Слова без окончания примеры. Какие существуют слова, не имеющие окончания? Нулевое окончание и слова, не имеющие окончания

Начну со второй части вопроса. Первого, второго и третьего окончаний не бывает.
Запомните: первым, вторым и третьим могут быть только склонение у существительных и лицо у глаголов.

Нулевое окончание - это окончание, которое встречается у ряда изменяемых слов. Его отличие от других окончаний в том, что оно не выражено никакими звуками или буквами. Рассмотрим слова: стол , лошадь . Нулевые окончания в этих словах обозначены пустыми прямоугольниками.
Нулевые окончания в этих словах являются таким же показателем грамматической формы, как и «обычные» окончания у тех же слов в других формах, например: стола , лошади .
Сравним:

  • Стол : нулевое окончание у существительных мужского рода 2 скл. - это показатель И.п.
  • Стола : окончание а у неодушевлённых существительных мужского рода 2 скл. - это показатель Р.п.
  • Лошадь : нулевое окончание у существительных женского рода 3 скл. - это показатель И.п. или В.п.
  • Лошади :окончание и у существительных женского рода 3 скл. - это показатель Р.п., Д.п. или П.п.

Внимание:

В разных формах одного слова основа будет одной и той же. В наших примерах это основы: стол и лошадь .

Грубой ошибкой является мнение, что у слов стол , лошадь окончаний нет. Окончаний не бывает только у неизменяемых слов, например, у наречий.
Последние гласные буквы в наречиях - суффиксы, к примеру: завтра , сверху , слева .

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο » за неимением технической возможности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο , добр Ο , читал Ο .

Следует различать слова без окончаний и слова с нулевыми окончаниями. Анализ примеров:

  • В предложении Его взгляд был устремлен вдаль слово вдаль является наречием. Наречие не изменяется и потому не имеет окончания. В названии поэмы Твардовского «За далью — даль» даль — существительное, оно изменяется по падежам и числам, форма даль стоит в ряду с другими формами: дали, далью, далями и т.д. Следовательно, в данном слове нулевое окончание: дальΟ .
  • В предложениях: Она грустно посмотрела на нас и Ее лицо было очень грустно — два омонимичных слова. В первом случае слово грустно является наречием: посмотрела (как?) грустно . Наречия не имеют окончаний. Морфема здесь является суффиксом, с помощью которого образовано наречие от прилагательного. Во втором предложении слово грустно — краткое прилагательное: лицо (каково?) грустно . Краткие прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам: девушки грустны девушка грустна рассказ грустен Ο . Следовательно, здесь окончание.

Упражнения к теме «Р азличение слов без окончаний и слов с нулевыми окончаниями »

1. аллей, ножей, полей, ролей, саней, словарей, степей, тополей . В каком из них не такое окончание, как в остальных?

Ответ: аллей . В этом слове нулевое окончание, в остальных — окончание -ей.

2. Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа: вдов, воров, коров, носков, основ, подков, снов, столов . Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и с окончанием -ов.

Ответ: нулевое окончание: вдов, коров, основ, подков ; окончание -ов:воров, носков, снов, столов .

3. В каком из перечисленных слов нет окончания: герой, злой, листвой, наперебой, отбой, сумкой, твой ?

Ответ: наперебой . Это — наречие, поэтому в нем нет окончания. Герой и отбой — существительные мужского рода в форме именительного падежа единственного числа, у них нулевое окончание. В существительных женского рода листвой и сумкой , а также в прилагательном злой и местоимении твой окончание -ой.

4. Даны слова: взять, взял, взяв, взят, вниз, низ, набок, бок, дом, назад, над, хорош, впредь . Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и без окончания.

Ответ: нулевое окончание: взял, взят, низ, бок, дом, хорош ; нет окончания: взять, взяв, вниз, набок, назад, над, впредь .

Источник:

  • Глава «Основа и окончание» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

Дополнительно на Геноне:

Морфемика, словообразование, орфография

1. Выберите из данных утверждений верные.

1)Морфемы-это корень, приставка, суффикс и окончание.
2)Любое слово содержит корень, но не любое – окончание.
3)В слове может быть только один корень.
4)В слове может быть только одно окончание.
5)Если два слова имеют одинаковые корни, но разные окончания, они родственные.
6)Суффикс стоит после корня, а приставка-перед корнем.
7)Предлог не морфема, а самостоятельная часть речи.
8)В словах испугать и искать одинаковые приставки –ис-.
9)В словах ромбик и квадратик одинаковые суффиксы –ик-.
10)Выражение "У слова нулевые окончание" и "У слова нет окончание" значат одно и тоже.

11) Этимология изучает произношение слова

12) Морфемика изучает части речи

2. Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов:

подосиновик, водный, объездной, синь, паровоз

3. Выборочная работа по 1 примеру

1. Приставочный способ: сберечь, выгодный, объездной, запасной, подпрыгнуть, прибавка.

2. Суффиксальный способ : подосиновик, лесок, мамочка, подушка, набор, водный.

3. Приставочно-суффиксальный способ: подоконник, подводный, прилететь, выход, выполненный, заводной.

4. Работа с текстом.

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл..жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл..гал песню или р..стил ребенка, – ко всему нужно прил..жить усилия, всему отдать свою душу и то добро, которое нельзя зап..рать в своем сердце! Да и не зап..реть его вовсе!

5. Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово от какого образовано.

Задание на 1 балл

ГРУСТНОВАТЫЙ ГРУСТЬ ГРУСТНЫЙ

Задание на 2 балла

Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки

ГИТАРА - ______________ , ГИТАРИСТКА

ШЁЛК - _______________ , ________________ , ШЕЛКОВИСТОСТЬ

Задание на 3 балла

Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово, от какого образовано. Определите способ образования.

СДЕЛАННЫЙ ДЕЛАТЬ ДЕЛО СДЕЛАТЬ

6.Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.

    Расположенный у берега.

    Задуматься на некоторое время.

    Участок около школы.

    Гнаться за кем-нибудь.

    Слегка задеть что-либо.

    Вызывающий восхищение, красивый.

    Немного открыть окно.

    Расположенный у дороги

    Спуститься с неба на землю.

    Очень длинный.

7. Тест Взаимопроверка

1. Что составляет основу слова?

а) приставка, корень, окончание б) корень, суффикс в) приставка, корень, суффикс, окончание г) приставка, корень, суффикс

2. Какая часть слова служит для образования форм слова?

а) окончание б) приставка в) корень г) суффикс

3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок ?

а) приставкой б) корнем в) суффиксом г) окончанием

4. В какой части слова есть орфограмма: лаг - лож; рос - раст - ращ ?

а) в окончании б) в приставке в) в корне г) в суффиксе

5.В каком слове пропущена буква А?

а)ог…рок б) выг…реть в) подг…реть г) сг…рать

6.Буква А пропущена в слове

а)з…ревать б) з…ря в) з…рянка г) з…рюшка

7.Буква Е пишется в приставке, если она обозначает

а) присоединение б) приближение в) неполное действие г) близость по значению к слову очень

8.Буква И пропущена в слове

а) пр…кратить б) пр…града в) пр…школьный г) пр…старелый

Мини-анкета.

Оцени себя и подчеркни нужное.

1. Я усвоил тему- …

а) хорошо б) не совсем хорошо в) плохо

2. Допускаю ошибки в а) разборе по составу, б) словообразовательном разборе в) в корнях с чередованием г) в приставках при-/пре-

2. Допускаю ошибки, потому что … а) не записал таблицу в справочник; б) не выучил правило; в) небрежно делал домашнее задание; г) не понял объяснение учителя; д) бываю невнимательным, отвлекаюсь; е) мне требуется дополнительное время.

    В простом слове может быть либо одно окончание, либо вообще никакого окончания, как у неизменяемых слов. Исключений тут нет. Но вот в сложных словах существует возможность наличия в слове двух окончаний. Прежде всего это существительные которые пишутся через дефис. Многие такие слова обладают одним окончанием, потому что у них бывает несклоняемой чаще первая, а реже вторая часть, но некоторые существительные, которые означают предметы обихода, изобретений, других явлений и предметов, а также многие названия профессий склоняются в обоих частях, а это значит, что у таких слов можно выделить два окончания.

    Вот примеры таких слов: Счет-Фактура, Изба-Читальня, Бал-Маскарад, Инженер-Металлург.

    Склоняются в двух частях и некоторые сложные числительные: Семьдесят, Семьсот.

    Да, в слове может быть два окончания. Это утверждение касается сложных числительных, состоящих из двух корней. В них склоняются обе части слова и, соответственно, будет два окончания. Убедимся в этом, просклоняв, например, сложные числительные шестьдесят и восемьсот :

    и.п. шесть_десят_ , восемь_сот_ (нулевые окончания);

    р.п., д.п., п.п. шест-и - десят-и , восьм-и -десят-и ;

    т.п. шесть-ю -десять-ю , восьмь-ю -десять-ю .

    **Да, два окончания могут быть в слове! Если бы мне об этом сказали, когда я была ещ первоклашкой, то я бы и не поверила даже!

    ** Это касается прежде всего сложных слов .

    Когда я приехала, бабушка сидела на кресле-качалке , и вдыхала аромат весенних цветов.

    кресл(о )-качалк(а ) - слово, у которого есть 2 окончания: первое --о --, второе --а --.

  • Флексия (окончание) в изменяемых лексемах нашего языка, как правило, одна-единственная, и является она морфемой завершающей, последней в ряду других морфем. За флексией может следовать постфикс, но не во всех словах, а только в небольшой их части:

    • в глаголах и причастиях -СЯ (-СЬ): откажет ся, признали сь, обороняющий ся, вернувшая ся;
    • в неопределнных местоимениях это называемые в школе суффиксами постфиксы -ЛИБО, -НИБУДЬ, -ТО: чего -то, каким -нибудь, кому -то.

    Но есть в языке нашем и слова с двумя окончаниями . Когда о таких вспоминаешь, то в первую очередь приходят на ум количественные числительные сложные, то есть имеющие в свом составе два корня . Их немного: всего 12 слов, обозначающих

    Они могут употребляться сами по себе, а могут входить в состав более объмных образований, называемых составными числительными.

    Склоняя данные лексемы, в нужный падеж мы ставим обе их части, поэтому изменяемые морфемы, то есть флексии, находятся не только на конце таких слов, но и в их серединах: от шести десяти , тремя стами , к четырм стам , с семью десятью , о пяти стах .

    Есть в языке нашем и образованные сложением целых слов сложные существительные , у которых при формоизменении склоняется каждая часть , то есть опять-таки в наличии имеются по два окончания , располагающиеся после каждой из частей такой сложной лексемы. Подобными сложными лексемами являются слова вагон-ресторан, диван-кровать, кресло-качалка, кресло-кровать, ракета-носитель, счт-фактура, школа-интернат, ясли-сад и др. Не буду полностью склонять какие-либо из них, а только покажу прерывистые их основы (прерываются они окончанием после первой части) на примере нескольких словоформ:

    • кресло -качалка , к креслу -качалке , креслом -качалкой , о кресле -качалке ;
    • ракеты -носителя , ракете -носителю , ракетой -носителем , о ракете -носителе ;
    • школы -интерната , школе -интернату , школ-интернатов , о школах -интернатах ;
    • нет яслей -сада , к яслям -саду , с яслями -садом , о яслях -саде .

В русском языке существует особый раздел, называемый словообразованием, в котором рассматривается вопрос о том, как создаются новые слова. На сегодняшний день он является наиболее сложным и непостоянным, поскольку ежегодно ученые-филологи делают новые открытия в этой области. Всего в русском языке 87% слов появились благодаря словообразованию, и только 13% корней из них являются уникальными. Новые части речи можно образовывать при помощи аффиксов (приставок и суффиксов), а изменять их форму - при помощи флексий (окончаний).

Коротко о словообразовании

Эта наука стала существовать как самостоятельная только во второй половине двадцатого века. Первые попытки к этому предпринял Григорий Осипович Винокур, который впервые выделил синхроническое и диахроническое словообразование. Современным ученым интересен второй аспект, в котором рассматривается создание новых слов при помощи значимый частей - приставки, суффиксов. Флексия является менее значимой морфемой, поэтому в русском языке есть слова, не имеющие окончания.

Что такое морфема?

В словообразовании имеются определенные единицы изменения. В этой науке морфема является минимальной значимой частью любого члена предложения. В русском языке есть слова, не имеющие окончания, приставки или суффикса, но они не могут существовать без корня, который является их главной частью. Новые члены предложения образуются за счет добавления аффиксов. К их числу относят приставки, суффиксы, интерфиксы и постфиксы.

Окончание служит для образования новой формы слова, поэтому является наименее значимой морфемой. Неудивительно, что во многих членах предложения оно может отсутствовать совсем. Вам несложно будет самому узнать, в каких словах нет окончаний, поскольку их нельзя изменять по числам, временам и падежам.

К словообразовательным морфемам принято относить приставки и суффиксы. Они свидетельствуют о некоторых специфических особенностях, которые не наблюдаются в начальной форме слова.

Что может выражать окончание?

Эта морфема не участвует в словообразовании, а лишь помогает при создании новых форм слов. Лексическое значение при изменении окончания не меняется. В русском языке флексия выражает следующие грамматические значения:

Род, число, падеж - у существительных, прилагательных, причастий, местоимений, числительных. Например: музыка, яркому, светящиеся, вас, пятьюдесятью семью.

Лицо, число - у глаголов в настоящем времени и будущем. Например: думаем, услышу.

Род, число - у глаголов в прошедшем времени. Например: прилетел, переделал.

Падеж - у местоимений и числительных. Например: вами, сорока двум.

Задаваясь вопросом о том, в каких словах нет окончаний, вам следует обращать внимание на неизменяемые части речи, такие как наречия, междометия, а также союзы, частицы, предлоги.

Морфемы. Часть 1: Корень

За каждым словом в любом языке мира закреплен определенный смысл. Корень является ядром или другой части речи и несет понятийное значение. Исключение представляют союзы, предлоги и некоторые междометия, которые служат для связи членов предложения. В основном все слова, имеющие корень и окончание, составляют основу предложения. Это существительные, прилагательные и глаголы. Однако в любом правиле можно найти исключение - так поступили и языковеды, составители словообразовательного словаря.

До недавних пор бытовало мнение, что в русском языке имеется уникальный глагол, в котором отсутствует корень. "Вынуть" употребляется только с приставками, имеет совершенный вид и первое спряжение. Выполнив морфемный анализ, можно выявить, что "вы" - приставка, а "ну" и "ть" - суффиксы. Таким образом, глагол утратил свой исторический корень - филолог и лингвист Борис Унбегаун в своих трудах писал, что это слово "замечательное полным исчезновением корня". Тем не менее слова "вынуть" и "вынимать", как ни странно, при этом являются однокоренными. В русском языке есть слова, не имеющие окончания, но имеющие главные морфемы.

Наглядные примеры основы и корня

Эта морфема является самой главной в любом слове. Известны случаи, когда члены предложения состоят из двух и более корней, которые соединяются при помощи интерфиксов (пятигранный, одноэтажный). Слова, близкие по значению, называют однокоренными.

Как правильно делать морфемный разбор

Большое количество словообразовательных словарей значительно упрощают определение частей слова. Однако учитывая стремительное развитие областей русского языка, все виды разбора необходимо выполнять самостоятельно, поскольку в пособиях вы рискуете наткнуться на устаревшие данные. При помощи морфемного анализа можно имеющие приставку, корень, окончание и суффикс. Соблюдение последовательности действий обеспечит вам качественный анализ.

Для начала следует определить часть речи, чтобы выявить возможность ее изменения по лицам, числам, родам и другим критериям. Найдите окончание (если оно имеется), следом - основу, корень, а затем все аффиксы.

Как правильно делать словообразовательный анализ

Цель этого вида разбора - узнать способ, которым образована часть речи. Первым делом необходимо найти исходную основу и проверить ее на производность. Далее подберите начальное слово. После этого вы сможете выделить основу разбираемого слова, а затем - аффиксы. Так вы сможете выявить слово, являющееся первоисточником и узнать, какие слова не имеют окончания из тех, которые вам необходимо разобрать по морфемам. Зная этот несложный алгоритм, школьник, студент или начинающий филолог сможет без труда освоить сложнейшую гуманитарную науку.