Социальная сущность человека конспект урока. Мышление ⇔ Деятельность

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №21

Урок обществознания в 8 классе.

Тема урока: Биологическое и социальное в человеке.

Учитель истории и обществознания

Беляева Ирина Рафаэлевна.

Цель урока: иметь представление о биосоциальной сущности человека, факторах, влияющих на развитие личности, сформировать устойчивую мотивацию к саморазвитию, самореализации, толерантности.

Задачи урока:

образовательная: познакомиться с понятиями – личность, социальная среда, индивид, индивидуальность, самовыражение, показать взаимосвязь между личностью и социальной средой;

развивающая – учить детей работать с текстом, анализировать его, развитие навыков критического мышления, творческих способностей учащихся, учить мастерству слова;

воспитательная: учить сопереживать, нравственно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг к другу.

Формы и методы обучения:

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, поисковый, аналитический, критического мышления.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник – Обществознание. А.И Кравченко, 8 класс.

План урока.

    Оргмомент. Вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.

    Актуализация знаний.

Карточки с тестовыми заданиями, текст с пропущенными словами.

В.1 Индустриальное общество в отличие от традиционного …..

1. имеет классовую систему деления общества

2.имеет низкий уровень развития

3. преобладает религиозное мировоззрение

В.2 Отличительной чертой постиндустриального общества является:

1. распространение мобильных технологий

2. увеличение числа крупных предприятий

3. сословная структура общества.

В.3. Переход от ручного труда к машинному служит примером:

1. научной революции

2. общественного прогресса

3. сокращения объемов производства.

В.4 Традиционное общество характеризует:

1. массовое производство

2. глобализация

3. низкий уровень мобильности

В.5 Под прогрессом понимается

1. циклическое развитие

2. состояние стабильности

3. движение вперед

В.6 Переход к индустриальной цивилизации был осуществлен в результате:

1. реформации

2. Ренессанса

3. промышленной революции

В.7 В эпоху НТР происходит:

1. сокращение использования ручного труда

2. усиление зависимости человека от средств массовой информации

3.увеличение физических нагрузок

Слайд №1 . Направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему – прогресс .

Социальный прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников, которые готовят прогрессивные изменения в обществе. Прогрессивные изменения осуществляются через реформ у или через революцию.

Коренное изменение в обществе вплоть до смены существующего строя - революция .

Преобразования в обществе, не уничтожающие основы существующей социальной структуры и социальных отношений и сохраняющие политическую власть в руках правящего класса- реформа.

Противоположный прогрессу процесс – регресс (деградация)

    Изучение нового материала.

Биологическая и социальная сущность человека

Человек, индивид, личность

Факторы, влияющие на развитие личности.

    Закрепление.

-решение тестовых заданий.

    Подведение итогов. Вывод. Оценки.

    Домашнее задание.

    Человек - биосоциальное существо. Как вы это понимаете, с чем ассоциируется это понятие?

(Ответы детей)

Слайд №2. Тема сегодняшнего урока биологическое и социальное в человеке. Мы постараемся выяснить условия и предпосылки существования человека, его сущность, а также определим основные признаки, характеризующие человека.

Слайд №3 (план урока) Человек появился в результате длительной эволюции живых организмов на Земле и является ее вершиной. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo Sapiens. Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Слайд №4,5

Существующие теории происхождения человека: религиозная теория, теория палеовизита, эволюционная теория, материалистическая. Первобытные люди мало чем отличались от животных, но они жили сообща, могли изготавливать орудия труда. Слайд №6,7

Чем же люди отличаются от животных? Ответы детей. Слайд №8

(Учащиеся записывают отличия человека от животных в тетради)

Вывод : человек – дитя природы, как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими, без природы человек жить не может, так как нуждается в удовлетворении своих биологических потребностей.

Природа человека определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Примерно 30-40 тысяч лет назад биологическая эволюция практически прекратилась, ведущую роль стала играть социальная эволюция. Двойная (бинарная) природа человека проявляется в том, что все социальное в нем надстраивается на биологическую основу. Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полное развитие человек получает только в обществе.

Как вы думаете, чем определяется социальная сущность человека?

(ответы детей)

Сознание, речь, поведение, другие важные факторы жизнедеятельности формируются у человека только в обществе..

Человек – результат развития общества и общественных отношений, но не только. Одновременно он и творец их.

Слайд №9

Биологическое и социальное в человеке.

Нуждается в свете, пище, питье, сне и т.п.

Каждый индивид обусловлен генотипом – набором генов, получаемых от родителей. При рождении получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах.

Эти задатки влияют на физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.).

Человек становится человеком только в обществе, воспринимая всю совокупность общественных отношений: разумное, культурное, трудовое, экономическое, политическое и др. Вне социальных отношений, общения и деятельности человек просто не может стать человеком

Развитие человека предопределено исключительно социальной средой и воспитанием.

Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его "социальное качество" и организм, который составляет его природную основу.


Вывод : человек биосоциальное существо, биологическая основа является условием и предпосылками существования человека, социальная основа является его сущностью.

Задание на соответствие (на доске.) Соотнесите части таблицы. Слайд №10.

А) рыжие волосы

1. Биологическое

Б) общение

2. Социальное

В) синие глаза

Г) группа крови

Д) создание семьи

Е) участие в политической жизни

Ж) обучение в школе

Дополнительный материал.

Биологическое и социальное в историческом развитии человеческого рода

Продолжается ли биологическая эволюция человека после возникновения 30-40 тыс. лет назад Homo sapiens?

Строго говоря, эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор как он выделился из животного мира, она перестала иметь решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости. Так, снижение в Европе уровня смертности от туберкулеза с 4000 человек на миллион в 1840 г. до 13 человек на тот же миллион в настоящее время свидетельствует о том, что естественный отбор по сопротивляемости туберкулезу по существу прекратился. Это же можно сказать и о многих других болезнях.

Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и вместе с тем большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие человеческих культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры в эволюции Homo sapiens.

Становятся ли новые поколения людей более развитыми в физическом и умственном плане?

Прежде всего о физическом здоровье. Вполне очевидно, что его состояние за историю Homo sapiens существенно улучшилось. Комплексным показателем здесь может служить увеличение средней продолжительности жизни населения. Под влиянием социальных условий она возросла с 20-22 лет в древности до 30 лет в XVIII в. К началу XX в. в странах Западной Европы она составляла примерно 56 лет. Сегодня в этих странах средняя продолжительность достигла 75-78 лет, т.е. приближается, по данным современной науки, к средней «нормальной» продолжительности жизни Homo sapiens - 80-90 лет.

Один из создателей евгеники (теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения) английский психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон (1822-1911) был убежден в том, что интеллект современного человека снижается. По его мнению, представители низших классов обладают более низким коэффициентом интеллектуальности - IQ. В то же самое время именно эти слои имеют и больше детей. Причем статистические данные, говорившие о более высоком репродуктивном уровне людей с более низким IQ, были широко распространены до сравнительно недавнего времени. На основании этих предпосылок Гальтоном и некоторыми другими учеными делался вывод о том, что человеческий вид будет все более наполняться «худшими породами» людей, все более уменьшать свой IQ. Однако в начале 60-х гг. была показана ошибочность того, что существует прямая зависимость между социальным положением, количеством детей и IQ.

К тому же у человека нет прямой зависимости между величиной мозга и индивидуальной одаренностью. Так, по имеющимся данным, довольно маленький мозг среди одаренных людей имел известный французский писатель Анатоль Франс. У него размер мозга не превышал 1000 куб. см. Большой объем мозга имел И.С. Тургенев - 2012 куб. см. Но вряд ли кто возьмется сравнивать их способности и тем более ставить последние в зависимость от объема мозга.

Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. процесс видообразования человека, прекратился со времени образования Homo sapiens. Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течение этого периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось. Противоположная точка зрения не имеет достаточного основания.
С возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в жизнедеятельности вида человек. Она заменяется социальной информацией, развитие которой «определяется уже не столько естественным отбором наиболее умелых и одаренных, сколько социальными факторами, которым подчиняется и общебиологический процесс».

По мнению большинства ученых, самая главная опасность для человека состоит в опасности все большего загрязнения биосферы различного рода отходами, повышении уровня радиации в связи с авариями, в увеличении мутационной опасности химических загрязнителей и т. п. Достаточно отметить, что в России в конце прошлого столетия уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг 17 процентов. Все более увеличивается число людей, страдающих слабоумием (олигофренией), имеющим генетическое происхождение. Все это свидетельствует о том, что главная опасность и угроза дальнейшему существованию человека - в нашей собственной культуре.

Итак, в человеке сочетаются биологические и природные начала. Будучи существом мыслящим, наверное, каждый из вас задавался вопросом «Кто я?». При этом каждый может согласится с множеством определений – я (имя), я (ученик), я (национальность)и т.д. Проанализировав ответы можно выделить различные отличительные признаки человека. Многие могут быть выделены у всех людей: цвет глаз, кожи, разум, речь. Признаки, характеризующие человека как одного из себе подобных называют индивидными. Родившись, человек уже является индивидом. Индивид – это человек как один из людей, это самая общая характеристика человека.

При этом каждый человек наделен неповторимым, свойственным только ему набором уникальных свойств (внешний вид, манера поведения, характер)

(работа с учебником, стр. 40 разбор текста)

Как вы думаете, тождественны ли понятия индивид, индивидуальность и личность?

(ответы детей, аргументы)

Слово «личность» первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре. Затем оно стало обозначать самого актера и его роль. Позднее слово личность стало обозначать человека, который играл определенную роль всерьез, а не в качестве актера. Кого же можно назвать личностью, и в чем отличие этого понятия от понятия индивид?

(ответы детей, работа с учебником стр. 43)

Итак, основными признаками, характеризующими человека являются понятия индивид, индивидуальность, личность.

Слайд 11

Человек появляется на свет как биологическое существо. Он индивид, наделенный чертами индивидуальности. Личностью же человек становится в процессе социализации (накопления жизненного опыта и усвоения социальных ролей)

Какие факторы влияют на развитие личности?

(ответы детей)

Факторы, влияющие на развитие личности: Слайд 12

Биологические (черты лица, цвет глаз, физиологические особенности, особенности нервной системы)

Социальная среда

Воспитание и обучение.

Способность к самосовершенствованию.

Становление личности происходит только в обществе. Социальные факторы ученые называют агентами социализации, каковыми являются семья, родственники, школа, армия, церковь, производство.

Становление личности продолжается в течение всей жизни человека и включает три основные фазы:

Адаптация (усвоение опыта, образцов жизнедеятельности)

Индивидуализация (человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности)

Интеграция (лучшее применение своим индивидуальным свойствам)

Чтобы стать личностью нужно объективно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор, быть терпимыми к окружающим.Слайд №13.

Итак, теперь вы знаете в чем заключается биосоциальная сущность человека, какие факторы влияют на развитие личности. Ответьте на вопрос – маугли кто он – человек или животное?

Слайд№14 Обсуждение высказывания.

Итак, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации.

"Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми" (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.)

Закрепление. Слайд 15,16,17.

Домашнее задание. Слайд 18 . Оценки.

.

І. Человек выделился из природы. Его биологическое развитие как вида закончилось на стадии питекантропа , далее начинается развитие социальное.

Одна из самых интереснейших проблем человекознания, как соотносятся в человеке две его природы - животная и общественная.

Практическая работа:

Ситуация: повседневная жизнь, обычный день (заполните таблицу).

Инстинкты и эмоции

Разум и общественные нормы поведения.

Из людей неспособных контролировать свои эмоции, вырастают маньяки.

Определяющие факторы становления личности.

  1. Общественное воспитание (социум) - это окружающие человека материальные условия.
  2. Индивидуальные качества личности.

Социальные нормы, спасшие первобытный род от физического вырождения и вымирания:

  1. Агамия - это абсолютный запрет (табу) на все половые отношения между членами данного рода. Агамия сопутствовала экзогамия - требование вступать в брак только с представителями других родов.
  2. Талион - правило нравственности, регулирующее отношения между родами. Выражается в виде “око за око, зуб за зуб”.

Индивид - это особый вид сущего, живое телесное существо, субъект исторического развития общества.

Отличие индивида от других живых существ:

Модуль №2. Сущность человека.

Сущность человека - сложный философский вопрос. В разные исторические эпохи он трактовался по-своему.

  1. Врожденные природные качества (гуманисты эпохи Возрождения).
  2. Ансамбль общественных отношений (марксизм).
  3. Образ и подобие Божие (религия).
  4. Уникальность и неповторимость “Я” (Зигмунд Фрейд).

На человека “Я” с одной стороны давит сила инстинктов “ОНО” в диапазоне от инстинкта жизни “Эроса” - полового инстинкта, до инстинкта смерти “Танатоса”, а с другой стороны - тяжесть социальных ограничений: религиозные запреты, семейные обязанности и т.д.

Делема: подавлять инстинкты и страдать самому или давать им выход, причиняя страдания другим.

Каждому индивиду приходится искать золотую середину (управлять своими страстями).

1) Я больше всего на свете люблю…..,

но это противоречит ….,

поэтому я вынужден……

Таким образом, как вы думаете, в чем различие понятий личность и индивидуальность?

Практическая работа по самопознанию проводится при помощи использования пособия И.В. Крушельницкого “О тебе и для тебя”. Определяется индивидуальный образ мышления (“художник” или “мыслитель”) и тип темперамента конкретной личности.

Итогом практической работы является характеристика отдельной личности и описание отдельного индивида.

Вывод: исторически личность возникает с разложением первобытнообщинного строя, где

талион (око за око…) регулирует отношения между родами, затем ему на смену приходит “золотое правило нравственности” в двух формах:

  1. “Не делай человеку того, чего не пожелаешь себе”.
  2. “Поступай по отношению к другим так, чтобы правило твоего поведения стало всеобщим”.

Модуль №3. Личность.

Под личностью понимается индивид, рассматриваемый как член той или иной социальной группы и взятый в совокупности своих качеств.

Когда речь идет о личности, то имеются в виду социально-культурные качества человека, которые не даны ему от рождения, а формируются в ходе активного включения в духовно-практическую деятельность. Личность - это социальное в человеке, его духовный мир.

Анализируя личность, мы пытаемся ответить на вопросы:

  • Что является сущностью человека?
  • В чем состоит смысл жизни?
  • Как определить человеческие качества?

ДУША

Разный смысл Добра: для мусульман многоженство - добро, а для христиан многоженство - прелюбодеяние, блуд.

Для мусульман вино - грех, а наркотик - норма; для европейцев …

Красота: африканские наряды пестрые, а европеец - гармония одежды (от связи с окружающим миром).

Особенности русской души :

    1. Русский человек - человек противоречий (антиполий).
    2. Тип человека - эсхатологический (встретил препятствие - конец света, поэтому, как следствие, большой процент самоубийств).
    3. Самоуничижение.

Бердяев, характеризуя будущий век, говорил, что это век страданий для русского человека. При этом у русских сформируется качество, без которого не возможно дальнейшее развитие. Это качество - САМОСОЗНАНИЕ.

“По мере развития цивилизаций духовность свертывается”.

К XX веку человечество в кризисе:

а) экологический кризис: “нам осталось существовать 40-60 лет, если не изменим отношения к природе”. (Римский экологический клуб).

б) медицинский: сердечно-сосудистые заболевания, онкология.

Причины кризисов : состояние иммунной системы, а от душевного состояния зависит состояние иммунной системы человека.

РАЗУМ (интеллект) - устойчивая умственная способность. Это инструмент для ориентации живых существ в пространстве, во времени, в среде.

Различают четыре разновидности интеллекта:

  1. Мировой разум - высший интеллект, существующий помимо нас.
  2. Человеческий интеллект - производное от мирового разума (наиболее близок к мировому разуму детский интеллект до 7 лет, повторяется история развития человечества).
  3. Компьютерный или машинный разум.
  4. Инородный интеллект: ученые допускают, что помимо мирового разума, человечество испытывает влияние из вне.

Человеческий интеллект бывает:

а) личностный;

б) локальный - интеллект семьи, школы;

в) региональный, основанный на исторических корнях;

г) общественный, который имеет закон развития креотивно-стереотипный (созидание) волны.

Период волны 100 лет, верхняя точка - крео - 33 года, нижняя точка - 33 года.

Личностный интеллект имеет 7 типов : 1) язык; 2)логика; 3) пространственное отношение; 4) музыкальный; 5) мышечно-двигательный; 6) межличностный (коммуникативный); 7) самопознание. Все в сумме дают гармонично развитую личность.

Смысл жизни личности рассматривается в зависимости от понимания человеческой сущности.

При всей несхожести им свойственна одна общая черта: человек рассматривается в ней как противоречивая фигура.

І. Религиозные мыслители противопоставляют душу и тело. Душа - сущность человека, а смысл жизни заключается в спасении души, к которому ведет соблюдение правил поведения, данные человеку свыше. Телесные побуждения, если человек им поддается, заставляют отступать от Божественных предписаний. Т о. человек оказывается перед выбором между спасением души и голосом плоти.

ІІ. Рационалисты считают, что разум является не только главным инструментом познания мира и критерием истины, но и определяющим началом бытия человека, его сущностью. А смысл жизни состоит в том, чтобы во всех ситуациях следовать велению разума.

Декарт: “Достаточно правильно судить, чтобы хорошо поступать”.

Осмысленная жизнь предполагает такое поведение, за которое человека нельзя упрекнуть в неразумности. Добиться этого не очень просто, т к. у человека есть чувства, иногда подсказывающее ложное решение.

ІІІ. Марксисты. Личность имеет биологические характеристики (цвет кожи, темперамент) и социальные свойства (мораль, мировоззрение).

Социальные свойства являются результатом воздействия общества на человека и выражают его сущность. Смысл жизни в этом случае заключается в изменении окружающего мира.

ІV. Экзистенциалисты считают, что сущность человека заключается в уникальности его бытия как такового, видя смысл жизни в переходе от неподлинного существования к подлинному.

Заключается в обретении свободы, в прорыве к самому себе, к своей уникальности.

Система заданий-высказываний, рассчитанная на формирование мышления.

“Как мало пройдено дорог,
Как много сделано ошибок”.

“Чтоб жизнь прожить
Знать надобно немало,
Два правила простых
Запомни для начала.
Ты лучше голодай,
Чем что попало есть.
Ты лучше будь один,
Чем вместе с кем попало”

Австрийский психолог XX в. В. Франкл писал: “Смысл должен быть найден, но не должен быть создан ”. Как вы понимаете это высказывание?

Древнегреческий поэт и философ Еврипид говорил: “Судьба всегда на стороне разумных ”.

Согласны ли вы с ним?

Какая из концепций смысла жизни кажется Вам наиболее привлекательной? Почему?

Диагностика свойств личности

Чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли ”. Пуд - 16 кг, а ежедневное потребление соли человеком составляет около 20 г. Легко выяснить, сколько надо прожить с человеком, чтобы его узнать.

Каким способом можно определить человеческие качества?

  1. Предложили астрологи (греч. astron - звезда, logos - слово).
  2. Распространение письменности обусловило появление еще одного способа диагностики - графологического. Черты характера: уравновешенность, вспыльчивость, смелость, трусость отражаются в почерке человека.

Если строчки загибаются вверх, то человек храбр, честолюбив.

Если строчки падают вниз - человек безынициативен и пессимистичен.

Мелкие буквы говорят о том, что человек способен сосредотачиваться на одном деле, а крупные буквы говорят о стремлении его к лидерству.

Вывод по теме.

Детальное изучение данной темы, выполнение практических заданий по диагностике свойств личности, рассмотрение личности с позиции сущности и смысла жизни позволяет учащимся более правильно сориентироваться в вопросе о месте собственной личности в современном мире.

Оформление и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; на доске эпиграф и высказывания великих людей.Эпиграф: “Назначение человека в разумной деятельности” Софокл (ок. 496-406 до н.э)Высказывания:
    Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и то же.
    Вольтер (1694-1778) Не делать - не жить... Кто в самом себе не носит источника жизни, то есть источника живой деятельности, кто не надеется на себя,- тот вечно ожидает всего от внешнего и случайного.
    Белинский В. Г. (1811-1848) Великие дела не делаются сразу.
    Софокл (ок. 496-406 до н.э) Ничего так не делает жизнь легко переносимой, как деятельность, направленная к одной цели .
    Шиллер И. (1759 – 1805) Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство.
    Цицерон (106-43 до н.э) Хотеть недостаточно, надо действовать.
    Гёте И . (1749-1832) Деятельность - единственный путь к знанию.
    Шоу Б. 1856-1950)
Цель урока: на основании формирования умений и навыков комплексного осмысления знаний учащихся дать представление о деятельности как способе бытия человека и общества. Задачи урока:Образовательные: дать представление о деятельности и её структуре; научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной ситуации; закрепить умения вычленять проблемы; учить отстаивать свою точку зрения. Развивающие: обогащать и развивать словарный запас; развивать умения и навыки формально-логического мышления и критического мышления; развивать умения и навыки анализа и систематизации обществоведческого материала; формирование умений и навыков написания эссе. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, вовлечь учащихся в активную деятельность. Основные понятия: деятельность, субъект и объект деятельности, цель и средства её достижения, мотивы деятельности, потребности, убеждения, интересы, идеалы, социальные установки.

Ход урока.

1. Организационный момент.2.Вызов.Учитель:
Перед вами карточка № 1. В ней даны несколько определений. Прочитав их, попробуйте сформулировать тему урока. Карточка № 1.
    Процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Любая активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Работа, систематическое применение своих сил в какой-либо области. Форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта.
3. Осмысление.Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности. Тема урока (слайд 1. Приложение 1 .). Нам предстоит уяснить:
    Что такое деятельность? Каковы её составляющие? (структура деятельности) Почему человек совершает деятельность? (мотивы деятельности)
Учитывая общие характеристики деятельности, приведённые в определениях, попробуйте самостоятельно записать обобщающее определение в тетрадь (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация). Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование. Учитель: Чем, по-вашему, отличается деятельность человека от поведения животных? (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды). (слайд 2. Приложение 1 .). Обращение к эпиграфу. Учитель. В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность (слайд 3. Приложение 1 .) (глоссарий).- Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).- Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди). Карточка № 2. Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы. (слайд 4. Приложение 1 .)В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!.. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.Вопросы:
    Каковы были цели помещика? Какие он выбрал средства для их достижения? Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?
Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы (слайд 5. Приложение 1 .). Структура деятельности
    Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата) Действия. Средства. Результат.
Приведите примеры конкретной деятельности человека, отталкиваясь от предложенной схемы (учебная (в.т.ч. урок сегодня), трудовая и др.).Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? (слайд 6. Приложение 1 .). Почему? (хотели как лучше, а получилось как всегда.) Мотивы деятельности. Как вы считаете, каковы мотивы деятельности человека?
    потребности интерес идеалы убеждения социальные установки
(слайд 7. Приложение 1 .).Какие группы потребностей человека вам известны?Классификация потребностей (пирамида) А. Маслоу(слайд 8. Приложение 1.).
    духовные престижные социальные экзистенциальные физиологические
4. Рефлексия. Вывод. Работа над написанием эссе. Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Сущность человеческой деятельности”. Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока (слайд 9. Приложение 1 .).
    Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни.
    В.Г.Белинский Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
    А.С. Макаренко Когда мы перестаем делать - мы перестаем жить.
    Б. Шоу Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет.
    Ф.Н. Глинка
Вернёмся к теме (вопросу) нашего урока “Сущность человеческой деятельности”.Можно ли найти ответ на вопрос нашего урока в высказывании Белинского? Аргументируйте своё мнение (почему вы выбрали именно эту цитату?) Работа над созданием эссе с использованием схемы-помощника.Домашнее задание : стр. 168 – 174, пользуясь схемой-помощником, напишите эссе.Схема – помощник для написания эссе по обществознанию (задание С-9 ЕГЭ)
План-схема действий Примеры Рабочая колонка
1. Выбор цитаты
2. Сформулируйте проблему, поднятую автором. В своём высказывании автор (философ, публицист…) рассуждает о … Автор затрагивает проблему… Автор ищет ответ на вопрос… Автор видит проблему …
3. Обоснуйте её актуальность Тема показалась мне интересной, т.к….. Эта тема волнует многих современников, потому что… Тема особенно актуальна для всего человечества… Моя семья заинтересована в ….
4. Какова позиция автора по этому вопросу? (какой ответ он даёт?) Высказываясь о…., автор задаётся вопросом … В своём суждении автор приходит к выводу о том, что …
5. Ваша позиция, ваше видение проблемы. Позиция автора не оставляет сомнений… Я безусловно согласен с … Я категорически не согласен ….. Автор безусловно прав в том, что …, но…
6. Обоснуйте свою позицию (почему я так думаю). По моему мнению … Во-первых….
7.Аргументируйте позицию - ссылки на теоретический материал;
    примеры из истории и современности; ссылки на свой собственный опыт и социальную практику
Ряд учёных считают… По мнению учёных…. Среди учёных-обществоведов есть мнение… Моя семья….. п.7 – примеры на слайдах и доске
8. Резюме. Краткий вывод по поднятой в цитате проблеме. Таким образом, …. Несомненно, что … п. 8 – вернуться к эпиграфу
Глоссарий Субъект – тот, кто осуществляет деятельность. Объект – то, на что направлена деятельность. Цель – предвосхищаемый в сознании результат деятельности. Средства деятельности – это то, при помощи чего достигается результат, конечная цель всякой деятельности. Действия – это ряд заранее спланированных, последовательно проводимых сторонами операций. Результат – это конечный итог, следствие, завершающее собой какие-либо действия. Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Интерес – реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т. д. Проблема – (от греч. problema - задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений. Идеал – представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, общественного класса. Убеждения – сознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Позиция – устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Характер человека. Мотивы – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Эссе – (франц. essai - попытка, проба, очерк), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо.

Данная тема является ключевой в курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы современности.

Особенно тесно тема связана с последующими параграфами учебника: Глава 3. «Деятельность - способ существования людей», Глава 5 «Личность» и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока Сущность человека как проблема философии

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека; выяснить роль и значение мышления в жизни человека; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-проблема.

Ход урока

I. Организационный момент

Однажды великий философ Древне Греции Диоген Синопский (4в. До н.э.) зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. Он внимательно всматривался в лица людей. На вопрос горожан, что он делает. Диоген отвечал «Ищу человека». Что тем самым хотел сказать философ.

(ответы обучающихся).

Что найти совершенного человека, который бы полностью отвечал этому званию практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь».

С древнейших времен мудрецы пытались познать сущность и глубину внутреннего мира человека, но эти попытки оказались неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для «препарирования» на исследовательском столе точной науки. Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».

Может быть, поэтому разговор о человеке никогда не потеряет своей актуальности. И тому подтверждение - наш урок.

Тема урока: «Сущность человека как проблема философии». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Великая тайна - человек.

2. Человек - биосоциальная система.

3. Социальная сущность деятельности.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

II. Новый материал

«Человек есть мера всех вещей», - так сказал греческий философ Протагор. Что за мера? В чем и как она проявляется? Почему существует так много характеристик человека? Попытаемся приоткрыть завесу этой проблемы.

1. Великая тайна - человек

«Человек - самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», - так говорили мудрецы. Единого мнения не существует.

Так, в прошлом одно направление философов (пессимистов) обращали внимание на биологическую, животную сущность человека. Один знаменитый немецкий философ писал, что человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия.

Приведите примеры, подтверждающие позицию пессимистов.

Другое направление (оптимисты) веруют в то, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине. Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы», «Человек - это звучит гордо!»

Приведите примеры, подтверждающие позицию оптимистов.

Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука - философская антропология.

Беседа с обучающимися:

Как вы думаете, чем она отличается от общей, биологической антропологии?

К каким выводам пришла сегодня философская антропология?

(По ходу объяснения учителя на доске и в тетрадях появляется схема.)

Великая тайна - человек. Что нам о нем известно?

Работа с учебником стр.82 Найдите ответы на вопросы и заполните пропуски в схеме.

  1. ↓Главное родовое отличие человека – …. (орудийная деятельность)

↓2. Второе отличие - …… (способность абстрактно мыслить)

↓3. Человек способен непрерывно осваивать …. (культуру с каждым новым поколением, т. е. происходит социализация человека)

Итак, Время зарождения философской антропологии - XIX в.

Причины зарождения:

Реакция на вопрос: что первично в деятельности человека природа или социум

Работа в группах.

1 вариант выясняет взгляды И. Канта на сущность человека, 2-вариант – Л. Фейербаха.

Затем по 1 представителю от группы защищают свою позицию.

Появляется схема.

Представители философской антропологии

Концепция философской антропологии:

Работа с учебником стр.83, найдите 5 основных положений философской антропологии.

Ответы учеников.

Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.

Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.

Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.

Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».

Их единство и образует сущность человека.

Вывод учителя:

Итак, человек как явление богаче сущности. Человек – это биопсихосоциальное существо, и поэтому его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с его существованием.

Закрепим, изученное работой с документом. Перед вами отрывок из работы Людвига Фейербаха «Сущность христианства», внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли –энергия характера, сила чувства – любовь. Разум, любовь и сила воли – это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная, сущность человека как такового в цели его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума?- Разум. Любви?- Любовь. Воли?- Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого.

Вопросы к тексту.

  1. Выделите основные характеристики сущности человека, предложенные Л.Фейербахом.
  2. Какие основания определили характер и направленность суждений Л.Фейербаха о человеке?
  3. В чем смысл существования человека по мнению Л.Фейербаха? Согласны вы с мнением философа? Свою позицию аргументируйте.

Учитель обобщает, суждение Л.Фейербаха о сущности человека неельзя считать полным исчерпывающим для понимания…

Итак, переходим к 2 ?.

2. Человек - биосоциальная система

Организована работа с учебником и фронтальная беседа с классом.

Прочитайте внимательно п. 2 § 8.и ответьте на вопросы?

Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.

Какие два начала сочетаются в человеке?

Какие понятия нам необходимы для понимания сущности человека.

понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ,

Учащиеся находят значение, записывают термины.

Задание: составьте предложение с термином по выбору.

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ

Дайте характеристику одному из ключевых собирательных терминов философии - субъект.

Что такое «человеческая субъективность»?

Дайте полное определение понятию «человек».

Таким образом, мы выяснили, что:

3. Социальная сущность деятельности

Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласиться с данным утверждением. И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно лишь человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.

Чтобы лучше понять, что такое «человеческая деятельность», проанализируем это понятие.

Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.

Второе, деятельность - взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.

Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

Таким образом, деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

Как вы считаете, субъективные или объективные аспекты воздействуют на человеческую деятельность? Аргументируйте свой ответ.

Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления, силы, возможности, кроме деятельности. Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый стремится подняться все выше по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и т. д.

Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, т. е. что и как он делает.

Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.

Деятельность сближает людей, объединяет их. Совместная деятельность - это согласованные действия ради достижения какой-либо общей цели. Общение - это тоже деятельность. Она нередко требует больших душевных затрат. Самая распространенная разновидность деятельности - помощь другим людям, а нередко и взаимопомощь. Древняя мудрость гласит, что отдавать для нравственного человека намного приятнее, чем брать. Есть мнение, что с высочайшим наслаждением самоотдачи не может сравниться радость, которую приносят приобретение или потребление.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык

Нам необходимо проследить взаимосвязь и взаимозависимость следующих понятий:

Деятельность.

Мышление.

Речь.

Как вы думаете, связаны ли они между собой. И если да, то каким образом.

Проанализируем первую цепочку:

Мышление ⇔ Деятельность

Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

Люди по-разному обдумывают действительность - от простейших жизненных ситуаций до глобальных обобщений. Мышление пронизывает всю деятельность человека, сообщая ее волевым усилиям согласованность, упорядоченность, организованность. Чтобы лучше понять эту взаимосвязь, обратимся к примеру.

Послушайте притчу. Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а посоветовал обязательно идти вперед?

На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.

Как вы поняли смысл притчи?

Какое отношение она имеет к вопросу, который мы обсуждаем?

Теперь проанализируем вторую цепочку. Мышление ⇔ Речь

Речь - универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь - это орудие мышления.

Речь имеет внешнее и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

Вспомните, как и когда появились первые слова? Они выделились, дифференцировались и закрепились в процессе общественно-исторической деятельности человека по освоению им действительности. Именно потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов.

Следовательно, между мышлением и языком существует теснейшая связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Обезьяны так и не научились говорить, так как не обладают высокоорганизованным мозгом.

Итак, речь – орудие мышление. Несмотря на то, что есть разные способы передачи информации – мимика, жесты, письменность и др., речь – слово есть главный инструмент передачи информации, общения (коммуникации). Значение слова трудно переоценить Давайте вспомним пословицы, поговорки строки из стихотворений, цитаты о величие слова, языка…

Учащиеся называют известные им пословицы, поговорки строки из стихотворений, цитаты.

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..

(Вадим Шефнер)

Словом: надо думать. (- Дмитрий Писарев)

Сначала преврати свою жизнь в слово,

а затем уже можешь делать из неё всё что угодно. (- Юрий Ханон).

Язык - одежда мыслей. С. Джонсон.

Давайте вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Почему так много мнений относительно сущности человека? (Потому что разнообразны проявления человеческой деятельности.

Абстрактного человека не существует. Человек должен рассматриваться в контексте своего существования.

Человеку свойственно меняться.

Именно это обстоятельство и определяет многообразие философского подхода к проблеме человека.)

III. Итог урока

Что вы узнали о философской антропологии?

Чем отличается человеческая субъектность от субъективности?

В чем проявляется социальная деятельность человека?

Как соотносятся между собой мышление и деятельность?

Раскройте взаимосвязь языка и мышления.

Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание

Выучите § 8, выполните задания.

РЕФЛЕКСИЯ.

За окном осень, по словам А.С. Пушкина «Очей очарование». Перед вами листья желтого, зеленого и красного цвета. Оцените свою работу на уроке с помощью листов, которые необходимо прикрепить на дерево на доске

Желтый –

Зеленый

Красный-

АНАЛИЗ УРОКА.

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

Осознание значимости проблемы сущности человека как ключевой в курсе обществознания;

Формирование современных представлений о сущности человека;

метапредметных:

Умение раскрывать специфику взаимовлияния двух миров - социального (человеческого) и природного, его ключевую роль в понимании природы человека и его мировоззрения;

Понимание междисциплинарного характера проблемы человека;

предметных:

Владение понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»; умение проводить различие в трактовке понятий «природа человека» и «сущность человека»;

Осознание односторонности ряда интерпретаций сущности человека, выдвинутых в ходе исторического развития наукой, философией и религией;

Уяснение непосредственного влияния социального окружения, характера общественных отношений на формирование сущностных качеств человека, его самоопределение в качестве личности.

Задачи занятия:

1) сформировать у учащихся адекватное знание о человеке, обосновывающее преобладание его духовно-нравственных качеств;

2) показать неразрывную связь и взаимообусловленность биологической и социальной природы человека.

II. Место темы в системе учебных занятий

Данная тема является ключевой в обществоведческом курсе. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы современности.

Особенно тесно тема связана с последующими параграфами учебника: Глава 3. «Деятельность - способ существования людей», Глава5 «Личность» и др.

Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и практический методы обучения с элементами технологии проблемного обучения.

На протяжении урока учащиеся работали с понятием «сущность человека». Применяя его в различных аспектах, педагог направляет ход размышления и рассуждения, используя технологию полного усвоения, так как при доминировании одного понятия в содержании учебного материала это было наиболее целесообразно. Учитывая общий достаточно высокий уровень обученности учащихся, были разработаны практические задания разноуровненного характера: от простого – воспроизводящего уровня до творческого г). На этапе закрепления урока осуществлялось повтерение изученного учебного материала, проводилась работа по систематизации знаний учащихся с использованием элементов технологии коллективного взаимодействия.

Для того, чтобы «усилить» положительный личностный смысл полученной учебной информации, школьникам предлагается в качестве домашнего задания написать творческую работу, эссе

Тема урока Сущность человека как проблема философии

Цель урока: формирование у учащихся осознания необходимости духовно-нравственных ориентиров и их роли в жизни и деятельности человека.

Задачи урока:

1. образовательные:

Выяснить сущность понятий и терминов: «человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»;

Ознакомить с социальной сущностью деятельности человека;

Выяснить роль и значение мышления в жизни человека;

2. развивающие:

Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме,

Сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

Участвовать в дискуссии, работать с документами;

3. воспитательные:

Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-проблема.

Ход урока

I. Организационный момент

Однажды великий философ Древне Греции Диоген Синопский (4в. До н.э.) зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. Он внимательно всматривался в лица людей. На вопрос горожан, что он делает. Диоген отвечал «Ищу человека». Что тем самым хотел сказать философ.

(ответы обучающихся).

Что найти совершенного человека, который бы полностью отвечал этому званию практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь».

С древнейших времен мудрецы пытались познать сущность и глубину внутреннего мира человека, но эти попытки оказались неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для «препарирования» на исследовательском столе точной науки. Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».

Может быть, поэтому разговор о человеке никогда не потеряет своей актуальности. И тому подтверждение - наш урок.

Тема урока: «Сущность человека как проблема философии». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Великая тайна - человек.

2. Человек - биосоциальная система.

3. Социальная сущность деятельности.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

II. Новый материал

«Человек есть мера всех вещей», - так сказал греческий философ Протагор. Что за мера? В чем и как она проявляется? Почему существует так много характеристик человека? Попытаемся приоткрыть завесу этой проблемы.

1. Великая тайна - человек

«Человек - самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», - так говорили мудрецы. Единого мнения не существует.

Так, в прошлом одно направление философов (пессимистов) обращали внимание на биологическую, животную сущность человека. Один знаменитый немецкий философ писал, что человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия.

Приведите примеры, подтверждающие позицию пессимистов.

Другое направление (оптимисты) веруют в то, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине. Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы», «Человек - это звучит гордо!»

Приведите примеры, подтверждающие позицию оптимистов.

Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука - философская антропология.

Беседа с обучающимися:

Как вы думаете, чем она отличается от общей, биологической антропологии?

К каким выводам пришла сегодня философская антропология?

(По ходу объяснения учителя на доске и в тетрадях появляется схема.)

Великая тайна - человек. Что нам о нем известно?

Работа с учебником стр.82 Найдите ответы на вопросы и заполните пропуски в схеме.

    ↓Главное родовое отличие человека – …. (орудийная деятельность)

↓2. Второе отличие - …… (способность абстрактно мыслить)

↓3. Человек способен непрерывно осваивать …. (культуру с каждым новым поколением, т. е. происходит социализация человека)

Итак, Время зарождения философской антропологии - XIX в.

Причины зарождения:

Реакция на вопрос: что первично в деятельности человека природа или социум

Работа в группах.

1 вариант выясняет взгляды И. Канта на сущность человека, 2-вариант – Л. Фейербаха.

Затем по 1 представителю от группы защищают свою позицию.

Появляется схема.

Представители философской антропологии

Концепция философской антропологии:

Работа с учебником стр.83, найдите 5 основных положений философской антропологии.

Ответы учеников.

Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.

Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.

Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.

Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».

Их единство и образует сущность человека.

Вывод учителя:

Итак, человек как явление богаче сущности. Человек – это биопсихосоциальное существо, и поэтому его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с его существованием.

Закрепим, изученное работой с документом. Перед вами отрывок из работы Людвига Фейербаха «Сущность христианства», внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли –энергия характера, сила чувства – любовь. Разум, любовь и сила воли – это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная, сущность человека как такового в цели его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума?- Разум. Любви?- Любовь. Воли?- Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого.

Вопросы к тексту.

    Выделите основные характеристики сущности человека, предложенные Л.Фейербахом.

    Какие основания определили характер и направленность суждений Л.Фейербаха о человеке?

    В чем смысл существования человека по мнению Л.Фейербаха? Согласны вы с мнением философа? Свою позицию аргументируйте.

Учитель обобщает, суждение Л.Фейербаха о сущности человека неельзя считать полным исчерпывающим для понимания…

Итак, переходим к 2 ?.

2. Человек - биосоциальная система

Организована работа с учебником и фронтальная беседа с классом.

Прочитайте внимательно п. 2 § 8.и ответьте на вопросы?

Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.

Какие два начала сочетаются в человеке?

Какие понятия нам необходимы для понимания сущности человека.

понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ,

Учащиеся находят значение, записывают термины.

Задание: составьте предложение с термином по выбору.

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ

Дайте характеристику одному из ключевых собирательных терминов философии - субъект.

Что такое «человеческая субъективность»?

Дайте полное определение понятию «человек».

Таким образом, мы выяснили, что:

3. Социальная сущность деятельности

Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласиться с данным утверждением. И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно лишь человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.

Чтобы лучше понять, что такое «человеческая деятельность», проанализируем это понятие.

Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.

Второе, деятельность - взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.

Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

Таким образом, деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

Как вы считаете, субъективные или объективные аспекты воздействуют на человеческую деятельность? Аргументируйте свой ответ.

Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления, силы, возможности, кроме деятельности. Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый стремится подняться все выше по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и т. д.

Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, т. е. что и как он делает.

Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.

Деятельность сближает людей, объединяет их. Совместная деятельность - это согласованные действия ради достижения какой-либо общей цели. Общение - это тоже деятельность. Она нередко требует больших душевных затрат. Самая распространенная разновидность деятельности - помощь другим людям, а нередко и взаимопомощь. Древняя мудрость гласит, что отдавать для нравственного человека намного приятнее, чем брать. Есть мнение, что с высочайшим наслаждением самоотдачи не может сравниться радость, которую приносят приобретение или потребление.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык

Нам необходимо проследить взаимосвязь и взаимозависимость следующих понятий:

Деятельность.

Мышление.

Как вы думаете, связаны ли они между собой. И если да, то каким образом.

Проанализируем первую цепочку:

Мышление ⇔ Деятельность

Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

Люди по-разному обдумывают действительность - от простейших жизненных ситуаций до глобальных обобщений. Мышление пронизывает всю деятельность человека, сообщая ее волевым усилиям согласованность, упорядоченность, организованность. Чтобы лучше понять эту взаимосвязь, обратимся к примеру.

Послушайте притчу. Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а посоветовал обязательно идти вперед?

На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.

Как вы поняли смысл притчи?

Какое отношение она имеет к вопросу, который мы обсуждаем?

Теперь проанализируем вторую цепочку. Мышление Речь

Речь - универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь - это орудие мышления.

Речь имеет внешнее и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

Вспомните, как и когда появились первые слова? Они выделились, дифференцировались и закрепились в процессе общественно-исторической деятельности человека по освоению им действительности. Именно потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов.

Следовательно, между мышлением и языком существует теснейшая связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Обезьяны так и не научились говорить, так как не обладают высокоорганизованным мозгом.

Итак, речь – орудие мышление. Несмотря на то, что есть разные способы передачи информации – мимика, жесты, письменность и др., речь – слово есть главный инструмент передачи информации, общения (коммуникации). Значение слова трудно переоценить Давайте вспомним пословицы, поговорки строки из стихотворений, цитаты о величие слова, языка…

Учащиеся называют известные им пословицы, поговорки строки из стихотворений, цитаты.

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..

(Вадим Шефнер)

Словом: надо думать. (- Дмитрий Писарев)

Сначала преврати свою жизнь в слово,

а затем уже можешь делать из неё всё что угодно. (- Юрий Ханон).

Язык - одежда мыслей. С. Джонсон.

Давайте вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Почему так много мнений относительно сущности человека? (Потому что разнообразны проявления человеческой деятельности.

Абстрактного человека не существует. Человек должен рассматриваться в контексте своего существования.

Человеку свойственно меняться.

Именно это обстоятельство и определяет многообразие философского подхода к проблеме человека.)

III. Итог урока

Что вы узнали о философской антропологии?

Чем отличается человеческая субъектность от субъективности?

В чем проявляется социальная деятельность человека?

Как соотносятся между собой мышление и деятельность?

Раскройте взаимосвязь языка и мышления.

Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание

Выучите § 8, выполните задания.

РЕФЛЕКСИЯ.

За окном осень, по словам А.С. Пушкина «Очей очарование». Перед вами листья желтого, зеленого и красного цвета. Оцените свою работу на уроке с помощью листов, которые необходимо прикрепить на дерево на доске

Желтый –

АНАЛИЗ УРОКА.

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

Осознание значимости проблемы сущности человека как ключевой в курсе обществознания;

Формирование современных представлений о сущности человека;

метапредметных:

Умение раскрывать специфику взаимовлияния двух миров - социального (человеческого) и природного, его ключевую роль в понимании природы человека и его мировоззрения;

Понимание междисциплинарного характера проблемы человека;

предметных:

Владение понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»; умение проводить различие в трактовке понятий «природа человека» и «сущность человека»;

Осознание односторонности ряда интерпретаций сущности человека, выдвинутых в ходе исторического развития наукой, философией и религией;

Уяснение непосредственного влияния социального окружения, характера общественных отношений на формирование сущностных качеств человека, его самоопределение в качестве личности.

Задачи занятия:

1) сформировать у учащихся адекватное знание о человеке, обосновывающее преобладание его духовно-нравственных качеств;

2) показать неразрывную связь и взаимообусловленность биологической и социальной природы человека.

II. Место темы в системе учебных занятий

Данная тема является ключевой в обществоведческом курсе. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы современности.

Особенно тесно тема связана с последующими параграфами учебника: Глава 3. «Деятельность - способ существования людей», Глава5 «Личность» и др.

Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и практический методы обучения с элементами технологии проблемного обучения.

На протяжении урока учащиеся работали с понятием «сущность человека». Применяя его в различных аспектах, педагог направляет ход размышления и рассуждения, используя технологию полного усвоения, так как при доминировании одного понятия в содержании учебного материала это было наиболее целесообразно. Учитывая общий достаточно высокий уровень обученности учащихся, были разработаны практические задания разноуровненного характера: от простого – воспроизводящего уровня до творческого г). На этапе закрепления урока осуществлялось повтерение изученного учебного материала, проводилась работа по систематизации знаний учащихся с использованием элементов технологии коллективного взаимодействия.

Для того, чтобы «усилить» положительный личностный смысл полученной учебной информации, школьникам предлагается в качестве домашнего задания написать творческую работу, эссе