Сборник игр и упражнений на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста «Вместе играем - речь развиваем. Примеры заданий для уроков развития речи

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ


Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира. Без хорошо развитых внимания и памяти невозможна подражательная деятельность, а именно она лежит в основе обучения речи.

Малышу от года до трех лет необходимы занятия с развивающими игрушками, чтобы он научился различать предметы по величине, цвету, форме. Важно постоянно привлекать ребенка к общению, давая самые простые речевые образцы для повторения: междометия (ах, ой), звукоподражания (би-би, мяу), упрощенные слова (бух, ляля).

Как только появятся первые звукоподражания и упрощенные слова, необходимо проводить игры по развитию голоса (пропевание отдельных гласных звуков или звукоподражаний голосом разной силы и высоты).

Ведь если у ребенка слабый выдох, то и голос у него будет тихим, а многие звуки произнести не удастся.

У неговорящего малыша движения губ и языка развиты недостаточно, в таких случаях необходимо делать логопедический массаж и пассивную артикуляционную гимнастику, а такжемассаж кистей рук и пассивную, а затем и активную пальчиковую гимнастику.

Мозг ребенка – очень подвижная система. Незадействованные вовремя речевые зоны коры больших полушарий со временем могут «переключиться» на выполнение других функций. А это означает, что после трех лет научить малыша будет уже сверхсложно или вообще невозможно.


ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному словарю (самостоятельной речи). Поэтому в первую очередь необходимо научить ребенка понимать речь.

Учить говорить нужно не только на специальных занятиях, но и в быту, во время повседневного общения. Для этого малышу задают вопросы, на которые первое время взрослому приходится отвечать самому. Так, мама застилает кроватку для малыша и говорит: «Куда Ваня сейчас пойдет? В кроватку. Спать». Если сначала малыш говорил «Бай-бай», то через некоторое время на этот вопрос он начнет отвечать «Пать» («Спать»). Таким образом из речи будут постепенно вытесняться звукоподражания и лепетные слова.

Разговаривать с маленьким ребенком нужно только о тех предметах, которые привлекают его внимание в этот момент, или о тех действиях, которые он совершает. Например, купая малыша, нет смысла говорить об игрушках, лучше обратить его внимание на мочалку, мыло и полотенце.



Малыш, увлекшись игрой, начнет повторять за вами предложенные звуковые комплексы и упрощенные слова. И неважно, какого качества будут эти первые слова, – важно, что они наконец-то прозвучат. Похвалите ребенка и порадуйтесь вместе с ним.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Кубик и кирпичик (с 1 года)

Возьмите два кубика (с гранью не менее 4 см) и два кирпичика (с гранями не менее 1 х 4 х 5 см) одного цвета.

Покажите малышу кубики, назовите их и продемонстрируйте, как можно построить домик (поставить один кубик на другой). Аналогично обучите ребенка выкладывать из кирпичиков дорожку (положить один кирпичик за другим).

В процессе игры постоянно повторяйте названия строительного материала, говоря: «Это кубик. Поставим кубик на кубик», «Это кирпичик. Положим кирпичик за кирпичиком».

Теперь положите перед ребенком кубик и кирпичик и спросите: «Где кубик?», «Где кирпичик?» А затем попросите: «Дай мне кубик (или кирпичик)!»


...

? Игра способствует выработке у ребенка умения различать предметы по названию и форме, учит малыша выполнять простейшие постройки по образцу, данному взрослым.

Поручения (с 1 года)

Возьмите 5–8 игрушек, с которыми малыш постоянно играет.

Попросите ребенка дать вам игрушки (предметы), названия которых малыш хорошо знает, или положить игрушки (предметы) на свое место; открыть или закрыть дверь в комнату и т. п.

Называя имена близких, попросите ребенка отнести им игрушку или привести взрослого сюда.

...

? С помощью игры у ребенка выработается понимание речи (без показа) – названий нескольких предметов, действий, имен окружающих, выполнение отдельных поручений.

Нельзя! (с 1 года)

Увидев нежелательные действия ребенка, обратитесь к нему и, называя малыша по имени, строго скажите: «Нельзя!» При этом не надо называть само действие или предметы, взятые ребенком (например, не надо говорить: «Не трогай!» или «Поставь чашку!»), а также забирать их из рук малыша.

...

? Игра вырабатывает у ребенка понимание слова «нельзя», умение подчиняться запрету взрослого.

Знакомые вещи (с 1 года 3 месяцев)

Используйте игрушки, с которыми малыш постоянно играет; предметы обихода. Во время игр, кормления и гигиенического ухода за ребенком называйте предметы и игрушки, которыми пользуется малыш (машинка, мячик, полотенце, мыло, часы и т. п.).

Расставьте перед ребенком четыре предмета (игрушки) и попросите показать каждый из них. При этом задавайте ребенку вопросы: «Где …?»

Расставьте эти же предметы перед малышом в другом порядке и вновь дайте задание показать каждый из называемых предметов.

...

? Игра способствует расширению запаса понимаемых ребенком слов, обозначающих предметы быта, игрушки.

Моя одежда (с 1 года 3 месяцев)

Во время сборов на прогулку, одевания после сна называйте предметы одежды малыша (рубашка, трусы, колготки, майка и т. п.).

Разложите перед ребенком 4 предмета одежды и попросите показать каждый из них. При этом задавайте малышу вопросы: «Где …?»



Разложите эти предметы перед малышом в другом порядке и вновь дайте задание показать каждый из названных предметов.

...

? Задача игры – расширить у ребенка запас понимаемых слов по теме «Одежда».

Покажи носик (с 1 года 3 месяцев)

Общаясь и играя с ребенком, почаще показывайте и называйте части лица самого малыша, а также игрушек: куклы, собачки, медвежонка.

Попросите ребенка показать указательным пальчиком, где у него носик, глазки, ротик, ушки. Затем дайте задание малышу показать эти же части лица на кукле, на игрушке-зверюшке.

...

Кукла Ляля (с 1 года 3 месяцев)

Вам потребуются кукла, кукольная кроватка, тарелочка, ложечка, тележка (коляска для куклы).

Покажите ребенку разные варианты игровых действий: уложите куклу спать, покормите с ложки, покатайте в тележке (коляске). Все свои действия комментируйте.



Предложите ребенку: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку», «Покатай куклу в тележке».

...

? Игра поможет ребенку расширить запас понимаемых слов, обозначающих разные действия.

Вытри Ляле носик (с 1 года 6 месяцев)

Возьмите куклу и носовой платок. Указав на куклу, скажите ребенку: «У Ляли грязный носик. Вот платок. Вытри Ляле носик».

Малыш будет сам прикладывать носовой платок к носу куклы.

...

? С помощью этой игры ребенок научится отображать в своей игре часто наблюдаемые в жизни действия, расширит словарь понимаемых слов.

Сборы на прогулку (с 1 года 6 месяцев)

Перед прогулкой разложите уличную одежду ребенка на стульчике. Скажите: «Сейчас мы пойдем гулять. Где у нас лежит шапка? Вот она. Какая она пушистая – потрогай ручками! Давай наденем шапку на головку. Вот так! Посмотрись в зеркало. Какая шапочка красивая – синяя-синяя! А это – ленточки у шапки. Мы сейчас завяжем ленточки, чтобы ушкам было тепло. Вот так! Тепло? Тепло!»

...

? Игра продемонстрирует взрослому, как нужно проговаривать свои действия, общаясь с малышом, расширит запас понимаемых слов.

Выставка игрушек (с 1 года 6 месяцев)

Сделайте для ребенка полочку, расположенную на уровне его глаз, и расставьте на ней игрушки. Поочередно называйте игрушки, размещенные на полочке.

Разрешите ребенку взять эти игрушки и поиграть с ними, но затем попросите поставить все игрушки обратно. В течение дня несколько раз подводите малыша к полке, показывайте и называйте расставленные на ней игрушки. В конце дня снова назовите стоящие на полочке игрушки и попросите ребенка самого показать их.



На другой день замените игрушки или, если малыш еще не запомнил названия, оставьте прежние, но добавьте новую.

...

? Игра поможет расширить пассивный словарь ребенка.

Обед для зверей (с 1 года 6 месяцев)

С помощью игрушек-зверюшек, игрушечного столика и посуды организуйте игру с кормлением зверей. Скажите ребенку, что звери проголодались. Предложите накормить их обедом. При этом сами с собой ведите диалог:

– Вот кошечка бежит – топ-топ-топ! (Двигайте игрушечную кошечку.) Что она говорит?

– Мяу-мяу! Кушать хочу!

– Садись, кошечка, за стол! (Посадите кошку за игрушечный столик.)

– Это кто идет вперевалочку? Мишка шагает – топ-топ, топ-топ! Что он говорит?

– Э-э-э! Кушать хочу!

– Садись, мишка, за стол! (Посадите мишку за игрушечный столик.)

Можно посадить за стол собачку, зайчика, обезьянку и дать всем по тарелочке и ложечке, обсудив предварительно, что в тарелку «налит суп».

...

? Игра развивает понимание ребенком обращенной к нему речи.

Кто что делает? (с 1 года 9 месяцев)

Возьмите сюжетные картинки, например: мальчик ест, девочка спит, дети играют с мячом.

Показывайте ребенку эти простые картинки и рассказывайте ему, кто на них изображен и что делает.

Затем разложите картинки на столе и предложите малышу показать ту, на которой мальчик ест. Затем пусть малыш выберет картинку, на которой девочка спит, и ту, где дети играют. По этим же картинкам можно задать малышу вопросы: «Кто это?» и «Что делает?»

На вопрос «Кто?» малыш будет подавать вам картинки. А на вопрос «Что делает?» – изображать знакомые действия. Если речевые возможности позволят, то ребенок ответит и на вопросы.

...

? С помощью этого задания ребенок будет учиться понимать простые вопросы.

Части тела (с 1 года 9 месяцев)

Общаясь и играя с ребенком, показывайте и называйте части тела.

Попросите ребенка показать на себе, где находятся разные части тела: глаза, лоб, нос, волосы, спина, живот, руки и ноги.



Попросите показать эти же части тела на кукле. Пусть ребенок покажет их на картинке.

...

? Игра поможет ребенку запомнить слова, обозначающие части лица, будет способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Волшебный мешочек (с 2 лет)

Вам потребуются мешочек из яркой ткани и небольшие игрушки. Покажите ребенку мешочек и скажите, что он не простой, а волшебный: сейчас из него появятся разные игрушки. Вынимайте из мешочка игрушку, например, лисичку, называйте ее, а затем передавайте малышу.

Доставая из мешочка следующую игрушку, например, кубик, назовите и его. Так одну за другой достаньте из волшебного мешочка 3–4 игрушки, назовите их и отдайте ребенку для рассматривания.

Когда малыш рассмотрит все игрушки, попросите его убрать игрушки в мешочек. При этом называйте одну за другой, а ребенок пусть кладет их по очереди в волшебный мешочек.

...

? Игра развивает у ребенка понимание речи, расширяет его пассивный словарь.

Кто это? (с 2 лет)

Возьмите картинки с изображениями мальчика, девочки, мужчины, женщины. Разложите их перед малышом и называйте каждую: «Это тетя», «Это дядя», «Это мальчик», «Это девочка».

Попросите показать сначала мальчика, потом девочку и т. д. Когда малыш правильно покажет картинку, отдайте ее ему. В конце игры все четыре картинки должны оказаться у малыша.

Можно продолжить игру, попросив ребенка вернуть вам картинки: сначала мальчика, потом девочку, затем тетю и дядю. Получив картинки, разложите их в два ряда на столе, а затем скажите: «Спрячу девочку!» и переверните картинку обратной стороной кверху; «Спрячу мальчика!» и переверните следующую картинку и т. д.

Попросите кроху вспомнить: «Где спрятался мальчик?», «Где тетя?» и т. д. Дав ответ, малыш может сам перевернуть картинки рисунками кверху. Если он ошибся, сами правильно назовите картинку. Если же ребенок выберет картинку правильно, похвалите.

Аналогично проводите игры с картинками, на которых изображены домашние (кошка, собака, корова, лошадка) или дикие (медведь, лиса, волк, заяц) животные.

...

? Игра развивает понимание ребенком обращенной к нему речи и совершенствует мелкую моторику пальцев рук.

Что делает? (с 2 лет)

Возьмите сюжетные картинки: кошка спит, кошка ест из миски, кошка играет с мячиком. Разложите их перед малышом и попросите показать, где кошка спит, где играет, а где ест.

Можно предложить ребенку показать картинки с мальчиком: мальчик бежит, прыгает, плавает, ест ложкой из тарелки, пьет из чашки, едет на машине, рисует, играет с воздушным шариком, умывается, плачет и т. п. (для одной игры – не более пяти картинок).



...

? Игра развивает у ребенка понимание речи, расширяет его пассивный словарь за счет глаголов.

Слушай и выполняй (с 2 лет)

В повседневном общении, в играх называйте и показывайте самые разные действия. Так, покажите, как можно кружиться на месте, прыгать, поднимать и опускать руки, приседать и т. п.

Затем попросите малыша выполнить ваши команды. Команды могут быть следующими: «Сядь-встань-попрыгай»; «Встань-подними руки вверх-опусти руки-сядь»; «Попрыгай-покружись-присядь»; «Топни ножкой-похлопай в ладошки-беги ко мне».

...

? Игра поможет закреплению в пассивном словаре ребенка слов, обозначающих действия.

Покажи и спрячь (с 2 лет)

Возьмите два кубика, два мячика, две матрешки, две машинки. Разложите игрушки на столе и попросите ребенка выбрать те из них, которые вы назовете, а затем спрятать их в коробку. Например, скажите: «Спрячь в коробку кубики», а когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте: «Нет кубиков. Где кубики? Там – в коробке».



Такие же действия произведите с остальными игрушками.

...

? Игра поможет развить у ребенка понимание грамматических форм слов: родительного падежа множественного числа существительных, значение предлога «в», вопросительного слова «где».

Игрушки-шалуны (с 2 лет)

Используйте для игры любую мягкую игрушку, например, кошечку. Возьмите игрушку и скажите ребенку, что сегодня кошечка расшалилась:

Скачет, прыгает, играет,

А куда – сама не знает.

Посадите кошку ребенку на плечо (при этом придерживайте ее) и спросите: «Где киса?», а затем сами ответьте: «На плече». Затем посадите игрушку на голову ребенка и вновь спросите: «Где киса? На голове». Кошку можно посадить ребенку на колени, на ладошку.

Точно так же кошечка прячется под разные предметы мебели, а вы комментируете ее действия: «Киска под столом, под стулом, под кроватью» и т. д.

В следующий раз кошечка будет прятаться за какие-либо предметы: за шкаф, за кресло, за спину, за дверь, за занавеску.

И наконец киска устала шалить и легла отдохнуть. Вот она лежит у папы, у мамы, у бабушки и у самого малыша на коленях и поет песенку: «Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу!»



В следующий раз проведите игру с птичкой, подвешенной на нитке, которая «летает» по комнате и садится на разные предметы, игрушки и людей.

...

? С помощью этой игры ребенок начнет понимать значения предлогов.

ПЕРВЫЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И СЛОВА

Кто за дверью? (с 1 года)

Разложите перед малышом игрушки или картинки и попросите: «Дай му-му!» или «Дай ав-ав!»

В следующий раз внесите в игру элемент неожиданности или загадочности. Например, спросите ребенка: «Кто это стучится к нам в дверь?» Открыв ее и обнаружив плюшевую собачку, предложите поиграть с ней в прятки.

Потом покажите малышу, какие цирковые номера может показать собачка: ходить на задних лапках, делать сальто, прыгать до потолка, запрыгивать малышу на плечо и т. п. Имейте в виду, что при этом собачка не молчит, а звонко и задорно лает: «Ав-ав!»

...

? Игра помогает малышу научиться подражать взрослому и произносить звукоподражания.

Что делает малыш? (с 1 года)

Покажите малышу, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определенного сочетания звуков.

Например, кормя ребенка, говорите: «Ам-ам!», купая: «Куп-куп!», а укладывая спать: «Бай-бай!» Играя с малышом в подвижные игры, не забывайте озвучивать ваши действия. Танцуя, напевайте: «Ля-ля-ля!», топая ногами, произносите: «Топ-топ-топ!», хлопая в ладоши: «Хлоп-хлоп!», прыгая: «Прыг-скок!»

Играя с ребенком в мяч, повторяйте звуковые комплексы и слова: «Опа!», «На!», «Дай!» Показывая малышу, как копать лопаткой песок или снег, не забывайте озвучивать свои действия: «Коп-коп!» и стимулируйте к этому ребенка.

...

Музыкальные игрушки (с 1 года)

Продемонстрируйте малышу игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому.

Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь-динь!», барабан: «Бум-бум!»

После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике (см. описание пальчиковых игр). Стимулируйте малыша повторять за вами движения и звукоподражания.

...

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Что делает Ляля? (с 1 года)

Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их.

Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называйте ее лепетным словом «Ляля». Озвучьте, как куколка плачет: «Уа-уа!» Покажите ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, скажите: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормите куклу (ам-ам), учите ходить (топ-топ), а когда кукла упадет, произнесите «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь (ля-ля-ля), танцевать (тра-та-та), хлопать в ладоши (хлоп-хлоп), прощаться (пока-пока).

...

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Покажите ребенку игрушечную корову и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!», собачку: «Ав-ав!», лошадку: «Иго-го!» и т. д.

Можно по очереди прятать этих зверюшек в домик из кубиков, за ширму (большую книгу), занавеску или под стол и просить малыша отгадать, кто подает голос.

Пусть малыш загадает звуковые загадки, а вы будете их отгадывать.



Сначала отвечайте правильно, а затем умышленно допустите ошибку. Малыш удивится неправильному ответу, но вскоре поймет, что это ошибка, и развеселится. В результате игра станет еще интереснее.

...

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Кто в сказке живет? (с 1 года)

После того как ребенок научится узнавать и копировать голоса животных, просмотрите книги со знакомыми сказками и стихами.

Попросите малыша показать известных ему персонажей и озвучить их.

...

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Заводные игрушки (с 1 года)

Повторять звукоподражания можно, играя с заводными игрушками. Для этого сначала покажите ребенку какую-либо заводную игрушку и продемонстрируйте, как она работает. Заведите игрушку ключиком или нажатием кнопки и, наблюдая вместе с ребенком, как она двигается, произносите соответствующие звукоподражания.

В следующий раз скажите малышу, что он сам будет заводной игрушкой (курочкой, лягушкой, уточкой и т. д.). «Заведите» его указательным пальцем, как ключиком, или нажмите воображаемую кнопку и попросите показать, как движется или «говорит» игрушка. Если малыш молчит, скажите, что игрушка сломалась, «почините» ее и вновь предложите игру.

...

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Примеры заданий

Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной и письменной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.

1) Восстановление деформированного текста.

Из данных предложений составь рассказ, запиши его.

Она собрала тонкие веточки.

Настя шла из школы домой.

В школьном саду обрезали деревья.

Скоро заблестели зелёные листочки.

Дома девочка поставила их в воду.

2) Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов: снегурочка сочинение писать

3) Сочинение на тему «Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме».

4) Составление аннотации художественного произведения или научно-популярной статьи.

5) Составление конспекта научно-популярной статьи.

6) Письмо по памяти

На красных лапках гусь тяжёлый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами падая на брег.

(А. Пушкин).

7) Редактирование текста

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Самая умная из моих собак - это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.

8) Определение границ предложений.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

1. По реке плывёт лодка. И плот.

2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.

3. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.

2. Задания на сравнение

Цель выполнения таких заданий - научиться решать грамматические (орфографические и синтаксические) задачи по предмету и развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей.

Задание 1. Найдите общие и различные черты у выделенных слов.

Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня води (-ться, - ца), что с таким води (-ться, - ца).

Прочитайте. Сравни слова как части речи и части слова.

Задание 2. Существительное, корень, прилагательное, окончание, глагол, приставка, предлог, суффикс, местоимение.

На одной строчке выпиши слова, которые обозначают части речи, на другой строчке - слова, которые обозначают части слова.

Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом идут сравнение морфологического состава выделенных слов, анализ их с точки зрения фонетики и орфографии, наличия морфологических признаков и определение принадлежности слов к той или иной части речи. В процессе выполнения задания формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.

3. Группировка

Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.

Задание 1. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.

В результате предложенные слова группируются:

* по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;

* по родам (существительные общего рода, мужского и женского);

* по наличию орфограмм;

* по количеству слогов.

Задание 2. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.

Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.

Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:

а) по написанию (существительные с ь и без ь);

б) по родам (существительные мужского и женского рода);

в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).

Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.

4. Задания на обобщение

Цель таких упражнений состоит в осмыслении понятия «предмет» на грамматическом уровне, обобщении знаний на основе исследуемых объектов, в развитии уровня аналитико-синтетического мышления.

Задание 1. Определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово.

Храбрость, свежесть, широта, кривизна, глушь - ? (признаки).

Ходьба, просьба, стирка, чтение, работа - ? (процесс).

Задание 2. Как бы вы сказали одним словом о человеке: необщительный, скрытный, трудно сближающийся с другими людьми. (Замкнутый)

Задание 3. Замените одним словом: порицать, считать кого-либо неправым, несправедливым, виновным в чем-либо. (Осуждать.)

Упражнения такого характера обогащают словарный запас учащихся, конкретизируют абстрактное категориальное значение части речи, помогают ученикам осмыслить понятие «предмет» уже не на уровне бытовом, житейском, а на более высоком - грамматическом уровне.

5. Задания на исключение лишнего

Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.

Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.

Задание 1. Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.

Сосна, клен, ясень, тополь.

Варианты ответов учащихся:

* Сосна - хвойное дерево, остальные - лиственные.

* Клен - 1 слог.

* Ясень - начало - на гласную букву, у остальных - на согласную букву.

* Клен - слово без орфограммы, у остальных - орфограмма «Безударная гласная в корне».

* Сосна - существительное женского рода, остальные - мужского рода.

* Сосна - существительное 1-го склонения, остальные - 2-го склонения.

Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее постепенно по одному слову.

Задание 2. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.

Варианты ответов учеников:

* Объединить - это глагол, остальные - существительные.

* Какао - несклоняемое существительное среди существительных, другие - склоняемые.

* Колонны - существительное мн. ч., остальные - ед. ч.

* Костюм - существительное мужского рода, остальные - женского.

* Рожь - существительное 3-го склонения, школа - существительное 1-го склонения.

Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.

6. Учебная лингвистическая задача

Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.

Задание 1. К какой части речи относится выделенное слово? Докажите. Спишите, расставляя знаки препинания в диалоге. Что создает комический эффект (почему смешно)?

Часовой! Который час

Первый ваше благородье!

Давно ли

Часа с полтора ваше благородье.

Затем предлагается выполнить стимулирующее задание, оцениваются результаты операций, поощряются правильные решения, анализируются ошибки. Если в структуре запрограммирован поэтапный контроль, то проанализировать выполнение, не допустив при этом ошибок, смогут и сами ученики. С этой целью им предлагается карточка №1.

Карточка №1

Часовой - имя существительное, потому что…

1)…; 2)…; 3)….

Карточки самоконтроля, содержащие решение одного действия, готовятся заранее для каждого ученика. Ученик, не сумевший выполнить первое действие, обращается самостоятельно к карточке №2 и с ее помощью овладевает необходимым операционным умением.

Карточка №2

Часовой - имя существительное, потому что:

1) обозначает предмет (кто?);

2) относится к мужскому роду, а также имеет морфологические признаки;

3) является обращением.

Почему смешно? Чем вызван комический эффект?

Следует ответ учеников: «Такую же форму имеет имя прилагательное часовой (-ая, - ое), оно обозначает признак (какой?), изменяется по родам: часовой механизм, часовая фабрика, часовое устройство; в предложении выступает как определение». Имя существительное образовалось из имени прилагательного и обозначает человека, стоящего на часах (т.е. на посту). Вопрос «Давно ли?» можно понять двояко: как уточняющий время (первый час) и как относящийся к времени пребывания на посту часового. Спрашивающий имеет в виду первое, а отвечающий - второе. Этим (многозначностью) и вызван комический эффект.

Поэтапное решение этой задачи формирует у школьников учение сопоставлять части речи, их морфологические признаки, использовать внутрипредметные связи для доказательства и самоконтроля. В основе этого задания - приемы сравнения, анализа и синтеза, способствующие развитию умения делать умозаключения, выявлять черты сходства и различия в изучаемых явлениях.

7. Терминологический диктант

Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм произношения слов. Так на уроке на тему : «Лексическое значение слов» могут быть предложены следующие задания

1. Шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи).

2. Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки (эрудиция).

3. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой (форзац).

4. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве (филология).

Интегрированный подход в ходе преподавания предметов гуманитарного и эстетического цикла рассматривается в настоящее время как одно из инновационных направлений педагогики. Объективными факторами, стимулирующими развитие данного процесса, являются тенденции целостного осмысления социальных и культурно-значимых явлений, поиск эффективных способов преподавания предметов гуманитарно-художественного цикла. Особенное значение реализация идей и возможностей данного педагогического направления приобретает в настоящее время в условиях дефицита учебного времени и перегрузки учащихся. Одним из аспектов его реализации является возможность приобщения учащихся к культуре родного края.

РАЗГОВАРИВАЕМ ПО ТЕЛЕФОНУ

Возраст: 2-3 года.

Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами. Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый. Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает. Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами «да» и «нет», постепенно вводя более сложные вопросы. Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.

ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ

Возраст: 2-4 года.

Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления. Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами. В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка. Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

ЧТО БЫВАЕТ… КАКОЕ БЫВАЕТ…

Возраст: от 3 лет.

Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..

Или наоборот: «Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… » и так далее о других предметах или живых существах. «А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает ароматное?

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит. Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ

Возраст: от 3-4 лет.

Познакомьте ребенка с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками. Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

Сначала чай наливают, потом пьют

Сначала человек ложится спать, потом встает

Сначала самолет взлетает, потом…

Сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

Или, наоборот, «запутывайтесь», произносите «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл: сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить, сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот… Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

ЧТО БУДЕ, ЕСЛИ…

Возраст: от 3-4 лет.

Еще одна устная игра.

Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.

«Что будет, если я встану ногами в лужу?»

«Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем меняйтесь ролями.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ С … С ЧЕМ МОЖНО ДЕЛАТЬ…

Возраст: от 3-4 лет.

Вы начинаете: «Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…», «Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще...» - ребенок продолжает.

Или: «Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…», «Пить можно воду, молоко, сок, а еще…».

Чай пьют, а печенье едят.

На кровати лежат, а на стуле сидят.

Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.

Рубашку шьют, а шарф …

Котлеты жарят, а суп…

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

Возраст: от 3-4 лет.

Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

Начало может быть таким:

«Солнышко - светит, сияет, греет, а еще….»

«Чайник - свистит, кипит,…»

«Машина - едет, гудит, светит,…»

«Снег - идет, тает,…»

«Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…»

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик - прыгают.

И птица, и муха летают.

И снег, и дождь выпадают на землю.

И снег, и лед - тают.

Или много предметов на одно действие:

«Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …»

«Едет - машина, поезд, велосипед, …»

«Тает - мороженое, лед, …»

Или задания, имеющие только один ответ:

«Кто чинит сапоги?»

«Кто хоботом пьет воду?»

«Носит грибы на иголках?» и т.д.

ЧТО ГДЕ? КТО ГДЕ?

Возраст: от 3-4 лет.

Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.

Что есть у нас на кухне?

Где у нас стоит телевизор?

Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).

Потом «отправиться» в путешествие.

Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?

Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

ЧТО ВНУТРИ?

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Дом - стол,

Шкаф - свитер,

Холодильник - кефир,

Тумбочка - книжка,

Пузырек - лекарство,

Кастрюля - суп,

Дупло - белка,

Улей - пчелы,

Нора - лиса,

Автобус - пассажиры,

Корабль - матросы,

Больница - врачи,

Магазин - покупатели.

ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ «Угадай, кто это?»

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например:

Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)

Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)

Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)

Длинная, безногая, ядовитая. (змея)

Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)

Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

БОЛЬШЕ, ЧЕМ… МЕНЬШЕ ЧЕМ...

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый ставит задачу: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал.» Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее. Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

ОДИН -МНОГО…

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка. «Стол - столы, сковородка - сковородки, кот - коты, сын - сыновья, дом - …., рот - … и так далее».

Вариант: «Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей, …»

Сначала не старайтесь запутывать ребенка - давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.

Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет: «Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…» (до пяти, или до десяти, или пока не собьется)

Можно и наоборот: «Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…» и так далее до одного или пока не собьется. Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным.

Влияние речевых игр и упражнений на развитие речи дошкольников

У большинства детей дошкольного возраста обычно проявляются речевые нарушения и признаки недоразвития речи. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно - перцептивная сфера ребёнка, мотивационная сторона при выполнении заданий.
Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе учреждений, работающих с дошкольниками. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
В Центре внешкольной работы Советского района г. Брянска реализуется комплексная образовательная программа «Школа развития дошкольников «Ступеньки» по подготовке дошкольников к школе. Основным разделом программы является - развитие речи. На протяжении 2-х лет на занятиях по развитию речи мы используем комплекс речевых игр и упражнений, которые подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В речевых играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, воспитывается самостоятельность, умение самостоятельно добывать и применять знания, формируется любознательность, инициативность, творческое воображение.

Игровые упражнения для детей 5 – 6 лет.


I. Воспитание звуковой культуры речи.
Игра «Ловим звук». Правила игры: рассказываем ребёнку о том, что выбранный нами звук пошёл гулять по свету. А так как нам без него никак не прожить, мы будем его ловить в словах, которые начинаются на этот звук. Как только ребёнок услышит этот звук в слове, он должен хлопнуть в ладоши. (Звук может пойти погулять в лес, в парк, на луг, тогда можно подобрать слова по тематическому принципу). Например: решил звук «п» заглянуть в зоопарк, а там столько животных живёт. Я буду их называть, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук «п». Панда, попугай, бегемот и т. д.).

Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовёт». Оборудование: набор игрушек (кукла, заяц, котик). Правила игры: педагог и дети рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий). А хвост у зайца …(короткий), значит он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у неё белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла даёт детям флажки (ленточки, колечки от пирамидки и т.п.).

Игровое упражнение «Найди точное слово». Оборудование: плоскостные картинки (яблоко, лимон, снег, сахар, ворона, рыба, кузнечик). Правила: педагог просит детей узнать, о каком предмете пойдёт речь.
- « Круглое, румяное, сладкое – что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету и форме. После того как дети назовут предмет, кто-то из детей ищет на столе у педагога нужную картинку и помещают на доску. Можно поменять форму вопроса, например, дополнить другими словами. «Снег белый, холодный..(ещё какой?); сахар сладкий, а лимон …(кислый)». - «Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона..(летает), рыба..(плавает), кузнечик…(кукарекает), тигр…(рычит), мышь…(пищит), корова..(мычит).
IV. Развитие связной речи.
Игра «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?»
Оборудование: картинки с изображением зимней одежды: валенок, варежек, носков, шарфа, пальто, шубы, шапки др. Правила игры: педагог обращается к детям примерно с такими словами: - «Я расскажу вам историю про двух мальчиков. Мальчиков звали Толя и Миша. Миша аккуратный. У него вся зимняя одежда аккуратно сложена в шкафчике. Какая зимняя одежда лежит у Миши в шкафчике?» Дети называют предметы одежды. По ходу названия выставляем на доске соответствующие картинки. Если дети что – то не назовут, показываем картинку – подсказку. - «Миша собрался на прогулку. Надел носки, рейтузы, валенки…(снова перечисляем предметы одежды; по мере называния убираем с доски картинки). А Толя никак не может собраться. Он был неаккуратный и всегда разбрасывал одежду. Толя нашёл только шарф и шапку. Чего не хватает Толе, чтобы пойти на прогулку?» Дети называют предметы по памяти, а взрослый выставляет на доске соответствующие картинки. Если ребёнок ошибается, тактично поправляет его. (Не хватает носков, валенок и т. д.)

Игровые упражнения для детей 6-7 лет.


I. Звуковая культура речи.
Игра «Цепочка слов». Оборудование: предметные картинки (5-8 штук). Правила игры: на столе лежат картинки. Педагог помещает одну из них на доску и просит определить последний звук в слове. Далее ребята выбирают картинку, название которой начинается на данный звук, и помещают её на доску за первой картинкой. Затем дети подбирают картинки по принципу: название следующей начинается со звука, которым заканчивается название предыдущей.
II. Формирование грамматического строя речи.
Игра «Дерево родственных слов». Оборудование: изображение дерева (или веточка дерева), листочки на липучках (на ниточках). Правила игры: педагог рассказывает детям. - «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова - родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова, к какому – либо заданному слову. С каждым, словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы. Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп из с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? И т. д.» После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.
III. Обогащение словарного запаса.
«Слово за слово». Правила игры: педагог определяет тему, например: животные на букву «К». Первый ребёнок начинает: крокодил. Следующий должен повторить это слово и прибавить своё, например: крокодил, куница. Следующий ребёнок добавляет своё слово к предыдущим: крокодил, куница, кот. Таким образом, дети играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Игровыми темами могут быть: растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т. д.
IV. Развитие связной речи.
Игра на развитие речи «Кузовок». Оборудование: корзинка. Правила игры: дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова: Вот тебе кузовок, Клади в него, что на - ок. Обмолвишься - отдашь залог. Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги
по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп - какое - то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

воспитатель первой квалификационной категории,

ГБДОУ детский сад № 118 Выборгского района

Санкт-Петербург.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.

Цель занятий по развитию речи в детском саду - помочь ребенку овладеть родным языком. Это очень непростая задача, т.к. ребенок дошкольного возраста - это не ученик, которому можно изложить и объяснить правила склонения или спряжения, структуру простых и сложных предложений. Развитие речи у детей также тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка.

Основными задачами развития речи в детском саду являются:

Воспитание звуковой культуры речи,

Обогащение и активизация словаря,

Формирование грамматического строя речи,

Развитие связной речи.

Необходимо формировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения.

Крайне важно создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные дети раскрываются. Писатель Джанни Родари говорил, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребенку».

Вовлечение детей в игровую деятельность помогает активизировать их речевое развитие. Речь ребенка формируется поэтапно. На каждом возрастном этапе решаются свои задачи. От возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Благодаря многообразию речевых игр и упражнений у дошкольников формируется четкость произношения каждого слова, грамотность, ясность, умение правильно формулировать свою мысль, развиваются монологическая и диалогическая речь. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Используя речевые игры в качестве сотворчества ребенка и взрослого, необходимо следить за его настроением и учитывать речевые возможности.

К трем годам ребенок владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для повседневного общения. Его речь - разговорная речь. Она непроизвольна и ситуативна, в ней много неполных предложений.

На этапе 4-5 лет главным направлением является формирование конкретной речи. На пятом году жизни ребенок начинает видеть связь между структурой слова и функцией предмета, который этим словом обозначается. Дети начинают активно экспериментировать со словами. В этом возрасте ребенка начинает привлекать повествование-импровизация. Помимо сюжетно-ролевых игр полезно разыгрывать театрализованные представления.

Речевые умения, которые дошкольник получает в игре, необходимо перенести в монологическую связную речь. Для этого в педагогический процесс включается ситуация устного рассказа. Воспитатель помогает ребенку оформить свои мысли в виде рассказа: подсказывает сюжетный ход, логические связи, а иногда и начало каждого предложения. Например, «Расскажем про Дашу и зайчика». Воспитатель предлагает рассказать про Дашу: «Как-то раз Даша…(проснулась, умылась и решила пойти в лес). Она…(пригласила на прогулку братика Мишу). Ребята взяли с собой…(мячи, совки и ведерки). На полянке …(они увидели ежика), который…(очень испугался и сразу свернулся в клубок). Даше и Мише…(стало очень весело).

Предлагаю примеры речевых игр и упражнений,

которые проводятся с детьми в средней группе.

Узнай по описанию.

Узнай по описанию.

Цель: формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.

Материал: расписное деревянное яйцо, расписная деревянная матрешка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубые блюдце и чашка, зеленое ведро и совок, большая тарелка.

Воспитатель раскладывает предметы на подносе, затем дает их описание. Дети должны угадать, о каком предмете идет речь.

Воспитатель . Она круглая, блестящая, как золотая…(пуговица); оно требуется для игры в песок, оно большое, зеленое…(ведро) и.т.д

Чего не стало?

Цели: формировать умение образовать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: кукла Петрушка, открытки (картинки) с изображением фруктов и овощей (яблоко, груша, вишня, черешня, слива, банан, апельсин, лимон, помидор, огурец ).

К детям в гости приходит Петрушка. Воспитатель говорит от его имени. Здоровается. Предлагает рассмотреть открытки, которые он принес. Воспитатель по одной показывает открытки, дети называют то, что нарисовано. Названные открытки размещают на стенде так, чтобы по одну сторону оказались существительные с нулевым окончанием.

Петрушка предлагает детям поиграть в игру «Чего не стало?». На стенде оставляют пять картинок, например: яблоки, груши (слева) и бананы, лимоны, апельсины (справа).

Петрушка. Ребята, запомните хорошо картинки. Запомнили? Закройте глаза.

Петрушка прячет бананы. На место бананов ставит огурцы.

Теперь откройте. Чего не стало? (бананов). Что появилось? (огурцы). Снова закройте глаза.

Петрушка убирает яблоки. На их место ставит груши. и.т.д

Дается образец правильного ответа: « Надо говорить так: не стало яблок. Не стало бананов».

В следующий раз в игре можно использовать открытки с изображением цветов, предметов.

Зайка, сделай!

Цель: формировать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов (спой, поскачи, танцуй, положи, нарисуй, поезжай).

Материал: плюшевый заяц, автомашина, кисточка, лист бумаги, краска, вода. тряпочка для вытирания кистей.

К детям приезжает заяц на машине.

Воспитатель . Посмотрите, зайка что-то привез. Тут и краски, и кисточка, и вода. Зачем все это зайцу? Оказывается, что заяц необыкновенный: он умеет рисовать, петь, плясать, высоко скакать, любит ездить на машине.

Давайте поиграем с зайкой. Вы будете отдавать команды, а заяц выполнять, если высказывание будет сформулировано правильно.

Если ребенок ошибается, заяц не двигается, ждет, когда ошибка будет исправлена.

После игры заяц прощается с детьми и уезжает.

Что изменилось?

Цель: формировать умение употреблять предлоги с пространственным значением (на, между, около).

Материал: лесенка, игрушки - мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.

На ступеньках лесенки воспитатель расставляет игрушки.

Воспитатель. Сейчас мы проведем игру на внимание. Запомните, какая игрушка где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял на верхней ступеньке слева, а сейчас стоит на средней ступеньке между котом и лягушкой).

Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5-6 раз.

Кафетерий.

Цель: познакомить с неизменяемыми словами.

Материал: поднос с кубиками.

Воспитатель. У нас открылся кафетерий. Вы можете отдохнуть там и выпить чаю, сока, кофе или какао. Я хотела бы чашечку какао. А вам кофе? Кофе должен быть с молоком или черный? А вам налить чаю? Какой чай вы любите - с молоком или с лимоном?

Воспитатель обходит детей, протягивая им поднос с кубиками. Дети говорят, чего они хотели бы выпить, «пробуют» напитки.

Ребята, а вы обратили внимание, что слова кофе и какао не изменяются? Мы говорим: выпить сока, чаю; выпить кофе, какао.

Что для чего?

(игры на словообразование).

Что за животное?

Цель: формировать умение точно использовать названия детенышей животных в единственном и множественном числе.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и изображает тигренка (рычит, растопыривает пальцы).

Воспитатель. Кого я изобразила? Кто это? (тигр). А кто детеныш у тигра? Один - тигренок, а если их много, как мы скажем? (тигрята). Изобразите тигрят.

Воспитатель дает шепотом одному из детей задание изобразить котенка. Котенок моет лапкой мордочку, мурлычет.

Отгадайте, кто это?

Дети. Котенок.

Воспитатель. Да, это котенок.

Аналогичное задание дается ещё нескольким детям.

А теперь кто у нас?

Дети. Котята

Воспитатель . Котята испугались, убежали, и не стало кого?

Дети . Котят.

Аналогично дети изображают и называют козленка, козлят, утенка, утят. Затем козлята и утята убегают.

Магазин посуды.

Цель: формировать умение образовывать наименования предметов посуды.

Материал: полочка с посудой - две сухарницы, хлебница, салфетница (разные по форме, размеру, материалу), блюдо для печенья, масленка, солонки.

Воспитатель говорит детям, что открылся магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что они хотят купить: какой это предмет, зачем он нужен. Если предмет будет назван неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Но сначала надо рассмотреть. какая посуда есть в магазине. Воспитатель указывает на предметы, дети их называют (хлебница, сахарница, салфетница).

Воспитатель. Вот специальное блюдо для сухарей - су…(харница). А вот блюдо для печенья. У него нет другого названия. Просто блюдо. А вот солонка и мас…(ленка). Пожалуйста, подходите, магазин открыт.

Чьё, чьё? Мое!

Цели: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительное и прилагательное в роде.

Материал: мешок, сорока (игрушка или картинка), детские вещи (одежда, игрушки).

Воспитатель складывает в мешок детские вещи и игрушки. Мешок вносит в комнату вместе с сорокой.

Воспитатель. Это сорока-воровка. Она насобирала разных вещей у нас в комнате, все схватила, что плохо лежит. Смеется над вами: «Чьё, чьё все? Моё!» Давайте-ка рассмотрим, что чьё. Это что?

Дети. Туфли.

Воспитатель. Чьи туфли?

Дети отвечают.

Вещи по одной достают из мешка, называют, определяют хозяина (чьи? чья? чье?). Хозяин получает свою вещь и убирает её на место.

Почему так называют?

(игры на развитие понимания смысловой стороны слова)

Найди ручку.

Цель: формировать умение составлять предложения со словом ручка, употребляя его в разных значениях.

Материал: кукла Таня.

Дети отвечают на вопросы, которые им задает воспитатель, заканчивают начатые им предложения.

К детям приходит кукла Таня, здоровается.

Воспитатель. У меня большая рука, а у Тани?

Дети . Маленькая.

Воспитатель . Как мы называем ласково руку ребенка?

Дети . Ручка.

Воспитатель . Какие ещё предметы называются словом ручка?

Дети . Которыми пишут.

Воспитатель . А теперь говорите, что я делаю.

Воспитатель кладет ручку на стол, берет чашку, держит её за ручку.

Дети. Кладете, берете, держите.

Воспитатель. Какие ручки вы видите в комнате?

Дети отвечают.

Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте? Закончите предложения, которые я начну.

Ручкой можно…(писать).

Ручку можно на стол…(положить).

За ручку можно чашку…(держать, взять).

У кастрюли две…(ручки).

Для чего нужна ручка? Вспомните, что сказала Таня, когда пришла к вам.

Дети . Она сказала «здравствуйте», поздоровалась.

Воспитатель . А теперь что она делает?

Дети . Прощается, машет ручкой, говорит «до свидания».

Какая? Какой? Какое?

Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.

Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Волк - серый, зубастый, злой, голодный.

Солнце - яркое, лучистое, горячее.

Хлеб - свежий, горячий, вкусный, ржаной.

Мяч - резиновый, круглый, синий, большой.

Шапка - вязаная, теплая, зимняя, белая.

Бывает - не бывает.

Цели: формировать умения воспринимать на слух простые предложения и представлять ситуации, о которых в них говорится, уточнить значения слов.

Материал: кукла Незнайка.

В гости к детям приходит Незнайка.

Воспитатель. Незнайка говорит, что зря над ним смеются из-за того, что как будто бы он ничего не знает и не умеет. Вот как раз он-то знает, что бывает и что не бывает, а ребята не знают.

Незнайка говорит разные небылицы. Дети должны заметить ошибки и объяснить, почему так нельзя говорить.

Незнайка. Собака под дверью мяукает. Собака дом сторожит. Мальчик зимой катается на лыжах. Девочка летом едет по воде на санках. Белка в гнезде птенцов высиживает. Куры во дворе зернышки клюют. Самолет землю пашет.

Речевые ситуации.

Закончи предложение и подбери к нему картинку.

Цели: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.

Материал: предметные картинки - мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, ёлка, дом, диван.

Воспитатель начинает фразу, дети по очереди заканчивают её, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.

Девочка рисует…(ёлку, дом, диван);

Папа читает…(книгу, журнал, газету);

Курица снесла…(яйцо);

Мама стирает…(платье, пальто, кофту) и т.д.

Придумай другое слово.

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.

Воспитатель. Из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно - «молочная бутылка».

Компот из яблок (яблочный компот);

Варенье из груш (грушевое варенье);

Полка для книг (книжная полка);

Ваза из стекла (стеклянная ваза);

Крыша из соломы (соломенная крыша);

Горка из снега (снежная горка);

Кораблик из бумаги (бумажный кораблик).

Как сказать по-другому?

Цель: формировать умение подбирать синонимы к заданным словам.

Воспитатель называет словосочетание, а дети заменяют его одним словом.

Сильный человек (силач), сильный ветер (ураган), трусливый человек (трус), лживый мальчик (лжец), глупый человек (глупец), сильный дождь (ливень).

Я начну, а ты продолжи.

Цели: формировать умения продолжать синонимический ряд, находить слова, близкие по смыслу.

Воспитатель говорит предложение, выделяя в нем какое-то слово, ребенок подбирает к этому слову синонимы.

В шкафу висит чистая рубашка. Чистая… (свежая, негрязная, постиранная);

Мальчик ударился ногой о камень. Ударился…(ушибся, стукнулся);

Нам в лесу было страшно. Страшно…(боязно);

Дети побежали по тропинке. Побежали…(понеслись, помчались).

Подбери слово.

Цель: формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова.

Воспитатель предлагает ситуацию, а дети подбирают подходящие по смыслу слова.

  1. Вова, как просыпается, начинает разыскивать свои вещи: рубашку под столом, тапочки на стуле, брюки под кроватью. Каждое утро ищет, ищет, в детский сад опаздывает. Как можно назвать Вову? (лентяй, неряха, лодырь). Что нужно делать, чтобы в садик не опаздывать?
  2. Играли ребята в песочнице. Наложили полное ведро песка. Не могут его поднять. Какое стало ведро? (Тяжелое). Что значит тяжелое? А что еще может быть тяжелым?
  3. Решила Машакуклу искупать. Налила в таз воды, опустила руку, но быстро одернула и закричала. Как вы думаете, почему девочка закричала? Какую воду она налила в таз? А какую надо было налить? Какая еще бывает вода?
  4. Мама купила арбуз, но он не помещался в сумке, потому что он был…(большой). Она еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой…(красный). Мама нарезала арбуз дольками и угостила…(детей). Дети откусили по кусочку и причмокнули губами. Мама поняла, что арбуз был очень…(вкусный и сочный). А что значит сочный? Что ещё может быть сочным?

Вариантов таких игр и упражнений может быть множество. Все зависит от фантазии воспитателя, от его опыта и умения заинтересовать ребят.

Придумывайте! Играйте! Увлекайте! Удачи!

You have no rights to post comments