Почему наступают зима, весна, лето, осень? Игры с одеждой

Викторина о временах года с ответами для младших школьников

Викторина по окружающему миру «Времена года»

Учитель: Петрюк Елена Владимировна
Филиал МОУ СОШ № 17 – СОШ № 3 г. Карталы

Цель:
Систематизировать и расширить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Активизировать познавательную деятельность детей, внимание и память.
Развивать зрительное восприятие, связную речь, умение обобщать и систематизировать представления о временах года.
Развивать логическое мышление.
Оборудование: картины времена года, рисунки детей, поделки из природного материала, музыкальное сопровождение, дерево с магнитами.

Ход занятия

Звучит музыка «Времена года». Выходит дети в костюмах «Осени», «Зимы», «Весны», «Лета» и читают стихотворение С. Чёрного

Зимою всего веселей
Сесть к печке у красных углей,
Лепешек горячих поесть,
В сугроб с голенищами влезть,
Весь пруд на коньках обежать
И бухнуться сразу в кровать.

Весною всего веселей
Кричать средь зеленых полей,
С барбоской сидеть на холме
И думать о белой зиме,
Пушистые вербы ломать
И в озеро камни бросать.

А летом всего веселей
Вишневый обкусывать клей,
Купаясь, всплывать на волну,
Гнать белку с сосны на сосну,
Костры разжигать у реки
И в поле срывать васильки...

Но осень еще веселей!
То сливы срываешь с ветвей,
То рвешь в огороде горох,
То взроешь рогатиной мох...
Стучит молотилка вдали -
И рожь на возах до земли...

Но тут влетает Кикимора (в руках у неё волшебное дерево) и кричит:
- Что у вас тут праздник? Мы посоветовались с кланом Кикимор и решили, что не бывать Осени, Весне, Зиме и Лету. И мы украли всех 12 месяцев! Вот так-то!

Ведущий: - Что нам делать теперь? Давайте, свяжем Кикимору, пока она нам не отдаст всех месяцев.

Кикимора : Не надо. Вам предстоит сложная работа. Вы должны быть сильнее нас и отгадать викторину. Тогда наши чары превратятся в пыль и месяцы к вам вернутся. Тогда я вам ещё дам подарки

Ведущий: 1 этап – осенние вопросы

1.У каких деревьев самый поздний листопад? (У дуба и осины)

2.Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я... (Капуста)

3.И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом... (Картошка)

4.Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)

5.Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (Лук)

6.Куда осенью прячутся бабочки? (В кору деревьев)

7.Отгадайте народную загадку. Этот месяц является родным внуком сентября, сыном октября и батюшкой зимы. (Ноябрь)

8.Что осенью называют «тихой охотой»? (Сбор грибов)

9.Кого, согласно известной пословице, по осени считают? (Цыплят)
10.Какой день называют днем «осеннего равноденствия»? (23 сентября)

Выходят осенние месяцы и читают четверостишия (Дети с надписью месяцев на груди)
СЕНТЯБРЬ:
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря -
И открылась школа.
ОКТЯБРЬ:
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
НОЯБРЬ:
Мерзнет ветер в ноябре,
Холодом простужен:
Он на утренней заре
Встретился со стужей.

Ведущий: проходите и садитесь со своею Осенью


2 этап – зимние вопросы
1. Бегут по дорожке
Доски да ножки. (Лыжи.)

2. Один человек
На двух лошадях сразу едет. (Лыжник.)

3. Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы. (Санки.)

4. Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Что несет меня? (Коньки.)

5. Вырос лес,
Белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не выехать. (Морозный узор на окне.)

6. Летит - молчит,
Лежит-молчит,
Когда умрет,
Тогда заревет. (Снег.)

7. В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито.
За ночь вставлено. (Прорубь.)

8. Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает. (Лед.)

9. Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром. (Зимние месяцы.)

10. С одной стороны лес,
С другой - поле. (Шуба.)

ДЕКАБРЬ:
Дверь распахнула и вошла,
Укутав белым покрывалом
Деревья, улицы, дома...
Декабрь - и зима настала!
ЯНВАРЬ:
Как обычно в январе
Много снега во дворе,
Но беда невелика –
Слепим мы снеговика!
ФЕВРАЛЬ:
В феврале, в феврале
Вьюга мчится на метле,
Заметает все пути,
Чтобы марту не пройти,
Не пройти - не придти
И весну не привести!.

Ведущий: проходите и садитесь со своею матушке Зиме

3 этап – весенние вопросы


1.Какой сок собирается весной? (Березовый)
2.Что согласно пословице весенний день кормит? (Год)
3.В каком месяце наступает весна в Австралии? (В сентябре)
4.Наши предки считали появление этой птицы в апреле символом прихода весны. (Кукушка)
5.Какая часть растений первой отзывается на потепление весной? (Корни)
6.Существует ли в природе перелетные звери? (Да, существуют. Многие летучие мыши на зиму улетают на юг)
7.Какой весенний месяц в старину назывался травник? (Май)
8.Какую птицу, согласно пословице, нужно встречать вместе с весной? (Грач)
9.Какой из весенних цветков меняет свой цвет целых четыре раза? (Медуница. Когда цветок распускается, то становится розовым, потом пурпурным, затем фиолетовым, а в конце синим)
10.Какой весенний месяц должен быть холодным, чтобы не быть голодным, согласно народной мудрости? (Май)

Выходят зимние месяцы и читают четверостишия (Дети с надписью месяцев на груди)

МАРТ:
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
АПРЕЛЬ:
Горихвостка прилетела,
И с утра звенит капель,
И малиновка запела:
«Здравствуй, звонкий друг, Апрель!»
МАЙ:
Распустился ландыш в мае
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая
Распускается сирень.

Ведущий: проходите и садитесь со своею матушке Весне

4 этап – летние вопросы:


1. Как зовут меня, скажи?
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок,
Синеглазый…
(василек)
2. Вот полянка, вся в цветочках,
Словно в светло-синих точках.
Соберу здесь для Анютки
Голубые …
(незабудки)
3. Ой, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(колокольчик)
4.Кто живет весною
С желтой головою?
Солнце ярче греет,
Голова белеет.
Ветер налетает, пух с него срывает.
(одуванчик)

5.На цветке цветок пьет цветочный сок. (Бабочка)
6.Как называется слабый дождь, при котором на небе нет туч, и часто светит солнце, после которого начинают расти грибы? (Грибной дождь)
7.Если вокруг муравейника много муравьев, какая погода, согласно народным приметам, нас ждет? (Хорошая, без дождя)
8.Этот месяц называет закатом лета. Какой? (Август)
9.Продолжите пословицу: «Каково лето, таково и …» (Сено)
10.Какой летний цветок вырастает на месте лесных пожарищ? (Иван-чай)

Выходят летние месяцы и читают четверостишия (Дети с надписью месяцев на груди)

ИЮНЬ:
Пришел июнь.
"Июнь! Июнь!" -
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь -
И весь он разлетится.
ИЮЛЬ:
Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
АВГУСТ:
Лето быстро пролетает,
Календарь листки роняет,
Пролетел так незаметно год.
Снова август наступает,
И грустить нас заставляет,
За собою осень он ведет.

Ведущий: проходите и садитесь вместе с Летом.

Давайте, ребята, отпустим Кикимору в лес.

Кикимора: Я теперь знаю, что все месяцы года и времена года нужны и важны! Давайте дружите все вместе!
Ведущий: Ребята, вам понравилось наше мероприятие?
Кикимора нам обещала подарки.

Сейчас встанут все ребята и взрослые, которые родились в зимние месяцы и подойдут к волшебному дереву и снимут с него магнит с Зимой;


-Далее встанут все ребята и взрослые, которые родились в зимние месяцы и подойдут к волшебному дереву и снимут с него магнит с Весной;


- Потом встанут все ребята и взрослые, которые родились в зимние месяцы и подойдут к волшебному дереву и снимут с него магнит с Летом;

Почему существуют времена года?

Смена времен года - вечное и неизменное явление природы. Причина его заключается в движении Земли вокруг Солнца.

Путь, по которому в космическом пространстве движется земной шар, имеет форму вытянутого круга - эллипса. Солнце находится не в центре этого эллипса, а в одном из его фокусов. Поэтому на протяжении года расстояние от Солнца до Земли периодически меняется: от 147,1 млн. км (в начале января) до 152,1 млн. км (в начале июля). Переход от тёплого времени года (весна, лето) к холодному (осень, зима) происходит вовсе не потому, что Земля то приближается к Солнцу, то удаляется от него. А ведь и сегодня так думают многие люди! Взгляните на приведенные выше цифры: в июне Земля находится дальше от Солнца, чем в январе!

Дело в том, что Земля, помимо обращения вокруг Солнца, вращается вокруг воображаемой оси (линии, проходящей черезСеверный и Южный полюса). Если бы ось Земли располагалась под прямым углом к орбите Земли вокруг Солнца, у нас не было бы времен года, а все дни были бы одинаковыми. Но эта ось наклонена по отношению к Солнцу (на 23°27"). В результате Земля вращается вокруг Солнца в наклонном положении. Это положение сохраняется круглый год, а ось Земли всегда направлена в одну точку - на Полярную звезду.

Поэтому в разное время года Земля по-разному подставляет солнечным лучам свою поверхность. Когда солнечные лучипадают отвесно, прямо, Солнце жарче. Если же лучи Солнца падают на земную поверхность под углом, то они греют земную поверхность слабее.


Солнце всегда стоит прямо на экваторе и в тропиках, поэтому жители этих мест не знают холодов. Там не так резко, как у нас, сменяются времена года, и никогда не бывает снега.

В то же время часть года каждый из двух полюсов повернут к Солнцу, а вторую часть скрыт от него. Когда Северное полушарие повернуто к Солнцу, в странах к северу от экватора - лето и день длинный, к югу - зима, а день короткий. Когда прямые лучи Солнца падают на Южное полушарие - здесь наступает лето, а в Северном - зима.


Самые длинные и самые короткие дни в году называются днями зимнего и летнего солнцестояния. Летнее солнцестояние наступает 20, 21 или 22 июня, а зимнее - 21 или 22 декабря. А еще во всем мире в каждом году имеются двое суток, когда день равен ночи. Это происходит весной и осенью, ровно между днями солнцестояния. Осенью это происходит около 23 сентября - это осеннее равноденствие, весной около 21 марта - весеннее равноденствие.


Между прочим...

В жарких странах тоже бывает смена времен года, она только выражается по-иному, не как у нас, в средних широтах.

В Индии зима - это время жестокой засухи, от которой страдает все живое. В это время дуют зимние муссоны - с суши на море. Весной, муссоны меняют направление, они начинают дуть с моря на сушу, приносят с собой влагу, обильную, напитывают влагой высохшую, жаждущую землю. Природа оживает. Наступает сезон дождей. А дожди там льют как из ведра - не отдельными струями, а сплошным потоком!

Мало отличаются друг от друга времена года на Крайнем Севере - в Арктике, или на Крайнем Юге - в Антарктике. Там всегда стоит зима. Настоящего тепла никогда не бывает, и снег только кое-где оттаивает сверху, обнажая мерзлую землю. Отличие зимы от лета заключается в количестве света, а не тепла. Весной и летом Солнце ходит по небу круглыми сутками, не опускается за горизонт, но лучи его хотя светят хорошо, а греют плохо: они падают косо, как бы скользят по поверхности.

И все же под высокими северными широтами бывает что-то похожее на наши весну и лето, кое-где даже распускаются скромные северные цветы, а на скалистых островах северных морей гнездятся морские птицы.

В Антарктике в это время зима, жесточайшие морозы и ветры. Стоит полярная ночь. Летом туда приходит солнце, и там оносветит день и ночь, но тепла от этого не прибавляется. В Южном полушарии под высокими широтами климат куда суровей, чем в Северном. Выше нуля температура никогда не поднимается.

Участниками экологической викторины являются дети, обучающиеся в учебных объединениях "Юный натуралист".

Экологическая викторина "Времена года" проводится в актовом зале. Участникам перед проведением экологической викторины было дано задание подготовить выступление на тему: "Любимое время года".

Приглашаются участники в актовый зал, чтобы занять свои места.

Участники викторины выходят и рассаживаются на стулья под аплодисменты зрителей.

Мы сегодня собрались с Вами в этом зале, чтобы подвести итоги нашей работы, проверить свои знания, посмотреть, кто из вас лучше запомнил пройденный материал. Ребята, а кто мне скажет какое сейчас время года? Правильно, весна. Но мне хочется поговорить с вами сегодня не только о весне, но и о других временах года. Какие времена года вы знаете? (Лето, осень, зима, весна). Правильно. Поэтому мы назвали нашу экологическую викторину "Времена года".

А начнем мы нашу викторину с домашнего задания. Наши участники подготовили номера. Посмотрим, что же они нам приготовили.

1 группа "весна"

2 группа "лето"

3 группа "осень"

Конкурс №1. "Загадки о временах года".

В этом конкурсе участникам нужно загадать загадки о временах года.
Ответ засчитывается тем, кто поднял руку первым и дал правильный ответ. За каждый правильный ответ участник получает по 1 жетону.

Выросло дерево
От земли до неба.
На этом дереве
Двенадцать сучков.
На каждом сучке
По четыре гнезда.
В каждом гнезде
По семь яиц.
А седьмое - красное.
(Год, месяцы , недели, дни)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы)

Протянулся мост
На семь верст,
А в конце моста,
Золотая верста.
(Неделя)

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез
(Календарь)

Четыре ковра рукодельницы ткут
Один за другим их на землю кладут
Белый зеленый, пестрый и желтый.
Ответ здесь мудреный.
Его не нашёл ты?
(Времена года)

Пришла, улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев за работу взялись трактора.
И птицы пропели: "Вить гнезда пора!"
(Весна)

Прошла по лугам, по полям и лесам,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: "За мною нагрянет зима!"
(Осень)

Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
(Зима)

Оно за весною к нам в гости идет.
С собою приносит немало забот.
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
(Лето)

Яростью река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришел?
(Апрель)

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горласгый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)

Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало-
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле оземь ржи.
Что за месяц? Подскажи!!!
(Ноябрь)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Тут каникулы идут.
(Январь)

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На город налетели,
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон,
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Дождик льет и гром грохочет.
Месяц этот угадай и конечно это....?
(Май)

Дождика тяжелые капели,
Листья клена пожелтели.
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, Подскажите!!!
(Август)

Опустел колхозный сад,
Крупные дождинки к нам летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь)

Месяц сей начало лета,
Теплым дождиком земля согрета.
В полдень - крохогная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц подскажи-ка?
(Июнь)

Все мрачней лицо природы.
Загянули тучей небосводы.
Оголяются леса,
Молкнуг птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(0ктябрь)

Конкурс №2. "Угадай дерево"

Ведущий показывает картинку с листочком определенного дерева, а участники должны назвать это дерево.

За каждый правильный ответ участники получают жетоны.

Конкурс №3. "Фенологические приметы".

Ведущий читает небольшие рассказы о явлениях в природе, а участники должны найти фенологические ошибки (явления, которые не характерны для этого времени года.)

В первое воскресенье сентября собрался Коля с дедушкой в лес по грибы. Хорошо осенью в лесу. Накануне прошел дождь, и солнце блестит на цветах и листьях черемухи. В небольших водоемах резвятся головастики. Скоро они превратятся в лягушек. Набрал Коля с дедушкой грибов-рыжиков, земляники полное лукошко и, довольный, пошел обратно домой.

Хорош лес в конце апреля! На согретых солнцем косогорах появились первые цветы: мать-и-мачеха, фиалка, ветреница. В воздухе чувствуется сладковатый запах цветущей липы. А вот и первые грибы - сморчки, подосиновики. Вот из кустов раздалось мелодичное пение. "Это галка, -закричал Ваня, - она только на днях прилетела из теплых краев".

В солнечный летний день Катюша возвращалась из леса с полным лукошком земляники. Вышла из леса к полю и увидела - высоко в небе стремительно пролетают ласточки. "Видно, к дождю", - подумала Катя. На опушке леса пчелы спешили спрятаться в цветки. Пчелы перелетали с цветка на цветок, выбирали место получше. "Нужно поспешить", - решила Катя.

Хорош лес в сентябрьскую пору. Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Вот белеют грузди, краснеют подосиновики. А вот дружная семейка опят на старом пне. Слышно в лесу кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу!

Мне нравится лето. Летом много цветов. Летом поют соловьи, прилетают птицы и начинают вить гнезда. В лесу животные воспитывают свое потомство, бегают, прыгают. Летом можно купаться в озере, загорать. Летом много ягод: земляники, малины, рябины. Можно набрать грибов: груздей, опят, сморчков, подберёзовиков.

Миша и Коля заблудились в лесу. Нужно возвращаться на станцию. Но куда идти? Где север? Где юг? "Я знаю! Южная сторона муравейника более крутая, чем северная!", - сказал Миша. "Юг там! Мхи и лишайники растут больше на южной стороне - там теплее!", - ответил Коля. "Да, и ветвей на дереве больше с северной стороны", - подтвердил Миша.

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится
равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка" - сказал Петя.

Ребята у нас сейчас весна. А вы знаете какую-нибудь песенку о весне?

Дети поют песню о весне.

Конкурс № 4. "Зима в лесу"

Ведущий показывает разные картинки с животными и птицами, а участники должны ответить: какое животное спит зимой? За каждый правильный ответ участники получают жетоны.

Конкурс № 5. "Узнай растение по описанию".

1. Сегодня полянка золотисто-желтая от этих цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают белые пушинки. (Одуванчик).

2. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков-красная ягода. Не бери ее в рот - она ядовита. (Ландыш).

3. Это растение появляется ранней весной, только на проталинах сойдет снег. Первыми появляются цветы - ярко-желтые, похожие на одуванчики. Позже покюываются листья- широкие, плотные, темно-зеленого цвета. Очень необычные эти листья. Верх гладкий, блестящий, холодный, а низ листа мягкий, покрытый пушком, теплый. Отсюда и название этого растения. А вы догадались, как оно называется? (Мать-и-мачеха)

4. Это растение с широкими листочками с жилками. Листик почти круглой формы. Летом это растение цветет: выбрасывает длинные, жесгкие "стрелы" с мелкими, невзрачными цветочками. Это растение любит расти вдоль дороги, за что и получило свое название. А нам оно помогает лечить раны, останавливать кровь. Догадались, что это? (Подорожник).

5. Цветы згого дерева обладают целебными свойствами. Не случайно их пыльцу очень любят пчелы. Цветет дерево в конце июня. Цветочки бледно-желтого цвета собраны в соцветия- кисточки и очень сильно и приятно пахнет. Их собирают, сушат и заваривают зимой вместо чая от простуды и кашля. А мёд с цветов этого дерева считают самым душистым и лечебным. (Липа)

6. А в этом растении в ход идет все: и "вершки", и "корешки". Выращивают его на грядке. Белые дольки-"зубчики" сидят в земле. А над землей видны зеленые стрелы. Их можно добавлять в салат. У растения горький вкус и резкий запах, которые убивают вредных болезнетворных микробов. Особенно полезно есть "зубчики" зимой, чтобы защитить себя от гриппа. В них также много витаминов. Узнали, что это? (Чеснок)

Конкурс № 6. Аукцион "Четыре сезона".

Давайте вспомним, какую одежду носят летом, весной, осенью, зимой. Назовем предметы одежды, обуви, головные уборы можно по очереди, а условие аукциона такое: выигрывает тот, кто называет слово последним.

Жюри подводит итоги экологической викгорины.

Побеждает дружба.

Вручение памятных призов.

Ведущий: Ребята, сегодня у нас победила дружба.

А, кто из вас знает песню про дружбу?

Участники поют песню про дружбу.

Рабочая тетрадь "Окружающий мир" за второй класс, часть вторая, УМК "Перспектива", авторы тетради - Плешаков, Новицкая. Если первая часть была полностью посвящена осени, логично, что вторая должна охватить зиму, весну и лето. Да, о зиме и весне страниц много, но темы в точности повторяют 1 часть рабочей тетради.

Немного не понятно, зачем 3 раза за учебный год учить созвездия звездного неба или одних и тех же птиц, но авторы учебника распорядились именно так. Про лето и вовсе только пара страничек, хотя, согласитесь, это время года чуть ли ни одно из самых замечательных и примечательных.

Наш решебник содержит все гдз, ответы на задания ко второй части рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс по Перспективе. Все ответы проверены учителем начальных классов. На многие задания вы сможете найти расширенный ответ, доклад или презентацию на страницах нашего сайта.

Ответы ко 2-й части рабочей тетради за 2 класс

Кликайте по номерам страниц, чтобы посмотреть ответы на задания.

Зима

Страница 3-5. Зимние месяцы

Задание 1. В первом столбце прочитай вслух названия зимних месяцев и древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий зимних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

1 столбец: децембер, януариус, фебруариус.

2 столбец: декабрь, январь, февраль. Названия по звучанию похожи на римские.

3 столбец: студень, сечень, снежень.

2. Запишите названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с


2) с явлениями живой природы;
3) с трудом людей.

Выбрать варианты вы можете на страничке Названия зимних месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей >>

Задание 3. Велика Россия. Поэтому и зима приходит в разные ее края в разное время. И длится ее владычество разные сроки. Запиши даты, когда зима приходит в ваш край и когда уходит.

Зима на Урале и в Сибири – самое продолжительное время года. Она начинается обычно в конце октября, когда устанавливается постоянный снежный покров и отрицательные температуры воздуха. Заканчивается зима в этих краях в 20-х числах марта. Снежный покров лежит около 5 месяцев и достигает толщины в среднем 30-40 см.

Зима в Европейской части России примерно совпадает с календарной: с начала декабря по конец февраля.

Зима в Краснодарском крае короткая, в ноябре еще может стоять плюсовая температура. Зима начинается в середине декабря, а к началу февраля уже уступает место весенним явлениям природы.

Задание 4. Рассмотри фотографию. Сочини к ней стихотворение, присловье, загадку (на выбор) о красавице-зиме. Запиши.

Белая вата весь лес согрела. (Снег).

Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег).

Намело, навьюжило.
Все деревья в кружеве!
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.

Задание 5. Помести фотографии или рисунки родного города (села), сделанные зимой. Придумай и напиши к ним подписи.

Городской сад зимой

Площадь Ленина зимой

Храм Василия Блаженного зимой

Храм Христа Спасителя зимой

Страница 6-7. Зима - время науки и сказок

Задание 2 . Запиши народные приметы на урожай в твоем крае.

Ответ: Если в Сретение (15 февраля) по дороге несет снег – жди хорошего урожая.
При большом снеге и хлеба будет много, а при малом и хлеба мало.
Ясный новогодний день - к богатому урожаю хлеба, к нему же на Новый год сильный мороз и снегопад.
Если лед на реке ровный, значит хлеба будет мало, а если лед становится грудами – хлеба будет много.

Выбрать еще приметы вы можете со странички Народные приметы на урожай >>

Задание 3. Вспомни сказку народов твоего края про животных. Нарисуй к ней рисунок.

Вспомним сказку "Зимовье зверей". Рисунок:

Задание 4. Подбери и запиши пословицу, выражающую смысл сказки, к которой нарисован твой рисунок.

Пословица: Готовь сани летом, а телегу зимой.

Страница 8-9. Зима в неживой природе

Задание 1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца зимой. Объясни свой выбор.

Ответ: самый крайний рисунок справа, потому что на нем солнце ниже всего и видны признаки зимы: снег, деревья без листьев.

Задание 2. Составьте список зимних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Солнце в небе поднимается низко. Короткий день. Мороз. Снегопад, метель. Лед на водоемах. Оттепель и гололедица. Изморозь на деревьях.

Задание 3. Запиши даты:

Задание 4. Понаблюдайте за погодой зимой. Каждый месяц ведите наблюдения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заносите в таблицы, пользуясь условными знаками.

Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт архив погоды сайта гисметео (gismeteo.ru), на нем есть дневник погоды для школьников. Выписываем погоду за нужные дни и перерисовываем те же условные обозначения.

Страница 10-11. Звездное небо зимой

Задание 1. Найди на рисунке Полярную звезду и подпиши ее. Объясни (устно), как тебе удалось отыскать эту звезду среди других.

Полярная звезда - самая яркая звезда созвездия Малая Медведица (малый ковш), находится на конце ковша.

Задание 2. Придумай сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Далеко далеко от земли жила Полярная звезда, которая хотела очень многое узнать о Земле. И задумавшись, не удержалась она на небе и упала в лес, да не просто в лес а прямо на хвост медвежонку - маленькой медведице, которая гуляла по лесу. Медведица удивилась и спросила:
- Кто ты?
- Я - Полярная звезда! Я упала с неба - ответила гостья.
- Зачем ты прилетела сюда?
Звезда не задумываясь ответила:
- Чтобы посмотреть, что такое земля.
Тогда маленькая медведица с восторгом предложила ей всё показать, и они отправились гулять по лесу. Они любовались замечательными красивыми растениями и не менее красивыми животными. Звёздочке всё понравилось и она пригласила медведицу в гости к себе на небо. Они в миг очутились на небе, и гостье так там понравилось, что она решила остаться на небе. Теперь они неразлучные друзья и называются Малая медведица и Полярная звезда.

Задание 3. Впиши названия сторон горизонта.

Если встать лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, сзади - юг, слева - запад, справа - восток.

Задание 4. С помощью иллюстрации учебника соедини звезды на рисунке (с.11) так, чтобы получился фрагмент созвездия Орион. Найди на рисунке звезду Сириус и подпиши ее. Объясни (устно), что тебе помогло отыскать эту звезду.

Если по поясу Ориона провести прямую справа налево, то первая яркая звезда на этой прямой и будет Сириус.

Задание 5. Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на зимнем небе.

Созвездия: Орион, Большой и Малый пес, Телец, Близнецы, Единорог, Рак.

Звезды: Полярная звезда, Сириус, Капелла, Бетельгейзе.

Страница 12-13. Зима в мире растений

Задание 1.

Ответ слева направо: липа, ясень, клён, рябина, вяз.

Задание 2.

Ответ слева направо: ель, лиственница, сосна.

Задание 3. Догадайся, какое растение изображено на фотографии.

Ответ: можжевельник.

Задание 4. Во время прогулки постарайтесь определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде (по силуэтам, плодам, шишкам и другим признакам). Запиши названия растений и нарисуй признаки, по которым вы определили эти растения.

Примеры рисунков:

Рябину можно определить по плодам, собранным в грозди.

Шиповник определим по красным вытянутым плодам.

Березу определим по белому стволу.

Ясень определим по вытянутым семенам, собранным в метелки.

Страница 14-15. Зимние праздники

Задание 1. Поздравь своего одноклассника рождественской песенкой-колядкой.

Коляда, коляда!
Выходила коляда из Нова-города.
Как искала коляда Машенькиного двора.
Нашла коляда Машин двор.
Машин двор не мал, не велик,....
Счастья, радости тебе, Машенька!

Задание 3.

Ответ: закрашиваем кружок у ангелочка, лебедя и лимона. Можно отметить шишку на ваше усмотрение.

Страница 16-17. Растения в домашней аптечке

Задание 2. Практическая работа "Лекарственные растения".

Название растений - Какие части используются

шиповник - плоды
зверобой - цветки, листья, стебель
цикламен - клубни
ромашка аптечная - цветы
можжевельник - плоды
календула - цветы

Задание 2. Разгадайте кроссворд с помощью текста учебника.

1. Валериана

3. Календула
4. Липа
5. Подорожник
6. Тысячелистник

Задание 3. Запиши названия лекарственных растений домашней аптечки.

Ответ: шиповник, зверобой, мята, ромашка, тысячелистник, шалфей, календула.

Страница 18-19. Зимняя жизнь птиц и зверей

1. Узнайте птиц по клювам. Соедините линиями рисунки и названия.

Задание 2. Узнай зверей по описаниям. Напиши названия.

Задание 3. Что изменилось в поведении птиц, за которыми вы наблюдали осенью?

Птицы все чаще стали прилетать к жилью человека. Синички даже могут залететь на балкон, если открыть окно. Они ищут корм.

Каких еще птиц вам удалось увидеть?

Синицы, снегири.

Понаблюдайте за птицами у кормушки.
По результатам наблюдений напиши рассказ. Проиллюстрируй его рисунком.

Мы смастерили из дощечек кормушку. Папа повесил ее на дереве в парке. Мама насыпала в нее семечки и зернышки. Но птицы долго не прилетали. Наконец, однажды мы обнаружили, что корм исчез! Это означало, что птицы нашли наш подарок! Мы стали приходить чаще и приносить свежий корм.

Страница 20-21. Невидимые нити в зимнем лесу

Задание 1. Как связаны между собой ель и лесные животные?

Клест, дятел, белка, мышь, заяц кормятся семенами ели и распространяют их. Весной семена, которые уронили эти животные, прорастут, из них вырастут новые ели.

Задание 2. Прочитайте в учебнике рассказ "Как животные друг другу помогают". Соедините рисунки стрелками так, чтобы показать связи в зимнем лесу.

Страница 22-23. В феврале зима с весной встречается впервой

1. Составь короткий устный рассказ о феврале, используя в нем слова "межа", "граница", "рубеж".

Рассказ о феврале.

Февраль - последний месяц зимы, межа между зимой и весной. Между февралем и мартом проходит граница или рубеж между холодом и теплом. Говорят, что в феврале зима с весной встречаются. Это значит, что становится теплее, и ощущаются первые признаки весны. Снег еще не сошел, но солнце пригревает, образуются проталины.

Нарисуй картинку к своему рассказу.

Задание 2. Отгадай загадку.

Висит за окошком кулек ледяной.
Он весело плачет и пахнет весной.

Отгадка: СОСУЛЬКА.

Задание 3. Узнай домашний рецепт приготовления блинов, запиши его и расскажи о нем одноклассникам.

2 яйца, 3 столовые ложки сахара, 1 литр молока, половина чайной ложки соли, муки столько, сколько вберет тесто (оно должно получиться жидким), растительное масло.

Смешать яйца с сахаром, добавить муку, соль, молоко. Хорошо размешать тесто, чтобы не было комочков. В тесто можно добавить 3-4 ложки растительного масла.

Жарить на горячей сковороде, смазанной растительным маслом.

Задание 4. Подбери и приклей фотографию зимнего праздника по старинному календарю народов твоего края.

Сретение означает встреча. Этот праздник пришел к нам с Библейских страниц. Одному старцу по имени Симеон было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит обещанного Мессию (Христа). И вот однажды, когда он был в храме, Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса, чтобы исполнить закон. Симеон взял Младенца Иисуса на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.". В честь этого события и празднуют праздник Сретение.
Считается, что в Сретение зима с весной встречается.

Страница 24-25. Зимний труд

Задание 1. Расскажи (устно) о старинном женском труде в зимнюю пору.

Зимой женщины занимались рукоделием, пряли пряжу, ткали, шили и вышивали. Еще они ухаживали за домашними животными.

Задание 2. Заполнить пропуски в тексте самостоятельно или с помощью учебника.

Хорошие условия для хранения зерна люди создают в зернохранилищах - элеваторах.
Домашних животных зимой держат в помещениях. Там должно быть тепло, сухо, светло.
Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины.
После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком.
Комнатные растения зимой поливают редко.

Задание 3.

Ответ слева направо: лук, фиалка, декабрист, лимон.

Страница 26-27. Будь здоров

Задание 1.

Задание 2. Подумай и запиши, какие качество развивают игры, в которые ты любишь играть зимой.

Зимние игры на снегу закаляют мое здоровье, развивают выносливость, ловкость и силу. А при строительстве фигур из снега - фантазию.

Задание 3. Зимняя игра народов вашего края.

Приз на столбе

У многих народов, в том числе и у русских, была такая зимняя забава. Посреди площади устанавливали большой столб. Его обливали водой. На морозе вода превращалась в лед, и столб становился очень скользким. На верхушке столба вешали ценный приз, например, красные сапоги. Вот тут и начиналась игра! Любой парень или мужчина мог попробовать взобраться на самый верх и снять сапоги. Но подняться по скользкому столбу удавалось только самым сильным и ловким.

Качества, которые развивает эта игра: ловкость, силу, сообразительность, смелость.

Страница 28-29. Охрана природы зимой

1. Нарисуй кормушку, в которой ты подкармливаешь птиц. Можно наклеить фотографию.

2. Напиши, какие еще пернатые гости бывали в твоей "столовой".

Ответ: Голуби, сорока, ворона.

3. Напиши, каким кормом ты подкармливаешь птиц.

Ответ: просо, семечки, сухарики.

4. С помощью учебника раскрась животных из Красной книги России и подпиши их названия.

Амурский тигр, филин.

5. Напиши рассказ о каком-либо животном, внесенном в красную книгу России (желательно живущем в твоем крае). Можно дополнить рассказ рисунком.

Ласка - самый маленький хищник, обитающий в нашем крае. Ласка уничтожает огромное количество мышей. Она живет в полях и лесах, а также по берегам рек и озер. Этот зверек ценится своим мехом. Летом у ласки шубка коричневая с белой грудкой, а зимой полностью белая.

Страница 30-31. Зимняя прогулка

Задание 1. Рассмотри фотографии. Подумай, в каких регионах России зимой людям требуется такая теплая одежда.

Ответ: в северных регионах России.

Задание 2.



Весна и лето

Страница 32-33. Весенние месяцы

1. В первом столбце прочитай вслух названия весенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий весенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце...

Узнай у старших и запишт в третий столбец названия весенних месяцев в языках народа твоего края.

1 столбец: мартиус, априлис, майус
2 столбец: март, апрель, май
3 столбец (на украинском): зимобор, снегогон, травень.

2. Запиши названия весенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы -
б) с явлениями живой природы -
в) с трудом людей -

3. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные весной. Придумай и напиши подпись.

4. Вернись к с.6 и заверши проверку народных примет на урожай по дням святого Николая. Для этого проследи, сколько травы вырастет к 22 мая. Запиши свои зимние и весенние наблюдения:

Народный прогноз оправдался.

С. 34-35. Весна в неживой природе

1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца весной. Объясни свой выбор.

Ответ: рисунок справа, потому что на нем солнце выше, в природы видны признаки весны: ледоход на реке, прилет птиц.

Составь список весенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: потепление, таяние снега, ледоход, полноводие рек, половодье, первая гроза

3. Запиши дату.

4. Понаблюдайте за погодой весной...

Актуальные данные для вашего города можно взять на сайте гисметео ру, в дневнике погоды для школьников.

Страница. 36-37. Весна - утро года

1. Запиши даты прихода весны по старинным календарям твоего края.

2. В отрывном календаре посмотри, насколько прибавился день. Запиши долготу дня:

Благовещение

Стр. 38-39. Звездное небо весной

2. ... Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на весеннем небе. Нарисуй одно из созвездий на с. 39.

Созвездия: Кассиопея, Лев, Большая Медведица, Малая Медведица.

Звезды: Регул, Полярная звезда, Сириус.

Созвездие, которое удалось увидеть на весеннем небе: Весы

3. Напиши рассказ об одном из созвездий весеннего неба.

Созвездие льва

Лев – это главная фигура ночного весеннего неба. Расположение ярких звёзд напоминает лежащего льва, голова и грудь которого представляют известный астеризм «Серп», похожий на зеркально отражённый вопросительный знак. Созвездие Льва очень богато на разные интересные объекты, которые очень легко рассмотреть в небольшой телескоп и даже невооруженным глазом. Его можно наблюдать с февраля по март в южной части ночного неба. Самые яркие звезды созвездия Льва: Регул, Денебола, Альгейба.

Регул - является самым главным объектом созвездия Льва. Звезда находится почти в центре созвездия и часто ассоциируется с сердцем. Это очень яркое светило, яркость которого в 160 раз выше, чем у нашего Солнца. Эта звезда располагается в 85 световых годах от нас, чем и объясняется ее высокий видимый блеск.

Денебола – второй по яркости объект, который относится ко Льву. Это крайняя звезда, которая часто именуется хвостом.

Альгейба – двойная звезда, одна из самых красивых на небе. Обозначает величественную гриву. Если присмотреться, то у слегка оранжевой звезды заметный золотистый спутник. Период обращения этой двойной системы примерно 510 лет.

4. Придумай сказку о созвездиях весеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Жил был в Африке могучий царь зверей - лев. Все его боялись и в страхе разбегались, когда он издавал свой грозный львиный рык. Но вот однажды ночью лев поднял вверх голову и увидел множество созвездий - там были и заяц, и медведи. Он громко зарычал на них, но ни одна звездочка не пошевелилась. Он зарычал еще громче, но никто на звездном небе не бросился от него наутек. Тогда лев захотел проучить звезды. Он прижался к земле и подпрыгнул так высоко, что попал прямиком на небо, но, посмотрев с высоты на Землю, так испугался, что замер и забыл, зачем он сюда забрался. Так и превратился могучий лев в созвездие Льва.

Страница 40-43. Весеннее пробуждение растений

Слева направо: ветреница, печёночникца, мать-и-мачеха, медуница, чистяк, хохлатка, гусиный лук.

2. Раскрась цветы. Назови их.

Слева направо: Хохлатка, медуница, гусиный лук

3. ... Соедини линиями рисунки и названия. Сделай это самостоятельно или с помощью учебника.
Названия деревьев подчеркни зелёным карандашом, кустарников - красным.

4. Понаблюдайте и запишите, когда в этом году зацвели:

Мать-и-мачеха - конец марта
Одуванчик - в мае
Ландыш - в начале мая
Черёмуха - в начале мая
Вишня - конец мая
Яблоня - конец мая, начало июня
Тополь - июнь
Берёза - в апреле
Ольха - в мае

5. Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья орешника, яблони, берёзы, дуба.

Орешник: начало апреля - май.
Яблоня: конец апреля - середина мая.
Береза: конец апреля - середина мая.
Дуб: середина апреля - конец мая.

7. Напиши рассказ об одном из расцветающих растений. Воспользуйся для этого книгой "Зеленые страницы" или другой литературой (по своему выбору).

Черемуха

Это растение в народе ласково называют красавицей-невестой. Это связано с тем, что весной черемуха одевает праздничное белое одеяние и превращается в настоящее чудо.

Черемуха - это кустарник из семейства розоцветных. Ее ствол полностью покрыт корой темно-серого цвета, на котором встречаются ржаво-бурые пятна. Листья у черемухи обратнояйцевидной формы. Цветки хоть и небольшие, но очень пахучие. Они белые и собраны в очень красивую кисть.

Черемуха является санитаром леса. У цветков и листьев есть специальный аромат, поэтому и обладает фитонцидным свойством. Это и сделало дерево особенным, так как это наделило его способностью убивать насекомых и микробов. Дерево беспощадно даже для комаров и клещей.

Про черемуху написано много стихов и песен.

Стр. 44-45. Чудесные цветники весной

1. Вырежи из приложения фотографии и приклей каждую в свое окошко.

2. Раскрась цветы. Назови их (устно)

Слева направо: тюльпаны, анютины глазки, нарциссы

3. Определите несколько растений весенних цветников. Нарисуй 2-3 растения или наклей фотографию.

Примула

Ландыш

4. Напиши рассказ об одном из растений весеннего цветника, о связанных с ним поверьях, легендах.

Примулы не зря называют первоцветами – весной они зацветают раньше всех.

В скандинавских сагах примулы называли ключами богини весны Фреи. Как только сойдет снег, приходит юная прекрасная богиня на землю, чтобы украсить ее цветами и травами. И где касается ее разноцветное ожерелье - радуга земли, там и вырастет первоцвет.

Примулы - многолетние растения и цветут только один раз в году - весной.

Страница 46-47. Весна в мире насекомых

1. Знаешь ли ты названия бабочек? Вырежи рисунки из Приложения и приклей их в окошки. Проверь себя по рисунку учебника.

3. Найдите в учебнике сведения о том, чем питаются насекомые. Запишите. Сделайте вывод, приносят ли эти насекомые ущерб человеку

Гусеница крапивницы - листья крапивы.
Гусеница траурницы - листья березы, осины.
Стрекоза - личинки комаров.
Личинка стрекозы - личинки комаров.
Муравей - насекомые.

Эти насекомые не наносят ущерб человеку.

4. Используя сведения из учебника, впишите в схемы названия животных, которые питаются комарами и их личинками.

Страница 48-49. Весна в мире птиц и зверей

1. С помощью текста учебника пронумеруй рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из теплых краев.

2. Понаблюдай и запиши, когда тебе впервые в этом году удалось увидеть грача - начало марта, скворца - конец марта, зяблика - конец марта, ласточку - конец мая.

3. В тексте учебника найди сведения о том, чем питаются разные звери. Запиши.

Ёж - насекомые, жабы.

Медведь - ягоды, насекомые, корни растений, рыба, крупные животные (лось, олень)

Летучая мышь - насекомые.

Закрасить кружок рядом с текстом "летучие мыши" - они просыпаются позже всех, потому что питаются только летающими насекомыми, а те начинают летать поздно.

4. Наблюдение за птицами.

Недалеко от нашего дома ласточки свили гнездо. Оно находилось под крышей магазина. Каждую весну ласточки возвращаются в своё гнездо и выводят птенцов. В конце лета они покидают свое жилище и улетают в теплые края.

Я не раз видела, как ласточки кормили своих птенцов. Когда мама или папа подлетали к гнезду, птенцы высовывали свои раскрытые клювы и начинали пищать, требовать корм. Мне очень нравится наблюдать за птицами.

Страница 50-51. Невидимые нити в весеннем лесу

1. С кем дружит ива?

3. Приведи пример невидимых нитей в весеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

4. В дополнительной литературе найди сведения о жизни кукушки. В гнезда каких птиц она откладывает яйца? Напиши небольшой рассказ о кукушке.

Кукушка - перелётная птица. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц, таких как: трясогузка, горихвостка, зарянка, зяблик, вьюрок. Кукушки поедают мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят. У кукушек кукует самец, а не самка.

Страница 52-53. Весенний труд

1. Отгадай загадки о мужском весеннем труде и его старинных орудиях. Запиши отгадки.

С края на край режу черный каравай... Рогожка в окошках всё поле покрыла.

2. Отгадай загадки о женском весеннем труде. Запиши отгадки. Проверь себя по Приложению.

Гром гремит, молния сверкает, с одного берега тает, с другого замерзает (ткут полотно).

Птичка-невеличка носиком нырнет, хвостиком вильнет, дорожку проведет (вышивание)

3. Загадка.

Клочьями рвали, по полю вязали,
Били меня, колотили меня,
Крутили, ткали,
Под ключ запирали, на стол сажали.

Отгадка: лён.

4. Подбери и приклей фотографию весенних работ в твоей семье.

Страница 54-55. Старинные весенние праздники

1. Отгадай загадку. Запиши отгадку. Проверь себя по Приложению.

Лежит мост
На семь верст,
В конце моста -
Золотая верста.

Отгадка: ВЕЛИКИЙ ПОСТ И ПАСХА.

2. Прочитай текст песни, которой поздравляли молодоженов.Вместо пропусков запиши пожелания.

Еще дома ли хозяин,
Во дому ли господин?
Поздравляем с молодцом,
С Алексеюшкой!
Со вьюницей-молодицей,
Со Татьянушкой!
Сколько в лесу пеньков -
Столько желаем вам сынков!
Сколько в лугу кочек -
Столько желаем дочек!

3. Прочитай текст русской песни о берёзке. Подчеркни в тексте песни все ласковые слова. Запиши слова со значением цвета.

Ласковые слова (их надо подчеркнуть): березонька, ветерок, дождичек.

Слова со значением цвета: зеленое, зеленеть, белая, русые.

4. Подбери и приклей фотографию весеннего праздника по старинному календарю народов твоего края.

Светлая Пасха - Христос воскрес!

Стр. 56-57. Будь здоров!

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть весной. Вместо рисунков здесь можно поместить фотографии.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть весной.

Ответ: Творческие способности, дружелюбие, терпение.

3. Попроси старших в семье рассказать о правилах одной из игр народов вашего края.

Городки - русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» метанием биты «города» - фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» или «рюхами».

Для игры в городки используются 15 фигур. Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала - городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города.

Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.

Подумай и запиши, какие качества развивает эта народная игра.

Ответ: Ловкость, силу, глазомер, умение сосредоточиться.

Стр. 58-59. Охрана природы весной

2. С помощью учебника раскрась этих представителей Красной книги России. Подпиши их названия.

3. Напиши рассказ о каком-нибудь грибе, растении или животном, внесенном в Красную книгу России.

Гриб баран (грифола курчавая)

Гриб - баран – редкий и очень интересный вид. Обычно он выбирает для своего местообитания леса с широколиственными деревьями. Он любит селиться на кленах и дубах, реже выбирая за своего хозяина каштаны и бук. Собирают же эти грибы только в августе и сентябре, а вес одного гриба иной раз может достигать десяти килограммов.

Стр. 60-61. Весенняя прогулка

Фото с прогулки:

Грачи прилетели

Верба цветет

Первоцвет

Стр. 62-65. Лето красное

1. Названия летних месяцев.

1 столбец: юниус, юлиус, августус
2 столбец: июнь, июль, август
3 столбец (на украинском): червень, липень, серпень

2. Запишите названия летних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с

1) с явлениями неживой природы;
2) с явлениями живой природы;
3) с трудом людей.

Выбрать можно со странички: Названия месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей

3. В разных краях великой нашей Родины у лета свой срок. Запиши даты, когда лето приходит в ваш край и когда уходит.

Подсказка: здесь не надо искать даты праздников в старинных календарях, ведь того не требует вопрос. Просто, напишите, когда в вашем краю становится тепло. Например, в Краснодарском крае лето часто наступает в середине мая, а уходит в начале октября. На Урале и в Сибири лето приходит в июне, уходит в августе.

4. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные летом. Придумай и напиши подпись.

Парк летом

5. С помощью отрывного календаря узнай, сколько длится светлое время суток в дни летнего солнцестояния, летнего солнцеворота и в Петров день. Запиши свои наблюдения.

Примечание: Долгота дня записана для Москвы.

6. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца летом.

Ответ: на крайнем рисунке справа. Солнце на нем расположено выше всего, деревья одеты в листву.

7. Запиши даты:

8. Понаблюдайте за погодой летом. Ведите наблюдения, результаты заносите в таблицу.

* Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт Гисметео - дневник погоды для школьников, где нужно выбрать город и дату и увидеть данные о погоде.

Страница 66-67. Летние праздники и труд

Согнута в дугу, Летом на лугу, Зимой на крюку - КОСА

Зубастые, а не кусаются - ГРАБЛИ.

3. Вырежи из приложения рисунки даров лета. Наклей их в окошки слева направо так, как идут друг за другом праздники трех Спасов в августе.

МЕД ЯБЛОКИ ОРЕХИ

Даты праздников:

4. Нарисуй условный знак к выражению "круглый год".

Стр. 68. Летняя прогулка

Поместите любые свои фотографии летом.

Если что-то не понятно, спрашивайте в комментариях.

Для эффективного усвоения информации учить ребенка рекомендуется с 4-4,5 лет. К 5 годам малышу должен уже знать месяцы и времена года.

За это время он уже несколько раз наблюдал смену времен года и в этом возрасте имеет представление, что такое холод, тепло, дождь, снег.

С чего начинать

Начинать учить стоит с разноцветных картинок, на которых четко видна погода и сообразные каждому времени года занятия.

Начинать лучше с сезонов, каждый из которых характеризуется определенными изменениями. Одних названий недостаточно, нужны ассоциации. Каждый сезон нужно описывать.

  • Зима – это снег, Новый год, Дед Мороз и подарки под елкой, запах мандаринов, снежки, снеговик и санки, теплые куртки, шапки и варежки, катания на коньках.
  • Весна ассоциируется с таянием снега, появлением цветов и листьев на деревьях, с крашенками и куличами;
  • Лето – это солнце, море, речка или озеро, все зеленое и цветное, это бабочки на цветах, футболка, шорты или платьице, катие на коньках или велосипеде, долгие прогулки на улице, рисунки мелом на асфальте.
  • Осенью собирают урожай, листья окрашиваются в желтый, оранжевый, красный цвет, затем опадают, появляется первый лед на лужах и т.д.

В качестве примера можете воспользоваться рисунками, которые покажете ребенку.

Задавайте правильные вопросы

Возьмите четыре листа бумаги разных цветов. Спросите у малыша, каким цветом, какую пору он бы обозначил. Исходя из этого, задавайте вопросы, которые помогут охарактеризовать каждый сезон:

  1. Как светит солнце?
  2. Есть ли осадки и какие?
  3. Что происходит с листвой?
  4. Чем взрослые занимаются?
  5. Какую одежду носят?
  6. Как ведут себя животные и птицы?
  7. Как дети проводят досуг?

Ответы на вопросы сопровождайте тематическими карточками или используйте книгу для наглядного примера.

Учитесь, играя

Можно купить лото, карточки, плакаты и, играя, описывать малышу, что в какую пору происходит.

Затем поиграть в пантомиму (изъяснения без слов, только посредством языка тела) или загадать загадки, чтобы закрепить полученные знания.

Можно на 3D-доске попросить ребенка нарисовать то, что у него ассоциируется с конкретной порой. Или рисуете вы, а малыш угадывает, к какому времени года относиться рисунок. На такой доске нарисованные картинки “оживают” и детям интереснее. По этой ссылке можете со скидкой 50%.

Игры с одеждой

Достаньте вещи для разных сезонов, и попросите ребенка собраться на прогулку в определенное время года.

Метод наблюдения

Выберете вместе с ребенком какой-то объект за окном (дерево или цветок) и понаблюдайте, как он меняется в зависимости от погоды. Пусть малыш описывает, что происходит с объектом наблюдения, а вы записывайте. Лучше при помощи фотографий отмечать изменения.

Создайте семейный фото-календарь, чтобы ребенку легче было ассоциировать не только времена года, но и месяцы. Фотографии пусть будут сделаны в разное время года, чтобы ребенок смог их различить.

Найди лишнее слово

  • Цветы, трава, солнце, снежинки, бабочки.
  • Снег, коньки, снеговик, цветок , дед мороз, снежинка.

Придумайте другие варианты.

Какое время года напоминают рисунки

Стихи

Времена года

Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.

Четыре цвета года

Белый
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.

Синий
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лед.
Синий подснежник – житель весенний,
На синей проталинке смело растет.

Зеленый
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.

Желтый
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.
Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе.

Кто в чем

Блещут лужи на тропинках –
Осень топает в ботинках.
Туча дождик унесла –
Ходит в туфельках весна.
Лето ходит босиком
Или в босоножках,
А зима, скрипя снежком, –
В тепленьких сапожках.

Вернисаж

Листья. Желтый карандаш –
Это осени пейзаж.
Белизна, сугроб, осинка –
Это зимняя картинка.
Тает снег, ручьи, капели –
Тут весна на акварели.
Солнце, луг, цветов полно –
Это лета полотно.
А вот тут – художник ваш,
Кто творил всю эту прелесть
И устроил вернисаж!

Правильно различать месяцы поможет сказка «12 месяцев» и стихотворение :

Зовем мы зимнею порой ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ ,
Когда снежинок белый рой летит куда-то вдаль.
За февралем приходит МАРТ , за ним АПРЕЛЬ и МАЙ .
В лесу и в поле слышен гвалт весенних птичьих стай.

За маем лето на порог ИЮНЬ к нам приведет.
ИЮЛЬ подарит ягод сок, а месяц АВГУСТ – мед.

За летом осени ансамбль исполнит танец свой,
СЕНТЯБРЬ , ОКТЯБРЬ , потом НОЯБРЬ з асыпят сад листвой.

Снежок роняя на ходу, зима придет опять.
Двенадцать месяцев в году, и всех их надо знать.

Песни

Песенки про зиму

    В лесу родилась елочка

    В лесу родилась елочка,
    В лесу она росла,
    Зимой и летом стройная,
    Зеленая была.
    Метель ей пела песенку:
    «Спи, елочка, бай-бай!»
    Мороз снежком укутывал:
    «Смотри, не замерзай!»
    Трусишка зайка серенький
    Под елочкой скакал.
    Порою волк, сердитый волк
    Рысцою пробегал.
    Чу! Снег по лесу частому
    Под полозом скрипит,
    Лошадка мохноногая
    Торопится, бежит.
    Везет лошадка дровенки,
    А в дровнях старичок,
    Срубил он нашу елочку
    Под самый корешок.
    Теперь она, нарядная,
    Hа праздник к нам пришла
    И много, много радости
    Детишкам принесла!

    Раз морозною зимой

    Раз морозною зимой
    Вдоль опушки лесной
    Шел медведь к себе домой
    В теплой шубе меховой.
    Шел он, шел к своей берлоге
    По проселочной дороге
    И, шагая через мост,
    Наступил лисе на хвост
    Подняла лисица крик -
    Зашумел темный лес.
    И медведь с испугу вмиг
    На сосну большую влез.
    На сосне веселый дятел
    Белке домик конопатил
    И промолвил: "Ты, медведь,
    Должен под ноги смотреть!"
    С той поры медведь решил,
    Что зимой нужно спать,
    По тропинкам не гулять,
    На хвосты не наступать.
    Он в берлоге безмятежно
    Спит зимой под крышей снежной,
    И доволен неспроста,
    Что родился без хвоста.

Про весну

    Зеленая карета

    Спят, спят мышата спят ежата

    Все, все уснули до pассвета
    Лишь зеленая каpета
    Лишь зеленая каpета
    Мчится, мчится в вышине
    В сеpебpистой тишине
    Шесть коней pазгоpяченных
    В шляпах алых и зеленых
    Hад землей несутся вскачь
    Hа запятках черный гpач
    Hе угнаться за каpетой
    Ведь весна в каpете этой
    Ведь весна в каpете этой
    Спите, спите, спите медвежата
    И ежата, и ежата и pебята
    В самый, в самый тихий pанний час
    Звон подков pазбудит вас
    Звон подков pазбудит вас
    Только глянешь из окна
    На двоpе стоит весна
    Спят, спят мышата спят ежата
    Медвежата, медвежата и pебята
    Все, все уснули до pассвета
    Лишь зеленая каpета.

    Здравствуй, весна

    Здравствуй, здравствуй, красавица-весна!
    Мы посеяли в землю семена,
    Из земли вырастают росточки,
    На окне расцветают цветочки.

    Птичий домик у нашего окна;
    В этом доме сегодня веселье,
    У крылатых жильцов новоселье.
    Здравствуй, здравствуй, красавица-весна!
    Праздник Мая встречает вся страна.
    И флажками мы весело машем
    Смелым соколам, летчикам нашим.

Летние

    Я на солнышке лежу

    Я на солнышке сижу,
    Я на солнышко гляжу...
    Все сижу и сижу-у
    И на солнышко гляжу.
    -Не "сижу", а "лежу"...
    -Это ты лежишь, а я сижу!
    Носорог, рог, рог идет,
    Крокодил, дил, дил плывет.
    Только я все сижу (лежу)
    И на солнышко гляжу...
    Рядом львеночек лежит
    И ушами шевелит,
    Только я я все лежу
    И на львенка не гляжу.
    -И всетаки надо петь - "лежу"!
    -И-и-и рааз...
    Я на солнышке лежу,
    Я на солнышко гляжу...
    Все лежу и лежу
    И на солнышко гляжу.

    Песенка Кота Леопольда

    Дождик босиком по земле прошел,
    Клен по плечам хлопал.
    Если ясный день - это хорошо.
    А когда наоборот - плохо.
    Слышно как звенят в небе высоко
    Солнечных лучей струны.
    Если добрый ты - это хорошо.
    А когда наоборот - трудно!
    С каждым поделись радостью своей,
    Рассыпая смех звучно.
    Если песни петь - с ними веселей.
    А когда наоборот - скучно!

Осенние

    Песенка Крокодила Гены

    Пусть бегут неуклюже
    Пешеходы по лужам,
    А вода по асфальту рекой.
    И неясно прохожим
    В этот день непогожий,
    Почему я веселый такой?
    А я играю на гармошке
    У прохожих на виду.
    К сожаленью, день рожденья
    Только раз в году.
    Прилетит вдруг волшебник
    В голубом вертолете
    И бесплатно покажет кино.
    С днем рожденья поздравит
    И, наверно, оставит
    Мне в подарок пятьсот эскимо.
    А я играю на гармошке
    У прохожих на виду.
    К сожаленью, день рожденья
    Только раз в году.

    Антошка, пойдем копать картошку

    Антошка, Антошка, пойдем копать картошку,
    Антошка, Антошка, пойдем копать картошку,
    Тили-тили трали-вали

    Тили-тили, трали-вали
    Это мы не проходили, это нам не задавали


    Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке,
    Тили-тили трали-вали
    Это мы не проходили, это нам не задавали
    Тили-тили, трали-вали.
    Это мы не проходили, это нам не задавали
    Па-рам-пам-пам, Па-рам-пам-пам.
    Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку
    Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку.
    Тили-тили трали-вали

    Тили-тили, трали-вали
    Это братцы мне по силе, откажусь теперь едва ли
    Па-рам-пам-пам, Па-рам-пам-пам.

Посмотрите вместе с ребенком обучающие мультфильмы:

  • «Уроки тетушки Совы»;
  • «Паровозик Шонни»;
  • «Малышарики»;
  • «Смешарики» и др.

Загадки

* * *
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
Четвертый плачет. (Времена года )

* * *
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (Весной )

* * *
Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом )

* * *
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью )

* * *
Дел у меня немало
- Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня… (Зима )

* * *
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (Зимние месяцы )

* * *
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна. Зовут меня…(Весна )

Чтобы помочь ребенку выучить месяцы и их последовательность, придумайте подсказки, в которых слова начинаются на ту же букву, что и месяц.

Изучаем месяцы

Расскажите малышу, что 1 год = 12 месяцев.

Все 12 месяцев нужно разделить на 4 времени года, которые ребенок уже должен знать. Названия их нужно просто заучить. Проще это сделать, используя ассоциации.

Например: декабрь – Новый год, Дед Мороз, подарки; март – женский праздник 8 Марта, распускается ива, появляются первые подснежники и т.д.

Запоминаем количество дней в месяце

Быстро, удобно и правильно различить количество дней в месяце можно с помощью рук.

Правило “косточки”:

  1. Нужно сжать руки в кулаки и посмотреть на косточки.
  2. Первая косточка мизинца – январь, впадина после косточки – февраль и т.д.
  3. Месяц, который обозначает косточка имеет – 31 день; месяц “во впадине” – 30 (исключение февраль – 28/29 дней).

  • Просматривайте мультики вместе с детьми, задавайте вопросы, отвечайте на их вопросы.
  • Приобретите необходимую литературу: С. Бернер серия «Городок», В. Бианки «Синичкин календарь», В. Свечников «Времена года. Иллюстрированная энциклопедия», С. Маршак «Круглый год».