Психология как наука о непосредственном опыте и психология народов В. Вундта. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Поведение как предмет психологии

Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В.Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.

Интенциональные акты сознания как предмет психологии.

Ф. Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты "действия", которые производит субъект (акты представливания, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает ничто в объект осознания. Вне акта объект не существует.

Акт, в свою очередь, с необходимостью предполагает "направленность на", так называемую интенцию. Брентано стоял у истоков направления, названного позднее функционализмом.

Происхождение психических деятельностей как предмет психологии.

И.М.Сеченов принял постулат о родственности психического и физиологического "по способу происхождения", то есть по механизму совершения. Основной мыслью Сеченов считал понимание психического акта как процесса, движения, имеющего определенное начало, течение и конец. Предметом психологического исследования как такового должен стать процесс, развертывающийся не в сознании (или в сфере бессознательного), а в объективной системе отношений, процесс поведения.

Поведение как предмет психологии.

Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования "физиологической психологии". Предмет бихевиоризма, или "поведенческой психологии", – поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт "испытуемого", можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И. П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов. Уотсон и его сотрудники предложили теорию научения посредством проб и ошибок. В дальнейшем стало очевидно, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, что это процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного или человека на наличные стимулы. Так возникает необихевиоризм с его важнейшим понятием "привходящих, или промежуточных, переменных".

Бессознательное как предмет психологии.

Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д. Корни поведения человека – в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям.

Ученик Фрейда А. Адлер считал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.

В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку "основным беспокойством" (или "базальной тревогой"), лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Особое внимание Хорни обращает на противоречие между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре.

К. Г. Юнг считал, что психика формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также образы предков, пришедшие из глубины веков. Поэтому необходимо при исследовании психики учитывать также понятие "коллективного бессознательного".

Предмет и методы психологии

Необходимость обсуждения предмета психологии

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо Понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т.д.

Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними "явлениями". Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания.

В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.

Традиционные представления о предмете психологии.

Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тень", обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель , выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства , которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.

Душа как предмет изучения.

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".

Явления сознания как предмет психологии.

В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою "внутреннюю душевную деятельность". Это мысли, желания, чувства , воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.

В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.

В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли).

Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.

По мнению П.Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства , воля . "Предмет психологии должен быть решительно ограничен. Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из ее форм. Другие науки не менее психологии имеют право на их изучение. Претензии психологии оправданы лишь в том смысле, что процесс ориентировки составляет главную сторону каждой формы психической деятельности и всей психической жизни в целом: что именно эта функция оправдывает все другие ее стороны, которые поэтому практически подчинены этой функции" .

К.К. Платонов считает предметом психологии психические явления . Это очень общее определение предмета психологии при его конкретизации не противоречит выше указанному подходу.

Выводы.

Анализируя развитие взглядов на предмет психологии, можно сделать следующие выводы:

  1. В каждом из возникающих направлений подчеркивался какой-либо один из необходимых аспектов исследования. Поэтому можно утверждать, что все школы, направления психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета.
  2. В настоящее время представляется целесообразным эклектическое объединение "рациональных зерен", содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение .
  3. В итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.
  4. П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания . – М., 1974. С.96
    Платонов К.К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. С.29

Психология как наука

контрольная работа

2. Предмет и объект психологии. Психические явления и психологические факты

Как уже было сказано выше, первым этапом в становлении предмета психологии и явилось изучение, объяснение души, то есть тех явлений, которые в результате самонаблюдения человек мог обнаружить в собственном сознании (в научных исследованиях эти явления принято называть психическими, а все вместе взятые психические явления иногда обобщенно называют словом «психика»). На протяжении многих столетий попытки познать психические процессы и состояния сводились к описанию различных состояний «души» человека.

Психологическое знание исторически развивалось - одни представления сменялись другими (табл. 1).

  • Таблица 1 - Предмет психологии в традиционных представлениях Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие / Т.Д. Марцинковская - М.: Академия, 2008. - 544 с.
  • Предмет исследования (научные школы)

    Представители научного мира

    Все исследователи до начала XVIII века

    Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология)

    Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, А. Бэн, Герберт Спенсер

    Непосредственный опыт субъекта (структурализм)

    Вильгельм Вундт

    Интенциональные акты сознания (функционализм)

    Франц Брентано

    Происхождение психических деятельностей (психофизиология)

    Иван Михайлович Сеченов

    Поведение (бихевиоризм)

    Джон Уотсон

    Бессознательное (психоанализ)

    Зигмунд Фрейд

    Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальтпсихология)

    Макс Вертгеймер

    Личный опыт человека (гуманистическая психология)

    Абрахам Маслоу, К. Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй

    Итак, как видим, предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем - поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

    • Таким образом, предметом психологии является - психика - совокупность психических явлений, как особая форма жизнедеятельности - психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения.

    Рисунок 1 - Предмет психологии

    • Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств - признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека (рис. 2)

    Объектом изучения в психологии является обладающий психикой субъект и конкретные направления психологии, связанные с различными теоретическими представлениями о человеке.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Рисунок 2 - Психическая реальность

    • В психологии существует немало научных абстракций, выдвигающих на первый план в изучении человека либо его сознание, либо поведение, а также состояние нервной системы, способность ориентироваться во внешней среде, перерабатывать информации и т.д. Так, «человек-машина», «реактивное существо, отвечающее на внешние воздействия» - модель субъекта в психологии поведения человека, сформированная аффективным прошлым, которому нужно как бы заново пережить его, чтобы избавить себя от несовершенства, изучается в психоанализе. Подобные представления о человеке нужны для научного изучения разных сторон его реальной деятельности, отражают сложившиеся исследовательские методы, виды внедрения психологического знания в жизни. При этом наиболее общая, существенная характеристика человека - носителя психики и сознания - состоит именно в том, что он является субъектом деятельности, практики, бытия. Общая психология. Введение в психологию (Конспект лекций) / Ю.Н. Казаков, Г.К. Золотарёва. - М.: АСТ, 2009. - 192 с.

    Житейская психология также выделяет в человеке его существенные черты. При этом в повседневности мы часто приходим к двум противоположным, но взаимодополняющим выводам. С одной стороны, все люди, с которыми мы встречаемся, и насколько можно предполагать, люди вообще - в чем-то похожи друг на друга. С другой стороны, каждый человек в чем-то неповторим, отличен от другого.

    Методологический подход - это изучение общего и особенного, двух основных категорий в познании любых явлений. Для того чтобы выделить особое в каждом человеке, необходимо знать, по каким признакам и характеристикам можно сравнивать различных людей. Но тогда эти признаки и характеристики и есть общее в человеке. Тем самым выделение общего и особенного всегда взаимосвязано.

    Общие признаки человека в научной психологии выделяют не разрозненными, а объединенными в целостные системы. Называя какую-либо систему целостной, обычно указывают на то, что для полноценного выполнения своих функций, для поддержания системы в рабочем состоянии все ее части должны представлять единство, быть взаимосвязанными и взаимозависимыми.

    Когда понятие целостной системы применяется к человеку, необходимо устанавливать, какие из его многообразных связей и отношений становятся предметом изучения. Поскольку эти связи и отношения являются качественно своеобразными, то и объединения психических особенностей человека в целостные системы различаются по содержанию.

    В качестве субъекта деятельности человек представляет собой «открытую систему»: его существование и развитие зависят от связей с окружающим миром, в котором он действует, живет и частью которого является. Во-первых, человек как любое живое существо есть часть природного мира и его можно рассматривать как биологический организм. Во-вторых, любой человек является членом того или иного общества, в связях и отношениях с которым он определяется как социальный индивид. И в третьих, человек так или иначе связан с общественно-историческим, культурным и нравственным опытом человечества, и освоение этого опыта необходимо для самоопределения человека, его развития как личности.

    Одна из важных сторон взаимодействия человека с миром выделяется особо, входя в само определение вида - «homo sapiens» - «человек разумный». Это познание окружающего мира, его объективных закономерностей. «Человек познающий», или «человек-исследователь» - данная научная абстракция позволяет изучать человека с точки зрения его психических средств, способов, процессов познания, то есть как субъекта познавательной деятельности.

    • Учитывая, что «психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются и объект и субъект познания», а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, под объектом психологии также понимают единство трех элементов: Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.

    Часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;

    Те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;

    • - собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики (рис. 3).

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Рисунок 3 - Психические явления

    • Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Психические явления - это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.

    Психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие), были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).

    • Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики - ее свойств, функций, закономерностей.
    • Ю.Б. Гиппенрейтер Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие / Т.Д. Марцинковская - М.: Академия, 2008. - 544 с. предлагает зафиксировать различие между понятиями: психические явления и психологические факты.
    • Психические явления - это внутренний или субъективный опыт человека. Что это такое, можно понять, если обратить свое сознание внутрь себя. Оглянитесь вокруг себя, что вы видите? Вы видите различные предметы: стол, ручка, книга, люди, деревья и т.д. В вашем сознании предметы отражаются в виде психического образа.
    • Однако, когда мы смотрим на предмет, трудно отделить образ от предмета, образ как бы наложен на предмет. Чтобы лучше понять, что же такое психический образ, посмотрите на предмет, затем закройте глаза и представьте этот предмет перед своими глазами. Это и есть психический образ.
    • Психические образы могут относиться к настоящему, прошлому и будущему. Образ может вызывать у нас различные эмоции. Представьте, пожалуйста, морской прибой. Какие эмоции вызывает у вас этот образ? Наверное, у кого-то возникнет радость, у кого-то легкая грусть. Или так: наверняка, образ моря вызвал какие-то желания - захотелось поехать провести каникулы на море. Таким образом, мы нашли еще одну составляющую нашего субъективного опыта: это желания, потребности, мотивы, то есть то, что побуждает нашу активность.
    • Наконец, в содержание нашего опыта входят значения. Мы означиваем (называем) то, что происходит в нашем сознании. Например, когда вы испытываете какую-то эмоцию, вы ее называете - «мне грустно», «радостно», «я расстроен». А теперь начните о чем-нибудь размышлять, например, планировать завтрашний день - очевидно, что вы будете это делать с помощью слов, то есть значений.

    Можно сказать, что в содержание субъективного (психического) опыта входят четыре группы явлений: психические образы, мотивы, эмоции и слова (значения). Эти явления обнаруживаю тесную связь и зависимость, их нельзя оторвать друг от друга. Например, психический образ всегда эмоционально окрашен и может побуждать нас к активности, а также обозначается словом. Таким образом, психическая жизнь человека имеет целостную природу.

    • Психические явления обладают такой фундаментальной характеристикой как непосредственная представленность или данность субъекту. Действительно, все эти образы, эмоции, слова, желания открыты моему внутреннему взору, но они закрыты от другого человека (если, конечно, я не сообщу ему о них). Вспомним пословицы: «чужая душа - потемки», «человека видим, а души его не видим». Но тогда встает вопрос: а как их можно познавать. Вы можете мне ответить, путем самопознания, то есть обращения человека к собственному опыту. Действительно, самопознание может быть источником получения знаний о человеке, но является ли этот источник единственным? И другой вопрос: всегда ли можно доверять данным самонаблюдения. По всей видимости, нужно найти формы объективации психических явлений, то есть выражения их во вне, чтобы сделать их доступными для другого человека. Здесь и появляется такое понятие как - психологический факт.
    • В отличие от психических явлений, психологические факты существуют объективно и доступны для объективного изучения. Среди этих фактов: акты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления (то есть процессы, происходящие в нашем организме под влиянием психологических факторов), продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих актах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому посредством них может изучаться.
    • Задача психологической науки описать эти факты, объяснить их и осуществить прогноз человеческого поведения на основе их научной интерпретации. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций / Е.А. Савина. - М: МПГУ, 1998. - 252 с. При этом, научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. В структуре психики различают три основные группы: психические процессы, психические свойства, психические состояния (рис. 4). Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер-Пресс, 2008. - 272 с.

    Рисунок 4 - Предмет изучения психологии: психические явления

    Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец; являются исходными в духовной жизни, обеспечивают отражение действительности. На их основе возникают состояния, осуществляется формирование знаний, убеждений, навыков и умений, приобретение жизненного опыта. Различают познавательные (ощущения, восприятия, представления, внимание, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость и т. д.) и волевые (постановка и достижение целей, принятие решения, преодоление трудностей, усилия в управлении собой, напряжение моральных и физических сил) психические процессы.

    Психические свойства в отличие от процессов устойчивы и постоянны, но не исключают возможности их развития. Возникая на основе психических процессов и состояний, свойства оказывают существенное влияние на психические процессы и состояния. Свойства личности - это существенные ее особенности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичного для данного человека (направленность, темперамент, характер, способности и мастерство и др.).

    • Психические состояния характеризуют психику человека в целом: влияют на течение и результаты процессов и могут способствовать или тормозить активную деятельность личности (состояние волевой активности, перенапряжение, подъем и угнетенность, страх, бодрость, уныние и т. д.).
    • Основные типы явлений, которые изучает современная психология, показаны на рис. 5.

    Рисунок 5 - Система явлений, изучаемых в психологии

    • Примеры некоторых групп психических явлений и соответствующих им конкретных феноменов, изучаемых в психологии (табл. 2). Немов Р.С. Психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2010. - 688 с.

    Таблица 2 - Примеры психических явлений

    Группы психических явлений

    Частные примеры

    Психические процессы

    Ощущения

    Яркость, громкость, соленость

    Восприятие

    Зрительное, слуховое, восприятие пространства, движений, времени

    Внимание

    Устойчивость, распределение, переключение, объем

    Запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание

    Воображение

    Галлюцинации, сновидения, мечты, грезы

    Мышление

    Творческое, репродуктивное, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое

    Внутренняя, эгоцентрическая, вербальная, невербальная

    Психические состояния

    Настроение, удовольствие, неудовольствие, радость, печаль, тревога, удивление, гнев

    Установки

    Изменчивая, фиксированная, социальная,

    Состояние внимания

    Рассеянность, концентрация, сосредоточенность

    Состояние органов чувств

    Адаптация, чувствительность

    Свойства личности

    Способности

    Общие, специальные, теоретические, практические

    Темперамент

    Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик

    Характер

    Целеустремленность, доброта, внимательность, умеренность

    Настойчивость, твердость, стойкость

    Моральные, эстетические, возвышенные, низменные, амбивалентные

    Потребности

    Материальные, познавательные, духовные

    Осознаваемые, неосознаваемые, побудительные, смыслообразующие

    Социально-психологические и массовидные психические явления

    Межличностные отношения

    Симпатии, антипатии, признание, уважение

    Межгрупповые отношения

    Сотрудничество, противостояние, соревнование

    Лидерство

    Групповые (социальные нормы)

    Единые, противоречивые, устойчивые, неустойчивые

    Социальные (групповые) роли

    Роль лидера, роль ведомого, роль организатора, роль исполнителя

    • Законодатели моды, последователи моды, возникновение

    моды, распространение моды

    Правдоподобные, нелепые, слух-пугало, сплетни

    Условия и причины возникновения, влияние на людей

    Общественное мнение (сознание, настроение)

    Виды, функции, роль в жизни общества

    Вера (религия)

    Причины возникновения и существования, роль в жизни людей, мотивы обращения людей к вере

    Таким образом, знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает.

    Из рассмотренных выше вопросов можно заключить, что современная наука психология занимается изучением факторов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. Предметом психологии является - психика человека.

    Современная психология изучает факты и закономерности психической жизни, особенности ее развития и функционирования.

    Психические явления это наши: восприятия, мысли (о чем-то хорошем или плохом), чувства (например, любви, обиды), стремления (получить образование, выйти замуж), намерения (выступить с докладом, решить вопрос), желания (иметь что-то, купить красивую вещь), переживания (личное для человека, событие его внутренней жизни, по поводу плохой отметки, по поводу болезни), размышления, равнодушие (т.е. одно нас интересует, другое нам безразлично), удовольствия (от прочитанной книги, хорошего фильма), возмущение, негодование (видя недостойное поведение человека, критикуем его), радость (от рождения ребенка, приятного подарка), настойчивость (добиваемся осуществления намеченных планов), запоминание, забывание, внимательность.

    • Зафиксируем различие между психическими явления и психологическими фактами: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2012. - 352 с.

    Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта;

    Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики - ее свойств, функций, закономерностей.

    Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект и методы

    психология научный закономерность общество Все вышесказанное позволяет нам с достаточной долей уверенности предположить, что предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения...

    Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы

    Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche - «душа», logos - «слово», «учение»). В современном мире понятие «душа» сменилось термином «психика»...

    Предмет и задачи инженерной психологии

    Как и любая другая научная дисциплина, инженерная психология имеет объект и предмет своего исследования. Объектом науки признается та сторона действительности, на изучение которой и направлена данная наука...

    Психика и деятельность

    Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность...

    Психология и педагогика

    Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой...

    Психология как наука

    Для начала стоит ввести определения "предмет" и "объект". Объект-часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека. Предмет - часть объекта интересующего исследователя. Объектом психологии является психика...

    Психология как наука

    Наука о душе возникла за несколько тысячелетий до начала н.э. Термин «психология», заменивший со временем древнее название «наука о душе», появился в научном обороте в XVI в., но окончательно это название закрепилось спустя примерно два столетия...

    Психология управления

    Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем. Кибернетика - наука об управлении, связи и переработке информации в биологических...

    Социальная психология

    7 2 2 3 2 5 Тема 1.3. История формирования социально-психологических идей 2 2 2 Тема 1.4. Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии 2 2 2 Тема 1.5...

    Социальная психология

    Особенности исторического развития социальной психологии в России. Преимущественное развитие социальной психологии в рамках социологии в первой трети XX века. Формулирование основ социальной психологии в рамках психологической традиции...

    Специфика отечественной социальной психологии

    Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т.е., отличающимися друг от друга. Социальная психология изучает: - психологические процессы, состояния и свойства индивида...

    Эмоции (виды, особенности, подходы к изучению)

Человек в психологии выступает одновременно и объектом, и предметом, и субъектом познания.

Существуют различные точки зрения на то, что именно изучает психология. В буквальном смысле: психология - наука о душе. Но позитивистская традиция развития науки требует объективации изучаемых феноменов. Душу трудно объективировать, изучать каким-то эмпирическим или экспериментальным методом. И поэтому становление психологии как науки связано с развитием представлений о ее объекте и предмете. Психология ищет ответы на вопросы о фактах и причинах поведения и сознания человек (или другого носителя психики). В самом расширительном плане объект психологии - психика и ее проявление (поведение, деятельность, активность) во взаимодействии с окружающей действительностью.

Объект (от лат. objectum - буквально "брошенное перед чем-либо") то, что воспринимается, мыслится, обсуждается и обрабатывается, в отличие от субъекта (того, кто это воспринимает, мыслит, обсуждает и обрабатывает).

Предмет исследования в психологии исторически претерпевал изменения с развитием психологического знания и психологии как науки.

Предмет - всякий объект, выступающий как ограниченный или завершенный; то, чему могут принадлежать свойства и что может состоять в определенных отношениях с другими объектами.

Человек как предмет психологии вписан в разные сферы человеческого существования: психосферу (область психических феноменов), этносферу (область этнической культуры), ноосферу (область человеческого знания), биосферу (оболочка Земли, заселенная живыми организмами). Это определяет сложность и многомерность предмета психологии, ее парадигм, подходов и методов (рис. 1.2).

Развитие предмета исследований в русле психологического знания в истории психологии противоречиво. С Античности в рамках философско-психологических воззрений предметом психологии можно считать душу во взаимосвязи с телом , а в Средневековье в рамках теологических учений - бессмертную душу (скорее в противопоставлении с телом).

О - онтогенез; С - социализация; Ж - жизненный путь; Л - личность; И - индивид, Ин - индивидуальность

Со становлением научного знания с XVII-XVIII вв. психологические учения все еще пребывали в рамках предмета "душа", но выделяется проблема сознания. Сознание рассматривалось как знание души о самой себе.

Становление психологии как науки связано не только с выделением сознания как предмета исследований, но и с появлением эмпирического метода. Первым таким методом в психологии становится интроспекция. Суть интроспекции - сознание изучает проявление сознания, произвольно обращаясь к различным проявлениям психического.

Интроспекция (лат. introspecto - гляжу внутрь, всматриваюсь) - метод исследования человеком актов собственной активности; мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т.н. Метод самонаблюдения как научный использовался и с появлением экспериментальной психологии Вильгельма Вундта.

Рене Декарт (1596-1650) свойства души вообще свел к понятию "мышление ". Известно его утверждение "Мыслю, следовательно, существую" (лат. - "Cogito, ergo sump; фр. "Je pense, done je suisp - "Я мыслю - значит я есмь"), сформулированное в книге "Рассуждение о методе". Более точно фраза звучит как "Dubito ergo cogito, cogito ergo sum" - "Я сомневаюсь - значит мыслю; я мыслю - значит существую". Сомнение, в рамках учения Р. Декарта, выступает одним из модусов мышления. И основным предметом психологии, фактически, становится даже не сознание, а мышление. Но в целом, в рамках ассоцианизма (одного из центральных научных направлений развития научной психологии с XVII вплоть до начала XX в.), предмет психологии - сознание.

Ассоцианизм - направление в психологии, в котором ассоциация - главный объяснительный принцип психической жизни. В основе ассоцианизма лежит представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм. И о том, что проявления психической жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации. Ассоциации связывают различные элементы психического в единство и целостность сознания.

В начале XX в., в период активного становления экспериментальной и эмпирической психологии, по определению Л. С. Выготского, происходит кризис методологических основ психологии: "психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII - начале XIX века" . Результатом "открытого кризиса в психологии" стало появления различных научных школ, часть из которых своим предметом продолжало рассматривать сознание (например, гештальтпсихологія), а другие же в качестве предмета психологии определили другие феномены: поведение (бихеовиоризм), динамику сознания и бессознательного (психоанализ); развитие высших психических функций (культурно-историческая психология) и др. Каждое направление в психологии стало опираться на свои методологические основы, определять свой предмет исследования, пользоваться своим, соответствующим предмету, методом исследования. Фактически, с начала XX в. невозможно говорить о единстве развития предмета и метода в психологии как науке.

В структуре психики в отечественной психологии обычно выделяют три группы явлений:

  • 1) психические процессы (познавательные - ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь, внимание; эмоциональные - возбуждение, радость, негодование, злость и др.; волевые - принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.);
  • 2) психические состояния (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние и др.);
  • 3) психические свойства (направленность, темперамент, способности, характер) .

Психология, даже в ряду других гуманитарных (т.е. изучающих человека) наук, обладает важной особенностью. В ней предмет и субъект исследования - не просто одно и то же лицо, и один и тот же инструмент. По сути, во всех других науках предмет исследования и инструмент исследования - внешние по отношению к субъекту исследования. В психологии же феномены психического изучаются посредством психических феноменов. Основная проблема, в связи с этим, - субъективизм психологии как науки.

Субъект (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе, от sub - под и jacio - бросаю, кладу основание) - человек как носитель активности, деятельности, сознания и познания.

Психические феномены (ощущения, образы, представления, мышление, память, речь, воображение, мотивы, потребности, эмоции, чувства, воля и др.) свойственны каждому из нас. И мы невольно рефлексируем в отношении проявлений нашего сознания, поведения, психических процессов. Но наше обыденное познание психического еще не есть наука, так как знания из нашего личного опыта конкретны, а не обобщены и носят интуитивный характер, а не рационально осознаны. Они основываются на повседневном наблюдении, а не на эксперименте или статистически значимом эмпирическом опыте. По словам Л. С. Рубинштейна, "знание, представленное в сознании индивида, является единством объективного и субъективного" . Достижение объективности в психологическом знании - и есть путь развития психологии как науки. "Сознание конкретного реального индивида - это единство переживания и знания" . "Сознание - единство субъективного и объективного " . И в этом контексте задача психологии как науки - преодолеть субъективизм психологического знания (что в предельных точках невозможно, но само движение к объективизации знания о психическом - и есть развитие психологической науки).

Начала психологического знания. Исторически первые психологические знания можно рассматривать с появлением различных культурных форм рефлексии и обобщения знаний о психическом, появлении концепта души, представлений о средствах и способах коммуникации, эмоциональной регуляции и т.п. То есть это можно отнести к зарождению человеческой культуры. Древние люди, пытаясь объяснить такие явления, как сновидения, обморок, смерть, пришли к мысли, что наряду с телом существует еще бессмертная его жизненная сила ("душа"), которая может отделяться от пего и существовать самостоятельно.

Душа - значимое культурное понятие, позволяющее человеку осознавать одновременно свою уникальность и связь с родом, миром в целом, вписывающим человека в общую этническую картину мира, сообразную космогоническим мифам. Говоря о психологическом смысле в истории человечества концепта души, Л. С. Выготский писал: "Человек выдвинул идею души, пытаясь овладеть своим внутренним миром, она была первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли..." .

В разных традиционных культурах исторически сложились и в какой-то мере продолжают существовать достаточно отличные представления о душе, которые соотносятся с общей этнической картиной мира и задают смыслы жизнедеятельности человека в мире. По сути, мы можем с определенными оговорками рассматривать концепт души как имплицитную теорию личности, заложенную в этнической картине мира. Осознание в себе души - одно из исторически первых психологических средств работы со своим внутренним миром. Но при этом человек еще мало автономизирует себя от рода и не противопоставляет себя миру. Концепт души позволяет человеку осознавать себя внутри мира, как часть окружающего пространства, в связи с этнически определенными образами времени. Кульминационные смыслы души и ее сущность чаще всего раскрываются в моменты перехода в этот мир и из этого мира. А вот откуда и куда - задастся мировоззренческими системами, сложившимися в этносе, удерживаемыми космогоническими представлениями.

Концепт души в традиционном мировоззрении многих этносов рассматривается как жизнедеятельность человека в единстве анатомических характеристик, физиологических, эмоциональных процессов, менталитета и не мыслимая вне рода, этноса, окружающего мира. Ряд общих смыслов первичного концепта души, стоящего в преддверии личности, позволяет человеку:

дифференцировать представления о собственных психологических свойствах, жизненной силе;

увидеть особенности психического развития в системе основополагающих культурных ценностей, т.е. задающих систему притязаний.

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т.д. Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Предмет психологии – психика человека. Психологические знания обозначаются термином “психология”, образованным от греческих слов psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение. В первом, дословном своем значении психология – это знание о психике, наука, изучающая ее.

Область психического в широком понимании – это:

1) отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ;

2) сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек.

Сознание – это высшая форма психики, необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

В прикладном значении слово “психология” относят и к самой психической, “душевной” жизни, выделяя тем самым особую реальность.

При этом, если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида.

Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей):

а) способов поведения;

б) общения;

в) познания окружающего мира;

г) убеждений и предпочтений;

д) черт характера.

Общей задачей психологической науки является изучение как психики субъекта, так и его психологии. Понятие “психолог” – обладатель этого знания. Психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Практический психолог – это человек, “понимающий душу”, разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях.



В историческом развитии сложились две разные области психологического знания – научная и житейская (обыденная) психология. Научная психология возникла сравнительно недавно. Житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того, чтобы дать общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними "явлениями". Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания. В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.

Традиционные представления о предмете психологии. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тень", обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.



Душа как предмет изучения. Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".

Непосредственный опыт как предмет психологии. Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В.Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.

Предметом психологии являются законо­мерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особен­ности. Психология изучает внутренний мир человека как сознатель­ного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних пе­реживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблю­дению и именуемых психикой.