Сообщение русский символизм и его истоки кратко. Русский символизм: истоки и своеобразие. Серебряный век русской литературы
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Русский символизм и его истоки. Учитель Газизова Г.К. МОУ « Береговкая СОШ»
Символизм- это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
Лекция Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1892г. 1894г. Три сборника стихотворений «Русские символисты».
Экзистенциализм (философия существования) – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип противопоставления субъекта и объекта. Человек несёт ответственность за всё совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».
«Старшие» 1890-х гг Д.Мережковский, В.Брюсов, З. Гиппиус, Ф.Сологуб, К. Бальмонт. Не принимали действительности и обращались к запредельному миру в мистических переживаниях. А. Блок, А. Белый, И.Анненский, В. Иванов. Принимали реальность через преодоление разрыва между ней и запредельным. Символисты: «Младшие» 1900-х гг
Декадентство- это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.
Идеи Ф. Ницше- выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. (лишенный закономерности и потому не постижимый разумом) Христианство и рационализм «угнетают волю к жизни» Надо преодолеть это угнетающее воздействие путём освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла». Источники символизма:
Рационализм-направление в философии, признающее разум единственным источником познания, недооценивающее или вовсе не отрицающее значение опыта, чувственного восприятия в процессе познания. Иррационализм- идеалистическое течение в ф., признающее иррациональный характер бытия и ограничивающее познавательные возможности разума, противопоставляя ему интуицию, инстинкт, чувство и т.д. как основу познания.
«Теоретическая философия» «Оправдание добра» «Духовные основы жизни»- помимо наличной действительности есть сфера божественного, т.е. абсолютных начал, оказывающих положительное влияние на человечество. Человек принадлежит двум мирам-материальному и идеальному. Добро, истина и красота- три ипостаси идеального бытия. Вл. Соловьёв (1853-1900)- поэт, критик, философ, публицист.
Владимир Соловьёв.
Зинаида Гиппиус.
Картина Борисова-Мусатова. В картине «Призраки» (1903 г.) неясное предчувствие перерастает в тоску. Какая безысходность в безликих призрачных фигурах, блуждающих в сумерках по заброшенной усадьбе!
И. Крамской «Неизвестная».
« Неизвестная» - картина русского художника Ивана Крамского, написанная в 1883 году. Картина является как самым известным произведением Крамского, так и самым загадочным и интригующим. Назвав картину «Неизвестная» художник окружил картину ореолом таинственности. На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, пальто украшенное мехом и лентами, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный. «Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной. Существует версия, что прототипом к картине послужила курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева . Крамской познакомился c ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой.
М. Врубель «Демон»
М.Врубель «Царевна-лебедь»
М.Врубель «Пан»
Поэтика намёка и иносказания; Отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов; Апология(восхваление) мига, в котором отражается Вечность; Стремление создать картину идеального мира, сущ-го по законам Вечной Красоты; Глубокий историзм, изысканная образность. Музыкальность и лёгкость слога. Основные черты символизма.
Символизм и русские поэты-символисты Истоки символизма: Символизм как явление в литературе и искусстве впервые появился во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространился в большинстве стран Европы. Но после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы; в эту эпоху всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма. Русских символистов объединяло недоверие к обыденному слову, стремление
p Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание, содержащим в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский: на первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.
От гр. symbolon - знак, символ. p Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности. p Связь с мировой культурой. p Интерес к отечественной классике. p Интуитивное постижение мира, ведущее к познанию идеала. Ощущение хаоса. p Особая роль творчества. p Поэт - пророк. p
Появился в России в 80 -90 гг. XIX в. p Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни p Представители в литературе: p В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт А. Белый Ф. К. Сологуб И. Ф. Анненский p Представители в живописи: А. Бенуа К. Сомов М. Врубель
Особенности русского символизма p p Главным принципом ранних русских символистов становится панэстетизм, эстетизация жизни и стремление к различным формам замещения эстетикой логики и морали. Русский символизм, активно впитывая модернистскую литературу запада, стремится поглотить и включить в круг своих тем и интересов все явления мировой культуры, которые, по представлению русских символистов, отвечают принципам «чистого» , свободного искусства. Старшие русские символисты (1890 -е годы) поначалу встречали у критики и читающей публики в основном неприятие и насмешки. Русский символизм заявил о себе в начале двадцатого века, с приходом нового поколения, с их интересом к народности и русской песне, с их более чутким и органичным обращением к русским литературным традициям.
p p p Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему миру Героико-трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков Сочетание противоречивых тенденций Открытия в поэтике - обновление жанров лирики - новые принципы циклизации - смысловая полифония Идея самоценности искусства (независимость от всего) Уход от социальных задач, искусство – чисто художественное явление
Русские поэты-символисты p У истоков данного течения стояли Д. Мережковский(1) и З. Гиппиус(2) (в Санкт. Петербурге), В. Брюсов(3) (в Москве). Представители младших символистов: В. Иванов, А. Белый, А. Блок, В. Соловьёв 2 3 1
Старшие символисты В. Брюсов Ю. Балтрушайтис К. Бальмонт 1903 Брюсов «Ключи тайн»: Цель искусства – выражение «движения души» поэта, выражения тайн человеческого духа Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией Искусство есть постижение мира иными. Не рассудочными путями. Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность
Младосимволисты 1900 гг. -рубеж веков В. Иванов А. Белый А. А. Блок Л. Л. Эллис Философия Соловьева …Мы подошли -и воды синие Как две расплеснутых стены. И вот в дали белеет скиния, И дали мутные видны… божественное единство Вселенной Душа мира – Вечная Женственность Общество построено на духовных началах Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания Мотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры Эклектичность, противоречивость В центре внимания – вопросы о судьбах России
Владимир Соловьев Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 -1900). Стихи отличаются тоном напряжённой мистикофилософской исповеди и элементами новой, специфически символической образности. Личный облик Соловьёва - житейская беспомощность, скитальчество, подвижничество, делали его в глазах символистской художественной интеллигенции героем легенды, олицетворением переломной эпохи. Проповедовал утопический идеал всемирной теократии, крах которого привел к усилению эсхатологических настроений Соловьева.
Зинаида Гиппиус Зинаида Николаевна (1869 - 1945). Идеолог символизма. Все произведения З. Гиппиус объединял сознательный отказ от жизни, тоска по «новой красоте» , по всему необъяснимому» , «навеки недоступному и навеки непонятному» . Большинство книг вызвали ожесточенное неприятие либеральной и народнической критики - за невиданность, претенциозность, противоестественность героев Гиппиус. Она формулирует свою метафизику любви и страдания: любить не для себя, не для счастья и «присвоения» , а для того, чтобы выразить и «отдать всю душу» . Такая любовь предполагает решимость причинить страдание другому, а не уберечь от него - если это способствует росту души, самовыявлению личности. Стихи: «Предел» , «Если» , «Знайте» , «Господи, дай увидеть!»
Мережковский Д. С. Мережковский утверждал, что: “…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности”. Индивидуальное, личное переживание, по мнению Мережковского, только тогда ценно, когда оно дополнено не просто привычкой или самой острой плотской страстью, а чувством единения двоих в любви – настоящей, подлинной любви. Но и это еще не все. За тайной любви человеку должна отрыться тайна новой общности людей, объединенных какими-то общими устремлениями. Мережковский в своей поэзии стремился доказать, что вся история человечества основана на повторяющемся из века в век противоборстве Христа и Антихриста, лишь воплощающихся в исторические фигуры. Мережковский в своей поэзии отражает религиозную, мистическую позицию, выходя тем самым в иные миры и постигая там истину.
Творчество поэтов-символистов Ф. К. Сологуб Д. С. Мережковский Подыши ещё немного Чужбина-родина Подыши еще немного Тяжким воздухом земным, Бедный, слабый воин Бога, Странно зыблемый, как дым. Что Творцу твои страданья? Кратче мига - сотни лет. Вот - одно воспоминанье, Вот - и памяти уж нет. Страсти те же, что и ныне. . . Кто-то любит пламя зорь. . . Приближаяся к кончине, Ты с Творцом твоим не спорь. Бедный, слабый воин Бога, Весь истаявший, как дым, Подыши еще немного Тяжким воздухом земным. Нам и родина - чужбина, Всюду путь и всюду цель. Нам безвестная долина Как родная колыбель. Шепчут горы, лаской полны: "Спи спокойно, кончен путь!" Шепчут медленные волны: "Отдохни и позабудь!" Рад забыть, да не забуду; Рад уснуть, да не усну. Не любя, любить я буду, И прокляв, не прокляну: Эти бледные березы, И дождя ночные слезы, И унылые поля. . . О, проклятая, святая, О, чужая и родная Мать и мачеха земля!
Поэзия Серебряного века 11 класс
Урок 15. Символизм и его истоки.
Цели и задачи: дать понятие о символизме; кратко охарактеризовать творчество основоположников символизма.
Методические приемы: лекция учителя.
II. Лекция учителя
Понятие «серебряный век» относится прежде всего к поэзии. Для это1 о времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы, по этические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии, в первую очередь, к модернистским течениям, самыми влиятельными из кото рых были символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через симв олы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма явля ется символ - многозначное иносказание, в отличие от аллегории - одноз начного иносказания. Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. «Символ - окно в бесконечность» (Ф. Сологуб), Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности.
Многие художественные открытия и философские идеи XX века были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853-1900). Он верил в спасительную миссию Красоты (Вспомним «положительное всеединство» - Красота, Добро и Истина. Об этом писал Достоевский, с которым Соловьев был близок н молодости). Посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство. Облик же «положительного всеединства» - воплощение вечно-женственного начала в мистических образах Души Мира,. Премудрости Божией, Софии.
Вечная Женственность у Соловьева - объект платонического культа и созерцательного любования, а не действия, предполагающего ответное чувство. Соловьев был склонен к активному использованию символов, загадочных по смыслу, но определенных по форме. Единственно верный путь поэзии, с точки зрения символистов, - прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность. Стихотворение В. Соловьева 1892 года - яркая иллюстрация этих взглядов:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете -
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
Философские образы Соловьева породили творческий отклик у его ис следователей-символистов.
Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский (1866- 1941), в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Новым течениям, по мнению Мережковского, предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». Основными элементами этой работы он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». В 1894 году в Москве вышло три сборника с программным названием «Русские символисты», ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.
Информация для учителя
Справка: экзистенциализм (философия существования) - мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип противопоставления субъекта и объекта. Человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».
С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д. Мережковский и В. Брюсов стали во главе так называемых «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу. Неоднородность течения проявлялась даже географически. Московское крыло, группировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало собственно литературными рамками. Главный принцип их эстетики - «искусство для искусства». Характерен афоризм Брюсова: «Создания искусства - приотворенные двери в вечность». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приемов стихосложения. Установка на самоценность, автономность искусства выражена в строках Брюсова: «Быть может, все в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов». Одним из знаковых стихотворений Брюсова является «Творчество» (1895):
(Читает учитель или заранее подготовленный ученик.)
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
III. Анализ стихотворения «Творчество»
- Каковы особенности этого стихотворения?
Отметим оригинальный способ связи строф: последняя строка становится второй в следующей строфе. Отметим характерную лексику, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна; цветопись: фиолетовый, лазоревы и (т. е. красный, не путать с лазурным - голубым); звукопись: ярко выраженную аллитерацию - созвучие плавных сонорных согласных «л», «м», «н», «р», благодаря которой стихотворение звучит как завораживающий поток звуков.
Комментарии учителя:
Вспомним слова французского предшественника русских символистов Поля Верлена: «Музыка прежде всего». Музыка для символистов - высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты старались максимально использовать музыкальные композиционные принципы в поэзии. Отметим, как постепенно создается образ творчества, заявленный в названии стихотворения - он напоминает образы философии Платона: действительность непознаваема, она лишь угадывается в трепетании теней и звуков.
Старшие символисты петербургского крыла во главе с Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий и иррациональных предчувствий: «Я - раб моих таинственных, / Необычайных снов... / Но для речей единственных / Не знаю здешних слов...» (3. Гиппиус).
Домашнее задание (по группам)
Представить творчество «старших символистов» и сделать анализ стихотворения на выбор: Д. С. Мережковского («Парки», «Дети ночи», «Двойная бездна»), 3. Н. Гиппиус («Песня», «Посвящение», «Пауки», «Все кругом»), В. Брюсова («Юному поэту», «Кинжал», «Ассаргадон», «Грядущие гунны») по следующему плану:
Дата написания и публикации.
Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.
Творческая история. (Выбор жанра. Традиция. Цензура.)
Основная тема.
Смысл названия.
Лирический сюжет и его движение. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.
Основные настроения, тональность стихотворения.
Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.
Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.
Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.
Столкновение или соединение различных уровней сознания.
Музыка стихотворения.
Ритм, размер.
Рифмовка, характер рифм.
Лексика. Языковые выразительные средства.
Поэтический синтаксис.
Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
Французские символисты уделяли особое внимание мелодичности, музыкальности стиха. Музыка была для них самым важным из искусств. «Музыка - прежде всего»,- призывал Поль Вер лен. Символисты видели музыкальность стиха в плавности ритма, звуковых повторах, напевной интонации. Они разработали много новых форм организации стихотворного текста. Так, они ввели в европейскую поэзию свободный стих (уегз ИЬге), ритм которого определяется не каким-то заранее известным стихотворным размером, а как бы сам «вырастает» из живого движения текста, не связанный никакими внешними условиями и ограничениями.
Для французского символизма, в отличие от несколько позднее сформировавшихся немецкого и русского, были важны в первую очередь не философские, а чисто художественные принципы. Унаследовав от романтического искусства представление об индивидуалистическом бунтарстве художественной личности, символисты перевели это бунтарство в чисто эстетическую сферу: если романтик противопоставлял себя всему миру, то символист ограничивался тем, что противопоставлял свой внутренний мир и свои художественные вкусы вкусам и художественным представлениям обывателей. Основным недостатком предшествовавшего им искусства XIX века (как романтического, так и реалистического) французские символисты считали неспособность подняться над чувственным восприятием; они называли это искусство обывательским и буржуазным. Индивидуальный внутренний мир художника не может получить адекватного отражения при помощи традиционных рационалистических художественных средств (образов, метафор, сравнений и т. п.). Для этого нужны новые средства, и в качестве такового был предложен символ. Символисты исходили из того, что в художественном произведении всё значимо, всё символично: символичны цвета картины, сим-воличны звуки музыки и звучание стиха и т. п. Создать такие символы и постичь их значение можно лишь интуитивно, рациональные методы здесь бессильны. В основе символического искусства лежит представление о том, что весь мир пронизывает система соответствий (ср. программный сонет Шарля Бодлера «Соответствия»). Так, в известном сонете Артюра Рембо «Гласные» описывается система соответствий между гласными звуками и цветами.
Другой важной особенностью немецкого символизма был его крайний, можно сказать, обостренный индивидуализм. Он также был связан с идеями Ницше, для которого наибольшей ценностью обладала ничем не ограниченная, абсолютная свобода творческой личности. Идеалом такой личности для Ницше был сверхчеловек, «человек-артист» будущего, не связанный моралью (он находится, как говорил Ницше, «по ту сторону добра и зла»), подчиняющийся лишь своей свободной воле, сильный, смелый, красивый.
- А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый. О - синий; тайну их скажу я в свой черед. А - бархатный корсет на теле насекомых, Которые жужжат над смрадом нечистот. Е - белизна холстов, палаток и тумана, Блеск горных ледников и хрупких опахал. И - пурпурная кровь, сочащаяся рана Иль алые уста средь гнева и похвал. У - трепетная рябь зеленых вод широких, Спокойные луга, покой морщин глубоких На трудовом челе алхимиков седых. О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный, Полеты ангелов в тиши небес пространной, О - дивных глаз ее лиловые лучи. (Оригинал опубликован в 1883 году; перевод - в 1894 году.)
Обилие символов, индивидуальных ассоциаций, сложных смысловых и звуковых связей делает поэзию символистов значительно более трудной для восприятия, чем творчество поэтов предшествующих направлений. Символистская поэзия требовала от читателей большей напряженности мысли и чувства, более активного и творческого взаимодействия с текстом. Читатель становится как бы соавтором, а восприятие стихотворения - творческим процессом. Писатель, в свою очередь, вовсе и не стремится облегчить читателю путь к постижению своего произведения, более того, он как бы оберегает его сокровенный (скрытый, тайный) смысл от «непосвященных», профанов, «зашифровывает» его. Текст превращается в своего рода загадку. Такой загадочный, зашифрованный текст стали называть герметичным (герметическими называли тайные науки средневековья: алхимию, астрологию и другие). Особым герметизмом отличалась поэзия Стефана Малларме.
Символизм - первое направление модернизма в европейской литературе. Возник он в 1870-е годы во Франции в творчестве поэтов П. Верлена, С. Малларме, А. Рембо и других. Однако окончательное оформление символизма как самостоятельного литературного направления следует отнести к середине 1880-х годов, когда появилось название «символизм» и манифест этого направления. Вот что по этому поводу пишет Иннокентий Анненский: «В первый раз поэтов назвал декадентами Поль Бурд в газете от 6 августа 1885 г. А спустя несколько дней Жан Мореас отпарировал ему, говоря, что если уж так необходима этикетка, то справедливее всего будет назвать новых стихотворцев символистами» («О современном лиризме», 1909; курсив И. Анненского).
Вот его перевод, приписываемый матери А. Блока А. А. Кублицкой-Пиоттух:
А через год в газете «Фигаро» от 18 сентября 1886 года все тот же Ж. Мореас опубликовал «Манифест символизма». Выработка своей эстетической платформы и формулировка ее в виде литературного манифеста будет характерной и для большинства последующих модернистских течений. Нередко именно такой манифест и сообщал общественности о рождении нового течения или группировки.
ВИНДАЛАЙ ЛЕВУЛОВИЧ ЕДИНОРОГ БЕЛЛЕНДРИКОВЫ ПОЛЯ 24-Й ИЗЛОМ, 1Б 31 |
ПОЛЬ ЛЕДОУКОВИЧ МИУС КОЗНИ РОГОВАТАЯ УЛИЦА Д. ШАЖРАНОВА |
«Фамилия» Фафивва была для особой выразительности набрана церковно-славянским шрифтом с двумя - в то время уже не употреблявшимися буквами - фитой и ижицей. Этими карточками Белый хотел создать особую атмосферу, в которой игра (смешные вымышленные имена и адреса) и мифические персонажи (единорог, а на других карточках - кентавры, карлики) становились частью окружающего реального мира. Ведь отпечатанные в типографии визитные карточки приходили по настоящей почте или их приносил посыльный. Быть человеком круга Белого (и всех московских символистов) значило не отрицать возможности существования единорогов в московских закоулках. Всякого рода «странности» в среде русских символистов появились практически одновременно с рождением символизма. Ещё в 90-х гг. Брюсов поражал собеседников загадочными речами, намеренно ничего не разъясняя. А Бальмонт «дикими» выходками покорял женщин и доводил до исступления мужчин.
Воспитанный в такой атмосфере читатель уже не удивлялся тому, что Прекрасная Дама (из одноимённого цикла стихов Блока) - девушка, в которую влюблён поэт, и в то же время воплощение Вечной Женственности.
Жизнь порождало искусство, искусство переливалось в жизнь - строило её по своим законам. Игра перерастала в реальность, и всё оказывалось соответствием всего.
В сегодняшних встречах виделись бывшие когда-то. Сюжет «Повести XVII века» (с таким подзаголовком печатался роман Брюсова «Огненный ангел»,1907) воспроизводил известные многим события из жизни автора. А в стихотворении «Конь блед» на обычной улице с кэбами, автомобилями, вывесками вдруг возникал «всадник огнеликий», в руках у которого «длинный свисток» с надписью: «Смерть».
Эта причудливая действительность становилась повседневной атмосферой, ею жили и дышали. Таков был московский символизм, который в 90-е гг. не хотели пускать в серьёзные журналы, а книги можно было издавать только за свой счёт. В северной столице всё обстояло несколько иначе.
Ещё за два года до «Русских символистов молодой поэт Д.Мережовский издал книгу стихов и символы (Песни и поэмы)» и прочитал нашумевшую лекцию. «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе». И в стихах и в лекции автор, как и москвичи, стремился нарисовать человека findesiecle. Мережовский считал, что «современные люди стоят, беззащитные, лицом к лицу с несказанным мраком, на пограничной черте света и тени, и уже более ничто не ограждает их сердца от страшного холода, веющего из бездны… Мы свободны и одиноки!» Девиз предшествующего поколения русских поэтов - строки Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» Мережковский же утверждал: « три главных элемента нового искусства - мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Но в стихах самого Мережковского, воспитанного той самой гражданской поэзией 80-х гг., принципы которой он отвергал ни одного из этих « элементов» практически не было.
И первое, и второе, и третье появилось в стихах других петербургских символистов - Зинаиды Гиппиус и Федора Сологуба. В одном из стихотворений Зинаида Гиппиус писала:
Смотрю на море жадными очами
К земле прикованный, на берегу…
Стою над пропастью над небесами -
И улететь к лазури не могу
Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков…
Мне кажется, что истину я знаю -
И только для неё не знаю слов
«Бессилие» 1893г
Начало стихотворения как будто перекликается с лермонтовским «Белеет парус одинокий…» и настроение кажется схожим с тем, что господствует во многих, обычных для русской лирики романтических стихах. Но у Гиппиус море и небо словно перепутаны («стою над небесами», лазурь в равной мере морская и небесная) - это уже не элементы реального пейзажа, а нечто призрачное, абстракное. В брюсовском стихотворении «Ночью» одинаково важны и Москва и её подобие - страус. Здесь же, у Гиппиус, море, берег, небо, облака, лазурь лишь повод для того, чтобы высказать главное:
«Мне кажется, что истину я знаю -
И только для неё не знаю слов»
А вот стихотворение Ф. Сологуба:
Я ухо приложил к земле,
Чтобы услышать конский топот, -
Но только ропот, только шепот
Ко мне доходит по земле
Нет громких стуков, нет покоя,
Но кто же шепчет, и о чем?
Кто под моим лежит плечом
И уху не дает покоя?
Ползет червяк? Растет трава?
Вода ликапает до глины?
Молчат Окрестные долины,
Земля суха, тиха трава.
Пророчит что-то тихий шепот?
Иль может быть, зовет меня,
К покою вечному клоня,
Печальный ропот, темный шепот?
«Я ухо приложил к земле»
Будто бы и пейзаж конкретен, и поведение человека вполне реально, но даже самый далекий от символизма читатель почувствует здесь и некий другой, гораздо более важный смысл. Кто-то увидит в этом стихотворении размышление о вечной и простой сути природы, а кто-то изображение души, ждущей предвестий и их же получающей или предчувствующей смерть… Возможны и другие толкования. Главное чтобы стихотворение имело не один лишь внешний смысл. И Мережковский, и Гиппиус, и Сологуб не только поэты, как московские символисты. В первые книги Гиппиус и Сологуба вошли стихи и рассказы, дополнявшие друг друга. В прозе символистов тоже было множество смыслов. Но они описывали события настолько реальные, характеры настолько узнаваемые, что читатель незнакомый с символистической литературой, мог воспринимать рассказы и романы Гиппиус и Сологуба как вполне традиционное повествование, правда, с некоторыми « странностями». Конечно, такое прочтение не исчерпывало всей глубины их произведений, но имело право на существование. В рассказе Гиппиус «Яблони цветут» (1896г.) герой размышляет про себя: «Я думаю, что я скоро умру. У меня нет, кажется никакой болезни, но я должен умереть, потому что живет тот, кто хочет, кто имеет волю жить, а у меня нет воли. В последние дни, когда я это осознал и увидел, что мне больше и ждать нечего, - я даже думал о самоубийстве. Но я не могу. Я боюсь». Именно такой тип людей Зинаида Гиппиус страстно отвергала на протяжении всей своей жизни. Индивидуальное, личное переживание по мысли Гиппиус (и Мережковского), только тогда ценно, когда оно дополнено не просто привычкой или самой острой плотской страстью, а чувством единения двоих в любви настоящей подлинной любви. Но и это не всё. За тайной любви человеку должна открыться тайной новой общности людей, объединенных какими-то общими устремлениями. Естественно, легче всего такая связь могла осуществляться в религии, где люди связаны общей верой (ведь и само слово «религия» в переводе с латинского означает «связь»). Поэтому петербургский символизм иногда называют «религиозным». Религиозность, однако понимается максимально широко - это не только православие, но и иные вероисповедания и религиозные искания от народных, сектантских, до рассудочных конструкций высокообразованных людей. И Ветхий и Новый Завет, считали Мережковский и Гиппиус, уже исчерпаны. Человечество должно перешагнуть в царство, предсказанное Апокалипсисом. И они старались показать современному православию новый путь Третьего Завета. Мережковский в своих романах стремился доказать, что вся история человечества основана на повторяющемся из века в век противоборстве Христа и Антихриста, лишь воплощающихся в исторические фигуры. Гиппиус определила с крайней отчетливостью то, о чем говорила всю жизнь:
Тройною бездонностью мир богат
Тройная бездонность дана поэтам.
Но разве поэты не говорят
Только об этом?
Только об этом?
Тройная правда и тройной порог
Поэты, этому верьте верному
Только об этом думает Бог:
О человеке.
И Смерти.
«Тройное» 1927г
Не говоря впрямую о религии, многие сходные вопросы пытался разрешить в своих романах и Ф.Сологуб. Таким образом, петербургский символизм не казался столь вызывающим, как московский. И символы были прозрачнее, и язык традиционнее, и «упадничество» не возводилось в доблесть. Поэтому и критика относилась к нему менее враждебно (хотя и тут без скандальных отзывов, но обошлось). Кроме того, в Петербурге существовал журнал «Северный вестник», охотно печатавший символистов. Один из его руководителей А.Л.Волынский, интересовавшийся исканиями новых поэтов, в своих статьях резко критиковал гражданскую поэзию, почитавшуюся русскими интеллигентами. Он попытался философски обосновать нищету материализма, в чем тоже оказался союзником символистов. На страницах «Северного вестника» стихи и проза Мережковского, Гиппиус, Сологуба соседствовали с именами Льва Толстого, Лескова, Чехова. Тем самым символизм делался уважаемым литературным явлением, а не забавой полоумных. Брюсов мог целый раздел книги озаглавить «Сонеты и терцины», Гиппиус написала цикл «Три формы сонета». Нередки были и эксперименты совсем экзотичные: рондо, триолет, секстина, спенесерова строфа, старо французская баллада и многое другое - классическая русская поэзия не знала ни этих форм, ни этих жанров.
Соллогуб создавал свой мир, где звезда Майр озаряла страну Ойле и реку Лигой, а сам поэт с гордостью говорил: «Я - бог таинственного мира». Бальмонт, завораживал читателей невероятной для того времени напевностью, вещал о таинствах любви и экзотических странах. Гиппиус страстно молила: « Я хочу то, чего нет на свете!»
Символисты сделали достоянием русского читателя творчество поляка Станислава Пшибышевского, норвежца Кнута Гамсуна, итальянца Габриеле д"Аннунцио, бельгийца Эмиля Верхарна, малоизвестных поэтов прошлого.
В те же первые годы XX столетия в литературу пришло новое поколение символистов - их называли «младшими», «соловьевцами», «теургами».
«Младшие» были даже более решительны в представлении Иванова, как и Белого, и в (меньшей степени) Блока, поэт- символист - связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. Оттого и считались особенно ценными прозрения, откровения, позволявшие по слабым отражениям представить себе иные миры.
Вячеслав Иванов говорил: «истинному символизму свойственнее изображать земное, нежели небесное ему важна не сила звука, а мощь отзвука.
Приход «второй волны» символистов предвещал возникновение противоречий в символистском лагере. Именно поэты «второй волны», младосимволисты, разрабатывали теургические идеи. Трещина прошла прежде всего между поколениями символистов - старшими и младшими. Революция 1905 года, в ходе которой символисты заняли отнюдь неодинаковые идейные позиции, усугубила их противоречия. Опять-таки по разному они стремились к развитию учения и поэтической культуры русского идеалистического мыслителя Вл. Соловьева. Наряду с этим источником разумеется, обращались к другим: наследству русской классики, сочинениям Канта и Шопенгауэра, Ницше, поэтов-мистиков мировой литературы. Но именно идея Соловьева - достижение особой теократии (всеобщего равенства в результате духовного преображения мира), мотивы его творчества: самоотверженные поиски во имя суждения грядущему, искусство как сила, рождающая духовный подъем, художник, способный ответитьзовом страждущей и гармоничной «мировой души», «вечной женственности» - были положены в фундамент младосимволистской эстетики. Она, несмотря на заоблачные идеалы, гораздо тесней была связана с запросами эпохи, предлагала куда более действенную роль литературы, чем эстетика Мережковского. К 1910 году между символистами обозначился явный раскол. В марте этого года сначала в Москве, затем в Петербурге, в Обществе ревнителей художественного слова, Вячеслав Иванов прочитал свой доклад «Заветы символизма».
В поддержку Иванова выступил Блок, а позднее и Белый. В.Иванов выдвигал на первый план как главную задачу символистского движения его теургическое воздействие, «жизнеустройство», «преображение жизни». Брюсов же звал теургов быть творцами поэзии и не более того, он заявлял, что символизм «хотел быть и всегда был только искусством». Поэты - теорги, замечал он, клонят к тому, чтобы лишить поэзию ее свободы, ее «автономии». Брюсов все решительнее отмежёвывался от ивановской мистики, за что Андрей Белый обвинял его в измене символизму.
«Ключами тайн» Брюсов открывал новый журнал русских символистов «Весы», начавший выходить с января 1904 года. Создание своего журнала означало - на литературной арене действуют не одиночки, а целостная группа, готовая к боям и рассчитывающая на победы.
В первые два года своего существования «Весы» объединили всех,
Кто стремился противопоставить себя искусству, забывшему о всечеловеческом и вечном. «Младшие» все резче заявляли о несогласиях со «старшими».
Если в 1907 году большинство критиков говорили о том, что символизм занимает ведущее положение в русской литературе, то уже к весне 1910 года стало очевидно: он - в серьезном кризисе.
Но смерть символизма не означала, что писатели - символисты уже не играли никакой роли в литературе. В 10-х и начале 20-х гг. были созданы: третий том лирической трилогии Блока (смотрите статью «Александр Александрович Блок»); «Петербург» и «Первое свидание» Андрея Белого; едва ли не лучшие поэтические книги. Вячеслава Иванова, по-прежнему кристально чистые стихи Ф. Сологуба; «Неопалимая Купина» М. Волошина… И даже отошедшие от символизма поэты понимали, что символизм,
По точному выражению О. Мандельштама то «широкое лоно», которому обязана жизнью вся русская поэзия XX века.
Символизм проявился не только в литературе. Символизм можно наблюдать в русской живописи, хотя и не стал столь же авторитетным явлением, как во Франции и Германии. Впервые его черты проявились в 18г в творчестве М.Врубеля. Однако он оставался практически единственным художником этого направления до начала 20 века. Вторая волна символизма началась в живописи с В.Борисова-Мусатова, который не только утвердил новые принципы в изобразительном искусстве, но и оказал существенное влияние на современников, прежде всего входивших в объединение «Голубая роза», - П.Кузнецова, П.Уткина, братьев Николая и Василия Милиотин. Третья волна символизма связана с организацией в 20 годы группы «Маковец». Своебразие символизма в русской живописи связано и с тем, что здесь не было ни стройной теории, ни единого объединения художников. Их сближала свобода ассоциаций,предположений и догадок, интерпретации сходных явлений жизни, общий образный мир. Предложенные ими приемы - расплывчатые цветовые пятна, «межфигурное пространство», динамика цветовых переходов - будут позже востребованы беспредметным искусством, станут частью эстетики абстракционизма. Не менее показательно обращение символистов к театру. Считая драматургию идеальным средством для выражения мысли, они расматривали театр как сферу практического воплощения результатов своих поисков. Главными теоретиками драмы в России были А.Блок, В.Иванов и Андрей Белый. Они стремились противопоставить свои пьесы натурализму и реализму. В их трактовке театр обрел фантастическую многозначность сновидения. Однако главная роль в разрабатываемом ими типе драмы отводилась не актерам, а драматургу, поэтому их пьесы скорее предназначались не для постановок, а для чтения. Аналогичные тенденции мы встречаем и в Европейском театре. В драматургии М.Метерлинка вместо людей на сцене действуют бесплотные тени, знаки, блики, звуки. Действие развивается одновременно в двух планах. Например, пьесу «Слепые» можно рассматривать и как конкретный эпизод, где заблудившиеся слепые пытаются найти выход из леса, и как поиски пути человечества к неизвестной цели.
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффективной аллитерации были К. Бальмонт, В.Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре 20 века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей. Идея «соборного искусства» со стороны выглядела утопичной, но символисты и не рассчитывали на ее быструю практическую реализацию. Важнее было вновь обрести позитивную перспективу, возродить веру в высокое предназначение искусства. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным. Вот почему наследие символизма осталось для современной русской культуры подлинной художественной сокровищницей.
Л итература
1. Русская литература. Энциклопедия для детей.- М.: 2001г.
2. Культурология. История мировой культуры.- М.: 2001г.
3. Русская литература 20 века., II ч., под ред. В.В.Агеносова. - М.: 2000г.
4. История искусств. Под ред. А.Воротникова. - Минск: 1998г.
5. Сонет серебряного века. Сост. О.Федотова - М.: 1990г.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
История появления и развития русского символизма как нового литературного направления. Три течения символизма в начале 1900-х годов: декаданс, "младшие" и "старшие" символисты. Создание жанра религиозной поэмы, символически трактованной легенды.
презентация , добавлен 07.10.2015
Представление феномена жизнетворчества в литературе символизма на рубеже XIX–XX веков. Воссоздание целостной картины мироощущения и теоретических взглядов символистов. Философия творчества поэтов-символистов: Дм. Мережковского, В. Иванова, А. Блока.
дипломная работа , добавлен 11.01.2012
Символисты и их катастрофическое видение современной культуры. Всемирная культурная восприимчивость символистов. Символисты и их религиозно-мистическое понимание символа. Связь символизма с западноевропейской литературой. Метафоричность в поэзии.
контрольная работа , добавлен 29.09.2011
Валерий Яковлевич Брюсов - выдающийся российский поэт, драматург, историк, переводчик, литературовед и историк, - краткий очерк его жизни, личностного и творческого становления, значение в культуре России. Творчество Брюсова в контексте символизма.
реферат , добавлен 02.04.2009
Сущность модернизма, его основные литературные направления. Развитие символизма, представители юного поколения символистов. Возникновение акмеизма в начале XX века. Русские футуристы: В. Хлебников, Б. Пастернак. Значение метафоры в творчестве имажинистов.
презентация , добавлен 25.10.2012
История жизни Шарля Бодлера - поэта и критика, классика французской и мировой литературы. Перевод на русский язык "Цветов зла", трактата "Искусственный рай", "Поэмы гашиша". Литературная деятельность Валерия Брюсова - зачинателя русского символизма.
курсовая работа , добавлен 31.08.2014
Детство Валерия Брюсова, роль отца и особенности воспитания будущего литератора. Первые пробы сил в написании стихотворений и рассказов, влияние французских символистов. Увлечения студенческих лет. Роль Брюсова в русском символизме и модернизме в целом.
презентация , добавлен 14.10.2011
Исследование раннего творчества Бориса Пастернака и музыкальной эстетики символизма. Характеристика концепции синтеза искусств Скрябина и ее влияния на творческое самоопределение поэта. Анализ образов музыкальных инструментов в лирике Б. Пастернака.
дипломная работа , добавлен 24.04.2011
Специфика зарубежного и русского символизма. Отличие символа от художественного образа. Русские символисты-литераторы. Проблема теургического творчества. Поэзия "Серебряного века". Символистские тенденции в литературном творчестве Блока и Верлена.
курсовая работа , добавлен 30.10.2015
Система эстетики символистов и их философские устремления. Символизм как живая общекультурная среда. "Символистский" фон творчества Анны Ахматовой, перекличка ее поэзии с поэзией Александра Блока. Стихотворения Анны Ахматовой, посвященные Блоку.