Психология человека. Не страшно совершить ошибку - страшно не сделать из нее выводов! Наблюдение за обувью

Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни.

В. Дилыпей

Во второй половине XIX века актуализируется проблематика психичес­кой (псюхе - душа) реальности как медиатора между двумя мирами; жи­вым и искусственным (культурным). При этом перетекание психических (духовных) явлений - сознания, эмоций, воли и т, п. - в человеческие отношения и рукотворные предметы инициирует представления о соци­альном мире как психокультурном комплексе.

    предметы (искусственная сфера)

    знаки (репрезентанты)

Внимание привлекают вопросы о роли «психического» в жизнедеятель­ности общества: субъективной свободы, значения выбора и воли в жизни человека, знакового общения, ценностного познания и др. Духовная жизнь как сфера культуры и творчества выступает теперь в качестве социально-исторической действительности (реальности). Новое понятие - «жизнь» - предстает как мир, в котором действует тотальность духовной взаимосвязи жизненных единиц - индивидуумов, продолжающих себя в сообществах.

" В Балснской школе неокантианства проблема плюрализма разрабатывается в учении о ценностях- «аксиологический плюрализм». В нем выделяются два аспек­та. Во-первых, утверждение, что любые ценностные концепции, системы равно­правны и принципу монизма в познании нет места. Во-вторых, что ни одна из ценностей в рамках данной концепции не принадлежит к числу ведущих и прин­ципу партийности в познании нет места. Из аксеологического плюрализма выте­кает правило, что «все правы вместе, но никто в отдельности». Все самые необхо­димые и возвышенные ценности противоречат друг другу. Кроме того, и у людей, желающих одного и того же, всегда находятся взаимоисключающие аргументы. Поэтому невозможно служить лишь одной ценности, не попирая в той или иной степени остальные. При этом целесообразность решения не может быть доказана рационально, а борьба - это победа одной правды, если ты кругом прав, значит кругом неправ твой оппонент. Поэтому нельзя никаким направлениям, течениям отдавать предпочтение, а надо лишь проявлять эклектизм.

При этом духовные факторы рассматриваются как животворящая сила всего социокультурного процесса. Причастность всех людей (историческое суще­ство) к жизни духа и их одинаковость обусловливают общезначимость по­ложений наук о духе. Общие понятия, обеспечивающие всеобщность суж­дений и теорий, которыми они пользуются, являются результатом пере­живаний и пониманий. Среди наук о духе психология, занимающаяся не­посредственно психической реальностью, становится основой и эталоном передового изучения человека (сообщества) и фундаментом для всех зна­ний о нем.

Вместе с тем, Дильтей подразделяет психологию на объяснительную и описательную (понимающую).

Объяснительная психология. Во второй половине XIX века достижения экспериментальной психологии и физиологии открыли перспективу поста­новки исследования духовных процессов на твердую почву функциональ­ной зависимости психических явлений от физиологических, то есть прове­ряемых количественных характеристик. Под воздействием объективных методов и контролируемого эксперимента психология обретает статус са­мостоятельной научной дисциплины. В силу того, что эта методика заим­ствовалась из более развитой в то время физиологии высшей нервной дея­тельности, формирование концептуально-объяснительно го аппарата пси­хологии приняло физиологическую окраску. В ее основе лежит физиологи­ ческий редукционизм как стремление свести психику к мозговым процес­сам: для каждой психологической функции пытались отыскать непосред­ственную физиологическую основу в мозговых процессах. Эта коррелятив­ная связь имеет характер соответствия, когда с изменением одного ряда процессов имеет место изменения другого и наоборот 1 .

Эксперименты в области психики человека убедительно раскрыли зави­симость психической деятельности от процессов, которые происходят в нервной системе и человеческом организме в целом. Лабораторные опыты (Г. Фихнер) открыли характер психической реальности как взаимодействие физических стимулов и сенсорных реакций. Органы ощущений при этом воспринимают прежде всего самих себя (И. Мюллер) - свои имманентно энергию и состояние. Психическая жизнь - ощущения - предстала как физиологические процессы, которые можно измерять (стимул - реакция)

1 В естествознании подобные связи раскрываются простым наблюдением вне­шних по отношению к субъекту явлений, предполагающим его проверку (вери­фикацию). Последняя заключается в объективном (опытном) подтверждении по­лученных данных с помощью средств, которые позволяют корректировать иллю­зии восприятия. В психологии линия физиологического редукционизма получила развитие в бихевиоризме (альтернативе гештальтпсихологии), определившем об­лик американской психологии (психологизации социологии). Его кредо выражает формула «стимул - реакция», согласно которой предметом психологии является поведение как наблюдаемая совокупность реакций на набор фиксируемых стиму­лов. Такой подход объявлял собственно психологические понятия (сознание, эмо­ции, воля и т. п.) лишенными всякого научного содержания. При данном стимуле (ситуации) мы может наперед сказать, какая будет реакция (поведение) и наобо­рот. (См. об этом: Э. Торндайк, Джон Б. Уотсон. Бихевиоризм. - М.. 1998).

экспериментальными методами. Психолога интересуют измеряемые пара­метры психической деятельности человека при решении задач, определя­емых алгоритмом жизни, труда и т. п. Такое познание способствует осно­ванному на физиологической активности центральной нервной системы приспособлению обладающего психическими функциями организма к ок­ружающей среде. Данный теоретико-прикладной характер эксперименталь­ной психологии обусловливал ее актуальность, привлекательность и вос­требованность.

Однако Дильтей рассматривает объяснительную психологию как экспе­риментально-естественнонаучную дисциплину, основанную на детерми­низме. Она продолжает традиции наук о природе: стремится вскрыть при­чинную связь психических феноменов (стимул - реакция) и подвести их под законы. Разум устанавливает, а опыт проверяет. Дильтей рассматривае­те установку о связи психических явлений с нервными процессами как неправомерное утверждение о том, что духовные (психические) явления суть лишь побочные явления физических процессов (4, 7). В ней он усмат­ривает скрытый материализм. Последний (как и идеализм) для него высту­пает как разлагающий фактор для науки.

Описательная (понимающая) психология. Описательная психология - это дисциплина, изучающая переживаемые (а не выводимые) человеком ду­шевные состояния: она описывает и анализирует связи, которые даны нам изначально и всегда в виде самой жизни, растворенной в психических со­стояниях - актах сознания и воли (4, 17; 18). Через переживание (вчувство-вание) этих состояний мы можем достигнуть полного их понимания и по­стижения 1 .

Концептуально, по Дильтею, в основе «наук о духе» (история, обще­ство) лежат связи душевной жизни как первоначальное данное (4, 8): ду­ шевная жизнь - некоторый композиту*! (4, 89) - есть связь чувств, воли,

1 Такой подход был направлен против физиоло газации психики: вместо поис­ков объяснения психического «внизу» - к физиологической основе, совершатся антиредукционистское движение «сверху» - с позиции целостности и самостоя­тельности психической жизни.

На этой основе формируется концепция гештальтпсихологаи в немецкоязычной школе психологии, развивающая в 20-30 годы идею понимания на базе экспери­ментально-теоретического изучения восприятия и мышления. Ее представители (В. Кё"лер, М. Вертгаймер, К. Коффка, Хр. фон Эренфедьсон и др.) исходят из установки, что в психических процессах важную роль играют структурированные целые - гештальты (структура, конфигурация), то есть целое как результат взаи­модействия частей (отдельных членов группы). В результате целостность предстает как относительная самостоятельность явлений. Основной тезис гештальтпсихоло-гии заключается в том, что явления психики не строятся путем синтеза свойств элементов, существующих до этого независимо. С самого начала явление пред­ставляет собой структурировано-организованную целостность (свойство аккорда в музыке) - гештальт. С его помошью в гештальтпсихологии объясняют функцио­нирование психики как движение по некоторой последовательности структур: це­лостность должна не только объединять исследуемый объект, но и задавать схему его расчленения, которая при сохранении целого обеспечивает возможность его анализа (используя понятия «поле», «схватывание», «озарение», «инсайт»).

свободы, мотивов, представлений, зависимости (4, 12). Данный психичес­кий (переживаемый) комплекс является первичным и различие его чле­нов - дело уже последующего. Душевные связи в виде самой жизни даны изначально, а не выводятся посредством гипотез, умозаключений и фило­софских конструкций. Связи эти составляют подпочвенный слой процесса познания: непосредственное их переживание «лежит в основе всякого по­стижения фактов духовного, исторического и общественного порядка» (4, 17). Познание связей происходит с помощью внутреннего восприятия (ин­троспекции), опыта в нас самих (а не чувственного раздражения) - инту­итивного понимания (4, 19). Психическое мышление (анализ) расчленяет и различает структуру душевной жизни (чувствования, веления и пред­ставления), которая нам дается в отношениях как связь живая, истори­ческая (4, 67). «Всякая связь, видимая нашим восприятием и устанавлива­емая нашим мышлением, вытекает из собственной внутренней жизнен­ности» (4, 73). Целесообразность, господствующая в душевной жизни, есть присущее последней свойство связи ее составных частей (4, 93). Пережитые же в чувстве жизненные отношения составляют ценности жизни (4, 94).

В процессе понимания и постижения душевной жизни участвует не только интеллектуальная деятельность, но и вся тотальность нашей духовной жизни. В ней общественная жизнь развертывается как жизнь духа и лишь проецируется во внедуховную жизнь индивидов - субъектов историческо­го процесса. Индивидуальность есть образ самого мира, поэтому законо­мерности отдельной души принимают форму закономерностей социаль­ной жизни. Таким образом, структура общества определяется психической структурой индивидуума, а не наоборот. Отсюда вытекает, что индивиду­ альная психическая (духовная) жизнь, продолжающая себя в сообществах, выступает как единица измерения социальной (исторической) реальности. Из «человеческой жизни» вытекают все общественные процессы, поэтому психические явления не даны «извне», и мы непосредственно их не усмат­риваем. Они вытекают «изнутри» - мы сами переживаем и понимаем пси­хическое состояние (экзистенциальная интуиция). Данные феномены и выступают основой социальной жизни.

Обращение к переживанию и пониманию означает поворот к внутрен­нему самоуглублению и субъективному видению человеком социального мира: он является потоком психических переживаний. Психическая жизнь (инстинкты, желания, интересы, эмоции, воля и т. п.) человека как субъекта истории, вызывает изменения в природном (экономическом) мире через физические действия, которые наполнены мотивами, смыслами и целями^. Тем самым психическая жизнь предстает как психический феномен в своих внутренних связях, что и составляет предмет наук о духе (исторических). Субъективность, непредсказуемость, иррациональность человеческих (ду­шевных) состояний обусловливает потребность в иной (нетрадиционной) методологии и методике, которые позволили бы получать общезначимое знание исторической жизненной связи.

1 Данное положение "понимающей психологии» Дильтея, станет лейтмотивом веберовской «понимающей социологии».

Дильтей разрабатывает концепцию описательной (понимающей) пси­хологии, которая являлась своеобразным поиском «третьего пути» между индуктивно-гипотетической (естествознание) и дедуктивно-абстракт ной (метафизика) методологиями. Он ориентировался на «расколдовывание» содержательных смыслов «другого» (человека, обществ, культуры). В силу этого «понимающая» психология выступала как идеографическая (идеали­зирующая) наука, устанавливающая смысл единичного (конкретного), особенного в исторической реальности 1 .

Изучение природы человека как носителя психики необходимо начи­нать с познания экзистенциально-феноменологических основ, требующих по­гружения в них, вчувствования (впитывания) непосредственного опыта до достижения момента, когда какие-то «вещи» приходят в голову (интуи­тивно).После этого требуется еще дополнительная работа по доводке идей до уровня, на котором они могут быть проверены экспериментальным путем. Однако прямая экспериментальная проверка (в естественнонауч­ном понимании) психологических феноменов трудно осуществима. По­этому исследования в области психологии не могут избежать субъективно­ сти исследователя. Следовательно, надо прекратить войну с ней: уникаль­ные возможности субъективности должны стать специфическим инстру­ментом исследования в виде вынесения экспертных заключений. Исследо­ватель передает свои суждения (отстранение) на рассмотрение другим ис­следователям (экспертам) в лице квалифицированных ученых 2 ,

В силу того, что психические структуры у людей сходны, на основе иден­тификации открывается возможность понимания внутреннего мира людей с помощью со-чувствия, со-переживания индивидуальных и коллективных жизненных связей. Решение проблемы общезначимости при субъективном характере переживаний обусловливало обращение к вопросам взаимодей­ствия (интеграции), языкового общения (коммуникации), исторического и логического аспектов понимания, выходящих за пределы психического познания.

Понять автора - значит понять другое (чужое) сознание и его мир, в актах которого растворены исторические события. Аналогия психической жизни индивидуума (отдельной личности) с историческим процессом оз­начает, что этот процесс в определенном аспекте совпадет с биографией. Через повторное переживание состояний индивидуальности и своеобразия внутреннего опыта «другого» (изучаемого исторического события) мы может достигнуть их полного понимания и постижения (3, 22). При этом неопределенность границ способствует вечной актуальности книжно-пись­менной интерпретации.

Таким образом, перенос акцента с объяснения (науки о природе) па понимание (науки о духе) способствовал развитию и обогащению методов познания социальной жизни: текстологии (контент-анализ), автобиогра-

" Она претендовала на альтернативную роль по отношению к номотетической науке, отыскивающей обшие законы, допускающие формализацию и с помошью генерализирующих методов подводящие единичное под общую закономерность.

5 Данная логика получения общезначимого - истинного значения - будет раз­вита в учении «идеального типа» М. Вебера.

фии (биографический), тестирования (опрос). В результате генерализирую­щие опытно-экспериментальные, статистические, историко-сравпитель-пые методы дополняются потенциалом косвенного познания общего че­рез исследования единичного.

Психологизация истории

Закономерности отдельной души принима­ ют форму закономерностей социальной жиз­ ни.

В. Дилътей

Дильтеи развивает идею о связи между понятиями «жизнь» и «история»,

которая ориентирует на то, что на место всеобщего гегелевского разума приходит историческая жизненная взаимосвязь и мощь иррационального в ней. Жизненные стремления, побудительные мотивы исторической дея­тельности людей, одаренных индивидуальностью и обладающих страстя­ми, придают конкретную форму историческому процессу. Поэтому соци­альная жизнь и ее развитие вторичны и производим от психических факто­ров (внеэкономических). В силу того, что психические структуры у людей сходны, открывается возможность познать и реконструировать духовный мир «другого» (чужого) по аналогии. Таким образом, жизнь перестала быть специфической прерогативой исключительно философского рассмотрения. Происходит смещение к гуманитарной (антипозитивистской) установке в познании «социального» и в приоритетном обращении к «наукам о духе» (историческим) - человековедению (обществоведению). Их специфика заключается в том, что эти науки не требуют естественнонаучных проце­дур, так как постоянное взаимодействие переживания и понимания подда­ется «расшифровке» только гуманитарно-научным методам (3, 13).

В исторической науке мир строится на основе полноты собственных переживаний и пониманий историка, которые объективируются (опред­мечиваются) в смысловых образованиях культуры: документах, произве­дениях, зафиксированных поступках, жизненных откровениях, памятни­ках культуры и т. п. В них происходит смысловое кодирование жизни. При этом переживания составляют психическое содержание социальной жизни. Оно фиксируется в культурно-историческом процессе, и понимание этого содержания требует личного «вживания» («сопереживания») исследовате­ля в события прошлого (чужого внутреннего мира), которое делает их вновь «живыми», настоящими (непосредственными).

Историк должен не просто воспроизвести истинную картину истори­ческого события, а «пережить» его заново, «истолковать» и воспроизвести как живое: не только происходящее в материальных условиях жизни людей (производство, быт и т. п.), но и побудительные мотивы, жизненные стрем­ления исторической деятельности людей. Поэтому познание смысла -субъективной (психологической) стороны исторических событий душой и интуицией исследователя требует иного (по отношению к естественнона­учному) изучения.

Историческое знание (науки о духе) и естественнонаучное знание (на­уки о природе) неоднородны. В обществе нет единого и неизменного по-

рядка вещей, то есть естествен ноисторичес ко го хода событий. Следователь­но, и не существует всеобщих законов исторического развития. Метафизи­ческие теории, занимающиеся утверждением подобных законов, хотя и имеют определенную ценность, не способны, однако, разрешить вопро­сы, которые касаются дел человеческих. Рациональному мышлению нет дела до чувств и эмоций человека, до всего, что для него является самым важным. Оно насильственно обращается с историческими фактами в угоду предвзятым теоретическим конструкциям (Гегель, Копт, Маркс и др.). Ис­тория для них самостоятельного значения не имела: исторические факты использовались лишь как «сырье» для философских обобщений.

В частности, на основе метафизических теорий создаются схемы с пред­посылкой финализма: схемы объяснения, предполагающие осуществление конечных целей, генетически связанные с христианской эсхатологией «кон­ца истории», когда воцарится, наконец, «земной рай», а в «человецах бла­говоление». К ним можно отнести учения о «трех стадиях» (Конт), формациях (Маркс), имеющих характер философских постулатов традици­онной метафизической философии, проверке которых внимание почти не уделялось. Однако живая жизнь шла своим чередом и не укладывалась в рамки абстрактного мышления и категорий (схем), предлагаемых данны­ми социальными пророками.

Отсюда вытекала основная теоретическая задача - произвести крити­ческий анализ всего «исторического знания» («исторического разума») и дать новую трактовку исторического метода, способного создать науку о человеческой истории (науку о духе). В этом плане ДильтеЙ выступает как «Кант исторического знания», радикально противопоставивший истори­ческие (гуманитарные) науки естествознанию. Единой методологией, спо­собной охватить всю историю духа и воссоздать исторический духовный мир, стала психология, непосредственно занимающаяся психической ре­альностью. Она становится эталоном передового изучения человека (сооб­ществ) и фундаментом для всех знаний о нем. В этом заключается смысл психологизации истории.

Исходной установкой психологизации истории является представление культурно-исторического процесса как сцепления сознательных, эмоцио­нальных и волевых активностей, то есть его содержание составляет психо­логия (а не логика) 1 . Данный факт роднит психологическое мышление с художественными формами освоения исторической действительности. Ис­тория как научное формирование образа - есть своеобразный переход между пережитым и поэзией 2 .

1 Дильтей не выступает против логики как таковой. Но дело в том, что рацио­ нальным методам духовный аспект исторической реальности недоступен. Поэтому он изучается новым типом «наук о духе», в которых логика - логические опера­ ции и общие формы мышления играют второстепенную, дополнительную роль по отношению к психологическому мышлению (внутреннему восприятию).

2 Как отмечает Дильтей, одна и та же мировая загадка стоит перед поэзией и наукой (3, 35). Поэт - это зеркало человечества, и его сознание приводит то, что человечество чувствует и делает (Шопенгауэр). Поэт изливает в стихах собствен­ ную душу, но она отражает существенное бытие человечества. Поэтому в поэзии подлинной правды больше, чем в истории.

Представители философии жизни считают, что в исторической действи­тельности имеет место лишь «индивидуальный закон», выводимый на ос­нове интуитивного постижения «жизненного чувства индивидов» («сцеп­ление их судеб»). При изучении исторического события невозможно пред­ставить весь комплекс составляющих его частей. Для исторического позна­ния характерно различное осознание ценности воспринимаемых душевных фактов. Именно ценность обусловливает отделение существенного от не­существенного для наших жизненных связей. Историк изучает историчес­кую жизнь через индивидуальность, которая «является образом самого мира» (3, 112). Он должен вчувствоваться (внутреннее восприятие) в историчес­кое событие и понять мысли, настроения и мотивы участников данного события и тем самым пережить его во всей индивидуальности и своеобра­зии. Этим и будет достигнуто все, что может дать наука. Таким образом, основой для переживания, понимания и интерпретации исторических со­бытий выступает личность и происходящие в ее душе процессы. Однако интерпретация не может быть завершенной. Поэтому занятия разыскани­ем «исторических законов» (всеобщих) несостоятельны.

В целом, познавательная активность нового психологического подхода заключалась в стремлении «расшифровать» включенность человека в жиз­ненный мир, акцентируя его субъективную сторону - жизненные стрем­ления, мотивы, смыслы. Его представители проникали в духовные глуби­ны своего времени и истолковывали их как основу жизнедеятельности ци­вилизации, социальной жизни, состоящей из запаса культуры - идей, зна­ний, ценностей. Психологизм становится определяющим фактором разви­тия, гуманизации социальных наук последней трети XIX века. Его проник­новение в социологию привело к формированию направления «социологи­ческого психологизма», определяющей чертой которого стало смешение предметов социологии и психологии.

Или склада характера, особенностей работы, образа жизни.

В том случае, если для вас важно понимать другого, что в равной степени означает понимание себя, развивать и совершенствовать свое умение "видеть людей насквозь", вам будет интересно узнать о секретах "понимающих" людей.

Люди, которые хорошо понимают других, хорошо понимают в первую очередь себя, доверяют своему чутью и имеют много общего.

Вот некоторые черты характера, особенности поведения, приемы общения экспертов в этой области, знание которых будет полезно. И в силах любого человека развивать эти качества в себе.

Но сначала небольшой самоанализ, который дополнит картину наших сильных и слабых сторон в понимании других людей и себя , конечно. Как можно более искренне мысленно ответьте на следующие десять вопросов:

1. Как вы относитесь к своему прошлому?
2. Внимательно ли вы слушаете то, о чем вам говорят?
3. Уделяете ли вы внимание деталям или стараетесь сформировать общее представление о ком-то или о чем-то?
4. Как вы выражаете свои чувства, открыто или сдержанно?
5. Как вы ведете себя в незнакомой ситуации?
6. Опасаетесь ли вы трудностей и как вы с ними справляетесь?
7. Знаете ли вы, что может сделать вас счастливым в повседневной жизни?
8. Какая у вас память?
9. Насколько часто вы принимаете верные решения на работе?
10. Как вы принимаете решения - доверяете советам или прислушиваетесь к себе?

Какие ответы говорят о вашей проницательности , умении понимать себя и других:

1. Люди понимают других в том случае, когда воспринимают свое прошлое как необходимый опыт. Они, как правило, используют разные пути и приемы для достижения своей цели. Причем смотрят на неудачу, как изобретатель лампочки Эдисон: "Я нашел тысячу способов как нельзя сделать лампочку". А не ошибся тысячу раз, пусть даже всякий раз по другому. В идеале все, что требуется - это не повторять ошибок. Люди способные понять другого, прекрасно помнят, что чувствовали, когда у них возникали серьезные проблемы. Они очень остро реагируют на неприятности, поэтому делают все для того, чтобы они никогда не повторились.
2. Они уделяют самое пристальное внимание всему, что люди говорят, как говорят и как при этом выглядят. Благодаря этому им гораздо легче точно запомнить все, что говорят другие.
3. Они постоянно следят за реакцией человека - его движениями, жестикуляцией и выражением лица - и поэтому знают, как действуют на других и как другие действуют на них.
4. Они не боятся открыто выразить все свои эмоции - от гнева и страха до любви, поскольку всегда знают, что чувствуют в любой конкретной ситуации.
5. Они настолько восприимчивы ко всему, что происходит вокруг, что легко избегают угрозы стать жертвой в потенциально опасных для их здоровья и жизни ситуациях.
6. Они уверены в себе. Они знают, что не только выживут, но и победят, потому что умеют окружать себя надежными людьми.
7. Уделяя большое внимание даже незначительным деталям, они одновременно видят картину в целом и способны наслаждаться мелкими радостями жизни .
8. У них хорошая память, которую они развивают, внимательно следя за тем, что происходит вокруг, и изучая людей, с которыми им приходится иметь дело.
9. В своем бизнесе они чаще принимают удачные решения, чем неудачные. Если они идут на риск, то тщательно взвешивают все "за" и "против", поскольку им известно множество нюансов и возможных подходов к решению стоящих перед ними задач.
10. Они доверяют своей интуиции и своему личному опыту и не поддаются чужому влиянию. Благодаря своему широкому кругозору они редко выбирают себе в друзья и товарищи людей, способных доставить им одни огорчения и неприятности.

Поступая таким образом, вы обнаружите, что стали неизмеримо лучше понимать, что другие действительно имели в виду и что они на самом деле собой представляют. И чем активнее вы будете применять свои знания на практике, тем скорее научитесь отличать порядочных людей от тех, кто способен доставить больше неприятностей и проблем.

Прежде чем завязать те или иные деловые или личные отношения, стоит остановиться, сделать паузу - на минуту, две, присмотреться к выражению лица и жестикуляции другого человека, прислушаться к тому, что и как он говорит, и самое важное понять, какое он на нас производит впечатление. Например, вы осознаете, что не должны иметь с человеком никаких дел, потому что он вам совершенно противопоказан, но все равно на это идете. В этом случае вам нужно просто помнить, что отношения с подобными людьми не только доставят вам переживания, но и подорвут здоровье. Как только поймете, что из-за кого-то ваша жизнь буквально может оказаться в опасности, вам станет гораздо легче сказать такому человеку "нет", ибо здоровье и благополучие, конечно, превыше всего. Взяв себе за правило останавливаться, осматриваться и прислушиваться всякий раз, когда встречаете нового человека, вы разовьете у себя потрясающую проницательность в отношении других людей. И когда вам нужно будет принять принципиальное решение, касающееся какого-либо человека, вы сделаете правильный и точный выбор.

Чтобы "видеть человека насквозь ", необходимо правильно и своевременно декодировать всю информацию, которую он доносит всем своим поведением, а не только смыслом сказанных им слов. Расшифровку поведения другого человека легко сделать опираясь на четыре источника информации:

Расшифровывая речевой код.

Голос человека дает только часть ключей к его внутреннему миру; не меньшее значение имеет и то, какие он использует слова и что на самом деле имеет в виду. Что в действительности подразумевают люди под тем, что говорят? Насколько они искренни? Не отпускают ли они сомнительные комплименты, не являются ли их любезности, по сути, замаскированными колкостями? Не распускают ли они о вас сплетни? Нет ли у них привычки постоянно говорить только о себе? Каков их словарный запас и соблюдают ли они правила грамматики? О чем на самом деле они говорят, если прислушаться к тому, что находится "между строк"?

Голос может многое сказать о вашем состоянии. Особенно наглядно это проявляется, когда вы говорите по телефону. В мгновение вы определяете настроение человека на другом конце провода. Голосовой код задается тоном голоса. Многие элементы этого кода вам знакомы, но, возможно, вы не уделяли им должного внимания. К ним относятся диапазон голоса говорящего (голос высокий или низкий), его отличительные особенности (человек бормочет, разговаривает все тише и тише, голос жалобный, резкий, серьезный, сиплый, хриплый, мелодичный, низкий, звучный, тусклый, безжизненный, восторженный, возбужденный, агрессивный, слащавый или монотонный), а также громкость голоса и темп речи, которые в первую очередь зависят от техники речи того или иного человека.

Присматриваясь к коду языка тела.

Код языка тела - это своеобразная калька с человека, которая показывает, как он ходит, сидит и стоит. Как человек держит голову, имеет при анализе кода языка тела не меньшее значение, чем то, какие движения он делает руками и ногами. Понаблюдайте, например, какое пространство человек занимает, когда сидит, или на каком расстоянии от вас он обычно старается держаться.

Лицо каждого человека что-нибудь да выражает, и именно по лицу мы понимаем, что у него на душе. В коде выражения лица проявляется, как меняется у кого-нибудь лицо, когда он слушает других или говорит сам. При этом выражение глаз имеет не меньшее значение, чем мимика рта. Как человек вас слушает: с открытым ртом или со стиснутыми зубами? Может быть, он при этом хмурится, озирается, отводит взгляд? Внимательно присмотревшись к выражению лица собеседника, можно совершенно по-новому оценить, что на самом деле он сказал. Каждая деталь выражения лица человека способна рассказать о нем массу интересного.

Как ведет себя человек, способный понять других и понимающий себя, применимо к вышеперечисленным четырем кодам, т. е. такой с кем хочется иметь дело, завязать дружбу, близкое знакомство, сделать частью своей жизни, и у которого, ко всему прочему, есть чему поучиться. Сразу оговорю, что это описание усредненное, не означает, что его нужно копировать и отказываться от своих индивидуальных особенностей. Самое правильное сохранить свою личность, но то, что вам понравится и подходит, вы можете забрать в свою копилку полезных привычек.

Речевой код. Понимающие, или как еще их называют надежные, люди охотно вступают в беседу и разговаривают вежливо и доброжелательно. Они, как правило, думают перед тем, как что-то сказать, держат свое слово и знают, о чем говорят и что делают. Они не скупятся на комплименты и произносят их от души. Понимающие люди не склонны говорить о плохом и в любой ситуации находят хорошую сторону. При всем при этом они искренни и честны, везде, где только возможно.

Надежные люди несут ответственность за свои поступки и говорят и действуют соответствующим образом. Они принимают людей такими, какие они есть, и никого не стремятся их осуждать. Понимающие люди охотно делятся с другими информацией и всегда заботятся о том, чтобы разговор был полезен для всех его участников. Их манера общения говорит о скромности, простоте и отсутствии самомнения. Они обладают хорошим чувством юмора, но не высмеивают других и не пытаются сказать то, что может унизить другого человека. Они говорят по сути разговора, прямо и понятно, стараясь избегать двусмысленностей. Они прекрасные слушатели, помогающие собеседнику проявить себя с лучшей стороны. Понимающие люди ценят общение и искренне выказывают людям свое расположение.

Голосовой код. Манера речи понимающих людей позволяет им выразить самые разные чувства. Когда они что-нибудь обсуждают, то их тон выражает соответствующие случаю эмоции. Если они расстроены, довольны, напуганы или обеспокоены, это сразу отражается в их голосе. Тембр и громкость их голоса меняются в зависимости от обсуждаемой темы. Надежные люди ясно и понятно выговаривают слова, голос выразительный. В нем слышатся жизнерадостность и оптимизм, а в манере речи чувствуется сила, заставляющая собеседников внимательно слушать.

Код языка тела. Надежные люди двигаются свободно и держатся так, что люди видят их готовность к общению и не ощущают неловкости. Разговаривая, они часто склоняются к собеседнику и не боятся к нему прикоснуться. Любят кивать, чтобы подбодрить человека и показать ему свою заинтересованность. Надежные люди всегда принимают удобную позу, но сохраняют при этом хорошую осанку, высоко держат голову, расправляют плечи и не горбятся. Движениями рук они умеют проявить свой интерес или подчеркнуть ту или иную мысль. Жестикулируя, показывают собеседнику свои ладони и держат пальцы прямыми, демонстрируя, что им нечего скрывать. Сидя, понимающие люди свободно расставляют ноги или кладут их одна на другую, что также указывает на их открытость. Ступни плотно прижимаются к земле и смотрят в сторону собеседника.

Код выражения лица. Разговаривая, понимающие люди с удовольствием смотрят человеку прямо в глаза и не глядят по сторонам. Их собеседник чувствует, что для них в целом мире нет никого важнее его. Обычно у надежных людей спокойное и открытое выражение лица, указывающее на их готовность к общению. У них живая мимика, на лице заметна легкая улыбка, и его нижняя часть остается расслабленной, когда они говорят и слушают. Если они улыбаются, то только искренне, потому что при улыбке у них приподнимаются кончики губ, а вокруг глаз появляются морщинки, и они заражают окружающих своим весельем. Выражение лица соответствует тому, что они собираются выразить словами. Если они расстроены, то вы сразу почувствуете это не только по их тону, но и по выражению лица. Когда надежным людям кто-то нравится, их зрачки расширяются и они начинают все время улыбаться.

(По материалам книги Лиллиан Гласс "Я читаю ваши мысли" )

5 Rating 5.00 (1 Vote)

Инструкция

Присмотритесь к человеку, оценивая . Обратите внимание на глаза – их цвет, размер и расположение по отношению к переносице могут много рассказать о характере человека . Темные глаза выдают в человеке вспыльчивый и эмоционально взрывной характер – такие люди отличаются чувственностью, они общительны и умны, остроумны и очень избирательно относятся к выбору друзей. Люди со светлыми глазами часто мечтательны, сентиментальны и романтичны. Насыщенный цвет глаз (синий, зеленый или темно-серый) выдает людей романтичных, но часто высокомерных и надменных. Маленькие глаза бывают у людей замкнутых, молчаливых и угрюмых, тогда как большеглазые часто становятся лидерами, они мужественны и чувственны. Припухшие веки отличают людей увлекающихся и склонных к бурному времяпрепровождению.

Поведение человека – ключ к разгадке его характера. Замкнутых людей, которые предпочитают одиночество и уединенность, называют . Их противоположность – экстраверты, которые открыты и щедры на эмоции, любят шум и толпу. Скрытные люди могут быть меланхоликами или флегматиками. Флегматики крайне медлительны, обдумывают каждое свое действие, а меланхолики часто впадают в депрессию, грустят и упиваются жалостью к себе. Активные люди, скорее всего, холерики и сангвиники. Холерики несдержанные и резкие, импульсивны и рассеянны. Сангвиникам свойственна быстрая увлеченность, которая так же быстро пропадает.

Внешний вид человека и его фигура могут многое рассказать о нем. Невысокие полные люди общительны и разговорчивы, с ними легко общаться, они обладают хорошим чувством юмора. Хорошо сложенные люди высокого или среднего роста обычно целеустремленны и напористы, стремятся выбиться в лидеры. Астеники довольно хрупкого телосложения, малообщительны и замкнуты, но любят власть и чрезвычайно амбициозны.

Если у вас есть возможность изучить почерк человека , то вы сможете составить представление о его обладателе. У энергичных людей почерк прямой, тянутся вверх. Капризные люди обычно делают заглавные буквы непропорционально большими. А если первые буквы чуть выше строчных, то человек скромен и непритязателен.

Связанная статья

Источники:

  • Как узнать людей по поведению

Знаете ли вы, что для того, чтобы распознать человека, достаточно с ним пообщаться в течение 10 минут? Если вы хотите, чтоб ваш собеседник легко вас понял и узнал вас так, как это вам необходимо, следует знать о том, как в какой ситуации себя нужно вести. Здесь пойдет речь о жестах, мимике и даже о внешности.

Инструкция

И действительно, по поведению собеседника можно узнать даже то, что он тщательно скрывает. Однако чтобы увидеть всю правду о человеке по его голосу, мимике и жестам, требуются определенные навыки по распознанию значения тех или иных жестов и выражений.
Присмотритесь к . По взгляду тоже многое можно узнать. Например, если ваш собеседник не прямо вам , а в стороны, ему есть, что скрывать, и открытости от него не ждите. Если же весь разговор человек смотрит неотрывно вам в глаза, значит, вы его интересуете гораздо больше, чем предмет вашего .

Обратите внимание на улыбку. Делать первые выводы о человеке можно уже по тому, как он улыбается. Улыбка может быть открытой и искренней – значит, ваш собеседник дружелюбно настроен. А вот «выдавливание» улыбки и ее искусственность скажут о том, что желание не так уж велико. Давно известно, что при неискренней улыбке сокращаются только мышцы вокруг губ. Искренний открытый человек улыбается всем . Признаком нервозности является кривая улыбка. А если брови во улыбки приподнимаются, это значит о готовности к общению и даже о том, что человек может вам подчиняться. Заметив же, что человек во время улыбки совсем не моргает, следует от него некой скрытой или явной угрозы.

Прислушайтесь к голосу. Уверенный громкий голос говорит о том, что настрой у человека оптимистичный. Признаком напряжения может быть не только кривая улыбка, но и неустойчивый тембр голоса. Пронзительные нотки в голосе подскажут вам, что ваш собеседник чем-то обеспокоен.

Видео по теме

Депрессия – это не плохое настроение, а серьезное заболевание, требующее немедленного лечения у специалиста. Плохое настроение – это временное подавленное состояние, проходящее через один-два дня. Депрессия не может пройти самостоятельно, и даже профессиональное лечение не всегда помогает, так как, прежде всего, следует устранить причину заболевания. Существует множество признаков, по которым врач-психиатр ставит диагноз.

Инструкция

Если у вас плохое настроение, чувство тревоги, подавленности, опустошенности, вам не хочется никого видеть и с кем-то разговаривать, это может быть вызвано стрессом и пройдет через пару дней. В случае если состояние не улучшается, а усугубляется в течение семи и более дней, то можно предположить наличие депрессии, которую следует .

Следите за местом укуса – оно может покраснеть и немного припухнуть. Иногда человек отмечает возникновения тянущих и ноющих болей в месте повреждения, укус может немного чесаться.

Водобоязнь – один из самых ярких и показательных симптомов бешенства у человека. Пострадавший может внезапно начать испытывать непонятное чувство страха перед водой – отказываться пить, а потом и вовсе впадает в панику при одном только виде воды.

Светобоязнь – сначала просто трудно смотреть на свет, затем начинают появляться судороги от любых раздражений. Болезненные спазмы сковывают горло, лицо, сводят конечности.

Судорожные приступы могут сменяться внезапным сильным возбуждением, человек начинает проявлять необоснованную агрессию, ведет себя очень буйно, его мучают . Человек не понимает, где он находится, пытается куда-то бежать, нападает и ведет себя неадекватно. Иногда эта стадия отсутствует.

Повышенное слюноотделение возникают в случае, если вирус бешенства поразил слюнные железы. Иногда все тело покрывается обильным липким потом. В периоды возбуждения человек может от остановки сердца.

Параличи следуют сразу за судорогами и сменяют их – это заболевания, за которой обычно следует . Человек успокаивается, становится вялым и апатичным, появляются параличи конечностей и парезы черепно-мозговых нервов. Внезапный паралич дыхательного и сердечного центра становится причиной смерти больного.

Видео по теме

Покупая подержанный автомобиль, можно легко стать жертвой недобросовестного продавца. Приобретая машину, восстановленную после серьезной аварии, покупатель рискует столкнуться с массой проблем при дальнейшей эксплуатации подержанного авто. Порой ремонт сделан настолько качественно, что распознать битую машину становится очень сложно, однако, существует несколько простых способов, как максимально обезопасить себя от покупки машины, побывавшей в серьезной аварии.

Инструкция

Внимательно осмотрите автомобиль. У битого автомобиля зазоры между деталями кузова отличаются друг от друга, цвет отдельных деталей тоже разный. Такой автомобиль точно красили.

Всегда проводите осмотр автомобиля при ярком освещении. Машина должна быть идеально чистой.

Есть старый проверенный метод, который помогает определить наличие толстого слоя шпатлевки на кузове. Нужно попробовать прилепить слабый магнит к различным частям кузова автомобиля. Там, где есть толстый слой шпатлевки, магнит станет прилипать хуже, чем на тех местах, где его нет.

Пластиковый бампер после ремонта можно определить по звуку. Если постучать в разных местах по бамперу, то можно по звуку определить те места, где был нанесен более толстый слой шпатлевки.

Стекла и фары могут также помочь распознать битую машину. Очень часто на стеклах указан год изготовления. Если на машине стоят стекла разных годов выпуска, то можно говорить о том, что этот автомобиль побывал в аварии. Новые фары тоже могут говорить о пережитом ДТП.

При осмотре автомобиля нужно поднять коврик багажника и внимательно рассмотреть сварочные швы. В современном автомобилестроении применяется в основном точечная сварка. Мастера автосервисов зачастую используют при сварке полуавтомат.

Осмотрите все видимые швы под капотом автомобиля. Проверьте также на твердость герметик, которым были замазаны швы. Если твердость герметика разная, то этот факт также указывает на то, что эта машина побывала у кузовщика.

Обязательно проверьте развал-схождение: углы установки колес должны быть в пределах допуска. Если геометрия кузова автомобиля нарушена, то лучше отказаться от покупки этой машины.

Отогните уплотнители заднего и лобового стекол. Если цвет краски под ними отличается от основного цвета кузова автомобиля, то это говорит о том, что машину красили. Аналогичным образом необходимо рассмотреть уплотнители крышки багажника и дверей.

Поинтересуйтесь у продавца, в каком автосервисе обслуживался автомобиль. Если машина обслуживалась в фирменном автосервисе, то можно там узнать всю полезную информацию о ней, стоит только намекнуть, что после покупки авто вы также станете обслуживаться у них.

Видео по теме

Стоит ли попробовать оживить дисфункциональные отношения или это бесполезно?

Отсутствие доверия


Честно проанализируйте ваши отношения: вы врете, утаиваете важные вещи, не в силах признать свои ошибки? Тогда ясно, что ваши отношения, безусловно, не функционируют должным образом. Если вы чувствуете, что ваш партнер что-то скрывает, обманывает вас, вы не можете доверять ему, ваши отношения глубоко нарушены, стоит задуматься о том, стоит ли их продолжать и имеют ли такие отношения дальнейший смысл.


Отсутствие уважения


Уважение является фундаментальным камнем отношений. Даже в обычной дружбе между людьми негоже проявлять неуважение в сторону друга, так как это отчетливо видно со стороны и не несет положительных результатов. Вы можете сказать, что цените друг друга и относитесь с уважением? Попробуйте перечислить, по крайней мере, 10 вещей, за которые цените своего партнера, а потом подумайте, сможет ли он тоже собрать подобный список. После того, как вы перестаете уважать друг друга, ваши отношения встают на опасный путь и обречены на провал.


Нехватка пространства


Независимо от того, насколько вы влюблены, 24 часа в день, 7 дней в неделю совместной деятельности надежно задушат вашу любовь. Отсутствие пространства и собственных интересов является надежным признаком того, что в ваших отношениях что-то неправильно и стоит пересмотреть свои взгляды.


Эмоциональное давление


Вы хотите пойти со своими подругами на девичник, но партнер делает сцену с лихо наигранным сердечным приступом? Постоянно использует ультиматумы и заявления типа: «Если ты меня , то...»? Как только в отношения вступает эмоциональный шантаж, настало время что-то менять.


Ночью человек принимает наиболее комфортную позу и ведет себя естественно, не прячась за привычными масками. Именно поэтому некоторые психологи видят непосредственную связь между истинным характером, стилем жизни и позами сна.

Людей, которые предпочитают спать на спине, слегка разведя в стороны руки и ноги, можно охарактеризовать как сильных, уверенных в себе, уравновешенных и спокойных. Им часто бывает свойственно тщеславие, желание добиться уважения окружающих, амбициозность, целеустремленность. В крайнем случае такая поза может говорить о завышенной самооценке и эгоизме.

Нередко люди, предпочитающие спать на спине, кладут руки на грудь или на живот. Это может свидетельствовать о желании защититься, т.е. о меньшей уверенности в себе и готовности к конфликту.

Если человек предпочитает спать на животе «в позе звезды», т.е. вытягивая руки и ноги в разные стороны и занимая таким образом максимум пространства на кровати, скорее всего, ему свойственна жажда власти, стремление завоевать и удержать свое место под Солнцем. Также людей, предпочитающих именно такую позу сна, нередко отличает последовательность и продуманность действий, привычка четко следовать выбранному плану, предпочтение хорошей стратегии, а не спонтанности.

Те, кто любит спать на животе, раскинув руки в стороны, могут похвастаться пунктуальностью и высоким уровнем ответственности. Они требовательны к другим, но не менее требовательны и к себе.

Неуверенные в себе люди зачастую предпочитают позу эмбриона: они сворачиваются калачиком, подтягивая колени к подбородку. Это сильная защитная поза, которая может говорить о страхе перед кем-то или чем-то, о желании найти хорошего защитника, о сомнениях в своих возможностях. Кроме того, такой вариант нередко выбирают мнительные и зависимые от мнения окружающих люди. Впрочем, нельзя забывать о внешних факторах: человек может автоматически принять позу эмбриона, если он замерз во сне и хочет хоть немного согреться.

Поза на боку – как с вытянутыми, так и с согнутыми ногами – отличает уверенных в себе людей с аналитическим складом ума. Человек, предпочитающий спать на боку, как правило, надежен и способен сохранять спокойствие даже в экстремальных ситуациях. Ему легче дается жизнь в стесненных условиях. Тяжелые обстоятельства, разрыв отношений, увольнение такие люди переживают тяжело, но все же гораздо легче, чем те, кто предпочитает более «зажатые» позы для сна. Наконец, они способны приспосабливаться к разным ситуациям и легко уживаться даже с конфликтными людьми.

Особое внимание следует обратить на положение рук. Если человек во сне сжимает кулаки и держит их возле груди или лица, это может свидетельствовать о внутренней агрессии, о сильных негативных эмоциях, которые не находят выхода, либо о плохих последствиях пережитого стресса. Если человеку необходимо во сне держаться за что-то руками, вероятнее всего, он зависим от других людей и не выносит одиночества. Такие люди нуждаются в друзьях и любимых и могут «растворяться» в близких людях. Руки, вытянутые над головой, говорят о пассивности, в то время как привычка класть ладони под голову, свидетельствует о стремлении продемонстрировать свои интеллектуальные способности и укрепить самооценку за счет похвалы других людей.

Из-за частых стрессов и множества негативных факторов, которыми полна жизнь современного человека, инфаркт миокарда значительно помолодел. Но немаловажной причиной в его развитии является малоподвижный образ жизни, неправильное питание, злоупотребление вредными привычками, склонность к атеросклерозу и повышенному давлению, диабет и ожирение.

Инструкция

Чаще всего инфаркт миокарда проявляется выраженными симптомами, на которые невозможно не обратить внимание. И своевременная помощь при их появлении способна предупредить необратимые изменения в сердечной мышце, а иногда и спасти жизнь, поскольку этой болезни достаточно печальными.

Большая часть инфарктов миокарда сопровождается сильнейшей, резкой болью в или за грудиной. Нередко боль отдает в левую руку, лопатку, шею и челюсть. Из-за возникшего страха смерти появляется кратковременное повышение давление, которое очень быстро падает, что сопровождается нарушением ритма сердца, похолоданием конечностей и холодным липким потом.

Иногда основные инфаркта миокарда сочетаются с бледностью, тошнотой, рвотой, головокружением. Из-за воспаления поврежденной ткани на второй и третий день после начала поднимается температура до 38оС.

Характер боли миокарда внезапный, сопровождается чувством удушья. Это тягостное состояние не проходит ни во время отдыха, ни после приема лекарств. Более того, боль становится сильнее, сковывает движения и не дает полностью . Помимо типичных симптомов инфаркта миокарда могут быть боли в (эпигастральной области) или (астматическая форма инфаркта).

В отличие от других заболеваний сердца, например ишемической болезни, которая может проявиться после физического или психического переутомления, инфаркт миокарда способен возникнуть без предвестников на фоне абсолютного здоровья, хорошего самочувствия, во время сна и отдыха. Однако нередко ему все же предшествуют частые кратковременные боли в области сердца или за грудиной.

В редких случаях инфаркт миокарда проявляется незначительными признаками. И в этом случае он переносится, что «на ». Однако такая ситуация создает неблагоприятный прогноз, поскольку любое повреждение сердечной мышцы приводит к образованию рубца и соответственно к дальнейшему нарушению работы сердца.

Видео по теме

Полезный совет

Точный диагноз можно установить только на основании электрокардиограммы, поэтому при любых болях в сердце рекомендуется обратиться к врачу. Возможно, это поможет предупредить инфаркт миокарда, а в случае его возникновения облегчить течение болезни и ускорить процесс восстановления сердечной мышцы.

– заболевание, которое вызывается чесоточным клещом. Очень заразно. Если на вашей коже поселилась личинка чесоточного клеща, первые признаки заражения вы почувствуете только через две недели. Как распознать чесотку ? Какие признаки подскажут вам, что заражение произошло?

Исследователь Робин Данбар связывал активность неокортекса, основной части коры больших полушарий мозга, с уровнем социальной активности.

Он рассматривал размер социальных групп у разных животных и количество партнеров, занимающихся грумингом (важная часть ухаживаний у животных, например, перебирание шерсти у приматов).

Оказалось, что размер неокортекса напрямую связан с размером социальной группы и количеством особей, которые ухаживают друг за другом (постоянно общаются в человеческом эквиваленте).

Когда Данбар начал исследовать людей, он выяснил, что социальные группы насчитывают около 150 человек. То есть, у человека есть примерно 150 людей, которых он может попросить о помощи или предоставить что-то им.

Более близкая группа составляет 12 человек, но 150 социальных связей — это более значительная цифра. Это максимальное количество людей, с которыми мы поддерживаем социальные связи. Если у вас появляются знакомые свыше этого числа, какие-то из прошлых связей уходят, и вы прекращаете общение с ними.

Если выразить это по-другому, получается следующая картина:

Это количество людей, с которыми вы не откажетесь выпить в баре, если случайно встретите их там.

Писатель Рик Лакс пытался оспорить теорию Данбара, и в своем произведении писал о попытке сделать это:

Пытаясь оспорить теорию Данбара, я на самом деле подтвердил её. Даже если вы решите опровергнуть число Данбара и попытаетесь расширить свой круг знакомств, вы сможете поддерживать взаимодействие с большим количеством людей, но это большое количество как раз и есть 200 человек или даже меньше.

Этот эксперимент позволил Лаксу обратить внимание на более близкие связи:

После моего эксперимента я проникся уважением к:

1. Британской антропологии

2. Моим настоящим друзьям.

Я понял, что их не так много, но теперь я отношусь к ним гораздо лучше и больше их ценю.

Число Данбара особенно пригодится маркетологам и людям, работающим в сфере социальных медиа и брендинга. Если вы знаете, что каждый человек может взаимодействовать только со 150 друзьями и знакомыми, будет проще реагировать на отказ.

Вместо того чтобы злиться и расстраиваться из-за ситуации, когда люди не хотят общаться с вами и поддерживать ваш бренд, подумайте о том, что у них всего-то 150 контактов, и если они выбирают вас, отказываются от кого-то из своих знакомых. С другой стороны, если они идут на контакт, вы будете больше ценить то, что они выбрали именно вас.

А как же социальные сети, где у многих более тысячи друзей? С другой стороны, со сколькими из них вы хоть как-то поддерживаете общение? Наверняка число таких людей приближено к 150. И как только у вас появляются новые контакты, старые забываются и просто «висят» у вас в друзьях.

Многие периодически «чистят» свой список и удаляют тех, с кем не будут общаться, оставляя только близких людей, и это не совсем правильно. Дело в том, что важны не только сильные связи, то есть, ваше ближайшее окружение. В книге Мортена Хансена «Сотрудничество» описывается, насколько важны для человека слабые связи (в частности, связи, которые заводятся через социальные сети, например, друзья друзей, подписчики). Хансен пишет, что такие связи — это ключ к новым возможностям.

Исследование показало, что для развития человека важно не столько количество связей, сколько их разнообразие: люди, придерживающиеся разных точек зрения, с различным опытом и знаниями. И такой разнообразный контингент вполне можно найти в социальной сети.

Слабые связи полезны потому, что они выводят нас в незнакомые области, тогда как сильные связи существуют в уже изученных сферах.

Бритва Хэнлона

Никогда не приписывайте злому умыслу то, что можно объяснить глупостью.

В бритве Хэнлона вместо слова «глупость» можно поставить «невежество», то есть, недостаток информации перед принятием решения или каким-либо действием. И вот как работает эта бритва: когда вам кажется, что кто-то относится к вам со злым умыслом или делает что-то «назло», сначала копните глубже и узнайте, не связано ли это с невежеством.

Например, если вы получили e-mail от сотрудника, в котором он резко высказывается против вашей идеи, возможно, он просто не понял её сути, и его негодование не было направлено против вас, а только против идеи, которая казалось ему глупой или опасной.

Кроме того, часто бывает так, что люди стараются помочь человеку своими методами, а он воспринимает это, как злобные происки и вред. Люди по природе не злобные существа, так что каждый мнимый вред может оказаться желанием помочь, просто нелепым и невежественным.

Факторы мотивации Герцберга

Последняя теория может помочь в общении на работе с сотрудниками и коллегами, а может даже с друзьями и супругами. Эта теория была выдвинута в 1959 году Фредериком Герцбергом и её суть заключается в том, что удовлетворенность и неудовлетворенность от работы измеряются по-разному, и не являются двумя концами одной прямой.

В теории предполагается, что неудовлетворенность от работы зависит от «гигиенических факторов», таких как условия труда, размер заработной платы, отношение с начальством и коллегами. Если их нет, неудовлетворенность есть.

Но удовлетворенность работой возникает не от наличия вышеперечисленных факторов, а от следующей группы причин, «мотивации»: удовольствие от процесса работы, признание и возможности для роста.
Из этого можно вывести следующее: если вы работаете на высокооплачиваемой работе с комфортными условиями труда, всё равно можете чувствовать себя паршиво, если, например, у вас нет никакой ответственности, и вы никогда не чувствуете успех.

И наоборот - то, что вы получаете признание и понимаете, что создаете что-то ценное и стоящее, не возместит того факта, что за это вам платят копейки, а условия труда хуже не придумаешь.

Эта теория особенно пригодится тем, кто отвечает за персонал в компании. Теперь вам будет понятно, почему люди, несмотря на хорошие условия, всё равно увольняются с работы.

Для тех, кто сам недоволен работой, эта теория поможет выяснить, от чего возникает неудовлетворенность, и как с ней бороться. И ещё: если ваши друзья, родные или знакомые будут жаловаться на работу, вы никогда не скажете им: «Но тебе там так хорошо платят! Ты с жиру бесишься, оставайся». А это может быть очень важно для их будущего.

Понимающая психология зародилась в конце XIX столетия. Объяснение душевной жизни человека стало главной задачей психологического исследования данного раздела науки. Эту разработку предложил немецкий философ Дильтей, он утверждал, что природу мы можем объяснить, а душевную жизнь должны понять.

Как понять мужчину

Очень отличается от женской. Это и понятно. С самого рождения мальчиков и девочек воспитывают по разным программам. Девочки - будущие жены и мамы, хранительницы домашнего очага. Мальчики - будущие мужчины, добытчики семьи. Поэтому когда девочки играют в куклы и шьют им одежду, мальчики помогают папе в ремонте машины, играют в футбол или ходят на рыбалку.

Через некоторое время противоположный пол начинает тянуть друг к другу, и выясняется, что она не любит рыбалку и футбол, а он ненавидит ходить по магазинам. В итоге все чаще девушки задаются вопросом: как понять парня? Психология может дать много советов, девушкам же остается только правильно ими воспользоваться.

Многие прелестницы пытаются встать на место парня, стараются думать, как он. Сразу можно сказать: это неверно. Девушка никогда не сможет думать, как мужчина, потому что она девушка. Да и вряд ли парню будет приятно видеть рядом с собой прекрасную половинку с мальчишечьими повадками.

Изучаем мужчин на первом свидании

Итак, изучение мужской сущности можно начинать уже на первом свидании. К сожалению, они совсем не понимают намеков. И если вы во время разговора облизываете губы, он будет надеяться на продолжение разговора. Если во время общения он протягивает руку ладонью вверх, то это означает его симпатию и желание к общению. Ну, а если при разговоре у мужчины скрещены ноги, руки находятся в карманах - это значит, что он не настроен на дальнейшее общение. Большое количество комплиментов должно вас насторожить, скорее всего, он относится к вам несерьезно. Также намерение парня можно прочитать по глазам. К примеру, если молодой человек пристально смотрит вам в глаза или часто поднимает брови вверх - это будет значить, что вы ему нравитесь. Ну, а постоянно нахмуренный мужчина означает сниженный интерес к вашей персоне. Если парень прищуривается и улыбается, смотря на вас, вероятно, он просто флиртует. Такой взгляд приглашает вас к без продолжения.

Почему мужчины не любят болтать?

Если прошло успешно, и на нем девушке удалось понять намерения парня, появляются другие проблемы. К примеру, многие дамы жалуются на то, что мужчины не рассказывают им, как прошел их день, и не спрашивают об этом своих любимых. Женщины ошибаются, когда думают, что мужчинам все равно. Просто они привыкли получать сжатую информацию о проблеме и искать ее решение. Мужчине вряд ли будет интересно услышать, какого цвета сумка у вашей коллеги или сколько сантиметров в высоту ее каблуки. Для таких тем лучше найти свободные уши подруги.

Еще одной причиной разногласий является непонимание женских намеков. Да, мужчинам нужно все говорить напрямую. Намеков они не понимают!

Если вы не понимаете, зачем мужчине ездить на рыбалку или ходить с друзьями в бар, то подумайте, а сможете ли вы сидеть на работе и не обсуждать новую прическу или стрижку вашей начальницы со своими сослуживцами? Мужчины разговаривают на другие темы, и эти разговоры нужны им так же, как и вам. Поэтому не нужно устраивать истерик и сцен ревности, ведь тогда парень уедет назло и будет делать так часто. Лучше пожелать ему удачи перед рыбалкой и дать теплые вещи, чтобы не замерз ночью. Ему будет приятно ваше доверие. Между тем используйте этот вечер с пользой. Сходите в СПА-салон, навестите подругу или почитайте книгу.

На женские плечи ложится огромная ответственность за создание уюта в доме, добрых отношений, любви, спокойного быта. К сожалению, не каждая может с этим справиться, но вы должны помнить, что испокон веков именно женщина считалась хранительницей очага.

Как понять себя

Психология давно задалась этим вопросом. Многие психологи написали научные трактаты по этой теме. Но никакие работы и советы не помогут, если человек сам этого не хочет. Итак, если вы решили понять себя, то начинать нужно с малого. Постарайтесь ежедневно уделять себе 5 минут. Ведь это совсем немного. Вероятно, лучше всего размышлять перед сном. Каждый день задавайте себе вопросы: для чего я родился, что я люблю, о чем я мечтаю, что я оставлю после себя? Эти вопросы помогут разобраться в вашей сущности, и вы сделаете один шаг навстречу к своему познанию.

Следующий шаг - того, нравится ли вам то, чем вы занимаетесь. Если работа вас не устраивает, ее нужно менять. Пускай вам придется сменить 10 мест работы, но в итоге вы найдете то, что подходит именно вам! Работа должна приносить удовольствие, а не кучу негативных эмоций!

Не страшно совершить ошибку - страшно не сделать из нее выводов!

Не бойтесь совершать ошибок. Многие люди, совершив неверный шаг, "забиваются в угол", закрываются в себе. Они считают, что лучше сидеть тихо, и тогда ошибок не будет. Есть известное выражение: если хочешь избежать критики - ничего не говори, ничего не делай и будь никем. Из этой фразы можно понять, что бороться нужно. Проходить все пути и учиться на своих ошибках необходимо!

Многие методы в психологии учат нас познавать себя. Один из таких - это пробовать в своей жизни что-то новое. Вы никогда не Вы не умеете играть в бильярд? Научитесь!

И помните, До сих пор в это мало кто верит, хотя учеными давно доказана правота этого высказывания. Станьте писателем вашей книги жизни. Описывайте свои мечты и свое видение жизни каждый день, и поверьте, вы сами не заметите, когда книга станет реальностью.

Общение с людьми: как понять их намерения

Еще один вопрос, который изучает психология: как понять человека по жестам и мимике. Мимика - это движение лицевых мышц, с помощью которых можно определить настроение человека.

Злость проявляется крепко сжатыми зубами и губами, морщинами на лбу и опущенным вниз взглядом.

Страх можно определить по приподнятым и сведенным к переносице бровям.

При чувстве отвращения у человека сморщен нос, выдвинута нижняя губа и опущены брови.

Во время печали уголки губ опускаются вниз, человек не поднимает глаз с пола, а зрачки двигаются очень медленно, брови сдвинуты на переносице.

Радость проявляется улыбкой и слегка Если во время улыбки человек не прищуривается, это означает, что она фальшива.

Положение тела при общении: на что обращать внимание?

Понимающая психология позволяет понять намерения человека, глядя на положение его головы. Так, поднятая голова говорит об уверенности в себе и открытости к окружающим людям. А если она наклонена вбок - это означает, что человек готов идти на компромисс. Опущенная вниз голова выдает слабого и безвольного человека.

Руки могут сказать о многом

Кроме головы, большое значение придается и рукам. Ведь их движения практически не регулируются нашим подсознанием. Так, руки, поднятые ладошками вверх, - это хороший знак. Человек хочет с вами общаться. Если человек ходит с заложенными за спину руками - это знак застенчивости и робости. Человек, который прячет свои руки в карманы, пытается скрыть свою неуверенность. Потирание рук означает удовлетворенность и наличие положительных эмоций. Ну, а если во время разговора человек дотрагивается руками до лица, он пытается скрыть от вас правду. Другими словами, он просто врет.

Понимающая психология - это огромная наука, которая занимается человеком. При помощи нее люди могут познавать себя, понимать своих собеседников и любимых. Понимающая психология поможет любому найти силы в себе для создания собственного счастья в работе и дома, среди коллег и родных людей. Не бойтесь ошибиться! Бойтесь остаться никем!