Поэты 21 века и их произведения. Современные молодые поэтессы, которые трогают за живое

Четыре молодых русских поэта, не ставших «звездами ВКонтактика»

Текст и подбор фото: Александр Соловьев

Мгновенная популярность - удел поп-звезд. И это нормально. В том числе и в поэзии. Но, к сожалению, порою именно по тем юным поп-поэтам, имена которых на слуху, а тексты — на виду, судят обо всей поэзии двадцатилетних в целом - и не просто судят, но делают малоутешительные выводы. Чтобы исправить такой перекос, мы попросили студента школы филологии НИУ ВШЭ Александра Соловьева рассказать о четырех недавно вышедших авторских книгах русских поэтов, начавших свой путь уже в десятые годы XXI века.

Как часто это происходит в любом разговоре о , выбор нескольких репрезентативных фигур оказывается неполным, неправильным - слишком уж многочисленны и отличны друг от друга поэтические практики, слишком много авторов (счет идет даже не на десятки), выбирающих чрезвычайно разные способы письма. И если в поколении 90-х годов мы уже научились хоть как-то классифицировать поэтов (хотя иногда кажется, что очень зря): «Новый эпос», «Новая искренность» и т. д., то с поколением 20-30-летних это оказывается почти невозможным. Однако, поскольку объем текста ограничен, все же придется остановиться всего на нескольких фигурах. По возможности предпочтение будет отдано авторам, недавно выпустившим сборники, которые еще можно найти и познакомиться с более-менее полной выборкой.

1. «Ключ от башни. Русская готика»

М.: АРГО-РИСК, 2017. Серия «Поколение»

Когда говорят о 24-летнем Ростиславе Амелине, зачастую не удерживаются от неуместного поиска параллелей с поэзией его отца, что довольно странно. Максим Амелин глубоко укоренен в традиции и ориентируется во многом на русский XVIII век, а Ростислав - один из самых экспериментаторских поэтов своего поколения: его тексты непохожи друг на друга, обращаются к самым разным, иногда противоречащим друг другу традициям. Слово «экспериментаторский» в данном случае - не клише, а констатация факта - Р. Амелин никогда не останавливается на каком-то одном способе поэтического высказывания, для каждого нового стихотворения ищет новую форму, поэтому последняя книжка действительно напоминает лабораторию по перезагрузке поэзии.

И все же, при всей своей мозаичности, есть нечто, что объединяет все (или почти все) тексты, представленные в книге. Это поиск неочевидных связей, соединяющих элементы мироздания. Не существует ничего отдельного, все связано со всем. Впрочем, поиск скрытых связей - общее место в поэзии 20-30-летних, но Амелина отличает широта охвата и ненавязчивая интонация проговаривания, для себя или про себя. Приведенное стихотворение демонстрирует это вполне отчетливо.

мандельштам ел, ел вишенку с торта хлебникова, а косточку не проглотил, выплюнул
покатилась, покатилась косточка по асфальту, упала в канализацию
бежит, бежит крыса, косточка падает, падает ей на голову
поднимает, поднимает взгляд крыса, ничего нету, свет, свет в конце тоннеля
опускает она голову и видит: косточка. косточка. хватает её ртом, убегает
бежит, бежит крыса по набережной васильевского острова
фиванский сфинкс улыбается, спрашивает у отражения напротив:
кто стоит утром на четырёх ногах, днём на восьми, а вечером на шестнадцати?
отражение отвечает ему: вишнёвое дерево. а теперь мой, мой вопрос!
кто ходит ночью без ног, а на заре стоит на одной?
фиванский сфинкс улыбается и отвечает: вишнёвое дерево!
бежит, бежит крыса с косточкой, вообще ничего не понимает
добегает до чёрной речки. до чёрной речки
кладёт кость в норку, в норку, укрывает, прячет, а потом умирает
проходит год, год, вырастает стройное дерево, раскрывает почки, поднимает ветки с листьями
по ним ползут гусеницы, их клюют птицы, завязываются вишни
подходит новый хлебников, срывает и не ест, срывает и не ест
он делает торты, торты, на каждый кладёт по вишенке
иногда печёт пироги с начинкой из вишни с косточкой
а новый, новый мандельштам приходит в гости, но не ест, не ест тортики
он с них снимает вишню, а косточки плюёт, плюёт в форточку

2. Галина Рымбу «Передвижное пространство переворота»

М: АРГО-РИСК, 2014. Серия «Поколение»

Без 27-летней Галины Рымбу, кажется, вообще не может обойтись ни один разговор о молодой поэзии. Она принадлежит к кругу левых поэтов, во многом наследующих манере Кирилла Медведева — прямого социального высказывания верлибром. Однако друг от друга эти поэты отличаются довольно сильно, и на первый взгляд объединить их довольно сложно.

Поэзия Рымбу демонстрирует проникновение социального в личное, регистрирует проблемы, о которых общество потребления привыкло молчать: насилие, отчуждение, нищета. Однако ее обличительный пафос не кажется анахронизмом, язык описания адекватен современности. При этом часто в стихах Рымбу социальность совмещается с почти интимным - прямой контраргумент сторонникам разделения личного и политического. Нечто похожее можно встретить у поэтесс Оксаны Васякиной («Ветер Ярости»), жестко актуализирующей феминистскую повестку, и Лиды Юсуповой (Dead dad), анализирующей насилие как социальный феномен.

Приведенное стихотворение - из последней подборки Рымбу «Космический проспект»:

на территории ТЭЦ-5 мы развели костер запрещенного масштаба;
нам это удалось, потому что тогда, в конце 90-х
туда свободно можно было проникнуть,
ранней осенью 99-го мы ходили там с папой среди ям с отходами,
маленьких промышленных свалок, кривых деревьев и искали медь;

папа всегда говорил: «лучше находить медь, чем находить «алюм»,
«алюм» можно сдавать, когда совсем уже фигово»;
и он ласково называл ее «мед», когда находил.

у нас были черные пакеты, куда мы складывали старые кабели -
папа большие, а я поменьше,
в тот раз нам повезло и мы много набрали,
попались толстые кабели, внутри которых было много меди,
папа сказал: «мы замучаемся их ножами чистить, давай подожжем»;

мы набрали веток и еще какого-то горючего мусора
папа стал разводить костер и кидать туда кабели,
красиво на них обгорала резина, и оставалась медь, которую
мы палочками вытаскивали из костра; я нашла рядом
старую рабочую каску и играла ей, складывала туда,
а костер разгорался все больше, папа кидал и кидал туда
кабели, с которыми нам повезло в этот день; мы болтали и жгли медь
и уже представляли, как папа купит себе немного выпить,
а я куплю себе мармелад, остальное - отдадим маме на продукты,
но тут мы увидели, что к нам подъезжает пожарная машина
с включенной сиреной, из машины вышли пожарники и начали орать:
«вы что, *? это территория ТЭЦ-5
и вы здесь развели костер запрещенного масштаба,
щас вызовем ментов и поедете в участок,
будете платить штраф»
а папа спокойно сказал: «не надо, со мной ребенок.
мы все потушим и уйдем домой. не надо нам штраф».
и тогда я поняла, что сейчас нужно быть по максимуму ребенком,
сказать так, чтобы они отстали, и сказала: «не надо,
мы честно все потушим, а деньги за медь отдадим маме»,
они смотрели и сказали: «ладно, * с вами» и уехали.

а мы потом пошли в только что открывшийся неподалеку пункт приема металлолома
и выручили там неплохо, папа выпил немного по дороге к дому,
я несла коробку с мармеладом и тоже ела на ходу
черным ртом и черными руками, и когда
мы пришли домой и дали маме деньги,
она была очень рада и спросила:
«почему от вас так пахнет огнем?»

3. Эдуард Лукоянов «Зеленая линия»

СПб.: Порядок слов, 2017

28-летний Эдуард Лукоянов принадлежит к тому же кругу левых поэтов, однако от, например, поэзии Рымбу он очень далек. Его стихи, в отсутствие адекватного описываемой реальности языка, вообще отказываются объяснять или описывать что-либо, заменяя описание на указание и комбинирование элементов речи. Это, по выражению Павла Арсеньева, «дейктическое письмо» становится постоянным приемом поэзии Лукоянова и прослеживается и в описании любовного переживания, и в разговоре о политической повестке, настойчиво отсылая нас к чему-то вне текста и вне языка, и в конечном итоге выливается в верхнюю ноту переживания и ясную пронзительность. Более радикальной критики языка, из молодых поэтов, кажется, не предлагает никто.

В сборник входит и поэма «Кения», за которую Лукоянов в 2016 году получил премию Аркадия Драгомощенко.

узор был деревянный птицы есть вересчаты
чешская речь в ущелье деепричастий змеиных
кто склонился разбирая то что сам создал зачем-то
тем-то и тем-то для тех-то и тех-то вряд ли тот кого я не боюсь
я боюсь что камни не оставят камня на камне от камня
что сквозняк размотает проволоку последнего флюгера
что твои кости что твои колени для того кто сам вдали
ты сам откуда я из цхинвала а ты а я из москвы

***
дети упражняются в погребе: у нас будет мальчик
у нас будет девочка, у нас будет сын, у нас будет дочь,
у нас будет солдат внутренних войск. две девочки смеются,
две девочки отдаются молодым чеченцам, у нас будет черемуха,
ее белые цветки, ее запах белый, ее девочки отдаются черемухе,
ее падает ниц в стакан черемши. никуда, вовне
пропололи кастет лба-ба-ба. в погребе дети упражняются:

я буду мама, ты будешь отец. настала зима. тк-тк-тк. тс-тс-тс-тс.

4. Глеб Симонов «Выбранной ветки»

М: АРГО-РИСК, 2017

Нью-Йоркский поэт и фотограф Глеб Симонов (р. 1986) не слишком явно присутствует на карте современной поэзии. Сборник «Выбранной ветки» — избранное (вернее, избранные - книга содержит несколько разделов) за последние пять лет.

Стихи Симонова, очень лаконичные и точные, они оставляют впечатление зарисовок, отдельных фотографий, выхватывающих часть реальности, однако в коллаже, составленном из них, угадывается отражение мироздания в целом. Это поэзия, лишенная наблюдателя, равная той части мира, которую она описывает, совпадающая с ней и говорящая голосами того, что попадает в ее объектив - роль поэта сводится к тому, чтобы выбрать верный ракурс взгляда. Между отдельными репликами возникают паузы, заполненные тишиной - не менее важной составляющей этих стихов, чем звучащая речь. Все это роднит Симонова с другим поэтом его поколения, Василием Бородиным, близким ему по способу поэтического говорения, и, отчасти, с Геннадием Айги, чье влияние иногда угадывается за некоторыми стихами из этой книги.

или лёд -
или комья намыленной пыли
мелко стекающие как есть
сквозь решётчатые заслоны
в немую стоячую топь.

сразу за линией -
птичий утёс
раскачивается от ветра.

подавая рукой до земли
(отдавая руку земле) -
чувствуешь? - теплая. метки
на сторонах
долгого поля, куда
оборотами -
видишь? - идёт
травяная хозяйка
гадать -
по серпу в ребре

Разумеется, вынужденно не были названы многие замечательные поэты: , Виктор Лисин, Никита Сунгатов, Дина Гатина, Алексей Порвин, и еще множество других. Однако, как кажется, по представленной выборке уже можно сделать вывод о невероятном разнообразии поэтических практик молодой поэзии. Уж точно достаточном, чтобы каждый поэт нашел своего читателя.

Молодые поэты выступили на площади

Просмотры: 0


Ну-с, пришло время поговорить-таки более или менее предметно о современной поэзии, господа поэты и читатели.

Копий сломано много, так почему бы не добавить еще пару-тройку, а то и больше, в общую кучу.

Общеизвестно, что мнения авторитетных и не очень критиков о путях развития поэзии очень разнообразны и единодушие достигается лишь в одном: последняя четверть XX века отмечена прямо-таки взрывом поэтических имен и тенденций. Общее же состояние современной лирики характеризуется пестротой и фрагментарностью. Так давайте попробуем разобраться в потоке поэтической информации. Или хотя бы систематизировать для себя и сделать собственные выводы, а там, чем чёрт не шутит, и проанализировать накопленный материал, утерев нос остальным исследователям.

В сем скромном блоге хочу использовать принцип коллажности, каковой подход и схема соответствует, на мой взгляд, пестрой мозаике современной поэзии.

Понятно, что для наиболее полного представления о состоянии лирики необходимо оценить и состояние жанров, и формирование новых течений поэтических групп, определить значимость ряда неординарных поэтических явлений и тэдэ и тэпэ. Однако, труд это титанический и дилетанту вряд ли по плечу в полной мере. Поэтому достаточно кратко затрону основные темы и тенденции и обозначу вехи.

Здание современной поэзии выросло не на пустом месте, само собой, поэтому стоит упомянуть основные проблемы традиций русской поэзии в поэзии современной.

И начну я, пожалуй, с годов 60-70-х. ибо именно это период отмечен противостоянием так называемой «громкой» и «тихой» поэзии, которая всеми корнями уходит в классическую русскую и практически ни в чем с ней не спорит, в отличии от последующих поколений поэтов.

Сначала появилась «громкая» поэзия Е. Евтушенко , А. Вознесенского , Р. Рождественского , Б. Ахмадуллиной - поэтов-публицистов, трибунов, ораторов (общеизвестно, что поэтическое искусство — это форма самосознания личности, выражающей себя в соотношении с социальными, интеллектуальными, эстетическими проявлениями жизни.

Вполне естественно и предсказуемо то, что в эпохи катастроф, так сказать, романтическое начало в поэзии усиливается. Думаю, ясно, что термин «катастрофы» употреблен тут не в прямом, утилитарном значении, а скорее в плане обозначения внутренней ломки, перерождения морали и освобождения от навязанных, шаблонных представлений о том, «что такое хорошо и что такое херня».

И в, стихах, соответственно, неизбежно присутствует двоемирие. Обостряется противопоставление материального и духовного начал. Ощущается устремленность в миры идеальные, воображаемые. Лирика, как выражение «эго», единственного и неповторимого и оттого драгоценного, как законченное воплощение единичных, сугубо личных душевных состояний всегда была более живуча).

Итак, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский. Все они изначально были сориентированы на поэзию В. Маяковского.

Евтушенко стал разрабатывать традиции гражданской лирики второй половины 19 века, а Вознесенский увлекся модерном. В культурной ситуации 60 — 70 гг. два эти поэта представляли реализм и романтизм, конкретность и условность, демократизм и элитарность.

«Тихих» же лириков объединяло тяготение к личностно-психологической тематике, интерес к русскому пейзажу, традиционные стихотворные размеры. Яркими представителями этой группы являются Н. Рубцов , В. Соколов , О. Чухонцев.

Последними же представителями «серебряного века» в современной поэзии остались А. Тарковский , С. Липкин , И. Лиснянская . Их произведения тесно связаны со сложными и многообразными проявлениями литературы «серебряного века». Поэзия, например, Арсения Тарковского явно и недвусмысленно продолжает традиции акмеизма.

Особое явление представляет собой поэтический андеграунд.

Произведения авторов андеграунда бросают вызов советской системе, советским ценностям, советскому способу мышления. Этот вызов проявляется в идейно-философских установках: поэты касаются язв старого общества, батальонам государства противопоставляют свободную независимую личность, уделяя внимание трагедии Бытия (Н. Коржавин , В. Корнилов , Б. Чичибабин).

Был брошен вызов и отказом от жизнеподобия, от принципа доступности. Таковы стихи поэтов «Петербургской школы» И. Бродского , Е. Рейна , В. Кривулина , Е. Шварц .

Пришли к читателям и неизвестные ранее стихи Г. Айги , И. Бродского , поэтов СМОГа /Самое Молодое Общество Гениев/ — Л. Губанова , А. Басиловой , Ю. Галанскова , а также И. Елагина , Ю. Милославского . Собственно, поэты внутренней эмиграции мало чем отличаются от эмигрантов настоящих:

Мы завтрашней судьбы своей не знаем,
Да и вчерашней не поймем судьбы.

И. Лиснянская

Вот эти имена, имена поэтов более эмигрантов по сути, чем действительно покинувших территориальные пределы России: Д. Бобышев , Л. Владимирова , В. Делоне , Е. Игнатова , Ю. Карабчиевский , Б. Кенжеев , Л. Лосев , И. Рубин . Самые молодые из них — Р. Евдокимов , И. Ратушинская , А. Сопровский .

Еще одно направление современной поэзии, ярко выраженное - авторская песня. Вопреки современным центробежным социальным и морально-этическим процессам, отбрасывающим человека от человека, авторская песня, восстановившая в правах суть дружбы и братской любви, стала единым гимном товариществу и взаимовыручке. Наперекор тенденции к так называемой «ситуативной этике», когда размывается грань между добром и злом и человек ведет себя всегда и только применительно к обстоятельствам, произведения В. Высоцкого, Б. Окуджавы, В. Долиной, Ю. Кима, Н. Матвеевой напоминают о том, что можно и дóлжно жить достойно, ориентируясь на духовный завет русской интеллигенции. Замечу в скобках, что тут как сила, так и слабость данного направления были унаследованы прямо от поэтов-классиков.

Однако эти же качества в определенной степени унаследовала и рок-поэзия, точнее определенные ее представители. Например, поэзия А. Макаревича или Б. Гребенщикова, при всей её эпатажности, — поэзия гражданственная, теснейшим образом связанная и со «злобой дня», и с кругом ценностей, идей, настроений сегодняшней молодежи да и не только молодежи.

«Дети декабря», как не без вызова назвал Б. Гребенщиков свое поколение, остро реагируют на разрыв между социальной демагогией и рутинной социальной практикой. В рок-поэзии звучит тоска по общему, объединявшему всех и каждого идеалу:

На нашем месте должна быть звезда,
Ты чувствуешь сквозняк от того,
Что это место свободно....

Б. Гребенщиков

Но конечно же, тема поэтики русского рока да-а-алеко не ограничивается гражданственностью. Это вообще отдельный пласт и сама рок-поэзия и ее представители - Александр Башлачёв, Янка Дягилева, Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Виктор Цой, Юрий Шевчук и многие другие стоят отдельного подробного разговора и обсуждения, ибо как верно заметил крупнейший историк русского рока И. Смирнов: «…позволю себе сравнение рок-композиции с трёхглавым драконом. Три его головы - это собственно рок-МУЗЫКА, рок-поэзия и рок-театр»; «Для него ха рактерно заимствование выразительных средств традиционных жан ров: музыкального, поэтического (текст) и театрального (шоу), кото рые образуют единое и неделимое на составные элементы целое - РОК-КОМПОЗИЦИЮ».

Разумеется, адекватное рассмотрение рок-поэзии невозможно вне рассмотрения прочих составляющих рок-композиции, но по ряду причин (логоцентричность русского рока, отсутствие полноценной методологии для анализа синтетических произведений) объектом пристального внимания чаще всего становится именно словесный компонент рока. То есть, попросту говоря, поэтический текст. Так что, если говорить о содержании, то оно охватывает самые разнообразные темы: социальные, философские, любовные, религиозные…. Абсолютно невозможно вывести хотя бы какую-то тематическую доминанту, под которую можно бы было подвести всех авторов и исполнителей, включаемых в рок- культуру. Можно, пожалуй, говорить только об особой манере отсутствия прямой экспликации смысла, что несвойственно для других направлений российской песенной поэзии нашего времени, той же бардовской, вышеупомянутой, хотя многое из этих направлений рок заимствует, правда очень своеобразно.

Следующими в списке стоит упомянуть поэтов «новой волны» , как их часто называют. Поэтов нетрадиционных, не вписывающихся в систему художественного мышления «привычных» поэтов. Они пытаются утвердить свое право говорить на языке, адекватном их времени и мироощущению и диапазон их творческих устремлений весьма широк: от метафоры до примитивизма, от концептуальных опусов до панк-поэзии.

К концу 90-х начался процесс расслоения «новой волны» . Метафористы - «полистилисты», «метареалисты» - резко отмежевались от соц-артовских игр постмодернистов . Если метафористы утверждают культ полистилистики (можно назвать тут Ю. Арабова , И. Жданова , А. Еременко , И. Иртеньева , А. Парщикова), то поэтов-постмодернистов объединяет стремление отказаться от «учительской» роли литературы и ограничить её чисто игровыми задачами. К тому же постмодернизм предполагает крайнюю степень отстранённости художника, а в поэзии смысл эту отстранённость разрушает. А, и ещё одна из центральных идей постмодернизма: хаос, как принцип существования мира, фактически не позволяет даже её озвучить, так как озвучивание этой идеи предполагает систему и противоречит ей. Поэтому на практике в поэзии постмодернизм чаще всего осмысляется уже существующими способами: близкими к нему заумью, поэзией абсурда, футуризма и ОБЭРИУтов, литературной игрой в духе Кузьмы Пруткова.

К постмодернизму относится концептуализм (яркие представители которого Д. Пригов , Л. Рубинштейн , Т. Кибиров) . Поэзия этих авторов строится на разрушении привычных однозначных концепций мира и на использовании знакомых читателю текстов, переосмысленных и приобретших совершенно другое звучание.
Концептуалисты упорно стремятся доказать, что искусство как таковое исчерпало себя, что оно внутренне абсурдно. Для концептуалиста прежде всего важна идея, интеллектуальное, а не эмоциональное переживание. Где художник (в широком смысле) рассматривается как создатель не произведений, а идей произведений.

Еще одно интересное направление - так называемая «галантная лирика» Ордена куртуазных маньеристов - В. Степанцова , В. Пеленягрэ , А. Добрынина , К. Григорьева , Д. Быкова . Их изысканный стиль — не очередное пародийное шутовство и разрушающая ирония, а блестящее следование основательно подзабытой «российской эрате » от М. Хемницера и М. Хераскова до Г. Иванова и В. Набокова . Поэты этой группы прибегают к приему «маски», соединяя высокую поэзию и средневековую эротику с современностью.
Кстати, остановлюсь отдельно на Быкове , который стоит здесь особняком. Можно сказать, что он является самым крайним последователем этого направления: смысл для него настолько важен, что прямолинейность высказываний и особенность художественных средств (многочисленные анжамбеманы, часто стихи не делятся на строки, а записываются в виде прозаического текста) роднят его поэзию с прозой. При этом надо учесть, что он крайне плодовитый прозаик и журналист, так что проникновение прозы в стихи у него вполне закономерно. И эта особенность логично привела Быкова к гражданской лирике: сатирическим очеркам в стихах. Сам он делит своё творчество на две части: собственно поэзия или лирическая поэзия и отдельные от неё «письма счастья», как он называет свои очерки в стихах. В них он остро, и проявляя едкое чувство юмора, высказывается по поводу текущих событий в стране и в мире.

Вышеупомянутым поэтам прямо противостоят так называемые поэты «почвенники» - в первом ряду этих представителей направления поэзии, истоки которого в так называемом «крестьянском мировоззрении», после Н. Рубцова стоят В. Казанцев, Ю. Кузнецов, В. Смирнов, Н. Тряпкин, В. Устинов, О. Фокина и др. Обращение к памяти, к народным истокам, к фольклору, к классической традиции, к православной духовности — общее в их творчестве.

В 90-е годы в «почвенном» направлении появилось новое поколение: В. Андреев, Н. Егорова, Д. Коротаев, В. Скиф, Т. Смертина. Сейчас они всё дальше уходят от страстной публицистичности и пытаются постичь глубинный смысл всего происходящего в России.

Поколение нулевых. Тут мы как раз можем обратиться к так называемой «сетевой поэзии», возникновение и распространение каковой было обусловлено Интеренетом, само собой.
2000-е годы принесли множество новых явлений в поэзию: советское время единичных поэтических и литературных объединений (хотя именно они формировали литературное пространство), даже считая государственные, сменилось появлением огромного количества поэтических клубов и организаций в 90-е, которые постепенно стали перемещаться в Интернет в 2000-е. Снизилась роль «толстых» журналов. Вместо них роль распространения поэзии стал играть Интернет, и сформировалась эта самая «сетевая» поэзия. Отличительных и самостоятельных черт (не считая компьютерную лексику) она не приобрела, это, прежде всего, способ распространения, «публикации» и популяризации. Сегодня опубликовать сборник тиражом, превышающим несколько сотен экземпляров трудно даже для известного автора, а тем более для начинающего. Интернет же даёт возможность получить аудиторию. Это привело и к появлению новых поэтических «звёзд», и к распространению графомании.
И самыми известными поэтами здесь можно назвать Дмитрия Воденникова и Веру Полозкову .

Ну и, само собой, как и везде и всегда в современной лирике есть авторы, которых трудно определить в какую-либо группу или направление. Это Т. Бек, О. Седакова , В. Сидур, С. Кекова , В. Дмитриев, Л. Таран и др.

Итак, здесь я кратко, конспективно можно сказать попыталась классифицировать направления и тенденции в современной русской поэзии.

Само собой, о многом можно поговорить и поспорить и сделать определенные выводы, а так же проанализировать ситуацию и состояние нынешнего поэтического мира. А так же более подробно поговорить о каждом упомянутом направлении и о его наиболее ярких представителях.

Пожалуй, лично мне хотелось бы остановиться конкретно на двух, так сказать вершинах современной поэзии - двух Владимирах - Маяковском и Высоцком.
Однако, по зрелому размышлению решила, что они стоят отдельного разговора и блога.

Так что продолжение следует.

Поэзия – это как секс. Если тебе этого не хочется, значит тебе этого и не надо.

А для тех, в чьей жизни стихотворения не закончились синхронно с последним школьным звонком, мы решили собрать пятерку знаковых для современной девушки молодых поэтов.

Вера Полозкова

Ее стихи репостили на страницах соцсетей даже те, кто на уроках литературы учил не то, что понравилось, а то, что в два столбика. Наглая, высокая, в цветных фенечках, джинсах и романах, пишущая только о себе и про себя – Полозкова настойчиво не нравилась серьезным литераторам, хрипло декламирующим друг другу в узких водочно-огуречных кругах.

Потому что художник – это годы голода, чахотки, репрессий и забвения. А не девятнадцать, четвертый размер груди, ЖЖ, никнейм веро4ка и «его хочется так, что даже подташнивает». Не бывает таких поэтов, ну не бывает же!

Знаменитые строки:

Завяжи с этим, есть же средства;

Совершенно не тот мужчина.

У меня к нему, знаешь, – детство,

Детство – это неизлечимо.

Анна Довгалева (Лемерт)

Анна выглядит точь-в-точь так, как должна выглядеть молодая, страшно талантливая поэтесса: рыжая, угловатая, не слишком худая, одетая без затей и модных бирок.

Это абсолютно тот случай, когда читая стихи, представляешь совершенно иной образ: дерзкой, острой на язык, укутанной в черное и кожаное, такой себе юной Анджелины Джоли – с сигаретой вприкуску и размашистой татуировкой на плече. Лемерт не заморачивается и пишет обо всем подряд: котах, юности, свободе, любви, смерти. Примерно вот так пишет...

Знаменитые строки:

собирать вещей не больше, чем входит к тебе в рюкзак,

не заводить собак и детей,

не толстей, не привязывайся, не богатей,

уходи в такую ночь: серебристый зигзаг

молнии, оборванные линии электропередач,

дождь в лицо и немного град.

Аля Кудряшова (izubr)

Саша Васильев из «Сплина» называл ее новым Бродским – и, надо сказать, был трезв и нисколько не шутил. Прямолинейная, злая не то на себя, не то на Господа Бога, Кудряшова – пример девочки, с которой хорошо дружить, но, чур-чур, быть ее мамой. Раздраженная, экзальтированная, чуть ли не с пеленок зависающая на странных поэтических конкурсах, сооружающая тонкие, искренние стихи даже из состава на банке шампуня... Ты обязательно влюбишься в ее способ обращения со словами, даже не сомневайся.

Знаменитые строки:

И щека у нее мягка и рука легка,

И во всем права, и в делах еще не провал.

В следующий раз она будет кричать, пока

Не выкричит все, чем ты ее убивал.

Ах Астахова

Fashion-поэтесса – наверное именно так правильнее будет называть Астахову. Стильная, красивая, тонкая, уделяющая презентации стихотворений едва ли не больше внимания, чем их содержанию. Впрочем, поклонники Ах Астаховой утверждают, что любят ее вовсе не за красную помаду и острые коленки. А за снайперское попадание рифмами в самую мякоть их сердец.

30 000 подписчиков только в контакте – тому подтверждение.

Знаменитые строки:

чтоб больше не выглядеть слабой и скучной.

но помни: родных не бросают. не губят.

ну что же молчишь ты? скажи мне, не мучай –

тебя хоть там любят?

тебя хоть там любят?..

Стефания Данилова

Как бы трудно нам ни было поверить, что люди, рожденные в 1994 году, уже могут считаться известными поэтами (причем писать не только о птичках и солнышке), но факт есть факт. Даниловой 19, ее читают с экранов айподов и любят до слез, мурашек и всего, что в таких ситуациях полагается. Под ее строчки хорошо напиваться – советуют знающие.

Знаменитые строки:

Тобой, увы, мне не было обещано

ни звания «любимая», ни «друг».

Но я - твоя

надпропастьюворженщина -

надеюсь на страховку нежных рук.

Современная поэзия переживает не лучшие времена. Она играет столь малую роль в жизни людей, что большинство вообще не замечают ее существования. Всего несколько десятилетий назад красивые стихи о любви, грустные стихи о войне, философская лирика о смысле жизни и другие поэтические жанры пользовались популярностью, однако сейчас все иначе. Мир Интернета и высоких технологий диктует свои правила, и поэзия просто не укладывается в рамки высоких скоростей. Данная статья разбирает состояние современной поэзии в 21 веке и предсказывает ее судьбу в будущем.

Поэзия 21 века и музыка

Единственным стабильным источником современных стихов для обычного человека является музыка. Однако тексты музыкальных композиций чрезвычайно редко ставят перед собой высокие поэтические цели. Если мы говорим о поп-музыке, ее смыслы сводятся к банальным «Я тебя люблю, когда ты меня любил — было хорошо, потом, когда разлюбил — стало плохо «. Конечно, даже среди откровенно попсовых текстов встречаются неплохие стихи (ярчайший пример — группа «Корни» с их продуманными многоходовыми стихотворениями), а многие современные рокеры имеют сильную поэтическую жилку (Юрий Шевчук, «ДДТ»), однако основная масса эстрадных текстов в лучшем случае бессмысленна, а в худшем — глупа. Это искажает стандарты аудитории, причем не только поэтические: любовь, одна из главных стихотворных тем, например, приравнивается к глупому потребительскому чувству необходимости удовлетворить животные потребности. Даже если в нем сохраняется романтика, она теряет в качестве и превращается в нечто банальное, низведенное до примитива. Однако, как верно подмечает в своем стихотворении современный русский поэт Алексей Никонов , « Любовь — не вздохи на скамейке «.

Поэзия в музыке прошлого

Сам по себе факт донесения поэзии до аудитории посредством музыки не только не является чем-то негативным, но и полностью соответствует исторической традиции. Начиная со времен Древней Греции поэты использовали музыку для контакта с массой. Ярчайший пример подобного в России — это , хотя необходимо отметить и , который, хоть и менее известен, писал стихи еще более высокого качества. Однако разница в том, что и Высоцкий, и Башлачев были в первую очередь поэтами, а не музыкантами, поэтому их поэзия сопоставима по содержанию с произведениями величайших русских поэтов Золотого и Серебряного века, тогда как эстрадные сочинители современного мира в большинстве своем отталкиваются именно от музыки, причем от развлекательного ее компонента, а не морально-нравственного или, тем более, духовного.

Невостребованность поэзии и поэтов в 21 веке

С позиции элитарности культуры, подобное положение дел плохо. Если смотреть на литературу с точки зрения доступного ей максимума (то есть воспитания в людях высоких морально-нравственных ценностей), современные стихи очень сильно до него не дотягивают, что неудивительно. При заниженных требованиях к поэзии, ее качество неизбежно падает: зачем стараться писать стихи, если можно просто рифмовать слова и складывать их в строфы? Более того, поэтическое усилие истинного поэта скорее всего вообще останется непонятным и невостребованным, так как оно затрагивает темы, чуждые массе. Поэт — это человек, который остро ощущает несовершенство мира, обусловленное несовершенством людей, его населяющих (в первую очередь собственное), и объясняет через художественные тексты это самое несовершенство этим самым несовершенным людям. А кому нравится, когда тебе говорят о твоем несовершенстве, да еще каким-то витиеватым, трудным для понимания языком? Тем более, когда есть масс-культура, трубящая как раз об обратном: все в порядке, просто стань богаче, красивее и моложе, и будешь счастлив.

Стихи в современном мире

За пределами музыки, потребление стихов идет в основном романтически настроенными девушками и юношами, переживающими либо любовную драму, либо наоборот, успешные отношения. Эти люди частенько ищут в Интернете рифмованные четверостишья, чтобы отослать им своим возлюбленным по СМС, причем это настолько вошло в тренд, что существует множество онлайн-ресурсов, предлагающих эту услугу. Таким образом, стихи вошли в масс-культуру и потребляются людьми по принципу, схожему с просмотром сериалов: конечно, поход в театр (или прочтение томика ) отдает большей духовностью, но в принципе и мыльная опера (текст современного рифмача) вполне сойдет. Целей-то грандиозных нет: мало кто задумывается о развитии внутреннего мира или смены мировоззрения на более совершенное. Нет, все гораздо проще: понравиться парню, произвести впечатление на любимую девушку, показаться умнее или чувственнее, выпендриться. Как и с телевизором: аудитория не стремиться познать глубины своей природы, она просто хочет отдохнуть после долгого трудового дня.

Взгляд в будущее

Трудно ожидать, что положение дел скоро изменится, однако говорить о полной утрате поэтической традиции, по крайней мере, в России, преждевременно. Колесо истории не раз доказывало, что ничто хорошее не сгинет совсем, поэтому логично предположить, что через энное количество лет человечество ждет возвращение к поэтическим канонам, и стихи вернуться на свое место в иерархии воспитания человеческого сознания. Возможно, к этому времени поэзия станет чем-то отличным от своей нынешней формы, однако максимальный стандарт ее качества, то есть способность вызвать духовный отклик в сердце любого мало-мальски думающего слушателя, наверняка останется неизменным. В любом случае, ответственность (за стихи и воспитание человечества) лежит на плечах поэтов, которые своими стараниями должны приблизить желанную им эпоху будущего — эпоху, когда мерилом мира будут не деньги, а моральные и духовные ценности, знания и способность ставить общий интерес выше личного. Это будет эпоха нового порядка, и стихи зазвучат в ней с новой, никогда ранее не слышанной силой.

Современная поэзия - в движении. Она энергично пульсирует в творческих вечерах и моноспектаклях, в дуэлях, шоу и арт-проектах. В огромных пространствах сегодняшней интернет-литературы и возрастающей моде на стихи есть общая, закономерная сила новой волны интереса к лирике. Но что и кто её представляет? И если её читать, то с чего начинать? Лучше всего на этот вопрос ответят сами молодые поэты. Перед вами семь имён: разных, зачастую контрастирующих друг с другом, но образующих единый портрет литературной жизни этого века.

«Это море, в котором почти невозможно ориентироваться» - пишет поэтесса Линор Горалик, рассуждая о современной поэзии. В наше время заявить о себе легко. Услышат ли тебя - другой вопрос. Подступиться к этому морю невероятно сложно - поэзия сегодня слишком разная. В ней нет преемственности, единого поля и ориентиров - мы в каком-то смысле «идём по приборам».

Каждый из лириков чем-то отличен. Они такие же разные, как весь костяк современной русской поэзии. И пусть у каждого из них будет своя «номинация», наиболее точно и ярко характеризующая особенности их творчества.

Егор Сергеев - «Доктор и Космос»

Санкт-Петербург, 26 лет.

«…я рос в стране,

И где-то в небе,

Летит Гагарин.
Такой счастливый, такой святой».

Егор Сергеев - поэт, лауреат премии Роберта Рождественского. После дебюта на публике в 2011 году приобрёл популярность среди ценителей поэзии во многих уголках России, тогда же выпустил книгу «Недопущенное к продаже: стихи». Его тексты переведены на английский, немецкий, французский, финский, чешский языки, опубликованы в России, Финляндии и США.

В стихах Сергеева присутствует характерная и «хроническая» для его творчества тема Космоса. «Поэзия как предчувствие» - отозвался о его стихах один из журналистов, комментируя, в том числе «Дочь подполковника», самый известный цикл сергеевских стихов.

Егор родился и вырос в Петрозаводске, учился на медицинском, но, не окончив ВУЗа, устроился в отделение скорой помощи. В этом статусе, совмещая трагичную будничность работы с практикой творца, Сергеев совершил несколько поэтических туров по России, воплощая в своём творчестве самый разный опыт. Два года назад поэт переехал в Санкт-Петербург.

В ГРАФЕ О ГРАЖДАНСТВЕ

Я рос в стране
пациентов и эскулапов,
обречённых на симбиоз.

Где полулев-получеловек из гранитных лап достаёт вопрос.
Где жизнь от смерти порой один отличает запах.
Где воет ветер, опережающий стук колёс,
под вечно мчащимся в никуда голубым плацкартным.

Я рос в стране, где никто не знает своих пределов.
Январь заканчивается в марте,
февраль - в апреле.
С Владивостока в Калининград убегать неделю.
Живые контуры школьных карт обнимают Землю,
почти дотронувшись пальцем правой
до пальца левой.

Я рос в стране, где закон суров,
но давно развенчан.
Где добрый труженик чёрта с два получает гордо.
Я рос в стране самых горьких слов,
самых чистых женщин,
которых хочется целовать сгоряча и в бёдра.

Вином и хлебом, густым наливом, живой водой
я рос в стране,
где у мамы чайник стоит, заварен.

И где-то в небе,
в далёком небе летит Гагарин.

Летит Гагарин.
Такой счастливый, такой святой.

Вера Полозкова - «Знаменосец»

Москва, 31 год.

«Либо совесть приучишь к пятнам,
Либо будешь ходить босой.
Очень хочется быть понятным
И при этом не быть попсой».

Вера Полозкова - знаменосец современной русской поэзии , телеведущая, актриса и певица. Вы могли видеть её на телевидении и YouTube, слышать её стихи по радио, читать о ней в новостях. Вера Полозкова - феномен того, какого уровня популярности может добиться поэт в современных реалиях, как быстро окрепло поэтическое поколение новой России.

Ее стихи пользователи социальных сетей прозвали «единицами смысла» . Они обо всём: надеждах, трудностях и чувствах. Конечно, со временем обвинять её в посредственности, которой так богата женская лирика, становиться всё легче - теперь поэту мало быть поэтом как таковым, он должен стать поп-проектом. А этого литература и её смыслы очень часто принять не могут.

Всё же Полозкова пишет характерно для женской аудитории. Но пишет, надо сказать, хорошо и так, что безупречности её формы, остроумия, а иногда и искренности стихов могли бы поучиться многие.
Первую книжку Вера выпустила в 15 лет, а сейчас ей 31, у нее сотни стихов и широчайшая аудитория. Получив массу литературных премий, сегодня Полозкова играет в театре и с завидной периодичностью ездит в поэтические туры по России.

Не окрыляет. Не властвует. Не влечёт.
Выброшено. Развеяно у обочин.
Взгляд отрешен или попросту обесточен.
Официант, принесите мне гамбургский счёт.

Все эпилоги - ложь. Все дороги - прах.
Бог одинок и, похоже, серьезно болен.
Город отчаялся, и со своих колоколен
Он распевает гимн об иных мирах.

Воинам грехи отпущены наперёд.
Им не увидеть больше родимой Спарты.
Я отдала долги. Я открыла карты.
И потому меня больше никто не ждет.

Константин Потапов - «Чтец»

Москва. 29 лет.

Константин Потапов - поэт, актёр, фронтмен музыкального проекта «Posternak» (intelligent hip-hop), автор моноспектаклей «Демоны», «Глупые истории» и «Insomnia».

Костя Потапов входит в список тех авторов, кто стремится превратить творческие поиски в дело жизни. Особо интересен поэт тем, что нашёл свою, уникальную сегодня форму поэтического выступления. Потапов умело объединяет в формате моноспектакля жанры и языки искусства: поэзию и остроумную, увлекающую театральность, hip-hop, зрелую лирику и проницательный монолог. Прагматичный и открытый человек в жизни, на сцене он - точка пересечения самых крайних чувств.

В его спектаклях всегда несколько героев, женщины и мужчины, иногда - демоны. Все они рассказывают свои истории. Откровенность монолога, рефлексия, динамичная образность стихов. Это вводит в странное состояние. На выступлениях Потапова такая атмосфера, которую нечасто можно встретить: искренняя, яркая, заставляющая зрителя переживать происходящее. Причина этого - тот факт, что потаповские сюжеты взяты из нашей с вами повседневности: четвергов, разговоров на кухне, мыслей в вагонах метро.

Константину Потапову 29 лет, он окончил психологический факультет СамГУ. Победитель восьмых Всероссийских Дельфийских игр в номинации «Театр», победитель ФилатовФеста - 2015 в номинации «Поэзия», автор двух поэтических сборников («Времена Суток» 2009, «Полдень» 2014).

Мне это выйдет боком -
в тебе слишком много Бога.
Тебя написал Набоков
как лучшую из вещей.

Я знаю, что мы погибли.
Тебя написал не Киплинг,
а первый из авторов Библий.
И слог его был священ.

Пока твой зрачок расширен
я не совершу ошибок.
Веди меня мудрым Шивой,
играй на фоно в шесть рук.

Я сделаю всё, как нужно,
согласно точнейшим, нежным
законам дидактики нижней
из самых чутких наук.

Веди меня мудрым инстинктом,
иглой - через пыль пластинки,
красиво стареющим Стингом.
I know you are shape of my heart.

Кричи в потолок задыхаясь.
Стихией стихов - не стихая,
затылком, запястьем, духами -
вдохни меня…. Не выдыхай.

Алексей Шмелёв - «Философ плацкарта»

Москва, 30 лет.

«Оглянись на себя не во гневе -
в этом городе ты еще не был.

одновременно в землю и в небо».

Алексей Шмелёв - поэт, музыкант, один из основателей культурного арт-проекта «Мужской голос». Уже вышли два сборника его стихов, «Апельсиновые рощи» и «Пыль». Печатался в литературных журналах «Юность», «Москва», «Нева», «Дружба народов» и др. В настоящее время работает над третьей поэтической книгой.

Стихи Шмелёва - это простой рассказ о сложных чувствах. И мы попробуем раскрыть его так же просто, всего в двух цитатах:

«…потрясает многообразие лирических героев, вызревших в этом молодом Поэте, который одним из немногих по праву получил Есенинскую премию. Это и команданте Че Гевара, и вертинствующий студент дореволюционной России, вырастающий через несколько страниц в полноценного писателя-народника. И политический борзописатель… Простите, обозреватель. И все эти образы гармоничны по ритму, мелодике и стилю речи. Последнее тем более удивительно, поскольку Алексей - стилист интуитивный, что еще более роднит его с Есениным.»

Илья Стечкин, журналист

«Алексей Шмелев - реалист, его творчество обращено к повседневной жизни…»

Римма Казакова, поэтесса.

Всё тебе не хватает чего-то,
всё меняешь за городом город.
И работа тебе - не работа,
да и повод, как будто не повод…
Эта женщина рядом с тобою -
есть красивее, кто бы спорил…
Да и то, что зовётся судьбою
лучше было бы встретить у моря.
И понять - нет любви безответной,
потому что любовь - есть служенье,
и что только движенье бессмертно,
потому что рождает движенье…
Оглянись на себя не во гневе -
в этом городе ты ещё не был.
И расти, как растут деревья:
одновременно в землю и в небо.

Егор Труфанов - «Егорик»

Хабаровск, 26 лет.

«И когда меня спросят однажды,
Так зачем же вы стали поэт?
Я отвечу и чинно, и важно:
Ну а х*ли бы, собственно, нет?»

Егор Труфанов - поэт, участник культурного арт-проекта «Мужской голос». Он прославился шутливыми «егориками» (злободневными четверостишьями) и занятными философскими размышлениями в больших формах. Хулиганские и остроумные «егорики» Труфанова - своего рода поэтическая акция, ещё одно лицо современной поэзии, на этот раз - с явным выражением ухмылки.

Я устал от зимы,
Ненавидящей город,
Точно мачеха - неродного.
Отряхнув и расправив ворот,
Я сверхновой сверхновой,
Как будто по рождеству,
Добираюсь домой
Из дома.

Полушапный народ,
Что идет похмеляться в аптеку,
Оглушает столичную дрянь
От метро до метро.
Голожопая дрань
Одетая в ипотеку.

Эти люди - что воробьи,
Что синицы.
И нет бы умчаться к югу…
Я бы тоже оставил подругу
Остудиться,
А сам бы…
Но не в дугу.

Арс-Пегас (Арсений Молчанов) - «Гражданин»

«я открываю рот,
вы открываете „Hennessy“.
я - самовлюблённый урод
с комплексом неполноценности».

Арс-Пегас - поэт современного мегаполиса. Его тексты, и главное, форма их подачи - экспрессия столицы, площади, стекла и бетона. Неслучайно в его стихах много образов города: метро, автобусы, вокзалы. А пишет Арс-Пегас про абсурдность, которую приобретают старые понятия вроде любви, Бога во времена новых понятий, технологий и реалий постмодерна.

Наибольшую популярность Молчанов приобрел во время протестных митингов 2011–2012 годов, когда читал гражданские стихи перед многотысячной толпой. Сегодня он - едва ли не самый известный молодой поэт России.

Всё же главная заслуга Арс-Пегаса - его «ЛитПоны» (литературные понедельники). Но об этом лучше всего рассказать через его слова:

«Я собираю тусовку вокруг себя. Моя тусовка - ЛитПон. Я провожу их с 2009 года. Это помощь не только молодым и талантливым поэтам, но и зрителям, блуждающим в информационном море.

По отношению к литературе до меня, я - продолжатель. Не опровержитель и не соперник. Строго по Бродскому, поэт - это проводник языка. Даже, наверное, не проводник, а инструмент. То есть поэты, которые считают, что язык - это их инструмент, обольщаются. Это они - инструменты языка».

ХОЛОДНЫЙ ХАЙП

Вот это хайп, вот это баттл,
Всё проигравший Сатана,
Друзья, стабильная зарплата,
С колен встающая страна,
Любовь, жена и в центре двушка,
Три чудных дочери и сын.
Очнись!.. Возможно, всё ловушка,
И потому-то ты один
Сидишь в лачуге на «Приморской»,
Ведёшь безмолвный разговор,
Не чувствуешь души и мозга,
А только холод и укор.

Птицами (Дмитрий Качмар) - «Лирик»

Днепропетровск, 28 лет.

«А завтра меня проводит до вагона чей-то рукав,
Чья-то ладонь засунет магнитик мне в вещи.
Ты спросишь, сколько я получаю за вечер,
А я брошу в твою душу слово,
Чтобы узнать насколько она глубока»

Дмитрий Качмар (псевдоним Дима Птицами) - популярный поэт из Украины, постоянно гастролирующий по всем крупным городам России, Украины и Беларуси.

Главное, что стоит понять, Птицами - это не только стихи, но и голос. Дима Качмар стал известен среди ценителей качественной современной поэзии не в последнюю очередь благодаря авторскому исполнению собственных строк. Он одним из первых начал записывать. Такой формат, когда строчки переходят в эмоции, а дальше в голос и запись MP3, не мог не понравиться зрителю: число его поклонников выросло очень быстро.

Широкая популярность же пришла к Птицами после записи стихотворения «Вы видели, как умирают киты?». Сильное, наполненное, самобытное звучание его низкого голоса трогает, резонирует и волнует много больше, чем голые столбцы стихов.

Очевидно, мы живём в более прозаичное и прагматичное время, чем Ахмадулина и Бродский. И всё же, теряя в поэтичности и контрастах, наше время отличается широким числом форм самовыражения; представляет нам поэзию, поэта, его личность в совсем новых ролях и качествах.

Интернет сделал искусство вообще, и поэтическую культуру в частности, ближе и доступней. Сегодня её новый, цифровой век. В том множестве направлений и авторов, что вмещает сеть, каждый вполне способен найти ту поэзию, что тронет и увлечёт именно его.

АРТЁМ ЭСАУЛОВ