Преподаватель не нравится детям. Что делать, если ребенка не любит учитель

«Учительница по литературе категорически не любит мою дочку и постоянно занижает оценки, — написала обеспокоенная мама на одном из родительских форумов. — По всем остальным предметам дочь отличница, а сегодня пришла домой в слезах. Говорит, что за год у нее всего лишь одна восьмерка! При этом она читает все книги по программе, пишет нормальные сочинения… Я никогда раньше в школу на разборки не ходила, но теперь хочется пойти и устроить скандал. Что бы вы сделали?». Ох, чего только ей не насоветовали! И скандал устроить, и к директору «не с пустыми руками» прийти, чтобы посодействовал и повлиял.

Предлагали даже папу подослать — пусть, мол, пофлиртует с учительницей! Чтобы окончательно разобраться в ситуации и понять, как правильно поступать в конфликтных ситуациях, «Комсомолка» обратилась к Людмиле Коровай — практикующему психологу и ведущей детских программ в Центре успешных отношений.

ЕСЛИ У УЧИТЕЛЬНИЦЫ С УЧЕНИКОМ КОНФЛИКТ, УСТРОЙТЕ ИМ ОЧНУЮ СТАВКУ

— Что делать, если учительница младших классов проявляет к ученикам явную нелюбовь?

— В такой ситуации взрослый должен помочь ребенку посмотреть на себя со стороны как на ученика — очень честно и достаточно критично. Нужно помочь ребенку проанализировать свое отношение к учебе, поведение на уроках и на переменах, стиль и особенности общения со сверстниками и учителями и манеру проявления своих эмоций и чувств. Ведь часто бывает так, что именно эти особенности ребенка и его поведение, и манера общения и своеобразное проявление эмоций вызывает со стороны учителя отношение, которое ребенок воспринимает как нелюбовь учителя к себе, — объясняет Людмила. — А это может быть просто более строгое отношение учителя к этому ученику.

— То есть родители все-таки должны вмешаться?

— Оставаться в стороне в такой ситуации родителям не стоит. Правда, спешить обвинять учителя, выказывать неуважение и ставить под сомнение его профессиональные или иные качества не стоит тем более! Это только усугубит ситуацию. Родителям необходимо поддерживать своего ребенка. Он должен чувствовать, что не одинок, что родители всегда готовы прийти на помощь.

— Так что именно нужно сделать?

— Лучше всего обсудить и разобрать сложившуюся ситуацию наедине ребенком, проанализировать, что происходит и, главное, почему. Затем вежливо и корректно, но твердо переговоритьс учителем. Но не с позиции обвинения, а с позиции сотрудничества! Скажите учительнице: «Я пришла к вам посоветоваться, потому что я в отчаянии, а вы специалист и педагог, на вас последняя надежда. Что вы посоветуете cделать?» Уточните сложившуюся ситуацию: для того чтобы беспристрастно в ней разобраться, нужно знать мнение обеих сторон! Самое главное — обсудить причины ее возникновения и то, что нужно в итоге сделать всем заинтересованным сторонам. А потом совместно (в присутствии ребенка) принять решение, которое поможет эту ситуацию исправить.

— А если все так запущено, что разговоры с учительницей не помогают?

— Если ситуация особенного отношения учителя к ребенку перерастает в конфликт, лучше всего обратиться к школьному психологу, если он есть в школе. Дело в том, что психолог сможет посмотреть на ситуацию объективно. И, кроме того, он обладает необходимыми знаниями и, скорее всего, опытом в решении подобного рода ситуаций.

УЧИТЕЛЬНИЦА ДОЛЖНА ХВАЛИТЬ ДЕТЕЙ НЕ ЗА ЗНАНИЯ, А ЗА ДОБРОТУ

Надо сказать, что существует и обратная сторона медали — любимчики. «Костя — круглый отличник, ему нравится учиться, педагоги его хвалят, ставят в пример, — изливает интернету душу другая родительница. — Лучше бы они этого не делали! Сын получил от одноклассников прозвища «ботан» и «выскочка». На переменках с ним никто не общается, а когда он подходит к ребятам, чтобы поговорить, все демонстративно замолкают…» — еще одна ситуация из реальной жизни.

— Как можно помочь такому ребенку?

— Самое лучшее, что могут в этой ситуации сделать взрослые, — это помочь отвергаемому ребенку в налаживании взаимоотношений со сверстниками. Ребенку, который очень хорошо учится, порой бывает сложно найти общий язык с одноклассниками, ведь при общении с ними он должен быть интересен и уверен в себе. Учителю нужно постараться так организовывать совместную деятельность детей, чтобы они могли проявлять не только свои знания, но другие способности и особенности личности: доброту, щедрость, заботу, умение сопереживать, способность прийти в нужный момент на помощь и другие.

— А как же быть с прилюдной похвалой?

— А хвалить детей в большей степени не за знания и интеллектуальные способности, а за проявление положительных человеческих качеств, за стремление и старание, за проявление уважения, за признание таланта и способностей других.

— А родители могут что-то сделать?

— Если говорить о том, как в данной ситуации своему ребенку могут помочь родители, то им, как более опытным и мудрым людям, нужно подсказать своему ребенку секреты успешного общения и конструктивного взаимодействия со сверстниками. Они знают и сильные, и слабые стороны характера и личности своего ребенка, а на основе общеизвестных правил смогут сформулировать индивидуальные и неповторимые секреты успешного общения для своего ребенка.

— Какие например?

— Если ваш ребенок, скажем, любит много говорить, но совершенно не умеет слушать, такой секрет может звучать так: «Слово серебро, а молчание золото. Умей слушать других». Если он не проявляет к другим добрых чувств, скажите ему: «Все живое на планете тянется к теплу и свету. Делись с другими своим теплом и светом, а не холодом и темнотой, тогда и ты всегда будешь окружен теплом и светом». Если ребенок не умеет или стесняется проявлять свои эмоции и чувства: «Все живые существа имеют право на проявление эмоций и чувств. Говори о том, что сам чувствуешь и спрашивай других, о том, что чувствуют они». Если сын или дочь увлекается критикой других, но сам не очень-то самокритичен или постоянно жалуется на других: «В чужом глазу соломинку видим, а в своем и бревна не замечаем. Если тебе хочется кого-нибудь покритиковать, подумай о себе, а ты всегда идеален?»

— А что делать, если ребенок грубит?

— Если ребенок иногда грубит, слишком часто очень серьезен и не понимает шуток, скажите: «Ничто не ценится так дорого и не стоит нам так дешево, как вежливость, украшенная приятной улыбкой. Будь вежливым и почаще улыбайся».

Для первоклассника и его родителей 1-е сентября является настоящим праздником. Ведь это знакомство со школой, которое предшествует будущим школьным волнениям, радостям и переживаниям. Но основной вопрос – это взаимоотношения ученика с первым учителем. Так, что делать, если ребенку не нравится учитель, первый класс? Нужно ли в таком случае срочно переводить свое чадо в другой класс и что на этот счет думают психологи?

Ребенку не нравится учитель в первом классе

Конечно, в начальной школе ребенок оказывается в ситуации тотальной оценки. Неудивительно, что первый учитель для него будет очень значимым человеком. На самом деле, если вдуматься, то раньше ребенка только хвалили за все, что можно. Но с этого момента его начинают сравнивать и оценивать, к примеру, стих можно рассказать хуже или лучше одноклассника и т.п. И оценивает малыша именно учитель. Неудивительно, что его мнение считается истиной в последней инстанции, да и сам учитель становится беспрекословным авторитетом. Поэтому в зависимости от того, какие отношения сложатся между учеником и учителем, можно будет предопределять детскую самооценку, а также отношение к школе.

В случае, когда сам ребенок чувствует поддержку от своего первого учителя, у него появится невероятно мощный задел на будущее. И, наоборот, в случае неприятия со стороны учителя, у него падает самооценка, а выправить ее потом крайне непросто. Поэтому если малыш начнет цитировать нечто негативное, сказанное о нем учителем, на это нужно обратить особое внимание.

Так, как же должны строиться отношения между учителем и учеником, чтобы не произошла ситуация, когда ребенку не нравится учитель, первый класс? Родители должны способствовать их правильному формированию. Делается это, к примеру, в ходе личного разговора с педагогом. Ведь он может видеть в ребенке, как недостатки, так и сильные стороны. В том случае, когда учитель не говорит о ребенке совсем ничего хорошего, это тревожный знак. Ведь первоклашка остро нуждается в поддержке, похвале, одобрении. И задача учителя обеспечить ему это, без напоминания со стороны родителей.

Если ребенку посчастливилось попасть к настоящему профессионалу, то родители непременно заметят, что он прилагает максимум усилий для повышения самооценки учеников.

Если ребенку не нравится учитель, первый класс, да и сам педагог не в восторге от ребенка, не стоит сразу же пускаться на поиски новой школы. Лишь если период адаптации малыша затянулся, а ситуация остается неизменной на протяжении нескольких месяцев, когда учитель постоянно недоволен своим учеником, действительно нужно срочно менять учителя. Ведь в этом случае повышается риск травмирования нежной детской психики, что перевешивает, как хорошие отношения с одноклассниками, так и возможность обучения по той или иной программе.

Школа - это не только обучение и развитие ребенка. Это его постоянное общение с одноклассниками, другими учениками и, конечно, с учителями. Но школьную жизнь могут существенно осложнить конфликты с учителем . Психологи объясняют, как оптимально поступить родителям, если не нравится учитель по определенным причинам.


Если учитель кричит

Повышение голоса для того, чтобы услышал весь класс, и крик учителя на учеников с потерей контроля над своими эмоциями - это разные вещи. Именно с определения данного момента применительно к вашей ситуации стоит начинать. Разницу в этом способны определить даже первоклассники. Если учитель позволяет себе кричать на детей, то о комфортных условиях для обучения не может быть и речи. Большинство учеников станут просто бояться своего учителя.



Что делать? Переговорите с другими родителями. Узнайте, жалуются ли их дети на такое поведение учителя. Если факты подтверждаются, соберите несколько примеров, и подходите к завучу. Объясните ситуацию и сообщите, что вас это беспокоит. Не удовлетворяйтесь ответом, что раньше таких жалоб не было. Отметьте то, что это сейчас точно происходит. В разговоре с завучем ни в коем случае не повышайте голос сами.


Если учитель плохо объясняет

Здесь снова вероятен один из двух вариантов: или ваш ребенок плохо слушает, или учитель действительно плохо объясняет материал.

Что делать? Поговорите с другими родителями: жаловались им их дети на данную проблему. Знают ли они, как делать домашнее задание, когда что приносить и т.п. Если ни у кого нет с этим проблем, не стоит выставлять вину учителю. Возможно, ребенок любит фантазировать и не желает обращать внимание на инструкции учителя. Обдумайте это, прежде чем говорить с учителем.


Если ваш ребенок - не любимчик

Все дети хотят быть любимчиками учителем, но это невозможно. Да, учителя всегда имеют фаворитов, но профессионал, должен скрывать свои предпочтения и относиться ко всем одинаково.

Что делать? Если учитель постоянно раздает похвалы, уделяет больше внимания только отдельным ученикам, придется вежливо поговорить с учителем. Если на такое поведение у него нет особых, резонных оснований, попросите обращать равномерное внимание на всех.


Если учитель придирается

Во-первых, учитель может просто стимулировать ребенка к активности, т.к. знает, что ваш ребенок способен на большее. Может быть, это способ привлечь внимание ребенка, убедиться, что он слушает, т.к. он часто отвлекается.

Что делать? Проанализируйте своего ребенка и учителя. Кто, как не вы, знает вашего ребенка лучше всех. Если у учителя - лучшие побуждения, то стоит попробовать поговорить с ребенком. Если же поведение учителя необоснованно, а ребенка это сильно травмирует, поговорите с учителем и попросите снизить напор.

Многие родители опасаются обсуждать детские проблемы, конфликты с учителем или жаловаться руководству. Но лучше действовать! Посмотрите на это, как на знак учителю, администрации, что вам далеко не всё равно, и что вы ожидаете получить результат, иначе разговор повторится. Ведите все подобные разговоры спокойно, обоснованно и обдуманно. Не выдвигайте претензии, если вина на вашем ребенке. И помните, что главная цель разговора - комфортное, позитивное и результативное обучение вашего ребенка. Успешных вам решений!

Выбирая школу, мы, как правило, в первую очередь оцениваем уровень преподавания, наличие углубленной программы, удобство расположения. Однако один из основных моментов, определяющих отношение ребенка к школе и его место в коллективе, — это первая учительница.

На любом суде две стороны: обвинения и защиты. Если представители школы принимают роль обвинителей, то кто будет защитником ребенка, если не вы?

Очень хочется, чтобы педагог был одновременно хорошим человеком, грамотным профессионалом, любил детей и мог быть и строгим, и добрым. А что делать, если ожидания не оправдались и педагог недолюбливает ребенка?

Разбираемся с экспертом — Ольгой Розенберг, председателем классного родительского комитета московской школы.

Что самое сложное?

Как ни странно, самая сложная проблема — узнать о том, что ребенка травит учитель. Поскольку такой вариант развития событий большей части родителей просто не приходит в голову. А дети, увы, не всегда рассказывают правду. У многих есть четкая установка, что взрослый всегда прав и жаловаться на него нельзя. И нередко мы воспитываем это в них сами своим «учитель всегда прав, слушайся учителя, не спорь с учителем». Ребенок может страдать, каждый поход в школу будет оборачиваться для него стрессом, а родители при этом могут находиться в неведении.

Когда стоит начать беспокоиться ?

Тревожным звоночком может послужить то, что учитель регулярно жалуется вам на вашего ребенка. Разумеется, дети не ангелы, кто-то может шуметь на уроке, а кто-то витать в облаках и не слушать педагога. И естественно, что учитель привлечет к решению проблемы родителей. Но если жалобы постоянны, регулярны и ничего в поведении ребенка не меняется, сколько бы вы с ним ни говорили, — это повод задуматься, что не так в отношениях учителя и ученика.

Принципиальный момент

Важно всегда быть на стороне своего ребенка. Как бы ни жаловался педагог и как бы ни ругал своего ученика, он взрослый человек, задача которого и состоит в том, чтобы учить детей и поддерживать дисциплину. Если педагог не справляется, это не повод травить ребенка. И на любом суде две стороны: обвинения и защиты. Если представители школы принимают роль обвинителей, то кто будет защитником ребенка, если не вы?

Как проверить подозрения?

Если есть возможность, нелишне будет побеседовать с родителями одноклассников вашего ребенка. Если ребенок сам не рассказывает, что его обижает учитель, то другие дети, вполне вероятно, говорят своим родителям, что их одноклассника травит педагог. Или рассказывают об общей обстановке на уроках.

Хорошим вариантом будет договориться о том, чтобы один день посидеть на уроках. Разумеется, и ваш ребенок, и педагог не будут вступать в конфликт на ваших глазах. Но кое-что можно заметить. Например, если вы видите, что дисциплина на уроках хромает, а педагог не может навести порядок, это вполне может означать, что добиваться своего учитель привык криком или грубостью, но стесняется при вас. Вот дети и пошли вразнос.

Обратите внимание на отношения вашего ребенка с одноклассниками. Между некоторыми членами коллектива вполне могут быть неприязненные отношения, но, если против ребенка выступает чуть ли не весь класс, это может служить признаком того, что учитель не только не пресекает, но и эскалирует конфликт, в рамках «воспитания» неугодного ребенка.

Если подозрения подтвердились, что делать?

Если ребенку некомфортно с данным педагогом, то нет никакого смысла заставлять его выстраивать с ним отношения. Если взрослый человек не смог наладить общение со своим учеником, то чего же тогда ждать от ученика? Вы в любой момент можете перевести ребенка в параллельный класс, и стоит воспользоваться этой возможностью, не откладывая. Не допускайте того, чтобы взрослый человек калечил психику вашего ребенка

Почему не стоит разговаривать с учителем, пытаясь улучшить его отношение к ребенку?

Если взрослый человек, педагог, пошёл на конфликт с ребёнком, учеником, который от него зависит, уже бессмысленно апеллировать к его разуму. Ребенок и педагог — не партнеры, чтобы можно было решить дело переговорами.

Почему нет смысла жаловаться на учителя — директору или в департамент образовани я?

Какого результата от жалобы вы ждете? Чтоб уволить педагога, нужно море веских оснований. Если учитель травит только одного ребёнка, другие родители встанут на защиту педагога. Эффективней просто убрать стрессовый фактор из жизни своего ребёнка, переведя его в другой класс.

Мы понимаем — само слово «ненависть» в контексте отношения учителя к ученику звучит кощунственно. Но давайте будем реалистами и оставим в стороне пафосные фразы в стиле «не имеет права ненавидеть, это его призвание». Призвание призванием, а ненависть никуда не деть. Остаётся только её скрывать и терпеть, пока ваш «любимец» отправится трепать нервы кому-то ещё.

Просим обратить особое внимание на то, что описанные ниже типы — это ничтожно малая часть учеников. Всех прочих педагоги, с которыми общался наш корреспондент, любят, не взирая на трудности и временные разногласия. Случаи ниже — это уникальная неудача учителя, даже педагоги с 20-летним стажем встречались с такими всего несколько раз за карьеру.

«Альфа»

Отличительные особенности: из названия понятно практически всё — местный «доминатор» и непререкаемый авторитет. Класс будет вести себя так, как захочет «альфа», независимо от того, мальчик он или девочка (и ещё неизвестно, какой вариант страшнее). В средних классах эту роль может занимать и обычный хулиган, а вот в старших это уже невозможно — у «альфы»-старшеклассника всегда очень неплохо работают мозги. Причём речь не об учёбе (хотя «альфа» может быть и отличником), а об умении доминировать, подавлять и манипулировать. Самые талантливые «рулят» коллективом, оставаясь в тени. Естественно, хороший учитель, умеющий заинтересовать и расположить к себе, напрашивается на конфликт — изначально «альфа» видит в нём соперника. Экземпляры, которые охотно идут на сотрудничество, встречаются реже, чем горные барсы в дикой природе.

За что ненавидят: за то что может превратить (и в большинстве случаев превращает) работу учителя в сущий ад, открыто или скрыто (с помощью своих «бета»-прихвостней) саботируя уроки. Может увести весь класс с занятий, сорвать контрольную или внеучебное мероприятие. Отлично умеет находить самые уязвимые места оппонента (то есть учителя) и бьёт по ним со всей безжалостностью малолетнего зверёныша (а самые злые существа на этой планете — люди в возрасте от 12 до 17). Причём, находить такие места он умеет мастерски, потому что с малых лет самоутверждается посредством травли «омеги» — самого слабого/странного/бедного (любая инаковость подойдёт) ребёнка в классе. И эта травля ярче всего покажет учительскую беспомощность — со времён написания «Чучела» ничего не поменялось. А арсеналом Антона Макаренко учитель пользоваться не может, класс — это вам не колония. В общем, о причинах ненавидеть «альфу» можно написать отдельную статью. Обычно в наших «списках ненависти» мы не присуждаем мест, но здесь «альфа» — однозначно первый. И с громадным отрывом.

«Первое, чему хочется научить школьника-«альфу», это не то, чтобы правилам этикета, нет, а просто по-человечески относиться к окружающим. Учитель, это не его собственность, не его домашний зверёк, которого можно то гладить, то мучить. Учитель даёт знания, которые пригодятся в жизни. Пусть не все, но пригодятся же. И ни в коем случае «альфе» нельзя показывать свои страхи. И ладно, если он прознает, что ты мышей или пауков боишься, это ещё как-то пережить можно, но если он поймёт, что ты боишься его… Самым верным выходом из ситуации будет увольнение. Школьника-то просто так из класса не выкинешь, не отчислишь», — рассказал Сибдепо один из собеседников.

«Мажор»

Отличительные особенности: тут нужна оговорка: далеко не все дети богатых родителей — «мажоры», но все мажоры — дети богатых родителей. Наш герой считает себя представителем «высшей касты», публично гордится родительским кошельком, презирает плебеев, коими являются все окружающие, а в особенности — учитель (шутка «а какая у вас зарплата?» ему никогда не надоедает). По неизвестным науке причинам приписывает себе заслуги родителей и гордится ими безмерно. Перманентно угрожает учителю жестокими карами, которой любящие папа и мама подвергнут педагога за «двойку» или замечание (от увольнения до реальных сроков). Других учеников задирает, но очень выборочно, по той простой причине, что любой «мажор» — трус, каких ещё поискать. Поэтому не задевает тех, от кого может исходить реальная угроза. Зачастую «угасает», если дело-таки доходит до реального общения учителей с родителями. В различных гимназиях и лицеях, где обеспеченных детей много, группа таких «мажоров» может устроить весёлую жизнь отличнику из небогатой семьи.

За что ненавидят: за хамство и непроходимое невежество, щедро приправленные снобизмом. Следует добавить, что «мажора» учитель ненавидит в тандеме с родителями — такое поведение может иметь только одно происхождение.

«На самом деле учителю сложно общаться со школьником такого типа. Наша задача научить его всему, что умеем сами, вне зависимости от того, кто его родители и сколько у них денег. Но иногда становится грустно от того, что современные дети слишком «продвинуты». Например, в нашей школе ученики знают, что плохие оценки влияют на зарплату учителей, и что последние будут предпринимать кучу попыток, чтобы вытянуть школьника хотя бы на тройку», — рассказала Сибдепо учитель одной из кемеровских школ.

«Нюня»

Отличительная особенность: давит на жалость всеми доступными способами, главным из которых являются слёзы. Да и у мальчиков тоже. И в старших классах — не такая уж редкость (да, дорогой читатель, поколение тру-пацанов всё дальше от нас). Коронный номер — выбежать со слезами из класса. Жалуется всем на всех: родителям — на учителя (предвзято относится); учителю — на родителей (мама убьёт), директору — оба предыдущих варианта. А самые продвинутые идут к детскому омбудсмену и жалуются на всю перечисленную выше компанию. И всё со слезами, причём искренними — «нюня» очень быстро начинает верить, что дело не в нём, просто мир слишком жесток.

Отдельный подвид — «буйный нюня» (термин «псих» без диагноза применять не будем даже к условному ученику). Всё точно так же, только по-голливудски широко: с воплями, как будто его режут, швырянием чего-нибудь (от собственного рюкзака до школьной мебели) и угрозами совершить Роскомнадзор. Отдельный бонус учителю — теперь ещё и попадёт на Youtube, пусть и не в главной роли.

За что ненавидят: за то, что его невозможно учить. Пока ты даёшь материал, «нюня» занят — жалеет себя. Проверяешь материал — начинает биться в истерике. Будешь жалеть — не простит остальной класс, не будешь — родители станут пилить сначала тебя, а потом директора. А потом ещё и директор начнёт пилить тебя с другой стороны, потому что достали.

«Почти в каждой школе есть приказ о том, что перед началом урока все школьники обязаны сдать гаджеты в специальный контейнер. Но у учеников-«нюнь» всегда есть второй телефон. «Нюня» умело его прячет и при каждой возможности жалуется родителям на несправедливость, с которой столкнулся. На учителя почти мгновенно обрушивается родительская ненависть и критика, о том, что он не вовремя вызвал его ребёнка к доске, он не успел морально подготовиться. Или переболел недавно и не успел восстановиться, а тут учитель вопросы задаёт. Но когда такой школьник получает плохую оценку, виноват тоже не он, а учитель, который не объяснил свой предмет должным образом и покалечил детскую психику», — поделился с Сибдепо учитель кемеровской школы.

«Мудрила»

Отличительная особенность: не забывает напомнить, что всё знает и без учителя. И он не из тех одарённых ребят, что намного обгоняют школьную программу и углубленно занимаются сами, таких педагоги ценят. Нет, «мудрила» явно готовится стать чиновником средней руки — мастером по созданию видимости высокой квалификации и бурной деятельности. Он предпочитает выучить два-три основных правила по каждому предмету и делать вид, что всё знает. А когда его ловят, начинает делать вид, что отлично ориентируется в ювенальном законодательстве (на деле это выражается в бесконечных «не имеете права», не более). Иногда, особенно с новым учителем, его приёмы «прокатывают».

«Мудрила» изобретателен, как матёрый алкоголик, он мастер скрывать плохие отметки. К примеру, меняет пароль для электронного журнала, а родителям говорит, что сайт сломался и поэтому невозможно проверить ни успеваемость, ни сообщения учителей почитать.

За что ненавидят: а вам понравится, если пустой трепач ежедневно будет пытаться обмануть и выставить дураком? Кроме того — просто обидно: объект ваших стараний применяет свои таланты не там, где нужно, понапрасну тратит свою энергию и время (и ваши тоже). Также «мудрил» не любят за то, что они почти в буквальном смысле живут в гаджетах, постоянно во что-то играют, при этом совершенно не замечают, что происходит вокруг них.

«Был у меня случай, когда вполне себе умный мальчик тратил время не на учёбу, а на игры в компьютер. Из-за этого стала хромать его успеваемость. Мы обратились за помощью к его матери, та обещала, что обязательно займётся сыном и всё изменится. И ведь правда занялась. Пыталась его контролировать, вот только пользоваться компьютером она не умела и просила сына распечатать ей оценки из электронного журнала. Наш ученик не растерялся, он распечатывал матери оценки. Правда, не те оценки, что были в журнале, а те, которые сам нарисовал в «фотошопе». Обман всплыл в конце четверти, когда мать подростка вызвали к директору. Там-то на «очной» ставке школьник и признался, что специально подделывал оценки, чтобы ему не запрещали играть в компьютер столько, сколько он хочет», — рассказала одна из собеседниц онлайн-журнала.

«Заслуженный омега»

Отличительная особенность: а вы думали, если «альфа» — плохой, то «омега» — обязательно хороший? Это далеко не всегда так — любой опытный учитель подтвердит. Действительно, многие дети подвергаются унижениям из-за необычной внешности, задержки в развитии, необычных хобби и так далее. Но зачастую «омеги» заслужили свой статус — это доносчики, воришки, сплетники — словом, у класса есть основания их не любить. Другое дело, что «не любят» подростки очень сурово. А защищать «омегу» придётся учителю — плохой или хороший, а кроме педагога у изгоя в этом кабинете никого нет.

Но ссориться с двумя десятками подростков из-за «заслуженного омеги» в ущерб учебной программе это ещё полбеды. Он сам, как правило, никогда к урокам не готов и знаний у него не больше чем у парты, за которой «омега» зря просиживает штаны.

За что ненавидят: в этом случае ненавидят не самого подростка, взрослый человек не может не жалеть подростка, который стал объектом травли. Ненавидят атмосферу войны, которую учитель должен вести с классом, заступаясь за него. Ненавидят постоянно находиться между ним и обидчиками. И не могут простить «заслуженному омеге» собственной пассивности. «Ну начни меняться, я помогу тебе» — говорит учитель. А в ответ — тупое безразличие. И никаких подвижек, ни в учёбе, ни в личностном росте.

«Сильно раздражает, когда задаёшь школьнику вопрос, а он даже не смотрит в твою сторону. Тебя для него, как и других людей, просто не существует. Такой ребёнок живёт, что называется, на своей волне. И в любой момент может выкинуть что-то такое, чего от него никто не ждёт. Одноклассники «тихоню» травят, а у последнего из-за этого копится ненависть ко всему живому. Говорить о какой-то успеваемости не имеет смысла. Родителей вызывать в школу тоже почти бессмысленно. Чаще всего таких школьников по инерции переводят из класса в класс и ждут, когда же они уже выпустятся», — пояснил Сибдепо учитель кемеровской школы.