Рассказать о букве а. Сказка про букву А. Дарья Луч. Буква «О» в церковно-славянской письменности

Мы привыкли воспринимать буквы алфавита как нечто само собой разумеющееся, сопровождающее нас постоянно. Пожалуй, мы уже не смогли бы обходиться без них, ведь, по сути, это - единственный способ записи и передачи информации. Поэтому множество различных народов используют алфавит, по примеру древних финикийцев, впервые создавших и начавших применять его.

Казалось бы, что особенного в обычных буквах, и, в частности, что можно сказать интересного о букве «О»?

Между тем, каждая из частичек алфавита имеет свою историю, насыщенную интересными фактами.

Памятник

Весьма интересный факт о букве «О»: однажды у группы студентов из Вологодского института бизнеса появилась идея воздвигнуть памятник тому элементу алфавита. В результате голосования проект одного из архитекторов был одобрен, и после двухнедельной работы нескольких кузнецов трехметровая кованая конструкция была водружена в самом центре города. Существует мнение, что данная скульптурная композиция призвана символизировать исторически сложившуюся речевую особенность жителей этого региона, придающую особый колорит их говору (в говоре местных жителей явственно звучит звук «О» даже в тех случаях, когда ударение в слове падает на другой слог).

Распространенность

Буква «О» весьма популярна.

Интересный факт о букве «О»: она присутствует в подавляющем большинстве из шестидесяти пяти используемых на сегодняшний день в мире алфавитов. Встречается во всех языках и наречиях, использующих славянские кириллические алфавиты. А кроме того, встречается и в письменности некоторых народов неславянского происхождения.

Буква «О» в церковно-славянской письменности

Обращает на себя внимание интересный факт о букве «О»: в русском языке, а точнее, в письменном варианте церковнославянского языка, используются целых три варианта написания этой, казалось бы, простой буквы:

Буква «О» в русском языке

Еще один из интересных фактов о букве «О»: в русском алфавите: на сегодняшний день она признается самой старейшей. Появившись впервые еще в древнем финикийском алфавите, которому уже 33 века, она практически не претерпела никаких изменений. Хоть в некоторых рукописях встречаются время от времени и необычные, довольно экзотические варианты написания этой буквы:

  • с точкой внутри - в слове «око» - такая разновидность начертания действительно несколько напоминает око;
  • с двумя точками или «слипшийся» вариант, сдвоенная «о» (оо) в слове «очи»;
  • с крестиком внутри в слове «окрест»;
  • в некоторых случаях встречается разомкнутая сверху конфигурация.

Однако, как бы ни видоизменялась буква в зависимости от смысла слов, в составе которых она была использована, ее начертания, тем не менее, сохранились практически неизмененными.

Довольно любопытным и интересным фактом о букве «О» можно признать следующую особенность: располагаясь в слове в безударной позиции, она практически всегда произносится, а, следовательно, и слышится, как «А». Известно, что изначальное произношение звучало именно таким образом.

Исключение составляют некоторые диалекты, в которых сохранилось четкое произношение звука «О» в безударном положении, что делает эти разновидности говора особенными, характерными, легко узнаваемыми на слух. Такая особенность присуща, например, речи жителей Пермской и Вологодской областей.

К интересным фактам о букве «О» можно отнести и некоторые сочетания букв, встречающиеся в словах. Например, есть слова, в которых из гласных звуков встречается только эта.

  • Слово «обороноспособность» и специфический термин «водородоподобность» содержат целых семь гласных звуков «О».
  • Существует и слово, в котором три буквы «О» расположены подряд - зоообъединение.
  • Любопытно и то, что эта буква может использоваться самостоятельно, как в качестве предлога, так и в качестве состоящего из единственной буквы восклицания.

Стоит лишь немного обратить внимание на историю и некоторые особенности отдельных букв, и изучение алфавита сразу перестает быть таким обыденным.

Мы предлагаем вам книгу для детей "Сказки о буквах и словах" как один из вариантов первого знакомства детей с родным языком (с буквами и словами). Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира. Поэтому в книге для детей "Сказки о буквах и словах" много вопросов, заданий и игр , направленных на развитие творческой фантазии ребенка. Книга для детей "Сказки о буквах и словах" знакомит ребенка с буквами и словами, как с добрыми родными существами. Каждая буква в сознании ребенка связывается с наглядными образами, поэтому легко запоминается как сама буква, так и все слова, о которых она рассказывает в сказке. Эмоциональная окраска образов помогает детям быстро научиться читать .

Книга "Сказки о буквах и словах" (Учимся читать) рекомендуется для педагогов и родителей для работы с детьми дошкольного возраста. В книге свыше 100 сказок.


Вышла книга ДОБРАЯ АЗБУКА, в сказках, стихах и раскрасках. Более 100 сказок о буквах и словах, более 100 четверостиший о буквах и знаках препинания и 100 черно-белых рисунков для раскрашивания. Тексты в книгах СКАЗКИ О БУКВАХ И СЛОВАХ и ДОБРАЯ АЗБУКВА - не повторяются.

ДОБРАЯ АЗБУКА

Эта книга для детей наполняет процесс обучения чтению и письму яркими, живыми образами букв. В книге ДОБРАЯ АЗБУКА вы найдете:

Добрые сказки, которые знакомят детей с буквами, как с родными, забавными существами;
- веселые четверостишия, помогающие легко и быстро запомнить буквы;
- раскраски, дающие возможность детям создать свои образы букв;
- творческие задания и игры, развивающие логическое мышление.

Цель этой книги: связать процесс обучения грамоте с рисованием, игрой и постижением красоты мира.
купить в комплекте

А. Лопатина
М. Скребцова

Старая Азбука всхлипывала:

О, горе! Опять я слышу: «Не хочу!» «Не буду!» Почему дети не дружат с моими умными буквами?

Не плачь, мудрая книга! Мы расскажем детям сказки о буквах, и они нас обязательно полюбят.

Хорошо, - успокоилась Азбука, – я тоже послушаю. Больше всего на свете я люблю сказки.

Буква Г

Встретились на дороге гусенок и щенок.

Р-р-р, - зарычал щенок, - я тебя укушу!

Ш-ш-ш, - зашипел гусенок , - я тебя ущипну.

Нельзя так грубо разговаривать, - строго сказала буква Г.

Она подарила щенку - « гав-гав », а гусенку - « га-га-га ».

- Га-га-га , - закричал гусенок , - давай играть.

- Гав-гав , - ответил щенок, - побежали наперегонки.

Вечером гусенок сказал щенку:

- Га-га-га , - пойдем ко мне в гости , я угощу тебя горохом .

- Гав-гав , - ответил щенок, - ты очень гостеприимный .

Какое угощение приготовит для тебя буква Г?

Буква Д

Почему никто не живет во мне? - грустно думал новый дом .

Я большой и красивый. У меня есть дверь и зеленый двор .

У дома должна быть душа , - сказала буква Д .

А что это такое? - удивился дом .

Это когда в доме уютно и тепло. В печке горят дрова , а из трубы идет дым .

Что же мне делать? – заплакал новый дом.

Я позову дровосека , - предложила буква Д.

Вскоре в новом доме поселился дровосек .

Он привез дрова и затопил печку. В доме стало тепло и уютно.

А в твоем доме есть душа?

Буква Ж

Я поймал букву Ж , - мальчик показал маме жука .

Он похож на букву Ж и жужжит , как Ж , – согласилась мама.

- Ж-ж-ж-ж , отпусти меня домой! – зажужжал испуганный жук.

Хорошо, но где твой дом? – спросил мальчик.

В большом пне, на нижнем эта ж-ж-ж -е, - объяснил жук .

Мальчик отпустил жука и долго смотрел на чудо-пень, населенный разными букашками.

- Жалко , жук улетел, и у нас нет буквы Ж , - сказал он маме.

Разве ты не слышишь? – удивилась мама.

« Ж-ж-ж » – жужжали пчелы. « Ж-ж-ж ,» – жужжали мухи.

Здесь повсюду буква Ж ! – обрадовался мальчик.


Пож-ж-жужи, как жук!

Буква Л

Не хочу спать, не буду ложиться , - капризничала девочка.

Мама грозно нахмурила брови, но буква Л тихонечко шепнула ей на ушко волшебное слово «Люблю ».

Я люблю тебя, моя малышка, - ласково сказала мама и обняла дочку. Мама поцеловала ее, и девочка спокойно заснула.

«Большим и маленьким людям больше всего на свете нужна любовь и ласка », - подумала буква Л.

Она летала повсюду и ласково шептала: «Люблю, люблю, люблю », - чтобы никто не забыл сказать это волшебное слово.

Скажи волшебное слово «люблю» всем, кого ты любишь.


Буква О

Белое облако тихо плыло по синему небу.

Оно посмотрело на землю и удивилось: «О-О-О» !

Внизу на земле лежало другое круглое и блестящее облако .

Здравствуй, облако на земле, - сказало облако на небе.

Я не облако , а озеро .

- О-О-О , значит, мне нельзя с тобой играть, - загрустило облако .

Буква О услышала их разговор и пришла на помощь.

- О-О-О , ты как маленькое облако , - обрадовалось облако .

- О-О-О , ты как крохотное озеро , - засмеялось озеро .

Озеро бросало букву О на облако , а облако бросало букву О вниз в озеро . Это была отличная игра.

С кем еще любит играть буква О?

:.: :.: :.:

ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ БУКВ

Дом из буквы А

Сынок, это буква А, - сказала мама.

Она не игрушка, а я люблю играть, - ответил мальчик сердито.

Сделай из меня дом. Две палочки шалашиком, посередине - перекладина, - предложила буква А.

Внизу я поставлю автобус, а на перекладину – аквариум, - согласился мальчик.

На крыше может жить аист, а под крышей мы повесим абажур, - подхватила буква А.

А на обед у нас будут ананасы и апельсины, – сказал мальчик.

Я привезу их из Африки на аэроплане, – ответила буква.

Ты интереснее игрушек, буква А, - засмеялся мальчик.

Расскажи, что бы ты поместил в домик из буквы А?

Новый год у Е и Ё

Новый Год буквы встретили у сестриц Е и Ё. Буква Е хотела принести из леса большую ель, но буква Ё вырастила в горшке пушистую ёлочку.

На ее макушку я надену звезду, - предложила буква З.

Я украшу ее шарами, - сказала буква Ш.

Я наряжу ее в блестящую мишуру, - заявила буква М.

Я зажгу на ее веточках веселые огоньки, - засмеялась буква О.

- Я разложу под ней подарки, - таинственно произнесла буква П.

Когда ёлочку украсили, сестрицы Е и Ё хором спели:

«У нас родилась елочка, у нас она росла, и нашей мудрой азбуке веселье принесла!»

Затем сестрицы Е и Ё угостили буквы вкусной едой.

Чем буквы Е и Ё угощали своих подружек?


Желания букв Ж и З

Однажды подружки Ж и З сидели на крыше и любовались звездами.

Вдруг к ним спустилась искристая звездочка, села, уютно свесив с крыши ножки, и сказала:

Я прилетела исполнить ваши желания.

Я хочу стать знаменитой, - тут же заявила буква З.

Я хочу научиться жонглировать, - сказала буква Ж.

В эту минуту из сада послышался стон жасминового куста.

Ой, дождик, приди. Я высох и завтра не смогу благоухать.

Пусть дождь напоит жасминовый куст, - хором произнесли буквы.

По железной крыше застучал дождик, а звездочка улетела домой.

Исполнит ли звездочка желания букв Ж и З?


ДОБРЫЕ СЛОВА

Верные друзья

Поспорили собака, кошка и конь, кто из них верный друг человека.

Я дом охраняю и хозяина защищаю, - пролаяла собака.

Кошку всегда пускают вперед, когда в новый дом переселяются. Мы хранители домашнего очага.

Раньше человек со своим верным конем все вместе делал: и землю пахал, и грузы возил! - громко заржал конь.

Вечером вернулся грустный хозяин. Далеко уехал его верный друг.

Конь доверчиво ткнулся ему в плечо. Собака положила морду ему на колени, а кошка вспрыгнула на плечи и согрела пушистой шерсткой.

Вы мои самые верные друзья! - произнес хозяин сквозь слезы.

Расскажите о своем верном друге.


Гордая Гора

Жила-была высокая, гордая гора. Она дружила только с облаками. Облака отдыхали на горе и умывали ее дождем. Однажды солнце пекло очень сильно, и облака улетели в холодные страны.

Горе было жарко и грустно без друзей.

Никому я не нужна, - заплакала гора, и с нее потекли ручейки слез.

Высохшая земля внизу стала влажной, и на ней распустились цветы.

Спасибо тебе, гора, ты спасла меня от засухи! - крикнула земля.

Гора удивилась. Она была гордой и никогда не смотрела вниз.

Увидев землю с цветами, гора засмеялась от радости.

Друзья есть всюду, их нужно лишь увидеть! - сказало мудрое небо.

Расскажи, с кем ты дружишь.


Сердце мамы

Большая береза росла в лесу с тремя маленькими березками. Своими раскидистыми ветвями Береза-мать защищала дочек от ветра и дождя.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Березки трепетали от страха. Береза мать обняла их и сказала: «Не бойтесь, за моими ветвями молния не заметит вас».

На небе вспыхнула острая молния и ударила прямо в березу. Она не упала и еще крепче обняла своих дочек.

Когда гроза прошла, ствол дерева треснул. Падая, береза прошептала ласково: «Мой ствол зарастет мхом, но в нем будет биться мое сердце!» Сядь в лесу на ствол старой березы, закрой глаза и прислушайся.

Расскажи, что ты слышишь.

Откуда, например, взялась буква «Й»? Кто вычеркивал из всех попавшихся под руку книг молоденькую букву «Ё»? Откуда у белорусов «Ў»? И что будет, если прочитать подряд полные названия кириллических букв?

Ответы на эти вопросы способны удивить даже самого скучного человека. И главное: а зачем нам вообще знать хоть что-нибудь о буквах? Пиши себе - а история дело специалистов.

Фото: udf. b y

Первооткрыватели букв

А ведь если осознать, что алфавит, этот фундамент любой культуры (да что там культуры, фундамент всего, что нас окружает, ибо без алфавита нет ни работы, ни учебы, ни простого задушевного общения, просто взяли - и придумали умные люди), если это осознать - то как-о по-другому начинаешь смотреть на роль личности в истории и на свою собственную роль.

Почему Карамзину или Дубовке можно целые буквы для целого народа придумывать, а мы - малюсенькую инновацию руководству предложить боимся?

Вот, к примеру, Кирилл и Мефодий из далеких Солоников взяли - да и приехали на Русь, в огромную непонятную страну без алфавита.

Это ж какой титанический труд: выучить язык, понять, как в нем комбинируются, вычленяются и сочленяются звуки, придумать буквы для этих звуков, да так, чтобы ими удобно было писать и их удобно было читать!

Их глаголица (знаете ли вы, что Кирилл придумал глаголицу, а не кириллицу? Кириллицу - это уже его ученики) - уникальный алфавит: он полностью искусственно придуман, составлен из трех христианских символов: креста, круга и треугольника.

Очень красивый, но неудобный в использовании алфавит.

Фото: newtheory.ru

Алфавит был прекрасен, но неудобен: при письме буквы сливались, путались, да и вообще выглядели нагромождением кругов и крестов.

И тогда появилась кириллица - легкое, быстрое письмо на основе греческого алфавита. Этот и красотой, и удобством вышел!

Фото: samlib.ru

И тут создатели алфавита слегка подшутили. А может, не подшутили, а зашифровали для нас послание. Попробуйте прочитать цельно, как текст, древние названия кириллических букв:

«Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».

Перевод текста на современный язык впечатляет:

«Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!»

На Кирилле и его учениках процесс не остановился: многие прекрасные люди, помимо всего прочего, изобретали буквы. Историк Карамзин, к примеру, придумал букву «Ё», наш Владимир Дубовка - особенные буквы для белорусских аффрикат «ДЖ» и «ДЗ», а с нашим культовым «Ў» и вовсе детективная история вышла.

Запретить язык, но придумать букву

Был такой ученый - Петр Алексеевич Бессонов. Если строго посмотреть - злой гений нашей истории. Крупный чиновник, славянофил, даже панславист. Человек, не признающий никаких других славян, опроча русских, он основывался не на голых эмоциях - на фактах.

Прежде чем отрицать право белорусов на самоопределение, он самым тщательнейшим образом белорусов изучил и кое-где даже описал.

Материала для наблюдений было у него предостаточно: Бессонов сменил десятки самых разных ответственных постов в Виленском образовании, входил в команду графа Муравьева, которая вплотную занималась русскими школами в Северо-Западном крае, при этом собирал белорусский фольклор (под этикеткой русского) и походя придумал букву «Ў» для обозначения специфического звука, свойственного белорусской мове.

Пётр Алексеевич Бессонов. Фото: be.wikipedia.org

Странный человек был Бессонов: букву придумал, а отличия белорусов от русских отрицал. Впрочем, он вообще был человеком непоследовательным: его научные работы по русскому фольклору, которыми, в силу высочайших должностей автора, была переполнена тогдашняя наука, представляют собой образцы буйной фантазии исследователя.

Он придумывал несуществующие песни и сказки, рассказывал о как будто бы свершившихся экспедициях, делал внезапные выводы из никогда не бывавших событий - словом, с ним даже никто не спорил, потому что как спорить с тем, чего нет?

Вдогонку за алфавитом

Никогда не поздно придумать букву. Благодарный народ, которому эта буква нужна, с радостью нововведение подхватит.

Буква «Э» у белорусов в алфавите появилась в 15 веке, «Й» - в конце 16 столетия (нам она была нужнее остальных, так как язык наш стремится к мелодичности и соразмерному чередованию гласных и согласных), а в русскую азбуку попала в 1735 году. Буква «Ё» придумана русскими в конце 18 столетия и подхвачена белорусами спустя сто лет, причем русские пользователи обрадовались букве не все и не сразу.

Академик Шишков, например, самолично вымарывал точечки из всех книг, поступавших в домашнюю библиотеку, и до сих пор в русской орфографии «Е» вместо «Ё» не считается ошибкой, а вот послушные и порядколюбивые белорусы постановили писать Ё - и не сопротивляться, и теперь наши школьники, если точечки не поставят, получат отметку на балл ниже.

Этой героической букве даже поставили памятник в Ульяновске.

Фото: strana.ru

А некоторые буквы из алфавитов на крутых поворотах истории выпадают. Так, Петр Первый первым «почистил» кириллицу и выбросил оттуда буквы «пси», «кси» и «омегу». Хотел было удалить еще ижицу и ферт, но они зачем-то были нужны священнослужителями, и под угрозами кары небесной Петр отступил.

Впрочем, ижица и ферт продержались в алфавите все равно недолго, ее писали все реже и реже, а в 1918 году и вовсе перестали в связи с массовым изгнанием религиозных текстов из массового чтения.

Считается, что ее отменили большевики вместе с ятем и фитой, но в знаменитой реформе 1918 года об ижице уже и реформаторы забыли, так она и умерла сама собой.

Кто-то никак не может упорядочить свой единственный алфавит, а белорусы никак не определяться, какой из возможных окончательно выбрать: мы являемся счастливыми обладателями кириллицы и «крапiвiнскага» правописания, кириллицы в варианте Бронислава Тарашкевича - и белорусской латинки, которая, между прочим, серьезно отличается от латинки польской или чешской.

Этот подзабытый, но, говорят, наиболее понятный нашему языку алфавит мы видим каждый день перед глазами: именно на белорусской латинке выполнены все надписи в отремонтированном минском метро и указатели в историческим центре.

Белорусская латинка воспринимается минчанами как родная.

Фото: vremya4e.com

Ну и что, спросите вы? Зачем нам знать историю букв?

Да хотя бы потому, что история букв - это всегда история людей, и вписать свое имя в историю можно в самом прямом смысле при помощи буквы.

Оно все-таки как-то гуманнее, чем изобретать автоматы, динамиты или ядерные бомбы.

VELVET: Анна Северинец

Ученики 1 "Б" класса

Сказки про буквы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Синицкий Н. Буква «О».

Буква «О» совсем как колесо. Катилась по горам и по лесам. Встретила ослика, потом покатилась дальше и увидела дом с круглым окном. Докатилась до речки. Там плавали окуни, на небе облака. Закатилась в огород. Там росли огурцы. Буква «О» была рада, что так много слов, где есть она сама.

Никашина Д. Буква «П».

Буква «П» приехала в парк. Повстречала она в парке пантеру. Буква «П» сказала: «Привет!» Пантера ответила просто «Р – р - р!» Подошла к ней буква «Р» и сказала: «Вот что! Пантера говорит «привет», но не по-нашему, а по рычащему.

Азманов Р. Буквы.

Жили-были буквы в сказочном государстве. Они жили дружно. Заглавные буквы работали, строили дома, в которых затем жили. Строчные буквы ходили в детские сады и школы. Буквы умели составлять слоги, слова, играли в разные игры, никогда не ссорились. По выходным они ходили в гости, на базар, в кино, знакомились с другими. Иногда артисты приезжали в город. Буквы посещали их концерты. Вот так мирно жили они в своём мире.

Музалёва Е. Поход на День рождения.

В один прекрасный солнечный день буква «Б» пошла в гости на День рождения к букве «А». Дорога проходила через старый густой лес. Буква «Б» шла по тропинке, вокруг неё летали бабочки и пели птицы. Она вместе с птицами пела песни и собирала цветы. Она не заметила, как свернула на другую тропинку.

Буква «Б» собрала большой и красивый букет. Она любовалась им и восхищалась. Но когда она посмотрела вокруг себя, то увидела, что находится в другом месте. Буква «Б» поняла, что она заблудилась. Она села на пенёк и заплакала.

Мимо шла буква «Д». Она тоже шла на День рождения. Она успокоила букву «Б». И они вместе продолжили путь.

Мерцалов А. Дом.

В одном царстве, в книжном государстве, жили-были буквы. Жителей в том государстве было немного, но и немало, 33 буквы. Здесь живут буквы «Д», «О» и «М». Буква «О» чем-то недовольна.

Почему я должна быть всегда на втором месте? Я хочу быть первой, - сказала буква «О».

Но если станешь первой, то нарушишь порядок. На этой странице всегда была первой я, - ответила буква «Д».

А я вообще последняя! – промычала буква «М». – Вы даже меня не замечаете, вот спрячусь я от вас.

Разбежались в разные стороны буквы по странице. Так обиделись друг на друга, что даже забыли, кто за кем должен стоять. Сели и сидят: «О» на печеньке, «Д» на брёвнышке, а «М» вообще куда-то спряталась, не видно её. Развалился их домик. Увидели это буквы, испугались и решили помириться. Как только буквы выстроились правильно, домик их восстановился. Поняли тогда буквы, что каждая их них должна быть на своём месте.

Архипов М. Приключения буквы «К».

«К» котёнком рыжим стала,

С блюдца молоко лакала,

За мышонком побежала,

Поскользнулась и упала.

Разлила она сметану,

Но ругать её не стану.

Подустала буква «К».

Промяукала слегка,

В шкаф тихонько забралась,

В книгу снова улеглась.

Колесникова С. Буква «У».

Буква «У» работает на ферме. У неё корова Зорька. Она доит её рано утром. А корова говорит ей в ответ: «Му-му!»

Никулина Т. Буква «Т».

Как часто мы её встречаем.

Она досталась Тоням, Таням,

Тетрадке, театру, трафарету,

Тарелке, точке, табурету.

И даже в слове «запятая»

Найдёшь ты имя моё «Тая».

Рамазанова К. Буква «Р».

Маленькая девочка любила читать, но не выговаривала букву «Р». Однажды она читала свою любимую сказку «Золотая рыбка». Вдруг в середине страницы начали исчезать буквы «Р». Девочка не понимала, что за слова перед ней: ..ыбка, ста..ик, ста..уха?! А ночью она увидела букву «Р» во сне. Оказывается, буква обиделась, что девочка и разговаривает, и читает без неё. Утром девочка рассказала свою историю маме. Мама отвела её к логопеду. Теперь у этой девочки буква «Р» самая любимая буква в алфавите.

Марков ж. Буква «Ж».

Жила-была буква «Ж». И была у неё большая, дружная семья из 32 братьев и сестёр. Жили они дружно и счастливо. Буква «Ж» любила ходить в зоопарк. Особенно букве «Ж» нравились такие животные: жираф, ёж, морж, а так же всякие жучки. Жила буква «Ж», не тужила, пока однажды летом ни случилась жара, и всех зверей стала мучать жажда. Тогда буква «Ж» обратилась к своим друзьям буквам «Д», «О» и «Ь». И вместе они вызвали дождь. Животные обрадовались, стали весёлыми и поблагодарили буквы.

Осипов Д. Буква «А».

Надоело букве «А» спать в Азбуке. Выпрыгнула она из Азбуки и поехала на автомобиле на базар. Купила она там апельсин, арбуз, абрикос и ананас. Съела буква «А» всё грязными руками, и у неё заболел живот. Приехал доктор Айболит с аптечкой и вылечил букву «А». И буква вернулась в Азбуку.

Ваня и буквы.

Мальчик Ваня не хотел учиться читать. Буквы обиделись на него и убежали. И вдруг мальчик Ваня превратился в девочку Аню, дверь стала страшным зверем, провод превратился в овод и давай летать, жужжать и кусаться. Испугалась девочка Аня, взяла Азбуку и стала учиться читать. Сразу буквы стали на свои места. Аня снова стала Ваней, зверь превратился в дверь, а овод стал смирным проводом.

Поспелова А. Как буквы провели день на Байкале.

Жили-были буквы: «Б» - бабушка, «Д» - дедушка, «А» - Аня, «Д» - Даниил. Как-то летним днём поехали они на Байкал. Ехали дружно и песни пели.

Приехали, поставили палатку, развели костёр. Буква «Д» накачал лодку и поплыл рыбачить. Буква «Б» осталась на берегу с буквами «А» и «Д». Буквы «А» и «Д» резвились на солнечном берегу и купались в озере. Буква «Б» тем временем приготовила обед и позвала буквы «А» и «Д» обедать.

Вскоре приплыл буква «Д» с большим уловом.

К вечеру все успокоились и устали. Поели вкусной рыбы и легли спать.

Мамуева Г. Буква «Л».

Под Новый год пошла буква «Л» в гости к Медвежонку. Медвежонок проспал и не успел купить ёлку. Буква «Л» предложила нарядить её вместо ёлки. Медвежонок со своими друзьями весело отметил Новый год!

Эль-Шаэр С. Буква «Д».

Жила однажды буква «Д».

И что-то с ней случилось:

Из доброй буковки она

Вдруг превратилась в драчуна.

Дерётся, задирает всех…

Что делать? Как же быть?

Решили букву проучить –

И выгнали из дома.

Идёт одна, бредёт одна,

И скучно стало букве,

А тут и мудрая сова:

«Слыхала всё я про тебя!

Ты, буква «Д», задира?!

Нет, ты – Доброта!!!

Ты – Дружба!!!

И будь такой всегда!

Синицкий Н. Буква О.

Буква О совсем как колесо. Катилась по горам и по лесам. Встретила ослика, потом покатилась дальше и увидела дом с круглым окном. Докатилась до речки. Там росли огурцы. Буква «О» была рада, что так много слов, где есть она сама.

Логинов В. Про девочку Женю, букву «Ж» и собачку Жучку.

Жила-была буква «Ж». Однажды она пошла погулять и увидела девочку Женю, которая сидела на скамейке и горько плакала. Буква «Ж» подошла к девочке и спросила, о чём она плачет. Женя рассказала, что у неё потерялась её любимая маленькая собачка Жучка, и заплакала ещё сильнее. Буква «Ж» успокоила девочку и пообещала ей помочь. Она позвала своих друзей жучков и попросила их облететь небольшой городок и найти щенка. Жучки разлетелись в разные стороны на поиски собачки. Вскоре один из них увидел маленького щенка, который жалобно скулил на полянке. Жук подлетел к щенку, спросил, почему тот плачет, и как его зовут. Щенок ответил, что его зовут Жучка, и она потерялась. Жук объяснил Жучке, что он прилетел, чтобы ей помочь. Он полетит впереди и покажет ей дорогу. Собачка побежала за жуком. И вскоре они оказались у скамейки, на которой сидели девочка и буква «Ж». Увидев девочку, Жучка радостно залаяла и завиляла хвостиком. На радостях она лизнула хозяйку в нос.

Девочка поблагодарила букву «Ж» и её друзей жуков за помощь. Все были очень рады тому. Что всё так хорошо закончилось.

В.Ванюшин. Приключения буквы «О».

Жила на свете буква «О»,

Превратилась в колесо,

Покатилась по полям,

По дорожкам и лугам.

Вот встречает буква «О»

На дорожке кой-кого…

Не машинка, не игрушка,

А неведома зверюшка.

Загадка:

Она сидит и квакает, мошек ловко цапает,

зелёного цвета с улыбкой большой… (Лягушка)

Удивилось колесо, и сказало:

О-о-о-о-о!

Вот встречает буква «О»

На дороге вот кого:

Загадка:

Она большая в пятнышко, у неё рога,

даёт она детишкам парного молока. (Корова)

Покатилось колесо и увидело вот что…

Загадка:

Разноцветное коромысло над землёй повисло. (Радуга)

И встречает на дорожке вот кого:

Загадка:

Деревянный мальчуган с длинным, длинным носом,

Торт испёк на именины для красавицы Мальвины! (Буратино)

Улыбнулась буква «О» и сказала:

Хорошо я сегодня покаталась,

Днём чудесным наслаждалась!!!

Вот и сказочке конец,

А кто слушал – молодец!

Много времени дружно жил алфавит. Буква А всегда была главной. В алфавите стояла первой. Ее рисовали на букварях. О ней вспоминают о самой первой. Обиделись остальные буквы на это и выгнали А из алфавита. После этого кровать стала "кровтью", собака - "собкью", чай - "чй". Люди перестали понимать друг друга. Начался беспорядок. Буквы поняли, что каждая из них одинаково важна. Нашли букву А и попросили у нее прощение. Речь снова стала понятной и красивой. Буквы стали жить дружно.

История

Согласно историческим фактам, буква «А» происходит от греческой сигмы «альфа», а если ссылаться на фразеологизм «альфа и омега» - то есть начало и конец, можно понять, что «А» и есть началом алфавита. Многими специалистами было доказано, что остальные звуки азбуки произошли от этого звука. «А» считается одной из самых часто использованных букв, а в некоторых языках, например, как в убыхском – лишь единственной гласно й на весь алфавит. Большинство слов, которые начинаются с «А», позаимствованы и представляют собой звукоподражания или междометия.

Правописание

В русской грамматике существует две формы этой буквы: «А» большая, или же заглавная и «а» маленькая, строчная. Имеет значение, когда мы употребляем большую или маленькую букву.

Большую «А» следует писать, когда:

  • абзац или предложение начинается с красной строки;
  • если после двоеточия автор решил использовать цитату (… после её слов князь воскликнул: «Ах! Как он посмел?!»)
  • в тексте использованы имена собственные (имена людей, клички животных, географические объекты и так далее);
  • пользуемся аббревиатурами (АЭС – атомная электрическая станция);

Если слово в тексте не попадает ни под один из фактов, то используем «а» строчную.

Произношение в литературном языке

Особое место в литературном языке занимает произношение буквы, которе напрямую зависит от её местоположения, которое, в свою очередь, зависит от ударения и местоположения:

  • если ударение падает на звук [а] – произношение не изменяется (водá);
  • если слог пред ударением-произносим звук как [а краткое] (баобáб);
  • после шипящих в безударном слоге иногда - как звук [и] (к сожалéнию);
  • безударная «а», когда звучит после твердых гласных (самá) произноситься, как гласный безударный звук - [а краткое] или [ъ] (твердый знак) (самá);
  • если буква стоит после согласного, мягкого/твердого звука, [а] подражает согласному перед ней, в плане твердости (газ). Но в словах, где парность отсутствует: после других гласный, шипящих согласных и звука [й], в начале слова – «А» не имеет влияния на твердость/мягкость рядом стоящего согласного.

«А» в науках

  • в биологии, при решении задач с генетики, а именно записи генотипа родителей используют «а» - рецессивный ген и «А» - доминантный;
  • в математике Ар – единица измерение площади - аршин.
  • предпочтительней в физике, но и в других науках «А» используют, как сокращение от атто- (10 -18);
  • в системе СI, ампер – единицу измерения силы тока, обозначают А.