Психология мимики и жестов статья. Мимика лица. Мимика и жесты в общении. Язык мимики. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение

Под влиянием разных эмоций мимические мышцы придают лицу определенное выражение — мимику. Умение различать основные выражения лица приобретается у детей с ранних месяцев. Хотя маленькие дети не могут сказать, но они точно чувствуют настрой и мимику того, кто к ним подходит, и реагируют соответствующим образом — весело смеются или плачут.

В общении подростков и взрослых людей используется более разнообразная мимика. Иногда она намеренно минимальна, чтобы скрыть свои эмоции, но сделать это очень сложно. Управлять мимикой для сокрытия чувств значительно сложнее, чем жестами. А вот подчеркнуть мимикой эмоции очень просто — пошире улыбнуться или еще более поднять брови от удивления. Некоторые люди чрезмерно выражают свои эмоции, чем приковывают к себе излишнее внимание. Это утомляет окружающих.

Каждый человек в жизни испытывает разные эмоции, они перетекают одна в другую и при спонтанном проявлении выражаются естественно. Совсем не нужно их подчеркивать. Преобладание тех или иных эмоций у определенного человека является составляющей чертой его характера.

В процессе общения лицо собеседника невольно приковывает к себе внимание. Оно позволяет нам получить ответную информацию — поняли ли нас, как отнеслись к нашему сообщению и др. Универсальными эмоциями, которые можно отобразить мимически, являются радость, удивление, страх, печаль, отвращение, гнев, презрение. Они проявляются на лице следующим образом:

1) удивление — мгновенная мимическая реакция на что-либо неожиданное или новое. Очень сложно зафиксировать удивление на лице, тем не менее, встречаются люди, лицо которых как бы все время улыбается. Мимика удивления: поднятые вверх брови, горизонтальные морщины на лбу, широко раскрытые, но без напряжения, глаза, рот приоткрыт;

2) страх — ожидание неминуемой боли или неприятности, которые невозможно предотвратить. В состоянии страха у человека приподняты брови, но иначе, чем при удивлении. Они растянуты и сведены у переносицы. На лбу появляются короткие морщины. Глаза напряженно и широко раскрыты, губы напряженно растянуты;

3) гнев — возникает в качестве физической угрозы. Она может быть намерением причинить какой- либо вред. От гнева у человека повышается артериальное давление, поэтому лицо краснеет, на висках и шее при сильном гневе вздуваются вены. Дыхание становится более частым, лицо искажается напряженной гримасой. Брови сдвигаются у переносицы. Между бровями залегают вертикальные морщины. Внешние концы бровей поднимаются кверху. Напряженные губы сжимаются или могут изображать оскал — сквозь напряженно раскрытые губы видны зубы;

4) отвращение — ответная мимическая реакция на неприятный запах, вкус, звук, прикосновение и др. Брови опускаются, особых морщин при этом не появляется. Глазные щели суживаются, веки почти прикрываются. Уголки рта опускаются, а сам рот может быть приоткрыт. Губы при этом напряжены. Язык может немного высунуться. Появляются морщины на носу;

5) радость — приятное ощущение, соответствует приподнятом настроению. Часто сочетается с удивлением, но не фиксируется на лице. Радость может быть маской, под которой скрываются негативные эмоции (гнев, страх). Но ложные эмоции всегда достаточно легко распознать по другим приметам (голосу, дыханию, жестам). При радости на лице нет чрезмерного напряжения, брови почти не участвуют в мимике. Глазные щели немного суживаются, глаза блестят. Приподняты кверху уголки губ, которые растянуты в полуулыбке. Это приятное выражение лица;

6) печаль — мимическая реакция, которая чаще связана с потерями, неудачами. В норме она проявляется недолго и затем появляется привычное для человека выражение лица. У опечалившегося человека внешние концы бровей опущены вниз. Между сдвинутыми бровями появляются вертикальные морщины. В середине лба образуются короткие морщины. Глаза чуть приоткрыты. Верхние и нижние веки образуют треугольник. Углы рта опущены вниз.

Взгляд является частью невербального общения. Глядя на собеседника, можно заметить все изменения в его лице и позе, а также жесты. Во время разговора обычно люди периодически встречаются глазами. Следует воздерживаться от постоянного или пристального взгляда в глаза, иначе он будет мешать общению. При разговоре соперников или враждующих людей они будут избегать смотреть в глаза друг другу прямо. В обычном общении, периодически взглядывая на собеседника, вы поддерживаете контакт друг с другом, даете понять свою доброжелательность, производите впечатление коммуникабельности, помогаете понять сказанное и сами лучше понимаете собеседника.

Люди живут среди людей. Общаются, обмениваются информацией, делятся своими эмоциями не только используя речь, но и при помощи мимики и жестов. Способность человека общаться без слов называют невербальным общением. Масса литературы написана о том, что означают жесты и мимика человека, которые так или иначе мы замечаем в разговоре друг с другом.

Кто-то не особо придает этому значение, а кому-то важно понимать, что на самом деле стоит за словами. Важно понимать значение жестов и мимики человека.

Психологи, врачи, рекрутеры, следователи, руководители - вот далеко не полный перечень профессий, в которых люди внимательно всматриваются в собеседника в надежде заметить дополнительную информацию о нем. Анализируют, как лежит рука, куда развернута нога, и пытаются определить, какое это имеет значение. Нужно добавить, что мужчина и женщина могут в разговоре использовать одинаковые жесты, значение которых может трактоваться по-разному. Например, поправить прическу - это женское движение, значение которого - желание нравиться. А если мужчина зашел в помещение, снял шапку и поправил взъерошенные волосы? То есть нужно учитывать и обстоятельства, при которых совершаются данные движения, а уже потом трактовать их значение.

Как понять человека по мимике и жестам

Даже если наш вид деятельности не связан с психологией, наверное, всякий образованный человек читал популярную статью, книгу или хотя бы раз в жизни слышал о том, как понять человека по жестам и мимике. Мы знаем значение положения рук, так называемые «открытые» и «закрытые» позы. Значение положения тела, которое может сказать о заинтересованности человека в беседе, о том, расположен ли он к собеседнику.

Существует описание движений и жестов в момент, когда человек говорит неправду или испытывает сильное волнение. Есть мнение, что если человек скрестил руки перед собой, то это означает, что он настороженно к вам относится.

Нам советуют внимательно вглядываться, наблюдать за собеседником и следить за своими движениями, чтобы вдруг мы не сказали своими жестами больше, чем словами. Например, руки, спрятанные в карманах, - попытка скрыть неуверенность в себе. Рука, сжатая в кулак, - концентрация внимания, самоутверждение.

А в других источниках пишут, что походка с руками в карманах и «волочение ног» означает скрытый характер и угнетенное состояние духа. Так как понять человека по мимике и жестам?

Язык жестов и мимики человека так многообразен, что сложно понять, какие из них имеют значение, а какие - нет. При детальном рассмотрении собеседника можно приобрести навык чтения мимики и жестов.

Со временем даже помнить их значение, понимать, что на данный конкретный момент испытывает человек, но не больше. Реальное понимание особенностей психики окружающих нас людей дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Вооружившись системными знаниями, любой человек обретает способность непроизвольно понимать желания и поступки других людей, расшифровывать их излюбленные фразы-ключевики, жесты и мимику и читать их как открытую книгу.

Мимика и жесты сквозь призму Системно-векторной психологии

Системно-векторная психология - точное научное знание, раскрывающее восьмимерность человеческой психики. Восемь векторов, восемь типов личности. Каждый вектор имеет свое название согласно эрогенной зоне. И определить наличие у человека того или иного вектора или сочетания векторов возможно, в том числе при невербальном общении. И не только определить, но и понять, какими качествами и свойствами обладает человек. Какие у него привычки, желания, какова его сексуальность.


Обладатели кожного вектора очень часто используют жест - поднятый указательный палец вверх или угрожающе потрясают указательным пальцем. Вообще, движения человека с кожным вектором в развитом состоянии отличаются особой точностью.

Походка быстрая, в толпе людей он никогда не столкнется с прохожим, будет искусно лавировать, срезая углы, экономя время и расстояние. Он спортивного телосложения, гибкий, подтянутый. Обладателя кожного вектора в неразвитом или плохом состоянии тоже видно. Это он будет все ронять на ходу, будет делать много лишних движений, а в стрессовом состоянии начнет мельтешить. С таким лучше не связываться - везде опаздывает, вносит путаницу, не сдерживает обещаний. Тарабанит пальцами по столу или дергает ногой. Тенденциозно особенностями мимики кожника являются тонкие поджатые губы, почти исчезающая верхняя губа. Его отличает быстрая речь, короткие фразы. Может вообще говорить и писать аббревиатурами, сокращать слова. В состоянии нереализации в его речи мы слишком часто можем слышать слова «нет» и «нельзя». На вопросы, которые задают ему, может отвечать неохотно, уклончиво или вопросом на вопрос. О себе ничего, о других расспросит все.

В его речи мы может слышать рациональные вопросы: «Зачем тебе это надо? Что тебе это даст?» Польза-выгода - вот то, что движет таким человеком. Любые действия должны быть либо полезны лично для его здоровья, либо выгодны для его благосостояния. Первый вопрос кожника: «Сколько это стоит? За сколько ты это купил?» Экономия - это видовая роль обладателя кожного вектора. В недостаточно развитом состоянии он экономит все для себя: время, срезая путь до остановки, продукты в собственном холодильнике, свет в своей квартире, слова в разговоре. Развитые свойства кожного вектора способствуют тому, что он начинает экономить для других. Проектирует мосты через реку или аэропорты, экономя для всех время и пространство. Именно поэтому слова «польза-выгода» являются ключевыми, по ним мы понимаем, что за человек перед нами и какими свойствами психики он обладает.

Знаменитый анальный вектор

Основной характерный жест представителей анального вектора - потирание ладоней одна о другую или потрясание кулаком. Речь таких людей нетороплива, очень обстоятельная и с большим количеством деталей и подробностей. Перебивать такого человека не рекомендуется, он остановится, с упреком посмотрит на вас и начнет свой рассказ заново. «НО» - это обязательное слово в речи человека с анальным вектором. В любой бочке меда он ищет ложку дегтя. В развитом состоянии он становится экспертом своего дела, доводя его до идеала. Анализирует и доводит до совершенства, устраняя малейшие неточности и недочеты.

В данном случае его «но» - это поиск ложки дегтя для улучшения, для идеального состояния всего, к чему прикасается обладатель анального вектора.


Если же человек с большими задержками в развитии и нереализованный в своих качествах и свойствах, то в его речи будут часто звучать слова так называемой «туалетной лексики». Он будет все критиковать и пачкать. Любимая тема разговора - «куда мы катимся». Склонен к ностальгии: «раньше и трава была зеленей, и люди лучше». Также маркером анального человека являются слова: «только без обид», «я вас не обидел», «вы только не обижайтесь». Обида - это свойство психики только человека с анальным вектором.

Он бывает недоверчив, и это недоверие проявляется в словах «знаю я вас» или «меня не проведешь». Быть настоящим мужчиной для него очень важно, поэтому он стремится подчеркнуть свою мужественность, отращивая усы и бороду. В речи также подчеркивает: «ну я же мужик, мужик сказал - мужик сделал».

Походку таких людей легкой не назовешь, идут тяжелой поступью, но всегда прямо. Если выбрал путь, то не свернет с него ни за что. Не будет лавировать среди пешеходов. Идет прямо, и сам он человек прямой.

Люди не от мира сего

Мимика, жесты, речь - их проявление или отсутствие у человека говорят о многом, помогая раскрыть психику человека. Обладатели звукового вектора - люди «не от мира сего». Глубоко погружены в себя, это можно заметить по взгляду.

Сами в себе и взгляд обращен внутрь себя, что проявляется отсутствием мимики. Предпочитают молчание, а если приходится говорить, то голос еле слышен, для ответа им нужно время, чтобы переключиться от сосредоточения на себе, поэтому после того, как вы зададите вопросы, ответ последует через пару секунд: «А? Что? Это вы мне?» Делают паузы, иногда фразы обрывочны, часть сказали, а часть так и осталась в голове. Иногда можно заметить, что во время разговора прикрывают глаза.

Очень часто в их речи встречается местоимение «я». Живому общению могут предпочесть общение посредством интернета и мессенджеров. Обладателя звукового вектора вы узнаете по ключевому слову «тишина». Зная эти особенности и имея знания по системно-векторной психологии, вы сможете с легкостью сказать о том, что обладатель звукового вектора - это интроверт и абсолютный эгоцентрик. Он занят познанием самого себя, поисками смысла жизни и духовным поиском. Вы никогда не встретите его в шумной компании, веселью он всегда предпочтет тишину и уединение. Ночь - это его время, но не для безудержной вечеринки, а для тишины и одиночества. Состояние абсолютного комфорта для звуковика - тишина.

Он же - обладатель идеального музыкального слуха. В жизни обладатель звукового вектора реализует себя в качестве музыканта, композитора и оперного певца, философа, теолога, поэта, программиста, физика.

Значение жестов и мимики человека-вождя

Обладателей уретрального вектора можно встретить не так часто. Даже не имея знаний по системно-векторной психологии, вы не забудете встречу с таким человеком. Его поведение навсегда останется в вашей памяти. И значение его жестов и мимики надолго сохранит сильное впечатление.


Жесты и движения стремительные, широкие, с большим размахом. Обладатель уретрального вектора не заходит, а влетает в помещение. Про таких говорят: «Идет, а под ним асфальт плавится». Широкая улыбка почти всегда присутствует на его лице, взгляд динамичный. Распахнутая рубашка на груди. Ему всегда жарко - горячая кровь. Реакция всегда молниеносная.

Заметив такие яркие жесты и мимику, имея системные знания, вы сможете дать характеристику психического и физического состояния. Вы будете знать, как вести себя с таким человеком и что от него можно ожидать. Такой человек от рождения обладает внутренней свободой. Его невозможно ни в чем ограничивать. Для него не существует слова «нельзя», нет ограничений даже там, где они должны быть. Он всегда и во всем идет на повышение. Поэтому если в жизни уретральника появляются алкоголь или наркотики, то он спивается или погибает от передозировки. Гордыня - невозможность к движению назад, только вперед. Он не умеет сдаваться или проигрывать, лучше погибнуть. Кроме того, не признает никаких авторитетов, он сам для себя авторитет. Храбрец, источник новых идей и вождь, объединяющий стаю, - вот только часть характеристик уретрального вектора.

Мимика и жесты, присущие людям с обонятельным вектором

Численность людей с обонятельным вектором - всего лишь 1%. Можно сказать, редкий тип людей. Заметить его крайне трудно. Он ничем не приметен. Когда обонятельник входит в помещение или выходит из него, никто не замечает, как и когда он это сделал. Отвернулся, а его уже нет. Повернулся, а он стоит и смотрит на тебя пристальным взглядом. В одежде предпочитает серый, незаметный цвет. Вы не увидите особой жестикуляции. Черты лица застывшие, невыразительные. Тем не менее, есть в его внешности то, что отличает от всех. На лице вы можете заметить недовольную гримасу «лицо старой девы». Его взгляд внимательный, проницательный, колючий, пронизывающий и пугающий.

Взгляд такого человека на бессознательном уровне вызывает страх. Тенденциозно у него большой нос и скошенный подбородок. Речь такого человека неразборчива, невнятна, его трудно услышать и все, что он скажет, будет двусмысленно. Обладатель обонятельного вектора не склонен демонстрировать как радость от жизни, так и плохое настроение. Он бессознательно «чует» состояния и мысли людей, поэтому на его лице маска постоянного отвращения.

Люди, которые умеют «говорить» глазами

Обладатели зрительного вектора - люди, мимика и жесты которых очень ярко выражены. Эмоциональная амплитуда огромная, и вся палитра эмоций видна на их красивом лице. Большие, широко распахнутые глаза, обрамленные пушистыми ресницами. Разговор «глаза в глаза» для них - обычный способ общения.

Даже выходя из автобуса, постучав по плечу впереди стоящего, они непременно будут пытаться заглянуть в глаза, спрашивая: «Мужчина, вы выходите?» Про обладателей зрительного вектора также говорят, что у них «умные» глаза. Яркий экстраверт, демонстративная личность, сложно такого человека представить без жестов и мимики. Речь такого человека красивая, грамотная, с придыханием.

Часто использует слова «как красиво», «посмотри», «представь себе», «ужасно», «страшно красиво».

Системно-векторная психология дает возможность за внешними проявлениями видеть внутренне содержание, то есть психику человека. Обладательницы зрительного вектора добрые, отзывчивые, сопереживающие, влюбчивые. У них хорошо развито воображение. Самые обучаемые и наблюдательные, ни одна мелкая деталь не ускользнет от их внимательного взгляда. Им же присуща совестливость и стыдливость. Про них говорят: «делают из мухи слона». Склонные преувеличивать. Они так чувствуют, со всей своей огромной эмоциональной амплитудой переживают любую ситуацию. Вот далеко не полный перечень качеств и свойств психики человека со зрительным вектором.

Вывод из всего сказанного

Несомненно, когда мы читаем жесты и мимику человека, невербальные сигналы имеют огромное значение. Они придают нашему общению особую окраску, делают его живым и интересным. А при наличии знаний по системно-векторной психологии, видении полной картины психического состояния окружающих, любой человек может научиться идеальной коммуникации. С системными знаниями общение станет легким и предсказуемым, так как человек будет вам понятен с первых слов и жестов. Ведь недаром говорят: «Счастье - это когда тебя понимают». После тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы будете легко понимать людей .

«… Каждый из нас хотя бы раз в жизни мечтал стать или побыть хотя бы немного человеком-рентгеном, то есть видеть людей насквозь, знать, что у них в голове, каково их состояние здоровья, о чем они думают, что они сделали, каковы их истинное лицо и сексуальные предпочтения.

Шерлок Холмс, экстрасенсы, шаманы, йогины, Дон Хуан Карлоса Кастанеды и прочие беллетристические люди-рентгены примером своих способностей всепроникающего зрения снесли голову сотням миллионов людей. Одни только мечтали, как стать человеком-рентгеном, другие пытались, а третьи - стали.

Думаю, все шансы стать человеком-рентеном есть у того, кто изучит Системно-векторную психологию Юрия Бурлана. Около 90 часов я потратил на лекции онлайн и ни на секунду об этом не жалею…» 29 Май, 2018

Мимика и жесты - важнейшие элементы коммуникации. Это то, что принято называть способами невербального общения. Эти средства помогают расставлять смысловые акценты разговора, способствуют усилению эмоциональности и экспрессивности речи.

Кроме того, «язык тела» зачастую способен сказать о говорящем гораздо больше, чем собственно слова. Мимика, и другие несловесные средства коммуникации слабо контролируются говорящим, поэтому могут стать источником дополнительной информации о человеке. О его намерениях, эмоциональном состоянии, настроении и отношении к собеседнику.

Эта статья поможет разобраться в нюансах психологии мимики и жестов.

Вопреки сложившемуся у многих людей мнению, жестикуляция - это не просто «добавка» к разговору, не просто проявление индивидуальных или культурных привычек. По данным современных научных исследований, жестикуляция и другие элементы несловесной коммуникации - это один из первичных способов общения между людьми. Некоторые ученые вообще считают, что в какой-то момент истории это было одним из основных средств общения.

Эти средства общения не просто сопутствуют разговору, они очень сильно влияют на его смысловое наполнение. Причем таким образом, что слушатель зачастую этого даже не понимает, поскольку подобные сигналы считываются подсознательно. С одной стороны, они значительно облегчают общение, потому как помогают расставлять в беседе нужные акценты, экспрессивно выделять какие-то элементы разговора, задают саму модальность речи. С другой - они эффективно работают в качестве средства убеждения.

Кроме того, мимика и жесты могут быть источником дополнительной информации или, в некоторых ситуациях, вообще заменять речь.

Мимика и жесты у человека, с точки зрения психологии, выполняют следующие функции:

  1. Регулирование . Это жесты, которые сопутствуют императивной речи, - приказам, просьбам и др.
  2. Репрезентация внутреннего эмоционального состояния говорящего, его отношения к собеседнику и самой ситуации разговора.
  3. Пространственная функция - жесты указывают на пространственное положение говорящего и собеседника.
  4. . Жесты заменяют или дополняют такие языковые средства выразительности, как метафора, ирония, гипербола и т. д.
  5. Коммуникативная функция.
  6. Функция отображения речевых действий. Жесты могут иллюстрировать предложение, угрозу, просьбу. Не следует путать с первым пунктом. Эта функция связана именно с речевым действием субъекта диалога.
  7. Функция описания физических параметров объекта, его действий и свойств.

Жесты, мимика и другие элементы несловесной коммуникации имеют сильную связь с речью. Можно сказать, они образуют единую систему коммуникации, которая призвана наиболее эффективно доносить информацию и оказывать воздействие на собеседника.

Какой отдел мозга отвечает за жесты

Использование жестов и мимики обусловлено не только культурными особенностями. Источник этого лежит гораздо глубже - в самой человеческой психике. Мимику и жесты, в первую очередь, .

Жесты и мимика человека воспринимаются и продуцируются разными отделами мозга.

За продуцирование отвечает правое полушарие головного мозга. Это же полушарие позволяет человеку ориентироваться в пространстве, распознавать голоса, интонации, ритм, музыку. Правое полушарие отвечает за конкретное предметное мышление.

Однако воспринимать, дешифровать сигналы жестов и мимики помогают те же самые области мозга, что отвечают за речь - нижняя лобная извилина и задняя височная область. Иными словами, мозг воспринимает жест, как символ, равноценный слову.

Что могут рассказать жесты о человеке

Жесты и мимика - неисчерпаемый источник информации о человеке. Не следует, конечно, воспринимать это, как универсальный способ получения сведений о намерениях или мыслях собеседника, потому как всегда нужно учитывать индивидуальный контекст, индивидуальные привычки партнера и обстановку, в которой происходит разговор.

Мимика может говорить и о сугубо физиологическом состоянии человека. Однако есть некоторые общие поведенческие закономерности, знание которых поможет сориентироваться в конкретной речевой ситуации.

Лицо и глаза по праву считаются самыми выразительными частями тела, когда разговор заходит о мимике.

  1. Прямой взгляд, долгий и непрерывный зрительный контакт с собеседником, свидетельствуют о заинтересованности, настроенности на диалог и высоком уровне доверия.
  2. Прикрытые и слегка опущенные глаза - физическое или эмоциональное утомление, пассивность, незаинтересованность.
  3. Прищур традиционно читается, как признак или повышенного внимания, или как свидетельство злого умысла, негативного отношения к собеседнику.
  4. Склоненная голова и взгляд снизу-вверх - подсознательно воспринимается, как признак агрессии, готовности и желания применить силу.
  5. Склоненная голова при согнутой спине, напротив, говорит о желании угодить.
  6. «Бегающий», постоянно уклоняющийся взгляд сигнализирует о неуверенности или тревожности собеседника. Или о том, что обстановка разговора доставляет ему дискомфорт.
  7. Взгляд сбоку - скепсис или недоверие.
  8. Поднятые брови, широкие глаза и приоткрытый рот - удивление.
  9. Мелкие морщины вокруг глаз выдают радость.
  10. Плотно сжатые губы, нахмуренные брови и расширенные, как бы «раздутые» ноздри, - гнев.
  11. Если человек морщит нос, вполне возможно, он испытывает отвращение. Эта инстинктивная реакция на плохой запах работает и на более символическом уровне.


Положение головы

О многом может сказать и само положение головы:

  • Голова на уровне собеседника - готовность к диалогу.
  • Слегка приподнятая с выдающимся вперед подбородком - уверенность в себе, высокая самооценка, высокомерие, готовность к действию.
  • Головна, склоненная набок или опущенная вниз, - слабость, усталость, готовность идти на компромисс.

Жестикуляция руками

  1. Непроизвольные манипуляции с элементами гардероба, посторонними и предметами или лицом (потирание носа или мочки уха) могут говорить о сильном волнении, тревоге, о том, что собеседник что-то ждет или в чем-то не уверен. Такие жесты, как ни странно, призваны именно скрыть волнение и стресс, отвлечь от них самого человека.
  2. Открытые, приподнятые ладони - этот жест используется в ситуации объяснения, убеждения. Можно сказать, что это своеобразный знак «стоп».
  3. Руки, сложенные в «замок», прикрывающие определенные части тела, спрятанные в карман, - часто это говорит о неуверенности и настороженности. Человек бессознательно прибегает к защитным жестам, когда ощущает угрозу.
  4. Руки за спиной воспринимаются, как сигнал неготовности к диалогу, сигнал робости и сомнений.
  5. Если руки свободно свисают вдоль тела, это можно прочитать, как символ пассивности.
  6. Сжатые в кулак руки воспринимаются, как признак решительности, агрессии или сконцентрированности.

Жестикуляция плечами

  • Человек воспринимается, как уверенный и решительный, когда свободно двигает плечами.
  • Признаками высокой самооценки и желания действовать можно назвать выдающуюся вперед грудную клетку при отведенных назад плечах.
  • Напротив, «впалость» грудного отдела часто интерпретируется с точностью наоборот. Как и прижатые к голове или «выпадающие» вперед плечи.

Походка и осанка

  1. Уверенный человек обладает прямой осанкой и не сутулится.
  2. Несмотря на то, что сутулость может быть, например, признаком неактивного, сидячего образа жизни, ее часто интерпретируют психологически.
  3. Походка быстрая, с активной жестикуляцией руками, выдает решительность и стремление действовать.
  4. Шаркающая и медленная походка подсознательно ассоциируется с ленью и медлительностью.
  5. Прямая, размеренная и широкая походка говорит об открытости и уверенности.
  6. Мелкие шаги свидетельствуют об осторожности, предусмотрительности и расчетливости.

Заключение

Чрезвычайно богат и разнообразен. Жесты и мимика делают речь насыщеннее, разнообразнее и богаче с точки зрения экспрессии.

Жестикуляция для человека - естественна и необходима. Даже в тех культурах, где не принято обильно подчеркивать речь мимикой или движениями, они играют большую роль. Важно уметь «читать» и расшифровывать эти более или менее явные знаки.

Не менее важно уметь ими пользоваться самостоятельно. Уместная, выразительная и яркая жестикуляция, правильный взгляд и осанка помогут выстроить диалог максимально эффективно, действенно и убедительно.

До сих пор в обществе крепко держится мнение, что физиогномика, графология, хиромантия, френология и тому подобные науки – наследие средневекового обскурантизма, что они не имеют ничего общего с истинной наукой и поэтому должны быть выброшены из современного знания как лишний и ни к чему не пригодный балласт.

И действительно, было время, когда такой суровый отзыв был отчасти справедлив – тогда эти науки, вместе с магией, астрологией, кабалистикой и другими, так называемыми оккультными знаниями, занимались предсказанием более или менее отдаленного будущего. Однако в наше время эти науки вошли в тесную связь с чисто положительными науками, каковы анатомия, физиология и антропология, и, пользуясь их данными, усвоили положительный метод исследования.

Особенно резко вырисовывается душа человека в его облике, или физиономии – недаром у народа сложилось представление о лице как о зеркале души. И в самом деле, наши привычки, наши стремления, наши страсти, словом все, что составляет нашу личность, наше «я» – все это отражается на лице, придавая ему ту или иную особенность, часто неуловимую, но бессознательно бросающуюся в глаза опытному наблюдателю.

Древнее искусство чтения по лицу зародилось тысячи лет назад во времена Желтого императора, когда оно применялось восточными целителями для диагностики болезней. Цель этой нетрадиционной медицины была – и есть – предупреждать проблемы со здоровьем и дать рекомендации в отношении питания, физических упражнений и медитации, с тем, чтобы остановить болезни, когда они едва проявились.

Это искусство просуществовало века, и его популярность основана на том факте, что оно способно помочь людям лучше понимать самих себя, коллег по работе, друзей и членов семьи.

Физиогномика

Физиогномика — это характерные черты и выражение лица человека. Лицо делится на три зоны –верхнюю, среднюю и нижнюю.

  • Интелектуальная — верхняя часть лица, она занимает весь лоб, начинается у линии волос и заканчивается линией бровей. Величина и форма лба определяют мыслительную деятельность и реальное понимание жизни.
  • Эмоциональная – средняя часть лица, включает в себя пространство ниже бровей до самого кончика носа, т.е. равна длине носа. Она отражает степень чувствительности, душевную глубину и внутреннее содержание.
  • Витальная – нижняя часть лица. Она начинается от линии ноздрей, состоит из губ, подбородка и дает представление об энергии человека, его любви к наслаждению и низменным инстинктам.

Поэтому, чтобы понять человека по лицу, нужно разобрать, какая зона из трех более ярко выражена, а узнав это, мы сможем предположить, что движет личностью – инстинктивность, эмоции или интеллект.

Главная мимическая зона лица – это область глаз. Ее выразительность обуславливают сокращение трех главных мышц: лобного брюшка затылочно-лобной мышцы, мышцы, сморщивающей брови, и верхней части круговой мышцы глаза, т. е. надбровной мышцей. Работа этих мышц обеспечивает зажмуривание глаз, их открытие и моделирование положения бровей и век. Функциональный резерв мимики здесь очень велик: от выражения сильной воли до растерянности и огорчения. Но, пожалуй, рельефнее всего бывает выражена мимика внимания.

Внешнее проявление внимания, конечно, требует мобилизации всех органов чувств, но при этом наиболее резко выделяется выражение глаз. По ним оценивается степень эмоциональной настроенности, по ним прочитывается уровень понимания происходящего. Опущенные вниз наружные углы глаз и концы бровей выражают грусть, поднятые вверх – сообщают лицу выражение радости. Сосредоточенность, воля безошибочно узнаются у субъекта, у которого взор фиксирован, мышцы лица напряжены, брови сдвинуты к переносице.

Если брови приподняты и сближены, а поперечные морщины на лбу, соединившись с продольными в форме греческой буквы «омега», сигнализируют о мучительной попытке сосредоточиться, то однозначно можно говорить о выражении скорби. Такой рисунок морщин типичен для лица меланхоликов – «омега меланхоликов».

По движению глаз можно прочитать горе, удовольствие, ярость, симпатии, принуждение. Движения глаз участвуют в поддержании контакта с собеседником. По характеру взора можно судить о намерении собеседника, об этапах разговора, об уровне отношений. Глазами можно выразить одобрение, согласие, запрет, разрешение, поощрение.

При анализе выражения глаз учитываются их величина, направление взора, состояние век, складок вокруг глаз, положение бровей. В спокойной обстановке приподнятые брови, горизонтальные морщины на лбу и раскрытие глаз придают лицу удивленное выражение. Сведение бровей указывает на погруженность в размышления, в решение сложной задачи.

Пристальное внимание и полное понимание происходящего немыслимы без фиксированного сосредоточенного взгляда. Наоборот, блуждающий взор отмечается у людей, которых не интересует суть вопроса: такой взгляд свидетельствует также о нетерпении, равнодушии, разочаровании.

Неспособность сосредоточить взгляд на чем-то конкретном («бегающие глаза»), даже в ответ на призыв к вниманию, заставляет предполагать эмоциональную неуравновешенность, неподготовленность к последовательному, логическому мышлению. Очень темпераментных людей с сангвиническим характером отличает живой взгляд, гармонически сочетающийся с игрой мимических мышц. У сильно уставших людей взгляд тяжелый, вялый, подчас бессмысленный. То он обращен вдаль, то вниз, брови сведены, на лбу образуются вертикальные складки.

Для точного суждения об эмоциональном состоянии человека необходимо принимать во внимание все компоненты мимики. Так, при сильном возбуждении напряженные веки, расширенные зрачки сочетаются с растяжением крыльев носа и сжатием челюстей. Дальнейшая чрезмерная концентрация внимания может сопровождаться открытием рта. Человек как бы прислушивается к чему-то, в этом случае его больше устраивает дыхание через рот.

Органы, нагружаемые в большой степени и натренированные на определенную, специфическую мимику, отмечаются лучшей способностью выполнять привычные для них функции. Это относится в первую очередь к глазам, которыми управляют непроизвольные мышцы (радужки и цилиарного тела), и произвольные, подчиненные III, IV, VI и VII черепным нервам. Блеск и выразительность взгляда делают глаза важными детекторами жизнерадостности и дееспособности личности.

Эмоциональные нюансы улавливаются еще по направлению и стабильности взора. У человека в состоянии задумчивости взор обращен вдаль. Глубина восприятия согласуется с устойчивым взором в направлении изучаемого объекта. Представляется типичным твердый взгляд субъекта, оценивающего или проверяющего какой-либо предмет.

Направление взора зависит от сокращения мышц глазного яблока. При сокращении верхней прямой мышцы глаза на лице можно прочесть выражение гордости, удивления, благочестивого смирения. Выражение чувства стыда, печали, угнетения обусловлено сокращением нижней прямой мышцы глаза, когда глазные яблоки поворачиваются книзу. При сокращении наружной прямой мышцы глаза на лице появляется мимика презрения: взор отводится в сторону, сокращение медиальной прямой мышцы глаза способствует выражению вожделения.

Направление взора при общении людей нередко отражает субординацию. Лица, занимающие зависимое положение, часто прячут свой взгляд. Психологическая неуравновешенность порождает неустойчивость взора (стремление отводить взгляд, прятать глаза). Функциональные расстройства нервной системы также сопровождаются нестабильностью взора. Переменчивость взора – один из составных элементов мимики.

Мимика

Мимика – интегральный процесс. В нем участвуют реакции отдельных мышц, однако они связаны общим основанием, единой целенаправленностью. Если на лице у человека появляется естественная улыбка, то состояние удовлетворения, радости, восторга одновременно отражается и в других чертах лица. Они объединяются в единый комплекс по закону соответствия. Очевидно, что эмоциональное состояние человека не может получить отражения только в какой-либо одной зоне лица. Обязательно в выражение эмоций включается весь ансамбль лица.

Форма лица наследуется, она отражает генетические признаки, входит в комплекс конституциональных признаков. Генетическая обусловленность реакций лицевых мышц, выражающих эмоциональные переживания, подтверждается ранним созреванием их двигательных комплексов. Все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, формируются у плода уже к 15-18-й неделе жизни. А к 20-й неделе у эмбриона можно наблюдать мимические реакции. К моменту рождения ребенка механизм лицевой экспрессии уже полностью сформирован и может быть использован в общении. На врожденный характер мимики указывает и ее сходство у слепого и зрячего младенцев. Но с возрастом у слепорожденного ребенка реактивность лицевых мышц угасает.

В течение жизни человек приобретает новые черты лица под влиянием речи, восприятия, болезней, профессии. Мимический склад лица тоже изменяется, отражая признаки всех предшествующих мимических процессов. Условия жизни (климатические, материальные, социальные, семейные) значительно влияют на мимический облик личности.

Изменения мимики лица в течение жизни обусловлены особенностями мимической мускулатуры. В отличие от всех мышц тела человека, мимические мышцы по их анатомическому строению и функции являются уникальными и отличаются как от поперечнополосатой или скелетной мускулатуры, так и от гладкой. От скелетной они отличаются местами начала и прикрепления, а также тем, что они в комплексе, несмотря на внешние различия отдельных мышц, представляют собой единую интегративную систему, части которой локализованы вокруг естественных отверстий лица: рта, глаз, наружных носа и уха. К анатомическим особенностям мимических мышц относится также наличие ротового и глазничного сфинктеров, вообще не имеющих непосредственного начала на костях.

Мимические мышцы отличаются от скелетных и своим развитием в фило- и онтогенезе. Если последние происходят, как правило, из мышечной части сомитов мезодермы, то мимические мышцы происходят из мезенхимы 2-й жаберной дуги (область подъязычной дуги). Эта мезенхима мигрирует краниально и тянет за собой ветви 7-го черепного нерва и наружную сонную артерию, которые вначале иннервировали и кровоснабжали гиоидную дугу.

Главным отличием мимических мышц от скелетных является их функция. Если назначение скелетных мышц – укрепление и перемещение частей скелета, то функция мимических мышц значительно сложнее. Первоначально, как и на предыдущих стадиях филогенеза, они дополняли функции пищеварительной и дыхательной систем. Однако в последующем, параллельно с развитием и усложнением строения и функции центральной нервной системы (ЦНС), они стали выполнять функции мимики, т.е. отражения на висцеральной (лицевой) части черепа эмоционального состояния ЦНС. По сути, мимические мышцы становятся средством общения между высокоразвитыми биологическими субъектами на уровне 1-й сигнальной системы. Какими же системами и путями осуществляется связь между состоянием и уровнем психоэмоциональной деятельности головного мозга и мимической мускулатурой? При выражении эмоционального состояния про исходит очень дифференцированная, порой разнонаправленная и в то же время слаженная работа одновременно нескольких мышц, обслуживающих разные вышеуказанные отверстия лица. Лицевая экспрессия, связанная с коррекцией активности разных мимических мышц, является отражением 6-ти основных эмоций, в основе которых лежат процессы, происходящие в головном мозге, в частности, в лимбической системе, начиная с гипоталамуса, где размещены первичные центры положительных и отрицательных эмоций, соответствующие эффектам действия симпатической и парасимпатической систем. Особая роль здесь отводится парасимпатическому отделу вегетативной нервной системы, который, в отличие от симпатического отдела, осуществляет преимущественно адресную иннервацию отдельных органов.В пользу этого свидетельствует ряд фактов. В начале своего хода лицевой нерв является смешанным, состоящим из эфферентных соматических, парасимпатических и эфферентных вкусовых волокон. Затем основная масса эфферентных волокон разделяется на две части и переключается на крылонебном и подчелюстных парасимпатических ганглиях. Известны связи промежуточного нерва с тройничным, преддверно-улитковым, языкоглоточным и блуждающим нервами, а также с соматической частью собственно лицевого нерва. Известно, что в ряде периферических соматических нервов всегда имеются эфферентные парасимпатические нервные волокна. Они имеются в глазодвигательной, ушно-височной ветви тройничного нерва. В пользу вегетативного компонента иннервации мимических мышц говорит также то, что мышечные ткани начальных отделов пищеварительной и дыхательных систем, к которым относится и мимическая мускулатура, развились из мезенхимы жаберных дуг, иннервация которых, как и для всех внутренних органов, осуществляется вегетативной нервной системой.

Участие нервной системы в механизме мимики доказано давно, хотя многое в этом вопросе остается еще не ясным. Филогенетическая древность внешнего выражения жизненных признаков, отражения эффекта реагирования в движениях мышц лица указывает на их непосредственную связь с теми отделами головного мозга, которые образовались раньше других. К ним относятся ядра ствола, ретикулярная формация, старая древняя кора головного мозга. Роль новой коры отчетливо прослеживается на этапе формирования внешней нервной деятельности, когда экспрессия лица и осознается, и направляется. Человеческая мимика достигла несравненного совершенства и стала важным инструментом общения, источником информации о духовной жизни человека.

Локализация анатомо-физиологических регуляторов мимики в коре головного мозга и подкорковых ядрах и их связь с мимической мускулатурой посредством системы лицевого нерва доказывается клиническими наблюдениями и экспериментами на животных. Совершенно очевидно, что филигранное сплетение ветвей лицевых нервов делает возможной чрезвычайно варьирующую игру мышц лица. Из нервных ветвей выделяются пучки нервных волокон, а за ними – и одиночные волокна, по которым распространяются эффекторные импульсы, заставляющие сокращаться отдельные части мышц. Одновременно с такими проводниками цереброспинальной (анимальной) нервной системы к сосудам лица подходят вегетативные нервные проводники. Они инициируют автоматические реакции сосудов глазных мышц, что проявляется расширением просвета этих сосудов и покраснением лица, например, при чувстве стыда. Кроме того, сокращение мимических мышц происходит во многих случаях вовсе не по сигналу от внешних нервных центров, а как бы непроизвольно. Таким образом, необходимо допускать возможность передачи возбуждения от ядер лицевого нерва в стволе головного мозга к мимическим мышцам в непредвиденных ситуациях.

Результаты экспериментальных исследований на животных приводят к выводу, что таламус, как важнейшее регуляторное звено промежуточного мозга, отвечает за непроизвольные, бессознательные движения мимических мышц при эмоциональных стрессах.

Мимическая выразительность воспроизводится как безусловный рефлекс. В образовании его необходимо участие: раздражителя (контактного, дистантного, ассоциативного), периферического конца анализатора (рецепторы) и центральных ядер анализаторов (подкорковые формации, кора), средств управления мышцами и самих мимических мышц, от сокращения или расслабления которых и зависит мимика. Независимо от сознания человека подкорковая иннервация мимических мышц обуславливает повышенный тонус мимических мышц и их групповое сокращение в определенных условиях.

Непроизвольные сокращения мимических мышц под влиянием эмоциональных стимулов являются моторной реакцией особого типа, характерной для лицевого отдела организма человека. Поперечная исчерченность мышцы еще не свидетельствует о ее абсолютном соответствии другим поперечнополосатым мышцам, что наблюдается, в частности, и в миокарде.

Особое положение мимических мышц не вызывает каких-либо разногласий. Причина автоматизма мимических реакций, трактуемых как экспрессивные, заключается, вероятно, в подчинении их иннервации диэнцефальным ядрам, которые входят в экстрапирамидную систему, ответственную за тонус мимических мышц. Автоматические сокращения последних в ответ на разнообразные раздражения вызываются эффекторными импульсами через таламус и полосатое тело.

Непроизвольная, подсознательная мимика лица человека сдерживается и тормозится. Она подчинена функциям коры полушарий большого мозга. Вполне естественно поэтому, что участие лица в различных видах экспрессии следует рассматривать не только с позиций мимической моторики, но также в свете высшей нервной деятельности. Полушария большого мозга, по И.П.Павлову, являются реактивнейшей и верховной частью ЦНС, в зависимости от состояния и деятельности которой выделены четыре психологических типа:

  • сангвиник – это сильный, уравновешенный, подвижный тип;
  • холерик – сильный, неуравновешенный (возбудимый), подвижный тип;
  • флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип;
  • меланхолик – слабый, неуравновешенный тип, нервные процессы малоподвижны.

Следовательно, по складу мимики, образцам движений можно сделать вывод о типе нервной деятельности.

Индентификация эмоций по выражению лица (FAST)

В 70-х годах прошлого столетия в Калифорнийском университете П.Экманом и его коллегами была разработана техника индентификации эмоций по выражению лица (Facial Affеct Sсoring Technique – FAST). FAST имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций – гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости – в статистической форме. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трех уровней лица: бровей – лба; глаз – век и нижней части лица. Кроме того, имеются варианты с учетом разной ориентации головы и направления взгляда. При пользовании FAST испытуемый ищет сходство эмоций с одним из фотоэталонов, подобно свидетелю, принимающему участие в составлении фоторобота преступника.

Cистема кодирования активности лицевых мышц (FACS)

Второй метод оценки эмоций разработан П.Экманом совместно с У.Фризеном (1978). Он получил название «система кодирования активности лицевых мышц» (Facial Action Coding System – FACS). Метод основан на детальном изучении анатомии лицевых мышц. В системе FACS выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу группы мышц, например, вовлеченных в кусание губ. Каждая единица имеет свой номер и описание не только в статистических, но и в динамических показателях. В системе зафиксировано также время начала и конца активности каждой мышцы.

П.Экману принадлежит нейрокультурная теория эмоций, которая учитывает как врожденный характер лицевой экспрессии, так и влияние культурных и национальных традиций на выражение и распознавание эмоций. Модель предполагает, что экспрессивное проявление шести основных (базовых) эмоций универсально и не зависит от культуры, национальности и расы. Все люди одинаково используют мышцы своего лица при выражении основных эмоций. Сходные с человеком отражения в мимике эмоций наблюдаются также у животных.

Древневосточная система «Инь и Ян»

Искусство чтения по лицам, как указывалось выше, уходит своими корнями в древневосточную диагностическую медицину. Врачи считали, что все существующие объекты и Вселенную связывает постоянный поток энергии. Эта энергия известна в Китае под названием «ци», в Японии – под названием «ки», В Индии – под названием «прана». Энергия существует в виде энергии – инь и энергии – ян. Инь описывается как более пассивный вид энергии, а ян – более активный. Инь и ян притягивают одна другую, подобно противоположным полюсам магнита. Инь и ян имеют отношение ко всему во Вселенной, и все, что нас окружает, состоит из сочетания этих двух качеств, хотя некоторые из предметов и явлений больше инь, в то время как другие – больше ян. Черты лица могут быть более «иневыми», либо «яневыми», как и эмоции, свойства характера, связанные с каждой чертой. Тонкие губы, например, считаются больше ян (и свойства характера, ассоциируемые с этой чертой, – упорная работа и ответственность), в то время как полные губы (и ассоциируемые с ними склонность расслабляться, получать удовольствие) считаются более «иневыми».

Некоторые люди в целом могут быть слишком инь или слишком ян. Человек, который легко раздражается и впадает в гнев, становится «яневым». Чтобы устранить дисбаланс, такой человек должен внедрить больше энергии инь в свой образ жизни, потребляя продукты инь (легкие блюда, такие как салаты и фрукты, а также больше жидкости) и заниматься расслабляющими «иневыми» видами деятельность, такими как чтение, занятия йогой и прогулки.

По древневосточным представлениям считается, что левая и правая половины лица связаны с разными типами энергии ци. У большинства людей энергия ци в левой половине лица имеет тенденцию быть более активной и, соответственно, быть энергией ян, в то время как энергия ци в правой половине лица склонна быть более спокойной – более инь. Правая половина лица считается женской стороной и, как правило, отражает черты лица матери и бабушек, в то время как «яневая» левая половина представляет мужской аспект и связана с отцом и дедушками. Женская, правая половина лица ассоциируется с земной энергией ци и она, как правило, более выражена,чем левая, и представляет наши основные эмоции и точку зрения, а также наши личные, внутренние свойства характера и творческие способности. Мужская, левая половина лица ассоциируется с небесной энергией ци и представляет логическое мышление и принимаемые социальные маски. На ней отражаются контролируемые эмоции, и она представляет ту личность, какой мы желаем показаться для внешнего мира.

Действие функциональной асимметрии мозга на мимику человека

Чтобы лучше это увидеть, необходимо создать два образа с помощью фотографий правой и левой половины лица, на которых будет отмечаться заметная разница в мимике каждой из фотографий. Идеально симметричные лица практически не бывают. На асимметрию лица (мимики) указывает и анизокирия. По данным Е.С. Вельховера и Б.В. Вершинина, анизокория встречается у практически здоровых лиц в 19% случаев, у больных соматическими заболеваниями – в 37%, у лиц с патологией ЦНС – в 50-91% случаев. Причем, у подавляющего большинства соматических больных и здоровых людей правый зрачок шире левого.

В настоящее время различие в мимике правой и левой половины лица объясняется тем, что правое и левое полушария головного мозга выполняют различные функции. Особенно четко это доказали в 50-х годах ХХ века американские исследователи, которые достигли успехов в лечении непрерывно возникающих приступов эпилепсии разъединением правого и левого полушария головного мозга путем операции – разрушением моста между полушариями (мозолистого тела). Такая операция была произведена у нескольких больных, действительно облегчила их страдания и одновременно привела к крупнейшему открытию, удостоенному в 1980 г. Нобелевской премии. Ее получил Р. Сперри.

Хотя связи между двумя полушариями мозга были нарушены, человек ел, совершал повседневные поступки, ходил и беседовал с другими людьми без серьезных видимых отклонений в поведении. Правда, настораживали несколько наблюдений, сделанных вскоре после операции: один пациент пожаловался, что он странно ведет себя с женой и не в состоянии контролировать свое поведение – в то время как его правая рука обнимает жену, его левая рука ее отталкивает. Другой пациент обратил внимание на странное поведение своей левой руки перед посещением врача: в то время как с помощью правой руки он одевался и приводил себя в порядок, левая рука пыталась расстегнуть и снять одежду. Потом было отмечено, что правая рука не могла перерисовать самые простые геометрические фигуры, она не могла сложить простые конструкции из кубиков, она не могла найти на ощупь простые бытовые предметы. Левая рука прекрасно справлялась со всеми этими задачами, но не могла написать, даже очень коряво, ни одного слова.

Таким образом, правое полушарие, управляющее левой рукой, во всех действиях, за исключением письма, превосходило левое полушарие. Но зато правому полушарию оказалась недоступна, кроме письма, функция речи. Правое полушарие существенно превосходило левое в способности ориентироваться в пространстве, в восприятии музыки, опознании сложных образов, которые нельзя разложить на простые составные части – в частности, в опознании человеческих лиц и эмоциональных выражений на этих лицах.

В этом плане интересно следующее исследование. Группу архитекторов подключили к электроэнцефолографам (ЭЭГ). Архитекторы получили задание, в котором нужно было произвести арифметический расчет.

ЭЭГ показал повышение активности левого полушария, а когда надо было выполнить проект фасада здания, усилилась активность правого полушария. Следовательно, существуют различия в функциях правого и левого полушарий (функциональная асимметрия мозга). Функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией (логические операции, чтение, счет). Функцией правого полушария – оперирование наглядными образами (распознавание объектов, образное мышление, интуиция).

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о различной роли полушарий головного мозга в регуляции психических способностей и эмоций. Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга, проявляющейся, в том числе, и в мимике лица. По данным В.Л. Деглина, временное выключение левого полушария электросудорожным ударом тока вызывает сдвиг в эмоциональной сфере «правополушарного человека» в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, он пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение правого полушария вызывает противоположный эффект – улучшение эмоционального состояния. Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина установили, что больные с поражением в левом полушарии тревожны, озабочены. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.

Для гармонического сочетания человека с окружающим миром должна быть согласованность интуиции и логики, духа и ума, при которой человек своей логикой (функция левого полушария) может осознать свою интуицию, образы (функция правого полушария). С психологической точки зрения гармония человека соответствует степени его психологической защищенности от жизненных потрясений и болезней.

Следовательно, сложнейшие мимические реакции, отображающие подсознательную и сознательную реактивность соответствующих центров головного мозга, могут осуществляться только при наличии между всеми центральными и периферическими компонентами этой целостной системы многообразных анатомо-физиологических связей, осуществляемых нейропроводниками, как соматической, так и вегетативной частей нервной системы. В отличие от соматических волокон лицевого нерва, большинство из которых перекрещиваются в стволе головного мозга и при поражении корковых центров развивается гетеролатеральный паралич мимической мускулатуры преимущественно нижней части лица, эмоциональные реакции, связанные с вегетативной нервной системой, по отношению к полушариям головного мозга, в основном проявляются гомолатерально.

Часть двигательного ядра лицевого нерва, иннервирующая мимические мышцы верхней части лица (лобная, круговая мышца глаза), имеет корковую иннервацию из обоих полушарий головного мозга. В противоположность этому нижняя часть ядра, иннервирующая нижние мимические мышцы, получает корковую иннервацию преимущественно из противоположной прецентральной извилины. Поэтому при поражении прецентральной извилины на противоположной стороне возникает парез мимических мышц только нижней части лица, но не нарушается функция мимических мышц верхней части лица, имеющих двухстороннюю корковую иннервацию.

Таким образом, состояние правого полушария отражается на правой половине лица, а левого полушария – на левой. В особенности это важно для глаз. До сих пор считалось, что состояние двух полушарий головного мозга человека отражается на его лице «крест-накрест» – левого полушария на правой стороне лица, а правого полушария на левой стороне лица. Это обстоятельство не позволяло ученым разработать адекватную методику тестирования психотипов. Поэтому, например «Экспресс тест Джеймса» не является достоверным и не нашел успешного применения на практике.

У здоровых людей мимика левой стороны лица отражает эмоциональное состояние в большей степени, чем мимика правой половины. Более явная выраженность проявлений эмоций левой половины лица подтверждается в специальных модельных экспериментах, в которых было показано, что эмоции больше распознаются на фотографиях, составленных из двух левых половин лица.Для определения психического состояния нами используется метод видео-компьютерной диагностики. С помощью видеокамеры компьютер строит два новых лица человека. Один портрет составляется из правых половин лица (духовный, генетический портрет), другой – из левых (жизненный, социальный портрет).

На «генетическом портрете» видна решительность, готовность к действию этого человека, а на «социальном портрете» – усталость, депрессия, что проявляется опущением уголков глаз, бровей и т.д. Далее эти портреты сравниваются в компьютере по специальному алгоритму, и по этой программе компьютер относит данного человека к одному из 49 психологических типов и выдает в процентном отношении полную личностную характеристику, профессиональную характеристику и рекомендации по гармонизации личности, изменению образа жизни, эффективному взаимодействию с другими людьми, окружающим миром.

Видео-компьютерная диагностика, наряду с опросниками, используется для определения психического состояния у соматических больных (бронхиальная астма, артериальная гипертония, язвенная болезнь и др.), для более эффективного лечения этих больных с учетом психического статуса (тревожность, депрессия).

С помощью этого метода может происходить психофизическая саморегуляция человека на основе зрительной биологической обратной связи. Если человек смотрит на эти свои два портрета, то он начинает осознавать свои подсознательные (вытесненные из сознания) чувства. В результате такой биологической обратной связи, эмоции на двух портретах становятся положительными и выравниваются. Практически при этом происходит стабилизация психических процессов, выравнивание интуитивных и логических способностей человека, повышается степень гармонии личности. При этом лицо и глаза становятся более симметричными, уменьшаются психосоматические расстройства, происходит процесс омоложения (если старение произошло преждевременно), человек возвращается к своей жизненной программе, самому себе.

Одним их существенных преимуществ этого метода является возможность исследования человека в прошлом. Исследование ранних фотографий, начиная с самого раннего детства, позволяет выявить периоды психических травм и динамику развития расстройств. При психокоррекции, с помощью синтезированных из ранних фотографий портретов, происходит восстановление лучшего из прежних состояний.