Туве янссон из какой страны писатель. Недетские страсти вокруг детской писательницы: секреты мамы муми-троллей Туве Янссон

Туве Янссон. Сборник книг

Туве Янссон приобрела всемирную известность благодаря своим книгам о муми-троллях, которые переведены более чем на 30 языков. Муми-тролль со своей семьей и друзьями разошлись по всем уголкам мира в виде рассказов в картинках и в телевизионных мультсериалах. Туве Янссон традиционно почитают как автора сказок и, в особенности, как создателя своеобразного мира муми-троллей. Она является самой переводимой финской писательницей: книги про муми-троллей читают более чем на 30 языках мира, и они завоевали себе место в мировой сказочной литературе наряду с "Маленьким принцем", "Винни Пухом" и произведениями Астрид Линдгрен.

Туве Марика Янссон родилась в Хельсинки в 11:55 в субботу 9 августа 1914 года в творческой семье. Её отец Виктор Янссон (1886-1958) - был скульптором, а мать Сигне Хаммарстен (1882-1970) художницей, переехавшей в Финляндию из Швеции после заключения брака. Родители Туве познакомились в 1910 году в Париже. Через 3 года поженились. Сигне рисовала марки, работала в радикальном антифашистском журнале GARM . Родители принадлежали к шведскому языковому меньшинству в Финляндии и семейное наследие - искусство, творчество и терпимость - позже отмечены в рассказах Туве, в которых она показала понимание богемного образа жизни и уважение к индивидуальности. В детстве Туве на лето уезжала в Блиде (Швеция) к бабуше по материнской линии. Младшие братья Туве - Пер Улов и Ларс в 1940-е годы дебютировали как писатели. Позднее Ларс стал создавать рассказы в картинках, а Пер Улов стал фотографом.

Родители Туве Янссон много работали, они отдавали всю свою жизнь искусству, но в то же время Виктор Янссон знал толк в вечеринках и их дом часто становился местом веселых встреч. О том, как проходили вечеринки Туве написала в своей автобиографической книге “Дочь скульптора”:

“Я люблю папины пирушки. Они могут тянуться много ночей подряд, и мне нравится просыпаться и снова засыпать и чувствовать, как убаюкивают меня дым и музыка, а потом вдруг раздается внезапный вопль, пронзающий холодом сквозь тепло, вплоть до самых ступней ног.
Смотреть на все это не стоит, потому что тогда исчезает то, что придумываешь сам. Так бывает всегда. Ты смотришь на них сверху, а они сидят на диване и на стульях или медленно ходят по гостиной.

Мама не пирует с ними, она следит за тем, чтобы керосиновая лампа не коптила в спальной. Спальная - это наша единственная настоящая комната, кроме кухни; я имею в виду, что там есть дверь. Но там нет печки. Поэтому керосиновая лампа горит всю ночь. Если откроешь дверь, то табачный дым проникает в комнату, и у Пера Улофа начинается приступ астмы. С тех пор как у меня появился братик, с пирушками стало гораздо труднее, но папа с мамой пытаются все-таки устроить все самым наилучшим образом.”

Откуда взялся Муми-тролль?

По словам Софии Янссон, племянницы Туве, история появления Муми-тролля на свет такова. На острове, где семья Янссон проводила каждое лето, туалет находился не в доме, а на улице. Изнутри он был обит картоном. На этом картоне все члены семьи любили рисовать и писать, там шла очень бурная переписка, например, с братьями они размышляли о философских проблемах. Однажды брат написал там какую-то историю о Канте. Туве не могла придумать что-то ему в ответ и нарисовала какое-то существо. Тогда она сказала, что это было самое некрасивое существо, какое только она могла придумать. Это и был первый Муми-тролль.

Впервые фигурка Муми-тролля, как личная эмблема-подпись Янссон, была опубликована на ее антигитлеровском плакате в конце 30-х годов.

Четыре месяца в году вся семья Янссон проводила в домике на острове в Пеллинки, что в 50 километрах от Порвоо. Они арендовали коттедж у местных рыбаков в конце мая и возвращались в город в начале сентября. На этом острове живет около 300 человек. Именно этот остров, уютный дом, где жила дружная семья, леса вокруг дома, море и крошечные острова послужили праобразом мира, впоследствии описанного Туве в книгах о мумии-троллях.

В детстве другом Туве был Erick Tawaststjerna, который повзрослев стал музыкальным критиком и биографом Яна Сибелиуса. Туве не любила учиться в школе. Она говорила, что школа была скучной и она “забыла о ней все, в том числе, почему боялась её”. По вечерам Туве сидела перед огнем в студии и слушала рассказы своей матери о Моисее и об Исааке, о людях, которые тоскуют по своей стране, либо теряются, а затем находят свой путь. О том, что большинство людей зачастую чувствуют себя немного одиноко.

В возрасте пятнадцати лет Туве переезжает в Стокгольм (Швеция) где изучает изобразительное искусство в Tekniska Skolan, профессиональном институте с 1930 по 1933 год, а затем возвращается в Финляндию, где учится в школе рисования Финской Ассоциации Изобразительных Искусств “Атенеум” в Хельсинки с 1933 до 1936 года. В 1938 году она продолжала свою учебу в школе d’Аdrien в Париже.

Туве начал свою карьеру иллюстратора в возрасте 14 лет, когда ее рисунки были впервые напечатаны в детской секции журнала Аllas Kronika. Политически либеральный сатирический журнал Garm, популярный в шведоязычных интеллектуальных кругах, начал публиковать рисунки Янссон в 1929 году и сотрудничество продолжалось до закрытия журнала в 1953. Муми-тролль того времени выглядел, как белое существо с длинным узким носом и именовался Снорком.

В 1930 Туве ездила в Германию, Италию и Францию. А с 1932 участвовала в выставках в Финляндии и за рубежом. Её первая частная выставка прошла в 1943 году в Хельсинки. Туве оформила примерно сто обложек для журналов, проиллюстрировала такие издания на шведском, как Люцифер. Кроме того Туве работала над рекламой, рекламными вывесками, открытками. С 1934 по 1940 годы Туве пишет рассказы, которые публикуются в журналах и рождественских изданиях. В ежедневных газетах печатаются ее очерки о поездках и о мире искусства. Вторая выставка Янссон в 1946 году в галерее Bоcksbacka, был коммерчески успешной и получила хорошие отзывы критиков. В начале 1940-х Янссон считалась одним из наиболее выдающихся молодых художников Финляндии.

Первая книга, озаглавленная Smatrollen och den stora oversvamningen (Mаленькие тролли и большое наводнение) появилась в 1945 году в Швеции, и только в 1991 году была переведена на финский язык. Туве начала писать эту историю в 1939 году во время советско-финской Зимней войны, с тем чтобы избежать хоть на мгновение мрачность военного времени. Но эта книга не имела большого успеха и была последней из всех историй о муми переведена на английский язык.

В 1946 году выходит книга Mumitrollet och kometen (Муми-тролль и комета), в 1948 книга Trollkarlens hatt (Шляпа Волшебника). И после этого к Туве приходит настоящий большой успех.

В 1947 году Атос Виртанен (Atos Wirtanen) — друг Туве Янссон и главный редактор шведской газеты “Ny tid” (”Новое Время”), выходившей в Финляндии, предлагает ей сделать серию сатирических политических комиксов о муми. Именно Атос Виртанен послужил праобразом Снусмумрика, он постоянно носил зелёную шляпу и считал её своим талисманом. 1 октября 1947 в статье о социалистической молодежи Чехословакии и деятельности финской народной демократической партии было напечатано изображение Mуми-тролля под зонтиком. Два дня спустя на первой странице была опубликована первая полоса комиксов с анонсом предстоящих серий. На той же неделе вышла статья о Янссон. И так, начиная с 3 октября 1947 муми-комиксы будут публиковаться каждую пятницу вплоть до 2 апреля 1948. Каждая полоса состояла из шести ячеек. Всего же Туве нарисовала 26 полос. Причиной прекращения публикаций явилась жесткая критика со стороны оппозиции, обвинившей Туве в распространении либерально-буржуазных идей.

В январе 1952 года Янссон заключила контакт на публикацию комиксов с Associated Newspapers. Янссон была в восторге от предложения, так как оно освобождало её от денежных забот и давало возможность уделять больше времени творчеству. 20 сентября 1954 года на страницах “The evening news” (Лондон) был напечатан первый муми-комикс. В сентябре 1956 года в Хельсинки прошло празднование Дня Муми-тролля, спонсором которого являлось агентство Associated Press. В 1959 году, Туве, окончательно устав от муми-тематики, расторгает контракт с агентством.

Она говорит, что “Сначала работать было очень весело и легко. Я рисовала все, что мне приходило в голову. Со временем пришло критическое отношение к своей работе, а потом это стало просто тяжелым трудом. Когда я узнала, что издательство согласилось расторгнуть со мной контракт, я была счастлива! Я пошла гулять в лес, забралась на дерево и там, на дереве, я вдруг почувствовала себя такой сильной и свободной, что мне вдруг захотелось написать еще одну книгу». Так родилась идея книги «Кто утешит малютку Кнютта?». По словам Туве эта книга далось ей легче всех из произведений о муми-троллях, она буквально на одном дыхании сочинила и проиллюстрировала её.
Туве написала свою последнюю книгу о муми-троллях Sent i november (В конце ноября) в 1970 году после смерти ее матери. Семья муми-троллей не присутствует в ней, они исчезли и никто не знает куда. На этой книге закончилась серия повестей о муми-троллях, хотя Туве говорила, что была бы рада вернуться к работе с ними.

В целом все персонажи муми-книг имеют сильное сходство с собственной семьей Янссон - они были богемны, жили рядом с природой, были терпимы к окружающим их существам и любили то, что готовила для них мама. Иногда персонажи Янссон были весьма зловещими, как, к примеру, Хемули, которые олицетворяли должностных лиц, или странные Хаттифнатты, которые движутся неизвестно откуда, куда и с какой целью — угрожающая толпа. Прозаик Элисон Лурье охарактеризовал Морру - темное, холмообразное существо - как “своего рода ходячее проявление скандинавского мрака; всё, что она затрагивает умирает, и земля замерзает там, где она сидит.” (Guardian, 30 июня, 2001)

Хотя Янссон приобрела всемирную славу благодаря персонажам Муми, сама она рассматривала себя в первую очередь в качестве художника. Ее первая большая настенная роспись была сделана для ресторана Kaupunginkellari в 1947 году. После этого последовал ряд других работ, в том числе картины для детской больницы в Хельсинки. В 1992-93 годах Художественный музей Амоса Андерсона представил картины Янссон на большой выставке.

В 1956 году состоялось знакомство Туве с Тууликки Пиетиля (Тuulikki Pietila 18.02.1917 - 23.02.2009), которая стала верной спутницей жизни Туве. Она была художником-графиком, профессором. Её личность вдохновила характер Туу-Тикки из повести Trollvinter (Волшебная зима). Много лет тёплые месяцы в году Туве и Тууликки проводили в домике на собственном острове Клувхар в 80 километрах от Хельсинки. Там же жила их чёрная кошка по имени Псипси. В 1995 году Туве и Тууликки принимают решение больше не ездить на остров из за проблем со здоровьем. Янссон передаёт остров в дар государству. Сейчас в доме Туве и Тууликки обустроен их музей, который каждое лето открыт для посещения туристами. В 1996 г. вышла автобиографическая книга «Картинки с острова», написанная Туве в соавторстве с Тууликки.

Есть люди, что приходят в наш мир, чтобы оставить не только светлые воспоминания, но и вещи, которые будут жить в веках и дарить светлые чувства. Мы расскажем вам о таком человеке, это Туве Янссон. Краткая биография, наиболее известные произведения и цитаты ждут вас в статье о загадочной сказочнице из далекой холодной Финляндии.

Кто такая Туве Янссон?

Финская писательница Туве Янссон известна во всем мире. Ее произведения, в большинстве написанные для детей, не оставляют равнодушными и взрослых. Мировую известность Янссон принесла серия про забавную и милую семью муми-троллей.

Секрет популярности произведений писательницы - в ее добрых персонажах, интересных историях, ненавязчивом, легком авторском языке. Дети всего мира знают ее героев. Многие книги экранизированы.

Изюминка ее произведений в том, что герои Янссон созданы ею от начала до конца. Писательница не только написала о них цикл книг, но и сама иллюстрировала их. Поэтому муми-тролли такие необычные и вместе с тем будто живые.

Биография Туве Янссон

Эта удивительная писательница родилась в талантливой необычной семье. Произошло это в 1914 году в Финляндии.

Мама Туве - Сигне - была известной художницей родом из Швеции. Она не только писала удивительные пейзажи и портреты, но и была иллюстратором (то есть создавала картинки для книг и оформляла их).

Отец - Виктор Янссон - был талантливым скульптором, чьи работы украшали многие музеи и дома искусств в Финляндии.

Туве Янссон родилась первой в творческой семье. Позже появились на свет еще двое братьев, что тоже пошли по пути искусства: один стал фотографом, а второй -художником.

Есть сведения, что ее мать была из известного в Швеции рода Хаммарштен, который славился своими представителями, среди которых были и люди творчества, и политики.

Все свое детство летние месяцы писательница проводила у бабушки в Швеции. Здесь почти рядом было море, которым девочка наслаждалась и которое шептало ей сказочные сюжеты будущих книг.

В пятнадцать девушка уедет в Швецию уже не на летний отдых, а на обучение в колледже изящных искусств. Писательница успешно окончит его и будет стажироваться в Италии и Франции, Великобритании и Германии. По завершении практики Туве возвращается домой, где не сидит сложа руки. Здесь она с 10 лет - штатный иллюстратор журнала, чем и продолжает заниматься после приезда, плюс делает карикатуры и иллюстрации на заказ.

Слава придет к Туве после ее волшебных повестей о чудной Муми-дол - долине, где обитает семейство муми-троллей.

Биография Туве Янссон показывает жизнь писательницы достаточно ровной и стабильной. Так и было в действительности, а причина тому - мягкий, покладистый характер Туве, ее рассудительность и добродушие. Добрые герои во многом напоминают ее саму - милые, жизнерадостные, мечтающие об интересных приключениях и загадках.

Книги о забавных муми-троллях и вещи с авторской символикой приносили Туве огромный доход. Но она вела довольно скромную и неприметную жизнь, ее самым дорогим приобретением была покупка острова Кловхарун в Финском заливе. Здесь был построен летний домик писательницы, где она проводила каждое лето и плодотворно работала.

Остаток своей жизни писательница Туве Янссон провела в своем доме в Хельсинки и в летней резиденции на острове Кловхарун с близкой подругой - художницей по имени Тууликки Пиетиля. После смерти писательницы именно она унаследовала недвижимость Туве. А еще художница стала прототипом милой Туу Тикки из повести «Волшебная зима», чем Тууликки очень гордилась.

Финляндия очень любила свою сказочницу Туве. Так, ее восьмидесятилетие отмечала вся страна. Отовсюду на удивленных туристов смотрели муми-тролли, а завершился праздник грандиозным фейерверком. Так же и в последний путь провожали любимую сказочницу всей страной. А день ее смерти - 27 июня 2001 года - стал днем национального траура.

Туве - художница и скульптор

Биография Туве Янссон скрывает интересный факт. Она не только была писательницей, но и мастерски создавала необычных персонажей в своих книгах, рисовала их и лепила из глины. Любимыми персонажами были все те же муми-тролли.

Сама Янссон не единожды подчеркивала, что она не писательница, а художник. В подтверждение можно привести ее удивительную настенную роспись в здании мэрии города Хамина и роспись алтаря в церкви города Теува. Но как бы ни гордилась своим талантом к живописи Туве, всему миру она известна как писательница и автор повестей о муми-троллях.

Произведения

Благодаря волшебным повестям однажды знаменитой проснулась Туве Янссон. Произведения ее полны доброты и покоя, милых улыбчивых существ и интересных приключений. Туве Янссон много писала и иллюстрировала. Но известной на весь мир ее сделала повесть «Шляпа волшебника». Она переведена почти на сорок языков мира и во многих странах входит в школьную программу.

Всего жизни семейства мумии-троллей посвящено восемь повестей, наиболее известные из которых: «Муми-тролль и комета», «Волшебная зима», «Шляпа волшебника», «Муми-папа и море». В последней повести находит отклик биография Туве Янссон. Для детей ее книги - интересная сказка, для взрослых - настоящий кладезь философских взглядов на жизнь и предмет для изучения.

Откуда взялся муми-тролль?

Есть герои, которые узнаваемы и необычны в толпе книжных и киношных персонажей. Такими являются муми-тролли Туве Янссон. Биография писательницы рассказывает о том, что, когда Туве не уезжала к бабушке, они с семьей проводили летние каникулы в дачном домике на небольшом острове. Здесь, как рассказывает любимая племянница писательницы София, туалет на улице был оклеен плотным картоном. На его стенах все члены семьи любили писать что-то друг другу, а иногда вступать в самые настоящие эпистолярные баталии. Как-то брат Туве написал какую-то цитату из Канта, и девочка, не найдя, что ему ответить, нарисовала загадочное милое существо. Тогда будущий автор всемирно известных повестей назвала это существо «самым некрасивым, которое она когда-либо видела». Это и был черновой вариант первого в мире муми-тролля. А прообразом волшебной Муми-дол послужил этот милый остров.

Туве Янссон. Цитаты и интересные фразы

Писательница не только создала любимый детьми и взрослыми всего мира образ муми-тролля, она еще и наполнила свои произведения удивительными фразами с скрытым смыслом. Многие из ни стали афоризмами, как, например, фраза из повести «Все о муми-троллях»: «Тот, кто ест блины с вареньем, не может быть так уж жутко опасен». Здесь же она напишет: «Когда у тебя возникает желание что-то сделать, нужно… не ждать, пока это настроение пройдет».

В своем сборнике «Летняя книга» писательница опишет запах как «тонкое покрывало, сплетенное из воспоминаний». Стоит читать книги этой удивительной писательницы, вчитываясь в каждую фразу, ведь она так много может рассказать и показать нам, научить и развеселить, увлечь в мир философии и фантазии.

Почему нужно читать произведения Туве Янссон?

Настоящим достоянием мира литературы стали книги такой писательницы, как Туве Марика Янссон. Биография не расскажет нам так о ней, как это делают ее книги. Многие литературоведы, исследуя повести Янссон, говорили, что ее герои и семья, живущая в сказочной Муми-дол, - это воплощение детства автора, взгляд на мир ребенка, который смогла сохранить в себе взрослая женщина. Прошло почти шестьдесят лет с написания первой книги о забавных троллях, а ее популярность и актуальность до сих пор на пике. Ее милые персонажи полны такой светлой веры в добро и справедливость, что поневоле сам заряжаешься этой верой, и мир кажется лучше и светлее.

К тому же повести не так уж просты, как может показаться на первый взгляд. Многие исследователи выявляли в ее сюжетах элементы буддизма, философии Канта, христианства. Произведения Туве Янссон очаровывают читателей своей простотой, легкостью и очень глубоким, неожиданным философским содержанием.

(86 лет)

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Хенриикка Ахтиайнен. Лекция «Писательница и художница Туве Янссон»

    ✪ Буктрейлер Туве Янссон Волшебная зима

    ✪ Туве Янссон. Дитя невидимка.

    ✪ Сказка Туве Янссон "Муми-тролли и конец света"

    ✪ Туве Янссон. Филифьонка которая верила в катастрофы.

    Субтитры

Биография

Туве Янссон родилась в богемной семье: мать - видная художница Сигне Хаммарштен, иллюстратор книг, приехавшая в Финляндию из Швеции; отец - признанный скульптор Виктор Янссон. Туве была первым ребёнком в семье. Её брат Пер-Улоф (р. 1920) впоследствии стал фотографом, а другой брат Ларс (1926-2000) - художником.

По материнской линии Туве принадлежала к древнему шведскому роду Хаммарштенов, из которого вышло много видных государственных деятелей и просто знаменитых людей. Интересно, что Янссон, много и часто упоминавшая в книгах и интервью свою мать, очень мало говорила об отце. Много известно о её шведской родне и крайне мало о финских родственниках по линии отца. В детстве каждое лето Туве проводила в Швеции у бабушки, в местечке Блидё , недалеко от Стокгольма .

«Прекрасней всего было то, что море находилось совсем рядом. И хотя с лужайки у дома, где мы с друзьями играли, его видно не было, если вдруг во время игр мы внезапно затихали, до нас долетал шум прибоя», - вспоминала Туве.

В 15 лет Туве Янссон уезжает учиться в Швецию, получив диплом факультета изящных искусств Колледжа искусств (англ. ) , она проходит стажировку в художественных школах Франции, Германии, Италии. К этому времени у себя на родине она уже добилась определённого признания, поскольку чуть ли не с 10 лет выполняла иллюстрации для популярного детского журнала, главным редактором которого была хорошая знакомая родителей.

Завершив учёбу за границей, Туве возвращается домой и начинает иллюстрировать книги и рисовать карикатуры по заказу разных изданий.

Всемирная известность к Янссон пришла благодаря книжному сериалу о муми-троллях: очаровательных существах, обитающих в идиллической Муми-долине. Эти книги, иллюстрации к которым Янссон выполняла сама, били все рекорды по популярности в 1950-60-е годы. Они расходились многомиллионными тиражами и издавались по всему миру. К примеру, одна только «Шляпа волшебника» была переведена на 34 языка, включая японский, тайский и фарси.

Всего о муми-троллях Янссон написала 8 повестей («Маленькие тролли и большое наводнение», «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мемуары Муми-папы», «Волшебная зима», «Папа и море», «В конце ноября»), один сборник рассказов «Дитя-невидимка», 4 книжки в картинках («Опасное путешествие», «А что потом», «Кто утешит малютку», «Мошенник в доме Муми-троллей»). Янссон лично адаптировала свои книги для театра. По мотивам «Опасного лета» она сначала написала пьесу «Муми-тролли за кулисами», а затем либретто к мюзиклу «Муми-опера».

К обрушившейся на неё популярности Янссон испытывала двоякое чувство. С одной стороны, её раздражала излишняя коммерциализация её творчества, с другой, именно огромные доходы, получаемые от всевозможной продукции с муми-тематикой (майки, кепки, плакаты, значки) позволили ей арендовать, а затем выкупить в собственность остров Кловхарун в Финском заливе, на котором она часто укрывалась от журналистов и надоедливых почитателей.

Успех во всем мире «Шляпы волшебника» привлёк к Янссон внимание агентства Associated Press , откуда она получила письмо со следующими словами: «Чудесные существа, созданные вами, могли бы стать героями комикса, который мы желали бы печатать». Туве был предложен контракт на семь лет. Она с радостью согласилась: договор на публикацию комикса гарантировал ей стабильный доход. Окружение Янссон осудило её: все друзья посчитали, что она продала свой талант западной масскультуре. Кроме того, рисовать детские комиксы считалось в богемной среде унизительным. Сама Туве считала, что бедность хуже любого унижения. Первый комикс появился на страницах лондонской газеты The Evening News 20 сентября 1954 года. На пике популярности муми-тематики комикс Янссон продавался в 17 странах и публиковался 58 изданиями.

Первоначально Янссон лично рисовала каждую полосу комикса, но вскоре эта работа ей наскучила, и она передала её брату Ларсу, который без остановки придумывал и рисовал муми-комиксы на протяжении 20 лет, превратив их в очень доходный бизнес.

Поразительно, но сама Янссон всегда подчеркивала, что в первую очередь она - художник, и очень серьёзно к своей литературной деятельности не относилась. Однако её картины всегда привлекали гораздо меньше внимания, чем книжки о муми-троллях.

Среди работ Янссон как художника самыми известными являются:

  • фрески в здании мэрии Хельсинки (1947)
  • настенная роспись в здании мэрии города Хамина (1952)
  • настенная роспись в здании средней школы города Карья (1953)
  • роспись алтаря в церкви города Теува (1954)

С годами популярность муми-книг не шла на спад, а наоборот, только росла. Книги Туве Янссон привлекают внимание не только детей, но и взрослых читателей, и даже учёных. По творчеству Янссон было защищено множество диссертаций, её сказки подвергались семиотическому и психоаналитическому анализу. В её книгах находят отголоски дзен-буддизма и христианства, отсылки к философии Канта.

Празднование 80-го дня рождения Янссон в 1994 превратилось в государственное мероприятие, по масштабу и пафосу сопоставимое с Днём независимости. День рождения обожаемого автора страна отмечала фейерверками и праздничными шествиями. Янссон чествовали как национального героя.

В июне 2001 года писательница скончалась от обширного кровоизлияния в мозг.

В день похорон Янссон в Финляндии был объявлен национальный траур. Президент страны, обращаясь с соболезнованиями к родственникам писательницы, сказал, что «Творчество Туве Янссон - самый большой вклад Финляндии в мировую сокровищницу культуры после Калевалы и Сибелиуса ».

Награды, которых была удостоена Туве Янссон:

  • «Премия Нильса Хольгерсона» лучшему детскому писателю года (1953)
  • Премия имени Х. К. Андерсена за вклад в развитие детской литературы (1966)
  • Премия Шведской Академии Искусств (1972)
  • Золотая Президентская Медаль Финляндии (1976)
  • Почетное звание доктора искусствоведения Университета Хельсинки (1978)
  • Премия имени Сельмы Лагерлеф за вклад в литературу (1993)
  • Звание Почетного Профессора Финской Республики (1995)
  • Литературная Премия Американо-Скандинавского Культурного Фонда за вклад в искусство (1996)

С 2002 года в Финляндии вручается Литературная Премия имени Туве Янссон.

Личная жизнь

В молодости Туве Янссон много и активно общалась с противоположным полом, и даже была одно время обручена с журналистом Атосом Виртаненом . По причинам, которые до сих пор остаются загадкой, помолвка была расторгнута (предположительно, самим Виртаненом).

Перешагнув рубеж в 35 лет, Янссон осознала свою бисексуальность и с тех пор поддерживала близкие отношения исключительно с женщинами . В то время в Финляндии в богемной среде однополые отношения считались приемлемыми, хотя общество в целом к лицам нетрадиционной ориентации относилось негативно .

С 1956 года постоянным партнером Янссон стала художница Тууликки Пиетиля (1917-2009). Янссон и Пиетиля прожили вместе 45 лет. Тууликки стала прототипом созерцательной и философской Туу Тикки из повести Янссон «Волшебная зима» - факт, которым Пиетиля очень гордилась. Не единожды в интервью она говорила: «Вы знаете, что Туу Тикки - это я? Туве списала этот персонаж с меня» .

Долгое время им удавалось с успехом скрывать свою связь. На вопросы интервьюеров о личной жизни Янссон неизменно отвечала, что является принципиальным противником института брака и не хочет иметь детей по философским убеждениям. Янссон и Пиетиля открыто рассказали о своих отношениях на пресс-конференции в 1993 году .

По завещанию Янссон именно Пиетиля унаследовала недвижимость, которой владели женщины (две квартиры в Хельсинки и остров Кловхарун). Авторские права на книги перешли во владение племянницы Софии Янссон (дочери Ларса).

Уже в 1960-е годы Туве Янссон стала миллионером. Огромные доходы от продажи смежных прав (театральные постановки, сувенирная продукция с муми-троллями) быстро сделали Янссон одной из самых богатых женщин в Финляндии. Однако она продолжала до самой смерти вести скромный образ жизни: пользовалась общественным транспортом, сама ходила за покупками в магазин рядом со своим домом и лично отвечала на большую часть писем от своих читателей.

Остров Кловхарун

Янссон написала ряд повестей и рассказов, не имеющих отношения к муми-троллям.

Особенности творческой манеры

Несмотря на то, что тролли были заимствованы писательницей из шведских сказок, их образ был существенно переработан, и в целом можно говорить о том, что фольклор оказал на творчество Туве Янссон минимальное влияние. Жизнь обитателей Муми-дола имитирует жизнь семьи самой Янссон с точки зрения ребёнка - неизвестно, откуда берутся продукты и предметы домашнего обихода, соседи муми-троллей хоть и ворчливы, но чаще всего доброжелательны. В более поздних произведениях герои Янссон как бы взрослеют и понимают, что мир на самом деле иной - жестокий и равнодушный (см., например, историю с красными муравьями или рассказ о морских лошадках в повести «Папа и море»). Если ранее Морра была просто сказочным чудовищем, то позднее её образ конкретизируется и даже становится выражением несправедливости мироустройства: «Так легко было представить того, кто никогда не согреется, кого никто не любит и кто уничтожает все вокруг себя» («Папа и море»). Тем не менее автор не стремится подтолкнуть читателя к выводу о том, что жизнь в этом мире наполнена страхом и мучениями. Последняя из книг о муми-троллях заканчивается тем, что они всё же возвращаются в свой дом.

В основе художественного мира Туве Янссон лежит образ дома - дома, в котором всегда горит свет, тебя ждут близкие, готова вкусная еда и тёплая постель. Это незыблемая цитадель безопасности и любви, одна мысль о которой позволяет преодолеть любые невзгоды и куда всегда можно вернуться. Так, Муми-мама спокойно дожидается окончания затянувшихся странствий Муми-тролля за накрытым столом («Комета прилетает»).

Другой важный мотив творчества Туве Янссон - это свобода . Каждый обладает правом на творческое самовыражение, поскольку свободна в своих проявлениях сама природа, весь окружающий мир. Ограничить свою свободу действий персонаж может только сам сообразно собственным представлениям о долге, но не имеет права навязывать эти представления другим: Снусмумрик ненавидит Сторожа парка, где запрещается бегать, смеяться, курить, но в то же время он добровольно отказывается от своих планов, когда вынужден позаботиться о нескольких крохотных детёнышах-сиротах («Опасное лето»).

И конечно, одна из определяющих тем муми-серии - тема одиночества. Одинок Муми-тролль (особенно это ощущается в «Волшебной зиме»), одинок Снусмумрик, и многие другие персонажи в глубине своей души одиноки. Физическим воплощением этого «одиночества души» явилась Морра: бесконечно одинокая, ледяная, непонятная и пугающая в первых книгах и «оттаявшая» - в последних. Муми-тролль боится показаться смешным, страдает от насмешек Мю, переживает массу внутренних конфликтов наедине сам с собой. В «Волшебной зиме» он впервые так остро ощутил одиночество, а в книге «Папа и море» - повзрослел и научился быть один.

Муми-парк

Библиография

Муми-серия

  • «Маленькие тролли и большое наводнение» ( , опубликована , переработанное издание )
  • «Погоня за кометой» ( , затем издавалась под заголовком «Муми-тролль и комета», переработанное издание под названием «Комета прилетает» )
  • «Шляпа волшебника» ()
  • «Бравады Папы Муми-тролля» ( , переработанное издание под названием «Мемуары Папы Муми-тролля» )
  • «Что дальше?» ( , книжка-картинка)
  • «Опасное лето» ()
  • «Волшебная зима» ()
  • «Кто утешит малютку?» ( , книжка-картинка)
  • «Дитя-невидимка» ( , сборник новелл)
  • «Папа и море» ()
  • «В конце ноября» ()
  • «Жуткое путешествие» ( , книжка-картинка)
  • «Муми-тролли» (1977), сборник комиксов
  • «Мошенник в доме муми-троллей» ( , книжка-картинка)
  • «Муми-тролли» (1981), сборник комиксов

Примечание: книги комиксов представляли собой переиздание в книжном формате комиксов, ранее появлявшихся в периодических изданиях.

Прочие произведения

  • «Дочь скульптора» () - автобиографическая повесть
  • «Летняя книга» () - повесть
  • «Умеющая слушать» () - сборник рассказов
  • «Город солнца» () - роман
  • «Игрушечный дом» () - сборник рассказов
  • «Честный обман» () - повесть
  • «Каменное поле» () - повесть
  • «Путешествие налегке» () - сборник рассказов
  • «Честная игра» () - сборник рассказов
  • «Письма Клары» () - сборник рассказов
  • «Записки с острова» (1996) - повесть
  • «Послания» (1998) - сборник рассказов
  • «Серый шёлк» (1971-1991) - сборник рассказов

Фильмы о Туве Янссон

В вышел документальный фильм Tove and Tooti in Europe производства финской кинокомпании Lumifilm.

Книги о Туве Янссон

В Финляндии давно и много пишут о Янссон. Ещё при жизни писательницы журналист Юхани Толванен опубликовал книгу «Клянусь своим хвостом» (швед. Vid min svans , 2000), посвященную творчеству Т. Янссон. В 2003 году журналистка Кристина Бьерк опубликовала биографию писательницы «Не только муми-тролли» (швед. Mer an mumin ). Спустя год свет увидел сборник воспоминаний о Туве Янссон «По дороге с Туве: друзья и родственники вспоминают Туве Янссон» (фин. Toven matkassa ). Наконец, в 2007 вышла в свет монументальная работа профессора литературоведения Буэль Вестин «Туве Янссон: слово, рисунок, жизнь» (швед. Tove Jansson: ord, bild, liv ), в которой на более чем 500 страницах рассказывается о жизни и творчестве Янссон.

Наследие Туве Янссон

В Финляндии существует «Общество Туве Янссон» (Tove Jansson Seura), целью которого является поддержание интереса к творчеству писательницы. На данный момент в обществе, которое является официальной организацией с уставом, членскими взносами, состоит несколько сотен человек. В России есть несколько фэн-клубов Туве Янссон. Очень популярны созданные ею персонажи в Японии, где есть фэн-клубы муми-троллей и множество магазинов, торгующих сувенирной продукцией с муми-тематикой.

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118920316 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  2. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  3. Tove Jansson
  4. http://web.archive.org/web/20170323082646/http://jeugdliteratuur.org/auteurs/tove-marika-jansson
  5. Уникальная картина авторства Туве Янссон была обнаружена в местечке Теува «Yleisradio Oy» (yle.fi) 11 января 2014. (Проверено 11 января 2014)
  6. Туве Янссон. Жизнь в тени Муми-дола. // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 4 ноября 2013. (Проверено 11 января 2014)
  7. Westin Boel. Privata forvandlingar//Westin Boel. Tove Jansson:Ord, Bild, Liv. Helsinki, 2007
  8. Toven matkassa//Toven matkassa. Helsinki, 2004
  9. Muminmamma ar lesbo//Q Magazine, Stockholm, 1993
  10. Остров Кловхару – Мекка для фанатов Туве Янссон // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 23 июля 2014. (Проверено 23 июля 2014)
  11. Moomin for the millions//Hufvudstadsbladet,Helsinki,2008

Литература

  • Сто замечательных финнов. Калейдоскоп биографий = 100 suomalaista pienoiselämäkertaa venäjäksi / Ред. Тимо Вихавайнен (Timo Vihavainen ); пер. с финск. И. М. Соломеща. - Хельсинки : Общество финской литературы (Suomalaisen Kirjallisuuden Seura ), 2004. - 814 с. -
Туве Янссон, превосходная художница-иллюстратор, однако более известная миру, как детская писательница, благодаря многочисленным произведениям о сказочных существах муми-троллях, родилась 9 августа 1914 года в Гельсингфорсе. Жизнь Туве с самого детства была неразрывно связана с творчеством.

Любовь к различным видам искусства передалась ей буквально по-наследству, ведь оба её родителя также принадлежали к творческому миру - мать Туве была довольно известной художницей-иллюстратором, а отец искусным скульптором. Даже оба младших брата Туве, повзрослев, избрали себе профессии связанные с творчеством: Пер-Улоф выбрал для себя интересную профессию фотографа, а Ларс предпочёл пойти по стопам матери и старшей сестры, став художником.

Детство и творчество Туве Янссон

В возрасте десяти лет мать Туве - Сигне привлекла её к составлению иллюстраций для популярного детского журнала, в котором работала её хорошая знакомая.

Несмотря на столь юный возраст, Туве с успехом справлялась с работой едва ли не лучше своих более взрослых и опытных коллег-иллюстраторов. Когда Туве исполнилось пятнадцать лет, она отправилась для дальнейшего обучения художественному искусству в специализированный колледж Швеции. По окончании Колледжа искусств она решает пройти стажировку в нескольких художественных школах Германии, Италии и Франции, чтобы глубже ознакомиться со спецификой художественного мастерства разных стран. По окончании обучения Туве вернулась к себе на родину и продолжила заниматься иллюстрированием различных книг, а также производством карикатур на заказ.

Муми-тролли Туве Янссон

Едва ли она могла себе представить, какой всплеск популярности ожидал её на рубеже 50х-60х годов с выходом в свет книжного сериала о загадочных существах муми-троллях, обитателях Муми-долины. Слава, которую принесли Туве повести о муми-троллях, вызывала в писательнице довольно противоречивые чувства: с одной стороны Туве не ощущала в себе особого таланта к сочинительству, ведь гораздо большее вдохновение ей дарило создание картин, нежели написание повестей, с другой стороны именно сказки о муми-троллях подарили Туве возможность стать известной на весь мир.

Повышенное внимание к её персоне тяготило Туве, однако большая популярность дала Туве шанс заработать огромные гонорары, благодаря которым она смогла приобрести себе личный остров, на котором Туве нередко находила уединение от назойливых корреспондентов. Янссон никогда не относилась серьёзно к своей карьере писательницы и иллюстратора повестей о муми-троллях, но данная тема была невероятно интересна обществу и приносила огромные доходы, поэтому со временем Туве с удовольствием превратила истории о муми-троллях в семейный бизнес, переложив все обязанности за иллюстрацию комиксов на своего младшего брата Ларса, который посвятил двадцать лет своей жизни этим интересным и загадочным существам. Благодаря столь известным произведениям, в Финляндии Туве приобрела статус практически национального героя, внёсшего огромный вклад в мировую культуру. Туве Янссон скончалась в июне 2001 года от кровоизлияния в мозг в возрасте 86 лет.

Несмотря на то, что прошло немало времени со дня её смерти, отголоски славы её произведений живы и до сих пор. Муми-тролли интересны не только детской аудитории, но и огромному количеству взрослых в наши дни. В 2002 году в Финляндии официально была утверждена литературная премия имени Туве Янссон.

Личная жизнь Туве Янссон

Мало кто знает, что популярная детская писательница Туве Янссон, перешагнув порог тридцатилетия, осознала свою привязанность не только к мужскому, но и к женскому полу. О своей бисексуальности Туве Янссон заявляла открыто, и хотя в целом общество относилось к данному явлению негативно, к самой Туве едва ли у кого-то были претензии на этот счёт, ведь её личная жизнь меркла в сравнении с её талантом. В 1956 году у Туве начались отношения с малоизвестной художницей Тууликки Пиетиля, которые продлились 45 лет до самой смерти писательницы. По завещанию именно Пиетиля унаследовала всю недвижимость, принадлежавшую Туве, а авторские права на литературные произведения перешли к племяннице Туве - Софии Янссон (дочь Ларса).

Писательница и художница из Финляндии, автор серии произведений о муми-троллях, а также нескольких книг, не связанных с этой серией. Занималась книжной иллюстрацией, рисовала комиксы, писала картины. В Финляндии сохранились несколько фресок и настенных росписей авторства Туве Янссон.

Детство и юность

Туве Янссон появилась на свет в августе 1914 года. Мать будущей писательницы, Сигне Хаммарштен, шведка по национальности, сама была известной художницей и книжным иллюстратором. Сигне переехала из Швеции в Финляндию, где познакомилась с Виктором Янссон, знаменитым скульптором, который стал отцом Туве.

Автопортрет Туве Янссон

В семействе было трое детей, среди которых Туве была старшей. Младший брат Ларс также стал художником и позже работал вместе с Туве над комиксом о муми-троллях. А средний брат стал фотографом.

Семейство Хаммарштенов, родственников матери, было известно в Швеции. Многие знаменитые персоны и государственные деятели вышли из этого рода. Янссон охотно рассказывала о шведской родне и ее корнях в интервью. О родственниках писательницы со стороны отца-финна известно намного меньше.


Отношения с отцом у взрослой Туве были достаточно напряженными. Виктор Янссон не одобрял либерального окружения дочери и сам был достаточно консервативен и старомоден. Туве же была открытым и толерантным человеком, который превыше всего ценил свободу.

При этом Туве восхищалась работами отца, которые окружали ее в родительском доме с самого детства, будущая писательница росла в окружении произведений искусств. Отец стал первым критиком и советчиком Туве в творческих вопросах. В доме родителей будущей писательницы бывали известные люди и представители творческой элиты, скульпторы и художники. Эта среда и сформировала Туве.


Писательница оставила воспоминания о том, как в детстве проводила летние месяцы у бабушки в Швеции, под Стокгольмом. Недалеко от дома начиналось море, и шум прибоя был слышен там, где играли дети. Туве была привязана к семье и стала жить отдельно от них, уже будучи взрослой женщиной - в двадцать семь лет. Теплое отношение к родным писательница сохранила до конца жизни.

В Швецию пятнадцатилетняя Туве уехала, чтобы учиться там в Колледже Искусств. Закончив колледж, будущая писательница проехалась по художественным школам в разных странах Европы, где проходила стажировку.


Вернувшись домой после учебы, Янссон принялась создавать иллюстрации для книг на заказ и рисовать для разных изданий карикатуры.

У молодой художницы уже был опыт - Янссон была известна как иллюстратор в Финляндии, поскольку с десяти лет сотрудничала с одним популярным детским журналом и создавала для него рисунки. Туве выучилась рисовать рано, практически на руках у матери.

Литература

Настоящую популярность Туве Янссон принесли не иллюстрации, а серия написанных ею книг и рассказов о муми-троллях и иных сказочных существах, которые живут в Муми-доле. Эти книги были необычайно популярны в середине ХХ века, переводились и печатались по всему миру, выходили и раскупались миллионными тиражами. Классические иллюстрации к этим книгам нарисовала сама Туве Янссон. В России вышел сборник «Все о муми-троллях», где все произведения этой серии были объединены под одной обложкой.


Помимо повестей, вышли также четыре книжки в картинках и два сборника комиксов, которые посвящены муми-троллям. Писательница также создала по мотивам своей повести «Опасное лето» пьесу для постановки в театре, а после – либретто для мюзикла о муми-троллях.

Популярность муми-серии, с одной стороны, спровоцировала массовое внимание к личности Туве, которое сама писательница находила раздражающим. Янссон даже выкупила остров посреди Финского залива, где пряталась от назойливых фанатов и журналистов. С другой стороны, на волне этой популярности информационное агентство Associated Press предложило Янссон выпустить муми-комикс.


Художница заключила с агентством договор на семь лет. Первый комикс появился в 1954 году на страницах одного лондонского издания. Скоро комиксы Янссон о муми-троллях печатались уже в пятидесяти восьми изданиях в семнадцати странах.

Первое время Туве сама рисовала комиксы, но вскоре ей это надоело, и художником проекта стал младший брат Туве, Ларс Янссон, который продолжал придумывать и создавать муми-комиксы 20 лет без перерыва. Помимо детских комиксов, в серии вышли и комиксы для взрослых, например, история о том, как муми-папа нечаянно собрал машину времени, и компания муми-троллей оказалась на Диком Западе.


По мотивам произведений о муми-троллях были сняты несколько советских мультфильмов, а также мультики производства Финляндии, Великобритании, Польши и Австрии.

Среди литературного наследия Янссон есть также ряд книг, которые не имеют отношения к муми-серии. В повести «Дочь скульптора» писательница в своей неподражаемой манере рассказывает о детских годах. Поклонникам серии о муми-троллях после знакомства с этим автобиографическим текстом станут понятны истоки некоторых мотивов в произведениях Янссон, предназначенных для детской аудитории.


В романе «Город солнца» Янссон описывает тихий городок, где живут пенсионеры. Это спокойное местечко с массой комфортабельных пансионатов, которые ждут клиентов. Время там будто замерло, но жизнь обитателей городка при этом полна горячих споров, событий и приключений. У Туве Янссон вышло также около десятка сборников рассказов - «Путешествие налегке», «Игрушечный дом» и другие.

Сама Туве Янссон называла себя художницей и искала самореализации в этой области, а к литературному творчеству относилась несерьезно. При этом именно книги и прославили её, а картины Янссон остались малоизвестными. Выполненные Туве Янссон настенные росписи можно увидеть в зданиях мэрии в городах Хельсинки и Хамина и в некоторых других местах.

Личная жизнь

В юные годы Туве не чуралась общества мужчин и некоторое время даже была помолвлена с одним финским журналистом и критиком, однако эта помолвка была в итоге разорвана. После тридцати пяти лет Янссон обнаружила в себе бисексуальные наклонности и с той поры вступала в интимные отношения только с женщинами.


В творческой среде, где вращалась писательница, к однополым связям относились терпимо, но финское общество того времени отрицательно реагировало на людей, вступающих в отношения с представителями своего пола. Поэтому Туве и ее жена, художница Тууликки Пиетиля, много лет скрывали эти отношения от общественности.

Туве и Тууликки познакомились в Париже, где Пиетиля училась в художественной академии. В 1956 году женщины стали жить вместе и не расставались сорок пять лет. Впервые публике стало известно об отношениях Туве и Тууликки в 1993 году во время встречи с прессой, где дамы открыто рассказали о своем романе. До этого на вопросы о личной жизни Туве отвечала одинаково - говорила, что не одобряет институт брака в принципе.

Смерть

Туве Янссон умерла летом 2001 года по причине инсульта.


Соболезнования родне писательницы выразил президент Финляндии, который в своей речи назвал творчество Янссон крупнейшим вкладом страны в «культурную копилку» человечества после эпоса «Калевала». В день похорон писательницы в стране объявили общенациональный траур.

Библиография

  • 1938 - «Маленькие тролли и большое наводнение»
  • 1946 - «Муми-тролль и комета»
  • 1949 - «Шляпа волшебника»
  • 1950 - «Мемуары Папы Муми-тролля»
  • 1954 - «Опасное лето»
  • 1957 - «Волшебная зима»
  • 1962 - «Дитя-невидимка» (сборник новелл, куда вошли тексты «Хемуль, который любил тишину», «Филифьонка в ожидании катастрофы» и другие)
  • 1965 - «Папа и море»
  • 1968 - «Дочь скульптора»
  • 1970 - «В конце ноября»
  • 1971 - «Умеющая слушать»
  • 1972 - «Летняя книга»
  • 1974 - «Город солнца»
  • 1978 - «Игрушечный дом»
  • 1982 - «Честный обман»
  • 1984 - «Каменное поле»
  • 1987 - «Путешествие налегке»
  • 1989 - «Честная игра»
  • 1991 - «Письма Клары»
  • 1996 - «Записки с острова»
  • 1998 - «Послания»
  • 1971–1991 - «Серый шёлк»

Цитаты

«Когда у тебя возникает желание что-то сделать, нужно немедленно принимать решение и не ждать, пока это настроение пройдет».
«Тот, кто ест блины с вареньем, не может быть так уж жутко опасен».
«Не стоит волноваться. В мире нет ничего страшнее нас самих».