Первые татарские государства. Первые раннесредневековые государства тюркских народов

Информация о происхождении и ранней истории древних тюрков носит в основном легендарный характер. В то же время не вызывает сомнений, что в основе тюркских преданий, зафиксированных в различных источниках, лежали отзвуки каких-то подлинных событий. Не случайно в них фигурируют подлинные народы и реальные географические местности. Анализ древнетюркских мифов способствует, если не достоверной реконструкции, то по крайней мере формированию общего представления об истоках происхождения древних тюрков. По версии, получившей, пожалуй, самое широкое распространение в литературе и современной культуре тюркских народов, в древности одно из племен хунну, жившее на западном берегу Западного моря, подвер- глось нападению врагов и было полностью истреблено. Уцелеть удалось лишь десятилетнему мальчику. Враги отрубили ему ноги и бросили умирать в травянистом озере рядом с пепелищем разоренного кочевья. От неминуемой гибели ребенка спасает волчица, выкарм- ливающая его мясом диких животных. В дальнейшем в результате возникшей связи волчица беременеет от мальчика. Через некоторое время правитель враждебного народа, уничтожившего племя хунну, узнав о чудесном спасении хуннского отпрыска, посылает своих людей с приказом убить мальчика. Воины выполняют повеление, пытаясь также убить и волчицу, но ей удается спасти свою жизнь. Она бежит на восток, в горы, расположенные к северо-западу от Гаочан. Там волчица находит убежище от преследователей: «В горах находится пещера, а в пещере есть равнина, поросшая густой травой на несколько сот ли окружностью. Со всех четырех сторон пещеры лежат горы»1. Как совершенно справедливо отметил Л. Н. Гумилев, речь здесь идет, скорее, о долине 2.

Здесь волчица рожает сразу десятерых сыновей. Возмужав, они женятся на гаочанских женщинах. Самый умный и деятельный из сыновей волчицы по имени Ашина становится главой этого большого семейства, быстро увеличивающегося в численности и превращающегося в племя. В знак почтения к матери
новый вождь над воротами своего лагеря вывешивает знамя с волчьей головой. Один из потомков Ашины – Асянь-шад становится инициатором переселения своего племени к горе Цзиньшань (Золотая гора), где признает себя вассалом жуаньжуаней. С этого времени основным промыслом
племени становится добыча и обработка железа. Тогда же за ними закрепляется название «тюрк». Традиционно в научных трудах Гаочан, согласно китайскому источнику «Вэй Шу», отождествляется с Турфаном. Соответственно считается, что большое влияние на тюрков в начальный период оказало мест-
ное оседлое население. Например, С. Г. Кляшторный отмечает, что «Ашина за время жизни в Восточном Туркестане восприняли в свой состав новую этническую группу – смешались с местными жителями. На территории, где жили Ашина, с конца III века до 460 года преобладало иранское (согдийское) и тохарское (индо-европейское) население, повлиявшее на язык и культурные традиции Ашина. Именно здесь было положено начало тесным тюрко-согдийским связям, оказавшим огромное воздействие на всю культуру и государственность древних тюрков»3.
Упомянутая в предании гора Цзиньшань также практически безоговорочно отождествляется с Алтаем. Таким образом, маршрут тюрков выглядит следующим образом: Западный берег Западного моря – Турфан – Алтай. Однако существует точка зрения, что в реальности
Гаочан являлся самостоятельным государственным объединением и находился южнее Турфана. Автор данной, хорошо аргументированной версии Л. А. Боровкова отмечает, что в конце V – начале VI века, «владения маленького царства Гаочан тянулись узкой, менее 100 км, полосой с юга на север менее чем на 250 км. На юге у оз. Пучанхай (оз. Лобнор) оно соседствовало с государством Тугухунь (Цинхай), во второй
половине V в. овладевшим землями бывших царств Шаньшань (Чарклык) и Цемо (Черчен). На севере у гор
Таньханьшань (хребет Чолтаг) проходила граница царства Гаочан с телэ-гаоче, обосновавшимися в конце V века на землях бывшего царства Чеши переднее, т. е. в районе Турфана и к западу и востоку от него. На западе Гаочан соседствовал с государством Яда, владевшим землями Яньци (Карашара), на северо-западе с Жужаньским каганатом, занимавшим земли к северу от Иу (Хами). На востоке, в районе Иу и Дуньхуана, подступали к Гаочану владения империи Вэй»4. В свою очередь гору Цзинь-шань Л. А. Боровкова локализует местностью севернее современного Хами в «отрогах хребта Карлыктаг, где-то по соседству с ним»5. В последние годы позиция Л. А. Боровковой разделяется также и другими учеными. Помимо прочего это означает также, что контакты и смешение тюрков с другими этническими группами в ранний период истории (женитьба сыновей волчицы на гаочанских женщинах) имели принципиально иной характер, нежели это представлялось прежде. Гаочан населяли потомки китайских колонистов, за длительное время подвергшиеся существенному влиянию соседних тюркских племен: «Одеяние мужчин сходно с тюркским. Женщины носят юбки и шугаи; волосы собирают в пук на голове. Обыкновения и управления несколько сходны с китайскими. Их вооружение состоит из лука со стрелами, сабли, щита, лат и копья. Письмена их одинаковы с китайскими; но вместе с тем употребляют и тюркское письмо. Из священных книг имеют древние стихотворения [Ши- цзин], Лунь-юй, и книгу о повиновении родителям [Сяоцзин]. Определены казенные учителя для образования юношества. Хотя хорошо изучаются читать по-китайски, но все говорят тюркским языком»6.
Соответственно, попытки преувеличить иранское, тохарское, согдийское влияние в начальной стадии сложения древних тюрков, например путем установления «сакской этимологии» слова Ашина, выглядят весьма натянутыми. Остается неясным вопрос с локализацией Западного моря, на западном берегу которого жило истребленное племя хунну. Под названием «Сихай» в китайских источниках в разные периоды фигурируют различные водоемы: Куку-нор, Иссык-куль, Балхаш, Аральское и Каспийское моря. С. Г. Кляшторный и Д. Г. Савинов, исследуя данный вопрос, отмечают, что в указанное время «это название уверенно локализуется применительно к обширной дельте р. Эдзингол (предгорья Гобийского Алтая), протоки которой впадают в озера Гашуннор и Согонор, окруженные множеством мелких озер и солончаковыми болотами»7.
Однако в таком случае получается, что волчица бежала не на восток, а на запад. На наш взгляд, допу-стимым предположением в данном случае является отождествление Сихай с озером Балхаш в древности и
средневековье, считавшимся морем, откуда на восток, на территорию современного Синьцзяна бежала волчи-
ца. Дополнительным аргументом в пользу этой версии является существование в том же регионе хуннского государства Юэбань, распавшегося в 490 году под ударами телесских племен. Возможно, что в легенде были отражены драматические страницы заключительного этапа истории данного государства. Второе предание гласит, что корни тюрков восходили к племени Со, живших на севере от хунну. Вождем этого племени являлся некий Апанбу, имевший многочисленных братьев. Среди них был также Ичжи-ни-нишыду, являвшийся сыном волчицы и обладавший способностью управлять погодой. Вследствие неразумного управления Апанбу племя Со было разгромлено врагами. Но Нишыду благодаря своей магии сумел уберечь своих людей. Нишыду имел двух жен, одна из которых была дочерью духа лета, а другая – дочерью духа зимы. Преемником Нишыду стал его старший сын Надулу-шад, унаследовавший от отца магический дар и укрепивший свое владение. После смерти Нишыду власть унаследовал его младший сын Ашина, превзошедший братьев в состязании и принявший новое имя Асянь-шад. Преемником Ашины стал его сын Туу. Считается, что под именем племени Со в данном случае фигурирует одно из сяньбийских племен, но-
сившее то же самое название. В то же время в предании привлекают внимание характерные особенности, присущие верхушке племени. И вновь невольно напрашиваются аналогии с северо-хуннским государством
Юэбань. Китайский источник сообщал, что в данном владении «есть такие волхвы, которые во время жу-
жаньских набегов могли производить продолжительный дождь, сильный буран и даже наводнение. Из жужаньцев 2/10 и даже 3/10 тонули или погибали от стужи»8.
Сохранилась и третья версия происхождения тюрков. В ней отсутствуют элементы мифологии и возможно, что это было отражение позиции древних китайских ученых. Согласно этому мнению, тюркское
племя образовалось из смешения разных родов, населявших Северную Лян, – последнее государство хунну
в Северном Китае. Там же оно получило название «ашина». Когда император Северной Вэй Тай У-ди в 439 году совершил успешный поход на Северную Лян, племя ашина бежало к жуаньжуаням и стало занимать-
ся добычей железа на Алтае. В первую очередь обращает на себя внимание отмечаемая двумя из трех преданий прямая связь между хунну и древними тюрками. Причем эта связь всячески проводится также и в других китайских источниках. Отмечая данный факт, Е. И. Кычанов пишет: «Государь тюрков носил титул каган, который «был подобен древнему шаньюй». Жена кагана имела титул «катун» (кэхэтунь), что значило «то же, что и древняя яньчжи». Неизвестно, кто так полагал, сами ли тюрки, информаторы
китайцев или китайцы, мысленному взору которых открывалась к тому времени уже многовековая исто-
рия Центральной Азии, но действительно непонятно, кто увязывал традиции тюрок с гуннской традицией, делал их продолжателями гуннов. Известно, например, что одержав верх над тюрками, танские власти в
30-х годах VII в. назначили двух представителей дома Ашина на гуннские должности. «Ашина Чжун получил
должность цзосянь вана, а Ашина Нишу – должность юсянь вана». В данном случае гуннские традиции явно насаждались китайцами. Когда в 696 г. каган Мочжо разбил киданей, императрица Ухоу пожаловала ему титул шаньюя – Тецзинь цзедилиши да шаньюй. Таким образом, китайцы если не придумали сами, то поддер-
живали традицию сопоставления «гунны – тюрки»9.
Думается, что устойчивые представления о связи хунну и тюрков явно были не случайны и не являлись плодом искусственных конструкций. Крушение последних государств хунну и появление на исторической арене древних тюрков разделяет промежуток времени всего в несколько десятилетий. Связь между хунну и тюрками была просто очевидна и не требовала особенного обоснования, что и нашло соответствующее отражение в источниках. Остается неясным вопрос: на основе какой из ветвей хунн сложилось первоначальное ядро древних тюрков: северной (Юэбань) или южной (Северная Лян)? Впрочем, вполне допустимо, что на Алтае произошло объединение остатков хунну из обоих разгромленных государств.

Возникновение Тюркского каганата

Разработка железных рудников и развитое кузнечное дело позволили накопить ресурсы и набрать силу
небольшому племенному объединению. Несмотря на то, что какая-то часть железа и железных изделий
поставлялась безвозмездно в качестве дани жуань-жуаням, его оставалось достаточно, чтобы продавать соседям, а также использовать для собственного вооружения. Отличительной чертой тюрков стало наличие отрядов тяжеловооруженной латной конницы. Потомки воинственных хунну хорошо помнили о славе своих предков и не желали довольствоваться своим зависимым положением. Если первые правители древних тюрков носили титул шад (наместник), то правивший в начале VI века древними тюрками Туу уже именовался «великим ябгу» («джабгу»), что свидетельствовало о возросшем уровне политических претензий. Его сын Бумын, ставший правителем древних тюрков в 534 году, продолжил линию отца, направленную на строительство собственной государственности. Важную роль во всех событиях играл также младший брат Бумына – Истеми, что подчеркивается в текстах рунических письменных памятников. В конце 30-х – начале 40-х годов VI века тюркские отряды стали совершать набеги на окраины Западной Вэй. Вскоре выяснилось, что главной причиной этих вторжений является нужда кочевников в торговом обмене с Китаем, чему препятствовали пограничные власти. Правитель Западной Вэй Вэнь-ди, нуждаясь в союзниках против Восточной Вэй и жужаней, заинтересовался появлением нового народа и решил направить в 545 году посольство к правителю тюрков – Бумыну. Свидетельство китайского источника хорошо демонстрирует, какие настроения царили в это время среди тюрков: «В орде все начали поздравлять друг друга, говоря: ныне прибыл к нам посланник от великой державы: скоро и наше государство возвысится»10.
В ответ Бумын снарядил ответное посольство, прибывшее в Чанъань в 546 году. Зарождающееся тюркское государство установило свои первые дипломатические отношения. В том же году Бумын впервые наглядно продемонстрировал свою военную силу, разбив большое войскотеле, направлявшееся в поход на жужаней. Этим шагом он еще более усилил свои позиции. 50 тысяч семей теле признали себя подданными тюркского ябгу. Фактически Бумын уже считал себя правителем нового государства. Для полного формального призна-
ния тюркской политической элите оставалось только породниться с другими правящими домами. Бумын обратился с соответствующей просьбой к жужанскому кагану Анагую. Но последний не только отказал, но
и дал ответ, в оскорбительной форме назвав Бумына своим «плавильщиком». Тюркский каган в гневе приказал казнить жужанского посланника, доставившего ответное послание. Война стала неизбежной. Зато правитель Западной Вэй – Вэнь Ди отнесся к аналогичному предложению благожелательно и в 551
году выдал замуж царевну Чанле за тюркского ябгу. В начале следующего года Бумын выступил в поход на жужаней, и в скоротечной войне тюркская латная конница показала свое подавляющее превосходство над жужанской легкой кавалерией. Не снеся позора поражения от своего недавнего вассала, Анагуй покончил жизнь самоубийством. В том же году Бумын был поднят тюркской знатью на белой кошме и провозглашен Иль-каганом, а его супруга получила титул Хатун. Новое государство было построено. Через несколько месяцев после восшествия на престол Бумын скончался. Его преемником стал его сын Кара, правивший под именем Иссык-хана. Он успел нанести поражение новому жужанскому правителю Дыншуцзы, пытавшемуся возродить былую мощь степной державы, но вскоре также скончался. Новым каганом стал младший брат покойного кагана – Кушу, вошедший в историю под своим тронным именем Мукан-каган. Он стал одним из самых выдающихся правителей Тюркского каганата, превратив еще, по сути, безвестное государство в могущественную империю. Китайские источники описывали его следующим образом: «Он имел необыкновенный вид: лицо его было около фута длиною, и притом чрезвычайно красное; глаза как стеклянные. Он был тверд, жесток, храбр и много ума имел; занимался больше войною… С востока от Корейского залива до западного моря до 10 000 ли, с юга от Песчаной степи на север до Северного моря, от пяти до шести тысяч ли, – все сие пространство земель находилось под его державою. Он сделался соперником Срединному царству»11.

Мукан-каган вел войну сразу на несколько фронтов. На востоке он за три года покончил с остатками жужаней, а затем занял земли киданей. В северных землях тюрки подчинили себе государство Цигу12, на западе была разбита держава Иду (Яда)13.
Два соперничающих северо-китайских государства – Чжоу и Ци, по сути, превратились в данников тюркского кагана. Согласно сохранившимся сведениям, Чжоу ежегодно поставляли 100 тысяч кусков шелка Мукан-кагану. Вероятно, что «подарки» Ци не уступали в объеме. Успешнее всего развивалась экспансия на западном направлении, где армией руководил младший брат Бумын-кагана и дядя Мукан-кагана – Истеми, носивший титул ябгу-кагана и расположивший свою ставку в бывших «усуньских землях». «Самым сильным, отважным и мощным из турок был хакан Синджибу14, и у него было больше всего войска»15,
– сообщал Ат-Табари в «Истории пророков и царей». Преследуя остатки жужаней, в 555 году тюрки достигли Западного моря, но дальнейшее наступление было прервано произошедшим конфликтом с эфталитским правителем Гатфаром16.
Подробности данного инцидента сохранились в иранском эпическом произведении «Шахнаме». Как сообщает Фирдоуси, Истеми-джабгу (фигурирующий под именем Чина хакан) решил установить дипломатические отношения с персидским шахом Хосровом I (Кесром), направив к нему большой караван со своими посланниками. Путь дипломатической миссии пролегал через земли эфталитов. Известия о следующем в Иран тюркском посольстве вызвали обеспокоенность эфталитского правителя. Как повествует Фирдоуси, Гатфар, собрав своих приближенных, обратился к ним со словами: Коль дружбу сердечную Чина хакан
Завяжет с владыкой, в чьей власти Иран,Нас дружба их сгубит. С обеих сторон Ворвутся, и будет наш край разорен. Нам должно набег учинить, окружить Посланца хаканова жизни лишить. Мнение царя было одобрено, и тюркское посольство было перебито эфталитским военным отрядом. В живых остался лишь один человек, доставивший печальную весть Истеми-джабгу. Вполне возможно, что опасения Гатфара были оправданы, и тюрки действительно желали заключить военный союз с Ираном, направленный против эфталитов. Однако своим поступком он не только не предотвратил этого союза, а, напротив, ускорил его. Истеми-джабгу прекратил военные действия против жужаней (аваров), чтобы бросить войска в Среднюю Азию. По словам Менандра Протектора, тюркский правитель заявил, что авары «не птицы, чтобы, летая по воздуху, избежали мечей тюрок, и не рыбы, чтобы, нырнув в глубину моря, исчезли в волнах, а они бродят по земле. Когда я кончу войну с эфталитами, нападу на аваров, и они не избегнут моих сил»17.

Истеми все же заключил союз с Хосровом, скрепленный междинастическим браком. Дочь тюркского
джабгу стала женой иранского шаха. В ходе переговоров стороны согласовали свои действия в предстоящей войне.
Согласно сочинению Абу Ханифы Ад-Динавери войска иранского шаха начали наступление первыми
в 562 году, захватив ряд эфталитских провинций: Тохаристан, Забулистан, Кабулистан и Саганийан18.
Но основная тяжесть войны выпала на тюркскую армию. Это признавал и сам Хосров, сообщая в Кон-
стантинополь, что разрушил власть эфталитов, но покончили с ними тюрки19.
Развивая наступление, Истеми-джабгу овладел Шашем (совр. Ташкент), Ферганой, Самаркандом, Кешем (совр. Шахрисабз), Несефом (совр. Карши), Бухарой20.
Решающее сражение между эфталитской и тюркской армиями, согласно «Шахнаме», имело ожесточенный характер и продолжалось семь дней, в течение которых ни одна сторона не могла взять верх. На восьмой день началась сильная пыльная буря. Тюрки находились спиной к ветру, а эфталитам он бил прямо в
глаза. Не выдержав, эфталиты дрогнули и побежали 21.
В ходе войны погиб и сам правитель эфталитов. Однако вскоре между недавними союзниками, со-
вместными усилиями разрушившими эфталитскую державу и разделившими ее территорию, начались се-
рьезные разногласия. От северо-китайских государств тюрки ежегодно получали около 200 тысяч кусков шелка, что существенно превышало их потребности. Самым выгодным рынком сбыта этого шелка была Византия, и поскольку в причерноморских степях властвовал возникший в 562 году Аварский каганат, торговать с ней можно было только через Иран. Однако Иран сам являлся крупным производителем шелка и воспринимал враждебно предложения тюрков. После окончания победной войны Истеми-джабгу
направил посольство под началом согдийца Маниаха вместе с большим караваном шелка в Иран, чтобы
договориться о транзите товаров. Хосров I, выкупив весь шелк, приказал сжечь его на глазах у послов и купцов, наглядно продемонстрировав свое отношение к предложению. Однако Истеми-джабгу направил новое посольство, пытаясь убедить своего зятя разрешить торговлю. В этот раз переговоры вели тюрки менее склонные к дипломатическим выражениям. Шах вновь ответил в наглядной форме. Тюркские послы были отравлены и почти все погибли. Выжило лишь четыре человека. Иранцы цинично заявили, что тюрки, привыкшие к холоду и снегам, просто не сумели выдержать летнего зноя.
Истеми-джабгу стал готовиться к войне одновременно против Ирана и Аварского каганата. Параллель-
но была установлена связь с Византией – потенциальной покупательницей шелка и естественной военной
союзницей. В начале 568 года первое тюркское посольство под руководством Маниаха прибыло в Константинополь и предложило заключить договор о взаимной торговле и военном союзе против персов и аваров. Византийский император Юстин II был обрадован неожиданному союзнику, поскольку сам готовился к войне как с Ираном, так и с Аварским каганатом. Не мешкая, он отправил ответное посольство во главе с полководцем Земархом, также удостоившееся особой почести при дворе Истеми-джабгу. В дальнейшем Византия и Тюркский каганат часто обменивались послами, согласовывая свои действия против общих противников. В ходе войны, начатой в 568 году, тюркская армия перешла Амударью, взяла несколько городов, но вскоре отступила обратно в связи с тем, что не смогла преодолеть сеть пограничных укреплений персов, созданных еще для зашиты от эфталитов. В 571 году тюрки и персы заключили мирное соглашение и договорились о четком разграничении территории. Гораздо успешнее обстояли дела на аварском фронте. К 571 году тюркские войска овладели территорией Северного Кавказа и вышли к Боспору. Северный путь для торговли с Византией был открыт.

Государственное устройство и военная организация Тюркского каганата Свою державу сами древние тюрки именовали Эль. В рунических памятниках фиксируются также торжественные формы: Вечный Эль, Божественный Эль. Себя древние тюрки называли кок-тюрками – небесными тюрками.

Главным символом Вечного Эля была золотая голова волка, украшавшая знамена. Так выражалось уважение к памяти о праматери волчице и подчеркивалось военное превосходство тюрков. В текстах рунических надписей тюрки уподобляются волкам, а их противники сравниваются с овцами. Элитные отряды
тяжелой конницы также носили название бори – волки. Верховным правителем Эля – каганом мог быть только представитель династии Ашина. Каган считался представителем сакрального рода, сотворенного по воле Тенгри. Хотя власть кагана передавалась по наследству, существовал торжественный обряд интронизации, в котором принимали участие сановники и родоплеменная знать. Кагана поднимали на кошме и 9 раз проносили по кругу по направлению движения солнца. Все представители правящего рода именовались тегинами – «принцами крови». Только они могли претендовать на высшие после кагана государственные посты джабгу и шадов, под властью которых находились основные области каганата. Управление на разных уровнях государственной власти осуществляли эльтеберы, еркины, тарханы, тутуки и другие должностные лица. Государственные должности могли переходить по наследству либо приобретаться в силу личных заслуг перед государством и обществом в качестве храбреца (алып) или мудреца (бильге).
Тюркские законы (Тору) были кодифицированы. Описывая владение Кан, китайские источники сообщали, что в нем «находится тюркское уложение, хранимое в храме. При определении наказания берут сие уложение и решают дело»22.
Высшей мерой наказания, смертной казнью, карались наиболее серьезные преступления против го-
сударства (мятеж, государственная измена), против личности (убийство), против нравственности (связь с замужней женщиной) и против собственности (кража спутанной лошади). В случае совершения особо тяжких преступлений могла применяться коллективная ответственность, и вместе с преступником могли казнить всех его родственников. Остальные преступления наказывались штрафами и выплатами в пользу потерпевшей стороны. Так, виновный в краже скота должен был возместить ущерб в десятикратном размере либо отдать свою дочь. Принципы государственной организации Тюркского каганата носили ярко выраженный военный характер. Политические институты, законодательство, экономическая организация, государственная идеология – все было подчинено главной цели – подготовке к войне и ведению военных действий. Все сановники, наместники, управляющие в военное время становились командирами конкретных боевых единиц. Каждый мужчина являлся воином. «За славу считают умереть на войне, за стыд – кончить жизнь от болезни»23, – характеризовали нравы тюрков китайские источники. Только таким образом Тюркский каганат мог противостоять земледельческим государствам, располагавшим многократно превосходящими мобилизационными возможностями. Советник тюркских каганов Тоньюкук говорил: «Тюркский народ по численности не может сравниться и с сотою долею народонаселения в Китае, и что он может противостать сему государству, этому причиною то, что тюрки, следуя за травою и водою, занимаются звероловством, не имеют постоянного местопребывания и упражняются только в военных делах»24.
Смелые, превосходно владеющие оружием и дисциплинированные, тюркские воины производили боль-
шое впечатление на очевидцев. «Если тысяча тюркских всадников натянут тетиву и выстрелят одним разом - тысяча всадников будут сражены, и после такого натиска от войска ничего не останется. Ни хариджиты25,
ни бедуины не могут так стрелять на скаку, тюрок же одинаково метко стреляет и зверя, и птицу, и мишени
во время соревнований, и людей, и неподвижные чучела, установленные изображения, и хищных птиц. Стреляя, он заставляет лошадь скакать вперед и назад, вправо и влево, вверх и вниз. Он успевает пустить десять стрел прежде, чем хариджит успеет пустить одну. Его конь взлетает на склоны гор и опускается на
дно ущелий с легкостью, недоступной хариджиту даже на ровной местности. У тюрка четыре глаза: два спе-
реди и два на затылке»26, – восторженно писал в своем сочинении Ал-Джахиз. Древние тюрки оказали колоссальное влияние на развитие вооружения и военного искусства средневековья. Ю. С. Худяков отмечает: «Одержав многочисленные военные победы в кочевом мире и подчинив практически все кочевые племена степного пояса Евразии, древние тюрки стали законодателями мод во всем, что было связано с военным делом. На их оружие, воинское и конское снаряжение, военно-организационную структуру стали ориентироваться и заимствовать их кочевые вассалы и многие оседлые народы, входившие в непосредственное военное соприкосновение с могущественной древнетюркской военной державой – Первым Тюркским каганатом27.
Основу тюркской армии составляла легкая кавалерия, начинавшая каждое сражение. Не вступая в ближний бой, всадники осыпали противника градом свистящих стрел из тугих луков. Главной задачей было поколебать враждебные войска, заставить их каким-то образом нарушить строй, чтобы выявить место для атаки. «Если тюрки сколотились в войско, то слабое место противника в бою видит каждый, если же такого места не будет, и ничто не будет их прельщать, и появится мнение отойти, то к такому выводу придут все, и все поймут его правоту»28, – писал по этому поводу
Ал-Джахиз. Когда боевые порядки врага оказывались поколеблены и обнаруживалась брешь для удара, в атаку шли закованные в доспехи элитные отряды «бори», вооруженные длинными копьями. Они должны были смять противника и решить исход сражения. Одним из революционных изменений в области военного дела, получивших распространение впервые именно в тюркских армиях, стало использование седла с жестким остовом и стремян. Опора для туловища и ног существенно увеличивала силу удара колющего и рубящего оружия кавалериста. Удобным и эффективным оружием нового типа, созданным тюрками, стала изогнутая сабля, позволявшая наносить быстрые и опасные удары в ближнем бою.

Распад Тюркского каганата

В 572 году умер верховный правитель Мукан-каган. На престол взошел его младший брат и последний из
живых сыновей Бумын-кагана – Таспар-каган. Он продолжил политику своих предшественников, направ-
ленную на укрепление государственности, умело играя на противоречиях между северо-китайскими государ-
ствами и не давая усиливаться ни одному из них. В то же время при внешнем блеске Тюркского ка-
ганата, безусловно ставшего в ряд одних из самых могущественных государств мира, именно в период правления Таспар-кагана во внутренней политике происходили события, оказавшие в последующем большое влияние на процессы дезинтеграции в Тюркском каганате. Первым событием в этом ряду необходимо назвать принятие буддизма Таспар-каганом. Как сообщается в китайских источниках и тексте Бугутской стелы, при тюркской ставке был сооружен буддийский храм, где стали совершаться богослужения. Руководил воз-
никшей религиозной общиной известный индийский монах Чинагупта. Как отмечает китайский летописец, «Тобо также сам держал посты, обходя вкруг храма читал молитвы и сожалел, что он не в Китае родился»29. Но основная масса тюркской знати не разделила пылкого увлечения верховного правителя чужеземным учением и, по всей видимости, отнеслась к новшествам со скептицизмом. Для многих каган стал отступником от традиций предков, уважение к нему в частности и к власти в целом со стороны общества снизилось. Большую роль также сыграла смерть Истеми-джабгу в 576 году. Победоносный завоеватель западных стран и старейшина правящего дома, чей авторитет безоговорочно признавала вся знать, являлся главной опорой, поддерживающей существующую конструкцию власти. Уход из жизни этой сильной консолидирующей аристократию личности способствовал дроблению политической элиты на различные группы. Своей административной политикой Таспар-каган невольно усиливал растущие внутренние противоре-
чия. Он назначил малых каганов, то есть фактически ввел должности соправителей. На Востоке малым ка-
ганом стал Шету, сын Кара-Иссык-кагана, на Западе Жутан – младший брат Таспар-кагана. Еще одним, причем самым сильным, тюркским правителем был Кара-Чурин, сын Истеми, правивший всей западной частью империи. Безусловно также, что предпосылки для дестабилизации и распада Тюркского каганата были предопределены с самого начала самой сутью лествичной системы наследования власти, когда на престол вступал брат после брата, а племянник после дяди. В Древней Руси, где позже установилась точно такая же система, она привела к аналогичному результату. Как отмечает Т. Барфилд, «подобная система на-следования становилась чрезвычайно уязвимой, когда власть должна была перейти к новому поколению пра-
вителей. Двоюродных братьев мало что связывало между собой, и каждая из партий могла предъявить определенные права на престол, апеллируя к тому, что ее ставленники были сыновьями каганов. Как только власть переходила к новому поколению, представители всех родственников, кроме победившей, навсегда лишались возможности наследовать престол в будущем. Теоретически все должно было быть гладко. Старший сын старшего из братьев получал право на престол после того, как все дядья умирали. После смерти его самого и его братьев престол переходил к одному из остававшихся в живых двоюродных братьев, представлявших младшую ветвь того же поколения… Однако эта модель наследования строго в соответствии со старшинством не учитывала некоторые важные проблемы политического характера. Самый старший из мужчин младшего поколения часто был сыном кагана, умершего многие десятилетия назад, в то время как сыновья недавно правивших каганов были ближе к реальной власти и могли использовать политических союзников отца в собственной борьбе. Несмотря на формально существовавшие права и привилегии, окончание правления братьев одного поколения давало возможность их преемникам, т. е. группам двоюродных братьев, побороться за престол, опираясь на свое политическое влияние и военную мощь. Внезапный упадок Первой Тюркской империи как раз в тот период, когда она достигла вершины своего военного и экономического могущества, был следствием раскола в среде тюркской знати»30.
Междоусобная распря разразилась сразу же после смерти Таспар-кагана в 581 году. Несколько месяцев каганом был сын Таспар-кагана – Амрак. Не выдержав морального давления противников, он отрекся от престола в пользу Шету. Последний в свою очередь враждовал с Тоременом, сыном Мукан-кагана. Это противостояние вскоре перешло в форму открытой вооруженной борьбы. Конец VI – начало VII века – в Тюркском каганате время постоянных внутренних столкновений и переворотов. Политическая нестабильность неизбежно вносила хаос в социально-экономическую жизнь: ухудшалось благосостояние, население
утрачивало ориентиры. Дополнительным внешним фактором давления на Тюркский каганат стало объединение Северного Китая под властью династии Суй, произошедшее в 581 г. Император Вэнь-Ди (581– 604 гг.), воспользовавшись благоприятными обстоятельствами, принял активное участие в тюркских усобицах. Теперь уже тюркские каганы и претенденты на престол искали милости при дворе
императора. В 603 году после смерти Кара-Чурин-кагана Тюркский каганат распался на две части: Западный и
Восточный каганаты.

Усени в конце IV века потерпели поражение, а Жетысу стал ареной военных действий. В V веке отряды жужаней полностью вытеснили усуней из степи. Дальнейшее их движение на запад было остановлено кангарами. Только в 551 году телесские племена в союзе с Китаем смогли разгромить жужаней. За несколько лет они достигли Аральского моря. Значительное сопротивление тюркам оказали уары и хиониты. К 558 году была образована большая кочевая империя от Едиля до Хинганских гор. С этого времени начинается история Тюркского каганата.

Империя тюрков с самого начала стала рядом с мировыми империями. Он контролировал почти весь Великий Шелковый путь. Тюркская знать получала колоссальную прибыль от караванной торговли.

Территория тюркского каганата

В 553 году Тюркский каганат контролировал территории Центральной Азии, Алтая и Южной Сибири. Отуз-татары, кидани, татабы, енисейские кыргызы принимали подданство тюрков. Крупные государства на севере Китая Ци и Чжоу платили каганату дань. Таким образом, Тюркский каганат стал сильнейшим государством того времени.

В 555 году каган Истеми, управлявший западными территориями, присоединяет к каганату территорию современного Казахстана с Приаралье и Сырдарью. Через три года тюркам принадлежат земли до Едиля и Жайыка. Расстановка сил в Центральной Азии кардинально изменилась. Основным соперником Тюркского каганата оказалось эфталитское государство, которое брала дань с Ирана. Эфталитом принадлежала территория от Северной Индии до Каспийского моря. Тюрки решили наладить дипломатические отношения с Ираном, но эфталиты восприняли это как заговор. Они убили тюркских послов. Однако эффект от убийства был противоположным – тюркский каганат отдал свою дочь в жены иранскому шаху, создав междинастический союз.

В 564-567 годах у эфталитов отвоевали Тохаристан и Бухару, сто привело к полному исчезновению эфталитского государства. Его территория была разделена между Тюркским каганатом и Ираном. Однако экономические интересы, а именно поставка шелка, ослабили союз иранцев и тюрков. Китай выплачивал дань Тюркскому каганату шелком, а Иран рассматривался в качестве рынка сбыта и транзитного коридора на Ближний Восток. Иранские власти, опасаясь ценового демпинга и конкуренции на мировом рынке, чинили препятствия тюркским купцам. Развязалась кровопролитная война. Тюркский каган заручился поддержкой Византии. В 568 году захвачен Гурган, процветающий город древнего мира. Только в 571 году был заключен мир с Ираном, а тюрки получили территории за Амударьей и получали ежегодную дань.

Тюркские купцы проложили новый путь на севере к Византии, предварительно захватив Северный Кавказ и получив доступ к Черному морю. При Таспар-кагане 572-581 году Тюркский каганат достиг максимального расцвета. Империи принадлежали земли современной России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Монголии, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана. Тюркский каганат на западе граничил с Черным морем, на востоке – с Маньчжурией, на севере – Енисеем и на юге – с Амударьем.

Хозяйство тюркского каганата

Хозяйство древнетюркского периода представляет собой систему двух неравноценных сфер:


  • оседло-земледельческий тип на переферии Великой степи;
  • кочевое и полукочевое скотоводство.

Большая часть населения были кочевниками, для которых города и оазисное население было необходимым дополнением. Земледелием занималась оседлая часть населения Северной Азии, Жетысу, Южного Казахстана и Восточного Туркестана. Степь и город были частями одного целого – государства. Империя не могла существовать без городов. Они представляли собой политические центры, в них проживали ремесленники и торговцы, он обеспечивал нужды кочевников и состоял из основного класса налогоплательщиков. Только кочевые племена могли обеспечить городу военную защиту.

Кочевники в большинстве разводили овец, верблюдов и лошадей. Каждый год рынки Китая, Византии и Средней Азии заполнялись огромными стадами тюркского скота.

Археологические находки свидетельствуют о развитии металлургии. В тюркскую эпоху активно вели добычу железной руды. На высоком уровне было обмундирование и вооружение тюрков – одна из причин военных побед. Помимо железа добывали олово, золото, серебро и медь.

Основным источником дохода оказался контроль Великого Шелкового пути. Было разработано несколько веток с Китая до Византии и Согдианы. Большой объем торговли способствовал введению на территории каганата денежных отношений. В таразе и Отраре появляются монетные дворы. Кроме собственных монет в ходу были китайские и византийские монеты.

Экономический и политический рост Тюркского каганата привел к урбанизации Казахстана. Этот период характеризуется появлением тюрко-согдийского синтеза в искусстве, архитектуре и строительстве. В VI веке появляются новые города Навакет и Суяб, развиваются Тараз, Отрар, Шавгар, Испиджаб. Они стали центрами ремесла, торговли и земледелия. В городах селятся гончары, ювелиры, кузницы, стеклоделы и другие ремесленники. Сельская округа из множества поселений обеспечивала города продовольствием.

Распад тюркского каганата

В 581 году в Киатаепроизошел переворот и смена династий Чжоуской на Суй. Новый император запретил вести дела с тюрками и не позволял вывозить шелковые ткани в степь. Это подорвало могущество тюркской знати, которая существовала за счет пошлин на Великом Шелковом пути. Одновременно умирает хан Тобо и начинаются династические распри. Два сына подели между собой земли.

Суйцы, почувствовав разлад между тюрками, стали сеять дополнительный раздор между ханами. В 584 году Китайцы обманным путем добились начала междоусобной войны. Война ханов восточных и западных земель продолжалась до 593 года. К этому времени пропасть между восточными и западными тюрками выросла. Когда Китай напал на каганат в 598 году, восточная часть поддержала Суйскую империю. Тюркский каганат как единая империя прекратил свое существование.

Восточно-тюркский каганат

После падения Великого Тюркского каганата восточная часть оказалась под властью империи Суй, которая поставила своего протеже каганата Жангара. Однако уже его сын был воинственно настроен против суйского императора. В начале VII века в Восточно-тюркском каганате началась сильная эпидемия, унесшая жизни большей части населения и скота. В 630 году на Восточный Тюркский каганат напала Танская империя. Она разрушила каганат и заставила большинство тюрков мигрировать в Китай.

Не все восточные тюрки смогли смириться с подданством Танской империи. Началась возрождаться идея тюркской государственности. В 679 году поднялось народное восстание, приведшее на престол род Ашин, а мятежники укрылись в горах Иньшань. Они восстанавливали тюркскую государственность. Объединение бека Тоньюкука и Кутлуг-чора создало новую прочную основу для восстановления тюркской государственности. Удачно для тюрков закончились сражения с сеяньто, киданями, огузам и китайцами. Образовался Второй Восточно-тюркский каганат, правители которого стремились объединить империи тюрков к прежним границам. Но междоусобные воины привели к распаду каганата. Уйгуры захватили большую часть территории и назвали себя приемниками Восточного Тюркского каганата.

1. Хуннская держава (209 год до н. э. - ок. 51 год до н. э.) - первое государство, созданное тюрками. Именно их культура стала его основой.

2. Западное государство хунну возникло после распада Хуннской державы. Учитывая реалии того времени, Шаньюй (правитель хунну) Хуханье, посоветовавшись со старейшинами, принял решение стать вассалом Китая.

3. Империя гуннов. Наибольших размеров достигла при царе Скифии и Германии Атилле (434-453 гг. н. э.)

Гунны - преемники хунну. Вторжение гуннов в 70-е годы IV века в Европу привело к «великому переселению народов», имевшему далеко идущие исторические последствия для дальнейшего развития как западной Евразии, так и собственно Европы.

4. Государство эфталитов (IV-VI вв.) Это государство, созданное гуннами-эфталитами или «белыми гуннами» занимало обширные территории и включало в себя Согдиану и Бактрию (Средняя Азия), Афганистан и Гандхару (северная Индия).

5. Тюркский каганат (552-603 гг.) - одно из крупнейших в истории человечества древних государств в Азии, созданное племенным союзом тюрок (тюркютов) во главе с правителями из рода Ашина. Это первое государство, в названии которого официального фигурировало название «тюрки».

6. Аварский каганат (562-823) - государство на территории современных Венгрии, Австрии, Словакии, Хорватии, Румынии, Эстонии, Литвы, Латвии, Сербии, Польши, Украины и части Швейцарии, существовавшее с 562 до 823 гг. Основано аварским каганом Баяном. Одно из самых влиятельных государств мира своего времени, контролировавшее всю Восточную Европу.

7. Хазарский каганат - государство, существовавшее в VII-XI вв. Хазары первыми из тюркских народов, отказались от тиранства - в VIII в. они стали исповедовать иудаизм. Но следует отметить, что приверженцами этой религии являлись только каган и элита, что же касается основных масс населения, то здесь мирно уживались христиане, мусульмане, иудеи и язычники.

8. Уйгурский каганат. Государство, существовавшее 745-847 гг. Это была федерация разных племен, правящей верхушкой в которой были уйгуры. Первое тюркское государство, в котором наметился переход к оседлому образу жизни и развитие земледелия. Соответственно, здесь появились первые города.

9. Государство караханидов существовавшее в 840-1212 гг. После принятия ислама караханиды стали использовать уйгурский алфавит, а тюркский язык был официальным. В связи с этим, в отличие от других тюрко-исламских государств, влияние арабского и персидского языков здесь проявлялось значительно меньше.

10. Газневидское государство существовало в 961-1187 гг. на территории Маварауннахра, севера Индии и Хорасана. Его роль в истории определяется тем, что оно способствовало проникновению ислам в самые глубины полуострова Индостан. Поэтому некоторые историки утверждают, что именно газневиды создали предпосылки для отделения Пакистана и Индии.

11. Сельджукская империя (1037-1194 гг.) соединяла в себе как индоиранские традиции государственного управления, так и тюркские. В соответствии в последними, в частности, вся земля в стране считалась собственностью правителя.

12. Государство Хорезмшахов (1097-1231 гг.) было создано Кутбеддином Мухаммадом Хорезмшахом. В культуре хорезмшахов превалировало иранское влияние, а в искусстве и государственном управлении - сельджукское. Это было последнее сильное государство Средней Азии домонгольского периода.

13. Золотая Орда. Так как на ханской стоянке (orda) шатер правителя был покрыт золотом, то его называли «Золотой ордой». Со временем это наименование перешло на все государство.

14. Государство тимуридов (1370 год - нач. XVI века) было основано эмиром Чагатая Тимуром из рода Барласов. В культурном отношении оно вобрало в себе исламские и персидские элементы, а в военном деле - тюркско-монгольские традиции.

15. Империя Великих Моголов была основана в 1526 году Бабу-шахом и была наследницей тюрко-монгольских традиций. Именно в эпоху моголов были созданы несравненные архитектурные шедевры, вошедшие в золотой фонд мировой культуры. Самый известный из них - Тадж Махал.

16. Османская империя (1299-1922 гг.) занимала обширные территории, включая Восточную Европу, Юго-Западную Азию и Северную Африку.

Государство в культурном отношении испытывало сильное влияние как исламской арабской и персидской культур, так и издавна проживавших на этой земле народов - греков, армян, евреев.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

  • 20.Распад Золотой орды. Образование Ак - орды (Кок орда). Государственно-административное устройство Ак - орды.
  • 21.Образование Ногайской Орды, Могулистана. Расцвет и распад государств.
  • 32.Укрепление верховной власти при Тауке – хане. «Жеты – жаргы».
  • 33.Казахские бии; Толе би, Казбек би, Айтеке би. Их роль в общественной жизни казахов в 17-18 вв.
  • 34.Казахско – джунгарские войны в 17-18 вв. «Актабан – шубурунды». Маслихат у горы Орда басы.
  • 35.Борьба казахского народа за независимость в 18 в. Анаракайская битва – 1729 года. Батыры.
  • 36. Принятие Младшим жузом Российског подданства (1731 г).
  • 37.Избрание ханом Аблая (1771-1781 гг.). Внутренняя и внешняя политика хана Аблая.
  • 38. Политический портрет Абылай хана.
  • 39.Материальная и духовная культура казахского народа в 15-18 вв. (хозяйство, одежда, литература, народное творчество).
  • 40. Колонизация Казахстана Российской империей в конце хviii - нач. Хiх вв. (приказы 1742, 1756, 1777, Уставы 1822, 1824 гг.)
  • 41.Национально-освободительная борьба казахского народа против царизма. Восстание казахов младшего жуза под руководством Сырыма Датого (1783-1797).
  • 42.Социальные сословия казахского общества в 18 – сер 19 вв.
  • 43.Образование Букеевской орды. Восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1938).
  • 44.Национально-освободительное восстание казахов под руководством хан Кенесары (1837-1847).
  • 45.Восстание приаральских казахов против Хивинского ханства и России в 19 в. Под руководством Жанходжи Нурмухамедова.
  • 46.Проникновение русских войск на юг Казахстана и завершение завоевания всей территории края.
  • 47. Административные, судебные, аграрные реформы в Казахстане 60-90 годов 19 века.
  • 48.Восстание казахов в Уральской, Тургайской областях в 1868-1869 гг. И на Мангышлаке в 1870 г.
  • 49.Переселенческая политика царизма в конце 19 века.
  • 50. Культура Казахстана в х1х в.
  • 51.Зарождение промышленного производства в Казахстане в последней четверти 19 века.
  • 52.Проникновение в Казахстан товарно-денежных отношений. Торговля, ярмарки в Казахстане.
  • 53.Усиление переселенческой политики царизма. Столыпинская аграрная реформа.
  • 54. Участие населения Казахстана в Российской революции 1905-1907 гг.
  • 56.Национально-освободительное восстание 1916 года в Казахстане.
  • 57. Казахстан в период февральской революции 1917 года.
  • 59.Октябрьская революция и установление Советской власти в Казахстане.
  • 60.Казахстан в годы гражданской войны. Политика «военного коммунизма».
  • 61.Культура казахского народа в начале 20 века (народное образование, наука, литература, устное и народное творчество).
  • 62.Деятельность Казревкома. Формирование территориальной целостности Казахстана. Образование КазАсср.
  • 63.Переход к нэПу. Начало социально-экономических преобразований в Казахстане (1921-1925 гг.).
  • 64.Индустриальное развитие Казахстана в 1925-1940 гг.
  • 65. «Малый Октябрь» ф. И. Голощекина. Голод 1931-1933 гг.
  • 66. Коллективизация сельского хозяйства и его последствия.
  • 67. Сталинские репрессии в Казахстане. Карлаг, Степлаг, Алжир.
  • 69.Развитие культуры Казахстана в 20-40х гг. (радио, кино, печать, наука, литература и искусство).
  • 70.Начало вов. Переход экономики на военный лад. Формирование воинских частей на территории Казахстана.
  • 71. Формирование воинских частей на территории Казахстана. Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны.
  • 72.Переход к мирному строительству.
  • 73.Освоение целинных залежных земель в Казахстане и его последствия.
  • 74. Общественно-политическая жизнь Казахстана(1946-1964 гг.).
  • 75 Хозяйственная реформа 1965года в Казахстане.
  • 76.Культура Казахстана в 50-80х гг. (образование, наука, музыка, театр, кино).
  • 77.Социально-экономическое развитие Казахстана в 70-80 гг.
  • 78.Курс на перестройку в ссср и в Казахстане (Апрельский пленум цккпсс 1985 г.).
  • 79.Политическая жизнь и национальные отношения в Казахстане в 80х гг. Декабрьские события 1986 года.
  • 80. Ядерные полигоны на территории Казахстана. Трагедия Арала. Движение «Невада-Семипалатинск».
  • 81. Развал ссср и образование суверенного, независимого Казахстана.
  • 82. Гос. Символика и атрибутика: Гимн, Герб, Флаг.
  • 84. Ассамблея народа Казахстана. Доктрина национального единства Казахстана
  • 85. Становление многопартийной системы в рк.
  • 86.Принятие Конституции рк (30 августа 1995 года).
  • 87. Долгосрочные приоритеты, цели и задачи их реализации. (Послание Президента страны народы Казахстана – «Казахстан 2030»).
  • 88.Культура Казахстана на современном этапе (образование, наука, музыка, театр и кино).
  • 89. Внешнеполитическая деятельность Республики Казахстан на современном этапе.
  • 9. Образование тюркского каганата. (552-603 гг.)Этноним «тюрк». Западно-Тюркский каганат (603-704гг.)

    Эпоха Великого переселения народов (2-5 века) в значительной мере изменила этническую и политическую карту Казахстана, Средней Азии и Восточной Европы. Во 2 веке многочисленные группировки союза тюркоязычных племен расселились в степной полосе от Северной Монголии до Восточной Европы, на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи. В 6 веке земли Казахстана попали под власть могущественной державы Тюркского каганата, правители из которой вышли из династийного рода алшын племени тюрк. Этноним "тюрк" впервые появляется в китайских источниках и относится к 542 году. Китайцы считали тюрков потомками хунну (сюнну). Родоначальником этого этно-социального объединения явился Бумын-каган. Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии. Были покорены кидани в Манчжурии, киргизы на Енисее.

    Западно-тюркский каганат (603-704 годы). Этнополитическим ядром каганата стали 10 племен Он-Ок-Будун, занимавшие древние усуньские земли от гор Каратау до Джунгарии. Столицей стал город Суяб (современный Токмак в Киргизии). Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джигую-кагана (610-618 гг.) и его младшего брата Ток-Джагбу-кагана (618-630 гг.). Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого и полукочевого способа ведения хозяйства и оседло-змледельческого типа хозяйствования. Население занималось торговлей, ремеслами, землепашеством, скотоводством. Первым лицом в каганате – каган (верховный владыка, правитель, военноначальник, возможный собственник всех земель). Высшие титулы в каганате – ягбу, гиад, эльтебер – принадлежали каганскому роду. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Основное население каганата было из свободных мелких общинников – скотоводов (карабудуны). Племена в социальном плане делились на аристократические и вассальные.

    Западно-Тюркский каганат (603-704гг.)

    Занимавший огромную территорию, Тюркский каганат не смог превратился в единое централизованное государство. Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная борьба за власть внутри династии самого кагана. В 581 году в каганате начались междоусобные войны. Стремясь использовать такое положение в своих целях, Китай и другие соседние государства совершали частые походы против тюрков. Не сумев объединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался на отдельные улусы. В 603 году он разделился на две части – Западно-Тюркский и Восточно-Тюркский каганаты.

    После распада Тюркского каганата на 2 части в 603 году начался процесс размежевания их границ. Западно-Тюркский каганат занимал территорию на юго-востоке, начиная от рек Или и Чу, на северо-западе до нижних течений рек Волга и Кубань, на северо-востоке до верхних течений Волги и Иртыша, на юго-западе до рек Тарим и Амударья. Столицей и зимней ставкой кагана являлся город Суяб, расположенный на берегу реки Чу.

    Основной этнополитический костяк каганата составляли “десять племён” – “он ок будун”. В состав “десяти племён” входили тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюргеши, уйгуры, киргизы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки.

    Политическое и социальное положение.

    Первым правителем кагана был Тардуш (Дато). Политическое господство Западно-Тюркского каганата особенно усилилось в период правления кагана Шегу (610-618 гг.) и кагана Тона (618-630 гг.). Каган Шегу расширил границы на востоке до Алтая, на западе достигли реки Тарим и предгорий Памира.

        .Тюргешский каганат (704-756 гг.). Военно-административная власть.

    Ко времени начала арабских завоеваний Казахстан и большая часть Средней Азии были под властью Западно-тюркского каганата. Первостепенное место в борьбе против арабов занимали пришедшие к власти в Жетысу тюргеши. Родоначальником династии - Уч-Элик-каган (699-706). Главную ставку он учредил в г. Суябе. Он разделил страну на 20 уделов по 7 тыс. воинов в каждом. В Тюргешском каганате преемником Уч-Элик-кагана стал его сын Сакал-каган (706-711). Внутри государства тюргешей не было единства. Внешнеполитическое положение государства было сложным. На западе они вели борьбу с арабами, на юге большую опасность представляли центральноазиатские тюрки.

    Тюргешский каганат - в течение нескольких лет тюргеши находились в политической дестабилизации. Но с приходом на престол Сулук-кагана (714-738), каганат окреп. Военно-административная власть перешла к племенам черных тюргешей (карабудун), чья орда (ставка) перенесена была в Тарас (Тараз).Сулуку пришлось вести борьбу на два фронта: с арабами и Танским двором. Дипломатическими (брачными связями) и военными мерами Сулук предотвратил опасность с востока, что позволило тюргешам активизировать свои действия на западе. В 723 году тюргеши с карлуками нанесли крупное поражение арабам. Лишь в конце 732 года арабский наместник смог разбить тюргешей и войти в Бухару. В 737 году Сулук предпринял поход против арабов дошел до Тохаристана, но потерпел поражение. По возвращении в Суяб он был убит одним из своих полководцев.

    За ослабший тюргешский каганат вступили в борьбу Китайская империя и арабы. В 751 году у города Атлаха около Тараза, развернулось грандиозное сражение между арабами и китайцами. Битва продолжалась пять дней. Но в решающий момент в тылу китайцев восстали карлуки, и перешли на сторону арабов. Китайское войско было разбито. Им пришлось оставить не только Жетысу, но и Восточный Туркестан. Но и арабы не смогли закрепиться в этом районе и отступили. Но муждоусобицы окончательно подорвало каганат и оно пало в 756 году под натиском тюркоязычных племен карлуков.

        Образование Карлукского каганата (756-940 гг.).

    Государство Карлуков (756-940 гг.). Впервые о карлуках упоминается под именем Булак, которое относится к 5 веку.

    Название уч-карлук - распространенный на сильный союз кочевых племен, занимавший территорию между Алтаем и Восточным побережьем оз. Балхаш. В середине 7 века в составе карлукского объединения входили 3 племени булак, чигирь, ташлык. Вожди карлуков носили титул Эльтебер. В 742 году политическая гегемония в степях Монголии перешла к союзу трех племен: карлуков, уйгуров, басмылов, на короткое время возвысились басмылы, их вождем стал каган, глава карлуков и предводитель уйгуров. В Центральной Азии возникло новое государство уйгурский каганат (744-840). Глава уйгурских племен стал верховным каганом, а вождь карлуков получил титул правого ябгу. Стремление к самостоятельности привело карлуков к тому, что они отошли от уйгурского каганата. В середине 8 века развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и огузами. В 766 году в руки Карлукского Джагбу перешли Семиречье с двумя ставками тюргешских каганов - Тараз и Суяб. Под эгидой карлуков образовалось раннефеодальное государство. В 8 - 10 веках в карлукском государстве шел интенсивный процесс тюркизации оседло-земледельческих жителей. В 8 - 10 веках карлукские племена расселились на обширной территории Казахстана - от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, обитали между озерами Балхаш и Иссык-Куль, в долинах рек Или, Чу, Талас, в отрогах Тянь-Шаня, в Исфиджабской области вплоть до средневекового Отрара.

    Государственное устройство карлуков характеризовалось наличием развитых форм удельно-племенной системы, что не способствовало централизованной форме правления. Племенная знать имела привилегии, передававшиеся по наследству. Военно-административная система управления в карлукском государстве отражала специфику их кочевого и полукочевого быта. Карлукский каганат, однако, не обладал прочными экономическими связями. Его раздирали междоусобицы, борьба за власть, за пастбища. В этих условиях реальная угроза Карлукскому каганату пришла со стороны Кашгара. В 940 году им был взят Баласагун, и государство карлуков пало.

        .Образование Огузской конфедерации (10-11 вв.).

    Длительная борьба с печенегами способствовала политической консолидации и оформлению в 9-10 вв. огузского союза племён. В состав огузов вошел как древний этнический компонент долины Сырдарьи и аралокаспийских степей, индоевропейского и финно-угорского происхождения, так и полукочевые и кочевые роды и племена Жетысу и Сибири: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, баюндуры и др. \\В конце 9 – начале 11 вв. огузские племена обитали на обширной территории от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Кочевья огузов были разбросаны по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в предгорьях Сырдарьинских Каратау, до пределов Исфиджаба. Наиболее компактно они жили в среднем и нижнем течениях Сырдарьи, в Приаралье и восточном Прикаспии. Границы огузских становищ и крепостей достигали Южного Урала и Нижнего Поволжья. \\В 10 в. столицей огузского гос-ва стал г. Янгикент, лежавший на стыке важных караванных путей, ведших в Ср. Азию, Вост. Европу, и Центр. Азию. Главой огузского гос-ва был верховный правитель, носивший титул «джабгу». Огузские джагбу имели заместителей – кюль-эркинов. Власть верх. правителей передавалась по наследству. Выборы огузских ханов производились на советах. Важную роль в державе джагбу играл главный предводитель огузского войска, носивший титул «сюбаши». \\Основным их занятием становилось земледелие и ремесло. Огузская кочевая степь имела тесные контакты с оазисами Мавераннахра., Хорезма и Семиречья. \\На рубеже 10-11 вв. огузское гос-во испытало кризис вследствие восстания среди огузских племён, недовольных хищническим сбором налогов. Согласно огузским историческим преданиям, эти восстания падают на правление Али-хана, который пришёл к власти около середины или в начале второй половины 10в. Сельджукские вожди стали во главе восстания против огузских правителей Янгикента и захватили Дженд, но не надолго. В это время усилился Шахмалик, наследник Али-хана. При нём гос-во настолько усилилось, что огузы в 1041 г. захватили Хорезм. Однако спустя 2 года, Шахмалик был казнён сельджуками.

        .Кимекский каганат(9-н 11 вв.).

    Между 766 и 840 гг. кимеки заняли территорию зап. Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины, дойдя до северных пределов токузогузов, обитавших в Вост. Туркестане. Граница между ними проходила по Джунгарскому хребту. В состав кимекской федерации входили: эймур, имек, кыпчак, макак, татар, баяндур, ланиказ и аджлар. Глава кимекских племён носил титул байгу (ябгу), который носила правящая верхушка тюркоязычных народов – карлуков, огузов, уйгуров и др. Могущество кимекского правителя было значительным. Со времён сложения у кимеков каганата в конце 9 нач. 10 вв. их царь стал носить высший титул кагана. Каган кимеков обладал реальной властью: в пределах своего гос-ва он назначал правителей, которые были представителями племенной знати. Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи и ханского рода, но и у племенной знати. \\В 9 - нач. 11 в. у кимеков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимал культ Тенгри и культ предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звёздам, реке и горам. Распространенной формой религии был шаманизм, но некоторые группы кимеков исповедовали манихейство – религию христианского толка. Возможно, ислам получил определённое распространение среди кимакской знати. \\В начале 11в. рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению и миграцией кочевых племён Центральной Азии, переселение которых относится к началу 11в.

        .Образование Караханидского государства (942-1210 гг.). Распространение ислама.

    Родоначальник - Сатук Богр-хан (915-955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака, и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история гос-ва караханидов. В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. Владения караханидов простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на Востоке. \\В конце 30-х гг. 11в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: зап. ханство с центром в Бухаре, включавшее в себя Мавераннахр вплоть до Ходжента и вост., в кот. входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье, и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. \\После разгрома караханидо - сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212г. Хорезм-шах Мухаммед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь караханидов. История могущественного гос-ва Караханидов на этом завершилась. \\В отличие от политических устройств кочевых обществ на тер. Каз–на военное управление было отделено от административного. Гос-но-административная структура основывалась на иерархическом принципе. Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в 11-12вв. в Семиречье и Юж. Каз – не часть тюркских племён переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре. В идеологии кочевого и осёдлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальнейшее распространение получил ислам, принятый каганатом в кач-ве гос. Религии. Исламизация, в особенности юж. Районов Каз-на, проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой письменности на арабской графике. Рост самосознания тюркских этносов привёл к появлению мусульманской литературы на тюркском языке.

        .Государство каракитаев (1128-1213). Государство кереитов и найманов.

    Формирование каракитаев тесно связано с центральноазиатскими племенами киданей. Кидани (цидань, кита, хита) упоминаются в письменных источниках с 4 в. н.э. как монголоязычные племена. Они обитали к северу от Китая, на территории Маньчжурии и Уссурийского края. В 924 году обширная территория от Алтая до Тихого океана перешла под эгиду Киданьского государства (империи Ляо). В 1125 г. объединенные силы суньского Китая и Чжурчженского государства положили конец империи Ляо. Часть киданей подчинилась чжурчженям, а другая ч/з земли енисейских киргизов дошла до р. Эмиль и здесь построила одноименный город. Со времени утверждения их власти над частью Семиречья за западной ветвью киданей, вследствие смешения с тюркоязычным местным населением, закрепляется имя каракитаи. В 1128 г. баласагунский владетель из династии Караханидов призвал каракитаев пойти против притеснявших его канглов и карлуков. Предводитель кракитаев Елюй Даши, заняв Баласагун, устранил караханидского владетеля и основал гос-во в Жетысу. Затем совершил ряд завоевательных походов, раздвинув границы от Енисея до Таласа. После этого каракитаи покорили канглов, присоединили Восточный Туркестан и в 1137 и 1141 г. разгромили войска Мавераннахра и сельджуков. Особый отряд был послан для завоевания Хорезма. Глава каракитайского государства носил титул гурхана, что означает «хан ханов». Центром его владений оставался Баласагун. В войске поддерживалась высокая дисциплина, в стране введена система подворного обложения – с каждого дома взимали по одному динару. Своим приближенным гурхан не раздавал уделов, т.к. опасался их усиления и соперничества. Под их непосредственным управлением находилась южная часть Жетысу, северо-восточная область Исфиджаба, Кульжинский край. Часть Жетысу, к северу от Или, принадлежала карлукскому хану вассалу гурхана, столицей которого был Койлык. Мавераннахром и Восточным Туркестаном продолжали править караханиды, выплачивающие дань каракитаям. Первый гурхан умер в 1143 г., и власть перешла к его вдове, а в 1150 г. гурханом стал его сын Елюй Иле. После смерти Иле в 1163 г. некоторое время страной правила его сестра, а с 1169 – сын Елюй Чжилугу. С его именем связан новый период в истории гос-ва каракитаев, когда наместники в различных областях стали практически независимыми правителями и власть гурхана стала по существу номинальной. Ранние гос-ва найманов и кереитов возникли но вост Центр Азии. В 10 в на Алтае сложилось Кереитское гос-во. В 1007 г кереиты принимают христианство. Кереиты оформились в самостоятельные гос образования – улусы, каждый улус имел свою терр-ю. Ханы имели личные летовки и зимние пастбища. Имело распространение делопроизводство, аппарат управления. В 1203 г кереиты были разбиты монгольскими племенами, их гос-во распалось. Найманский союз под названием «сегиз-огуз» - «союз 7 племен» возник в середине 8 в м/у Верхним Иртышем и Орхоном. В 10-12 вв в результате развития и упрочнения раннефеодальных отношений найманский союз перерастает в гос-е образование. Найманы исповедовали христианство. В 1206 г гос-во было разгромлено Чингисханом.

    § 1. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (553-603 гг.)


    Территория Тюркского каганата. Сформировавшийся в на­чальный средневековый период в Евразии Тюркский каганат за­нимал огромную территорию, начиная с востока Алтая и закан­чивая западным побережьем Каспийского моря (см. карту). Гос­подство каганата распространялось на обширнейшие просторы с юго-восточной границы с Китаем до юго-западной границы с Пер­сией (Ираном). На этой территории и возникло одно из первых феодальных государств - Тюркский каганат.

    Этнический состав населения. Основное население каганата представляли тюркоязычные племена. Подавляющее большинство составляли племена теле (тирек) (общее название многих тюрк­ских племен). Судя по китайским летописным источникам, от на­звания «теле» впоследствии произошло название «тюрк». Поэтому названия «теле» и «тюрк» имеют одинаковые смысл и значение. Среди тюркоязычных племен в состав населения Тюркского кага­ната входили более 30 племен теле, в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны и др.

    Борьба тюрков за свою независимость. Политическое поло­жение. Об этом в древних летописях говорится: «В 545 году к тюркскому - правителю прибыл посланник китай­ского императора». Целью визита было установление отношений между двумя правителями. В это время тюркские племена вели борьбу против господст­ва жужаней (авар). Тюркский каган (титул правителя у древних тюркских народов) Бумынъ стремился освобо­диться от власти Жужанского ханства во главе с каганом Анагуем.

    Постепенно усиливаясь, в середине VI века тюркские племена, заключив союз с китайцами, искали повод для вой­ны с Жужанским каганатом. С этой це-

    лью каган Бумынь послал своих людей к кагану Анагую с предложением: вы­дать дочь за него. Узнав о такой дерзос­ти Бумыня, каган Анагуй вышел из себя и начал унижать его, заявив, как, мол, осмелился его «плавильный невольник» сделать такое предложение. (Племена, зависимые от Жужанского каганата, платили ему дань железом.)

    Этого отказа и ждал тюркский ка- ган. Посчитав себя обиженным, он объявил войну жужанскому кагану, чтобы освободить тюрков от былого подчинения жужаням. В 552 году тюркский каган Бумынь совер­шил поход против врага и наголову разбил его войска. Опозорен­ный поражением, каган Анагуй покончил жизнь самоубийством.

    I Госле этой крупной победы Бумыню был присвоен титул «елхан» - «всенародный хан». Однако в конце 552 года Бумынь умер, и его место занял его сын Кара-Еске, который также вскоре скончался при невыясненных обстоятельствах.


    Несмотря на поражение, Жужанский каганат неоднократно организовывал походы против тюрков. Но все они оканчивались безрезультатно. А при тюркском кагане Мукане осенью 553 года жужани потерпели еще одно сокрушительное поражение, после чего Жужанский каганат сильно ослаб и пришел в упадок. С этих пор тюрки стали единоличными властителями восточной части Ве­ликой степи. Затем на севере они покорили земли кочевых племен, простиравшиеся до Саянских гор, а на востоке - вплоть до китай

    ской реки Хуанхэ, подчинив себе племена кайев (татабов), киданей, огуз-татар и др.

    В это время правители Северного Китая, раздробленного из-за междоусобиц на два государства - Северное Ци и Северное Чжоу, стали платить дань кагану Мукану, чтобы вызвать к себе его расположение и милость. Так, например, только одна часть разделен­ного Китая ежегодно преподносила кагану 100 тюков шелковой ткани. Поэтому и пос­ле смерти Мукана наследовавший его власть каган Тобо с обоими северокитайскими го­сударствами поддерживал тесные взаимосвя­зи. Это свидетельствует о том, насколько сильно было политичес­кое влияние Тюркского каганата на востоке в 570-580-е годы.

    После покорения соседних племен на востоке тюрки стали совершать завоевательные походы на запад. Младший брат кагана Бумыня Иштеми возглавил военный поход 10 тюркских туменов, которыми командовали 10 военачальников, на запад Великой сте­пи. С этими силами он покорил согдийцев, а затем племена, жив­шие у северных подножий Алтая.

    Таким образом, тюрки уже к 555 году захватили земли до Аральского моря, не встретив какого-нибудь сильного сопротив­ления. За короткое время они завоевали огромную территорию от Китая до Амударьи, весь Присырдарьинский регион. В Средней Азии эфталиты (оседлые племена Средней Азии, жившие на зем­лях от Каспийского моря до Северного Индостана и Восточного Туркестана) оказали тюркам упорное сопротивление, из-за чего тюрки, чтобы восстановить силы, временно отказались от дальней­ших походов. Тюрки полностью смогли их покорить лишь спустя десять лет - в 563-567 годах.

    В 70-е годы VI века Тюркский каганат расширил свои владения до Северного Кавказа и северного побережья Черного моря. Таким образом, господство Тюркского каганата во второй половине VI века в Центральной Азии и Евразии распространилось на огромную терри­торию Азиатского континента. И Тюркский каганат не только стал в ряд таких крупных государств, как Китай, Иран и Византия, но и пре­вратился в могущественную державу по своему политическому поло­жению.

    Хозяйство. Основным видом хозяйства населения Тюркского каганата было полукочевое и кочевое скотоводство. Зимовки обычно размещались в пойменных лугах таких крупных рек, как Или, Чу, Талас, Иртыш и Сырдарья, а также в маловетреных ущельях у
    подножий гор. В этих местах обычно находились обильные вод­ные источники, и тюрки имели благоприятные условия для прове­дения зимовки и сохранения поголовья скота в морозные зимние дни. Традиционно выращивалось четыре вида скота. Животновод­ческая продукция использовалась для изготовления одежды (шерсть, шкуры) и в пищу (мясо, масло, молоко). В историческом памятнике «Письмена Культегина» встречаются сведения и о го­родских поселениях. Это доказательство того, что с момента втор­жения в Жетысу (Семиречье) и Среднюю Азию тюрки узнали о городах и постоянных поселениях и часть из них стала переходить к оседлой жизни. Кроме того, тюркские племена на землях своих зимовок вдоль берегов крупных рек постепенно стали заниматься земледелием. Свидетельством этому являются найденные при археологических раскопках в Жетысу и Южном Казахстане ос­татки постоянных жилищ. Особенно много месторасположений зи­мовок - кентов, в которых жили тюрки, обнаружено на террито­рии близ современного города Тараз.

    Культура. Культура любого народа тесно связана со специфи­кой его хозяйства. Не случайно, что кочевой образ жизни и хозяй­ство тюрков, связанные со скотоводством, обусловили необходи­мость создания юрты, приспособленной к кочевому образу жизни. Ибо такое переносное жилище было удобным для быстрой сборки или разборки. В зимнее время тюрки на зимовках жили в землян­ках, жилищах, выстроенных из камня или камыша.

    Основным средством передвижения у тюрков была лошадь. По­этому они особое внимание уделяли качественному и практичному изготовлению конского снаряжения, куда входят сбруя, седло, узда, треножник, подковы, стремена, разновидности подпорок, подхвост­ник, нагрудник и др. В скотоводческом хозяйстве они использова­ли аркан, коген, жели (виды привязи), буйда (веревка для вожде­ния верблюда), шылбыр (длинные поводья для привязи лошади), курук (длинный шест с петлей для ловли лошадей). Такие хозяй­ственные принадлежности имелись и у других кочевых народов, занимавшихся скотоводством с древнейших времен. Все это под­тверждается и многочисленными находками, найденными при ар­хеологических раскопках, во время которых в тюркских захороне­ниях были обнаружены вышеперечисленные принадлежности кон- екого снаряжения.

    Археологические раскопки показали, что тюрки в V - VII веках тела умерших сжигали, а золу, оставшуюся после сжигания тру­пов, захоранивали, позднее, с VIII века,.умерших уже начали хо­ронить в погребениях. Однако в обоих видах захоронений в места погребения укладывали вещи и предметы, которыми при жизни пользовались умершие.

    Научно доказано, что погребение умершего путем сожжения было связано с культом поклонения огню. Тюрки верили, что очи­щение души человека происходит через огонь. А погребение ве­щей, предметов вместе с умершим было связано с верой о потреб­ности их использования в загробном мире. С другой стороны, это являлось данью уважения к умершим и поклонением духам пред­ков. О распространенном у тюрков культе поклонения огню сви­детельствует такой исторический факт: когда в Тюркский каганат с дипломатической миссией прибыл византийский посол Земарх, то его, прежде чем повести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами, что являлось обрядом очищения силой огня, так как по тюркским верованиям человек с помощью очи­щающей силы огня избавлялся от всяких болезней, злых духов, недобрых мыслей. Огонь играл важную роль и в целительных об­рядах.

    Распад Тюркского каганата. Занимавший огромную терри­торию, Тюркский каганат не смог превратиться в единое центра­лизованное государство. Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная борьба за власть внутри династии самого кагана. Воспользовавшись этим, ранее покоренные тюрками народы под­нимались на освободительную борьбу. Однако и среди них не было ни политического, ни экономического единства. Им также была при­суща раздробленность. По этой причине в 581 году в каганате на­чались междоусобные войны. Стремясь использовать такое поло­жение в своих целях, Китай и другие соседние государства совер­шали частые походы против тюрков. Не сумев объединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался на отдельные улусы - владения. В 603 году он разделился на две части - Западт нотюркский и Восточнотюркский каганаты.

    1. Покажите на карте территорию Тюркского каганата.

    2.Как был создан Тюркский каганат?

    3.Каким был этнический состав каганата?

    4.С кем вели войны тюрки в западном и восточном направлениях?

    5.Расскажите о хозяйстве каганата.

    7.Как развивалась культура в каганате?

    8.Каковы причины распада Тюркского каганата?

    Вопросы для самопроверки

    1.Когда был образован Тюркский каганат?

    A. в 542 году D. в 553 году

    B. в 552 году Е. в 563 году

    C.в 545 году

    2.При каком тюркском кагане окончательно потерпел поражение Жужанский каганат?

    A.при Бумыне D. при Мукане

    B.при Анагуе Е. при Иштеми

    C.при Кара-Еске

    3.В каком году распался Тюркский каганат?

    A. в 552 году D. в 581 году

    B. в 545 году Е. в 603 году

    C.в 563 году