманивающих ве­ществ: алкоголя, наркотиков, проявлению агрессивности как в сек­суальных действиях, так и в противоправных поступках.)

Задачи, связанные с учебно-информационными аспектами, со­ставляют по сути единое целое с задачами предыдущего уровня. Это:

1) выработка у учащихся коммуникативных компетенций: умений и навыков грамотно строить общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты, правильно разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникатив­ной ситуации; 2) выработка у школьников навыков и умений само­обладания, психофизической саморегуляции для использования этих качеств, в первую очередь при ответах учителю, выполнении конт­рольных работ, сдачи экзаменов; 3) обучение психологическим на­выкам эффективного преодоления деструктивных состояний - ди­стресса, депресии, дисфории и т.п. Ответственность за реализацию этих задач несут классный руководитель и школьный психолог.

Обеспечение индивидуального подхода к учащимся определяет необходимость соблюдения щадящего режима и педагогического такта по отношению к учащимся с повышенным риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожнос­ти. У каждого учителя должна быть полная информация о таких учащихся класса, в котором он проводит занятия, и выработана индивидуальная тактика педагогического взаимодействия с такими учениками. Для грамотных действий, направленных на оптимиза­цию психологического климата класса, желательно проведение пси­хологами социометрии.

Для решения кадровых задач предполагается: 1) обеспечение школы психологами, способными грамотно осуществлять в школе анитистрессовые программы, проводить диагностику и на основе ее результатов выделять группы риска и проводить с такими учащими­ся как индивидуальную, так и групповую реабилитационно-коррек­ционную работу; 2) повышение квалификации (профессиональной подготовки) всех учителей в вопросах психологии, психогигиены, педагогической психотерапии; 3) целенаправленно заниматься оп­тимизацией психологического климата педагогического коллекти­ва. Сложно рассчитывать, что в атмосфере склок, недоброжелатель­ства, враждебности среди учителей удастся создать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу в отдельных классах. Это сфера ответственности директора школы и психолога, но во многих случаях целесообразно приглашение психологов «со стороны» для диагностики и проведения работы с педагогическим коллективом.

Экономические аспекты - это финансовая поддержка всех вы­шеозначенных мероприятий и программ, изыскание дополнитель­ных источников финансирования.

На уровне внешкольной работы социальным педагогом прово­дится выявление стрессогенных воздействий, оказываемых на уча­щихся в семье и ближайшим окружением (родственниками, друзья­ми, соседями). По мере возможности предпринимаются попытки нормализации неблагополучного эмоционально-психологического климата в семьях, корректировки круга постоянного общения школьника. Состоятельным семьям рекомендуется обращаться в платные службы семейной психотерапии.

Участие школы в реализации общегосударственных программ может осуществляться путем лоббирования, поддержки через СМИ и родителей учащихся развития службы практической психологии в системе образования, а также внесения изменений в организацию экзаменационных процедур в школах и при поступлении в вузы.

Изменения в уровне фоновой стрессированности учащихся и педагогов, частота возникновения выраженных дистрессов в процессе оценки уровня подготовленности школьников, безусловно, должны отслеживаться по результатам мониторинга, что легко достижимо, т.к. большинство анкет и тестов, связанных с оценкой здоровья, включают вопросы или целые разделы, касающиеся стресса, близ­ких к нему состояний и причин, их вызывающих.

В результате успешного решения этой проблемы на всех уровнях ее проявления удастся оградить здоровье школьников от разруши­тельного воздействия дистресса, связанного с образовательным про­цессом, а также сформировать у подростков готовность предупреж­дать и преодолевать без ущерба для своего здоровья различного рода стрессы, которые так характерны для современного общества.

«Оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомления учащихся»


Каждому учителю хорошо известно значение научной организации труда, которая открывает широкие перспективы для повышения эффективности любой деятельности (в частности и урока), для достижения поставленной цели наиболее рациональными и экономными путями. Одним из важнейших принципов научной организации труда является принцип оптимизации. Назовем его основные черты.

Оптимальный - это не наилучший вообще, то есть не идеальный процесс обучения, это и не простая середина между максимумом и минимумом. А оптимальный - это наилучший для имеющихся сегодня условий путь для достижения реальных возможностей учеников и учителя в данный момент.

При внедрении принципа оптимизации применяются не какие-то дополнительные, а минимально необходимые действия. Конечно, процесс обучения никогда не станет эффективным, если учитель не будет хорошо знать своих учеников, если он не научится комплексно планировать задачи образования, развития школьников, выделять главное, существенное в содержании урока, выбирать наиболее рациональное сочетание методов, средств и форм обучения.

Здесь я не ставлю целью проанализировать все названные способы оптимизации обучения, а хотела бы более подробно остановиться на наиболее эффективных для урока информатики методах обучения и оптимальном использовании учебного времени на уроке

Выбор оптимальных методов обучения - это один из центральных моментов оптимизации учебного процесса, вместе с тем он вызывает особенно существенные затруднения. Чтобы овладеть методикой выбора методов обучения, необходимо хорошо знать все их многообразие, уметь эффективно использовать каждый из них. Так как урок в качестве неотъемлемых компонентов имеет организацию, стимулирование и контроль, то и методы обучения можно разделить на три большие группы:

    методы организации учебно-познавательной деятельности;

    методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;

    методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из названных групп методов состоит из конкретных методов обучения.

Так, при организации учебно-познавательной деятельности применяются в первую очередь словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства, показ иллюстраций, схем, рисунков), практические методы (упражнения, лабораторные, практические работы и др.).

В своей практике я использую и некоторые специальные методы, направленные на обеспечение интереса школьников к учению, повышения их ответственности к учебе. К таким методам стимулирования и мотивации учения можно отнести метод познавательной игры, метод учебных дискуссий, метод поощрения, метод создания ситуаций успеха в учебе, метод предъявления учебных требований. И как показывает практика, большое значение имеет контроль и самоконтроль, осуществляемый методами устного, письменного, лабораторного, индивидуального, фронтального контроля и др.

Проиллюстрируем выбор методов обучения, и оптимальное использование учебного времени на уроке в процессе изучения темы: "Организация циклических процессов в языке Паскаль", на одном из уроков, посвященному изучению оператора цикла с параметром и решению задач с использованием данного оператора. Определив основные цели урока, приступаю к основной части урока.

I. Актуализация опорных знаний происходит в форме фронтального опроса с последующим контролем повторенного материала в виде Паскаль-диктанта. Из средств наглядности использую таблицы «Операторы цикла» (блок-схема + запись на языке Паскаль).

Какие виды циклов вы знаете?

В каких случаях применяется каждый из этих циклов?

Объяснить, как работают эти циклы.

В чем сходство и различие этих циклов?

Мы часто большое внимание отводим индивидуальному опросу, он где-то занимает 40% времени урока. Но анализ анкет, с помощью которых выяснялся расход времени старшеклассников при традиционном опросе - таков, что большинство учащихся бывают "далеки" от ответов своих товарищей, от изучаемого в данный момент материала.

Вопрос я ставила так: "О чем вы думали во время ответов своих товарищей?"

Следили за ответами товарищей - 14.8 %

Думали о том, что станут отвечать, если учитель сейчас же спросит их - 19.8%

Думали об изучаемом материале - 9.3 %

Думали о разном, кроме изучаемого предмета - 53.8 %

Занимались посторонними делами - 2.7 %.

II. Паскаль-диктант.

Дайте определение цикла.

Какого типа может быть переменная параметра цикла?

Условие выхода из цикла в цикле с предварительным условием.

В каком операторе цикла обязательно исполнится хотя бы один раз?

В операторе цикла с последующим условием записать условие, чтобы тело цикла выполнилось 3 раза, и цикл прекратил работу:

1 вариант: 2 вариант

writeln(x:3,y:5); writeln(x:4,y:6);

until ... ; until ... ;

После диктанта проводим моментальную проверку и анализ предполагаемых ошибок и затруднений.

Изложение нового материала провожу в виде беседы, что кажется с внешней стороны как диалог, но диалог этот несколько необычный, поскольку, беседуя, я не только сообщаю новый материал, но и с его помощью ставлю вопросы, которые подталкивают учащихся к самостоятельным «открытиям».

К каждому уроку для каждого ученика готовлю опорный конспект урока, в котором излагаю самое главное, существенное. Здесь отражается и план урока, и ход работы, задания и упражнения, которые рассматриваются на уроке, а также домашнее задание. Поэтому ребята на уроке у меня не тратят время на запись теоретического материала, а это время освобождается для закрепления и отработки навыков и умений, на решение задач. Например, на этом уроке мы успеваем решить 5 задач.

Задача № 1 (устно). Сколько раз будет выполнено тело цикла в следующих фрагментах программ:

a) for k:=-1 to 1 do ...

b) for k:=10 to 20 do ...

c) for K=20 to 10 do ...

d) k:=5; r:=15; for i:=k+1 to r-1 do ...

for i:=0 to k*r do ...

f) k:=r; for i:=k to r do ...

Задача № 2. Определить значение переменной s и i после выполнения следующих операторов:

for i:=2 to n do i=2 (2да) i=3 (3да) i=4 (4да) i=5 (5нет)

s:=s+100 div i; s=50; s=83; s=108;

Ответ: s=108; i=5.

Задача № 3. Из чисел от 10 до 99 вывести те, сумма цифр которых равна n (0

Вопросы для обсуждения:

Каким образом можно выделить последнюю (младшую) цифру числа?

Каким действием можно выделить первую (старшую) цифру числа?

Обозначим через k - очередное число,

P1 - старшую цифру числа k,

P2 - младшую цифру числа k,

S - сумму цифр числа о k будем печатать только в том случае, когда сумма P1 и P2 будет равна S.

Решение этой задачи идет методом работы под руководством учителя. Сначала составляем блок-схему, а затем приглашаем ученика к доске записать программу на языке Паскаль.

AR k,n,P1,P2,S:INTEGER;

WRITELN("введите целое число");

Readln(n); {вводим целое число}

For k:=10 to 99 do

P1:=k div 10 {выделяем старшую цифру}

IF S=n THEN WRITELN(k);

3. Практическая работа на ЭВМ.

Задача № 4. Вычислить (1*2) + (2*3) + (3*4) + ... +(50*51).

Сколько слагаемых? Как изменяется I?

Чему равно начальное значение суммы S?

Как накапливается сумма?

Какова формула для поиска очередного слагаемого?

Составит блок-схему и программу самостоятельно. Проверку осуществить по ответу, кто не справился, загрузить файл C2.PAS.

Задача № 4.*Найти сумму первых 10 чисел последовательности Фибоначчи. Числа Фибоначчи вычисляются так a1 = a2 = 1, ai = a i - 1 + a i - 2.

Задача № 5. * В бригаде, работающей на уборке сена, имеется N косилок. Первая из них работала m часов, а каждая следующая на 10 минут больше, чем предыдущая. Сколько часов проработала вся бригада?

5. Домашнее задание. При планировании и сообщении домашнего задания учитель должен обратить внимание на следующее: оптимален ли его объем и сложность, смогут ли ученики выполнить его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы; предусмотрел ли учитель способы повышения интереса к домашней работе (новизна задания, опыты, наблюдения, поиски собственных примеров, отработка общеучебных умений и навыков и др.); предложил ли учитель ученикам бегло ознакомиться с текстом упражнения для домашней работы, предупредил ли о возможных затруднениях, порекомендовал ли пути их преодоления, четко ли сообщил требования к оформлению домашней работы; были ли дифференцированы домашнее задание для наиболее подготовленных учеников и предусмотрены ли формы помощи слабоуспевающим.

Задача № 6. Найти все двузначные числа, которые делятся на n или содержат цифру n.

Указание: Если двузначное число удовлетворяет условию задачи, то для него выполняется хотя бы одно из 3-х условий:

Первая цифра числа n или вторая цифра числа n, или само число k делится на n: k mod n =0.

Задача № 7. Вычислить: а) 1+2+4+8+...+28

Задача № 8.* Дано N кубиков, на которых написаны разные буквы. Сколько различных N-буквенных слов можно составить из этих кубиков?

Для дифференцированного подхода к ученикам, как правило, выбираю два варианта упражнений (упражнения со * для сильных учеников). Но дифференцировать необходимо также и помощь слабоуспевающим. Здесь есть также возможность экономии времени урока. В данном уроке для решения задачи N 4 есть вопросы-подсказки для слабого ученика.

Из практики известно, что у трети учащихся слабо развиты навыки самоконтроля. Поэтому широко применяю специально разработанные таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля, работу с контрольными вопросами, взаимопроверку работ. Так, при подведении итогов данного урока, в целях контроля за изученным материалом, ребятам было предложено самостоятельно составить вопросы по изученному материалу, а затем они коллективно обсуждались учениками и давались ответы на них.

А теперь охарактеризуем некоторые способы экономии времени на уроке, так как потеря только 5 минут на уроке оборачивается потерей 4 рабочих недель в течение учебного года. Чаще всего тратятся драгоценные минуты на построение учеников у входа в класс вместо того, чтобы впустить их до звонка на урок. До 3-х и более минут уходит на оргмомент, когда учитель добивается должной тишины, тратит время на отметку отсутствующих вместо того, чтобы взять сведения у старосты, не ставит сразу же учебные задачи перед учениками. Часто учитель не намечает заранее, кого спросить, и долго ищет фамилию ученика в журнале. Во время опроса часто планируется собеседование с большим числом учеников, чем это реально возможно за отведенное время. В результате первый и второй ученики опрашиваются подробно, а третий и четвертый наспех. А это приводит к тому, что учитель не аргументирует оценок, не дает советов по дальнейшей работе с материалом. Порой мы вызываем учеников к доске по одному, вместо того чтобы дать возможность еще 2 ученикам заранее подготовить блок-схему, сделать записи и пр. Мы часто большое внимание отводим индивидуальному опросу, он где-то занимает 40% времени урока. Но анализ анкет, с помощью которых выяснялся расход времени старшеклассников при традиционном опросе - таков, что большинство учащихся бывают "далеки" от ответов своих товарищей, от изучаемого в данный момент материала.

Принцип оптимизации не отвергает индивидуальный опрос, но в каждом конкретном случае необходимо определять потребность в таком опросе, учитывая его подготовительные функции для усвоения новой темы, для проверки умения связно излагать свои мысли, для накопления оценок. В одном случае можно будет обойтись без индивидуального опроса и использовать только фронтальную беседу, в другом, наоборот, больше ему уделить времени, чем обычно, то есть, необходим методически обоснованный выбор варианта данной формы контроля.

При изложении нового материала, как показывают наблюдения, излишнее время уходит на освещение второстепенных вопросов, на неоправданное большое число однообразных примеров, лишнее время тратится на создание проблемной ситуации в то время, когда ученики еще не имеют достаточного багажа знаний и умений, чтобы самостоятельно доказать выдвинутое предположение, сделать обобщение. Много времени тратится на конспектирование нового материала, вместо того, чтобы изучать материал с использованием опорного конспекта.

Все сказанное выше дает основание сделать вывод о том, что правильное использование основных способов оптимизации обучения не приводит к перегрузке учителя, так как это заранее ориентировано на экономию времени и усилий учителя. Первоначальные же дополнительные затраты времени абсолютно необходимы, потом они уменьшаются постепенно по мере накопления опыта оптимизации и с лихвой окупаются затем не только экономией его, но также более высокими результатами обучения. Оптимизация обучения освобождает учителя от весьма распространенных, но нерациональных затрат времени - таких, как дополнительные занятия, внеурочные опросы для накопления отметок, собеседования со слабоуспевающими в конце четверти. Она исключает выполнение чрезмерно большого числа упражнений на уроках, перегрузку учащихся домашними заданиями. Именно исключение или резкое сокращение затрат времени на "доделывание" и "переделывание" является одним из основных требований оптимизации обучения.

МБОУ Видновская СОШ №2

Ленинского муниципального района

Московской области

Создание условий преодоления перегрузки учащихся в основной и средней школе.

Выступление на педсовете

Дронниковой Е.И.,

учителя высшей категории

Когда говорят о школьной перегрузке, невольно вспоминается песенка о бедном первоклашке, который бьется над задачами, недоступными и кандидату наук. Характерен и припев песни: «То ли еще будет…».

Чего мы добиваемся, нагружая наших детей все больше и больше с каждым учебным годом?

С одной стороны - это насыщение учащихся знаниями, умениями и навыками, что и будет способствовать их успешной социализации. Одним словом - подготовка к взрослой, благополучной жизни.

С другой стороны - огромный поток информации, в котором ребенок зачастую просто тонет. Это постоянный контроль со стороны взрослых, требующих быть успешным во всем. Для большинства ребят это достаточно сложно, отсюда снижение самооценки, интереса к обучению, нежелание ходить в школу и, как следствие - стрессы и неврозы.

В таких условиях проблема сохранения здоровья детей России не только весьма актуальна, но вызывает особую тревогу. По данным психодиагностических исследований число здоровых детей в младших классах не превышает 10%, а в старших – 5%; у 80 % школьников нарушена социальная адаптация (трудно войти в коллектив, наладить взаимоотношения со сверстниками, педагогами, недопонимание с родителями).

Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте.

Для сохранения, поддержания и защиты здоровья детей большое значение имеют следующие факторы:

  1. условия учебного труда (наличие рабочего места, лучше отдельной комнаты; всех школьных принадлежностей, необходимой литературы)
  2. психологический климат в семье и школе (единство требований семьи и школы, оценка поступков ребенка, а не его самого, развитие адекватной самооценки);
  3. режим дня. Распорядок дня обязательно должен включать прогулки на свежем воздухе не менее 2-3 часов в день, ночной сон не менее 8-10 часов, короткий отдых (20-30 мин.) днем. Обязательно ограничить просмотр телепередач, фильмов-боевиков и фильмов ужасов, длительную работу за компьютером, которые травмируют психику ребенка, ухудшают его зрение, портят осанку, двигательная активность для девочек 4-9, для мальчиков 7-12 часов в неделю.)
  4. образ жизни семьи в целом (спокойная обстановка в семье, интерес к жизни друг друга, желание всегда прийти на помощь)
  5. состояние здоровья (наследственные и текущие заболевания)

При этом следует заметить, что стрессовые ситуации преследуют ребенка и в периоды «кризисного возраста» (6-7 лет, 12-14 лет, 17-18 лет) и в периоды адаптации (1 класс, 5 класс, 10 класс, переход в новую школу или класс), и в периоды сдачи экзаменов и ЕГЭ. Но само понятие «стресс» не является разрушающим, если сформировано правильное отношение к этому периоду, если есть поддержка близких и знающих людей, сформированы навыки прохождения стресса.

Очень важно знать индивидуальные особенности своего ребенка: как ученик воспринимает информацию, нужно ему один раз увидеть текст или необходимо услышать объяснения взрослого; достаточно ли развита долговременная память или нужны дополнительные упражнения; может ли ребенок достаточно долго удерживать внимание на уроке и при выполнении домашних заданий или ему требуются дополнительные перерывы.

Наиболее трудное время во все годы обучения - после 20 декабря и середина февраля.

1 спад работоспособности компенсируется каникулами (лучше, если с 25 декабря). В феврале предусмотрены каникулы только для 1-х классов, поэтому остальным ребятам требуется снизить нагрузку, усилить питание.

Годовая динамика работоспособности :

Первые месяцы обучения (адаптация)- вырабатывание

1 класс- 6-8 недель

2-4 классы до 3-4 недель

5 классы - увеличение до 4-6 недель

в последующие годы 2-3 недели

Объем домашних заданий должен четко соответствовать возрастным нормам, а также времени для его выполнения:

Ребенок, вернувшись из школы, должен немного полежать и отдохнуть.

Выполняя домашнее задание, необходимо через каждые 30-40 минут делать 15-минутные перерывы, когда можно попрыгать на скакалке, постучать мячом, принять душ, поиграть в игры для снятия напряжения.

Поэтому еще раз хочется напомнить о мерах снятия нагрузки в домашних условиях:

  1. режим дня;
  2. смена вида деятельности (рисование, лепка, танцы, купание);
  3. прослушивание музыки;
  4. занятия спортом, посещение секций и кружков;
  5. посещение бассейна.

Жизнь сегодня строится на небывалых скоростях: многое нужно успеть в течение суток!

Нашим детям тоже трудно: необходимо приготовить все уроки, сходить в музыкальную школу, к репетитору или в кружок, в компьютерный класс, вынести мусор, купить хлеба, встретиться с друзьями и т.д. Надо не только все успеть, но сделать так, чтобы везде ты был одобрен, успешен…

А легко ли самому справить с нагрузкой, да еще, если родители в вечной погоне за заработком? И ребенок ищет спасения в окружающей среде, которая далеко не всегда благополучна. Отсюда уход из дома, фразы детей «меня никто не понимает», «я никому не нужен» и в итоге асоциальная компания, где «научат, как жить».

Чтобы не оставлять ребенка один на один с его проблемой, не усугублять ее, и не решать на уровне интуиции в учебных заведениях края работает более тысячи обученных специалистов (педагогов-психологов), к помощи которых и следует оперировать. Данная помощь оказывается бесплатно как для учащихся, так и для родителей. Да и самому знающему педагогу хотя бы раз приходилось обращаться к специалистам за консультацией. Также в крае работают 14 центров ППМС, где логопеды, психологи, неврологии дефектологии помогут родителям определить маршрут воспитания и обучения ребенка.

Наиболее важным моментом является выбор школы или класса для обучения. Так как никто не несет большей ответственности за ребенка, как сам родитель.

Очень часто специалисты сталкиваются с тем, что родители, в силу амбиций, недостаточной осведомленности, а иногда и моды отдают ребенка со слабым здоровьем, логопедическими или психологическими проблемами в школы, классы повышенного уровня обучения, чем усугубляют проблемы ребенка и получают новые. Поэтому не следует делать поспешных выводов, а лучше лишний раз проконсультироваться со специалистом.

На память ребенка непосредственно влияет его физическое развитие, поэтому необходимо следить за здоровьем сына или дочери.

Рабочее место ребенка должно хорошо освещаться, быть удобным. Необходимо, чтобы домашнее задание выполнялось в тишине.

Чтобы лучше запомнить большой объем материала, рекомендуется распределить его на несколько дней, чтобы не перегружать память.


Уважаемые коллеги!

В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро встал вопрос об организации в образовательных учреждениях здоровьесберегающего обучения. В документах Министерства образования РФ (в Законе об образовании, в Конвенции о правах ребёнка, Концепции модернизации российского образования и др.) указывается, что «обновлённое образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, её генофонда, обеспечении устойчивого, динамического развития российского общества с высоким уровнем жизни и подчёркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является - создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Это требование положено в основу содержания Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.).

С учётом новых подходов к выстраиванию стратегии образования, её ориентацию на воспитание здорового ребёнка, проблема здоровья рассматривается с различных точек зрения. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, учитывать все составляющие понятия здоровья в целом.

В исследованиях ряда авторов (Смирнов Н.К., Безруких М.М. и др.), по данной проблеме отмечается, что дети, обучаясь в режиме развивающего обучения, испытывают более высокие, чем по обычной программе нагрузки, которые негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышая уровень их утомляемости и невротизации. На наш взгляд, проблема перегрузки учащихся в рамках развивающей парадигмы становится псевдопроблемой. Перегрузка школьников зависит не столько от количества, сколько от качества учебной деятельности. Говоря об объёме учебной нагрузки, следует учитывать, что эта нагрузка не носит чисто физиологического характера и не может измеряться исключительно в рабочих часах, а тем более в количестве страниц учебника или объёме изученного материала. Нагрузка напрямую зависит от психологического отношения учащихся к процессу обучения: то, что интересно, усвоение чего сильно мотивировано, может не вызывать эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение, то где ребёнок не видит перспективы, что для него бессмысленно и бесцельно, может вызывать такой эффект, даже при относительно скромных объёмах учебного материала. В этом смысле учебная нагрузка связана и с содержанием образования, и с используемыми предметными методиками и педагогическими технологиями, а также с индивидуальными особенностями детей.

В предлагаемом пособии Вы найдёте рекомендации по организации здоровьесберегающего обучения, использованию здоровьесберегающих технологий и преодолению перегрузки учащихся начальной школы, организации мониторинга за состоянием здоровья учащихся.

По-нашему мнению, только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Следует отметить, что нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, это многие из знакомых педагогам психолого-педагогических приёмов и методов работы, подходов к реализации возможных проблем, а также постоянное стремление педагога к самосовершенствованию. Применение и использование технологий ещё не гарантия успеха, большую роль здесь играет личность учителя. Известно, что педагогическая практика – процесс творческий. Как отмечал А.А. Леонтьев, нельзя выучить технологии и стать педагогом, любые технологии следует применять творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личности своих учеников.

Желаем Вам успехов!

Отправной точкой в процессе организации в образовательных учреждениях здоровьесберегающего обучения для педагогов являются документы Министерства образования РФ, которыми педагогу необходимо руководствоваться.

О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ

В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.

По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5-25% школьников. Минздравом России называются следующие цифры по 1998 году: в начальной школе здоровы 11-12% детей, в основной - 8%, в средней - 5%, при этом 79% детей имеют пограничные нарушения психического здоровья.

По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Сильное влияние в этом случае оказывает школа, т.к. в школе ребёнок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения.

По данным этого же института, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза - психоневрологических отклонений, в 3 раза - патология органов пищеварения.

Причём отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объёма и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. В целях нормализации учебной нагрузки и недопущения перегрузок обучающихся Минобразования России обращает внимание руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на необходимость внимательного отношения к этому вопросу и выполнения нормативных актов, направленных на здоровьесберегающую организацию учебного процесса.

1. Приказом Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322 утверждён Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, определяющий максимальный объём учебной нагрузки обучающихся.

Для всех общеобразовательных учреждений, независимо от языка обучения, устанавливается следующее максимально допустимое количество часов в неделю с учётом её продолжительности:

Максимально допустимое количество часов в неделю при разной её продолжительности

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объём максимально допустимой нагрузки обучающихся.

Обязательная нагрузка обучающихся начальной школы для общеобразовательных учреждений региона определяется региональными органами управления образованием. При этом обязательная нагрузка не может превышать предельно допустимую.

Школьное расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

Школьное расписание уроков следует строить с учётом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся. Для младших школьников основные предметы рекомендуется проводить на 2-3-м уроках, а наибольший объём учебной нагрузки должен приходиться на вторник или среду. Контрольные работы следует проводить на 2-4-м уроках в середине учебной недели.

При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, изо, труда, физкультуры.

В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в первых классах следует (Применять «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:

В сентябре - 3 урока 35-минутной продолжительности;

С октября - 4 урока по 35 минут каждый;

Со второго полугодия - по таблице максимально допустимого количества часов.

Сильно увеличивают нагрузку детей сдвоенные уроки по одному предмету и нулевые уроки. Поэтому в начальной школе не допускается проведение нулевых и сдвоенных уроков.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, младшие школьники должны обучаться в первую смену.

3. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) длительность их непрерывного, применения в учебном процессе устанавливается следующая:

Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить. Таким образом, от нас требуется только постоянный корректив к жизни ребенка, а вовсе не то, что называется вождением за руку.

А. С. Макаренко

Давно и хорошо известно: чтобы предотвратить болезнь, необходимо заниматься ежедневной профилактикой. Профилактика - это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения. Профилактические мероприятия обходятся дешевле и пользы от них больше: они не требуют много времени, не обременительны, а часто даже приятны. Вспомним бывшую когда-то обязательной частью школьного дня физзарядку на свежем воздухе, ежедневные прогулки для младших школьников. Немного времени занимали эти мероприятия, немного сил требовали, а пользу приносили огромную, прежде всего тем, что были регулярными, обязательными и снимали накопившееся эмоциональное напряжение. Теперь, к сожалению, зарядка во многих школах не проводится, а если и проводится, то формально, от прогулок и вовсе отказались, а такое испытанное средство разрешения многих эмоциональных проблем, как хоровое пение, кануло в Лету.

Сегодня школа стоит перед выбором: или мы возрождаем нехитрые ежедневные профилактические дела, дополнив их новыми возможностями, или будем рассказывать друг другу о нарастающем асоциальном поведении детей, не желая и пальцем пошевелить для предотвращения беды.

Ежедневная профилактика эмоциональных перегрузок - важная часть коррекционной работы учителя. Нужно щадить и укреплять нервную систему ребенка, не вызывать ее чрезмерного напряжения. Делать это нужно не тогда, когда ребенок уже сорвался в невроз. Спокойный, уравновешенный ребенок не подвержен резким эмоциональным колебаниям, имеет силы сопротивляться негативному, способен подумать прежде, чем станет действовать.

Известно, что эмоциональное состояние ребенка очень тесно связано с физическим. Не зря говорится: в здоровом теле - здоровый дух. Нормальный, физически здоровый ребенок и психически здоров. Сегодня в России около 80% детей имеют отклонения в физическом развитии, заболевания различной степени тяжести. Психическое и эмоциональное здоровье этих школьников также нарушено. Поэтому и способны они на безрассудное поведение. Если нет здоровой физической усталости, приятного чувства мышечного комфорта, то все удары принимает ослабленная нервная система. Выход физической энергии обычно «оттягивает» излишки нервного напряжения. Природа так устроила: нервные дети всегда самые подвижные, иначе им не выдержать избытка нервной силы. Если ограничивать их природную подвижность, лишать их возможности много двигаться, то избыточная нервная энергия будет накапливаться. Такова изложенная простыми словами общая зависимость между физической и нервной деятельностью.

Опираясь на это положение, можно сделать вывод: чем больше затрат физической энергии, тем меньше проблем с психическим здоровьем. Больше контролируемых физических нагрузок, больше здоровой мышечной усталости - меньше нервного напряжения, меньше отклоняющегося поведения. Доводите ребенка до здоровой мышечной и умственной усталости - и он перестанет даже думать о чем-нибудь другом, кроме восстановления сил для предстоящей работы.

Профилактика эмоциональной напряженности младших школьников составляет оздоровительную систему (см. рис. 10), в которую включаются:

Ежедневная интенсивная физическая зарядка на свежем воздухе длительностью не менее 30 мин.;

Ежедневные уроки физкультуры;

Систематический (2-3 раза в неделю) специальный тренинг, на котором дети обучаются приемам самообладания;

Систематические прогулки на свежем воздухе под руководством учителя длительностью не менее 1 ч;

Систематический (ежедневный) общественно полезный труд;

Систематическое (не менее трех раз в неделю) хоровое пение всех учеников младшей школы.

Если эта система будет выдержана, то можно ожидать улучшения физического и эмоционального здоровья школьников.

В методических руководствах описаны хорошие физкультурные комплексы утренней зарядки для детей всех возрастов и медицинских групп. Учитель будет делать зарядку вместе с учениками и следить, чтобы она не превратилась в формальное мероприятие, отбывание повинности. Все ученики добросовестно и в полном объеме выполняют упражнения. После физзарядки детям предоставляется 10-минутный отдых, чтобы успокоиться и подготовиться к уроку. Были времена, когда за отношение к утренней гимнастике выставлялись оценки, она была делом большой государственной важности. Комплекс физкультурных упражнений утверждался на высоком правительственном уровне.

Учить детей приемам самообладания нужно, прежде всего, для того, чтобы они оставались здоровыми. Поскольку без стрессов жизнь невозможна, необходимо учить детей переносить их с наименьшими потерями. Стресс - это реакция организма на повышенные требования, а также защита от перегрузок. Со всеми проблемами наша нервная система не справляется. Нужно сознательно ей помогать. Управлять своими эмоциями, возобновлять силы и работоспособность научит детей педагог, излагая основы аутотренинга. Это психотерапевтический метод, объединяющий элементы самовнушения и самокоррекции.

Накоплен положительный опыт использования аутотренинга в элитарных учебных заведениях РФ. Занятия планируются, являются обязательными. Уроки аутотренинга вводятся в расписание. Они проходят 2-3 раза в неделю в специально оборудованном, тихом, слегка затемненном, хорошо проветренном помещении. Воздух увлажняется настоями ароматических трав, запахи которых успокаивают нервную систему. В содержание курса аутотренинга, который начинается с 1 класса и продолжается до девятого, входят беседы на различные темы, антистрессовые установки, внушения, овладение методиками самовнушения, самоанализа, самокоррекции. Занятия сопровождаются специально подобранной музыкой.

Польза аутотренинга в том, что здесь педагоги не подчиняют ребенка своей воле, а наоборот, максимально способствуют пробуждению и поэтапному укреплению его собственных сил, учат детей сознательно управлять своими возможностями. В школе незаметно формируется дух сотрудничества, взаимопонимания, налаживается хороший моральный климат, повышается качество учебной работы. Ученики обучаются искусству владения собой, которое им пригодится на всю жизнь. Они усваивают приемы оценки ситуаций, умения принимать правильные решения, освобождаются от страхов, агрессивности и тревожности, неуверенности в своих силах. Педагоги, участвующие в тренинге вместе с детьми, тоже становятся добрее, тактичнее, исчезают раздраженность, головные боли и бессонница.

Конечно, не каждый педагог сразу готов вести сеансы аутотренинга. Этому уже начинают обучать в вузах. В странах мира распространяется движение под девизом «Учитель, ты психотерапевт», методика коррекционного аутотренинга постоянно совершенствуется. Те затраты, которые несет общество, обустраивая классы эмоциональной коррекции, окупаются с лихвой.

Для определения наиболее важных направлений коррекционной работы учитель может воспользоваться ориентировочной программой.

Программа коррекции эмоциональной напряженности (КЭН)

1. Программа КЭН предназначена для детей 6-11 лет. Снимает усталость, тревогу, эмоциональное напряжение, помогает сознательно регулировать психические состояния, развивать эстетические чувства. Длительность сеансов 10-15 мин.

2. Программа КЭН для детей начальной школы состоит из 10 тематических сеансов:

«Путь к себе» - для общего представления о возможностях самоусовершенствования;

«Каждый человек неповторим» - для понимания детьми главных качеств и характеристик человека;

«Здоровый сон» - для усвоения комплекса простых психогигиенических навыков, способствующих расслаблению и здоровому сну;

«Я и другие» - для повышения уровня коммуникабельности и усвоения навыков правильного общения;

«Моя сила» - для устранения психоневротических состояний и профилактики утомляемости;

«Совсем не страшно» - для самокоррекции состояний тревожности;

«Спокойствие - дар богов» - для самокоррекции нервных вспышек, общей гипермобильности;

«Прости обидчика» - для самокоррекции вспышек драчливости, снижения конформности, умения выходить из конфликтных и напряженных ситуаций;

«Жестокость губит человека» - для снижения агрессивных состояний;

«Работать много, работать легко» - для профилактики усталости, повышения работоспособности.

Разумеется, это общие направления, которые в каждой школе «обрастают» конкретными подходами, деталями, возможностями. Один из наиболее сильных методов групповой терапии - хоровое пение. С ним по эффективности облагораживающего влияния не может сравниться никакой метод. Зависимость эмоционального здоровья человека от участия в многоголосом хоровом пении обнаружена в древнейшие времена. Все религии, все педагогические системы прошлого включали пение в свои программы как важный и необходимый, весьма полезный для сохранения эмоционального здоровья предмет. Участие в общем хоре освобождает энергию, незаметно и очень эффективно снимает напряжение, расслабляет человека, делает его добрее. Душа облегчается, исчезают озлобленность и агрессивность. Человек, пропевший в общем хоре несколько хороших песен, не способен на зло. Песни, подчеркнем, должны быть специально подобранными, сладкоголосыми, умиротворяющими. Не похабные частушки и не бьющие по мозгам шлягеры, усиливающие агрессивность, а хорошие, давние народные песни, классические произведения.

С древнейших времен хоровое пение - обязательный предмет в хороших школах. Выход энергии, гармонизация чувств, снятие напряженности, совместные переживания, коллективная эмпатия, всеобщая любовь и умиротворенность - все в этом нехитром занятии. Почему же мы не используем его возможностей, а если используем, то неверно, неграмотно, формально, превращая уроки пения в заранее запланированное, второстепенное и ненужное занятие? Думается, все от неправильного подхода, недомыслия. Если на уроках дети не поют, а занимаются чем-то другим - учат ноты, разбираются в музыкальных жанрах, - это не уроки пения. Они никому не нужны, поскольку не выполняют своего прямого назначения - облегчения чувств. С первой и до последней минуты урока пусть дети поют и, когда время вышло, с огорчением покидают класс. Пускай поют они пока нестройно, неумело, не зная слов, выбирая примитивные песни; на то и учитель, чтобы постепенно все исправлять. «Давайте, дети, петь!» - пусть будут ваши главные слова. Сначала будем петь то, что вам хочется, песни, которые вы знаете, становитесь или садитесь, где кто хочет. Трудно, со скрипом, с большими потугами будут идти первые занятия. И может понадобиться не один год, чтобы снять укоренившееся отрицательное отношение к настоящему хоровому пению. Зато какой превосходный результат должен быть в перспективе! Говорят, хоровое пение в тюрьмах исцеляет души даже закоренелых преступников. Никто из участников академических хоров никогда не был под следствием и не совершил никакого преступления. Общины баптистов, евангелистов, где много поют хороших песен, самые законопослушные. Возродить в школах ежедневное хоровое пение будет трудно. Но делать это все же необходимо. Начинать надо с малого, постепенно. Учитель снимет с себя заботы по коррекции отклоняющегося поведения, если будет петь вместе с детьми.

Песни сочетаются с хороводами, играми, танцами. При правильной организации это эффективная и целебная групповая медитация, удесятеряющая силы.

Прогулки на природе - издавна известный и широко применяемый метод комплексного решения многих воспитательных задач, профилактики эмоциональной напряженности. Вспомним, какое значение придавал ему В.А. Сухомлинский. Во время прогулки естественно возникают и разрешаются такие вопросы, для которых в классе требуется создавать специальную атмосферу. Учитель вместе с детьми проложит прогулочную тропу, установит на ней необходимые для развития различных физических качеств препятствия, оборудует место для отдыха и задушевных бесед. Затрат минимум, а польза огромная.

Для работы с детьми

Диагностические методики

Название: У кого больше.

Форма, метод: Игра-секретик.

Цель: Выявить лидеров и отверженных в классе. Больше узнать о детях, требующих коррекционной поддержки.

Оборудование: Детские рисунки, открытки, конверты.

Реализация: Учитель постепенно накапливает детские рисунки, изготовленные самими детьми, поздравительные открытки без подписи, конверты. В один прекрасный день все это богатство он сложит в стопку, будет приглашать по очереди детей, собравшихся за дверью класса в коридоре, и говорить: «Выбери три рисунка. Можешь положить их в конверты трем любым ребятам на их парты». Те, кто уже выполнил упражнение, из класса не выходят. Тот, кому положили больше всех рисунков, станет лидером.

Вариации: С другими предметами, в различных сочетаниях, для многих целей.

Обработка результатов: Считаются сделанные выборы. Подтверждаются, дополняются или опровергаются наблюдения учителя.

Выводы: Учитель принимает решение об отнесении отдельных учеников в одну из коррекционных подгрупп. Намечаются направления и методы педагогического воздействияНазвание: Сколько сил осталось?

Диагностические методики

Форма, метод: Игра-тест.

Цель. Диагностика утомляемости и работоспособности.

Оборудование: Секундомер.

Реализация: Младшие школьники, как известно, быстро утомляются. А с усталыми детьми никакая работа, в том числе и коррекционная, успешной быть не может. Чтобы узнать, сколько сил осталось у детей, и решить, можно ли начинать с ними новое дело, учитель проводит измерение остатка сил. Определяет он этот показатель по времени групповой реакции. Все дети класса вместе с учителем становятся в кружок и берутся за руки. Учитель «запускает» сигнал по кругу - пожимает руку рядом стоящего ученика. Тот должен другой рукой передать сигнал товарищу и так по всей цепочке, пока сигнал не вернется к учителю (ученик не сжимает его руку). Секундомер останавливается и засекается время прохождения сигнала. Чем больше устали дети, тем больше времени понадобится, чтобы сигнал обошел весь круг. Метод простой и надежный. Результат зависит от количества детей, потому ориентировочные данные не приводятся. Учитель протестирует детей в различное время суток, в разные дни и установит время наилучшей работоспособности.

Вариации: От класса к классу, в разное время года, на протяжении месяца, недели и суток реакция будет разной.

Обработка результатов: Прямой отсчет времени групповой реакции по секундомеру. На основе полученных данных учитель принимает те или иные решения.

Подытоживая, еще раз подчеркнём, что лучше предупреждать, чем их потом лечить. Необходимо заниматься ежедневной профилактикой эмоциональных перегрузок. Для этого используйте ежедневную интенсивную физическую зарядку на свежем воздухе длительностью не менее 30 мин.; ежедневные уроки физкультуры; систематический (2-3 раза в неделю) специальный тренинг, на котором дети обучаются самообладанию; систематические прогулки на свежем воздухе под руководством учителя длительностью не менее 1 часа; систематический (ежедневный) общественно полезный труд; систематическое (не менее трех раз в неделю) хоровое пение всех учеников младшей школы.

Проверим себя

Что такое депривация?

Какие причины депривации вы могли бы назвать?

Как связана депривация с поведением школьника?

Какие способы помощи детям-деприватам может использовать учитель?

Что такое фрустрация?

Охарактеризуйте особенности поведения, вызванного этим состоянием.

Как помочь школьникам, впавшим в фрустрацию?

Каковы общие методы снижения эмоциональной напряженности детей?

Прочитаем дополнительно

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

Гуревич КМ. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1988.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1991.

Захаренко И.А. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.

Зинченко С.Н. Трудные дети. Киев, 1988.

Караковский В А. Любимые мои ученики. М., 1987.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1994.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.

Кочетов А. Работа с трудными детьми. М., 1986.

Кравцова ЕЕ. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

Кушнер Ю. Изучение подростковой депрессии // Воспитание школьников. 1991, № 2.

Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., 1990.

Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.

Макеева С.Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника // Начальная школа. 1999. № 4. С. 53-61.

Подласый ИЛ. Педагогика начальной школы. М., 2000.

Реттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.

Славина Л.Л. Дети с эффектным поведением. М., 1966.

Эмоциональное здоровье вашего ребенка / Пер. с англ. М., 1996.