Оружие ссср 1964 1982 гг подводные лодки. Подводные лодки второй мировой войны: фото. подводные лодки ссср и германии второй мировой войны. Немецкие субмарины перед войной

Вскоре после рождественских каникул 1959 года адмирал Ральф у входа в свой кабинет вывесил следующее объявление: «Я командующий Атлантическим флотом США обещаю ящик виски «Jack Daniels» первому командиру субмарины представивший доказательство того, что вражеская подводная лодка была измотана преследованием и была вынуждена всплыть на поверхность».

К-3 я крайний раз на "ходу" видел в Полярном, в бухте Кислая в 1986 году. Реактор в ней уже был заглушен.
Сейчас она на заводе "Нерпа". Из неё сейчас делают плавучий музей.
Вот она в Снежногорске (Вьюжном). Фото 2014 года, последние числа июля.

Это не было шуткой. Адмирал как на ипподроме сделал ставку на чудо американской военной мысли - атомную подводную лодку.

Современная субмарина производила собственный кислород и была способна находиться под водой в течение всего похода. Советские подводники могли лишь мечтать о таком корабле. При длительном плавании их экипажи задыхались, подводные лодки были вынуждены всплывать, становясь легкой добычей противника.

Победителем стал экипаж подводной лодки «USS Grenadier» бортовой номер «SS-525» около 9 часов преследовавший советскую подводную лодку, и заставив всплыть на поверхность возле берегов Исландии. Командир подводной лодки США капитан-лейтенант Дэвис получил из рук адмирала обещанный ящик виски. Они не догадывались, что очень скоро Советский Союз преподнесет им свой подарок.

В 1945 году США открыто демонстрировало всему миру разрушительную мощь своего нового оружия, и теперь она должна иметь надежное средство его доставки. По воздуху, так как это было с Японией, сопряжено с большим риском, значит единственно разумным способом доставки ядерного груза должна стать субмарина, но такая, которая сможет скрытно ни разу не всплывая, нанести решающий удар для этого идеально подходила атомная подводная лодка. Создание такой субмарины было сложнейшей задачей в то время, даже для США. Меньше чем через год на верфи в Нью-Лондоне, штат Коннектикут был заложен первый атомоход «USS Nautilus» бортовой номер «SSN-571». Проект реализовывался в обстановке такой предельной секретности, что агентурные сведения о нем попали на стол Сталину лишь два года спустя. Советский Союз опять оказался в роли догоняющего. В 1949 году были проведены испытания первой советской атомной бомбы, а в сентябре 1952 Сталин подписал постановление о создании атомных подводных лодок в СССР.

Отечественные конструкторы, как это не раз происходило, были вынуждены идти своим путем, так складывались обстоятельства непростые для Советского Союза в целом и для советской военной науки в частности. В СССР работу оборонного значения всегда возглавляли люди неизвестные широкой общественности, о которых не писали в газетах. Создание проекта подводной лодки поручено конструктору В. Н. Перегудову. Технический проект первой атомной подводной лодки был утвержден.

Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 627 «К-3», шифр «Кит»:

Длина - 107,4 м;
Ширина - 7,9 м;
Осадка - 5,6 м;
Водоизмещение - 3050 тонн;
Энергетическая установка - атомная, мощность 35000 л.с.;
Скорость надводная - 15 узлов;
Скорость подводная - 30 узлов;
Глубина погружения - 300 м;
Автономность плавания - 60 суток;
Экипаж - 104 человека;
Вооружение:
Торпедные аппараты 533 мм: носовых - 8, кормовых - 2.

Замысел боевого использования подводного корабля был таков: лодка вооруженная гигантской торпедой выводится на буксирах из пункта базирования в точку погружения, откуда продолжает плавание под водой в заданный район. С получением приказа атомная подводная лодка производит выстрел торпедой, атакуя военно-морские базы противника. Во время всего автономного плавания всплытие атомохода не планируется, средства защиты и противодействия не предусмотрены. После выполнения задачи она становится практически беззащитной. Интересный факт, первая атомная подводная лодка проектировалась и строилась без участия военных.

Единственная торпеда с термоядерным зарядом субмарины имела калибр 1550 мм и длину 23 м. Подводникам сразу стало ясно, что произойдет с подлодкой при пуске этой супер-торпеды. В момент пуска вся водная масса выстрелится вместе с торпедой, после чего еще большая масса воды попадет вовнутрь корпуса и неминуемо создаст аварийный дифферент. Чтобы выровнять ее экипажу придется продувать главные системы балласта и на поверхность будет выпущен воздушный пузырь, позволяющий тут же обнаружить атомную подводную лодку, что означает ее немедленное уничтожение. Кроме этого специалисты главного штаба ВМФ установили, что не только в США, а во всем мире военных баз, которые можно уничтожить такой торпедой всего две. К тому же они не имели никакого стратегического значения.

Проект торпеды-гиганта похоронили. Макеты аппаратуры изготовленные в натуральную величину уничтожили. Изменение проекта атомной подводной лодки занял целый год. Цех №3 стал закрытым производством. Его работники не имели права говорить даже родным, где они работают.

В начале 50-х в сотни километрах от Москвы силами ГУЛАГа была построена первая атомная электростанция, назначением которой было не производство электрической энергии для народного хозяйства - это был прототип ядерной установки для атомной подводной лодки. Теми же заключенными в сосновом бору был построен учебный центр с двумя стендами. В течение полугода по всем флотам Советского Союза набирали экипаж будущей атомной субмарины, моряков сверхсрочников и офицеров. Учитывалось не только здоровье и военная выучка, но и девственно чистая биография. Слово атом вербовщики произносить не имели права. Но каким-то образом шепотком распространился слух куда и на что их приглашали. Попасть в Обнинск стало мечтой. Всех переодели в гражданскую одежду, отменили военную субординацию - все обращались друг к другу только по имени отчеству. В остальном - строгие военные порядки.

Личный состав был расписан как на корабле. На вопросы посторонних курсант мог отвечать что угодно только не то что он подводник. Слово реактор произносить запрещалось всегда. Даже на лекциях преподаватели называли его кристаллизатором или аппаратом. Курсанты отрабатывали множество действий по утечке выброса радиоактивного газа и аэрозолей. Наиболее значительные неполадки устраняли заключенные, но на долю курсантов тоже доставалось. Что такое радиация никто толком не знал. Помимо альфа-, бета- и гамма излучений в воздухе находились вредные газы, активировалась даже бытовая пыль, об этом ни кто задумывался. Основным лекарством считались традиционные 150 грамм спирта. Моряки были убеждены, что они так снимали подхваченную за день радиацию. Все хотели идти в плавание и боялись быть списанными еще до спуска подводной лодки на воду.

Не согласованность ведомств всегда мешало любому проекту в СССР. Так по экипажу первой атомной подводной лодки и по всему подводному флоту в целом, совершаются два удара. Министр обороны СССР маршал Жуков, который при всем уважении к его сухопутным заслугам во флоте понимал мало, издал приказ вдвое урезающий заработную плату сверхсрочникам. Практически подготовленные специалисты начали подавать рапорты на увольнение. Из шести набранных экипаж первой атомной подводной лодки остался один, который любит свое дело больше чем благосостояние. Следующим ударом маршал Жуков отменил второй экипаж атомной подводной лодки. С появлением подводного флота был установлен порядок - два экипажа. После многомесячного похода первый уходил в отпуск, а на боевое дежурство заступал второй. Задачи командиров субмарин на порядок усложнились. Им надо было что-то придумывать, чтобы найти время для отдыха экипажа, не отменяя боевые дежурства.
Первый атомоход строила вся страна, хотя большинство участников этого небывалого дела и не подозревало о своей причастности к уникальному проекту. В Москве разработали новую сталь, позволявшую лодке погружаться на немыслимую для того времени глубину – 300 м; реакторы изготовили в Горьком, паротурбинные установки дал ленинградский Кировский завод; архитектуру К-3 отрабатывали в ЦАГИ. В Обнинске на специальном стенде стажировался экипаж. Всего 350 предприятий и организаций «по кирпичикам» соорудили чудо-корабль. Первым его командиром стал капитан 1 ранга Леонид Осипенко. Если бы не режим секретности, его имя прогремело бы на весь Советский Союз. Ведь Осипенко провел испытания по настоящему первого «гидрокосмического корабля», который мог уходить в океан на целых три месяца лишь с одним всплытием – в конце похода.

А на Северодвинском машиностроительном заводе готовая атомная подводная лодка «К-3», заложенная 24 сентября 1954 года, уже ждала свой первый экипаж. Внутренние помещения выглядели как произведения искусства. Каждое помещение было выкрашено в свой цвет, краски ярких оттенков приятные глазу. Одна из переборок выполнена в виде огромного зеркала, а другая - картины летнего луга с березками. Мебель изготовлена по спецзаказу из ценных парод дерева и помимо своего прямого назначения могла превращаться в предмет помощи внештатных ситуаций. Так большой стол в кают-компании в случае нужды трансформировался в операционную.

По конструкции советская подводная лодка сильно отличалась от американской субмарины. На подлодке «USS Nautilus» были повторены обычные принципы дизельных подводных лодок, добавлена лишь ядерная установка, а у советской субмарины «К-3» была совершенно иная архитектура.

1 июля 1958 года наступило время спуска на воду. На боевую рубку была натянута парусина, скрывающая формы. Как известно, моряки народ суеверный, и если не разбивается бутылка шампанского о борт корабля, об этом будут вспоминать в критические моменты во время плавания. Среди членов приемной комиссии возникла паника. Весь сигарообразный корпус нового корабля был обтянут слоем резины. Единственное жесткое место, о которое может разбиться бутылка небольшое ограждение горизонтальных рулей. Никто не хотел рисковать и брать на себя ответственность. Тут кто-то вспомнил, что шампанское хорошо разбивают женщины. Молодая сотрудница КБ «Малахит» уверенно размахнулась, и все облегченно перевели дух. Так родился первенец советского атомного подводного флота.

К вечеру при выходе атомной подводной лодки в открытое море поднялся сильнейший ветер, который порывами снес с обшивки всю старательно установленную маскировку, и субмарина предстала пред глазами оказавшихся на берегу людей в своем первозданном виде.

С 3 июля 1958 года лодка, получившая тактический номер К-3, вышла на ходовые испытания, проходившие в Белом море. 4 июля 1958 г. в 10 часов 3 минуты впервые в истории отечественного флота для движения корабля была использована атомная энергия.

Испытания завершились 1 декабря 1958 г. В ходе них мощность энергетической установки была ограничена 60% от номинальной. При этом была достигнута скорость 23,3 узла, что на 3 узла превысило расчетную величину. За успешное освоение новой техники, впервые после окончания Великой Отечественной войны, командиру К-3 Л.Г.Осипенко было присвоено звание Героя Советского Союза. В настоящее время его имя присвоено учебному центру по подготовке экипажей АПЛ в г.Обнинске.

В январе 1959 г. К-3 была передана ВМФ для опытной эксплуатации, которая завершилась в 1962 г., после чего АПЛ стала "полноценным" боевым кораблем Северного флота.

Во время ходовых испытаний АПЛ часто посещали академик Александров Анатолий Петрович, который считал создание "К-3" главным детищем своей жизни (лодка была так ему дорога, что он завещал чтобы его гроб был укрыт первым Военно-Морским флагом "К-3"), ГК ВМФ адмирал флота Горшков С.Г..17 декабря 1965 года гостем подводников был первый космонавт Земли Герой Советского Союза полковник Ю.А. Гагарин.

Первый подводный атомоход практически сразу же приступил к освоению арктического района. В 1959 году К-3 под командованием капитана 1 ранга Л.Г.Осипенко прошла под арктическими льдами 260 миль. 17 июля 1962 г. эта АПЛ выполнила переход к Северному полюсу, однако всплыть на поверхность.

Интересный факт - когда американцы раскрыли архивы времен «холодной войны» было обнаружено, что спустя совсем небольшое время после спуска на воду первой атомной подводной лодки «К-3» капитан 1 ранга ВМС США Беринс провел свою субмарину в устье канала ведущего к порту Мурманск. Он приблизился к советскому порту настолько близко, что смог наблюдать за ходовыми испытаниями советской, но дизельной подводной лодки, оснащенной баллистическими ракетами. О советской атомной субмарине американцы тогда так и не узнали.

Атомная подводная лодка «К-3» получилась отличной по всем параметрам. В сравнении с американской субмариной она и выглядела внушительнее. После прохождения всех положенных испытаний атомной подводной лодке «К-3» проекта 627 было присвоено название «Ленинский Комсомол» и 4 июля 1958 года она вошла в состав ВМФ СССР. Уже летом 1962 года экипаж «Ленинского Комсомола» повторил подвиг американцев, которые в 1958 году на первой атомной подводной лодке США «USS Nautilus» совершили поход к Северному полюсу, а затем на других атомных субмаринах неоднократно его повторяли.

В июне 1967 года подводная лодка провела испытания по всплытию во льдах и пролому льда от 10 до 80 см. Имелись незначительные повреждения корпуса рубки и антенн. Впоследствии с 11 по 21 июля 1962 года лодка выполнила специальное Задание - арктический поход с пересечением Северного полюса в 00 часов 59 минут 10 секунд Московского времени 17 июля 1962 года. Во время исторического похода ПЛ трижды всплывала в полыньях и разорьях.

За время своего славного боевого пути подводная лодка "Ленинский комсомол" выполнила 7 боевых служб, принимала участие в учениях стран Варшавского договора "Север", участвовала в учениях "Океан-85", "Атлантика-85", "Север-85", шесть раз объявлялась приказом КСФ "Отличной ПЛ". 228 членов экипажа награждены правительственными орденами и медалями, а четверо из них получили почетное звание Герой Советского Союза. Никита Сергеевич Хрущев лично вручал подводникам награды за арктический поход. Капитан атомной подводной лодки Лев Жильцов стал Героем Советского Союза. Весь без исключения экипаж получил ордена. Их имена стали известными всей стране.

После подвига во льдах атомная подводная лодка «Ленинский Комсомол» стала современной «Авророй» и предметом посещения многочисленных делегаций. Пропагандистская показуха почти полностью заменила собой боевую службу. Капитана подводного корабля отправили учиться в академию Генерального штаба, опытных офицеров разобрали по штабам и министерствам, а моряки вместо обслуживания сложной боевой техники принимали участие во всевозможных съездах и конференциях. Вскоре за это пришлось расплатиться сполна.

По данным советской разведки стало известно, что в нейтральных водах Средиземного моря тайно совершает патрулирование американская субмарина. Руководство ВМФ СССР поспешно начало обсуждать, кого туда направить и выяснилось, что свободных боевых кораблей поблизости нет. Вспомнили про атомную подводную лодку «К-3». Субмарину в спешном порядке укомплектовали сборным экипажем. Назначили нового командира. На третьи сутки похода на подводной лодке были обесточены кормовые горизонтальные рули, и отказала система регенерации воздуха. Температура в отсеках поднялась до 40 градусов. В одной из боевых частей начался пожар, и огонь стремительно распространился по отсекам. Несмотря на упорные спасательные действия погибло 39 подводников. По результатам расследования проведенного командованием ВМФ действия экипажа были признаны правильными. И экипаж был представлен к государственным наградам.

Но вскоре на подлодку «Ленинский Комсомол» прибыла комиссия из Москвы, и кто-то из штабистов нашел в торпедном отсеке зажигалку. Было выдвинуто предположение, что один из моряков забрался туда покурить, что и стало причиной катастрофы атомной подводной лодки. Наградные листы были разорваны в клочья, вместо них объявили взыскания.

Та трагедия «Ленинского комсомола» не стала достоянием нашей общей памяти ни в 1967 году, ни в «эпоху гласности», не знают о ней толком и сегодня. Морякам, сгоревшим на К-3, поставили скромный безымянный памятник вдали от людных мест: «Подводникам, погибшим в океане 08.09.67 г.» И маленький якорь у подножия плиты. Сама же лодка доживает свой век у причала судоремонтного завода в Полярном.

Соперничество сверхдержав в подводных флотах было напряженным. Борьба шла по мощности, габаритам и надежности. Появились многоцелевые атомные подводные лодки несущие мощные ядерные ракеты, для которых нет пределов дальности полета. Подводя итог противостоянию можно сказать, что в чем-то военно-морские силы США превосходили советский военно-морской флот, но в чем-то и уступали.

Итак, советские атомные подводные лодки были более скоростными и с большим запасом плавучести. Рекорды погружения и подводной скорости до сих пор остаются за СССР. В производстве атомных подводных лодок с баллистическими ракетам на борту было задействовано около 2000 предприятий бывшего Советского Союза. За годы «холодной войны» СССР и США бросили в топку гонки вооружений по 10 триллионов долларов. Такое расточительство не могла выдержать ни одна страна.

«Холодная война» канула влету, но понятие обороноспособности не исчезло. За 50 лет после первенца «Ленинский Комсомол» было построено 338 атомных подводных лодок, 310 из которых по сей день пребывают в строю. Эксплуатация АПЛ «Ленинский Комсомол» продолжалась до 1991 года, при этом подлодка несла службу наравне с другими атомоходами.

После списания «К-3» подлодку планируют переоборудовать в корабль-музей, соответствующий проект уже разработан в КБ «Малахит», но по непонятным причинам корабль остается бездейственным, постепенно приходя в негодность.

Подводные лодки класса «Варшавянка».


Во время холодной войны советская подводная программа была силой, с которой приходилось считаться. Советские подводные машины-убийцы захватили воображение и западных, и советских граждан. Роман Тома Клэнси 1984 года «Охота за "Красным Октябрем"» (в следующем году на его основе был снят фильм) рассказывает о том, как экипаж вымышленной советской подводной лодки типа «Тайфун» с баллистическими ракетами на борту делает попытку бежать в Соединенные Штаты. В напряженные годы противостояния между Вашингтоном и Москвой многие американцы считали, что советские подводные лодки таятся в засаде у побережья их страны. У обеих сверхдержав были субмарины, благодаря которым можно было начать ядерный Армагеддон прямо из таинственных океанских глубин.

После распада Советского Союза российская программа строительства подводных лодок пришла в упадок вместе со многими другими отраслями российского военно-промышленного комплекса. Но в последнее десятилетие российские руководители предпринимают усилия по модернизации своих вооруженных сил. Россия модернизирует образцы времен холодной войны в соответствии с современными требованиями и проектирует совершенно новые платформы, такие как лодки типа «Борей» и «Ясень» - она явно полна решимости повысить статус и возможности своего подводного флота.

Вот пять подводных лодок, которые заслуживают особого внимания.

Подводная лодка проекта «Щука-Б»

Буль с буксируемой антенной внутри на хвостовом оперении подводной лодки проекта 971 «Щука-Б».


Эта ударная атомная субмарина была построена в Советском Союзе и получила название «Барс» проекта 971, но она более известна по квалификации НАТО под названием Akula. «Барс» не обладает той же малошумностью, что и некоторые из западных образцов, но эта лодка остается весомой угрозой, особенно после серии модернизаций в период после холодной войны.

Советский военно-морской флот получил семь моделей Akula I в период с 1986 по 1992 год. С 1992 по 1995 год Россия спустила на воду от двух до четырех модернизированных лодок Akula I. В то время Москва уже приступила к всеобъемлющей модернизации лодки проекта 971A — Akula II. Эта вариант имеет увеличенную длину корпуса в 110 метров и большее водоизмещение - 12 770 тонн. Усовершенствованная конструкция также имеет более тихий двигатель, чем у предшественников, в связи с чем лодка проекта 971A является самой малошумной в российском флоте. Россия построила три таких корабля: «Вепрь» (вошел в строй в 1995 г.), «Нерпа» (2000 г.) и «Гепард» (2001 г.). Москва должна сохранить «Гепард» в своем арсенале как минимум до 2025 года, а «Нерпа» передается в аренду в Индию.

Скорость проекта 971 в надводном положении составляет до 10 узлов. Под водой эта лодка может развивать скорость до 33 узлов при погружении до 600 метров. Продолжительность автономного плавания у «Щуки» составляет 100 дней. Лодка вооружена различным противокорабельным, противолодочным и зенитным оружием, что позволяет ей выполнять целый ряд задач. Одна субмарина этого типа может нести на борту целых 12 крылатых ракет «Гранит», которые предназначены для поражения кораблей и наземных целей. Ракета «Гранит» имеет дальность пуска 3 тысячи километров. Для противокорабельных и противолодочных действий «Щука» оснащена восемью пусковыми торпедными аппаратами, в то время как у улучшенной «Акулы» и у «Акулы II» их десять. ПЗРК «Стрела-ЗМ» с 18 ракетами дает этой лодке возможность наносить удары по воздушным целям.

Подводная лодка проекта 877 «Палтус» (Kilo)

Дизельная подводная лодка «Краснокаменск» проекта 877 во время
швартовки в главной базе Тихоокеанского флота во Владивостоке.


Российский проект 877 «Палтус» (название по классификации НАТО Kilo), который представляет собой дизель-электрическую ударную подводную лодку, был задуман еще в советское время в Центральном морском конструкторском бюро «Рубин» в Санкт-Петербурге. Эта субмарина стала частью советского флота в 1982 году и остается на вооружении в России и в других странах по сей день.

«Палтус» - субмарина меньшего размера, ее иранская версия имеет подводное водоизмещение 3 076 тонн и длину корпуса 70 метров. Базовая модель Kilo несет шесть торпедных аппаратов. Эта лодка может использовать электрические торпеды ТЕСТ-71МКЕ, которые имеют активную гидроакустическую систему самонаведения с телеуправлением и несут 205-килограммовый боевой заряд. «Палтус» может также выпустить до 24 мин. Лодка имеет на борту восемь зенитных ракет, которые могут использоваться в ПЗРК «Стрела-3» и «Игла». Индия, которая также использует Kilo, по контракту с российской кораблестроительной компанией «Звездочка» включила в состав вооружения противокорабельные ракеты Club S (дальность 220 километров).

Дизельные генераторы Kilo обеспечивают субмарине скорость до 10 узлов в надводном положении и 17 узлов под водой. Kilo может погружаться до 300 метров, а срок автономного плавания у этой лодки составляет 45 дней. Постсоветская Россия до сих пор использует «Палтус», в то время как его варианты состоят на вооружении в таких странах, как Китай, Индия, Иран и Алжир. Бывшие участники Варшавского договора и нынешние члены НАТО Польша и Румыния также имеют в составе своих ВМС лодки проекта 877.

Подводные лодки проекта 636,6 «Варшавянка» (Улучшенная Kilo)

Спуск на воду подводной лодки «Краснодар» в Санкт-Петербурге.


Когда новой дизель-электрической российской субмарине «Лада» не удалось пройти ходовые испытания в 2010 году, Москва вернулась к классике времен холодной войны - лодке Kilo. Чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к дизель-электрическим подлодкам, Россия приступила к модернизации более ранней модели Kilo.

На сцене появился проект 636,6 «Варшавянка», также известный на Западе как «улучшенный Kilo». Первоначально эту лодку рассматривали в качестве промежуточного варианта между первыми Kilo и «Ладой», но теперь «Варшавянке» придется заполнять образовавшийся пробел до тех пор, пока новые модели не будут признаны годными для плавания. Российский военно-морской флот заказал шесть таких кораблей, четыре из них уже вошли в его состав. Новейшая лодка «Краснодар» была спущена на воду в апреле 2015 года.

«Варшавянка» имеет водоизмещение до 4 тысяч тонн в подводном положении и обладает мощным комплексом вооружений. Как и ее предшественница, эта лодка имеет шесть торпедных аппаратов и вооружена зенитными ракетами «Стрела-3» и «Игла». Новый тип 636,6 также несет на борту противокорабельные ракеты ОКБ «Новатор» Club-S. У этой ракеты с фугасной боевой частью дальность пуска составляет 220 километров.

Как и у оригинального проекта 877, у «улучшенного Kilo» длительность автономного плавания равна 45 дням, а максимальная глубина погружения 300 метрам. «Варшавянка» обладает более высокими скоростями по сравнению с предшественницей: 11 узлов в надводном и 20 узлов в подводном положении. Модернизированная модель, получившая прозвище «тихий убийца», уже считается одной из самых малошумных дизель-электрических подводных лодок. Тем не менее, конструкторское бюро «Рубин» намерено установить на «Варшавянке» воздухонезависимую двигательную установку, которая может обладать даже меньшей шумностью, чем у атомной установки.

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий».


Это первая абсолютно новая модель подводной лодки, разработанная Россией после распада Советского Союза. Серия атомных подводных лодок проекта «Борей» оснащена баллистическими ракетами. Головной корабль нового проекта «Юрий Долгорукий» был спущен на воду в 2008 году и введен в состав флота в 2013 году. Вторая субмарина «Борей» была спущена в 2010 году и введена в состав ВМФ в 2013 году, третья была спущена в 2012 году, а как новейший корабль «Князь Владимир» был заложен в начале этого года. Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 (Typhoon по классификации НАТО) и «Дельфин» (Delta-III по классификации НАТО).

Длина корпуса «Борея» составляе 170 метров, и каждая подводная лодка имеет водоизмещение под водой 24 тысячи тонн. «Юрий Долгорукий» и остальные корабли его серии несут на борту 16 баллистических ракет Р-30 «Булава-30» (РСМ-56). Ракеты «Булава» оснащены ядерными боеголовками мощностью 150 килотонн и имеют дальность пуска 8 тысяч километров. Согласно некоторым данным, РСМ-56 могут иметь еще большую дальность и мощность: до 10 тысяч километров и до 500 килотонн. В дополнение к баллистическим ракетам, лодки «Борей» также имеют шесть торпедных аппаратов, обеспечивающих пуск различных типов противолодочных торпед.

Атомная силовая установка «Борея» обеспечивает ему скорость в надводном положении до 15 узлов и скорость подводного хода 29 узлов. Максимальная глубина погружения у лодки 480 метров, а срок автономного плавания 100 дней. Субмарины типа «Борей» обещают стать для российского военно-морского флота мощной силой дальнего действия на многие годы. Москва уже разместила заказ на строительство 10 новых лодок к 2020 году.

Подводные лодки проекта 885 «Ясень»

Церемония принятия первой многоцелевой атомной подлодки
К-560 «Северодвинск» проекта «Ясень» в состав ВМФ России.


Проект 885 компании «Севмаш» «Ясень» призван заменить стареющий флот субмарин типа «Щука-Б». Эта атомная лодка в конечном счете заменит проекты советской эпохи и удовлетворит потребности Москвы в мощной ударной субмарине. Первая лодка типа «Ясень» «Северодвинск» вошла в состав базирующегося в Североморске Северного флота в 2014 году.

У субмарин проекта «Ясень» длина корпуса равна 111 метрам, а водоизмещение под водой составляет приблизительно 13 500 тонн. Каждый корабль проекта 885 может нести на борту оружие, предназначенное для поражения наземных целей, надводных кораблей и подводных лодок, что позволяет ему выполнять широкий круг задач. Для борьбы с подводными лодками «Ясень» имеет восемь торпедных аппаратов и может производить пуск противолодочных ракет, таких как сверхзвуковая П-800 «Оникс». Ракеты «Оникс» также могут быть использованы в качестве противокорабельного оружия. По наземным целям подводные лодки «Ясень» способны запускать крылатые ракеты 3M51, которые могут оснащаться ядерной боеголовкой. 3M51 имеют дальность 800 километров.

Мощная реакторная силовая установка на борту субмарин «Ясень» позволяет новым моделям значительно опережать своих предшественников. Подводные лодки проекта 885 могут развивать скорость до 20 узлов на поверхности и 35 узлов под водой. Лодки «Ясень» способны погружаться на 600 с лишним метров, благодаря чему они становятся серьезной угрозой для противников России.

"Ленинский комсомол", первоначально К-3 — первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка, головная в серии. Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки "М-106" Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы переклассифицирована из крейсерской в большую (Б-3). В этом посте будет много фотографий сегодняшнего состояния подводной лодки, может кто увидит и вспомнит что она ещё жива, но вряд ли это повлияет на её судьбу. Eверен она будет скоро утилизирована, так как внимание к ней только с стороны завода, на котором она стоит и никому не интересно её восстановление в роли музея.



Заложили подводную лодку 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»), заводской № 254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко. Реакторы запустили в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
Параллельно, с заметным отставанием, проектировалась и строилась требуемая для поддержки АПЛ новая береговая инфраструктура. 12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск.

Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки "М-106" Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.

В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.

Главный конструктор первой атомной подводной лодки СССР “К-3” Владимир Николаевич Перегудов.Главный конструктор подводной лодки К-3

Так как лодка была принципиальной новой, к тому же проектировалась и строилась в большой спешке, она практически постоянно требовала ремонтов, доделок и переделок, что скрывалось под словами «опытная эксплуатация». В первые годы службы и походе на полюс, поддержание лодки, часто фактически аварийной, в рабочем состоянии обеспечивалось, в том числе, и силами весьма квалифицированного экипажа, способного выполнять сложные ремонты самостоятельно.
Слабым местом лодки были неудачно спроектированные и изготовленные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические, с большим трудом распознаваемые трещины и утечки воды в первом (радиоактивном) контуре. Сказывалось и большое количество переделок, доработок, новых сварных швов. По этой причине, переоблучение экипажа было нередким, однако оно считалось неизбежным злом для столь революционно нового корабля. Для снижения дозы облучения, получаемой экипажем в «грязных» отсеках, в подводном положении практиковалось периодическое перемешивание воздуха между отсеками для более равномерного распределения загрязнения, и, соответственно, доз по экипажу в целом. Лучевая болезнь и её последствия среди членов экипажа были почти обычным делом. Известны случаи, когда возвращающуюся лодку ждали на пирсе машины «скорой помощи». Ряд офицеров подвергся пересадке костного мозга, многие члены экипажа впоследствии умерли раньше времени. При этом из-за секретности в историях болезни указывались ложные диагнозы, что многим сломало карьеру.

8 сентября 1967 года произошел пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибли 39 человек. Однако, лодка самостоятельно вернулась в базу. Вероятной причиной аварии была несанкционированная замена уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машинки. Возникла утечка, вытекшая гидравлическая жидкость не была собрана полностью, её остатки воспламенились.

В 1991 году выведена из состава Северного флота. Потом по решению Морской коллегии при правительстве РФ под председательством министра транспорта Игоря Левитина первая советская атомная подводная лодка должна быть переоборудована в музей. В КБ "Малахит" разработан проект переоборудования в плавучий музей. На данный момент подводная лодка находится уже много лет на стапеле судоремонтного предприятия "Нерпа" в ожидании своей участи. По последним данным, никакого переоборудования в музей не будет. Денег уже не найдут, и думаю, вопрос с музеем скоро закроют, корабль не вечен, корпусу скоро будет уже 55 лет.

На следующей неделе я расскажу вам о одном ветеране Севмаша, участнике строительства подводной лодки К-3.

Подводный флот стал частью ВМС разных стран уже во время Первой мировой войны. Изыскательские работы в области подводного кораблестроения начались задолго до ее начала, но только после 1914 года были окончательно сформулированы требования руководства флотов к тактико-техническим характеристикам субмарин. Главное условие, при котором они могли действовать, заключалось в скрытности. Подводные лодки Второй мировой войны по своему устройству и принципам действия мало отличались от своих предшественниц предыдущих десятилетий. Конструктивная разница, как правило, состояла в технологических новшествах и некоторых изобретенных в 20-е и 30-е годы узлах и агрегатах, улучшающих мореходные характеристики и живучесть.

Немецкие субмарины перед войной

Условия Версальского договора не позволяли Германии строить многие типы кораблей и создавать полноценный военный флот. В предвоенный период, игнорируя навязанные в 1918 году странами Антанты ограничения, немецкие верфи тем не менее спустили на воду полтора десятка субмарин океанского класса (U-25, U-26, U-37, U-64 и др.). Их водоизмещение в надводном положении составляло около 700 тонн. Меньшие по (500 т) в количестве 24 шт. (с номерами от U-44) плюс 32 единицы каботажно-прибрежного радиуса действия имели то же водоизмещение и составляли вспомогательные силы кригсмарине. Все они были вооружены носовыми орудиями и торпедными аппаратами (обычно 4 носовых и 2 кормовых).

Итак, несмотря на многие запретительные меры, к 1939 году на вооружении немецких ВМС состояли достаточно современные подводные лодки. Вторая мировая война сразу после ее начала показала высокую эффективность этого класса вооружений.

Удары по Британии

Британия приняла на себя первый удар гитлеровской военной машины. Как ни странно, адмиралы империи наиболее высоко оценивали опасность, исходящую от немецких линкоров и крейсеров. По опыту предыдущего крупномасштабного конфликта они предполагали, что зона действия субмарин будет ограничиваться относительно узкой прибрежной полосой, а их обнаружение не составит большой проблемы.

Применение шнорхеля способствовало снижению потерь субмарин, хотя помимо радаров были и другие средства их обнаружения, например сонар.

Новшество осталось без внимания

Несмотря на очевидные преимущества, шнорхелями оснащались только СССР и другие страны оставили это изобретение без внимания, хотя условия для заимствования опыта были. Считается, что первыми шнорхели применили нидерландские судостроители, но известно также и то, что в 1925 году подобные устройства спроектировал итальянский военный инженер Ферретти, однако тогда от этой идеи отказались. В 1940 году Голландия была захвачена фашистской Германией, но ее подводный флот (4 единицы) успел уйти в Великобританию. Там тоже не оценили этого, безусловно, нужного устройства. Шнорхели демонтировали, сочтя их очень опасным и сомнительно полезным приспособлением.

Других революционных технических решений строители подводных кораблей не применяли. Совершенствовались аккумуляторы, аппараты для их зарядки, улучшались системы регенерации воздуха, но принцип устройства субмарин оставался неизменным.

Подводные лодки Второй мировой войны, СССР

Фото героев-североморцев Лунина, Маринеско, Старикова печатали не только советские газеты, но и иностранные. Подводники были настоящими героями. Кроме этого наиболее успешные командиры советских субмарин становились личными врагами самого Адольфа Гитлера, и лучшего признания им не требовалось.

Огромную роль в морской битве, развернувшейся на северных морях и в Черноморском бассейне, сыграли советские подводные лодки. Вторая мировая война началась в 1939 году, а в 1941-м гитлеровская Германия напала на СССР. На тот момент на вооружении нашего флота состояли субмарины нескольких основных типов:

  1. ПЛ «Декабрист». Серия (кроме титульной единицы еще две - «Народоволец и «Красногвардеец») заложена в 1931 году. Полное водоизмещение - 980 т.
  2. Серия «Л» - «Ленинец». Проект 1936 года, водоизмещение - 1400 тонн, корабль вооружен шестью ТА, в боезапасе 12 торпед и 20 два орудия (носовое - 100 мм и кормовое - 45 мм).
  3. Серия «Л-XIII» водоизмещением 1200 т.
  4. Серия «Щ» («Щука») водоизмещением 580 тонн.
  5. Серия «С» , 780 т, вооружена шестью ТА и двумя орудиями - 100 мм и 45 мм.
  6. Серия «К» . Водоизмещение - 2200 т. Разработанный в 1938 году подводный крейсер, развивающий скорость в 22 узла (надводное положение) и 10 узлов (подводное положение). Лодка океанского класса. Вооружена шестью торпедными аппаратами (6 ТА носовых и 4 кормовых).
  7. Серия «М» - «Малютка». Водоизмещение - от 200 до 250 т (в зависимости от модификации). Проекты 1932 и 1936 годов, 2 ТА, автономность - 2 недели.

«Малютка»

Субмарины серии «М» представляют собой самые компактные подводные лодки Второй мировой войны СССР. Фильм «ВМФ СССР. Хроника Победы» рассказывает о славном боевом пути многих экипажей, умело использовавших уникальные ходовые характеристики этих кораблей в сочетании с их малыми размерами. Иногда командирам удавалось незаметно подобраться в хорошо защищенные базы противника и уйти от преследования. «Малютки» можно было перевозить по железной дороге и спускать на воду в Черном море и на Дальнем Востоке.

Наравне с достоинствами серия «М» имела, конечно, и недостатки, но без них никакая техника не обходится: непродолжительная автономность, всего две торпеды при отсутствии запаса, теснота и утомительные условия службы, связанные с немногочисленностью экипажа. Эти трудности не помешали героическим морякам-подводникам одержать внушительные победы над врагом.

В разных странах

Интересны количества, в которых подводные лодки Второй мировой войны находились на вооружении флотов разных стран перед войной. По состоянию на 1939 год самым большим парком субмарин обладал СССР (свыше 200 шт.), за ним следовал мощный итальянский подводный флот (более сотни единиц), третье место занимала Франция (86 шт.), четвертое - Великобритания (69), пятое - Япония (65) и шестое - Германия (57). В ходе войны соотношение сил поменялось, и этот список выстроился практически в обратной последовательности (за исключением числа советских лодок). Помимо спущенных на воду на наших судоверфях в строю ВМФ СССР находилась и субмарина английской постройки, вошедшая в состав Балтийского флота после присоединения Эстонии («Лембит», 1935).

После войны

Отгремели сражения на суше, в воздухе, на воде и под ней. В течение многих лет советские «Щуки» и «Малютки» продолжали защищать родную страну, затем их использовали для обучения курсантов морских военных училищ. Некоторые из них стали памятниками и музеями, другие ржавели на кладбищах подводных лодок.

Субмарины за прошедшие после войны десятилетия почти не принимали участия в боевых действиях, которые постоянно происходят в мире. Случались локальные конфликты, иногда перераставшие в серьезные войны, но субмаринам боевой работы не находилось. Они становились все более скрытными, двигались тише и быстрее, получили благодаря достижениям ядерной физики неограниченную автономность.

Наша военная промышленность опережала США в выпуске атомных и дизельных подводных лодок.

Первыми советскими атомными подводными лодками являются лодки проекта 627. К ним относится поступившая на вооружение в 1958 году атомная подводная лодка «Ленинский комсомол». Её вид вполне соответствует виду современных подводных лодок.

Американская атомная подводная лодка «Наутилус» своим внешним видом ещё напоминала вид лодок 2-й мировой войны. Ленинский комсомолец», на мой взгляд, это самая красивая подводная лодка из всех выпущенных после неё не только СССР, но и другими странами мира.

В 1959-1963 годах советская промышленность выпустила двенадцать подводных лодок проекта 627А «Кит». Лодки оснащались очень мощной гидроакустической станцией, которая позволяла обнаруживать цели на расстояниях, которые до этого никем не достигались.

Но, не смотря на полное отличие нашей первой атомной подводной лодки (АПЛ) от лодок США большинство жителей России верят мифам, сочинённым либералами, о том, что учёные и конструкторы СССР «передрали» атомную лодку у США. Верят, даже не задумываясь над тем как можно доставить в страну документацию необходимую для производства такой сложной техники. Верят, не считаясь с тем, что наша красавица совершенно не похожа на допотопного вида первую американскую атомную подводную лодку.

В 1960 году на вооружение поступили лодки проекта 658. Они отличались от проекта 627 и внешним видом и назначением. Новые лодки кроме торпед были оснащены ракетными комплексами Д-2. Старт ракет осуществлялся из надводного положения.

Так же в 1960-х годах мы строили лодки проекта 670, которые вооружались крылатыми ракетами «Аметист» фирмы В. Н. Челомея, которые предназначались для борьбы с авианосными соединениями Америки. Ракеты пускались из-под воды, с глубины 50 метров. Достигнув высоты 60 метров, ракета шла на цель, расположенную в радиусе 80 км. Американцы называли их «Чарли».

В 1963 году подводный флот ВМФ пополнился лодками нового типа – проекта 675. Это длинные узкие лодки являлись носителями противокорабельных ракет П-5. Старт ракет производился в надводном положении с телеуправлением ракетой в полёте, что вынуждало экипаж во время атаки на корабли противника находиться на поверхности более 10 минут, рискуя быть уничтоженными.

В 1965 году Советский Союз начал выпускать серию скоростных лодок, которые предназначались для охоты за кораблями и подводными лодками (субмаринами) противника. На западе их прозвали «Викторами», то есть победителями. Это лодки серии 671 с множеством модификаций. Они были спроектированы в КБ «Малахит» под руководством Г. Чернышова. Последние серии лодок имели скорость в 30 узлов, были вооружены 650-мм торпедными аппаратами и ракетами.


В 1972 году мы начали изготавливать атомные подводные лодки (АПЛ) серии 667Б «Мурены». Запад назвал их «Дельтами». Лодки могли двигаться на глубине 550 метров со скоростью 26 узлов. Они имели корпус из маломагнитной стали и обладали повышенной скрытностью. Эти АПЛ принадлежали к советским лодкам второго поколения. Они несли двенадцать баллистических ракет РСМ-40 зарядом по 1,5 мегатонны. Это были детища конструктора С. Ковалёва. «Мурена-М» проекта 667Д несла шестнадцать межконтинентальных баллистических ракет. АПЛ проекта 667БДР «Кальмар», начавшиеся строиться в 1976 году несли на себе шестнадцать ракет с разделяющимися боеголовками – РСМ-50. Позднее их модернизировали и вооружили высокоточными ракетами РСМ-54 с дальностью поражения цели в 8300 километров. Они уже могли поражать территорию США, не выходя из баз Кольского полуострова.

В 1982 году мы заложили на заводе «Красное Сормово» лодку с титановым корпусом проекта 945 «Марс». Лодка спроектирована в КБ «Лазурит» под руководством Николая Кваши. Предназначалась, в частности, для борьбы с подводными лодками противника. Отличалась высокой скоростью движения. Была вооружена глубинными бомбами, противолодочными торпедами и крылатыми ракетами для поражения наземных целей.


К многоцелевым подводным лодкам относится лодка «Щука-М» проекта 971, поступившая на вооружение в 1983 году. Она относится к третьему поколению подводных лодок со сниженным уровнем шумов и усовершенствованными средствами связи и обнаружения.

Отличие от лодок второго поколения весьма значительные: обнаруживает цели на втрое больших расстояниях, имеет в четыре раза более низкий уровень шумов, почти вдвое уменьшена численность экипажа за счёт автоматизации целого ряда процессов управления лодкой и оружием. Численность экипажа стала в три раза меньше американских и английских лодок с аналогичным водоизмещением. Конструкторы КБ «Алмаз» под руководством Н. Чернышова создали не дорогую многофункциональную АПЛ. Корпус сделали из маломагнитной стали, а не из дорогого титана. Водоизмещение лодки составляет 5700/7900 тонн (надводное и подводное положения), длина 108 метров, глубина погружения 500 метров, скорость 35 узлов. Она вооружена ракетами РК-55 с ядерными зарядами и восемью торпедными аппаратами.

Особо следует выделить самую большую в мире атомную подводную лодку проекта 941 «Акула», которая поступила в ВМФ СССР в 1981 году. Она обладает огромной ударной мощью, значительно превосходящую все известные подводные лодки, в том числе американские лодки типа «Огайо».

Лодка проекта 941 «Акула» исполинских размеров создавалась для вооружения мощнейшими трёхступенчатыми твёрдотопливными ракетами Р-39 (РСМ-52), которые вдвое длиннее и втрое тяжелее американских ракет «Трайдент», стоящих на вооружении лодки «Огайо», являющейся основой стратегических наступательных сил США. Корпус лодки имеет надёжную оригинальную конструкцию. Два из основных корпусов имеют максимальный диаметр 10 метров и расположены параллельно друг другу по принципу катамарана. В передней части лодки между главными прочными корпусами расположены ракетные шахты. Всего ракетоносец имеет внутри лёгкого корпуса пять обитаемых прочных корпусов. Американцы называют эти лодки «Тайфунами». И в настоящее время они являются самыми мощными лодками для стратегических ударов. «Акулы» несут на себе двадцать ракет с 200-ми ядерными боеголовками. Учитывая, что в США 300 с небольшим городов с населением от 100 тыс. до 10 млн. человек можно сказать, что при отсутствии ПРО одна такая АПЛ могла бы уничтожить Америку. «Акула» или по-американски «Тайфун» имеет длину в 175 метров и водоизмещение в 24,5 тонны. Она не уступает по величине линейному крейсеру гиганту Первой мировой войны. Обладает под водой скоростью 27 узлов. Из-за огромных размеров она, конечно, шумная. Но при необходимости может идти на малой скорости бесшумно. Ради скрытности конструкторы заложили в конструкцию лодки особые движители, шнеки – «архимедовы винты» в особых туннелях под корпусом. С их помощью лодка способна медленно, крадучись двигаться почти совершенно бесшумно.


В 1986 году наш подводный флот получил лодку проекта 949А «Антей». Эта АПЛ конструкции П. Пустынцева и И. Базанова является высшим достижением развития подводных лодок, предназначенных для одной цели – уничтожения авианосцев. Лучшей лодки для борьбы с авианосцами наша страна, вероятно, уже никогда не создаст. Главным оружием лодок являются 24 ракеты 3М-45 комплекса П-700 «Гранит» с дальнобойностью 500 километров. Эти крылатые ракеты обладают сверхзвуковой скоростью в 2,5 маха и намного превосходят разрекламированные американские ракеты «Гарпун» и «Томагавк». В полёте они обмениваются информацией, сами распределяют между собой цели, запутывают зенитную оборону атакуемых кораблей. Это русское оружие, которое действует не как западные индивидуумы, а как русская община сообща, всем миром. Аналогов нашим лодкам проектов 949 и 949А в американском флоте нет, как нет аналогов и стоящим на их вооружении ракетам. Нельзя же, в самом деле, назвать аналогом «Гарпунов» дозвуковые американские ракеты «Томагавки».


Но для ударов по береговым целям СССР сделал дозвуковые ракеты типа «Томагавк», которые имеют дальность боя с обычной боеголовкой 1500 км, а с ядерной – 2500 км и летят они на высоте 60-80 метров. Наши аналоги – «Гром» и «Гранат» превосходят «Томагавки» только по дальности поражения цели.

В Баренцевом море 12 августа 2000 года погибла лодка данного проекта «Курск». По-моему, истинные причины гибели лодки и экипажа по настоящий день скрываются и США имеют к её гибели прямое отношение. Не будем забывать своих сынов. Вечная им слава и память.

В 1999 году двадцать три погибших русских подводника "Курска" держали под прицелом в Средиземном море авианосцы НАТО, с палуб которых летали бомбить безоружных сербов уверенные в своей безнаказанности, потерявшие человеческое лицо лётчики США. Когда наших засекли англичане и американцы, 23 русских подводника сумели на АПЛ «Курск» уйти от преследования, так как натовцы их потеряли из виду. Но в Баренцевом море уйти от смерти они не смогли, так как, думаю, там был нанесён удар в спину. А потеря флотом НАТО в 1999 году нашей АПЛ «Курск» из виду в Средиземном море указывает на то, что это была бесшумная, самая передовая лодка в мире с сообразительным, высокопрофессиональным экипажем.

Наряду с атомными подводными лодками промышленность СССР в отличие от США до последнего дня продолжала выпускать и дизельные подводные лодки. К таким лодкам относятся лодки проекта 877 «Палтус», поступившие на вооружение в 1982 году. Они оборудованы простыми, но эффективными навигационными системами. Корпус лодки в подводном положении позволяет развивать высокую скорость при минимальном расходе энергии. Они пользовались большим спросом за границей, и мы их продавали развивающимся странам. Но, возможно, через эти страны их приобретали и США, подводный флот которых нуждался в дизельных лодках. А нуждались США в этих лодках, так как они нужны для использования в мелководной прибрежной полосе морей, часто усеянной островами и с побережьями, изрезанными бухтами.

В период с 1950 по 1958 годы была выпущена самая большая серия в количестве 215 единиц наших дизельных подводных лодок (ДПЛ) проекта 613 «Эски» - лодки серии «С». Они верой и правдой служили делу защиты отечества до года гибели СССР – до 1991 г. В это же время выпускались большие ДПЛ водоизмещение 1831/2600 тонн (надводное и подводное водоизмещение) проекта 611 «Буки». Они погружались на глубину 200 метров и обладали скорость в 17 узлов в надводном положении и 15 узлов при движении под водой. «Буки» уже являлись лодками для океанских просторов. Их тоже списали на слом в 1991 году. Во второй половине 1950-х годов СССР приступил к постройке лучших в мире дизель-электроходных лодок серии «641». На вооружение поступило 75 этих прекрасных кораблей. Они поставлялись в Ливию, Польшу, Индию и на Кубу. Ведь при соответствующем вооружении ДПЛ в состоянии выполнять задания, которые выполняют АПЛ, но при этом стоит значительно дешевле и является менее шумной. Во время Карибского кризиса именно дизельные подводные лодки, а не АПЛ направили к берегам Кубы.


В начале 1970-х годов КБ «Рубин» приступило к разработке ДПЛ серии 641Б «Буки» второго поколения. Американцы называли их «Танго». Они отличались не только улучшенными системами управления лодкой и её оружием, но и улучшенными бытовыми помещениями для экипажа. На вооружение поступило 17 таких ДПЛ.

Но лучшей в мире, правильнее сказать, не дизельной, а дизельно-электроходной лодкой и в настоящее время остаётся замечательная лодка СССР проекта 877 под названием «Варшавянка», созданная в 1980-х годах. Она имеет водоизмещение в 2300 (подводное в 3036) тонн, длину 72,8, ширину – 9,9 метра, максимальный порог погружения 300, а рабочий – 240 метров, подводная скорость составляет 17 узлов, а надводная – 10.

США очень огорчились, когда у нас появилась «Варшавянка», так как несли огромные расходы, связанные со строительством АПЛ, а заменить их дешёвыми ДПЛ там где использовать АПЛ нецелесообразно не могли, так как утратили опыт строительства ДПЛ. Для освоения строительства ДПЛ нужны были новые миллиарды долларов, а их уже не хватало и США производство ДПЛ так и не освоили. Но они выдержали гонку вооружений благодаря развалу СССР и использованию доллара в качестве международной валюты.

Но основным подводным оружием, конечно, оставались атомные подводные лодки. Совершенствование оружия для подводных лодок шло постоянно до прихода к власти Горбачёва. Наш талантливейший конструктор В. Макеев превратил стенки топливных баков в стенки ракеты и вдвинул двигатели, создав баллистическую ракету «Зыбь» РСМ-25 типа РСМ-40 и РСМ-50 для подлодок, но в полтора раза короче – чуть менее 10 метров в длину и даже большей мощности. Это открыло для наших конструкторов возможность создание АПЛ намного меньших размеров даже при оснащении её стратегическими ядерными ракетами. Но сумеют ли они в сегодняшней России использовать эту возможность?

Наши учёные и инженеры в советское время уже в 1960-х годах начали изготовление для АПЛ лёгких и прочных титановых корпусов с малой магнитностью и разработали сложнейшую технологию, как получения сплавов титана с необходимыми свойствами, так и изготовления из него корпусов подводных лодок. Корпуса наших лодок были двойными, то есть состояли из наружного и внутреннего корпуса, что увеличивало безопасность эксплуатации лодки на больших глубинах и повышало живучесть АПЛ в бою. Кроме того, нами был изобретён жидкометаллический реактор (ЖМР), где вместо воды в качестве теплоносителя стала применяться смесь лёгкоплавких металлов – свинца и висмута.


Мы первые в 1966 году совершили кругосветный поход под водой сквозь подводные горы, магнитные аномалии и ни разу не всплыв, пришли целыми и невредимыми домой. Мы первые прошли подо льдами Арктики на АПЛ «Ленинский комсомол» и во время похода местами шли в толще воды едва превышающей размер подводной лодки.

Для свободного плавания под водой учёные СССР провели 7077 океанографических экспедиций по изучению рельефа морского дна, подводных течений и других тайн океана. АПЛ СССР К-222 в декабре 1969 года установила мировой рекорд скорости под водой – 44 узла (80,4 км/час). За такой лодкой не мог угнаться ни один эсминец США. А нам говорят, что мы отставали от США в техническом отношении.

В 1984 году СССР построил АПЛ серии 685 «Комсомолец», которая могла погружаться на глубину более километра и двигаться со скоростью 30 узлов. Ни у одной из стран не было оружия, которое могло поразить её на такой глубине. Торпеды и бомбы расплющивались толщей воды. Американцы назвали её «Майк». До прихода Горбачёва СССР успел построить только одну лодку, но пожар внутри корпуса лодки лишил нас АПЛ «Комсомолец». Обратите внимание, как много бед навалилось на нашу лучшую технику с приходом к власти Горбачёва!!!

Очевидно, что и в подводном флоте – основной стратегической наступательной силы Америки СССР опережал США. В период с 1953 по 1993 годы СССР построил 243 атомных подводных лодки, а США – 179. Нашему государству производство АПЛ со стратегическими ракетами обходилось намного дешевле, чем США, которые закупали лодки у своих частных фирм и при этом имели колоссальные расходы государственных денежных средств по причинам, присущим всем капиталистическим странам при выполнении государственных закупок.

По самым заниженным данным один атомный подводный ракетоносец обходился американцам в 100 млн. долларов. Собственно это действительно не лодки, а подводные крейсеры со стратегическими ракетами на борту.

Преимущества советских АПЛ над аналогичными по назначению лодками западных стран признают даже либералы. Но, тут же, смакуют аварии, случавшиеся на советских подводных лодках, не вспоминая свои аварии и катастрофы.

И все пишут о том, что наши лодки были шумными по сравнению с американскими лодками, и поэтому их легко было обнаружить и уничтожить. Причём это мнение навязано даже большинству населения России. Но, по-моему, шумность наших подводных лодок – это миф, придуманный и растиражированный американцами, чтобы хоть чем-то уменьшить преобладание русского таланта над англосаксонским.

Для подтверждения своих слов приведу примеры. Ранее мы рассматривали, как «Курск» смог уйти от тучи сопровождавших авианосец кораблей и вертолётов. Шумную АПЛ они без особого труда отыскали бы в Средиземном море. «Капитан Протопопов вспоминает, как они обошли под ледяным панцирем передовую зону обороны НАТО и двинулись в узкий проливчик Робсон, покрытый мощным пайковым льдом:

Точных промеров карта не давала – здесь никто никогда не ходил. Шли, как говорят штурманы в таких случаях, по газете, а не по карте. Просвет между грунтом и нижней кромкой льда всё время сужался. Иногда казалось, что лодка влезет в эти тиски, как клин, и мы не сможем развернуться… Безопасных глубин для нас в море Баффина из-за айсбергов не было. Мы определяли их, работая гидролокаторами. И расходились с ними под водой по докладам акустиков. Помните, как в фильме «Тайна двух океанов?»

Они вышли в Атлантику и встретили сюрприз: мимо них следовал на базу ударный атомный авианосец Штатов «Америка» - слабозащищённая махина в 79 тысяч тонн водоизмещением, с восьмьюдесятью шестью самолётами на борту. «Мы атаковали его скрытно. Разумеется – условно. Незамеченными вернулись домой», вспоминал Владимир Протопопов.

Мы же добавим: в случае войны «Америка» была обречена. Лодка вышла на дистанцию торпедного удара в упор, и её не слышали американские акустики с их хвалённой высокотехнологичной аппаратурой! Тем более что у «Америки» нет оружия ближнего противолодочного боя. Кстати, кто там считает наши лодки слишком шумными?..

В 1987-м началась знаменитая операция «Атрина», задуманная комфлота адмиралом Владимиром Чернавиным. В море вышла снова К-524 (уже под командой кавторанга И. Смелякова), а вместе с ней - ещё четыре «Щуки», вся тридцать третья дивизия. Её вёл герой гренландского рейда адмирал Шевченко, а кораблями командовали подводные асы: кавторанги М. Клюев, В. Алимов, Б. Муратов и С. Попков…

Лодки выходили из Западной Лицы одна за другой. Впервые они шли не в одиночку, не парами, а целой эскадрой! Вот одна «Щука» вышла за «уголок» - Скандинавский полуостров, вторая, третья… Американцы прекрасно знали об этом походе. Но в час «Х» растянувшиеся огромной колонной в океане лодки повернули «все вдруг» на запад и нырнули в холодные воды Атлантики. Попутно им поставили задачу: выяснить обстановку в этой части океана, которая слабо освещалась другими видами нашей разведки.


Всполошенные движением целой дивизии подводных крейсеров к их берегам, американцы подняли по тревоге десятки патрульных самолётов, всю мощь противолодочных сил. Но тщетно. На целых восемь дней «Щуки» исчезли со всех дисплеев и экранов. Охота на них велась с полной серьёзностью. Командиры потом рассказывали: было почти невозможно подвсплыть для молниеносного сеанса связи или для подкачки воздуха в баллоны. Им удалось незамеченными войти в Саргассово море, поросшее водорослями, в самый Бермудский треугольник. И вскоре наши были уже в нескольких десятках миль от бермудской базы Гамильтон, где стоят силы американского и английского флотов… Было доложено президенту США Рейгану: русские подводные ракетоносцы находятся в опасной близости от берегов Америки…

Пятёрка русских атомоходов приковала к себе в десятки раз большие силы врага! Легко представить, как выбились бы из сил звёздно-полосатые, выйди в море хотя бы полсотни североморских АПЛ! Мы должны носить этих людей на руках. Но их имена не гремели на всю страну, их не везли в открытых лимузинах под торжественные марши и не забрасывали цветами… Но мы помним Вас, русские герои последних походов! Ваш час ещё пробьёт. Час тех, кто держал победу в Третьей мировой, холодной войне», - написал М. Калашников.

Очевидно, что США отставали от СССР в возможностях подводного флота, как в борьбе с кораблями и подводными лодками противника, так и в поражении с АПЛ территории противника стратегическим ядерным вооружением. Наши подводные лодки превосходили лодки США по техническим характеристикам и по вооружению.

Даже после разрушительного правления СССР М. С. Гобачёвым в «1991 году СССР имел 940 баллистических ракет морского базирования против 672-х аналогичных МБР у США».

Вышеуказанные данные однозначно указывают на отставание США от СССР не только в количестве и суммарной мощности зарядов, расположенных на суше стратегических наступательных вооружений в виде термоядерных межконтинентальных баллистических ракет, но и в МБР, базирующихся на атомных подводных лодках.

Рассмотрев основные виды вооружений СССР и США, мы приходим к выводу, что мы не только не уступали, а превосходили Америку, как по техническим характеристикам, так и по количеству всех видов вооружений, кроме авианосцев.

Но отсутствие авианосных соединений не отражалось на безопасности СССР, так как мы являемся не островной, а континентальной державой – самолёты авианосцев встретят самолёты ВВС СССР, базирующиеся на территории Советского Союза и стран Восточной Европы. Запад был слаб для завоевания или уничтожения СССР военной силой. Но без авианосцев, не смотря на военное могущество, не могли мы быстро и эффективно оказать помощь другим странам в отражении, как выразился М. Калашников, «страшного нашествия «серой расы» американоподобных». Не уберегли мы от американоподобных и свою страну.