Повторяем орфографию. Урок русского языка "повторение орфографии и пунктуации". Три текста на повторение орфографии и пунктуации

Класс : 10

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ресурсы

2 мин

I. Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Осмысливают поставленную цель.

Тетради

5 мин

II. Проверка домашнего задания: нбх.прорешать нерешенные задания, объяснить.

Демонстрируют свои знания.

Таблицы

10 мин

II. Изучение новой темы

Если производная данной функции положительна для всех значений х в интервале (а ; в ), т.е.f"(x ) > 0, то функция в этом интервале возрастает.
Если производная данной функции отрицательна для всех значений х в интервале(а ; в ), т.е.f" (x ) < 0, то функция в этом интервале убывает.

Порядок нахождения промежутков монотонности:

    Найти область определения функции.

    Найти первую производную функции.

    Найти критические точки, исследовать знак первой производной в промежутках, на которые найденные критические точки делят область определения функции.

    Найти промежутки монотонности функций.

    Исследуем знак производной в полученных промежутках, решение представим в виде таблицы.

Достаточное условие существования максимума состоит в смене знака производной при переходе через критическую точку с "+" на "-", а для минимума с "-" на "+". Если при переходе через критическую точку смены знака производной не происходит, то в данной точке экстремума нет.

Рассмотрим несколько примеров исследования функции на возрастание и убывание.

Найдите промежутки возрастания и убывания функции

1) f(x) = 3- 0,5x,

2) f(x) = - x2+2x-3,

3) f(x) = 4x-5,

4) f(x) = 5x 2- 3x+1.

(-∞;1)-возрастает, (1;+∞)-убывает

(-∞;+∞)-возрастает

(-∞;0,3)-возрастает, (0,3;+∞)-убывает

(-∞;+∞)-убывает

Демонстрируют умения.

Постеры

Формулы

Учебник

мин

IV. Закрепление знаний Работа с учебником № 258, № 261

f ). 2. Найти f"(x ).

3. Найти стационарные точки, т.е. точки, где f"(x ) = 0 или f"(x ) не существует.
(Производная равна 0 в нулях числителя, производная не существует в нулях знаменателя)

4. Расположить Д(f ) и эти точки на координатной прямой.

5. Определить знаки производной на каждом из интервалов

6. Применить признаки. 7. Записать ответ.

3 мин

V. Итог урока. самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Проводит рефлексию.

Что нового узнали на уроке?

Были ли для вас интересные моменты?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Карточки

2 мин

VI. Домашняя работа. Объясняет особенности домашней работы № 259, № 257

записывают в дневниках.

Дневник

Признаки локального возрастания и убывания функции.

Одна из основных задач исследования функции — это нахождение промежутков ее возрастания и убывания. Такое исследование легко провести с помощью производной. Сформулируем соответствующие утверждения.

Достаточный признак возрастания функции . Если f’(х) > 0 в каждой точке интервала I, то функция f возрастает на I.

Достаточный признак убывания функции . Если f’(х) < 0 в каждой точке интервала I, то функция f убывает на I.

Доказательство этих признаков проводится на основании формулы Лагранжа (см. п. 19). Возьмем два любых числа х 1 и x 2 из интервала. Пусть x 1 существует число с∈(х 1 , x 2 ), такое, что

(1)

Число с принадлежит интервалу I, так как точки х 1 и x 2 принадлежат I. Если f"(x)>0 для х∈I то f’(с)>0, и поэтому F(x 1 )) — это следует из формулы (1), так как x 2 — x 1 >0. Этим доказано возрастание функции f на I. Если же f’ (x)<0 для х∈I то f"(с)<0, и потому f(x 1 )>f (х 2 ) — следует из формулы (1), так как x 2 —x 1 >0. Доказано убывание функции f на I.

Наглядный смысл признаков ясен из физических рассуждений (рассмотрим для определенности признак возрастания).

Пусть движущаяся по оси ординат точка в момент времени t имеет ординату y = f(t). Тогда скорость этой точки в момент времени t равна f"(t) (см. Мгновенная скорость ). Если f’ (t)>0 в каждый момент времени из промежутка t, то точка движется в положительном направлении оси ординат, т. е. если t 1 ). Это означает, что функция f возрастает на промежутке I.

Замечание 1.

Если функция f непрерывна в каком-либо из концов промежутка возрастания (убывания), то эту точку присоединяют к этому промежутку.

Замечание 2.

Для решения неравенств f" (х)>0 и f" (х)<0 удобно пользоваться обобщением метода интервалов (теоремой Дарбу) : точки, в которых производная равна 0 или не существует, разбивают область определения функции f на промежутки, в каждом из которых f" сохраняет постоянный знак. (Этот факт доказывается в курсах математического анализа.) Знак можно определить, вычислив значение f" в какой-нибудь точке промежутка.

Необходимые и достаточные условия существования экстремума функции в точке.

Необходимое условие экстремума

Функция g(x) в точке имеет экстремум(максимум или минимум), если функция определена в двухсторонней окрестности точки и для всех точек x некоторой области: , выполнено соответственно неравенство

(в случае максимума) или (в случае минимума).

Экстремум функции находиться из условия: , если производная существует, т.е. приравниваем первую производную функции к нулю.

Достаточное условие экстремума

1) Первое достаточное условие :

а) f(x) непрерывная функция и определена в некоторой окрестности точки такой, что первая производная в данной точке равна нулю или не существует.

б) f(x) имеет конечную производную в окрестности задания и непрерывности функции

в) производная сохраняет определенный знак справа от точки и слева от этой же точки, тогда точку можно охарактеризовать следующим образом

Это условие не очень удобное, так как нужно проверять множество условий и запоминать таблицу, однако если ничего не сказано о производных высших порядках, то это единственный способ найти экстремум функции.

2) Второе достаточное условие

Если функция g(x) обладает второй производной причем в некоторой точкепервая производная равна нулю, а вторая производная отлично от нуля. Тогда точкаэкстремум функции g(x), причем если , то точка является максимумом; если , то точка является минимумом.


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Новочеркасское суворовское военное училище МВД РФ.
«Повторяем орфографию».
Учебно – методическое пособие по русскому языку.
2 часть.
Составитель:
Моложавенко К. В.

Новочеркасск 2014.
Рецензенты: начальник цикла гуманитарных дисциплин
подполковник милиции Саковцева Н. Е., преподаватель русского
языка и литературы Жорова Л. Е.
Учебно­методическое пособие содержит
систематизированные теоретические сведения по некоторым
разделам русского языка, дидактические материалы к ним и
итоговый тест. Пособие адресовано обучающимся НСВУ МВД для
подготовки к ЕГЭ и преподавтелям для контроля знаний
обучающихся по данным темам.

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.
2 е спряжение: все глаголы на – ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ + 11 глаголов­
исключений: СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ,
ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ и НЕНАВИДЕТЬ,
и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, ВЕРТЕТЬ,
но ЗАВИСЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.
ЗАПОМНИТЕ:
1 лицо я молчу, говорю мы молчим, говорим
2 лицо ты молчишь, говоришь вы молчите, говорите
3 лицо он (она) молчит, говорит они молчат, говорят
1­е спряжение: все остальные глаголы на – ЕТЬ, ­АТЬ, ­ОТЬ, ­УТЬ, ­ЫТЬ и другие + глаголы на –
ЯТЬ: сеять, веять, реять, таять, лаять, каяться, маяться, надеяться, лелеять, затеять, чаять, чуять,
блеять и другие.
ЗАПОМНИТЕ:
1лицо я иду, грею мы идем, греем
2лицо ты идешь, греешь вы идете, греете
3лицо он (она) идет, греет они идут, греют
Следует обратить внимание на разноспрягаемые глаголы ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, БРЕЗЖИТЬ, ЕСТЬ,
ДАТЬ, которые имеют личные окончания как 1, так и 2 спряжения, что создает трудности при
образовании от них грамматических форм.
ЗАПОМНИТЕ:
1 лицо я хочу, мы хотим 1 лицо я бегу мы бежим
2 лицо ты хочешь вы хотите 2 лицо ты бежишь вы бежите

3 лицо он (она) хочет они хотят 3 лицо он (она) бежит они бегут
Повелительное наклонение: БЕГИ, БЕГИТЕ.
В повелительном наклонении глаголы КЛАСТЬ, ЕЗДИТЬ имеют формы: КЛАДИ или ПОЛОЖИ,
ПОЛОЖИТЕ, ПОЕЗЖАЙ, ПОЕЗЖАЙТЕ.
ЗАПОМНИТЕ:
Личные окончания зависят от НАКЛОНЕНИЯ глагола. Если глагол стоит в форме изъявительного
наклонения, то пишется окончание, соответствующее типу сптяжения.
ВыйдИТЕ в сад летним утром. Когда вы выйдЕТЕ, то услышИТЕ пение птиц.
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В СУФФИКСАХ ГЛАГОЛОВ.
Правописание суффиксов в формах прошедшего времени: так как такая форма образуется от
основы инфинитива, то перед суффиксом – Л ­ в прошедшем времени пишется та же гласная, что и
в инфинитиве перед –ТЬ (­ТИ): увидЕть – увидЕл, клеИть – клеИл, сеЯть – сеЯл.
Суффиксы – ОВА ­ (­ЕВА­), ­ЫВА­ (­ИВА­):
Если глагол в 1 лице ед. ч. оканчивается на – УЮ (­ЮЮ), то есть суффикс отсутствует, то в
инфинитиве и в форме прошедшего времени пишется – ОВА ­ (­ЕВА­): проповедУЮ –
проповедОВАть, проповедОВАл; беседУЮ – беседОВАть, беседОВАл.
Если глагол в 1 лице ед. ч. оканчивается на – ЫВАЮ ­ (­ИВАЮ­), то есть суффикс сохраняется, то
в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишется –ЫВА­ (­ИВА­): учитЫВАЮ­учитЫВАть,
учитЫВАл; рассматрИВАЮ – рассматрИВАть, рассматрИВАл; суффикс –ВА­ всегда ударный и
употребляется в глаголах несовершенного вида, перед суффиксом –ВА­ пишется та же гласная, что
и в неопределенной форме перед –ТЬ: перестать – переставать.
ЗАПОМНИТЕ:
Застрять ­ застревать – застреваю
Затмить – затмевать – затмеваю
Продлить – продлевать ­ продлеваю
Суффиксы – Е ­ и – И ­ в глаголах с приставкой ОБЕЗ­ (ОБЕС­).
Правописание суффиксов в этих глаголах зависит от категории ПЕРЕХОДНОСТИ­
НЕПЕРЕХОДНОСТИ глаголов.
В суффиксах непереходных глаголов, обозначающих действие, состояние, не направленное на
другой предмет и относящихся к 1 спряжению, пишется буква Е.
Края наши, раньше богатые лесами, теперь уже совсем обезлесЕли.
Наша река обезводЕла.
В суффиксах переходных глаголов, обозначающих действие, состояние, направленное на другой
предмет и относящихся ко 2 спряжению, пишется буква И.

Частые пожары обезлесИли наши леса (обезлесили что? леса).
Целлюлозный завод совсем обезводИл нашу речку (обезводил что? речку).

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ.
Действительные причастия.
Настоящее время.
­УЩ ­ (­ЮЩ­) – 1 спряжение (бороться – борющийся);
­АЩ ­ (­ЯЩ­) – 2 спряжение (дышать – дышащий).
Прошедшее время.
­ВШ ­ (­Ш­) – красить – красивший, привезти – привезший.
Перед суффиксом – ВШ ­ пишется та же гласная, что и перед –ТЬ в инфинитиве:
красить – красивший, увидеть – увидевший.
Перед суффиксом – Ш ­ пишется та же согласная, что и перед окончанием инфинитива:
привезти – привезший, сберечь – сберегший.
Страдательные причастия.
Настоящее время.
­ЕМ­ 1 спряжение (выполнить – выполняемый),
­ ИМ­2 спряжение (растворить – растворимый, двигать движимый).
Прошедшее время.
­АНН(ый), ­ЯНН(ый), если инфинитив заканчивается на –АТЬ, ­ЯТЬ:
замешать – замешанный, расстрелять – расстрелянный;
­ЕНН(ый), если инфинитив заканчивается на –ИТЬ, ­ТИ, ­ЧЬ:
пристрелить – пристреленный, замесить – замешенный.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Я (А)?
1) пен…щиеся потоки, они бор…тся без правил
2)
травы колыш…тся, огни маяч…т на горизонте

3)
4)
гвоздик держ…тся, стро…щийся дом
они тащ…т невод, дела…щаяся работа
2. В каком ряду во всех словах пишется буква У (Ю)?
1) бор…щийся за свободу слова, его беспоко…т по пустякам
2)
леч…щий собак ветеринар, они покида…т столицу
3) верт…щее колесо устройство, они бре…тся часто
4) стон…щий во сне, они располага…т временем
3.
В каком ряду во всех словах пишется буква Я?
1) они гре…т воду, смотр…щий вдаль
2) они ничего не вид…т, приход…щий по расписанию
3) ветры ве…т, вид…щий результаты своего труда
4) труд…щаяся молодежь, тон…щее бревно
4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1)
заря чуть брезж…т, зате…нное дело
2) помн…т первое свидание, увид…нное своими глазами
3) мельник мел…т зерно, едва слыш…мый звук
4) мгла стел…тся, чита…мая вслух поэма
5. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И?
1) кто­то стон…т, обид…вший окружающих
2) слыш…тся плач, высуш…нное сено
3) он ничего не вид…т вокруг,едва слыш…мая песня
4) он гон…т прочь, избира…мый депутат
6. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
1) курганы безмолвству…т, друзья не ссор…тся
2) они помир…тся, прикаса…щийся к тайне
3) травы стел…тся, усмиряя…щий взгляд
4) волки брод…т по лесу, дрессиру…щие зверей
7. В каком предложении на месте обоих пропусков пишется буква И?
1) Стукн…те мне в окно, если выйд…те прогуляться.

2) Выпиш…те все глаголы, когда законч…те читать упражнение.
3) Когда вымет…те мусор,вынес…те его.
4) Если выпиш…те газеты на дом, привыкн…те их регулярно читать.
8. В каком предложении на месте пропусков пишется буква Е?
1) Подвиг рядового обессмерт…л его имя.
2) Там, где обезвод…ли болотистый участок, колыш…тся зеленое море.
3) После пожара сосед обездом…л и с тех пор мы его больше не вид…ли.
4) Он выздоров…л и словно впервые услыш…л пение птиц.
9. В каком предложении на месте пропуска пишется буква И?
1) В это лето многие реки обезвод…ли.
2) Сын обезденеж…л в чужих краях.
3) Бойцы обессил…ли противника.
4) Совершив тяжелый переход, туристы обессил…ли.
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
1) –ОВ– после шипящих и Ц под ударением: свинцовый, пунцовый;
­ЕВ­ в безударном положении: замшевый, грушевый.
2) ­ИВ­ под ударением: ревнивый, красивый;
­ЕВ­ в безударном положении: сиреневый, эмалевый.
ЗАПОМНИТЕ: милостивый, юродивый, незлобивый.
3)­ЧИВ­, ­ЛИВ­ всегда пишутся с буквой И: изменчивый, участливый.
ЗАПОМНИТЕ: гуттаперчевый.
4)­ЧАТ­ узорчатый, бревенчатый.
ЗАПОМНИТЕ: дощатый.
Все согласные (кроме Ц) перед суффиксом –ЧАТ­ сохраняются: веснушка – веснушчатый;
буква Ц чередуется с буквой Т: черепица – черепитчатый.
5)­ ИСТ­ породистый, сноровистый.
6)­К­ пишется:

­ в качественных прилагательных, если есть краткая форма: дерзкий ­ дерзок, резкий
– резок;
­ в относительных прилагательных с основой на К, Ч, Ц: кузнец – кузнецкий, ткач –
ткацкий.
ЗАПОМНИТЕ:
узбекский – узбек, таджикский – таджик, угличский – Углич.
­СК­ ­ в относительных прилагательных: французский, матросский.
7) В прилагательных, образованных от существительных с основой на –НЬ, не пишется Ь: Казань
– казанский, Астрахань – астраханский.
Сохраняется Ь в названиях месяцев: июнь – июньский, ноябрь – ноябрьский, кроме январь­
январский.
Перед суффиксом –СК­ происходит чередование:
Г – Ж: варяг варяжский
Х – Ш: лях – ляшский.
8) –ЕСК­ пророческий, творческий
­ЕН­ в краткой форме прилагательных на – ЙНЫЙ: зноен ­ знойный, спокоен – спокойный.
ЗАПОМНИТЕ:
достоин, недостоин.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.
Отчетл…вый шепот, узорч…тый платок, привередл…вый человек, груш…вый компот,
слив…вое варенье, милост…вый государь, разговорч…вый, причудл…вый узор,коричн…
вый фартук, взрывч…тые вещества, рассыпч…тый рис, цел…вое назначение, навязч…вая
мысль, со…вый соус, гряз…вые ванны,никел…ваяя шахта, неуживч…вый характер,рыба…
кое судно, июл…ий день,кон…ая грива, солдат…ое письмо, январ…ий снег, генерал…ая
должность.
2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. Рассматр…вать.
Б. Вещ..вой.
В. Совестл…вый.
Г. Подуш…чка.
1) А,Г 2) Б, В, Г 3) А, Б 4) А, В, Г

3. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых на месте пропуска пишется буква И?
А. Молодц…ватый.
Б. Вымач…вать.
В. Ткан…вый.
Г. Сверточ…к.
1) Б 2) А, Б, В, Г 3) А, Б 4) А, Б, Г
4. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. Солом…нка.
Б. Подчерк…вать.
В. Усидч…вый.
Г. Затм…вать.
1) А, Б, В, Г 2) Б, В, Г 3) А, Б, В 4) А, В, Г
5. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е?
А. Претерп…вать.
Б. Увид…л.
В. Привередл…вый.
Г. Успоко…л.
1) Б, Г 2) А, В 3) А, Б 4) А, Б, В
СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ, СОЮЗОВ И ОМОНИМИЧНЫХ
ЧАСТЕЙ РЕЧИ.
Для выполнения этого задания нужно уметь различать омонимичные части речи, то есть те, которые
звучат одинаково, но пишутся по­разному.
РАЗЛИЧАЙТЕ производные предлоги (их можно заменить другими предлогами) и омонимичные
части речи, например, существительные с предлогами (имеют при себе зависимые слова и
выступают в прямом значении), сочетания местоимений или наречий с частицей или предлогом.

Предлоги
Омонимичные части речи

В ТЕЧЕНИЕ (дня) (= в
продолжение)
в течении (реки)
В ПРОДОЛЖЕНИЕ (длительного
времени) (= в течение)
в продолжении (книги)
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ (своего
выступления)
в заключении (экспертов)
ВСЛЕДСТВИЕ (непогоды) (= из­за
непогоды)
в следствии (по делу гражданина Н.)
ВРОДЕ (привычки) (= наподобие)
НАСЧЕТ (соревнований) (= о
соревнованиях)
в роде (и числе согласовать)
на счет (перевести деньги)
ВМЕСТО (меня)
в (нужное) место (направиться)
ВНИЗУ (письма)
в низу (в самом низу шкафа)
НАВЕРХУ (счастья)
на верху (дерева)
НАВСТРЕЧУ (солнцу) (= к
солнцу)
СБОКУ (дома)
на встречу (с другом)
с боку
(на бок переваливаться)
НЕСМОТРЯ НА (обстоятельства)
не смотря (по сторонам)
НЕВЗИРАЯ НА (трудности)
ВВИДУ (плохой погоды) (= по
причине плохой погоды)
не взирая (на томных красавиц)
в виду (города) (= вблизи)
Отличие союзов и союзных слов от омонимичных
частей речи
Союзы и союзные слова
Омонимичные части речи
ЧТОБЫ
(= для того чтобы, с тем чтобы:
Важно, чтобы все было исполнено
в срок.)
ЧТО БЫ
(сочетание местоимения и частицы, которую
можно опустить: Что бы мне придумать?)
ЗАПОМНИТЕ: во что бы то ни стало

ЗАТО
(= но: маленький, зато надежный)
ЗА ТО
(сочетание предлога и местоимения:
спрятаться за то дерево)
ТОЖЕ. ТАКЖЕ (= и)
(ЖЕ опустить нельзя:
Я тоже пойду
в театр. - И я пойду в
театр.)
ТО ЖЕ (то самое), ТАК ЖЕ (таким же
образом) (частицу ЖЕ можно опустить: Я
сделала то же, что и он. Я пошла так же, как и
вчера.)
ОТЧЕГО
(= почему: Отчего у меня ничего
не получается? - Почему у меня
ничего не получается?)
ОТ ЧЕГО

От чего зависит принятие решения?)
ОТТОГО
(= потому: Оттого я такая
грустная. - Потому я такая
грустная.)
ОТ ТОГО
(сочетание предлога с местоимением:
От того берега трудно отплыть.)
ПРИТОМ, ПРИЧЕМ (= причем,
= притом, к тому же)
(Он глупый и притом наглый. Он
опоздал, причем сделал это
нарочито.)
ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ (сочетание предлогов
с местоимениями:
При том клубе обязательно должна быть
танцевальная секция.)
ИТАК
(- следовательно, значит)
(выступает в значении вводного
слова: Итак, решение принято.)
И ТАК (= но так) (сочетание союза и наречия,
которое можно переставить в другое место: И
так он поступает каждый раз. - Он
поступает так каждый раз.)
ЗАТЕМ
(= с какой целью: Затем и пришел,
чтобы все узнать.)
ЗА ТЕМ
(сочетание предлога и местоимения: Река
виднелась за тем поворотом.)
Союзы и союзные слова
Омонимичные части речи
ЗАЧЕМ
(= для чего: Зачем судить так
строго.)
ЗА ЧЕМ
(сочетание предлога с местоимением: За чем
пойдешь, то и найдешь.)

ПОЧЕМУ
(= отчего: Почему все не так?)
ПО ЧЕМУ
чему я скучаю, так это по бабушкиным
сказкам.)
ПОСЕМУ
(= поэтому: Посему мы приняли
такое решение.)
ПО СЕМУ (устар.) (сочетание предлога с
местоимением: По сему торжественному
поводу мы и собрались.)
ПОЭТОМУ (- из­за этого: Была
плохая погода, поэтому поход
пришлось перенести.)
ПО ЭТОМУ
(сочетание местоимения с пред; логом: По
этому пути двигаться намного проще.)
ПОЧЕМ
(= по какой цене, прост.: Почем
сейчас хлеб?)
ПО ЧЕМ
(сочетание предлога с местоимением: Били
по чем попало.)
ПОТОМУ
(= оттого: У меня
ничего не получается,
потому и настроение
плохое.)
ПО ТОМУ
(сочетание предлога с местоимением: По
тому учебнику заниматься невозможно.)
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?
1) Я не знал, что он имел (В)ВИДУ.
2)
(В)ВИДУ приближающейся бури беспокоились о рыбаках, находившихся в море.
3) Впереди нарастал грозовой шум, и мы шли (НА)ВСТРЕЧУ.
4) Он был в командировке (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ месяца.
2. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.
Из этой книги я узнал ТАК(ЖЕ), как выполнить это задание.
1) ТАКЖЕ­ всегда пишется слитно.
2) ТАКЖЕ­ всегда пишется раздельно.
3) ТАКЖЕ­ здесь это наречие ТАК и частица ЖЕ, поэтому пишется раздельно.
4) ТАКЖЕ­ здесь это союз, поэтому пишется слитно.

3. В каком варианте ответа правильно указаны предложения, в которых выделенные слова
пишутся слитно?
А. Нужно, ЧТО(БЫ) ты встал ПО(РАНЬШЕ).
Б. Что ты имел (В)ВИДУ?
В. (ЗА)ТЕМ, что происходило, все наблюдали не дыша.
Г. (И)ТАК, мы двинулись пешком.
1) А, Г 2) А,Б 3) Б,В 4) А,Б,Г
4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) В(ТЕЧЕНИЕ) всей дороги я думал о случившемся, а ТАК(ЖЕ) о том человеке, в
чьих руках находилась моя судьба.
2) С корабля я увидел (В)ПЕРЕДИ остро, (В)СЕРЕДИНЕ которого высились скалы.
3) Туристы (НА)КОНЕЦ преодолели очередное препятствие, однако (В)ПЕРЕДИ их
ждала новая преграда.
4) ЧТО(БЫ) она ни делала, всё выходит у неё красиво, (ПО)ЭТОМУ к её мнению
прислушивались.
5.В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких часов мы разговаривали с ним (НА)СЧЕТ смысла
жизни.
2) Я пришел не (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) упрекать тебя, а ЧТО(БЫ) выработать план
действий.
3)Физиономия этого человека мне что­то подозрительна: уж не (ЗА)ТЕМ(ЖЕ) сюда
пришел, (ЗА)ЧЕМ и я.
4)(ОТ)ТОГО поселка, что расположен за горой, мы шли всего (ПОЛ)ЧАСА.

ЛИТЕРАТУРА.
1. А, А, Штоль. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ самостоятельно.
Новосибирск,
2008.
2. Н. Сычёва. Пишем без ошибок. Все правила русского языка.
Москва, 2009.
3. Н, Г, Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва,
2008.
4. Н, А, Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2010, 2011.