Структура профессиональной компетенции педагога доу. Методическая компетентность воспитателя доу. Взаимосвязь профессиональной компетенции воспитателя с успешной реализацией фгос доу

Профессиональная компетентность педагога ДОУ

Добрый день уважаемые коллеги!

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Но какие бы реформы, ни происходили в системе образования, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге детского сада. Именно педагог - практик реализует основные нововведения и инновации в образовании. Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.

Профессионально-педагогическая компетентность педагогов не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или мероприятия. Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач, постоянно возникающих в образовательном процессе.

Каковы же требования к личности современного воспитателя и его компетенции?

В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и ребенка является приоритетным. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание способов взаимодействия с ребенком.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества в педагоге могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.

Сегодня каждому педагогу необходимо приобретать и развивать компетенции, делающие его творчески активным участником взаимодействия с детьми:

    Гуманная педагогическая позиция;

    Глубокое понимание задач дошкольного образования;

    Потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении физического и духовного здоровья воспитанников;

    Внимание к индивидуальности каждого ребенка;

    Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно-развивающую и культурно-информационную образовательную среду;

    Умение целенаправленно работать с современными педагогическими технологиями, готовность экспериментировать, внедряя их;

    Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.

В настоящее время дорабатывается «Профессиональный стандарт педагога», который должен был начать свое действие с 1 января 2015 года. Однако Общероссийский Профсоюз образования направил министру труда и социальной защиты РФ письмо с просьбой перенести дату его введения на 1 января 2018 года. По мнению Общероссийского Профсоюза образования, поспешное введение профессионального стандарта может вызвать многочисленные коллизии правового характера, в связи с чем официальный перенос даты начала применения профессионального стандарта педагога на более поздний срок может стать обоснованным, взвешенным и объективным шагом со стороны Минтруда России.

Так вот, в профстандарте в п. 4.5, перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя).

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

Какова Роль оценки компетенций в профессиональном развитии педагогов?

Сегодня существует серьезное рассогласование между реальным и необходимым уровнем профессиональной компетентности педагогов.

Как это проявляется на практике:

    В работе ДОО до сих пор преобладает учебно - дисциплинарная модель, и педагоги не всегда могут выстроить субъект-субъектные отношения с детьми и их родителями. Для того, чтобы ребенок стал субъектом образовательного процесса, он должен встретить субъекта в лице педагога, ― в этом заключается вся сущность педагогической работы;

    Многие педагоги, особенно опытные, имеющие большой стаж работы, ориентированы преимущественно на выполнение должностных обязанностей. А сегодня более востребованы воспитатели, способные самостоятельно планировать и выстраивать целесообразную систему работы.

    Немало педагогов, которые, получив когда-то профильное образование, ограничиваются посещением курсов повышения квалификации. При этом реалии сегодняшнего дня требуют от профессионалов заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Поэтому одним из значимых показателей профессиональной компетентности воспитателя является его готовность к самообразованию и саморазвитию, а также способность творчески применять в практической деятельности новые знания и умения. От осознания педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной квалификации напрямую зависит эффективность его работы.

Регулярная оценка профессиональных компетенций педагогов ДОО будет стимулировать их стремление к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию (и самооценка педагога).

Сегодня от педагогов ДОО требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий взаимодействия с детьми и родителями. В этих условиях всесторонняя и объективная оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования приобретает особое значение.

Формирование и развитие профессиональных компетенций педагога

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:

Работа в методических объединениях, проблемно-творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы психолого - педагогической поддержки, как для молодых педагогов, так и для педагогов со стажем, наставничество;

Открытые просмотры и взаимные посещения занятий;

Педагогические ринги - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора;

Активное участие в профессиональных конкурсах различных уровней;

Обобщение собственного педагогического опыта на городских мероприятиях и в интернет - пространстве;

Работа педагогов с научно-методической литературой и дидактическими материалами;

Организация практических семинаров, практических занятий, всеобучи;

Тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; развития креативности;

Психолого-педагогические гостиные, деловые игры, мастер – классы и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.

Необходимо заметить, что формирование и развитие профессиональной компетентности, повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности не только администрации ДОО, но и социально - психологической службы в целом, поскольку она занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения профессионализма педагогических кадров, так как, прежде всего, координирует работу ДОО в реализации ФГОС.

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будет не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ, а грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приводит не только к развитию профессиональной компетентности педагогов, но и сплачивает коллектив.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».

Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством.

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века-это:- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; -Умеющий организовать рефлексивную деятельность; - Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Профессиональная компетентность - это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности,это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

Компетентность - это личностная характеристика, а компетенция - это совокупность конкретных профессиональных качеств.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся (авторы:Н. А. Кочетова, Т. В. Комардина, С. В. Шапошникова, Н. Н. Гладышева):

1. Компетенция в ведении образовательного процесса;

2. ИКТ-компетенция;

3. Компетенция в организации воспитательной работы;

4. Компетенция в установлении контактов с родителями;

5. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников;

6. Компетентность в разработке и реализации модифицированных и авторских образовательных программ;

7. Компетентность во владении современными образовательными технологиями;

8. Компетентность профессионально-личностного совершенствования;

9. Креативная компетентность педагога;

10. Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса;

11. Компетентность в создании предметно-пространственной среды.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Условия профессионального роста : Самообразовательная работа Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор в Интернете Посещение семинаров, конференций, НОД коллег. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег. Изучение информационно-компьютерных технологий. Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете. Участие в конкурсах в Интернете. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете. Результативность: Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса. Изучение различных подходов к определению сущности понятия «профессиональная компетентность» даёт возможность представить его как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующимся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, профессионально значимыми установками и личностными качествами. Многими исследователями наряду с понятием педагогической (профессиональной) компетентности рассматриваются такие понятия как педагогическое мастерство, педагогическая техника, педагогические умения. Проблема педагогического мастерства широко разрабатывается в отечественной педагогике и психологии (Ю.П. Азаров, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков, Н.В. Кузьмина и другие). Согласно литературным источникам, педагогическое мастерство - это постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагогическое мастерство характеризуется как высокий уровень овладения педагогической деятельностью. Н.В. Кузьмина в содержание педагогического мастерства включает такие компоненты как психолого-педагогическая эрудиция, умения в области педагогической техники, умения влиять на психику другого человека, личностные особенности. В.А. Сластенин включает теоретические знания и основанные на них умения. Педагогическая техника — это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера) (Л. И. Рувинский). Педагогическая техника выступает компонентом педагогического мастерства и педагогической компетентности. Таким образом, педагогическое мастерство рассматривается как высокий уровень овладения профессиональными знаниями и педагогической техникой. Педагогическая компетентность будет являться составляющей педагогического мастерства, так как предполагает владение знаниями, развитыми умениями и профессионально значимыми личностными качествами, которые в педагогическом мастерстве доведены до высокого и постоянно совершенствуемого искусства. В ходе анализа литературных источников по проблеме профессиональной компетентности были выявлены следующие её компоненты: гносеологический, ценностно-смысловой и деятельностный. Гносеологический компонент профессиональной компетентности педагога включает: знания теоретических и методологических основ определённых наук, знание современных информационных технологий, знание требований, предъявляемых к современному педагогу, знание нормативных документов, касающихся профессиональной деятельности, широта и глубина дополнительных знаний. Ценностно-смысловой (личностный) компонент профессиональной компетентности включает: готовность к проявлению личной инициативы, ценностное отношение к профессии, готовность работать в коллективе. Деятельностный компонент (умения) профессиональной компетентности включает следующие умения: гностические, проектировочные, коммуникативные, информационные, творческие, аналитические, организаторские, развивающие. Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что вопрос оценки профессиональной компетентности является на сегодняшний день неясным, так как непонятно каким образом нужно определять имеющиеся изменения уровня профессиональной компетентности. Поскольку отсутствует однозначное определение понятия «профессиональная компетентность» и нет общепринятой модели оценки повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ, возникла необходимость определить свои позиции внутри дошкольного учреждения. Для определения уровней профессиональной компетентности нами использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, самоанализ. По результатам мониторинга была составлена сводная карта оценки уровней профессиональной компетентности и профессионально-значимых качеств педагогов. Каждый критерий данной карты оценивался определённым количеством баллов: от 0 до 5. Все критерии были отнесены к определённым параметрам, таким как результативность деятельности педагога, уровень знаний педагога, наличие умений, способностей и др. По окончании мониторинга выведен уровень компетентности каждого педагога: низкий, средний или высокий. В результате были получены следующие данные: педагогов с высоким уровнем компетентности 40%, со средним - 45%, с низким 15%. Все педагоги обладают необходимыми теоретическими знаниями, увлечены своей профессией, добросовестно относятся к своей педагогической деятельности. Выявились следующие проблемные зоны: некоторые педагоги испытывают трудности в организации деятельности родителей, включении их в педагогический процесс, в применении информационных технологий (организаторские умения), видении каждого ребёнка в группе (коммуникативные умения), в отборе форм, методов и средств обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата (проектировочные умения), неумение видеть проблемы и противоречия и неумение находить нужное и оригинальное решение (творческие умения). У некоторых педагогов необходимо развивать умения педагогической техники. Таким образом, многие компоненты профессиональной компетентности педагогов нашего учреждения требует дальнейшего развития. Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов нами была выстроена определённая система методической работы с педагогическими кадрами, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в детском саду. Данная система является элементом постдипломного педагогического образования и направлена на: - включение педагогов в экспериментальную и инновационную деятельность и осознание её необходимости; - информирование педагогов о достижениях современной педагогической науки и практики посредством нормативно-правовых документов, программно-методического и дидактического обеспечения; - создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности. Система методической работы в МДОУ выстраивается в трех направлениях: . По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской системы педагогической деятельности воспитателя. Для этого разработаны индивидуальные планы повышения квалификации педагогов. . По отношению к педагогическому коллективу. В этом направлении методическая работа направлена на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. . По отношению к системе непрерывного образования, что предполагает осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. Все методические мероприятия подразделяются нами на блоки. Блок 1. Мероприятия, направленные на повышение уровня теоретических знаний и научно-методического творчества. . Работа педагогов в творческих и проблемных группах. В состав таких групп входят педагоги, обладающие высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий. Основное направление деятельности данных групп - освоение инноваций, разработка и внедрение новых проектов и результатов творчества, а также выявление и решение проблем в деятельности коллектива. . Посещение педагогами курсов повышения квалификации. Нет смысла говорить о значении данной формы обучения педагогов. Важно, чтобы педагог, прошедший курсы повышения квалификации, поделился своими знаниями с коллегами. . Участие педагогов в городских методических объединениях, семинарах и научно-практических конференциях. Основные направления деятельности таких мероприятий - выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, обмен положительным опытом работы среди педагогов города. . Консультирование. Консультации являются одной из наиболее эффективных форм методической работы, так как они расширяют кругозор педагогов, помогают преодолеть трудности в работе, знакомят с инновационными материалами и литературой, делают работу творческой. . Педагогические чтения. Основная деятельность педагогических чтений направлена на освоение и накопление психолого-педагогических знаний в сфере развития системы дошкольного образования, научных и практических инноваций в дошкольной педагогике и детской психологии. Используются различные формы работы с педагогами: лекции, работа с психолого-педагогической литературой, нормативными документами. Блок 2. Мероприятия, направленные на повышение ценностного отношения к профессии, формирование гармоничных отношений с коллегами. . Психолого-педагогические тренинги. Обучение в тренинговой группе имеет ряд неоспоримых преимуществ. Педагоги учатся принимать точку зрения своих коллег, обнаруживают готовность к изменению своих установок; учатся излагать свои переживания, стремления, цели и ожидания; повышается активность и инициативность в поиске оригинальных решений. . Использование методов морального поощрения и награждения. За хорошее материальное вознаграждение человек сделает многое, а за искреннее признание и одобрение - ещё больше. Старание без признания приводит к разочарованию, поэтому необходимо отмечать и поддерживать даже самые небольшие успехи педагогов. . Неофициальные коллективные мероприятия. На таких мероприятиях возникает возможность не только сформировать коллектив единомышленников, но и лучше узнать способности каждого педагога, оценить их педагогический потенциал. . Оказание доверия при поручении ответственных дел, делегирование полномочий с целью формирования кадрового резерва руководящих кадров. В каждом учреждении есть свои уникальные педагогические кадры, которые могут быть известны и за пределами своего дошкольного учреждения. За такими педагогами тянутся другие, перенимают у них опыт общения с детьми, родителями. Эти педагоги формируют представление об учреждении в социуме. Искренняя заинтересованность администрации в профессиональном росте таких педагогов будет способствовать сохранению и развитию педагогической элиты ДОУ. Блок 3. Мероприятия, направленные на развитие профессиональных умений и педагогической техники. . Недели педагогического мастерства. Опытные педагоги демонстрируют свой опыт, отличающийся оригинальностью и индивидуальным стилем. Это способствует тому, что воспитатели ценят индивидуальность каждого педагога, обогащают свой опыт, работая над поиском своего авторского почерка. . Мастер-классы. Способствуют активизации личности каждого педагога, развитию творческих способностей, умению находить оптимальные и оригинальные решения. . Педагогические советы. Применение таких методов проведения педсоветов, как дискуссии, аукционы, круглые столы, педагогические гостиные, обеспечивает откровенный обмен мнениями, помогает сплачивать коллектив, наращивать творческий потенциал каждого педагога. Педагогический совет обеспечивает организационное, мотивационное и эмоциональное единство педагогического коллектива, что создаёт поле морально-интеллектуального единства, без которого группа педагогов не может функционировать как коллектив. . Семинары-практикумы. Включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. . Деловые игры. Связаны с решением педагогических задач, содержащих описание конкретных ситуаций, требуют от участников принятия определённой роли и выбора способов взаимодействия. Помогают педагогам усвоить технологию проведения занятия и воспитательных мероприятий. . Наставничество. Путь молодого специалиста к профессиональному мастерству не лёгок. Необходимо ориентировать молодого педагога на овладение передовыми методами и приёмами работы, на пополнение своих знаний. Опытный педагог поможет наглядным примером постичь секреты профессии. Таким образом, методическая работа в ДОУ - это часть системы непрерывного образования педагогов, основанная на достижениях науки практики, направленная на повышение уровня профессионального мастерства педагогов и ориентированная на достижение и поддержание высокого качества педагогического процесса. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но любовь к своей профессии, детям, хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности и педагогическая техника, постоянная работа над своим развитием - необходимое условие для достижения педагогом профессионального мастерства.

ЛИТЕРАТУРА 1. Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2008. № 3. С. 15 - 17. 2. Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 24 - 31. 3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. М., 2008. 4. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 5. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1. С. 15 - 21. 6. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1. С. 8 - 14. 7. Панкова Е.П. Повышаем профессиональную компетентность воспитателей. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. № 8. С. 28 - 33.

Ольга Щукина
Педагогический совет «Профессиональная компетентность воспитателя»

Место проведения : МКДОУ Быковский детский сад №1 «Тополек»

Цель :

Актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя ;

Активировать форму повышения квалификации педагогов ;

Анализ профессиональной компетентности педагогических работников и общую культуру воспитателей МКДОУ Быковский детский сад №1 «Тополек» .

План педагогического совета

1.1. Доклад « педагогического процесса .

«Профессиональная компетентность воспитателя » .

1.3. Игра «Качества»

2. Советы воспитателям по созданию портфолио.

2.1. Предназначение портфолио

3. Составление графика взаимопосещений

1.1. Профессиональная компетентность воспитателя

1.1. Доклад «Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса .

Докладчик Казип А. П.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность » . На основе анализа различных определений данного понятия с учтом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант : профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению , определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности . Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками .

Новый социальный заказ обращенный к непрерывному педагогическому образованию , выражается в виде требований к квалификации педагогов , способных, к самостоятельному развитию в инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям :

– ;

– учебно-методической;

– социально-педагогической .

Воспитательно -образовательная деятельность компетентности : осуществление целостного педагогического процесса ; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога : знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников ; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : планирование воспитательно -образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности : знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс ; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга , воспитания и обучения детей .

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями :

Знание основных документов о правах ребнка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями , специалистами ДОУ.

1.2. Интелектуально – творческая игра

«Профессиональная компетентность воспитателя » .

Цель : Активировать форму повышения квалификации педагогов . В игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогических работников и общую культуру воспитателей ДОУ .

На данном этапе работы педсовета нужно организовать аналитическую группу, которая будет оценивать ответы команд и вести саму игру. В эту группу входят заведующий д/с и два воспитателя , остальные воспитатели делятся на три микрогруппы (желтый, красный, синий) .

Каждой микрогруппе задается вопрос по очереди, время на обдумывание 30сек. Отвечает один участник от всей команды.

Аналитическая группа оценивает ответы по следующим критериям.

5 баллов – полный, развернутый, правильный ответ.

3 балла – ответ частично правильный, но не полный.

0 баллов – нет ответа или он неправильный.

Здесь анализируются и проверяются знания педагогов основных законодательных документов в области дошкольного образования (сюда входит знания санитарно – эпидемиологических требований, знание содержания нормативных документов в области образования).

1 БЛОК «Знания санитарно-эпидемиологических требований»

1. Какова предельная наполняемость в яс. группах (от 1 года до 3 лет) (не более 15 человек)

2. Какова предельная наполняемость групп для детей 3-7 лет? (не более 20 человек)

3. Какова предельная наполняемость в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов 3-7 лет? (не более 10 человек)

4. Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (не менее 4-4,5г.)

5. Какова общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста? (12-12,5 ч. из которых 2.0 – 2.5ч. отводится на дневной сон) .

6. Как организуется дневной сон для детей от 1,5 до 3 лет? (однократно, продолжительностью не менее 3 часов) .

7. Сколько времени в режиме дня для детей 3-4 лет составляет самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена? (не менее 3-4 часов)

8. Какова норма проведения занятий в неделю для детей от 1,5-3 лет и какова продолжительность? (не более 10 занятий в неделю : развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные игры и др. продолжительностью не более 8-10 мин.)

9. Каково максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в старшей и подготовительной группах? (не более 3х) .

10. Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (не более 20 минут)

11. Какова продолжительность занятий для детей 7-го года жизни? не более 30 мин.

12. В какие дни недели и в какое время суток необходимо проводить занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей? (в первую половину и в дни наиболее высокой работоспособности детей – вторник, среду).

2 БЛОК «Основные нормативные документы в области образования»

1. Какие нормативные документы мы можете назвать, которые должны находиться в детском саду? (Типовое положение ДОУ, Конституция, Семейный кодекс, Трудовой кодекс, Конвенция прав ребенка, Закон об образовании, декларация прав ребенка, Устав ДОУ, Родительский договор)

2. Вспомните конвенцию о правах и назовите права ребенка.

На воспитание в семейном окружении

На достаточное питание

На приемлемый уровень жизни

На медицинский уход

Дети – инвалиды – на особую заботу и обучение.

На отдых

На бесплатное образование

На безопасные условия жизни право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Имеют право говорить на своём родном языке, свою культуру.

Выражать свое мнение.

3. Укажите из какого документа следующая вдержка «Родители – первые педагоги ребенка . Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности в младенческом возрасте.

Из Типового положения ДОУ

Из учебника по педагогике

Из Конституции РФ

Из Гражданского кодекса РФ

Из закона РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1.

4. Основным актом, регулирующим отношения семейного права является?

Конституция РФ

Семейный кодекс

Конвенция прав ребенка

Договор между детьми и родителями

5. Чем характеризуется профессиональная компетентность воспитателя ?

Умением педагогически мыслить

Умением наказывать детей

Умением узнавать мнение родителей об их ребенке

Умением накладывать связи с бизнесменами.

6. Кто не допускается к педагогической деятельности согласно нормам Трудового кодекса РФ? (лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям)

7. Какова продолжительность рабочего времени педагогических работников , установленная ст. 333 труд. кодекса РФ (не более 36 часов в неделю, в зависимости от должности и специальности, с учетом особенностей их труда продолжительности рабочего времени определяется Правительством РФ).

1.3. Игра «Качества»

Каждому из педагогов необходимо выбрать три качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Каждое качество записывается воспитателями на отдельных листах заранее. Все качества складываются в три мешочка (по количеству микрогрупп) . Каждый участник по очереди вытаскивает листочек и отдает его тому, кто по его мнению обладает этим качеством. В итоге каждый участник получает разное количество листочков, а значит и качеств. В конце игры задается вопрос воспитателям «Как присвоенные качества могут помочь в профессиональной деятельности ?».

2. Советы воспитателям по созданию портфолио

2.1. Предназначение портфолио.

Портфолио предназначается для :

Самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ ;

Оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, определения размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат и пр.).

Основными подходами к разработке и ведению Портфолио являются :

Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций );

Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности : воспитательно-образовательной , конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической );

Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений : структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога ; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов ).

Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются :

Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио) ;

Принцип диагностико - прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста , наличие параметров профессиональной деятельности );

Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);

Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного , деятельностного, системного подходов);

Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ ).

2. Особенности Портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации.

Портфолио представляет собой рабочую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует имеющийся опыт воспитателя ДОУ и отражает совокупность его индивидуальных достижений; это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений воспитателя , включающий интеграцию количественной и качественной оценок педагогической деятельности ; это комплект документов , подтверждающих результативность деятельности воспитателя детского сада , актуализирующий рефлексию его собственной деятельности. Портфолио – форма аттестации, в ходе которой воспитатель представляет материалы, подтверждающие его профессионализм в виде структурированного накопительного документа.

3. Система оценки индивидуальных достижений воспитателей ДОУ .

В Портфолио представляется и оценивается совокупность показателей : квалификации и профессионализма , продуктивности (результативности) .

Основными требованиями к оценке Портфолио являются :

Единые процедура и технология оценивания;

Наличие динамики профессионального роста и результатов деятельности воспитателя ;

Достоверность используемых данных;

Соблюдение морально-этических норм при сборе и оценивании предоставляемой информации, критериев их оценки, которые находят отражение в формализованных подтверждающих и иных документах (экспертный лист) .

4. Структура Портфолио

Введение

Портрет

Папка профессиональных достижений

Папка достижений воспитанников

Папка подтверждающих документов

В разделе «Введение» воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе , стаже работы, образовании, личные данные. Эти сведения воспитателю помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения.

В раздел «Портрет» воспитатель включает эссе «Я и моя профессия » .

В эссе «Я и моя профессия » воспитатель в свободной форме может отразить следующие аспекты : мотивы выбора профессии , представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности , этапы профессионального становления , личностные и профессиональные интересы , перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо , дать самоанализ профессиональной компетентности , обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т. д.

«Папка профессиональных достижений » включает в себя следующие материалы : планы воспитательно -образовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах , публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, системы конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений , позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений : аналитических, прогностических, рефлексивных, и др.

«Папка достижений воспитанников » включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса, продукты детского творчества, сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально- педагогической деятельности воспитателя , служить иллюстрацией его профессионального творчества , активности, компетентности .

«Папка документов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании , грамоты за успешную реализацию профессионально - педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма и компетентности специалиста , а также уровень его притязаний, официальный статус.

«Папка экспертных оценок» включает в себя внешние и внутренние отзывы, рецензии, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т. п. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту .

2.2. Электронное портфолио на www.сайт .

На примере электронного портфолио старшего воспитателя Щукиной О . Н.

3. Составление графика взаимопосещений.

Решение педагогического совета

Продолжить практику взаимопосещений разных образовательных областей.

Продолжить работу семинаров, мастер-классов, направленных на формирование и развитие ключевых компетенций воспитателей .

В конце учебного года воспитатели представляют анализ по самообразованию.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Волошка»

г. Ноябрьск

Психолого-педагогические аспекты компетенции педагога ДОУ в свете профессионального стандарта

(Вступление – введение в тему)

2.Упражнение «Я проектировщик».

Цель: разработать критерии оценки педагога по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Предлагается на основе требований к психолого-педагогическим условиям реализации ООП разработать критерии оценки качества образовательной деятельности педагога

(Время работы группы 10 мин. По окончанию каждая группа презентует свои проекты оценки качества).

3. мозговой штурм (слайд)

Найдите правильный ответ

команды отгадывают методом пинг-понга

1. Какие требования включает в себя ФГОС ДО?

    Требования к результатам освоения ООП ДО; Требования к содержанию ООП ДО; Требования к образовательным учреждениям.

2. Кто обеспечивает разработку примерной основной образовательной

Программы дошкольного образования:

    Уполномоченные федеральные органы; Уполномоченные региональные органы; Образовательная организация.

3. Как определяется среда, которая обеспечивает реализацию различных

образовательных программ?

    Предметно-развивающая Предметно - пространственная; Развивающая предметно - пространственная.

4. Какой должна быть развивающая предметно-пространственная среда?

    Безопасной; Трансформируемой; Доступной.

5. Какой раздел является дополнительным разделом программы

    Целевой; Содержательный Презентация

Назовите формы методической работы с педагогами (пассивные)

7. назовите активные формы организации методической работы

Предлагаются на слайдах ребусы, команды отгадывают

методом пинг-понга. Если команда не справляется вопрос адресуется

соперникам

Перед упражнением необходимо напомнить правила разгадывания ребуса:

    Если рядом с рисунком ни справа, ни слева - нет запятых, то нужно читать

слово целиком.

    Если слева от рисунка одна запятая, надо отбросить первую букву, если

последние буквы.

    Если два предмета или буквы нарисованы одна в другой, то их названия

читаются с прибавлением буквы "в".

    Если между буквами стоит знак «=», то нужно в слове заменить одну

букву на другую.

    Цифры, стоящие рядом с рисунком, указывают порядок букв в слове Если рядом с рисунком находится зачёркнутая буква, её надо выбросить

из слова. А если рядом с зачёркнутой стоит другая буква, надо в слове

заменить одну букву на другую.

4. Вам предлагается игра «Пирамида»

В настоящее разработан «Профессиональный стандарт педагога», который начал действовать с 1 января 2015 года. В нём в п. 4.5. перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя).

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности : предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда , дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

командам необходимо расположить в порядке убывания компетенции педагога.

Выстроив «пирамиду», представитель команды делает вывод, основанный на выбранных вами критериях.

Прошу обратить ваше внимание на Примерную модель компетенций педагога образовательного учреждения.

Вот таким образом распределились компетенции по «весу».

Фундаментом пирамиды являются базовые профессиональные

знания, на вершине – «Влияние» способность педагога убеждать,

использовать такие стратегии, которые вовлекают родителей

в образовательный процесс, а также знать индивидуальные

потребности воспитанников, чтобы развивать их способности, качества и сформировать желание самостоятельно добывать знания.

Как-то ученики спросили учителя, в чем состоит его основная задача. И он ответил им: «Вы узнаете об этом завтра».

На следующий день ранним утром учитель повел своих учеников на прогулку в горы.

С собой они взяли все необходимые для этого вещи. Когда наступил полдень, все уже были уставшими и проголодались. Они решили устроить привал и передохнуть. Учитель достал еду. Это был рис и овощи, которые он приготовил заранее, добавив большое количество соли. Поэтому после такого обеда ученикам очень быстро захотелось пить. Но всю воду они выпили по дороге.

Тогда им пришлось подняться и осмотреть все вокруг в поисках воды. Учитель в этом не принимал никакого участия. Ученики не нашли воды и решили, что пора вернуться обратно. Вдруг учитель сказал: «Я помню, что источник с пресной водой находился за тем холмом». И тогда ученики радостно последовали в указанном направлении. Они нашли воду, утолили жажду и вернулись обратно. При этом не забыли взять с собой воду и для учителя. Они предложили ему принесенную воду, но тот отказался и указал на бутыль с водой, стоявшую у его ног, — она была практически полна.

— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.

— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.

— Нет, главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.

Так и в наших руках возможность формировать личность педагога: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться и принимающую ценности семьи общества, историю и культуру своего народа, доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. А для этого мы должны быть во всем примером своим педагогам, и четко следовать моральным и профессиональным принципам.

Вот и подошло к концу наше педагогическое состязание. Возможно кто-то узнал что-то новое, а кто-то вспомнил уже знакомые данные. Но я думаю, что эта игра прошла с пользой для каждого из нас.

Слово экспертам

Спасибо за внимание!

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве» .

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности .

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно-образовательной;

Учебно–методической;

Социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка [З. С.4]

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

Обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Список литературы:

1. Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12. С.74

2. Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1. С.95.

3. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4.