Успеваемость в учебе. Улучшаем годовую оценку. Как повысить успеваемость? Пошаговая инструкция

Если ребенок стал хуже учиться, не стоит отчаиваться и сразу «записывать» его в двоечники. Есть много способов, как повысить успеваемость в школе. Даже в семье профессоров и педагогов может расти ребенок, который плохо учится. Задача родителей состоит в том, чтобы своевременно выявить причины снижения школьных оценок и принять необходимые меры.

Как повысить успеваемость ребенка в начальной школе?

Способность маленького ученика концентрировать внимание, сохранять радость и интерес к учебе помогут избежать проблем с успеваемостью в младшей школе. Родители в силах помочь малышу в этом, поработав в следующих направлениях:

  1. Организм ребенка должен отдыхать и получать достаточно кислорода. Ежедневные прогулки на свежем воздухе после многочасового сидения за партой, частое проветривание комнаты школьника обеспечат его зарядом бодрости и новыми силами для эффективного выполнения домашнего задания.
  2. Четкая организация рабочего дня поможет избежать нервных срывов, плохого самочувствия, усталости, потери интереса к учебе и замкнутости.
  3. Правильно расставленные приоритеты, выполнение домашнего задания согласно правилу «от более сложного к простому», составление плана и следование ему при выполнении домашней работы - это один из действенных методов, как можно повысить успеваемость ребенка в начальной школе.
  4. Подходящая обстановка в комнате, настраивающая на рабочий лад. Место для выполнения заданий на дом должно быть комфортным, хорошо освещенным и оснащенным всем необходимым для этого.
  5. Не нужно нагружать детей всем и сразу. Не обдуманно поступают те родители, которые записывают школьников во все секции подряд, ведь невозможно сосредоточиться на всем одновременно. Чрезмерные нагрузки приведут лишь к нервным срывам.
  6. Питание школьника должно быть разнообразным и содержать вещества, которые стимулируют работу мозга. Не нужно забывать также про питьевой режим.

Как повысить успеваемость подростка в школе?

Нынешняя школьная программа очень тяжелая и не все ребята могут одинаково хорошо усваивать материал. Родителям можно посоветовать следующее:

  1. Обратиться за помощью к репетиторам – профессионал сможет помочь подростку восполнить недостающие знания. Еще лучше, когда в качестве репетитора выступает школьный учитель. Кто как не он лучше всего знает, как можно помочь ребенку повысить успеваемость.
  2. Если подростку просто не интересен предмет, можно записать его в профильный школьный кружок. Неформальная обстановка способствует лучшему усвоению материала.
  3. Если снижение успеваемости является следствием проблем в общении с одноклассниками или неприязни к педагогу, следует объяснить подростку, что окружающие не должны влиять на его отношение к учебному процессу, ведь он делает это для себя.
  4. Необходимость поступления в ВУЗ выступает сильной

Он едва справляется со школьной программой? Вам кажется, что ребенок может учиться гораздо лучше, однако он не оправдывает ваших ожиданий? Ниже мы приводим несколько полезных советов для тех родителей, которые оказались в подобной ситуации.

  • Доверяйте своей родительской интуиции. Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто бы то ни был. Если у вас возникли подозрения, что ребенок страдает тем или иным заболеванием, немедленно обращайтесь к врачу. Некоторые родители не воспринимают всерьез школьные неудачи своего ребенка - им кажется, что все проблемы исчезнут сами собой, когда ребенок немного повзрослеет. Это очень опасное заблуждение! Ранняя диагностика и правильное лечение имеют решающее значение при целом ряде заболеваний.
  • Поговорите с учителем, поинтересуйтесь его мнением о способностях вашего ребенка. Внимательно выслушайте все его советы и рекомендации. Доверьтесь опыту педагога.
  • Ваш ребенок в классе выглядит смущенным, растерянным? Может быть, он откровенно скучает на занятиях, или, напротив, ведет себя вызывающе? Такое неадекватное поведение, как правило, является симптомом заболевания. В подобной ситуации ребенку необходимо соответствующее лечение. Вы должны насторожиться, если ваш ребенок систематически проваливает экзамены и тесты, если у него постоянно возникают проблемы с успеваемостью.
  • Расспросите вашего ребенка, как он успевает по тому или иному предмету. Вот примерный перечень вопросов: Чтение. «Хорошо ли ты читаешь? Нравится ли тебе читать? Запоминаешь ли ты прочитанное?» Письмо. «Хороший ли у тебя почерк? Возникают ли у тебя затруднения, когда тебе приходится переписывать текст с доски или из книги? Правильно ли ты пишешь слова? Соблюдаешь ли правила грамматики, пунктуации? Справляешься ли ты с письменными «заданиями наравне с одноклассниками или постоянно находишься в числе отстающих?» Математика. «Возникают ли у тебя проблемы с выполнением основных арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление)? Умеешь ли ты складывать, вычитать, умножать и делить двузначные числа? Понимаешь ли ты правила сложения, вычитания, умножения и деления? Случается ли, что ты вдруг забываешь все правила арифметики? Случалось ли с тобой такое: ты начал решать задачу, а потом забыл о ней и никак не можешь вспомнить, что тебе следует делать дальше?» Языковые навыки. «Когда учитель на уроке что-то рассказывает, трудно ли тебе следить за его объяснениями? Понимаешь ли ты, о чем рассказывает учитель? Запоминаешь ли его объяснения? Когда ты о чем-нибудь рассказываешь, можешь ли сосредоточиться, собраться с мыслями? Случалось ли с тобой такое: ты пытаешься о чем-то рассказать, ответить на вопрос учителя, но не можешь найти подходящего слова? Попадал ли ты в подобные ситуации, общаясь с друзьями? Со взрослыми?»
  • Ответы на эти вопросы могут свидетельствовать о том, что ваш ребенок страдает пониженной обучаемостью. Тем не менее вам следует задуматься и о других аспектах проблемы. Насколько прилежен ваш ребенок, уделяет ли он достаточно времени своим домашним заданиям? Проявляет ли ребенок интерес к учебе, гордится ли своими успехами? Может быть, вы предъявляете ребенку чересчур жесткие требования, ожидаете от него только отличных оценок, и это негативно отражается на его успеваемости? Каковы жизненные приоритеты вашего ребенка, что является для него главным - взаимоотношения со сверстниками или семья? Приходилось ли вашему ребенку испытывать сильный эмоциональный стресс? Возникало ли у него чувство отчаяния, безнадежности, беспомощности («Как бы я ни старался, я все равно не смогу этому научиться»)?
  • Вспомните ваше собственное детство. Когда вы были ребенком, у вас в школе, вероятно, возникали те же проблемы: пониженная обучаемость - это наследственное заболевание. Вы поможете своему ребенку справиться с этой проблемой, если будете относиться к нему с пониманием и сочувствием. Примите вашего ребенка таким, какой он есть. В вашей семье должно культивироваться положительное отношение к учебе, школе, а дети будут брать с вас пример.
  • Поговорите с преподавателями, с другими представителями администрации школы. Директор школы, преподаватель-консультант, школьный психолог, родители друзей вашего ребенка - все эти люди могут предоставить вам необходимую информацию о вашем ребенке, дать несколько полезных советов.
  • Обратитесь за консультацией к вашему педиатру. Врач хорошо знает физиологические особенности вашего ребенка и обладает большим опытом в диагностике детских заболеваний. Он поможет вам сформулировать те вопросы, которые вам следует адресовать преподавателям ребенка.

Педиатр, кроме того, поможет вам определить, имеются ли у вашего ребенка какие-либо физиологические проблемы (например заболевания органов зрения или слуха). Иногда такие заболевания могут существенно влиять на успеваемость ребенка.
В случае необходимости педиатр направит вас и вашего ребенка на консультацию к специалистам. Возможно, вашему ребенку потребуется пройти официальное освидетельствование на наличие заболевания. Процедура освидетельствования осуществляется независимыми экспертами (педагогами и психологами). Если ребенок не справляется со школьной программой, то по закону большинства штатов школа обязана провести официальное освидетельствование такого ребенка, а в случае необходимости предоставить ему дополнительные образовательные услуги.
Если школа отказывается предоставлять вашему ребенку все необходимые образовательные услуги, обратитесь к педиатру - он может стать адвокатом вашего ребенка в суде.

Дополнительное образование, как вариант повысить успеваемость в школе

Если ваш ребенок испытывает трудности в учебе по причине того или иного заболевания, обратитесь к администрации школы. Школа обязана бесплатно предоставить вашему ребенку дополнительные образовательные услуги (о процедуре официального освидетельствования мы упоминали выше). Педагоги и директора школ иногда не спешат обращаться за консультацией к специалистам. Если вы считаете, что школа не предоставляет вашему ребенку все необходимые ему образовательные услуги, проявите настойчивость. Федеральный закон США от 1975 года обязывает муниципальные школы предоставлять дополнительные образовательные услуги лицам с ограниченными умственными или физическими возможностями. Каждый штат и каждый школьный округ обязаны разработать соответствующую процедуру предоставления дополнительных образовательных услуг (после официального освидетельствования) школьникам в возрасте от 3 до 22 лет, страдающим определенными заболеваниями. Если такая процедура отсутствует, школьный округ не будет получать финансовую помощь из государственного бюджета. Под действие этого закона подпадают дети с самым широким спектром заболеваний (пониженная обучаемость, заболевания органов зрения и слуха, церебральный паралич, черепно-мозговые травмы, умственная отсталость, заболевания опорно-двигательного аппарата (ограниченная подвижность), психические заболевания, затрудняющие процесс обучения). Закон обеспечивает гражданам США пять основных прав, а именно:

  1. право на получение бесплатного образования в муниципальном образовательном учреждении;
  2. право на получение образования по индивидуальному образовательному плану (IEP). Индивидуальный образовательный план принимается с одобрения родителей после соответствующей юридической процедуры;
  3. право родителей знакомиться со школьной документацией, отражающей успеваемость их ребенка;
  4. право родителей на участие в процедуре официального освидетельствования ребенка и высказывания по этому поводу своего мнения;
  5. право ребенка на получение образования в такой образовательной среде, которая будет максимально соответствовать его умственным и физическим возможностям.

Процедура официального освидетельствования
Когда проводится процедура официального освидетельствования, психологи оценивают познавательные способности ребенка (тест IQ), а педагоги - его успеваемость по основным школьным дисциплинам (стандартный тест академической успеваемости). В некоторых случаях могут потребоваться и другие тесты, например тесты, изучающие основные психические функции человека (память, внимание, моторные навыки). В случае необходимости эксперты проведут анализ той социальной среды, в которой находится ваш ребенок (семья, школа).
Официальное освидетельствование - это сложная, длительная процедура, многие моменты которой зачастую остаются непонятными как ребенку, так и его родителям. Если вы воспользовались услугам независимых экспертов, ваши расходы могут значительно возрасти. Прежде всего вашего ребенка должны освидетельствовать в той школе, где он учится. Если школа не в состоянии пригласить необходимых специалистов, обратитесь к услугам частных экспертов (ваш школьный округ обязан компенсировать вам все расходы). Тестирование, проведенное специалистами, принесет вам и вашему ребенку большую пользу: вы получите достоверную информацию о характере заболевания вашего ребенка.
В процедуре официального освидетельствования участвуют люди самых разных профессий, поэтому вам, возможно, придется воспользоваться услугами менеджера-координатора (педиатра, психолога, педагога-дефектолога). Координатор поможет вам составить план лечения вашего ребенка и проанализирует его эффективность, а кроме того, возьмет на себя организационную сторону процедуры освидетельствования. В подобной ситуации, как правило, необходимы усилия целой команды специалистов.
По окончании процедуры освидетельствования представители администрации школы обсудят результаты обследования и разработают для вашего ребенка соответствующий образовательный план. Преподаватели ребенка, педагог-консультант, педагог-дефектолог, директор школы, школьный психолог - все эти люди выскажут свое мнение. Иногда ребенку разрешают присутствовать на таком собрании. В случае необходимости вы можете попросить вашего педиатра принять участие в дискуссии и поддержать вашу позицию. Если у вас есть друг или родственник, который хорошо разбирается во всех тонкостях этой юридической процедуры, попросите его прийти и поддержать вас и вашего ребенка. Попросите юристов рассказать вам о принятом решении простым и понятным языком, не употребляя специальных Юридических терминов.
Ваш ребенок наверняка попросит вас объяснить ему, в чем заключается его проблема. Ни в коем случае не употребляйте такие негативно окрашенные слова-ярлыки, как необучаемый, умственно отсталый, гиперактивный. Помогите вашему ребенку объективно оценить свои слабые и сильные стороны, культивируйте в нем позитивное отношение к самому себе и окружающим.
Если ребенку поставлен правильный диагноз и назначен соответствующий курс лечения, симптомы заболевания, как правило, значительно смягчаются. Тщательно продуманный план лечения включает в себя курс психологической помощи, который помогает родителям и ребенку избавиться от чувства вины, сконцентрировать внимание на повседневных, насущных проблемах. Ребенок начинает гораздо лучше справляться с такими заданиями, которые ранее оставались для него недоступными, у него появляются уверенность в себе, интерес к учебе. Вы окажете своему ребенку большую услугу, если познакомите его с вашими родственниками, друзьями, знакомыми, которые в детстве также страдали пониженной обучаемостью, однако впоследствии полностью избавились от этого заболевания и достигли значительных успехов в той или иной сфере.

Варианты повышения успеваемости ребенка в школе

Ознакомившись с результатами обследования, попросите администрацию школы рассказать вам, какие дополнительные образовательные услуги, специальные методы обучения она может предложить вашему ребенку в данном конкретном случае. Вы должны четко представлять себе стратегию обучения ваше го ребенка.
Принимая решение в пользу того или иного образовательного плана, учитывайте такие факторы, как характер заболевания вашего ребенка, материальные ресурсы школы и школьного округа.

Занятия по индивидуальной программе. Ваш ребенок может заниматься по индивидуальной программе в специально оборудованном кабинете. Такие индивидуальные занятия проводятся лишь по тем дисциплинам учебного плана, которые являются слабым местом ребенка. Ребенок при этом остается в своем классе и все другие предметы изучает наравне со своими сверстниками. Во время индивидуальных занятий педагоги должны ставить перед ребенком только реальные, достижимые цели. Иногда ребенку потребуется дополнительное время, чтобы справиться с тем или иным заданием. В случае необходимости ребенок может позаниматься с логопедом, пройти курс физиотерапии.

Индивидуальный подход. В данном случае отстающий ученик остается в своем классе, он продолжает обучение наравне со своими сверстниками. Иногда ребенок достаточно успешно справляется с тестами, а это означает, что, согласно федеральному законодательству, ему не могут быть предоставлены дополнительные образовательные услуги. Тем не менее у такого ребенка могут возникать определенные проблемы с успеваемостью. В подобной ситуации преподавателю приходится вносить определенные коррективы в процесс обучения, например давать ребенку индивидуальное домашнее задание, применять особый подход при объяснении нового материала, менять тематику контрольных работ и т.д. Очень важно при этом уделять особое внимание достоинствам ребенка, его сильным сторонам, всячески поощрять его успехи и достижения.

Обучение по особой методике. Некоторым детям необходимы особые методы и приемы обучения. При таком подходе недостатки ребенка, его слабые стороны нейтрализуются, а их влияние на учебный процесс сводится к минимуму. Например, если ребенок по тем или иным причинам не может овладеть техникой письма, преподаватель позволяет ему выполнять письменные задания при помощи компьютера. Если при этом ребенок хорошо владеет устной речью, ему позволяют выполнять в устной форме даже итоговые тесты.

Домашнее обучение. Этот метод имеет целый ряд преимуществ: вы сами создаете для своего ребенка комфортные, благоприятные для обучения условия, вы ставите перед ним только реальные, достижимые цели и в случае необходимости можете оказать ему любую помощь. Скорректируйте ваш распорядок дня таким образом, чтобы ребенок в часы занятий мог обратиться к вам за помощью. Когда ребенок учит уроки, в доме должна соблюдаться тишина. Учеба должна стать для ребенка главным делом - возможно, ради учебы ему придется отказаться от некоторых развлечений. Вы должны замечать каждый, даже самый незначительный успех вашего ребенка: обязательно похвалите его, если он добился успеха в той или иной области (например в своем хобби).
В подобной ситуации очень полезно нанять ребенку репетитора. Если ваш ребенок занимается с преподавателем, в вашей семье не возникнет никаких конфликтов по поводу домашних заданий. И еще один совет: реально оценивайте возможности своего ребенка - учебная нагрузка должна быть посильной, а ребенку нужно не только учиться, но и играть, развлекаться, общаться со сверстниками.

Терапевтическое лечение. Если ваш ребенок испытывает депрессию, вам необходимо обратиться к специалисту-психологу. Иногда психолог рекомендует всем членам семьи пройти соответствующий курс психотерапевтического лечения. Такое лечение принесет большую пользу вашей семье: вы будете лучше понимать друг друга, ваши дети перестанут ссориться, между ними установятся по-настоящему дружеские отношения.
Если у вашего ребенка нарушена концентрация внимания (симптомы этого заболевания - неусидчивость, импульсивность, рассеянность), ему помогут соответствующие лекарственные препараты. Курс лечения включает также сеансы психотерапии. Иногда у ребенка, страдающего, пониженной обучаемостью, обнаруживаются и другие сопутствующие заболевания (центральной нервной системы, органов зрения или слуха).

Альтернативные методы лечения. Существует множество альтернативных методов лечения пониженной обучаемости (метод «шаблонов», упражнения для глаз по специальной методике, особые диеты, применение мегавитаминов и пищевых добавок).
Американская академия педиатрии считает эти альтернативные методы малоэффективными и не рекомендует использовать их. Помните: назначать ребенку курс лечения может только дипломированный специалист - педиатр, психолог, психиатр.

Отслеживайте процесс в заболевании "низкой успеваемости"

Вам следует регулярно отслеживать динамику развития заболевания: ребенок растет, развивается, и проявления болезни тоже могут меняться. Иногда симптомы пониженной обучаемости проявляются у ребенка лишь в экстремальных ситуациях (например, на ребенка обрушивается большой поток информации). В некоторых случаях симптомы заболевания исчезают с возрастом. Зачастую психика ребенка выстраивает своеобразные защитные механизмы, помогающие ему приспособиться к своему заболеванию. Такие дети обладают прекрасной интуицией, хорошо знают свой внутренний мир, свои возможности, свои сильные и слабые стороны.
Бывает, однако, и так, что симптомы пониженной обучаемости с возрастом становятся все более заметными и не только затрудняют процесс обучения, но и оказывают существенное влияние на социальную адаптацию ребенка, его поведение, взаимоотношения с окружающими людьми. Если вашему ребенку поставлен диагноз «пониженная обучаемость», ему необходимо через определенные промежутки времени проходить соответствующее обследование. Врач наблюдает за динамикой развития заболевания, проверяет эффективность назначенного курса лечения, дает рекомендации родителям и педагогам.
Регулярно встречайтесь с преподавателем, обсуждайте с ним все успехи и неудачи вашего ребенка. Так вы продемонстрируете учителям вашу твердую решимость оказать своему ребенку всю необходимую помощь. Если вы считаете, что администрация школы не выполняет своих обязанностей по отношению к ребенку, прямо и твердо заявите об этом. Добивайтесь, чтобы вашему ребенку были предоставлены все необходимые образовательные услуги в соответствии с требованиями федерального законодательства. Иногда после соответствующего курса лечения симптомы пониженной обучаемости могут несколько смягчиться, однако это вовсе не означает, что заболевание полностью исчезло. Таким образом, школа обязана предоставить ребенку возможность получать те образовательные услуги, в которых он нуждается. Многие дети с пониженной обучаемостью успешно оканчивают среднюю школу, что само по себе уже является значительным достижением: теперь они могут выбрать для себя ту профессию, которая в наибольшей степени отвечает их интересам и склонностям.
В нашей стране существует множество общественных организаций, которые могут оказать вам и вашему ребенку необходимую психологическую помощь. Обратитесь к директору школы или к другим представителям школьной администрации - они предоставят вам всю необходимую информацию о таких организациях.

На что обратить внимание

Вот некоторые основные моменты, на которые родителям необходимо обратить внимание.

  • Это заболевание имеет множество самых разных симптомов, причем каждый из них может проявляться у ребенка в меньшей или большей степени.
  • Если ребенок страдает пониженной обучаемостью, это отражается не только на его успеваемости, но и на физическом состоянии. Помимо всего прочего ребенок испытывает трудности социальной адаптации, у него не складываются взаимоотношения с окружающими людьми. Неадекватное поведение, нарушения эмоциональной сферы, низкая самооценка, психологический стресс - вот типичные спутники этого заболевания.
  • Если ребенок получает соответствующее Лечение, со временем симптомы пониженной обучаемости могут исчезнуть. Однако когда ребенок попадает в стрессовую ситуацию, они могут вновь дать о себе знать. Иногда симптомы пониженной обучаемости сохраняются у ребенка на всю жизнь.
  • Дети с пониженной обучаемостью часто не находят понимания со стороны окружающих. Родителям и педагогам кажется, что ребенок не проявляет достаточного усердия, ленится, уклоняется от выполнения своих обязанностей. Учителя могут оскорбить, унизить, сурово наказать такого ребенка без всякой на то причины. И сами дети, и их родители, и педагоги зачастую не осознают, в чем заключается сущность этого не совсем обычного заболевания. Педиатр или детский психолог должны объяснить родителям ребенка и его учителям, в чем заключается истинная причина всех его.проблем. Следует при этом подчеркнуть, [ что ни ребенок, ни его родители не могут нести ответственность за эти проблемы, поскольку они являются симптомами заболевания.
  • Заболевание ребенка отражается на взаимоотношениях внутри семьи, в свою очередь внутрисемейные отношения влияют на течение заболевания. Если ребенок не справляется со школьной программой, постоянно оказывается в числе отстающих, он испытывает разочарование, злость, душевную боль, у него возникает чувство вины. Такие же чувства испытывают и родители ребенка. Таким образом, душевное состояние родителей, их эмоциональный настрой самым непосредственным образом влияет на душевное состояние ребенка. Если в семье культивируется позитивное отношение к школе, к учебе, к окружающим людям, то у ребенка скорее всего сформируется точно такой же позитивный эмоциональный настрой.
  • Задумайтесь об истинных причинах неуспеваемости вашего ребенка: заболевание далеко не всегда является единственной и главной причиной его школьных неудач. Может быть, у вашего ребенка возникли проблемы в отношениях со сверстниками? Каков внутренний психологический климат в вашей семье? Благоприятен ли он для ребенка? Эмоциональное состояние ребенка напрямую влияет на его успеваемость, поэтому в случае необходимости вам следует обратиться за помощью к специалисту-психологу.
  • Детям, страдающим пониженной обучаемостью, гарантированы помощь и поддержка со стороны государства: школа обязана бесплатно предоставить им дополнительные образовательные услуги. Больному ребенку необходима помощь целой команды высококвалифицированных специалистов.
  • Ваш ребенок должен иметь возможность самоутвердиться, выразить себя в той или иной сфере. Всячески поощряйте любые его интересы и увлечения. Если ваш ребенок добился успехов в своем хобби, обязательно похвалите его.
  • Если вы обнаружили у вашего ребенка те или иные симптомы заболевания, немедленно обращайтесь к врачу. Ранняя диагностика и своевременное лечение имеют решающее значение в подобной ситуации. Следует иметь в виду, что ребенку необходимо систематическое лечение - иногда курс лечения занимает несколько лет. Очень важно поддержать у ребенка положительный эмоциональный настрой: он должен быть уверен, что вы всегда готовы прийти ему на помощь. Заверьте ребенка: вместе вы справитесь со всеми возникшими проблемами.

Вначале потребуется отказаться от многих вещей, которые уничтожают стимул к учебе. Компьютер больше всего отнимает этот стимул. Вместо использования его в учебных целях, школьник проводит много времени в интернете и за компьютерными играми, что не дает никакой пользы. Современные школьники не против весь день просидеть за компьютером.

Первое, что нужно сделать, это конечно же ограничить время проведения за компьютером. Это вовсе не значит, что за ним нельзя сидеть. Сделайте так, чтобы техника приносила пользу ребенку и помогала ему в учебе. Еще одним врагом учебы является телевизор. Конечно большинство детей уже забыли что такое телевизор с появлением компьютера, но все же время проведения за телевизором тоже стоит контролировать. Ну и последнее в этом перечне — лень, которая часто мешает учиться и делать уроки. Существует множество способов борьбы с ленью у детей. Один из таких способов — спорт. Занятия спортом дают ребенку разгрузку организма и частично избавляют от лени, поскольку на спортивной секции ребенку есть чем заняться. Компьютер и телевизор не стоит считать средствами отдыха.

Первый шаг уже позади. Теперь настало время приступить к учебе. Школьные задания никогда не отличались особо трудностью, но от количества домашнего задания у ребенка часто опускаются руки, и он решает потратить время на развлечения. Выполнять домашнее задание можно не только дома, но и в школе. Большую часть письменных уроков реально подготовить сразу же после того, как их задали. Если нет времени на выполнение домашнего задания в школе, то лучше всего сделать его по прибытии домой. Как говорится в известной поговорке — «Сделал дело — гуляй смело!» И тебе следует поступить так же. Как только будет выполнено домашнее задание, ты сразу почувствуешь, что ты исполнил свой учебный долг на сегодня, и можешь посвятить себя разным интересным занятиям. Однако добросовестного выполнения «домашки» недостаточно, нужно уделять время саморазвитию, узнавать что-то новое самому, читать дополнительную литературу. В школе старайся отвечать чаще, поднимай руку, дополняй своих одноклассников при ответе у доски. На первых порах это покажется сложным, но через некоторое время ты будешь учиться с легкостью. Твоя успеваемость станет намного выше, а самое главное — ты будешь на почете у своих учителей. Наверное ты всегда замечал, что отличников крайне редко наказывают за неожиданные прогулы или невыполненное домашнее задание, и ты сможешь стать таким же!

Что же касается мнения окружающих тебя людей, в частности одноклассников, то тут ты должен выбирать сам, прислушиваться к нему или нет. Ты должен поставить себе цель — хорошо учиться. А если кто-то из твоих друзей перестанет уважать и ценить тебя как друга, то лучше завязывать дружбу с такими людьми, потому что друг должен всегда поддержать тебя в любой ситуации, не разделяя тебя по каким-либо группам.

В школе нередко проводятся олимпиады и соревнования, старайся принимать участия в таких мероприятиях, ведь у тебя будет шанс получить призовое место. Более того, все твои участия в подобных мероприятиях принесут тебе только пользу, а после школы будет возможность поступить во многие вузы с таким багажом знаний.

От чего зависит успеваемость школьника?

Многим родителям знакома ситуация, когда успеваемость ребёнка в школе показывает низкий уровень.

С одной стороны – не все дети одинаковые и далеко не все показывают великолепные результаты. А с другой стороны, если родители уверены, что их чадо способное и сообразительное, а учёба всё равно не ладится, необходимо срочно принимать меры.

Обычно хорошо занимаются в школе дети, которым нравится учиться. Естественно, когда есть желание, то и результат совершенно другой. Такие школьники получают, как правило, высокие оценки.

Если же у ребёнка тяга к учёбе отсутствует, то и результат соответствующий – плохие отметки, программа обучения для него невероятно сложная, он просто не успевает её осваивать.

К сожалению, программа обучения в наших школах построена таким образом, что абсолютно все дети, независимо от их индивидуальных свойств мышления и способностей к обучению, должны овладеть программным материалом.

Но общепринятые меры не могут быть успешными для всех. Одному школьнику достаточно один раз объяснить новую тему, и он уже всё понял и запомнил надолго.

А другому ученику необходимо одно и то же объяснять несколько раз, да и потом периодически повторять, иначе он опять забудет. Это вовсе не означает, что кто-то мыслит лучше, а кто-то – хуже. Просто одному ребёнку, в силу его физиологического и психического развития, требуется больше времени для обучения. У детей и разная концентрация внимания.

Один малыш может часами заниматься одним и тем же делом и, при этом, ему это совсем не надоедает. А другой ребёнок и десяти минут не может спокойно высидеть, занимаясь одним делом.

На успеваемость ребенка в школе большое влияние оказывают и особенности памяти школьника. Так, у некоторых детей лучше развита зрительная память. Им лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Для них очень хорошо подойдут наглядные пособия, графики.

У других учеников лучше развита слуховая память. Для них очень важно прослушать информацию, потом ещё её обсудить и проговорить для себя.

Успешность обучения в школе зависит ещё и от темперамента вашего ребёнка.

Насколько верно именно к нему подобраны методы подачи информации. Но, опять-таки, очень многие преподаватели не придерживаются данной точки зрения, да и большинство школ просто не приспособлены под такие методы обучения.

Если выбранный школой или преподавателем способ подачи информации не подходит вашему ребёнку, то это и приводит в дальнейшем к неуспеваемости. Поэтому, с такими детками либо самим родителям необходимо прорабатывать ещё раз изучаемый материал дома, либо нанимать репетитора, если позволяют финансы.

Но причина неуспеваемости не всегда связана с умственными способностями школьника. Иногда она зависит от классного коллектива, от взаимоотношений с одноклассниками или с преподавателями.

Если вы заметили, что ваш ребёнок не хочет ходить в школу, придумывает для этого всяческие уловки, попробуйте вызвать его на откровенный разговор и выяснить истинные причины нежелания посещать школу.

Если это нежелание возникло на фоне конфликта, постарайтесь выяснить его причины и попытайтесь уладить всё «мирным» путём.

Очень важную роль в работоспособности человека играет время суток. Так, например, если ваш ребёнок «сова», то заниматься в утренние часы ему будет крайне тяжело. Режим дня такого школьника желательно спланировать таким образом, чтобы все сложные задания он выполнял во второй половине дня, когда ему легче усваивать информацию.

Но, к сожалению, занятия во многих школах проходят именно в первой половине дня. А вот для «жаворонков» это благоприятное время. В утренние часы они очень активны и способны усвоить любой материал.

Ещё один момент, на который хотелось бы обратить внимание родителей, что успеваемость ребенка в школе зависит от того, насколько правильно ваш ребёнок подготовлен к школьной жизни. Поэтому дошкольное воспитание детей должно включать в себя обязательный компонент – подготовку к школе. Именно правильно подготовленный ребёнок прекрасно адаптируется к новым условиям и проблем с обучением у него обычно не возникает.

Как правильно организовать воспитание, чтобы повысить успеваемость?

1. Каждый день проявляйте любовь, понимание, заботу и терпение. Спрашивайте у ребёнка о том, как прошёл его день в школе, какое у него настроение после уроков. В любой ситуации проявляйте эмоциональную поддержку.

2. Хвалите своего школьника за малейшие успехи и достижения. Постарайтесь не ругать за неудачи, а вместе найдите выход из сложившейся неприятной ситуации и постарайтесь исправить положение.

3. Если ребёнок проявляет стремление к знаниям, ни в коем случае не подавляйте это, а, напротив, всячески поощряйте и поддерживайте. Читайте вы своему сыну или дочери книги, а затем попросите, чтобы он вам прочитал. Вместе обсудите прочитанное. Покупайте школьнику развивающую литературу, диски. И помните, что девяносто процентов информации дитя усваивает до семи лет. И лишь десять процентов за всю оставшуюся жизнь.

4. Если ребёнку самому сложно выполнить какое-то задание, и он обращается к вам за помощью, ни в коем случае не отталкивайте его словами: «Иди сам думай!». Постарайтесь объяснить, помочь. Именно помочь! А не сделать за него.

5. Если ваш ученик хочет выполнить домашнее задание со своим одноклассником, не запрещайте ему это. Объясняя и помогая друг другу, они лучше усвоят изучаемый материал.

6. Не будьте равнодушными, если ребёнок делится с вами увиденным или прожитым. Проявляйте заинтересованность.

7. В любой ситуации сдерживайте свои эмоции, старайтесь не критиковать преподавателей и не говорить плохо о школе. Только положительный настрой!

8. Старайтесь и сами принимать самое активное участие в жизни школы и класса. Когда ребёнок увидит, что школа стала частью и вашей жизни тоже, ваш авторитет в его глазах значительно поднимется.

9. Некоторые родители используют тактику многократных переписываний и повторений. Ожидаемого результата такая тактика не принесёт. Лучше понаблюдайте за ребёнком, постарайтесь определить, что у него получается хорошо, а что совсем не получается. Посоветуйтесь с преподавателем или психологом, как улучшить память, внимание, сосредоточенность и организованность.

10. Самое главное, создайте школьнику максимально комфортные условия для учёбы, обеспечивайте его всем необходимым для успешного обучения.

11. Помните, что умственный труд гораздо сложнее физического. И усталость от умственного труда проходит гораздо дольше, чем от физического. Поэтому помогайте ребёнку, поддерживайте его, вселяйте в него веру в собственные силы.

12. Когда выполняете вместе с учеником домашнюю работу, не контролируйте деятельность учителя.

13. Не используйте ошибки ребёнка для его критики. Фразу: «На ошибках учатся» ещё никто не отменял. Объясните своему чаду, что ошибаясь, он приобретает определённый жизненный опыт и учится навыкам самоконтроля.

И помните, что каждый человек индивидуальность, со своими принципами, привычками, предпочтениями и характером. Не ругайте своего ребёнка, если он чем-то отличается от сверстников.

Постарайтесь установить контакт со школьником, выясните, как ему легче усваивать учебный материал. Проявите творческий подход. И тогда успеваемость в школе обязательно наладится, и ребёнок будет с удовольствием ходить в школу.

Дневник сына или дочери не радует высокими баллами? Почему ребенок учится не так хорошо, как тебе хотелось бы? Выясни, в чем дело, и помоги исправить ситуацию!

14:44 23.01.2013

Есть такие дети, которых никто никогда не заставляет учиться. Старательные школьники сами прилежно просиживают вечера за учебниками - чтобы ответить на высший балл и быть лучше всех. О таких сыновьях и дочках мечтают все мамы и папы. Увы, по статистике, на весь поток едва ли наберется трое таких прилежных учеников. К тому же психологи уверяют, что чрезмерная старательность - не всегда хорошо: перфекционизм, который вот так проявляется в детском возрасте, будет очень мешать в будущем. Поэтому если твой сорванец не слишком любит учиться, не спеши расстраиваться и обвинять его в отсутствии прилежания. Именно родители (а не учителя и друзья) могут привить любовь к знаниям, найти стимул для сына или дочери учиться лучше.

В идеале, конечно, следить за успеваемостью ребенка нужно систематически. Но обстоятельства порой складываются так, что ты просто не в силах объять необъятное: то на работе аврал, то со здоровьем родителей проблемы, то с мужем кризис отношений. Оглянешься - уже апрель, до конца учебного года осталось всего ничего, а в дневнике ненаглядного чада как раз те оценки, которые ты меньше всего хотела бы там видеть. Скажем честно: если запущены все предметы, то, скорее всего, существенно изменить отметки в табеле вряд ли удастся. Лучшее, что ты можешь сделать, - поговорить с ребенком по-взрослому, без лишних эмоций, настроив его на серьезную работу в будущем. Спроси: как ты считаешь, почему ты в этом учебном году стал хуже учиться? Чем я могу тебе помочь в следующем году? Закончить разговор нужно непременно на позитивной ноте, чтобы твой ребенок видел: ты веришь в его силы и способности. И прямо сейчас, после разговора, стоит начать дополнительно заниматься, продумать программу на лето, нанять репетитора. Результаты будут позже, вероятнее всего, не в этой четверти.

Ну а когда «прокол» всего в одном-двух предметах - есть за что бороться! Тем более, если ребенок сам горит желанием исправить ситуацию.

Почему он плохо учится?

Прежде чем устраивать «разбор полетов», проанализируй причины неуспеваемости. Иногда они весьма далеки от школьного процесса.

Здоровье. Твой малыш читает, слишком близко поднося книжку к глазам? Запишитесь на прием к окулисту! Быть может, причина того, что он «съехал» в школе, - именно плохое зрение. Попроси учителя пересадить его на первую парту. Если он бледен, плохо ест и быстро утомляется, необходимо выяснить причины такого состояния, проконсультироваться с педиатром и сдать анализы. Иногда достаточно пройти курс лечения от гельминтов чтобы и здоровье поправилось, и оценки в школе заметно улучшились.

Обстановка в семье. Все мы прекрасно знаем, что конфликты дома негативно отражаются на детях. Ребенок переживает из-за ссор мамы с папой, и это отвлекает его от занятий. Если у вас с мужем непростые отношения, постарайся, чтобы ваш ребенок не присутствовал при ваших эмоциональных разборках и уж тем более не участвовал в них.

Взаимоотношения с одноклассниками. Насколько часто твой малыш рассказывает тебе, как складываются его отношения с одногодками? Может, твоего сына на переменке обижают задиры-одноклассники, и поэтому у него не получается сосредоточиться на уроке? Или у него совсем нет друзей, и это его огорчает? Поговори с сыном или дочерью, выясни, каков микроклимат в их школьном коллективе. На встрече с классным руководителем интересуйся не только оценками, но и поведением своего ребенка и его взаимоотношениями с ребятами из класса.

Перегруженный график. Иногда, желая вырастить из любимого чада вундеркинда, взрослые взваливают на него такое количество дополнительных занятий, что у ребенка просто не хватает сил прилежно выполнять еще и школьные задания. Если у сына (дочери) не остается времени на игры и отдых, стоит отказаться, хотя бы на время, от дополнительной нагрузки.

Обычная лень. Это, наверное, самая распространенная причина появления в дневнике плохих оценок. Вроде бы ничего не мешает заняться домашним заданием, но так хочется посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные «бродилки» или просто поваляться на кровати! Важно, какой пример ребенку показывают родители. Если вы с мужем все свободное время проводите перед телевизором, то, естественно, ребенок копирует ваши привычки! Может, стоит немного изменить себя? Например, всем вместе провести воскресенье на свежем воздухе или пойти в музей?..

Увы, нередко помочь в такой ситуации могут только радикальные меры. Запрет на телевизор и компьютер в будние дни - весьма действенное средство (прежде всего для учеников младшей школы). Пусть вначале сын или дочь будет обижаться, постепенно он (она) привыкнет, что электронные развлечения - только по выходным. Или строго дозированно по времени: не больше получаса в день.

Курс на повышение!

Как вызвать у ребенка желание учиться? Можно долго рассказывать о том, каких высот достигнет прилежный школьник в будущем, какие перспективы откроются перед ним. Вряд ли подобные речи возымеют немедленный эффект: ведь все это будет когда-то, не сейчас. Тем не менее говорить об этом нужно. И не абстрактно, а приводя конкретные примеры. Будешь учиться - поступишь в вуз - получишь специальность - сможешь купить квартиру, машину, обеспечить детей, помочь родителям. Эта простая логическая цепочка должна закрепиться в сознании чада, пусть даже сейчас ребенок не придаст твоим словам достаточного значения. А для того чтобы он увидел ближайшую выгоду своего прилежания, стоит придумать хороший стимул. Пообещай своему школьнику какой-то приз за хорошие оценки в табеле, ориентируясь на его возраст и интересы.

Например, поездку к морю, покупку нового мобильного телефона, какие-то взрослые преимущества - дополнительные карманные деньги, возможность самому планировать выходной и т. д. Посоветуйтесь вместе, чего бы ему хотелось. Такая мотивация заставит его налечь на учебу - ведь впереди ждет заслуженная награда! Только помни, что свое слово надо непременно сдержать, иначе ребенок почувствует себя обманутым и больше никогда не поверит в твои обещания! Обязательно посети школу и поговори с учителем. Так тебе будет легче разобраться в причинах низкой успеваемости, а заодно ознакомишься с требованиями к уровню знаний. Иногда у учителя складывается ложное впечатление, что родители совсем не следят за учебой сына или дочери. Покажи, что это не так. Узнай у преподавателя, чем ты как мама можешь помочь своему ребенку. Для исправления плохой отметки бывает достаточно подготовить реферат или сообщение. Если на носу контрольная, стоит отложить все свои дела и несколько дней посвятить занятиям.

Не забывай, что все дети - разные: одному для подготовки к урокам достаточно получаса, а другой три часа корпит над учебниками. Но нередко причина такого долгого сидения над домашним заданием - простая неорганизованность. Только начал решать задачку по математике - засмотрелся на картинки в учебнике, только стал разучивать стихотворение - увлекся потрошением авторучки… В этом случае тебе придется какое-то время контролировать выполнение уроков. Возьми стул и присядь к столу своего школьника: наблюдай, как он занимается, и в нужный момент призови к порядку.

Распиши с ребенком его режим дня. Пусть он четко знает, какие часы отведены на игру, а какие - на учебу. Можно красиво оформить листок с режимом и повесить его на видное место - пусть он все время сверяется с ним. Используй игровой момент для того, чтобы заинтересовать ребенка результатами учебы. Например, повесь на стену плакат, где будут перечислены все предметы, которые твой малыш изучает в школе. Напротив уроков, по которым у него хорошие оценки, прикрепи изображение забавного солнышка, улыбающейся рожицы или сердечка. А напротив тех, что хромают, - тучку, дракончика или пирата. Если ребенок постарше - составьте вместе график успеваемости по тому предмету, который тебя беспокоит. Вот увидишь, как будет радоваться твой отпрыск, когда кривая поползет вверх!

Нестандартные методы

Ты как никто другой знаешь особенности характера своего ребенка и сможешь сама придумать, на какую «кнопочку» нажать, чтобы малыш (подросток) загорелся учебой. Воспользуйся опытом наших читательниц.

28-летняя Александра из Киева рассказывает: «Я попросила своего мужа пойти в школу на собрание. Для сына это было настоящим испытанием, он буквально сгорал со стыда, когда папа, которого он так уважает и на которого хочет быть похож, выслушивал нелицеприятные слова о его учебе. И знаете, произошло чудо! С этого дня мой Валик стал примерным учеником!

Ведь он больше всего боится, что папа в нем разочаруется». «У моей дочки не сложились отношения с учительницей, и та ставила ей плохие оценки скорее из вредности, даже мое заступничество не помогало, - пишет 32-летняя Анна из Симферополя. - Тогда я сказала дочке: ты должна так учить предмет, чтобы нелюбимая учительница просто не имела повода к тебе придраться! И Лада начала зубрить английский: мне кажется, что она восприняла это как вызов. И таки добилась своего! Теперь у нее по этому предмету высокий балл!»

А вот что советует 35-летняя Алена из Харькова: «У моего сына-шестиклассника хромала история. Чтобы как-то заинтересовать Артема, мы стали по выходным ходить в исторический музей, а потом записались в краеведческий кружок, где изучали историю родного края. Постепенно отношение сына к предмету изменилось: он сам стал готовить дополнительный материал к урокам, чем очень удивил учительницу. Нужно ли говорить, что ниже «десятки» он больше не приносил!»

Найди свой, интересный и нестандартный, подход, который будет работать на повышение успеваемости.

Запрещенные приемы

В погоне за оценками в табеле не допускай распространенных родительских ошибок. Объясни, что важна не только и не столько отметка, сколько крепкие знания. Не нужно во что бы то ни стало «выбивать» из чада высший балл. Иначе рискуешь выработать у него чисто формальный подход: добиться 12 любой ценой, пусть даже слезами и нытьем. Либо взрастить комплекс перфекционизма, о котором шла речь выше.

Не стоит и самой выполнять за ребенка домашние задания - писать рефераты, рисовать или чертить. У твоего малыша может выработаться комплекс неполноценности: он будет уверен в своей неспособности самостоятельно справиться с заданием на «отлично». Если ты видишь, что твой сын или дочка ну никак не успевает сделать уроки сам, помоги ему, но не выполняй всю работу за него.

И уж совершенно недопустимо ругать и обзывать ребенка тупицей и неумехой. Это приведет к прямо противоположному результату: малыш совсем потеряет веру в свои силы или, наоборот, станет назло домашним учиться плохо. Заинтересовать, найти стимул, помочь, убедить - единственно верный способ подтянуть оценки и знания.

Три способа повысить успеваемость

Не стоит опускать руки и записывать школьника в двоечники. Эти методы наверняка помогут исправить ситуацию!

1 Репетитор. Обратись к специалисту: профессионал сумеет заполнить пробелы в знаниях твоего школьника. И возможно, именно он найдет нужный подход к малышу.

2 Занятия с учителем за дополнительную плату. Школьный учитель хорошо знает и программу, и способности твоего отпрыска. Он сделает упор на том материале, который не был усвоен твоим сыном или дочкой.

3 Профильный кружок. Здесь ребенок сможет узнать много интересного и полюбить предмет. Тем более что в неформальной обстановке кружка материал всегда усваивается легче.

Благодарим за помощь в подготовке материала психолога и психотерапевта Татьяну Михеенко .