Сообщение по сборнику рубцов душа хранит. Анализ «Душа хранит» Рубцов

До его трагической гибели оставалось пять лет. Название настраивает на ностальгическую ноту. «Душа» — любимое слово поэтов и философов. Рубцов исключением не был, хотя однажды и признавался: «Я чуток, как поэт, бессилен как философ». Но это противопоставление напрасное – ведь поэзия является одной из оригинальнейших форм философствования. Вместе с названием обозначена и основная тема – тема Памяти. В контексте же целого эта тема объединяется еще с двумя темами – темой Времени и темой Вечности.

Стихотворение состоит их четырех четверостиший (катренов). Они связаны перекрестной рифмовкой. Использованы только мужские рифмы, что является редкостью для русской поэзии. Рифмы преимущественно точные, рифмуются одни и те же части речи. Размер стихотворения – четырехстопный ямб, самый популярный стихотворный размер в русской поэзии.

Каждое четверостишие, кроме первой строфы – законченное высказывание, целостное предложение, состоящее из четырех строк. Во всех строфах используются сравнения – одиночные («щука, как стрела», «как сон столетий, Божий храм») и развернутые. Начало второго и третьего катрена осложнено риторическим восклицанием «о», сначала применительно к общему виду, затем ко всей Руси.

Будучи поэтом, воспитанным на классике («березы и избы по буграм» как будто взяты из стихотворения «Родина»), Рубцов бессознательно использует вполне модернистский мотив, заимствованный из французской живописи – мотив отражения в воде. Причем этот мотив вводится как в прямом, так и в переносном смыслах. Щука – реальная рыба, видимая в глубинах водной глади. Отражение в глубине Божьего храма – также вполне представимо, но уже вызывает ассоцциации с легендарным градом Китежем, который спасся от нашествия монголо-татарских полчищ тем, что ушел под воду. А вот выражение «сон столетий» — выражение вполне метафорическое. Душа поэта в контексте заключительных строк оказывается тем самым зеркалом, в котором отражается этот самый «сон столетий» и древний вид, который неизменен в течение долгих веков.

Другой постоянный образ-символ для Рубцова – образ звезды. Это и конкретные звезды на ночном небе, и сама Русь, названная «великим звездочетом». Звезда – символ далекого, идеального мира. Но далекого ли? Ведь эта красота – вот она, рядом. Беда лишь в том, что мы не хотим замечать и ценить ее, все время куда-то торопимся. А достаточно остановиться и оглянуться, посмотреть вверх, задуматься о вечности. Жизнь человеческая до обидного коротка, зато жизнь природы вечна.

Не исключено, что образ звезды навеян влиянием любимого Рубцовым поэта – Ф.Тютчева, у которого имеется характерное признание: «Душа хотела б быть звездой».

Сочинение из коллекции П.Н. Малофеева

Последняя осень [Стихотворения, письма, воспоминания современников] Рубцов Николай Михайлович

Душа хранит

Душа хранит

Вода недвижнее стекла.

И в глубине ее светло.

И только щука, как стрела,

Пронзает водное стекло.

О вид смиренный и родной!

Березы, избы по буграм

И, отраженный глубиной,

Как сон столетий, Божий храм.

О Русь - великий звездочет!

Как звезд не свергнуть с высоты,

Так век неслышно протечет,

Не тронув этой красоты,

Как будто древний этот вид

Раз навсегда запечатлен

В душе, которая хранит

Всю красоту былых времен…

Из книги Корней Чуковский автора Лукьянова Ирина

Слово и душа Стихийный филолог (а не прирожденный философ, как он полагал), Чуковский основывался на предпосылках, которые вряд ли мог и хотел тогда прописывать подробно. Однако его критическая мысль развивалась в полном согласии с филологической мыслью того времени.

Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

МОЯ ДУША Ю. П. Анисимову Напрасно ждет любви душа моя слепая: Темно и холодно в надменном далеке. Одна бредет она пустыней, чуть ступая, С венком в руке. Душа-страдалица, несчастная богиня, В суровой красоте изодранных одежд, Пусть мрак туманит взор, пусть холодна

Из книги Последняя осень [Стихотворения, письма, воспоминания современников] автора Рубцов Николай Михайлович

Душа хранит Вода недвижнее стекла. И в глубине ее светло. И только щука, как стрела, Пронзает водное стекло. О вид смиренный и родной! Березы, избы по буграм И, отраженный глубиной, Как сон столетий, Божий храм. О Русь - великий звездочет! Как звезд не свергнуть с

Из книги Тогда в Египте... (Книга о помощи СССР Египту в военном противостоянии с Израилем) автора Филоник Александр

Мария Корякина. «Душа хранит» «Получили книгу Николая Рубцова. Спасибо, спасибо! Какие хорошие, какие удивительные стихи! Всю прочитали вслух. Сразу! Большое удовольствие! Замечательные стихи! Захотелось больше узнать о нем. И как это так получилось? Погиб талант… Взяла

Из книги Любовь к далекой: поэзия, проза, письма, воспоминания автора Гофман Виктор Викторович

А.Я.Костин Память хранит Командира зенитно-ракетной бригады подполковника Руденко Н.А. и меня, начальника политотдела, неожиданно вызвали в штаб Армии ПВО. Спросили о самочувствии, делах домашних и предложили поехать в одну из стран с жарким климатом для выполнения

Из книги Записки усталого романтика автора Задорнов Михаил Николаевич

МОЯ ДУША Ты просишь меня открыть тебе душу? Ты, может быть, хочешь, чтобы я подарил ее тебе, эту душу?.. Ты, наверно, думаешь, что моя душа - нежный цветок, который радостно раскрывает свои лепестки, когда ты с любопытством и нежностью смотришь в мои глаза или когда, оторвав от

Из книги Откровение автора Климов Григорий Петрович

Мировая душа Когда поднялись на вершину, было еще темно. Не верилось, что восхождение закончилось. Последние километры в темноте, на крутом подъеме, пришлось карабкаться самому, без верблюда. Перепрыгивать с камня на камень. Хотелось бросить все, развернуться – и туда,

Из книги Чеканка автора Лоуренс Томас Эдвард

ДУША ПОЭТА Первым поэтом русской эмиграции считался Георгий Иванов из Парижа. На втором месте был Дмитрий Кленовский, который печатался в "Гранях" /НТО/. И на третьем месте был Иван Елагин, с которым я был немножко знаком. Считается, что поэты - это люди особенные, что у них

Из книги В круге последнем автора Решетовская Наталья Алексеевна

6. Тело и душа Столовая длинная и пустынная, холодная, как склеп, влажный запах исходит от рядов тяжелых столов и скамеек, вычищенных добела. На каждом столе горка из двенадцати тарелок. Когда мы приходим, то ставим кружки на край стола. Насчитав двенадцать ожидающих

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

Что у него за душа? Солженицыну не чуждо позерство. Временами он даже внешне старается походить на своего Ивана Денисовича, эдакого русского мужичка-страстотерпца, в образе которого воплощены-де смирение и терпимость…Повесть «Один день Ивана Денисовича» была

Из книги Вожделенное отечество автора Ерохин Владимир Петрович

Душа и тело («Душа моя, не бойся, не стыдись…») Душа моя, не бойся, не стыдись Любви земной, любви обыкновенной, Не порывайся в ледяную высь, Но в теле пребывай несовершенном. Ведь без тебя ему, о, как прожить! Хоть не всегда оно с тобой согласно. А без него как будешь ты

Из книги Знакомьтесь - Вернер Херцог автора Кронин Пол

ДУША За ужином Стёпа рассказывал, как академик Павлов душу поймал:- Он сперва на собаках тренировался - собачьи души ловил. Это ему удавалось. И решил тогда Павлов человеческую душу поймать. А у него как раз в клинике больной лежал, при смерти. Вот Павлов наставил трубки

Из книги Угрешская лира. Выпуск 2 автора Егорова Елена Николаевна

Из книги Космонавт № 34. От лучины до пришельцев автора Гречко Георгий Михайлович

Душа – птица Мой бездонный, безудержный страх Уподобился сильному вихрю… Свей гнездо мне в своих волосах, И душа – птица сядет в них тихо. Я от солнца тебя сохраню, Дождь и ветер возьму я на грудь, Потому что всем сердцем люблю, Всей душою люблю твою грусть. Что гнездо

Из книги Мой муж – Сальвадор Дали автора Бекичева Юлия

Меня хранит чья-то рука… Мне кажется, что меня по жизни будто бы ведет чья-то рука. Так, во всяком случае, складывались события. По этому поводу я сначала расскажу анекдот… Анекдот на полях: Жил великий праведник. Поплыл он на пароходе по морю, пароход начал тонуть. Из лодки

Из книги автора

«Да хранит вас Бог. Прощайте.» Жизнь художника становилась невыносимее с каждым днем. О нем и его умершей жене распускали сплетни, его продолжали обворовывать. В этой бочке дегтя, к счастью, нашлась и ложка меда. После смерти Гала, Дали был принят в члены Академии изящных

«Душа хранит» Николай Рубцов

Вода недвижнее стекла.
И в глубине ее светло.
И только щука, как стрела,
Пронзает водное стекло.

О, вид смиренный и родной!
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетний, Божий храм.

О, Русь — великий звездочет!
Как звезд не свергнуть с высоты,
Так век неслышно протечет,
Не тронув этой красоты,

Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлен
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времен…

Анализ стихотворения Рубцова «Душа хранит»

В рубцовской лирике нередко встречается интересный, глубокий подход к изображению обыденных бесхитростных деталей: воды, берез, деревенских домов. «Душа хранит» - характерный пример метода «двойного дна».

По особенностям содержания стихотворение делится на две равные части. Первую из них можно условно обозначить как пейзажную, вторую - философскую.

Начальная строфа построена на игре контрастов. Неподвижное водное зеркало пронзает стремительное движение рыбы. Аллитерация фразы «стрела пронзает» подчеркивает это противопоставление.

Вторая строфа, продолжая пейзажную зарисовку, изменяет ракурс лирического повествования. Классический образ изб и берез, рождающий у читателя поток реминисценций, дополняется образом «божьего храма». Последний наделяется особой мощью и неподвижностью: он удваивается, появляясь в водном отражении. Сравнение со «сном столетий» усиливает коннотации незыблемости, постоянства и подводит к философским размышлениям лирического героя.

Пара риторических восклицаний, начинающих вторую и третью строфы, являются ключевыми в произведении. Передавая эмоциональный подъем, они дополняют друг друга, завершая формирование одной из главнейших идей рубцовской лирики. Между «смиренным и родным» видом малой родины и образом Руси, сильной и гордой державы, ставится знак равенства.

В начале второй части вновь встречается прием стремительного контрастного перехода, но он организован по другому признаку: взгляд лирического героя вдруг устремляется вверх, резко расширяя художественное пространство до космических масштабов. Звезды - сквозной символ в лирике Рубцова - выражают гармонию, духовный свет и надежду. Образ России получает титул «великого звездочета» - светлого, высокого и прекрасного, как звезды.

В финале поэт возвращается к мотиву неподвижности, который начинает звучать по-другому. Лирическое повествование набирает силу и расширяет масштаб: в объективе - духовная память поколений, святая и вечная, составляющая основу национального самосознания.

Финальная философская мысль преображает скромный пейзаж, который встречается в первой части. Строгая монохромная зарисовка, лишенная намеков на конкретную местность или эпоху, весьма условна и существует вне времени. Она служит обобщающим символом, в котором сливаются образы «тихой родины» и великой страны.

Лучина Дарья

Анализируя произведения Н. Рубцова, ученица в своей научно-исследовательской работе стремится выявить значение часто встречающегося в лирике Рубцова слова "душа" и показать, что это слово является словообразом, который характеризует лирического героя, его внутренний мир, состояние, настроение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Окружная научно-практическая ученическая конференция

«Интеллект. Поиск. Творчество»

Слово душа в лирике

Николая Рубцова

Научно-исследовательская работа

Муниципального общеобразовательного

Учреждения Луговская средняя школа

Руководитель: Виноградова Н.М.,

Учитель русского языка и литературы

  1. Тема, цели исследования – с.2
  2. Введение – с.3
  3. Основная часть – с.4-6
  4. Заключение – с.7
  5. Приложение – с.8
  6. Литература – с. 9

Тема исследования: «Слово душа в лирике Николая

Рубцова»

Цель исследования:

  • выявить значение часто встречающегося в лирике Н.Рубцова слова душа;
  • в результате исследования стихотворений Н.М. Рубцова показать, что это слово является словообразом, который характеризует лирического героя, его внутренний мир, состояние, настроение.

ВВЕДЕНИЕ

Соединясь, рассудок и душа

Даруют нам – светильник жизни –

РАЗУМ.

(Н.Рубцов «Философские стихи»)

Николай Михайлович Рубцов – известный поэт второй половины 20 века. За свою недолгую жизнь Рубцов успел издать только четыре книги, но сегодня уже нельзя представить отечественную литературу без его стихотворений.

Лирика Рубцова проникнута мучительной и неистребимой нежностью к родной земле, состраданием и участием ко всему живому на ней. Время открывает нам истинную цену того, что создано Рубцовым. В его поэзии мы находим всё больше глубины и прозрения, испытывая на себе её неотразимое очарование…

Читая воспоминания поэта Анатолия Чечетина, друга Николая Рубцова, я наткнулась на такие слова: «Мы все почувствовали в этот момент, что среди нас есть тот, душе которого тяжелее всего нести бремя судьбы, но зато ей уготована необычайнейшая, … долгая-долгая жизнь. Не зря он так часто в стихах говорил: «душа хранит», «я чист душою», «когда душой моей…», «не стало кедринской души», «душа моя чиста»

Эти слова поразили меня, ведь читая стихотворения Н.Рубцова, я очень часто встречала слово душа и понимала, что это не просто слово для рифмы, это своеобразный поэтический символ, словообраз. Разобраться в правильности моих мыслей мне помогло исследование стихотворений моего любимого поэта, результаты которого я и представляю в данной работе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Слово душа очень часто употребляется в лексиконе Н. Рубцова. Так в наиболее полном собрании сочинений 2000 года, включающем в себя 426 стихотворений (в том числе шуточные стихотворения и переводы с осетинского и даргинского), в 73 из них слово душа встречается 109 раз. Активное использование слова можно проиллюстрировать многократным повторением его в некоторых произведениях (например, в стихотворении «Из восьмистиший» слово душа использовано 7 раз, а в «Философских стихах» - 8 раз).

«Большой толковый словарь русского языка» (1998) приводит 10 значений слова душа. Из указанных значений в лирике Рубцова можно отметить следующие:

  1. по религиозным представлениям духовная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, покидающая его во время смерти и сна;
  2. внутреннее состояние, моральная сила человека, его дух;
  3. внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений и т.п.
  4. совокупность характерных свойств, черт, присущих личности.

Самым востребованным у поэта является значение №3: «внутренний мир, человека, мир его чувств, переживаний, настроений…»

И вместе с чувством древности земли

Такая радость на душе струится,

Как будто вновь поёт на поле жница,

И дни рекой зеркальной потекли…

(«Поэзия»)

Когда стою во мгле,

Душе покоя нет.

(«Ночное ощущение»)

Читая строки стихотворений Рубцова, я обратила внимание на то, что душа теряет покой в том случае, если лирический герой «во мгле» или находится в состоянии покоя. Ведь для него естественным является состояние движения: уплывать на пароходе, спешить к домочадцам, ходить пешком, взбегать на холм и т.д.

Отсюда делаю вывод, что слово душа в лирике Рубцова, с одной стороны, называя отдельные понятия, а с другой – выражая конкретное индивидуальное значение, становится художественным символом, словообразом, который в первую очередь характеризует лирического героя,

его внутренний мир, состояние, настроение.

Интересно было наблюдать за грамматическими способами выражения этого словообраза. Все сочетания со словом душа можно разделить на несколько групп:

Слово душа выступает в функции подлежащего, т.е. стоит в именительном падеже, чаще всего согласуясь с глаголом настоящего времени

…счастлив тот, хоть с ног его сбивает,

Кто всё пройдёт, когда душа ведёт…

(«Философские стихи»)

Душа , как лист, звенит , перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой…

(«Старая дорога»)

Как будто древний этот вид

Раз навсегда запечатлён

В душе , которая хранит

Всю красоту былых времён…

(«Душа хранит»)

Слово душа употребляется в родительном падеже для обозначения принадлежности, значения объекта

Небеса души; души моей отрада; страсти души и т.д.

Слово душа употребляется в предложном падеже как вместилище чувств

Отчего ж тогда

Пусто на душе?

А в душе - гроза,

Молнии и гром!

Может быть, меня

Ждёт за дверью друг,

Может быть, родня…

А в душе – испуг.

(«Из восьмистиший»)

Слово душа в винительном падеже характеризуется как объект, подвергающийся действию

Сумрак душу мне врачует; Жизнь порой врачует душу; Каждый шорох душу мне тревожит.

И колокольцем каждым в душу

До новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси…

(«Левитан»)

Стихотворений, включающих словообраз душа довольно много. Написанные в разные годы, они составляют своеобразный поэтический цикл, идейным центром которого можно назвать стихотворение «До конца» (1969).

Это один из поэтических шедевров Николая Рубцова, звучащий как клятва, как своеобразное кредо:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Перед этой

Жёлтой, захолустной

Стороной берёзовой

Моей,

Перед жнивой

Пасмурной и грустной

В дни осенних

Горестных дождей,

Перед этим

Строгим сельсоветом,

Перед этим

Стадом у моста,

Перед всем

Старинным белым светом

Я клянусь:

Душа моя чиста.

Пусть она

Останется чиста

До конца,

До смертного креста!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из проведенного исследования я делаю вывод, что слово душа занимает особое место в творчестве Н.М.Рубцова: оно является символом, словообразом. Этот словообраз помогает поэту сказать как можно короче и в то же время как можно больше о жизни, смерти, любви, верности, нравственности, добре и зле, о человеке в этом мире. Этот словообраз придаёт поэзии Рубцова философское звучание.

Читая воспоминания современников о Николае Рубцове, я обратила внимание на интересный факт: каждый из них, рассказывая о поэте, обязательно в том или ином контексте непроизвольно упоминает слово душа. (Смотрите «Приложение», с.8)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Из воспоминаний поэтов – современников Н.М.Рубцове

«Как-то тёплым утром раннего лета мы с Эдиком и Колей Рубцовым решили пойти в Останкино покататься на лодке… Коля был в белой рубашке с приподнятым воротником, какой- то по-домашнему умытый и обласканный добрым-добрым утренним весенним теплом. И о том, что эта прогулка наша – редкостный подарок судьбы, такого может и не случится больше никогда, подумалось мне в ту пору. Уверен, что и другие ребята, каждый по-своему и в определённый момент встречи, не могли не почувствовать, что в лодке среди нас есть тот, душе которого тяжелее всех нести бремя судьбы, но зато ему уготована необычайнейшая, редко на долю смертного выпадающая долгая-долгая жизнь. Не зря он так часто в стихах говорил: «душа хранит», «я чист душою»…

(Анатолий Чечетин «Этюды о Николае Рубцове»)

«Трудно сказать, какое место занимает Николай Рубцов в современной поэзии. Я знаю лишь то, что он поэт истинный, с редким лирическим даром, умеющий простыми и точными словами говорить о живых связях души и родины»

(Станислав Куняев «Русский огонёк»)

«Ах, Николай Рубцов! Стихи его настигают душу внезапно. Они не томятся в книгах, не ждут, когда на них задержится читающий взгляд, а, кажется, существуют в самом воздухе…»

«…он стоял, раскинув руки и запрокинув лицо в небо, рубашка пузырилась облачком. И в сухой фигуре, в скуластых чертах сквозила готовая к взлёту лёгкость… Я понял: душа его в этот миг пела высотой, синевой, солнцем. И замер в шаге.Вот счастливый миг полного единения души с лесом, водой и небом – со всем мирозданием»

(Александр Романов «Искры памяти»)

«Рубцов любил внезапность знакомств и расставаний. Он возникал в местах, где его не ждали, и срывался с мест, где в нём нуждались. Вот эта противоречивость скитальческой души и носила его, вела по Руси»

(Глеб Горбовский «долгожданный поэт»)

ЛИТЕРАТУРА

1.Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

2.Коняев Н. Путник на краю поля. – М., 2005.

3.Герасимова Н.Н. Словообразы в лирике Николая Рубцова//Русский язык в школе, №3, 2003.


Подписи к слайдам:

Слово душа в лирике Николая Рубцова (научно-исследовательская работа) Автор: Лучина Дарья, ученица 11 класса Руководитель: Виноградова Н.М., учитель русского языка и литературы

Цели исследования: выявить значение часто встречающегося в лирике Н.Рубцова слова душа; в результате исследования стихотворений Н.Рубцова показать, что слово душа является словообразом, который характеризует лирического героя, его внутренний мир, состояние, настроение.

Соединясь, рассудок и душа Даруют нам светильник жизни – РАЗУМ…

Слово душа выступает в функции подлежащего, чаще всего согласуясь с глаголами настоящего времени: … счастлив тот, хоть с ног его сбивает, Кто всё пройдёт, когда душа ведёт … («Философские стихи») Душа, как лист, звенит, перекликаясь Со всей звенящей солнечной листвой. («Старая дорога») Как будто древний этот вид Раз навсегда запечатлён В душе, которая хранит Всю красоту былых времён… («Душа хранит»)

Слово душа употребляется в родительном падеже для обозначения принадлежности, значения объекта: небеса души; души моей отрада; страсти души…

Слово душа употребляется в предложном падеже как вместилище чувств: Отчего ж тогда Пусто на душе? А в душе – гроза, Молнии и гром! Может быть, меня Ждёт за дверью друг, Может быть, родня… А в душе – испуг, («Из восьмистиший»)

Слово душа в винительном падеже характеризуется как объект, подвергающийся действию: Сумрак душу мне врачует; Жизнь порой врачует душу; Каждый шорох душу мне тревожит. И колокольцем каждым в душу До новых радостей и сил Твои луга звонят не глуше Колоколов твоей Руси… («Левитан»)

19 января исполняется 40 лет со дня гибели поэта Николая Михайловича Рубцова. Не буду рассуждать о том, что стихи Рубцова — выдающееся явление в русской поэзии ХХ в., что подобные гении рождаются, может быть, раз в столетие. Об этом скажут лучше меня литературоведы и критики. Мне бы хотелось поговорить о Рубцове с позиций простого читателя. Чтение стихов — акт чрезвычайно тонкий, это разговор души поэта с душой читателя — с моей душой. Что ей говорят стихи Рубцова, что он рассказал мне о себе в своих стихотворных строчках? Помню впечатление от перво-го же прочитанного у него: я заглянула в чистый источник:

Вода недвижнее стекла,

И в глубине ее светло,

И только щука, как стрела,

Пронзает водное стекло.

Душа поэта, словно озеро, в ко-тором отразилось то, что видел его поэтический взгляд. Свет-лый взгляд. В стихах Рубцова, первым это заметил Вадим Ко-жинов, много света. «Светлый покой опустился с небес», «В комнате моей светло / это от ночной звезды», «Звезда полей во тьме заледенелой, / остано-вившись, смотрит в полынью» — примеры можно множить и множить. Что же видел Рубцов, что особенно привлекало его внимание, какой свет хранил он в глубине своей души?

О вид смиренный и родной,

Березы, избы по буграм,

И отраженный глубиной

Как сон столетий,

Божий храм.

…Как будто древний этот вид

Раз навсегда запечатлен

В душе, которая хранит

Всю красоту былых времен.

В стихах Рубцова поразительно много храмов: в его поэти-ческом пространстве то и дело возникают церкви. Если вспо-минать строки, в которых они упоминаются, получится вну-шительный список. Приведу только некоторые: «Живу вблизи пустого храма / На крутизне береговой», «у церковных берез, / почерневших от древности», «И только церковь под грозой / молчала набожно и свято», «Купол церковной обители / яркой травою зарос». Эти стихотворения писались в годы господства атеизма, когда большинство храмов было закрыто, и многие могут возразить, что храмы в восприятии Рубцова были частью «красоты былых времен», неким культурно-историческим на-следием, отголоском древней Руси:

С моста идет дорога в гору,

А на горе — какая грусть!

— Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь.

Какая жизнь отликовала, Отгоревала, отошла!

Но, как правило, в стихах Николая Рубцова слышатся печаль-ные интонации и скорбь не только о храмах как памятниках культуры, но о поруганной Божьей красоте, поруганной душе России. И от этого так печально звучит лира поэта:

Россия! Как грустно!

Как странно поникли и грустно

Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!

Пустынно мерцает померкшая звёздная люстра,

И лодка моя на речной догнивает мели.

И храм старины, удивительный, белоколонный,

Пропал, как виденье, меж этих померкших полей,

— Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,

Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..

К слову сказать, если бы Рубцов дожил до наших дней, обо-значивших прямую связь между теми, кто растоптал царскую корону и разрушал церкви, он, думается, не написал бы по-следних двух строк. Вопрос о том, был ли поэт крещеным, много лет вызывает спо-ры. Решить его окончательно едва ли возможно, потому что документов и прямых свидетельств на этот счет нет. Но есть факты, которые нельзя не учитывать. Писатель B.C. Белков, опираясь на свидетельства односельчан, писал, что бабушка поэта, Раиса Николаевна, ходила со своей невесткой, Шурой, в церковь села Спасское, через речку Стрелицу. В этой церкви крестили, венчали и отпевали всех Рубцовых. Шура, Александра Михайловна, мама поэта, пела в церковном хоре. Едва ли сердце верующей женщины не подсказало ей крестить сына. Еще одно обстоятельство, на которое почему-то никто не обратил внимание. Коля Рубцов родился 3 января. 6 января Православная Церковь чтит память сербского святого преподобного Николая Монаха. То есть очень похоже на то, что Коленьку Рубцова назвали по святцам.

Конечно, поэт не был воцерковленым. Но кому было его воцерковить, если Александра Михайловна умерла, когда мальчику было шесть лет, а отца призвали на фронт. Сироту отправили в детский дом — сначала в Красково, а потом в Тотьму. 70 граммов овсяного хлеба и тарелка супа — весь рацион детдомовца в годы войны. Мальчик мечтал, что папа вернется с фронта и возьмет его в родительский дом. Но отец завел другую семью и не взял в нее Николая. Потом Рубцов по-христиански простит своего отца, помирится с ним, станет встречаться. В 1962 г. Михаил Андриянович Рубцов умрет от рака. Сын придет на похороны. Прямых доказательств религиозности поэта, пожалуй, нет или, точнее, есть одно, о котором речь впереди. Но все же есть факты, которые трудно объяснить, считая Рубцова чуждым православной вере. Жители села Никольское рассказывали, что Рубцов часто приходил на берег Тотьмы к руинам церкви, от которой сохранилась каменная стена с фризами. К ней мужики пристроили другие — бревенчатые, соорудили там пекарню. Вся эта конструкция держала на себе церковный купол, с дыркой от маковки. На куполе по сей день сохранились фрески с изображениями евангелистов. Рубцов часами, до глубоких сумерек, неподвижно сидел здесь под благословляющими взглядами святых. Может быть, в такие часы родились его строки:

Россия, Русь, куда я не взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.

А его знаменитое «Россия, Русь! Храни себя, храни» разве не перекликается со стихирой «Русь Святая, храни веру право славную». Рубцов как бы вторит этой молитве, взывая к родине. Его любовь к отчизне, созерцание красоты русского пейзажа всегда проникнуты живым религиозным чувством:

В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.

В этом стихотворении — «Ферапонтово» — поэт ведет речь о святом Ферапонте Белозерском, в ХIV в. основавшем примерно в 20 верстах от Вологды Ферапонтов монастырь:

И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши
!

и о великом иконописце Дионисии, последователе Андрея Рублева:

И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, не бывалой досель...

Косвенным свидетельством религиозности Рубцова можно считать факт, изложенный в показаниях суду его убийцы Людмилы Дербиной о том, что перед тем, как она задушила поэта, рухнул стол, на котором стояли иконы, одна из них, образ Николая Чудотворца, раскололась пополам. Есть довольно убедительная точка зрения известного рубцововеда Юрия Кириенко-Малюгина, что Дербина, желая психологически воздействовать на суд, нарочно окружила свое преступление мистическим мраком, чтобы показать его как бы роковую предопределенность. Но в данном случае для нас важен сам факт: в квартире Рубцова была божница. Перечитаем его стихотворение «Конец». Последний разговор умирающей старушки с мужем, в котором она итожит свою жизнь. «Легко, легко, как дух весенний / жизнь пролетала перед ней». Понятно, что судьба ее не могла быть легкой в те годы, но в ее воспоминаниях — только радость, только благодарность Творцу: «Все хорошо, все слава Богу». Это стихотворение, как и все творчество Рубцова, озарено любовью к человеку, и в этой любви светит подлинно христианский свет. Вот он, замерзший, зимним днем приходит странником в деревенскую избу на огонек. Ему отворяет старая женщина. На войне она потеряла близких, об этом говорит поэту «сиротский смысл семейных фотографий» на стене. Но вся немыслимо трудная жизнь, которая уже в ней догорает, не озлобила ее. Она задает гостю единственный вопрос: будет ли война? Выпадут ли другим те скорби, которые она пережила? Гость хочет заплатить за ночлег, но слышит: «Господь с тобой, мы денег не берем». Поэт чувствует это христианское по своей сути отношение к человеку, и в нем возникает ответное чувство:

За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью.

Рубцов хранил свет этой любви в своей чистой душе (До конца до тихого креста / Пусть душа останется чиста) и нес ее читателям, делился с ним своей любовью к родине, ее людям, устремленностью к Богу. Русский читатель услышал его голос, и платит ему всенародной любовью.