Село Зюзино. (полная версия)

Районы Станции метро

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Координаты

Зю́зино (Борисоглебское) - бывшее подмосковное село, в с 1960 году вошедшее в черту Москвы . Своим названием обязано опричнику первой тысячи из опричных войск Ивана Грозного - Василию Зюзину, которому принадлежала усадьба Зюзино, находившаяся в пригородной деревне Скрябино.

История

Впервые село упоминается в писцовой книге 1627 года , зафиксировавшей в Чермневе стану «сельцо Скрябине, Скорятино, Зюзино тож, на ручью, а под ним пруд».

Зюзино (Скрябино, Скорятино) последовательно находилось во владении знатных боярских родов. Существует предположение, что среди первых владельцев были потомки одной из ветвей старейшего рода Морозовых - Скрябины. Возможно, одним из первых владельцев Зюзина был «московский сын боярский Скрябин » (из рода Травиных), казнённый при Иване III в результате дворцовой интриги. Другое название - Скорятино. Скорятины - дворянский род, восходящий ко 2-й половине XVI века . В XVII веке несколько Скорятиных было стольниками и стряпчими при царском дворе.

Церковь Бориса и Глеба в Зюзине

Зюзино было единственным се­лом, где с 1736 года регулярно велась перепись населения - ревизские сказки. Зюзино славилось своими садами, в оранжереях вызревали даже цитрусовые, другие южные растения.

С 1785 года селом владели Бекетовы : Прозоровские продали поместье Ирине Афанасьевной Князевой (Бекетовой); от неё оно перешло к П. А. Бекетову (1732-1796) . В 1796 году при разделе наследства Зюзино досталось сыну, Ивану Петровичу, затем - внучке, Ирине Ивановне. Бекетовы создали здесь представительную классицистическую усадьбу. Деревянный дом Прозоровских был заменён каменным двухэтажным с центральным двухсветным залом. Симметрично по сторонам дома были возведены 2 людских флигеля. Дом и один из флигелей был разрушен в середине 1920-х годов. Последний владелец из рода Бекетовых, Пётр Петрович, не оставил прямых потомков, и после его смерти имение неоднократно меняло хозяев.

В справочной книжке 1890 года отмечалось: «Зюзинская волость почти полностью состоит из садоводов, воспитывающих вишни, сливы, яблоки; деревья для устройства английских садов. Жители имеют свои питомники, вывозят на цветной бульвар поздней осенью и раннею весною молодые деревья для торговли; они разводят всех сортов клубнику, малину, кружовник; занимаются обширною посадкою картофеля и отчасти посевом зернового хлеба: ржи и овса. ».

Отрывок, характеризующий Зюзино (Москва)

– Нет, Изидора... Они ведь просто «ушли», выводя из физического тела свои души. А это ведь самый натуральный процесс. Они не применяли насилия. Они просто «ушли».
С глубокой грустью я смотрела на эту страшную усыпальницу, в холодной, совершенной тишине которой время от времени звенели падающие капли. Это природа начинала потихоньку создавать свой вечный саван – дань умершим... Так, через годы, капля за каплей, каждое тело постепенно превратится в каменную гробницу, не позволяя никому глумиться над усопшими...
– Нашла ли когда-либо эту усыпальницу церковь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора. Слуги Дьявола, с помощью собак, нашли эту пещеру. Но даже они не посмели трогать то, что так гостеприимно приняла в свои объятия природа. Они не посмели зажигать там свой «очистительный», «священный» огонь, так как, видимо, чувствовали, что эту работу уже давно сделал за них кто-то другой... С той поры зовётся это место – Пещера Мёртвых. Туда и намного позже, в разные годы приходили умирать Катары и Рыцари Храма, там прятались гонимые церковью их последователи. Даже сейчас ты ещё можешь увидеть старые надписи, оставленные там руками приютившихся когда-то людей... Самые разные имена дружно переплетаются там с загадочными знаками Совершенных... Там славный Домом Фуа, гонимые гордые Тренкавели... Там грусть и безнадёжность, соприкасаются с отчаянной надеждой...

И ещё... Природа веками создаёт там свою каменную «память» печальным событиям и людям, глубоко затронувшим её большое любящее сердце... У самого входа в Пещеру Мёртвых стоит статуя мудрого филина, столетиями охраняющего покой усопших...

– Скажи, Север, Катары ведь верили в Христа, не так ли? – грустно спросила я.
Север искренне удивился.
– Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.
Смотри, Изидора, как глупо церковники перевирали даже собственные свои теории... Они утверждали, что Катары не верили в Христа-человека. Что Катары, якобы, верили в его космическую Божественную сущность, которая не была материальной. И в то же время, говорит церковь, Катары признавали Марию Магдалину супругою Христа, и принимали её детей. Тогда, каким же образом у нематериального существа могли рождаться дети?.. Не принимая во внимание, конечно же, чушь про «непорочное» зачатие Марии?.. Нет, Изидора, ничего правдивого не осталось об учении Катар, к сожалению... Всё, что люди знают, полностью извращено «святейшей» церковью, чтобы показать это учение глупым и ничего не стоящим. А ведь Катары учили тому, чему учили наши предки. Чему учим мы. Но для церковников именно это и являлось самым опасным. Они не могли допустить, чтобы люди узнали правду. Церковь обязана была уничтожить даже малейшие воспоминания о Катарах, иначе, как могла бы она объяснить то, что с ними творила?.. После зверского и поголовного уничтожения целого народа, КАК бы она объяснила своим верующим, зачем и кому нужно было такое страшное преступление? Вот поэтому и не осталось ничего от учения Катар... А спустя столетия, думаю, будет и того хуже.
– А как насчёт Иоанна? Я где-то прочла, что якобы Катары «верили» в Иоанна? И даже, как святыню, хранили его рукописи... Является ли что-то из этого правдой?
– Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
– Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?
– Чтобы не разрешить человеку мыслить, Изидора. Чтобы сделать из людей послушных и ничтожных рабов, которых по своему усмотрению «прощали» или наказывали «святейшие». Ибо, если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком ГОРДЫМ за себя и своих Предков и никогда не надел бы рабский ошейник. Без ПРАВДЫ же из свободных и сильных люди становились «рабами божьими», и уже не пытались вспомнить, кто они есть на самом деле. Таково настоящее, Изидора... И, честно говоря, оно не оставляет слишком светлых надежд на изменение.
Север был очень тихим и печальным. Видимо, наблюдая людскую слабость и жестокость столько столетий, и видя, как гибнут сильнейшие, его сердце было отравлено горечью и неверием в скорую победу Знания и Света... А мне так хотелось крикнуть ему, что я всё же верю, что люди скоро проснутся!.. Несмотря на злобу и боль, несмотря на предательства и слабость, я верю, что Земля, наконец, не выдержит того, что творят с её детьми. И очнётся... Но я понимала, что не смогу убедить его, так как сама должна буду скоро погибнуть, борясь за это же самое пробуждение.

Село Зюзино, давшее наименование этому московскому району, впервые упоминается в писцовой книге 1627 г., зафиксировавшей в Чермневе стану «сельцо Скрябине, Скорятино, Зюзино тож, на ручью, а под ним пруд». С 1618 г. им владел боярин князь Алексей Юрьевич Сицкий, а до этого оно принадлежало стрелецкому голове Фёдору Челюскину. В это время здесь стоял двор помещика, где жили его «деловые » люди, двор приказчика и шесть дворов местных жителей.

Алексей Юрьевич Сицкий, потомок ярославских князей, начинает упоминаться в документах с конца XVI в. В Смутное время он служил подряд всем царям — сначала Годунову, затем Лжедмитрию I, Василию Шуйскому и, наконец, Лжедмитрию II, за что был тогда же современниками назван «воровским советником». Несмотря на такое непостоянство, благодаря своей знатности, он сумел устроиться и при новой династии Романовых и в 1615 г. стал боярином. В 1616 г. князь Сицкий служит воеводой в Торопце, затем три года возглавляет Приказ Казанского Дворца, воеводствует в Вязьме, в 1624—1627 гг. руководит Московским Судным и Поместным приказами. В 1628—1630 гг. он воеводствует в Казани, после чего несколько лет является начальником Пушкарского приказа и вновь возглавляет Московский Судный приказ.

Князь Сицкий скончался летом 1644 г., а уже в 1646 г. новым владельцем поместья значится боярин Глеб Иванович Морозов. Его он получил в приданое, женившись на дочери Сицкого — Авдотье. Тогда в сельце Скрябине, Зюзине тож, кроме боярской усадьбы значились «двор прикащичий, 2 двора людских и 13 дворов крестьянских», где проживали 29 человек. При Морозове в Зюзине была сооружена деревянная церковь во имя святых Бориса и Глеба, по названию которой село иногда именовалось и Борисовским.

Глеб Иванович Морозов был родным братом видного боярина Бориса Ивановича Морозова, воспитателя царя Алексея Михайловича, но более известен тем, что вторым браком был женат на Феодосии Прокофьевне, урождённой Соковниной, знаменитой проповеднице раскола ( «боярыня Морозова»).

Глеб Иванович Морозов скончался в 1662 г., и село перешло к его вдове. Она вышла замуж всего лишь 17-ти лет от роду и, оставшись после ранней смерти мужа вдовой (детей у неё не было), всецело отдалась религии и делам благочестия. Увлёкшись вскоре страстными проповедями протопопа Аввакума, она вступила в раскол. Отнесясь к этому учению с пламенным энтузиазмом, она привлекла к нему и свою сестру Евдокию (в замужестве Урусову), а сама тайно постриглась. Возможно, данный факт остался бы личным делом самой Феодосии, если бы не семейные обстоятельства. Брат её мужа — Борис Иванович Морозов был не только воспитателем царя Алексея Михайловича, но и породнился с ним, женившись на родной сестре царицы Марии Милославской. Понятно, что в этих условиях государь не мог закрыть глаза на увлечение Феодосии Морозовой. Но ни убеждения духовных властей, ни тюремное заключение не смогли отвратить её от раскола; она вместе с сестрой была сослана в Боровск, где и погибла в 1672 г. За несколько лет до этого, в 1666 г. все её владения были конфискованы, и Зюзино стало дворцовым селом. Описание этого времени отмечает здесь кроме деревянной церкви 12 крестьянских дворов и четыре каскадных пруда, устроенных в овраге, «а в прудах рыба мелкая караси».

В 1687 г. село Борисовское, Зюзино тож, было пожаловано князю Борису Ивановичу Прозоровскому, младшему брату владельца соседних Черёмушек — Петра Ивановича Прозоровского. Борис Иванович служил стольником, воеводствовал в Новгороде, а в начале XVIII в. вышел в отставку и начал заниматься делами своего подмосковного имения.

По описанию 1704 г., в Зюзине значились усадьба, дворы: приказчика, конюшенный, садовника и 12 крестьянских. Около 1715 г. Прозоровский строит здесь новый храм, о котором несколько лет спустя упоминается следующим образом: «В селе церковь каменная о двух службах: нижняя — во имя св. князя Владимира, верхняя — во имя Бориса и Глеба; на той церкви на верху колокольня каменная ж».

Детей у Бориса Ивановича Прозоровского не было, и после его смерти в 1721 г. Зюзино указом Петра I передается во владение его двоюродному племяннику — князю Александру Никитичу Прозоровскому. Ещё при жизни последнего, в 1740 г. Зюзино досталось его сыну Александру Александровичу, старшему брату знаменитого генерал-фельдмаршала. Александр Александрович Прозоровский дослужился до чина генерал-майора и скончался в августе 1769 г. Следующим владельцем Зюзина стал его сын — Дмитрий Александрович Прозоровский. В 1780 г. родовое имение у него покупает троюродный дядя Владимир Петрович Прозоровский, вынужденный в том же году продать его жене Анисима Титовича Князева — Ирине Афанасьевне.

Анисим Титович Князев был довольно любопытной фигурой эпохи Екатерины II. Он родился в 1722 г. в Кашире в совершенно обедневшей дворянской семье и вынужден был начать службу простым копиистом Вотчинной коллегии. В это время было задумано провести межевание всех владельческих земель, границы между которыми были настолько запутаны, что это нередко приводило к судебным тяжбам и спорам. С этой целью Князеву было поручено составить копии писцовых книг, на основе которых когда-то и проводились рубежи земельных владений. Он очень ревностно отнесся к этому делу — им лично и под его руководством было снято до 50 тыс. тетрадей копий. Эта работа дала Князеву, при его феноменальной памяти, отличное знание земельных законов своего и предшествующего времени. Сравнительно быстро он продвинулся по службе, а позднее стал фактическим руководителем Межевой канцелярии. Работая в архивах, он увлекся генеалогией и составил «Родословие русских великих князей, царей и императоров». Эту работу заметила Екатерина II. По её поручению Князев составил или же проверил родословия более 800 дворянских фамилий, тем самым впервые заложив основы русской генеалогии.

Позднее Зюзином владеют Бекетовы. При них в усадьбе рядом с господским домом были построены каменные двухэтажные флигели, один из которых сохранился до настоящего времени. Впоследствии имение перешло к Балашовым, затем — к А.И. Василькову, а во второй половине XIX в. им владеет купец Дмитрий Андреевич Романов, построивший здесь в 1885 г. кирпичный завод.

В середине XIX в. жилые усадебные постройки зюзинской усадьбы использовал Московский университет в качестве летней дачи для своих сотрудников. Несколько позже старинный господский дом с двусветным центральным залом был разобран на материал для постройки окрестных дач.

В советское время история Зюзина была типичной для подмосковных селений. Местный храм в 1938 г. был закрыт, а его интерьеры существенно пострадали во время войны — местные жители разломали на топливо и унесли практически все деревянные детали, вплоть до оконных рам. Некоторое время здание стояло пустым, а с 1966 г. в нём находилась ювелирная мастерская. Лишь в 1989 г. храм вновь стал действующим.

Само Зюзино вошло в состав города в 1960 г., и вскоре здесь началась массовая жилищная застройка.

В 11-13 веках на территории современного района Зюзино существовали поселения вятичей. Название села, а затем и района произошло от фамилии Василия Зюзина, опричника Ивана Грозного, владельца усадьбы, расположенной в подмосковной деревне Скрябино.

Первые упоминания о селе Зюзино встречаются в писцовой книге 1627 году, но известно, что в 1618 году владельцем имения был боярин князь Алексей Юрьевич Сицкий, а до него Зюзино принадлежало стрелецкому голове Фёдору Челюскину. В то время село состояло из хозяйского двора, двора приказчика и шести крестьянских дворов.

В 1644 году князь Сицкий умер, и в 1646 году хозяином поместья стал боярин Глеб Иванович Морозов, родной брат боярина Бориса Ивановича Морозова, воспитателя царя Алексея Михайловича и мужа знаменитой раскольницы боярыни Морозовой. Он получил Зюзино (Скрябино) в составе приданого, женившись на дочери князя Сицкого, Авдотье. На тот момент в сельце имелась боярская усадьба, двор приказчика, два людских двора, 13 крестьянских дворов, в которых проживали 29 человек. Глеб Иванович Морозов построил в Зюзине деревянный храм во имя святых Бориса и Глеба, и село с тех пор иногда называли Борисовским.

После смерти Глеба Ивановича Морозова в 1662 году хозяйкой имения стала его молодая вдова, которая целиком погрузилась в дела религии. Она примкнула к движению раскольников, и в итоге была лишена всех своих владений и сослана в Боровск. Так Зюзино перешло в распоряжение дворцового ведомства. По описаниям 1666 года становится ясно, что в селе на тот момент было 12 крестьянских дворов, деревянная церковь и четыре каскадных пруда.

В 1687 году село Зюзино пожаловали князю Борису Ивановичу Прозоровскому. В прошлом князь служил стольником, затем воеводой в Новгороде, а в начале 18 века вышел в отставку и погрузился в дела имения. В 1704 году в селе уже имелись дворы садовника и конюшенный, в приблизительно в 1715 году Прозоровский построил в Зюзине новую каменную церковь в стиле нарышкинского барокко с двумя приделами (во имя князя Владимира и во имя святых Бориса и Глеба).

Прозоровский не оставил наследников, и после его смерти по указу Петра I Зюзино было передано его двоюродному племяннику князю Александру Никитичу Прозоровскому. В последующие годы имение переходило к разным представителям рода Прозоровских. Последний из них продал Зюзино жене Анисима Титовича Князева - Ирине Афанасьевне.

Анисим Князев родился в Кашире в обедневшей дворянской семье. Он начинал свою карьеру как простой копиист Вотчинской коллегии. Достаточно быстро н продвинулся по службе, и возглавил Межевую канцелярию. Его работа «Родословие русских великих князей, царей и императоров» привлекла внимание самой императрицы Екатерины II, и по её поручению Князев составил и проверил родословные около 800 дворянских родов. Этот труд положил начало русской генеалогии.

После Князева имение перешло к Бекетовым. При них в Зюзине рядом со старым господским домом достроили каменные флигели в два этажа. Один из флигелей сохранился до наших дней. В последующие годы село несколько раз переходило из рук в руки. При купце Дмитрии Андреевиче Романове в 1885 году в селе был построен кирпичный завод.

В середине 19 века Московский университет снимал под летние дачи для своих сотрудников. Затем старинный хозяйский дом разобрали для строительства дач.

В 1938 году Борисоглебскую церковь закрыли. В годы Великой Отечественной войны местные жители разобрали почти все деревянные детали храма, и даже вынули оконные рамы. В 1966 году помещение храма отремонтировали, и здесь размещалась ювелирная мастерская. В 1989 году храм вернули верующим, в нем снова стали проводить службы.

В 1960 году Зюзино вошло в состав Москвы, его территорию начали застраивать пятиэтажными хрущевками. Сейчас на территории района Зюзино располагаются три пруда, один из них – с естественными берегами. Это зеленый район со множеством скверов, аллей и бульваров.

С юга район Зюзино ограничен Битцевским лесопарком, а с севера он ограничен рекой Котловкой. Район отличается развитой инфраструктурой, старая застройка постепенно заменяется новыми современными домами.

Многие улицы района названы в честь городов Черноморского побережья. Так же называются и станции метро, расположенные на территории Зюзино: Нахимовский проспект, Севастопольская, Каховская. На границе двух районов находится станция Чертановская, выход из нее осуществляется на Балаклавский проспект и Симферопольский бульвар, расположенных в Зюзино.

Историческая справка:

11-13 в.в. - на территории современного района Зюзино существовали поселения вятичей
1627 г. - в писцовой книге встречаются первые упоминания о селе Зюзино
1618 г. - владельцем имения был боярин князь Алексей Юрьевич Сицкий
1646 г. - хозяином поместья стал боярин Глеб Иванович Морозов 1662 г. хозяйкой имения стала вдова Глеба Ивановича Морозова
1687 г. - село Зюзино пожаловали князю Борису Ивановичу Прозоровскому
1704 г. - в Зюзине уже имелись дворы садовника и конюшенный, в приблизительно
1715 г. - Прозоровский построил в Зюзине новую каменную церковь в стиле нарышкинского барокко с двумя приделами (во имя князя Владимира и во имя святых Бориса и Глеба)
1885 г. - при купце Дмитрии Андреевиче Романове в в селе был построен кирпичный завод
1938 г. - Борисоглебскую церковь закрыли
1966 г. - помещение храма отремонтировали, и здесь размещалась ювелирная мастерская
1989 г. - храм вернули верующим, в нем снова стали проводить службы
1960 г. - Зюзино вошло в состав Москвы, его территорию начали застраивать пятиэтажными хрущевками
1991 г. - был образован временный муниципальный округ Зюзино
1995 г. - был образован район Зюзино

Давненько я обещался оттоптаться своими керзовыми по истории всеми нами любимого Зюзина, да всё как-то не доходили... руки. Но, коль уж дошли, то воткну я на всю катушку - с картинками, фотками, и тому подобной ботвой - чтоб было всё, как положено.


Поселения на месте Зюзина появились задолго до появления самого названия, и относятся, самое позднее - к XII-XIII вв. В непосредственной близости от бывшего села обнаружены по меньшей мере 3 курганных группы захоронений - 2 в бывшем урочище "Грачи", к северу от села, на берегу р. Котловки, на месте нынешних домов 48 к. 1 и 54 к. 3 по Болотниковской, и третья - в 150 м. к востоку от пересечения Севастопольского и Балаклавского проспектов, возле бывшей дороги к д. Деревлёво.

В 1949-50 гг курганы были исследованы М. Г. Рабиновичем


Раскопки на кургане №6 под с. Зюзино

Всего было обследовано 13 курганов из первых двух групп, и 7 - из третьей. Надо сказать, что курганы к тому времени сильно были распаханы и перекопаны. Стоявшая в Грачах (или Грачевниках) заповедная роща была срублена на дрова в годы войны и ещё здесь стояла 15 зенитная батарея 329-ого зенитного артеллирийского полка ПВО. В самом большом кургане № 18 (диаметр 15 м, высота - 2,3 м) археологи выкопали металлический колпак укрытия...

Тем не менее курганные раскопки дали богатый материал. Многие из находок сейчас выставленны в Музее истории и реконструкции Москвы...

Впрочем, от седой древности, от которой кроме костей с горшками не осталось ничего достоверного, перейдём к временам более близким, когда, собственно и упоминается само село Зюзино в писцовых книгах.

Судя по этому топониму, имение когда-то принадлежало тверским выходцам Зюзиным, занимавшим значительное положение при царском дворе в XVI-XVII вв. Примерно с 1584 г. им принадлежала и другая подмосковная - село Никольское, территория которого ныне находится в микрорайоне "Лебедь" на Ленинградском шоссе.

Среди владельцев, вполне возможно, был и один из опричников Ивана Грозного Василий по кличке Зюзя, но сие лишь городская легенда, никем не подтверждённая. Достоверно известно лишь, что в начале XVII в. Зюзино было дано в поместное владение стрелецкому голове Федору Челюскину, а в 1618 г. оно перешло к боярину князю Алексею Юрьевичу Сицкому (ум. в 1644 г.) - начальнику приказа Казанского дворца. Известно, что при нем в 1627 г. в сельце "Скрябине, Скорятино, Зюзино тож" уже существовала деревянная усадьба - "двор помещиков боярский"

Следующим хозяином этой местности был боярин Глеб Иванович Морозов (ум. в 1662 г.), женатый на Феодосии Прокопиевне Соковниной, неутомимой проповеднице раскола, скончавшейся в ссылке в 1675 г. (Ага-ага - та самая, которая "Болярыня Морозова" свет-нашего В. И. Сурикова!) Он построил рядом с усадьбой деревянную церковь во имя Бориса и Глеба. Это же наименование, ставшее одним из названий села - Борисоглебское, традиционно носили все последующие зюзинские храмы, вплоть до ныне существующего, отстроенного в стиле архитектуры московского (нарышкинского) барокко.


Современный вид


Трехверхая церковь поставлена на высокий подклет с первоначально открытой аркадой, над столбами которой расставлены колонны - единственный повторяющийся элемент внешнего декора храма. Сильно растесанные еще до начала XX в. окна лишены даже малейших признаков, указывающих на существование наличников. По-видимому, их никогда и не было. Над центральной частью здания находится широкий восьмерик, обрамленный своеобразными декоративными гребешками. Над ним устроено помещение "звона", то есть колокольни увенчанное главой. До застройки окружающей территории многоэтажными домами отсюда открывался превосходный вид на окрестности на много километров.

Согласно последним данным, церковь была сооружена около 1715 г. Следовательно, ее строителем нужно считать ближнего боярина князя Бориса Ивановича Прозоровского (ок. 1654 - не позднее 1720 г.), которому в 1687 г. было пожаловано село Зюзино. Другие, известные по литературе, датировки здания - 1688 и 1704 гг. - в действительности относятся к более раннему деревянному храму, который не был разобран сразу же после сооружения каменного. Правда, служба в нем уже не велась. Не используемый и сильно обветшавший, он существовал еще в 1721 г., когда все имение, после кончины владельца, по указу Петра 1 было передано другому князю Прозоровскому - Александру Никитичу (1697 - 1752), впоследствии капитан-лейтенанту флота.

В 30-ые годы церковь была закрыта и разрушалась. 50-ые годы (1958)

Но с приходом в эту местность Москвы церковь отреставрировали (1965 г)


Поскольку "звон" каменной церкви не был приспособлен для больших колоколов, специально для них в 1879 г. к правой части здания была пристроена невысокая колокольня, впоследствии соединенная с ним крытым переходом. Простая сама по себе - четыре кирпичных столба под четырехскатной же кровлей, увенчанной крестом, - она, воспроизводя древние архитектурные формы, свойственные деревянным постройкам, интересна как редкий для Подмосковья тип. Колокольня была сооружена, по-видимому, на средства местного церковного старосты, купца 2-й гильдии Алексея Ивановича Василькова (1821 - 1900), по совместительству "непременного члена Общества для попечения о детях лиц, сосланных по судебным приговорам в Сибирь". В том году он приобрел Зюзино в собственность у тогдашних владельцев имения - дворян Балашовых.

Позже около церкви был похоронен сын местного священника - молодой преподаватель Александровского 3-го военного училища Дмитрий Аникитич Рисов (1858 - 1889). Трогательной эпитафией ему, начертанной на каменном памятнике, стали строки пушкинского стихотворения "Брожу ли я вдоль улиц шумных", написанного в 1829 г.:

"И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть
И равнодушная природа красою вечною сиять".

Сам памятник не сохранился. Кладбище располагалось на территории нынешней школы № 564, и, говорят, школьники долго ещё играли в футбол черепами и фехтовали берцовыми костями.

Зюзино оставалось в роду Прозоровских до 1780 г., когда было куплено Ириной Афанасьевной Князевой7, муж которой, Анисим Титович (1722 - 1792), был одним из первых отечественных генеалогов. Позже имение перешло к Бекетовым, известным, главным образом, по просветителю и издателю Платону Петровичу Бекетову (1761 - 1836) - первому председателю Императорского Общества истории и древностей российских, созданного в 1811 г. Зюзиным владели его мачеха Ирина Ивановна, урожденная Мясникова (1743 - 1823), вдова полковника, а затем его единокровный брат - действительный тайный советник и камергер Петр Петрович Бекетов (1775 - 1845). Кто-то из них, скорее всего последний, выстроил в усадьбе, слева и справа от господского дома, кирпичные двухэтажные флигеля (датируемые Обществом изучения русской усадьбы 1820-ми гг.8), один из которых исчез в середине 1920-х гг., другой сохранился до настоящего времени. (Современный адрес этого здания - Перекопская улица, 7, а домом № 9 является церковь.)

Усадьба была разобрана в 20-ые годы, от неё остался лишь левый флигель:

Вид с улицы.



А это - изнутри усадебного двора.


Уцелевший флигель, ныне используемый как дом причта, представляет собой Г-образную в плане постройку со скругленным центральным углом. Эта часть здания, декорированная спаренными колоннами на белокаменных цоколях, резко диссонирует по своей архитектуре с крыльями. Можно предположить, что изначально в плане она была круглой ротондой, подобной той, на основе которой был сооружен барский дом в соседнем имении Шаболово. По стилистическим признакам зюзинскую ротонду можно датировать концом XVIII -началом XIX в. По-видимому, в 1820-х гг. к ней были пристроены неказистые крылья, и образовавшееся здание стало флигелем. Для получения данных, подтверждающих или опровергающих эти предположения, необходимо провести натурное обследование постройки.

Петр Бекетов скончался холостым, не оставив прямых потомков, после чего имение неоднократно меняло хозяев, что, естественно, не могло не сказаться на сохранности усадьбы, перешедшей сначала к Балашовым, затем к А.И. Василькову и, наконец, к другому купцу - Дмитрию Андреевичу Романову (1849 - 1901), с 1897 г. состоявшему попечителем местного земского училища. Еще в 1885 г. он построил в Зюзине кирпичный завод.

Да, тут надо отметить, что стоящее к нему симметрично г-образное здание возле церкви и стилизованное в тон сохранившемуся флигелю никакого отношения к усадьбе не имеет. Это новодел Воскресной школы при Борисоглебском храме, просьба не путать.

Теперь,закончив с усадьбой, примемся немного за само село Зюзино.