Психология как наука развивается начиная с. Общая психология. Беседа как один из важнейших научных методов

Общая психология - это наука, которая интересна как для психолога, так и для юриста, социолога. Сталкиваются с ней и представители ряда иных профессий. Она изучает закономерности развития человеческого сознания, формирование внутренних процессов, психические состояния, свойства личности и так далее. Более того, как в любой другой науке, основы общей психологии включают не только теоретические базовые знания, но и многочисленные исследования научных деятелей. Существование этой отрасли невозможно без изучения методов, функций, а также основного терминологического аппарата.

Предмет науки

Общая и социальная психология в обязательном порядке обладают собственным предметом. Так, основное внимание направлено на следующие факторы:

  • психическая активность;
  • память;
  • характер;
  • мышление;
  • темперамент;
  • эмоции;
  • восприятие;
  • ощущения и так далее.

Данные явления рассматриваются в тесной взаимосвязи не только с жизнью человека, но и деятельностью всего окружающего мира. При изучении данного вопроса большое внимание необходимо уделять принадлежности личности к определённой этнической группе, учитывать исторические предпосылки её формирования. Изучению также подлежат многочисленные познавательные процессы, происходящие внутри человека. Особым направлением психологии являются межличностные взаимоотношения в социальных группах различного количества.

Учебный курс

Общая психология - это общетеоретическая наука. Она тесно переплетается с педагогикой, социологией, искусствоведением, философией, языкознанием и так далее. Введение в общую психологию начинается с многочисленных исследований. Благодаря им эта наука не стоит на месте и приносит заметную пользу обществу.

Полный теоретический курс включает в себя общая психология. Темы подразделяются на определённые разделы: введение, общие понятия, исторический ракурс, методы, принципы, система, особенная часть, зарубежный опыт и так далее. Особую роль в психологии играет практика, которая показывает результаты педагогической и практико-психологической работы.

Методы общей психологии

В данной науке существует огромное количество методов. Каждый из них широко используется в практической деятельности. Общая психология - это вершина всех психологических отраслей. Основное отличие от иных областей заключается в том, что здесь используются специфические методы. Например, в качестве основополагающей базы используются:

  • Наблюдение.
  • Эксперимент.
  • Беседа.
  • Анкетирование и так далее.

Общая характеристика метода наблюдения

Особенно подробно о способах исследования рассказывает автор многих учебников по фамилии Маклаков. Общая психология включает такой метод, как наблюдение, которое по праву считается самым древним способом познания. Самая простая и известная его форма - житейская жизнь и житейское наблюдение. Даже если вы обратите на себя внимание, то заметите, что пользуетесь этим психологическим методом изо дня в день. Выделяют следующие виды наблюдения:

  1. Кратковременное и долговременное, которое может протекать в течение нескольких лет.
  2. Выборочное.
  3. Сплошное и специальное. В последнем случае наблюдатель сам погружается в исследуемую атмосферу.

Каждое наблюдение состоит из нескольких этапов:

1. Обязательная постановка конкретной цели и ряда задач, помогающих достичь ожидаемых результатов.

2. Выделение конкретного исследования, ситуации.

3. Определение ряда способов, которые оказывают минимальное влияние на исследуемый объект.

4. Определение формы закрепления и обработки данных.

Считается, что большей объективностью обладает внешнее наблюдение, так как закрепление результатов осуществляется посторонним человеком. Данный метод также подразделяется на прямое и косвенное. Отдельно выделяется такой вид, как самонаблюдение. Данный метод обладает эффективностью лишь во взаимодействии с экспериментом и беседой.

Беседа как один из важнейших научных методов

Общая психология - это многогранная наука. Именно поэтому один метод имеет огромное количество различных вариантов применения на практике.

Важнейшим значением в психологии обладает беседа. Она представляет собой прямой или косвенный сбор сведений об опрашиваемом лице. Полученная информация может фиксироваться как письменно, так и устно. Вследствие последующей обработки полученных сведений, делаются выводы благодаря тщательному анализу.

Беседы также подразделяются в зависимости от характера разговора. Так, выделяют интервьюирование, когда человек отвечает на заранее подготовленный перечень вопросов, опрос и анкетирование. Все вышеперечисленные виды имеют отличительные особенности, например, при анкетировании собеседник отвечает письменно.

Как показывает практика, самым эффективным методом сбора данных является личная беседа исследователя и исследуемого. Создаётся атмосфера доверительного отношения, благодаря которой собеседники чувствуют себя комфортно и непринуждённо. Для того чтобы собрать максимальное количество информации, тому, кто проводит опрос, необходимо тщательно подготовиться. Во-первых, составить план беседы и определить все проблемы, решение которых важно найти.

Беседа предполагает не только дачу ответов в определённой форме, но и вопросы от обследуемого лица. Как показывает практика, наиболее полную информацию можно получить в результате проведения двухсторонней беседы.

Эксперимент как психологический метод

О данном методе исследования подробно рассказывает Маклаков, «Общая психология» - одно из самых достойных его творений, где подробно освещаются все вопросы и нюансы проведения.

Экспериментом называют активное вмешательство в жизнь и деятельность обследуемого человека. Причём сделать это может как сам экспериментатор, так и лицо, заранее договорившееся с ним. В процессе используемого метода создаются определённые условия. В качестве результата эксперимента выступает определённое поведение или поступки испытуемого в создавшейся ситуации.

Данный метод также подразделяется на несколько видов. Наиболее популярным является лабораторный эксперимент. Он протекает в особых, специально созданных условиях. Обязательное условие - использование специфической аппаратуры. Все действия контролируются заранее определённым регламентом. Отличительная особенность данного вида заключается в том, что испытуемый осознаёт, что в данный момент проходит эксперимент. Разумеется, он не знает с какой целью создаются условия, однако данный факт может скорректировать его поведение. А это уже заметно сказывается на достоверности полученных данных.

Некоторые эксперименты могут проводиться единоразово, другие - многократно. Кроме того, одни предназначены для получения результата благодаря анализу поведения конкретного человека, другие - группы людей.

Тесты

Много рассказывает о тестах общая психология. Учебник любого автора содержит информацию о данном виде методов. Тесты представляют собой определённое испытание, которое позволяет установить у конкретной личности определённый набор качеств и свойств характера. Они представляют собой кратковременные и одинаковые для всех задания. Тесты могут быть собраны как по мере готовности испытуемого, так и по истечении определённого периода времени. Кроме того, по результатам исследования делается вывод о наличии тех или иных личностных качеств и свойств, уровень развития индивида.

Тесты используются психологами для того, чтобы установить прогноз на будущее, предугадать поведение личности. Кроме того, благодаря проведению такой работы сотрудниками учреждений ставятся диагнозы. Все тесты должны быть правильно оформленными, а также отражать суть полученных результатов. Каждый вопрос должен преследовать определённую цель (например, узнать уровень развития личности в учебном плане или же сформировать криминогенный психологический портрет преступника и так далее) и иметь научное обоснование. Надёжность и точность - ещё одни качества, обязательные для проведения тестов.

Специфика генетического метода

Предмет общей психологии неразрывно связан с генетическим методом и генетическим принципом. Его суть заключается в необходимости исследования конкретной личности с той целью, чтобы определить общие научные закономерности. Отражение данного метода можно проследить как при наблюдении, так и при проведении эксперимента.

Объект общей психологии

Объект - это необходимое условие существования каждой науки. Важно отличать его от предмета, ведь это определённая отрасль, научный аспект, который в той или иной степени затрагивается исследователем. Что касается предмета, то он представляет более конкретные направления деятельности, которые освещаются в науке.

Объектом общей психологии является психика как всего человечества в целом, так и конкретной личности, индивидуума. Данное понятие рассматривается как одна из форм взаимодействия существ с окружающим миром. Ведь именно психика дарит способность претворять в действительность свои мысли, поведение, решения, побуждения и так далее. Более того, любая информация, которая воспринимается человеком, является основой его функционирования. Психика позволяет получить представление о душевном и телесном, о внутреннем и внешнем, о чём подробно рассказывает общая психология. Учебник по данной дисциплине также даёт понятие предмета науки, который был описан ранее.

Виды предмета

Масштабность предмета рассматриваемой науки даёт основание для разделения его на несколько видов:

  • Процессы, то есть те явления, в результате которых появляются мысли, чувства и так далее.
  • Состояния - определённая форма восприятия окружающего мира: бодрость, подавленность и так далее.
  • Свойства - определённые качества человека, которые делают его индивидуальным в психологическом плане (трудолюбие, целеустремлённость и так далее).
  • Новообразования - умения, навыки, знания, которые человек приобретает в результате обучения, опыта и так далее.

Каждая из вышеперечисленных сфер предмета не может рассматриваться отдельно, так как все вопросы взаимосвязаны между собой.

Социальная психология

На сегодняшний день, самой популярной и актуально отраслью общей психологии является социальная психология. Данная наука изучает особенности человеческого поведения и деятельности конкретного человека в социуме. Истоки науки закладывались во второй половине 19 века.

Данная дисциплина представляет собой слияние психологии и социологии. Прежде, чем она начала отдельное существование, на протяжении многих лет собирались данные о человеке, его психологии и обществе. Первоначальные истоки заложены в философии, антропологии, языкознания, этнографии и так далее. Гегель, Фейербах и другие учёные являются наиболее яркими фигурами в мире социальной психологии.

Обнаружить и описать общие понятия и методы психологической науки, составляющие содержание предмета общей психологии, можно лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в специальных отраслях психологии. Вместе с тем результаты исследований в области общей психологии – это фундаментальная основа развития всех отраслей психологической науки. Именно этими параметрами определяется предмет общей психологии как научной и учебной дисциплины человеческого познания, исследования и воздействия.

Предмет общей психологии – это психика человека , а именно, – её общие, повсеместные, присущие абсолютно всем людям явления, феномены, параметры. В дисциплине «Общая психология» изучаются те психические явления, которые, во всей широкой психологической норме (включая, например, акцентуацию характера), имеют практически абсолютный характер для всех людей без исключения, – без различия возраста, пола, социального статуса, имущественного положения, образовательного уровня, культурного уровня и других характеристик. Итак, предмет научной и учебной дисциплины «Общая психология» – это целостный комплекс (система) нескольких психологических частей (компонентов), составляющих собою психику человека: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психологические свойства; 4) психические образования, 5) психическая деятельность . Все эти аспекты являются базовыми компонентами психики любого человека как представителя вида Homo sapiens.

Психические процессы с позиций системной психологии, согласно Б. Н. Рыжову, и психика как система по Рыжову Б. Н .

Борис Николаевич Рыжов полагает, что с системных позиций психика предстаёт как внутренняя, субъективная, информационная по своей сущности система, элементами которой являются различные информационные образования и блоки, – от самых простых ощущений до самых сложных образов, понятий и представлений. Б.Н. Рыжов пишет о том, что пользуясь предложенной в когнитивной психологии компьютерной метафорой, психика – это весь внутренний "софт" субъекта, включая "драйверы", "утилиты", "программную среду" и все богатство загруженных к данному моменту "программ" и "документов". По Б.Н. Рыжову, итоговая, системная функция психики состоит в подготовке и выдаче импульсов для обеспечения внешней, продуктивной деятельности человека, направленной на развитие и сохранение биологической и социальной макросистемы. Рыжов Б.Н. пишет, что учитывая это, в предыдущих частях исследования были рассмотрены вопросы инициации и системной организации продуктивной деятельности человека, имея в виду, прежде всего, объективный результат этой деятельности и полученный в процессе произведённой работы внешний эффект. Б.Н. Рыжов указывает на то, что в системной литературе это направление относят к функциональному описанию систем. Б.Н. Рыжов пишет о том, что при этом, как, например, указывают В.В. Дружинин и Д.С. Канторов, всякий объект интересен для нас результатом своего существования. Поэтому, полагает Рыжов Б.Н., сталкиваясь с новым объектом, мы, прежде всего, интересуемся его функцией. Соответственно, и первое описание системы должно быть функциональным описанием. Б.Н. Рыжов полагает, что функциональное описание даёт главным образом характеристику внешних связей системы и направлений их возможного изменения. Б.Н. Рыжов пишет про то, что в зависимости от степени воздействия на окружающую среду и характера взаимодействий с другими системами В.В. Дружинин и Д.С. Канторов выделяют следующие типичные функции систем: пассивное существование, когда рассматриваемая система представляет собой, прежде всего, материал для других систем; обслуживание системы более высокого порядка; противостояние другим системам, среде; поглощение (экспансия) других систем и среды; преобразование других систем и среды. Рыжов Б.Н. утверждает, что эти функции могут меняться в течение времени, переходить от одного состояния к другому, и что может меняться и темп этих переходов. Рыжов Б.Н. считает, что вообще временной аспект функционирования систем представляет особый интерес и тесно связан с внутренними процессами, происходящими в системе. Рыжов Б.Н. заявляет, что можно отметить, что внутреннее время системы не всегда совпадает с внешним временем окружающих её других систем или среды. Рыжов Б.Н. полагает, что так, например, в начальной стадии зарождения и формирования системы её внутреннее время может обгонять внешнее, так как темп внутренних преобразований системы на этом этапе превышает средний темп преобразований среды. Рыжов Б.Н. постулирует, что с позиций среды развитие рассматриваемой системы в данном случае идёт ускоренным путём, а с позиции самой системы внешнее время течёт медленно или даже останавливается. В дальнейшем темповые характеристики внешних и внутренних преобразований могут выровняться, а затем внешнее время может начать обгонять внутреннее. В пожилом возрасте люди часто сетуют, что время летит слишком быстро, тогда как в детстве нередко казалось, что оно тянется бесконечно.

Б.Н. Рыжов заявляет, что, в отличие от функционального описания, морфологическое и синтаксическое описание даёт характеристику внутреннего строения системы. В это описание обязательно входит характеристика её элементного состава и структуры связей. Б.Н. Рыжов говорит, что в традиционной психологии синтаксическому описанию психики уделялось значительное место. Б.Н. Рыжов говорит, что при этом исследователи имели ввиду изучение субъективных по своей природе, внутренних психологических механизмов деятельности, называемых психическими процессами. Б.Н. Рыжов говорит, что со времён Аристотеля в их числе назывались внимание, ощущение, восприятие, память, воображение, воля и мышление. При этом, говорит Б.Н. Рыжов, по Аристотелю воля и мышление составляли группу высших психических функций, присущих только человеку, а остальные процессы относились к низшим функциям, свойственным в той или иной мере уже и животным. За истекшие почти два с половиной тысячелетия в этом списке изменилось не столь уже многое, говорит Б.Н. Рыжов. Во всяком случае, по мнению Б.Н. Рыжова, и современные авторы склонны выделять на общепсихологическом уровне те же процессы, объединяя большую их часть в группу познавательных процессов и выделяя в особую группу эмоциональные и волевые процессы. Зато отдельные школы психологии, в особенности когнитивная школа, по взглядам Рыжова Б.Н., предприняли углублённый анализ сущности и форм психических процессов, добившись в этом определённых успехов.

Согласно взглядам Рыжова Б.Н., перед нами стоит задача рассмотреть, чем являются психические процессы с позиций системной психологии, рассматривая их как процессы организации и преобразования психической системы.

ПСИХИКА И КОМПОНЕНТЫ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, изначально (первично) заключающееся (выражающееся) в 1) отражении (способности, возможности отражать) субъектом (человеком) объективного (окружающего) мира, в 2) построении субъектом неотделимой от него (своей) картины этого мира и в 3) саморегуляции субъекта, осуществляемой им на основе своего поведения и собственной деятельности. Это три измерения психики: 1) психическое отражение, 2) построение своей картины мира, 3) психическая саморегуляция. Психика – это субъективное отражение объективной реальности. Психика – это единая функциональная система.

Под понятием «высокоорганизованная материя» первично понимается головной мозг. Понятие высокоорганизованной материи физиопсихически определяется в широком смысле как ЦНС и в узком смысле как головной мозг.

Психическое отражение – это уникальное свойство психики, проявляемое людьми в процессе осуществления жизнедеятельности и заключающееся в принципиальной возможности, уникальной способности психики запечатлевать, сохранять, трансформировать и воспроизводить в форме субъективных образов, с различной степенью адекватности, признаки, структурные характеристики и разнообразные феноменальные отношения объектов. Человек отражает, чувствует и осознаёт объективную (внешнюю) реальность и производит отражение субъективной (внутренней) реальности посредством (с помощью) психических познавательных процессов и психических эмоциональных процессов.

Наряду со сказанным выше, отметим ещё некоторые особенности отражения, а именно – психосоциальные параметры отражения, выделенные Борисом Николаевичем Рыжовым . Согласно Б.Н. Рыжову, так же, как индивид воспроизводит собственную информационную структуру посредством воздействия на окружающую его среду, так и структурные особенности среды отражаются на индивиде. Это отражение, будучи важнейшим фактором прогресса биологических систем, на низших ступенях эволюции имеет случайный, хаотический характер. На более высоких ступенях развития отражение внешней среды приобретает черты упорядоченности. Появление психического отражения связано с образованием новых информационных структур, материальным носителем которых по-прежнему является биологический индивид, но существенной особенностью – воспроизведение связей внешнего мира. На ранних стадиях развития вторичные информационные структуры играют лишь вспомогательную роль в жизнедеятельности индивида, организуя и корректируя инстинктивные формы поведения. Но прогресс биологических систем связан с тем, что, наряду с генетически усвоенной вторичной информацией, увеличивается число подобных информационных структур, образовавшихся уже при жизни индивида, посредством его взаимодействия с другими представителями вида. Увеличение «банка» информационных структур приводит к тому, что возникает возможность их взаимодействия, соответствующим образом изменяющего поведение индивидов. Консолидация вторичных информационных структур в новую систему, т.е., приобретение их совокупностью особой функции – организации поведения индивида, означает возникновение новой разновидности информационных систем – социальных.

Психология - наука и система знаний о закономерностях, мелет и шах, психических фактах и явлениях в жизни человека.

Психические факты обнаруживаются объективно, внешне: в мимике, психомоторных действиях, движениях, деятельности и творчестве, и субъективно, внутренне: в процессах ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, чувствах, воле и т.д. Вместе с тем их содержание может как осознаваться, так и существовать в неосознаваемой форме.

Противоречия внутреннего и внешнего в психике человека разрешаются при помощи движений, действий и поступков, которые выражают отношение человека к людям, природе и обществу.

Основными механизмами психики человека являются: отражение, проектирование и опредмечивание - превращение сил и способностей человека в форму материальных предметов или знаковых систем.

В продуктах деятельности отражаются неповторимость, самобытность и индивидуальность - мера человека - его творческий потенциал.

Для получения объективных и точных данных о закономерностях, механизмах и психологических фактах используются методы исследования. Метод - способ познания и применения системы приемов для достижения поставленных целей. Например, существуют методы самовоспитания, методы управления, методы научного творчества и т.п.

В психологии разработаны методы изучения психических фактов и феноменов. К ним относятся: наблюдение, самонаблюдение, эксперимент (лабораторный, естественный и экспериментально-генетический) , метод экспертных оценок, анкетирования, интервью, тестов и т.п.

Главное требование к методам научного исследования в психологии: давать вероятностные знания, вести к объективному отражению психических фактов и феноменов оптимальным путем - в соответствии с законом оптимальности. Те же требования касаются и методов практической деятельности человека - они призваны гармонизировать его психику, действия, деятельность и творчество - с минимальными затратами энергии, времени и труда.

Выполнение этих требований предполагает методичность - последовательность и организованность действий на основе одного метода или системы методов в познании, обучении, трудовой деятельности. Поэтому методичность является необходимым условием и системообразующим фактором оптимизации человеческой деятельности.

Общая психология - одна из наук о человеке. Предмет ее изучения - сложнейшая сфера жизнедеятельности человека - психика. Сложность психики, как явления, обусловлена тем, что она является высшим продуктом биологического и общественного развития живых существ. Сложной является и функциональная сторона психики. Она - способ ориентации организма в окружающем мире, регулятор поведения и деятельности в динамичных условиях среды.

Психическая активность человека направлена на разные предметы. Удовлетворяя материальные (органические) и духовные потребности, человек ищет и получает из окружающей природной и социальной среды необходимые источники существования, приобретает знания, планирует свои действия, определяет способы и пути их осуществления, напрягает свои силы, чтобы достичь поставленную цель, переживает успехи и неудачи.

Все это - психическая активность человека, предмет изучения психологии.
Предмет психологии - закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмов.

Круг явлений, которые изучает психология, у каждого человека проявляется четко и выразительно - это чувства, мысли, образы, восприятие, стремления, желания, воображение и взгляды и т. п., все, что составляет внутреннее содержание нашей жизни, данной нам непосредственно и принадлежащей нам.

Психическое явление - собственность человека.

Чувства, мысли, образы, восприятие, стремления, желания, воображение и взгляды так или иначе связаны с тем, что находится во внешнем мире, что отражено человеком. Отражение - духовное богатство, которое связывает человека с культурой человечества и ноосферой.

Психическое - отражение взаимодействия со средой обитания, действительностью. Человек, отражая действительность, сам является частью этой действительности. В состав отражения входит и отражение самого себя, которое человек переживает в форме чувствования себя. Вот почему психические явления выступают как процессы, свойства конкретного мира человека; поскольку в их составе содержится то, что ему особенно близко и ценно.

Психическое - субъективное отражение.
Субъективность как свойство отражения налагает отпечаток на отношение человека к своему окружению. Это отражение определяется личными взглядами, интересами, вкусами и т.п., что и свидетельствует об отличии человека от других людей, его неповторимости. Чрезмерная субъективность в отражении ведет к ошибочным взглядам, позициям, оценкам и суждениям, что повышает вероятность ошибок в действиях и деятельности.

Психическое явление - регулятор взаимодействия с факторами внешней среды.

Чувства, мысли, образы, восприятие, стремления, желания, воображение и убеждения так или иначе связаны с тем, что расположено вне человека, что он отражает.

Психическое явление может развиваться по содержанию, глубине и регулирующей силе отражения, упорядоченности действий и деятельности человека.

В психическом, как регуляторе действий и деятельности, таится огромный потенциал развития механизмов психики: отражения, проектирования и воплощения. Ведь человек не только отражает, но преобразует окружение в новые формы, строит их согласно законам гармонии, а это, в свою очередь, способствует улучшению его жизни и деятельности.

Общая характеристика психологии как науки всегда особое внимание уделяет структуре этой дисциплины. Не удивительно, ведь современная психология - это очень разветвленная наука.

Дифференциальная психология изучает психические различия, возрастная - особенности психики, диктуемые возрастом, - психические черты представителей тех или иных общественных групп… Перечислять отрасли можно долго. А ведь еще есть прикладные направления - психология труда, спорта, военная…

Но всего этого не было бы без основы основ, фундамента, базы, корней того дерева, которое потом дает жизнь множеству веток и веточек, - общей психологии.

Предмет, структура

Общая психология - как и следует из ее названия - это наука, изучающая самые общие закономерности работы психики, объединяющая психологические знания, определяющая важнейшие понятия и методы исследования . Следовательно, предмет общей психологии - это , то есть способность мозга отражать явления и события внешнего мира. Причем нужно учитывать, что явления эти объективны, а отражение их, напротив, субъективно.

Казалось бы, как просто! Предмет науки обозначается предельно кратко, всего-то одним словом. Однако простота эта обманчива. Если полностью называть то, что изучает психология, понадобится не один абзац текста.

Психика проявляет себя в трех формах: психические процессы, состояния и свойства. Они перечислены по возрастанию устойчивости.

  • Процессы - самые динамичные явления психики. Они имеют начало, развиваются и заканчиваются, а проявляются в виде реакции.
  • Состояния более устойчивы. Это высокая или низкая активность психики в данный момент времени. Состоянием может быть сон или, наоборот, бодрствование, а также . Сюда же причислим сосредоточенность, рассеянность, апатичность, вдохновение и так далее.
  • Свойства стабильны. Эту группу составляют характер, темперамент, система мотиваций и так далее.

Психические процессы принято разделять на три сферы: познавательную, эмоциональную и волевую. К первой относятся, скажем, ощущение, речь. Ко второй, конечно же, чувства и переживания. Наконец, третью составляют волевые усилия, исполнения решений.

Интересно, что это фундаментальное разделение на процессы, состояния и свойства психики может рассматриваться не только как предмет, но и как структура общей психологии. По такому принципу строятся и учебники по этой дисциплине. Сначала изучаются предмет и задачи общей психологии, затем - ее история, методы. А потом отдельно - разделы. Процессы и свойства при этом изучаются детально, а вот состояниям редко посвящаются самостоятельные главы.

Имена, категории, методы

Если бы общую психологию нужно было охарактеризовать максимально сжато, буквально в нескольких словах, то сделать это можно было довольно просто. Достаточно назвать основные понятия общей психологии, ее методы исследования и наиболее выдающихся деятелей.

Самые важные понятия мы, собственно говоря, уже назвали, когда говорили о предмете изучения дисциплины. Кроме того, общая психология немыслима без понятий «мышление», «сознание», «личность», «деятельность», « ». Для каждого из них существуют десятки определений, и каждому можно посвятить не просто отдельную научную статью, но и целые тома специальной литературы.

Современная психология как наука не состоялась бы без тех людей, которые внесли особенно большой вклад в ее развитие. Если вспоминать специалистов, которым отечественная общая психология обязана больше всего, то первым на ум, конечно же, придет Сергей Леонидович Рубинштейн. Его фундаментальный труд «Основы общей психологии», впервые изданный еще в 1940 году, до сих пор не потерял актуальности и по сей день используется при обучении психологов.

В одном ряду с ним стоят Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев…

Среди современных исследователей выделяется имя Юлии Борисовны Гиппенрейтер. Она известна не только своей научной работой, но и активной популяризацией психологических знаний.

Какие способы используют психологи, чтобы изучить свой предмет? Или, если сформулировать вопрос более строгим, научным языком, - каковы методы общей психологии? Основных всего два: наблюдение и эксперимент, но каждый, в свою очередь, дробится на множество подвидов. Главное отличие одного основного вида от другого - вмешательство или невмешательство исследователя в то, что он изучает.

Как несложно догадаться, при наблюдении действительность никак ученым не изменяется, он фиксирует ее в точности такой, какая она есть. Но это отнюдь не просто регистрация тех или иных фактов! Важно правильно объяснить их причины и следствия, распознать обусловленность средой, воспитанием или внутренними факторами - спецификой работы нервной системы.

В ходе эксперимента создаются особые условия, в которых в нужном исследователю ракурсе предстает определенное свойство, состояние или процесс психики. Эксперимент может проводиться в специально оборудованной лаборатории (тогда его так и называют - лабораторный) либо в привычной для испытуемого среде (естественный эксперимент).

Кроме того, психологи пользуются и многими другими методами, помогающими «добрать» недостающие сведения о предмете исследования. Например, метод изучения продуктов деятельности - «косвенное наблюдение», как иногда говорят о нем специалисты. Ведь, применяя этот способ, ученый взаимодействует не с самим человеком, а с тем, что он создал: рисунками, чертежами, текстами. Да даже дом, построенный ребенком из кубиков, тоже может служить материалом для психологического анализа! Это ведь тоже продукт деятельности - игровой.

Помимо этого применяются беседа, анкетирование, опрос и, разумеется, всем известные психологические тесты. Только это не те тесты, которые мы каждый день видим в Интернете, а специально составленные профессионалами опросники со сложными процедурами оценки и интерпретации ответов.

А зачем она

Курс «Введение в общую психологию» обязательно изучают студенты всех специальностей, прямо или косвенно связанных с психологической наукой. Ведь именно этот фундаментальный раздел дает сведения, без которых невозможно будет углубленное изучение какой-то отрасли психологии, если речь идет о будущих специалистах в конкретной ветви науки.

А если мы говорим о какой-то смежной специальности, как раз косвенно относящейся к психологии, - к примеру, о социальной работе? В этом случае, руководствуясь теми базовыми, общими знаниями, которые они получили в данном курсе, будущие соцработники смогут гораздо эффективнее выстраивать свои отношения с клиентами.

И это принесет двойную пользу: во-первых, специалисты уберегут себя от лишних переживаний, а во-вторых, глубже вникнут в проблему того, кто к ним обратился. Психология вообще крайне важна для тех, кто избрал профессии, предполагающие тесное общение с людьми, особенно с «трудными», требующими особого подхода группами (например, совсем маленькими детьми или, наоборот, пожилыми людьми, людьми с особенностями развития).

«Ну хорошо, - скажет кто-нибудь из читателей. - Специалистам, понятно, нужно все это знать. А обычным людям зачем?» Обычным людям глубоко вникать, может, и незачем, но вот в целом общая психология, хотя бы две-три книги по ней, будут полезны каждому, независимо от его профессии и образования. Да, специалист и неспециалист будут усваивать информацию в такой литературе на разных уровнях, но и тот и другой смогут почерпнуть для себя что-то ценное.

Почему люди поступают так или иначе? Что на самом деле чувствует собеседник, о чем молчит близкий человек? Что именно привлекает или отталкивает в определенной личности? Согласитесь, такие или подобные вопросы мы задаем себе едва ли не каждый день. Ответы на них содержатся в книгах по психологии. Немного времени - и за всей, на первый взгляд, чрезвычайно сложной и запутанной теорией психологии постепенно проступит понимание образа мыслей и действий людей.

И может быть, начав с популярных или адаптированных изданий, вы так увлечетесь, что и «Основы общей психологии» Рубинштейна покажутся самой интересной книгой на свете. Автор: Евгения Бессонова


Введение

.Предмет психологии как науки и ее основные категории

1Психология как наука

2Объект и предмет психологии

1Место психологии в современном научном знании

2Общая психология

3Отраслевая психология

.Тестовое задание

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Психология берёт свое начало в глубине тысячелетий. Термин "психология" - (от греч. psyche - душа, и logos -наука) означает "учение о душе". Она возникла еще в древности, на рубеж.е VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Изучение психологии не может сводиться к простому перечислению проблем, идей и представлений различных психологических школ. Для того что бы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология очень тесно связана со многими другими науками: точными, естественными, медицинскими, философскими и т.д. Она представляет собой весьма разветвленную систему наук, которая включает как фундаментальные отрасли психологии, объединяемые термином "общая психология", которая собственно и изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека. Она также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия, так и специальные психологические науки.


1. Предмет психологии как науки и ее основные категории


.1 Психология как наука


Психология, как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. В научном употреблении термин "психология " появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения . Позднее, в XVII-XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название "психология" отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным , непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания . Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.


1.2 Объект и предмет психологии


Для начала стоит ввести определения "предмет" и "объект".

Объект -часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека.

Предмет - часть объекта интересующего исследователя.

Объектом психологии является психика.

В психологии, как науке сложилось два подхода к пониманию психики.

·Идеалистический, в нем психика рассматривается, как первичная реальность , существующая независимо от материального мира.

·Материалистический, в нем говорится, что психика это свойство головного мозга обеспечивать способность отражать предметы и явления окружающего мира.

Предмет психологии многогранен, так как включает в себя множество процессов, явлений, закономерностей.

Под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.

С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие , внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками .

Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности , знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.



1. Психика - субъективный образ объективного мира, форм в процессе познания деятельности и общения.

В психике выделяют такие явления как (Рис 1):


Рис. 1 Виды психических явлений.


vПсихические процессы -это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности, ее "атомы".

)Познавательные:

ØОщущение (психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств)

ØВосприятие (психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.)

ØМышление (способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают.)

ØПредставление (процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.)

ØВоображение (это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.)

)Интегративные:

ØРечь (это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.)

ØПамять (способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию.)

)Эмоциональные:

ØЭмоции (быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление.)

4)Регулятивные

ØВоля (способность сохранять направленность своей деятельности несмотря на трудности, помехи, отвлечения.)

ØВнимание (сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект.)

vПсихические состояния

ØНастроение (достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.)

ØФрустрация (психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.)

ØАффект (эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.)

ØСтресс (состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.)

vПсихические свойства

ØТемперамент (устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.)

ØХарактер (это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих.)

ØНаправленность (установки, ставшие свойствами личности.)

ØСпособности (это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.)

2. Сознание - высший этап развития психики, результат всестороннего развития человека в процессе общения и труда.

. Бессознательная - форма отражающая действительность при которой человек не осознает ее источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями (сновидения).

. Поведение - внешнее проявление психической деятельности человека, его поступки и действия.

. Деятельность - система целей, задач, действий и операций направленных на реализацию потребностей и интересов человека.


2. Психология, ее основные отрасли и место в системе наук


.1 Место психологии в современном научном знании


Науки связанные с психологией:

ØФилософия является мировоззренческой и методологической основой психологии

ØЕстественные науки (биология, физика) помогают изучать физиологические процессы протекающие в нервной системе и мозге и раскрыть процессы, механизмы и функции психики.

ØМедицинские науки позволяют понять патологии психического развития и найти пути их решения (психотеропия).

ØИсторические науки, показывают, как развивалась психика на различных этапах эволюции общества.

ØСоциология, помогает решить задачи социальной психологии.

ØПедагогические науки, помогают в обучении, воспитании, формировании личности.

ØТочные науки (математические), дают количественные методы сбора и обработки данных.

ØТехнические науки, помогают в разработке технических средств исследования развития и коррекции психики.

ØКибернетика, помогает изучить процессы психической саморегуляции.


.2 Общая психология


Общая психология - это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.

Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.

Методы изучения общей психологии.

vНаблюдение - это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма - житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное, выборочное, сплошное и специальное.

Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:

ØПостановка целей и задач;

ØОпределение ситуации, предмета и объекта;

ØОпределение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;

ØОпределение способа ведения данных;

ØОбработка полученных данных.

Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение . Оно может быть, как непосредственным- в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.

Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов - беседы и эксперимента.

vБеседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни, интервью, опросники и разные виды анкет.

Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека. Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.

Но основным способом исследования является эксперимент.

vЭксперимент - это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.

Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией.

vЕщё один метод - тесты . Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам, выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.

Предмет общей психологии - это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.

Объект общей психологии - это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.

Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления.


2.3 Отраслевая психология


Отраслевая психология - отдельные разделы психологии, возникшие в процессе решения конкретных практических и теоретических задач.

Отрасли психологии можно разделять по:

vПринципу развития

ØВозрастная

ØСравнительная

ØПедагогическая

ØСпециальная (патопсихологическая)

vОтношению к личности и обществу

ØСоциальная психология

ØПсихология личности

vВидам деятельности

ØПсихика труда

ØПсихика общения

ØПсихология спорта

ØМедицинская психология

ØВоенная психология

ØЮридическая психология и т.д.

Примеры некоторых отраслей психологии

Педагогическая психология изучает психику человека в процессе его обучения и воспитания, устанавливает и использует закономерности психики по мере овладения знаниями, умениями и навыками. Эта наука изучает психологические проблемы, управления учебно-воспитательным процессом. Кроме того, основными проблемами педагогической психологии является изучение факторов, влияющих на успеваемость учащихся, особенности взаимодействия и общения педагога и ученика. Педагогическая психология делится на психологию обучения, которая исследует закономерности усвоения знаний, умений и навыков, и психологию воспитания, которая изучает закономерности активного, целенаправленного формирования личности.психология наблюдение беседа тест

Возрастная психология тесно связана с педагогической, изучает особенности психики человека на разных этапах ее развития - с момента рождения и до самой смерти. Она делится на детскую психологию, психологию юности, психологию зрелого возраста, геронт психологии т.д. Центральными проблемами возрастной психологии является создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условий звеньями психического развития ребенка, а также организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом объединения их в социальные группы. Оказывает психологические закономерности взаимоотношений личности и коллектива, определяет психологическую совместимость людей в группе; изучает такие явления, как лидерство, сплоченность, процесс принятия групповых решений, проблемы социального становления личности, ее же оценки, устойчивости, внушаемости; эффективность воздействия средств массовой информации на личность, особенности распространения слухов, моды, вредных привычек и обрядов.

Психология личности - отрасль психологии, изучающая психические свойства человека как целостного образования, как определенной системы психических качеств, имеет соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, характеризуется индивидуальностью и взаимосвязанная с окружающей природной и социальной средой.


3. Тестовое задание


Предметом психологии является:

а) наука о поведении;

б) наука о душе;

в) научное исследование поведения и психических процессов в целях применения полученных знаний на практике;

г) наука о сознании;

д) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека.

Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.

Ответ: Д, т. к.

Психология, как наука очень многогранна и затрагивает очень многие аспекты изучения (душу, поведение, сознание, психику и т.д.). Определение предмет психологии говорит, что под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления. Ссылаясь на цитаты П. В. Добросельского: "Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животного"; "Психология - это наука о закономерностях функционирования и развития психики, основанная на представленности самонаблюдений особых переживаний не относимых к внешнему миру", можно предположить, что выбранный мною ответ является верным.


Заключение


Наука психология многогранна, она тесно связана и переплетается со многими другими науками, охватывает разные сферы изучаемой деятельности.

Психология изучает и человеческую психику, и характер, и наследственность, и человеческую деятельность, отношения в обществе, отношение человека к самому себе, особенности познания и сознания, способы восприятия и понимания.

В связи со всем этим многообразием предметов психологии, и ее связей с другими науками появились бесплодные по своему существу вопросы о том, естественная она наука или гуманитарная, что должно являться ее методологией - биология или философия.

Анализ исторического пути развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность, как науки, заключаются именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и, как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время, как гуманитарная наука. В ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы - у философии.

психология наблюдение беседа тест


Список литературы


Учебные пособия:

Островский Э.В. Основы психологии. - М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2012.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2012.

Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ В.Г.Крысько- М.:Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013.-251с.

Интернет ресурсы:://4brain.ru/psy/obshhaja-psihologija.php

"Психологос" Энциклопедия практической психологии"

http://www.psychologos.ru/articles/view/voobrazhenie


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.