Справочник егэ русский на 5. Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ по Русскому состоит из двух частей и 25 заданий.

Первая часть представляет собой 24 задания. Они могут быть тестовые, на выбор одного или нескольких ответов, открытого типа (самому вписать пропуск).

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задания части 1 проверяют усвоение выпускниками учебного материала как на базовом, так и на высоком уровнях сложности (задания 7, 23–24).

Вторая часть - состоит из одного задания - 25. Данное задание предполагает написание сочинения на основе прочитанного и проанализированного текста.

Задание части 2 (задание 25 – сочинение) может быть выполнено экзаменуемым на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком).

На работу дается 210 минут - 3,5 часа.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 24 33 Краткий ответ
2 часть 1 24 Развернутый ответ
Итого 25 57

Разбалловка по заданиям

Ниже я приведу "стоимость" каждого выполняемого задания.

За верное выполнение каждого задания первой части (кроме заданий 1, 7, 15 и 24) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие.

За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание второй части , составляет 24 балла.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 57 первичных баллов .

5 лучших пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Легоцкая В.С.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Я сдам ЕГЭ! Русский язык. Практикум и диагностика. Цыбулько И.П., Васильевых И.П., Александров В.Н.

1. Я сдам ЕГЭ! Русский яык. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под ред. И.П.Цыбулько. М.: «Просвещение», 2017.-320 с.

2. Скачать данное пособие можно http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1199.htm

3. Материал изложен доступно

Профессиональная оценка

1. Задания, представленные в пособии, удобны для понимания, соответствую реальным КИМам, их можно использовать на уроках русского языка на этапе обобщения материала и подготовки к ЕГЭ, а также при самостоятельной работе учащихся.

2. Уровень сложности заданий различный- от базового до повышенной сложности.

3. Все темы школьного курса русского языка проработаны широко и полно.

5. Представленный в пособии материал систематизирован удобно, соответствует КИМам по русскому языку.

6. Представленные в пособии тесты объективно оценивают степень подготовленности учащихся к ЕГЭ.

7. Данное пособие можно использовать под руководством учителя начиная с 7 класса, отдельные задания-с 6 класса.

8. Иллюстрации и таблицы, как уже отмечалось, отсутствуют, но для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в этом нет необходимости.

9. Пособие достаточно дорого, минимальная стоимость 320 рублей. Нам, учителям русского языка, известно, что все книги И.П.Цыбулько стоят дороже, чем других авторов, и мы понимаем почему. И.П.Цыбулько возглавляет федеральную комиссию разработчиков контрольных измерительных материалов по русскому языку и не стесняется успешно и дорого продавать свои книги.

Выводы

1. Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки, для фронтальной работы в классе, подготовки с репетитором. Особенно интересным в пособии представляется система домашних заданий от урока к уроку, выполнение которых обеспечивает и повторение, и опережающее знакомство с материалом.

3.Цена пособия, как уже указывалось, высокая.

5. Все навыки, которые проверяются на ЕГЭ по русскому языку, формирует данное пособие. Хочется отметить богатый материал для проверки морфологических и синтаксических норм. При поморщи пособия также можно организовать эффективную работу над сочинением в формате ЕГЭ. Пособие содержит богатую подборку современных текстов, алгоритм выполнения заданий по написанию творческой работы.

6. Шансы получить высокий балл на ЕГЭ, если вести добросовестную подготовку по данному пособию, велики, но при условии, что работа будет вестись под руководством учителя. Полагаться только на самостоятельную подготовку по данному пособию не стоит.

ЕГЭ. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл.

1. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл. Егораева Г.Т., Серебрякова О.А. М.: «Экзамен», 2017.-352 с.

http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1238.htm

3. Материал изложен доступно, хочется отметить богатейший теоретический материал, словарь терминов ЕГЭ.

4. Оформление художественное. Иллюстрации отсутствуют, что методически обосновано.

5. Бумага офсетная, печать офсетная.

Профессиональная оценка

1. Задания, представленные в пособии, удобны для понимания, соответствую реальным КИМам, пособие предназначено учителям, использующим тесты для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену, оно также может быть использовано учащимися для самоподготовки и самоконтроля. При помощи пособия учитель может организовать систему домашних заданий, которые позволят сформировать необходимые навыки, прежде всего речеведческие.

3. Все темы школьного курса русского языка проработаны широко и полно, безусловной заслугой авторов является серьезная проработка тем по морфологии, во многом выходящая за рамки ЕГЭ, но необходимая для формирования общего грамматического мышления.

4. Комментарии к ответам понятны и доступны школьникам.

7. Данное пособие можно использовать под руководством учителя начиная с 7 класса, отдельные задания, в частности, правописание корней и приставок, с 5 класса. Особенно ценным для учителя-практика может оказаться материал по орфографии, в частности, правописание омонимичных частей речи. Этот материал может использоваться учителем на уроках начиная с 7 класса.

8. Иллюстрации, как уже отмечалось, отсутствуют, но для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в этом нет необходимости. Представленные в теоретической части схемы и таблицы позволяют наглядно ознакомиться с изучаемым материалом, уместны и методически грамотны.

9. Стоимость пособия и польза от его практического применения соотнесены верно, средняя стоимость 260 рублей.

Выводы

1. Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки, для фронтальной работы в классе, подготовки с репетитором. Особенно ценным в пособии представляется проработка тем по морфологии, эти материалы можно использовать и в среднем звене при подготовке к олимпиадам и интеллектуальным марафонам, во внеурочной работе.

2. Родителям, далеким от ЕГЭ и русского языка, вероятнее всего, будет трудно проверить, используя данное пособие, как справляется ребенок с подготовкой к экзамену.

4. Пособие соответствует всем последним требованиям ЕГЭ.

5. Все навыки, которые проверяются на ЕГЭ по русскому языку, формирует данное пособие. Хочется отметить богатый материал для проверки морфологических и орфоэпических норм, для изучения и закрепления тем по лексике.

ЕГЭ 2017. Русский язык. 50 вариантов типовых тестовых заданий. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Львов В.В.

1.ЕГЭ -2017 . Русский язык. 50 вариантов типовых текстовых заданий. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Львов В.В., М.: Издательство «Экзамен », 2017 .-448 с.

2. Скачать данное пособие можно http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1198.htm

предоставляет читателям информацию о структуре и содержании КИМ по русскому языку, степени трудности заданий.

4. Оформление художественное. Иллюстрации отсутствуют, что методически обосновано.

5. Бумага офсетная, печать офсетная.

Профессиональная оценка

1. Задания, представленные в пособии, удобны для понимания, соответствуют реальным КИМам, есть ответы ко всем вариантам тестов, комментарии к ответам; образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов. Пособие предназначено учителям, использующим тесты для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену, оно также может быть использовано учащимися для самоподготовки и самоконтроля. При помощи пособия учитель может организовать систему домашних заданий, которые позволят сформировать необходимые навыки. Особенно ценным является материал с ответами к заданию 24. В таблице представлен примерный круг проблем и позиция автора, что позволит учащимся верно сориентироваться в текстах, грамотно написать сочинение, следуя алгоритму.

4. Комментарии к ответам понятны и доступны школьникам.

5.Представленный в пособии материал систематизирован удобно, соответствует КИМам по русскому языку.

6.Представленные в пособии тесты объективно оценивают степень подготовленности учащихся к ЕГЭ.

7. Данное пособие можно использовать под руководством учителя начиная с 7 класса.

9. Стоимость пособия и польза от его практического применения соотнесены верно, средняя стоимость 230 рублей.

Выводы

1. Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки, для фронтальной работы в классе, подготовки с репетитором. Особенно ценным в пособии представляется подбор текстов, они понятны современным школьникам, проблемы, поднимаемые в них, актуальны, интересны старшеклассникам.

3. Цена пособия и польза от его применения, как уже указывалось, соотнесены верно.

4. Пособие соответствует всем последним требованиям ЕГЭ.

6. Шансы получить высокий балл на ЕГЭ, если вести добросовестную подготовку по данному пособию, велики, но при условии, что работа будет вестись под руководством учителя. Полагаться только на самостоятельную подготовку по данному пособию не стоит, не стоит также рассматривать данное пособие и как единственное при подготовке к экзамену, потому что комментарии к ответам даны только к двум вариантам (№ 20 и 31), что, безусловно, недостаточно для подготовки к экзамену.

ЕГЭ 2017. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Драбкина С.В., Субботин Д.И.

1. Драбкина С.В. ЕГЭ. Русский язык. Комплекс мероприятий для подготовки учащихся. Учебное пособие.- М.: Интеллект-Центр, 2017.-320 с.

2. Скачать данное пособие можно http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1211.htm

3.В пособии излагается теоретический материал в максимально структурированной форме, что позволяет самостоятельно осваивать темы по русскому языку.

4. Оформление художественное. Иллюстрации отсутствуют, что методически обосновано.

5. Бумага офсетная, печать офсетная.

Профессиональная оценка

1. В настоящем пособии представлена поэтапная система подготовки к ЕГЭ по русскому языку, предусматривающая, во-первых, знакомство с содержанием экзаменационных заданий, во-вторых, алгоритмами и образцами рассуждения для их верного решения. В пособии логически выстроена последовательность действий, необходимых для выбора правильного ответа, данная в виде алгоритмов. Рассматриваются типичные ошибки, которые учащиеся допускают при выполнении заданий. Содержатся методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения, приводятся образцы сочинений. Набор типовых тренировочных заданий с методическими указаниями и ответами позволяет закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. В пособии помещены примерные варианты ЕГЭ 2017 г. Пособие адресовано старшеклассникам, самостоятельно или под руководством учителя готовящимся к ЕГЭ. Может быть использовано учителем в практической работе при отработке необходимых навыков по русскому языку.

2. Уровень сложности заданий различный- от базового до повышенной сложности, работа с пособием позволит обеспечить как преодоление минимального порога, так и получение высокого балла на экзамене.

3. Все темы школьного курса русского языка проработаны широко и полно, безусловной заслугой авторов является детальный комментарий к решению таких сложных тем, как «Выявление главной информации, содержащейся в тексте», «Средства связи предложений в тексте», «Контекстное определение лексического значения многозначных слов».

4. Комментарии к ответам понятны и доступны школьникам, алгоритм выполнения заданий представлен пошагово, представлен образец применения алгоритма, комментарий к выполнению задания, есть задания для самостоятельной работы.

5.Представленный в пособии материал систематизирован удобно, соответствует КИМам по русскому языку.

6.Представленные в пособии тесты объективно оценивают степень подготовленности учащихся к ЕГЭ.

7. Данное пособие можно использовать под руководством учителя начиная с 8 класса, теоретический материал может быть представлен учащимся с 7 класса, в частности, алгоритм выполнения заданий и комментарий к ним.

8. Иллюстрации, как уже отмечалось, отсутствуют, но для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в этом нет необходимости. Представленные в теоретической части схемы и таблицы позволяют наглядно ознакомиться с изучаемым материалом, уместны и методически грамотны. В пособии есть таблицы, отсутствующие во многих других пособиях.

9. Стоимость пособия и польза от его практического применения соотнесены верно, средняя стоимость 300 рублей.

Выводы

1. Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки учащихся, учителю для организации фронтальной, парной и индивидуальной работы в классе, подготовки с репетитором. Особенно ценным в пособии представляется теоретический материал, алгоритмы выполнения заданий, эти материалы можно использовать и в среднем звене при подготовке к олимпиадам и интеллектуальным марафонам, во внеурочной работе.

2. Родителям можно, используя данное пособие, проверить, как справляется ребенок с подготовкой к экзамену.

3. Цена пособия и польза от его применения, как уже указывалось, соотнесены верно.

4. Пособие соответствует всем последним требованиям ЕГЭ.

5. Все навыки, которые проверяются на ЕГЭ по русскому языку, формирует данное пособие. Хочется отметить богатый теоретический материал по всем темам ЕГЭ.

6. Шансы получить высокий балл на ЕГЭ, если вести добросовестную подготовку по данному пособию, велики, но при условии, что работа будет вестись под руководством учителя.

ЕГЭ 2017. Русский язык. 1000 заданий с ответами. Все задания части 1. Егораева Г.Т.

1.Егораева Е.Г. ЕГЭ: 1000 заданий с ответами. Все задания части 1. - М.: Издательство «Экзамен », 2017 .-415 с.

2. Скачать данное пособие можно http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1123.htm

3. Материал изложен доступно, поможет учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания по всем разделам науки о языке, но и оценить свой уровень подготовки к предстоящему экзамену.

4. Оформление художественное. Иллюстрации отсутствуют, что методически обосновано.

5. Бумага офсетная, печать офсетная.

Профессиональная оценка

1. Сборник содержит большое количество заданий, соответствующих демоверсии контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку 2017 года, решая которые выпускники смогут приобрести практические навыки выполнения заданий экзамена и в минимальные сроки ликвидировать существующие пробелы в знаниях. Пособие предназначено учителям, использующим тесты для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену, оно также может быть использовано учащимися для самоподготовки и самоконтроля. При помощи пособия учитель может организовать систему домашних заданий, которые позволят сформировать необходимые навыки.

2. Уровень сложности заданий средний, однако работа с пособием позволит обеспечить не только преодоление минимального порога, но и получение высокого балла на экзамене.

3. Все темы школьного курса русского языка проработаны широко и полно, в строгом соответствии с КИМами ЕГЭ.

4. Комментарии к ответам понятны и доступны школьникам.

5.Представленный в пособии материал систематизирован удобно, соответствует КИМам по русскому языку.

6.Представленные в пособии тесты объективно оценивают степень подготовленности учащихся к ЕГЭ.

7. Данное пособие можно использовать под руководством учителя начиная с 5 класса.

8. Иллюстрации, как уже отмечалось, отсутствуют, но для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в этом нет необходимости.

9. Стоимость пособия и польза от его практического применения соотнесены верно, средняя стоимость 200 рублей.

Выводы

1. Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки старшеклассников, для фронтальной работы в классе, подготовки с репетитором. Особенно ценным в пособии представляется подбор заданий по отработке морфологических и синтаксических норм.

2. Родителям, вероятнее всего, будет трудно проверить, используя данное пособие, как справляется ребенок с подготовкой к экзамену.

3. Цена пособия и польза от его применения, как уже указывалось, соотнесены верно.

4. Пособие соответствует всем последним требованиям ЕГЭ.

5. Все навыки, которые проверяются на ЕГЭ по русскому языку, формирует данное пособие.

6. Шансы получить высокий балл на ЕГЭ, если вести добросовестную подготовку по данному пособию, велики, но при условии, что работа будет вестись под руководством учителя. Полагаться только на самостоятельную подготовку по данному пособию не стоит, не стоит также рассматривать данное пособие и как единственное при подготовке к экзамену.

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Справочная информация ко всем заданиям: 1 — 26. Если чего-то не знаешь, не помнишь, не понимаешь, тебе сюда. Просто, доступно, много примеров.
Автор «Справочника»: Кутырева Н. А.

  • Демонстрационный вариант КИМов ЕГЭ по русскому языку 2015

    Демоверсия по русскому языку 2015 в интерактивном виде.
    А демонстрационный вариант 2016 года в интерактивном виде с ответами и комментариями

  • Задание 1. Информационная обработка письменных текстов

    Что такое главная информация? Как ее найти?

  • Задание 2. Средства связи предложений в тексте

    Как восстановить пропущенный компонент текста?

  • Задание 3. Лексическое значение слова

    Многозначные слова. Как определить значение такого слова в контексте?

  • Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)

    Орфоэпический словник. Ошибкоопасные слова и формы слов.

  • Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с лексическим значением и требован

    Что такое паронимы? Что в них трудного? Список слов 2015 года. А интерактивный словарик

  • Задание 6. Морфологические нормы (образование форм слова)

    Много помидор? Ихний заказ? Помахай? Нет, нет и нет! ЕГЭ борется с низкой культурой речи. Узнай, какие формы относятся к ошибкоопасным и проверь себя

  • Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

    Как мы строим фразы, всегда ли соблюдаем синтаксические нормы? Узнай, какие ошибки допускаются чаще всего. Важно и для ЕГЭ, и для жизни

  • Задание 8. Правописание корней

    Логика задания 8. В центре внимания правила правописания корней, которые вы изучали в 1 — 6 классах

  • Задание 9. Правописание приставок

    Как пишутся русские приставки? Применяй правила, изученные в 1 — 5 классах

  • Задание 10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме суффиксов с Н и НН)

    Большинство суффиксов вы изучали в 5 — 6 классах. Повторяем «нужные» правила

  • Задание 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

    Как не запутаться? Предлагаем пошаговую тактику

  • Задание 12. Правописание НЕ и НИ

    Традиционно ошибкоопасная тема, требующая повышенного внимания

  • Задание 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов

    Ошибкоопасные слова. Главное — различать омонимы

  • Задание 14. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

    Самая ошибкоопасная тема в школьном курсе русского языка

  • Задание 15. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.

    Логика задания 15. В каких предложениях нужна лишь одна запятая?

  • Задание 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

    Обособлять или нет? Какими бывают обособления?

  • Задание 17. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

    Вводные слова и сочетания. Случаи омонимии. Какие слова часто путают с вводными словами?

  • Задание 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

    Разновидности сложноподчинённого предложения с точки зрения пунктуации. Ошибкоопасные случаи

  • Задание 19. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

    Ставить ли запятую, если сочинительный и подчинительный союзы либо два подчинительных союза стоят в предложении рядом?

СОДЕРЖАНИЕ

О книге «Русский язык» 3
Общие сведения о языке 6
Язык - важнейшее средство общения (6). Русский язык (6).

Фонетика 10
Звуки языка (10). Образование звуков языка (10). Гласные звуки (11). Согласные звуки (11). Чередование звуков (12). Ударе-
ние (13). Место ударения в слове (14). Слог (14).

Графика 15
Буквы русского письма (15). Обозначение на письме звуков (16). Соотношение звуков и букв (17).

Орфоэпия 18
Правила орфоэпии (18). Фонетический разбор слова (18).

Лексика 20
Лексическое значение слова (20). Однозначные и многозначные слова (20). Прямое и переносное значения слов (20). Омонимы I (21). Синонимы (21). Антонимы (22). Общеупотребительные и необщеупотребительные слова (23). Диалектные слова (23). Профессиональные слова (24). Заимствованные слова (24). Устаревшие слова (24). Новые слова (25).

Фразеология 25
Фразеологизмы (25). Словари русского языка (26).

Словообразование 32
Состав слова (32). Основа и окончание (32). Корень слова (33). Суффикс (34). Приставка (35). Варианты значимых частей слова (35). Способы образования слов (36). Приставочный способ (36). Суффиксальный способ (37). Приставочно-суффиксальный способ (37). Бессуффиксный способ (38). Сложение как способ образования слов (39). Сложение сокращённых основ (40). Переход слов одной части речи в другую (40). Образование самостоятельных частей речи (42). Образование служебных частей речи (44). Разбор слова по составу (44). Словообразовательный разбор (45).

Морфология 48

Самостоятельные части речи (53).
Имя существительное (53). Значение и грамматические признаки имени существительного (53). Имена существительные собственные и нарицательные (54). Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (55), Род имён существительных (55). Число имён существительных (56). Падежи имён существительных (57). Склонение имён существительных (58). Первое склонение (58). Второе склонение (59). Третье склонение (62). Разносклоняемые имена существительные (63). Несклоняемые имена существительные (64). Морфологический разбор имени существительного (65).

Имя прилагательное (66). Значение и грамматические признаки имени прилагательного (66). Качественные прилагательные (67). Сравнительная степень (68). Превосходная степень (71). Относительные прилагательные (73). Притяжательные прилагательные (74). Переход прилагательных из одного разряда в другой (75). Изменение имён прилагательных (76). Морфологический разбор имени прилагательного (80).

Имя числительное (83). Значение и грамматические признаки имени числительного (83). Простые и составные числительные (84). Количественные числительные (85). Числительные, обозначающие целые числа (85). Склонение числительных (85). Дробные числительные (88). Собирательные числительные (88). Порядковые числительные (89). Морфологический разбор имени числительного (90).

Местоимение (91). Значение и грамматические признаки местоимения (91). Разряды местоимений по значению (92). Личные местоимения (93). Возвратное местоимение себя (95). Вопросительные и относительные местоимения (95). Неопределённые местоимения (97). Отрицательные местоимения (98). Притяжательные местоимения (99). Указательные местоимения (100). Определительные местоимения (102). Морфологический разбор местоимения (103).

Глагол (105). Значение и грамматические признаки глагола (105). Неопределённая форма глагола (или инфинитив) (106). Виды глагола (107). Переходные и непереходные глаголы (108). Возвратные глаголы (110). Наклонения глагола (110). Употребление наклонений глагола (112). Время глагола (112). Настоящее время (113). Прошедшее время (113). Будущее время (114). Спряжение глагола (115). Разноспрягаемые глаголы (117). Безличные глаголы (118). Морфологический разбор глагола (118).

Причастие (119). Значение и грамматические признаки причастия (119). Действительные и страдательные причастия (121).
Образование причастий (122). Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени (123). Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (125). Краткие страдательные причастия (126). Переход причастий в прилагательные (127). Склонение причастий (130). Морфологический разбор причастия (130).

Деепричастие (131). Значение и грамматические признаки деепричастия (131). Деепричастия несовершенного вида (133). Деепричастия совершенного вида (134). Отличие деепричастий от причастий (136). Переход деепричастий в наречия (137). Морфологический разбор деепричастия (138).
Наречие (139). Значение и грамматические признаки наречия (139). Степени сравнения наречий (142). Морфологический разбор наречия (143).

Служебные части речи (143).
Предлог (143). Грамматические признаки предлога (143). Не-производные и производные предлоги (145). Морфологический разбор предлога (145).
Союз (146). Грамматические признаки союза (146). Сочинительные союзы (147). Подчинительные союзы (148). Морфологический разбор союза (149).
Частица (150). Формообразующие частицы (150). Отрицательные частицы (151). Модальные частицы (151). Морфологический разбор частицы (152).
Междометие (153).

Синтаксис 156

Словосочетание (156). Виды словосочетаний (157). Способы связи слов в словосочетании (159). Синтаксический разбор словосочетания (160).
Предложение (160).

Простое предложение (162). Порядок слов в предложении. Логическое ударение (162). Члены простого предложения (163). Главные члены предложения (163). Второстепенные члены предложения (168). Виды простых предложений (176). Виды простых предложений по цели высказывания (176). Виды простых предложений по эмоциональной окраске (177). Виды простых предложений по наличию главных членов (177). Виды простых предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов (179). Виды простых предложений по наличию или отсутствию необходимых членов предложения (179). Простое осложнённое предложение (180). Однородные члены предложения (180). Обращения, вводные слова и междометия в предложении (183). Отличие вводных слов от членов предложения (185). Обособленные члены предложения (186). Виды обособленных второстепенных членов предложения (186). Синтаксический разбор простого предложения (192).
Прямая и косвенная речь. Диалог (193). Прямая речь (193). Диалог (194). Косвенная речь (194). Замена прямой речи косвенной (195). Передача чужой речи простым предложением (197). Цитаты, различные способы цитирования (197). План синтаксического разбора предложения с прямой речью (198).

Сложное предложение (198). Сложное союзное предложение (199). Сложносочинённое предложение (199). Сложноподчинённое предложение (202). Строение сложноподчинённого предложения, состоящего из двух простых (202). Виды сложноподчинённых предложений по значению (205). Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (209). Бессоюзное сложное предложение (211). Виды бессоюзных сложных предложений (211). Синтаксический разбор сложного предложения (213).
Сложное предложение с разными видами связи (215). План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи (216).

Орфография
Орфограмма (218).
Орфографическое правило (220).
Группы орфограмм (221). Орфограммы в корне слова (221). Орфограммы в приставках (224). Орфограммы после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях (226). Орфограммы-гласные (не после шипящих) в суффиксах разных частей речи (228). Орфограммы в окончаниях слов (233). Орфограммы - буквы ъ и ь (234). Орфограммы - большие буквы (236). Не и ни на письме (237). Орфограммы-дефисы (240). Непроверяемые орфограммы в словах (243). Перенос слов (243). Соединительные гласные в сложных словах (244).

Пунктуация
Знаки препинания и их назначение (246). Пунктуационное правило (246).
Группы знаков препинания (247). Знаки завершения (247). Знаки препинания в конце предложения (247). Разделительные знаки препинания (248). Разделительные знаки препинания в простом предложении (248). Разделительные знаки препинания между простыми предложениями в сложном предложении (251) Разделительные знаки препинания между частями предложения с прямой речью (253). Выделительные знаки препинания (254). Случаи, когда пунктуационный знак не ставится (262). Список изученных в школе пунктуационных правил (263).

Стилистика 266
Языковые средства стилей (266).
Стили литературного языка (266). Разговорный стиль (267). Официально-деловой стиль (269). Публицистический стиль (272). Научный стиль (273). Художественный стиль (стиль художественной литературы) (275). Текст (277). Смысловые типы текстов (278).
Культура речи (280). Правильность речи (280). Речевое мастерство (281).

Пользуясь книгой, вы можете повторить учебный материал не только за предшествующие классы, но и нужный для предстоящего урока.
К пособию можно обращаться и при выполнении различных упражнений, содержащихся в учебниках русского языка для среднего звена и в «Дидактических материалах к учебнику русского языка» для каждого класса, при подготовке к изложениям и сочинениям, а также в тех случаях, когда вам потребуется найти нужную справку о правописании или произношении слова, его грамматических свойствах, стилистике и т. д. Справочник поможет вам и при подготовке к экзаменам.
Таким образом, назначение справочника «Русский язык» - постоянно, на всех этапах изучения русского языка в школе оказывать помощь в овладении этим учебным предметом, в повышении грамотности и языковой культуры в целом, в самостоятельной работе над изучением русского языка.
Теоретические сведения представлены последовательно. Изложение учебного материала даётся в разделах «Фонетика...», «Лексика...», «Словообразование», «Морфология» и «Синтаксис». В отличие от учебников русского языка, где сведения по правописанию и стилистике излагаются одновременно с грамматическим материалом, в справочнике выделены в самостоятельные разделы «Орфография», «Пунктуация» и «Стилистика», в которых сгруппированы все соответствующие теоретические понятия. Орфографические и пунктуационные правила в справочнике даются группами на основе сходства в условиях выбора правильных написаний и правильной расстановки знаков препинания. Так, указывается, например, что выбор гласной о, е, ё после шипящих и ц зависит от принадлежности слова к части речи, места в слове и ударения (например: шёпот, шорох (в корнях); крючок, горячо, монтажом, в большом, бережёт (под ударением); овражек, грушевый, товйрищем, рдщёй, в горячем, прячет, нагруженный (без ударения); что выбор одной или двух букв н в суффиксах зависит от буквенного состава самого суффикса, от части речи, от наличия в конце основы исходного слова буквы »(например: гостиница, глиняный, искусственный, раненый, асфальтированный, украшен, украшенный, искусственно); выбор одного из четырёх отдельных знаков препинания (точки, вопросительного, восклицательного знака и многоточия) определяется смыслом и интонацией предложения; выбор разделительных знаков препинания (запятой, точки с запятой, тире и двоеточия) определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями и т. д.
Используемые в справочнике формулировки определений языковых фактов аналогичны тем, которые даны в учебниках.
Изложение языкового материала, а также правил орфографии и пунктуации сопровождается наглядными таблицами, которые в большинстве случаев обобщают и систематизируют сведения по языку и правописанию.
Все определения и правила иллюстрируются примерами, взятыми из художественных произведений и научно-популярной литературы. Дидактический материал представляет собой образцы разных стилей: научного, разговорного, публицистического, официально-делового и художественного. Иллюстративный материал поможет вам увидеть конкретное употребление языковых явлений в речи.
По ряду тем, кроме того, даются а) сведения по культуре речи, основные литературные нормы употребления языковых фактов, б) образцы разборов (фонетического, морфологического, синтаксического и др.).
Сведения, представляющие собой дополнительные уточнения или справки и поэтому не подлежащие заучиванию, даются в книге под рубрикой «Примечания».